Биографии Характеристики Анализ

Дом музей василия. Дом-музей В.Л

В центре Москвы, недалеко от метро Красные ворота находится один из «молодых» музеев Москвы, дом-музей дяди великого поэта А.С. Пушкина. Музей открылся в 2013 году и пока еще не успел завоевать широкую аудиторию. По словам научных сотрудников музея, те кто побывали здесь хотя бы один раз, возвращаются сюда с детьми, друзьями и знакомыми, для того чтобы все подробным образом рассмотреть прекрасные интерьеры и интересные экспонаты. Я их понимаю, именно такое же желание было после посещения экспозиции с проектом "Выход в город". Время экскурсии выпало на вечер четверга (по четвергам музей работает до 21 часа). Сумерки позволили в полной мере оценить интерьеры начала 19 века.

Музей Василия Львовича Пушкина

Дом-музей В.Л.Пушкина на Старой Басманной улице открылся совсем недавно, 6 июня 2013 года, в день, рождения поэта Александра Сергеевича Пушкина. В этом доме с 1824 года по 1826 годы со своей семьей проживал Василий Львович Пушкин, коренной москвич, известный поэт начала 19 века, весельчак и театрал, и по совместительству,дядя великого поэта. Внутри музея можно увидеть богатую коллекцию подлинных экспонатов (более 1600!), которые научные сотрудники собирали более 10 лет, а также кропотливо созданных по описаниям современников интерьеров 20-х годов 19 века. Вместе с этим, в музее также присутствуют и современные технологии: проекторы и аудиогиды.

Что мы знаем о Василии Львовиче Пушкине?

Это был первый мой вопрос себе самой в музее. Кем был дядя А.С. Пушкина, чем он занимался? В.Л. Пушкин родился в Москве в семье московского помещика. Был светским и образованным человеком. Писал стихи, был старостой литературного общества "Арзамас", любил путешествия. Благодаря скандальной, но запрещенной в то время, поэме "Опасный сосед" Василий Львович прославился в начале 19 века. Пушкин В.Л. был дважды женат и имел двоих детей. Василий Львович был очень близок со своим племянником А.С. Пушкиным. Александр Сергеевич ласково называл своего дядюшку "Мой дядя на Парнасе", "Парнасский мой отец". 8 сентября 1926 года, после аудиенции у Николая первого, великий поэта останавливался в доме своего дяди на Старой Басманной.

Само здание является памятником архитектуры - редчайшим образцом деревянного Московского особняка начала 19-го века. Василий Львович снял этот домик 1 сентября 1824 года у титулярной советницы П.В.Кетчер. Фамилии тех, кто бывал в гостях у поэта Василия Львовича Пушкина знакомы многим - это цвет литературы того времени- А.С.Пушкин, Батюшков К.Н., Барон Дельвиг А.А., Пущин И.И., Вяземский П.А. и многие другие.

Глядя на этот опрятный старинный особняк, не скажешь, что буквально 10-15 лет назад он представлял собой страшное зрелище. Сегодня же у нас великолепная возможность увидеть место, где бывал Великой поэт, увидеть обстановку того времени.


Реставрация музея

Деревянный особняк за всю историю несколько раз горел, к концу 20 века значительно обветшал. В этом доме в советские годы находились и коммунальные квартиры, и даже ЗАГС. Но в 1998 году Правительство Москвы постановило передать этот особняк Государственному музею Александра Сергеевича Пушкина. Финансирование долгое время не поступало. Но случилось чудо - и в 2013 году музей открылся в обновленном виде.

Деревянный дом выходит на улицу Старая Басманная 9-ю окнами. На первый взгляд кажется, что музей крошечный. Однако, попав во внутрь, узнаешь, что за скромным фасадом скрываются целых три этажа. Наша экскурсия затянулась на два часа, а если долго разглядывать экспонаты, то можно еще дольше бродить.

