Биографии Характеристики Анализ

Энвер ходжа - биография, фотографии. Энвер ходжа - биография, фотографии Диктатор албании в советское время

Ходжа родился в городке Гирокастра на юге Албании. Отец его, торговец тканями, постоянно был в разъездах по Европе, поэтому воспитанием занимался в основном его дядя, Хисен Ходжа. Хисен Ходжа был яростным приверженцем независимости Албании (Энверу было четыре года, когда Албания получила независимость) и борцом против репрессивной политики правительств, которые правили страной после обретения самостоятельности. Энвер глубоко проникся идеями дяди, в особенности после того, как в 1928 году к власти в стране пришёл король Зогу.

В 1930 году Ходжа поступил в университет Монпелье во Франции, где учился на государственную стипендию, но вскоре был отчислен за неуспеваемость. С 1934 по 1936 год был секретарём консульства Албании в Брюсселе, а также изучал право в местном университете. В 1936 году вернулся в Албанию и стал преподавать в Корче.

Ходжа лишился учительской работы в 1939 году после оккупации Албании итальянскими войсками за то, что отказался вступать в Албанскую фашистскую партию. Он открыл табачную лавку в Тиране, которая вскоре стала местом встреч небольшой коммунистической группы. С помощью югославских коммунистов в ноябре 1941 года он основал и возглавил Коммунистическую партию Албании (впоследствии - Албанская партия труда), а также движение сопротивления (Национальную Освободительную Армию), которое пришло к власти в ноябре 1944 года.

Социальные и экономические реформы

Ходжа объявил себя убеждённым марксистом-ленинцем и восхищался личностью Сталина. Он построил своё государство по советской модели, и когда его бывшие союзники - югославские коммунисты - идеологически разошлись с Москвой в 1948 году, он порвал с ними отношения и годом позже казнил своего главного политического оппонента, министра обороны Кочи Дзодзе по подозрениям в деятельности в пользу Югославии.

По указанию Ходжи у зажиточных землевладельцев конфисковали земли и объединяли их в колхозы (кооперативы), самих же землевладельцев сажали в тюрьмы и уничтожали. Албанская пропаганда гордо заявляла, что коммунистическая Албания полностью обеспечила свои потребности в продовольствии, развивает промышленность, электрифицировала большинство сельских районов, искоренила неграмотность и болезни.

Когда же с падением коммунистического режима железный занавес был снят, взору предстала совсем иная картина - Албания отнюдь не была той индустриально развитой, передовой страной, как утверждала коммунистическая пропаганда. Фактически это была отсталая страна, по меркам не только западных капиталистических стран, но и стран Восточного блока, таких как Болгария и Румыния. Хвалёная развитая индустрия Албании оказалась вымыслом, в сельском хозяйстве использовались методы прошлого столетия, а телефонная связь, уже давно вошедшая в обиход в соседних странах, оставалась диковинкой для всех албанцев, исключая высших чиновников коммунистической партии. Зарплаты рабочих и уровень жизни были поразительно низкими по меркам любой европейской страны, что привело к массовой эмиграции албанских рабочих в соседние Грецию и Италию, где даже в качестве незаконных иммигрантов они жили на порядок лучше, чем у себя дома.

Лучшие дня

Несмотря на постоянное пускание пыли в глаза, пожалуй, единственным реальным наследием Ходжи оказался немыслимый комплекс из 600 тысяч бетонных бункеров, разбросанных по всей стране (насчитывающей 3 миллиона жителей), которые планировалось использовать в качестве наблюдательных пунктов и артиллерийских огневых позиций. При этом, что характерно, примерно половина из них была направлена не против внешнего врага, а на албанские города и деревни. В этом проявлялась параноидальная сущность личности Ходжи, который боялся американского вторжения точно так же, как и революции в собственной стране.

Сталинизм. Разрыв отношений с СССР

Ходжа оставался ярым сталинистом и после того, как Н.С. Хрущёв на XX съезде КПСС в 1956 году обвинил Сталина в массовых нарушениях социалистической законности. Это означало изоляцию Албании от остальных европейских социалистических стран. В 1960 году Ходжа в советско-китайском конфликте занял сторону КНР, и уже в следующем году разорвал отношения с Москвой. В 1968 году Албания вышла из Варшавского договора в ответ на ввод войск стран ОВД в Чехословакию. Единственной страной Варшавского блока, с которой поддерживались отношения, была Румыния, лидер которой, Чаушеску, осудил вторжение в Чехословакию.

Внутренняя политика Ходжи соответствовала сталинской модели, которой он восхищался, а культ личности Ходжи в Албании поразительно напоминал культ личности советского лидера, которого он считал своим идеалом (даже военная форма и знаки различия были скопированы с советских образцов сталинских времён). Внутри страны албанская тайная полиция «Сигурими» использовала репрессивные методы, позаимствованные у КГБ и восточногерманской Штази. Каждый третий албанец либо отбыл срок в лагерях, либо просто подвергался допросам в «Сигурими». Чтобы искоренить вольнодумство, власти прибегали к систематическим «чисткам» - противников режима увольняли с работы, направляли на каторжные работы и даже казнили. Выезд за границу был разрешён лишь по служебным надобностям, дабы не развеивать миф о передовой экономике Албании. Любое проявление индивидуальности или творчества в культурной жизни душились на корню, искусство и литература могли существовать только в той мере, в какой они были необходимы для распространения правительственной пропаганды.

До конца 1980-х годов в Албании сохранялся культ Сталина, его именем назывался город Кучова, произведения Сталина переиздавались (в том числе на русском языке), дни рождения и смерти Сталина официально широко отмечались (как и ленинские дни, и годовщина Октябрьской революции). Уже после смерти Ходжи, в 1986, по случаю кончины В. М. Молотова в Албании был объявлен национальный траур.

Идеологические враги режима именовались «хрущёвцами» и «титовцами»; им приписывалась связь с властями СССР и граничившей с Албанией Югославии. Употребление этих ярлыков было аналогично «троцкистам» в СССР в 1930-е годы.

Атеистическая кампания

В 1967 году, по прошествии двух десятилетий всё более жестоких гонений на церковь, Ходжа торжественно провозгласил свою страну первым атеистическим государством в истории. Вдохновляемый китайской культурной революцией, он подверг конфискации имущество и здания мечетей, церквей, монастырей и храмов. Многие из этих зданий тут же сровняли с землей, в других размещали мастерские, склады, конюшни и кинотеатры. Родителям запрещали давать детям церковные имена. Всякий, у кого находили Коран, Библию, иконы или другие предметы религиозных культов, приговоривался к длительному лишению свободы.

Как сообщала в своём докладе 1984 года организация Эмнести Интернэшнл, ситуация в области прав человека в Албании была абсолютно удручающей. Режим Ходжи лишил граждан свободы самовыражения, вероисповедания, передвижения и объединений, хотя в Конституции 1976 года все эти свободы формально гарантировались. Фактически, определённые статьи Конституции юридически ограничивали использование политических свобод, которые считались противоречащими установленному порядку. К тому же, режим ограничивал доступ людей к любой информации кроме той, которая распространялась государственными средствами массовой информации. «Сигурими» постоянно нарушала неприкосновенность личности, жилища и переписки и производила незаконные аресты. Судебные органы выносили свои решения, исходя из политической целесообразности, не предоставляя виновному возможности представить доказательства в свою пользу, и зачастую вообще без каких-либо судебных формальностей.

Разрыв с Китаем. Полная изоляция

Смерть Мао Цзедуна в 1976 году и поражение «Банды четырёх» в последовавшей внутрипартийной борьбе в 1977-1978 годах привели к китайско-албанскому конфликту и полной политической изоляции Албании - при этом Ходжа обвинял в ревизионизме и Москву, и Пекин.

В 1981 году Ходжа провёл новую чистку, предав казни нескольких партийных и государственных чиновников. Сообщалось, что его ближайший соратник на протяжении 25 лет премьер-министр Мехмет Шеху покончил с собой после очередного конфликта внутри албанского руководства в декабре 1981 года, но часто высказываются предположения, что его на самом деле убили.

Несколькими годами позже Ходжа удалился от дел, передав большую их часть Рамизу Алии. После смерти Ходжи 11 апреля 1985 года (наступившей в возрасте 76 лет, спустя ровно месяц после прихода к власти Горбачёва в СССР) внутренняя и внешняя политика Албании стали менее жёсткими, вследствие общего кризиса коммунистической системы в Восточной Европе. В Албании это привело к отказу в 1990 году от однопартийной системы, а также к поражению реформированной Социалистической партии на выборах 1992 года.

