Биографии Характеристики Анализ

Доржи Банзаров - первый бурятский учёный. Ученый Доржи Банзаров: биография, достижения и интересные факты Доржи банзаров первый бурятский ученый краткая биография

Банзаров Доржи (около 1822, Кутетуевский улус Забайкальской области, ‒ 1855, Иркутск), первый бурятский учёный-востоковед. Родился в семье казака-бурята. В 1846 окончил Казанский университет, был учеником О. М. Ковалевского . В 1847‒48 жил в Петербурге, занимаясь научными исследованиями в Азиатском музее . В 1850‒55 служил чиновником особых поручений при генерал-губернаторе Вост. Сибири. Во время разъездов по Сибири завязал знакомство с декабристами; Н. А. Бестужев написал его портрет. Научное наследие Б. составляют главным образом филологические исследования. Основной труд Б. ‒ «Чёрная вера, или Шаманство у монголов» (1846) ‒ первая научная работа о шаманизме. Именем Б. назван (1947) Бурятский педагогический институт в Улан-Удэ.

Соч.: Собр. соч., М., 1955 (библ.).

Лит.: К столетию со дня смерти Д. Банзарова (Материалы научных сессий и статьи), Улан-Удэ, 1955.

  • - Бурят.-тибет. традиц. ученый, лама. Род. в Удинском сомоне Хоринского аймака. До 1932 жил в Хоринском дацане, откуда дважды выезжал в Тибет для изучения буддийской философии. Получил там духовный сан "Доромбо-лама"...
  • - Монголовед-лингвист, историк и политолог; поэт, публицист. Учился в Улюнской приходской школе, Баргузинском городском и Верхнеудинском РУ. В 1907 уехал в Томск и поступил на общеобразовательные курсы Технол...

    Биобиблиографический словарь востоковедов - жертв политического террора в советский период

  • - БАНЗА́РОВ Доржи – бурятский ученый-этнограф и востоковед. Окончил Казанский ун-т, представив дисс. "Черная вера или шаманство у монголов", являющуюся первой научной работой о шаманизме...

    Философская энциклопедия

  • - Доржи - востоковед, первый бурятский ученый. Родился в семье бурятского казака в Кутетуевском улусе Забайкальской области. В 1846 окончил Казанский ун-т, где был учеником О. М. Ковалевского...

    Советская историческая энциклопедия

  • - ориенталист, сын полудикого забайкальского бурята Банзара, принадлежал к древнему роду Урянхай, буддист по вероисповеданию, ум. 2-го марта 1855 г. В 1835 г., по ходатайству тайши селенгинских бурятских родов,...
  • - ориенталист, бурят, писатель...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Банзаров, ориенталист, сын полудикого забайкальского бурята Банзара, буддист, принадлежал к древнему роду Урянхай...

    Биографический словарь

  • - ориенталист, сын полудикого забайкальского бурята Банзара, буддист, принадлежал к древнему роду Урянхай...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Доржи, первый бурятский учёный-востоковед. Родился в семье казака-бурята. В 1846 окончил Казанский университет, был учеником О. М. Ковалевского...

Происходил из бурят-казаков. Отец - отставной пятидесятник Ашебагатского казачьего полка Банзар Борхонов.

В 1833 году окончил Николаево-атаманское училище. С 1833 года до сентября 1835 года учился в Троицкосавске, в Русско-монгольской школе. Отправлен на учёбу в Казанскую гимназию. 25 января 1836 года зачислен в первый класс гимназии. В июне 1842 года окончил гимназию с золотой медалью и правом поступить в университет.

В сентябре 1842 года поступил в Казанский университет на философский факультет, имевший восточный разряд.

5 июня 1846 года окончил Казанский университет. В университете изучал восточные языки: монгольский, калмыцкий, маньчжурский, санскрит, турецкий. Свободно читал на немецком, английском, французском и латинском языках. Был учеником Осипа Михайловича Ковалевского, одного из основателей научного монголоведения. Защитил диссертацию на степень кандидата татаро-монгольской словесности.