На цокольном этаже расположились гардероб музея, кассы и два небольших зала, где проводятся лекции и концерты. В одном из залов установлен рояль, а на стенах представлены акварели, представляющие Москву начала 19-века. Перед основной экскурсией научный сотрудник музея посвятила довольного много времени, рассказывая о тех временах, точнее о том, что изображено на картинах.

Здесь же, на цокольном этаже на стене разместилась небольшой экран, обрамленный картинной рамой. Нашей группе был показан короткий фильм о владельцах дома.


Интерактивный экран

Здесь же, на цокольном этаже был расположен подвал. В данном помещении выставлены различные предметы, образцы изразцов, которые уцелели во время пожара 1812 года. Видимо дом титулярной советницы П.В. Кетчер, стоял на более древнем фундаменте, о чем говорит форма сводов подвала. В те времена в подвале хранили овощи и другие продукты. До реставрации подвал был попросту засыпан землей.


В подвале музея

Далее, по небольшой лестнице мы попали на первый этаж, где и находились покои. Глядя на план, можно понять, как расположены комнаты. Так, на первом этаже находились 7 помещений: прихожая, зала, кармердинерская, гостиная, столовая, "опасный сосед", кабинет В.Л. Пушкина. Планировка достаточно компактная, однако это не мешало многочисленным гостям Василия Львовича.


Расположение комнат первого этажа

Гости, войдя в дом, попадали в переднюю. В этой комнате на диване из красного дерева так непринужденно лежали вещи, что создавалось впечатление, будто к хозяевам пришли гости. На столике напротив выставлены визитки гостей дома.


В передней

Из передней гости попадали в залу, где проводились встречи, а иногда и балы. Зала оформлена по моде того времени - в оконных проемах выставлены зеркала, для расширения пространства, а на стенах размещены картины и портреты. Среди портретов на стене можно увидеть и портрет Василия Львовича, написанный неизвестным художником в 1810 году.



На стенах в зале размещены портреты и картины.


Далее, из залы гости попадали в гостиную. Надо отметить, что Василий Львович был заядлым путешественником. Он посетил много европейских стран, а также был представлен Наполеону, чего впоследствии стыдился. На стенах гостиной можно видеть картины, где изображены места, где побывал поэт.



Гостиная была соединена со столовой. В небольшом серванте выставлено серебро, которое принадлежало сестре Василия Львовича. Украшением стола является "Арзамасский гусь" в яблоках - символ литературного сообщества "Арзамас". В.Л. Пушкин был старостой этого кружка. В этой столовой не раз бывал и племенник Василия Львовича, Александр Сергеевич Пушкин.


В музее также существует комната "Опасный сосед". Она посвящена одному из самых известных произведений В.Л. Пушкина - поэме "Опасный поэт" (1811 год). В произведении рассказывалась история, о том как автор, вместе со своим соседом Буяновым отправились в публичный дом. Сосед напился и устроил дебош с купцами и другими постояльцами. Автор еле унес ноги, обещая, что никогда больше сюда не вернется и будет вести порядочный образ жизни. Из-за нецензурных выражений, а также неприличного сюжета поэма была запрещена в изданию. Однако, переписывалась вручную. Эта скандальная поэма сделала Василия Львовича очень популярным. Кстати поэму можно почитать вот здесь. В России поэма была опубликована почти 100 лет спустя - в 1901 году.

Кстати, А.С. Пушкин восхищался поэмой дяди, и даже увековечил героя поэмы, Буянова, на страницах романа "Евгений Онегин".

Здесь же, в этой комнате изображено противостояние двух литературных течений, а именно представлены портреты карамзинистов и шишковистов.


Далее, на первом этаже расположен очень уютный кабинет Василия Львовича. Здесь поэт читал книги, писал стихи. Неоднократно дядя беседовал здесь со своим племянником, попутно восхищаясь подрастающим талантом.

В книгах представлены настоящие старинные книги, не муляжи. За небольшой ширмочкой в кабинете расположена небольшая кушетка. И даже тапочки около нее стоят!


