Биографии Характеристики Анализ

Федеральный закон 32 о днях воинской славы. День воинской славы россии

Оборудование урока: выставка книг С.П. Алексеева, портрет И.И. Федюнинского, исследовательские работы детей к конкурсу “Ленинград. Война. Блокада”, Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, карточки с текстом рассказа С.П. Алексеева “Генерал Федюнинский”, карточки с данными о писателе С.П. Алексееве, карточки с планом ответа о творчестве писателя, карточки со словами, обозначающими человеческие качества, карта обороны Ленинграда, блокады и прорыва блокады, красные и зелёные сигнальные карточки.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Приступаем к проверке домашнего задания. Сегодня каждый ряд получит своё задание.

1 ряд. – Когда вы готовились к уроку, вы наверняка узнали некоторые факты жизни писателя. Сегодня чтецами будет первый вариант. Возьмите на парте лист с текстом и прочтите вслух своему соседу по парте. Ваша задача запомнить самые интересные и важные факты. Приступайте.

Текст на карточках (одна на пару):

Сергей Алексеев родился в маленьком городке Плискове. Отец его был врачом, а мама медицинской сестрой. Родители Серёжи мечтали видеть сына образованным человеком и обязательно врачом. Но дома была только начальная школа и после долгих раздумий его отвезли в Москву к сёстрам матери, которые были учёными. В их доме царил образцовый порядок. Они и своего племянника Серёжу приучили к строгой дисциплине.

В старших классах Серёжа записался в аэроклуб. Тогда все мальчики мечтали стать лётчиками. В школе он особенно увлёкся историей, которая казалась такой же заманчивой, таинственной и великой, как небо. Он выбрал небо и поступил в авиационное училище.

Наступила Великая Отечественная война. В училищах будущих лётчиков учили летать по ускоренной программе. Так как Сергей был одним из лучших, то вскоре он знал все современные самолёты. Без отрыва от лётной учёбы он окончил педагогический институт – исторический факультет.

По окончании училища надо было показать умения владеть машиной, стрелять, вести воздушный бой. Сергей отлично справился с заданием и ему предложили стать инструктором, то есть учить других. Однажды у его самолёта отказал мотор и Алексеев получил тяжёлые травмы. Врачи запретили ему летать.

Когда ему предложили стать редактором издательства “Детская литература”, он не раздумывая, согласился. А однажды он решил принять участие в конкурсе на новый учебник по истории страны и победил. По его учебнику дети учились много лет.

Прежде чем начать писать свои повести и рассказы, Алексеев долго и подробно изучал то время, о котором он хотел написать. Он мог целый год ходить в историческую библиотеку и изучать много книг, прежде чем чувствовал, что готов писать. Он как бы начинал жить в том времени. Иногда он даже ездил в те места, где происходили исторические события.

Книги С. Алексеева не только об истории, они ещё и о человеческой храбрости, честности, патриотизме, о том, что нет ничего ценнее человеческой жизни.

2 ряд: - Вы, сидящие по одному, подготовите нам сообщения об особенностях творчества писателя по плану.

Особенности творчества писателя

1. Тема творчества.

2. Жанр произведений.

3. Идея произведений, главное, что хотел сказать автор.

3 ряд: - Вы расскажете своему товарищу, сидящему рядом, эпизод из одного из тех произведений, которые вы прочитали. В каждой паре выберите лучшего рассказчика.

В это время первый ряд уже справился с заданием.

Каждый из вас берёт свой листок с информацией о писателе. Ещё раз самостоятельно прочитайте про себя внимательно и подчеркните те факты, о которых вы раньше не знали. 3 минуты на работу.

Если в это время кто-то из хорошо читающих детей уже справился с заданием, учитель раздаёт им для самостоятельного чтения карточки с информацией о писателе с теми фактами, которые ранее не упоминались, но интересны для детей.

