Биографии Характеристики Анализ

Федор конь чем стал знаменит. Федор Конь

.
Скульптор - Олег Комов .

Фёдор Савельевич Конь (около - после ) - «государев мастер» времён правления Бориса Годунова , один из немногих древнерусских зодчих, чьё имя зафиксировано источниками.

Проекты

Фёдор Конь известен как строитель следующих крепостных сооружений и храмов:

Постройки Фёдора Коня отличались высокой техникой строительства, продуманностью конструкций, большим архитектурным мастерством. Их стилистические особенности демонстрируют влияние итальянского ренессанса .

Биографические данные

Исследователи предположительно считают Фёдора Коня выходцем из Троицкого монастыря в Болдине . В 1594 году Фёдор Конь сделал вклад в Болдин монастырь (35 руб.), с Болдиным были связаны и родные Коня: в 1600 году «с Москвы из суконного ряду Федор Петров сын, а Федора Коня пасынок, дал вкладу 20 руб.; среди работников Болдина монастыря сын Коня Мартин Иванов».

О жизни зодчего известно немного: краткие и отрывочные записи в источниках конца XVI - начала XVII века дают лишь некоторые представления о нём. К таким источникам относятся приходные и расходные книги Болдина - Троицкого монастыря под Дорогобужем за -1607 год , наказы и грамоты царя Федора Иоанновича г. и г., различные хронографы и летописцы XVII века.

Последнее упоминание о Фёдоре Коне (1606 год) опубликовано Р.Г. Скрынниковым . В популярной литературе Коню без каких бы то ни было оснований приписываются некоторые сооружения времён Романовых (например, укрепления Новоспасского монастыря).

Биография

Биография Фёдора Коня, описывающая его происхождение и бегство за границу была опубликована Верой Жаковой в 1934 году. В ней Федор представлен бунтовщиком и безбожником. При написании биографии Жакова использовала документы (челобитные), одна из которых была впоследствии найдена и опубликованы в 1966 В. Н. Прищепенко. Последующее изучение этого документа выявило подделку (созданную или скопированную в XIX или в начале ХХ века, т.е. по крайней мере в этом случае Жакова работала с уже существующим документом).

Память

  • Дмитрий Кедрин воспел Коня в поэме «Конь» .
  • У подножья Смоленской крепостной стены поставлен памятник Фёдору Коню .

Напишите отзыв о статье "Конь, Фёдор Савельевич"

