Биографии Характеристики Анализ

Финансист в армии как называется. Зачем российской армии военные финансы и финансисты

Военные финансы входят в единую военно-экономическую систему, которая формируется при образовании, распределении и применении цены военной продукции, создании соответствующей деятельности в отдельных субъектах, что в конечном итоге обеспечивает безопасность страны. Деятельность в этой сфере осуществляют военные финансисты.

Недавняя история

Когда на должность Министра обороны был назначен А. Сердюков, он назвал одним из главных приоритетов работы реформу в управлении финансами и экономики, в рамках которой были упразднены военные финансовые службы. Считалось, что благодаря безналичным расчетам и отсутствию бухгалтерий коррупция в ВЧ будет сведена к минимуму.

В тот период стали заводиться уголовные дела на тех, кто занимал самые высокие должности в армии. Резонансным стало дело с генералом Георгием Олейником, которого обвинили в растрате 323 миллионов долларов. Настоящей «золотой жилой» для финансистов стала и война в Чечне, где от офицерских выплат им доставалось до 50% денежных средств. Резонансные дела появлялись в разных округах страны.

Таким образом, на тот момент реформирование считалось вынужденной и необходимой мерой, однако, должного эффекта так и не было достигнуто. В центральном аппарате для государственных служащих выделяли премии, размер которых доходил до нескольких сотен тысяч рублей, что подчас превышало годовой офицерский оклад. После того, как прежнего Министра сменил С. Шойгу, было принято решение о поэтапном восстановлении финансовых служб, при котором планировалось вернуть до 800 должностей с финансовыми ВУС.

Подготовка военных финансистов

В отличие от ВФЭУ, который был упразднен в нулевые годы, Ярославская Военная финансово-экономическая академия продолжает свою деятельность и по сей день. Именно здесь желающие могут получить ВУС для осуществления финансово-экономической службы в РФ в будущем. Академия готовит офицеров для работы в Минобороны, других властных структурах, где существует военная служба, отделения полевых учреждений ЦБ, строительных и промышленных организаций ВС РФ.

Стандартный период обучения составляет 5 лет на очной форме, но по некоторым специальностям можно учиться заочно и меньший период. Чтобы поступить в военный ВУЗ, и получить специальность «военный экономист», нужно соответствовать определенным критериям, а именно:

  • быть гражданином РФ;
  • возраст должен составлять от 16-ти до 22-х лет (при не прохождении срочной службы);
  • до 24-х лет (для контрактников за исключением офицеров);
  • иметь документ о полном среднем, профессиональном или начальном профессиональном образовании.

Не будут рассматриваться кандидаты, которые указаны в абз.4 и 5 ст.34 ФЗ «О », то есть следующие лица:

  • не соответствующие требованиям согласно ФЗ;
  • осужденные и отбывающие наказание в исправительных учреждениях;
  • имеющие судимость;
  • являющиеся подозреваемыми в совершении преступления на стадии следственных действий.

Особенности будущей профессии

В связи с реформами прошлых лет сотни офицеров были выведены за штаты. Многие специалисты считают, что возродить систему непросто. В то же время, скорее всего, будет учтен опыт прошлых лет, и наладятся институты по предотвращению растраты государственных денег, а также усилится работа контрольных органов.

Re: В армии восстанавливают сокращенные военные финансовые органы и службы
« Ответ #555: 27 Апрель 2014 21:04:38 »

Цитировать
"В 2010г. в результате "реформ" перевелся в Военный университет, где до настоящего времени преподаю военным финансистам (выпуски все уменьшаются, но ваша ветка дает надежду на востребованность нашей работы)."

Ну есть же НЕПОТОПЛЯЕМЫЕ люди.... avacyi Училища НЕТ, специальности и должностей таких в армии НЕТ, а вы там что-то кому-то преподаете... avacyi Что новенького в области финансового обеспечения слышно??
« Последнее редактирование: 28 Апрель 2014 09:32:12 от BiBiCiФИН »

Факт, что в Военном универститете выпускают военных финансистов - это правда. Но немного и для нужд других силовых ведомств. Не знаю насчет того, будет-ли выпуск в 2014 году, но в 2012 году самолично видел, как не смог призваться в одну из в/ч ФСО опытный финансист из-за того, что Московское управление уже назначило выпускника Военного универститета. А впоследствии данного выпускника я видел вживую. В 2013г. со слов знакомых в ВВ (кстати закончивших еще ЯВВФУ и ЯФЭА), что выпускники в 2013г у них приходили. В 3 командование ВВС и ПВО в 2012 г приходили выпускники, правда на должности мобистов (даже была одна представительница слабого пола).

