Биографии Характеристики Анализ

Эссе на тему: "Влияние поэзии на нравственное воспитание". Воспитание поэзией

Текстовая HTML-версия публикации


Ввеление Детская поэтесса И. Токмакова пишет: «Детская книга при всей ее внешней простоватости - вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины. Удивительное искусство - детская книжка!» Подходы к процессу образования и воспитания дошкольников весьма разнообразны, но основной целью этих программ является воспитание доброго, умного, творческого человека, способного чутко относится к людям, к окружающему миру, то есть заложить основы настоящего человека. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России. Ребёнок дошкольного возраста наиболее восприимчив к эмоционально- ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Это связано с тем, что семья формирует у ребенка первоначальный социальный опыт, знакомит с многообразием ролевого поведения, способствует развитию привычек, нравственных черт и психических свойств. Семья одна из первых исторических форм социальной общности людей, имеет определенную форму отношений между супругами, между родителями и детьми, между ними и другими родственниками. . Основой нравственного воспитания, его первой и важной ступенью является формирование у ребенка такого понятия, как «уважение к старшим».
1. Развитие интереса к поэзии 2.1 Формы взаимодействия с детьми. Одной из форм взаимодействия с детьми в данном направлении является чтение художественной литературы. Беседы по прочитанным произведениям способствуют уточнению представлений о нормах поведения в общении со старшими, развивают умение поступать тактично, деликатно, позволяют ребенку проникнуться настроением близкого человека. Поэзия становится источником знаний о взаимоотношениях между людьми, о добрых и дурных поступках, о переживании людей, об их устремлениях, а также живительным источником чувств ребенка. Большое значение здесь имеет эмоциональная речь, её чувственная окраска, затрагивающая эмоциональную сферу и активизирующая мыслительную деятельность ребенка. После чтения произведения обязательно нужно поговорить о прочитанном, задать «проблемные» вопросы, что – бы дети могли выразить своё понимание произведения. Народные песенки, потешки, сказки погружают ребенка в светлый, уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующее влияние на детскую душу. Сам ребенок к поэзии не пристрастится. Приобщить его к этому огромному богатству должен взрослый. При любом подходящем случае необходимо сопровождать свою речь исполнением русских народных песенок и потешек; водить с детьми хороводы, играйте в народные игры, в которых действие сопровождается текстом. Рассматривать книжные иллюстрации. Приобщать к неторопливому восприятию рисунка, «прочтение» которого с помощью взрослого вызывает у ребенка радость и желание сегодня, завтра и позже вернуться к рассматриванию знакомой иллюстрации.
К сожалению, в наш век информатизации, интерес к чтению стал падать. И уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеофильмов, компьютерные игры. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь. Полноценное развитие малыша невозможно без литературы. Хорошая детская литература учит ребенка доброте, любви, дружбе, в лёгкой и доступной форме развивает многие важные человеческие качества. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение. Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей. В детях пробуждаются гуманные чувства - способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. Эта основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, гражданственность. По словам Сухомлинского В.А., чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка.
Чтобы чтение и рассказывание было обучающим - необходимо соблюдать правила: чтобы дети видели лицо воспитателя, а не только слушали голос. Воспитатель, читая по книжке, должен научиться смотреть не только в текст, но и время от времени - на лица детей, встречаться с ними глазами, следить за тем, как они реагируют на чтение. Умение посматривать на детей во время чтения дается воспитателю в результате настойчивых тренировок, но даже самый опытный чтец не может читать новое для него произведение "с листа", без подготовки. Потому перед занятием воспитатель производит интонационный разбор произведения ("дикторские прочтения") и тренируется в чтении вслух. Малышам воспитатель в основном читает наизусть - потешки, небольшие стихотворения, рассказы, сказки, а рассказывает - только прозаические произведения (сказки, повести, рассказы). Уже многие десятилетия литературные произведения являются неизменным спутником социализации подрастающего поколения. Зарубежный исследователь Энн Терри изучала интересы детей в области поэзии и пришла к следующим выводам: Дети сами определяют, какие поэтические произведения им нравятся, а какие нет. Только их собственное мнение по этому вопросу должно быть решающим при выборе поэтических произведений педагогами и родителями. Хрестоматии, программы, учебные пособия очень часто не содержат любимых детских поэтических произведений. Они составляются, исходя из мнения взрослых по этому вопросу. На интерес детей к поэзии влияют: форма произведения (детям нравятся так называемые «фигурные стихи» - стихотворения, строки которого расположены таким образом, что весь текст имеет очертание какой-либо геометрической фигуры или предмета); определённые элементы поэзии: ритм, рифма, звуковые повторы, стилистические фигуры (сравнения,
антитезы); содержание (особенно дети любят юмористические стихотворения и стихотворения, связанные с их непосредственным опытом). Стихи, которые нравятся детям одного возраста, могут не нравиться детям другого возраста. Стихотворение, которое популярно у детей одного возраста и уровня развития, может нравиться детям другого возраста. Дети не любят те стихотворения, которые они не понимают: философского, созерцательного характера. В целом девочкам поэзия нравится больше, чем мальчикам. Кроме того, существуют некоторые предпочтения в выборе поэтических произведений, связанные с полом ребёнка. Детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста в общем больше нравится современная поэзия, чем традиционная, классическая. Эта особенность сохраняется и в школьном возрасте. Качество поэтического произведения может не являться решающим фактором, влияющим на выбор детей. Многие стихотворения, которые, по мнению литературоведов, искусствоведов не являются «настоящей поэзией», тем не менее, могут нравиться детям. 1.2 Методы, способствующие формированию интереса к поэзии детей дошкольного возраста. Известны определенные методы, способствующие формированию и развитию литературного вкуса в дошкольном возрасте. Выразительное чтение вслух внимательному слушанию текста. Выбирая эту форму работы с книгой, важно соблюдать определенные правила: четко выговаривать слова, читать не очень громко, но не очень тихо, соблюдать паузы. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребенка.
Использование иллюстративного комментария при чтении вслух младшим дошкольникам небольших по объему произведений, например стихотворений А.Барто, Б.Заходера. Методика работы следующая: воспитатель читает вслух художественный текст, дети показывают предметы и героев, изображенных на иллюстрации к книге. Иллюстрирование старшими дошкольниками художественных произведений детской литературы. Взрослый может предложить детям нарисовать запомнившегося героя, понравившийся сюжет способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к вниманию. Литературные викторины. Их организацию нужно досконально продумать, лучше разбить детей на команды и провести как соревнование. Особое значение придается предварительному этапу, который включает чтение книг, беседы по содержанию, творческую работу, организацию книжной выставки. Кукольные драматизации помогают ребенку более осознанно слушать литературный текст, ярче представлять героев, активнее следить за развитием действия. Старшие дошкольники могут показывать спектакль для младших детей. Чтобы ребенок захотел обращаться к книге, надо формировать мотивацию читательской деятельности. Этому способствует смена целей обращения к книгам в зависимости от возраста. Книга неодинаково важна для малыша трех лет и для ребенка 6-7 лет. Книга для ребенка трех лет не является предметом необходимости, нужно привлечь внимание малыша к книге. Читательская деятельность малыша в этот период развития связана с рассматриванием, недолгим слушанием и первым общением с книгой из рук взрослого. Воспитатель показывает образец отношения к книге: бережно держит ее, аккуратно перелистывает, указывает на предметы, любовно смотрит на обложку и остальные части
книги. Следует всегда показывать того, о ком говорите детям, а затем просить детей: покажи медведя, лису. Так воспитатель учит первому общению с героями. Он как бы не читает, а рассказывает книгу, тесно общаясь во время чтения с детьми, глядя им в глаза. Детям от трех до пяти лет следует предлагать книги, в которых сюжеты литературных и народных произведений станут сюжетами детских игр: гуси- гуси, репка, теремок. В игре закрепляются полученные образные впечатления. Дети выполняют движения героев, запоминают и поют песенки, озвучивают роли. Игру желательно проводить под музыкальное сопровождение. Музыка вводит в атмосферу литературных произведений. Так реализуется возрастная закономерность восприятие литературы неотделимо от других видов деятельности, в том числе игры. Чтобы развить интерес детей к книге можно ввести в занятие присутствие героя из литературного произведения, который будет приходить на занятия, знакомить детей с книгами, задавать вопросы, реагировать на высказывания, устраивать игры и поощрять. Это может быть котенок из стихотворения Маршака «Усатый, полосатый», Кисонька - Мурысонька. Важно чтобы этого героя любили, узнавали. Слушание сочетается с другими видами деятельности. При чтении нужно донести до детей красоту поэтического: в слова, мелодию, ритм и настроение стиха. Короткие фольклорные песенки, заклички, потешки, авторские четверостишия – хороший материал для совместных повторов, заучивания. Сказки народные и литературные, поэтические и прозаические – это внимание к сюжету, создание образов. Слушание чередуется со звукоподражанием, движениями, перевоплощениями, проигрыванием диалогов.