Примечания

Источник

Отрывок, характеризующий Конь, Фёдор Савельевич

В гостинице лавры Ростовым были отведены три большие комнаты, из которых одну занимал князь Андрей. Раненому было в этот день гораздо лучше. Наташа сидела с ним. В соседней комнате сидели граф и графиня, почтительно беседуя с настоятелем, посетившим своих давнишних знакомых и вкладчиков. Соня сидела тут же, и ее мучило любопытство о том, о чем говорили князь Андрей с Наташей. Она из за двери слушала звуки их голосов. Дверь комнаты князя Андрея отворилась. Наташа с взволнованным лицом вышла оттуда и, не замечая приподнявшегося ей навстречу и взявшегося за широкий рукав правой руки монаха, подошла к Соне и взяла ее за руку.
– Наташа, что ты? Поди сюда, – сказала графиня.
Наташа подошла под благословенье, и настоятель посоветовал обратиться за помощью к богу и его угоднику.
Тотчас после ухода настоятеля Нашата взяла за руку свою подругу и пошла с ней в пустую комнату.
– Соня, да? он будет жив? – сказала она. – Соня, как я счастлива и как я несчастна! Соня, голубчик, – все по старому. Только бы он был жив. Он не может… потому что, потому… что… – И Наташа расплакалась.
– Так! Я знала это! Слава богу, – проговорила Соня. – Он будет жив!
Соня была взволнована не меньше своей подруги – и ее страхом и горем, и своими личными, никому не высказанными мыслями. Она, рыдая, целовала, утешала Наташу. «Только бы он был жив!» – думала она. Поплакав, поговорив и отерев слезы, обе подруги подошли к двери князя Андрея. Наташа, осторожно отворив двери, заглянула в комнату. Соня рядом с ней стояла у полуотворенной двери.
Князь Андрей лежал высоко на трех подушках. Бледное лицо его было покойно, глаза закрыты, и видно было, как он ровно дышал.
– Ах, Наташа! – вдруг почти вскрикнула Соня, хватаясь за руку своей кузины и отступая от двери.
– Что? что? – спросила Наташа.
– Это то, то, вот… – сказала Соня с бледным лицом и дрожащими губами.
Наташа тихо затворила дверь и отошла с Соней к окну, не понимая еще того, что ей говорили.
– Помнишь ты, – с испуганным и торжественным лицом говорила Соня, – помнишь, когда я за тебя в зеркало смотрела… В Отрадном, на святках… Помнишь, что я видела?..
– Да, да! – широко раскрывая глаза, сказала Наташа, смутно вспоминая, что тогда Соня сказала что то о князе Андрее, которого она видела лежащим.
– Помнишь? – продолжала Соня. – Я видела тогда и сказала всем, и тебе, и Дуняше. Я видела, что он лежит на постели, – говорила она, при каждой подробности делая жест рукою с поднятым пальцем, – и что он закрыл глаза, и что он покрыт именно розовым одеялом, и что он сложил руки, – говорила Соня, убеждаясь, по мере того как она описывала виденные ею сейчас подробности, что эти самые подробности она видела тогда. Тогда она ничего не видела, но рассказала, что видела то, что ей пришло в голову; но то, что она придумала тогда, представлялось ей столь же действительным, как и всякое другое воспоминание. То, что она тогда сказала, что он оглянулся на нее и улыбнулся и был покрыт чем то красным, она не только помнила, но твердо была убеждена, что еще тогда она сказала и видела, что он был покрыт розовым, именно розовым одеялом, и что глаза его были закрыты.
– Да, да, именно розовым, – сказала Наташа, которая тоже теперь, казалось, помнила, что было сказано розовым, и в этом самом видела главную необычайность и таинственность предсказания.
– Но что же это значит? – задумчиво сказала Наташа.
– Ах, я не знаю, как все это необычайно! – сказала Соня, хватаясь за голову.
Через несколько минут князь Андрей позвонил, и Наташа вошла к нему; а Соня, испытывая редко испытанное ею волнение и умиление, осталась у окна, обдумывая всю необычайность случившегося.
В этот день был случай отправить письма в армию, и графиня писала письмо сыну.
– Соня, – сказала графиня, поднимая голову от письма, когда племянница проходила мимо нее. – Соня, ты не напишешь Николеньке? – сказала графиня тихим, дрогнувшим голосом, и во взгляде ее усталых, смотревших через очки глаз Соня прочла все, что разумела графиня этими словами. В этом взгляде выражались и мольба, и страх отказа, и стыд за то, что надо было просить, и готовность на непримиримую ненависть в случае отказа.
Соня подошла к графине и, став на колени, поцеловала ее руку.
– Я напишу, maman, – сказала она.
Соня была размягчена, взволнована и умилена всем тем, что происходило в этот день, в особенности тем таинственным совершением гаданья, которое она сейчас видела. Теперь, когда она знала, что по случаю возобновления отношений Наташи с князем Андреем Николай не мог жениться на княжне Марье, она с радостью почувствовала возвращение того настроения самопожертвования, в котором она любила и привыкла жить. И со слезами на глазах и с радостью сознания совершения великодушного поступка она, несколько раз прерываясь от слез, которые отуманивали ее бархатные черные глаза, написала то трогательное письмо, получение которого так поразило Николая.

На гауптвахте, куда был отведен Пьер, офицер и солдаты, взявшие его, обращались с ним враждебно, но вместе с тем и уважительно. Еще чувствовалось в их отношении к нему и сомнение о том, кто он такой (не очень ли важный человек), и враждебность вследствие еще свежей их личной борьбы с ним.

Фёдор Савельевич Конь (XVI в.)

В русских летописях XVI в. красной нитью проходят записи о строительстве крепостей - городов и монастырей. Как бы предчувствуя битвы за свою свободу и самостоятельность, русский народ закладывал основу своей обороны. Забота об охране границ, об укреплении военной мощи Руси тревожила в равной степени и Ивана III, и его сына Василия, и Ивана Грозного, и Бориса Годунова. Всё столетие проходит под знаком постройки оборонительных сооружений не только столицы - Москвы, но и других важнейших городов государства. За городами следуют и монастыри - небольшие крепости, зорко охранявшие государственные границы и подступы к городам. В условиях этого бурного военно-оборонительного строительства выросло и воспиталось целое поколение русских мастеров-горододельцев, специальностью которых сделалась постройка крепостных стен и башен. Строители начала XVI века - авторы оборонительных укреплений Новгорода и Пскова, Тулы и Зарайска - остались для нас неизвестными. Но уже с середины столетия документы всё чаще и чаще называют имена зодчих. Звание "государева мастера" венчает знаменитых русских зодчих конца XVI в. К прославленным именам Андрея Малого, Григория Борисова, Бармы и Посника присоединяется имя Фёдора Коня - строителя Белого города Москвы и Смоленска.

Фёдор Савельевич Конь, повидимому, происходил из Смоленской области, так как его родственники упоминаются как вкладчики Болдина монастыря под Дорогобужем. Возможно, что ему принадлежали интересные сооружения этой древней обители - собор и колокольня с пирамидой маленьких полукруглых кокошников, нёсшей небольшую главу (взорваны немцами в 1943 г.). Дата рождения и биография Ф. С. Коня до сих пор остаются неизвестными. Но зато о нём говорят созданные его заботами и талантом могучие укрепления древних городов и монастырей Московской Руси.

