Биографии Характеристики Анализ

Финансист в армии как называется. Подготовка военных финансистов и особенности профессии

До конца 2011 года в Вооружённых силах планируют сократить несколько сотен «экономических» должностей. Будут упразднены или полностью сокращены финансовые отделы и службы воинских частей, соединений, финансово-экономические управления округов. Причём речь идёт не о военных должностях – последнего офицера-финансиста секвестрировали ещё в прошлом году, безработица грозит гражданским бухгалтерам Минобороны. Повальное сокращение военных финансистов длится уже несколько лет, вначале были урезаны финансовые службы Министерства обороны, Генерального штаба, главных командований и управлений МО и округов. В октябре прошлого года было завершено расформирование Ярославской военной финансово-экономической академии – единственного вуза, в котором готовили офицеров-бухгалтеров для армии. Насколько оправданны такие преобразования в сфере военного финансирования, разбирался корреспондент «Нашей Версии».

Только заняв кресло министра обороны, Анатолий Сердюков основным приоритетом своей работы назвал «повышение качества управления финансово-экономической деятельностью». И это не случайно, преобразования весьма актуальны сегодня, когда в военное ведомство поступают значительные средства.

Новая схема финансирования войск выглядит весьма логичной: первоначально деньги из бюджета будут поступать в Минобороны. Дальше денежные потоки направятся в территориальные финансовые органы военного ведомства, а затем в воинские части. Раньше деньги проходили округ – армию и т.д., – теперь эти звенья будут ликвидированы. Предположительно по всей России сформируют четыре с половиной десятка органов финансового управления, в основном в населённых пунктах, где дислоцируются крупные гарнизоны, которые будут напрямую подчинены заместителю министра обороны по финансово-экономической работе. Руководители территориальных отделов или центров заключат договоры с командирами частей, после чего возьмут на себя их бухгалтерию и финансово-экономические контракты. Роль командиров в области финансовых вопросов будет ограничена изданием приказов и пересылкой заверенных выписок из них (в перспективе для этого планируется использовать электронную почту) в территориальный финансовый орган.

за последние 20 лет армейские финансовые службы сильно дискредитировали себя и заслужили славу одной из самых коррумпированных военных структур
Кроме того, планируется, что с апреля этого года вся армия полностью перейдёт на систему безналичных расчётов, то есть денежное довольствие военнослужащим и зарплата гражданскому персоналу и другие выплаты будут перечисляться на банковские карты. Также внедряется и новая система закупок: теперь средства на боевую подготовку, организацию жизни и службы личного состава, хозяйственную деятельность частей и решение других вопросов в гарнизоны перечислять будут централизованно. В оборонном ведомстве утверждают, что система безналичных расчётов и упразднение военных финансовых служб не только сократят путь денег до получателя, но и сведут к минимуму коррупцию и воровство бюджетных средств в воинских частях. Кроме того, не придётся содержать многочисленные бухгалтерии в частях, что обещает большую экономию средств.

Нужно отметить, что Вероятно, поэтому упразднение этого института не вызвало никаких отрицательных откликов у военных. Финансисты почувствовали себя на коне сразу после развала Советского Союза, когда в Вооружённых силах началось хроническое недофинансирование. Доходило до того, что солдатам и офицерам по нескольку месяцев не выплачивали денежное довольствие. Поэтому убывающим в командировку или отпуск подолгу приходится ходить и выпрашивать собственные деньги у начальника финансовой службы, который на фоне всеобщего безденежья порой стал обладать не меньшим влиянием, чем командир части.

В этот период начинали всплывать первые резонансные уголовные дела, в которых фигурировали финансисты различного уровня. В ряду тысяч прочих фигурантом самого громкого коррупционного скандала в Минобороны стал генерал армии глава Главного управления военного бюджета финансирования Минобороны РФ Георгий Олейник. В середине 90-х годов прошлого века между правительствами России и Украины был заключён контракт, согласно которому корпорация «Единые энергосистемы Украины» под руководством Юлии Тимошенко, должна была поставить Минобороны РФ строительные материалы в оплату долгов за газ. Однако сделка сорвалась: стройматериалы в полном объёме поставлены не были. Георгия Олейника, курировавшего вопрос с российской стороны, обвинили в растрате 323 млн долларов, лишили всех званий и наград, а сам он провёл за решёткой несколько лет.

По теме

Руководитель российского Министерства спорта Павел Колобков в рамках своего визита во Владивосток, где проходил старт эстафеты огня Универсиады 2019, заявил, что к 2024 году ведомство планирует привлечь к занятиям спортом до 55 процентов населения страны.