Дети в зависимости от общего развития по разному воспринимают литературу: одни называют факты и героев, другие пытаются понять, о чем произведение, ставят вопросы, третьи проявляют наблюдательность, выделяют существенное, сравнивают, пытаются обобщить, четвертые выражают личностное отношение к произведению, при этом видят не только особенности содержания, но и форму его выражения, сопереживают, живо представляя художественный образ, формулируют оценки и выводы. Занятие строить нужно так, чтобы переводить детей с первичного на более высокий уровень. Качественным можно назвать то занятие, на котором дети на один и тот же вопрос «О чем это произведение?» отвечают по-разному в начале и конце занятия. Для старших дошкольников типичным упражнением при рассматривании книги становится целостное описание иллюстраций. Оно строится от общего впечатления - к деталям, частностям – от них к новому обобщению. Следует рассмотреть обложку, считать информацию с вводных листов, рассмотреть постранично, предвосхититься содержанием, подвести итоги узнавания книги. Затем следует знакомство с текстом и беседа по содержанию, творческая работа детей. Ведущим видом деятельности при работе с текстом становится беседа, так как она способствует развитию интереса детей к художественному произведению, к процессу чтения, к творчеству отдельных авторов или отдельному жанру. Она важна тем, что дает возможность детям поделиться впечатлениями, эмоциями, открытиями. Ведь в период общения с книгой ребенок становится соавтором, соучастником событий, видоизменяет происходящее в тексте согласно своему восприятию и пониманию. И ему хочется, чтобы его мнение узнали другие.
Успех беседы зависит от точности формулировки вопросов и доступности их содержания детям. Вопрос должен стимулировать работу мысли, способствовать поиску ответа, активизировать детей. Можно и должно научить дошкольника отвечать правильно на него. Ребенок должен привыкнуть к тому, чтобы выслушать вопрос, понять его суть и ответить в соответствии со значением вопроса, не уходя от него, не расширяя и не сужая его смысл. Отвечая на вопрос, он вдумывается в текст, запоминает его содержание, улавливает с помощью взрослого особенности формы, использует язык писателя в своей речевой практике. Для разного возраста существуют разные типы вопросов. От года до трех лет преимущественно задаются вопросы, помогающие ребенку воспроизвести текст и следовать его логике: кто? где? как? Эти вопросы и по звучанию, и по смыслу напоминают те. Которые малыш слышал в народных песенках и потешках: -«Кисонька – Мурысонька, где была? Заинька, где ты был – побывал?». В таких стихах вслед за вопросом предполагается ответ. Диалогическая форма народных произведений способствует развитию умения общаться, слышать друг друга. Затем это умение используется и совершенствуется в анализе литературных произведений. На четвертом году жизни ребенка его речь естественным образом входят вопросы «Почему?» и «Зачем?». Желание познать окружающий мир с помощью этих вопросов, частота их употребления, активность в стремлении добиться ответов свидетельствует о том, что ребенку необходим анализ литературного произведения как еще один источник познания. Пришла пора вопросов аналитического характера, побуждающих мыслить над прочитанным, сопоставлять, сравнивать. Главным из них является «Почему?». Вопросы должны быть доступны для детей. Все слова должны быть понятны, точны, оправданны. Доступность вопроса предполагает ясность смысла, конкретность ответа. Чем грамотнее задан вопрос, тем
точнее будет ответ. Ребенку нельзя задавать двойные вопросы: где и почему? Кто и где? , чтобы не рассеивать внимание малыша, нацеливать на один, но верный и глубокий ответ. Вопросы должны быть продуманы заранее. Беседа готовит детей к восприятию текста, уточняет его, делает более глубоким, способствует пониманию текста детьми, развивает у них интерес к чтению, к обдумыванию прочитанного, учит детей аргументированно и эмоционально говорить о прочитанном. На занятиях используются различные виды бесед. Подготовительная (вводная) беседа подготавливает детей к восприятию текста, настраивает их на внимательное слушание и понимание произведения. Содержанием подготовительной беседы может быть биография писателя, история создания произведения, время, отраженное в нем, чьи-то читательские впечатления. В ходе беседы нужно объяснить те непонятные детям слова, которые повлияют на глубину восприятия читаемого. Вводная беседа должна касаться только литературы. Ее содержание настраивает детей на восприятие творчества автора в целом или отдельном произведении – в этом ее смысл. Вводные беседы строятся так, чтобы вызвать симпатию к создателю произведения, пробудить интерес к тексту, помочь детям понять главное в нем. Беседа по восприятию художественного текста выявляет, какое воздействие на детей оказало прочитанное. В связи с этим беседу не следует начинать сразу после того, как чтение будет закончено. Надо дать детям минуту на то, чтобы вернуться в реальную жизнь, и только после этого задавать вопросы. Известно. что интересное по содержанию, увлекательное, хорошо прочитанное взрослым произведение оказывает сильное впечатление на детей. Надо дать им возможность пережить это впечатление, не разрушить чувства, возникшие в ходе чтения. В процессе беседы по восприятию произведения выясняется эмоциональное отношение детей к прочитанному:
понравился или не понравился текст; что в нем особо запомнилось маленьким слушателям, что вызвало их отрицательные эмоции; какое впечатление произвело на них события, описанные в произведении или поступки героев. Задавать большое количество вопросов не стоит. Все сказанное детьми следует учесть в дальнейшей работе. Беседа по содержанию произведения выявляет глубину понимания произведения детьми. В ходе беседы воспитатель старается воздействовать на чувства детей, обращается к прочитанному ранее, чтобы дети могли вспомнить и заново пережить те яркие эпизоды, которые врезались в память когда-то и будут способствовать развитию беседы в настоящее время. Воспитатель исподволь должен вести детей к намеченной цели – выяснению главной мысли произведения или решению другой задачи, которая была определена им заранее. Простота общения, взаимное уважение, естественность – вот ценность беседы. Качество беседы зависит от того, какое произведение избрано для обсуждения. Оно должно быть доступно, интересно детям в нем должна заключаться проблема, неоднозначный вопрос, например: правильно ли поступил Ваня, съев сливу? (Л.Толстой «Косточка»). Типовые вопросы по произведению систематизируют восприятие содержания и формы. О теме и проблемах (предметы, явления, лица). О чем это произведение? Почему оно так называется? Какие у вас возникли вопросы? О сюжете (цепочка событий: завязка, развитие событий, кульминация, развязка).
Где происходят события? Когда? С чего началось? Что было дальше? Какое событие главное? Чем закончилось? Об образах (персонажи, пейзажи, события). Что (кого) представили при слушании? Каких героев запомнили? Какими их себе представили? Что они делали (говорили, думали, чувствовали)? Почему? О композиции. В каком месте больше всего волновались? Какая часть вам показалась самой главной? интересной? Что перечитать7 О жанре (тип произведения). Что слушали: сказку? Рассказ? Стихи? Как об этом догадались? О языке (особенные слова, прямые и переносные значения слов). Понятно ли вам значение слова…? Что заставило вас улыбнуться? Какие слова вызвали грусть? Какие слова красивые? Какие важные? Об идее (отношение автора и читателя к изображаемому). Что запомнилось в произведении? Кто понравился? (Что понравилось?)Почему? Кто не понравился?(Что не понравилось?)За кого вам радостно? Кого жалко? Какой совет дадим герою? Какой совет дадим себе? С каким настроением закончили читать? Приведенными вопросами нельзя ограничиваться, они чаще других звучат в беседах, поэтому и называются типовыми. Следует привлекать детей к самостоятельной постановке вопросов по тексту, так они учатся сопоставлять, анализировать, размышлять.
Заучивание стихов способствует развитию эмоциональности и выразительности речи, памяти, интереса к чтению. Воспитатели должны знать, какие стихи надо выбирать для заучивания наизусть. Первым требованием здесь будет отчетливость и ясность смысла и каждого слова в стихе. Содержание стихотворения должно быть интересно малышу по тематике, по мироощущению. Это должна быть настоящая поэзия, открывающая мир ребенку, содержащая необыкновенные, останавливающие внимание малыша образы, поражающие его красотой, эмоциональной наполненностью. Прежде чем учить стихотворение наизусть вместе с детьми, воспитатель должен его выразительно прочитать, дать детям почувствовать красоту стиха, точность рифмы, напевность и лиричность мелодии, игру звуков. Быстро запоминаются детьми те стихи, которые имеют применение в их детской жизни: это стихотворные считалки, дразнилки, заклички, кричалки и другие жанры. Они одинаково интересны детям разного возраста. Среди приемов, которые можно использовать для привития у детей интереса к чтению, следует назвать словесное рисование. Оно сводится к устному изображению недостающего в произведении и способствует развитию воображения и творческого потенциала ребенка. Например, мы читали русскую народную сказку «Лиса и заяц» детям до четырех лет. К пяти годам они уже хорошо знают содержание этой сказки и не желают слушать чтение. Но если внушить детям, что даже в хорошо знакомом тексте можно найти нечто новое и интересное, что было не замечено раньше. Для этого детям можно предложить описать интерьер лубяной избушки, тем более что в сказке описания внутреннего убранства нет. Дети с большим удовольствием расскажут вам об убранстве избушки
