Биографии Характеристики Анализ

Детки без клетки. Среднее образование в семье (В

Друзья! Я рада представить вам свою первую книгу «Детки без клетки». В ней я делюсь своим опытом в семейном образовании, своими мыслями, выводами, наблюдениями. Книга будет полезна семьям, которые по каким-то причинам не хотят или не могут отдать ребенка в школу. Как учить? Чему учить? Как преодолеть страх оторваться от школы? Ответственность? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в этой книге. Семейное образование – это образ жизни. Виктория Гласко

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Детки без клетки. Среднее образование в семье (В. Б. Гласко) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

© Виктория Борисовна Гласко, 2016

© Елена Карташова, иллюстрации, 2016

© Мария Шокова, иллюстрации, 2016


Корректор Павел Мазин

Корректор Галина Мазина

Корректор Владимир Мазин


ISBN 978-5-4483-1568-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

Сейчас все большую популярность набирает тема альтернативного среднего образования. Массовые школы часто не удовлетворяют требованиям, предъявляемым родителями к школе. Ругать массовую школу я не буду. Это пустое занятие.

Альтернативных школ все больше. Есть разные альтернативные школы. Поскольку нестандартное образование только зарождается в России, организаторам школ очень тяжело. Сложно опираться на опыт, которого нет. Так что я благодарна, что есть люди, которые вообще взялись за альтернативное образование.

Я решила написать эту книгу для тех людей, которые задумываются о семейном образовании своих детей.

Давайте договоримся о терминах. Что же я понимаю под «семейным образованием»? Для меня семейное образование – это образование в семье, где с ребенком занимаются преимущественно родители, иногда бабушки, дедушки и другие родственники. Это могут быть и репетиторы, но семья непосредственно участвует в процессе обучения, а в старших классах – в организации учебного процесса ребенка. Я не буду писать про альтернативные и «семейные» школы, разные переходные варианты со свободным посещением массовой школы и уникальные методики. Здесь будет говориться только об образовании детей внутри своей семьи. И именно это имеется в виду под «семейным образованием» в этой книге.

Все главы этой книги – это отдельные статьи, которые можно читать в любом порядке. Все статьи являются результатом моих мыслей и наблюдений, и не претендуют на объективность. Мы все по-разному смотрим на многие вещи. Эта книга – это мой взгляд на мир. Я буду рада критике или поддержке.

В конце книги вы найдете мои контакты. Я всегда рада личному общению и не оставлю без ответа ни одного электронного письма.

Название книги «Детки без клетки» не означает, что массовая школа является клеткой и лишает детей физической свободы. Под словом «клетка» стоит понимать систему мер и условностей, навязанную нам общественным мнением. «Клетка» в названии книги – это навязанные стереотипы, чужие мысли, невозможность думать вне системы. «Детки без клетки» – это люди, вышедшие за рамки общественного мнения.

Про себя скажу, что я, как порождение системы – набора правил и традиций окружающего мира, не функциональных самих по себе, но общепринятых, сама нахожусь в «клетке», которую пытаюсь открыть, в том числе и при помощи этой книги. Дети, получающие образование в семье, гораздо меньше подвержены общественным условностям и учатся рассчитывать на свою логику и интуицию, самостоятельно понимая причинно-следственные связи происходящих событий.

Детки без клетки

Среднее образование в семье

Виктория Борисовна Гласко

© Виктория Борисовна Гласко, 2016

© Елена Карташова, иллюстрации, 2016

© Мария Шокова, иллюстрации, 2016


Корректор Павел Мазин

Корректор Галина Мазина

Корректор Владимир Мазин


ISBN 978-5-4483-1568-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

Сейчас все большую популярность набирает тема альтернативного среднего образования. Массовые школы часто не удовлетворяют требованиям, предъявляемым родителями к школе. Ругать массовую школу я не буду. Это пустое занятие.

Альтернативных школ все больше. Есть разные альтернативные школы. Поскольку нестандартное образование только зарождается в России, организаторам школ очень тяжело. Сложно опираться на опыт, которого нет. Так что я благодарна, что есть люди, которые вообще взялись за альтернативное образование.

Я решила написать эту книгу для тех людей, которые задумываются о семейном образовании своих детей.

