Биографии Характеристики Анализ

Экологические экспедиции. Отчет о проведении детской экологической экспедиции

Экспедиция как форма и способ экологического просвещения

Карпушева А.Г., Карпушева Е.Т.

Последние двадцать лет прошлого столетия и первое десятилетие века нынешнего – это годы экологического образования во всем мире. Современная ситуация предполагает функционирование единой системы экологического образования. Её основной задачей является формирование экологического сознания личности, осознания ею персональной ответственности за свою деятельность в окружающем мире.

Важная роль в формировании экологического сознания традиционно отводится школьному туризму, как спортивному, так и неспортивному. Особо выделяем такую форму организации работы с детьми, как экспедиция: краеведческая, исследовательская, учебная, этно-экологическая. Её основное достоинство в том, что она может быть наполнена различным учебным содержанием и требует от участников овладения важными туристическими навыками (от умения рассчитать провизию для путешествия до выживания в экстремальной ситуации).

Экспедиция - это инновационная и традиционная форма организации работы со школьниками. Под экспедицией мы понимаем такую форму организации работы с подростками и молодёжью, которая, во-первых, позволяет выстраивать межличностное общение по принципу общины, круга, «на равных», во-вторых, стимулирует интерес каждого участника к открытиям себя, мира людей, мира природы и помогает человеку расти, преодолевая трудности путешествия. К тому же, как показывает опыт, экспедиция дает уникальную возможность воспитывать в детях любовь к родному краю, прививать интерес к его истории и природе не в кабинетных, «тепличных», условиях.

В 2004 году нами была организована работа круглогодичной Детско-юношеской этно-экологической экспедиции «Былина в Заозерье». Она строится на принципах: изучение экологии на краеведческой основе, добровольность и личная заинтересованность учащегося; индивидуальный и дифференцированный подход.

Изучение экологии должно начинаться как можно раньше, идти «по возрастающей», постоянно и постепенно усложняясь.

Интерес у школьников вызывает изучение взаимоотношений человека и природы сквозь призму традиционной культуры, так как зафиксированные в традиционной культуре принципы отношения к окружающей среде, принципы природопользования, взаимоотношений внутри общества помогают находить причины появления экологических проблем, учат находить способы их решения.

Главная задача экспедиции «Былина в Заозерье» – воссоздание этнической культурной среды в естественных для нее ландшафтных условиях. Подростки учатся гармоничному взаимодействию с природой посредством культуры. Для решения этой задачи мы максимально используем туристический потенциал территории Североуральского городского округа, в частности историко- ландшафтного комплекса Заозёрье, где в селе Всеволодо-Благодатском есть база, на которой во время осенних, зимних и весенних проживают участники «стационарных» экспедиций в условиях максимально приближенных к естественным.

Разработаны пять радиальных маршрутов к озерам и пещерам, два из них адаптированы для детей с ограниченными физическими возможностями. Участниками экспедиции «Былина в Заозёрье» за период с августа 2004 по август 2014 года побывали более 1500 школьников из Североуральска, городов Свердловской области и России.

Организуя познавательные путешествия и экспедиции, мы опираемся на постулат отечественных психологов В.Я Ясвина и С.Д. Дерябо , которые, давая характеристику возрастным особенностям формирования отношения к природе, констатировали, что в юношеском возрасте закрепляется объектный характер отношения к природе, иначе - в этот период максимального уровня развития достигает экологическая установка «природа - объект исследования», формируется склонность к выбору исследовательского типа деятельности с природными объектами. Применяя современные педагогические технологии, мы организуем круглогодичную работу экспедиций в городе Североуральске и посёлке Полуночное Ивдельского района.

Путешествия по родному краю позволяют, с одной стороны, проводить комплексное экологическое и краеведческое обучение и воспитание школьников, а с другой - организовать совместную работу подростков и взрослых с применением технологии контекстного обучения и проектно-исследовательского метода .

В течение года мы организуем пять «стационарных» экспедиций на базе Детского молодёжного общественного движения «Зелёный дозор» в селе Всеволодо-Благодатское: «Рождество в Заозёрье» с зимним учётом птиц, «Весенняя школа краеведов-экологов «Варга», Историко-ролевая игра «Господин Великий Новгород», «Золото Заозёрья», «Стоянка древнего человека». Каждое лето проводим от пяти до восьми экспедиций-путешествий по разным маршрутам. В 2013 году под общим названием «По следам древних ариев» (при финансовой поддержке РУСАЛа) состоялось три экспедиции, участниками которых стал 41 человек. В этом году в летний период было организовано семь экспедиций с общим количеством участников 44 человека. Программы организуемых нами экспедиций содержит экологические, историко-краеведческие и этнокультурные тематические разделы . Интересная учебная площадка была создана инструктором Движения «Зелёный дозор», учителем географии п. Полуночное С.Н. Шифельбейн в мансийском посёлке Ушма и на хребте Чистоп. С 2010 года организуя учебные эколого-краеведческие экспедиции «К манси» и «Священная земля манси», мы проводим гидрологические, метеорологические исследования, изучаем вместе с подростками особенности культуры и быта народа манси, известного своей врождённой экологичностью. В этом году объектом исследования стали Ушминские пещеры, расположенные на левом берегу реки Лозьва.

