Биографии Характеристики Анализ

Этническая конфликтология. Этнический конфликт

Этнические конфликты, представляют собой проявление межнациональной напряженности в виде конкретных форм противодействия между этническими общностями (группами), постоянно осложняют жизнь людей во всех уголках земного шара, поэтому психология не может оставить их вне поля своего зрения. Для психологов важно определить, что является этническим конфликтом, а что нет; каковы их причины„какие виды они принимают и как влияют на людей; как разрешаются или регулируются этнические конфликты. Мы рассмотрим важнейшие задачи при изучении и осмыслении конфликтов, которые ставят перед собой именно психологи. Среди общего круга проблем, с которыми сталкиваются в целом представители всех наук, можно назвать следующие:

Построение классификаций и типологий этнических конфликтов;

Определение числа этнических конфликтов в стране или в регионе;

Формулирование стратегии выхода из конфликтной ситуации либо перевода этнического конфликта в политически приемлемую форму;

Определение круга экспертов, подготовка которых действительно соответствует задачам изучения и практического воздействия на конфликт;

Формирование в общественном сознании людей адекватных представлений о реальной роли этничности и этнических конфликтов в современных политических процессах в стране.

При объективном анализе и осмыслении сущности и содержания этнических конфликтов (особенно в социальной сфере) необходимо учитывать социально-экономические, политические, социокультурные и социально психологически ценности, существующие в конкретном обществе.

Этнические конфликты представляют собой одну из форм политических отношений -- конфронтацию между двумя или несколькими этносами (или между их отдельными представителями, между конкретными субэтническими элементами), характеризующуюся состоянием взаимных претензий, имеющую тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн. Они возникают, как правило, в многонациональном государстве и присутствуют в форме противостояния «группа -- группа», «группа -- государство».

Специфическая особенность конфликтов между «мирами» заключается в принципиальной невозможности их различения с помощью логики, рационализма.

Основной причиной, способствующей сохранению «миров» является потребность в значении, т.е. потребность создания собственного мира, как условия безопасности, жизнедеятельности, самореализации, идентификации. Любой другой «мир» рассматривается как враждебный и угрожающий существованию данного «мира». Конфликт «миров» означает столкновение способов реализации человеческих потребностей.

Традиционные аналитические методы урегулирования конфликта в ситуации рассматриваемого конфликта являются неэффективными, гак как субъекты конфликта не желают ни при каких условиях идти на компромисс, уступки, полагая, что осуществляется посягательство на их жизненно важные ценности и потребности. Подобные конфликты могут быть разрешены с по- мощью метода межэтнического реконструирования жизненного мира -- путем создания нового мира или в ходе постепенных структурных изменений общества.

Российские ученые считают, что одной из главных предпосылок этнического конфликта выступает идеология национал - экстремизма -- теории и практики национального превосходства, (неприятия культуры, традиций, религии, обычаев другого народа). Национал-экстремизм, как правило, спекулирует на объективных противоречиях, трудностях экономического, социального, экологического, духовного характера, «белых пятнах» истории, несовершенстве национально-государственного устройства, правовой защиты чести и достоинства граждан, перегибах в кадровой политике по национальному признаку. Всему этому придается «национальная» окраска, центр тяжести переносится на противопоставление народов, проповедь исключительности «своей» нации и возложения на инонационального соседа вины.

Этнические конфликты сопровождаются определенной динамично меняющейся социально-политической ситуацией, порожденной неприятием ранее сложившегося положения существенной частью представителей одной (нескольких) из местных этнических групп, и проявляющейся в виде хотя бы одного из следующих действий данной группы:

а) начавшейся ее эмиграции из региона, определяемой общественным мнением данной группы как «исход», «массовое переселение» и т. п., существенно изменяющей местный этно-демографический баланс в пользу «других» остающихся этнических групп;

б) создания политической организации («национального» или «культурного» движения, партии), декларирующей необходимость изменения создавшегося положения в интересах указанной этнической группы (групп) и тем самым провоцирующей ответное противодействие органов государственной власти;

в) спонтанных (не подготовленных легально действующими организациями) акций протеста против ущемления своих интеpecoв со стороны представителей другой (других) местной этнической группы или органов государственной власти в виде массовых митингов, шествий, погромов.

Этнический конфликт всегда представляет собой явление политическое, ибо даже если инициаторы перемен стремятся к изменению ситуации только в культурной или социально- экономической области, они могут достичь своих целей лишь путем обретения определенных властных полномочий, достаточных для осуществления подобного изменения подвластными полномочиями, к перераспределению которых всегда стремятся участники этнических конфликтов: обычно понимаются способность и возможность одной группы людей распоряжаться деятельностью других групп людей.

Этнические конфликты можно классифицировать по различным основаниям. Самой общей классификацией служит деление этнических конфликтов на два вида по особенностям противостоянию их сторон:

1. Конфликты между этнической группой (группами) и государством.

2. Конфликты между этническими группами (между ассоциациями групп).

Эти два вида конфликтов ученые часто обобщенно называют межнациональными, понимая под ними любые противоборства между государствами и субгосударственными территориальными образованиями, причиной которых является необходимость защитить интересы и права соответствующих наций, народов или этносов.

Кроме того, возможна классификация этнических конфликтов по приоритетным целям, сформулированным организациями одной из сторон, а, следовательно, и по возможным последствиям для полиэтничного социума, в котором они развиваются. В связи с этим обычно различают:

1. Социально-экономические конфликты, возникающие на основе требований выравнивания уровня жизни, социально- профессионального состава и представительства в элитных слоях (со стороны представителей «отстающих» этнических групп) либо прекращения льгот, субсидий и экономической помощи «другим» (со стороны членов «лидирующих» групп). Они являются следствием неудовлетворенности той или иной нации, не имеющей собственной государственности, своим правовым статусом или имеющей ее в усеченной форме.

2. Этно-территориальные конфликты, которые, как правило, имеют глубокие исторические корни.

3. Этно-демографические конфликты, которые возникают там, где реальна опасность размывания, растворения этноса в результате быстрого механического притока иноязычного населения. Приоритетным требованием в таких случаях становится защита прав коренной нации, введение разного рода ограничений для «пришлых».

По формам проявления этнические конфликты могут быть:

Насильственными (депортация, геноцид, террор, погромы и массовые беспорядки).

Ненасильственными (национальные движения, стихийные шествия, митинги, эмиграция), а по времени -- долговременными и кратковременными.

Этнические конфликты носят уникальный характер. Они являются следствием распада или дезинтеграции социума, дискриминации одной нации другой, нарушением соглашений, разрыва социальных отношений и связей между людьми. Причинами межэтнических конфликтов является борьба за распределение и перераспределение материальных и культурных ценностей между этносами, этническими группами.

В качестве инициаторов начинающегося этнического конфликта всегда выступают лидеры этнических общностей (очень часто стоящие во главе национального движения), преследующие цель изменить существующую в данный момент ситуацию в интересах обеспечения более справедливого, с их точки зрения, учета национальных интересов их народа.

Психология обычно различает несколько стадий этнического конфликта.

1. Противоречия, возникающие между национальными группами, имеющими несовместимые цели в борьбе за территорию, власть, престиж, получили название конфликтной ситуации.

2. Имеющиеся социальные противоречия, хотя и играют решающую роль среди причин возникновения этнических конфликтов, не всегда приводят напрямую к развитию последних. Нужно, чтобы противоборствующие стороны осознали несовместимость своих интересов и имели соответствующую мотивацию поведения. Так наступает стадия осознания конфликтной ситуации

3. Если объективная конфликтная ситуация осознана, даже случайные события из-за присущей межэтническим отношениям эмоциональности, а порой и иррациональности, могут привести к конфликтному взаимодействию как наиболее острой стадии. В это время этнические конфликты имеют тенденцию к саморазрастанию или эскалации, что может привести даже к этнополитическим войнам.

4. Этнические конфликты могут быстро разгораться и тут же завершаться, а могут и «тлеть» очень долго. В любом случае в это время имеет место их последняя стадия, получившая название урегулирование, или нейтрализация конфликта.

Урегулирование этнического конфликта подразумевает нахождение нового, компромиссного и приемлемого для всех основных его участников баланса властных полномочий в том полиэтничном обществе, где этот конфликт возник и развивался в форме политической борьбы.

Урегулирование в полном смысле слова практически возможно только в случае конфликтов по культурно-языковым причинам, да и то лишь при том условии, что требования со стороны, как правило, этнического меньшинства признать его права на более широкое, чем прежде, использование своего языка и культурных символов в общественных местах не вызывают резкого неприятия у большинства представителей местного

Важной формой достижения согласия или завершения конфликта между этническими общностями, их представителями выступает заключение межэтнического компромисса. Он предполагает достижение взаимопонимания или частичного завершения межэтнического конфликта путем взаимных уступок и согласования интересов (посредством их частичного удовлетворения). Модель завершения межэтнического конфликта таким способом используется в условиях, когда его участники имеют равные возможности при отсутствии достаточных ресурсов для полного удовлетворения интересов одной из конфликтующих сторон.