В 1586 г. началось сооружение так называемого Белого города Москвы - каменных стен и башен, располагавшихся по линии теперешнего бульварного кольца. Бурный рост столицы привёл к тому, что за пределами города - Кремля и Китай-города, получившего свои каменные стены в 1534-1538 гг., - вырос так называемый посад, разбегавшийся многочисленными обширными слободами вдоль дорог, ведших к Москве. Московский посад составлял такую значительную часть города, что необходимо было подумать о его защите на случай военной опасности. Набег крымских татар в 1571 г. послужил непосредственным толчком для начала постройки Белого, или Царева, города Москвы.

Постройка была поручена "городовых дел мастеру" Фёдору Коню. Ему предстояло построить девять километров стен с боевыми башнями, десять из которых были проездными. Легко себе представить, какими недюжинными способностями и организаторским талантом надо было обладать, чтобы выстроить такую стену с двадцатью восемью башнями в течение шести лет. План Москвы 1610 г. даёт представление об этих укреплениях, выстроенных Фёдором Конем. Могучие башни с низкими четырёхгранными шатрами стоят на почти одинаковом расстоянии друг от друга. Высокие стены соединяют их между собой. Антиохийский архидиакон Павел Алеппский, посетивший Москву в 50-х годах XVII в., оставил красочное описание этого произведения Фёдора Коня. "Третья стена города, - пишет он, - известна под именем Белой стены, ибо она выстроена из больших белых камней... Эту стену он вывел с южной стороны Кремля и кругом города. Она больше городской стены Алеппо и изумительной постройки, ибо от земли до половины высоты она сделана откосом, а с половины до верху имеет выступ, и потому на неё не действуют пушки. Её бойницы, в коих находится множество пушек, наклонены книзу, по остроумной выдумке строителей... В Белой стене более пятнадцати ворот, кои называются по именам различных икон, на них стоящих... Каждые ворота не прямые, а устроены с изгибами и поворотами, затворяются в этом длинном проходе четырьмя дверями и непременно имеют решётчатую железную дверь, которую спускают сверху башни и поднимают посредством ворота. Если бы даже все двери удалось отворить, эту нельзя открыть никаким способом: её нельзя сломать, а поднять можно только сверху".

Постройка Белого города была в основном закончена в 1592 г. В этом сооружении Фёдор Конь показал себя не только замечательным строителем, но и выдающимся военным специалистом, умеющим предвидеть и учесть условия военной обороны, углы обстрела пушек, помещённых за стенами в башнях, создавшим целый ряд дополнительных оборонительных сооружений, прикрывавших подступы к стенам.

Помимо крепостных стен, Москва обладала ещё одной линией обороны. С юга и запада её окружало полукольцо монастырей. Опасность заставила обратить внимание и на эти укрепления. Возможно, что в эти же годы, вслед за окончанием строительства Белого города, началась постройка каменных укреплений Симонова монастыря. Его башня "Дуло" - одно из лучших крепостных сооружений этой эпохи. Она, повидимому, тоже построена Фёдором Конем.

Грандиозная башня "Дуло" отличается не только своими размерами, но и большими архитектурными достоинствами. Лопатки на рёбрах граней, наличники окон-бойниц, машикули (арочки под нависающей верхней частью башни) - все эти детали составляют её архитектурный наряд и показывают умелую руку крепкого мастера.


Башня "Дуло" Симонова монастыря

К произведениям Фёдора Коня надо отнести и крепостные стены и башни Пафнутьева-Боровского монастыря, выстроенные в это же время. Здесь мастер усовершенствовал свои архитектурные приёмы. Общий план монастыря близок к фигуре ромба. Архитектурное убранство башен Пафнутьева-Боровского монастыря близко как башне "Дуло", так и, в особенности, башням Смоленска.

Значение Смоленска на западной границе Московского государства было огромно. Деревянные стены, сооружённые для его обороны в начале XVI в., уже стали ненадёжными. С 1549 г. начинается сбор всех способных к "каменному смоленскому делу". Борис Годунов "повеле имати каменщиков и кирпичников и горшечников". Строительный материал заготавливался в огромном количестве. В 1596 г. началась постройка самого города. "Смоленское дело" вошло в сознание русского народа как событие огромной важности. Все челобитные записных каменщиков XVII в. всегда упоминают о том, что они или их отцы "делали город Смоленск". На время строительства Смоленского города все каменные постройки в стране были запрещены. "Да о том бы заповедь крепкую учинил, и бирючам велел кликати, во многие дни, чтоб... церквей каменных, и палат, и погребов, и всяких каменных дел, и горшков, и кувшинов, и печей, и жерновов, и точил, и на гробы плит... не делали никто никак...". Неповиновение этому приказу каралось смертной казнью.

Строительство башен и стен Смоленска - этого "ожерелья Московской Руси" (слова Бориса Годунова) - было последним грандиозным строительным предприятием Москвы в XVI в.

Город был выстроен на левом берегу Днепра и окружён каменной стеной, длиною более пяти километров, с тридцатью восемью башнями. Автором этой могучей крепости был Фёдор Конь. Новое грандиозное сооружение зодчий закончил в течение четырёх лет.