1. Племянника Сергея тётушки приучили к строгой дисциплине. Подъём в один и тот же час. Умывание, завтрак, обед - всё в отведённое для них время. Было выделено время и для игр во дворе с товарищами. Но Серёжа увлекался, забывал о времени, а часов у него не было. А звать заигравшегося племянника, крича ему из окна по примеру московских мам и нянек, тётушки считали неприличным, и тогда одна из них придумала нечто вроде военного сигнала. В условный час на открытую форточку выходящего во двор кухонного окна вывешивалось полотенце. Играя, Сергей нет-нет, да и посмотрит на окно. Увидев сигнал, он немедленно прекращал игру и спешил домой.

2. Во время учёбы в училище, ему помогала привычка к порядку, годами выработанные и воспитанные точность, аккуратность, обязательность. “Разве это режим? Разве это дисциплина? Вот в Москве у моих тётушек…” Веселил Сергей товарищей, легко и чётко выполняя требования воинского распорядка.

3. Наконец закончилась учёба в училище. Все ждут отправки на фронт. К выпуску посмотреть на молодых офицеров прибыл генерал. Алексееву сказали: “Полетишь с генералом”.

Надо было показать искусство владеть машиной, стрелять по движущимся целям, вести воздушный бой. Сергей очень волновался и, посадив генерала в самолёт, он старался всё рассчитать наперёд. И он превзошёл самого себя. Стрельба была отличной, а генерал неожиданно сказал: “Будете учить других”. Так Сергей стал инструктором в учебном авиационном полку.

Стоп! Закончили работу. Слушаем друг друга внимательно.

1 ряд. – Рассказ о писателе по плану. План в тетради.

Кто хочет добавить? (Хорошо читающие ребята, успевшие прочитать дополнительные сведения о писателе, добавляют то, что показалось им наиболее интересным).

2 ряд. – Особенности творчества писателя.

3 ряд. – К доске приглашаются лучшие рассказчики от каждой пары (5 человек).

Викторина: узнай рассказ по отрывку.

Сигнализируйте, если узнали рассказ – зелёный сигнал, нет – красный. Если быстро узнали – хорошо рассказал, а вы хорошо и внимательно читали.

Выставление оценок.

3. Знакомство с новым материалом.

Сегодня мы вместе прочитаем ещё один рассказ С. Алексеева “Генерал Федюнинский”. Вам что-нибудь говорит это название? (В нашем городе есть улица Федюнинского).

Поднимите руку, кто живёт на этой улице.

Предположите, почему в нашем городе улицу назвали именем этого человека.

Кем он был? Когда жил? Вам интересно это узнать?

Посмотрите на доску. Вы видите портрет этого человека. Послушайте краткую справку о нём из энциклопедии.

Федюнинский Иван Иванович родился в 1900 году. В армии с 1919 года. Герой СССР с 1939 года. Генерал армии с 1955 года. Умер в мирное время в 1977 году. Имел награды: 4 ордена Ленина, 5 орденов Красного знамени, 2 ордена Суворова 1 степени, орден Красной звезды, медаль “За службу родине в вооружённых силах СССР” 3 степени.

Прочитав рассказ, мы узнаем некоторые факты жизни этого человека. Возьмите листки с текстами. Послушайте. (Читают вслух 3 хорошо подготовленных ученика).

Если вам встретились непонятные слова, отметьте их.

Генерал Федюнинский

Генерал Иван Иванович Федюнинский был одним из героев обороны Ленинграда. Это его войска не пустили фашистов к Волхову. Это 54-я армия, которой он командовал, вместе с другими громила фашистов под городом Тихвином.

Ещё в январе 1942 года советские войска предприняли первую попытку прорвать блокаду Ленинграда.

Знали об этом в Ленинграде. Пошли по городу разговоры:

Наши идут к Ленинграду.

Скоро пробьются наши.

Но это было не так. Не смогли тогда одолеть фашистов советские войска. Не было достаточных сил у наших.

Не пробили советские армии ни зимой, ни весной 1942 года дорогу к осаждённому Ленинграду.

По-прежнему Ленинград оставался в блокаде.

Как-то после весенних боёв 1942 года генерал Федюнинский направился в одну из своих дивизий. Поехал генерал на танке. Для удобства надел ватную фуфайку, на голову простую солдатскую шапку-ушанку.