Результат каждой экспедиции – исследования по краеведению, экологии, этнографии. Их предварительная презентация происходит на ежегодной конференции «Итоги экспедиционного лета». Если тема заслуживает более тщательной разработки, школьники совместно с руководителем работают над исследованием. Так под руководством Е.Т. Карпушевой за 2010-2013 год школьниками было написано 14 исследовательских проектов экологической и краеведческой направленности. Их авторы приняли участие в конференциях и фестивалях различного уровня: в VI Детско-юношеской экологической Ассамблеи в рамках ХII международного научно-промышленного форума «Великие реки» «Экология глазами молодёжи» (Нижний Новгород, 2010); во Всероссийском конкурсе школьных проектов «Класс - школе» и в грантовом конкурсе РУСАЛа «Есть идея!»; во Всероссийском конкурсе «Лицо России»; исследования «Динамика численности буроголовой гаички за период с 2004 по 2011 год в окрестностях села Всеволодо-Благодатского как показатель экологического состояния территории» и «Пещеры Северного Урала как экскурсионный объект» стали победителями Всероссийского конкурса «Природа. Человек. Страна».

Проектно-исследовательская деятельность является универсальным способом познания и освоения мира для ученика и для педагога. Чтобы организовать такую деятельность, необходима серьёзная мотивация обеих сторон-участников образовательного процесса.

Что служит мотивом включения подростков в экспедиционно-исследовательскую работу?

Среди постоянных участников экспедиций и активных участников Детского молодёжного общественного движения «Зелёный дозор» (г. Североуральск и п. Полуночное Ивдельский район) нами было проведено анкетирование Всего было опрошено 118 человек. Результаты анкетирования показали, что:

    Большинство респондентов (63%) имеют опыт природоохранной деятельности.

    56% являются постоянными участниками поисковых эколого-краеведческих.

    42% участников экспедиций работают над исследовательскими проектами по краеведению, экологии, используя экспедиционный материал.

Возраст респондентов из группы исследователей (п. 3) – от 10 до 16 лет.

Специально для них один из вопросов анкеты был сформулирован таким образом, чтобы выявить, что именно привлекает подростков в экспедиции и к исследовательской работе. Были получены следующие ответы:

    Общение с друзьями.

    Развитие личностных качеств.

    Реализация себя.

    Путешествия и возможность узнать что-то новое.

    Приобретение личного опыта.

    «Дружная команда, которая способна что-то изменить к лучшему».

    Личностный рост, познание себя.

Приоритетным для юных исследователей в возрасте 10-13 лет оказалось «общение с друзьями» (65%). Для учащихся группы 14-15 лет важный мотив – «развитие личностных качеств» (25%), причём в основном эту причину указывали те ребята, которые занимаются исследовательской работой не менее трёх лет. Для молодых людей 16 лет основной мотив - «самореализация» (65%), поэтому они начинают работать над социальными проектами.

Таким образом, в зависимости от возраста мотивы, побуждающие учащихся участвовать в экспедициях и заниматься исследовательской деятельностью, меняются. Необходимо вовремя уловить эти изменения и скорректировать работу в экспедициях и над исследованиями. Как показывает практика, юные исследователи сохраняют интерес к работе над проектами не более, чем в течение 3-х лет. Попробовав себя в амплуа исследователя, подросток затем выбирает другой вид работы. Учитывая эту особенность, считаем оптимальным привлечение подростка к серьёзным исследованиям не ранее, чем в 13 лет. При этом необходимо понимать, что в исследовательской деятельности учащихся предполагается новизна, но не на уровне научного открытия. Новизна важна для самого юного исследователя как его собственное открытие мира. Поэтому цель исследовательской деятельности учащегося - приобретение функционального навыка исследования как универсального способа освоения мира.

По выражению И.С. Огановской , поисковая деятельность «учит умно спорить и аргументированно сопротивляться авторитетам», в ней очевиден принцип «трёх Д»: «думаю», «делаю», «добиваюсь результата», что учит самоорганизации и педагога, и ученика.

Организация исследовательской деятельности в экспедиции позволяет эффективно решать четыре важнейших образовательных задачи:

1. Осваивать предмет, то есть получать определенные программой знаний и умения

2. Развивать универсальные учебные умения

3. Развивать социальную компетентность

4. Развивать проектные умения

Полноценное использование такой формы работы с подростками, как экспедиция, позволяет помимо учебных целей успешно достигать другие цели дополнительного образования – создавать условия для самореализации личности подростка, для формирования в нём лучших, благородных качеств.

Литература

    Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону, 1996.

2. Карпушева Е.Т. Экспедиция: традиция и инновация в экологическом образовании. - Проблемы экологического образования: материалы Первой Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 31 марта 2010 г. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2010. С. 241

3. Карпушева Е.Т. Использование педагогических технологий в экологическом воспитании детей в условиях экспедиции. – Перспектива: сборник статей V Международной научно-практической Интернет-конференции. Вып. 5 – Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2010. С. 109

4. Огановская И.С. Азбука исследователя. Методические рекомендации по организации и содержанию научно-исследовательской, проектной деятельности учащихся (социо-гуманитарное напрвление). Екатеринбург, СОКРАТ, 2008.

