Биографии Характеристики Анализ

Фамилии кубанских поэтов и писателей. Центральная детская библиотека г

создатели литературной экспозиции «Дома Музея Лермонтова в Тамани»
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот, наконец, докатился до Черного моря.
М.Ю.Лермонтов.

В творчестве многих русских писателей и поэтов XIX века Кавказ и Кубань сделались своеобразной Меккой. Да и как могло быть иначе. Оказавшись в этих местах, увидев быт и нравы местных жителей, услышав песни терских казаков – никто из них не мог молча пройти мимо. И для всех, кто с этим соприкоснулся, увиденное вошло в жизнь и творчество как личная тема. И, как справедливо было замечено, русская литература усыновила Кавказ, «открытый» ещё А.С.Пушкиным, и этим выразила свое определенное внимание к народу, населявшему эти места.

«С легкой руки Пушкина, — писал В.Г.Белинский, — Кавказ сделался для русских поэтов заветною страною не только широкой, раздольной воли, но и неисчерпаемой поэзии, страною кипучей жизни смелых мечтаний!..»

И, действительно, после «Кавказского пленника» Пушкина, который в 20-30-е г.г. прошлого века был необычайно популярен, многие стихотворцы стали подражать поэту. Но не только известные и популярные писатели и поэты обращались к этой теме, в печати стали появляться произведения мало известных и даже совсем неизвестных авторов.

Так в «Тифлиских ведомостях» в 1832 г. появилось подписанное инициалами П.Б…ий Н…ко, стихотворение «Гребенский казак». Тема стихотворения — прощание молодого казака со своей возлюбленной перед отъездом к чеченцу-кунаку за Терек. Казачка спрашивает своего любимого:

Ты за Терек идешь? — оставляешь меня!
Ненаглядный! Зачем оседлал ты коня?
Из станицы родной на чей зов ты спешишь?
Вижу, дротик в руке
И ружье на луке…
Лихой гребенец утешает её, говорит, что скоро вернется. Но любимая не верит его словам, её томит тяжкое предчувствие:
Там в ауле чужом.
На Кавказе седом,
За родную страну ляжешь ты головой!

Это стихотворение считают одним из самых ранних опытов подражания песням казаков-гребенцов. В жизни и творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.А.Бестужева-Марлинского, да и многих других Кавказ и Кубань заняли особое место — поэты не раз бывали здесь, сохранилось не мало интересных произведений, написанных об этих удивительных местах. В первой половине XIX в. под Кавказом понимали огромную географическую территорию от Черного моря до Каспийского и от Кубани до границы с Турцией в Закавказье. Первым, кто отметил эту особую близость наших великих русских поэтов с Кавказом, был В.Г.Белинский:

«Кавказ взял полную дань с музы нашего поэта — писал критик… Странное дело! Кавказу как будто суждено быть колыбелью наших поэтических талантов, вдохновителем и пестуном их музы, поэтическою их родиною!

Пушкин посвятил Кавказу одну из первых своих поэм — «Кавказского пленника», и одна из последних его поэм — «Галуб» — тоже посвящена Кавказу. Грибоедов создал на Кавказе свое «Горе от ума»… И вот является новый великий талант — и Кавказ делается его поэтической родиной, пламенно любимой им; на недоступных вершинах Кавказа, венчанных вечным снегом, находит он свой Парнас; в его свирепом Тереке, в его горных потоках, в его целебных источниках находит он свой Кастальский ключ, свою Ипокрену…»

Кавказ по-разному входил в жизнь Лермонтова. Каким он его представлял, когда проезжал ещё ребенком с бабушкой на Горячие Воды вначале через Воронеж, а дальше через земли Донских казаков: Новочеркасск, малые и большие почтовые станции на Кубанской кордонной линии? Не сохранилось записей юного Лермонтова, но судя по тому что, дошло до нас, мы можем с уверенностью сказать — мальчик зорко и внимательно всматривался в окружающий мир. Когда ему было четырнадцать неполных лет в его первой поэме «Черкесы» появились, например, описания казачьих сторожевых постов, которые в точности соответствовали видимой им раньше картине:

На холмах маяки блистают;
Там стражи русские стоят;
Их копья острые блистают,
Друг друга громко окликают…

В пятнадцатилетнем возрасте Лермонтов вспомнил как он «на водах Кавказских» испытал первое трепетное чувство. «Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет от роду?»

Шли годы, было время когда юноша увлекся Испанией, когда запоем читал французских, английских и немецких авторов, но он помнил о Кавказе и… тосковал о нем…

Я счастлив был с вами ущелия гор;
Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.

В одной из своих тетрадей юноша записал: «Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали. Вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах Творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!.. Как я любил твои бури, Кавказ! Те пустынные громкие бури, которым пещеры как стражи ночей отвечают!.. На гладком холме одинокое дерево, ветром, дождями нагнутое, иль виноградник, шумящий в ущелье, и путь неизвестный над пропастью. Нежданный. И страх после выстрела: враг ли коварный иль просто охотник… все, все в этом крае прекрасно. Воздух там чист, как молитва ребенка. И люди, как вольные птицы. Живут беззаботно; война их стихия; и в смуглых чертах их душа говорит, в дымной сакле, землей иль сухим тростником покровенной, таятся их жены и девы и чистят оружье, и шьют серебром — в тишине увядая душою — желающей, южной. С цепями судьбы незнакомой». Какое красноречивое признание в любви к свободному, всегда прекрасному краю, к его людям…

В Школе Гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров Лермонтов прочел повести А.А.Бестужева-Марлинского «Аммалат-бек» и «Мулла-Нур» и рука невольно потянулась к карандашу. В юнкерском альбоме сохранились иллюстрации, сделанные Лермонтовым к этим произведениям. Нас до сих пор поражает, с какой точностью он рисует нападение горцев на казачье укрепление, его внутренний вид, так и кажется, что этот рисунок сделан с натуры где-нибудь на Кавказской линии. Детские впечатления действительно наиболее устойчивы. Память поэта удержала их и много лет спустя. Лермонтов блестяще воспроизвел на бумаге увиденные картины.

1837 год стал переломным в судьбе поэта. Изменения коснулись всего — жизни, творчества. Лермонтов вновь едет на Кавказ, хотя и не по своей воле. Из Петербурга он успел отправить Святославу Раевскому письмо, в котором предвосхитил свою будущую славу:

«Прощай, мой друг. Я буду к тебе писать про страну чудес — восток. Меня утешают слова Наполеона: Великие имена создаются на Востоке»…Ему было только двадцать два года от роду, он ехал в ссылку, не зная, что его ждет в этом, с детства знакомом, краю, но поэт готовился воспринимать его внимательно, хотел отразить в своем творчестве все события, которые будут с ним происходить.

Сейчас нам легко говорить об этом потому, что в романе «Герой нашего времени», в стихах и поэмах описаны Ставрополь и Кубань, маленькие города на Кавказских Минеральных Водах, Военно-Грузинская дорога, поездки по Кабарде и Чечне, посещение Владикавказа и Тифлиса, долины Грузии, вершина Казбека, сияющая «как грань алмаза» — ничто не ускользнуло от его взора.

