Биографии Характеристики Анализ

Что значит служить отечеству. Творческие работы моих учеников

Военные годы, военные даты…

Их знают все люди, не только солдаты,

Ведь ради великой победы

Умирали отцы, погибали деды.

Были взрывы, пули свистели…

Так прошли годы, месяцы, недели.

Долго мы воевали,

Но Родину свою отстояли.

Рекой текли слезы и кровь,

Но сильней всего оказались долг и любовь.

На войне погибли люди,

Россия их никогда не забудет.

Ведь долгую службу они несли

И ценой жизни Родину спасли.

«Жить – это значит Родине служить,

Так однажды сказал мне отец –

Такой девиз у бойца должен быть».

Мой папа – милиционер, он настоящий боец.

Ему не раз приходилось быть на войне,

Воевал на Кавказе, воевал и в Чечне.

Но он выжил и вернулся домой.

Потому что предан Родине душой!

Я прислушалась к папиным словам

И решила пойти по его стопам,

Я тоже хочу милиционером быть,

Служить народу, Родине служить!



Жить – это значит служить Родине

Эккемеева Лидия ,

7 «в» класс, школа № 42

История человечества изобилует войнами. Но войны, подобно второй мировой, мир не знал никогда. Развязанная немецким фашизмом, она втянула в свою огненную орбиту десятки стран, сотни миллионов людей, страшной, кровавой отметкой пометив 40-е годы прошлого столетия. Более 56 миллионов человеческих жизней унесла эта война, сотни тысяч городов и сел сравняла с землей.

В 1941 году вторая мировая война вступила в свою основную и решающую фазу. Вероломно нарушив Пакт о ненападении, гитлеровские войска 22 июня начали наступление на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война советского народа.

В этом году вся страна будет отмечать великое событие, победу над чумой XX века, победу советского народа над фашисткой Германией.

Моего дедушку зовут Макар Петрович, он участник той войны. С самого начала до самого конца прошел он Великую Отечественную войну. Ему было 18 лет, когда его призвали в армию. К концу службы началась война. Матросом Балтийского флота сражался он с фашистами. Не раз был ранен, не раз стоял на краю гибели. Дедушка рассказывал со слезами на глазах о том, как потопили их корабль, как три дня и три ночи он по грудь в воде с раненой рукой и ногой спасался на бревне вместе со своими боевыми товарищами, фашисты захватили их в плен. Два года он находился в концлагере на территории Германии. В нечеловеческих условиях зверскую расправу над людьми, голод и холод познал мой дедушка. Как ему было тяжело и какие невзгоды он перенес, судить можно и потому, что он не может рассказывать о войне без слез. Он не любит вспоминать об этом времени. Я сейчас начинаю понимать, что такое война. Это гибель друзей, товарищей и самых дорогих людей на свете. Ведь я знаю, что к тому времени, когда фашисты напали на нашу страну, они уже захватили много других стран и подняли над чужими землями свои фашистские флаги, на которых извивался страшный криволапый крест, похожий на паука. Горе и смерть несли людям эти знамена. Там, где они развевались. Текли слезы и кровь. И вот в эти тяжелые минуты мой дедушка мечтал о том, чтобы кончилась война, чтобы он вернулся на свою Родину, и будучи молодым парнем мечтал жить вместе со своей семьей. После войны мой дедушка женился на моей бабушке Елене. Вырастили они восьмерых сыновей, среди них и мой папа.

Мой дедушка Макар Петрович награжден многими медалями и орденами. Несмотря на трудности, он жив и, хотя ему 83 года, бодр и крепок. И бабушка у меня героиня. Она награждена орденом «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Я их очень люблю и желаю только добра.

Когда я вырасту, постараюсь быть достойной дочерью нашей Родины. Моя цель в жизни: жить – Родине служить.

Не для врагов сады у нас посажены,

Молодые, светлые сады;

Не для них дороги наши «ложены»,

Не для них построены сады.

Ты гори, зари полоска узкая,

По земле ползет пожаров дым…

Мы тебя, земля родная, русская,

Никогда в обиду не дадим!

Россия – моя великая Родина. Я горжусь тем, что живу в России, среди этих полей и лесов, среди тишины природы, ее спокойствия. Единственное, что может нарушить эту тишину – война.

Война – это страшное слово. Многие уходят и не возвращаются, они остаются там, на той земле, где это происходит. Вторая мировая война… как толь ветераны услышат эти слова, они рассказывают со слезами на глазах, что видели то, как погибали такие близкие сердцу люди. Многие солдаты погибли, не жалея себя, за нашу Родину. Каждый человек, побывавший на войне, знает, что это такое, и никогда не забудет это: смерть людей, ненависть к врагам, запах пороха, тяжелые работы, ощущение того, что вот-вот тебя могут убить.

Я пишу это сочинение и думаю о своем прадедушке. Он участвовал в войне. Его сейчас нет в живых. После того как он вернулся с войны, прожил довольно долго. Он был тяжело ранен. В бою ему подорвало ноги, наверное, это были страшные боли и моральные страдания, но прадедушка не смирился с этим. Он подавил в себе чувство неполноценности, и, я думаю, в этом ему помогла прабабушка, которая всю жизнь ухаживала за ним.

Как сейчас помню то, что прадедушка рассказывал мне о войне: как он сражался за родину-мать, как он храбро шел на войну. У него был друг, по его словам, очень верный и преданный. Однажды друга ранило, а фашисты подходили все ближе и ближе. Прадедушка не мог оставить своего друга одного, на верную смерть, он вернулся к нему, и вот тогда-то его и подорвало на мине. Он выжил. Одной из его самых любимых песен о Родине была песня:

Край любимый, край родной

Леса, поля родные.

Не отдам тебя ему –

Прошло почти 60 лет с тех пор, когда кончилась война. Многое изменилось, хотя изменения эти и не очень-то заметны, вместе со временем меняемся прежде всего мы – люди. Именно по этому очень трудно было написать сочинение тринадцатилетней девочки и оценить действия прадедушки. Все ветераны были одинаковы в главном: вере в правоту своих действий, были убеждены в победе и освобождении Родины, на защиту которой пошли добровольно. Никто из них не хотел умирать, но каждый внутренне был готов к этому.

Война за освобождение нашей Родины требует жертв. Неизбежно приходилось лить кровь, для того, чтобы наша Отчизна цвела и развивалась. Для победы над врагом наш народ не жалел самого главного – жизни.

Участников войны вечно будет помнить Россия. Матери будут рассказывать детям, как солдаты храбро сражались за их спокойствие, которое у них будет, пока есть любящие Родину люди.

Но не только благодаря солдатам наша страна свободна. Мирное население делало все, чтобы солдатам было легче в бою: вязали носки, одежду, копали окопы. Наш народ вместе победил врага, ведь чем дружнее народ, тем легче одолеть противника.

Люди, жившие во время Великой Отечественной войны, были убеждены в том, что жить – это значит служить Родине.

… Война – это самое безнравственное

деяние из всех, какие породил человек.

Но люди упорно борются за то, чтобы

само слово ВОЙНА упоминалось бы

со стыдом и раскаянием теми, кои

будут жить после нас и ради которых

мы живем ныне и работаем.