5.Сикорская Г. П. Ноогуманистическая модель эколого-педагогического образования: Автореф. дисс. ... докт. пед. наук. Екатеринбург, 1999.

6.Чеурин Г.С. Русская традиционная культура путешествий. - www . sibir - put . nm . ru .

Елена Трунова

Камчатский край г. Елизово МБДОУ" "Детский сад №12 "Улыбка"

Комплексный экологический поход для подготовительной группы

Подготовила методист: Трунова Елена Борисовна

Пояснительная записка

Походы, экологические прогулки проводятся в нашем детском саду во все времена года, исключение составляют январь месяц и часть февраля из-за глубокого снега. Нашу экологическую экспедицию мы планировали на вторую половину осени.

В нашем детском саду имеется разработанный маршрут по экологической лесной тропе, расположенной в близлежащем лесном массиве. Готовя экологическую экспедицию мы решали вопросы физического воспитания и экологической компетенции дошкольников. Кроме того, ставилась задача знакомства дошкольников с традициями и обычаями коренных народов Камчатки.

Как и любой поход, данное мероприятие требует тщательной подготовки.

С воспитанниками проводилась предварительная работа. В группе воспитатели беседовали с детьми о туристах, особенностях их жизни, различных

видах походов. Заинтересовать дошкольников идеей похода помог наглядный материал: иллюстрации и фотографии. Некоторые дети уже бывали в подобных путешествиях со своей семьей.

Идея проведения такого похода нашла поддержку и у родителей воспитанников. Так, в назначенный день дошкольники пришли в детский сад экипированными: удобная спортивная обувь, головные уборы, рюкзачки с сухим пайком туриста – и, конечно же, воодушевленными предстоящим путешествием.

Туристская экскурсия рассматривается как групповое посещение одного или нескольких экскурсионных объектов в учебно-познавательных целях.

Туристский поход – это прохождение группы по определенному маршруту активным способом передвижения с целями познания, физического развития, выполнения общественно-полезной и краеведческой работы в пути, определенных спортивно-туристских нормативов, содержательного отдыха

К спортивному содержанию похода относятся:

Естественные препятствия (верёвочные переправы, подъёмы, спуски, длина переходов, общий километраж похода,

Ориентирование на незнакомой местности по компасу и карте,

Автономное жизнеобеспечение,

Туристско-краеведческая работа.

При наполнении туристского похода разнообразным содержанием повышается педагогическая ценность туристского похода.

Экологическая экспедиция (комплексный экологический поход)

Расширять и закреплять знания детей о природе Камчатки как целостной

взаимосвязанной системе, формировать эколого-туристские знания и умения

природопользования, развивать поисково-исследовательскую деятельность.

Формировать представления детей о жизни и традициях народов Камчатки.

1. Расширять и закреплять знания детей о природе как целостно

взаимосвязанной системе.

2. формировать эколого-туристские знания и умения природопользования,

развивать поисково-исследовательскую деятельность. Развивать поисково - исследовательскую деятельность.

3. Закрепить навыки и умения работы с планом лесного микрорайона

научить работать с компасом; закрепить навыки и умения правил

поведения в окружающей среде.

4. Развивать физические качества у детей: силу, ловкость, выносливость.

5. Знакомить с традициями, обычаями народов севера.

6. Воспитывать любовь к родному краю. Формировать бережное,

заботливого отношения к природе родного края.

Материал:

План -карта, компас, снаряжение туриста, конверты письмами, веревка с

сигнальными флажками.

Активный

словарь: компас, стороны света, «зиг-заг».

Пассивный

словарь: национальная терминология (юрта, торбаса, кухлянка, чуни, унты).

Предварительная работа:

Беседы с детьми на тему: «Растения и деревья Камчатки», «Животный мир Камчатки».

Дидактические игры: «Что берем с собой в поход?»,

Знакомство с народами Камчатки, их легендами, традициями, стихами, сказками народов Камчатки. (Т. Лукашкина: «Сказки бабушки

Петровны» В. Коянто: Очмнын (Посох, Г. Поротов «Стихи о Камчатке»

Походы в лес.

Ход экспедиции

Воспитатель:

Ребята к нам в детский сад пришло письмо от девочки Эчган. Она

живет на севере Камчатки. Их семья всегда кочует с места на место.

Вот их семья остановилась неподалеку от нашего детского сада.

Эчган приглашает нас к себе в гости. Чтобы мы не заблудились и

нашли юрту, в которой они живут, Эчган вложила в конверт карту.

На ней указан маршрут нашего пути (показывает детям). Путь очень

сложен, вам нужно быть внимательными, осторожными, ведь в пути

нам придется двигаться по узким тропинкам, перепрыгивать ручьи,

подниматься в гору. А какие основные правила туристов вы знает

Каждое дело надо делать хорошо.

Один за всех, все за одного

Семеро одного ждут.

Позаботься о девочках.

Все решили – выполняй, даже если ты не согласен.