В 1846 году в «Ученых записках Казанского университета» опубликовал труд «Чёрная вера, или Шаманство у монголов».

В 1847-1849 годах Банзаров вёл научные исследования в Азиатском музее Санкт-Петербурга. Избран членом-корреспондентом Русского археологического общества. В 1848 году опубликовал работу «Пайцзе, или металлические дощечки с повелениями монгольских ханов».

В 1848 - 1850 годах работал в Казани. Учился документооборту в канцелярии Казанской губернии.

В 1850-1855 годах служил в Иркутске чиновником по особым поручениям при генерал-губернаторе Восточной Сибири Николае Николаевиче Муравьеве-Амурском. Жил в Кяхте и Чите. В Верхнеудинске работал по следственным делам. В этот период Банзаров опубликовал труд «Объяснение монгольской надписи на памятнике князя Исунке, племянника Чингис-Хана» (1851), посвящённый интерпретации надписи на «Чингисовом камне».

В 1851 году избран членом-корреспондентом Сибирского отдела Русского географического общества. Выполнял поручения ВСОРГО.

Дань памяти

1947 году именем Доржи Банзарова назван Бурятский педагогический институт, ныне - Бурятский государственный университет.

В 1957 году перед зданием института был установлен памятник работы скульпторов А. Р. Вампилова и А. И. Тимина.

Именем Доржи Банзарова названы улицы в городах: Улан-Удэ, Иркутск, Кяхта и Казань, селе Кырен (районном центре Тункинского района Республики Бурятия).

В год 170-летия, в 1992 году, по инициативе председателя колхоза имени XX партсъезда В. Д. Будаева был установлен памятный камень недалеко от родового гнезда Доржи Банзарова.

В декабре 2007 года администрация Джидинского района учредила премию имени Доржи Банзарова для особо одарённых, талантливых учащихся района, добившихся высоких результатов в различных областях деятельности.

24 января 2008 года постановлением правительства Республики Бурятия имя Доржи Банзарова присвоено Нижне-Ичётуйской средней общеобразовательной школе Джидинского района.

11 июня 2010 года в рамках празднования 75-летия Джидинского района на месте родовой усадьбы первого бурятского ученого установлен памятник работы скульптора Геннадия Васильева.

Библиография

  • Банзаров Д. Собрание сочинений / Отв. ред. Д.Б. Улымжиев; Предисл. В. Ц. Найдакова; РАН. Сиб. отд-ние. Бурят. ин-т обществ. наук. – 2-е изд., доп. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. – 240 с.; 30 см. – Библиогр.: с. 227-238. – 600 экз.

Доржи́ Банза́ров (ок. 1822, Кутетуевский улус , Селенгинская степная дума, Забайкальская область , ныне Джидинский район Бурятии - , Иркутск) - первый бурятский учёный, получивший высшее образование западного образца. Известен рядом важных монголоведческих трудов.

Биография

Именем Доржи Банзарова названы улицы в городах: Улан-Удэ , Иркутск , Кяхта и Казань , селе Кырен (районном центре Тункинского района Республики Бурятия).

В год 170-летия, в 1992 году, по инициативе председателя колхоза имени XX партсъезда В. Д. Будаева был установлен памятный камень недалеко от родового гнезда Доржи Банзарова.

В декабре 2007 года администрация Джидинского района учредила премию имени Доржи Банзарова для особо одарённых, талантливых учащихся района, добившихся высоких результатов в различных областях деятельности.

24 января 2008 года постановлением правительства Республики Бурятия имя Доржи Банзарова присвоено Нижне-Ичётуйской средней общеобразовательной школе Джидинского района.

11 июня 2010 года в рамках празднования 75-летия Джидинского района на месте родовой усадьбы первого бурятского ученого установлен памятник работы скульптора Геннадия Васильева.