И действительно, вернувшись с Кавказа, поэт вдруг стал великим, о нем заговорили в обществе, он был, как говорится, «нарасхват», его жаждут видеть в Высшем свете. Все это было для него ново и в письме к М.А.Лопухиной он не удержался, чтобы это не отметить: «Весь свет, который я оскорблял в своих стихах, старается осыпать меня лестью; самые хорошенькие женщины выпрашивают у меня стихи и хвастаются ими, как величайшей победой».

В последние четыре года своей жизни, Лермонтов создал немало прекрасных произведений, в которых так или иначе описан Кавказ. Это и «Казачья колыбельная песня», и «Дары Терека», «Памяти А.И.Одоевского», «Я к вам пишу, случайно — право…», больше нам известное как «Валерик», «Спор», «Сон» и многие другие.

Покидая в 1841 году Петербург, Лермонтов снова ехал на Кавказ, но именно Кавказ не уберег поэта. Кавказ стал его последним приютом… Имя Лермонтова увековечено здесь в названиях населенных пунктов и улиц, школ и библиотек. Поэту установлены памятники в Пятигорске и Геленджике, Тамани, Кисловодске.

Многое изменилось в этих краях, но попытайтесь проехать по тем дорогам, по которым когда-то «по казенной надобности» следовал поэт, и вы увидите бесконечные кубанские степи и кубанских казаков, белоснежные вершины Казбека и Шат-горы, бурный Терек и не умолкающие волны Черного моря.

Представьте на миг: за спиной остался Петербург. Лермонтов проехал Москву, Воронеж, Новочеркасск, впереди дорога в страну, которую он видел последний раз в десятилетнем возрасте…

Тема. «Поэты и писатели Кубани»
Цель: формировать целостное представление о кубанской культуре и казачьем быте; обобщить знания учащихся о творчестве кубанских поэтов и писателей; развивать интерес к литературе родного края и желание ее изучать;
Оборудование: таблички с названиями команд: «Казаки», «Атаманы», «Кобзари», «Есаулы»; портреты писателей - К. Обойщикова, В. Неподобы, Варвары Бардадым, В. Нестеренко и любых 2-3 других, известных детям; нумерованные листочки с ячейками, в которые будут вписываться фамилии поэтов.
План урока.
I Орг. момент.
Учитель: Друзья!
Наш край – Кубань – богат!
В нем нивы тучные растят,
Хлеб засыпают в закрома,
Возводят новые дома,
Машины строят, сталь куют,
Удобную мебель создают …
Всех этих добрых дел творцы –
Умельцы, славные кубанцы.
Они – волшебники труда,
В работе первые всегда.
(В. Нестеренко)

Благодатен и славен Краснодарский край – край интенсивного сельского хозяйства, край высших учебных заведений и многих научно-исследовательских институтов, край первоклассных курортов и великолепных ландшафтов, край двух южных морей Черного и Азовского. Едва ли можно назвать такое место в стране – город, край или область, где не пользовались бы изделиями краснодарских заводов, продукцией легкой и пищевой промышленности Кубани. Твердые и ценные сорта пшеницы, рис, фрукты, овощи, превосходный чай, сахар и др. дает Кубань. А кубанской земле возделывается больше ста сельскохозяйственных культур.

Но не только урожайными нивами, садами, бахчами и овощами славится кубанская земля, она богата и знатными людьми, чьи трудовые подвиги известны далеко за пределами края.
Интересна, богата событиями история краснодарского края. Есть, что показать, есть о чем рассказать из прошлого и настоящего Кубани. С Кубанью связано много имен выдающихся писателей: А.Пушкина,
Ю. Лермонтова, Л. Толстого, М. Горького, А. Фадеева, А. Толстого и многих др.
Не остаются в долгу перед любителями словесности и наши кубанские поэты и прозаики И. Варавва, В. Неподоба, К. Обойщиков,
А. Пивень и многие другие. Композиторы Кубани на многие стихи наших поэтов написали музыку.

II Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Сегодня на уроке Кубановедения мы обобщим знания о творчестве кубанских поэтов и писателей. А поможет нам в этом популярная игра «КВН».
(Учащиеся класса заранее разбиваются на 4 команды, в каждой по 5-6 человек.)

III Выступление команд.

1. Конкурс «Приветствие».

Вы знаете, что каждая игра «КВН» начинается с приветствия команд. В нашем клубе веселых и находчивых этот конкурс заключается в следующем: каждая из команд в порядке жеребьевки должна выбрать себе название из представленных на доске табличек. После этого участники игры должны оригинально представить свою команду и объяснить смысл или значение, выбранного ими названия.

Возможные варианты названий команд.
«Казаки» - 1 в старину на Украине и в России: члены военноземледельческой общины вольных поселенцев на окраинах государства;
2 крестьяне, потомки таких поселенцев, а также бойцы воинской части, состоящей из этих крестьян.

«Кобзари» - украинский народный певец, играющий на кобзе (старинный щипковый музыкальный инструмент)

«Атаманы» - название военных должностей в казачьих областях и в казачьих войсках; лицо, занимающее такую должность.

«Есаулы» - казачий офицерский чин, равный капитану в пехоте, а также лицо, имеющее этот чин.

2. Конкурс «Картинная галерея».

Каждой команде необходимо вытянуть из рук учителя листок с номером, на котором нужно вписать фамилию поэта, произведения которого изучались, после того, как учитель напомнит некоторые автобиографические сведения о нем. Количество ячеек на листке должно совпадать с количеством букв в фамилии.
После этого нужно будет найти портрет писателя среди приготовленной к уроку «Картинной галереи», а так же прочитать одно или несколько стихотворений, написанных этим поэтом.

Он начал писать свои первые стихи в 4-м классе. В Краснодарском книжном издательстве вышло 13 поэтических сборников. Из них 5 для детей. В 1993 году он издал лирический репортаж «Путешествие по «Родине», о людях колхоза «Родина» Усть-Лабинского района. Во втором классе мы познакомились с его книгой «Зайка-пешеход».

О Б О Й Щ И К О В
Дети читают стихотворение Кронида Обойщикова «Кубань – земля такая»

Кубань – земля такая:
Лишь первый луч скользнет –
И поле оживает,
И гром земной плывет,
И землю плуг срезает,
Как масло.
Круглый год
Здесь что-то засевают,
И что-то убирают,
И что-нибудь цветет.
Кубань – земля такая:
От края и до края
Две Дании войдет.
Омытая морями,
Укрытая в леса,
Пшеничными полями
Глядится в небеса.
А снежные вершины –
Как воина седины,
Как мудрость старины.
Кубань – земля такая:
В ней слава боевая
И слава трудовая
Цементом скреплены.
Цветет в Новороссийске
Священная земля.
И, словно обелиски,
Застыли тополя.
Кубань – земля такая:
От хлеба золотая,
Степная сторона.
Гостей она встречает,
И песни запевает,
И душу открывает,
Прозрачную до дна.
Казачка огневая,
Красива, молода,
Кубань – земля такая:
Однажды приласкает -
Полюбишь навсегда!