Воспитатель:

А что необходимо взять с собой в поход?

Дети перечисляют вещи и необходимые предметы (если дети забудут

сказать про аптечку, то надо обязательно им о ней напомнить и спросить зачем аптечка нужна в походе).

Выходит хулиган.

Что в поход собрались? (дети отвечают)

Я сейчас вас научу, как правильно надо себя вести!

Ну, во-первых, надо спички с собой взять, чтоб все что понравилось

поджигать.

В лес пойти с большой рогаткой, птиц побольше настрелять.

И на солнечной полянке разбросать пустые банки. И как будто всем

назло, даже битое стекло.

Все кусты переломайте и цветочки обрывайте.

Реки смело засоряй, всё, что хочешь в них кидай. Никому не помогай.

Воспитатель:

Дети так надо вести себя?

Спички не тронь - в спичках огонь

Птиц зверей не обижай, гнезда их не разоряй

Мусор, друг, не оставляй, все с собою забирай!

Ты природу береги – зря цветочек не сорви!

Реки, друг, не засоряй – мусор в них ты не бросай!

Всем в пути помогать, никого не обижать!

Воспитатель:

Правильно, дети, молодцы!

Хулиган: Хорошо, ребята, я постараюсь научиться беречь природу и не

Никого и, никогда!

Воспитатель:

Нам пора в путь.

Дети идут по маршруту, используя карту – схему (компас,

отгадывая загадки. Если правильно идти по маршруту, то на пути будут

встречаться, на ветках деревьев и кустарников конверты с загадками,

заданиями, играми. Дети их находят и отгадывают, выполняют задания.

Остановка №1

На дереве сидит сорока (заранее подготовленный муляж).

Сорока при помощи аудиозаписи сообщает ребятам, какие животные живут в нашем лесу и какие следы они оставляют и как всегда все путает.

Проводится дидактическая игра «Чьи это следы?»

Остановка №2

На деревьях висят объявления.

1. просим не тревожить, укладываемся спать.

2. Возьмите на воспитание Листопадничков

3. Подготовьте площадку для взлета.

Воспитатель зачитывает объявления, дети отгадывают, кто их оставил.

Остановка №3

Жалобная книга природа. Педагог с детьми подходит

березе на ней висит большой красный знак.

Воспитатель:-

Это наша березы - она главное дерево камчатского леса. Что же

это за знак?

Воспитатель:

Березонька, что у тебя случилось? Включается аудиозапись, где

Береза жалуется на поведение людей в лесу. (Включается аудиозапись)

1. Сломаны ветви деревьев и кустарников

2. Хулиганы оборвали всю паутину

3. Весь лес захламлен мусором.

Затем обращается с просьбой к детям

Весь мусор положи в пакет и забери с собою –

Ведь за тебя его никто не уберёт.

Не разбивай бутылки под ногою -

Поранятся и люди, и лесной народ.

А если вдруг осталась пища от обеда –

Ты аккуратно всю сложи под куст.

И житель леса, плотно пообедав,

К тебе исполнен будет светлых чувств.

Экологический десант :

Дети собирают бытовой мусор в пакеты,

предварительно надев перчатки.

Продолжают путешествие

Остановка № 4

На одной из веток дерева весит конверт с загадкой про муравьев.

Загадка:

В лесу у пня Суета, беготня.

Народ рабочий

Целый день хлопочет.

Дружно маленькие точки,

Строят дом на кочке.

Воспитатель:

Как вы думаете про кого эта загадка?

Про муравьев!

Воспитатель:

Давайте посмотрим, где он отмечен на нашей карте! И найдем его

на местности. Дети вместе с воспитателем подходят к муравейнику и

его рассматривают.

А почему не видно жителей муравейника? Чем полезны муравьи?

Вы знаете, что даже некоторые птички и жители леса лечатся от своих

недугов и микробов у муравьев. Птички садятся на муравейник и муравьи

начинают брызгаться своей муравьиной кислотой и, все микробы у птицы

погибают. Также лечатся и медведи, садясь на муравейник. Врачи также

используют муравьиную кислоту для приготовления лекарства.

(На ветке березы над муравейником воспитатель находит конверт с письмом от

муравьев).

ПИСЬМО ДЕТЯМ ОТ МУРАВЬЕВ:

Здравствуйте, ребята! Мы знаем, что вы будите проходить мимо нашего

домика. Вы увидите какой он красивый, умело собранный из мелких

веточек, иголочек, мха. Мы живем в нем дружной семьей. Все лето мы

неутомимо трудимся, строя свой дом, отлавливая вредных гусениц,

С наступлением холодов мы закрываем свои входы и выходы из

А когда ударят морозы и выпадет снег, мы будем жить «на нижних

этажах» нашего муравейника. В домике нам будет тепло жить всю зиму

до самой весны, когда наступит тепло.

Мы – муравьишки, просим вас никогда не разорять наши домишки, не

бросать мусор в наши дома».

Воспитатель:

Дети, давайте поможем муравьям. Мы огородим муравейник, чтобы

люди, проходящие мимо, знали, что здесь находится муравейник

«Нас трогать нельзя, мы очень полезные, оберегайте нас

Свернув от муравейника по компасу, дети выходят на полянку.