В. Астафьев

Мы с вами не видели войну: не слышали плач матерей и жен солдат, крик малышей, оставшихся без отцов. О войне мы знаем лишь из фильмов, из произведений писателей и поэтов, рассказов наших прабабушек и прадедушек. Годы Отечественной войны не забудутся никогда. Чем далее, тем все живее и величественнее развернутся они в нашей памяти.

Любовь к Родине, верность гражданскому долгу, коллективизм , чувство товарищества – вот основные черты, присущие героям войны. Они глубоко осознают и общий смысл борьбы, свою личную ответственность за судьбу страны, сознательно идут на подвиг, на самопожертвование. Жизнь и борьба во имя Родины, героизм для них – не минутная вспышка, а норма поведения, мировоззрение. Таких людей нельзя победить. Убить можно, а победить нельзя.

Различны формы проявления подвига, который может совершиться не только на поле боя и не только с помощью оружия. Главный критерий героизма в нравственном величии человека - в силе его непокоримого духа. Нельзя забывать о тех, кто поставлял в эти грозные годы боеприпасы , нельзя забывать о подвиге, который вместе со своим народом, со всей страной совершили в эти годы люди, работавшие на полях, заводах, фабриках, больницах…

К таким людям можно отнести и мою прабабушку Таисию. Ее молодость совпала с Великой Отечественной войной. Прабабушка была очень хорошим человеком. Эта была статная, высокая и красивая девушка. Она являлась передовой дояркой и телятницей. В шестнадцать лет ее выдали замуж. Началась Великая Отечественная война, мужчин забрали на войну, и прабабушка осталась одна с тремя малолетними детьми. Старшей дочери было пять лет, а самой младшей – десять месяцев. В годы войны им жилось очень туго: еды никогда не хватало, дети были маленькие, и помощи ждать было не от кого. Работа в колхозе, домашнее хозяйство, воспитание детей – все легло на хрупкие плечи еще молодой женщины. Не отдыхая, не доедая и не досыпая, она думала о том, как не упасть духом, не потерять силы и терпения. Она понимала: «Жить – значит Родине служить». Ночами, роняя слезы о муже, который так и не вернулся с войны, днем она вместе с детьми строила дом, теплый и уютный уголок, где вырастила мою бабушку и маму. Сейчас прабабушки нет с нами, но каждый год мы приезжаем к ней на кладбище, где она похоронена рядом с чувашской писательницей Марфой Трубиной, чтобы поклониться этой женщине, каждый день совершавшей нравственный подвиг в тылу.

И пусть в этой жизни не каждому дано сравниться с такими людьми, как моя прабабушка, но каждый истинный патриот должен совершить то, что в его силах, а если потребуется, то и сверх силы.


60 лет определяют нас от того дня, когда прозвучали последние залпы Великой Отечественной войны. Почти четыре года, 1418 дней и ночей, вел советский народ беспримерную героическую борьбу с жестоким, сильным и коварным врагом – немецким фашистам. Первое на планете социалистическое государство, защищавшее интересы мира и добрососедства, отстояло свою независимость и свободу других государств.

Очень страшное было время годы. Немецкие войска вошли на территорию России. Началась Великая Отечественная война. Само слово «Отечественная» говорит о том, что народ защищал свое Отечество. Не только военные участвовали в войне, но и добровольцы шли защищать Родину.

Среди добровольцев были такие же школьники, как и мы. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали, прыгали, разбивали носы и колени. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам. Мальчишки… Девчонки… На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

Маленькие герои большой войны… Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями. Сражались повсюду: на море, в небе, в лесу, в партизанском отряде.

Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких граждан – обыкновенных мальчишек и девчонок. И назвали люди их героями: Леня Голиков, Марат Казей, Зина Портнова…

Сегодня, хотя про них все забыто, но мы учимся у этих людей безответной любви к Родине, смелости, достоинству, мужеству и стойкости. Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свою жизнь миллионы сынов и дочерей Родины. И среди них те, кому было столько лет, сколько сегодня нам.

И пусть каждый задаст себе вопрос: «А я смог бы поступить так?» - и, ответив самому себе искренне и честно, подумает, как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойным памяти своих замечательных ровесников, юных граждан нашей страны. Сам же я отвечу так: «Жить – это значит служить Родине».


Звучит песня «С чего начинается Родина?» (слова М.Матусовского, музыка В.Баснера).

Ребята, что такое Родина? (Дети отвечают.)

(На доску прикрепляется слово Родина .)

Родина – это территория, где человек родился, среда, в которой он вырос, живёт и воспитывается. Условно различают большую и малую Родину. Под большой Родиной подразумевают страну, где человек вырос, живёт и, которая стала для него родной и близкой.

Как называется наша большая Родина? (На доску прикрепляется слово Россия .)

Ученик:

В сердце ты у каждого,
Родина – Россия,
Белые берёзки, колос золотой.
Нет тебя привольней,
Нет тебя красивей…
Нет другой на свете
Родины такой!

Звучит песня «Отчего так в России берёзы шумят?» (группа «Любэ»).

Малая Родина – это место рождения и становления человека как личности. Как называется наша малая Родина? (На доску прикрепляется слово Мариинск .)

Ученики читают стихотворение «Мариинск» Виктора Баянова.

Гудками синий воздух вспорот,
Гремят вагоны на бегу…
И вот – разноэтажный город
На левом кийском берегу.
Огнём и временем не сгублен,
Он в молодой своей поре,
Хоть первый дом его был срублен
Ещё, наверно, при Петре.
Как из гранита, право слово,
На зорях трубами дымя,
Расселись кряжисто, кондово
Из бурых лиственниц дома.
И, как на небе хлебозоры,
Светлы, легки на тех домах
Коньки резные да подзоры,
Да ставней кружевных размах.
И этой сказки деревянной,
К нам долетевшей сквозь года,
Случайный путник, гость ли званый –
Ты не забудешь никогда…
Родина
Россия
Мариинск
.

В какой области находится город Мариинск? В 2008 году Кемеровская область отмечала 65-летие со дня её образования.

А. Твардовский писал: «Эта малая Родина со своим обликом, со своей, пусть скромной и непритязательной, ребяческой души, и с годами от той отдельной и малой Родины он приходит к той большой Родине, что обнимает все малые и – в великом целом – для всех одна.»

Осознанная любовь к Родине у каждого человека возникает в своё время. Одно несомненно: с первым глотком материнского молока начинает пробуждаться и любовь к Отечеству. Вначале это происходит подобно тому, как растение тянется к солнцу, а ребёнок – к отцу и матери. Подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, к родной улице, селу, городу. И только взрослея, набираясь опыта и знаний, постепенно осознаёт величайшую истину – что он принадлежит Родине, отвечает за неё. Так рождается гражданин-патриот.

Ребята, как вы понимаете пословицу «Жить – Родине служить!»?

Многое может родная земля! Может накормить тебя тёплым и вкусным хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой, но защитить себя она не может. Поэтому защита Отечества, родной земли – долг тех, кто ест хлеб, пьёт её воду, любуется её красотой. Люди в разное время совершали и совершают подвиги во имя любви к своей Родине, во имя любви к своему народу.

Ребята, а что такое подвиг? (Дети отвечают.)

Подвиг – это значит – в великом бескорыстном порыве души человек отдаёт себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.

Ученик:

Была война, прошла война,
Над полем боя тишина.
Но по стране, по тишине
Идут легенды о войне.