Другой золотой жилой для финансистов стала война в Чечне. В ходе её активной фазы солдатам и офицерам воюющих подразделений за риск выплачивалось дополнительное вознаграждение. Из-за несовершенства механизма этих выплат боевым офицерам и солдатам приходилось отдавать до 50% этих денег начфинам.

После отмены «боевых» военные финансисты, работавшие в Чечне, продолжили искать способы для быстрого обогащения. Только в одной из воинских частей, дислоцированных под Борзоем, ревизоры недосчитались почти 102 млн рублей. Схема была проста. К военным финансистам обратились местные чеченские налоговики и сообщили, что у части имеется неуплата налогов на серьёзную сумму. После этого налоговики предложили военному финансисту части перечислить эти средства на левый счёт в банке, получить все документы, которые закрыли бы финансовые проблемы на бумаге. Затем комбинаторы обналичили деньги через местный банк и поделили их.

По данным Следственного управления СКП РФ, если раньше в армии в общей структуре расследуемых дел было 30% экономических преступлений, то сейчас их доля выросла до 70%.

Прежде всего – нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств, игнорирование требований и правил проведения конкурсов и отбора исполнителей работ, оплата не выполненных фактически работ, существенное завышение цен на продукцию военного назначения и многие другие.

Несмотря на то что новая система финансового обеспечения уже начала работать, этот год начался с вала уголовных дел, возбуждённых в отношении военных финансистов. Так, в Челябинске 18 января в суд ушло уголовное дело в отношении четырёх офицеров Приволжско-Уральского военного округа, которых обвиняют в мошенничестве с деньгами, предназначавшимися для выплат офицерам и гражданскому персоналу при ликвидации воинских частей. На скамье подсудимых оказались два подполковника, капитан и прапорщик. По версии следствия, мошенники в ходе ликвидации воинской части сняли со счетов и присвоили денежные средства на общую сумму 24 млн рублей.

В начале января этого года главный военный прокурор Сергей Фридинский сообщил, что по материалам проверки ГВП в минувшем декабре возбуждено ещё одно резонансное уголовное дело в отношении группы должностных лиц Главного военно-медицинского управления и управления государственного заказа Минобороны России. Представители этих структурных подразделений военного ведомства заключили государственный контракт с одной коммерческой фирмой на поставку медицинской техники на сумму свыше 26 млн рублей. В результате стоимость закупленного у коммерсантов оборудования была завышена более чем втрое, а государству нанесён ущерб на 17 с лишним миллионов рублей.

Как пояснил «Нашей Версии» руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа Анатолий Цыганок, преобразования финансовой системы направлены на борьбу с коррупцией, однако очевидно, что авторы нововведений не учли некоторые нюансы. «В частности, как в соединениях будут рассчитываться срочные командировки военнослужащих. Как известно, жизнь военных в основном и состоит из таких внезапных отъездов. Поедут ли вообще гражданские финансисты в район боевых действий, а если нет, то кто будет заниматься, к примеру, выплатами семьям погибших военнослужащих?»

Слова эксперта нашли подтверждение у нашего источника в Южном военном округе, там в конце года на одной из баз, дислоцированных в Армении, была обнаружена крупная недостача. Оказалось, что на территории иностранных государств не предусмотрены органы финансового управления, а на низкую зарплату бухгалтера в воинской части согласились идти только местные жительницы, которые в итоге проворовались. Не исключено, что в ближайшее время подобные проблемы возникнут и у российских военных, к примеру, в Южной Осетии или Абхазии.

Так что очевидно, что для борьбы с воровством и коррупцией может оказаться неэффективной даже самая лучшая экономическая схема. Единственным средством в этих вопросах может быть контроль и селекционный отбор кадров. И того и другого в ближайшем времени не предвидится. Ревизоров уже сегодня не хватает из-за повального сокращения. О моральном облике руководителей центрального аппарата Минобороны можно судить по неоправданно высоким премиям, которые в конце года они себе выделили. По информации из Генерального штаба, в среднем штабные офицеры и госслужащие получали «бонусы» по нескольку сот тысяч рублей, что сопоставимо с размером годового оклада строевого офицера, проходящего службу в отдалённом гарнизоне.

Кроме того, индикатором состояния финансовых дел в Минобороны, как сообщили «Нашей Версии» в департаменте финансового планирования Министерства обороны РФ, служит тот факт, что уже несколько месяцев пустует должность заместителя министра обороны РФ по финансово-экономической работе. В министерстве скоро грядёт проверка Счётной палаты, и, по всей видимости, никто не хочет становиться стрелочником.