Архитектурное убранство смоленских стен и, в особенности, башен привлекает особое внимание. Всё, что имелось в башне "Дуло", применено было и здесь с не меньшим совершенством. Машикули поставлены попарно, бойницы располагаются нередко в шахматном порядке. Они украшаются наличниками, как в Боровском монастыре. Лёгкие карнизы дополняют строгий архитектурный наряд стен и башен. Последние достигали иногда двадцати восьми метров высоты. Стены же были толщиной в пять метров.

Имя "городовых дел мастера" Фёдора Коня входит в историю русского зодчества не только как имя крупного военного строителя, но и как зодчего, сумевшего придать оборонительным сооружениям черты архитектурно-художественного произведения. На его творчестве учились зодчие XVIII в., создавшие башни, украшающие Троице-Сергиевскую лавру, Спас-Ефимьев монастырь в Суздале и Новодевичий монастырь в Москве.

О Ф. С. Коне : Грабарь И., История русского искусства, т. II - История архитектуры, М., 1912; Сперанский М., Очерки по истории приказа каменных дел Московского государства, М., 1930; Жакова В.,О чёрном человеке Фёдоре Коне, Альманах "Год XVII", М., 1934; Воронин Н., Очерки по истории русского зодчества XVI-XVII вв., Л., 1934.


Что известно о строителе Белого города Москвы и Смоленской крепости Федоре Савельевиче Коне?
Скажем прямо: почти ничего!

Не установлены точно даже годы его жизни (около 1540 - после 1606). К сожалению, в истории такое случается часто: человек оставил потомкам великую память о себе в виде красивейших сооружений, замечательных полотен или скульптур, интереснейших произведений (вспомним хотя бы «Слово о полку Игореве»), а сведений о самом творце почти не сохранилось.

Можно лишь предполагать, что Федор Конь был выходцем из дорогобужских крестьян, а может быть, из дворовых людей князей Звенигородских, владевших родовыми вотчинами в районе Троицкого монастыря в Болдине .


Эти предположения строятся на одном твердо установленном факте: Федор Савельевич Конь делал богатые пожертвования монастырю, подолгу жил в нем.

В 1585 - 1593 годах в Москве под руководством Коня был построен Белый город - мощные крепостные стены с 27 башнями, стоявшие по линии современного Бульварного кольца.

Белый город на плане Маттеуса Мериана (1638) выделен жёлтым цветом:


После окончания этого невиданного строительства Федор Конь, видимо, проживал в Болдине.
В 1595 году царской грамотой он был послан на городовые работы в Смоленск . В этой грамоте он назван по имени и отчеству, чего удостаивались только весьма высокопоставленные лица. Официальная должность Коня называлась «государев мастер» , что подчеркивало его опытность и мастерство в военном строительстве.

Помимо чисто строительных вопросов Федор Конь безусловно владел знаниями по осаде крепостей и организации их обороны, разбирался в артиллерии и в возможностях этого оружия.

Одной из важнейших его строек стала Смоленская крепость .


Фотография С.М. Прокудина-Горского (1912 г.):



А это несколько моих фотографий (2017 г.):

















Талант Федора Коня при возведении Смоленской крепости проявился настолько ярко, что некоторые современные исследователи даже причисляют его к итальянским мастерам, осевшим в России. Дескать, не способен русский мужик перенять итальянские приемы и методы кирпичной кладки и строительства («Нет пророка в своем отечестве»?).


Смоляне по праву гордятся Федором Конем, которого считают своим земляком.
В мае 1991 года рядом с Громовой башней Смоленской крепости ему был установлен памятник (скульптор О. Комов, архитектор А. Анипко).

Как все тесно переплетается в этом мире!
В 1940 году о русском зодчем Федоре Коне написал повесть в стихах замечательный русский поэт с трагической судьбой Дмитрий Борисович Кедрин (1907 - 1945).

Эта стихотворная повесть моего земляка (Дмитрий Кедрин с 1934 года жил в подмосковном селе Черкизово, работая в многотиражке Мытищинского машиностроительного завода - ММЗ - ныне «Метровагонмаш»)


так и называется - «Конь» .

Прочитайте ее.
Уверяю вас, что вы не пожалеете.

P.S.:
Конечно же, поэт Дмитрий Кедрин в своей повести в стихах о Федоре Коне вывел фигуру зодчего так, как ему подсказало его поэтическое воображение и вдохновение. Но тем не менее, учитывая тот факт, что на самом деле нам почти ничего не известно об этом гениальном русском архитекторе, я думаю, что эта поэтическая версия жизнеописания Коня имеет право на существование, и для того, чтобы про крайней мере заинтересоваться историей далекого во времени русского средневековья, прочитать эту повесть стоит.

И напоследок, замечательное фото:


Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.

