Биографии Характеристики Анализ

Дифференциация звуков ж ш индивидуальное. Конспект фронтального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий “Стоит в поле Теремок”

Разделы: Начальная школа

ЦЕЛЬ: учить различать звуки [ш] – [ж] изолированно, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Формировать навыки языкового анализа и синтеза:

а) звукобуквенного анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры;
б) анализа и синтеза предложений из 10-15 слов.

  • Развивать память, внимание, мышление, сукцессивные функции.
  • Расширять сенсомоторный репертуар.
  • Развивать мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы.

ОБОРУДОВАНИЕ: картинки-символы с изображением жука и шарика, таблица “Характеристика звуков”, слоговые таблицы, мяч, на каждого ребенка звуковые линейки и карточки с буквами ш и ж .

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент и повторение пройденного материала.

Игра “Пятый – лишний” (слова написаны на доске, дети вставляют буквы и вычеркивают лишнее слово; 2 варианта ответов ):

(З)еркало, обе(з)ьяна, ка(с)ета, га(з)ета, кор(з)ина.

2. Знакомство с новым материалом .

Дифференциация изолированных звуков [ш] – [ж]

А сейчас послушайте сказку и догадайтесь, какие звуки мы будем сравнивать на занятии?

В одном самом обыкновенном городе, на самой обыкновенной улице жил-был воздушный шарик, только не обыкновенный, а говорящий. Однажды ранним утром Шарик вылетел из дома и отправился на прогулку в ближайший сквер. Солнышко ласково освещало кроны деревьев, а теплый ветерок слегка покачивал их. Шарику так захотелось покататься на верхушке дерева, что он не смог удержаться. Зацепившись за веточку, Шарик стал раскачиваться все сильнее и сильнее, все выше и выше! Ему было так весело! Но тут ветер стих, и Шарик понял, что он не сможет вернуться домой, потому, что его ниточка запуталась в ветках дерева. Шарик испугался и стал звать на помощь: “Ш-Ш-Ш!” Но его никто не слышал. Почему? (звук шарика – глухой, голосовые складки не работают, голоса нет).

В это время недалеко от дерева, на котором висел Шарик, пролетал по своим делам важный и добрый Жук. У него было прекрасное настроение, и он пел на лету свою любимую песенку.



Жил на свете добрый жук,
Старый, добрый друг.

“Ж – ЖА – ЖО (ЖЁ) – ЖУ – ЖИ - ЖЕ!”

Жук поднимался все выше и выше и, наконец, услышал зов Шарика и увидел, что тот попал в беду. Жук помог Шарику освободиться, и они стали друзьями. Добрый Жук даже сочинил для Шарика песенку.

Шарик, шарик я воздушный,
Непоседа непослушный!
Я из рук рванулся сразу –
Видно, плохо был привязан.
Я уже над самой крышей.
И лечу все выше, выше!

Ш – ША – ШО (ШЁ) – ШИ – ШЕ!

Кто догадался, какая тема нашего занятия?

Звуки [ш) и [ж] и буквы ш и ж .

Давайте охарактеризуем эти звуки (с опорой на таблицу) и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.

Звук [ш] согласный, т.к. есть преграда – язык. Губы округлены, слегка вытянуты вперед. Кончик широкого языка поднят вверх. Язык принимает форму “чашечки”. Воздушная струя длительная, теплая, направлена вперед. Голосовые складки не работают, голоса нет. Звук [ш] твердый, глухой.

Звук [ж] согласный, т.к. есть преграда – язык. Губы округлены, слегка вытянуты вперед. Кончик широкого языка поднят вверх. Язык принимает форму “чашечки”. Воздушная струя длительная, теплая, направлена вперед. Голосовые складки вибрируют, голос есть. Звук [ж] твердый, звонкий.

Оба они согласные, твердые.

Но звук [ш] глухой, а звук [ж] звонкий.

Звонкость – глухость проверяем двумя способами (1 – руку на горло, 2 – закрыть уши).

Слева на строчке синей ручкой нарисовали портрет Шарика. Не забудьте, что у него ниточка в виде буквы ш ! А справа на строке рисуем портрет Жука, каким цветом? А лапки у жука – как у буквы ж ! Под рисунком пишем характеристики звуков.

Отличия заключаются в красную рамку. Обращаем внимание на то, что эти звуки всегда твердые.

Дифференциация [ш] – [ж] в слогах.

На доске слоговая таблица

а) Работа со слоговыми таблицами.

Давайте еще раз прочитаем слоговые песенки Шарика и Жука. Что необычного вы заметили?

Слог ШО так же, как и ЖО пишется в двух вариантах: ШО – ШЁ; ЖО - ЖЁ

Слоги ШИ – ЖИ пиши с буквой И.