Во время войны весь народ встал на защиту своей Родины. Люди не говорили громких слов о патриотическом воспитании и любви к Родине, они не испугались и проявляли выдержку, совершали подвиги. Среди таких героев были и наши земляки, о которых я сейчас вам расскажу.

(Учитель показывает портрет Веры Волошиной.)

О Вере Волошиной написаны повести, очерки, стихи и песни. Её именем названы корабль, улицы и школы. В год 20-летия Победы её посмертно наградили Орденом Отечественной войны 1-й степени. В канун 50-летия, в 1994 году, ей присваивается звание Героя Российской Федерации.
Родилась Вера в Кемерове. Училась в 12-й школе, занималась спортом, была заводилой и всеобщей любимицей. Одной из первых Вера ринулась в Москву. Поступила в Центральный институт физкультуры, но подкачало здоровье. Собравшись с силами, она поступает в институт советской кооперативной торговли. Война всех выбила из привычной колеи.
Вера, как и все комсомольцы, выехала из Москвы на целое лето по специальному заданию: делать укрепления. Все старались работать как можно больше. Каждое воскресенье устраивали воскресники. Деньги, которые зарабатывали, отдавали в Фонд обороны. Вера Волошина также стала донором. А 15 октября 1941 года она сообщила своим родным, что уже на фронте.
21 октября Вера вышла на первое задание. Группа возвратилась только 6 ноября. Позади – десятки пройденных по лесам и болотам километров. 21 ноября Вера, комсорг группы, снова перешла вместе с товарищами линию фронта. Параллельно перешла группа Бориса Крайнова. Был сильный обстрел. Приказано было залечь. Вперёд вместе с армейскими разведчиками ушли Борис Крайнов и Вера Волошина. Потом Вера возвратилась, наступила мёртвая тишина, и она приказала следовать за ней. Потом снова группа отдыхает, головная разведка уходит вперёд, возвращается и ведёт группу за собой. Потом группа была разбита надвое. В одну из перебежек Вера попала под перекрёстный обстрел. Тяжелораненую её схватили немцы и отвезли в совхоз Головково. В тот же день в их руки попали и Зоя Космодемьянская. Их допрашивали, зверски пытали, вымещая всю злобу за те неудачи, которые, несмотря на временный успех, терпели под Москвой. Они хотели настроить против разведчиков местное население. Партизаны, уверяли немцы, не только наши враги, но и ваши.
Вера и Зоя погибли в один день. 29 ноября в субботу. Драматически сложилась посмертная судьба Веры. Многие годы её считали без вести пропавшей. Но в 1957 году в «Комсомольской правде» появилась заметка «Она сражалась рядом с Зоей». Московский журналист Георгий Фролов с тех пор собирал все материалы о Вере. И только в 1957 году ему удалось узнать о том, как погибла Вера, найти её могилу. Об этом поиске он написал документальную повесть.

(На доску прикрепляю фотографию памятника советскому воину-освободителю в берлинском Трептов-парке.)

В берлинском Трептов-парке на высоком постаменте стоит памятник: советский солдат держит в одной руке меч, а другой бережно прижимает к груди спасённую им немецкую девочку. Скульптор Е.В. Вучетич воплотил в этом монументе подвиг советских воинов, освободивших мир от фашизма.
Солдата из Трептов-парка знает весь мир. Но не всем известно, что у бронзового воина есть конкретный прототип. В 1965г. Маршал Советского Союза В.И.Чуйков назвал имя солдата, чей образ запечатлён в монументе: гвардии старший сержант, знаменщик 220-го гвардейского полка Николай Иванович Масалов.
Н.И.Масалов родился и вырос в посёлке Тяжинском Кемеровской области, оттуда ушёл на фронт. Он прошёл трудный боевой путь. Летом 1943 г. Н.И.Масалов стал командиром отделения, а перед операцией «Висла-Одер» был назначен знаменщиком полка. Физически сильный, сметливый и расторопный, гвардии сержант Николай Масалов пронёс гвардейское знамя до Одера, шёл с ним до штурма Зееловских высот. Он донёс его до Берлина.
За час до начала штурма берлинского района Тиргартен полк занял позицию у Ландвер-канала. Вдруг в напряжённой, словно бы предгрозовой тишине послышался детский голос, с отчаянием звавший:
- Мутти, мути!
- Мать зовёт… - сказал кто-то из солдат.
- Это под мостом, - услышал замполит хриплый голос Масалова.
- Ты уверен?
- Да, под мостом,- повторил Николай,- я примерно знаю, где. Разрешите?
Секунду поколебавшись, майор приказал:
- Иди!
Впереди была безлюдная площадь, которая простреливалась справа и слева, под буграми и трещинами асфальта могли быть мины. Масалов медленно пополз. Он пересёк площадь, укрылся за выступом бетонированного барьера вдоль канала, замер. Собравшись с силами, Николай быстро перелез через барьер. Справа короткими прицельными очередями застрочил немецкий крупнокалиберный пулемёт, второй, третий. Товарищам Масалова секунды казались часами. Затем пулемёты смолкли, не слышно стало и ребёнка. Неужели всё напрасно?
Пулемётчики прекратили стрельбу, потеряв Масалова из виду. Он успел скрыться под мостом через канал, там, откуда слышался плач. Николай увидел убитую молодую женщину, рядом с ней лежал узелок с одеждой. По ранам на её спине Масалов понял, что произошло. Видимо, женщина бежала из фашистского логова, и эсесовцы стреляли ей в спину. К убитой матери припала плачущая девочка лет трёх, в белом платьице в горошек. Масалов взял её на руки, она тут же смолкла.
Десять минут солдаты ждали Масалова. Затем несколько из них, не сговариваясь, приготовились к броску – на помощь Николаю. И тут услышали его голос:
- Я с ребёнком! Прикройте огнём. Пулемёт справа на балконе дома с колоннами.
Как раз в этот момент командующий артиллерией генерал Пожарский дал команду:
- Огонь!
Началась артподготовка. Николай Масалов распрямился и, чётко печатая шаг прошёл через площадь с девочкой на руках.
Казалось, весь фронт салютуют подвигу русского солдата.
А через несколько недель в полк приехал скульптор Е.В.Вучетич и сразу же разыскал Масалова. Сделал с него несколько набросков.

Народ совершал подвиги не только в военное время, но и в мирное. Существует много профессий, в которых люди очень часто рискуют своей жизнью, спасая других или просто помогают людям.

Ученик:

Так много есть профессий,
И так они различны.
И все они полезны,
И все они отличны.

30-летний Александр Котов, прапорщик милиции отдельного батальона ППС Новокузнецка ехал со смены со своими коллегами около двух ночи и увидел зарево на соседней улице. На улице Горбуновской горел дом. Сени, крыша уже полыхали вовсю, внутри дым сплошной пеленой, а народа вокруг ни души…
Плотная завеса дыма не давала увидеть, есть ли внутри кто живой. Входная дверь была охвачена огнём, и парни решили разбить окно, чтобы удостовериться, что дом пустой. И хотя милиционеры знали, что этого нельзя делать, дабы огонь не разгорелся сильнее, всё же рискнули. Прислушались, в комнате звуки. Александр Котов решил, что там может быть человек. Лезть внутрь было очень страшно, ведь он сам мог задохнуться или могла обрушиться горящая крыша, а у него жена и сын пяти лет.
Между тем напарники – старшина Юрий Анищенко и старший сержант Юрий Климчук – вызвали пожарных и «Скорую». И отогнали патрульную машину с узкой улочки. Александр же залез в дом через разбитое стекло. Схватил со стола какую-то тряпку и обмотал ею лицо. А затем, прикрывшись сверху столом, на случай обвала, начал ползком передвигаться по комнате в поисках хозяина. Жар был очень сильный, а дым настолько густой, что ему не хватало воздуха даже на 2-3 минуты, приходилось возвращаться к окну. Только с седьмого захода он нащупал ногу, схватил мужика на руки, как ребёнка, и бегом к окну. А там ждали ребята, пожарные и медики...