Военные финансы входят в единую военно-экономическую систему, которая формируется при образовании, распределении и применении цены военной продукции, создании соответствующей деятельности в отдельных субъектах, что в конечном итоге обеспечивает безопасность страны. Деятельность в этой сфере осуществляют военные финансисты.

Недавняя история

Когда на должность Министра обороны был назначен А. Сердюков, он назвал одним из главных приоритетов работы реформу в управлении финансами и экономики, в рамках которой были упразднены военные финансовые службы. Считалось, что благодаря безналичным расчетам и отсутствию бухгалтерий коррупция в ВЧ будет сведена к минимуму.

В тот период стали заводиться уголовные дела на тех, кто занимал самые высокие должности в армии. Резонансным стало дело с генералом Георгием Олейником, которого обвинили в растрате 323 миллионов долларов. Настоящей «золотой жилой» для финансистов стала и война в Чечне, где от офицерских выплат им доставалось до 50% денежных средств. Резонансные дела появлялись в разных округах страны.

Таким образом, на тот момент реформирование считалось вынужденной и необходимой мерой, однако, должного эффекта так и не было достигнуто. В центральном аппарате для государственных служащих выделяли премии, размер которых доходил до нескольких сотен тысяч рублей, что подчас превышало годовой офицерский оклад. После того, как прежнего Министра сменил С. Шойгу, было принято решение о поэтапном восстановлении финансовых служб, при котором планировалось вернуть до 800 должностей с финансовыми ВУС.

Подготовка военных финансистов

В отличие от ВФЭУ, который был упразднен в нулевые годы, Ярославская Военная финансово-экономическая академия продолжает свою деятельность и по сей день. Именно здесь желающие могут получить ВУС для осуществления финансово-экономической службы в РФ в будущем. Академия готовит офицеров для работы в Минобороны, других властных структурах, где существует военная служба, отделения полевых учреждений ЦБ, строительных и промышленных организаций ВС РФ.

Стандартный период обучения составляет 5 лет на очной форме, но по некоторым специальностям можно учиться заочно и меньший период. Чтобы поступить в военный ВУЗ, и получить специальность «военный экономист», нужно соответствовать определенным критериям, а именно:

  • быть гражданином РФ;
  • возраст должен составлять от 16-ти до 22-х лет (при не прохождении срочной службы);
  • до 24-х лет (для контрактников за исключением офицеров);
  • иметь документ о полном среднем, профессиональном или начальном профессиональном образовании.

Не будут рассматриваться кандидаты, которые указаны в абз.4 и 5 ст.34 ФЗ «О », то есть следующие лица:

  • не соответствующие требованиям согласно ФЗ;
  • осужденные и отбывающие наказание в исправительных учреждениях;
  • имеющие судимость;
  • являющиеся подозреваемыми в совершении преступления на стадии следственных действий.

Особенности будущей профессии

В связи с реформами прошлых лет сотни офицеров были выведены за штаты. Многие специалисты считают, что возродить систему непросто. В то же время, скорее всего, будет учтен опыт прошлых лет, и наладятся институты по предотвращению растраты государственных денег, а также усилится работа контрольных органов.

Фото: Татьяна Шевцова, заместитель министра обороны Российской Федерации.