Кушетка в кабинете В.Л. Пушкина

В последней комнате жил камердинер Василия Львовича - Игнатий Хитров. Он тоже сочинял стихи. Эта комната, конечно же, гораздо проще других. Обстановка очень простая: диванчик, рукомойник, платяной шкаф.


С первого этажа небольшая лестница ведет к помещениям второго этажа, "антресолей", как говорили в те времена. Обычно там располагались детские комнаты.


Комната, где останавливался А.С. Пушкин. В данной комнате представлено много вещей, которые могли бы принадлежать Александру Сергеевичу: походный саквояж, бумаги, цилиндр.

А обгрызанных перьев Александра Сергеевича не сохранилось? спросил кто-то из экскурсантов. На что научный сотрудник ответила, что всего таких перьев осталось всего 4 штуки во всей России. Одно хранится в музее Пушкина на Мойке в Санкт-Петербурге, что-то в запасниках музея.


Вторая комната на антресоли посвящена детству Александра Сергеевича. С Василием Львовичем связаны детские годы поэта, поездка в Петерберг, в Царскосельский лицей. На небольшом столике представлены предметы, связанные с годами учебы А.С. Пушкина.

Здесь выставлены различные детские игрушки того времени, портреты детей-современников Пушкина. Раритетным экземпляром является крестильная рубашка великого поэта.


В шкафу представлены уникальные книги- учебники и игрушки. Так, шкатулка на фотографии размером не больше 5 см. Однако небольшая птичка на шкатулке поет от завода. Эта игрушка до сих пор в рабочем состоянии.

Дом Кетчер

(Дом, в котором в 20-х гг. XIX в. у своего дяди, поэта Пушкина Василия Львовича, бывал Пушкин Александр Сергеевич)

Старая Басманная, д. 36

Уютный деревянный неоштукатуренный особнячок под № 36 по Старой Басманной улице. На фасаде мемориальная доска: "Александр Сергеевич Пушкин бывал в этом доме у своего дяди-поэта В. Л. Пушкина".

Дом этот построила в 1819 году Пелагея Васильевна Кетчер – жена обрусевшего шведа, владельца завода хирургических инструментов Христофора Яковлевича Кетчера и мать переводчика Николая Христофоровича Кетчера. Николай Христофорович известен своими переводами Шекспира, которого он благоговейно любил вплоть до поклонения. Переводы его очень точны, порой в ущерб поэтичности, из-за боязни переводчика опустить хотя бы одно слово великого английского драматурга. Кетчеру посвятил свою эпиграмму И. С. Тургенев:

Вот еще светило мира!
Кетчер, друг шипучих вин;
Перепёр он нам Шекспира
На язык родных осин.

Бывал ли Николай Христофорович в этом доме доподлинно не известно – особняк был построен для сдачи внаём. С 1822 по 1830 год его снимал Василий Львович Пушкин – дядюшка нашего прославленного поэта.

В 1828 году дом сменил владельцев и перешёл к купеческой жене Елизавете Карловне Ценкер.

Особняк перестраивался в 1890-е годы. В советское время дом несколько раз ремонтировался. Сейчас по этому адресу числится Дом-музей В. Л. Пушкина на Старой Басманной, являющийся филиалом Государственного музея А. С. Пушкина. Долгое время на сайте музея висела надпись, что он "временно закрыт в связи с реконструкцией". Здесь шла реставрация. Сейчас музей открыт для публики.

До 1970-х годов неподалёку отсюда, на углу Старой Басманной и Токмакова переулка, стоял деревянный одноэтажный особнячок под № 28. В 1810 году его приобрела тётка Александра Сергеевича Пушкина Анна Львовна. После её смерти в 1824 году дом по завещанию перешёл к брату – Василию Львовичу, который переписал его на свою гражданскую жену Анну Ворожейкину. Здесь он и жил до самой смерти, до 1830 года. Поэтому вопрос – в какой именно особняк приезжал Александр Сергеевич Пушкин, возвратившийся из Михайловской ссылки в 1826 году, после встречи с Николаем I в Кремле – остаётся открытым.

Любопытно, что после встречи с Пушкиным Николай I тоже поехал на Старую Басманную – на бал во дворец .