Библиография

  • Банзаров Д. Собрание сочинений / Отв. ред. Д. Б. Улымжиев; Предисл. В. Ц. Найдакова; РАН. Сиб. отд-ние. Бурят. ин-т обществ. наук. - 2-е изд., доп. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. - 240 с.; 30 см. - Библиогр.: с. 227-238. - 600 экз.

Литература

  • Ким Н. В. Доржи Банзаров. (Биографический очерк). Улан-Удэ, 1992.
  • Санжиев, Буянто Сайнцакович Доржи Банзаров: Изучение научного наследия. К 175-летию со дня рождения. Иркутск-Улан-Удэ, ОНЦ «Сибирь», 1998.
  • Выдающиеся бурятские деятели (17-нач.20в.): Вып. 2. Ч. 1. Улан-Удэ, Изд-во Бурятского гос. ун-та, 2001. ISBN 5852132659
  • Нанзатова Э. П., Дамбаева Ж. Д.-Ж. Из сокровищницы бурятских мыслителей// Учебное пособие. Бурятский государственный университет. Улан-Удэ, 2003

Художественная литература

  • Ч. Цыдендамбаев . Доржи, сын Банзара. Серия: Библиотека сибирского романа. Новосибирское книжное издательство, 1961 г. 424 стр. Тираж: 75000 экз.

Примечания

Напишите отзыв о статье "Банзаров, Доржи"

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

  • Банзаров Доржи // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  • . Энциклопедия Забайкалья . Проверено 21 августа 2009. .
  • . Бичуриана . Проверено 22 августа 2009. .