Указом Президента России в перечень профессиональных праздников и памятных дней введен День Финансово-экономической службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Согласно указу, отмечать этот праздник военные финансисты будут ежегодно 22 октября.
Появлению Указа предшествовала кропотливая работа с архивными документами, благодаря чему удалось дополнить историю возникновения и формирования армейских финансовых органов, а также по-новому оценить вклад военных финансистов в повышение обороноспособности страны. Именно 22 октября, в 1918 году, приказом Реввоенсовета Республики (РВСР) впервые в истории армии и флота было принято положение о финотделе и введен в действие юридический документ о самостоятельном финансовом органе. Выход этого приказа был связан с тем, что в связи с отказом от добровольческого принципа комплектования Красной армии и переходом к строительству регулярной армии, надо было отказаться от различных внебюджетных источников финансового обеспечения добровольческих отрядов и организовывать финансовое обеспечение регулярных частей и соединений полностью за счет государственного бюджета.
На Финансовый отдел при РВСР было возложено обеспечение необходимыми кредитами фронтов и отдельных армий и казначейское обслуживание армии. Финансовому отделу пришлось выполнять свои функции в условиях экономической разрухи и обесценивания денег. В ходе Гражданской войны функции Финансового отдела расширялись в соответствии с обстановкой. Так, на отдел было возложено управление и руководство всеми полевыми казначействами, осуществление финансового контроля и другие функции. При формировании Финансового отдела при РВСР и Положения о нем были определены два принципиально новых обстоятельства. Первое: устанавливалось, что должности финансовых работников комплектуются лицами командно-начальствующего состава. До этого периода, в царской армии, финансовые органы комплектовались военными чиновниками. В послереволюционные годы это было связано с необходимостью подчинения системы финансирования людям, принимающим присягу на верность новой власти наравне с другими представителями командно-начальствующего состава. Второе: определялась «встроенность» системы финансового обеспечения (также как и других систем обеспечения) в штатную организацию войск и звеньев управления и в их повседневную деятельность. Это было связано с особыми условиями боевой деятельности, необходимостью выполнения задач войсками в любых условиях обстановки и обеспечения их самостоятельности.
Финансовая служба Красной Армии под руководством Финансового отдела при РВСР в 1918-1920 годах выполнила свои обязанности, накопив богатейший опыт мобильного реагирования на быстро меняющиеся экономические и военные обстоятельства, и заложила определенные основы для организации финансового обеспечения дальнейшего совершенствования Вооруженных Сил страны. В период строительства Красной Армии с 1921 по 1941 год укреплялось положение финансовой службы. 1921-1936 годы - это период практики самообслуживания войск, при которой большое значение имели внутренние источники финансирования. А в предвоенные годы войска перешли на строгое бюджетное финансирование. В 30-е годы при возрастании роли финансовой службы совершенствовались все системы управления, были изданы Положения о финансовом хозяйстве (1936, 1938, 1940 годов), Положение о финансовом контроле (1936 года и от 4 апреля 1941 года), Положение о денежном довольствии военнослужащих и пенсионном обеспечении, специальный приказ о мерах по переходу финансовой службы на обеспечение войск в условиях войны. Когда читаешь эти документы, то понимаешь, что основные подходы по организации финансового обеспечения войск, заложенные в них, актуальны и сегодня.
В период Великой Отечественной войны вместе с основной задачей по бесперебойному обеспечению боевой деятельности войск встала и очень важная задача - добиться, путем внедрения жесткого режима экономии, высокой эффективности использования военных ассигнований. Учреждение Дня финансово-экономической службы можно считать государственным признанием вклада военных финансистов и ветеранов Великой Отечественной войны в дело укрепления обороноспособности страны, а также данью уважения к нашим ветеранам, сумевшим построить эффективную систему финансирования армии и флота, - подчеркнула заместитель министра обороны России Татьяна Шевцова. - 22 октября у нас будет еще один повод, чтобы встретиться с нашими заслуженными специалистами, поздравить их, вспомнить тех, кого уже с нами нет. Современное поколение военных финансистов настроено сохранять и преумножать традиции службы, накопленные за десятилетия достойной работы в интересах государства». Военные расходы тогда составляли 51 процент государственного бюджета, и была поставлена задача: экономить на всем.
В годы Великой Отечественной войны военным финансистам удалось создать механизм, обеспечивший мобилизацию экономических ресурсов государства и перестройку его экономики на военные рельсы, организовать грамотное планирование бюджетных расходов. Ключевым вопросом стало обеспечение бесперебойного финансирования потребностей фронта. Достаточно сказать, что через финансовую систему армии и флота в тот период прошло более половины всех бюджетных расходов страны! С первых дней войны был введен в действие порядок финансового планирования и финансирования на военное время. Квартальное планирование потребностей в денежных средствах уступило место месячному. В соответствии с требованиями военного времени была скорректирована структура финансовых органов войскового звена, в частности, в составе фронтов и армий были созданы финотделы. «Хозяйство» начфина полка было крайне аскетичным: небольшая металлическая шкатулка для хранения денег, деревянный ящик для финансовых документов, а также полевая сумка с денежной книгой и контрольной книжкой. Организация финансирования действующей армии проводилась одновременно с налаживанием их кассового и расчетного обслуживания. Были сформированы полевые учреждения Госбанка: во фронтах - конторы, в армиях - отделения, в соединениях - кассы.