Сочинения

* Э. Ходжа. Хрущёвцы

* Архив произведений Э. Ходжи (англ.)

* Выступление на Совещании коммунистических и рабочих партий, 1960 г. (исп.)

Русский

«…Ни кто, как он, не защищал с таким революционным пафосом в любое время и при любых обстоятельствах положения Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина от оппортунистических извращений.
Ни кто, как он, не разоблачал социал-империалистическую и социал-шовинистическую политику и деятельность титовцев, хрущевцев и других ренегатов…»

Энвер Ходжа.

--- --- --- --- ---

«Избранных произведений»

Энвер Ходжа.

Заключительный том «Избранных произведений» содержит тексты бесед, дискуссий, речей, заметок, а также статьи и избранные отрывки из вышедших за период с 1980г. по 1984г. книг с воспоминаниями товарища Энвера Ходжа - «Хрущевцы», «Когда рождалась партия», «Англо-американская опасность для Албании», «Титовцы» и «Когда закладывались основы новой Албании».
Важными вопросами, затрагивающимися в томе, являются вопросы борьбы народов, настоящих марксистско-ленинских сил и революционного пролетариата против капитализма и империализма, отношение к империалистической войне, к шовинизму и национальному гнету в капиталистических и ревизионистских странах; вопросы о том, от чего зависит создание условий, объективных и субъективных факторов для вспышки революции и национально-освободительных войн, как ее составных частей, как и вопросы о том, какой класс должен возглавлять их и руководить ими. Особое внимание уделяется изучению, овладению и творческому применению марксизма-ленинизма, вопросу о создании союзов в интересах революции, о работе, которую должны вести марксисты-ленинцы в массах, среди безработных, молодежи, в буржуазной армии и т.д.

Энвер Ходжа.

Ровно 50 лет тому назад хрущевские ревизионисты разорвали дипломатические отношения с Народной Албанией.
Рассматривая этот беспрецедентный в истории взаимоотношений социалистических стран акт как проявление оголтелой антикоммунистической, антиленинской политики тогдашнего советского руководства, сайт www.enverhoxha.ru отвечает на эту «позорную годовщину» публикацией V тома «Избранных произведений» Энвера Ходжа на русском языке.
Многие из важнейших теоретических трудов классика, вошедших в этот том («Югославское «самоуправление» - капиталистическая теория и практика», «Империализм и революция», «Еврокоммунизм - это антикоммунизм» и др.), в цифровом виде на русском языке в Интернете публикуются впервые.

www.enverhoxha.ru

Энвер Ходжа.

(Издательство «8 НЕНТОРИ», Тирана, 1983г., на русском языке, 1060 стр.)
Четвертый том содержит документы, касающиеся строительства социализма в Народной Албании в условиях ожесточенной борьбы с империализмом и ревизионизмом, как и борьбы за дальнейшее революционизирование партии и всей жизни страны.
Также в материалах книги отражена последовательная политика Албанской партии труда по разоблачению США, СССР и других империалистических держав, как угнетателей и эксплуататоров народов; вскрываются корни и причины агрессивной войны американского империализма во Вьетнаме, оккупации Чехословакии, предпринятой Советским Союзом и его союзниками по Варшавскому Договору; рассматриваются вопросы революционной борьбы народов за приобретение и защиту своей свободы и независимости против ярых общих врагов - американского империализма, советского социал-империализма и всех их лакеев. Много внимания уделено вопросам взаимодействия и сотрудничества между братскими марксистско-ленинскими партиями в соответствии с задачами и целями мирового пролетариата, с делом торжества социализма во всем мире.

www.enverhoxha.ru

Энвер Ходжа. «Избранные произведения. Том III. Июнь 1960 - октябрь 1965» (Издательство «8 НЕНТОРИ», Тирана, 1980г., на русском языке, 1021 стр.)
В настоящем томе нашли свое отражение работы Энвера Ходжа большой теоретической и практической важности, связанные как с консолидацией и дальнейшим развитием завоеваний социализма в Албании, так и с решительным отстаиванием марксизма-ленинизма в международном масштабе.
В ряде произведений, входящих в настоящий том, делается упор на охвативший хрущевских ревизионистов тяжелый внутренний кризис, достигший своего предела в 1964 году. Этот кризис явился результатом принципиальной борьбы марксистско-ленинских партий и всех истинных коммунистов против хрущевских ревизионистов, результатом изобличения и дискредитирования их в глазах народов всего мира. Он явился также результатом противоречий и грызни за власть внутри советского руководства. Бесславный конец Хрущева АПТ расценила как сокрушительный удар по ревизионистскому штабу и как победу марксизма-ленинизма, отмечая при этом, что с его падением отнюдь не наступал конец хрущевскому ревизионизму. Она ни на миг не питала иллюзий, наподобие китайских руководителей, относительно «нового» руководства и так называемого коренного изменения, происшедшего в Советском Союзе...

www.enverhoxha.ru

Энвер Ходжа. «Избранные произведения. Том II. Ноябрь 1948 - ноябрь 1960» (Издательство «8 НЕНТОРИ», Тирана, 1975г., на русском языке, 943 стр.)
Большая часть произведений, вошедших в том, написана в один из сложнейших периодов международного коммунистического и рабочего движения, явившегося следствием ревизионистских решений и тезисов ХХ съезда КПСС.
В произведениях этого периода проводится четкая грань между правильной, революционной линией АПТ и регрессивной линией ревизионистского руководства КПСС и ряда других партий. Однако, в данный период это столкновение только началось и не могло носить того глубокого и ожесточенного характера, который оно получило позднее, поэтому к произведениям, вошедшим в этот том, всегда следует подходить с точки зрения времени и обстоятельств, в которых они были написаны.
В настоящем томе печатается также историческая речь товарища Энвера Ходжа на Московском совещании представителей 81 коммунистической и рабочей партии в 1960 году. Там товарищ Энвер Ходжа, выполняя директивы ЦК АПТ, подверг прямой критике ревизионистские тезисы ХХ съезда КПСС, а также советское руководство, которое отстаивало и распространяло ряд антимарксистских взглядов, развертывало сплошь и рядом антисоциалистическую и антикоммунистическую деятельность.

www.enverhoxha.ru

Энвер Ходжа. «Избранные произведения. Том I. Ноябрь 1941 - октябрь 1948» (Издательство «8 НЕНТОРИ», Тирана, 1974г., на русском языке, 928 стр.)
В первый том включены произведения, написанные в период антифашистской Национально-освободительной борьбы албанского народа (ноябрь 1941г. - ноябрь 1944г.), и произведения, относящиеся к периоду восстановления страны и развития социалистической революции в Албании (декабрь 1944г. - октябрь 1948г.).
Представленные работы Энвера Ходжа свидетельствуют о творческом и искусном применении Коммунистической партией Албании (впоследствии Албанской партией труда) марксизма-ленинизма в конкретных внутренних и внешних условиях страны.
Эти произведения несут на себе печать времени, поэтому для правильного понимания их содержания необходимо иметь в виду условия, в которых они были написаны.

www.enverhoxha.ru

Опубликовано с любезного разрешения вебмастеров

www.enverhoxha.ru

Энвер Ходжа

Избранные произведения. Том I. Ноябрь 1941 - октябрь 1948

Энвер Ходжа

Избранные произведения. Том II. Ноябрь 1948 - ноябрь 1960

«О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА И НОВЫХ ЗАДАЧАХ
ПАРТИИ»

(Выдержки)

(Тирана, 1952 год, на русском языке, 56 стр.).

Для Албанской партии труда, в период руководства ею выдающейся плеядой революционеров с товарищем Энвером Ходжа во главе, единственно надежным компасом всегда был марксизм-ленинизм. Она всегда высоко несла боевое знамя бессмертных идей Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина. Верность марксизму-ленинизму была источником ее неиссякаемой силы, мудрости и дальновидности, смелости и решимости в преодолении трудностей и препятствий и той непоколебимой уверенности, с которой она шла к полному претворению в жизнь своих целей и задач.
Настоящее выступление тов. Энвера Ходжа посвящено оценке места и роли Партии труда в первое десятилетие со дня ее создания в осуществлении вековых чаяний албанского народа - достижения им полной свободы и независимости, установления подлинного народовластия, открывающего путь для управления своей судьбой.

Опубликован доклад Энвера Ходжа на торжественном заседании, организованном по случаю десятой годовщины освобождения Албании (оцифровка редкого машинописного издания на русском языке, выпущенного в Тиране в 1954 году).