Из всего перечисленного в ветке я понимаю можно сделать вывод:
1) в начале апреля на коллегии сказали военным финансистам быть, правда на следующей коллегии данный вопрос не поднимался???
2) в ГРУ с 1 апреля ввели должности военных финансистов???
3) в Крыму оставили военных финансистов из числа "местных"
4) ???

Цитата: 62209 от 09 Май 2014 01:51:00
Ходят слухи, что у Шевцовой есть конкретные предложения для МО по введению финансистов от бригады и выше (даты разные - 1 июля, 1 декабря). Только вот чем они будут заниматься не ясно. ЕРЦ и УФО все остается как было.

Так она своего теперь не отдаст ни за какие коврижки. Это равносильно росписи в своей несостоятельности как руководителя. ЕРЦ и УФО - ее детища. Значит ее вина что в финансах (_*_) творится.

З.Ы. хотя ясно что я Омерике никому не открыл - это так и есть)

Цитата: nachfin526 от 09 Май 2014 17:45:29
Надеюсь с 1 июня уже начнут двигать новую систему, а так бы хотелось узнать по подробней, нет не у кого телефона Щевцовой позвоните уточните уже что и как;D

В ТырНете поищите, мож найдете) тогда и с остальными инфой поделитесь;D

Всем доброго времени суток. Разговаривал с другом, проходит службу на Черноморском. Говорит стоит держать руку на пульсе, есть решение о восстановлении. Конкретно что и как по другим направлениям не в курсе, но в Севасе они назначены.

А с каким ВУС выпускались последние года?
- выпуск 2014 г. с ВУС 3101013

И куда едете служить, если не секрет?
- МО, ВВ и другие структуры.

До тех пор, пока Шевцова, Панков и иже с ними при должностях, толку в финансовой сфере не будет! Ибо, как сказал классик: "У нас фраза - "я вами руководил и буду за всё отвечать" произносится только по частям, и двумя разными людьми"... А офицеры-финансисты служить из запаса пойдут, если они государевы люди...

Приходит на ум старый бородатый анекдот...
В публичный дом клиенты ходить престали.Уже и кровати новые ставили, и обои переклеивали, интерьер меняли…Пошли к мудрецу. Тот подумал и сказал:
- Да вам не кровати, вам бл...ей менять надо.

ВУС 3101013 - старый финиковский ВУС, ранее с ним выпускали будующих ПК по ФЭР - НФС части, их вроде бы отменяли, видимо опять возродили
- Не знаю, как насчет 3101013, а 310101 - это извечно наш коренной ВУС..
- Наш ВУС - 310101. А седьмая цифирька "3", добавленная к нему, указывает только на уровень образования, необходимый для занятия конкретной должности. В данном случае, этот уровень - военный институт (по-старому - военное училище).
- Только академический ВУС, кажется, был с 2 на конце, а не с 5 как написал ув. Al_Solo
- Седьмая цифра - только в штатах, напротив наименования должности офицера. 7-я цифра говорит о том, какое образование должно быть у Иванова И.И., чтоб он мог занять эту должность. Если в штате эта цифра 3, то Иванову достаточно закончить ЯВВФУ или быть призванным из запаса с родственным гражданским экономическим образованием. А вот если цифра 2, то Иванову надо иметь высшее военное образование ("Академию"), чтоб он имел право занять должность.
При этом у самого Иванова в личном деле будет значиться ВУС, состоящий только из шести цифр, поскольку 7-я цифра - это принадлежность к должности, а не к человеку.