ЭТНИЧЕСКАЯ ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ И КОНФЛИКТОЛОГИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ Ирина Александровна Лапина, доцент кафедры истории РГПУ им. А. И. Герцена lapina_ir@ inbox. ru

Проект «Гуманитарные технологии в социальной сфере» Ø Технологии формирования религиозной и этнической Ø Ø Ø толерантности Технологии психологической помощи в кризисных и чрезвычайных ситуациях Технологии профилактики девиации в социальной среде Технологии урегулирования конфликтов Технологии адаптации мигрантов Технологии международной коммуникации в сфере образования и науки и др.

Программа «Толерантность в современном мире» Цель – подготовка к эффективному решению профессиональных педагогических задач, связанных с проблемами конфликтности, толерантного сознания и поведения в условиях полиэтничной и поликонфессиональной среды Учебные модули программы § § § Этническая конфликтология Толерантность как социально-психологический феномен Религиозная толерантность Политическая толерантность Правовые технологии формирования толерантности

ЭТНИЧЕСКАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ: структура курса I. ТЕОРИЯ ЭТНИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА II. ИМПЕРИИ И НАРОДЫ: ИСТОРИЯ И ТЕОРИИ НАЦИОНАЛИЗМА III. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ЭТНИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА Case study. 1. еноцид-Холокост-Шоа Г 2. Кавказская война 3. Косовский кризис 4… и др. IV. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭТНОКОНФЛИКТОЛОГИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ

Результаты освоения курса этноконфликтологии 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Понимание деструктивной специфики этнических и конфессиональных конфликтов, причин их возникновения, социальной структуры и динамики. Знание классических примеров социальных конфликтов на этнической почве и представление о современных очагах межэтнической напряженности в мире и стране. Обладание навыками аналитического подхода к этническим конфликтам, представление о способах прогнозирования, предотвращения и урегулирования этнических конфликтов. Представление о современных социальных и педагогических технологиях формированиятолерантного сознания, применяемых в разных странах. Владение современными средствами и методами изучения конфликтов в образовательной деятельности. Владение стратегиями педагогическогоповедения в ситуации конфликтного взаимодействия скрытыхпоследствий и этнических конфликтов. Знание информационных источников и институциональных структур, связанных с этноконфликтологической проблема-тикой, представление о деятельности государственных и общественных учреждений, направленной на организацию конструктивного взаимодействия различных конфесиональ-ных и этнических групп

1. ЭТНОКОНФЛИКТОЛОГИЯ: ПРЕДМЕТНОЕ ПОЛЕ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ 1. 1. Общая и этническая конфликтология: сходство и различия 1. 2. Классификация этнических конфликтов 1. 3. Структура этнических конфликтов 1. 4. Управление конфликтом

1. 1. Общая и этническая конфликтология: сходство и различия Общая теория конфликта XIX век: К. Маркс, А. Смолл, Л. Гумпилович XX век: Л. Коузер, Дж. Рекс, Р. Дарендорф, Л. Крисберг Социальный конфликт это: – 1) открытое столкновение социальных групп борьбе за в ресурсы(Л. Коузер); 2) отношения между сторонами, которые уверены в том, что они имеют несовместимые цели (Л. Крисберг) Предмет (объект) конфликта: территория, экономические ресурсы, гражданские и политически права, власть, культурные установки, информационные ресурсы, базовые ценности.

Этническая конфликтология Конец. XX века: М. Бэнтон, К. Дойч, Г. Кон, Д. Кэмпбелл, Р. Сегал, П. Шибутани, С. Энлоу, Э. Смит, Э. Геллнер, Д. Хоровиц, Б. Андерсон. В. А. Авксентьев, Л. М. Дробижева, Е. А. Степанов, З. Сикевич, В. А. Тишков, В. А. Шнирельман. Этнос (греч.) –народ. Этничность осознание себя частью народа – Этнический конфликт, в котором хотя бы одна из сторон позиционирует себя с этничностью. Нация –политическая общность, согражданство Громов И. А. , Мацкевич А. Ю. , Семенов В. А. Западная теоретическая социология. СПб. , 1996 Степанов Е. А. Современная конфликтология. СПб. , 2006 Авксентьев В. А. Этническая конфликтология. Ставрополь, 2003

Проблема этногенеза и этничности Научные школы в культурной антропологии (этнологии) Этнос – это разросшаяся из многих поколений семья («примордиализм») Этнос – это культурно-историческая общность, закрепленная в социальной памяти, правовых нормах и традициях, формирование этнической общности регулируемый процесс («конструктивизм»); Этнос -это идентичность, актуализированная в политических целях («функционализм»); Научные школы в этноконфликтологии: Эволюционистская Ø Антропологическая Ø Реалистическая Ø Социально-психологическая Ø

Особенности этнических конфликтов: - наличие иррациональных мотивов; - комплексный характер; - сложная динамика; - деструктивные сценарии развертывания

Общая теория конфликта Этноконфликтология Предмет Конфликт как социальный феномен Этнические конфликты Методы Социология Политология Право Психология История Экономика и др. История Культ/антропология Социология Психология Право Педагогика и др. Исследовательская парадигма Конфликт – Этнические естественный конфликты могут способ представлять социальную опасность социального и требуют взаимодействия рационального

Функции этнической конфликтологии: конкретно-историческое изучение этнических конфликтов и их типологизация; экспертиза этнической составляющей социальных конфликтов; выявление конфликтогенных факторов и прогнозирование их развития; предотвращение, урегулирование или минимизация негативных последствий этнических конфликтов

1. 2. Классификация этнических конфликтов По предмету конфликта: По составу (статусу) участников: этноконфессиональные межличностные этнополитические межгрупповые этнокультурные межэтнические экономические этнонациональные фантомные межнациональные По длительности: долговременные кратковременные По характеру проявления: эволюционные- скачкообразные интенсивные вялотекущие По масштабам: локальные крупномасштабные По средствам борьбы: мирные вооруженные

1. 3. Структура этнических конфликтов. Социологическая структура конфликта Право на жизнь X Z` Y Z``` Z``

1. 4. Управление конфликтом Методы воздействия Способы разрешения инцидента политико-правовые экономические психологические просвещенческие военно-силовые консенсус компромисс сепарация предупреждение подавление

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ n этническая интолерантность, этнос, нация, этногенез, противоречие, конфронтация, конфликт, диагностика конфликта, этноконфликтологическая экспертиза, культурные границы, ценностные установки, структура конфликта, структурный анализ, социологическая структура конфликта, субъектыконфликта, предмет конфликта, зона разногласий, межролевой конфликт, динамическая структура конфликта, диахронный метод, синхронный метод, метод включенного наблюдения, латентная стадия конфликта, эскалация, кульминация, инцидент, разрешениеконфликта, постконфликтная стадия, конфликтная ситуация, управление конфликтом, деструктивные технологии, конструктивные технологии, компромисс, сепарация, консенсус, превентивные меры, деэскалация, институциализация конфликта, конфликтогенные факторы, мониторинг, консалтинг.

ЛИТЕРАТУРА Авксентьев А. Этическаяконфликтология В 2 ч. Ставрополь, В. . 2001 -2003 Аклаев А. Р. Этнополитическая конфликтология. Анализ и менеджмент. М. , 2006 Барт Ф. (ред.) Этнические группы и социальные границы. Социальнаяорганизация культурныхразличий. М. , 2006 (slo, 1969) O Громов И. А, Мацкевич А. Ю. , Семенов В. А. Западная теоретическая социология. СПб. , 1996 Дарендорф Р. Тропы из утопии М. , 2002 Коузер Л. Функции социального конфликта. М. , 2000 Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. Вып. 18: Этническая и региональная конфликтология. – Москва-Ставрополь, 200 Степанов Е. И. Современная конфликтология. СПб. , 2006 Тишков. В. А. Реквиемпо этносу. Исследования социальнойи по культурной антропологии. М. , 2003

2. ИМПЕРИИ И НАРОДЫ: ИСТОРИЯ И ТЕОРИИ НАЦИОНАЛИЗМА 2. 1. Империи и «национальный вопрос» 2. 2. Пробуждение национализма 2. 3. Виды и формы национализма 2. 4. Теория мобилизации

2. 1. Империи и «национальный вопрос» Признаки империи как исторической формы государства: обширность территории; q полиэтничность и поликонфессиональность населения; q политическая и культурное доминирование государствообразующего народа; q централизация управления q

Стратегии аккультурации (Теория Дж. Берри АККУЛЬТУРАЦИЯ Ассимиляция Сепарация Интеграция Маргинализация Инструменты ассимиляции: государственный язык, государственная религия, государственное право

Способы территориального размещения этнических меньшинств «Национальные окраины» Ø Анклавы Ø Диаспоры Ø Экстерриториальные народы Ø «Национальный вопрос» это вопрос о взаимоотношениях этнического меньшинства и этнического большинства. Дискриминацияущемление прав, правовое – неравноправие

Количество общероссийских и национальных партий в 1905 -1917 г. г. С. -д Неонароднич. Либербурж. Монарх. Всего Общероссийски е 1 5 25 10 41 Национальные 29 32 52 - 113 Ø Ø Способы решения «национального вопроса» в программах российских политических партий: Суверенитет Территориально- национальная автономия Федеративное устройство Культурно-национальная автономия

2. 3. Теории национализма Национализм это политическая идеология, – 1) система идей, центральной из которых является идея о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе 2) система идей, основанных на стремлении к политической реализации коллективной этнической идентичности при помощи государства. Формы реализации национализма n n n Либерализм Патриотизм Сепаратизм Этноизоляционизм Шовинизм Нацизм

Современные виды национализма 1. Государство-строительный 2. Государство-ориентированный: - «национализирующий» национализм; - национализм внешней исторической родины; - национализм этнических меньшинств; - национально-популистский национализм. (Р. Брубейкер. Мифы и заблуждения в изучении национализма// Imperi. 2000. №№ 1, 2) Ab о

Соотношение этнического и национальног в теориях национализма Психологическая основа национализма – этноцентриз Какое значение в формировании этноцентристског сознания имеют: - национальная/этническая территория (родина)? - национальная/этническая культура? - национальные/этнические традиции? 1. Примордиалистский эссенциализм Аутентичная территория. Традиционная культура. Нация= этнос- «общность крови и почвы» (И. Г. Гердер) Этнонационализм.