В каких ещё профессиях люди совершают подвиги? (Обращаю внимание на иллюстрации на доске.)

Человек трудится, принося пользу своему народу, своей Родине. Совершает трудовые подвиги.

Ученик рассказывает стихотворение В.Лифшица «Труд».

Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь,
И каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Всё это создано трудом,
А не свалилось с неба!
За всё, что создано для нас,
Мы благодарны людям,
Придёт пора, настанет час –
И мы трудиться будем.

История каждой семьи и история страны неразделимы. Их связывают не только печальные героические события, их связывает каждый день жизни.

(Обращаю внимание детей на фотографию этих семей.)

Две семьи из нашей Кемеровской области побывали в этом году в Кремле на торжественном приёме президента. Это династия горняков из Прокопьевского и семья механизаторов из Крапивинского районов. Анатолий Иванов с 1979 года работает проходчиком, за добросовестный труд награждён знаком «Шахтёрская слава» 2 и 3 степени. Вслед за отцом все дети в семье пошли в горную отрасль: младшие ребята ещё учатся, а старшие сыновья уже трудятся на шахтах.

Семья Парушкиных – механизаторы. Глава семьи Юрий в прошедшую уборочную вновь стал лидером района, намолотив 27 тыс. тонн зерна. Его жена Наталья тоже трудится в отрасли. Некоторые сыновья Юрия и Натальи Парушкиных пробовали пойти по стопам родителей, но удивил всех восьмилетний сын Максим, который этим летом работал наравне со взрослыми и намолотил 100 тонн зерна. Взгляните ещё раз на фотографии людей, которые совершали и совершают подвиги. Им хотелось, чтобы мы с вами жили в мире, спокойствии и достатке.

Давайте все вместе громко скажем им большое…Спасибо !

С зарождением государств эпохи античности возникает и философское осмысление идеи служения , которая в ту эпоху имеет очень большое значение.

Служить Отечеству означает фактически хранить то пространство, где человек обнаруживает себя родником жизни, воды которого животворят через него окружающий природный и социальный мир. Здесь стоит вопрос о хранении истоков бытия, о самой возможности быть или не быть человеку. Бог и сюзерен-вот два ориентира (духовный и материальный), регулирующих поведение средневекового человека в пространстве его жизнедеятельности.

В новое время, на месте средневекового воспитания благочестивых служителей Богу формируется новая цель —формировать гражданина, патриота, бескорыстно служащего на благо Отечества и своих ближних. В новых условиях необходима новая идея, носящая светский, национальный характер, а чтобы быть более понятной, ещё и культурное содержание .

С ХVII столетия в России начинается формирование национальной идеи в контурах государственно-национального пространства в духовном континууме православия. Главные слагаемые российского патриотизма —идея, принцип и опыт служения Отечеству —составили пределы национально- культурной идентификации человека —коллектива —общества — государства.

Именоваться русским означало быть слугой Отечеству и защитником своих ближних.

Российский патриотизм подпитывается общенациональной идеей, которая воспринимается гражданами многонациональной, многоконфессиональной страны как ценностный стержень, как смыслообразующий фактор. В нем сочетаются личное, присущее каждому гражданину (независимо от национальной и религиозной принадлежности), и общественное начала. Это залог развития могущества страны, ее прогресса и укрепления.

Начиная с реформ , положивших начало специальной подготовке военных и гражданских государственных служащих, именно патриотизм был путеводной нитью и основным идеалом в нравственном и профессиональном облике выпускников, воспитанных и обученных так, чтобы «не жалеть живота своего » для блага Отчизны, служить ей честно и преданно.

Это не было каким- то указом или повелением «сверху », так как всегда был и остается отличительной чертой российского народа, ибо формировался долгим историческим опытом, в борьбе с многочисленными врагами, был выношен судьбой многонационального Отечества и как высшая ценность передавался от поколения к поколению. В начале XVIII столетия произошло обновление национально-государственной идеи:на смену религиозной ментальности пришли новые светские принципы, главный из которых —«служение Отечеству и своим ближним » — стал основой национально-культурной идентификации .

По сравнению со средневековьем новый этикет стимулировал личностное развитие, но деятельность человека определялась не его свободным порывом, а нуждами государства. Изменение общественного сознания привело к изменению педагогического идеала. Вместо средневековых целей воспитания —«приготовлять Богу благочестивых служителей » —теперь формируется новая цель —формировать гражданина, патриота, бескорыстно служащего на благо России. Общие закономерности развития образования в России в первой половине XVIII века оригинально отразились в педагогических взглядах представителей педагогической мысли —В. Н. Татищева, М. В. Ломоносова. В педагогических воззрениях В. Н. Татищева отражен прагматичный характер петровской эпохи —идея практицизма и рационализма. Система В. Н. Татищева отличается двойственностью:внимание к внутреннему миру ученика не исключает утилитарного подхода к проблеме его социализации.

В размышлениях «Духовная моему сыну » В. Н. Татищев пишет: «Необходимо нужно есть знать законы гражданские и воинские своего Отечества, конечно, во владости надобно тебе уложенье и артикулы воинские, сухопутные и морские, не однова, а некогда указы прочитать, дабы как скоро к какому делу определишься, мог силу надлежащихся к тому законов разуметь; наипаче же об оном, по причине собственных своих и посторонних дел, с искусными людьми разговаривать, и порядком, яко же и толкованию законов, не меньше же и коварства ябеднически познавать, а не делать, но учиться должно, что тебе к немалому счастию послужить Отечеству ». (1;С. 81)

Педагогическая деятельность М. В. Ломоносова впитала в себя дух петровских реформ, но преодолела негативный для образовательной системы принудительный характер обучения, усилила элемент сознательности, добровольности в действиях учащихся. Идеал патриота для М. В. Ломоносова —человек научно образованный, смелый покоритель природы, действующий на благо государства . Великий ученый определил общие принципы построения и организации системы образования: научность, связь теории и практики, политехнизм, природосообразность, демократизм, патриотизм, непрерывность. Но, несмотря на прогрессивный характер педагогических идей М. В. Ломоносова, его представления о человеке были ограничены требованиями времени:его идеал не свободная, всесторонне развитая личность, а достойный слуга государства.

Видный просветитель-демократ и государственный деятель А. Ф. Бестужев (1761-1810)писал: «Доставляйте отечеству все те выгоды, какие только состоят в возможности вашей;не остановитесь в пределах, законами только предписанных, но устремляйтесь делать для него всякое добро, какое только любовь ваша вдохнуть может;да польза оного учинится вашим верховным, единственным законом ». (1;С. 428)

Анализ особенностей исторического процесса в России второй половины XVIII века позволил выявить условия образовательно-воспитательного потенциала развития промышленности, заложение основ светского образования, выполнения государственного заказа на национальные кадры обусловили поворот образования к проблемам личности, вызвали интерес как к внутреннему, так и соборному миру человека, индивидуальному и социальному в его развитии.