I. Введение........................................................................................... 2

II. Зодчий Фёдор Конь........................................................................ 5

1. Господарев мастер каменных дел............................................. 5

2. Трудовая школа.......................................................................... 7

3. Белый город................................................................................ 8

III. Строительство Смоленской крепости......................................... 9

1. Крупнейшая стройка на Руси.................................................... 9

2. Яркий пример зодческого искусства........................................ 12

3. Грозные своей неприступностью.............................................. 15

IV. Реставрация Смоленской крепостной стены............................... 20

V. Заключение...................................................................................... 23

VI. Список использованной литературы............................................ 25

VII. Приложения................................................................................... 26

I . ВВЕДЕНИЕ.

На гербе Смоленской земли начертан девиз: «Несгибаемый дух всё превозможет». Материальным воплощением духа смолян стала Смоленская крепостная стена – памятник древнерусского оборонного зодчества, который не знает себе равных по монументальности и богатству декоративного убранства. В 1595 году в полной мере осознавая важное стратегическое положение нашего города, царь Фёдор Иоаннович принял решение о возведении крепости вокруг Смоленска.

«Каменное ожерелье земли русской» строила вся Россия. Каменщики, кирпичники, печники были собраны со всей Руси. Возглавил строительство великий зодчий, наш земляк, Фёдор Савельевич Конь. Шесть лет возводилась стена, которую впереди ждали великие битвы и суровые испытания...

406 лет назад, в 1602 году, было закончено строительство Смоленской крепостной стены.

406 лет, возвышаясь над крутыми приднепровскими холмами, на перекрёстке дорог, стена мужественно принимала на себя удары, предначертанные судьбой.

История продолжает свой неукротимый бег, и жизнь не стоит на месте. Наш прекрасный город меняется вместе с ней. Но крепостная стена стоит. И будет стоять. После стольких страданий и войн она обрела покой, но не утратила своего величия. Крепостная стена стала памятником воинской доблести и истинному патриотизму.

Более тысячи лет возвышается над Днепром Смоленск, и четыреста шесть из них опоясан он крепостной стеной, накрепко связавшей его прошлое и настоящее. Стена и сегодня является украшением города. Нельзя представить без неё наш родной Смоленск и понять его значение в истории Русского государства.

О тех, кто возводил стену, кто был её защитником, о лучших сыновьях и дочерях Смоленщины, сегодня живёт память в их потомках, и будет жить в последующих поколениях смолян.

В памяти о героическом прошлом мы черпаем силу новых свершений и побед сегодня. Как справедливо заметил поэт: «... И если ты хочешь быть духом сильнее, побудь у Смоленской стены».

Смоленская крепостная стена символ нашего общего дома, нашего героического древнего Смоленска – бессменного стража государства Российского на пути иноземных завоевателей, города-воина, города-труженика.

Тему данного реферата я выбрала исходя из следующих причин:

    Фёдор Савельевич Конь является нашим земляком, человеком, чьё имя в истории нашего города и всей России стоит в ряду выдающихся представителей русского народа. Имя его прославило Смоленский край.

    Сооружённая Фёдором Конём Смоленская крепостная стена – это блестящая страница отечественной истории и зодчества. Городовая стена защищала не только Смоленск, но и являлась заслоном на пути к Москве.

    Тема эта актуальная, т.к. 406 лет назад, в 1602 году, было закончено строительство Смоленской крепостной стены. 406 лет, возвышаясь над крутыми приднепровскими холмами, на перекрёстке дорог, стена мужественно принимала удары, предназначенные судьбой.

По моему мнению, история Смоленской крепостной стены – это сама история Смоленска и всего государства Российского, история самоотверженной борьбы русского народа за независимость. Смоляне обязаны знать, помнить и чтить память о тех, кто возводил и защищал Смоленскую стену.

Мы, потомки Фёдора Коня, всегда будем взирать на Смоленскую крепостную стену с удовольствием и удивлением.

Поэтому перед собой я поставила цель:

    исследовать жизненный путь зодчего Фёдора Савельевича Коня и его творения;

    рассказать о том, как строилась Смоленская крепостная стена, какие лишения и невзгоды переносили люди, строившие её;

    показать, что Смоленская крепостная стена является грандиозным оборонительным сооружением, лучшей крепостью времени, выдающимся архитектурным созданием.

II . ЗОДЧИЙ ФЁДОР КОНЬ.

1. Господарев мастер каменных дел.

Имя Фёдора Савельевича Коня стоит в ряду выдающихся представителей русского народа. Фёдор Конь первым среди русских инженеров и архитекторов осуществил строительство каменных крепостей, по своим размерам, военно-оборонительной мощи и художественной силе не имеющих себе равных во всём мире. В тяжёлых условиях царского гнёта и бесправия Фёдор Конь сумел достигнуть высот современного ему инженерного искусства и архитектурного мастерства.

Создание Фёдором Конём стен и башен города в Москве и городовой крепости в Смоленске открыло новые страницы в истории фортификационного и архитектурного искусства.

Жизненный путь Фёдора Коня особенно дорог нам, смолянам, имеющим возможность любоваться его величественным творением – городовой крепостью, украшающей Смоленск и напоминающей о героической истории города.

Вторая половина XVI века – время Ивана Грозного и Бориса Годунова – это время реформ, направленных на усиление военной и хозяйственной мощи русского государства. Ко времени Ивана Грозного Москва представляла собою значительно укреплённый город. Царь Иван продолжал укреплять и украшать столицу.

