Биографии Характеристики Анализ

Договор 1920. Рижский договор (1920)

Власть перешла в руки Временного правительства под руководством Константина Пятса.

В Прибалтику для восстановления советской власти были направлены войска Красной Армии. После 13-месячной войны с Советской Россией (28 ноября 1918 года — 3 января 1920 года) 2 февраля 1920 года между РСФСР и Эстонией был подписан Тартуский мирный договор.

Договор со стороны РСФСР подписал член Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) Адольф Иоффе, а со стороны Эстонской демократической республики — член Учредительного собрания Яан (в русском тексте — Иван) Поска.

По договору РСФСР, исходя из провозглашенного ею права всех народов на свободное самоопределение вплоть до полного отделения, безоговорочно признала независимость и самостоятельность эстонского государства, отказывалась от всех прав, в том числе и имущественных, ранее принадлежавших Российской империи. Эстония обязалась не предъявлять России никаких притязаний, вытекающих из факта своего прежнего пребывания в составе России.

Между РСФСР и Эстонией устанавливалась государственная граница и нейтральные полосы, в которых стороны обязывались не держать никаких войск, кроме пограничных. Договаривающиеся стороны обязывались не иметь вооруженных судов в Чудском и Псковском озерах. При этом воспрещалось пребывание на территории каждого государства войск, организаций и групп, ставящих целью вооруженную борьбу с другой договаривающейся стороной; государствам, находящимся в фактическом состоянии войны с другой стороной. Воспрещалась перевозка через порты и территории "всего того, что может быть использовано для нападения на другую договаривающуюся сторону".

Стороны взяли на себя обязательства информировать друг друга о состоянии неправительственных: войск, военных складов, военного и технического имущества, находящихся на их территории, а также производить обмен военнопленными и возвращать на родину интернированных.

Россия возвращала Эстонии всякого рода ценности, а также все эвакуированные в годы Первой мировой войны на территорию Российской империи архивы, документы и другие материалы, имеющие для Эстонии научное или историческое значение.

Между договаривающимися сторонами устанавливались дипломатические и консульские отношения, а также торговые и экономические на основе режима наибольшего благоприятствования.

С точки зрения РФ, Тартуский мирный договор 1920 года после вхождения Эстонии в состав СССР в 1940 году.

18 мая 2005 года РФ и Эстония подписали в Москве два договора по пограничным вопросам. 20 июня 2005 года парламент Эстонии ратифицировал их, в одностороннем порядке внеся в преамбулу закона о ратификации упоминание о Тартуском мирном договоре. В Москве посчитали, что тем самым подтверждается ряд неприемлемых для РФ оценок вхождения Эстонии в состав СССР, и 1 сентября 2005 года президент России Владимир Путин дал распоряжение отозвать подпись России под пограничными договорами с Эстонией.