Трансформация идеала служения Отечеству протекала под влиянием как национальных, так и европейских факторов, в частности, под влиянием передовых идей французских просветителей:понимание личности, исходя не из ее роли в «мировом процессе », а из ее внутренней структуры;необходимость освобождения людей от «оков феодального рабства »;идея свободного, природосообразного воспитания.

Идея подготовки к служению Отечеству второй половины XVIII века проходит период ученичества, но в педагогическом наследии И. И. Бецкого, Н. И. Новикова, А. Н. Радищева творчески переосмысляются идеи европейской педагогической науки. Об особом внимании к данной проблеме свидетельствует уже само название одного из произведений А. Н. Радищева «Беседа о том, что есть сын отечества » . «Не все рожденные в отечестве достойны величественного наименования сына отечества (патриота)». (36;С. 28)

Одна из важнейших мыслей И. И. Бецкого состоит в том, что подлинное воспитание уважения к Отечеству невозможно без уважения к самому себе.

Главный принцип обучения —обучать «играя и с приятностью », потому что «быть всегда веселу и довольну, петь и смеяться есть прямой способ к произведению людей здоровых, доброго сердца и острого ума».

Огромное значение педагогического наследия Н. И. Новикова заключается в новом для России отношении к целям воспитания. До него главной задачей считалась подготовка верноподданных граждан. Н. И. Новиков утверждает, что главный предмет воспитания —«образовать людей счастливыми людьми и полезными гражданами » (долг перед государством поставлен на второе место).

Под влиянием собственных наблюдений и изучения опыта европейской педагогики Н. И. Новиков сформировал ряд правил обучения:поддержка стремления ребенка к знаниям, «предметность» обучения, природосообразность, основательность, единство «образования ума » и «образования сердца ». Идея счастливого человека и полезного гражданина является также основой педагогики А. Н. Радищева. По его мнению, каждый человек —уникальный мир, среди других людей он должен суметь найти свое особое место . Он должен быть прежде всего свободным, только в этом случае человек становится достойным сыном Отечества. Однако усиление «человеческого элемента » совмещается в представлениях А. Н. Радищева с уверенностью в том, что «польза общественная предыдет пользе частной ».

Исследование педагогического наследия В. Н. Татищева, М. В. Ломоносова, И. И. Бецкого, Н. И. Новикова, А. Н. Радищева позволило сделать вывод о том, что в течение XVIII столетия под влиянием историко- культурных условий национальной и европейской жизни происходит трансформация педагогического идеала.

Известному в ХVII веке российскому учёному А. С. Кайсарову (1782- 1813) принадлежит первая на русском языке речь в Дерптском университете «Речь о любви к Отечеству ». Словно полемизируя с модным тогда зарождающимся явлением космополитизма Андрей Кайсаров говорил об истоках патриотизма, о самых святых его струнах, о нравственных границах отечества:«Тщетно лживые мудрецы прошедшего века старались осмеивать любовь к отечеству. . . Как могли вообразить сии мудрствователи, что не быв истинным сыном отечества, возможно быть добрым гражданином мира?Как могли они представить, что не любя своих кровных, можно любить чуждых?. . Проклята да будет ненавистная мысль, что там отечество, где хорошо!. . Вне отечества нет жизни!» (32;С. 21)

Несмотря на сохранение основополагающего требования к человеку — быть гражданином, служить Отечеству, принося ему в жертву свое «я », к концу столетия усиливается интерес к внутреннему миру личности, ее своеобразию и неповторимой оригинальности.

Подлинным гражданином считается уже не столько смиренный слуга, сколько счастливый, свободный, достойный человек, сознательно работающий на пользу своей стране. Отечеству нужен не раб, а Человек. Однако не следует забывать о переходном характере педагогических воззрений рассматриваемой эпохи. Наряду с возрастающим интересом к антропологическим проблемам в центре внимания остается идея приоритета общественных ценностей над абстрактными, что вносило смысл в процессы секуляризации.

По различным основаниям понимания патриотизма обнаружилось противоборство двух тенденций —западничества и славянофильства.
Иными словами, социально-нормативный каркас нации, или ее социальная организация, должны сложиться вокруг некоторого ценностно обоснованного комплекса идей. Отсюда понятно, почему такой упор делается на определение нации как «общества, основанного на единстве идей ». Именно с приобщения к идеям и начинается «втягивание » масс аутсайдеров, выброшенных в широкий мир из распадающихся локальных общин, в новое социальное целое.

Наоборот, именно от этой точки начинается поворот русской интеллигентской мысли (очень медленный и трудный)—от Европы к себе.

Оформляется течение славянофилов, и А. С. Хомяков предпринимает реабилитацию византизма.

Это было дело очень сложное, неблагодарное и тяжелое. Объявляя византизм великим и еще не вполне оцененным явлением в человечестве, А. С. Хомяков тем самым отрицал и уничтожал громадную массу исторических, критических и теологических трудов Запада, враждебных восточной цивилизации, понижая его кичливость и многие предметы его гордости, как например, эпохи Реформации и Возрождения. Веря в то, что византийская философия не только не «умерла » и не «окаменела », способна дать вполне живые ростки и развиться в учение, которое сможет в дальнейшем обновить весь умственный багаж Европы и даже ее быт, Хомяков действительно бросал вызов сложившимся взглядам.

И этот вызов довольно трудно было опровергнуть. Славянофилы шли своеобразным путем —они одевались в поддевки и сапоги, вводили в свой рацион квас и различные русские блюда, соблюдали обряды, то есть всеми силами пытались восстановить народный быт и через него вжиться, вчувствоваться в «народную душу », чтобы там обрести ту правду, которую они так настойчиво искали. А она, эта правда, была в них самих, в их собственном сознании. Все они, включая и западников, как выше мы видели, были согласны друг с другом в своих нравственных реакциях и в своей моральной интуиции, и в этом смысле все они были настоящими представителями российского этноса.

В самом деле, ведь для того, чтобы иметь право на наше уважение и подчинение, обряд должен приобрести вес, наполниться именами и событиями, «зацепиться » за время и «прорасти » в нем семенем вечности. Весьма редки случаи, когда единственное событие делает обряд значимым и действенным, — для этого само событие должно быть очень существенным. Так, в России в XIV в. , вернувшись с Куликова поля, установил день, который ныне называется Дмитриевской родительской субботой, и завещал в этот день «отныне и навеки » поминать воинов, погибших в Куликовской битве.

Прошли века, и теперь уже не только подвиг людей, погибших тогда, но и благородство народа, пронесшего память о своих сынах через годы, войны, катаклизмы, —именно о тех сынах, погибших в борьбе с татарами, —взывают к нашим чувствам. И человек, хоть немного знающий своей страны и уважающий свою культуру, не может со спокойной душой в этот день заниматься своими личными будничными делами. Он идет в церковь, где служится вселенская панихида по всем убиенным воинам, ставит свечу, вспоминает и своих родных, убиенных и неубиенных (просто усопших), ближних и дальних, думает о них, о прошлом и будущем, о жизни и смерти, о Боге. И душа его настраивается на возвышенный лад, —он смотрит на себя и на свои дела из этой перспективы, он оценивает себя, свою жизнь с точки зрения вечности.

