Биографии Характеристики Анализ

Две страницы большой любви (Любовная лирика Ф.Тютчева и А.Фета). Любовная лирика Ф.И

Тема любви в творчестве любого поэта так или иначе связана с лич­ными переживаниями, иначе не смогли бы они раскрывать эту сложную проблематику. И понятно, что у каждого автора она представлена по – разному; поэзия А. А. Фета и Ф. И. Тютчева, при всей ее внешней схоже­сти, безусловно, была различна и способом введения темы любви, и от­ношением к ней, и отдельными штрихами изображения.

До 50-х гг. в творчестве Тютчева женские образы появлялись доволь­но редко, зачастую на втором плане, и роль женщины и ее любви была не столь важна для автора. С появлением же в жизни поэта Е. А. Дени – сьевой в поэзии Тютчева, можно сказать, тема любви была раскрыта полностью, он ввел в нее разносторонний женский образ, и, очевидно, одним из первых сумел встать на место женщины, с ее точки зрения посмотрев на мир. Можно говорить о традиции Некрасова в тютчевской лирике – поэт создал ряд стихотворений с одной героиней, чей образ оказывается даже более значимым, чем образ героя.

Биография Тютчева сложилась трагически, свет осуждал его за то, что он, будучи женатым, не скрывал своей любви к Денисьевой. Это не могло не отразиться в его стихотворениях:

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей.

Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным укором

На жизнь ее она легла!

Нередко сравнение любви со стихией, сопоставление их разруша­ющей силы, любовь – это борьба. И, прежде всего, она приносит беду и страдания для героини.

Я стражду, не живу…им, им одним живу я.

Но эта жизнь. О, как горька она!

Так называемый Денисьевский цикл – это своего рода дневник по­эта, концентрация его личных переживаний. Буря страстей, бушующих в душе, сочится из каждой строчки:

Любила ты, и так, как ты, любить –

Нет, никому еще не удавалось!

О господи. И это пережить…

И сердце на клочки не разорвалось…

Поэт не раз подчеркивал превосходство своей героини над лири­ческим героем, женщина стала в поэзии Тютчева символом чистоты и света. Вероятно, это связано с той трагедией, которую пережил поэт – смерть возлюбленной. Но и после этого он продолжает любить ее, моля бога навсегда сохранить память о ней:

О, господи, дай жгучего страданья

И мертвенность души моей рассей:

Ты взял ее, но муку вспоминанья,

Живую муку мне оставь о ней.

А. А. Фет также пережил трагедию, его возлюбленная Мария Лазич погибла, и его мировоззрение после ее смерти тоже меняется, но ина­че, нежели у Тютчева. Он четко разделяет жизнь на реальную и идеаль­ную, оставляя место в своей поэзии лишь идеальной. В поэте борются два человека – жестохий помещик и лиричный певец красоты. Приро­да, любовь и музыка – вот идеалы его поэзии, и только они заслужива­ют быть воспетыми в поэзии.

Любовь у Фета – это отдельные моменты, проявления чувств, что тонко изображено в стихотворении “Шепот. Робкое дыханье…”. Здесь нет движения, только образы и звуки, что придает особенную музыкальность стихотворению, не раз отмеченную критиками и в других произведениях поэта. Недаром на стихи Фета создано мно­жество романсов, таких как “На заре ты ее не буди…”.

Несмотря на идеализацию любви в своей поэзии, на четкую установку воспевания идеала, Фет не мог забы гь о своей возлюбленной, и тема их отношений прослеживается в стихотворениях, сочетаясь с темой памяти. Нет, я не изменил. До старости глубокой Я тот же преданный, я раб твоей любви.

И старый яд углей, отрадный и жестокий,

Еще горит в моей крови.

Хоть память и твердит, что между нас могила,

Не в силах верить я, чтоб ты меня забыла, –

Когда ты здесь, передо мной.

Для Фета любовь – необходимая часть жизни человека, без нее жизнь неполноценна. Он старается “увидеть”, “узнать” образ люби­мой в других женщинах.

Таким образом, мы понимаем, что тема любви в творчестве Фета и Тютчева раскрывается и показывается различно, у Тютчева она весьма реальна и трагична, Фет же отказался от этого, посвятив себя служению “чистому искусству”. Однако, сходство этих двух поэтов очевидно: их переживания, выраженные по-разному, относятся к одной любимой женщине и не меняются со временем. Любовная лирика и Фета, и Тют­чева насыщена всей разнообразной гаммой чувств, от полного восторга до тяжелейшей боли, и остается неизменной близкой и понятной даже современному читателю.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Творчество великого русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета – это мир красоты. Его стихотворения пронизаны мощными потоками энергии счастья и восторга,...

Тема: Любовь в лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета

Цель: 1. познакомить с некоторыми эпизодами личной жизни замечательных русских поэтов и их отражением в поэтических произведениях,

3. эстетическое и нравственное воспитание учащихся.

Оборудование: портреты поэтов Ф. И. Тютчева и А. А. Фета, музыкальные записи, свечи.

Форма проведения: гостиная

Методические приемы: рассказ учителя, чтение стихов и комментарии к ним, сообщения

учащихся, прослушивание романсов.

Ход урока

Учитель: Великий В. Шекспир, утверждая:

На всей земле не встретите поэта,

Дерзнувшего приняться за перо,

Не обмакнув его сперва в прекрасных

Слезах любви…

Федор Иванович Тютчев. Одной из центральных в его зрелом творчестве стала тема любви, она отразила его личную жизнь, полную страстей, трагедий, разочарований.