При этом значительные объемы финансирования приходились на военные поставки: до трети всех расходов по смете Наркомата обороны. Интересно, что качество работы военных финансистов в те годы оценивалось еще и по уровню безналичных расчетов. Были введены аттестаты офицерскому составу на семьи, организована подписка на госзаймы, взносы в фонды обороны. На специалистов финансовых служб возлагались и задачи по учету трофейных ценностей и иностранной валюты, которые оприходовались по актам комиссий воинских частей. О качестве работы финансовой службы Красной Армии в годы войны красноречиво свидетельствуют воспоминания тогдашнего министра финансов Арсения Зверева: «Располагая крупными средствами, Финуправление Наркомата обороны имело такие резервы, которых не было даже у Наркомфина. Но оно никогда не цеплялось за них, а подходило к делу по-государственному. В этом отношении контакт между мною и Хотенко (начальник Финуправления Наркомата обороны) был полным. Если Наркомат финансов сталкивался с затруднениями (а в войну это, естественно, не раз случалось), я твердо знал, что, обратясь в Финансовое управление Наркомата обороны, я встречу содействие».
Вклад военных финансистов в обеспечение Победы был по достоинству оценен государством. 95 процентов офицеров финансовой службы армии и флота были награждены орденами и медалями. В первые послевоенные годы, когда страна направляла колоссальные ресурсы на восстановление разрушенного войной народного хозяйства, перед армией и флотом была поставлена задача: развивать и использовать возможности экономики Вооруженных Сил. Отсюда - ускоренное развитие различных направлений экономики Вооруженных Сил (строительное, промышленное и сельскохозяйственное производства, военная торговля, внутреннее хозяйство войск и т.п.) и соответственно - усиление роли финансовой службы Министерства обороны и постепенное превращение ее в финансово-экономическую.
В годы «холодной войны», когда реформирование Вооруженных Сил осуществлялось в сторону усиления ракетно-ядерной составляющей, численность армии и флота была увеличена почти до пяти миллионов человек, что повлекло неизбежное освоение необжитых северных, восточных и южных территорий. Эти обстоятельства поставили войска в такие условия, которые требовали развития своего собственного внутреннего хозяйства, самостоятельных служб обеспечения, в т.ч. и финансовых. Это же и повлекло за собой широкое развитие сети полевых банков.
Система финансового обеспечения Вооруженных Сил совершенствовалась вместе с изменениями их боевого состава, военной и социальной инфраструктуры. Войска должны заниматься решением своей основной задачи - достижением высокой боевой готовности. Поэтому сегодня все функции материального и финансового обеспечения выведены из боевого эшелона и сосредоточены в территориальных органах. Этим решается не только задача повышения мобильности и боевой готовности войск, но и возможности наиболее эффективного использования человеческих ресурсов, внедрения современных средств анализа, технических новшеств и, конечно, экономии финансовых ресурсов.
Такая система финансового обеспечения войск (сил) уже показала свои преимущества и соответствует избранной стратегии строительства Вооруженных Сил России. Сегодня в основу системы финансового обеспечения положен территориально-отраслевой принцип. Финансовое обеспечение воинских частей и организаций Вооруженных Сил осуществляется через территориальные финансовые органы и отраслевые распорядители: это военные учебно-научные центры и ведущие военно-медицинские учреждения, которые имеют свои финансовые органы.
Оптимизированы уровни доведения бюджетных средств до получателей и участников бюджетного процесса, реализован принцип оперативной подчиненности руководителей территориальных финансовых органов командующим войсками военных округов. При этом из обязанностей командиров исключены задачи по финансовому обеспечению подразделений.
Расчеты с личным составом войскового звена переведены в Единый расчетный центр Минобороны России. Созданная система финансового обеспечения войск (сил) обеспечивает прозрачность финансовых потоков и позволяет решать задачи по своевременному и полному финансированию воинских формирований в различных условиях обстановки, в том числе при решении внезапно возникающих задач. Отвечая на угрозы и вызовы своей безопасности, Россия развернула широкомасштабную модернизацию Вооруженных Сил.
Объективно это долгосрочный и весьма дорогостоящий процесс. И от того как эффективно будут потрачены средства федерального бюджета напрямую зависит национальная безопасность Российской Федерации. В свою очередь высокий уровень военной безопасности уже самим фактом своего наличия гарантирует стабильность хозяйственной системы, безопасность инвестиций в российскую экономику и уверенность людей в завтрашнем дне.