Энвер Ходжа. «Доклад на торжественном заседании, организованном по случаю десятой годовщины освобождения Албании» (Тирана, 1954 год, на русском языке, 42 стр.).
Выступление посвящено выдающимся достижениям албанского народа в первое десятилетие со дня победы народной революции, который под руководством своей марксистско-ленинской партии - Албанской партии труда - успешно осуществлял коренные преобразования во всех областях социалистического строительства.
Значительное место в выступление уделено оценке огромной интернациональной помощи в строительстве социализма в Албании, оказанной Советским Союзом и большевистской партией Ленина-Сталина. Период второй половины 40-ых - начала 50-ых годов прошлого столетия был периодом триумфа братского бескорыстного сотрудничества первой в мире страны социализма с молодыми государствами народной демократии.
Подспудно «ковавшийся» новый курс, в том числе новый внешнеполитический курс, прибиравших власть хрущевский ревизионистов еще не успел омрачить заложенную на века искреннюю дружбу албанского и советского народов.

Энвер Ходжа

«Империализм и революция»

Энвер Ходжа.

(Издательство «8 НЕНТОРИ», Тирана, 1979г., на русском языке, 808 стр.).
«Размышления о Китае» взяты из Политического дневника товарища Энвера Ходжа. Помещаемые в настоящем томе размышления охватывают один из сложнейших периодов развития КНР с начала 1962 по декабрь 1972 год, включающий полную зигзагов политику КПК в отношении КПСС и советского руководства; так называемую, Культурную революцию; смычку с американским империализмом и т.д.
Эти исторические записки могут помочь читателям пополнить свои знания о пути развития китайского ревизионизма (маоизма) и о принципиальной борьбе Албанской партии труда против него в защиту марксизма-ленинизма.
Оценки различных позиций и действий китайских руководителей даются день ото дня, по мере их происхождения или же когда АПТ становилось известно о них. Это необходимо иметь в виду при чтении книги, что бы лучше понимать как процесс познания албанскими коммунистами китайской линии, так и диалектику марксистско-ленинских позиций Албанской партии труда.

Энвер Ходжа.

Том II. 1973-1977.»

(Издательство «8 НЕНТОРИ», Тирана, 1979г., на русском языке, 822 стр.).

Библиотека электронных изданий трудов Энвера Ходжа на русском языке пополнилась вторым томом «Размышлений о Китае», являющимся сборником записок, набросков, анализов и общих обзоров событий за период времени с 1973 по 1977гг., взятых из «Политического дневника» автора.
В цифровом виде на русском языке настоящая книга в полном объеме публикуется впервые с момента своего выхода в свет в 1979 году.

(pic)

Энвер Ходжа

«Размышления о Китае. Том I. 1962-1972.»

Энвер Ходжа.

[Статья, опубликованная в газете «Зери и популлыт», органе ЦК АПТ, 13 сентября 1963 г. под заголовком «Результаты визита Н. Хрущева в Югославию»] . (Издательство «8 НЕНТОРИ», ТИРАНА, 1977 год; 27 стр., издание на русском языке ).
Дальнейшим продолжением раскольнической деятельности ревизионистского советского руководства в начале 60-ых годов прошлого века в рядах мирового коммунистического движения стал визит Хрущева в августе 1963 года в Югославию. Итогом этого визита стала окончательная и полная реабилитация титовского режима, дальнейшее объединение с ним в борьбе с силами мирового марксистско-ленинского движения.
Визит Хрущева в титовскую Югославию был с восторгом встречен западными кругами, а его панегирики в адрес югославской "самоуправленческой" системе, еще три года тому назад характеризовавшейся советскими руководителями как вскармливаемой и поддерживаемой американскими монополиями, а ныне преподносимой как образец для изучения и подражания, были оценены этими кругами как работа "югославских приводных ремней", передающих на Восток идеи Запада в политической, идеологической и экономической областях.

Энвер Ходжа

«Хрущевцы. Воспоминания»

Энвер Ходжа

«Титовцы. Исторические записки.»


Энвер Ходжа

«Со Сталиным. Воспоминания.»

Энвер Ходжа

«Доклад о деятельности Центрального комитета Албанской партии труда, произнесенный на 8-ом съезде АПТ 1 ноября 1981г.»

Энвер Ходжа

«Отчетный доклад о деятельности Центрального Комитета Албанской партии труда, представленный VII съезду АПТ 1 ноября 1976 г.»

Энвер Ходжа.

(Типография им. Михаля Дури, Тирана, 1961г., на русском языке, 203 стр.).
IV съезд подвел итоги социально-экономических преобразований, определил направление нового этапа в социалистическом строительстве страны, закрепил революционную позицию АПТ в борьбе между марксизмом-ленинизмом и современным ревизионизмом.
Придерживаясь в отношении ревизионизма строго принципиальной позиции и разоблачая взгляды ревизионистов, IV съезд тем не менее не выступил с открытой критикой советского руководства за эти взгляды, за его раскольническую деятельность в коммунистическом движении и социалистическом лагере. Это АПТ сделала ранее на Московском совещании 1960г., являвшемся форумом братских партий, а также на закрытых собраниях ЦК и своих организаций. АПТ, в отличии от хрущевских ревизионистов, начавших яростные открытые нападки на нее, до последнего придерживалась порядка, установленного на Московском совещании 81 коммунистической и рабочей партии, относительно разрешения разногласий между партиями путем взаимных консультаций.

Благодаря

enverhoxha.ru

Энвер Ходжа

Энвер Ходжа

«Отчетный доклад о деятельности Центрального Комитета Албанской партии труда, представленный V съезду АПТ 1 ноября 1966г.»

Энвер Ходжа.

«Страницы из избранных произведений

Энвер Ходжа.

(Издательство «8 НЕНТОРИ», Тирана, 1982г., на русском языке, 277 стр.).
Материалы настоящего тома взяты из книги: Энвер Ходжа, «О литературе и искусстве» (албанское издание, Тирана, 1977г.). Некоторые из них печатаются с сокращениями. Материал «Преемники Прудона во Франции» взят из книги: Энвер Ходжа, «Еврокоммунизм - это антикоммунизм» (албанское издание, Тирана, 1980г.).
Сборник выступлений, речей, статей Энвера Ходжа за период с 1949 по 1980 г.г., посвященный всем аспектам культурной революции, которые автор рассматривает с классовых позиций ленинского принципа пролетарской партийности в области искусства, культуры и всей духовной жизни общества.
«Ревизионисты отрицают именно боевой, революционный характер литературы и искусства. Объявив «узким» или отбросив социалистический реализм как творческий метод, отвергнув принцип пролетарской партийности, они распахнули двери перед самыми различными реакционными и декадентскими направлениями, приведшими к разложению литературы и искусства, которые они превратили в средство, готовящее почву для реставрации капитализма» (стр. 107 настоящего издания).

Энвер Ходжа.

[Представленный на IV съезде Демократического Фронта Албании 14 сентября 1967 года] (на рус. яз., 112 стр.).
Доклад является обобщением 25-летнего опыта Албанской партии труда по организации трудящихся в массовые общественно-политические объединения сначала на всех этапах Национально-освободительной борьбы за освобождение Родины, а затем и для осуществления последовательно всех демократических и подлинно социалистических преобразований в стране.
Красной нитью в докладе проводится тезис о необходимости направляющего руководства Демократическим Фронтом, как самой широкой организацией масс, входящей в систему диктатуры пролетариата, со стороны марксистско-ленинской партии, подчеркивается, что АПТ решительно «..отвергла и разоблачила проповеди современных ревизионистов, которые отрицают руководящую роль партии в системе диктатуры пролетариата и в организациях масс, проповедуют „независимость“ организаций масс от партии, выступают против марксистско-ленинского положения Сталина о том, что организации масс являются рычагами, приводными ремнями, связывающими партию с массами» (стр. 32 доклада).

ЭНВЕР ХОДЖА

Речь на предвыборном собрании избирателей 219 избирательного участка г. Тираны 18 сентября 1970 года
Государственное издательство им.

Наима Фрашери Тирана - 1970

[Речь на встрече с избирателями избирательного участка № 209 г. Тираны 8 ноября 1978 г.] (Издательство «8 НЕНТОРИ», Тирана, 1978г., на русском языке, 57 стр.).
Настоящая речь, приуроченная к выборам 1978 года в высший представительный орган государственной власти Албании, Народное Собрание, является сгустком марксистско-ленинского анализа международной ситуации того периода, положения Социалистической Албании в мире, оценкой ее выдающихся результатов и достижений, а также величественных планов на будущее в деле социалистического строительства.
Значительное место в выступлении отведено критике враждебной антимарксистской раскольнической деятельности китайского руководства, которое именно в то время прибегло к прямому экономическому и политическому давлению на Народную Социалистическую Республику Албанию, отказавшуюся не только подчиниться диктату социал-империалистического Китая, но и открыто в лице своей руководящей и направляющей силы, Албанской партии труда, выступившую против идейно-теоретических основ внутренней и внешней политики КПК - маоизма.