зайца. Этот прием учит вчитываться в текст, запоминать детали, органично дополнять его представление о том, что может быть. Одним их эффективных методов может быть «письмо от автора» или литературного героя. С помощью «письма от автора» можно рассказать биография писателя или поэта, а «письмо от литературного героя» поможет познакомить с историей создания произведения, развить интерес к чтению текста, настроить на слушание. (Письмо от Л.Н.Толстого об открытии им первой школы для крестьянских детей и поступлении туда Филиппка.) Знакомство детей с биографией писателя играет воспитательную роль: это пример творческого служения искусству. Биография писателя нужна и взрослому, и ребенку. Ребенок настраивается на восприятие текста, а взрослый имеет возможность глубже понять его, правильно прочесть малышу, придать нужную эмоциональную окраску. Биография может быть рассказана как на занятии, специально ей посвященном, так и перед чтением произведения. Биография сообщается на этапе подготовки к восприятию произведения. Для того чтобы настроить ребенка на длительное и внимательное слушание текста, чтобы разбудить его эмоции, интерес к произведению, рассказываем короткий, но яркий эпизод из биографии писателя. Он может быть связан с историей создания, содержанием произведения, а может быть просто воспоминанием о детстве, о формировании личности писателя. Рассказ должен быть ярким, доступным, но не упрощенным, выразительным. Полезно познакомить детей с портретом писателя. Портрет писателя размещается в книжном уголке, где дети несколько дней разглядывают его, запоминая черты лица автора. Воспитатель, улучив момент, повторяет сам
или просит ребенка повторить его имя и фамилию. Делать это надо неназойливо. Рассматривая портрет или фотографию писателя в разные моменты его жизни, можно обратить внимание детей на то, похож ли автор на своих героев. можно поразмыслить с детьми об отношении к сему – либо. (Фото Толстого на прогулке и косящем траву и его восприятие природы). Рассказывая об авторе, можно использовать автобиографические произведения. («Детство» Л.Н.Толстого.) или воспоминания тех, кто его хорошо знал. Рассказывая о писателе, надо рисовать его словесный портрет (как выглядел, во что любил одеваться, какая остановка окружала его), говорить о его пристрастиях, любимых занятиях, окружении. Творчеству писателя должна быть посвящена выставка в книжном уголке. Тематическая выставка может быть посвящена конкретному произведению, которое не только прочитано детям, но и проиллюстрировано ими. Дети могут с помощью воспитателя изготовить книжки – самоделки по всем правилам: с обложкой, на которой пишется фамилия автора и заглавие его произведения, а так же жанр. На развороте помещаются рисунки к произведению и текст, отпечатанный или написанный от руки. На последней странице обложки следует поместить фамилию и имя составителя и оформителя книги, указать город, место выпуска и год издания. Книжный уголок – необходимый элемент развивающей предметной среды. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание и размещение зависят от возраста и роста детей. Он должен размещаться так, чтобы даже самый маленький ребенок мог дотянуться и взять понравившуюся ему книгу без посторонней помощи тогда, когда ему самому захочется. В книжном уголке должны быть выставлены разные книги: и новые, красивые, и зачитанные, но аккуратно подклеенные. Уголок должен
быть не парадным, а рабочим. Его цель – дать возможность ребенку общаться с книгой. В книжных уголках групп с детьми раннего возраста должны быть книги: книжки-картинки, ширмочки, игрушки, книги со звуковыми и зрительными играми, театр, подарочные с детским фольклором, книги из прочных или, наоборот, из мягких материалов. По структуре это могут быть как книги - произведения, так и сборники. Во всех должна проявляться одна закономерность: наглядного материала больше, чем текста. Детям от трех до пяти лет по-прежнему нравятся книжки-картинки. книжки – игрушки, добавляются 10-20 книг деятельностного типа (раскраски, самоделки), книги – произведения и сборники с классическим репертуаром. Библиотека для старших дошкольников должна включать художественную классику и беллетристику, научно-познавательные книги (энциклопедии и справочники для детей дошкольного возраста), периодическую печать – детские журналы, газеты, книги по обучению грамоте – художественные азбуки, игровые и учебные книги. 1.3 Работа с родителями Без помощи родителей воспитателям не собрать нужное количество книг для библиотеки. Многие родители не понимают роли книги и поэзии в жизни ребенка, ценности общения и сопереживания его со взрослым через книгу, роли « традиции семейного чтения». Свою работу с родителями по привитию интереса к книге можно начать с анкетирования детей и родителей с целью выявления заинтересованности ребенка к общению с книгой.
Проанализировав результаты анкет, составляется план работы с родителями, в который можно включить такие мероприятия: -проведение родительского собрания на тему « Влияние художественной литературы на развитие личности ребенка»;консультация «Что и как читать ребенку»;посещение родителями занятий;творческая работа родителей - «Эти книги мы любили в детстве»; творческая работа детей и родителей « Путешествие по страницам любимых книг» - изготовление книг – самоделок; участие родителей в постановке кукольного спектакля;участие родителей в литературных праздниках;литературные викторины с участием детей и родителей; выставка методической литературы по приобщению детей к чтению.
Заключение Целенаправленная работа воспитателей и родителей уже в ближайшее время покажет результат работы: у детей возникнет интерес к книгам, тяготение к постоянному общению с ними, стремление к знакомству с новыми произведениями. Дети будут стремиться поделиться с окружающими своими впечатлениями о прочитанном, рассказать о переживаниях, пересказать понравившийся сюжет. Постоянное общение с книгой активно разовьет и творческие способности детей. Приобщение к поэзии как бы раздвигает горизонты видения окружающего, создает новые потребности, совершенствует вкус. Формирование способности полноценно воспринимать, глубоко чувствовать и понимать прекрасное в искусстве, в природе, в поступках людей, в быту - это важнейшая задача воспитания. Одна из движущих сил развития ребенка - сила примера. Книга сознательно и целеустремленно направляет ход его мыслей, побуждает к подражанию. Доброта и справедливость, любовь к людям приходят к детям из жизни и из книг, но приходят незаметно. Мы просто читаем детям книги, а в результате совершенствуем и облагораживаем их УМЫ и СЕРДЦА.
Список литературы 1 1 . . Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей: Кн. Для учителя. – Мн.: Нар. Асвента, 1989. – 176 с. 2 2 . . Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2001-2-320с. 3 3 . . Смирнова Е. Особенности игры и психического развития // Дошкольное воспитание 2004 № 3 С 69-71 4 4 . . Субботский Е.В. Ребенок открывает мир: Кн. для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 1991-207с. 5. Теплюк С. Самостоятельная деятельность ребенка // Дошкольное воспитание. 2001 - №9. – с. 91. 6. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999-672с. 7. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. – м.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 1999. – 360 с. 8. Аммосова В.В. Развитие общения у дошкольников. Пособие для восп. д/садов и родителей / Художник И.Ю. Пестряков. – Якутск: нац. изд-во «Бичик». 1995. – 64 с. 9. Богусловская З.М., Смирнова Е.О. Развитие игры для детей младшего дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1991-207с. 10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте – М.: Просвещение, 1968. – 96 с. 11. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: Учеб. пособие. – М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2004.- 208 с. 12. Воробьева Д.И. Гармония развития. Интегрированная программа
интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника. 3-е изд., - СПб.: «Детство-Пресс», 2003-144с. 13. Воспитание дошкольника в труде/ В.Р.Нечаева, Р.С.Буре, Л.В.Загик и др. – М.: Просвещение, 1983 – 207 с. 14. Воспитание и обучение в детском саду/ Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой – М.: Педагогика, 1976 – 558 с. 15. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб.: Речь, 2004-272с.
Содержание 1. Введение 2. Развитие интереса к поэзии у детей дошкольного возраста 2.1 Формы взаимодействия с детьми 2.2 Методы, способствующие формированию интереса к поэзии детей дошкольного возраста. 2.3 Работа с родителями 3 Заключение 4 Список литературы
ГБОУ СОШ пгт Петра Дубрава Структурное подразделение "Детский сад "Созвездие" муниципальный район Волжский Самарской области «Развитие интереса к поэзии у детей дошкольного возраста» Выполнила: Цуприк Наталья Николаевна Воспитатель ГБОУ СШО пгт Петра Дубрава муниципального района Волжский структурное подразделение «Детский сад «Созвездие» Самара,2015г