Глава МИД РФ Сергей Лавров и его эстонский коллега Урмас Паэт подписали в Москве новый договор о границе и разграничении морского пространства в Нарвском и Финском заливе. В отличие от версии 2005 года, в договоре указано, что он , касающиеся исключительно прохождения государственной границы. Также зафиксировано обоюдное отсутствие территориальных претензий.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Вооружённым конфликтом между Польшей и Советской Россией, Советской Белоруссией, Советской Украиной на территории распавшейся Российской империи(России, Белоруссии, Латвии, Литвы, Польши и Украины) явилась советско-польская война в 1919-1921гг. во время Гражданской войны в России. В современной польской историографии имеет название «польско-большевистская война». В конфликте также принимали участие войска Украинской Народной Республики и Западно-Украинской Народной Республики. В первой фазе войны они действовали против Польши, затем части УНР поддерживали польские войска. Основные территории, за обладание которыми велась война, до середины 14 века представляли собой различные древнерусские княжества. После периода междоусобных войн и татаро-монгольского нашествия 1240г. они перешли в область влияния Литвы и Польши. В первой половине 14 века Киев, Поднепровье, междуречье Припяти и Западной Двины вошли в состав ВКЛ, а в 1352г. земли Галицко-Волынского княжества были разделены между Польшей и Литвой. В 1569г. , согласно Люблинской унии между Польшей и ВКЛ, украинские земли, до того находившееся в составе ВКЛ, переходят под власть польской короны. В 1772-1795гг. в результате трёх разделов Речи Посполитой, часть земель (Западная Белоруссия и большая часть Западной Украины), переходят под власть российской короны. 29 августа 1918г. Ленин подписал декрет Совета народных комиссаров РСФСР об отказе от договоров и актов, заключённых правительством бывшей Российской империи, о разделах Польши. После поражения Германии в ноябре 1918г. , когда Польша как независимое государство была восстановлена, встал вопрос о её новых границах. Хотя польские политики и расходились во взглядах на то, какой именно статус должна иметь территория бывшей Речи Посполитой в составе нового государства, они единогласно выступили за польский контроль. Советское правительство, напротив, предполагало установить контроль над всей территорией бывшей Российской империи, сделав её плацдармом мировой революции. Основной целью руководства Польши было её восстановление в исторических границах Речи Посполитой 1772г., с установлением контроля над Белоруссией, Украиной, Литвой и геополитическим доминированием в Восточной Европе. С советской стороны, первоначальной целью было установление контроля над западными губерниями бывшей Российской империи (Украиной и Белоруссией) и их советизация. С течением войны целью стала советизация Польши, за ней Германии и переход к мировой революции. Советское руководство считало войну против Польши частью борьбы против всей существовавшей на тот момент Версальской международной системы. Завершением советско-польской войны 1919-1921гг. стал Рижский мирный договор 1921г. – договор между РСФСР (также от имени БССР, белорусское руководство не было проинформировано о ведении переговоров) и УССР, с одной стороны, и Польшей, - с другой. Подписан 18 марта 1921г. в Риге. Договор установил границу между РСФСР и УССР, с одной стороны, и Польшей. К Польше отходили обширные территории, находившееся к востоку от линии Кёрзона, с преобладанием непольского населения – Западная Украина и Зап. Белоруссия Гродненская губерния, Волынская губерния и часть территорий других губерний Российской губернии. Стороны обязывались не вести враждебной деятельности в отношении друг друга. Договором предусматривалось проведение переговоров о заключении торговых соглашений. Советская сторона согласилась возвратить Польше военные трофеи, все научные и культурные ценности и выплатить де-факто репарации. Польша освобождалась от ответственности за долги и иные обязательства бывшей Российской империи.

30.Мирные договоры РСФСР с Литвой и Латвией 1920г. Виленский конфликт в 1920-1930-е гг. Мирный договор 1920 между РСФСР и Литвой был подписан 12 июля в Москве уполномоченными от правительств РСФСР и Литвы. Он был заключён по инициативе Советского правительства, предложившего в августе-сентябре 1919г. прибалтийским странам, в т.ч. и Литве, участвовавшим в антисоветской интервенции, заключить мир. Ещё в 1918г. СНК РСФСР декретом от 22 декабря за подписью Ленина признал независимость Советской Литвы, но утвердиться в ней тогда Советской власти не удалось. Правительство РСФСР, не вмешиваясь во внутренние дела Литвы, пошло на признание государственной самостоятельности, несмотря на её буржуазный характер. По договору 1920г. РСФСР, исходя из принципа права наций на самоопределение, признавала самостоятельность и независимость Литвы и отказывалась «…от всех суверенных прав России над литовским народом и его территорией». Договор фиксировал советско-литовскую границу, по которой г.Вильно и Виленская область входили в состав Литовского государства; предусматривал урегулирование имущественных, финансовых и экономических вопросов между двумя странами и безвозмездную экономическую помощь Литве со стороны Советской России. Стороны взаимно обязывались не допускать пребывания на своих территориях организаций и групп, направленных против другой стороны. Между Литвой и РСФСР устанавливались дипломатические и торговые отношения. Договор способствовал установлению мира в Прибалтике и открывал пути для экономического сотрудничества Советского государства с Литвой и другими странами Европы.