В 1826 году Тютчев женился на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон, хотя незадолго до женитьбы был увлечен Амалией Лерхенфельд, которой посвятил позднее стихотворение, ставшее популярным романсом.

Звучит романс «Я встретил Вас – и все былое…»

Через 7 лет начался роман Тютчева с Эрнестиной Дернберг. После нервного и физического потрясения (пожар на пароходе, на котором Элеонора с тремя дочерьми возвращалась из России в Италию) умирает жена Тютчева. По семейному преданию «Тютчев, проведя ночь у гроба первой жены, поседел от горя». Позднее Тютчев обвенчался с Эрнестиной Дернберг. Когда Тютчеву было 47 лет, началось новое любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом.

Уч-к: Любовь в лирике Тютчева – это всегда роковая страсть, которая может стать причиной гибели одного из любящих, и жертвой чаще всего оказывается женщина. Однако, несмотря на опасность разрушения, которую несет в себе любовь, поэт воспринимает ее как счастье. О такой любви рассказывает «Денисьевский цикл», который посвящен Елене Александровне Денисьевой, последней любви поэта.

Еще стремлюсь к тебе душой –

И в сумраке воспоминаний

Еще ловлю я образ твой…

Твой милый образ, незабвенный,

Он передо мной везде, всегда,

Непостижимый, неизменный,

Как ночью на небе звезда…

Учитель: Тютчеву 47 лет, Денисьевой – 24, она училась в Смольном институте с дочерьми Тютчева. Они любили друг друга, 14 лет были связаны узами гражданского брака и двумя детьми до смерти Денисьевой. Сложность ситуации состояла в том, что Тютчев по-прежнему любил вторую жену Эрнестину, семью. В глазах высшего света связь с Денисьевой была скандальной, вся тяжесть осуждения и отвержения пала на плечи Денисьевой.

Уч–к: Это была и счастливая, и тяжелая любовь. Любовь, приобретшая в глазах петербургского света интерес скандала; любовь, закрывшая молодой женщине из хорошей семьи двери тех домов, где прежде она бывала желанной гостьей; любовь, заставившая отца Денисьевой отказаться от дочери; любовь, мучившая Тютчева сознанием своей виновности.

Стихотворение «Я очи знал, - о, эти очи!..»

Уч-к: Под влиянием двусмысленного положения в свете в Елене Александровне развилась раздражительность, вспыльчивость. Все это ускорило ход ее болезни, и в 1864 году Елена Александровна умирает от чахотки. Прожитая поэтом драма и запечатлелась в «Денисьевском цикле», одном из вершинных достижений любовно – психологической лирики в русской и мировой литературе.

Стихотворение «Как ни бесилося злоречье…»

Уч-к: В своих прежних стихотворениях поэт говорил о конфликте человека с природой, с хаосом ночи, с неумолимым движением времени, отнимающим молодость. В «Денисьевском цикле» впервые в творчестве Тютчева нарисован конфликт между людьми. Чувство, страсть, личность человека в своих проявлениях и даже в своём развитии оказывается зависимыми от общества. У Тютчева любовь становится трагедией для людей не в силу виновности одного из них, а в силу несправедливого отношения общества, толпы к любящим:

«… Толпа, нахлынув, в грязь втоптала то, что в душе её цвело». Суд людской Тютчев назвал роковой силой.

Стихотворение «Две силы есть – две роковые силы…»

Уч-к: «Денисьевский цикл» как «роман в стихах» обладает необычайно своеобразной структурой, совсем не традиционной для литературного изображения любви, не знающей подобия в прозаических произведениях. Замедленное, проникновенное изображение симпатии, влюблённости, предыстории любви и затем не состоявшихся любовных отношений характерно для романов Пушкина, Лермонтова, Тургенева. «Роман» в стихах Тютчева сразу же начинается с очень высокой, трагически звучащей ноты.

Стихотворение «О, как убийственно мы любим…»

Уч-к: Тютчев даёт романтическую оценку любви. Любовь – стихийная страсть, дисгармония и поединок роковой; любовь сближает героев, они не могут жить друг без друга. Это столкновение двух личностей, в этой борьбе сгорает как более слабая Денисьева. Тютчев и Денисьева понимали, что вина, прежде всего, лежит на Тютчеве, но он не предпринимал ничего, чтобы облегчить участь любимой женщины. Она, страстно любя его, не могла отказаться от этой связи:

То в гневе, то в слезах тоскуя, негодуя,

Увлечена, в душе уязвлена,

Я стражду, не живу, им, им, одним живу я –

Но эта жизнь!.. О, как горька она!

Стихотворение «Весь день она лежала в забытьи…»

Уч-к: Стихотворение посвящено воспоминаниям о последних часах жизни Е. А. Денисьевой. Тютчев вспоминает, как Денисьева в последний день жизни была в бессознательном состоянии, а за окном шел августовский дождь, весело журча по листьям. Придя в себя, Елена Александровна долго прислушивалась к шуму дождя, осознавая, что умирает, но все еще тянулась к жизни.

Учитель: Поэзия Тютчева принадлежит к числу созданий русского поэтического гения. Нам близок Тютчев, вдохновенный создатель природы; нам дорог Тютчев, чуткий тайновидец человеческого сердца.