2. Конструктивистский модернизм Территория – вместилище власти. «Национальная культура» , «национальная традиция» , основа легитимационного механизма. Нация= согражданство = конструируемое единство. Гражданский национализм. «Национализм - это совсем не то, чем он кажется, и, преж всего, самому себе. Культуры, которые он требует защищать и возрождать, часто являются его собственны вымыслом, или изменены до неузнаваемости» . (Э. Геллнер Стадии этнической мобилизации (развития национализма): 1) повышенное внимание к истокам культуры: истории, языку поэзии, фольклору; 2) формирование системы идей, обосновывающих коллективн притязания; 3) массовое политическое движение за реализацию идей Исторические идеологемы как способ обоснования территориальных претензий: - предшествование - преемственность - справедливость /несправедливость

3. Этносимволизм Территория («родина»), культура, традиции – символическая основа национализма, имеющая опору в реальности. «Символические элементы нации, ее мифы, ценности, традиции эмоционально нагруженная территория - «родина» - рукотворн сконструированные феномены. Однако, они поддаются трансформации лишь в очень ограниченной степени, представ собой часть мифосимволических комплексов большой длительности, уходящих в древние времена формирования этнических ядер современных наций. Они являются символическими резервуарами, из которых националисты черпают материал для нациестроительства. Лидеры национал движений и интеллигенция, ищущие свою идентичность, выборочно используют элементы из этого резервуара, заново интерпретируют и реконструируют их» . Э. Смит. Национализм и модернизм. Критический обзор современны теорий национализма. М. , 2004 Национализм в мировой истории/Под ред. В. А. Тишкова, В. А. Шнирельмана. М. , 2007) П. Мейлехс. Отдавая «родине» должное. Опыт эмпирио-символическо исследования турок-месхетинцев центральной России: www. cisr. ru/files/publ/Meylakhs_Ab. I_Homeland. pdf

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ империя, национальные окраины, анклавы, экстерриториальные народы, унитаризм, этническая иерархия, «национальный вопрос» , аккультурация, ассимиляция, сепарация, интеграция, маргинализация, этническая иден-тичность, этноцентризм, ксенофобия, национализм, суверенитет, федерация, террито -риальная автономия, культурно-национальная (персональная) автономия, идеология, этногенетический миф, либерализм, патриотизм, сепаратизм, экстремизм, шовинизм, расизм, этноцид, мобилизация этничности, фантомные конфликты, манипулирование этническим сознанием

ЛИТЕРАТУРА Амелин В. В. Вызовы мобилизованной этничности. М. , 1997 Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. 2001 М. , Балибар Э. , Валлерстайн И. Раса. Нация. Класс. Двусмысленные идентичности. М. , 2003 Бергер П. , Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М. . 1995 Берри Дж. , Пуртинга А. , Сигалл М. , Дасен Кросс-культурная. П психология. Харьков, 2007 Геллнер Э. Нации и национализм. М. , 1981 Германский национализм /Сост. В. Пруссаков. М. , 1994 Градировский С. собирания земель к собиранию народов. От Этнический фактор в нациестроительстве // www. polit. ru/research/ Национализм в мировой истории /Под ред. В. А. Тишкова и и В. А. Шнирельмана. М. , 2007

3. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ЭТНИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА Технология Case study анализ примеров « »: Дидактические требования к выбору примеров историческая «отстраненность» ; отчетливость генетической и социологическо структуры конфликта; наличие источников; методическая разработанность; особенности образовательной программы

Case study 1: Геноцид – Холокост - Шоа Основное содержание: Краткаяисторияеврейского народа. Традиционная культура. Еврейскаядиаспорав Европе. Христианский антисемитизм. Просвещение и антисемитизм нового времени. Неоромантизм проблемакультурного и кризиса. Расистский антисемитизм Западной Европе. Германское в неоязычество и идеолгия «folk» . Антисемитизмв России. Национальные движения в Европе и сионизм. Государственный антисемитизм III рейхе. Катастрофаеврейскогонаселения в Европы в годы Второй мировой войны. Особенности Холокоста на территории СССР. Проблемы Сопротивления нацизму. Суд над фашизмом. Источникии историография. Отражение Холокостав литературеи искусстве. Архивы и музеи Холокоста в разных странах мира. Современные проблемы истории Холокоста.

История антисемитизма Нюрнбергский процесс, денацификация Разгром нацистской Германии Холокост Нацистский антисемитизм Антисемитизм нового времени Христианский антисемитизм Антисемитизм в античном мире

БИБЛИЯ Ветхий Завет (Та. На. Х) Пятикнижье Пророки (Хумаш) -Тора (Невиим) Бытие (Брейшит) 9 книг истории Исход (Шмот) Левит (Ваикра) Числа (Бемидбар) Второзаконие (Дварим) Писания (Ктувим) Ездра Нехемия Хроники Теодицея Поэзия Новый Завет Евангелия Марк Матфей Лука Иоанн Апостолы Деяния и Послания (от Петра-3, от Павла-14, от Иоанна-3, от Иуды-1)

Христианский антисемитизм (средние века) ИУДАИЗМ И ХРИСТИАНСТВО: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ Основные вопросы Священные книги Сущность вероучения: - трактовка Бога - трактовка Мессии - этическая концепция (Закон) Организация религиозной общности: - границы общности - политическая концепция - организация взаимосвязи Ритуальная система: - жертвоприношение - религиозная чистота - календарь и праздники Иудаизм Христианство

Якобы осквернение гостии евреями. Окно готического собора Св. Михаила в Брюсселе. (From: Fifty Questions on Antisemitism. Ed. by Anne Frank House, Amsterdam 2005, S. 57) «Осквернение гостии» . Окно собора Святого Михаила в Брюсселе.

Гонения на иудеев в средневековой Европе 1095 –Клермонский собор; призыв папы Урбана крестовому II к походу; 1096 –Первый крестовый поход; разгром еврейского квартал Вормсе; 1099 –разгром еврейского квартала в Иерусалиме; 1147 – послание Пьера из Клюни накануне второго крестовог похода; 1215 - сожжение Талмуда и др. еврейских книг в Париже; 1290 -изгнание евреев из Англии; 1305; 1394 – изгнание из Франции; 1348 – расправы с евреями во время эпидемии чумы; 1481 - 1808 – испанская инквизиция; 1491 –изгнание из Австрии; 1492 - изгнание из Испании; 1497 – изгнание из Португалии; 1542 - « 8 требований против евреев» М. Лютера; 1555 – булла папы Павла об образовании гетто и др. IV

Антисемитизм нового времени Причины роста антисемитизма в «Эпоху Знания» Экономическая конкуренция Рост доверия к научным теориям Распад империй и формирование национальных государств Поиск культурной идентичности Конкурентоспособность евреев в информационной сфере

Ф. Ницше. Антихристианин «… 2. Что хорошо? - Все, от чего возрастает в человеке чувство силы, воля к власти, могущество. Что дурно? - Все, что идет от слабости. Что счастье? - Чувство возрастающей силы, власти, чувство, что преодолено новое препятствие. Не удовлетворяться, нет, - больше силы, больше власти! Не мир - война; не добродетель, а доблесть (добродетель в стиле Ренессанса, virtu – без примеси моралина). Пусть гибнут слабые и уродливые - первая заповедь нашего человеколюбия. Надо еще помогать им гибнуть. Что вреднее любого порока? Сострадать слабым и калекам. 3. Проблема, что я ставлю, не в том, кто сменит человека в ряду живых существ (человек-конец), а в том, какой тип человека надлежит взращивать, какой наиболее высокоценен, более других достоин жизни, какому принадлежит будущее. Такой высокоценный тип в прошлом нередко существовал на земле - но как счастливый, исключительный случай и никогда - согласно воле. Напротив, его более всего боялись, он, скорее, внушал ужас, и страх заставлял желать, взращивать и выводить обратное ему - домашнее, стадное животное, больное человеческое животное - христианина…»