Мирный договор 1920г. между РСФСР и Латвией – подписан в Риге 11 августа уполномоченными от правительств РСФСР и Латвии. Договор был заключён по инициативе правительства РСФСР, обратившегося в августе-сентябре 1919г. к буржуазному правительству Латвии и других прибалтийских стран, находившихся в состоянии войны с Советской Россией, с предложением заключить мир. Правительство Латвии, убедившись в бесполезности дальнейшего участия в антисоветской интервенции, в апреле 1920г. вопреки давлению держав Антанты начало мирные переговоры с РСФСР. Договор провозглашал прекращение состояния войны между обоими государствами. Советская Россия, следуя принципу права наций на самоопределение вплоть до государственного отделения, признавала независимость, самостоятельность и суверенность латвийского государства. В договоре фиксировалась советско-латвийская граница. Каждая сторона обязалась воспретить пребывание на своей территории войск других держав, находящихся в состоянии войны с другой договаривающейся стороной, а также не допускать образования и пребывания на своей территории каких бы то ни было организаций и групп, имеющих своей целью низвержение правительства другой договаривающейся стороны. Договором предусматривалось урегулирование имущественных, финансовых и экономических вопросов. Советское правительство передавало Латвии государственное имущество, вывезенное в Россию во время 1 мировой войны, освобождало от ответственности по долговым и иным обязательствам, выплачивало золото и предоставляло право рубки леса. Договором предусматривалось также установление дипломатических и консульских отношений. он имел большое значение для установления мира в Прибалтике и прорыва блокады, организованной Антантой вокруг Советской России.

Многие историки трактуют виленский конфликт по своему. Интересное мнение о значении виленского конфликта в польско-литовских отношениях высказал В.Вельгорский. По его мнению, радикализация литовского движения и его акцентрированная враждебность «польскости» были следствием нарастания процесса полонизации как сознательного выбора населением Литвы более развитой польской культуры (не только шляхтой, но и крестьянством и мещанством). Таким образом, конфликт с Польшей нужен был литовской элите как повод для проведения политики жёсткой литуанизации с целью ликвидировать конкурирующую польскую культуру. Есть мнение, что конфликт вокруг Вильно был второстепенным моментом в польско-литовских отношениях. Литва стремилась получить Вильно с целью стать транзитным государством. А.Скшипек изучил политику Польши в Прибалтийском регионе в 1918-1925гг. и отметил, что помимо борьбы за гегемонию в регионе Польши с Советской Россией существовало противостояние интересов Польши и Литвы вследствие виленской проблемы. Он считал, что польско-литовский конфликт сыграл значительную роль в провале планов создания польско-прибалтийского союза. Ю.Охманьский отметил, что польские политики рассматривали литовцев как часть «польского политического народа», что делало конфликт трудноразрешимым.

Александропольский договор 1920 года - завершил войну между кемалистской Турцией и дашнакской Арменией; подписан 2. XII в Александрополе (ныне - Ленинакан). Поводом к войне послужило нападение дашнакских отрядов на турецкие войска, но её причины были более глубокими: с одной стороны, дашнаки, являясь орудием империалистической политики держав Антанты, занимали агрессивную позицию по отношению к Турции и добивались образования "Великой Армении" с включением в её состав почти половины Малой Азии; с другой стороны, анкарское правительство не ограничивалось задачами национально-освободительной войны, но вместе с тем пыталось воспользоваться авантюристической политикой дашнаков, чтобы захватить территории, заселённые армянским большинством, и лишить армянский народ возможности воссоздать своё государство.

В назревавший между Турцией и Арменией конфликт вмешалось правительство РСФСР, стремившееся предотвратить бедствия, которым неизбежно должен был подвергнуться армянский народ в случае войны с Турцией. В письме от 2. VI 1920, отвечая на обращение Великого национального собрания Турции от 26. IV 1920 по поводу установления советско-турецких отношений, НКИД РСФСР в числе прочих предложений указал на желательность проведения справедливой границы между Турцией и Арменией в соответствии с принципом самоопределения народов и изъявил готовность взять на себя посредничество в этом вопросе. Анкарское правительство телеграммой от 4. VII 1920 года приняло предложение о посредничестве и даже согласилось приостановить военную подготовку против Армении. Тем не менее переговоры, которые НКИД РСФСР вёл летом 1920 года в Москве с делегациями анкарского и дашнакского правительств, показали, что ни то, ни другое правительство не намерено идти на уступки. Дашнакская делегация, хотя и отказалась к этому времени от плана "Великой Армении", всё же выдвигала свои весьма значительные территориальные претензии. В свою очередь турецкая делегация отклонила компромиссные предложения Советского правительства. Глава турецкой делегации Бекир Сами бей (...), принадлежавший к реакционным и враждебным Советской России кругам, возвратившись в Анкару, пытался даже использовать предложения НКИД об исправлении армяно-турецкой границы для того, чтобы настроить анкарское правительство против Советской России.