Танк шёл по железнодорожной насыпи. Распутица. Размокла, раскисла кругом земля. Лишь насыпь одна пока сохраняла твёрдость. Неважное настроение у Федюнинского. Не пробились наши войска к Ленинграду. По дороге в дивизию и повстречал генерал солдата. Солдат был из пожилых. Хитринка в глазах играет. Бывалый, видать, солдат. Посмотрел на него Федюнинский. Ватная фуфайка на солдате - точь-в-точь такая, как на самом Федюнинском. Шапка-ушанка на голове - простая, солдатская, такая же, как на голове генерала Федюнинского.

Остановились генерал и солдат.

Здравствуй, земляк,- произнёс солдат. Не думал, что по шпалам шёл генерал.

Здравствуй,- ответил Федюнинский.

Решил Федюнинский закурить. Полез в карман. Достал пачку папирос, протянул солдату.

Ну и даёшь! - произнёс солдат. Папиросы в то время, особенно здесь, на фронте под Ленинградом, были почти как чудо. Покрутил папиросу в руке солдат, посмотрел на Федюнинского, на фуфайку, на шапку солдатскую, сказал:

Ты, видать, земляк, близко к начальству ходишь. Ясно Федюнинскому: не признал за генерала его солдат.

Бывает,- усмехнулся Федюнинский.

В ординарцах небось гоняешь?

Да так...- смутился, не знал, что ответить ему, Федюнинский.

Понравился солдат генералу. Разговорились они. О том, о сём, какие вести идут из дома.

Затем речь пошла о недавних боях.

Не получается что-то,- сказал солдат. И тут же: - Ничего, не сразу оно, земляк. Сегодня не удалось, завтра удастся. Помяни: лёд под напором всегда проломится.

Поднял глаза Федюнинский.

Это уж точно скажу, земляк. Слову поверь. Сил не жалей - проломится. А что там начальство думает?

Улыбнулся Федюнинский:

Считает, проломится. Считает, получится.

Вот видишь,- сказал солдат.

Возвращался Федюнинский в штаб, всё о солдате думал.

Сил не жалей. Проломится,- повторял генерал Федюнинский.

4. Словарная работа.

Какие непонятные слова вам встретились в тексте? Найдите их, попробуем объяснить.

Посмотрите на доску. Вот эти слова.

распутица

ординарец

Предположите, что означает это слово.

А вот как объясняет словарь Ожегова. (Читает учитель).

5. Анализ прочитанного.

В какое время происходят описываемые события?

Посмотрите, на доске карта. Я покажу вам те места под Ленинградом, где происходили описываемые события.

Кто герои рассказа?

Что вы поняли, прочитав этот рассказ?

Какие мысли и чувства у вас вызвал рассказ? (Доказательства текстом: найди и прочитай).

Прочитайте ещё раз последнюю часть.

Найдите предложение, где выражена главная мысль. Посмотрите, я записала её на доске.

Что имел в виду солдат?

Какие ещё качества помогли ленинградцам выстоять в блокаду?

Я обойду всех, а вы возьмите каждый по одной полоске бумаги с написанными на ней качествами характера человека. Прочитайте про себя.

Встаньте те, кто считает, что качество, написанное на его листке, могло помочь людям блокадного Ленинграда. Назовите это качество вслух.

Защищать свою Родину, воевать, можно и не имея оружия в руках. Мы читали с вами о стариках, женщинах и детях, которые своим трудом и своими поступками демонстрировали свою силу духа, любовь к Родине, храбрость, смелость, взаимопомощь. Встречаете ли вы сегодня людей, обладающих этими качествами?

У нас в гимназии работали и сейчас работают учителя – жители блокадного Ленинграда. Это Матвеева Лидия Николаевна, учитель математики. Дедова Александра Алексеевна – учитель немецкого языка и педагог театральной студии.

Были ли в вашей жизни случаи, когда вы могли бы проявить эти качества? (Рассказы детей).

Много блокадников живёт и в ваших семьях. В своих работах, представленных на конкурс “Ленинград. Война. Блокада”, многие из вас описывают события из их жизни. Вы можете ознакомиться с выставочными работами, которые мы подали на городской конкурс.

Чтобы лучше представить жизнь детей в блокадном Ленинграде, мы посмотрим фрагмент художественного фильма “Жила-была девочка”.