Государственный антисемитизм в. Рейхе III Нюрнбергские законы Закон о защите немецкой крови и немецкой чести 15 сентября 1935 г. § 1. Брачные союзы евреев с гражданами немецкой или близкой ей крови запрещаются. Браки, заключенные вопреки закону, недействительны, даже если они будут зарегистрированы за границей для того, чтобы обойти закон. Отмена уже заключенного брака может производиться лишь по требованию прокурора. § 2. Внебрачные связи между евреями и гражданами немецкой или близкой ей крови воспрещаются § 3. Евреям не разрешается нанимать прислугу моложе 45 лет из граждан женского пола немецкой или близкой ей крови. § 4. Евреям воспрещается поднимать флаги Рейха и земель, и пользоваться цветами государственного флага. Вместо этого им разрешается пользоваться цветами еврейской символики. Это их право находится под защитой государства. § 5. Нарушение запрета, обозначенного в § 1, карается принудительными работами. Нарушение запрета, обозначенного § 2, карается тюремным заключением или принудительными работами. Нарушение запрета, обозначенного в § 3 и § 4, влечет за собой тюремное заключение сроком до одного года и денежный штраф или одно из этих наказаний…

Договор о социалистическом соревновании/ // «Ножницы и утюг» . Фабричная многотиражка швейной фабрики «Профинтерн» (г. Витебск). 18 сентября 1930 г. «Я, школьник 6 -й белоруской школы, 2 класса, Исаак Нудельман, пионер 72 отряда базы швейников, вызываю на соцсоревнование моег отца, рабочего 2 -го пиджачного цеха Мотеля Нудельмана, и заключаю ним договор. Я, пионер, обязуюсь всегда хорошо учиться, не опаздыва на уроки, а также в отряде исполнять все возложенные на меня обязанности, быть хорошим, примерным пионером, и моему отцу – никогда не делать прогулов и быть примерным рабочим, не делать бра выполнять пятилетку в четыре года. И также нашему вожатому пионерами Цирлину, работающему на швейной фабрике, побольше бес и разъяснений пионерам, и выполнять также аккуратно обязанности фабрике, не иметь прогулов, выполнять пятилетку – в четыре года. Я подписываюсь на заем «Пятилетка в четыре года» на сумму 25 руб. и вызываю всех детей, родители которых работают на фабрике. n Пионер Исаак Нудельман Я, рабочий Мотель Нудельман, на вызов своего сына даю обязательство остаться на фабрике до конца пятилетки» . Мотель Нудельман» n

Протокол допроса свидетеля (ГАРФ, ф. 7021, оп. 69, д. 343, л. 1 -5) « 1943 год октября 11 дня. Помощниквоенногопрокурора воинскойчасти № 16651 капитан юстиции Алексеев допросил в качестве свидетеля нижеподписавшуюся, которая, будучипредупреждена об ответственности дачу ложныхпоказанийпо ст. за 95 УК, показала: Лярская Мария Савельевна, род. 1910, уроженка п. Лиозно Витебскойобл. , проживающаятам же по Дачной (Колхозной)ул. 30, б/п. Не судилась. По существу дела показала: «Во время оккупации немцами Лиозно я осталась в местечке, где живу до настоящего времени. Наше местечко немцыоккупировали летом 1941 г. Сразу же была организована полиция. Первыми вступили в полицию Ковальский Лев, Турков Константин, Савицкий Даниил, Селезнев (однорукий), Караваев Михаил, Дручкин и др. В феврале месяце 1942 года начались зверства. Собрали всех евреев, отвели их в Адаминскийсад и там порасстреливали: стариков, женщин и детей. Расстрелянных сбросили в ров и зарыли. Полиция выгоняланаше население зарывать трупы. Зарывали целый месяц, т. к. земля была мерзлая. Ходил зарыватьи мой муж (сейчас он призван в армию). Он рассказывал, что трупов было очень много, среди них старики, женщины, дети. Жители района, прилегающего ко рву, рассказывали, что они не моглибрать воду из речки, т. к. по рву сочиласькровь. Расстреливали полицейские Турков, Караваев, Савицкий, Хрулев. Особенно кровожаднымбыл Турков. Он сам рассказывал, что расстрелянобыло человек 500. У нас в местечкебыло многоевреев. Турков жил недалекоот меня, в доме № 28, и я его ежедневновидела. Пьяный, а пьян он был ежедневно, рассказывал, что детейбросали в яму живыми. Одна женщина – учительница. Толочанкина осталась жива. Турков пошел и на следующийдень ее убил. Он сам об этом рассказывал. Здесь в местечке осталась жена Туркова – Окунева Евдокия. Расстреливая евреев, полицейские их грабили, и имущество забирали себе, Я видела, как Турков после расстреловприносил домой к Окуневой вещи. Моя соседка Гукова рассказываламне, что она видела, как Окунева несла на речку мыть пальто, снятое Турковым с убитой им женщины…»

Особенности Холокоста на территории СССР Возложение на евреев вину за поддержку коммунистического режима; q Особая жестокость в процессе массового уничтожени мирных жителей; q Коллаборационизм местного населения; q Замалчивание советскими властями массового уничтожения советских граждан по этническому признаку q

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ иудаизм, еврейская традиция, еврейская диаспора, ашкеназы, сефарды, христианство, антисемитизм, «кровавый навет» , отличительныезнаки, депортация, марранизм, гетто, черта оседлости, хасидизм, Хаскала, реформизм, антисемитизм, асемитизм, расизм, германское неоязычество, фашизм, Нюрнбергские законы, нацизм, «хрустальная ночь» , оккупационный режим, айнзацгруппы, Ванзейская конференция, лагеря смерти, коллаборационизм, Нюрнбергский процесс, геноцид, Холокост, Шоа, праведники мира.

ЛИТЕРАТУРА Абрамская И. Стоящие в стороне, или стоящие рядом. Ирусалим, 2006 Альтман. И. А. Жертвыненависти. Холокостна территории. СССР 19411945. М. , 2003 Гессен Ю. И. История еврейского народа в России. М. , 1993 Телушкин. И. Еврейский мир Важнейшие знания о еврейскомнароде, его истории и религии. Иерусалим-Москва, 1998 Холокости еврейскоесопротивление оккупированной на территории СССР. Уч. пособие /Сост. И. А. Альтман. М. , 2002 Черная книга. Уничтожение евреев СССР в годы немецкой оккупации (1941 -1945). Сборник документов и материалов. Вашем Яд. Иерусалим- Москва, 1992 Интернет-ресурсы - Институт визуальной истории и образования Университета Южной Калифорнии (Лос-Анджелес): www. usc. edu/vhi - Институт изучения Катастрофы и мемориал Яд Вашем (Иерусалим): www. yadvashem. org/hp_rus. htm - Российский научно-просветителный центр «Холокост» (Москва): www. holofond. ru - Электронная еврейская энциклопедия: www/eleven. co. il

4. ЭТНИЧЕСКАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ РЕГИОНАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ 4. 1. Конфликтология межэтнических отношений и миграциология 4. 2. Проблемы диаспор 4. 3. Противодействие экстремизму 4. 4. Этноконфликтологический мониторинг

4. 1. Конфликтология межэтнических отношений и миграциология Глобализация – процесс усиления взаимозависимости стран и народов мира Миграция -перемещение Эмиграция – выселение за пределы какого-то государств Иммиграция – вселение в пределы какого-то государства Диффузия-постепенное, спонтанное проникновение Антропоструктура социокультурная структура – принимающей или отпускающей среды Антропоток а) то, что трансформирует (или деформирует) антропоструктуру; б) то, что дает ей жизненную энергию Современные принципы изучения этнической миграци системность, междисциплинарность, структурнофункциональный анализ, дифференцированный подх

Рационализация отношения к миграционным процессам Подходы к анализу миграционных процессов через призму различных дисциплин Исто рия Вопросы исследования Уровни/ единицы анализа Примеры гипотез Моделир. повед-я мигр-тов Антропол Демо огия графия гия Эконо мика Полито логия Право Социо логия Этно конф ликто логия

Структурно-логическая схема анализа миграционных процессов Миграционный процесс - Сферы влияния: трудовая сфера политическая сфера социальная сфера культурно-духовная сфера - Уровни анализа: социентальный региональный местный индивидуальный

Виды миграции В зависимости от наличия внешних угроз а) добровольная б) вынужденная В зависимости от мотивации принимаемого решения а) добровольная б) принудительная В зависимости от типа пересекаемых границ: а) внешняя б) внутренняя В зависимости от временных параметров а) безвозвратная б) временная: сезонная, маятниковая, контрактная В зависимости от содействия со В зависимости от статуса стороны государства - беженцы и ищущие а) организованная убежища б) неорганизованная - постоянные поселенцы - зарегистрированные трудовые мигранты - нелегальные мигранты

Проблемы государственно-правового регулирования миграции - Цель миграционной политики воздействие государства на: формирование желательного режима миграции населения динамику численности (сохранение, или изменение тенденци структуру различных категорий мигрантов темпы эмиграции и иммиграции качественные характеристики населения Сферы государственно-миграционной политики Законотворческая Правоприменительная Правозащитная

Факторы, влияющие на законотворческую деятельнос 1. Международные правовые стандарты (тенденция – унификация в соответствии с международными правовыми стандартами - Конвенция ООН о статусе беженцев 1951 г. - Единая позиция стран Европейского союза о согласованном применении определения статуса «беженец» 1996 г. (ограничительный подход) 2. Ценности национально-государственной политики (с учетом потребностей социально-экономического и демографическо развития общества). Новое миграционное законодательство базируется на цели пребывания – обучение, трудовая деятельность, иммиграци иждивенца к кормильцу, гуманитарные причины