В осмыслении будущего пути Российского государства творили лучшие умы нашего Отечества —А. И. Герцен, Н. Я. Данилевский, Ф. М. Достоевский, И. А. Ильин, И. В. Киреевский, Д. А. Писарев, А. А. Потебня, Вл. Соловьев, П. А. Сорокин, П. Я. Чаадаев, Г. Г. Шпет и многие другие. Особенности русского культурно-исторического типа может быть выявлена в мировидении и мирочувствовании русской души, где отчетливо явлена та «вселенная », те формы бытия, в которых обретает себя человек, различающий добро и зло (Ф. М. Достоевский), человек, желающий быть лучше через приобщение к культурным или, по выражению С. И. Гессена, «неисчерпаемым » заданиям человечеству.

В отечественной культурно-исторической традиции онтологический симбиоз Космоса, Психеи и Логоса характеризуется следующими положениями:

— трактовка космоса как живого, становящегося образования (Н. Ф. Федоров, В. В. Розанов);

— понимание единства и множественности мироздания «разноосновного » с логико-ценностной точки зрения (М. В. Ломоносов, И. В. Киреевский, Н. О. Лосский);

— способность к «всемирной отзывчивости » (Ф. М. Достоевский);

— возможность последовательного самостояния (Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, И. А. Ильин); — поиски целостного знания о Боге и миропознании через постижение иррациональной своему основанию Вселенной (И. В. Киреевский, Н. О. Лосский, С. Булгаков, П. А. Флоренский);

— стремление к «богатырству » (И. А. Ильин), видение в духовном подвиге спасение человека от всего ущербного и возвращение к истинному (Феофан Затворник, Ф. М. Достоевский, Н. С. Лесков);

— поиск цельности своего бытия в жизни как способе служения Богу. Рассматривая приведенную трактовку историко-культурного субстрата отечественного педагогического процесса, сформулируем ключевые идеи конкретно-исторических доктрин отечественной мысли X I Х-XX вв. К их числу относятся: — восприятие человека как боговдохновенного (вселенского)существа, ищущего добра и противящегося злу;

— понимание патриотически-ориентированного образования через наследие непреходящих ценностей соборного в своей основе русского культурно- исторического типа;

— саморазвитие и самоусовершенствование личности посредством идеала, выводящего индивида из его собственного бытия в живое соборное всеединство мира, движущего начала воспитательного процесса;

— познание Вселенной и Человека как единого иррационального универсума, требующего раскрытия своей сущности с позиций духовности.

В исследованиях философов X I Х-XX вв. последовательно звучит мысль об уникальности человека, который есть существо боговдохновенное или вселенское (К. Н. Вентцель, В. В. Зеньковский).

В этих философских пределах заключены ее свобода и индивидуальность, ее способность творить (И. В. Киреевский, Н. А. Бердяев, В. В. Зеньковский, С. И. Гессен, Н. О. Лосский).

Человек, верящий в Бога, различает в себе добро и зло, стремится к безусловной доброте и правде. В этом его свобода и оправдание своего бытия. Их он искупает у себя самого своей жертвою, духовным подвигом, своей цельной, соборной жизнью (Н. И. Пирогов, В. В. Зеньковский, П. Ф. Каптерев, Н. Ф. Федоров, Д. И. Менделеев, В. В. Розанов). Сторонникам евразийства (Л. П. Карсавин, Н. Н. Алексеев, П. Н. Савицкий, Н. С. Трубецкой и др.)принадлежит идея о сочетании государства и общества как единой социальной реальности, призванной осуществить важную духовную историческую миссию, составляющую глубокий смысл и великую цель единого евразийского государства, его правящего слоя, социальной общности народов России- Евразии, коллектива, семьи и, наконец, человека-индивидуума. При этом индивид рассматривался евразийцами как некая единица свободного самоопределения индивида в идеократическом государстве для достижения целей данного государства.

Социальная философия евразийства, утверждая вектор общественно- государственного развития России, снимает ограничение в рамках того поля, где происходит извечное противостояние личного и общественного начал, свободы и зависимости, индивидуального и коллективного в рамках общественной организации. Единство индивидуумов вовсе не безличная сфера ценностей и не метафорический субъект. Это единство не меньшая, а большая, чем индивидуум, личность, однако лично осуществляющая себя только в свободных индивидуальных личностях и их согласовании. Эмпирически ни один соборный субъект не достигнет полного своего единства, но останется только на пути к нему, только «согласованным » или «симфоничным ».

Идея симфонической личности в евразийстве соотносится с православием. Она включает в себя особое понимание всеединства, благодати, любви, жертвенности. Симфоничность предполагает и гармоничное разграничение областей ведения и полномочий светской и духовной властей при их «любовном взаимодействии ».

Приведенное понимание симфонической личности позволяет глубже раскрыть сущность государства как соборного целого, объединяющего в себе совокупность индивидуумов. В этом контексте пересекаются смысловые поля основных евразийских понятий:соборной личности и идеократического государства (идеократии). И именно здесь социальная философия евразийства достигает высшей степени конкретности восходя к понятию общественного идеала.

В частности, Л. П. Карсавин определяет:«По идеалу и существу соборная личность есть всеединство своих индивидуальных и низших соборных личностей. Она. . . иерархическая система ». (33;С. 115).

Ведь без наличия общественного идеала по вертикали борьба этих начал предполагает либо установление деспотичного и жестокого государства, подавляющего всякую индивидуальность с присущей ей свободой, либо анархию в виде «полной » свободы любого индивида, ничем не связанного с коллективом, обществом и государством. Выход из одноуровневого поля борьбы двух указанных начал вверх, к «огромной и положительной идее », евразийцы видят в своей социальной концепции в понятии идеократии.

Л. П. Карсавин подчеркивает, что всякая соборная личность- иерархическая категория. В иерархии симфонических личностей, предложенной автором, государство занимает одну из верхних ступеней, являясь социальной основой и формой целостного единства российского государства. Данное единство включает в себя совокупность этносов, конфессий, классов, социальных слоев и групп, а также отношений, определяющих само существование гармоничного социального общества.

Более того, как и любой другой симфонический субъект, государство —«. . . не агломерат или простая сумма индивидуальных субъектов, но их согласование (симфония), согласованное множество и единство и-в идеале и пределе — всеединство ». (33;С. 113)

Человек принимает свободу и творит ее, но с «извлечением » из себя «человекобоговой »(Ф. М. Достоевский)духовности наблюдаются существенные трудности. С. И. Гессен писал, что поверка добра и зла, свободы, индивидуальности «мирскими » потребностями влечет за собой уничтожение абсолютности этих категорий и подмену «неисчерпаемых заданий » человечества утилитарными целями.

Человек, осознавший себя как боговдохновенную (вселенскую) субстанцию, вобравший в себя все мироздание, становится способным к живому личному созидательному действию, и перед ним открываются вселенские задачи —единение, восстановление единства природы и человека, человека и человечества, человека и Бога.