Опрева Ирина Николаевна, учительница русского языка и литературы,

осш № 104 им. Е.Юсупова, РК, ЮКО, город Шымкент, 08.04.2017г.

Эссе

на тему: «Влияние поэзии на нравственное воспитание».

Поэзия, как и проза – одна из, пожалуй, основных источников искусства, влияющая на нравственное воспитание взрослого и подрастающего поколения.

Поэзия не только прекрасна, она еще и многообразна. Это и охват и отражение глобальных проблем в истории государства («Слово о полку Игореве»), это и темы Родины, природы, любви и одиночества

(стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус»).

Хочу остановиться на одном из них.

Художественное наследие М.Ю.Лермонтова уникально. Его творчество – это образец национального самопознания русской духовной культуры.

Под самопознанием понимается осознание собственных достоинств и недостатков, определяющих ценность личности (« мой гений веки пролетит»). У Лермонтова как у неординарной личности высоко развито сознание ответственности – особого состояния духа, когда и творческая деятельность, и непосредственное поведение в обществе часто становились предметом критического самоанализа.

Очень часто М.Лермонтова называют самой загадочной фигурой в русской поэзии. Темы его лирики разнообразны: одиночество человека в несовершенном мире, неприятие безнравственных законов светского общества, о предназначении поэзии, поиски гармонии с миром.

Перед современным образованием стоит сложная и ответственная задача – воспитание многогранной личности, личности, способной ориентироваться на духовно-значимые нормы и ценности. Литература – единственный учебный предмет эстетического цикла, систематически изучаемого с первого по одиннадцатый класс.

Поэтому влияние литературы в целом, и чтение, в частности, на формирование личности школьника является неоспоримым фактом. Важность чтения подчеркивал и В.А.Сухомлинский: «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».

Читательская культура является существенным показателем духовного потенциала общества.

Общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис.

Сведенными к минимуму оказались духовно- нравственные обучающие и воспитательные функции системы образования.