Причины обострения проблем регулирования миграционных процессов в России 1. Открытые границы со странами ближнего зарубежья отсутствие визового режима и неурегулированность в рамках СНГ законодательства по борьбе с незаконной эмиграцией 2. Отсутствие адекватной новым российским реалиям правов базы по регулированию: а) объемов иммиграции (квотированию) б) пребыванию иностранных граждан и лиц без гражданства н территории страны в) их законному выдворению, или интеграции в российское общество

Федеральные законы «О государственной границе РФ» от 1. 04. 1993 «О вынужденных переселенцах от 19. 02. 1993 № 4528 -1 (действует в редакции 2000 г.) «О беженцах» от 19. 02. 1993 (действует в редакции 2000 г.) «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» в ред. от 24. 06. 1994 «О гражданстве РФ» от 31. 05. 2002 О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывани жительства в пределах РФ о 25. 07. 2002 г. № 5242 -1 О правовом положении иностранных граждан на территории РФ от 25. 07. 2002 № 115 -ФЗ О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства РФ 18. 07. 2007 г. № 109 -ФЗ Президентские указы Указ президента РФ «О привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы» от 16. 12. 1993 г. «О дополнительных мерах по упорядочиванию привлечения и использования в РФ иностранной рабочей силы» от 29. 04. 1994 Разработка концепции миграционной политики Программа по основным направлениям миграционной политики и Концепция регулирования миграционных процессов в РФ (утв. Распоряжением Правительства от 1. 03. 2003 г. № 256 -р)

4. 2. Проблемы диаспор Особенности диаспоры как социального феномена реальная и символическая связь с метрополией и взаимное влияние; Ø наличие «общинного» капитала; Ø неопределенность границ (кроме переселенной миграц существует маятниковая и сезонная миграция); Ø наличие языковых и психологических барьеров, отделяющих представителей диаспоры от окружающе большинства Ø

Типы адаптации мигрантов § § § Адаптация населения Адаптация обществе Адаптация к структурам и системам к этнической колонии к жизненным ориентациям местного к формам участия в гражданском в личных вопросах Процессуальная сторона адаптации Познавательный элемент (узнавание ситуации, обучение новым образцам поведения) Ø Психологическая переориентация (принятие принятых в данной среде критериев поведения) Ø

Конфликтогенные последствия интенсивных этнических миграций для принимающих обществ n n n n рост полиэтничности принимающих сообществ, возникновение новых и рост уже имеющихся диаспор; достижение высокого уровня диаспоральной насыщенности, переход этнической дисперсности в появление анклавов; развитие конкурирующего этнического предпринимательства; возникновение и развитие этнической криминализации; мигрантофобия; рост межэтнической напряженности в межличностных и межгрупповых отношениях; повышение частоты и тяжести бытовых а также масштаба социальных межэтнических конфликтов

Стратегии взаимодействия принимающего общества и этнической миграции Монокультурализм («спасение нации») - Поощрение рождаемости - Резкое ограничение миграции - Депортация не легальных мигрантов П. Бьюкенен. Смерть Запада. Как вымирание населения и нашествие иммигрантов угрожают нашей стране и цивилизации. 2000. Мультикультурализм Поликультурализм Предоставление Стратегия интеграции: сохранение равного статуса культурных (паритет) и равных традиций принивозможностей всем этническим мигрантаммающего общества и освоение куль(культур-ный турного наследия плюрализм). всех принимаемых народов. Сморгунова В. Ю. Теории американского мультикультурализма и проблемы развития гражд. общества // Измерение социальной напряженности: теория, методология и методика исследования. СПб. , 2002; Образование и межнациональные отношения: теория и практика много культурного образования. Ижевск, 2009

ЛИТЕРАТУРА Витковская Г. Кавказские мигранты в России: оценка и факторы адаптации, отношение местного населения antropotok. archipelag. ru/text /ad 03/htm; Международно- правовые аспекты современных миграционных процес Сб. cт. / Ред. . Н. Баранов В. Н. Новгород, 2004 Мукомель В. Российские дискурсы о миграции// Вестник общественног мнения. 2005. № 1: www. polit. ru/research/2005/07/08/mukomel. html Мукомель В. И. Миграционная политика в России: постсоветские контекс М. , 2005 Нормативно-правовая база и реализация Государственной программы содействию добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. М. , 2007 Нормативные правовые акты, регулирующие миграционные процессы Сб. док. М. , 2005 Основы миграционной политики. (Ред. И. Н. Барциц). М. , 2008 Международное публичное право. Сб. док. В 2 -х ч. М. , 2006 Проблемы правового регулирования межэтнических отношений и анти-дискриминационного законодательства РФ. М Немецко-русский обмен, 2004 Юдина Т. Н. Социология миграции. М. , 2006

4. 3. Противодействие экстремизму Экстремизм от лат. extremus – крайний) – (1) противоправное вытеснение оппонентов из социально среды; 2) агрессивные противоправные действия при наличии злого умысла или смысла. Националистический экстремизм – противоправные действия по отношению к лицам и группам лиц по этническим и расовым мотивам. Причины экстремизма: Ø Ø Ø социальная дезориентация граждан; неэффективная правовая система; несправедливая система распределения; недостаточный уровень образования; слабость институтов общественного контроля.

Этнический состав населения Петербурга по данным переписи 2002 г. 4 миллиона 661 тысяча человек, представители 138 этнических групп и национальностей. Русские составляют среди них 84, 7%. Среди наиболее многочисленных представителей други народов -украинцы(87, 1 тыс. -1, 9 %), белорусы(54 тыс. - 1, 2 %), евреи (36, 6 тыс. - 0, 8 %), татары(35, 6 тыс. - 0, 8 %), азербайджанцы (16, 6 тыс. - 0, 36%), армяне(19, 2 тыс. - 0, 4 %), грузины(10, 1 тыс. - 0, 2%), чуваши (60070. 13%), поляки(4451 - 0, 10%), финны (3980 - 0, 09%), корейцы(3908 - 0, 08%), немцы(3868 -0, 08%) и др. Среди малочисленных этносов– вепсы(318, 0, 0068 %), ненцы(192, 00, 41 %), эвенки(140, 0, 0030%), ханты (103, 0, 225%), чукчи (102, 0, 0022%) и др.

Методы государственно-правового противодействия националистическому экстремизму Ø Ø Ø Совершенствование правовой системы Совершенствование системы социальной защиты Сбалансированная миграционная политика Создание предпосылок для реализации культурных потребностей различных социальных и возрастных групп Обеспечение должного уровня и качества образования граждан

Методы общественного противодействия националистическому экстремизму: q q q общественное порицание и отказ в публичности; просвещение в области истории преступлений и геноцидов на расовой и этнической почве; выявление ситуации культурного непонимания в поведении представителей разных этнических групп, межкультурное и кросскультурное образование («узнавание» друга и поиск общих культурных ценностей); психолого-педагогическая помощь и профилактика; инкорпорации (включение) несистемных экстремисто более цивилизованную среду; общественный мониторинг экстремизма, его профилактика и нейтрализация на низовом уровне.

4. 4. Этноконфликтологический мониторинг § § Возможности этноконфликтологического мониторинга: отслеживание общих и специфических черт разнообразных межэтнических коллизий (в регионе, в районе, в коллективе) диагностика; прогностика; выработка эффективных мер воздействия Бюллетень сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. М. , РААН, 1993 -2011

Концептуальное обоснование программы мониторинга Индикаторы Демография и миграции: структура диаспоры, характер поселения, смешанные браки и др. Экономика и социальная сфера: разделение труда, занятость, состояние соц. защищенности и др. Культура, образование, информация: религиозная жизнь, языковая ситуация, календарь, традицион-ные праздники и обряды. Симптомы социальной напряженности: язык коммуникации, недовольство, претензии, эксцессы. Этапы мониторинга § § определение задач (выбор определенных аспектов анализа – конфликтогенных факторов) определение источников информации определениетех операций, посредством которыхэто можно сделать обоснование возможных действий по нейтрализацииили урегулированию

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ социальная мобильность, миграциология, иммиграция, эмиграция, диффузия, антропоструктура, антропоток, структурнофункциональный анализ, трудовая миграция, поселенческая миграция, маятниковая миграция, сезонная миграция, репатриация, депопуляция, демографический кризис, конфликтогеннын факторы, диаспора, мигрантофобия, миграционная политика экология культуры, латентная конфликтность, экстремизм, националистический экстремизм, этноконфликтологический мониторинг индикаторы социальной напряженности консалтинг, логика превентивного действия, общественная инициатива, социальное партнерство

ЛИТЕРАТУРА Авксентьев В. А. , Гриценко Г. Д. , Дмитриев А. В. Региональная конфликтология: экспертное мнение. М. , 2007 Айламазьян В. Б. , Осипов А. Г и др. Правовые механизмы противодействия дискриминации и разжиганию этнической вражды в России. М. , 2002 Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе М. , 200 Гилинский Я. Девиантность подростков. СПб. , 2001 Зубок Ю. А. , Чупров В. И. Молодежный экстремизм: сущность, формы, проявленияи тенденции. М. , 2009 Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. М. , 2001 Кожевникова Г. Радикальный национализм в России и противодействие ему в 2009 году http: //www. polit. ru/research/2004/10/21/hate_speech 1. html Красиков В. И. Экстремизм. Паттерны и формы. М. , 2009 Лебедева Н. М. Социальная психология этнических миграций. М. , 1993 Миграция и безопасность в России / Под ред. Г. Витковской и С. Панарин М. , 2000 Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга: теория, практика и методы профилактики экстремизма /под ред. А. А. Козлова и В. А. Канаяна. СПб. , 2008