Учитель: Афанасий Афанасьевич Фет. И личность, и судьба, и творческая биография поэта необычны и полны загадок, некоторые из них до сих пор не разгаданы. Н. Некрасов писал: «Человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе после Пушкина не почерпнет столько поэтического наслаждения, сколько доставит Фет». По - пушкински возвышенными и мудрыми были стихи о любви. Не случайно многие из них стали романсами, исполнение которых и сейчас рождает гамму чувств в душе каждого человека. Почти все стихи о любви написаны от первого лица, в форме монолога, как воспоминание о любви, оставшейся в прошлом.

Звучит романс П. И. Чайковского на слова А. А. Фета

«На заре ты ее не буди»

Уч-к: Как и у других поэтов, в жизни Фета были конкретные встречи с необыкновенными и все-таки земными женщинами, вдохновившими на создание стихов. Поэт в своих стихотворениях воспевал женскую красоту.

Стихотворение «Призыв к любимой Бетховена»

Уч-к: С опорой на женскую красоту Фет создает в разные годы целый цикл лирических посланий, адресованных С. Толстой, Т. Кузминской, сестре С.Толстой, Е. Хомутовой, Н.Сологуб и многим другим женщинам. Татьяна Андреевна Кузминская, сестра Софьи Андреевны Толстой, впервые увидела поэта у себя дома, когда ей было 15-16 лет. Потом были встречи уже со взрослой женщиной. И был важный эпизод в поэтической биографии Фета, связанный с Татьяной Андреевной. Ему он посвятил свое стихотворение. Стихотворение это – одно из лучших лирических произведений поэта, это один из лучших образцов русской любовной лирики.

Стихотворение «Сияла ночь»

Уч-к: Стихотворение понравилось Л. Толстому: «Эти стихи прекрасны,- сказал он,- но зачем он хочет обнять Таню? Человек женатый…». Однако стихотворение не документ. Оно вдохновлено реальным жизненным случаем, но не является его зеркальным отражением. В конечном счете стихотворение это – не о чувстве Фета к милой молодой Танечке Бернс (впоследствии по мужу Кузминской), а о высокой человеческой любви.

Уч-к: Фетовская тема любви чаще всего имеет оттенок трагический, стихотворения адресованы, как правило, одной и той же женщине, образ которой окутан дымкой таинственности.

Стихотворение «Шепот, робкое дыханье…»

Учитель: Это стихотворение у Фета самое необычное. Оно одно сложное предложение. В нем нет ни одного глагола. Стихотворение было высмеяно в десятках пародий. Говорили, что его можно читать от первой до последней строчки и наоборот – смысл от этого не изменится. Это, конечно, не так. Композиторы Балакирев и Римский – Корсаков положили его на музыку.

Уч-к: В 1849 г. Фет писал другу детства Борисову «Я встретил существо, которое люблю. Она для меня возможность для счастья и примирения с гадкой действительностью». Это о Марии Лазич, дочери многодетного мелкопоместного дворянина, отставного генерала. Она стала героиней его любовной лирики. Мария Лазич была одарена глубоким и тонким поэтическим чувством, знала поэзию и понимала ее. Она знала и любила стихи Фета. Поэт не мог не оценить этого. «Ничего, - писал он, имея в виду свои отношения с Лазич, не сближает так, как искусство вообще – поэзия в широком смысле слова. Такое задушевное сближение само по себе поэзия».

Стихотворение «Что за ночь! Прозрачный воздух скован…»

Уч-к: Но расчетливый ум берет верх над сердцем поэта, узнавшем прелесть чистой любви и надеявшемся на семейное счастье. Спустя несколько месяцев последовал разрыв. Фет убедил девушку в невозможности их брака по материальным соображениям.

Стихотворение «Долго мне снились вопли рыданий твоих…»

Уч-к: Мария Лазич глубоко переживала разрыв с любимым человеком. Спустя некоторое время произошла трагедия, о которой с ужасом говорили везде. Мария сгорела в собственном доме. Эта мысль не давала Фету покоя.

Стихотворение «Когда читала ты мучительные строки…»

Уч-к: После трагической кончины Марии Лазич к поэту в полной мере приходит осознание любви, любви неповторимой и единственной. Только сейчас поэт почувствовал, что счастье, которое было так возможно, погибло. И виновником был он сам. Теперь Фет всю жизнь будет вспоминать, будет говорить и петь об этой любви высокими, прекрасными, удивительными стихами.

Стихотворение «Ты отстрадала, я ещё страдаю…»

Уч-к: Сожжённая молнией равнодушия и расчёта любовь Фета к Лазич превратилась в какую-то волшебную скрипку, называемою поэзией. Лирические откровения Фета, посвящённые Марии, лучшие в творчестве поэта. В стихах о любви женский образ, по словам К. Бальмонта, лишён «временности», «он вечен». Уже на склоне лет в одном из лучших своих стихотворений Фет скажет: «…Та трава, что вдали на могиле твоей, Здесь на сердце, чем старее оно, тем свежей,..»

Стихотворение «ALTER EGO » (Второе я (лат.)

Учитель: Большая часть лирики Тютчева и Фета носит ярко выраженный музыкальный характер. Она ориентирована на романс, создана в традиции романса и в русле этой традиции воспринимается. Фет и Тютчев - великие мудрецы и гуманисты, которые трагедию, страдание, боль превращают в красоту и радость:

Чужое вмиг почувствовать своим.

Шепнуть о том, пред чем язык немеет.

Усилить бой бестрепетных сердец…

Именно так, в неистребимой способности всё «пропустить через сердце», воспринимается сегодня творчество Тютчева и Фета.