Вопрос нравственного воспитания настолько актуален, что это нашло свое отражение в Законе Республики Казахстан «Об образовании».

Законом РК «Об образовании» перед школой поставлена задача защиты и развития национальных культур, традиций и особенностей.

Национальные традиции обладают педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения.

Духовность - это стремление к возвышенному, прекрасному.

Цель духовно – нравственного воспитания – это создание системы формирования духовно – нравственных ориентиров для жизненных выборов, развитие способности сделать верный выбор в начале жизненного пути.

Творчество М.Лермонтова, его произведения являются прекрасным инструментом, формирующим нравственные идеалы современного школьника. Оно продолжает развивать представления учащихся о прекрасном, формировать их нравственные идеалы.

В стихотворении «Молитва» поэт дает определенный ответ на вопрос: когда человек обращается к молитве – «в минуту жизни трудную».

Главная характеристика молитвенного слова – «это святая прелесть».

В этом словосочетании отражено и состояние человека, произносящего молитвы, в момент, когда душа приближается к Богу,

С души как бремя скатится,

Сомненья далеко…

В.Г.Белинский увидел в Лермонтове народного поэта, выдвигавшего в своем творчестве на первый план «нравственные вопросы о судьбах и правах человеческой личности», и считал его талант могучим.

Творчество М.Ю.Лермонтова – основа нравственности современного поколения.

Гений Лермонтова пролетел через века, чтобы напомнить нам об уроках нравственности, которые извлекаешь всякий раз, читая произведения поэта.

К человеку, прикоснувшемуся к поэзии, по выражению философа Ивана Ильина, «трепещет сердце и радуется дух; и постепенно слагается новое чувство, новая уверенность в том, что он прикоснулся к иному миру».

Проблема воспитания любви к поэзии. Сочинение ЕГЭ

Евгений Александрович Евтушенко - советский и российский поэт. Один из удивительнейших мастеров художественного слова. В своих произведениях поэт затрагивает самые разные темы, в том числе и политические. «Поэт в России - больше, чем поэт» - пожалуй, каждый знает эту знаменитую строчку из его манифеста.

В данном тексте в центре внимания автора проблема духовного совершенствования человека. Е.А. Евтушенко предлагает своим читателям задуматься над проблемой поэзии, её ценности и значимости в жизни каждого человека. Поэзия - больше, чем поэзия. Под этим термином понимается все прекрасное,что вдохновляет и придает нам мудрости и жизненного опыта.

С мнением Е.А. Евтушенко трудно не согласиться. Благодаря поэзии, мы можем выразить, понять и принять многое, что в жизни не дает нам покоя. Но не всякий, кто может писать стихи, - поэт. Я согласна с автором, что мало иметь совесть, ум, смелость, любить не только свои стихи, но и чужие. «Поэта вне народа нет, как сына нет без отчей тени».

Размышляя на эту тему, мне хотелось бы вспомнить цитату Фредерико Гарсиа Лорки - испанского поэта и драматурга: «Миссия у поэта одна: одушевлять в буквальном смысле - дарить душу» . Иосиф Бродский посвятил стихотворение памяти поэта, которое начинается словами о легенде, когда перед расстрелом Лорка увидел как поднимается солнце и произнес: «А все-таки восходит солнце…» ,что, возможно, было началом стихотворения.

Тема поэта и его творчества прочно закрепилась в пространстве русской классической литературы. Она многогранна и представлена различными аспектами. Это и проблема предназначения творчества, и проблема взаимоотношений поэта и толпы, поэта и власти, проблема бессмертия и величия Слова.

Так или иначе, многие поэты хоть раз, но затронули эту тему в своем творчестве. Так например тема поэта и поэзии нашла свое отражение в творчестве А.С.Пушкина. Стихотворение «Пророк» названо так неспроста, ведь в нем Пушкин пишет о поэте как о пророке, которым руководит сам Господь, он исполняет волю Создателя, это его предназначение. Поэту свыше дана сила «глаголом жечь сердца людей», иначе говоря, смело говорить людям горькую правду. В произведении «Поэт» Александр Сергеевич утверждает мысль о незначительности жизни поэта в отсутствие вдохновения («Меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он…»), но, как только «божественный глагол до слуха чуткого коснется», поэт возносится над толпой, над чернью.

В заключение хотелось бы сказать о том, что как бы человек не был обогащен биографией «внешней», как говорит Е.А. Евтушенко в данном тексте, только книги могут помочь лучше понять мир, свою страну, других людей и самого себя, тем самым обогащая биографию «внутреннюю» .

По тексту Е. А. Евтушенко

(1) Главный воспитатель любого человека — его жизненный опыт. (2)Но в это понятие мы должны включать не только биографию «внешнюю», но и биографию «внутреннюю», неотделимую от усвоения нами опыта человечества через книги.
(3)Событием в жизни Горького было не только то, что происходило в красильне Кашириных, но и каждая прочитанная им книга. (4)Человек, не любящий книгу, несчастен, хотя и не всегда задумывается об этом. (5)Жизнь его может быть наполнена интереснейшими событиями, но он будет лишён не менее важного — сопереживания прочитанному и осмысления его.
(6)Есть люди, которые говорят: «Я читать люблю... только не стихи». (7)Тут кроется неправда: человек, не любящий поэзию, не может по-настоящему любить и прозу, воспитание поэзией — это воспитание вкуса к литературе вообще. (8)Обаяние поэзии более, чем прозы, скрывается не только в мысли и в построении сюжета, но и в самой музыке слова, в интонационных переливах, в метафорах, в тонкости эпитетов. (9)Подлинное прочтение художественного слова (в поэзии и в прозе) подразумевает не бегло почерпнутую информацию, а наслаждение словом, впитывание его всеми нервными клетками, умение чувствовать это слово кожей.
(10)Однажды мне посчастливилось читать композитору Стравинскому стихотворение «Граждане, послушайте меня...». (11)Стравинский слушал, казалось, вполслуха и вдруг на строчке «пальцами растерянно мудря» воскликнул, даже зажмурившись от удовольствия: «Какая вкусная строчка!» (12)Я был поражён, потому что такую неброскую строчку мог отметить далеко не каждый профессиональный поэт. (13)Я не уверен в том, что существует врождённый поэтический слух, но в том, что такой слух можно воспитать, убеждён.
(14)И я хотел бы, пусть запоздало и не всеобъемлюще, выразить свою глубокую благодарность всем людям в моей жизни, которые воспитывали меня в любви к поэзии. (15)Если бы я не стал профессиональным поэтом, то всё равно до конца своих дней оставался бы преданным читателем поэзии. (16)Мой отец, геолог, писал стихи, мне кажется, талантливые. (17)Он любил поэзию и свою любовь к ней передал мне. (18)Прекрасно читал на память и, если я что-то не понимал, объяснял, но не рационально, а именно красотой чтения, подчёркиванием ритмической, образной силы строк, и не только Пушкина и Лермонтова, но и современных поэтов, упиваясь стихом, особенно понравившимся ему.
(19) В 1949 году мне повезло, когда в редакции газеты «Советский спорт» я встретился с журналистом и поэтом Николаем Тарасовым. (20)Он не только напечатал мои первые стихи, но и просиживал со мной долгие часы, терпеливо объясняя, какая строчка хорошая, какая плохая и почему.
(21)Мне удалось познакомиться с творчеством Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама. (22)Однако на стихах, которые я в то время создавал, моё расширявшееся «поэтическое образование» совсем не сказывалось. (23)Как читатель я опередил себя, поэта.
(24)Переломный момент в жизни поэта наступает тогда, когда, воспитанный на поэзии других, он уже начинает воспитывать своей поэзией читателей. (25)«Мощное эхо», вернувшись, может силой возвратной волны сбить поэта с ног, если он недостаточно стоек, или так контузить, что он потеряет слух к поэзии и ко времени. (26)Но такое эхо может и воспитать. (27)Таким образом, поэт будет воспитываться возвратной волной собственной поэзии.
(28)Я резко отделяю читателей от почитателей. (29)Читатель при всей любви к поэту добр, но взыскателен. (ЗО)Таких читателей я находил и в своей профессиональной среде, и среди людей самых различных профессий в разных концах страны. (31)Именно они и были всегда тайными соавторами моих стихов.
(32) Я по-прежнему стараюсь воспитывать себя поэзией и теперь часто повторяю строки Тютчева, которого я полюбил в последние годы:
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся, —
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать...
(33) Я чувствую себя счастливым, потому что не был обделён этим сочувствием, но иногда мне грустно, потому что я не знаю, сумею ли за него отблагодарить в полной мере.
(34) Мне часто пишут письма начинающие поэты и спрашивают: «Какими качествами нужно обладать, чтобы сделаться настоящим поэтом?» (35)Я никогда не отвечал на этот, как я считал, наивный вопрос, но сейчас попытаюсь, хотя это, может быть, тоже наивно.
36) Таких качеств, пожалуй, пять.
37 Первое: надо, чтобы у тебя была совесть, но этого мало, чтобы стать поэтом.
38 Второе: надо, чтобы у тебя был ум, но этого мало, чтобы стать поэтом.
39 Третье: надо, чтобы у тебя была смелость, но этого мало, чтобы стать поэтом.
40 Четвёртое: надо любить не только свои стихи, но и чужие, однако и этого мало, чтобы стать поэтом.
41 Пятое: надо хорошо писать стихи, но если у тебя не будет всех предыдущих качеств, этого тоже мало, чтобы стать поэтом, ибо
Поэта вне народа нет,
Как сына нет без отчей тени.
42 Поэзия, по известному выражению, это самосознание народа. (43)«Чтобы понять себя, народ и создаёт своих поэтов».