Образование и межнациональные отношения: теория и практика много - культурного образования. Ижевск, 2009 Петербург - наш общий дом /Ред. Т. М. Смирнова /НЦ «Петрополь. СПб. , 2007 Платонов Ю. П. Психология конфликтного поведения. СПб. , 2009 Пэйн М. Социальная работа: современная теория. М. , 2007 Реальность этноса. Материалы ежегодной научно-практическо конференции /РГПУ им. А. И. Герцена. СПб. , 2000 -2011 Религии Санкт-Петербурга. Историко-культурный атлас/РГПУ им. А. И. Герцена. СПб. , 2002 Северный Кавказ. Бытовые традиции в веке /Отв. ред. В. А. XX Тишков, С. В. Чешко. 1996 М. , Степанов Е. А. Региональные конфликты: моделирование, мониторинг, менеджмент. М. , 2003 Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М. , 2007 Тишков В. А. Этнологический мониторинг и раннее предупреждение конфликтов. М. , 2007 Шнирельман В. А. Новый расизм. М. , 2011

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ § § § § § Европейская комиссия против расизма: www. ecri. coe. int Библиотека им. В. В. Маяковского. Программа «Толерантность Петербургский аспект: http: //www. pl. spb. ru/projects/tolerance/ Государство и антропоток. Центр стратегичесих исследований Приволжского федерального округа: antropotok. archipelag. ru Институт этнологии и антропологии РАН: www. iea. ras. ru Календарь праздников народов мира: www. calend. ru/holidays Московская Хельсинская группа: www. mhg. ru Права человека в России: http: // hro. org/node/5220 Портал национальных общин ГУ Дом национальностей (С. Петербург): www. ethnosite. ru Программа Правительства Петербурга «Толерантность»: http: //spbtolerance. ru/archives/3368#more-3368

§ § § Программа фундаментальных исследований президиума РАН «Адаптация народов и культур к изменениям природной среды. Социальным и техногенным трансформациям»: adaptation. iea. ras. ru Портал «Права человека в России" : www. hro. org/ngo/ Российский этнографический музей (Санкт-Петербург): www. ethnomuseum. ru Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов (EAWARN): http: //www. eawarn. ru Центр конфликтологии ИС РАН: conflictolog. narod. ru 1 Центр «Сова»: xeno. sova-center. ru/ 213716 E/21728 E 3

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ Педагогическое проектирование § Этноконфликтологический мониторин § Этноконфликтологические исследования (исторические, социологические, культурологические и др.) §

Педагогическое проектирование § § § Разработка сценариев воспитательных мероприятий Проектирование индивидуальной работы со школьниками Разработка моделей и модулей уроков истории, краеведения, обществознания, права, МХК и др. Разработка программ учебных курсов истории, краеведения, обществознания, права, МХК Конструирование образовательных программ для полиэтничных и национальных школ и этнокультурных центров

«…Нет другого пути, как согласиться с необходимостью совместного проживания условиях равноправия и законности» Дж. Ст. Милль в

Хотя концепция “расы” возникла сравнительно недавно, этнические предрассудки и противоречия были широко распространены на протяжении всей истории человечества. Для объяснения этого нам необходимо обратиться не только к социологии, но и к психологии.

Однако прежде всего мы должны провести четкую грань между предрассудками и дискриминацией. Предрассудки - это мнения или психологические установки, которые члены одной группы выражают применительно к другим; тогда как дискриминация - это фактическое поведение по отношению к ним. Предрассудок представляет собой приверженность к предвзятому мнению о человеке или группе людей, часто основанному на слухах, а не на прямых свидетельствах, склонность к взглядам, которые человек не желает менять даже перед лицом новой информации. Люди могут иметь положительное предвзятое мнение относительно своей собственной группы и отрицательное - по отношению к другим. Человек, предубежденный против определенной группы, скорее всего, не захочет беспристрастно выслушать ее представителей.

Дискриминация подразумевает действия, направленные на лишение членов одной группы возможностей, открытых для других - например, когда человеку индийского происхождения отказывают в работе, на которую приняли бы белого. Несмотря на то, что предрассудки часто служат основанием для дискриминации, эти два явления могут существовать независимо друг от друга. Отношение людей может основываться на предрассудках, но не выливаться в действия. Аналогично, дискриминация не обязательно имеет прямое отношение к предрассудкам. Например, белые могут воздерживаться от покупки недвижимости в определенных районах города, населенных преимущественно черными, не по причине своего враждебного отношения к ним, а из-за опасений по поводу падения цен на недвижимость в этом районе. Здесь предрассудки также влияют на дискриминацию, но косвенно.

Стереотипы и “козлы отпущения”

Действие предрассудков происходит, как правило, за счет стереотипного мышления. Любая наша мысль связана с категориями, посредством которых мы классифицируем 238 свой опыт. Однако иногда эти категории оказываются ошибочными и косными. Например, мнение человека о черных или о евреях может основываться на нескольких прочно укоренившихся идеях, в соответствии с которыми он интерпретирует всю соответствующую информацию.

Стереотипное мышление может быть безвредным, если оно в эмоциональном плане “нейтрально” и не затрагивает интересы самого человека. Так, британцы могут иметь стереотипное представление об американцах, но для большинства представителей обеих наций это, скорее всего, не будет иметь значительных последствий. Там же, где стереотипы связаны с беспокойством или страхом, ситуация, скорее всего, будет совершенно иная. В таких обстоятельствах стереотипы обычно пропитаны чувствами враждебности или ненависти к данной группе. Так, белый может считать всех черных тупыми и ленивыми, стараясь таким образом оправдать свое презрительное отношение к ним.

К примеру, одним из традиционных стереотипов черного мужчины в Америке был образ “Самбо”.

Южанин Роберт Пенн Уоррен, романист и поэт, подытожил его следующим образом:

Он был ленивым, благодарным, скромным, безответственным, трусливым, вечно пощипывающим струны банджо, рабски услужливым, ухмыляющимся недотепой, всегда покорным, зависимым, добродушным, чадолюбивым и похожим на ребенка тугодумом, любителем красть арбузы и распевать духовные гимны, бесстыдным блудодеем, беззаботным гедонистом и преданным черным слугой, который мог иногда перестать быть самим собой, но только чтобы изречь народную мудрость или закопать фамильное серебро, чтобы сберечь его от янки!3)

Этот стереотип уравновешивался другим, “брутальным” образом - угрозой добродетели белых женщин. Стереотипы черных женщин простирались от представления о них, как о “сексуальных дикарках”, распущенных и необузданных в своем поведении, до образа почтительной, богобоязненной матроны, вроде “жены дяди Тома”.

Стереотипизирование часто тесно связано с психологическим механизмом замещения. При замещении чувства враждебности или злобы направляются на объекты, не являющиеся реальной причиной возникновения этих эмоций. Люди изливают свой гнев на “козлов отпущения”, возлагая на них вину за любые свои беды. Поиск “козлов отпущения” обычно возникает в ситуации конкуренции нескольких ущемленных в правах этнических групп за обладание материальными благами. Так, люди, участвующие в расистских выпадах, направленных против черных, часто сами находятся в близком к ним экономическом положении. Они обвиняют черных в бедах, реальные причины которых не имеют к тем никакого отношения.

Поиск “козлов отпущения” часто подразумевает проекцию, бессознательное приписывание другим собственных качеств или желаний. В обстоятельствах, когда люди испытывают серьезное расстройство или вынуждены тщательно контролировать свои желания, они могут оказаться неспособными осознать свои подлинные чувства, проектируя их на других. Причудливые представления белых о похотливой природе черных мужчин, бытовавшие в прошлом на американском Юге, скорее всего, происходили из их собственных фрустраций, поскольку сексуальный доступ к белым женщинам был ограничен формальными правилами ухаживания.

Возможно, что некоторые типы людей, в результате особенностей ранней социализации, особенно склонны к стереотипному мышлению и проекции, в основе которой лежат подавляемые желания. Знаменитое исследование, проведенное под руководством Теодора Адорно в США в 1940-х годах, выявило тип личности, названный исследователями авторитарная личность4). Ученые разработали несколько шкал для измерения уровней предубежденности, по одной для каждой области социальных установок в обществе. Респондентов просили выразить свое согласие или несогласие с рядом косных, в частности, антисемитских, утверждений. Люди с высоким уровнем предубежденности по одной шкале, как правило, имели подобные показатели и по другим. Предубеждения против евреев сопровождались выражением негативного отношения к другим меньшинствам. Исследователи заключили, что люди с авторитарным типом личности, как правило, строгие конформисты, смиренные перед теми, кого ставят выше себя и пренебрежительные к находящимся ниже. Эти люди также чрезвычайно нетерпимы в своих религиозных и сексуальных установках.

Адорно и его коллеги предполагают, что черты, присущие авторитарной личности, связаны с воспитанием, при котором родители не способны выразить любовь к ребенку прямо, ведут себя отстранение и требовательно. Став взрослым, человек, воспитанный таким образом, страдает от разного рода беспокойств, управлять которыми он может, только приняв жесткое, консервативное мировоззрение. Это открытие было сделано на основе реакции респондентов на некоторые утверждения, противоречащие одно другому. Например, предлагались следующие утверждения:

Евреи остаются инородным для американского общества элементом, поскольку стремятся сохранить свои прежние социальные стандарты и противостоят американскому образу жизни.