Слоги ШЕ – ЖЕ пиши с буквой Е.

У звуков [ш] и [ж] нет парных мягких звуков.

б) Чтение слогов по слоговой таблице.

А теперь читаем слог Шарика и сразу же слог Жука: ша – жа; шо – жо…

А теперь наоборот: жа – ша …

На доску вывешивается вторая слоговая таблица.

А теперь читаем слоги в этой таблице слева – направо и справа – налево.

шаш – жаш шва – жва
шош – жош шпо – жбо
шуш – жуш шку – жгу
шиш – жиш шты – жды
шеш – жеш шмэ – жмэ

в) Игра с мячом.

Шарик и Жук расшалились и стали менять звук [ш] на [ж] или [ж] на [ш] в слогах и словах. Давайте к ним присоединимся и тоже также пошалим!

Ша – (жа), шо - …, жу - …, ша, жа – (жа, ша), жи, ши - …, шар – (жар), жить - …, шаль - …, жест - …, шесть - …, шарит - …, машет - …, наживка - …

Дифференциация [ш] – [ж] в словах.

а) Игра “Кто внимательный?”

Шарик и Жук прилетели на волшебную лужайку, на которой веселились и танцевали разные животные. Если вы услышите в названиях звук [ж], делайте рукой такое движение, как будто звоните в колокольчик, а если услышите звук [ш], то закрывайте уши руками, как будто надеваете наушники.

Шакал, жираф, шерстокрыл, жеребенок, шимпанзе, шипохвост…

… ежи, ишак, кошка, кожан, моржи, лошадь, джейран, кашалот, ушан, тушканчик, кинкажу, слепыш, слепушонка, мунтжак, медвежонок, шиншилла, широкоушка, лошадь Пржевальского, кожан большой, кошка Жоффруа, тушканчик, пеструшка желтая, медвежонок белуджистанский, мышь жесткошерстая.

Физкультминутка

а) Расширение сенсомоторного репертуара.

Речь с движениями.

Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Жил на свете добрый жук,
Старый, добрый друг.
Никогда он не ворчал,
Не кричал, не пищал,
Громко крыльями трещал,
Строго ссоры запрещал!
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Ты мой друг и я твой друг,
Старый верный друг!
Полюбили мы жука,
Старика, добряка, -
Очень уж душа легка
У него весельчака!

б) Развитие мелкой моторики.

“Веер”

Ладони выпрямлены, напряжены, большой палец отведен немного в сторону. Пальцы, начиная с указательного, друг за другом тянутся к основанию ладони. Последним сгибается мизинец.

“Заводные машинки”

Играющие сцепляют пальцы рук в замок (не сцеплены только большие пальцы) и превращаются в заводные машины. У ведущего в руках ключ. Он “заводит” машины тремя поворотами ключа. Вдох – машины трогаются с места со звуком “ж-ж-ж”. Большие пальцы начинают крутиться друг вокруг друга, все быстрее и быстрее, пока не закончится завод (пока хватает дыхания). Та машина, чей завод закончится позднее всех, выигрывает.

в) Глазодвигательные упражнения.

Слежение за предметом, медленно перемещаемым по воображаемому контуру круга (по и против часовой стрелки) на расстоянии вытянутой руки, на расстоянии локтя и около переносицы.

г) Анализ и синтез слов.

Работа со звуковой линейкой. Определение места звука в слове.

Послушайте слова и определите, на каком месте по счету находится звук [ш] или [ж], и положите букву ш или ж на соответствующую цифру на звуковой линейке.

Хлопчатобумажный, слепыш, широкоушка, жонглерша, шантажист, жесткошерстная, жаропонижающий, шарикоподшипник, тяжеловооруженный.

д) Составить словосочетания и записать в тетрадь, вставляя пропущенные буквы ш или ж в слова.

Все веселье было по поводу Мартышкиного Дня рождения. Она приготовила много

всего вкусного. Но так как писать она не умеет, давайте поможем Мартышке составить меню. Соедините по смыслу слова первого и второго столбика. Чтобы было красиво, пишите тремя цветами.

Дифференциация [ш] – [ж] в предложениях.

Анализ и синтез предложения.

Но вот настало время возвращаться домой. Провожая Шарика и Жука, Мартышка дала им по сверточку, приговаривая:

Хорош пирожок, внутри творожок,
Ты скушай на ужин его, мой дружок!
Так что же было в сверточках?

Логопед вместе с детьми проговаривает несколько раз скороговорку с изменением тембра, высоты и силы голоса. Например, как бы эту скороговорку произнесли три медведя из одноименной сказки.

Затем каждый ребенок повторяет ее самостоятельно голосом одного из героев, и по памяти записывает в тетрадь.

3. Итог занятия.

  1. Какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии?
  2. Чем они похожи и чем отличаются?
  3. В чем особенность этих звуков?