В это время в Москву на заработки приехал дорогобужский плотник Савелий Петров. Он привёз с собой в столицу девятилетнего сына Фёдора, чтобы научить его ремеслу палатного строительства.

Согласно легенде Фёдор Конь родился 4 июля 1556 года в Дорогобуже в семье потомственного плотника Савелия Петрова. С ранних лет отец приучал сына к строительному делу.

В Москве отец и сын трудились вместе в одной из лучших плотничьих бригад, которая сооружала здания по приказу царя Ивана Грозного.

В 1568 году на долю Фёдора свалилось страшное горе. Умер его отец Савелий. Из родных мест скоро пришло известие о кончине матери. Но невзгоды не сломили парня. Он не бросил полюбившееся ему плотничье дело, продолжая заниматься им на московских стройках.

Имя древнего русского архитектора окутано дымкой легенды. Не оставил он потомкам ни воспоминаний, ни дневников, ни писем. Известно, что Фёдор Савельевич был человеком твёрдого нрава, готовым постоять за своё достоинство и знающим себе цену. Он заступник бедных и обездоленных.

2. Трудовая школа.

Фёдор был рослым и крепким парнем. Отличался необыкновенной силой и выносливостью, безотказностью и надёжностью, за что и получил прозвище Конь, которое стало его фамилией.

Фёдор был не только сильным, но и умным человеком, у которого спорилось любое дело. В двенадцать лет его уже сделали старшим в плотничьей артели. Жил он на Арбате, в доме попа Гура Агипатова. Он-то и научил любознательного парня читать и писать. Мастер каменных дел инженер Иван Фрязин помог Фёдору овладеть математикой и строительной технологией.

На московских стройках Фёдор Конь зарекомендовал себя настоящим мастером с отличным художественным вкусом. Фёдор Конь пришёл к убеждению, что для того, чтобы хорошо строить мало владеть техникой строительства, нужно ещё уметь возводить здания с учётом места и народных вкусов.

Вместе с возрастающей ненавистью к царским чиновникам Фёдор Конь всё больше и крепче любил родину, русский народ. Не раз мечтал он «воздвигнуть во славу своего отечества зело пречудный храм, какого допрежь не было во всей поднебесной и окружить тот храм городовым строением, какое неведомо человечеству… Пусть за тою каменной оградой восторжествует правда и сгинет несправедливость». 1

Фёдор Конь, начиная с 1573 года, ставил хоромы немцу Генриху Штадену, участвовал в строительстве построек Болдинского монастыря, возводил Ивано-Предтеченский монастырь, строил Вяземский городской собор.

Тоска по большой работе вынудила Фёдора Коня в марте 1584 года покинуть Вязьму и вернуться в Москву. Фёдор Конь работает в Подмосковье по сооружению Пафнутьева монастыря в Боровске.

3. Белый город.

Правление Бориса Годунова продолжало политику Ивана Грозного по укреплению русского государства. Большое внимание Годунов уделяет обороне Отечества и в особенности столицы. В Москве каждую весну ждали татарского набега, чтобы оградить столицу от нашествия врагов, было решено построить третий пояс её обороны, который получил название Белый город. Возводить его было поручено Фёдору Савельевичу Коню. Работы были начаты в 1586 году и окончены в 1592 году.

Это грандиозное крепостное сооружение. Оно примыкало к Кремлю и Китай-городу. Толщина стен достигала 4,5 метров. Наземная часть стен и башен была облицована белым камнем, отсюда и название белый город. Длина крепости была десять километров, на ней было 27 башен. Её стены имели несколько ярусов бойниц. Современники считали эту Московскую крепость одной из самых сильных в Европе.

Белый город был также и важнейшим архитектурным сооружением, которое украшало столицу. Сочетание смелых инженерных конструкций с белокаменной облицовкой стен производило чарующее впечатление, как своей неприступностью, так и внешней красотой. Белый город принёс Фёдору Савельевичу славу и почёт. Ему было присвоено высокое звание «Государев мастер каменных дел» 2 .

III . СТРОИТЕЛЬСТВО СМОЛЕНСКОЙ КРЕПОСТИ.

    Крупнейшая стройка на Руси.

Большое внимание уделял Годунов укреплению безопасности западных границ государства. По его плану Москва заслонилась полукольцом городов-крепостей. Но особенно беспокоило Годунова положение Смоленска – пограничного города, по поводу владения которым между Москвой, Литвой и Речью Посполитой (Польшей) шёл давний спор. Годунов считал невозможным оставлять далее Смоленск неукреплённым. Древние стены Смоленской крепости, возведённые ещё при князе Ростиславе Мстиславовиче (1142 г.), пришли в ветхость. Они не могли бы устоять перед военной техникой зарубежных соседей.