Энвер Ходжа.

[Речь на торжественном собрании по случаю 25-й годовщины создания Партийной школы им. В.И. Ленина 8 ноября 1970 года] (Государственное издательство им. Наима Фрашери, Тирана, 1970г., на русском языке, 63 стр.).

«Перед нами, марксистами-ленинцами, стоит ответственная задача борьбы в защиту нашей марксистско-ленинской теории, против ее новых фальсификаторов; а для того, чтобы успешно вести эту борьбу, мы должны рассматривать теоретические положения нашего учения... не только как правильные исторические выводы, отражающие революционную борьбу наших великих вождей в определенные эпохи. Наоборот, каждая мысль Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина должна стать для нас предметом глубокого размышления с тем, чтобы мы поняли ее суть и правильно, творчески, а не догматически, применяли ее к периодам, в которые мы живем и боремся, к конкретным историческим условиям страны, к нашему общественному развитию или же к вопросам, которые ждут своего разрешения...» (из речи) .


(Речь на торжественном собрании, посвященном
20-летию освобождения Албании)


(Из беседы с Эрнстом Аустом)

(Издательство «8 НЕНТОРИ», Тирана, 1980г., на русском языке, 448 стр.).
Большинство материалов настоящего тома, относящихся к периоду 1969-1970гг., взято из книги Э. Ходжа «Против современного ревизионизма» (албанское издание, Тирана, 1979г.).
«Советским ревизионистам не удастся демагогией прикрыть свое предательское лицо», «Слияние с буржуазией - новый курс XII съезда итальянских ревизионистов», «Советско-американский союз в действии против чехословацкого народа», «Ложный антиимпериализм - контрреволюционная маска хрущевского ревизионизма», «Народы не подавить ни танками, ни дипломатией советских ревизионистов», «Пять лет хрущевизма без Хрущева» - эти и десятки других материалов, вошедших в сборник, отражают самые животрепещущие вопросы мирового общественного развития того периода, борьбу прогрессивных сил против мировой реакции, империализма и его пятой колонны в рядах революционного движения - современного ревизионизма.

- Из беседы с делегацией КП
Цейлона

(17 мая 1969 г.)

Разговор о Чехословакии

- Статья, опубликованная в газете «Зери и популлыт»

(11 апреля 1969 г).


- Статья, опубликованная в газете «Зери и популлыт» (23 мая 1969 г.)

-
Статья, опубликованная в газете «Зери и популлыт» (14 июня 1969 г.)

- помощники партии в деле коммунистического воспитания наших людей

Приложение к журналу «НОВАЯ АЛБАНИЯ» № 1 за 1975 год,
с речью товарища Энвера Ходжа на заседании Секретариата ЦК партии 20 декабря 1974 года о выполнении задач,
поставленных 4-м пленумом ЦК партии перед литературой и искусством

Энвера Ходжа

Представляем цифровое издание брошюры на русском языке с речью Энвера Ходжа на торжественном собрании, посвященном 25-й годовщине освобождения родины и победы народной революции, под заголовком «25 лет борьбы и побед на пути социализма».

Энвера Ходжа

Опубликовано выступление Энвера Ходжа «Наша политика - это открытая политика, основанная на пролетарских принципах» на предвыборном собрании избирателей 209 избирательного округа Тираны 3 октября 1974 г. (оцифровка брошюры на русском языке, изданной в Народной Республике Албании).


«ПРИВЕТСТВИЯ XIX СЪЕЗДУ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
ОТ ЗАРУБЕЖНЫХ КОММУНИСТИЧЕСКИХ И РАБОЧИХ ПАРТИЙ»
Издательство «Правда»
Москва, 1953 г.
Тираж 100.000 экз.

ПРИВЕТСТВЕННОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ ОТ АЛБАНСКОЙ ПАРТИИ ТРУДА ТОВ.

ЭНВЕРА ХОДЖА


(Генеральный секретарь ЦК Албанской партии труда)

Дорогие товарищи - делегаты XIX съезда Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков)!
От имени Албанской партии труда и албанского народа от всего сердца поздравляю съезд и выражаю глубокое чувство любви и благодарности нашего народа и нашей партии Коммунистической партии Советского Союза, советскому народу и великому Сталину - славным освободителям и защитникам албанского народа. .
Съезд великой партии Ленина - Сталина является огромным историческим событием не только для народов Советского Союза, но и для всех народов мира. Съезд подведет итоги блестящих побед, наметит задачи нового сталинского пятилетнего плана, который явится новым большим шагом по пути постепенного перехода Советского Союза от социализма к коммунизму.
XIX съезд является самым живым и самым конкретным свидетельством торжества мира над войной, свидетельством преимущества социалистического строя над капиталистическим. Блестящие победы большевиков являются победами всех простых людей мира, которые видят в великом Сталине своего спасителя и вождя. Вы освободили мир от тяжелого фашистского ига, благодаря Вам народы стран народной демократии живут свободно и строят социализм. Теперь Вы, славные знаменосцы мира, руководите сотнями миллионов простых людей, борющихся за мир, которому серьезно угрожают американо-английские империалисты и их прислужники. Зажиточную жизнь, созданную Вами, великие стройки коммунизма, сталинскую мирную политику Советского Союза не затмят ни истерические вопли, ни клевета империалистических поджигателей войны. (Аплодисменты) .
Народы мира восхищены Вашими успехами, они любят всей душой Советский Союз и товарища Сталина. . Находятся ли эти народы близко или далеко от Москвы, малые они или большие, сердцем они рядом с Москвой, рядом с тем, чей гений озаряет человечеству путь к социализму и коммунизму, к свободе и миру, - с великим Сталиным. (Бурные аплодисменты) .
Великая партия Ленина - Сталина, ее великий опыт учит и вооружает наши партии на борьбу за выполнение задач строительства свободной и счастливой жизни народов. Отчетный доклад ЦК ВКП(б), представленный тов. Маленковым, как и вся работа съезда, является неоценимой помощью и большой школой для нашей партии и нашего народа.
Гениальный труд товарища Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР», который является научной теоретической базой перехода от социализма к коммунизму в Советском Союзе, озарит путь нашей партии в ее борьбе за поднятие идеологического уровня и за построение основ социализма в нашей стране. (Продолжительные аплодисменты) .
Маленький албанский народ веками страдал под гнетом иностранных империалистов, местных феодалов и буржуазии, но он никогда не склонял головы перед своими палачами, всегда боролся против них и был уверен, что будет и на его улице праздник! (Бурные аплодисменты) . И этот праздник пришел на нашу улицу. (Продолжительные аплодисменты) . Свободной и радостной жизнью наш народ обязан Советскому Союзу, доблестной Советской Армии и великому Сталину, которые навсегда освободили наш народ от когтей фашизма. (Аплодисменты) .
Наша героическая Партия труда, рожденная и закаленная в огне борьбы, созданная на бессмертных принципах марксизма-ленинизма, неотступно руководствующаяся идеями товарища Сталина и опытом Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков), успешно привела албанский народ к полной победе над фашистскими оккупантами, над феодалами и буржуазией нашей страны.
Наш народ под руководством своей партии в годы борьбы создал героическую народную армию, разрушил до основания власть буржуазии и установил режим народной демократии, осуществил коренные социально-экономические преобразования и приступил к построению основ социализма в нашей стране. (Аплодисменты) .
Кто знал нашу страну в прошлом, при режиме феодалов и буржуазии, с бедным и отсталым сельским хозяйством, без промышленности и почти без школ, больниц, кино, театров и т. д., тот удивится огромным успехам, достигнутым за небольшой, восьмилетний период свободной жизни. Эти успехи были достигнуты благодаря подвигам народа во главе с героическим рабочим классом нашей страны, руководимым Партией труда, благодаря бескорыстной и безграничной помощи Советского Союза и лично великого Сталина. (Бурные аплодисменты) .
В Народной Республике Албании организована добыча нефти, угля, хрома, меди, битума, производство цемента и т. д. Теперь наша страна производит много товаров первой необходимости. Это стало возможным благодаря развитию новой промышленности, строительству большого текстильного комбината имени Сталина, который в 1955 г. даст 20 млн. метров тканей, сахарного комбината, который производит 10 тыс. тонн сахара в год, деревообделочного комбината и т. д. Города и многие села получили в настоящее время электрическое освещение. Построена гидроэлектростанция имени Ленина, которая снабжает электричеством и обеспечивает питьевой водой нашу столицу и порт Дуррес. К концу 1955 г. закончится строительство гидроэлектростанции на реке Мати мощностью 20 тыс. квт. Сталинский свет засияет над албанской землей. (Аплоди-сменты) .
Развивается и наше сельское хозяйство. Государство помогает крестьянам различными кредитами. На наших полях пашут тракторы героического Сталинграда. (Аплодисменты) .
В нашей стране культура и образование стали достоянием народных масс. Теперь у нас имеется пять высших учебных заведений, созданных благодаря личной заботе товарища Сталина.
С 1951 г. албанский народ с большим энтузиазмом и подъемом трудится над выполнением первого пятилетнего плана, который принесет трудящимся нашей страны еще более счастливую жизнь и превратит Албанию из отсталой аграрной страны в страну аграрно-индустриальную. Наш народ добьется новых успехов, ибо он получает бескорыстную помощь Советского Союза и товарища Сталина. (Бурные аплодисменты) .
Для американо-английских империалистов и их сателлитов - фашистских бандитов Белграда, афинских монархо-фашистов и римских неофашистов - Народная Республика Албания является бельмом на глазу. Они из кожи лезут вон, чтобы лишить наш народ независимости и свободы. Не прекращаются провокации на наших границах, заговоры, террористические и диверсионные акты. Подлые белградские бандиты старались превратить Албанию в свою колонию и уничтожить нашу партию. Но благодаря большевистской партии и товарищу Сталину, разоблачившим белградских наймитов американского империализма, Албания была спасена от этой опасности.
Все попытки фашистской банды Тито поработить нашу страну обречены на провал. Народная Республика Албания, несмотря на то, что она со всех сторон окружена фашистскими волками, стоит и будет стоять непоколебимо, как гранит. (Аплодисменты) .
Такое чудо, когда маленький народ, насчитывающий всего один миллион двести тыс. человек, живет свободным, независимым и строит социализм в таких условиях, в которых находится наша страна, могло произойти только в сталинскую эпоху - в эпоху торжества идей Маркса - Энгельса - Ленина - Сталина. (Аплодисменты) .
Албанский народ всегда будет высоко держать знамя пролетарского интернационализма, знамя свободы, мира и демократии и будет беречь, как зеницу ока, нерушимую дружбу с народами Советского Союза и других стран демократического лагеря. (Бурные аплодисменты) .
Слава великому Советскому Союзу - нерушимой крепости свободы, демократии и мира, славной Родине социализма и коммунизма! (Аплодисменты) .
Слава героической Советской Армии! (Аплодисменты) .
Слава Коммунистической партии Советского Союза - партии Ленина - Сталина! (Бурные, продолжительные аплодисменты) .
Пусть живет столько, сколько живут самые высокие горы нашей страны, спаситель нашего народа и всего человечества, гениальный и любимый вождь Иосиф Виссарионович Сталин! (Бурные, долго не смолкающие аплодисменты, переходящие в овацию. Все встают. Возгласы: «Ура!») .