ВОЕННЫЕ ФИНАНСИСТЫ

Финансисты Вооруженных Сил СССР носили в годы войны на петлицах эмблему - серебристую звезду меж двух пучков колосьев. Эти люди ведали теми большими средствами, которые волею партии и народа постоянно выделялись из бюджета страны на финансовое обеспечение Вооруженных Сил.

Еще в 1940 году было образовано финансовое управление при Наркомате обороны, возглавленное генерал-лейтенантом интендантской службы Я. А. Хотенко.

Хорошие кадры финработников Красная Армия получила еще до войны. В 1932 году военно-финансовая служба была выделена как самостоятельная, и вплоть до 1941 года работали окружные курсы интендантов. В 1936 году военный факультет Ленинградского финансового института выпустил первый отряд специалистов. Такие же кадры готовила Харьковская военно-хозяйственная академия. В сухопутных частях, авиации и на флоте была создана стройная система сметно-бюджетного финансирования. Провели ряд неотложных мероприятий по финансированию капитального военного строительства, оборонной промышленности, финансовому контролю, пенсионному обеспечению и налаживанию денежного довольствия военнослужащих.

В годы войны структура финансового ведомства в основном себя оправдала, хотя некоторая перестройка оказалась неизбежной. В июне 1941 года фронтам и военным округам было ассигновано 4,7 миллиарда рублей. Расходы же составили только 3 миллиарда. Уже в 1942 году финорганы РККА справились с исполнением сметы Наркомата обороны. В следующем году был существенно уточнен порядок финпланирования. Лимиты остатков бюджетных средств регулярно пересматривались. Так, лимит, определенный с 1 августа 1942 года для Западного фронта в 5,5 миллиона рублей, с 1 января 1943 года был установлен в 4 миллиона, то есть со снижением, поскольку главные боевые операции развернулись в других районах. Юго-Западному фронту снизили цифру с 2 миллионов до 0,6 миллиона; Донскому фронту - с 2,5 миллиона до 0,8 миллиона; Ленинградскому фронту повысили с 4,5 миллиона до 6 миллионов рублей.

Одновременно проводилась огромная работа по режиму экономии и снижению цен на боевую технику. Финуправление НКО действовало здесь в теснейшем контакте с Наркоматом финансов СССР. Объединенные усилия принесли, на мой взгляд, исключительные результаты. Удалось вследствие одного лишь умелого пересмотра калькуляции цен на изделия и разумной экономии материалов для оборонных заводов сохранить для государства 50,3 миллиарда рублей - гигантская сумма, равная расходам за 138 дней войны!

В марте 1942 года заместитель Председателя СНК СССР А. И. Микоян подверг критике слабое изучение финорганами себестоимости оборонных изделий. Действительно, различным предприятиям за одинаковую продукцию Наркомат обороны платил по-разному. Допускались даже явно завышенные цены. А бюджет страдал. Образованный в составе финуправления НКО отдел цен и калькуляции взялся наладить дело. Перетряхнули все калькуляционные ведомости. Специально командированные люди прямо на предприятиях вникали в производство и выясняли, откуда берется разница в ценах и как распространить на заводах опыт лучших? И вот результат: только за 1942 год экономия составила 9,7 миллиарда рублей. Самыми «щедрыми» оказались предприятия танковой промышленности, и ее руководству пришлось выслушать и принять к сведению немало справедливых замечаний. Производство танков непрерывно росло. В мае 1942 года численность танков и самоходно-артиллерийских установок в РККА достигала 4960, в июле 1943 года- 9920, а в январе 1945 года - уже 12900. Так что военные калькуляторы старались не зря - точность и экономия при таком росте имели первостепенное значение.

Финуправление НКО стремилось не только сберечь народную копейку, но и потратить ее наиболее целесообразно. Весьма разумным было, например, предложение ввести повышенные денежные оклады военнослужащим ударных армий, а также снайперам, пулеметчикам, минометчикам, дополнительно оплачивать ночные вылеты летчиков и т. п. Иными словами, предложения шли по линии материального стимулирования боевой работы. И в этом нет ничего зазорного. Всем ясно, что поступками воинов двигали прежде всего высокие чувства долга и патриотизма. Однако разве одно мешает другому? Любой, скажем, рабочий, старательно повышая свои трудовые показатели, думает о пользе для дела. Тем не менее в материальном его поощрении заключены стимулы улучшения работы. Тем более это оправдано в боевой обстановке, где каждый умело вложенный в дело рубль оборачивался спасением жизней советских граждан и сохранением народного достояния.

Особой стороной финансовой работы военных лет было обеспечение семей генералов, офицеров и сверхсрочников денежными аттестатами. В условиях перемещения войсковых масс на большие расстояния часто случалось, что военнослужащие утрачивали связь со своими семьями, особенно если те были эвакуированы. Между тем ежегодные выплаты по аттестатам достигали 6 миллиардов рублей. Финуправление НКО проявило хорошую инициативу и с завидной оперативностью составило огромную картотеку, в которой были указаны все лица, имевшие право на аттестаты, и адреса их семей. Офицер мог отправить краткие сведения о семье прямо в ФУ НКО, а уж оно становилось посредником и не только пересылало денежный документ по назначению, но и помогало разбросанным по фронтам и тылу людям находить свои семьи. По запросам командного состава РККА было сообщено 174 тысячи адресов.

Немалые сложности довелось преодолеть при упорядочении пенсионной работы. До 1942 года пенсионное обеспечение входило в ведение отделов кадров военных округов. Но война показала, что этот порядок себя не оправдал.