Этот кубанский поэт свой сборник стихов «Солнышко проснулось» посвятил своей дочке Даше. Читая их во 2 классе, вы убедились, что они помогли вам почувствовать и увидеть красоту живой природы, понять, что такое настоящий труд, Родина, семья. В настоящее время он – автор 14 книг поэзии и прозы для взрослых и детей.

Н Е П О Д О Б А

Дети читают стихотворения Вадима Неподобы.

«В зоопарке»

Я с папой в зоопарке
Вчера была полдня.
Олени, леопарды
Смотрели на меня.

Звала меня мартышка
С малышкой на спине.
Ломал решетку мишка,
Чтоб подойти ко мне.

Тигренок р-рыкнул близко,
И лапу подал он.
Раскланивался низко
Передо мною слон.

Лисята подбежали
И стали у дверей…
Ну как они узнали,
Что я
люблю
зверей?..
«Считалка»

Раз, два, три, четыре, пять.
Я легла в кроватку спать.
Мне не нужно «баю-баю» -
Я сама себе считаю,
Чтобы крепко-крепко спать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Раз –
Заснул в снегу зайчишка.
Два –
Заснули в норке мышка.
Спят под крышей снегири –
Три.
По местам своим в квартире
Спят игрушки все –
Четыре.
Спит луна на тучке –
Пять.
Даша тоже хочет спать.


В. Неподобы «Солнышко проснулось»:
«Скакалка», (стр. 21)
«С добрым утром», (стр. 26)
«Непоседа», (стр, 30)

Этой кубанской поэтессой очень забавно и весело написан сборник стихов для детей «Хозяюшка». Все ее стихи пронизаны любовью к детям, их маленьким горестям и радостям.
Б А Р Д А Д Ы М

Представители третьей команды читают наизусть стихотворения Варвары Бардадым.

«Не грусти»

Мне кивает головой
Колокольчик голубой.
Наклонилась я к нему,
Не звонит он.
Почему?
Может, скучно одному?
Не грусти!
Печаль пройдет.
Утром солнышко взойдет.
И запляшет над тобой
Мотылек озорной.
И закружат пчелы
Хоровод веселый.
И синичек стая
Крикнет, пролетая:
- С добрым утром!
Привет!
Улыбнешься ты в ответ
И поймешь – грустить нельзя,
Если рядом есть друзья.

«Плакса»
Дочка целый час ревела.
Маму слушать надоело.
Прочь ушла она: устала.
Дочка плакать перестала.
Говорит ей папа в шутку:
- Еу, поплачь еще минутку!
Замахала дочь руками:
- Не тебе я плачу –
Маме!
«Летчик»
Был матросом я вчера.
И шофером был я.
Нынче новая игра:
Руки будто крылья…
Я раскинул их вразлет –
Превратился в самолет.
Я лечу по улице.
Бабушка волнуется
И летит за мной вослед,
А за бабушкою дед,
А за дедушкой Трезор.
Я пикирую на двор,
Делаю посадку,
На горох,
На грядку.

Возможные варианты чтения наизусть стихотворений из сборника
В. Бардадым «Хозяюшка»
«В школу» (стр. 39)
«Дежурный» (стр. 40)

Этот поэт родился и живет в станице Брюховецкой. Автор шести детских книжек. Он хорошо знает и понимает жизнь сельских детей, о них и рассказывает он в своем сборнике стихов «Лошадка». «Раз – загадка, два – отгадка» - это для ребят которые очень любят отгадывать загадки.

Н Е С Т Е Р Е Н К О

Представители четвертой команды читают наизусть стихотворения В. Нестеренко. Возможно проведение конкурса на лучшего знатока отгадок.

«Колесо обозрения»

Лучший день – воскресенье –
Наконец-то настал!
Колесо обозренья –
Как о нем я мечтал!
Поднимаюсь все выше
Над станицей моей –
Все сильнее я слышу
Запах спелых полей.
Вот знакомая речка –
У далекой межи –
Темно-синим колечком
На просторе лежит.
Птиц веселое пенье
Рвется к солнцу звеня…
Колесо обозренья
Опускает меня.
Колесо обозренья –
Нужно взрослым сказать –
Колесом удивленья
Я прошу называть.
«Друзья»
Мы с Полканом не скучаем,
Мы большие сним друзья:
Вместе бегаем и лаем –
Друг без друга нам нельзя.
Я ношу Полкану кости,
А когда приходит ночь,
Просит пес:
- К тебе бы в гости…
Как лохматому помочь?..
- В будке пусть живет дворняжка!
- Мне твердят, а я все злюсь:
- Знай, Полкан, мне очень тяжко –
Я к тебе переселюсь.

В конце октября,
Не спросив разрешенья,
Прервав загражденья
Из вороха туч,
Пробрался в осенние
Чудо-владенья
Морозец, который
Был очень колюч.
И осень вздохнула
Тревожно, устало,
И был листопад
Одинок-одинок,
А черное поле
Серебряным стало,
И зеркало лужицы
Склеил ледок.

3. Конкурс «Автобиографический».

Учитель На предыдущих уроках во втором и третьем классах мы познакомились с жизнью и творчеством многих писателей нашего края. Каждой команде дается 3 минуты для того, чтобы вы подумали, кого из писателей и поэтов вы бы хотели нам представить сегодня.

Возможные варианты ответов.

Иван Федорович Варавва
Родился 5 февраля 1925 года в донской слободе города Ракова, ныне город Новобатайск Самарского района Ростовской-на-Дону области, куда вынужденно переселились с Кубани его предки после окончания гражданской войны. В 1932 году семья поэта вернулась на Кубань: сначала в станицу Кущёвскую, а потом в Староминскую.
Прямо со школьной скамьи, в свои неполные восемнадцать лет, Иван Федорович уходит добровольцем на фронт. Его военный путь начался под городом Хадыженском, где он принимает боевое крещение. Двадцатилетним сержантом в мае 1945 года молодой поэт оставил свой первый автограф на стене рейхстага, в Берлине. Награжден тремя боевыми орденами и медалями.
В столичных и краснодарских издательствах опубликовано более тридцати поэтических книг.

Пивень Александр Ефимович (1872-1962)
Его родовая фамилия – Пивень (петух, кочет) как бы предвещала славное будущее певцу родного края.
Родился он 3 (15) июня 1872 года в станице Павловской. Отец, Ефим Григорьевич, служил псаломщиком при местной Успенской церкви. Человек исключительно честных правил, личным примером прививал сыну нравственные качества своего старинного рода. Мать – дочь священника – дочь священника – была женщиной образованной и начитанной. Пяти лет он умел читать, писать, знал таблицу умножения. Отец гордился успехами первенца. Частенько при гостях Саша декламировал звонкие вирши. Гости хвалили смышленого хлопчика, предсказывая ему большое будущее.
На семью свалилось горе – умерла мать. Предоставленный самому себе, малыш подружился с соседскими мальчишками, бродил по станице и, голодный, совершал казачьи набеги на чужие сады и огороды. А чуть подрос, его отдали в станичную школу. Учился на удивление всем – круглый отличник.
С самых ранних лет он жил в гуще народной, видел жизнь без прикрас. Слышал раздольное пенье казачек, быстро схватывал и запоминал всякие присказки, смеховинки и поговорки из казачьего быта.
Все годы Пивень собирал песни и поговорки, особенно любил записывать «побрехеньки», брызжущие народным юмором. Люди не унывали, не теряли бодрости духа, не смотря на тяжелые условия жизни, на повальные болезни (то холера, то чума), стихийные бедствия (то буря, то наводнение, то град с куриное яйцо). И Александр Ефимович заражался этим безунывным восприятием бытия.