Звучит романс «Я тебе ничего не скажу…»

Учитель: Мы надеемся, что, побывав в нашей гостиной, вы получили удовольствие, и прочитанные сегодня стихи вам понравились. Закончить вечер хотим словами из стихотворения поэта Болата Куняева:

Стихи ни к чему недотепам и нудным.

Сердец им не вылечит рифма сквозная.

Поэзию любят красивые люди.

Я это по личному опыту знаю.

Список использованной литературы:

    Тютчев Ф. И. Весенние воды: Лирика / Сост. и предисл. К. Пигарева; Примеч.

К. Пигарева и В. Коровина; Рис. Г. Волхонской. – 3-е изд., доп. – М.: Дет. лит.,

1983. – 126 с., ил. – (Школьная б-ка).

    Фет А. А. Стихотворения / Сост. и предис. Е. Винокурова; Худож. Ф,. Домогацкий. М.: Худож. лит., 1979 – 319 с. – (Классики и современники. Поэтическая библиотека.)

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
«Все торжество гения, не вмещенное Тютчевым, вместил Фет». (А.Блок) Дайте определение любви по Тютчеву и Фету(Любовь – это…) Что значит любовь для каждого из них? Любовь, любовь – гласит преданье –Союз души с душой родной –Их съединенье, сочетанье,И роковое их слиянье,И…поединок роковой… И чем одно из них нежнееВ борьбе неравной двух сердец,Тем неизбежней и вернее,Любя, страдая, грустью млея,Оно изноет наконец… Ф.И.Тютчев Я встретил вас – и все былоеВ отжившем сердце ожило,Я вспомнил время золотое – И сердцу стало так тепло… Амалия Крюденер(Лерхенфельд) 17 Еще томлюсь тоской желаний,Еще стремлюсь к тебе душой – И в сумраке воспоминанийЕще ловлю я образ твой… Элеонора Тютчева 18 Твой милый образ, незабвенный,Он предо мной везде, всегда,Недостижимый, неизменный,Как ночью на небе звезда… Люблю глаза твои, мой друг,С игрой их пламенно-чудесной,Когда их приподымешь вдругИ, словно молнией небесной,Окинешь бегло целый круг…Но есть сильней очарованья:Глаза, потупленные ницВ минуты страстного лобзанья,И сквозь опущенных ресницУгрюмый, тусклый огнь желанья. Эрнестина Тютчева 19 О, как на склоне наших летНежней мы любим и суеверней…Сияй, сияй, прощальный свет,Любви последней, зари вечерней!.. ЕленаАлександровнаДенисьева Денисьевский цикл стихов «Последняя любовь…»«О, как убийственно мы любим…»«Весь день она лежала в забытьи...» Какой предстает любовь в стихах Тютчева? Союз души с душой родной СветПоединок роковойРоковое слияниеБлаженство и безнадежностьВремя золотое Неравная борьба Любовь в восприятии Тютчева Любовь – это и блаженство, и страдание, и безнадежность, это поединок роковой, это время золотое. Любовь дает новую жизнь, возрождает человека к жизни. Но при этом любовь – близнец самоубийства, рок, уносящий счастье и радость бытия. А.А.Фет и Мария Лазич «Я ждал женщины, которая поймет меня, и дождался ее». (Из письма Фета) Трагедия любви и жизни поэта… Мария Лазич – единственная возлюбленная поэта. 12 Ты отстрадала, я еще страдаю,Сомнением мне суждено дышать,И трепещу, и сердцем избегаюИскать того, чего нельзя понять… В тиши и мраке таинственной ночиЯ вижу блеск приветливый и милый,И в звездном хоре знакомые очиГорят в степи над забытой могилой… 11 Я тебе ничего не скажу,Я тебя не встревожу ничутьИ о том, что я молча твержу,Не решусь ни за что намекнуть… 13 Для Фета ЛЮБОВЬ есть единственное содержание человеческого бытия, единственная вера,объединяющее начало,основа духовногосуществования человека Выводы Любовь Тютчева трагична. Его лирический герой чувствовал смерть самой любви. Тютчев говорил, что в самой любви таится уже будущая вражда, разлука или измена, смерть или утомление: «Мы убиваем то, что любим. В любовном прикосновении таится гибель. Разрушающая человеческая любовь – главное проявление нашей внутренней ночи».Любовь у Фета страстная, нетерпеливая, она равна жизни, а годы без любви томительные и скучные. Основное настроение фетовских стихов – восхищение, радость, восторг, желание любить. В этих стихотворениях (несмотря на трагедию в личной жизни!) нет трагизма, любовь не поединок роковой, не безнадежность. Можно сказать, что герой лирики Фета – счастливый в любви человек. Мы ощущаем это счастье, этот трепет души лирического героя. Сопоставление лирики Поэты Фет Тютчев Тема любви Любовь - переживания, связанные с одной любимой женщиной Любовь –это бесконечное блаженство Любовь -близнец самоубийства Чьи это строки? Я очи знал, – о, эти очи!Как я любил их, – знает бог!От их волшебной страстной ночиЯ душу оторвать не мог… Чьи это строки? Не отходи от меня,Друг мой, останься со мной.Не отходи от меня:Мне так отрадно с тобой…

Любовь для Фета была самой главной верой в жизни, единственным ее смыслом и содержанием. Для него сама жизнь – любовь, само человеческое бытие – любовь. вспоминается природа Фета, которая тоже любит, любит не просто вместе с человеком, а любит вместо человека, как это происходит в стихотворении "В дымке-невидимке". Особого внимания заслуживают стихи Фета, относящиеся к периоду 80-90-х годов. Прожив долгую жизнь он сохраняет юношеский пыль в своих произведениях.Мысли его по-прежнему обращены к одному: к любви, к безумству страстей, буйству жизни и трепету молодости. В этом не трудно убедиться, стоит только вчитаться в такие стихи, как "Нет, я не изменил", "Люби меня! Как только твой покорный" или же "Еще люблю, еще томлюсь".