Как бы то ни было, в этом доме Александр Сергеевич навещал своего дядюшку или в соседнем, на углу Токмакова переулка, но места это пушкинские, "намоленные".

Неподалёку отсюда в Немецкой слободе, на углу Малой Почтовой улицы и Госпитального переулка, поэт появился на свет. А крещён он был в церкви Богоявления в Елохове. Величественный Богоявленский собор прекрасно виден в перспективе Старой Басманной. В 1799 году в церкви была сделана метрическая запись: "Во дворе коллежского регистратора Ивана Васильева Скварцова у жильца его Моера Сергия Лвовича Пушкина родился сын Александр. Крещён июня 8 дня. Восприемник граф Артемий Иванович Воронцов, кума мать означенного Сергия Пушкина вдова Ольга Васильевна Пушкина".

В 1992 году на здании Елоховского Богоявленского собора установлена мемориальная бронзовая доска, посвященная крещению А. С. Пушкина работы скульптора Н. М. Аввакумова.

В 1998 году было принято постановление Правительства Москвы "О неотложных мерах по сохранению памятника истории и культуры "Дом Василия Львовича Пушкина" по адресу: ул. Старая Басманная, 36, строение 1, и по созданию в нем филиала Государственного музея А. С. Пушкина". Из здания, находившегося к тому времени в аварийном состоянии, был выведен Российский конструкторско-технологический институт. В том же году дом был "временно закрыт на реконструкцию", которой пришлось ждать долго.

Комплексная научная реставрация здания и его приспособление к музейным целям были проведены в 2012 – 2013 годах. Планировочная структура здания была восстановлена по состоянию на первую треть XIX века, интерьеры были воссозданы по данным комплексных исследований на тот же период. Особое внимание уделено реставрации подлинных анфиладных дверей пушкинской эпохи. Облик фасадов, сложившийся к концу XIX века, был сохранен.

Проведены серьезные работы по благоустройству подвального (цокольного) этажа.На цокольном этаже разместились вестибюль, гардероб, касса музея, киоск и инженерно-хозяйственные службы.

На первом (парадном) этаже были сняты дощатые полы и восстановлен (по сохранившимся фрагментам) паркет. Реставрировались деревянные стены, перекрытия, штукатурная отделка. Пришедшие в негодность венцы сруба были заменены без его раскатывания. Двери парадной анфилады и антресоли были восстановлены по сохранившимся образцам (в антресолях разместились администрация и научные работники музея, в анфиладе парадного этажа расположилась основная экспозиция музея).

По аналогиям и старым фотографиям заново сделана ограда с воротами, обшитая деревянными профилированными деталями.

При проведении работ максимально использовались старинные технологии, но при этом здание было оснащено современными инженерными системами и оборудованием (климат-контроль, охранная и пожарная сигнализация, система аудиогида), приспособлено для приема маломобильных групп населения.

Дом в 2013 году стал лауреатом конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия "Московская реставрация 2013" в номинации - "За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ "

Василий К. и К. Комаров: Насильственное кормление белыми верёвками. («Манхэттен», 04 марта 2006г.)

4 марта два очень разных музыканта – Василий К. и Кирилл Комаров представили в арт-клубе «Манхэттен» свой экспериментальный проект под интригующим названием «Насильственное кормление белыми верёвками». С самого начала Василий честно предупреждал о том, что это действо не будет иметь ничего общего с его сольными выступлениями. И, мол, «не уверен – не догоняйся». Т.е. сомневающимся в возможности адекватно отреагировать на происходящее, возможно, лучше и не ходить… Но Наташино любопытство и неравнодушие к явлению по имени Василий и его творческим продуктам сыграло свою роль. И Наташа рискнула сходить. О чём, сразу замечу, не пожалела…

Пролог

Действие первое. Василий К.