Отрывок, характеризующий Банзаров, Доржи

Метивье пожимая плечами подошел к mademoiselle Bourienne, прибежавшей на крик из соседней комнаты.
– Князь не совсем здоров, – la bile et le transport au cerveau. Tranquillisez vous, je repasserai demain, [желчь и прилив к мозгу. Успокойтесь, я завтра зайду,] – сказал Метивье и, приложив палец к губам, поспешно вышел.
За дверью слышались шаги в туфлях и крики: «Шпионы, изменники, везде изменники! В своем доме нет минуты покоя!»
После отъезда Метивье старый князь позвал к себе дочь и вся сила его гнева обрушилась на нее. Она была виновата в том, что к нему пустили шпиона. .Ведь он сказал, ей сказал, чтобы она составила список, и тех, кого не было в списке, чтобы не пускали. Зачем же пустили этого мерзавца! Она была причиной всего. С ней он не мог иметь ни минуты покоя, не мог умереть спокойно, говорил он.
– Нет, матушка, разойтись, разойтись, это вы знайте, знайте! Я теперь больше не могу, – сказал он и вышел из комнаты. И как будто боясь, чтобы она не сумела как нибудь утешиться, он вернулся к ней и, стараясь принять спокойный вид, прибавил: – И не думайте, чтобы я это сказал вам в минуту сердца, а я спокоен, и я обдумал это; и это будет – разойтись, поищите себе места!… – Но он не выдержал и с тем озлоблением, которое может быть только у человека, который любит, он, видимо сам страдая, затряс кулаками и прокричал ей:
– И хоть бы какой нибудь дурак взял ее замуж! – Он хлопнул дверью, позвал к себе m lle Bourienne и затих в кабинете.
В два часа съехались избранные шесть персон к обеду. Гости – известный граф Ростопчин, князь Лопухин с своим племянником, генерал Чатров, старый, боевой товарищ князя, и из молодых Пьер и Борис Друбецкой – ждали его в гостиной.
На днях приехавший в Москву в отпуск Борис пожелал быть представленным князю Николаю Андреевичу и сумел до такой степени снискать его расположение, что князь для него сделал исключение из всех холостых молодых людей, которых он не принимал к себе.
Дом князя был не то, что называется «свет», но это был такой маленький кружок, о котором хотя и не слышно было в городе, но в котором лестнее всего было быть принятым. Это понял Борис неделю тому назад, когда при нем Ростопчин сказал главнокомандующему, звавшему графа обедать в Николин день, что он не может быть:
– В этот день уж я всегда езжу прикладываться к мощам князя Николая Андреича.
– Ах да, да, – отвечал главнокомандующий. – Что он?..
Небольшое общество, собравшееся в старомодной, высокой, с старой мебелью, гостиной перед обедом, было похоже на собравшийся, торжественный совет судилища. Все молчали и ежели говорили, то говорили тихо. Князь Николай Андреич вышел серьезен и молчалив. Княжна Марья еще более казалась тихою и робкою, чем обыкновенно. Гости неохотно обращались к ней, потому что видели, что ей было не до их разговоров. Граф Ростопчин один держал нить разговора, рассказывая о последних то городских, то политических новостях.
Лопухин и старый генерал изредка принимали участие в разговоре. Князь Николай Андреич слушал, как верховный судья слушает доклад, который делают ему, только изредка молчанием или коротким словцом заявляя, что он принимает к сведению то, что ему докладывают. Тон разговора был такой, что понятно было, никто не одобрял того, что делалось в политическом мире. Рассказывали о событиях, очевидно подтверждающих то, что всё шло хуже и хуже; но во всяком рассказе и суждении было поразительно то, как рассказчик останавливался или бывал останавливаем всякий раз на той границе, где суждение могло относиться к лицу государя императора.
За обедом разговор зашел о последней политической новости, о захвате Наполеоном владений герцога Ольденбургского и о русской враждебной Наполеону ноте, посланной ко всем европейским дворам.
– Бонапарт поступает с Европой как пират на завоеванном корабле, – сказал граф Ростопчин, повторяя уже несколько раз говоренную им фразу. – Удивляешься только долготерпению или ослеплению государей. Теперь дело доходит до папы, и Бонапарт уже не стесняясь хочет низвергнуть главу католической религии, и все молчат! Один наш государь протестовал против захвата владений герцога Ольденбургского. И то… – Граф Ростопчин замолчал, чувствуя, что он стоял на том рубеже, где уже нельзя осуждать.
– Предложили другие владения заместо Ольденбургского герцогства, – сказал князь Николай Андреич. – Точно я мужиков из Лысых Гор переселял в Богучарово и в рязанские, так и он герцогов.
– Le duc d"Oldenbourg supporte son malheur avec une force de caractere et une resignation admirable, [Герцог Ольденбургский переносит свое несчастие с замечательной силой воли и покорностью судьбе,] – сказал Борис, почтительно вступая в разговор. Он сказал это потому, что проездом из Петербурга имел честь представляться герцогу. Князь Николай Андреич посмотрел на молодого человека так, как будто он хотел бы ему сказать кое что на это, но раздумал, считая его слишком для того молодым.
– Я читал наш протест об Ольденбургском деле и удивлялся плохой редакции этой ноты, – сказал граф Ростопчин, небрежным тоном человека, судящего о деле ему хорошо знакомом.
Пьер с наивным удивлением посмотрел на Ростопчина, не понимая, почему его беспокоила плохая редакция ноты.
– Разве не всё равно, как написана нота, граф? – сказал он, – ежели содержание ее сильно.
– Mon cher, avec nos 500 mille hommes de troupes, il serait facile d"avoir un beau style, [Мой милый, с нашими 500 ми тысячами войска легко, кажется, выражаться хорошим слогом,] – сказал граф Ростопчин. Пьер понял, почему графа Ростопчина беспокоила pедакция ноты.
– Кажется, писак довольно развелось, – сказал старый князь: – там в Петербурге всё пишут, не только ноты, – новые законы всё пишут. Мой Андрюша там для России целый волюм законов написал. Нынче всё пишут! – И он неестественно засмеялся.
Разговор замолк на минуту; старый генерал прокашливаньем обратил на себя внимание.
– Изволили слышать о последнем событии на смотру в Петербурге? как себя новый французский посланник показал!
– Что? Да, я слышал что то; он что то неловко сказал при Его Величестве.
– Его Величество обратил его внимание на гренадерскую дивизию и церемониальный марш, – продолжал генерал, – и будто посланник никакого внимания не обратил и будто позволил себе сказать, что мы у себя во Франции на такие пустяки не обращаем внимания. Государь ничего не изволил сказать. На следующем смотру, говорят, государь ни разу не изволил обратиться к нему.
Все замолчали: на этот факт, относившийся лично до государя, нельзя было заявлять никакого суждения.
– Дерзки! – сказал князь. – Знаете Метивье? Я нынче выгнал его от себя. Он здесь был, пустили ко мне, как я ни просил никого не пускать, – сказал князь, сердито взглянув на дочь. И он рассказал весь свой разговор с французским доктором и причины, почему он убедился, что Метивье шпион. Хотя причины эти были очень недостаточны и не ясны, никто не возражал.