Действительно, инвалидам и другим получавшим пенсии лицам приходилось ехать отовсюду в штаб округа, да порою не один раз. Вспомним, как это было трудно тогда - переполненный транспорт, хлопоты с пропусками для проезда в различные зоны и т. д.

Однажды приходит ко мне Я. А. Хотенко и советуется: куда направить докладную записку, в ЦК ВКП(б) или в Совет Министров СССР?

Какую записку? - спрашиваю.

С предложением передать пенсионные дела из округов в ведение местных военкоматов.

Читаю текст. Да, разумное предложение. Я тоже подписал его и направил в Совнарком. Вскоре у А. И. Микояна состоялось небольшое совещание по этому вопросу. Главное управление кадров Наркомата обороны почему-то было против перемены, но аргументировать свою позицию не сумело. После этого предложению быстро был дан ход. Назначать пенсии для военнослужащих и их семей стали финуправление НКО и его органы на местах. Все изменилось к лучшему, ибо никому не нужно было теперь ехать дальше райвоенкомата.

В целом численность пенсионеров, обеспечиваемых через НКО, возросла за военные годы в 18 раз. Государственные же расходы на соответствующие пенсии увеличились в 1945 году по сравнению с 1940 годом в 96 раз.

Немало забот и хлопот доставили дела, связанные с валютной интервенцией фашистов на территории СССР. В первые же дни Великой Отечественной войны, когда нам пришлось отступать, грабители сумели наложить лапу на советские денежные средства, захваченные в сберкассах и банках. Кроме того, большую сумму денег они собрали при массовых обысках у населения. Они вывезли в Германию около 4 миллиардов рублей советской валюты. Некоторую ее часть оккупанты использовали для снабжения засылавшихся к нам шпионов и диверсантов.

Враг пытался подорвать нашу экономику и вызвать инфляцию заброской к нам крупных партий фальшивых рублей. Гитлеровский Рейхсбанк заставлял всех своих соучастников по грабежу передавать им советские деньги. Эта «операция», конечная цель которой заключалась в изъятии рублей из обращения и навязывании оккупационных марок, имела обратный результат. После победы обнаруженные Красной Армией в Рейхсбанке наши деньги были оприходованы и полностью возвращены законному владельцу - Советскому Союзу.

Что касается обращения немецких денег на временно оккупированной территории, то они не сумели вытеснить наш рубль. Вынужденно используя оккупационную марку, поскольку, естественно, выдачи зарплаты в рублях там не производилось, советские граждане берегли уцелевшие у них рубли. По многочисленным свидетельствам лиц, переживших оккупацию, если нужно было совершить на «черном рынке» важную покупку и продавец не хотел брать за товар немецкие марки, покупатель, оглянувшись, доверительно сообщал: «Заплачу советскими».

Мы же, в свою очередь, не забывали о необходимости наносить удар по врагу не только оружием, но и экономическим путем: наши партизаны и подпольные центры на оккупированной территории специально снабжались советскими деньгами. Правительство СССР выделило для этой цели особый фонд.

Вот какими делами занимались в годы войны финансисты с погонами. Командуя миграцией финансовых средств по военным каналам, они не покладая рук трудились во имя великого дела приближения победы.

С изгнанием захватчиков граждане СССР принимались за восстановление разрушенного врагом хозяйства. Советские деньги снова стали единственными, законными, полновластными. А что стало с оккупационными марками? Их выбрасывали в хлам. Разве только нумизматы оставили один-два образца для своих коллекций…

Но этот коротенький рассказ о людях в погонах был бы все же неполным, если не упомянуть о незаурядном личном мужестве, проявленном многими военнослужащими с серебристой звездой и колосьями на петлице. Широко известен подвиг начфина полка капитана В. Ступина. Следуя на передовую для выплаты бойцам денежного довольствия, он внезапно попал в фашистскую засаду, однако не растерялся и вступил в неравный бой. Будучи раненным несколько раз подряд, Ступин тем не менее мужественно продолжал поединок, убил трех врагов, а одного даже взял в плен и сумел доставить его по назначению. Начфин дивизии техник-интендант 1-го ранга А. Атласов во время наступления нашего соединения заметил в глубине вражеского расположения брошенные фашистами трофеи. Быстро осмотрев их, он обнаружил в полевой конторе немецкого банка крупные ценности.

Организовав под сильным обстрелом охрану трофеев, отважный и предприимчивый офицер передал затем государству ценностей на 370 тысяч рублей. О подобных фактах фронтовая и центральная печать писала очень широко.

Каков же общий итог деятельности советских финансовых органов в военное время? Ответ может быть один: все военные потребности страны были обеспечены необходимыми средствами, а госбюджет СССР уже с 1944 года имел заметное превышение доходов над расходами. За этой короткой фразой - напряженнейший труд всего советского народа, в том числе финансовых работников.