Энве́р Хали́л Хо́джа (алб. Enver Halil Hoxha; 16 октября 1908, Гирокастра, Османская империя - 11 апреля 1985, Тирана, Албания) - албанский политический деятель, фактический руководитель Народной Социалистической Республики Албания в 1944-1985 годах, 1-й секретарь ЦК Албанской партии труда (1941-1985), председатель Совета министров Албании (1946-1954), министр иностранных дел Албании (1946-1953) и главнокомандующий вооружёнными силами Албании (1944-1985).

Будущий албанский политический лидер родился в 1908 году. Его отец был небогатым купцом. Обучение Энвер получил в гуманитарном лицее, где преподавали на французском языке. В 1930 году молодой человек отправился во Францию, где поступил в университет города Монпелье. Он выбрал инженерную специальность. Именно во Франции Энвер сблизился с идеями социализма и коммунизма. Из-за этого правительство Албании прекратило платить студенту стипендию. В поисках работы Энвер отправился в Париж. Там он познакомился с редактором коммунистического журнала «Юманите». Ходжа писал статьи про Албанию для данной газеты. В них он критически высказывался о правительстве своей родной страны.

В 1934 году Энвер получил должность секретаря при консульстве Албании в Брюсселе. Там же он изучал право. Когда же руководство Албании прознало о его статьях, его отправили на родину. Так что полноценным юристом он не стал. В городке Корча, где он получил начальное образование, он стал преподавать в лицее и вместе с тем участвовать в деятельности одной из коммунистических групп. В 1939 году его политическая активность привела к тому, что Энвер был арестован. Он был приговорен к небольшому тюремному сроку за подрывную деятельность. В апреле 1939 года, когда итальянские войска вошли в Албанию, Энвера уволили из лицея, так как он придерживался антифашистских взглядов. Ходжа уехал в столицу Тирану, где начал торговать табаком. Она служила лишь прикрытием. На самом деле Ходжа принимал участие в подпольной деятельности движения Сопротивления фашистам. В 1941 году все коммунистические партии Албании объединились. В этом же году образовалась Коммунистическая партия Албании. Энвер Ходжа же стал ее генеральным секретарем.

Через год у КПА было достаточно много бригад, которые принимали участие в движении Сопротивления. В 1944 году Ходжа уверенно заявил, что из Албании без помощи союзников были изгнаны войска немцев и итальянцев. В 1945 году лидеры СССР, США, Франции и Великой Британии признали правительство Ходжи в Албании. Энвер начал укреплять свою власть. Он уверенно отстаивал независимость Албании. Противостоял лидеру Югославии Тито. В мае 1949 года Ходжа отдал приказ о казни коммунистов, которые якобы поддерживали Тито. Энвер во всем поддерживал сталинский режим. СССР оказывала громадную помощь Албании. После смерти Сталина большое недовольство у Ходжи вызвала политика Хрущева. В 1961 году финансовая помощь от СССР в Албанию поступать перестала, а чуть позже все дипломатические связи между этими двумя странами разорвались. Энвер заключил союз с Мао Цзэдуном, который тоже разорвал связи с СССР. Теперь помощь Албания получала от Китая. В 1968 году Албания официально вышла из Варшавского договора. В 1978 году Китай перестал оказывать помощь Албании. Так как Энвер стал критиковать его правительство и власть США. До самой смерти Ходжи в 1985 году Албания оставалась в изоляции.

(с 1941)

Образование: 1) Университет Монпелье
2) Институт Маркса-Энгельса-Ленина
3) Институт иностранных языков Национальность: Албанец Вероисповедание: Ислам , суннитского толка , после стал атеистом Рождение: 16 октября
Гирокастра Смерть: 11 апреля (76 лет)
Тирана Похоронен: Мавзолей Энвера Ходжи, в 1992 году перезахоронен на кладбище Павших героев нации Супруга: Неджимие Руфи

До прихода к власти. Борьба с оккупантами

Став лидером партии, Ходжа назвал своим именем первый в Албании автомеханический комбинат, построенный в Тиране в 1946 году с помощью СССР. Впоследствии имя Ходжи было присвоено несметному количеству заводов, колхозов, улиц, школ, горных вершин, а также столичному университету. I съезд Албанской компартии (вскоре переименованной в партию труда), состоявшийся в 1948 году, декларировал приверженность опыту СССР и ВКП(б), солидаризировался с Коминформбюро и призвал албанцев выполнять "сталинские пятилетки". На этом съезде присутствовал и выступил Шепилов. В 1948-1951 годах в стране и партии бушевала кампания "борьбы с врагами народа и агентурой Тито". Все прежнее руководство ЦК во главе с К. Дзодзе было расстреляно. Родственники "изменников" также подлежали репрессиям.

Внутренняя политика

Внутренняя политика Ходжи соответствовала «сталинской модели», которую он признавал наиболее приемлемой, а культ личности Ходжи в Албании напоминал культ личности Сталина, которого он считал образцом руководителя (даже военная форма и знаки различия были скопированы с советских образцов сталинских времён). Внутри страны албанская тайная полиция «Сигурими » использовала репрессивные методы, позаимствованные у КГБ и восточногерманского министерства госбезопасности . Чтобы искоренить вольнодумство, власти прибегали к систематическим «чисткам» - противников режима увольняли с работы, направляли на каторжные работы и даже казнили. Выезд за границу был разрешён лишь по служебным надобностям, дабы не развеивать миф о передовой экономике Албании. Любое проявление индивидуальности или творчества в культурной жизни душились на корню, искусство и литература могли существовать только в той мере, в какой они были необходимы для распространения правительственной пропаганды.