(По Е. А. Евтушенко*)

Проблему силы поэтического слова в своём тексте рассматривает Виктор Петрович Астафьев, выдающийся российский писатель.

Автор, размышляя над проблемой от первого лица, задаётся вопросом: "почему так мало пели и поют у нас Есенина?". Он отмечает, что поэт мучается за всех людей недоступной им всевышней мукой. Кроме того, рассказчик испытывет воодушевление, слушая доносящиеся из приёмника строчки стихотворения великого поэта:поэзия заставляет его плакать, каяться, исповедоваться.

Проблему силы поэтического слова можно проследить на примере творчества великизх русских поэтов.Стихотворение А.А.Ахматовой "Мужество"-это крик души поэта, наставление гражданам не опускать руки и быть нравственными.

"Великое русское слово"-это то, что объединяло советских людей а такой тяжёлый период, как Великая Отечественная война. Поэтесса отмечает значимость русской речи. Защищая русскую речь, мы защищаем Родину. Вникая в строки стихотворения, читатель испытывает гордость за свою страну, родной язык, у него появляется сила идти дальше, осознание важности защиты родного края в случае опасности.

В качестве второго аргумента хочется привести в пример стихотворение А.С.Пушкина "Пророк". Пушкин хочет донести до читателя то, что поэт, подобно пророку, должен "глаголом жечь сердца людей". В этом его подлинное призвание.

В заключение хочется отметить:сила поэзии велика, она легко способна заставить нас прочувствовать "всевышнюю муку" и "грусть поэта". Я считаю, что у каждого человека должно быть своё любимое стихотворение, которое позволяет раскрыть душу и найти успокоение.

Главный воспитатель любого человека - его жизненный опыт. Но в это понятие мы должны включать не только биографию "внешнюю", а и биографию "внутреннюю", неотделимую от усвоения нами опыта человечества через книги.

Событиями в жизни Горького было не только то, что происходило в красильне Кашириных, но и каждая прочитанная им книга. Человек, не любящий книгу, несчастен, хотя и не всегда задумывается об этом. Жизнь его может быть наполнена интереснейшими событиями, но он будет лишён не менее важного события - сопереживания и осмысления прочитаного.

Поэт Сельвинский когда-то справедливо сказал: "Читатель стиха - артист". Конечно, и читатель прозы должен обладать артистизмом восприятия. Но обаяние поэзии более, чем прозы, скрывается не только в мысли и в построении сюжета, но и в самой музыки слова, в интонационных переливах, в метафорах, в тонкости эпитетов. Строчку Пушкина "глядим на бледный снег прилежными глазами" почувствует во всей её свежести только читатель высокой квалификации. Подлинное прочтение художественного слова (в поэзии и в прозе) подразумевает не бегло почерпнутую информацию, а наслаждение словом, впитывание его всеми нервными клетками, умение чувствовать это слово кожей...

Однажды мне посчастливилось читать композитору Стравинскому стихотворение Стравинский слушал, казалось, вполслуха и вдруг на строчке "пальцами растерянно мудря" воскликнул, даже зажмурившись от удовольствия: "Какая вкусная строчка!" Я был поражён, потому что такую неброскую строчку мог отметить далеко не каждый профессиональный поэт. Я не уверен в том, что существует врождённый поэтический слух, но в том, что такой слух можно воспитать, - убеждён.

И я хотел бы, пусть запоздало и не всеобъемлюще, выразить мою глубокую благодарность всем людям в моей жизни, которые воспитывали меня в любви к поэзии. Если бы я не стал профессиональным поэтом, то всё равно до конца моих дней оставался бы преданным читателем поэзии.

Мой отец, геолог, писал стихи, мне кажется, что талантливые:

Отстреливаясь от тоски,
Я убежать хотел куда-то,
Но звёзды слишком высоки,
И высока за звёзды плата...

Он любил поэзию и свою любовь к ней передал мне. Прекрасно читал на память и, если я что-то не понимал, объяснял, но не рационально, а именно красотой чтения, подчёркиванием ритмической, образной силы строк, и не только Пушкина и Лермонтова, но и современных поэтов, упиваясь стихом, особенно понравившимся ему:

Жеребец под ним сверкает белым рафинадом.
(Э.Багрицкий)

Крутит свадьба серебрянным подолом,
А в ушах у неё не серьги - подковы.
(П.Васильев)

От Махачкалы до Баку
Луны плавают на боку.
(Б.Корнилов)

Брови из-под кивера дворцам грозят.
(Н.Асеев)

Гвозди бы делать из этих людей,
Крепче бы не было в мире гвоздей.
(Н.Тихонов)

Тегуантепек, Тегуантепек, страна чужая,
Три тысячи рек, три тысячи рек тебя окружают.
(С.Кирсанов)

Из иностранных поэтов отец чаще всего читал мне Бёрнса и Киплинга.