Постоянно общаюсь и с командирами воинских частей, и с офицерами, и с гражданским персоналом. Ради собственного интереса провел опрос по несколько человек из всех категорий личного состава. Вопрос был такой: "если бы вы могли выбрать для себя финансовый орган для своего финансового обеспечения что бы вы выбрали 1) ЕРЦ 2) УФО 3)финансовый орган воинской части?" Из опрошенных 12 командиров (воинские звания опрашиваемых от г/м-ра до п/п-ка) СЕМЬ сказали, что их вполне устраивает УФО, а 5 хотели бы вернуть старые финансовые органы. А от рядового к/с до полковника (не командиров отдельных в/ч) все в один голос заявили, что хотят общаться с родными финансистами в родной части. А таких я опросил с пол сотни человек. Надо отметить, что и командиры выбирая УФО приследовали личные интересы(не надо отвечать за сохранность и т. п.) У меня на сегодняшний момент нет личной заинтересованности в какой либо структуре (предельный возраст наступил на днях), но из имеющегося опыта многолетней службы военным финансистом и исходя из реалий нынешней ситуации в МО я бы оставил ЕРЦ, сформировал ФРП при в/частях, а УФО оставил бы по только по округам.

Цитата: nachfin526 от 29 Июль 2014 11:58:39
Из всех ваших постов я делаю вывод что вы работник УФО и так старательно доказываете что финансисты не нужны, а что УФО собственно говоря сделало??? Что может УФО того что не может финансист? Я не пойму вас что военный финансист обижал? Финансисты столько не воровали сколько вы!!! Вас всех надо разогнать.
Уважаемый nachfin526 если вы были внимательны то я никогда не скрывал, что сегодня я являюсь работником УФО. Более того могу Вам сказать что имею стаж работы в финансовых органах частей на различных должностях более 15 лет и меня обидеть очень трудно. На сегодняшний день проблем перейти с гражданской должности на должность военного у меня нет, как и противопоказаний к восстановлению в армии. В данном случае я рассматриваю возможность своего восстановления в армии и перспектив зачем данная должность нужна и чем я там буду заниматься, я делаю соответствующие выводы, для себя и делюсь ими на форуме. Если вы опишите круг задач которые может исполнять финансист в части в данных условиях, мне будет приятно с Вами провести обоюдно полезную дискуссию. А в настоящее время, когда все шаги от планирования снабжения части до проведения госзакупок, выплата ДД и прочих выплат военнослужащим, а так же выплаты ГП, изьяты из ведения части и переданы в ОСК, ЕРЦ и УФО. А так же учитывая наличие подготовленного персонала в частях, смысла возвращения должностей финансовых работников в штат части не больше чем просто присутствие в части очень уважаемого, но абсолютно бесполезного свадебного генерала.
Изменятся условия и круг обязанностей, то смысл наверное будет. Поживем увидим.
А насчет воровства и пора всех разогнать - это Вас наверное УФО обидело. Поверьте в некоторых частях воровали несравненно больше. А отжимали и "решали" с командирами. Все перечислять, можно занять половину форума. Поэтому если я Вас обидел своим заключением, то это лично мое мнение и если Вы с ним не согласны я Вам его не навязываю. chect_imeu

«Финансово-экономическая служба Вооружённых сил
занимается и денежным довольствием, и
обеспечением ремонта вооружения и военной
техники, обеспечением деятельности подсобных
хозяйств воинских частей и оплатой разработок
нового вооружения, приобретением канцелярских
принадлежностей и оплатой поставок вооружения,
обеспечением текущего ремонта и оплатой
капитального строительства зданий и сооружений
и т. д.».

(Из интервью президента Академии военных наук,
генерала армии Махмута ГАРЕЕВА газете «Военно-
промышленный курьер» от 7 июля 2004 г.).

Знаете ли вы, что такое «пиджак»? Нет, это не атрибут мужского гардероба. Это, как правило, призванные из запаса офицеры, окончившие военную кафедру в гражданских вузах, и призванные на два года в качестве офицеров. В основной своей массе, после двух лет службы, они возвращаются на «гражданку».

И очень незначительная их часть, вкусив за два года все прелести, поняв и оценив все достоинства и преимущества самой военной службы, взвесив их со своими возможностями и способностями, остаются в армии, переходя в разряд кадровых офицеров.