Детей встречает Эчган.

Здравствуйте, дети! Как я рада, что вы пришли ко мне в гости.

Трудный был путь? (ответы детей) Присаживайтесь возле моего очага.

Эчган: - Ребята, мы с вами живем в удивительном крае. Как он называется?

(ответы детей)

Да, Камчатка – страна гейзеров и вулканов! А люди каких

национальностей живут на Камчатке? (алеуты, коряки, ительмены, эвены).

Ребята, а какие деревья (растения) растут на Камчатке? (стланик,

боярышник, тополь, береза, каменная береза, лиственница,

верба, ольха, кустовая рябина, карликовая береза, шиповник)

А какие ягоды растут на Камчатке? (шиповник, жимолость, шикша, брусника,

морошка, костяника, малина, княженика, голубика)

Какие животные живут на Камчатке? (олени, моржи, тюлени, котики,

нерпы, медведи, лисы, белки, совы, соболи, зайцы, мыши, еврашки,

ястребы, каланы).

Какая рыба водится в наших реках? (лосось, нерка, кижуч, чавыча,

камбала, навага, минтай, палтус, крабы, голец, корюшка, мойва,

кальмар). А вы знаете, что на Камчатке раньше не было воробьев,

лягушек и змей? Я хочу рассказать вам об этом легенду.

Дети, посмотрите на мою одежду, я одета так же как вы или

нет? (ответы детей).

Как называется мое платье? (кухлянка).

Что обуто на моих ногах? (торбоса,чуни,унты)

На голове? (малахай).

Ай, какие молодцы все знают! А теперь пора играть в народные

Игры:

Эстафета «Попади в цель»; игра «Полярная сова и еврашки»,

перетягивание каната, езда на оленях

Я вижу, какие вы дружные и ловкие. Проходите к очаг, присаживайтесь, перед обратной дорогой, вам надо отдохнуть, подкрепиться.

Закрепляют правила разведения костра, его виды, правила тушения костра.

Пьют чай. Собираются в обратный путь.

Прощаются с Эчган.

В рамках проекта экологического просвещения «Знай и люби свой край» Балтийской экологической экспедиции и ГБОУ СОШ №167 Центрального района Санкт-Петербурга была организована и проведена с 10 по 24 июля 2018 года школьная учебно-исследовательская экологическая экспедиция по маршруту №8 на территории Кавказского Государственного Биосферного заповедника.

На протяжении учебного года организаторами экспедиции была проделана большая подготовительная работа, включавшая в себя теоретическую и практическую подготовки.

Теоретическая подготовка участников осуществлялась в соответствии с программой экологического просвещения ГБОУ школы № 167 и экологического кружка при приходе церкви св. Иоанна Предтечи (Чесменской) на базе Балтийской экологической экспедиции. Во время кружковой работы рассматривались история создания заповедника, биоразнообразие его экосистем, экологические проблемы заповедника и пути их решения.

Практическая подготовка осуществляется турклубом «Восхождение» по программе проведения туристических маршрутов соответствующей сложности. Ребята участвовали в нескольких подготовительных туристических походах по Ленинградской области, осваивали технику пешеходного туризма.

Важным в проведении экспедиции стало получение задания от Постоянной Природоохранительной комиссии РГО, включающего в себя следующие виды работ на территории КГБЗ:

  1. Изучение вопроса о соблюдении главного принципа российского

заповедного дела – сохранения природы в полной неприкосновенности на территории заповедника;

  1. Выяснение существования внешних угроз для сохранения целостности

заповедника, в т.ч. в виде изъятия части территории из его состава;

  1. Оценивание изменения в природе, обусловленные изменением климата, в тои числе изменение положения границ высотных поясов: лесного, субальпийского, альпийского;
    1. Оценивание влияния массового туризма на состояние заповедных экосистем на туристских маршрутах, экологических тропах, вокруг разрешённых стоянок;
    2. Разработка рекомендаций по организации «экологического» туризма, вместо существующего «массового», в определённой степени не совместимого со статусом заповедника.

    По собранным во время проведения экспедиции фото- и видеоматериалам, маршрутным записям, ведется следующая работа:

    • готовится отчет в Постоянную Природоохранительную комиссии РГО;
    • составляется отчет для городского и Всероссийского конкурса школьных туристических маршрутов;
    • Разрабатывается вариант «Экологической тропы» по маршруту №8 КГБЗ, учитывающий особенности ландшафтов этих мест.

    Собранные во время экспедиции учебно-исследовательские материалы будут использоваться как основа выполнения соответствующих работ для подготовки к участию во Всероссийской Олимпиаде Школьников по экологии.

    В заключение хотелось бы сказать о большом количестве удивительно положительных эмоций, которые были у каждого участника экспедиции, о восхитительной красоте мест, в которых пришлось побывать, об атмосфере поддержки и взаимопомощи, царившей в экспедиции. Ребята действительно УЗНАЛИ И ПОЛЮБИЛИ до толе незнаемый ими край России, захотели побывать в будущем здесь и в других, не менее потрясающих, местах нашей большой Родины.