Философы XIХ-XX вв. традиционно видели в школе один из институтов воспитания отечественного культурно-исторического типа. А. С. Хомяков, К. Д. Ушинский, С. А. Рачинский, В. В. Розанов, В. В. Зеньковский считали, что человек обретает духовность, лишь взрастая в живом культурном целом. Само бытие человека подвигало его к осознанию и поиску абсолютных ценностей духовности. Последнее утверждение связывается с пониманием в отечественной культурно-исторической традиции соотношения личного и соборного. А. С. Хомяков увязывал соборность с постижением человеком своей свободы, которая выражается в том, что он в церкви (общине)находит «самого себя, но себя не в бессилии своего духовного одиночества, а в силе своего духовного, искреннего единения со своими братьями, со своим Спасителем. Он находит в ней себя в своем совершенстве, или, точнее, находит в ней то, что есть в нем совершенного в нем самом —Божественное вдохновение »(Цит. По 4;С. 108).

Изучение существовавшей в России в XIХ столетии системы образования позволило выявить ее детерминанты, ориентированные на выполнение государственных требований, таких как:практико-профессиональная опосредованность, принудительность, прагматичность.

Под влиянием начавшейся в 30-е годы XIX века политической реакции повысился интерес ко внутреннему миру человека, обострилась проблема национально-культурной идентификации русской школы. Эти вопросы занимают особое место в трудах В. Г. Белинского. Он говорит о необходимости воспитания «человека вообще », рассматривает русского человека как диалектическое единство национального и интернационального. Национальное самосознание исследуется В. Г. Белинским как основа самостроительства, самоопределения личности, ее свободного развития. Однако взгляды В. Г. Белинского не лишены противоречий. Традиционно подчеркивают центральную оппозицию в его педагогическом идеале:утверждение самодостаточности «человека вообще », а требование от личности —служение народу.

Анализируя основополагающие философские и педагогические взгляды В. Г. Белинского, можно утверждать, что мыслителю удалось показать «оборотную сторону »культа «человека вообще », который приводил к стихийному индивидуализму. Учитывая неполноту и опасность идеала «человека вообще », педагог стремится к гармонизации взаимоотношений человека и общества. Человек, по мнению В. Г. Белинского, становится личностью, не только развивая свой внутренний потенциал, но и проявляя способность к состраданию и неудовлетворенность любыми формами несправедливости. Человек должен стремиться к высшему идеалу. Этот идеал В. Г. Белинский видит в преобразовании общества, устранении беззаконий одних и страданий других. Индивидуальная свобода невозможна без общественной гармонии. В педагогическом наследии В. Г. Белинского мы находим очередной этап эволюции категории служения в русском образовании: служение Богу —служение государству —служение народу.

Центральное противоречие просветительских взглядов В. Г. Белинского доводится до высшей точки в образовательной системе революционеров- демократов.

В педагогическом наследии Н. Г. Чернышевского это противоречие несколько смягчено за счет выдвижения на первый план идеи общественного служения и подчинения ей концепции личности.

Идеал Н. Г. Чернышевского —целеустремленная, деятельная личность, вбирающая в себя общенародные потребности и глубоко чувствующая общенародную боль, —формируется в несколько этапов:создание культурного образа мира, анализ конкретной социальной среды, практическое действие.

Однако уже в теории Н. А. Добролюбова происходит редукция социальности и новое обострение противоречия между «внутренним » и «внешним » человеком.

Для Н. А. Доборолюбова приоритетными являются такие понятия, как «детство », «свободное воспитание », «проблемное обучение », «единство обучения и воспитания ». При сохранении в качестве идеала сознательно героической личности педагог интересуется не столько социальной судьбой человека подобного типа, сколько педагогическими принципами и технологиями, которые способствуют его развитию:проблемность, самостоятельность, творческий характер обучения, авторитет преподавателя вместо авторитарного обучения и др.

Об узости классового подхода Г. В. Плеханова к проблеме патриотизма свидетельствует содержание его статьи «Патриотизм и социализм ». В какой-то мере это видно уже из следующего высказывания Плеханова:«А так как по условиям современного мирового хозяйства социалистическая революция, которая положит конец господству капитала, должна быть международной, то в умах сознательных рабочих идея отечества, объединяющего в одно солидарное и полное «исключительности »целое все классы общества, по необходимости должна уступить место бесконечно более широкой идее солидарности революционного человечества, т. е. «пролетариев всех стран ». И чем шире делается могучая река современного рабочего движения, тем дальше отступает психология патриотизма перед психологией интернационализма » (51;С. 117)

Основой философии воспитания служения Отечеству К. Д. Ушинского являются законы человеческой природы. Педагог впервые в своей практике объединяет достижения антропологических наук, осуществляя синтез научных знаний о человеке. Особый социальный смысл трудовой деятельности людей педагог видел в его соединительной, соборной функции:совместный труд объединяет и укрепляет семью, общество, государство. Такая деятельность составляет фундамент нравственного развития человека. Общественно направленный и социально значимый труд составляет основу, на которой развиваются и укрепляются гуманизм и нравственность. Труд их соединяет и «свято поддерживает », порождая и поддерживая искру взаимного сочувствия, уважения и доброжелательности.

Особая заслуга Л. Н. Толстого для развития русской теории воспитания патриотизма состоит в том, что он отвечает на вопрос о содержании понятия человек «внутренний » —это начало, ядро личностного развития. Таким ядром является детство как субстанция личности. Путь воспитания человека «внутреннего » —сохранение детского начала как особого типа ментальности и универсальной нравственной категории, имеющей в своей основе идею служения Отечеству. В лице Л. Н. Толстого русская педагогическая мысль приходит к тому, с чего начинается европейская педагогическая антропология —с интереса к человеку «в начале » жизни. Л. Н. Толстой видит источник воспитания и развития человека в нем самом.

Таким образом, идеалы служения Отечеству стали не только внутренней опорой российской системы образования, но и основой культурного творчества, гражданско-нравственных поисков наиболее приемлемых перспектив будущего России.

А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев. СЛУЖЕНИЕ ОТЕЧЕСТВУ КАК СМЫСЛ РОССИЙСКОГО ПАТРИОТИЗМА

Услышав недавно новость о начале военного призыва, я серьезно задумался – а что сейчас для молодого поколения значит «служить Отечеству»? Подразумевает ли это исполнение своего «почетного долга» в виде службы в армии? Или сейчас у молодежи вообще нет такого понятия – «служить Отечеству»? А если есть, то как они себе представляют это служение?

Конечно, служить в армии большинство не хотело и в советское время – отмазывались, кто как мог. Одно время отдушиной было поступление в вуз – студентов не призывали. Потом, однако, эта «халява» на время закончилась – брать стали всех, хотя и недолго. Я как раз попал в тот период, когда призывали без разбора. И с первых дней ощутил, что практика былого льготного отношения к студентам во многих случаях сыграла недобрую шутку – к весеннему набору и вообще к призывникам из вузов «деды» относились крайне жестко, здесь работал принцип социального расслоения – те, кто не смог поступить в институт, пытались в армии отыграться на тех, кого вдруг из института призвали в армию. Я довольно хорошо помню презрительные высказывания типа «покажи, высшее образование, как правильно надо очки в сортире драить».

Доказывать свое право на жизнь было сложно, но это было возможно, хотя и не для всех. Мне тоже пришлось нелегко, я заработал на своей шкуре не один десяток шрамов. Но уже буквально через пару лет после демобилизации я мог сказать (и говорю до сих пор): военная служба – лучшая школа жизни, хотя и очень жесткая. И главные тяготы совсем не в какой-то там дедовщине, самое сложное – психологическое общение с разнородным коллективом, с представителями разных социальных, возрастных и национальных групп. Это – уникальный опыт, которого в других условиях приобрести невозможно. Здесь нельзя быть подлым, жадным, трусливым и продажным. Здесь необходимо бороться – не за выживание, как это может показаться вначале, а за себя самого – чтобы самому стать лучше, чем ты есть.