Но есть и другая часть офицеров, приходящих в кадры вооружённых сил из запаса, в добровольном порядке, минуя этот двухгодичный срок. Их тоже поначалу называют «пиджаками», но они, в силу своего добровольного характера призыва, как правило, быстро вливаются в воинские коллективы и перестают быть для него «белыми воронами».

К первой категории таких «пиджаков» относился, к примеру, брат моей жены, прошедший в гражданском вузе военную кафедру и призванный затем на два года офицером. Отслужив год, побывав в отпуске и посмотрев, как устроились в жизни его приятели по институту, он принял твёрдое решение перейти в кадры и написал об этом рапорт. В дальнейшем он отдал службе два с лишним десятка лет, поменяв не один гарнизон, пройдя Афганистан и дослужившись до погон подполковника.

Ко второй категории, безусловно, относится ваш покорный слуга, осознанно выносивший это решение в собственных мыслях. Оно окончательно и бесповоротно изменило моё отношение к «гражданке», с которой я попрощался на целых четверть века (!).

Это было настолько стремительно и эмоционально, что я даже не удосужился забрать из отдела кадров завода собственную трудовую книжку. О ней я вспомнил только спустя 34 года, с наступлением общегосударственного пенсионного возраста (60 лет), когда, кроме выслуги лет в армии, потребовалось подсчитать также и собственный гражданский трудовой стаж. Кто же мог предполагать, что кишинёвский завод «Мезон», которому я отдал когда-то целых три года, будет давно ликвидирован, а та земля, на которой он построен, оказалась в дальнем зарубежье?

В среде кадровых офицеров презрительное прозвище «пиджак» по отношению к таким категориям, пополнявшим их ряды, наверно оправдано. Отсутствие строевых навыков, особой военной выправки и незнание воинского этикета, мешковатость сидящего мундира, - всего того, что в воинской среде именуется понятием «подход, отход, фиксация» и называется воинским шиком, - всё это, конечно же, впитывается в кровь будущего офицера ещё в военном училище. Там выправке, строевому шагу и чувству собственного достоинства будущего офицера уделяется не меньше внимания, чем привитию профессиональных навыков.

Но это только часть проблемы, так сказать, внешняя атрибутика. Второй, самой важной, является быстрое вхождение в военную профессию. Помните репризу незабвенного Аркадия Райкина, посвящённую проблемам вхождения молодых специалистов в производство: «Забудьте дедукцию и индукцию, и давайте продукцию!». Но там молодых специалистов хоть чему-то учили. Здесь же необходимо быстро и без потерь, научиться всему самостоятельно.

Я об этом задумался ещё на стадии принятия решения о кадровой службе. Обратился за помощью к своему тестю, проживавшему в Ярославле, где находилось единственное в стране военное училище, готовившее военных финансистов. И он, через знакомых ему преподавателей училища, нашёл мне учебник под названием «Финансовое хозяйство воинской части» - толстенную книгу, оказавшуюся очень важной и доступной в изложении, позволившей мне в течение полугода, в спокойной домашней обстановке, неспешно изучить основные вопросы моей будущей профессии офицера-финансиста.

Таким образом, вступая на новую для себя стезю деятельности, я уже имел самое общее представление о характере предстоящей службы, тонкостях финансовых потоков, порядка расходования денежных средств, экономических аспектов деятельности воинской части, документооборота и отчётности. Да, многие вопросы ещё предстояло освоить и изучить на месте, многое понять для себя, в том числе роль и место военного финансиста в серьёзном военном строю, попытаться охватить задачи, решаемые военной финансовой службой в целом, историю её формирования и развития на всех этапах становления Вооружённых сил России и СССР.

Для моих коллег-военных финансистов всё это было делом известным, постигнутым ими ещё в училище, включая понимание самой уникальности и обособленности финансовой службы. Мне же предстояло чётко осознать и принять для себя все ограничения самой службы, учитывая её специфику.

А она заключалась, прежде всего, в работе с наличными деньгами: получением больших сумм в банке и личной доставкой их в часть; с начислением и выдачей денежного довольствия коллегам; расчётом и выплатой командировочных, отпускных, подотчётных сумм, иногда в объёмах, достаточно значительных.