Из книги Повседневная жизнь Парижа в Средние века автора Ру Симона

Международные финансисты и королевские казначеи Париж давал временный приют иностранцам, явившимся вести дела, переводить деньги в столицу. Разумеется, здесь были итальянцы, поставившие свои знания и навыки на службу монарху, в частности уроженцы Лукки и Сиены, весьма

Из книги Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (X-XV вв.) автора Мулен Лео

Банкиры и финансисты Аббатства, особенно в раннее Средневековье, были наиболее важными финансовыми центрами. Все в них предрасполагало к подобной роли: относительно солидные капиталы, которыми они владели, авторитет и доверие, которыми они пользовались, их

Из книги Хетты. Разрушители Вавилона автора Гёрни Оливер Роберт

2. ВОЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ Сезон военных кампаний приходился на весенние и летние месяцы; зимним операциям препятствовали обильные снегопады на Анатолийском плоскогорье. Ежегодно с наступлением весны рассматривались знамения, и если они предвещали удачу, то царь отдавал

Из книги Повседневная жизнь алхимиков в средние века автора Ютен Серж

Финансисты-алхимики В XV веке в Западной Европе уже появились люди, которых с полным правом можно отнести к той социальной категории, которую мы называем финансовой олигархией. Прежде всего мы уже встречаем банкиров - как известных по имени, так и анонимных (в этой связи

Из книги Осторожно, история! Мифы и легенды нашей страны автора Дымарский Виталий Наумович

Военные во власти 16 февраля 1893 года родился будущий маршал Михаил Тухачевский, расстрелянный в 1938 году по обвинению в заговоре против РККА и сотрудничестве с Германией.Пожалуй, это как раз тот случай, когда история изрядно напутала. Маршала Рабоче-крестьянской Красной

Из книги Маршал Жуков, его соратники и противники в годы войны и мира. Книга I автора Карпов Владимир Васильевич

Военные планы Прежде чем перейти к теме, обозначенной в названии главы, приведу небольшую часть из моих бесед с Молотовым, ту, где он затрагивает предвоенное время и касается оценки личности Сталина, которого он знал на протяжении многих лет.- Для меня Сталин неотделим

Из книги De conspiratione. Капитализм как заговор. Том 1. 1520 - 1870-е годы автора Фурсов Андрей Ильич

17. Крымская война, или Финансисты и революционеры против России Отсутствие стратегического плана сыграло с Россией злую шутку в период, предшествующий Крымской войне, и в самой войне. В 1848 г. в Европе началась революция, захватившая и следующий год. Эту «буржуазную» (в том

Из книги Царствование, деяния и личность Людовика XI [СИ] автора Костин А Л

Военные действия Людовик умел учиться на своих ошибках, и этот тяжёлый урок не прошёл для него даром. Вернувшись обратно, Людовик провёл расследование о том, кто мог доложить Карлу о его агентах в Люттихе. В итоге военачальник Шарль де Мелон, герцог Немурский и епископы

Из книги Запечатленный труд (Том 1) автора Фигнер Вера Николаевна

2. Военные на юге Через Ив. Ив. Сведенцева как бывшего военного имелись связи и среди военных, и я познакомилась с ними у него. Это были ротный командир Люблинского полка Крайский и офицеры Телье (брат осужденного) и Стратонович. Они относились ко мне со вниманием и

Из книги Красная эпоха. 70-летняя история СССР автора Дейниченко Петр Геннадьевич

Реформаторы и финансисты Победа Ельцина ненадолго вернула стране политическую стабильность и позволила обратить внимание на экономику. Состояние ее было крайне тяжелым – и главным препятствием к ее оздоровлению была Чечня. В июне и июле активных боевых действий там не

Из книги От денежной кладовой до Министерства финансов автора Бердников Л П

Материалы к биографическому словарю Финансисты Енисейской губернии и Красноярского края

Из книги De Conspiratione / О Заговоре автора Фурсов А. И.

17. Крымская война, или Финансисты и революционеры против России Отсутствие стратегического плана сыграло с Россией злую шутку в период, предшествующий Крымской войне, и в самой войне. В 1848 г. в Европе началась революция, захватившая и следующий год. Эту «буржуазную» (в

Из книги Полное собрание сочинений. Том 23. Март-сентябрь 1913 автора Ленин Владимир Ильич

Буржуазные дельцы-финансисты и политики Английская рабочая печать продолжает свои разоблачения о связи финансовых «операций» с высшей политикой. Эти разоблачения заслуживают внимания рабочих всех стран, ибо вскрывается здесь самая основа управления государством в