Давайте договоримся о терминах. Что же я понимаю под «семейным образованием»? Для меня семейное образование – это образование в семье, где с ребенком занимаются преимущественно родители, иногда бабушки, дедушки и другие родственники. Это могут быть и репетиторы, но семья непосредственно участвует в процессе обучения, а в старших классах – в организации учебного процесса ребенка. Я не буду писать про альтернативные и «семейные» школы, разные переходные варианты со свободным посещением массовой школы и уникальные методики. Здесь будет говориться только об образовании детей внутри своей семьи. И именно это имеется в виду под «семейным образованием» в этой книге.

Все главы этой книги – это отдельные статьи, которые можно читать в любом порядке. Все статьи являются результатом моих мыслей и наблюдений, и не претендуют на объективность. Мы все по-разному смотрим на многие вещи. Эта книга – это мой взгляд на мир. Я буду рада критике или поддержке.

В конце книги вы найдете мои контакты. Я всегда рада личному общению и не оставлю без ответа ни одного электронного письма.

Название книги «Детки без клетки» не означает, что массовая школа является клеткой и лишает детей физической свободы. Под словом «клетка» стоит понимать систему мер и условностей, навязанную нам общественным мнением. «Клетка» в названии книги – это навязанные стереотипы, чужие мысли, невозможность думать вне системы. «Детки без клетки» – это люди, вышедшие за рамки общественного мнения.

Про себя скажу, что я, как порождение системы – набора правил и традиций окружающего мира, не функциональных самих по себе, но общепринятых, сама нахожусь в «клетке», которую пытаюсь открыть, в том числе и при помощи этой книги. Дети, получающие образование в семье, гораздо меньше подвержены общественным условностям и учатся рассчитывать на свою логику и интуицию, самостоятельно понимая причинно-следственные связи происходящих событий.

Глава 1. Моя история, мой опыт


Здравствуйте. Давайте знакомиться. Меня зовут Гласко Виктория. Мне 35 лет. Я замужем за Гласко Андреем уже 15 лет. У нас двое сыновей. Герман – 14 лет и Мирон – четыре года. У меня три высших образования, опыт ведения собственного бизнеса 10 лет и я обучаю своего подростка дома, по всем предметам школьной программы (и не только) сама. Мне нравится такая жизнь. Семейное образование изменило меня, и мою семью, открыло во мне много способностей и сняло бремя бесполезной траты сил на бесполезные занятия. Мне нравится свободно мыслить, воплощать в жизнь сумасшедшие идеи и проекты, ежедневно совершать открытия и верить в чудеса.

А произошло все так…

Когда Герману было 7 лет, мы купили квартиру в Балашихе, и переехали туда жить. Я с радостью и предвкушением отдала своего ребенка в обычную школу. В первом классе Герман учился очень хорошо. Был отличником (тогда еще ставили оценки в первом классе) и вел активную общественную жизнь. Конечно, я была не очень довольна школой, т.к. большинство знаний все равно приходилось давать дома. Причем заниматься приходилось после школы, когда ребенок был уставший. А еще и спорт, и музыка. Сын был доволен такой активной жизнью, но я чувствовала себя загнанной. Отвезти в школу, забрать, сделать домашку, отвести на музыку, а еще и походы, и экскурсии по выходным и каникулам. Необходимость ежедневного пребывания в школе ввело нашу семью в определенный ритм. Жить было некогда!

Думаю, мы продолжали бы так обучаться и дальше, но нам объявили, что со 2-го класса у нас будет вторая смена. Я была в отчаянии. Вот тогда я и повстречала одну многодетную семью, дети в которой обучались дома. Мама Наташа уговорила меня попробовать семейное образование для своего сына.

Я ни минуты не сомневалась, не искала единомышленников, не пыталась глубоко изучать этот вопрос. Просто забрала ребенка из школы. Я не видела никаких проблем в обучении второклассника. Да, я работала, вела свой бизнес, но мне не казалось обучение ребенка чем-то сложным. В настоящее время вокруг семейного образования много шумихи, мифов, сомнений, статей, вебинаров и так далее… Тогда же, в 2010 году, не было столько информации и не было никаких сомнений.