А ещё с доступом к «святая святых» – личным делам твоих коллег по службе, в которых отражён их жизненный и служебный путь, со всеми его взлётами и падениями, достижениями и просчётами, включая не только служебную, но партийную, личную и семейную жизнь.

Это накладывало отпечаток на характер отношений с сослуживцами, с заведомой самоизоляцией в вопросах службы и быта, с разборчивостью в выборе приятелей. Мудрые командиры должны были понимать и всячески поддерживать эту щепетильность отношений, включая создание особых условий для службы финансиста: от решения его квартирного вопроса до ограничения его привлечения к несению гарнизонной и караульной службы.

Увы, на практике таковых мудрых командиров и начальников штабов, понимающих смысл и специфику нашей службы, оказывалось не так много. Армия – этот великий, суровый и сложный мужской организм, - веками складывался не только Уставом, Приказом, Духом воинских традиций и великих исторических завоеваний, но был исполненным и многих предрассудков и пережитков, укоренившихся понятий и порядков, вносимых в армейскую среду издержками самой воинской службы. Одним из них была и есть зависть к карьерному росту сослуживцев. Парадоксально, ведь в армейской среде служебный рост, карьера – непременное условие жизни офицера, стимулирующее его к дальнейшей службе, достижению высот в ней, накоплению личного опыта и передаче его своим подчинённым. На этом строится, в том числе, и принцип единоначалия.

Но элементарная зависть и весь негатив, связанный с ней, есть обратная сторона этого основного армейского принципа. Входя в славную военную когорту, я конечно же был наслышан об этих издержках, но для себя решил, что уж моя-то профессия, не очень распространённая в офицерской среде, не даст повода моим будущим коллегам завидовать мне. Ведь у меня конкурентов в отдельно взятом воинском коллективе не было, и нет, как нет! Видимо, я ошибался в своём прекраснодушии: зависть сопровождала мою службу практически на всех её этапах. Источники этого негатива, гнездящегося в отдельных военных душах, различны, как различно и его проявление. Об этом ещё представится возможность рассказать в дальнейшем.

В завершение этих моих вступительных околоармейских «размышлизмов» хочу привести слова специалиста высокого ранга о роли военных финансистов в развитии Армии. Иногда свежий взгляд человека с «незымыленным» взором, выросшего вне армейской среды, и пришедшего в неё со стороны, а тем более женщине, позволяет дать более объективную оценку событию, явлению, сообществу.

«Военная финансово-экономическая служба появилась в России давно и имеет славную историю. В силу специфики своей деятельности военные финансисты-экономисты никогда не были на виду. Скромно и незаметно они занимались всегда нужной для армии и флота деятельностью. Поэтому и мнение о них сложилось, как о людях, выполняющих бумажную работу, связанную преимущественно с составлением различных денежных, правовых и других документов. Истине это соответствует лишь отчасти, поскольку главное в их работе – забота о людях, социальная защита личного состава армии и флота, реализация финансово-экономической политики государства в Вооружённых силах».

Начальник Главного финансово-экономического управления
– заместитель министра обороны Российской Федерации
по финансово-экономической работе
Л.К.Куделина
(2003 год).

О самой Любови Кондратьевне Куделиной, её роли и месте в системе финансовых органов Минобороны России разговор впереди…

Итак, 14 ноября 1974 года я прибыл в отдел кадров штаба 14-й гвардейской общевойсковой армии, который располагался в центре Кишинёва, для получения распоряжения о моей дальнейшей судьбе. Дежурный офицер, забрав у меня предписание райвоенкомата, вручил мне новое, по которому я должен был убыть в Одессу, в распоряжение Финансовой службы Одесского военного округа.
На следующий день я на поезде направился в Одессу-маму.

Дизель домчал меня за три часа. В пути разговорился с пожилым и хмурым подполковником, следующим со мной в одном направлении. Когда он узнал, что я в добровольном порядке определяюсь в кадры, спросил, для чего мне это нужно, что я вижу для себя в этом хорошего. «Так, началось!», - подумалось мне. Но это ничего уже для меня не значило – решение было принято и пути назад отрезаны.