Конспект

логопедического занятия

по дифференциации звуков [Ш-Ж]

Тема:

Дифференциация звука [ Ш-Ж ] .

Цель:

Упражнять детей в различении на слух знакомого звука, в дифференциации звуков [Ш-Ж].

Задачи:

Образовательные: закреплять правильное произношение звуков [Ш], [Ж]; учить дифференцировать их по звонкости-глухости на уровне слогов, слов; закреплять умение определять первый звук в слове; закреплять навык чтения и письма отдельных слов;

Развивающие: развивать мышление, внимание, память воображение, развивать мелкую моторику; тренировать способность удерживать и выполнять двухуровневые инструкции; развивать фонематическое восприятие и связную речь;

Воспитательные: воспитывать доброжелательность, инициативность, фактор взаимопомощи, взаимовыручки, желание помогать.

Оборудование:

предметные картинки, игрушки главных героев, конверт.

Ход занятия:

Этапы

Деятельность логопеда

Деятельность детей

1. Орг. момент

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Ясно, четко говорим,

Потому что не спешим.

О чем это стихотворение?

- Этому мы учимся на наших занятиях.

О том, что нужно стараться говорить красиво и четко.

2.Артикуляционная гимнастика

А теперь поиграем с язычком.

У пражнение для языка «Лопатка»

У пражнение для языка «Качели»

У пражнение для языка «Лошадка»

У пражнение для языка «Грибок»

Упражнение для языка «Чашка»

У пражнение для языка «Прятки»

Выполняется комплекс артикуляционных упражнений для шипящих звуков.

    Расслабленный

широкий кончик языка положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счет до 10.

Верхняя губа приподнята и не прикасается к поверхности языка.

    Рот широко раскрыт.

Кончик языка поднимается за верхние зубы на бугорки, а затем опускается вниз за нижние зубы. Упражнение повторить 15 - 20 раз.

    Присасывать кончик

языка к нёбу. Темп пощелкивания должен меняться (медленно, быстрее, очень быстро). Упражнение способствует растяжению укороченной подъязычной связки. Упражнение выполнить 10 -15 раз.

    Широко раскрыть

полость рта. Присосать поверхность языка к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Упражнение выполнить 5-6 раз.

    Рот широко раскрыт.

Широкий кончик языка поднять вверх. Потянуть его к верхним зубам, но не касаться их. Боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до10.

    Рот широко раскрыт.

Зубы разомкнуты. Кончик языка упирается за нижние зубы. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов. Затем спинка языка опускается вниз, «прячется». Кончик языка при этом остается на прежнем месте. Упражнение выполнить до 10 раз.

3. Объявление темы занятия

К нам сегодня в гости пришли Нюша и Ёжик.

Нюше и Ёжику пришли письма от их друга Звуковичка.

Звуковичок пишет, что у него пропало два звука, и он просит Смешариков помочь ему их найти. Давайте вместе с Нюшей и Ёжиком поможем Звуковичку? Тогда отправляемся в добрый путь!

4. Проговаривание изолированных звуков

Прежде всего, Нюше и Ёжику нужно узнать, какие же звуки потерялись?

Нам стало известно, что один из этих звуков живёт в начале слов: шапка, шуба, шоколад. Какой же это звук? Произнесите его: Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш

Действительно, этот звук один из любимых звуков Нюши, потому что в её имени есть звук [Ш]. Поэтому Нюша решила, что будет искать именно этот звук.

Второй же звук живёт в начале слов: жук, жёлудь, жилет. Какой это звук?

Этот звук - один из любимых звуков Ёжика, потому что в его имени есть звук [Ж]. Поэтому Ёжик будет искать именно его. Произнесите его: Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж.

Звук [Ш].

Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш.

Звук [Ж].

- Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж.

5. Анализ артикуляции звука

Решили Нюша и Ёжик вспомнить, как эти звуки произносятся, начали их звать. Нюша позвала: «Ш-ш-ш». Губки её округлились в форме окошка, язычок поднялся вверх в форме чашечки.

«Я поняла», - сказала Нюша, -

«Это согласный твёрдый звук! Он обозначается синим цветом».

Ёжик тоже начал звать свой любимый звук: «Ж-ж-ж». Губки его тоже округлились, а язычок стал похож на чашечку. «И я понял!» - воскликнул Ёжик, - «Мой звук тоже согласный, и тоже твёрдый! Он, как и твой, обозначатся синим цветом!»

- «Ой, а ведь эти звуки так похожи! Как же мы их отличим?» - сказала Нюша.

Ребята, давайте подскажем Смешарикам, как отличить эти звуки. Произнесем звук [Ш] и положим ладошку на горло. Дрожит ли наше горлышко, когда мы произносим [Ш]? Звук [Ш] звонкий или глухой?