Доржи Банзаров (1822-1855)

Банзаров

(Дорджи, по мнению академика В. П. Васильева, надо писать Дордже) - ориенталист, сын полудикого забайкальского бурята Банзара, буддист ], принадлежал к древнему роду Урянхай. В г. его определили на казенном содержании, вместе с другими четырьмя бурятскими мальчиками, в 1-ю казанскую гимназию, в которой в том году усилено было преподавание восточных языков. В гимназии Б. учился отлично, наряду с лучшими учениками из русских, и по окончании ее переведен был в Университет, где ревностно продолжал заниматься восточными языками и в г. получил ученую степень кандидата, написав диссертацию: «О черной вере, или шаманстве, у монголов» (напечат. в «Ученых Записках Каз. универс.», г., кн. 3). В конце г. Б. прибыл в Петербург . Здесь главным занятием его было изучение монгольских и маньчжурских книг и рукописей, хранящихся в Азиатском музее Академии наук и Публичной библиотеке; для Музея Акад. наук он составил каталог его книгам на маньчжурском языке (напечат. в «Bulletin de la classe historico-philologique de l’Acad. d. sc.», t. V). Своими учеными трудами и знанием многих восточных и европейских языков он обратил на себя внимание ученых и пользовался большим авторитетом среди ориенталистов , которые многого ожидали от его исследований в области монгольского языка . Ожидания эти не сбылись. Уволенный из сословия казаков , к которым причислены некоторые бурятские роды, и назначенный чиновником особых поручений при генерал-губернаторе Восточной Сибири , с переименованием в чин коллежского секретаря , Б. в мае г. уехал в Иркутск . Здесь ученая деятельность его пошла на убыль. Он стал чуждаться всякого общества и знакомства и братался лишь со своими родичами, полудикими бурятами. Последние годы своей жизни он часто прихварывал, но за советами к врачам не обращался, не доверяя им, а сам составлял для себя лекарства по бурятским рецептам. Он умер в последних числах февраля г. и торжественно похоронен по буддийскому обряду 2 марта того же года. Из 13 статей его, напечатанных в различных изданиях, назовем еще две: 1) «О происхождении имени Монголы » (в «Библиотеке Восточ. историков», изд. И. Березиным, т. I, приложение II) и 2) «Пайзе , или металлические дощечки с повелениями монг. ханов» (в «Зап. археолог, общ.», т. II; здесь Б. попутно объясняет ярлык Бирдибек-Хана, данный Алексею, митроп. Киевскому). В г. Б. был избран в члены-корреспонденты архелогического общества.

В статье воспроизведен материал из Большого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона .

Банзаров Доржи (около 1822, Кутетуевский улус Забайкальской области , - 1855, Иркутск), первый бурятский учёный-востоковед. Родился в семье казака-бурята. В окончил Казанский университет , был учеником О. М. Ковалевского . В 1847-48 жил в Петербурге , занимаясь научными исследованиями в Азиатском музее . В 1850-55 служил чиновником особых поручений при генерал-губернаторе Вост. Сибири. Во время разъездов по Сибири завязал знакомство с декабристами ; Н. А. Бестужев написал его портрет. Научное наследие Б. составляют главным образом филологические исследования. Основной труд Б. - «Чёрная вера, или Шаманство у монголов» (1846) - первая научная работа о шаманизме . Именем Б. назван (1947) Бурятский педагогический институт в

В 1833 году окончил Николаево-атаманское училище. С 1833 года до сентября 1835 года учился в Троицкосавской русско-монгольской школе. Отправлен на учёбу в Казанскую гимназию. 25 января 1836 года зачислен в первый класс гимназии. В июне 1842 года окончил гимназию с золотой медалью и правом поступить в университет.

В сентябре 1842 года поступил в Казанский университет на философский факультет, имевший восточный разряд.

5 июня 1846 года окончил Казанский университет. В университете изучал восточные языки: монгольский, калмыцкий, маньчжурский, санскрит, турецкий. Свободно читал на немецком, английском, французском и латинском языках. Был учеником Осипа Михайловича Ковалевского, одного из основателей научного монголоведения. Защитил диссертацию на степень кандидата татаро-монгольской словесности.

В 1846 году в «Ученых записках Казанского университета» опубликовал труд «Чёрная вера, или Шаманство у монголов».

В 1847-1849 годах Банзаров вёл научные исследования в Азиатском музее Санкт-Петербурга. Избран членом-корреспондентом Русского археологического общества. В 1848 году опубликовал работу «Пайцзе, или металлические дощечки с повелениями монгольских ханов».

В 1848-1850 годах работал в Казани. Учился документооборту в канцелярии Казанской губернии.

В 1850-1855 годах служил в Иркутске чиновником по особым поручениям при генерал-губернаторе Восточной Сибири Николае Николаевиче Муравьеве-Амурском. Жил в Кяхте и Чите. В Верхнеудинске работал по следственным делам. В этот период Банзаров опубликовал труд «Объяснение монгольской надписи на памятнике князя Исунке, племянника Чингис-Хана» (1851), посвящённый интерпретации надписи на «Чингисовом камне».

В 1851 году избран членом-корреспондентом Сибирского отдела Русского географического общества. Выполнял поручения ВСОРГО.

Дань памяти

Памятник Доржи Банзарову в Улан-Удэ. Скульпторы А. Р. Вампилов и А. И. Тимин

Памятник Доржи Банзарову на его родине в Джидинском районе Бурятии. Скульптор Геннадий Васильев

Каменная плита на родине Доржи Банзарова

В 1947 году именем Доржи Банзарова назван Бурятский педагогический институт, ныне - Бурятский государственный университет.

В 1957 году перед зданием института был установлен памятник работы скульпторов А. Р. Вампилова и А. И. Тимина.

Именем Доржи Банзарова названы улицы в городах: Улан-Удэ, Иркутск, Кяхта и Казань, селе Кырен (районном центре Тункинского района Республики Бурятия).

В год 170-летия, в 1992 году, по инициативе председателя колхоза имени XX партсъезда В. Д. Будаева был установлен памятный камень недалеко от родового гнезда Доржи Банзарова.

В декабре 2007 года администрация Джидинского района учредила премию имени Доржи Банзарова для особо одарённых, талантливых учащихся района, добившихся высоких результатов в различных областях деятельности.

24 января 2008 года постановлением правительства Республики Бурятия имя Доржи Банзарова присвоено Нижне-Ичётуйской средней общеобразовательной школе Джидинского района.

11 июня 2010 года в рамках празднования 75-летия Джидинского района на месте родовой усадьбы первого бурятского ученого установлен памятник работы скульптора Геннадия Васильева.

Библиография

Банзаров Д. Собрание сочинений / Отв. ред. Д.Б. Улымжиев; Предисл. В. Ц. Найдакова; РАН. Сиб. отд-ние. Бурят. ин-т обществ. наук. – 2-е изд., доп. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. – 240 с.; 30 см. – Библиогр.: с. 227-238. – 600 экз.