В военные годы на станции Зима я был предоставлен попечению бабушки, которая не знала поэзию так хорошо, как мой отец, зато любила Шевченко и часто вспоминала его стихи, читая их по-украински. Бывая в таёжных сёлах, я слушал и даже записывал частушки, народные песни, а иногда кое-что и присочинял. Наверное, воспитание поэзией вообще неотделимо от воспитания фольклором, и сможет ли почувствовать красоту поэзии человек, не чувствующий красоту народных песен?

Человеком, любящим и народное песни, и стихи современных поэтов, оказался мой отчим, аккордеонист. Из его уст я впервые услышал "Сергею Есенину" Маяковского. Особенно поразило: "Собственных костей качаете мешок". Помню, я спросил: "А кто такой Есенин?" - и впервые услышал есенинские стихи, которые тогда было почти невозможно достать. Стихи Есенина были для меня одновременно и народной песней, и современной поэзией.

Вернувшись в Москву, я жадно набросился на стихи. Страницы выходивших тогда поэтических сборников были, казалось, пересыпаны пеплом пожарищ Великой Отечественной. "Сын" Антокольского, "Зоя" Алигер, "Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины..." Симонова, "Горе вам, матери Одера, Эльбы и Рейна..." Суркова, "Не зря мы дружбу берегли, как пехотинцы берегут метр окрававленной земли, когда его в боях берут..." Гудзенко, "Госпиталь. Всё в белом. Стены пахнут сыроватым мелом..." Луконина, "Мальчик жил на окраине города Колпино..." Межирова, "Чтоб стать мужчиной, мало им родиться..." Львова, "Ребята, передайте Поле - у нас сегодня пели соловьи..." Дудина; всё это входило в меня, наполняло радостью сопереживания, хотя я ещё был мальчишкой. Но во время войны и мальчишки чувствовали себя частью великого борющегося народа.

Нравилась мне книга Шефнера "Пригород" с её остранёнными образами: "И, медленно вращая изумруды зелёных глаз, бездумных, как всегда, лягушки, словно маленькие будды, на брёвнышках сидели у пруда". Твардовский казался мне тогда чересчур простоватым, Пастернак слишком толстым. Таких поэтов, как Тютчев и Баратынский, я почти не читал - они выглядели в моих глазах скучными, далёкими от той жизни, которой мы все жили во время войны.

Одгажды я прочитал отцу свои стихи о советском парламентёре, убитом фашистами в Будапеште:

Огромный город помрачнел,
Там затаился враг.
Цветком нечаянным белел
Парламентёрский флаг.

Отей вдруг сказал: "В этом слове "нечаянный" и есть поэзия".

В сорок седьмом я занимался в поэтической студии Дома пионеров Дзержинского района. Наша руководительница Л.Попова была человеком своеобразным - она не только не осуждала увлечение некоторых студийцев формальным эксперементательством, но даже всячески поддерживала это, считая, что в определённом возрасте поэт обязан переболеть формализмом. Строчка моего товарища "и вот убегает осень, мелькая жёлтыми пятнами листьев" приводилась в пример. Я писал тогда так:

Хозяева - герои Киплинга -
Бутылкой виски день встечают.
И кажется, что кровь средь кип легла
Печатью на пакеты чая.

Однажды к нам приехали в гости поэты - студенты Ленинститута Винокуров, Ваншенкин, Солоухин, Ганабин, Кафанов, ещё совсем молодые, но уже прошедшие фронтовую школу. Нечего и говорить, как я был горд выступать со своими стихами вместе с настоящими поэтами.

Второе военное поколение, которое они представляли, внесло много нового в нашу поэзию и отстояло лиризм, от которго более старшие поэты начали уходить в сторону риторики. Написанные впоследствии негромкие лирические стихи "Мальчишка" Ваншенкина и "Гамлет" Винокурова произвели на меня впечатление разорвавшейся бомбы.

"Багрицкого любишь?" - спросил меня после выступленья в Доме пионеров Винокуров. Я ему сразу стал читать: "Мы ржавые листья на ржавых дубах...". Левая бровь юного мэтра удивлённо полезла вверх. Мы подружились, несмотря на заметную тогда разницу в возрасте и опыте.

На всю жизнь благодарен я поэту Андрею Досталю. Более трёх лет он почти ежедневно занимался со мной в литературной консультации издательства "Молодая гвардия". Андрей Досталь открыл для меня Леонида Мартынова, в чью неповторимую интонацию - "Вы ночевали на цветочных клумбах?" - я сразу влюбился.

В 1949 году мне снова повезло, когда в газете "Советский спорт" я встретился с журналистом и поэтом Николаем Тарасовым. Он не только напечатал мои первые стихи, но и просиживал со мной долгие часы, терпеливо объясняя, какая строчка хорошая, какая плохая и почему. Его друзья - тогда геофизик, а ныне литературный критик В.Барлас и журналист Л.Филатов, ныне редактор еженедельника "Футбол-Хоккей", - тоже многому научили меня в поэзии, давая почитать из своих библилтек редкие сборники. Теперь Твардоаский не казался мне простоватым, а Пастернак чрезмерно усложнённым.

Мне удалось познакомиться с творчеством Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама. Однако на стихах, которые я в то время печатал, моё расширявшееся "поэтическое образование" совсем не сказывалось. Как читатель я опередил себя, поэта. Я в основном подражал Кирсанову и, когда познакомился с ним, ожидал его похвал, но Кирсанов справедливо осудил моё подражательство.

Неоценимое влияние на меня оказала на меня дружба с Владимиром Соколовым, который, кстати, помог мне поступить в Литературный институт, несотря на отсутствие аттесата зрелости. Соколов был, безусловно, первым поэтом послевоенного поколения, нашедшим лирическое выражение своего таланта. Для меня было ясно, что Соколов блестяще знает поэзию и вкус его не страдает групповой ограниченностью - он никогда не делит поэтов на "традиционалистов" и "новаторов", а только на хороших и плохих. Этому он навсегда научил меня.

В Литературном институте моя студенческая жизнь также дала мне многоедля понимания поэзии. На семинарах и в коридорах суждения о стихах друг друга были иногда безжалостны, но всегда искренни. Именно эта безжалостная искренность моих товарищей и помогла мне спрыгнуть с ходуль. Я написал стихи , и, очевидно, это было началом моей серьёзной работы.

Я познакомился с замечательным, к сожалению до сих пор недооценённым поэтом Николаем Глазковым, писавшим тогда так:

Я сам себе корежу жизнь,
валяю дурака.
От моря лжи до поля ржи
дорога далека.

У Глазкова я учился ассвобождённости интонации. Ошарашивающее впечатление на меня произвело открытие стихов Слуцкого. Они были, казалось, антипоэтичны, и вместе с тем в них звучала поэзия беспощадно обнажённой жизни. Если раньше я стремился бороться в своих стихах с "прозаизмами", то после стихов Слуцкого старался избегать чрезмерно возвышенных "поэтизмов".