Севрский договор 1920 (...), признававший дашнакскую Армению и расширивший её границы, ещё больше обострил отношения между анкарским и дашнакским правительствами. Налёт дашнакских частей на турецкие войска у г. Бардиз (к северо-западу от Сарыкамыша) 24. IX 1920 привёл к открытой войне. Дашнаки были быстро разбиты и деморализованы. Уже 29. IX турки взяли Сарыкамыш, 30 X - Карс, 7. XI - Александрополь.

8. XI 1920 года дашнакская Армения обратилась к державам с паническим призывом: "Мы оставлены одни". Антанта, толкнувшая дашнаков на конфликт, ничем им не помогла. НКИД РСФСР нотой от 11. XI 1920 года снова предложил своё посредничество воюющим сторонам, но анкарское правительство вопреки прежним заявлениям не приняло его, а дашнаки, исходя из контрреволюционных соображений, предпочли заключить кабальный мир с Турцией.

В результате и был подписан Александропольский договор. По его условиям территория Армении ограничивалась районами Еревана и оз. Гокча; нахичеванский округ передавался под протекторат Турции; фактически протекторат устанавливался и над остальной частью Армении; вооружённые силы Армении не должны были превышать 1 500 бойцов при 8. орудиях и 20 пулемётах; турецкие военные власти могли "принимать военные меры" на территории Армении; турецкий посланник в Ереване получал право производить "инспекцию и расследование" по вопросам договора; анкарское правительство за это обязывалось предоставить дашнакам вооружённую помощь, "когда того потребует внешняя или внутренняя опасность и когда республика Армении обратится к нему с указанным ходатайством".

Надежда дашнаков на то, что Александропольский договор спасёт их от назревавшей революции, не осуществилась. 29. XI 1920 года, т. е. ещё до подписания Александропольского договора, образовался Революционный комитет Армении, провозгласивший советскую власть. Дашнакское правительство было свергнуто, и тем самым Александропольский договор ни юридически, ни фактически не вступил в действие. Московский договор от 16. III 1921 года, установивший советско-турецкую границу на Кавказе, по существу отменил содержание Александропольского договора. Правда, турецкая дипломатия некоторое время ещё пыталась доказывать, что Александропольский договор остается в силе, пока между Турцией и Арменией не заключён новый договор, а турецкое военное командование задерживало эвакуацию александропольского района, требуя, чтобы Советская Армения "во исполнение Александропольского договора" выдала туркам всё своё вооружение. Однако, после того как правительство РСФСР сделало анкарскому правительству решительное представление, эти проволочки прекратились. В середине мая 1921 года турецкие войска покинули александропольский район. Карсский договор 1921 года (см.) снял с обсуждения вопрос об Александропольском договоре.

Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.

Центральный Исполнительный Комитет Советов Рабочих, Крестьянских, Казачьих и Красноармейских Депутатов Российской Социалистической Федеративной Советской Республики объявляет, что полномочные представители Российской Социалистической Федеративной Советской Республики и полномочные представители Латвийской Демократической Республики заключили и подписали в Риге 11‑го августа 1920 года мирный договор между Россией с одной, стороны и Латвией — с другой, который от слова до слова гласит так:

Мирный договор между Россией и Латвией

Россия, с одной стороны, и Латвия — с другой, руководимые твердым желанием прекратить возникшую между ними войну и окончательно разрешить все вопросы, вытекающие из прежней принадлежности Латвии к России, решили вступить в мирные переговоры и возможно скорее заключить прочный, почетный и справедливый мир и для сего назначили своими уполномоченными:

Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики:

Адольфа Абрамовича Иоффе и

Якова Станиславовича Ганецкого,

Правительство Латвийской Демократической Республики:

Ивана Ивановича Весмана,

Петра Рембертовича Бергис,

Акса Христофоровича Бушевича,

Эдуарда Андреевича Калинина и

Карла Яковлевича Паулука.