Самым значительным в лирике Ф был цикл стих-й, посвящ-х Марии Лазич. Чувства их были взаимны, но брак невозможен, т.к. Фет женился по расчёту. Этот цикл посвящён уже умершей возлюбленной. Из этих стих-й мы видим, что Ф интересует не индивид характ-ка, не психологич портрет героини, его интересует сам процесс чувствования. Чувство передаётся не в целостности, а в деталях, тонч-х оттенках. Ф передаёт тончайшие иррационал-е переживания человека. Ф очень дорожит мигом. Мир, природа живёт интимной жизнью. Любовь как преодолённое страдание. Концепция любви у Ф сводится к формулам: красота, счастье, страдание =>одновременно. Поэтому часто встреч-ся сочетания слов: мука-блаженство; страдание-блаж-во. Позднее эту концепцию подхватит Блок.

Любовь у Тютчева: Любовь его лирического героя – всегда нравственное переживание, порочные страсти осуждены им и не являются предметом поэтического внимания. В тютчевской поэзии первой половины 30х гг. идеализируется любовная страсть как переживание, дающее человеку счастье («Сей день, я помню для меня…», «К.Н.»). стихотворение «Я помню время золотое…» - воспоминание о юношеской влюбленности. «Младая фея» касается «младенческой ногой» старинного камня, на «плечи юные» падает «цвет яблонь», ветер «играет» рядом с ней, она «беззаботно смотрит вдаль». Идея нравственного служения раз принятому идеалу проходит через творчество поэта и более чем через 3 десятилетия, в 1870г 67-летний поэт под влиянием встречи с «младой феей» юных дней создает стихотворение о любви и верности «Я встретил вас – и все былое». Во второй половине 30 гг. в его поэзии любовь – это гроза, способная не только сделать человека счастливым, но и погубить его. В создаваемом в 50-60гг «денисьевском цикле», посвященном Е.А.Денисьевой. Тютчев представил это чувство как поединок роковой. Образ «огня» любви оказался доминантным. Женщина изображена несущей крест страданий во имя любви, подобной горению на костре, расставшись навсегда, поэт тоскует о ней, «так пламенно, так горячо любившей». Страсть рисуется на фоне пожара, между ними тайное родство. В стихотворении «последняя любовь» серия метафор (тепло-свет-любовь-жизнь) выстраивается логическая цепь, выявляющая этику Тютчева. Смысл жизни в любви, любовь – горение, оно рождает мучения, но только так можно достигнуть счастья. На костре жизни, костре любви, человек сгорает, но приобретает блаженство, плата за него – смерть. Идея жизни-горения, а не тления выходит и за пределы любовной лирики Тютчева, превращаясь в его этический принцип. В «денисьевском» цикле намечается отход поэта от романтических теорий любви. Элементы типизации, объективного психологического анализа были связаны в поэзии Тютчева с образами любящих. Он представил любовь не как стихию, неподвластную людям, а как чувство, оказывающееся в зависимости от воздействия общества, «толпы», «суда людского». В «денисьевском цикле» впервые появился объективные образ – другой личности, не сливающейся с его лирическим я. Это была женщина. На смену идеальной «младой фее» его поэзии 30х пришла реальная женщина. Поэт раскрыл сложный, противоречивый мир её чувств, в стихах прозвучал её голос, предстала трагическая судьба (о как убийственно мы любим \ как в буйной слепоте страстей \ мы то всего вернее губим \ что сердцу нашему милей!»). проблема жизненных путей человека получила у Т-ва конкретное и философское раскрытие.


Любовь у Некрасова: Тема любви решена в лирике Некрасова весьма своеобразно. Именно здесь в полной мере проявилось его художественное новаторство. В отличие от своих предшественников, предпочитавших изображать любовное чувство “в прекрасных мгновениях”, Некрасов не обошёл вниманием и ту “прозу”, которая “в любви неизбежна” («Мы с тобой бестолковые люди...»). Однако, говоря словами известного некрасововеда Н.Скатова, он “не только прозаизировал поэзию любви, но и поэтизировал её прозу”.