Виталий Петрович Бардадым

Родился 24 июля 1932 года в Краснодаре в семье потомственных казаков.
Кубанцы его знают как историка – очеркиста, краеведа. Много лет он ходил по екатеринодарским дворикам. Ездил по казачьим станицам, по разбитым кубанским монастырям, встречался со старожилами и собирал живую историю Кубани.
Историко-краеведческие публикации В. Бардадыма впервые воскресили многие страницы родной истории, имена выдающихся деятелей отчего края.

Валерий Николаевич Кандауров

Родился в январе 1949 года в Усть-Лабинске Краснодарского края в семье рабочего. Учился в музыкально-педагогическом училище, музыкальном училище им. Н. А. Римского-Корсакова и Краснодарском институте культуры. С 1970 года работал музыкальным руководителем в п/лагере, музыкальным работником детского сада, зав. Народным отделением в музыкальной школе Усть-Лабинска. С 1980 года преподаватель музыки в Социально-педагогическом колледже. Директор п/лагеря «Казачья вольница». Руководил самодеятельными детскими и взрослыми хоровыми коллективами, с также оркестрами народных инструментов.
С августа 2001 года начальник отдела по культуре, делам молодежи, физкультуры и спорту Усть-Лабинского района. Отличник народного образования, награжден 3-мя правительственными наградами.

Виктор Стефанович Подкопаев (1922 – 1973)

Родился 3 октября 1922 года в Курской губернии в селе Ключи, которое славилось своими сладкими холодными ключами, давшими имя этому небольшому русскому поселению. 16-летним подростком он связал свою судьбу и жизнь с Кубанью, названной им поэтически точно и образно – «краем тополиным». Первые стихотворные опыты его опубликованы, когда ему было двадцать лет. Ободренный доброжелательными откликами, Виктор Подкопаев свой поэтический дар сполна, с истиной щедростью русской души, отдал Кубани, ее трудолюбивым людям, благодатной земле, которая его поила и кормила, и создала имя поэта. Свои стихи В. Подкопаев не сочинял в пустом кабинете, мучительно подперев подбородок рукой, - строчки лились сами собой, как степной поток – потому что поэт жил каждодневными думами своего края, его свершениями.
Последний, 1973 год был очень напряженным и деятельным в жизни В. Подкопаева. Он, как всегда, много работал, разъезжал по краю, выступал в станичных клубах, писал боевые публицистические стихи. Готовил новый сборник. Он не щадил себя – жил и горел. И в этом видел смысл своей жизни. В такой напряженной до предела обстановке сгорело его сердце.
…И прошло четверть века как ушел от нас добрый друг и поэт В. Подкопаев. Но его душевная искренность, его доброта живут: они звучат в каждой строке его стихов, что оставил Виктор Стфанович людям на память…
4. Конкурс «На театральных подмостках»
Учитель Наш следующий конкурс не только заключительный, но и самый зрелищный. Каждая команда заранее должна была подготовить инсценировку, в которой бы отражался быт и культура кубанского казачества.

Возможные варианты инсценировок.
Забавная побасенка «Чи кораблi ïдять, чи нi?», записанная Александром Пивнем.
Мальчики в казачьих костюмах разыгрывают диалог.

«Зустрились у станицi на базарi два захожих парня, та й завели таку балакачку:
- Здоров, брате!
- Здоров, Кiндрате!
- Вiдкiля iдеш?
- Вiдсиля не видно.
- Хiба дуже далеко?
- А вже ж далеко!
- Як?
- Та так, що ти там зроду не був!
- Чи-ба! А може й був?
- Де тобi там бувать! Тебе й по мордi видно, що iще ти не був у бувальцях!
- Та брешеш! Може бiльше тебе бачив!
- Що ти там бачив?
- Скрiзь бував iвсячину бачив!
- А ти ж у Ананi був?
- А то нi? Ще раньше тебе!
- А де ж вона?
- Протiв неба на землi!
- Не хвастай! Я добре знаю, що ти там не був.
- Ов-ва!
- От тобi й ов-ва!
- Брешеш, був i усе там бачив!
- Що ж ти там бачив?
- Га?
- Що ж ти там бачив, питаю?
- Що я там бачив?
- Э?
-Усе!
- А кораблi бачив?
- Що?
- Кораблi.
- А тож як! Ще б пак не бачив! Может и ïх не бачив? А я ïх ïв!
- Ĭв? Ото дурный! Вони ж деревьянi!
- Хто?
- Кораблi! Хiба ïх ïдять? На ïх ïздять!
- Тю! Так то я забув! Я думав, що то тi раки, що у морi живуть».

Инсценирование сказки «Тройная благодарность», обработанной Б. Алмазовым

Оформление: несколько пеньков, веточки деревьев, с одной стороны - из куска материи выложить лужицу, с другой два ученика держат горизонтально синюю ткань, которая имитирует реку, несколько деревьев с осенней листвой.

Выходит мальчик в костюме солдата.-казака. Видит в луже барахтается муравей (мальчик в шапочке муравья) – тонет. Солдат подает муравью соломинку, по которой муравей выбирается на сушу.

Спасибо тебе, казак, за помощь!
- Не стоит благодарности! Велика ли помощь: соломинку подать.
- Для тебя соломинка, а для меня – жизнь! Настанет время, я тебя трижды отблагодарю.
- (казак смеется) Какая может быть помощь от такого маленького муравья? (расходятся в разные стороны.)

На казака нападают абреки (два мальчика в соответствующих костюмах). Они связывают казака веревками.Дорогой казак пытается вырваться. Вдруг он слышит голос муравья (записанный на аудиокассету).
«Не показывай виду, казак, что ты будешь развязан. Я веревку перегрызу как дойдете до поворота – прыгай в реку и плыви, абреки тебя не догонят – плавать не умеют.»
Солдат «отбрасывает абреков, один из них падает «замертво», другой пытается выстрелить из ружья.
Казак имитирует плавательные движения (для этого ребята, держащие ткань, слегка потряхивая ею изображают волны, а мальчик – казак размахивает руками, то появляется, то исчезает).
Снова звучит голос муравья в записи:
«Плыви дальше я укушу стрелка в щеку, он потеряет прицел».
Абрек бросает ружье и с криком убегает. Солдат выходит из реки, садится на пенек, усталым голосом говорит:

Осень. С полей все убрали. Ни кукурузного початка, ни пшеничного колоса нет, чтобы подкрепиться. Благодарю тебя, Господь Бог за то, что умираю ни в плену, а на вольной воле, хоть и в чужой стороне.