До конца 1980-х годов в Албании сохранялся культ Сталина, его именем назывался город Кучова, произведения Сталина переиздавались (в том числе на русском языке), дни рождения и смерти Сталина официально широко отмечались (как и ленинские дни, и годовщина Октябрьской революции). Уже после смерти Ходжи, в , по случаю кончины В. М. Молотова в Албании был объявлен национальный траур.

Идеологические враги режима именовались «хрущёвцами» и «титовцами»; им приписывалась связь с властями СССР и граничившей с Албанией Югославии. Употребление этих ярлыков было аналогично «троцкистам» в СССР в 1930-е годы.

В условиях конфронтации с другими соцстранами Восточной Европы Ходжа призывал "жить, работать и бороться как в окружении", исходя из тезиса "строительства коммунизма в окружении ревизионистов и империалистов". На вооружение были взяты советские лозунги и методы тридцатых-сороковых годов.

В Албании все было подчинено "блокадной" жизни. Проводились "антиревизионистские" кампании, "чистки" партгосаппарата. В стране ускоренно внедрялся продуктообмен, заменявший товарно-денежные отношения. Гражданам было запрещено иметь автомашину, дачу, слушать рок-музыку, джаз, носить джинсы, пользоваться "вражеской" косметикой и т. п.

Разрыв с Китаем. Полная изоляция

Бюст Энвера Ходжи

Итоги правления

Он построил своё государство по советской модели. Создал режим сталинского типа. Правил страной в условиях практически полной международной изоляции .
Албанская пропаганда гордо заявляла, что коммунистическая Албания полностью обеспечила свои потребности в продовольствии, развивает промышленность, электрифицировала большинство сельских районов, искоренила неграмотность и болезни.
Когда же с падением коммунистического режима железный занавес был снят, взору предстала совсем иная картина - Албания отнюдь не была той индустриально развитой, передовой страной, как утверждала коммунистическая пропаганда. Фактически это была отсталая страна, по меркам не только западных капиталистических стран, но и стран Восточного блока , таких как Болгария и Румыния . Хвалёная развитая индустрия Албании оказалась вымыслом, в сельском хозяйстве использовались методы прошлого столетия, а телефонная связь , уже давно вошедшая в обиход в соседних странах, оставалась диковинкой для всех албанцев, исключая высших чиновников коммунистической партии. Зарплаты рабочих и уровень жизни были поразительно низкими по меркам любой европейской страны, что привело к массовой эмиграции албанских рабочих в соседние Грецию и Италию, где даже в качестве незаконных иммигрантов они жили на порядок лучше, чем у себя дома.

Бетонные бункеры в Албании

Несмотря на постоянное пускание пыли в глаза, пожалуй, единственным реальным наследием Ходжи оказался немыслимый комплекс из 600 тысяч бетонных бункеров , разбросанных по всей стране (насчитывающей 3 миллиона жителей), которые планировалось использовать в качестве наблюдательных пунктов и артиллерийских огневых позиций. Что странно, примерно половина из них была направлена не против внешнего врага, а на албанские города и деревни. Быть может, именно в этом проявлялась в известной степени параноидальная сущность личности Ходжи, который боялся помимо, агрессии Запада, революции в собственной стране.

р. 1908) - албанский государственный деятель. Родился в семье мелкого землевладельца. По окончании в 1930 лицея в Корче Э. служил несколько лет секретарем албанской миссии в Брюсселе и учился во французском университете в г. Монпелье. В эти же годы он под псевдонимом "Люло Малесори" выступал в различных французских газетах со статьями, направленными против фашистского режима и тирании Ахмеда Зогу (см.). В 1936 Э. возвратился в Албанию и работал некоторое время преподавателем лицея в Корче, где, завязав связи с антифашистскими деятелями, целиком отдался освободительной борьбе. За свою антифашистскую деятельность Э. был в январе 1937 арестован. В момент итальянского нападения на Албанию (7. IV 1939) Э. возглавил партизанскую борьбу против захватчиков. С октября 1941 он стал руководителем коммунистической партии Албании. Фашистский суд заочно приговорил его к смертной казни, причем за голову Э. была назначена огромная денежная награда. Под руководством Э. албанские партизанские отряды были преобразованы в Народно-освободительную армию Албании (НОА). В мае 1943 на I конгрессе Антифашистского веча народного освобождения Албании Э. был избран председателем Комитета народного освобождения Албании. На II конгрессе Антифашистского веча в октябре 1944 Комитет народного освобождения был преобразован во временное правительство Албании во главе с Э., который одновременно был назначен Верховным главнокомандующим HОА в звании ген.-полковника (в 1949 Э. присвоено звание генерала армии). Декларация временного правительства Э. от 16. X 1944 о демократических принципах внутренней и внешней политики провозглашала дружбу с Советским Союзом и другими Объединенными нациями и заявляла об отказе от всех неравноправных договоров и соглашений, заключенных Ахмедом Зогу. 28. XI 1944 силами Народно-освободительной армии было закончено освобождение всей территории Албании от немецко-фашистских оккупантов, после чего НОА приняла участие в освобождении Черногории, Боснии и Новобазарского санджака. 11. I 1946 Учредительное собрание провозгласило Албанию Народной республикой, а 14. III утвердило демократическую конституцию и поручило Э. сформировать первое народно-республиканское правительство. В образованном 23. III 1946 правительстве Э. занял пост премьера, министра иностранных дел и военного министра. В основу своей внешней политики правительство Э. положило тесную дружбу с Советским Союзом, который еще 18. XII 1942 заявил о своем желании "...видеть Албанию освобожденной... и независимость ее - восстановленной". В соответствии с этим 10. XI 1945 были восстановлены советско-албанские дипломатические отношения. На Парижской мирной конференции 1946 Э., возглавлявший албанскую делегацию, предъявил Италии справедливые репарационные требования. Благодаря поддержке советской делегации в мирный договор с Италией было включено обязательство Италии соблюдать независимость и целостность Албании и выплатить ей репарации в размере 5 млн. долл. Правительство Э. при поддержке Советского Союза твердо отстаивает независимость и суверенитет Албании. В июле 1947 Албания отказалась принять кабальный "план Маршалла" (см.). В том же месяце Э., прибыв во главе албанской правительственной делегации в Москву, подписал советско-албанское соглашение о кредите. В конце марта 1949 Э. во главе правительственной делегации вновь прибыл в Москву, где в результате переговоров было подписано советско-албанское соглашение о поставке в Албанию оборудования и материалов в кредит. Тогда же был подписан протокол о взаимных товарных поставках на 1949. Э. оказал энергичное противодействие посягательствам фашистской клики Тито, которая, опираясь на своих ставленников в Албании (Кочи Дзодзе, Панди Кристо и др.), пыталась превратить Албанию в колонию Югославии.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ХОДЖА ЭНВЕР