"Все игры и задания в проекте только с реальными предметами: воздушными шариками, камнями, землей, водой, растениями …"

Мы с моей дочкой Алисой, которой сейчас 2,2 года, участвовали в проекте «Экологическая экспедиция». Конечно, этот проект рассчитан на детей от трех лет, но мы все же решили принять участие. И не пожалели! За 5 недель проекта мы совершили 5 экспедиций и познакомились с воздухом, землей, водой, растениями и животными в рамках проблемы экологии. Правда мы с Алисой в силу ее возраста об экологии говорили мало, а просто наслаждались играми, опытами и экспериментами, а также творили в рамках проекта.

Сценарий каждой экспедиции включал список необходимых материалов, описание игр, наблюдений, опытов и экспериментов, практических и творческих заданий. Материал очень обширен и избыточен, это даже сначала пугает, поскольку совершенно не представляешь, как все это сделать с ребенком. Но этого и не требуется, мама сама решает, во что поиграть с ребенком в соответствии с его интересами.

Нам с Алисой очень понравилось участвовать в проекте. Дочке запомнились «грязные» эксперименты с водой и землей, игры с воздушными шарами, активные игры, наблюдения на прогулках. Я же была рада, что моя подготовка к играм была минимальна: я читала сценарий, отбирала задания, которые бы были интересны моей дочке в соответствии с ее возрастом, писала себе маленькую шпаргалку и собирала коробочку с необходимыми материалами.

Один из плюсов сценариев - приведена необходимая энциклопедическая информация по теме, поэтому нет необходимости дополнительно лезть в энциклопедии и интернет. Огромный плюс при подготовке – не нужно печатать море печатных материалов для занятий. В принципе принтер может вообще не понадобится, если вы можете что-то рисовать от руки. Все игры и задания в проекте только с реальными предметами: воздушными шариками, камнями, землей, водой, растениями и т.д. Для моей Алисы это было очень важно, поскольку она не любит занятия с печатными материалами.

Что еще нам запомнилось в проекте. Во-первых, в рамках проекта мы сделали календарь погоды и ежедневно наблюдали за погодой. Для Алисы это был первый опыт наблюдения за погодой, она радостно смотрела в окно и подбирала соответствующие карточки в нашем календаре. Во-вторых, творческие задания к каждой экспедиции (их можно было выполнять по желанию). Вот тут наша фантазия проявила себя. Мы сделали поделку «Музыка ветра» из макарон, игру на цвета и размеры из камней, поделку «Лес» из бросового материала, кораблики из скорлупы грецкого ореха, гербарий в стихах и лэпбук «Красная книга России». В результате нашего участия в проекте у нас сформировался музей экологии, куда вошли все наши творческие работы и поделки по проекту.

Разумеется, мы еще вернемся к «Экологической экспедиции» через пару лет, когда моя дочка подрастет, и уделим вопросам экологии основное внимание. Спасибо авторам проекта, Марине Суздалевой и Юлии Мазниной, за интересное и полезное времяпровождение с дочкой.

Доминова Татьяна и дочка Алиса (2,2 г) Санкт-Петербург

Место проведения экспедиции зависит от целей и задач, поставленных перед экспедицией. Если целью экспедиции является изучение экологическо­го состояния лесных биоценозов, то местом ее проведения могут быть: Цнинский лесной массив, Иловайский Лесной массив, Челнавский леcной мас­сив, нагорные дубравы в долине р. Вороны и ее притоков. Если целью экспе­диции являются агроэкологические исследования, то районом ее проведения могут быть сельскохозяйственные угодья в любом районе области. Если це­лью экспедиции является изучение редких и исчезающих видов растений и животных, то местом ее проведения являются наименее затронутые -хозяй­ственной деятельностью человека уголки области, овражно-балочные урочища, лесные массивы, пойменные луга, охраняемые террито­рии. Комплексные исследования могут проводиться в любом районе области, но они должны охватывать большую территорию, чем частные исследования. При выборе места проведения экспедиции необходимо детально изучить топографические карты выбранного района. Расположение базового лагеря экспедиции школьников должно отвечать следующим требованиям:

  • условие безопасности, оказания быстрой помощи при незапланирован­ных ситуациях. Это требование может быть выполнено в условиях не­большого удаления от населенного пункта или при хорошо налажен­ной постоянной связи. Возможность быстрого вызова врача.
  • санитарная безопасность места экспедиции, отсутствие очагов эпиде­миологических заболеваний.
  • наличие источника водоснабжения.

Подготовка к проведению экспедиции

Организация экспедиции начинается с выбора места и времени прове­дения экспедиции, отбора группы учащихся и оформления необходимой до­кументации (приказ, смета)

Наиболее оптимальный состав экспедиции 10-15 учеников. Это спо­собствует организации хорошей дисциплины. С большим количеством детей исследовательскую работу проводить труднее. С учащимися, отправляющи­мися в экспедицию, проводится инструктаж по технике безопасности. Резуль­таты инструктажа оформляются в виде ведомости с росписью инструктора и учащихся.