Наползают муравьи (мальчики в соответствующих костюмах) и каждый приносит казаку пшеничное зернышко. Казак «съедает» зерно ненадолго засыпает, а проснувшись, потягивается (во время сна может звучать музыка) и говорит:

Ну спасибо, муравей, за помощь!
- Велика ли помощь – зернышко принести!
- Для тебя зернышко, а для меня – жизнь!
- Ну что, (смеется муравей) понял теперь, что и от малого добра большая польза бывает.

Инсценирование детских колядок и щедровок.

Выходят дети в костюмах ряженых, отправляющихся колядовать и щедровать.

***
Коляд, коляд, колядныця,
Добра з мэдом паляныця,
А без мэду ни така,
Дай, тётка, пьятака,
Ны дасы пьятака –
Возьму быка за рога,
А кобылу за чупрыну
Да й повыду на могылу,
А з могылы та й в кабак,
Та й пропью за пьятак!
Оставайся дядько, так.

Щедривочка щедрувала
До виконца прыпадала.
Шо ты, тётка, наварыла,
Шо ты, тётка, напыкла,
Нысы нам до викна.

Я девочка младэнька,
В мэнэ юбка новэнька,
Черевычкы козловэньки,
Будтэ с празнычком здоровэньки!

Я малэнький мальчик,
Стал на стаканчик,
А стаканчик – хруп!
А ты, дядя, давай руп!

***
Щедрык, вэдрык,
Дайтэ варэнык,
Грудочку кашкы,
Кильце ковбаскы!

Колядин, колядин,
А я в бабушки адин,
А вы мене не пытайтя,
Три копейки дайтя.

Каледа, каледа
Нынче хлеба ни едят.
Дай, бабка, пирога,
одну бочку тварага!

Пришла коляда
Накануне Рождества,
Дайте коровку,
Масляну головку!
А дай Бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста!
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна – пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьём, и бытьём,
И богатством;
И создай вам, Господи,
Ещё лучше того!

Инсценирование стихотворения В. Бардадыма «Как в казаки принимали».
В сценке участвуют: автор, атаман, мальчики в костюмах казаков-новобранцев – 3 -5 человек, писарь.

АВТОР Как на службу принимали молодцов -
Посбегались станичане всех концов.
АТАМАН Где те хлопцы?
АВТОР Поднял брови атаман.
И спросил с ухмылкой хитрой станичан:
АТАМАН Где лебедики, что плыли по земле?
Где любезные, что спали во седле?
Пили горькую с маком, ели печево с таком?
Где соколики, что жаждут постромы?
АВТОР Новобранцы закричали:
НОВОБРАНЦЫ Это – мы!
Добре! Добре! Ну, а чей ты?
Говори!
АТАМАН Тут, я бачу, все вы, хлопцы,
Главари!
КАЗАК 1 Я Ивашкой Дулей батьком наречен.
АТАМАН С твоей страшной волчьей ряшкой ты смешон!
Будешь Волком прозываться ты, браток.
А пока ему затрещин дать с пяток!
Ну, а ты чей будешь, хлопец удалой?
Ты – с нечесаной, кудлатой головой?
КАЗАК 2 Я – Зиновий Горох, да простит меня бог!
АТАМАН Не годится то прозванье!
С сего дня – Писарчук, а ну пиши-ка:
Фрол Мотня!
Как же поп тебя, мой сокол, окрестил?
АВТОР Атаман другого хлопца вдруг спросил
КАЗАК 3 Я без пачпорта, кошовый, без имён
Ненароком на свет божий был рожден.
АТАМАН Может, хлопче, ты чужой и басурман?
КАЗАК 3 Милуй бог! Я, батько, бедный, из крестьян!
Я споткнулся, окунулся во реку -
Потерялось моё имя на веку!
АВТОР Вся толпа захохотала, будто гром
Прокатился над станицей, над бугром
И, любуясь крепкой силой молодца,
Атаман похлопал спину удальца.
И ударил кулаком он по доскам –
И чернила по скатерке расплескал.

АТАМАН Запиши его в реестру:
Нил Силач!
АВТОР С перепою писарь вывел:
Нил Сопач!..
В пластуны записан хлопец
Волк Иван –
Он разведчик и гроза для басурман.
И прославился отвагой
Фрол Мотня:
Невредимым выходил он из огня.
А Сопач остался силачом,
Страх ему неведом, нипочём:
Бьет врага и шашкой, и плечом
Булавой казацкой – кулаком!


Лихоносов Виктор Иванович, родился в ст. Топки, Кемеровской области, в 1961 г., известный писатель Кубани и страны. Окончил историко- филологический факультет Краснодарского педагогического института. Работал учителем в Анапском районе. Печатается с 1963 г. Рассказы и повести: «Брянские», «Домохозяйка», «Родные», «Осень в Тамани», «Чистые глаза», «Люблю тебя светло», «На улице Широкой». Многолетний труд о Екатеринодаре – Краснодаре, его истории и людях, их характерах, быте и жизни роман «Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж».. Лихоносов Виктор Иванович Лихоносов Виктор Иванович член высшего творческого Совета при правлении Союза писателей РФ», редактор литературно- исторического журнала «Родная Кубань», лауреат Государственной премии России, Международной премии имени М. Шолохова. Награжден орденом «Знак Почета», орденом преподобного Сергея Родонежского III степени. Герой труда Кубани


Варрава Иван Федорович, известный кубанский поэт, родился 25 февраля 1925 г в селе Новобатайск, Ростовской области в семье переселенцев с Кубани, в 1932 г. семья возвратилась на Кубань. Потомственный казак. В 1942 ушел на фронт, прошел боевой путь до Берлина, на стенах Рейстага оставил стихотворную надпись. Был тяжело ранен. Имеет много боевых наград, ордена: Отечественной войны I степени, Красной звезды, Знак Почета. Окончил литературный институт, работал в Министерстве культуры СССР, но возвратился на родную Кубань. Собирал казачьи песни, много сделал для возрождения Кубанского казачьего хора. Творческая Варрава Ивана Фёдоровича деятельность очень плодотворна, издал десятки сборников произведений, такие как: «Песни казаков Кубани», «Казачий край», «Огонь горицвета», «Молодость сабли», «Пшеничный прибой», Песня гайды», «Цветы и звёзды», «Соколиная степь», «Казачий шлях», «Бежит река Кубанушка», «Всадники вьюги» и ряд других. Варрава Иван Фёдорович За литературную деятельность награждался различными премиями. Герой труда Кубани.


Образцов Константин Николаевич Образцов Константин Николаевич, русский поэт, родился 28 июня 1877 г. в г. Ржевске, Тверской губернии. Окончил Тифлисскую духовную семинарию. Как лучший ученик был направлен в Петербургскую духовную академию. Учился также в Юрьевском университете на историко- филологическом факультете. Служил священником во Владикавказской епархии. Служил священником в Кавказском полку Кубанского казачьего войска, участвовал в Первой мировой войне, награжден орденом Святой Анны. Как талантливый поэт и патриот написал много стихотворений, многие из которых стали песнями, в том числе казачьими, кубанскими. Произведение Образцова К. Н. «Ты Кубань ты наша родина, вековой наш богатырь» стала Кубанским гимном. Судьба трагична, как и многих в годы революции, гражданской войны. По одним сведениям он умер от тифа в Краснодаре, по другим расстрелян ВЧК в 1920.