6. Просмотр фрагмента художественного фильма.


Людмила Николаевна, если сможете, то и мне перекиньте. Заранее благодарна. Светлана Николаевна, зайдите к Наталье Терентьевне Морозовой. У неё есть вариантов десять.
А почему же это `Верхи потеряли берега, а низы всё ещё надеются выкарабкаться своими силами`? Что же причиной? ... Ломаю голову в неведении...
▫ Инна Викторовна, а вот за разумную мзду (пожертвование, следует полагать... Оно ж налогом не облагается?) - можно даже на яхточке (речь о небезызвестной `Палладе`) позависать. Даже с деУшками (прихожанками, следует полагать). А вырученные средства пойдут непременно на хлебушко. В дальнюю и бедную епархию. Следует полагать... `... секцию рукопашного боя...` - а потом такой в сквере: - Я за веру, ....! ...
Белгородская область, сегодня плюс 7...
▫ Такой вариант хорош, если есть накопленные деньги. Что недостаточно--пошёл купил. Что трудно -- не сделал и всё, а так же пошёл и купил. Если же сделал -- то это будет как добровольное дополнение. При таких условиях конечно можно в деревне жить. А гектар земли может пустовать и зарастать бурьяном и использовать место можно просто для `сбора одуванчиков`. Крышу в доме залатать -- да не проблема. Заплатил мастеру и залатает. Дров наготовить -- попросил местных жителей и наготовят. И т.д. За деньги согласятся. А сам хозяин в это время может просто телевизор смотреть и готовое в магазине покупать. С деньгами не проблема и в деревне прожить. За исключением глухих деревень, где соседскому мужику деньги ни к чему и магазины пустуют. А вот если взять гектар не имея накоплений или имея недостаточные накопления, то немало шансов, что хозяин на этом гектаре умается и назад в город сбежит. Потому что придётся делать всё самому и обрабатывать целый гектар. Да ещё и налоги платить. А если нанимать помощников, то и деньги быстро улетучатся. А если часть земли оставить пустовать, то придётся сводить концы с концами, при этом не посматривая телевизор, а работая в три пота вручную. Кроме того выращенный урожай не даёт гарантии, что его купят. Поэтому придётся его использовать самому: делать различные заготовки в большом количестве. А это дело хлопотное: не три банки огурцов закатать. И получится ситуация что хозяин гектара весь в работе, без денег, без нормальных вещей и питается лишь собственноручно выращенным урожаем. И мечтать о молочных реках при таких условиях ему не приходится. Да он скорее всего бросит этот гектар или продаст богатым предпринимателям, которые будут использовать этот участок как территорию собственного обогащения за счёт дешёвой рабочей силы. И при этом нет гарантии что не будет враждующей конкуренции и вытеснения нормальных собственников-соседей с их гектара по причине, что участок ушлым предпринимателям понравился. Поэтому такой вариант семейного гнезда похож на утопию. Другое дело дача в 6 соток в для городских жителей. Хоть и дохода почти нет, но зато легче обрабатывать. Это как собственный минискверик для любителей природы.

Литературная викторина с ответами по рассказам С.П.Алексеева о маршалах Советской Армии (Жукове и Коневе) для начальной школы

Автор Ляпина Вера Валерьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 47 городской округ Самара
Описание материала Данный материал можно использовать учителям начальной школы и учителям литературы в среднем звене на уроках внеклассного чтения, на внеклассных мероприятиях, посвященных Великой Отечественной войне.
Цель Формирование чувство патриотизма и активной гражданской позиции, общекультурной компетенции через восприятие художественной литературы.
Задачи:
- Привить детям любовь к своей Родине, к своему Отечеству.
- Воспитывать чувство гордости за героическую историю нашей страны
- Расширить представления детей о Великой Отечественной войне, о мужестве советского народа, о военачальниках Советской Армии.
Подготовка Прочитать рассказы С.П.Алексеева о Великой Отечественной войне "Чрезвычайные полномочия", "Белгород", "Новые погоны", "Разведка боем", "Нет на войне безопасных мест","Прага", "Новый командующий", "Орден Суворова".