В Финансовой службе округа я пробыл полдня в ожидании решения своей судьбы. Думалось, что пригласят для беседы к какому-нибудь большому и важному чину. Не тут-то было. До меня никому не было дела. После обеда такой же дежурный офицер вручил мне очередное предписание, со словами: «Возвращайтесь в Кишинёв, в штаб армии, там распорядятся вашим назначением».

На следующий день я вновь объявился в отделе кадров армии. Один из офицеров отдела довёл до меня решение командования: я назначен на должность начальника финансового довольствия 58 отдельного радиотехнического батальона ПВО, который находится в Кишинёве. Он также направил меня для получения вещевого имущества на армейский вещевой склад, который находился тут же, в цокольном этаже штаба.

Я спустился вниз, зашёл на склад. Меня встретил высокий, подтянутый, бравого вида, уже немолодой прапорщик – начальник склада. Я сообщил ему о цели визита, передал вещевой аттестат, он небрежно, не глядя, бросил его на перегородку и тут же отдал приказание вышедшему солдату-кладовщику. Тот начал подбирать мне военную экипировку, которая оказалась весьма объёмной – на дворе была поздняя осень, переход на зимнюю форму одежды уже состоялся.
Закончив работу, солдат обратился к прапорщику. Тот взял мой аттестат для росписи в нём, потом внимательно посмотрел на меня и спросил:

Кем вы приходитесь подполковнику Голышеву Юрию Прохоровичу?
- Сыном, - ответил я.

Он, молча, сгрёб в кучу предназначенное мне имущество, бросил его за стойку, замерил гибким метром мои габариты и сам полез по полкам, подбирая мне экипировку по-своему. Окончив сбор, он аккуратно всё увязал, передал мне документы, пожал руку и сказал:

Передайте привет Юрию Прохоровичу, мы с ним прослужили в штабе не один год. Это –настоящий офицер.

Мне было очень приятно услышать такое об отце, который отдал службе в штабе армии пятнадцать нелёгких лет, которого уважали, ценили и помнили, хотя к тому времени он уже полтора года, как уволился в запас.

Это был прапорщик Тищенко (до 1972 года – старшина сверхсрочной службы), который был много лет бессменным старшиной роты охраны штаба армии и главной опорой строжайшей дисциплины в роте.

Замполитом же этой роты был лейтенант Костя Акулов, выпускник Новосибирского высшего военно-политического училища, наш сосед по дому, с которым мы дружили все три предармейских года, и который всё это время настоятельно предлагал мне стать кадровым офицером. А, как это часто бывает, начало нашему знакомству положили наши жёны, выгуливая в колясках наших детей: жена – нашу рыженькую «красивую красавицу» (как она себя позже величала) Олечку, а жена Кости Оля – сына Володю.

Повзрослевший Володя осознал «тайну» папиной службы: как-то, когда мы все зашли за ним, в расчёте забрать его пораньше со службы и отправили Вовчика на разведку в кабинет отца, на вопрос, что делает папа, он, сбегав к нему в кабинет, ответил: «С дядей разговаривает». Чтобы ускорить окончание папиной «работы», его вторично послали к отцу. «А сейчас что папа делает?» - «С дядей разговаривает!». А после третьего раза довели ребёнка до слёз.

Наша семейная дружба не прекращалась затем все годы нашей совместной службы, продолжившись в войсках Дальневосточного военного округа, по просторам которого мы не один год гонялись друг за другом, меняя места службы и периодически оказываясь рядом друг с другом. И я систематически догонял его в воинских званиях, а своё последнее высокое звание, соблюдая негласную субординацию, я всё же получил на день позже его, чем он был весьма горд – ведь это он приложил столько усилий в моей военной судьбе и справедливость восторжествовала.

Поскольку с Одесским военным округом и 14-й гвардейской общевойсковой армией связано многое – не только начало моей собственной службы, но и добрая половина воинской службы отца (с 1957 по 1973 годы), беру на себя смелость дать краткую характеристику этим воинским объединениям.

Одесский военный округ (в его послевоенных рамках) был воссоздан в 1944 году после освобождения территории юга Украины и Молдавии от фашистов и располагался на территории Одесской, Николаевской, Херсонской, Запорожской областей, Республики Крым, а также Молдавии.