Обойщиков Кронид Александрович русский поэт, родился в станице Тацинская, Ростовской области 10 апреля 1920 г., умер 11 сентября 2011 в Краснодаре на 92 году жизни. Обойщиков К.А. окончил Краснодарское авиационное училище, военный летчик. С первых дней участник Великой Отечественной войны, служил в бомбардировочном полку, охранял конвои союзников. Награжден за боевые заслуги двумя орденами Отечественной войны, орденом Красного знамени. Кронида Обойщикова печатается в газете «Армавирская коммуна» в 1936 г. Послевоенные годы стал печататься в армейских и флотских газетах и журналах. В 1963 вышел первый сборник стихов «Тревожное счастье». Издал более 30 книг, в том числе: Бессонное небо», «Линия судьбы», «Награда», «Мы были». «Салют победы», «Имя твое в небесах пронесу». Он много писал для детей замечательных поэтических произведений: «Сфетофорик», «Зойка пешеход», «Как слонёнок учился летать». Делал переводы поэтов Северного Кавказа. Кронид Обойщиков член Союза писателей СССР и Союза писателей России. Общиков Кронид Александравич Заслуженный работник культуры России, заслуженный деятель искусств Кубани, почетный гражданин Краснодара, лауреат премий. Герой труда Кубани.

Кто родился на Кубани, скажет – края нет милей

«Где родился – там пригодился»

Русская пословица

Живет на Кубани замечательный детский писатель Владимир Нестеренко. Его творчество знают не только в нашем Краснодарском крае. Талант кубанского писателя замечен признанными именами детской литературы Агнией Барто, Сергеем Михалковым, Валентином Берестовым.

Родился В. Нестеренко в 1951 году в станице Брюховецкой. Учась в школе, он, как многие сверстники, писал стихи. Их печатала районная газета «Строитель коммунизма», которую в начале 70-х годов прошлого века редактировал П.Е. Придиус, ставший одним из первых наставников будущего писателя.

А вот писать стихи для детей выпускнику Адыгейского пединститута в 1973 году на одном из семинаров молодых поэтов посоветовал московский поэт Георгий Ладонщиков. После института Владимир Нестеренко год работал учителем в школе, а осенью его призвали в армию. Провожал его весь класс, не успел прибыть Нестеренко в часть, как все 35 человек прислали по письму с новогодними поздравлениями. Сослуживцы завидовали: никому так много писем не приходило.

Совету Г. Ладонщикова рядовой пехотного полка Нестеренко последовал, когда уже служил в рядах советской армии в Хабаровске. Рядовой солдат печатал свои стихи в краевой газете «Молодой дальневосточник» и военной «Суворовский натиск».

После службы в армии В. Нестеренко вернулся в Брюховецкий район, где его пригласили работать в райком комсомола, а потом он пришел на радио и в газету. Но всегда у В.Нестеренко был подшефный детский сад, куда приходил со стихами. Сначала читал из тетрадки, а в 1980 году в Москве, в издательстве “Детская литература”, вышла первая книжка “Веснушки”. Вскоре вышло еще несколько книжек, и Владимира Дмитриевича Нестеренко приняли в Союз писателей.

Писателю из кубанской глубинки удалось заинтересовать маститых столичных издателей. Своей “крестной мамой” Нестеренко считает Агнию Барто, которая на семинаре отобрала его стихи и рекомендовала их к изданию. Стихи для малышей В. Нестеренко пишет более 30 лет. В издательствах Краснодара, Ростова-на-Дону, Москвы опубликовано около 40 книг поэта-кубанца. Их общий тираж превысил 2 миллиона экземпляров.

Произведения В. Нестеренко вошли в хрестоматии и антологии детской литературы, в учебники по кубановедению. На стихи поэта написано более 50 песен. Наш земляк – автор журналов «Мурзилка», «Веселые картинки», «Муравейник», многих газет. Веселые стихи, загадки и скороговорки от Нестеренко вошли в однотомник «Путешествие с Мурзилкой», где собраны лучшие публикации журнала за его 70-летнюю историю.

В. Нестеренко – большой друг детских библиотек. По инициативе краевой детской библиотеки имени Братьев Игнатовых был издан сборник поэта «Наша родина – Кубань», который стал хорошим подспорьем для изучающих историю родного края.

Трудовая жизнь литератора из Брюховецкой на протяжении многих лет связана с журналистикой: более 20 лет редактор районного радио, собственный корреспондент газеты «Кубанские новости», главный редактор районной газеты «Брюховецкие новости», корреспондент газеты «Кубань сегодня».

Пишет Нестеренко и литературные пародии. Часть из них вошла в 3 том «Кубанской библиотеки», а в 7 томе этого издания Владимир Нестеренко выступает составителем произведений прозаиков и поэтов, пишущих для юного поколения. Нестеренко собрала свыше сорока авторов – маститых и малоизвестных, чьи творения достойны внимания малышей и их

родителей, педагогов, воспитателей. Очерки, статьи, публицистические материалы В. Нестеренко печатают «Российская газета», журнал «Дон», еженедельник «Крестьянин», другие периодические издания.

Владимир Дмитриевич награждён медалью «За трудовое отличие», имеет звание «Заслуженный журналист Кубани», лауреат премии администрации Краснодарского края в области культуры за произведения для детей.

В честь 60-летия со дня рождения В.Д. Нестеренко награждён памятным знаком журнала «Мурзилка».

Эти тихие места родиной зовутся

Владимир Дмитриевич Нестеренко умеет подобрать золотой ключик к любому сердцу. Как у великого сказочника Г-Х. Андерсена были «Калоши счастья», так у чудесного поэта Владимира Нестеренко есть «Волшебные сапоги». Их много. И ему только кажется, что они «не с той ноги». Дети и взрослые читают его стихи и становятся добрее.

Солнце землю осмотрело

Каждый луч оставил след

В мире нет важнее дела,

Чем дарить тепло и свет.

«Солнце».

А ещё этими стихами можно выразить жизненное и творческое кредо В. Нестеренко. Главный источник тепла и света в поэзии Нестеренко – любовь к родному краю, отчему дому и близким. В художественном мире поэта любая дорожка от дома всегда должна привести к родному очагу:

Темнота. Лишь свет в окошках.

Нелегко впотьмах идти.

Но луна свою дорожку

Стелет на моём пути.

И до самого порожка

довела меня дорожка

«Лунная дорожка»,

а самые лучшие и тихие места «родиной зовутся»:

Это речка Бейсужок -

Нитка голубая.

Вот зеленый бережок,

Даль за ним степная.

Здесь трава всегда густа,

Лошади пасутся.

Эти тихие места

Родиной зовутся.

«Тихий места»

Тишина в родном краю такая, что

…слышится:

На крыльях ветерка,

Как на волнах,

Колышутся

Тихони-облака.