Сроки проведения экспедиции могут быть различными, в зависимости от задач поставленных перед экспедицией. Оптимальная продолжительность экспедиции 5-10 дней. Наиболее благоприятный период для проведения экс­педиций в климатическом отношении - июль и начало августа.

При организации экспедиции большое затруднение вызывает их фи­нансирование. Руководитель экспедиции должен отработать все возможные источники финансирования. Экспедиция может быть частично финансирова­на управлением образования. Можно попытаться найти спонсора, использо­вать средства родителей, образовательного учреждения и заинтересованных организаций.

После решения финансовых вопросов, руководитель экспедиции орга­низует закупку продуктов питания, сбор необходимого оборудования и сна­ряжения, выезд экспедиции в поле.

В процессе организации выезда следует провести родительское собра­ние: рассказать о месте проведения экскурсии (сообщить родителям точный адрес расположения экспедиции), об условиях быта и работы.

Оборудование и снаряжение экспедиции

Снаряжение экспедиции зависит от продолжительности экспедиции и места ее проведения.

Снаряжение условно можно подразделить на «личное», для каждого участника экспедиции и «групповое» - для всех.

Групповое снаряжение: палатки, спальные мешки, аптечка, котелки, ведро, сковородка, нож, половник, топор, пила, электрический фонарь, верев­ка, полиэтиленовая пленка, принадлежности для организации культурного досуга (волейбольный мяч, шахматы, бадминтон и т.д.)

Личное снаряжение: рюкзак или сумка, миска, кружка, ложка, полотен­це, теплые вещи, мыло, зубная щетка, зубная паста, блокнот, карандаш, фо­нарик.

Набор оборудования зависит от целей и задач экспедиции. Он может состоять из: гербарной папки, гербарной сетки, лопатки, планшета, компаса, рулетки, фотоаппарат, бинокль, топографическая карта, карандаши, ручки, блокноты.

Важное значение для успешного проведения агроэкологической экспе­диции имеет литература, которую следует взять с собой. В основном это оп­ределители растений и животных.

  • Губанов И. А. Определитель высших растений. - М.: Просвещение, 1981.
  • Мамаев Б. М., Бордукова Е. А. Энтомология для учителя. - М.: Просвеще­ние, 1985.
  • Губанов И. А., Новиков В. С. Определитель высших растений средней по­лосы Европейской части СССР. - М.: Просвещение, 1981.
  • Беме Р. Л., Кузнецова А. А. Птицы открытых и околоводных пространств СССР. - М.: Просвещение, 1987.

Организация быта учащихся и режим дня в экспедиции

Первый день экспедиции уходит на организацию быта. В первый день составляется график дежурства учащихся на территории лагеря. Определяет­ся объем работ дежурных. Проводится беседа со всеми учащимися по охране природы в пределах лагеря (разведение костра, заготовка дров, утилизация отходов и т.д.)

Режим составляется так, чтобы ребята смогли и поработать и хорошо отдохнуть. Работа осуществляется в два этапа. Маршрут после завтрака, а по­сле обеда, камеральная обработка данных и самостоятельная работа.

В свободное время ребята читают книги, поют песни у костра, гуляют, играют в спортивные игры. Один из руководителей экспедиции планирует и организует культурный досуг учащихся.

Примерный режим дня.

  1. Подъем дежурных - 7.00
  2. Подъем группы - 8.00
  3. Завтрак - 8.30
  4. Выход на маршрут - 9.30
  5. Обед-14.00
  6. Отдых до 16.00
  7. Камеральные работы -16.00-18.00
  8. Ужин-18.30
  9. Свободное время -19.00-21.30
  10. Отбой 22.00

Методика полевых исследований

Полевые исследования включают в себя несколько этапов работ. Первый этап - сбор информации. Он включает в себя:

1. Ежедневные маршруты с изучением биоценозов и агробиоценозов.

2. Самостоятельные исследовательские работы по темам, выбранным уча­щимся вместе с преподавателем.

Второй этап - камеральная обработка материалов.

Основные правила ведения полевого дневника:

Наблюдения записывают в блокнот в клеточку с твердой непромокаемой обложкой.

Карандаш должен быть простым, не химическим.- Записи следует вести на одной стороне листа с указанием номера маршру­та, даты, времени начала маршрута, описания погодных условий.

Объекты обозначаются топографическими знаками.

В каждом маршруте при прохождении определенного расстояния или при смене биоценозов делаются точки описания. На карте маршрута в этом месте ставится точка и ее номер, а в блокноте описывается биоценоз.