Евреи слишком далеко заходят в стремлении скрыть свое происхождение, доходя до таких крайностей, как изменение имен, выпрямление носов и подражание христианским манерам и обычаям.

Большинство тех, кто принял первое утверждение, согласился и со вторым. Подобным же образом, те, кто согласился с утверждениями, что евреи чрезмерно склонны к накопительству и контролируют большой бизнес, также согласились с точкой зрения, что евреи с недоверием относятся к бизнесу и подрывают самые его основы.

Это исследование, а также сделанные на его основании выводы, вызвали шквал критики. Некоторые сомневались в ценности использовавшихся шкал измерений, другие утверждали, что авторитарность не является качеством личности, а отражает ценности и нормы определенных субкультур в обществе. Пожалуй, основная ценность исследования заключается в попытке понимания авторитарного мышления вообще, а не в выделении конкретного типа личности. Как бы то ни было, между полученными результатами и данными других исследований, посвященных предрассудкам, наблюдаются ясно видимые параллели. Например, классическое исследование Юджина Хартли, проведенное в отношении тридцати пяти этнических меньшинств, также показало, что люди, настроенные предубежденно против одной этнической группы, как правило, выражали негативные эмоции в отношении остальных. Валлонцев, пиренейцев и данирейцев любили ничуть не больше, чем евреев 240 и черных5). Первых трех народов, кстати, не существует. Названия придумал Хартли, желая установить, насколько люди будут предубеждены против национальностей, о которых они не могли даже слышать.

Этническая принадлежность и детство

Большое количество исследований было посвящено развитию взглядов на проблему этнической принадлежности среди маленьких детей. “Мне не нравятся цветные”, “он ленивый, потому что цветной”, - подобные взгляды достаточно распространены в британском и американском обществах. Однако в данном случае первое высказывание принадлежит пятилетнему белому ребенку, а второе - четырехлетнему черному. Уже в трехлетнем возрасте дети могут осознавать различия между черными и белыми, это уже сопровождается различным к ним отношением. Кеннет и Мэйми Кларк изучали, как маленькие американцы играют с черными и белыми куклами. Они обнаружили, что и белые, и черные дети предпочитают белых кукол. Предпочтения подобного рода были отмечены и в других исследованиях, например, “Восточные дети на Гавайях”6). Многие чернокожие малыши имеют тенденцию считать себя белыми, в то время, как белые дети того же возраста, как правило, классифицируют себя более точно.

До недавнего времени детская литература в Соединенном Королевстве часто содержала неприкрытые стереотипы черных. Хотя сейчас такое встречается относительно редко, менее очевидные формы подачи искаженных этнических образов можно наблюдать до сих пор. В рассказах для детей стало появляться больше чернокожих героев, но в подавляющем большинстве дошкольных книг все еще доминируют белые. Ассоциации, связывающие белое с добром, а черное со злом, остаются чрезвычайно заметными в детских рассказах. Каждый цвет обладает своей “эмоциональной ценностью”, которая, по-видимому, усваивается в достаточно тесном сочетании с развивающимся осознанием этнических различий. Исследование, проведенное среди белых детей дошкольного возраста в Соединенных Штатах, привело к выводу, что дети “усваивают оценочный смысл черного как плохого и белого как хорошего в дошкольном возрасте, то есть в тот период, когда у них также развивается понятие о расовых различиях”7).

Отношение со стороны большинства

Взгляды, усвоенные в раннем детстве, вероятно, составляют важную основу для ориентации в последующей жизни. Черные часто очень рано приобретают чувство собственной неполноценности, избавиться от которого в дальнейшем может оказаться очень трудно. Белые могут испытывать неловкость по отношению к черным или цветным, даже если в их поведении в основном не будет проявляться дискриминации и сами они будут считать себя свободными от предрассудков. Воздействие воспитания может оказаться настолько сильным, что даже самому последовательному либералу будет трудно полностью избежать подобных эмоций.

Роберт К. Мертон выделил четыре возможных типа, на которые можно разделить представителей большинства населения с точки зрения их отношения к меньшинствам и поведения в отношении этих меньшинств8).

“Всепогодные” либералы, полностью лишенные предрассудков по отношению к меньшинствам и избегающие дискриминации, даже когда это может дорого обойтись им самим. Примером может служить белый священник-южанин, участвующий в демонстрациях в защиту гражданских прав, несмотря на риск потерять работу или подвергнуться физической расправе.

Либералы “при хорошей погоде”, считающие себя свободными от предрассудков, но в случае, если могут быть затронуты их интересы, идущие, “куда ветер дует”. Примером может служить человек, молчаливо поддерживающий противодействие черной семье в переезде на его улицу из боязни, что цены на недвижимость упадут.

Робкие расисты, предубежденные против меньшинств, но действующие как все либо из страха перед законом, либо из финансовых соображений. Таким может быть, например, владелец магазина, испытывающий неприязнь к азиатам, но держащийся с ними дружелюбно из боязни потерять доход.

Активные расисты, сильно предубежденные против других этнических групп и на практике дискриминирующие их представителей.

Столкновения и другие конфликтные ситуации на межнациональной почве представляют собой довольно серьезную проблему в современном мире. Более подробно о том, что это такое, будет рассказано в статье, а также рассмотрим, когда возникли этнические конфликты. Примеры из истории также будут приведены ниже.

Что такое этнический конфликт?

Столкновения, в основе которых лежат национальные противоречия, называются этническими. Они бывают локальными, на бытовом уровне, когда конфликтуют отдельно взятые люди в пределах одного населенного пункта. Также их подразделяют на глобальные. Пример этнического конфликта на глобальном уровне - это косовский, палестинский, курдский и тому подобные.

Когда возникли самые первые этнические конфликты?

Ситуации, сопровождающиеся накалом межнациональных отношений, начались с давних времен, можно сказать, что с момента возникновения государств и наций. Но речь в данном случае пойдет не о них, а о тех противостояниях, которые известны из относительно недавних исторических событий.

После того как распался Советский Союз, народы, бывшие когда-то единой целой советской нацией, стали существовать сами по себе, по отдельности. Обострились различные конфликтные ситуации. Пример этнического конфликта на постсоветском пространстве - это ситуация в Нагорном Карабахе, столкновение интересов двух государств: Армении и Азербайджана. И эта ситуация далеко не единственная.

Противостояние национальных интересов, военные действия на территории бывшего СССР затронули Чечню, Ингушетию, Грузию и другие страны. Даже сегодняшние взаимоотношения между Россией и Украиной тоже можно рассматривать как пример этнического конфликта.

Ситуация в Нагорном Карабахе

На сегодняшний момент в центре внимания оказался конфликт, имеющий очень давнюю историю. С давних времен между Арменией и Азербайджаном существует противостояние по вопросу о том, чьей территорией является Нагорный Карабах. Отчасти эта ситуация проясняет ответ на вопрос, когда и почему возникли этнические конфликты. Примеры многочисленны, но этот более понятен в рамках Постсоветского пространства.

Своими корнями этот конфликт уходит в далекое прошлое. По данным армянских источников, Нагорный Карабах носил название Арцах и был в составе Армении во времена Средневековья. Историки противостоящей стороны, наоборот, признают право Азербайджана на эту область, так как название «Карабах» представляет собой сочетание двух слов на азербайджанском языке.

В 1918 году была создана Азербайджанская демократическая республика, признававшая свои права на эту территорию, но вмешалась армянская сторона. Однако в 1921 году Нагорный Карабах стал частью Азербайджана, но на правах автономии, причем достаточно широкой. Долгое время конфликтная ситуация была разрешена, но ближе к распаду СССР она возобновилась.

В декабре 1991 года население Нагорного Карабаха изъявило свою волю на референдуме за то, чтобы выйти из состава Азербайджана. Это послужило причиной начала боевых действий. На сегодняшний момент Армения выступает за независимость данной территории и защищает ее интересы, в то время как Азербайджан настаивает на сохранении своей целостности.

Вооруженный конфликт между Грузией и Южной Осетией

Следующий пример этнического конфликта можно вспомнить, если вернуться в 2008 год. Его основные участники – Южная Осетия и Грузия. Истоки конфликта лежат в 80-х годах 20-го века, когда Грузия начала проводить политику, направленную на обретение независимости. В результате этого страна «рассорилась» с представителями национальных меньшинств, среди которых были абхазы и осетины.

После распада Советского Союза Южная Осетия формально осталась в составе Грузии: она окружена этим государством, лишь с одной стороны граничит с Северной Осетией – республикой, находящейся в составе РФ. Однако правительством Грузии она не контролируется. В итоге в 2004 и 2008 годах случились вооруженные конфликты, многим семьям пришлось покинуть свои дома.

На данный момент Южная Осетия заявляет о себе как о независимом государстве, а Грузия нацелена на улучшение отношений с ней. Однако на взаимные уступки, чтобы урегулировать конфликтную ситуацию, ни одна из сторон не идет.

Ситуации, речь о которых шла выше – далеко не все этнические конфликты. Примеры из истории гораздо более обширны, особенно на территории бывшего СССР, так как после его распада было утрачено то, что объединяло все народы: идея мира и дружбы, великого государства.