Означенные уполномоченные, съехавшись в Москве, по взаимном предъявлении своих полномочий, признанных составленными в надлежащей форме и полном порядке, согласились в нижеследующем:

Со дня вступления в силу настоящего мирного договора состояние войны между договаривающимися сторонами прекращается.

Статья II.

Исходя из провозглашенного Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой права всех народов на свободное самоопределение вплоть до полного отделения от государства, в состав которого они входят и в виду определенно выраженной воли латвийского народа к самостоятельному государственному существованию, — Россия признает безоговорочно независимость, самостоятельность и суверенность Латвийского Государства и отказывается добровольно и на вечные времена от всяких суверенных прав, кои принадлежали России в отношении к латвийскому народу и земле в силу существовавшего государственно-правового порядка, а равно на основании международных договоров, которые в указанном здесь смысле теряют силу на будущие времена. Из прежней принадлежности к России для латвийского народа и земли не возникает никаких обязательств в отношении к России.

Статья III.

Государственная граница между Россией и Латвией проходит:

От Эстонской границы на створе деревень Бабина и Выморск, через Выморск, по реке Глубоца через Вашкова, далее по речке Опочна, р. Опочна и р. Вида до Дубинина, где кратчайшей прямой переходит на р. Кухва, далее по р. Кухва и ее притоку р. Пелега до Умерниши, откуда прямой линией к р. Утроя у буквы «в» надписи Каилова, по р. Утроя до изгиба ее у Мал. Мельница, откуда прямой линией к излучине р. Льжа, что в. двух, верстах севернее надписи Старина, далее по р. Льжа и административной границе Люцинского, Режицкого и Двинского уездов с Опочецким, Себежским и Дриссенским уездами до Пазина на реке Осуница, далее прямыми линиями через оз. Белое, оз. Черное, озеро, что между Василева и Мосишки, через ф. Савейки к устью речки, впадающей в Западную Двину между Коськовцы и Ф. и Д. Новое Село, далее по реке Западной Двине до ф. Шафраново.

К 14-му дню по ратификации мирного договора обе договаривающиеся стороны обязуются отвести свои войска к государственной границе на свои территории.

Обе договаривающиеся стороны взаимно отказываются от каких бы то ни было расчетов, вытекающих из прежней принадлежности Латвии к России, и признают, что государственное имущество разных наименований, находящееся на территории каждой из них, составляет неотъемлемую собственность соответственного государства. Право требования на Российское государственное имущество, которое после 1 августа 1914 года было вывезено с территории Латвии в пределы третьего государства, переходит к Латвийскому государству.

Равным образом к Латвийскому государству переходит право требования России на юридических лиц и третьи государства, поскольку эти права касаются Латвийской территории.

К Латвийскому государству переходят все требования Российской казны, лежащие на имуществах, находящихся в пределах Латвийского государства, а равно и все требования на Латвийских граждан, но лишь в размере, не погашаемом встречными требованиями, подлежащими зачету.

Примечание. Право требования с малоземельных крестьян их долгов бывшему Российскому Крестьянскому Земельному Банку или другим, ныне национализированным российским земельным банкам, и недоимок, равно как и право требования долгов бывшему Российскому Дворянскому Земельному Банку или другим, ныне национализированным российским земельным банкам, лежащих на помещичьих землях, при переходе этих земель к малоземельным или безземельным крестьянам, — к Латвийскому правительству не переходит, но считается уничтоженным. Документы и акты, удостоверяющие указанные в сей статье права, передаются Российским правительством Латвийскому правительству, поскольку они находятся и фактическом владении первого. В случае невозможности исполнения этого в годичный со дня ратификации настоящего договора срок, таковые документы и акты признаются утраченными.

Статья ХI.