К микрофону вышел Василий и объявил, что прежде чем обрушивать на головы слушателей всю тяжесть нового, для начала они с Кириллом поиграют немного своего по отдельности. По-моему, ход был вполне оправдан, особенно учитывая то, что публика в этот вечер в основной своей массе явно состояла из двух «лагерей» — слушателей Василия, которые впервые видели Кирилла Комарова, и наоборот. Так что все получали равные возможности понять, с чем и с кем имеют дело.

Соответственно, первым начал Василий… В своём небольшом выступлении он обошёлся без «убойных» хитов, отыграв несколько песен из числа звучащих на концертах очень редко, либо не звучащих вообще. В том числе прозвучали «Дуб твоей любви» (после которой автор заметил, что, как выяснилось, он подсознательно «содрал» эту песню с некой композиции группы «E.S.T.»), «Правда и любовь» и «Пьяный дервиш» в шведскоязычном варианте. Во время исполнения одной из вещей Вася кроме гитары в качестве аккомпанирующего инструмента также использовал какую-то загадочную свистульку. В целом же о его выступлении можно сказать как всегда так – хорошо, но мало.

Действие второе. К.Комаров.

Беглое знакомство с творчеством этого музыканта для меня исчерпывается менее чем десятком песен, которые неоднократно доводилось слышать на всяческих «солянках» ещё со времён существования «Зоопарка» (в смысле клуба). Песни эти нравились, но не настолько, чтобы возникло желание ознакомиться более детально. В этот вечер получилось услышать ещё несколько не известных ранее вещей. Больше всего из них запомнились «Happy End» и «В эту субботу». Начал же своё выступление Кирилл с, пожалуй, одной из самых широко известных своих композиций — «Дым». Также прозвучали «Внутри моих глаз», «Не мной придуманный блюз», «Сияй как звезда»…

Комаров играет на восьмиструнной гитаре, от чего музыкальное сопровождение приобретает некоторую необычность. Ну и сама манера игры достаточно интересна и узнаваема. Хотя в то же время несколько монотонна. А посему слушать можно (я сейчас о себе, если что) только строго порционно.


Василий, надо заметить, слушал коллегу внимательно и с явным интересом.

Действие третье. Верёвки в студию!

И вот музыканты вместе на сцене. Между двумя стульчиками образовалась табуретка с тарелочкой, на которой Василий неспешно разместил реквизит – те самые загадочные «белые верёвки», вынесенные в название программы. Ими оказался копчёный сыр «косичка». Как позже в ходе действа объяснил Кирилл, именно этими «белыми верёвками» его пытался накормить Вася, когда Кирилл впервые был у него в гостях в Москве. Собственно в ходе последующего действа Василий снова пытался повторить «насильственное кормление», но Кирилл уверенно отрицательно мотал головой. Так что Васе пришлось питаться за двоих.

Ещё одна записка вылилась практически в песню, ибо её текст Василий зачитывал под музыкальное сопровождение. Ещё пара личных посланий зачитана не была. В перерывах между музыкальными номерами Вася и Кирилл разговаривали друг с другом и рассуждали на разные темы. В частности, была задвинута мощная телега о соответствии различных тональностей разным типам людей.


Длилось всё это безобразие около часа. Зрители на него реагировали очень по-разному. Некоторые выражали откровенное неприятие, почти перестав наблюдать за происходящим на сцене и ведя свои собственные беседы. Другие, напротив, продолжали внимательно слушать. Лично я, поскольку примерно такого хода событий и ожидала изначально, не была действом разочарована и наблюдала с интересом и удовольствием. Всё-таки, то, как общаются между собой две творческие единицы, достаточно любопытно. В общем, по-моему, эксперимент музыкантам вполне удался. Не уверена, что подобное было бы особенно интересно видеть и слышать второй, пятый или десятый раз, но как одноразовая акция – вполне.

Спасибо обоим участникам мероприятия за позитивный вечер, и отдельно Василию – за возможность беспрепятственного входа-выхода.

P.S. Для интересующихся – в апреле Вася обещал приехать со своим электрическим составом – «Интеллигентами». Ждёмс!

Московские дома: от дерева к камню

Это был не единственный дом Василия Пушкина, поэтому не известно точно, бывал ли поэт именно в этом здании.