Итак, со 2-го класса мы стали обучаться дома с помощью школы И. М. Чапковского. Какое же счастье нахлынуло на нашу семью! Во-первых, мы обрели свободу перемещения – теперь не надо было весь учебный год сидеть дома. Мы свободно путешествовали, ездили в гости, жили полной жизнью. Во-вторых, мы сами планировали график занятий исходя из индивидуальных особенностей ребенка. Занимались больше теми предметами, которые шли тяжело и перескакивали через уроки по предметам, которые шли легко.

Я никогда не повторяла ребенку то, что он уже знает и никогда не уходила по программе дальше, пока не усвоена предыдущая тема. Таким образом, я убрала из нашего обучения два основных «минуса» школы. В результате ребенок невероятно быстро и легко стал усваивать информацию. В-третьих, мы занимались всего 2 часа в день во втором классе и по 3 часа в день в дальнейшем.

Ребенок начал писать стихи и рассказы, делать самостоятельно доклады и творческие задания. Много и с удовольствием учил стихи.

Оказалось, что изучить школьную программу полностью, без пробелов, совсем не сложно! За два года мы прошли три класса и из четвертого класса, сдав экзамены за пятый, попали в шестой! Усвоение 100% программы, легко, играючи, давало постоянные отличные результаты на олимпиадах.

Для постоянного общения сына со сверстниками я создала «Клуб туризма и краеведения». Мы ходили в походы, участвовали в соревнованиях по туризму, устраивали массовые мероприятия, посещали музеи, ездили в путешествия.

Сравнив наши результаты через год обучения со сверстниками, мы были ошеломлены! Небо и земля! Понятно, что ребенок, обучаясь индивидуально, получил больше знаний. Но дело даже не в этом. К концу второго класса у бывших одноклассников моего сына полностью пропало желание что-либо познавать. Потух взгляд. И только компьютерные игры воодушевляли их.

Но не только в нашей семье произошли эти изменения. Все дети, которые обучались дома, с которыми мы познакомились, просто светились радостью. Мы ходили на занятия один раз в неделю и это были лучшие дни для Германа! В комнате собиралось 4 ребенка, которые за неделю подготовили разные задания и рассказывали и показывали свои успехи друг другу. Так же они писали контрольные работы и получали задания на следующую неделю. Сдружившись, ребята ходили вместе по музеям и театрам.

Но самое главное – это здоровье! У многих детей начинаются проблемы со здоровьем в школе: ухудшается зрение, искривление позвоночника, нервное напряжение, усталость, частые ОРВИ… Список можно продолжать долго. Обучая детей дома, родители сохраняют и восстанавливают здоровье ребенка, а это, на мой взгляд, главная обязанность родителя!

Но вот, прошло несколько лет, и эйфория от семейного образования прошла. Ребенок попросился в школу. К чему бы это? Я и раньше знала, что дети на СО часто просятся в школу к 5-6 классу, но думала, что у меня такого не будет. Итак, сын пошел в школу в середине 6-го класса.

Герман пошел в ту школу, в которую просился. Нас без проблем взяли в класс в середине учебного года. Но ожидания Германа не оправдались. Подробно описывать процесс обучения в обычной школе я не буду, его и так все себе представляют. Было много глупостей и несправедливости, об этом можно написать отдельную книгу, но я же обещала не ругать школу. Скажу только одно, по словам Германа, в школе никто не учится, там идет ежедневное приспособление к учителю для получения хорошей оценки. Герман, несмотря на то, что был моложе всех, обладал хорошими знаниями. Но отличные оценки получал только на независимых контрольных, предоставленных извне (МЦКО и другие) и олимпиадах. Везде, где оценки были субъективными, мой ребенок был середнячком.