Ход викторины

Учитель
Читая рассказы о Великой Отечественной войне, хочется выделить рассказы Сергея Петровича Алексеева.


Рассказы, в которых героический подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне поведан не сухим, казенным языком фактов, но многоголосьем реальных людей, переживших славные и страшные годы 1941–1945.
Какими они были, – люди, отстоявшие свободу и независимость, и уничтожившие фашистскую чуму?
Талант известного писателя Сергея Алексеева позволяет нам увидеть их, как живых, и запомнить навсегда.
Сегодня мы поговорим о тех, которые вели нашу армию в бой. Это маршалы нашей армии Георгий Жуков и Иван Конев.
Георгий Жуков - великий военачальник, маршал, Министр обороны СССР


Родился 19 ноября 1896 года в деревне Стрелковке Калужской области в семье крестьянина. Окончив три класса церковноприходской школы, Жуков поступил в ученики в скорняжную мастерскую в Москве. 20 августа 1915 года 18-летний скорняжный подмастерье Жуков был призван в армию. Пройдя краткий курс обучения, стал унтер-офицером Нижегородского драгунского полка. Далее колея его жизни пролегла через несколько войн. Первая мировая отметила унтер-офицера Георгия Жукова двумя Георгиевскими крестами. Гражданскую он завершил, командуя эскадроном, с орденом Красного Знамени на груди.
Военная карьера Георгия Жукова развивалась стремительно.
Жуков в октябре 1941 года был назначен командующим Западным фронтом и ответственным за оборону Москвы. Никому другому Сталин не мог в тот момент доверить судьбу столицы и всей страны. Никому, даже самому себе - только Жукову, который побил немцев под Ельней и отстоял Ленинград. Жуков на тот момент казался (и был на самом деле) единственным военачальником, способным остановить роковое наступление вермахта.Благодаря дару Жукова в какой-то мере и была одержана Победа над фашистской Германией.
Людмила Клепикова.
Памяти Георгия Константиновича Жукова
Знавала Русь богатырей немало,
Жестоких битв, раздоров, пепелищ,
В защиту Родины святая рать вставала.
За счастье мирных дней и за тепло жилищ.
Жуков призван был самой судьбою
Продолжить ратный подвиг дедов и отцов.
Сражался смело он, идя путём героя
Победоносной воинской стезёй.
От храброго солдата до седого маршала
Шлейф мифов окружал его, и доблестная слава овевала.
Побед героя нам не счесть,
На веки память сохранит
Стратега воинскую честь!
Конев Иван Степанович- маршал Советского Союза

Родился 28 декабря 1897 года в деревне Лодейно в Вологодской губернии в семье крестьянина. Мать Евдокия Степановна умерла после родов дочери Марии, мальчика воспитывала тетка Клавдия Ивановна Мергасова.
В 1912 году Иван Степанович окончил Николо-Пушемское земское училище в соседнем селе Щеткино. В мае 1916 года он был досрочно призван в царскую армию.
Начало Великой отечественной войны застало Ивана Степановича в Ростове. Он сразу вылетел в свою 19-ю армию в составе Северо-Кавказского округа, которая затем была брошена на Западный фронт.
В июле 1943 года Конев был назначен командующим войсками Степного фронта.
С мая 1944-го года и до самого конца войны Конев командовал 1-м Украинским фронтом.Победа застала Конева в Праге. Родным он рассказывал, что тогда - впервые за годы войны - он услышал тишину и пение птиц. "Все цвело, вокруг была сирень, которую папа обожал. И к нему вернулась способность чувствовать природу, которой в дни войны для него не существовало.
Сергей Тивон
В далеком сорок пятом, отгремела война.
Но о Маршале Коневе, не забыла страна.
Как можно забыть, такого воина героя.
Который был мужественным во время боя.

Храбрым и верным маршалом он был.
Всегда по военному, он говорил и жил.
Маршал Конев, своего воина уважал.
И каждый воин, ему честь отдавал.

Он дважды герой советской державы
Достоин он всегда чисти и славы
Он твердо верил в боевую армию свою.
Да, надеялся что она не дрогнет в бою.