Этот дом на Старой Басманной в 1819 году построила Пелагея Кетчер, жена обрусевшего шведа Христофора Кетчера. Она сдавала здание внаем. В 1824 дом с антресолями, флигель с конюшнею, каретным сараем и погребом снял Василий Пушкин. Сюда на знаменитые вечера на Басманной собирали представители литературного цвета. Здесь разыгрывали шарады и буриме, ставили шутливые спектакли, обсуждали новости.

В 1828 году дом на Старой Басманной перешел к купеческой жене Елизавете Ценкер. В 1890-х особняк перестроили. В советское время в здании устроил коммунальные квартиры.

Сейчас в доме на Старой Басманной работает филиал музея А.С. Пушкина - «Дом-музей Василия Львовича Пушкина».

Путеводитель по архитектурным стилям

Здание отреставрировали, воссоздали интерьеры пушкинского времени и планировку дома начала XIX века. Хозяйственные постройки не сохранились, но уцелели филенчатые двери, угловая печь в гостиной и фрагменты дубового паркета.

В шести залах музея В.Л. Пушкина можно увидеть произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, книги XVIII и первой трети XIX века, личные вещи современников Пушкина и предметы быта того времени.

История постройки этого дома относится к 1820 году. В 1819 г., на месте сгоревшего в 1812 г. участка по улице Старой Басманной, титулярная советчица Пелагея Кетчер, строит добротный деревянный особняк на каменном фундаменте. В 1824 г. его арендует Василий Львович Пушкин - старший брат отца Александра Сергеевича.

Дом-музей В.Л. Пушкина на Старой Басманной открылся 6 июня 2013 г. - в день рождения великого поэта. Во время пребывания в нем дяди, Пушкин неоднократно бывал в этом доме, его здесь любили и радушно принимали. Недалеко от него он родился - в доме на перекрестке Госпитального переулка и улицы Малой Почтовой.

Именно к своему «парнасскому отцу» поэт приехал сразу после ссылки в 1826 г. Василий Львович был на тот момент известным литератором и стихотворцем. Его произведение «Опасный сосед» столичные жители переписывали вручную.

От оригинальной обстановки дома осталось немного - планировка дома, старинные двери, изразцовая печь в гостином зале и часть дубового паркета. Все остальное - вещи, предметы мебели, книги 18-19-х веков, картины, иконы – свезены в него по крупицам.С их помощью реставраторы воссоздали интерьеры комнат и атмосферу гостеприимного дома. Главный зал, гостиная, столовая, камердинерская, антресольный этаж - изысканное убранство помещений выполнено за счет подлинных предметов того времени. Гарнитур из карельской березы с обивкой, расшитой вышивальщицами Сретенского монастыря, полотна живописцев XVIII века, старинные серебряные приборы, принадлежащие сестре поэта - Елизавете Львовне, на обеденном столе - муляж жареного гуся - символа литературного сообщества «Арзамас», в которое входил дядюшка Пушкина. За таким столом бывало трапезничал и сам Александр Сергеевич. Интересна комната антресольного этажа, обустроенная под детскую. Это настоящий мир с собранием игрушек того времени, одежды, картинами на детскую тематику, серебряным рожком из которого кормили детей.

Василий Львович был весьма образованным человеком, в совершенстве владел французским - он первый перевел стихи племянника, издал в Париже русские народные песни. Имел обширнейшее собрание книг, от которой до нас дошел один подлинный экземпляр - книга «Театр г-на де Лану», изданная в 1757 г. в Париже. На ее титульном листе сохранилась «владельческая подпись» В. Л. Пушкина.

В доме бывали выдающиеся люди того времени - князья Вяземский и Шаликов, барон Дельвиг, Адам Мицкевич, Н. Карамзин, К. Батюшков и др.

Дядюшка скончался в 1830-м году - накануне свадьбы племянника. Поэт глубоко скорбел: «Никогда еще ни один дядя не умирал так некстати» - так он отозвался на его смерть.