Основное внимание естественно уделить “панаевскому циклу”. Авдотья Алексеевна Панаева - главный адресат интимной лирики Некрасова. Отношения с Панаевой стали темой многих стихотворений Некрасова, создававшихся на протяжении почти десяти лет. Это настоящий роман в стихах, в котором нашли отражение различные моменты в жизни лирических героев. Именно лирических. Сам Некрасов видел в своих стихах не просто стихотворное обращение к определённой женщине, а придавал им гораздо большее значение. Он печатал эти стихи в журналах, а значит, сознательно делал их предметом поэзии, общим достоянием. Можно сказать, что стихотворения цикла намеренно асоциальны, лишены каких-то конкретных деталей и намёков. На первом плане здесь психологическая мотивировка, изображение чувств и переживаний героев, как и у Тютчева, “поединок роковой”. Он человек рефлектирующий, склонный к мнительности, подозрениям, унынию, озлоблению. Но в центре “панаевского цикла” - она. И именно в создании характера героини проявилось новаторство Некрасова. Это характер совсем новый, и кроме того, он “дан в развитии, в разных, неожиданных даже, его проявлениях, самоотверженный и жестокий, любящий и ревнивый, страдающий и заставляющий страдать” (Скатов). мотивы ссоры («Если, мучимый страстью мятежной...», «Мы с тобой бестолковые люди...»); расставания, разлуки («Так это шутка? Милая моя...», «Прощание») или их предчувствия («Я не люблю иронии твоей...»); воспоминания («Да, наша жизнь текла мятежно...», «Давно - отвергнутый тобою...»); писем («Сожжённые письма») и др. “Панаевским” стихам присуща некоторая парность (ср., например, «Тяжёлый год - сломил меня недуг...» и «Тяжёлый крест достался мне на долю...», «Прости» и «Прощание»).

Таким образом, стихотворения цикла объединяют не только общность содержания, но и художественные особенности: сквозные образы и детали; “нервность” интонации, передающая почти “достоевские” страсти; фрагментарность, обозначаемая на письме многоточиями, которыми кончаются многие стихотворения.

Говоря о самом известном некрасовском цикле, нельзя обойтись без сравнения его с “денисьевским циклом” Тютчева. Как и у Тютчева, любовь у Некрасова почти никогда не бывает счастливой. Мотивы страдания, “незаконности” любви, “мятежности” пронизывают оба цикла и тем самым объединяют - в интимной лирике - двух столь разных поэтов.

В заключение ещё раз вернёмся к вопросу о новаторстве любовной лирики Некрасова. Оно состоит не только в новизне содержания (“прозы жизни”), но и в том, что для изображения “непоэтических” явлений поэт находит соответствующую художественную форму: разговорную речь, прозаизмы, новаторское стихосложение.

Тема : «Две страницы большой любви» (любовная лирика Ф.И.Тютчева и А.А.Фета).

Форма проведения: литературно-музыкальная композиция.

Наглядность: 1) книжка-раскладушка «Страницы любви Ф.И.Тютчева»;

2) книжка-раскладушка «Страницы любви А.А.Фета».

Эпиграфы:

Жизни блаженство в одной лишь любви.

Ф.Тютчев

Целый мир от красоты.

А.Фет

Ход урока

Первая страница

(Звучит романс на слова Ф.Тютчева «Я встретил вас...»).

Вступительное слово учителя

Любовная лирика рождается тогда, когда поэт встретит женщину, способную вызвать в его душе сильные чувства: любовь, страсть, восхищение. И пусть благословенны будут Анна Керн, Наталья Гончарова, Лиля Брик, Елена Денисьева, Мария Лазич и многие другие женщины, благодаря которым мы узнаём удивительные творения поэтов.

Сегодня мы поговорим о любовной лирике Тютчева и Фета, познакомимся с теми, кто вдохновил поэтов на создание прекрасных лирических стихов.

(Учитель представляет ведущих страниц лирики Тютчева и Фета).

Учитель.

Представьте себе юношу, брошенного в водоворот высшего иностранного общества, окружённого всеми соблазнами большого света, способного на увлечения страстные, безоглядные...

Ему не было и двадцати, когда молодой дипломат Фёдор Тютчев оказался в Германии. Пятнадцатилетняя красавица, златокудрая Амалия пленила сердце русского дипломата (демонстрируется портрет Амалии Крюденер).

Ведущий 1.

Она происходила из знатного германского рода и взяла под своё покровительство прекрасно воспитанного, чуть застенчивого русского дипломата. Можно ли было забыть романтические прогулки по старинным улочкам Мюнхена, отдых на берегах голубого Дуная, очаровательную спутницу, у которой было много поклонников? О тех временах осталось нам слишком мало сведений, но зато картину воссоздают поэтические воспоминания Тютчева: «Я помню время золотое...»

Чтец 1. Выразительное чтение стихотворения « Я помню время золотое...».

Ведущий 2.

Поэт всерьёз подумывал о женитьбе. В числе поклонников Амалии оказался товарищ Тютчева, барон Крюденер. Набравшись смелости, Фёдор Иванович решился просить руки Амалии, но простой русский дворянин, без фамильных титулов, показался её родителям не такой уж выгодной партией для их дочери, и они предпочли ему барона Крюденера. По настоянию родителей, несмотря на нежные чувства, которые она питала к Тютчеву, девушка дала согласие на брак. Юный дипломат был убит горем. Произошла загадочная дуэль с кем-то из соперников, к счастью закончившаяся для Тютчева благополучно. И всё же он продолжал на что-то надеяться. Не поехал в отпуск; встречаясь с Амалией, рассчитывал, что она одумается, сможет уговорить родителей переменить решение.

Чтец 2. Выразительное чтение стихотворения «К Нисе».

Учитель

Время покажет, что ни он, ни она не забудут своей юной привязанности. Тютчев считал, что она никогда не будет счастлива так, как того заслуживает. Вряд ли это так. Эта милая женщина вызывала восхищение многих поэтов. Великий немецкий поэт Гейне сравнивал её с богиней красоты.

Посмотрите на портрет. «Божественной Амалий» называл её А.С.Пушкин. Она блистала в свете, восхищаясь своим умом и красотой. Последняя её встреча с Пушкиным была за день до его роковой дуэли.