1908–1985) С 1954 года первый секретарь (в 1948–1954 годах генеральный секретарь) ЦК Албанской партии труда (АПР). В 1946–1954 годах премьер-министр Албании. Создал режим сталинского типа. Правил страной в условиях практически полной международной изоляции. Энвер Ходжа родился в октябре 1908 года в южной Албании (город Гирокастра) в семье служащих Отец был известным адвокатом, преподавал французский язык в корчинском лицее. Мать - учительница музыки В то время Албания являлась турецкой колонией, и семья Ходжа была в числе тех, кто составлял оппозицию турецкому господству. В 1926 году Ходжа окончил начальную шкоду в Гирокастре, затем лицей в городе Корче (1930). Увлекался музыкой, писал стихи, организовывал диспуты и литературные вечера. К 25 годам Энвер, успевший овладеть французским и турецким языками, публиковался в прессе и начал знакомиться с трудами Маркса, Энгельса и Ленина. В 1930 году он поступил на факультет естественных наук университета в Монпелье (Франция), который окончил с отличием (1934). Ходжа познакомился с деятелями албанской секции Французской компартии, а также с такими видными коммунистическими деятелями, как М. Кашен, М. Торез, А. Барбюс, Л. Арагон. Ходжа сотрудничал в «Юманите», редактировал албанский коммунистический бюллетень. Он восхищался деятельностью Сталина и ВКП(б), считая, что Албании нужна именно такая партия. Энвер усердно переводил на албанский важнейшие речи Сталина, постановления большевистской партии, выступления лидеров Коминтерна. Энвер Ходжа, будучи членом Французской компартии, в 1935–1936 годах побывал в Бельгии, где вступил в Бельгийскую компартию, публиковался в ее печатных органах. В своих статьях Ходжа обрушивался на троцкистов, бухаринцев, «албанских монархо-фашистов» (в 20-х годах в Албанииутвердился монархический режим А. Зогу). Греческая и итальянская секции Коминтерна помогли Ходже наладить связи с коммунистическим подпольем в Албании, которое стремилось сформировать свою коммунистическую партию. Весной 1936 года Энвер Ходжа возвратился в Албанию, где преподавал французский язык в корчинском лицее. Ходжу избрали в руководящий состав коммунистических групп в Корче и Тиране, а в своем родном городе Гирокастре он возглавил такую группу. В 1938 году в парижской больнице умер от чахотки лидер корчинских коммунистов А. Кельменди. Ходжа, поддержанный греческой и французской секциями Коминтерна и лично Г. Димитровым, возглавил эту группу. Жизнь революционера - нелегальное положение, запрет на работу в Албании, аресты - создавала вокруг Ходжи привлекательный ореол «борца за народное дело» и приносила ему известность в среде албанской оппозиции. По настоянию лидеров албанской секции Французской компартии и его собственной просьбе, содержащейся в письме на имя М. Кашена и Г. Димитрова, в марте 1938 года Ходжа был направлен в СССР, где он находился чуть больше года. В Москве Энвер учился в институте Маркса-Энгельса-Ленина и в Институте иностранных языков, продолжая заниматься переводами на албанский речей и книг Сталина, Молотова, Вышинского. В апреле 1938 года он впервые встретился со Сталиным и Молотовым. Эта встреча явилась важнейшим событием в жизни, способствовала идейной убежденности Ходжи, пообещавшего своим собеседникам сплотить албанских коммунистов в единую большевистскую партию. Это обещание он впоследствии сдержал. Впоследствии Ходжа часто приезжал в гости к Сталину, он побывал на всех его дачах, присутствовал на заседаниях политбюро ЦК ВКП(б). У Ходжи сложились доверительные отношения с Молотовым и сыном Сталина - Василием. Дата рождения Сталина (с 1949 года) была провозглашена общенациональным праздником Албании, а официальная дата его кончины (5 марта) стала днем всеалбанского траура. В апреле 1939 года Албанию оккупировали войска Муссолини. По решению Исполкома Коминтерна Ходжу переправили в Албанию вместе с двумя помощниками из ЦК ВКП(б), которые обеспечивали связь со Сталиным. Итальянский оккупационный суд заочно приговорил Ходжу к смерти. Но несмотря на это он активно занимался антифашистской деятельностью: писал прокламации и статьи, организовывал, работая на нефтепромыслах, лесоразработках, в морских портах, профсоюзах, участвовал в акциях протеста против итальянских оккупантов. Одновременно с этим он старался добиться руководящего положения в создававшейся тогда компартии Албании. В Албании участились диверсии и другие акты саботажа против итальянцев. Партизанские отряды все чаще вступали в бои с оккупантами и коллаборационистами. Наиболее активным партизанское движение было в южной Албании, его уководителями являлись Ходжа, Шеху, Банлуку, Леши, Пеза. Подпольная конференция коммунистов Албании, созванная в Тиране 7 ноября 1941 года, провозгласила создание Компартии Албании. Ее первым секретарем был избран соперник Ходжи К. Дзодзе. Заместителем Дзодзе стал Энвер. Он же был утвержден в качестве главнокомандующего партизанскими формированиями. В 1942 году Ходжа женился на 20-летней Неджимие Руфи, дочери рабочего нефтепромысла из города Кучова. Она стала единомышленником мужа во всех его начинаниях. Была членом политбюро, секретарем ЦК, председателем Демократического фронта Албании (так с 1946 года стал называться созданный в 1943 году Национально-освободительный фронт). Осенью 1942 года Ходжа приехал в Москву, где встретился со Сталиным, Молотовым, Ждановым, Маленковым, Микояном и Димитровым. Он заверил своих старших товарищей в неотвратимости разгрома фашистов и их пособников, в намерении построить социализм в Албании на основе учения Ленина - Сталина. В конце пребывания Ходжи в Москве СССР выступил с заявлением (декабрь 1942 года), в котором подчеркивалась необходимость восстановления независимости Албании и отвергались территориальные претензии Италии и Греции к этой стране. Данное заявление явилось ударом по планам Черчилля, который не исключал возможности раздела после войны Албании между Италией, Грецией и Югославией. После разгрома нацистов под Сталинградом и Курском и успешных операций Албанской народно-освободительной армии (АНОА) стратегическая инициатива в Албании полностью перешла к коммунистам. В 1944 году немецкие войска в Албании были разгромлены, их остатки ушли в Югославию, АНОА участвовала в освобождении северо-западной Греции, а также Черногории, Македонии и Косово. С октября 1944 года Э. Ходжа стал премьер-министром и одновременно министром иностранных дел во вновь сформированном правительстве. Верховным главнокомандующим Энвер Ходжа оставался вплоть до своей кончины. На Потсдамской конференции (1945) Сталин предостерег Черчилля от реализации планов раздела Албании. О своей поддержке новой Албании Сталин заявил Ходже также лично в период его визита в СССР в июне 1945 года. Ходжа присутствовал на Параде Победы, побывал в Сталинграде, получил заверения в советской технической и научной помощи. Уже в августе 1945 года в Албанию прибыли первые советские пароходы с продовольствием, оборудованием, машинами, медикаментами. В страну стали приезжать из СССР геологи, нефтяники, конструкторы, преподаватели, врачи. Сотни албанских студентов начали обучаться в советских вузах. В том же году Ходжа заявил, что Албания пойдет по пути СССР, ей предстоит индустриализация, коллективизация, «культурное перевоспитание народа». Сразу после войны возник конфликт между Ходжей и Тито. Тито, Джилас и Кардель уговаривали Энвера поддержать идею образования конфедерации и вхождения Албании в состав Югославии. Но Ходжа был непреклонен. Он убеждал Политбюро ЦК ВКП(б) в опасности политики Тито, предупреждал, что Белград обманывает сталинское руководство. Ходжа и его сторонники, поддерживаемые Москвой, в 1947 году совершили переворот в партии. Энвер стал первым секретарем ЦК, а М. Шеху - его первым заместителем. Позднее, в 1954 году, Шеху был назначен премьер-министром. Летом 1947 года Ходжа вновь приехал в СССР. Сталин вручил ему орден Суворова, который Энвер всегда надевал во время официальных церемоний. Албании был предоставлен льготный кредит на закупку разнообразных советских товаров. Ходжа заявил на обеде в Кремле, что «Сталин и Советский Союз - наши спасители и товарищи. Мы, албанцы, клянемся вам в вечной дружбе и преданности». В 1950 году Албания вступила в СЭВ, а в 1955 году - в Варшавский Договор. Став лидером партии, Ходжа назвал своим именем первый в Албании автомеханический комбинат, построенный в Тиране в 1946 году с помощью СССР. Впоследствии имя Ходжи было присвоено несметному количеству заводов, колхозов, улиц, школ, горных вершин, а также столичному университету. I съезд Албанской компартии (вскоре переименованной в партию труда), состоявшийся в 1948 году, декларировал приверженность опыту СССР и ВКП(б), солидаризировался с Коминформбюро и призвал албанцев выполнять «сталинские пятилетки». На этом съезде присутствовал и выступил Шепилов. В 1948–1951 годах в стране и партии бушевала кампания «борьбы с врагами народа и агентурой Тито». Все прежнее руководство ЦК во главе с К. Дзодзе было расстреляно. Родственники «изменников» также подлежали репрессиям. Согласно уголовному кодексу Албании (1948) максимальный срок ссылки или тюремного заключения составлял 30 лет. А за анекдоты про Ходжу или Сталина грозила высшая мера. II съезд Албанской партии труда (1952) объявил о завершении восстановления страны и ее планомерном развитии. Первый 5-летний план Албании был разработан в советском Госплане. Сталин и Ходжа внесли в этот план ряд корректив, после чего его направили в Албанию, где разворачивались коллективизация сельского хозяйства, строительство электростанций и предприятий, перерабатывавших разнообразное албанское сырье. Начали развиваться связи Албании с Китаем, Вьетнамом, ГДР и другими странами «народной демократии». В начале 50-х годов в Тиране и Дурресе были сооружены заводы-дубликаты ЗИС и ЗИМ - подарок Сталина Албании. С помощью СССР строились железные дороги и школы, новые города и поселки, оснащалась албанская армия. Речь Ходжи на XIX съезде КПСС изобиловала панегириками Сталину, СССР, проклятиями в адрес США, Запада и Тито. Еще будучи в Москве, Ходжа одобрил очередную «чистку» в Албании, которая продолжалась до 1955 года. Вернувшись в Тирану в январе 1953 года, он чуть позже узнал о кончине Сталина. Ходжа понял, что теперь остался один. Он стал более осторожным с новыми лидерами в Москве и более жестким в своей собственной стране. В течение двух недель траура Энвер Ходжа никого не принимал, нигде не появлялся. 