Давайте вместе произнесем звук [Ж] и положим ладошку на горло. Дрожит ли наше горлышко, когда мы произносим [Ж]? Звук [Ж] звонкий или глухой?

Правильно! Теперь Ёжик знает, что звук [Ж] - звонкий, поэтому он взял с собой колокольчик. А Нюша взяла наушники, потому что звук [Ш] – глухой.

Горлышко не дрожит, звук [Ш] - глухой.

Горлышко дрожит, звук [Ж] - звонкий.

6. Характеристика звуков

Приготовьте пальчики на правой руке. Сгибаем их в кулачок и рассказываем о звуке [Ш]:

    Звук (Ш) - согласный или гласный?

    Какая преграда у звука [Ш]?

    Звонкий или глухой?

    Твёрдый или мягкий?

    Каким цветом обозначаем?

Приготовьте пальчики на левой руке. Сгибаем их в кулачок и рассказываем о звуке [Ж]:

    Звук [Ж] - согласный или гласный?

    Какая преграда у звука [Ж]?

    Звонкий или глухой?

    Твёрдый или мягкий?

    Каким цветом обозначаем?

Найдите на доске символы звуков [Ш и Ж].

    Согласный;

    Зубки, язык;

    Глухой;

    Твёрдый ;

    Синим.

    Согласный;

    Зубки, язык, горлышко;

    Звонкий;

    Твёрдый ;

    Синим.

Дети показывают цветовое обозначение звука [Ш].

7.Связь звуков и букв

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать.

Вот домики, где живут наши звуки [Ш-Ж].


Сегодня мы изучаем звук [Ш], который обозначается буквами Ш , ш и звук [Ж], который обозначается буквами Ж , ж.

Посмотрите, как эти буквы изобразил веселый художник.



8. Развитие фонематического слуха

- Ребята, перед вами лежат две карточки. На первой карточке нарисован колокольчик, а на второй наушники.


- Давайте поиграем в такую игру: Нюша и Ёжик называют слоги, и если в слоге вы услышите звук [Ш], то поднимите карточку с колокольчиком. Если же услышите звук [Ж], то поднимите карточку с наушниками.

Включается запись слогов, или логопед произносит сам: ша, жа, шо, жё, жи, ши, аш, жна, шка, каш, жла, што, ашка, ажд.

Дети поднимают соответствующие карточки.

9.Дифференциа-ция звуков в слогах

Ребята, а давайте сейчас с нашими гостями споём слоговые песенки,при этом чётко произнося звуки [Ш-Ж]. Готовы?

Ша-жа, ши-жи, ше-же, шо-жо, шу-жу.

Ша-жа-ша, ши-жи-ши, ше-же-ше, шо-жо-шо, шу-жу-шу.

Жа-ша-жа, жи-ши-жи, же-ше-же, жо-шо-жо, жу-шу-жу.

Дети пропевают с логопедом слоговые песенки.

10. Дифференциа-ция звуков в словах

Нюша и Ёжик решили подарить своему другу Крошу много подарков, они перепутались. Давайте разберём, что подарила Нюша, и что Ёжик.




Нюша: шар, шарф, шапка, карандаши.

Ёжик: журнал, жилет, лыжи, флажок.

11. Физминутка

Присядьте на корточки и представьте, что вы маленькие растения. К кому я подойду и «полью из лейки» начинает подниматься, расти, тянуться к солнышку.

12. Дифференциа-ция звуков в предложениях

Нюша и Ёжик приготовили для вас, ребята необычное задание. Вам надо безошибочно проговорить предложения с их любимыми звуками. Приступаем?

Женя – хороший лыжник. Маша режет картошку ножом. У Жениного брата плюшевый медвежонок. Большой жук жужжит над ромашкой.

Дети произносят предложения.

13. Дифференциа-ция звуков в тексте.

Ребята, я хочу сегодня вас и наших гостей познакомить со сказкой К. Д. Ушинского «Умей обождать»… (чтение сказки).

Вопросы к детям:

Как кричал петушок наклевавшись

зелехонькой смородины?

Что говорила курочка петушку?

Что еще натворил Петушок?

Чем закончилась сказка?

Назовите мне слова, где есть:

Звук [ш] Петушок, простынешь, прошло, не послушался, утонешь, не ешь

Звук [ж] Побежала, обожди, жили, приложила, пролежал

Индивидуальные и хоровые ответы детей.

- не ешь, Петя! Обожди, пока смородина поспеет

14.Домашнее задание

Выучить потешку, учиться различать звуки [Ш-Ж].

Кошка мышку не поймала,

Мышка в норку убежала

И от страха там дрожит.

Кошка мышку сторожит.

15. Итог занятия

Какие звуки вы сегодня произносили чаще всего?