По окончании строительства Белого города Фёдор Конь получил задание от Годунова выехать в Смоленск для определения масштаба работ и выявления числа и состояния кирпичных сараев, а также установления мест по добыче камня и обжигу извести. По приезду в Смоленск Фёдор Конь составляет окончательный проект, рассчитывает конструкции и сообразно местным условиям определяет систему заложения фундаментов.

Официальное правительственное распоряжение о сооружении Смоленской крепостной стены последовало 15 декабря 1595 года. Начальником строительства и представителем государства назначен князь Василий Андреевич Звенигородский. Фактическим же организатором всех строительных работ являлся архитектор и инженер Фёдор Савельевич Конь.

Прибыв в Смоленск 25 декабря 1595 года, строители получили благословление на начало работ от архиепископа Смоленского и Дорогобужского Феодосия. Составили проект крепостной стены, определили смету на её сооружение. Борис Годунов пожелал лично осмотреть места будущей крепости и принять участие в её закладке. Ознакомившись с проектом строительства крепости, Борис Годунов восхищённо писал царю в Москву: «Построим мы такую красоту неизглаголенную, что подобно её не будет во всей поднебесной…» 3 .

Рассказ >> Литература и русский язык

Возвращения быстрого, дела удачливого. Федор Ипатович брови супонил, задумывался: -- ... полное равнодушие... -- Равнодушие? -- Федор Ипатыч поморгал красными глазками (перехватил... , не волнуйтесь и Егору Савельевичу скажите, чтобы тоже не волновался...

  • Грушецкие русское дворянство

    Реферат >> История

    Грушецкая была матерью жены царя Федора Романова царицы Агафьи Семёновны. ... стольникам, в 1681 году царь Федор Алексеевич пожаловал Александрово (ныне посёлок... с заведением случился пожар, и Ефим Савельевич Егоров(потомственный почётный гражданин), вдаделец...

  • Фёдор Савельевич Конь (около - после ) - «государев мастер» времён правления Бориса Годунова , один из немногих древнерусских зодчих, чьё имя зафиксировано источниками.

    Проекты

    Фёдор Конь известен как строитель следующих крепостных сооружений и храмов:

    Постройки Фёдора Коня отличались высокой техникой строительства, продуманностью конструкций, большим архитектурным мастерством. Их стилистические особенности демонстрируют влияние итальянского ренессанса .

    Биографические данные

    Исследователи предположительно считают Фёдора Коня выходцем из Троицкого монастыря в Болдине . В 1594 году Фёдор Конь сделал вклад в Болдин монастырь (35 руб.), с Болдиным были связаны и родные Коня: в 1600 году «с Москвы из суконного ряду Федор Петров сын, а Федора Коня пасынок, дал вкладу 20 руб.; среди работников Болдина монастыря сын Коня Мартин Иванов».

    О жизни зодчего известно немного: краткие и отрывочные записи в источниках конца XVI - начала XVII века дают лишь некоторые представления о нём. К таким источникам относятся приходные и расходные книги Болдина - Троицкого монастыря под Дорогобужем за -1607 год , наказы и грамоты царя Федора Иоанновича г. и г., различные хронографы и летописцы XVII века.

    Последнее упоминание о Фёдоре Коне (1606 год) опубликовано Р.Г. Скрынниковым . В популярной литературе Коню без каких бы то ни было оснований приписываются некоторые сооружения времён Романовых (например, укрепления Новоспасского монастыря).

    Биография

    Биография Фёдора Коня, описывающая его происхождение и бегство за границу была опубликована Верой Жаковой в 1934 году. В ней Федор представлен бунтовщиком и безбожником. При написании биографии Жакова использовала документы (челобитные), одна из которых была впоследствии найдена и опубликованы в 1966 В. Н. Прищепенко. Последующее изучение этого документа выявило подделку (созданную или скопированную в XIX или в начале ХХ века, т.е. по крайней мере в этом случае Жакова работала с уже существующим документом).

    Память

    • Дмитрий Кедрин воспел Коня в поэме «Конь» .
    • У подножья Смоленской крепостной стены поставлен памятник Фёдору Коню .

    Напишите отзыв о статье "Конь, Фёдор Савельевич"

    Примечания

    Источник

    Отрывок, характеризующий Конь, Фёдор Савельевич

    Тревога Радана росла. Слава о «чудесах», творимых его неосторожным племянником, перевалила за Пиренейские горы... Всё больше и больше страждущих, желали обратиться к новоявленному «чудотворцу». А он, будто не замечая назревавшей опасности, и дальше никому не отказывал, уверенно идя стопами погибшего Радомира...
    Прошло ещё несколько тревожных лет. Светодар мужал, становясь всё сильнее и всё спокойнее. Вместе с Раданом они давно перебрались в Окситанию, где даже воздух, казалось, дышал учением его матери – безвременно погибшей Магдалины. Оставшиеся в живых Рыцари Храма с распростёртыми объятиями приняли её сына, поклявшись хранить его, и помогать ему, насколько у них хватит на это сил.
    И вот однажды, наступил день, когда Радан почувствовал настоящую, открыто грозящую опасность... Это была восьмая годовщина смерти Золотой Марии и Весты – любимых матери и сестры Светодара...