Учась в Литинституте, мы, молодые поэты, не были свободны и от взаимовлияний. Некоторые стихи Роберта Рождественского и мои, написанные в 1953-55 годах, были похожы как две капли воды. Сейчас, я надеюсь, их не спутаешь: мы выбрали разные дороги, и это естественно, как сама жизнь.

Появилась целая плеяда женщин-поэтов, среди которых, пожалуй, самыми интересными были Ахмадулина, Мориц, Матвеева. Вернувшийся с Севера Смеляков привёз полную целомудренного романтизма поэму "Строгая любовь". С возращением Смелякова в поэзии стало как-то прочнее, надёжнее. Начал печататься Самойлов. Его стихи о царе Иване, "Чайная" сразу создалиему устойчивую репутацию высококультурного мастера. Были опубликованы "Кёльнская яма", "Лошади в океане", "Давайте после драки помашем кулаками..." Бориса Слуцкого, стихи новаторские по форме и содержанию. По всей стране запелись выдохнутые временем песни Окуджавы. Выйдя из долгого кризиса, Луговский написал: "Ведь та, которую я знал, не существует...", у Светлова снова пробилась его очаровательная чистая интонация. Появилось такое масштабное произведение, как "За далью - даль" Твардовского. Все зачитывались новой книжкой Мартынова, "Некрасивой девочкой" Заболоцкого. Как фейерверк возник Вознесенский. Тиражи поэтических книг стали расти, поэзия вышла на площади. Это был период расцвета интереса к поэзии, невиданный доселе ни у нас и нигде в мире. Я горд, что мне пришлось быть свидетелем того времени, когда стихи становились народным событием. Справедливо было сказано: "Удивительно мощное эхо, - очевидно, такая эпоха!"

Мощное эхо, однако, не только даёт поэту большие права, но и налагает на него большие обязанности. Воспитание поэта начинается с воспитания поэзией. Но впоследствии, если поэт не поднимается до самовоспитания собственными обязанностями обязанностями, он катится вниз, даже не смотря на профессиональную искушённость. Существует такая мнимо красивая фраза: "Никто никому ничего не должен". Все должны всем, но поэт особенно.

Стать поэтом - это мужество объявить себя должником.

Поэт в долгу перед теми, кто научил его любить поэзию, ибо они дали ему чувство смысла жизни.

Поэт в долгу перед теми поэтами, кто были до него, ибо они дали ему силу слова.

Поэт в долгу перед сегодняшними поэтами, своими товарищами по цеху, ибо их дыхание - тот воздух, которым он дышит, и его дыхание - частица того воздуха, которым дышат они.

Поэт в долгу перед своим читателями, современниками, ибо они надеются его голосом сказать о времени и о себе.

Поэт в долгу перед потомками, ибо его глазами они когда-нибудь увидят нас.

Ощущение этой тяжёлой и одновременно счастливой задолженности никогда не покидала меня и, надеюсь, не покинет.

После Пушкина поэт вне гражданственности невозможен. Но в XIX веке так называемый "простой народ" был далёк от поэзии, хотя бы в силу своей неграмотности. Сейчас, когда поэзию читают не только интеллигенты, но и рабочие, и крестьяне, понятие гражданственности расширилось - оно как никогда подразумевает духовные связи поэта с народом. Когда я пишу стихи лирического плана, мне всегда хочется, хочется чтобы они были близки многим людям, как если бы они сами написали их. Когда работаю над вещами эпического характера, то стараюсь находить себя в тех людях, о которых пишу. Флобер когда-то сказал: "Мадам Бовари - это я". Мог ли он это сказать о работнице какой-нибудь французской фабрики? Конечно, нет. А я, надеюсь, что могу сказать то же самое, например, о из моей и о многих героях моих поэм и стихов: "Нюшка - это я". Гражданственность девятнадцатого века не могла быть такой интернационалистической, как сейчас, когда судьбы всех стран так тесно связаны с друг другом. Поэтому я старался находить близких мне по духу людей не только среди строителей Братска или рыбаков Севера, но и везде, где происходит борьба за будущее человечества, - в США, в Латинской Америке и во многих других странах. Без любви к родине нет поэта. Но сегодня поэта нет и без участия в борьбе, происходящей на всём земном шаре.

Быть поэтом первой в мире социалистической страны, на собственном историческом опыте проверяющей надёжность выстраданных человечеством идеалов, - это налагает особую ответственность. Исторический опыт нашей страны изучается и будет изучаться и по нашей литературе, по нашей поэзии, ибо никакой документ сам по себе не обладает психологическим проникновением в сущность факта. Таким образом, лучшее в советской литературе приобретает высокое значение нравственного документа, запечатляющее не только внешние, но и внутренние черты становления нового, социалистического общества. Наша поэзия, если она не сбивается ни в сторону бодряческого приукрашивания, ни в сторону скептического искажения, а обладает гармонией реалистического отображения действительности в её развитии, может быть живым, дышащим, звучащим учебником истории. И если этот учебник будет правдив, то он по праву станет достойной данью нашего уважения к народу, вскормившего нас.

Переломный момент в жизни поэта наступает тогда, когда, воспитанный на поэзии других, он уже начинает воспитывать своей поэзией читателей. "Мощное эхо", вернувшись, может силой возратной волны сбить поэта с ног, если он недостаточно стоек, или так контузить, что он потеряет слух к поэзии, и ко времени. Но такое эхо может и воспитать. Таким образом, поэт будет воспитываться возратной волной собственной поэзии.

Я резко отделяю читателей от почитателей. Читатель при всей любви к поэту добр, но взыскателен. Таких читателей я находил и в своей профессиональной среде, и среди людей самых различных профессий в разных концах страны. Именно они и были всегда тайными соавторами моих стихов. Я по-прежнему стараюсь воспитывать себя поэзией и теперь часто повторяю строки Тютчева, которого я полюбил в последние годы:

Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся, -
И нам сочуствие даётся,
Как нам даётся благодать...

Я чувствую себя счастливым, потому что не был обделён этим сочуствием, но иногда мне грустно потому, что я не знаю - сумею ли знего отблагодарить в полной мере.

Мне часто пишут письма начинающие поэты и спрашивают: "Какими качествами нужно обладать, чтобы сделаться настоящим поэтом?" Я никогда не отвечал на этот, как я считал, наивный вопрос, но сейчас попытаюсь, хотя это, может быть, тоже наивно.

Таких качеств, пожалуй, пять.

Первое: надо, чтобы у тебя была совесть, но этого мало, чтобы стать поэтом.

Второе: надо, чтобы у тебя был ум, но этого мало, чтобы стать поэтом.

Третье: надо, чтобы у тебя была смелость, но этого мало, чтобы стать поэтом.

Четвёртое: надо любить не только свои стихи, но и чужие, однако и этого мало, чтобы стать поэтом.

Пятое: надо хорошо писать стихи, но если у тебя не будет всех предыдущих качеств, этого тоже мало, чтобы стать поэтом, ибо

Поэта вне народа нет,
Как сына нет без отчей тени.

Поэзия, по известному выражению, - это самосознание народа. "Чтобы понять себя, народ и создаёт своих поэтов".