Хотя этнические и этнополитические конфликты имеют давнюю историю, к их изучению исследователи обратились сравнительно недавно. Этнический конфликт привлек внимание ученых после того, как были проанализированы классовые, трудовые и межгосударственные конфликты. Натан Глезер и Даниэл Мойнихен вообще заявили, что этничность является «более фундаментальным источником стратификации», нежели классовая природа общества, и потому этничность и этнический конфликт сегодня и в будущем не утратят своей актуальности.

Сравнительное изучение этнических конфликтов показывает, что в их эскалации имеются повторяющиеся черты и этапы, которые позволяют определить закономерности в протекании сходных типов конфликтов.

В объяснительных моделях возникновения и эскалации этнических конфликтов отчетливо прослеживается влияние основных теорий этничности - примордиализма, инструментализма и конструктивизма.

В рамках примордиалистского подхода этнический конфликт обычно рассматривается как проявление «древней вражды» - исконных межгрупповых противоречий, которые могут подавляться силой авторитарных режимов. Как только режимы ослабевают, древняя вражда дает о себе знать с новой силой. Согласно данной логике, конфликт между сербами и хорватами объясняется ненавистью их представителей друг к другу, а карабахский конфликт - ненавистью друг к другу армян и азербайджанцев. По мнению сторонников такого подхода, названные конфликты были просто неизбежны. Режим Тито в Югославии и советский режим в СССР на какое-то время могли подавить вражду между названными народами, но не могли искоренить ее глубинные основы.

Сторонники инструменталистского подхода понимают этничность не как исконную (природную) сущность, а как инструмент и ресурс, который используется в процессе конкуренции между группами. Сама же этничность не является, по их мнению, причиной конфликтов. Этнический конфликт рассматривается не как результат несовместимости групповых идентичностей, а как следствие межгруппового соперничества за обладание экономическими или природными ресурсами, особенно в ситуациях, когда группы имеют неравный доступ к власти, богатству и социальному статусу. С этой точки зрения конфликт между сербами и хорватами объясняется не как проявление древней вражды, а как столкновение двух социальных групп, чья этничность, т.е принадлежность к сербской и хорватской этническим общностям, была использована политическими лидерами в качестве инструмента политической мобилизации.

Конструктивистское понимание этнического конфликта сходно с инструменталистским и основывается на том, что сама по себе этничность не порождает конфликта. Возникновение и эскалация конфликтов решающим образом обусловлены действиями элит, которые мобилизуют этничность и используют ее для реализации собственных целей.

Среди наиболее известных теорий этнических конфликтов комплексного характера следует выделить теории Джозефа Ротшильда, Дональда Горовица, Теда Гурра, Гюнтера Шлее.

В теории этнической стратификации Джозеф Ротшильд впервые предложил рассматривать этнические группы и государство как субъекты этнополитического конфликта, уделяя при этом серьезное внимание анализу как ресурсного потенциала сторон, так и возможностей политической мобилизации группы. По мнению ученого, успехи и активность этнополитических движений зависят от экономических, политических и идеологических ресурсов, которыми может оперировать группа. Кроме того, необходимо учитывать состав группы, ее социальные и культурные характеристики.

В социально-психологической теории этнического конфликта Дональда Горовица основное внимание уделено социально-психологической динамике. В понимании Горовица, этничность обладает особой, уникальной динамикой в силу того, что она сопряжена с коллективными эмоциями. Данное обстоятельство приводит к тому, что рациональные политические и экономические интересы группы могут отступать на задний план и решающую роль в провоцировании и эскалации конфликта начинают играть эмоциональные факторы. В динамике этнического конфликта отчетливо прослеживается действие двух механизмов поведения: социально-психологического и институционального. Этнический конфликт возникает за счет групповой эмоциональной реакции опирающейся на групповую солидарность, когда члены группы пытаются защитить некие общие ценности порой имеющие символический характер За¬тем эмоциональная реакция и групповая солидарность трансформируются в публичную деятельность в четко оформленные позиции и притязания для реализации которых создаются соответствующие структуры.

Наиболее масштабной является попытка анализа этнического конфликта, предпринятая Тедом Гурром в труде «Меньшинства как группа риска ». Эта работа построена на основе изучения политического поведения 233 этнических групп за период с 1945 по 1989 г. Согласно ключевому положению концепции Гурра этнополитическое действие мотивировано глубоко укоренившимся недовольством людей своим коллективным статусом, которое акцентируется и стимулируется групповыми лидерами и этническими антрепренерами.

Этнические конфликты - это особая форма социальных конфликтов. Этнические конфликты обладают способностью вовлекать в свою орбиту предметные области и объекты других типов конфликтов и в чистом виде встречаются нечасто. Между тем опыт всемирной истории показывает, что эти конфликты могут приобретать значительные масштабы и что любой этнический конфликт одновременно является этнополитическим. В этой связи вполне справедливо звучит вопрос о том, что же есть собственно этническое в этнических (этнополитических) конфликтах, который поставил немецкий социальный антрополог Гюнтер Шлее. По его мнению, всю совокупность взглядов и позиций, связанных с определением этничности как причины «расколов и дезинтеграции», можно свести к шести основным положениям:

  1. этнические различия являются первопричиной этнических конфликтов;
  2. противоречия между обычаями различных народов отражают древние, наследуемые и глубоко укоренившиеся антагонизмы;
  3. этничность является универсальной, т.е. любой человек принадлежит к какому-либо народу;
  4. этничность аскриптивна, т.е., как правило, человек не может изменить свою этническую принадлежность;
  5. народ представляет собой общность по происхождению;
  6. этносы территориальны, они связаны с определенной территорией и стремятся к национальному суверенитету.

Однако практически любое из приведенных положений можно оспорить. Полемизируя с утверждениями относительно значения этнических различий в возникновении и эскалации этнополитических конфликтов, с попытками объяснить их возникновение глубокой исторической обусловленностью, Шлее ссылается на пример Югославии. Считается, что югославский кризис - пример классического этнополитического конфликта современности. В этой связи наиболее показательна ситуация в Боснии, которую Гюнтер Шлее называет «Югославией в миниатюре». Исследования предвоенного времени показывали, что происходило постепенное исчезновение югославянских этничностей и шел процесс формирования единого югославского народа. В различных частях страны этот процесс протекал с разной интенсивностью, но он был очевиден. В Боснии подавляющая часть населения вплоть до 1990-х гг. не придавала существенного значения этническому фактору. По существу, этничность была навязана местным сербам, хорватам и мусульманам усилиями политиков, и мнимые культурные различия стали реальным основанием не только для разделения общин, но и для их жестокого противостояния в ходе гражданской войны.

Основополагающими причинами современных этнополитических конфликтов являются различия в понимании природы современных наций. Концепция нации-этноса послужила основой идеи Eretz Israel и концепта Великой Сербии, этнического национализма бумипутра (сынов Земли) в Малайзии, амхара в Эфиопии, что породило серьезные противоречия и конфликты.

Более частыми причинами этнополитических конфликтов являются этнический сепаратизм, борьба за легальный статус группы, стремление к обретению групповой автономии, борьба за общинные интересы или сектантские религиозные движения (как правило, мусульманские).

Впрочем, помимо современных манипуляций с культурными различиями и политической мобилизации этничности, нельзя упускать из виду и реальные этнические противостояния, которые могут иметь многовековую историю, но память о которых была намеренно актуализирована в предельно драматической форме, чтобы возбудить ненависть и готовность участвовать в конфликте.

Многочисленные этнополитические конфликты современной эпохи подрывают стабильность как экономически слабых стран, так и стран с развитой экономикой и высоким уровнем жизни, как авторитарных и неразвитых демократических государств, так и классических демократий.

Исторические корни некоторых из современных конфликтов и этнополитических движений кроются в противоречии между этническими и политическими принципами социального структурирования, которое, по существу, является противоречием между этносом или этнической группой и формирующейся нацией европейского типа. Неслучайно этнический национализм как основополагающий идеологический принцип ставит знак равенства между понятиями «этнос» и «нация». Названное противоречие имеет место во многих странах независимо от уровня их экономического и политического развития. Особенно острое оно в странах, где сложный этнический состав населения, а процессы нациестроительства не завершены, т.е. у жителей страны отсутствует должная степень национальной (в смысле государственной) идентичности. В странах, где имеются крупные этнические анклавы с высоким уровнем развития и неудовлетворенными политическими притязаниями, существует не только потенциальная угроза этнополитического конфликта, но и угроза самой целостности государства.

К примеру, в 1995 г. на грани распада оказалась такая, казалось бы, благополучная страна, как Канада. По требованию квебекских франкофонов в этой провинции состоялся референдум по поводу ее государственной независимости. Сторонники независимости оказались в меньшинстве, но защитники целостности государства набрали на референдуме 30 октября 1995 г. только на один процент больше голосов, нежели противники.

Этнический конфликт - это форма гражданского противостояния на внутригосударственном или трансгосударственном уровне, при которой хотя бы одна из сторон организуется и действует по этническому признаку или от имени этнической общности. Этнополитический конфликт - борьба различных социальных групп, которые организуются по этническому принципу, и этот принцип становится основанием их идеологического и политического противостояния.