И его героическая и смелая армия не подвела.
До самого Берлина, она с боями дошла.
Благодаря Коневу, она не отступила назад.
И вместе с ним получила много наград.
Вопросы викторины
1.Когда Конев попал в Калинин, что приказал принести в свой кабинет?
(Койку, хотел отдохнуть с дороги)


2.Что поняли горожане, если прибывший генерал лёг спать?
(Значит, нет для города большой угрозы).
3.Какой фронт был специально создан с севера Москвы для ее обороны?
(Калининский)
4.Почему город называется Белгород?
(Рядом с городом находятся большие залежи мела)


5.Что протянул сержант разведчик Коневу?
(Мелок)


6.Сколько раз приказывал Конев нанести по фашистам артиллерийский удар?
(3 раза)


7.В честь победы над фашистами в какой битве Сталин отдал приказ произвести в Москве артиллерийский салют?
(В Курской битве)


8.Как обратился к Коневу Сталин после Корсунь-Шевченковской битвы?
(Маршал Конев)


9.Что привез летчик от Жукова Коневу в пакете?
(Погоны-новенькие, маршальские)


10.К какому заученному плану боя привыкли фашисты?
(К разведке боем)


11.Какой приказ отдал Конев военным инженерам и летчикам, чтобы создать темноту над Нейсе?
(Поставить дымовую завесу)


12. Какой приказ получил Конев в начале мая 1945 года?
(Идти на помощь восставшей Праге)


13.Почему оборвалась связь с Прагой и никто из посыльных не возвращался в ставку Конева?
(Их не отпускали освобожденные жители Праги)


14.Кого назначили командующим Западным фронтом осенью 1941 года?
(Г.Жукова)
15.Как описали его внешность офицеры?
(Роста невысокого. Коренаст. Плечист.Голова большая. Глаза острые)


16.Где побывал Жуков перед тем, как прибыть в штаб?
(И под Юхновым, и под Медынью, и под Калугой)


17. Куда устремились фашисты, разбитые под Москвой?
(Устремились к Кавказу и к Волге, к городу Сталинграду)
18. Что понимали солдаты, когда Жуков прибыл под Сталинград?
(Что-то большое должно свершиться)
19. Кто, кроме Жукова прибыл под Сталинград?
(Василевский)

20.Что определили генералы во главе с Жуковым?
(Определили место, где лучше всего ударить по фашистам)


21.Сколько дней громили Советские Армии фашистов под Сталинградом?
(4 дня)
Сталинград! Сталинград!
Бой и ночью, и днём,
Всюду дым, всюду гарь,
Полыхает огнём
Сорок третьего года январь!
Но ни шагу назад,
Повернём время вспять,
Дорогой Сталинград,
Будем насмерть стоять
За тебя, за тебя,
За тебя, Сталинград!

Ты наш друг, ты наш брат,

И сегодня мы навеки с тобой,
Город-памятник, город-герой!

Сталинград! Сталинград!
Смерть оделась в гранит,
Пули лижут сапог,
Но победу хранит
Под разрывами бомб с нами Бог!
Каждый камень живой,
Каждый камень горит,
Продолжается бой,
С домом дом говорит,
Защитим, защитим,
Защитим Сталинград!

Ты наш друг, ты наш брат,
Город вечной победы святой Сталинград,
И сегодня мы навеки с тобой,
Город-памятник, город-герой!
(В. Марахин)


22.Как звали командующего генерал-фельдмаршала немецкой армии, который сдался со своей армией?
(Паулюс)



23. Каким орденом был награжден Г.К.Жуков после Сталинградской битвы?
(Орденом Суворова)

Вопросы и задания к анализу произведений

о Великой Отечественной войне.

В.Распутин «Живи и помни»

1. Изложите историю Андрея Гуськова, передайте его психологическое состояние в разные моменты жизни. Один из эпизодов перескажите близко к тексту с использованием художественных деталей, имеющих психологический смысл (отпугивание волка, похищение бычка и др.). Проследите за эпизодами, связанными с топором. В чем его символический смысл?

2. Опишите образ Настены, ее переживания. Чем и когда подготавливалась ее трагедия. Какова роль снов в повести? Какие художественные средства (композиционные и изобразительно-выразительные) использует писатель, предрешая трагическую развязку?