В какую игру хотели бы поиграть ещё раз?

Что было трудным для вас?

Кто у нас были в гостях?

Дети отвечают на вопросы.

16. Оценка работы детей

Вот и подошли к концу наши приключения. Ёжик и Нюша помогли своему другу Звуковичку найти потерявшиеся звуки! Звуковичок сердечно благодарит своих друзей, а Ёжик и Нюша от всей души благодарят вас, ребята, потому что вы им сегодня очень помогли, без вас бы они не справились!

Детям дарят сладкие призы

Конспект интегрированного подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе

Подготовила учитель–логопед Шлянина О. П.

МБДОУ№1 г. Курганинска Краснодарского края

Тема: Дифференциация звуков [Ш -Ж]

Цели: закрепить навык различия звуков [ш–ж] в слогах, словах, фразах; закрепить умение делить слова на слоги; продолжать учить составлять слова из слогов, букв; продолжать работу над деформированной фразой, оставлять схему предложения, выделять предлог; закрепить правило написания жи – ши; развивать фонематический слух, внимание, мышление, мелкую моторику рук; создать положительное психоэмоциональное настроение, способствовать приобретению опыта коллективной работы.

Ход занятия

Организационный момент. Эта история произошла в одном сказочном городе, в котором, жили такие дети как и вы. Они все хотели знать, и прилежно учились. Но в соседнем городе жила злая волшебница, и ей не нравилась любознательность этих детей. Разозлилась она, и заколдовала их, забрав имена.

Но оставила такой наказ: «Расколдовать сможет тот, кто приложит много умения и старания, выполнив все задания». За правильное выполнение, вы получите буквы, из которых составите имена детей. А в путь мы отправимся по лестнице.

  1. Введение в тему. Чтобы узнать в кого превратила колдунья детей, мы должны найти разрезные картинки и сложить их. А искать будем с помощью вот этих подсказок. Логопед предлагает детям ориентироваться на схематически изображенный предлог и предмет. Каждый получает карточку – схему.
  2. Сложи картинку . (дети складывают 2 картинки: жаба и кошка)

– какой первый звук в слове жаба? [Ж]

– какой третий звук в слове кошка? [Ш]

(за выполнения задания дети получают букву Ж)

Работа с индивидуальными зеркалами . Перед зеркалами выполняют артикуляцию звука, и дают характеристику.

[Ш] – широкий язык за верхними зубами, губы округлены, теплая струя воздуха проходит по середине языка. Звук согласный, твердый, глухой.

[Ж] – широкий язык за верхними зубами, губы округлены, теплая струя воздуха проходит по середине языка, работают голосовые связки. Звук согласный, твердый, звонкий.

Речевая зарядка (логопед задает ритм хлопками)

жа – жа – жа – жа – мы увидели ужа

ша – ша – ша – ша – мама моет малыша

жу – жу – жу – жу – поспешим скорей к ежу

шу – шу – шу – шу – Жанне я письмо пишу

(за выполнение дети получают букву О)

Разложи предметы. Злая колдунья не только заколдовала детей, но и перемешала все предметы. Вам предстоит разобраться в каком слове звук [Ж], а в каком [Ш].

машина, жаба, одежда, флажок, журавли, ножи, жук, шар, шкаф, вишни, мышка, кукушка. (за выполнение получают букву О).

Деление слов на слоги. –каждый ребенок берет карточку, определяет кол – во слогов выполняет шаги, и рисует точки по кол. слогов.

(получают букву А)

Составить слово из слогов.

ма – ши – на, туш – ка – ка, шах – ты – ма, пи – ма – жа, пру – на –жи, ки – жу.

(получают букву М)

Вставь букву в слово. На белую рома_ку сел _ук.

Бабу_ка вя_ет теплый _арф.

Весной из берлоги вы_ел медве_онок.

Ма_а видела в лесу у_ей.

На лу_айке прыгали лягу_ки.

В _кафу висит _илет.

(Вставив букву, читают предложение. Получают букву А)

Деформированная фраза.

Женя мыть уши вода.

В сад мыши жить.

Катя бежать с кошка рыжая.

Маша в жакет шкаф вешать.

В писать Женя школа буквы.

На стол лежать желтая груша.

– составить схему предложения.

На столе лежит желтая груша.

(получают букву Ш)

Кроссворд. Давайте вспомним правописание жи – ши.

1. Нужны человеку и животному чтобы слышать. (уши)

2.Кто ходит в иголках? (ежик)

3.Маленькая, серенькая, живет в норке. (мышка)

4.Она вскакивает на лбу, когда сильно ударишься. (шишка)

5.Ее одевают на голову, в холодное время года. (шапка)

6.Пятнистое животное с длинной шеей. (жираф)

(получают букву А)

Итог занятия. (Дети составляют из букв имена Жора, Маша, логопед показывает картинки детей). Вот и закончилось путешествие по лесенки – знаний, вы помогли разрушить колдовские чары, и спасли Жору и Машу.