Поэт использует самые разные стихотворные формы. Излюбленный жанр – лирическая миниатюра, которая может стать и сюжетным стихотворением, и пейзажной зарисовкой, и небольшим поэтическим наставлением, и стихотворением-загадкой или шуткой, и лирическим монологом (диалогом), и давно полюбившейся малышам игровой формой «подскажи словечко».

В поэзии Нестеренко прослеживается чувство большой и малой родины, а по большому счёту – чувство духовного родства с миром и людьми.

« Взрослые и дети видят мир по-разному, – убеждён Владимир Нестеренко,- ребята воспринимают только то, что понятно им, поэтому лично у меня всегда были маленькие соавторы. Сначала соседские малыши, потом собственные дети, теперь внуки. А все сюжеты – из нашей станичной жизни».

Поутру братишка звонко

Разговаривал с буренкой:

Язычок мне покажи,

Молочка мне одолжи!

Вид серьезный был у Вовы –

Он ведро держал в руке.

Брат услышал:

“У коровы

Молоко на языке”.

Юные читатели очень хорошо чувствуют не только рифму, но и ритм, прекрасно воспринимают язык образов. Вот как, к примеру, поэт говорит о весне:

Посмотри: на ветках почки.

Вот они надули щечки.

Разобрал подружек смех -

Убегает с поля снег:

Он спешит, а им потеха -

Почки лопнули от смеха.

Очень лирична зарисовка наступления первых осенних дней. Автор тонко подметил печальное настроение прощания с летом.

Распрощалось поле с плугом,

Стих до марта птичий гам.

Диких уток острый угол

Режет небо пополам.

Клён оранжевым беретом

Долго машет птицам вслед.

-Песня летняя пропета, -

Говорит мне тихо дед.

«Клён»

Владимир Нестеренко часто обращается к образу человека труда. Он любуется богатырской силой комбайнёров, трактористов, гордится кубанскими тружениками, растящими хлеб.

Лето! Знойная погодка –

Всюду яркие лучи.

Поле, словно сковородка,

Что достали из печи.

Нелегко под солнцем людям –

Но ведут комбайны в степь –

После жаркой жатвы будет

В каждом доме – теплый хлеб.

«Жатва»

Глубокое уважение к подвигу наших прадедов, незаживающая рана потери близких людей в Великой Отечественной войне слышится в стихотворении Владимира Нестеренко «У обелиска»

За книгу «Фронтовая награда» на Московском фестивале книги в 2006 году В.Нестеренко получил диплом за патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Творчество поэта пронизано любовью к своей малой родине, отражает ее историю, сегодняшний день и устремлено в будущее.

Степные просторы,

высокие горы.

Два ласковых моря –

Всё это Кубань.

Родная станица,

Открытые лица.

Густая пшеница –

Всё это Кубань.

И хутор, и город

Имеют свой норов,

Особенный говор –

Всё это Кубань.

Не смотрят здесь хмуро,

Не ходят понуро

Своею культурой

Гордится Кубань.

Народ православный,

А путь его – славный.

Здесь мыслят о главном

И любят Кубань.

Быт улочек старых,

И новь Краснодара,

И щедрость базаров –

Всё это Кубань.

А песня, что плачет!

А дух наш казачий!

Как много ты значишь

Для всех нас Кубань!

Вот как отозвался о творчестве В.Д.Нестеренко кубанский писатель Николай Ивеншев:

“…Читает книги мальчик или девочка, становиться добрее. Прочитали, как будто умылись. Возьмет книжку взрослый, и он на минутку становиться ребенком. Забудет про свои дела и захочется ему поиграть в догонялки или в “крестики-нолики “. Отличное средство от плохого настроения!” Действительно у стихов Нестеренко нет и не может быть верхней возрастной планки. Их приятно и полезно читать и в десять, и в двадцать и в тридцать, и в пятьдесят лет».

«На дороге не играйте» 2008 Ростов-на ПрофПресс

Работяга муравей 2006

«Письмецо» (Краснодар,2006 Раритеты Кубани

Наша родина – кубань Краснодар, Традиция, 2007

«Фронтовая награда» (2005)

«Петушиный календарь» (2005)

«Его величество – электричество» (Краснодар «Печатный двор Кубань»2004)

«Азбука наоборот» (2004)

Сапоги не с той ноги. Коаснодар, 2002 Раритеты Кубани

«Вот так птица, вот так зверь» (1998)

«Окунь выпрыгнул из речки» (изд-во «Краснодарское кн. изд-во», 1997)

«Подскажи словечко» (изд-во «Краснодарское кн. изд-во», 1996)

«Раз – загадка, два – отгадка» (изд-во «Краснодарское кн. изд-во», 1994)

«Ладошка» (изд-во «Краснодарское кн. изд-во», 1991)

«Заветное желание» (изд-во «Краснодарское кн. изд-во», 1987)

«О чем мечтают зерна?» (изд-во «Детская литература», 1985)

«Моя песенка» (изд-во «Краснодарское кн. изд-во», 1985)

«Разноцветный помидор» (изд-во «Краснодарское кн. изд-во», 1983)

«Летний полдень» (изд-во «Малыш», 1983)

«Веснушка» (изд-во «Краснодарское кн. изд-во», 1980)

Основные издания Д. Нестеренко:

Мастеров слова, пишущих прекрасные стихи, воспевающих малую Родину. Кубанские поэты Виктор Подкопаев, Валентина Саакова, Кронид Обойщиков, Сергей Хохлов, Виталий Бакалдин, Иван Варавва - гордость краевой литературы. У каждого из них есть свои любимые места. Но в творчестве того или иного автора явственно слышно одно объединяющее их чувство - всеобъятная любовь.

Кубанские поэты о природе

Сердце поэта Виктора Подкопаева Краснодарский край покорил однажды в юности и навсегда. Для него звонкое слово «Кубань» - словно имя любимой. Ей посвятил поэт свое творчество. О ней, о Кубани, его лирические раздумья и мечты. Раскрыв книжку его стихов, тотчас ощущаешь густой аромат хлебных полей, соленость морских волн, ясно представляешь, как просыпается природа.

Кубанский милый край,
Ты гордость всей России,
Чудесной красоты
Под синевой небес.

Быть может, где-то есть
Места еще красивей,
Но мне дороже нет
Родных кубанских мест…

О Родине

Стихи кубанских поэтов словно пропитаны теплым солнцем. У урожденного ростовчанина Кронида Обойщикова вся жизнь связана с Кубанью: здесь он окончил школу, авиационное училище, отсюда ушел на защиту своего отчего края. Почвой, питавшей его яркое художественное слово, служила и очаровательная в своей красе южная жемчужина России.

Дневные птицы умолкают,
Дробясь о пыльные лучи,
Стихают звуки и стекают,
Как воск с оплавленной свечи.

Темнеют облачные фрески,
Яснеет звездная финифть.
Как в мире мать сравнить мне не с кем,
Так не с чем Родину сравнить.

Какие бы стихи кубанских поэтов - короткие или размашистые - ни звучали, в них чувствуется, независимо от количества фраз, глубинное уважение к родине. Много лет радует своих читателей проникновенной поэзией кореновский поэт Малахов Виктор Иванович. Когда читаешь его стихи о родном крае, будто идешь по утренней росе, любуешься речной гладью, не можешь наглядеться на плывущие по рассветному куполу неба облака.