Ведущий 1

В своей долгой жизни они встречались не часто, но эти редкие встречи радовали их обоих. В июле 1870 года Фёдор Иванович лечился в Карлсбаде. Сюда приехала и Амалия с мужем. Они встретились. Несмотря на возраст, она была всё ещё очень хороша собой. Возвратившись с прогулки, поэт написал стихотворное признание: «Я встретил вас и всё былое в отжившем сердце ожило...».

Чтец 3. Выразительное чтение стихотворения «Я встретил вас...».

Ведущий 2

Слушая стихотворение, понимаешь, что чувства поэта на остыли...

Последняя их встреча произошла в марте 1873 года, когда у постели своей разбитый параличом поэт вдруг увидел свою Амалию. Лицо его просветлело, в глазах показались слёзы. Он долго молча на неё смотрел, не произнося от волнения ни слова... В июле поэта не стало.

Учитель

Любовная лирика Тютчева потрясает. Поэт был счастлив в любви, любил с ранней молодости до глубокой старости. Будучи некрасив внешне, маленького роста, лысоватый, худощавый, он пользовался большой популярностью среди дам высшего света Москвы, Петербурга, Парижа, Мюнхена. В чём же заключался секрет обоняния поэта? Наверное, он покорял женщин своим интеллектом, своей незаурядной романтической натурой.

Возраст Тютчева приближался к полувековой отметке, когда в его сердце вновь пришла весна... Помните у Пушкина? «И может быть на мой закат печальный блеснёт любовь улыбкою печальной...». Последняя любовь... Какой она была в жизни поэта?

Ведущий 1

15 де длился его роман с Еленой Денисьевой, в течение которой поэт создал знаменитый денисьевский цикл, шедевр русской любовной лирики. Когда они встретились, ему было 47, ей - 24. Елена была студенткой Смоленского института, готовилась стать фрейлиной. Любовь эта была трудной, горькой для обоих, но особенно тяжело было ей. Будучи женатым и имея троих детей, Тютчев не считал себя в праве разорвать узы законного брака. Елена Денисьева, отторгнутая обществом и родным отцом, подвергнутся жесточайшим обвинениям, оказалась перед закрытыми дверями тех домов, где ещё недавно была желанной гостьей. Вокруг неё сплетни, пересуды, осуждения...

Чтец 4 Выразительное чтение стихотворения «Чему молилась ты с любовью...»

«Святыней» была любовь в жизни героини. Торжественная, возвышенная лексика подчёркивает высокое назначение любви. Мы видим жестокость окружающего мира: «толпа» предала на «поруганье» любовь. Мы видим незащищённость героини от «пошлости людской». Мне кажется, что поэт сочувствует ей.

Чтец 5. Выразительное чтение стихотворения «О, не тревожь меня укорой справедливой...».

В облике возлюбленной вызывает восхищение « искренняя и пламенная любовь». Лирический герой с горечью признаётся, что не способен ответить возлюбленной с той же силой страсти. Он ощущает себя немощным стариком, его преследуют укоры совести.

Чтец 6. Выразительное чтение стихотворения «О, как убийственно мы любим...».

Это летопись любви, лирические откровения, в которых передано состояние человеческой души. Это своего рода роман, где лирический монолог поэта насквозь пронизан мукой от сознания своей вины перед возлюбленной.

Ведущий 2

Смерть Елены Денисьевой была страшным ударом для поэта: «Всё кончено, вчера мы её хоронили... Во мне всё убито: мысль, чувство, память, всё... Пустота, страшная пустота. И даже в смерти - не предвижу облегчения».

Она умерла от чахотки. Вспоминают, как он каялся и жестоко укорял себя в том, что сгубил её...

Чтец 7. Выразительное чтение стихотворения «Весь день она лежала в забытьи...»

Я думаю, никто до Тютчева не сумел с такой силой трагизма передать чувство, вызванное утратой любимой. Сын вспоминал, что «смерть любимого человека убила в нём даже желание жить и последние 9 месяцев он просуществовал под нестерпимым гнётом мучительного позднего раскаяния».

Чтец 8. Мелодекламация стихотворения «Вот бреду я вдоль большой дороги...».

Чтец 9. Выразительное чтение стихотворения «Последняя любовь».

В основе стихотворения лежит метафорический образ «вечерней зари» - последней любви. Обилие побудительных предложений, глаголов повелительного наклонения, повторов... Это обращение к всемогущей судьбе с просьбой продлить очарование предзакатной любви, остановить «чудное мгновенье».

В словах поэта - вселенская грусть: человек не в силах замедлить бег времени.

Вторая страница

(Открывается романском на слова А.А. Фета «Не отходи от меня...»)

Учитель

Героиней любовной лирики Фета была Мария Лазич, дочь мелко поместного дворянина, отставного генерала Лазича. Когда они встретились ей было 24, ему - 28 лет. Мария Лазич обладала глубоким и тонким поэтическим вкусом, была на редкость музыкальна. Её игрой восхищался композитор и пианист Ференц Лист. Девушка покорила сердце молодого поэта, чьи стихи считала вершиной совершенства.

Чтец 10. Выразительное чтение стихотворения «Ты раз явилась мне, как дивное виденье».

Ведущий-мальчик

«Я встретил существо, которое люблю, глубоко уважаю, но... у ней ничего и у меня ничего - вот тема, которую я развивают вследствие которой я ни с места» (из письма Фета другу).