5 марта 1953 года он под предлогом внезапной болезни не поехал на похороны Сталина. Не присутствовал в те дни в Москве и Мао Цзэдун. И Ходжа и Мао подозревали окружение Сталина в заговоре против «хозяина». Внешне ничего не менялось: Ходжу, как и прежде, в советской прессе называли другом и союзником, а Албанию - братской страной. Но подспудно противоречия нарастали. Ходжа был не согласен с политикой либерализации жизни СССР, проводимой Хрущевым. На XX съезде КПСС, когда Хрущев выступил с закрытым докладом о «культе личности» Сталина, Ходжа и Чжоу Энлай в знак протеста покинули съезд, не дождавшись его закрытия. Вскоре состоялся III съезд АПТ (1956), на котором многие делегаты, под влиянием хрущевского доклада в Москве, подвергли резкой критике Ходжу и Шеху. Предполагают, что эта акция была подготовлена с помощью хрущевского Политбюро. Ходже пришлось признать свои «ошибки», он пообещал их не повторять. Однако в том же году в Албании началась новая кампания борьбы с «реставраторами капитализма», в ходе которой были репрессированы сотни оппонентов Ходжи и члены их семей. Руководство Албании (вместе с лидерами КНР) отказалось от десталинизации географических названий и страны в целом. Более того, в канун 80-летия Сталина Э. Ходжа учредил орден Сталина. Советско-албанские отношения ухудшились и через несколько лет были прерваны на долгие годы. Одновременно с этим албанские лидеры сблизились с Китаем. Руководство КНР в 1957 году заверило Ходжу в политической и экономической поддержке. Летом 1959 года Хрущев приехал в Албанию, надеясь заставить ее лидеров изменить политику, и пригрозил прекратить помощь Тиране. Разногласия урегулировать не удалось. В условиях конфронтации с другими соцстранами Восточной Европы Ходжа призывал «жить, работать и бороться как в окружении», исходя из тезиса «строительства коммунизма в окружении ревизионистов и империалистов». На вооружение были взяты советские лозунги и методы тридцатых-сороковых годов. В 1962 году Албания вышла из СЭВ, а в 1963 году заявила, что не намерена выплачивать долги СССР и его союзникам. Ходжа переориентировался на Китай и буквально «закрыл» страну для всего остального мира. В шестидесятые-семидесятые годы Албания не могла не сотрудничать с Китаем, ибо его экономическая и техническая помощь была ей необходима. Располагая разнообразными природными ресурсами, страна остро нуждалась в перерабатывающих отраслях промышленности, коммуникациях, в инвестициях и квалифицированных кадрах. Оборонный потенциал Албании тоже поддерживался в те годы за счет импорта. Поэтому Ходжа, несмотря на идеологическую «несовместимость» с маоистами, всячески содействовал албано-китайскому сотрудничеству. С 1962 по 1972 год Албания представляла интересы КНР в ООН, а с 1972 года китайцы и албанцы в ООН совместно клеймили Москву и Вашингтон, призывали развивающиеся страны объединиться в борьбе со сверхдержавами. Для КНР Албания долгое время оставалась единственным политическим союзником в Европе и мире, «глашатаем» в ООН и важным пропагандистским партнером. В Албании все было подчинено «блокадной» жизни. Проводились «антиревизионистские» кампании, «чистки» партгосаппарата. В стране ускоренно внедрялся продуктообмен, заменявший товарно-денежные отношения. Гражданам было запрещено иметь автомашину, дачу, слушать рок-музыку, джаз, носить джинсы, пользоваться «вражеской» косметикой и т. п. Был принят закон о запрете религий и «перепрофилировании» храмов и мечетей. Ходжа заявил: «У албанцев нет идолов и богов, но есть идеалы - это имя и дело Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина». В конце шестидесятых годов КНР пошла на примирение с Западом. Албано-китайские отношения резко ухудшились. В 1968 году Ходжа заявил о выходе из Варшавского Договора в связи с его агрессией в Чехословакии. Ходжа продолжал оказывать помощь Индокитаю, арабским странам, жертвам израильской агрессии (а также Западносахарской республике, провозглашенной в 1967 году и боровшейся с марроканской интервенцией), активизировал отношения с Кубой. В связи с сокращением экономических контактов с Китаем Албания возобновила торговлю со странами СЭВ, кроме СССР. Продолжая критиковать Тито, Ходжа санкционировал торговый обмен и с этой страной. Но от сотрудничества с Западом Албания по-прежнему решительно отказывалась. Правда, Энвер Ходжа с уважением относился к де Голлю, который, в свою очередь, симпатизировал Ходже и Албании, не зависящей от США и СССР. Это способствовало развитию албано-французских связей, в том числе и в военной области. По многим проблемам (Палестина, Индокитай, Южная Африка, ядерные вооружения) де Голль и Ходжа имели сходные позиции. После VII съезда АПТ (1976) в Албании был принят закон, запрещавший иностранные кредиты и займы. К тому времени в стране действовал социально-экономический механизм, являвшийся точной копией механизма, действовавшего в 1946–1953 годах в СССР. Албания перешла к полному самообеспечению продовольствием, медикаментами, промышленным и энергетическим оборудованием, стала экспортировать многие промышленные товары, сокращая вывоз сырья. Ходжа уже мог позволить себе рассориться с Китаем, еще более усилив централизацию всех ресурсов Албании и ее внешнеполитическую изоляцию. Однако некоторые коллеги Ходжи (Баллуку, Келлези, Лубоня) пытались убедить его активизировать связи со странами СЭВ и с Югославией, не идти на «масштабный» разрыв с КНР. Ходжа, как и Сталин, не прощал даже малейшего непослушания. Он объявил колеблющихся врагами народа и партии. В стране вновь была развернута «чистка кадров всех уровней», продолжавшаяся вплоть до кончины Энвера. В 1977 году Китай прервал всякие отношения с Албанией. Бывшие «друзья» превратились в «банду оппортунистов и наймитов Запада». После ссоры с Китаем Албания стала еще более закрытой, чем после ее разрыва с СССР. Неосталинские кампании в стране стали ежегодными. Ходжа считал, что если политические деятели, а тем более коммунисты имеют привилегии, то партия не может считаться коммунистической, а страна - социалистической. По его указанию с середины восьмидесятых годов снижалась зарплата работников партгосаппарата, сэкономленные деньги шли на увеличение окладов рабочих и служащих, оплаты труда в сельском хозяйстве, пенсий и пособий. В 1960 году был отменен подоходный налог, а в 1985 году упразднен налог на холостяков и малосемейных. С середины семидесятых годов до 1990 года включительно в стране ежегодно снижались розничные цены на многие товары и услуги. Но жизненный уровень населения не увеличивался. VIII съезд АНТ (1981) провозгласил победу социализма и начало строительства коммунизма в Албании. Одновременно Ходжа начал пробовать расширять внешнеэкономические связи. Экономические причины вынудили Албанию увеличить торговлю с Югославией, скандинавскими странами, со странами СЭВ (кроме СССР), Ираном и возобновить с 1984 года торговый обмен с Китаем. Ходжа так и не помирился с СССР. Советское руководство не отвечало на критику Тираны с 1965 года. Албанию просто замалчивали в средствах массовой информации. Для тогдашних советских пропагандистов этой страны как бы не существовало. В 1978 и 1983 годах ЦК КПСС предлагал Тиране нормализовать отношения, но в ответ получал лишь ругань и невыполнимые ультиматумы. В 1983–1985 годах здоровье Ходжи резко ухудшилось, он перенес инфаркты, инсульты, у него обострился диабет. В марте 1985 года врачи предписали Ходже длительный отдых ввиду нарастающей сердечной недостаточности. Ходжа не послушал совета врачей и продолжал работать. Ночью 11 апреля 1985 года после кровоизлияния в мозг Энвер Ходжа скончался. Траур в Албании длился 9 дней. Из-за рубежа в Тирану допустили только лидеров «истинных марксистско-ленинских партий» и эмиссаров из КНДР, Вьетнама, Кубы, Румынии, Лаоса, Кампучии, Ливии, Никарагуа, Ирана и Ирака. Телеграммы соболезнования, присланные из зарубежных стран, в том числе из СССР, Китая и Югославии, албанцы отправили обратно. Кроме соболезнований от Ф. Кастро, Н. Чаушеску, Ким Ир Сена и вьетнамского руководства. Прощание с Ходжой происходило во дворце имени Сталина в Тиране.