Я никогда не любил и сейчас не люблю «мозги цвета хаки». Но я, закончив университет, согласился пойти служить – правда в другой ипостаси, без муштры и строевой, но с все той же дисциплиной и с еще большей ответственностью. Я служил и продолжаю, будучи уже гражданским человеком, СЛУЖИТЬ ОТЕЧЕСТВУ.

Чтобы служить своему Отечеству не обязательно быть военным. Достаточно просто любить свою страну. Предвидя ухмылки определенной части читателей, сразу скажу, что по моему мнению служить Отечеству – это пытаться сделать его лучше. Служить Отечеству – это служить его народу (то есть, и себе), Это совсем не значит выслуживаться перед властью – она там, наверху, а народ – здесь, вокруг. Я не хочу ждать, когда у власти дойдут руки до решения проблем моего города, улицы, дома, семьи. Я не хочу, пряча глаза, проходить мимо тех, кому нужна помощь – здесь и сейчас. Если в моих силах помочь кому-то – я должен это сделать, потому что я тем самым не просто помогаю другому, и даже не просто помогаю самому себе почувствовать себя человеком – я, может быть, помогаю еще кому-то со стороны сдвинуться с мертвой точки и последовать моему примеру (по крайней мере, я на это очень рассчитываю).

Это в моем понимании и есть служение Отечеству обычного гражданина. Но я точно так же, при необходимости, готов встать «под ружье» и защитить свое Отечество - благо, я знаю, как это делать с 18 лет. А что может знать и что может защищать поколение, воспитанное на презрении к своей стране и ее защитникам? Впрочем, в этом вопросе самое главное слово – «воспитанное», ведь воспитали-то мы сами. Как вы яхту назовете, так она и поплывет. Радует только, что не все одинаковы.

Сочинение


Героизм, мужество, патриотизм, самопожертвование - эти понятия возникают в истории страны, когда обрушивается на нее война, какие - то общие народные бедствия.
Но и в мирное время без проявления этих человеческих качеств невозможно статьнастоящим мужчиной.
Мне очень нравятся такие поэтические строчки Михаила Лобова:
Чтоб стать мужчиной, мало им родиться. Чтоб стать железом, мало быть рудой.
Ты должен переплавиться. Разбиться.
И, как руда, пожертвовать собой...
По-моему, настоящего мужчину из юноши делает служба в армии, когда военнаядисциплина подтягивает, физические упражнения и тренировки закаливают, постоянное плечо друга учит отзывчивости, понимания. Правда в последние десятилетия авторитет армии упал, это потому, что нравственные ценности в обществе пошатнулись. Человеческаяпорядочность, верность данному слову, самопожертвование рада других стали не в моде, а на смену им пришли другие ценности - практицизм, жажда наживы, себялюбие, рвачество. Так и хочется крикнуть; « Эй, люди. Подумаем очень серьезно, каик жить на земле» Если каждый юноша будет «увиливать» от армии, кто же защитит страну от тех же террористов?
Представьте, если бы наши деды и прадеды все в годы Великой Отечественной войныдезертировали, что бы было со страной, со всеми нами? Дал бы фашизм шанс на жизнь нашей России, последующим поколениям?
Конечно, нет!
Когда я писал это сочинение, то обратился за помощью к своему отцу, участнику афганской войны. Вот что он мне рассказал.
Что такое армия? По-моему мнению, армия - это то, где из вчерашних пацановвырастают настоящие мужчины и становятся мужественными, сильными, способнымипостоять за себя и защитить родственников и семью. Каждый отец должен сына готовить кэтому нелегкому, но мужественному этапу в жизни молодого человека. Если не идти в армию, то из тебя не вырастет защитник Отечества, не будет никакой дисциплины в жизни и того жизненного опыта, полученного в армии. Но в наше время в армию рвутся не многие молодые люди, так как теперь в армии присутствует «дедовщина», когда старшие по званию начинают издеваться, бить и пытаются сделать их своими марионетками. Из-за этого из армии порой приходят не мужчины, а инвалиды, для которых жизнь становится тяжким испытанием и заканчивают они ее самоубийством, но наше правительство пытается бороться с этой бедой в рядах Российской армии.
Я внимательно выслушал своего отца. Вспомнил, как он мне еще раньше рассказывал о себе.
Мой отец тоже служил в начале по призыву в 18 лет, а потом, отслужив срочную службу, пошел по контракту на службу в Афганистан.
Афганистан - южный сосед бывшего Советского Союза, независимое государство наюго-западе Азии.
В тысяча девятьсот семьдесят девятом году в ДРА произошла война на основе сменывласти. Некоторые были против этого, а некоторые были за и между «за» и «против»произошел конфликт, который повлёк за собой множество жертв. Многие бежали из страны в соседние государства: Пакистан, в Иран, в СССР, С территории Пакистана, обратно вАфганистан перебрасывали наемников и добровольцев из числа беженцев, именно они веливоенные действия против жителей оставшихся на территории ДРА. По многочисленнымпросьбам афганского народа была оказана помощь со стороны СССР, и в декабре тысячадевятьсот семьдесят девятого года наши войска были введены на территорию Афганистана,
для оказания помощи дружественному государству. Мой отец служил с тысяча девятьсотвосемьдесят шестого по тысяча девятьсот восемьдесят седьмой год, был награжден медалью «За отвагу» и медаль «Воину - интернационалисту от благодарного афганского народа». Об этой войне написано иного стихов:
Мы ранены Афганистаном, Отравлены его туманом,
У нас в домах распылены
Простые ужасы войны.
Войны диковинной и страшной.Невнятной, как дута душмана.Безмерной горя и войны Работы «Черного тюльпана».

Что зарубцует эти раны –
Какая быль, какие сны?
Множество наших парней отдали свою жизнь за жизнь мирных жителей. ВикторВерстаков, участник боев на афганской земле, очень честно и точно сказал:
Вспомнится холод брани на рассвете.Жаркие схватки в ущельях сырых
Вспомнятся дети, афганские дети,
Дети - во-первых. Бои - во-вторых, Ради детей на бандитские пули
Ты поднимался, себя не берег,
Ради детей, подлечившись в Кабуле,
В полк сэкономленный вез сухпоёк...
Много парней ушло на эту войну не только со всего СССР, но я из нашей Курганскойобласти. Кто-то вернулся живыми и здоровыми, а некоторых привезли в цинковых гробах, груз-200. Война продолжалась 10 лет. В тысяча девятьсот восемьдесят девятом году последний советский солдат покинул Демократическую Республику Афганистан.
Седые мраморные плиты.
На русских кладбищах лежат.
И фотографии в них влиты
Совсем молоденьких ребят.
Они на мир гладят открыто
Лучами утренней зари.
И лишь печаль по дому скрыта
В глазах солдатских до поры
Все же, по моему именно армия для молодого человека это школа, которая подготавливает его к смелости и отваге, чести и достоинству, чтобы он мог постоять за себя и ближнего, чтобы мог защитить свою Родину, когда это понадобится.
Противоестественна природа войны» заставляющая людей увивать друг друга, но покаживем в нестабильном мире, сильная армия нужна пашней стране.