Чтец 11. Выразительное чтение стихотворения «Помнишь час последнего свиданья!».

Ведущая-девочка

Мария Лазич оказалась близкой Фету по духу, но у неё был один недостаток - она была бедна. Расчётливый разум человека, стремящегося стать самостоятельным и независимым, постепенно берёт верх над сердцем поэта, узнавшим прелесть чистой любви и мечтавшем о семейном счастье.

Ведущий-мальчик

«Я не женюсь на Лазич, и она это знает, а между тем умоляет не прерывать наших отношений. Это несчастный гордиев узел или как хочешь назови, который чем более распутываю, всё туже затягиваю, разрубить мечом не имею духу и сил» (из письма другу).

Ведущая-девочка

Фет убеждал Марию Лазич, что им нужно расстаться. Лазич соглашалась на словах, но порвать отношений не могла. Не мог и Фет. Они продолжали встречаться. Спустя несколько месяцев последовал разрыв.

Чтец 12. Выразительное чтение стихотворения «Долго снились мне вопли рыданий твоих...».

Учитель

Вскоре Фету пришлось по служебной надобности на время уехать. Когда он вернулся его ждала страшная весть: Марии Лазич уже не было в живых. Произошла трагедия, о которой с ужасом говорили во всех имениях херсонской губернии. Как рассказывали Фету, в тот трагический час она лежала в белом кисейном платье, читала книгу. Закурила и спичку бросила на пол. От неё загорелось кисейное платье, и через несколько мгновений девушка вся была в огне. Спасти её не удалось. Её последние слова были: «Спасите письма!».

Умирая, она просила не винить того, кого любила.

Ведущий-мальчик

«Я ждал женщины, которая поймёт меня, - и дождался её. Она, сгорая, кричала: «Во имя неба, берегите письма!» - и умирала со словами: он не виноват, а я. После этого не стоит говорить... Идеальный мир мой разрушен...» (из письма другу).

Чтец 13. Выразительное чтение стихотворения «Старые письма».

Учитель

Любил ли Фет Марию Лазич? Любил ли он так сильно, как она любила его? Кто может ответить на этот вопрос!? Те, кто знал о её душевной драме, считали, что это самоубийство. Эта же мысль не давала покоя и Фету. Вчерашняя бесприданница, та, которая по одному его слову отправилась за ним на край света, в одно мгновение стала недосягаемой. Только сейчас поэт почувствовал, что счастье, которое было так близко, так возможно, погибло, и виновником был он сам.

Чтец 14. Выразительное чтение стихотворения «Ты отстрадала, я ещё страдаю...».

Учитель

Образ Марии Лазич в ореоле трогательного чувства чистой любви и мученической смерти до последних дней его жизни был источником вдохновенных строк, исполненных печали, раскаяния и любви. Теперь он всю жизнь будет вспоминать, будет говорить и петь об этой любви, неповторимой и единственной, высокими, прекрасными, удивительными стихами.

Чтец 15. Выразительное чтение стихотворения « Alter Ego” .

Героиня стихотворения умерла, но для поэта она всё ещё была живой. Тут и любовь, и смерть, и долгие годы, прожитые после смерти, и далёкая могила, и старое сердце, давно ставшее могилой любимого человека, могилой вечно свежей... А ведь это стихотворение Фет написал уже на склоне лет.

Ведущая-девочка

Интересна история создания другого стихотворения. Фет был близко знаком с сестрой жены Льва Толстого - Татьяной Берс, ставшей прообразом Наташи Ростовой.

Однажды в Ясной Поляне она пела в присутствии Фета, и он, любивший романсы, был растроган. Прошли годы и вновь состоялась встреча.

«Уже стемнело, и лунный майский свет ложился полосами на полутёмную гостиную. Соловьи, как я начинала петь, перекрикивание меня... За чаем зашёл разговор о музыке. Фет сказал, что на него музыка действует так же, как красивая природа, и слова выигрывают в пении... На другое утро Фет подошёл молча ко мне и положил исписанный лист бумаги: «Это вам в память вчерашнего райского вечера». (Из воспоминаний Татьяны Берс)

Чтец 16. Выразительное чтение (мелодекламация) стихотворения «Сияла ночь» и его анализ.

Это стихотворение очень живописное и музыкальное. Читая, представляешь и затемнённую гостиную, и сад, полный лунного света. Это образец русской любовной лирики. В стихотворении две основные темы - любовь и искусство - самое прекрасное в человеческой жизни. Фет использует звукопись - аллитерацию. Начало стихотворения строится на повторении сонорных звуков:

Сия л а н очь. Л у н о й бы л по л о н сад.

Л ежа л и л учи у н аших н ог.

Стихотворение «Сияла ночь» напоминает пушкинское: «Я помню чудное мгновенье». Две встречи, а между ними - дни одиночества и тоски.

Сравните:

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои...

И много лет прошло

томительных и скучных...

Объединяя пушкинское и своё, Фет остаётся самим собой. Он был уже в преклонных годах, когда создавал это стихотворение, а от него веет свежестью и молодостью. Оно ведь о любви.

- Звучит романс на слова Фета (музыка Варламова) «На заре ты её не буди».

Учитель

Частичкой своего сердца вы прикоснулись сегодня к прекрасному - к поэзии Фета и Тютчева.

Стихи ни к чему недотёпам и нудным:

Сердец их не вылечит рифма сквозная.

Поэзию любят красивые люди,

Поэзия делает землю красивой!

Помните об этом, ребята!