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Светлана Скипина
Занятие по дифференциации звуков [Ж] - [Ш]

Тема : «Дифференциация звуков ш – ж » .

Цель : учить различать на слух звуки ш –ж (в слогах, словах, тексте) ; определение места звука в слове (закрепление) ; развитие внимания и памяти; образование множественного числа существительных.

1. Оргмомент.

Какое сейчас время года? (осень) . Какие ещё времена года вы знаете? (зима, весна, лето) . Какие осенние месяцы вы знаете? (ответы детей) .

2. Артикуляционная гимнастика.

Сейчас мы с вами потренируем губы и язык.

Упражнения «Улыбка – бублик» , «Заборчик – окошечко» , «Вкусное варенье» , «Чашечка» .

3. Игра «Картинки перепутались» .

Я принесла вам картинки на звуки Ж и Ш , но они перепутались. Помогите, пожалуйста, разложить картинки правильно.

Ж – жук, ёжик, лыжи, жёлудь, жаба, флажок.

Ш – кошка, лошадь, дедушка, чашка, шапка, катушка, лягушка.

Скажите, как шипит гусь. – Ш-ш-ш.

Как жужжит жук? – Ж-ж-ж.

4. Характеристика звуков Ш – Ж .

Произнесите звук Ш . Где стоит язык, как располагаются губы и зубы? (Описание детьми артикуляции звука ) . Какой звук Ш ? (Звук Ш – согласный , всегда твёрдый, глухой, шипящий) .

Почему согласный? (есть преграда) .

Почему твёрдый? (произносим строго) .

Приложите руку к горлу и определите, звонкий он или глухой.

Что вы можете сказать о звуке Ж ?

-Звук Ж – согласный , всегда твёрдый, звонкий, шипящий.

Почему согласный? (есть преграда) .

Почему твёрдый? (произносим строго) .

Хорошо. Теперь скажите, чем похожи звуки Ш и Ж , чем отличаются. (Когда мы произносим звуки Ш и Ж , язык стоит «чашечкой» за верхними зубами, зубы сближены, губы округлены; звуки Ш и Ж – согласные , твёрдые, шипящие, но звук Ж – звонкий , звук Ш – глухой .

5. Игра «Скажи наоборот» .

Дети чётко произносят слоги.

а) Аж – аш

б) аш – ши – аж – жи

аш – ше – аж – же

аш – ша – аж – жа

аш – шо – аж – жо

аш – шу – аж – жу

в) ши-ши-ши – жи-жи-жи

ше-ше-ше – же-же-же

ша-ша-ша – жа-жа-жа

шо-шо-шо – жо-жо-жо

шу-шу-шу – жу-жу-жу

г) жить – шить

житьё – шитьё

жутко – шутка

жалить – шалить

жил – шил

наживка – нашивка

Разобрать значения незнакомых слов (наживка, нашивка) .

6. Игра «Один – много»

Обратить внимание, что в конце слова звук Ж произносится , как Ш, а пишется Ж).

Нож – ножи

Стриж – стрижи

Этаж – этажи

7. Произнесение слов со звуками Ш – Ж .

Где вы слышите звук Ш ? Есть в слове звук Ш ? (определение места звука в слове ) .

Слова : флажок, одежда, пушистый, сажа, Даша, солнышко, живот, жадный, пишу.

8. Динамическая пауза. Игра «Как живёшь?»

Как живёшь?

Вот так! (показывают большие пальцы)

А плывёшь?

Вот так! (имитация руками плавания)

Как бежишь?

Вот так! (топаем ногами)

Вдаль глядишь?

Вот так! (приставляют к глазам пальцы «биноклем» ).

Ждёшь обед?

Вот так! (подпереть щёку кулаком) .

Машешь вслед?

Вот так! (помахать руками) .

Утром спишь?

Вот так! (обе руки под щёки) .

А шалишь?

-… (хлопнуть по надутым щекам) .

9. Чтение рассказа «Кошка и ёж» .

Принесли дети из леса домой ежа. Побежал ёж по комнате. Увидела его кошка, легла на пол и смотрит. Вдруг кошка прыгнула и цап лапкой ежа. Ёж быстро спрятал головку и подставил кошке свои острые иглы. Уколола кошка лапку и ушла в угол. Долго сидела там кошка, а на ежа не смотрела.

Вопросы к тексту :

1).Кого принесли дети из леса?

2).Кто увидел ежа?

3).Что сделала кошка?

4).Как защищался ёж?

Повторное чтение и пересказ текста.

Какие загадки можно подобрать к тексту? Отгадывание загадок.