Луна грустно выглянула из-за туч и посмотрела вниз, затем, что бы в следующую секунду снова подернуться серой пеленой, успев, между прочим, осветить идущего по снегу человека. Человек был явно напуган и, несмотря на теплую одежду, заметно дрожал. Падая в снег, он вскрикивал и стремительно вскакивая, оглядывался по сторонам. Зимой, ночью, редко бывает темно, вот и сейчас, несмотря на тучи, рассеянный в пространстве свет полной луны достигал заснеженного поля и человека на нем. И хотя из-за дальнего холма в направлении виднеющейся вдалеке деревеньки вела всего она цепочка следов, можно было подумать, что человек от кого-то бежит…
Толстый наст провалился под обутой в валенок ногой и беглец снова со стоном упал ладонями на колючий снег. Рукавицы он потерял пробираясь через лес и теперь, каждый раз раня руки о грубую корку наста, с досадой вспоминал об этом.
- «Поиграй с нами» - детский голос казалось, звучал в голове, а может, так оно и было, но вот две ножки, обутые в летние сандалии хоть и не оставляли следов, но были вполне реальны. Он в этом имел возможность убедиться – еще вчера у него был напарник. Они мыли золото, собирая самородки из мерзлой грязи в отвалах карьера, когда внезапно, как это обычно и бывает в этих краях, температура резко упала, и несколько дней шел снег. В землянке было тепло, и была еда, было ружьё и запас боеприпасов, но.… Но потом, в одну из ночей, появились дети – маленькие чёртовы детишки лет восьми - десяти на вид и напарник открыл им дверь. Враньё, всё враньё – вампиры не бояться ни крестов, ни молитв, им плевать на чеснок и они, слава богу, не оборачиваются в летучих мышей, а вот в туман запросто. И кровь они тоже пьют, с этим легенды угадали. В ушах мужчины вторые сутки стоял хриплый булькающий звук, доносящийся из горла напарника, когда девчонка начала пить из него кровь... Что ж, земля ему пухом, да какая земля – мерзлая, каменистая почва. А ещё когда вампиры едят, они впадают, в какой-то ступор, становятся вялыми, пишется ли об этом в книгах, он не помнил, но это дало ему шанс выскочить в дверь и бежать, не забыв, впрочем, захватить банку с золотым песком из тайника, сделанного в корнях старой ели.
И теперь вот это – ПОИГРАЙ С НАМИ… В голову закрадывалась мысль, что детишки (неет, неподходящее слово… существа) просто сыты, иначе давно бы он отправился вслед за своим напарником. Спасибо тебе друг, и тут ты помогаешь, жестоко, но что поделаешь…
- Убирайтесь прочь!!! – голос охрип, и крика не получилось, но звук его в ночном морозном воздухе придал сил и человек вскочив, побежал. ПОИГРАЙ С НАМИ, ПОИГРАЙ С НАМИ.… Кажется, он кричал, потому что дверь крайнего дома открылась и бледная женщина в квадрате тусклого света, что-то прокричав ему, поманила его рукой. Кубарем, вкатившись в дом, он сам запер запор на двери и, не выдержав усталости сел прямо на пол прислонившись к ней спиной…
- Что случилось?- голос хозяйки показался немного бесцветным.
- Вы не поверите…
- Это дети?
- Вы о них знаете? – голос мужчины превратился в дрожащий шепот, он смотрел на стоящие в углу банки из-под кофе, в таких обычно старатели прячут свои запасы. Боже, нет. Висящие в ряд тулупы на стене, куртки охотников, старателей, геологов, и он в одну секунду понял все. Что ж, всем нужно на что-то жить и, поэтому ответ его совсем не удивил.
- Да, знаю, это мои дети - женщина отошла в сторону, за ее спиной стояли ОНИ. Поиграй… Он дернулся было вперед, но в ту же секунду на его голову, что-то обрушилось и мужской голос пробасил – «Ишь какой прыткий»
- Они все бегут сюда – сказала женщина и, теряя сознание, он почувствовал, как холодные маленькие ручки ползут ему за пазуху...

Сюси-пуси для улучшения настроения)

Малыш орангутана . Эти обезьяны мигрировали из Африки, и достигли Юго-Восточной Азии на 15 млн лет раньше людей. Дети орангутанов живут с матерью примерно до 6—8 лет. Живут орангутаны в природе в среднем до 30 лет:


Сурикаты из семейства мангустовых распространены в Южной Африке, в основном, в районе пустыни Калахари. Новорожденный весит всего около 30 грамм, и открывает глаза на 14 день. Сурикаты хорошо приручаются и живут в неволе 10 лет:


Новорожденные медвежата у белых медведей беспомощны и имеют массу от 450 до 750 грамм. Это при том, что белый медведь — самый крупный наземный представитель млекопитающих отряда хищных, и взрослые особи достигают в длину 3 метров при массе до 1 тонны. Продолжительность жизни — максимум 25—30 лет:


Детеныш императорского пингвина . Эти нелетающие птицы достигают роста 122 см и весят в среднем 35—40 кг, а масса вылупивщегося птенца составляет всего 315 грамм. Интересно, что императорские пингвины начинают размножаться в мае — июне, когда в местах их обитания температура опускается ниже?50 °C, а ветер дует со скоростью до 200 км/ч. Естественный возраст этих птиц может достигать 25 лет:


Тигр — один из четырёх представителей рода пантера. Это крупнейший наземный хищник, уступающий по массе лишь белому и бурому медведям. Тигрята рождаются обычно в марте — апреле слепыми, беспомощными, с массой 1.3—1.5 кг. Самостоятельными тигры становятся в возрасте приблизительно 18 месяцев, но обычно остаются с матерью 2—3 года, а иногда и до 5 лет. Продолжительность жизни тигра составляет до 26 лет:


Малыш золотистоголовой львиной игрунки . Эти животные обитают исключительно в юго-восточной Бразилии. Продолжительность жизни львиной игрунки составляет до 18 лет:


Вес лемурчиков при рождении составляет от 80 до 120 грамм:


Сегодня в мире насчитывается около 600 млн домашних кошек . Эти животные живут с человеком уже более 10 000 лет. Котята рождаются глухими и слепыми: способность видеть появляется на 5—10 день. Несмотря на то, что средний срок жизни кошек составляет 14 лет, иногда появляются и рекордсмены: на начало 2011 года самой старой считалась кошка Люси, живущая британской семье. Она уже отметила своё 39-летие, что в пересчёте на человеческий возраст составляет примерно 172 года!


Детеныш серого тюленя . В дикой природе они живут около 40 лет:


Ягуар — еще одна большая кошка из рода пантера. Правда, сейчас она еще совсем маленькая:


Маленькая обезьянка :


Лев — вторая по величине кошка после тигра. Масса тела новорождённых львят — 1.2—2.1 кг, они начинают ползать через день или два, а ходить после третьей недели жизни. К сожалению, в дикой природе 80 % львов погибают в возрасте до 2-х лет и живут от 10 до 14 лет:


Кенгуру живут распространены в Австралии, Новой Гвинее и близлежащих островах. Серые кенгуру, самые большие из всего семейства, могут достигать в длину до 3-х метров, но даже у самых крупных кенгуру детёныш весит при рождении меньше 1 грамма.


Мама-кенгуру способна управлять своей знаменитой сумкой благодаря мышцам по краю у входа сумки. Она может даже закрыть сумку так, чтобы в нее не попала вода при плавании.


Морские слоны своим названием обязаны хоботообразному носу у самцов, который отсутствует у самок и детенышей. В дикой природе морской слон живет 12 - 20 лет:


Размах крыльев у лебедей достигает 2 метров, а вес может превышать 15 кг. Родители опекают своих детенышей в течение 1-2 лет после рождения:


Китайское имя у животного семейства медвежьих означает «медведь-кошка». В длину большая панда достигает 1.2-1.5 м, имеет массу от 30 до 160 кг. Детеныши весит от 90 до 130 граммов, что составляет около 1/800 веса матери. За убийство панды в Китае применяется смертная казнь:


Ирбисы, или снежные барсы обитают в горных массивах Центральной Азии. Вес новорождённого ирбиса составляет около 500 граммов при длине до 30 см. Они рождаются слепыми и беспомощными, но уже примерно через 6—8 дней прозревают. Максимальная известная продолжительность жизни в природе — 13 лет:


Обезьянья семья из Мьянмы:


Слоны — самые крупные наземные животные, обитающие на Земле. Самый большой официально «зарегистрированный» слон весил 12 тонн. Растут слонята долго: первые 3 года пять-восемь сантиметров в год. Только в 8-12 лет они смогут стать родителями. Слоны живут в природе 60-70 лет:


Крокодилы — древнейшие животные, которые появились около 250 млн лет назад в триасовом периоде. Крокодильчики появляются из яиц, число которых колеблется от 20 до 100 в зависимости от размеров самки.


Интересно, что без пищи крокодилы могут обходиться от 1 года до 1.5 лет. Живут крокодилы до 80-100 лет.


Белки считаются одними из самых умных животных на Земле. Бельчата появляются на свет голыми и слепыми. В течение 6 недель они находятся в гнезде, но уже через 2-3 месяца они лихо скачут по веткам. Полное взросление наступает через 10-12 месяцев после рождения. В среднем, белки живут 14-16 лет.



blogs/lapushka