    – Смотри, Изидора... – тихо произнёс Север. – Я покажу тебе, если желаешь.
    Передо мной тут же появилась яркая, но тоскливая, живая картина...
    Хмурые, туманные горы щедро окроплял назойливый, моросящий дождь, оставлявший в душе ощущение неуверенности и печали... Серая, непроглядная мгла кутала ближайшие замки в коконы тумана, превращая их в одиноких стажей, охранявших в долине вечный покой... Долина Магов хмуро взирала на пасмурную, безрадостную картину, вспоминая яркие, радостные дни, освещённые лучами жаркого летнего солнца... И от этого всё кругом становилось ещё тоскливее и ещё грустней.
    Высокий и стройный молодой человек стоял застывшим «изваянием» у входа знакомой пещеры, не шевелясь и не подавая никаких признаков жизни, будто горестная каменная статуя, незнакомым мастером выбитая прямо в той же холодной каменной скале... Я поняла – это наверняка и был взрослый Светодар. Он выглядел возмужавшим и сильным. Властным и в то же время – очень добрым... Гордая, высоко поднятая голова говорила о бесстрашии и чести. Очень длинные светлые волосы, повязаны на лбу красной лентою, ниспадали тяжёлыми волнами за плечи, делая его похожим на древнего короля... гордого потомка Меравинглей. Прислонившись к влажному камню, Светодар стоял, не чувствуя ни холода, ни влаги, вернее – не чувствуя ничего...
    Здесь, ровно восемь лет назад, скончалась его мать – Золотая Мария, и его маленькая сестра – смелая, ласковая Веста... Они умерли, зверски и подло убитые сумасшедшим, злым человеком... посланным «отцами» святейшей церкви. Магдалина так и не дожила, чтобы обнять своего возмужавшего сына, так же смело и преданно, как она, идущего по знакомой дороге Света и Знания.... По жестокой земной дороге горечи и потерь...

    – Светодар никогда так и не смог простить себе, что не оказался здесь, когда они нуждались в его защите – снова тихо продолжил Север. – Вина и горечь грызли его чистое, горячее сердце, заставляя ещё яростнее бороться с нелюдью, называвшую себя «слугами бога», «спасителями» души человека... Он сжимал кулаки и тысячный раз клялся себе, что «перестроит» этот «неправильный» земной мир! Уничтожит в нём всё ложное, «чёрное» и злое...
    На широкой груди Светодара алел кровавый крест Рыцарей Храма... Крест памяти Магдалины. И никакая Земная сила не могла заставить его забыть клятву рыцарской мести. Сколь добрым и ласковым к светлым и честным людям было его молодое сердце, столь безжалостным и суровым был к предателям и «слугам» церкви его холодный мозг. Светодар был слишком решительным и строгим в отношении к себе, но удивительно терпеливым и добрым по отношению к другим. И только лишь люди без совести и чести вызывали у него настоящую неприязнь. Он не прощал предательство и ложь в любой их проявлявшейся форме, и воевал с этим позором человека всеми возможными средствами, иногда даже зная, что может проиграть.
    Вдруг, через серую пелену дождя, по нависшей прямо над ним скале побежала странная, невиданная вода, тёмные брызги которой окропляли стены пещеры, оставляя на ней жутковатые бурые капли... Ушедший глубоко в себя Светодар в начале не обратил на это внимания, но потом, присмотревшись по лучше, вздрогнул – вода была тёмно красной! Она текла с горы потоком тёмной «человеческой крови», будто сама Земля, не выдержав более подлости и жестокости человека, открылась ранами всех его прегрешений... После первого потока полился второй... третий... четвёртый... Пока вся гора не струилась ручьями красной воды. Её было очень много... Казалось, святая кровь Магдалины взывала о мщении, напоминая живущим о её скорби!.. В низине, бурлящие красные ручьи сливались в один, заполняя широкую реку Од (Aude), которая, не обращая ни на что внимания, величаво себе плыла, омывая по пути стены старого Каркасона, унося свои потоки дальше в тёплое синее море...

    Красная глина в Окситании

    (Посетив эти священные места, мне удалось узнать, что вода в горах Окситании становится красной из-за красной глины. Но вид бегущей «кровавой» воды и вправду производил очень сильное впечатление...).
    Вдруг Светодар настороженно прислушался... но тут же тепло улыбнулся.
    – Ты снова меня бережёшь, дядя?.. Я ведь давно говорил тебе – не желаю скрываться!
    Радан вышел из-за каменного уступа, грустно качая поседевшей головой. Годы не пожалели его, наложив на светлое лицо жёсткий отпечаток тревог и потерь... Он уже не казался тем счастливым юношей, тем вечно-смеющимся солнышком-Раданом, который мог растопить когда-то даже самое чёрствое сердце. Теперь же это был закалённый невзгодами Воин, пытавшийся любыми путями сберечь самое дорогое своё сокровище – сына Радомира и Магдалины, единственное живое напоминание их трагических жизней... их мужества... их света и их любви.