1. Российское правительство возвращает за свой счет в Латвию и передает Латвийскому правительству библиотеки, архивы, музеи, художественные произведения, учебные пособия, документы и прочее тому подобное имущество учебных заведений, ученых, правительственных, религиозных, общественных и сословных учреждений, поскольку указанные предметы были вывезены из пределов Латвии во время мировой войны 1914‑1917 гг., и фактически находятся или окажутся в ведении правительственных или общественных учреждении России.

Что касается архивов, библиотек, музеев, художественных произведений и документов, имеющих для Латвии существенное научное, художественное или историческое значение: и вывезенных из пределов Латвии в Россию до мировой войны 1914‑1917 гг., то Российское правительство соглашается возвратить таковые в Латвию постольку, поскольку выдел их не причинит существенного ущерба Российским архивам, библиотекам, музеям, картинным галереям, в коих они хранятся.

Вопросы, относящиеся к этому выделу, подлежат разрешению особой смешанной комиссии с равным числом членов от обеих договаривающихся сторон.

2. Российское правительство возвращает за свой счет и передает Латвийскому правительству все вывезенные во время мировой войны 1914‑1917 гг. из пределов Латвии в Россию судебные и правительственные дела, судебные и правительственные архивы, в том числе и архивы старших и младших нотариусов, архивы крепостных отделений, архивы духовных ведомств всех вероисповеданий, архивы и планы межевых, землеустроительных, лесных, железнодорожных, шоссейных, почтово-телеграфных и других учреждений; планы, чертежи, карты и вообще все материалы топографического отдела Виленского военного округа, поскольку они относятся к территории Латвийского государства; архивы местных отделений Дворянского и Крестьянского Банков, отделений Государственного Банка и всех других кредитных, кооперативных и взаимного страхования учреждений; равным образом архивы и делопроизводство частных учреждений Латвии, поскольку все означенные предметы фактически находятся или окажутся в ведении правительственных или общественных учреждений России.

3. Российское правительство возвращает за свой счет и передает Латвийскому правительству для передачи по принадлежности всякого рода имущественные документы, как-то: купчие и закладные крепости, арендные договоры, всякого рода денежные обязательства и т. д. , в том числе книги, бумаги и документы, необходимые для производства расчетов, и вообще документы, имеющие значение для определения имущественно-правовых отношений латвийских граждан, вывезенные из пределов Латвии в Россию во время мировой войны 1914‑1917 гг., поскольку таковые фактически находятся или окажутся в ведении правительственных или общественных учреждений России. В случае невозвращения в течение двух лет со дня ратификации сего договора, таковые документы считаются утерянными.

4. Россия выделяет из деловых архивов и делопроизводств своих центральных и местных учреждений ту часть их, которая имеет прямое отношение к областям, входящим в состав Латвии.

Статья XII.

1. Российское, правительство возвращает в Латвию эвакуированные в Россию во время мировой войны 1914‑1917 гг. имущество общественных, благотворительных, культурно-просветительных учреждений, а также колокола и утварь церквей и молитвенных домов всех вероисповеданий, поскольку означенные предметы фактически находятся или окажутся в ведении правительственных или общественных учреждений России.

2. Российское правительство возвращает в Латвию эвакуированные в. Россию после 1 августа 1914 года из Латвийских учреждений коммерческого, земельного к мелкого кредита разных наименований, как-то: банков, обществ взаимного кредита, сберегательных и ссудо-сберегательных касс и товариществ, равно городских и общественных касс и ломбардов, действовавших в пределах Латвии, принадлежащие означенным банкам или заложенные в них ценности, за исключением золота, драгоценных камней и бумажных денег, поскольку таковые ценности находятся или окажутся фактически во владении Российских правительственных и общественных учреждений.

3. В отношении оплаты находящихся в обращении в пределах Латвии российских ценных бумаг правительственных, гарантированных правительством, а равно частных, выпущенных обществами и учреждениями, предприятия которых национализированы Российским правительством, а также в отношении удовлетворения требований Латвийских граждан к Российской казне и к национализированным учреждениям, — Россия обязуется признавать за Латвией, Латвийскими гражданами и учреждениями все те льготы, права и преимущества, которые прямо или косвенно предоставлены ею или будут предоставлены какой-либо третьей стране или ее гражданам, обществам и учреждениям. Если ценные бумаги или имущественные документы не окажутся налицо, то Российское правительство изъявляет согласие при применении сего пункта сей статьи признавать держателями денных бумаг и пр. тех, кто представит доказательство о произведенной во время войны эвакуации принадлежащих им бумаг.