3. Как в повести (во взглядах, намерениях и судьбах героев) отражена тема дома, семьи, рода?

Г.Бакланов «Навеки-девятнадцатилетние»

1. Определить тему повести и ее основную мысль

2. Как раскрывается характер лейтенанта Третьякова по пути следования в Ясеневку?

4. Как философские размышления вводятся в текст повести? Как они соотносятся с нашими сегодняшними проблемами?

5. Какие мысли одолевают Третьякова в госпитале? К какой главной мысли приводит автор своего героя? Как она соотносится с идеей повести «Навеки –девятнадцатилетние»

В. Гроссман «Жизнь и судьба»

    Что такое фашизм (по роману-эпопее Гроссмана)? «Главный враг фашизма - человек» (гл. 19,42,43 ч.)

    Смысл параллельного изображения двух концлагерей – сталинского и немецкого (гл. 1-4, 39,69-71, ч.1, гл.15,ч.2)

    Идейно-композиционная роль гл. 11,12,32,44 ч.2

    Почему вслед за рассказом о фашистских газовых камерах идут главы, посвященные травле советского ученого Штурма, еврея, в Советском же Союзе (гл.52 и др., ч.2)

    Рассуждения о свободе ученого Чепыжина (гл. 25, ч.3). Образ этого героя, его судьба. Смысл противопоставления свободы (жизни) и рабства («неживой материи»0. А в гл.37, ч.3. – «человеческого» и «государственного».

    Кто же из героев сохранил в себе свободу, а значит – человеческое? Софья Осиповна Левинтон (гл. 57, ч.2) меньшевик Дрелинг (гл. 6 ч.3), Иконников (гл.69, ч.1). А Греков? Его дом – отдельное государство, построенное по другим, нежели советские, принципам. Но система отомстила ему посмертно.

    Образ Кати Венгровой, ее судьба (гл. 58 ч.1). Роль художественной детали – маленького парализованного котенка (гл.59 ч.1)

    Что такое «судьба» в понимании Гроссмана? Гл. 44, ч.2, гл.51, ч2, гл.4, ч.3, гл.61, ч.3

Ю.Бондарев «Горячий снег»

Роман Ю.Бондарева «Горячий снег» (1969) посвящен истории одного из больших сражений Великой Отечественной войны.

    Какова композиция произведения?

    Найдите экспозицию и развязку в развитии действия.

    Как четкость и простота в построении романа содействуют драматизации повествования, позволяют показать испытание возможностей человеческого духа в критической ситуации

    С каких точек зрения ведется повествование?

    Как сочетаются в произведении картины, изображающие общий разворот событий, монументальные сцены, и исследование психологии отдельного участника событий?

    Как соотносится в романе изображение боевых действий артиллерийской бригады, командного пункта армии, ставки?

В.Астафьев «Где-то гремит война»

    В описании избы Дарьи Михайловны есть такая деталь: керосиновая лампа, всю ночь горящая на подоконнике. Раскройте символический смысл этой художественной детали в повести

    В приведенном выше высказывании критика взрыв ярости героя с сцене охоты на коз назван «гневом мирного человека, вынужденного убивать врага». Объясните поведение героя в этой сцене. Какова Роль этой сцены в повести?

    Герой-рассказчик в повести произносит такие слова: «Этой ночью я стал взрослым». Как автор повести объясняет в ней, что значит стать взрослым, с чего начинается взросление человека?

    Повесть В.Астафьева «Перевал» завершается следующим фразой: «Если в жизни будет трудно. Если случится беда, надо бежать не от людей, а к людям». Как эта мысль писателя воплотилась и в повести «Где-то гремит война».

В.Быков «Сотников»

Повесть «Сотников» также о выборе, который делает человек в критической ситуации. Кульминация повести – момент, когда два партизана, посланных, чтобы добыть продукты, силою обстоятельств оказываются в плену.

    Как они ведут себя перед лицом смерти.

    Как ведет себя перед лицом смерти Сотников? Как ведет себя Рыбак?