Мягкие лапки, а в лапках – царапки. (кошка) .

Иголки лежали – лежали, да под стол убежали. (ёж) .

10. Итог занятия .

О чём мы сегодня говорили, о каких звуках ? звуках Ш и Ж ) . Чем они похожи и чем отличаются? (ответы детей) . Что мы делали? (Рассматривали картинки на звуки Ш и Ж , играли в игры «Скажи наоборот» , «Один – много» , «Как живёшь?» ; определяли место звука в словах , отгадывали загадки и читали рассказ «Кошка и ёж» .

Методическая разработка логопедического занятия

по дифференциации шипящих звуков

Тема: Дифференциация звуков Ш – Ж

Цели:

Коррекционное – развивающие: Закреплять умение различать звуки Ш - Ж на слух, в слогах, словах, предложениях, тексте. Уточнять характеристику звуков. Развивать умение соотносить звуки Ш – Ж с буквами Ж и Ш; звуко – буквенный анализ слов. Обогащать словарный запас. Развивать оральный праксис, мимическую мускулатуру, оперативную и слуховую память, внимание, логическое мышление, общую и мелкую моторику.

Коррекционно-образовательные: упражнять в подборе слов на заданный звук в определенной позиции; закреплять понятия, характеризующие звуки: глухой – звонкий согласный, всегда твердый согласный.

Коррекционно – развивающие: закреплять умение различать звуки [Ш] – [Ж] на слух, в слогах, словах, предложениях. Обогащать словарный запас. Развивать слуховую память, внимание, логическое мышление, общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные: создать положительное психоэмоциональное настроение, способствовать приобретению опыта подгрупповой работы. Развивать умение планировать и контролировать свои действия.

Оборудование: пиктограммы, индивидуальные зеркала, картинки с изображением шара, жирафа; профили звуков Ш и Ж; колокольчики; предметные картинки, в словах которых есть звуки Ш и Ж; схемы слов; слоговая таблица; наглядный материал к игре «Четвертый лишний»; карточки с буквами Ш и Ж; карточки «Корректурная проба», перфокарты.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Здравствуйте! Ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют гости, поздоровайтесь. Они пришли посмотреть, как мы с вами занимаемся. Чтобы наше занятие было интересным и полезным, нам с вами надо потрудиться. Садитесь.

Ну и конечно, чтобы и настроение было у нас хорошее. Ведь у каждого человека настроение бывает разное: замечательное, плохое, отввратительное, тревожное, безоблачное, солнечное, грустное, ужасное и т.д. А давайте посмотрим на картины и определим настроения ребят. (Дети высказываются). Вы берите ту картинку с выражением лица, которая больше подходит вашему сегодняшнему настроению. Посмотрите на эти картинки (логопед показывает детям картинки с изображением разных эмоций). Какие настроения выражают эти лица? (Строгое и сердитое, огорченное и грустное, без эмоций, веселое и радостное). Выполнение мимических упражнений перед зеркалом.

Давайте, ребята, с таким хорошим настроением будем заниматься.

ша – шу – шо – шу

жа – жу – жа – жо

ши – ши – жи – жи

ши – ши – жи – жи

3.Сообщение темы занятия.

Вы догадались, какая тема нашего занятия? Сегодня мы будем с вами учиться различать звуки и буквы Ш - Ж

4 Сравнение звуков по артикуляции.

Взяли зеркала. Произнесем звук /ш/, /ж/.

В каком положении губы? (открыты, округлены и вытянуты вперед)

Как зубы? (сближены, между ними щель)

Где кончик языка ? (вверху, язык в форме чашечки)

Поймаем звук ладошкой. Какая воздушная струя ? (теплая, длительная, слабая)

Почему слабая? (воздушная струя проходит через преграду)

Если есть преграда, то это звук гласный или согласный ?

Похожи звуки по произношению?

Вывод: эти звуки произносятся с помощью преграды. Значит это звуки какие? (согласные)

Эти звуки всегда твердые.

А могут они быть мягкие (в русском языке - нет, только твердые)

Но чем же эти звуки отличаются? (руку на горлышко)

Вывод: ш - глухой, ж - звонкий (горло дрожит, связки работают)

Эти звуки парные по звонкости - глухости.

Дайте полную характеристику звука.

/ш/ - согласный, твердый, глухой. /ж/ - согласный, твердый, звонкий.

Ребята, как шипит змея? (Шшшш). Какой звук вы слышите? Ш.

(На доску вывешивается профиль звука Ш, рядом зачеркнутый колокольчик)

5. Характеристика звуков.

Звук Ш он какой? (согласный, глухой, всегда твердый; на письме обозначается буквой Ш). На, что похожа буква Ш? (на вилы, щетку) .