4. В отношении вкладов в сберегательные кассы депозитных, залоговых и других сумм, внесенных в бывшие правительственные и судебные учреждения, поскольку таковые вклады и суммы принадлежат гражданам Латвии, равно в отношении вкладов или сумм разных наименований, внесенных в отделения бывшего Государственного Банка и национализированные или ликвидированные кредитные учреждения и их отделения, поскольку таковые вклады и суммы принадлежат гражданам Латвии, — Российское правительство обязуется признавать за Латвийскими гражданами все те права, которые в свое время были признаны за всеми Российскими гражданами, и разрешает поэтому Латвийским гражданам, не имевшим возможности, в виду оккупации, тогда воспользоваться этими своими правами, воспользоваться ими теперь. При возмещении этих претензий оно будет учитывать в пользу граждан Латвии утрату Российскою денежною единицею части своей покупательной силы с момента окончательной оккупации Латвии — 3 сентября 1917 года — к моменту выплаты возвращенных сумм.

5. В отношении ценностей и имуществ, хранящихся или хранившихся в помещении банков или их сейфах, поскольку таковые ценности и имущества принадлежат гражданам Латвии и находятся или окажутся фактически во владении Российских правительственных или общественных учреждений, соблюдаются положения, изложенные в пункте 4 настоящей статьи. Эти же положения применяются к ценностям и имуществам Латвийских граждан, хранившимся в Латвийских кредитных учреждениях и их сейфах, эвакуированных после 1 августа 1914 года.

Примечание. Означенные в сей статье суммы, ценности и имущество передаются Латвийскому правительству для передачи по принадлежности.

Статья XIII.

Российское правительство возвращает Латвийскому правительству для передачи по принадлежности эвакуированное во время мировой войны 1914‑1917 гг. в Россию имущество Латвийских городов, обществ и частных лиц как юридических, так и физических, поскольку таковое фактически находится или окажется во владении Российских правительственных или общественных учреждений.

Примечание 1. В случае возникновения сомнений, Латвийскими акционерными обществами или товариществами признаются те, большинство акций или паев которых принадлежало Латвийским гражданам до издания Российским правительством соответствующего декрета о национализации промышленности.

Примечание 2. Настоящая статья не относится к капиталам, вкладам да ценностям, находившимся в отделениях Государственного Банка или в частных банках, кредитных учреждениях и сберегательных кассах на территории Латвии.

Статья XXIII.

Настоящий договор подлежит ратификации и вступает в силу с момента ратификации, поскольку в самом договоре не сказано другое.

Обмен ратификационными грамотами должен произойти в Москве. Повсюду, где в настоящем договоре в качестве срока упоминается момент ратификация договора, под этим понимается момент обмена ратификационными грамотами.

В удостоверение сего уполномоченные обеих сторон собственноручно подписали настоящий договор и скрепили его своими печатями.

Подлинный в двух экземплярах.

Составлен в Москве, закончен и подписан в Риге, августа 11 дня тысяча девятьсот двадцатого года.

Подписали:

Я. Ганецкий.

A. Buschewitschu.

После рассмотрения сего договора Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов Рабочих, Крестьянских, Казачьих и Красноармейских Депутатов 7‑го созыва 9 сентября 1920 г. подтвердил его и ратификовал во всем его содержании, обещая, что все в вышеозначенных актах изложенное соблюдаемо будет ненарушимо. В удостоверение чего Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, подписав настоящую ратификационную грамоту, утвердил ее государственной печатью.

Подписал:

Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов Рабочих, Крестьянских, Казачьих и Красноармейских Депутатов М. Калинин.

Секретарь В. Ц. И.К. А. Енукидзе.

Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1920 г. Управление делами Совнаркома СССР М. 1943, стр. 733−744