    В чем подвиг Сотникова? В чем падение Рыбака? Повесть написана ради этого кульминационного момента. Цель ее – объяснить мотивы поведения Сотникова и Рыбака. В создании их образов большую роль играет не только развитие действия, но и психологический анализ.

    Какие формы психологического анализа использует В.Быков?

    Проследите, как герои ведут себя в критических ситуациях? Какие это ситуации? Какова линия поведения Рыбака?

    Что открывает в Рыбаке обращение к его внутреннему миру?

    Как с помощью приема несобственно-прямой речи В.Быков показывает падение героя и вершит над ним суд?

    Что Быков открывает нам с помощью психологического анализа в Сотникове?

    В чем он видит истоки его героизма?

В.Быков «Дожить до рассвета»

    Почему Ивановский сам вызвался уничтожить вражеский склад? Виноват ли в неудаче задуманной им операции?

    В одной из статей писатель так оценивает своего героя: «Ивановский, разумеется, был побежден и погиб на своем маленьком поле боя, не но если он из тех людей, о которых сказано, что их можно убить, но нельзя победить, то его поражение явственно превращается в иное, противоположное качество» Почему писатель считает гибель Ивановского и его поражением, и его победой? Согласны ли вы с этой оценкой героя автором повести?

    Как связаны с нашим временем повести В.Быкова, рассказывающие о событиях военных лет? Как объяснена эта связь в приведенных выше материалах о творчестве писателя?

А. Лиханов «Последние холода»

1. От чьего имени ведется рассказ в повести?

2. Какие отношения сложились у Коли с мамой и бабушкой, к чему он привык, живя в своем доме?

3. С какого момента изменяются взгляды мальчика на жизнь, когда он начинает ощущать по-настоящему беду?

4.Что помогло Вадику и Маше выстоять, выжить? Какие качества характера спасли их?

5.Какую роль сыграли Вадик и Маша в жизни Коли?

6.Почему повесть называется «Последние холода»?

7.В чем сходство героев повести Астафьева «Где-то гремит война» и героев повести «Последние холода»? В чем своеобразие этих произведений в постановке вопроса о взрослении человека?

А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»

1. А.Приставкин и судьба его книги.

2. Война и дети. Трагический мир военного, голодного, бездомного детства в повести.

3. Война лишила многих детства. Но только ли война?

4. Как складываются в нечеловеческих условиях судьбы братьев-близнецов Кузьминичной?

    Братство Кольки и чечена Алхузура – символично ли оно?

    Почему повесть названа «Ночевала тучка золотая»?

    О чем заставила задуматься вас эта книга?

Темы рефератов

    Тема исторической правды в повестях К.Воробьева «Убиты под Москвой» и «Это мы, Господи!»

    Суровая правда войны.

    «У войны не женское лицо» (По произведениям Б.Васильева, С.Алексиевич, Ю.Друниной)

    Нравственный выбор героев в произведениях о Великой Отечественной войне.

    Роман В.Астафьева «Прокляты и убиты» - суровая правда о войне.

    Тема войны и нравственности в произведениях русских писателей.

    Традиции классической литературы в современной военной прозе.

    Тема исторической правды в произведениях фронтовой прозы II половины XX века.

    Образ молодого солдата в произведениях русских писателей о Великой Отечественной войне (Г.Бакланов «Навеки – девятнадцатилетние»,

В.Кондратьев «Сашка», М.Карим «Помилование», В.Астафьев «Прокляты и убиты»).

10. Художественное исследование духовных истоков массового героизма

народа в защите Отечества. (По произведениям русских писателей о

Великой Отечественной войне).

Темы сочинений

1. Остаться человеком в пламени войны (По 1-2 произведениям русских писателей о Великой Отечественной войне).

    Изображение ратного подвига в произведениях русских писателей о Великой Отечественной войне.

    «Фронт и тыл – родные братья» (А.Т.Твардовский) (По одному или нескольким произведениям о Великой Отечественной войне).

    «Устарела» ли военная тема в литературе? (сочинение-размышление).

    «Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой». (А.С.Пушкин).

    «Сапогами не вытоптать душу!» (По произведениям русских писателей о Великой Отечественной войне)