Исторические летописи

Многие кубанские поэты приехали издалека и влюбились в местную землю. В Краснолесье и высоких луговых травах Смоленщины затерялась лениво текучая речка Выпь Малая. Неподалеку и родился будущий известный кубанский поэт Сергей Хохлов. Его отец перевез семью в благодатный Краснодарский край.

На Кубани Сергей Хохлов обрел опыт, человеческую, гражданскую зрелость. И полетели, обгоняя друг друга, чудо-звуки. О труженике-отце, о матери, о войне, о природе, родных полях, реках, степях. И, конечно же, о любви. Особой аурой обладает его цикл романтических поэм «Скифы», где автору удалось мастерки передать конфликт самоуверенного властителя персов Дария и вольнолюбивого отважного народа - скифов.

Лирика

Кубанские поэты - мастера лирического слога, особенно прекрасны стихи Виталия Бакалдина. Своей любви к краю он посвятил большую часть работ. Его творчество проникнуто чувством общности с родной землей, теплотой к людям, всему живому: травам, деревьям, воде, птицам… Поэт в своих стихах вливает тему Кубани в общую тему Родины.

На Кубани вырос я,
Наши южные края:
Мне родней, понятнее
Степи необъятные…

Стихи кубанских поэтов словно рождены для песни. Иван Варавва - певец земли краснодарской. Кажется, что сама щедрая наша природа вложила в руки поэта лиру. К его стихам хочется возвращаться неоднократно. Они заряжают своей энергией, заставляют задуматься, оглянуться вокруг и увидеть, как неповторимо прекрасен наш край.

Произведения Вараввы вдохновляют композиторов, на его слова написаны лучшие композиции о Кубани. Поэтический голос Ивана Вараввы не спутаешь ни с каким другим. Он по праву принадлежит к ведущим поэтам края. Его творчество, светлое и жизнеутверждающее, воспевает эту благодатную землю, людей, населяющих ее, бескорыстных, добрых и смелых, влюбленных в свой хлеборобский труд.

Кубанские поэты детям

Кубанская писательница-сказочница Татьяна Ивановна Кулик подарила всем яркие впечатления своего детства - сказки, рассказанные ее мамой, потомственной казачкой Ефросинией Ткаченко. Для детворы она написала много замечательных книг:

  • «Казацкие сказки» - удивительные сказочные события, происходившие с нашими далѐкими предками при заселении плодородных кубанских земель, украшенные подлинными народными казачьими песнями.
  • «Сказки Кавказа» - страницы сказок Кавказа: адыгской, чеченской, абхазской, абазинской, лакской, карачаевской, черкесской, ингушской, кабардинской, балкарской, осетинской, ногайской, аварской, лезгинской, донской и кубанской областей. Они в себя впитали обычаи и мудрость горских народов.
  • «Страна сказок» - жизнь персонажей многонациональной страны сказок наполнена забавными чудесами, веселыми, порою опасными похождениями, мудростью старости и озорством детства, верной дружбой и счастьем встреч.

Анатолий Мовшович - известный кубанский поэт, автор нескольких книг для детей, член Союза российских писателей. Литератор прекрасно разбирается в детской психологи и умеет обозревать мир глазами ребенка. Его стихи очень непосредственные, наполненные юмором и музыкальностью. Поэт пишет на языке детей: понятно, легко и весело. Наверное, поэтому его стихи пользуются успехом и любимы всей детворой.

О войне

Кубанские поэты о войне написали много правдивых, искренних строк, порою пропитанных ноткой горечи о павших товарищах. Аксакалом, одним из самых уважаемых поэтов военной тематики является Бакалдин Виталий Борисович. Уроженец Краснодара, он подростком пережил полгода немецкой оккупации и в дальнейшем часто возвращался к волновавшей его теме.

Его стихи о грозных событиях пронзительны и проникновенны. О бессмертных подвигах старших товарищей он готов говорить бесконечно. В стихотворении «Краснодарская быль» автор повествует о вчерашних выпускниках школ, только что призванных для выдворения фашистов. Они насмерть бились со взрослыми бойцами, трое суток удерживая оборону. Многие из них навеки остались лежать под Краснодаром «поклассно и пошкольно». Другие значимые произведения:

  • «Сентябрь 42-го в Краснодаре».
  • «Октябрь 42-го в Краснодаре».
  • «Наш день».
  • «12 февраля 1943-го».

О семье и вечных ценностях

Не перестают говорить кубанские поэты о семье, вечных, непреходящих ценностях. Непререкаемым авторитетом обладает поэт Александрович, член Союза писателей, лауреат литературных премий. Родился 10.04.1960 г. в Краснодарском крае (станица Кореновская), в Вербное воскресенье. Поэт печатается в именитых журналах: «Дон», «Москва», «Подъем», «Наш современник», «Роман-журнал 21 век», «Сибирь», «Пограничник», «Дом Ростовых», «Волга-21 век», «Родная Кубань». В газетах: «День литературный», «Литературная газета», «Российский читатель», «Литературная Россия». В настоящее время живѐт в городе Кореновске. Среди его шедевров - «Я иду по земле», «Седое сердце», «Над смыслом бытия», «Круг любви и родства» и другие.

Общественная деятельность

На Кубани функционирует две основные литературные организации:

  • Союз писателей России.
  • Союз писателей Кубани.

Союз писателей России на Кубани представляют 45 мастеров слова. В разное время в нем состояли Бакалдин В. Б., Варавва И. Ф., Зиновьев Н. А., Н. (действующий председатель филиала), Обойщиков К. А., Хохлов С. Н. и другие.

Союз российских писателей (30 членов) позиционируется как объединение людей «новой формации», сторонников демократических перемен. В нем больше представлены кубанские поэты «среднего» поколения: Альтовская О. Н., Гречко Ю. С., Демидова (Кащенко) Е. А., Домбровский В. А., Егоров С. Г., Зангиев В. А., Квитко С. В., Жилин (Шейферрман) В. М., Полещук В. В. и прочие талантливые авторы.

Гордость края

Неблагодарное дело - рассуждать, кто из писателей лучший. У каждого мастера слова свое видение мира, соответственно, свой уникальный слог, который может совпадать со вкусами читателей и критиков либо быть особенным, понятным единицам. Только официально в литературных Союзах состоят более 70 писателей Краснодарского края, не считая «самодеятельных», но от этого не менее талантливых авторов.

Но и среди многих выделяются личности, чей авторитет непререкаем, чьи работы удостоены государственных премий и наград. «Патриархами» кубанской поэзии с неоспоримым основанием можно назвать Бакалдина Виталия Борисовича, Варавву Ивана Федоровича, Голуб Татьяну Дмитриевну, Зиновьева Николая Александровича, Макарову Светлану Николаевну, Малахова Виктора Ивановича, Обойщикова Кронида Александровича, Образцова Константина Николаевича, Подкопаева Виктора Стефановича, Саакову Валентину Григорьевну, Хохлова Сергея Никандровича и других литераторов, воспевших славную Кубанскую землю.