Изучение растительного покрова

Основные объекты описания - растительная ассоциация, ее флористи­ческий состав, количественное соотношение видов, их фенологическое со­стояние и другие. Флористический состав, т.е. список видов в данной ассо­циации, за одно посещение полностью выявлен быть не может, но какие-то основные виды определяются или сразу с помощью преподавателя или в дальнейшем по определителю. После составления флористического списка выявляются количественные соотношения между видами, произрастающими на данном участке. Для этого применяется шкала оценок обилия Друде:

Soc(sociales) - растительность образует сплошной покров

Сор. 3 - очень обильно

Сор. 2 (copiosae) - обильно

Сор. 1 - довольно обильно

Sp. (sparsae) - рассеяно

Sol. (solitariae) - единично

Rr (rarisime) - очень редко

Un.(unicum) - единственный экземпляр

Установлены соответствия между оценками Друде и расстояниями между растениями:

Сор. 3 - от 0 до 20 см

Сор. 2 - от 20 до 40 см

Сор. 1 - от 40 до 100 см

Sp. -от 100 до 150 см

Sol. -более 150 см

Используется также такая шкала обилия:

5 - вид покрывает ¾ пробной площадки;

4 - покрывает от ½ до ¾ пробной площадки; 3 – покрывает от ¼ до ½ пробной площади;

2 - от 5 до 25% пробной площади;

1 - менее 5% пробной площади.

Фенологические состояния или фазы сезонного развития, чаще всего отмечаются значками по шкале профессора В. А. Алехина:

I - растения только вегетируют, находятся в стадии розетки, начинают давать стебель;

Λ - растение выкинуло стебель или стрелку и заметны бутоны;

) - растение в стадии расцветания, появляются первые цветки;

O - растение в полном цвету;

( - растение в стадии отцветания;

+ - растение отцвело, но семена еще не созрели и не высыпаются;

# - семена, плоды созрели и высыпаются (отпадают);

~ - вегетация после цветения

Даем пример точки описания. Хвойный лес. Древостой сложен елью с примесью сосны и березы (8Е+1С+1Б). Высота елей 24-25м, диаметр 40-45 см, расстояние между деревьями 5-6 м, возраст около 60-70 лет. Сомкнутость кроны 7-8. Подлесок почти не развит, с единичными эк­земплярами осины, ивы, рябины, можжевельника. В подросте ель, со­сна, береза: древостой развит слабо, общее покрытие 12-20%.

Описание точек

Описание древостоя

Кол-во экземпляров

Высота, м

Диаметр, см

Кустарничковые и кустарниковые ярусы, травянистые растения

Проведение исследований по видовому и количественному составу растений

на полях, вышедших из севооборота.

Оценка засоренности посевов глазомерным методом

Учет засоренности посевов количественным методом

Учет птиц на маршрутах

Во время прохождения маршрута можно вести количественный учет птиц. Учетная линия совпадает с линией маршрута. Это обычно тропинка или дорога. Ширина учетной полосы 25 или 50 метров в каждую сторону от на­правления движения. Птицы учитываются, когда они находятся от учащихся в направлении, перпендикулярном к линии движения. При встрече каждого нового вида записывается его название.

Поющих самцов отмечают значком - ♂

Непоющих самцов и самочек - I

Учет идет на слух или визуально. Когда преподаватель слышит пение
птицы, которую учащиеся еще не слышали, он поднимает руку вверх, все
останавливаются. Преподаватель показывает, в каком направлении надо
слушать, затем называет вид птицы. Результаты количественного учета птиц
можно записать в таблицу

Почвенно-биологические исследования

Изучать почву - это значит определить ее механический состав, струк­турность, окраску, развитие корневой системы растений, строение почвенно­го профиля. Чтобы сделать все это, надо найти наиболее типичный для дан­ного места участок с ненарушенным почвенным покровом. На нем вырыть яму длинной около 2 метров, шириной около 1 метра и глубиной около 1,5 метра. С одной короткой стороны следует сделать несколько ступенек. По противоположной короткой стороне, которая остается вертикальной, изучает­ся строение почвенного профиля и почва на различной глубине от поверхно­сти. Если поблизости окажется свежий обрыв с удобным подходом к нему, то всю работу можно провести на нем.

Важной задачей юных исследователей является взятие образцов почвы -для их лабораторного исследования. Образцы упаковываются в картонные коробочки, на которых делаются надписи о месте взятия каждого образца.

Определение механического состава почвы пробой скатывания шнура

Определение влажности почвы в поле

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЭКСПЕДИЦИИ

В экспедиции можно собрать материалы по широкому кругу тем. Все собранные полевые материалы обрабатываются окончательно в учебном за­ведении. При необходимости проводятся лабораторные исследования соб­ранных образцов. Материалы экспедиции оформляются в виде исследова­тельских работ, рефератов, докладов, гербариев, коллекций. Эти материалы могут быть использованы на уроках, факультативных занятиях, в кружковой работе. Со своими исследовательскими работами ребята выступают на кон­ференциях и могут принять участие во Всероссийских конкурсах исследова­тельских работ.

ТЕМАТИКА ПОЛЕВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

1. Растительность исследуемой территории:

  • видовой состав
  • ярусность
  • экология

2. Изучение и учет сорных растений:

  • видовой состав
  • экологические аспекты

3. Комплексные исследования биогеоценозов:

  • природно-территориальный комплекс
  • видовой состав растений
  • видовой состав животных
  • экологические проблемы

4. Редкие и исчезающие виды растений и животных:

  • видовой состав
  • экология

5. Почвенно-биологические исследования:

  • механический состав почв
  • тип почв
  • влажность почв
  • эрозия почв
  • охрана почв

6. Определение и учет птиц

  • видовой состав
  • экологический аспект