Звук Ж он какой? (согласный, звонкий, всегда твердый, на письме обозначается буквой Ж). На, что похожа буква Ж? (на жука) .

Звуки Ш – Ж парные, всегда твердые.

6.Артикуляционная гимнастика.

          Заборчик

          Трубочка (чередование)

        1. Кошка лакает молоко

          Вкусное варенье

        2. Достать языком нос.

7.Фонетическая зарядка.

Как жужжит шмель? [ж – ж – ж…]

Как шипит змея? [ш – ш – ш…]

8. Развитие фонематического слуха. Игра «Подними карточку»

Ребята, прослушайте слова, поднимите букву Ш или Ж, если в слове услышите звук Ш или Ж.

Речевой материал: жаба, жук, шуба, желуди, груша, шесть, шашки, желток, оружие, шалаш, шишка, жираф.

9.Корректурная проба (работа по карточкам)

Подчеркните букву Ж одной чертой, букву Ш - двумя:

ЖХШМЗСШЩЖЮХЦШСМЩТХ ЖШЧХЩЖШСЖХШЩЗШКУЖХ

чшжзщсшмищжцшпшмщх

ихжпштщшцжчшщптщшжсшитщ

10.Работа над дифференциацией звуков ш и ж на уровне слога.

Игра "Звуковая мозаика". - Как графически мы изображаем звуки Ш и Ж? (Ш -, Ж - ).

Сейчас я буду называть слоги, а вы выстроите из колокольчиков "звуковую дорожку ". В зависимости от того, какой звук вы услышите.

Ши, жо, уш, шли, жда, шок, жна, же.

- А теперь проверим, какой рисунок у вас получился. (). Парная проверка. Один ребёнок читает, а другой звенит в колокольчик, если это звонкий.

11. Игра «Четвертый лишний»

На доску вывешивается наглядный материал:

Кувшин, кошка, лошадь, жук;

Желудь, чашка, жук, жираф.

Учащимся предлагается найти лишнюю картинку.

12. Дифференциация Ш - Ж в словах.

Детям раздаются по 5 предметных картинок.

Ребята, выберите те картинки, в словах которых есть звуки Ш – Ж

13.Физминутка (под песенку «Если нравится тебе»).

Ша, ша – ша (хлопки).

Если нравится тебе, то делай так:

Жа – жа, жа (хлопки).

Если нравится тебе, то делай так:

Жу – жу, шу – шу (хлопки, топот).

Если нравится тебе, то делай так:

Шо – шо – шо, жо – жо (прыжки, приседания).

Если нравится тебе, то делай так:

Жо – жо, шо – шо – шо (приседания, прыжки).

14.Беговые дорожки.

(Перед каждым учеником лежит полоска, на которой обозначены дорожки, начало верхней дорожки обозначено желтым цветом, нижней – коричневым).

Логопед: Если в слове, которое я буду произносить, вы услышите звук [Ш], рисуйте коричневый кружок, если звук [Ж] – жёлтый кружок.

(Слова: 1-карандаш, 2-снежок, 3-утюжок, 4-шарф, 5-флажок, 6-шапка, 7-штаны, 8-дружок, 9- ошейник, 10- бережок).

15 . Работа с загадками. Звуко – буквенный анализ слов.

Взлетает вверх, как легкий пар.

Зовут его воздушный … (Шар)

Он высокий и пятнистый,

С длинной – длинной шеей.

И питается он листьями,

Листьями деревьев. (Жираф)

(Детям показываются картинки с изображением отгадок на загадки – шар, жираф) .

Какой первый звук в этих словах? Ш – Ж.

Дети составляют к данным словам соответствующую схему.

ЖИРАФ

16. Работа с предложениями.

Ребята, составьте предложения из данных слов- отгадок: шар, жираф.

(Мама мне купила большой, красный шар. Жираф живет в Африке.)

17. Работа с текстом по перфокартам.

(Детям раздаются перфокарты с текстом) .

Перед вами текст. Вставьте в слова пропущенные буквы Ш или Ж.

18. Игра «Послушай-назови»

Прослушать текст, назвать слова со звуком «ш», «ж».

Маленькому Жене пять лет. Бабушка купила ему мишку. Мишка был плюшевый, большой, мягкий. У Жени была тележка. Женя сажает мишку в тележку и катает его.

19.Игра «замени звук»

Я буду называть слово с одним звуком, а вы в ответ бросать мне мяч и называть слово с другим звуком.

Замените в словах звук «Ш» на звук «Ж».

Шар, шарит, шаль, Луша.

Замените звук «Ж» на звук «Ш».

Жить, сажа, мажет.

20.Итог занятия.

Вы сегодня хорошо потрудились. Со всеми заданиями справились. Молодцы!

Изменилось ли ваше настроение? Какое оно сейчас?