На его территории дислоцировались: 14 гвардейская общевойсковая армия (Кишинёв, затем Тирасполь); 32 Кёнигсбергский армейский корпус (Симферополь); 82 армейский корпус (расформирован в 1987 г.); 5 воздушная армия и 49 корпус ПВО. С 1984 года округ находился в оперативном подчинении Главного командования войск Юго-Западного направления (со ставкой в Кишинёве). К 1990 году численность войск составляла 110 тысяч военнослужащих, 1 тыс. боевых бронированных машин, 900 орудий, 600 танков, 150 вертолётов.

В разные годы округом командовали известные военачальники: маршал Советского Союза Г.К.Жуков, генерал-полковники Бабаджанян А.Х., Шурупов А.Г., Волошин И.М.

3 января 1992 года округ перешёл под юрисдикцию Украины, а с 1998 года был переформирован в Южное оперативное командование. При этом особая судьба ожидала 14 гвардейскую общевойсковую армию.

Эта армия являлась наиболее крупным оперативным объединением в составе Одесского военного округа. Об истории её формирования лучше других и не понаслышке знает мой отец. Вот выдержки из его военно-исторической справки:

«В 1964 году тогдашний министр обороны Родион Яковлевич Малиновский обязал командование армий Советского Союза иметь свои написанные истории. В 14-й армии это дело поручили мне – офицеру оперативного отдела штаба армии. В январе 1965 года для сбора исторического материала я был направлен в Москву, в Центральный архив Минобороны, в Подольск.

Армия была сформирована в 1956 году на базе двух расформированных гвардейских стрелковых корпусов: 10-го Будапештского, со штабом в Кишинёве и 24-го Братиславского, со штабом в Тирасполе. Их дивизии и вошли в состав армии. В Бендерской крепости появилась ракетная бригада, в Унгенах артиллерийский полк, в Кишинёве полк связи, в дивизиях ракетные дивизионы.

В 1967 году армии присвоено гвардейское наименование в знак преемственности гвардейских корпусов. Гвардейское знамя, вручённое округом армии, доверено было из Одессы сопровождать тоже мне».

Армия была вполне полнокровной и грозной: в 60-х годах её состав входили четыре мотострелковые дивизии, две из которых дислоцировались на территории Молдавии (в Тирасполе и Бельцах), а другие две – на территории Одесской области Украины (в Болграде и Белгороде-Днестровском).

В 1968 году, в связи с известными событиями в Чехословакии, Болградская дивизия, усиленная кишинёвским мотострелковым полком, была передислоцирована во вновь созданную Центральную группу войск (ЧССР), а на её место с Дальнего Востока прибыла гвардейская воздушно-десантная дивизия, один из полков которой разместился в Кишинёве, на базе ушедшего МСП.

Вскоре он стал головной болью не только для коменданта кишинёвского гарнизона (о чём речь впереди), но с 1989-1992 годов – костью в горле для независимых Молдавских властей, формирующих собственные вооружённые силы, особенно во время Приднестровского конфликта.

С мая по октябрь 1992 года, когда практически все войска 14 армии были расформированы либо выведены с территории Молдавии (включая Кишинёв) на территорию Приднестровской Молдавской республики (Тирасполь, Бендеры, Рыбница и т.д.), где начались кровавые разборки между молдавско-румынскими силовиками и частями 14-й армии, этот парашютно-десантный полк, оставшийся единственным боевым оплотом российских войск в Молдове, находился на осадном положении в Кишинёве, не принимая участия в боевых действиях.

Но… нельзя не вспомнить о ходившей в офицерской (и не только) среде ультимативной фразе, якобы сказанной новым командармом-14 Александром Ивановичем Лебедем в переговорах с молдавскими лидерами, подстрекаемыми румынами: «Если будут продолжаться кровавые провокации, то может статься так, что, позавтракав в Тирасполе, я буду обедать в Кишинёве, а ужинать уже в Бухаресте!».

Думается, что здесь роль и местоположение 300 гвардейского ордена Кутузова III степени парашютно-десантного полка, признанного лучшим полком ВДВ по итогам боевой подготовки последних лет, были не последним доводом: ведь на тот период командиром полка был младший брат командарма-14 полковник Алексей Иванович Лебедь.

58 отдельный радиотехнический батальон ПВО располагался на окраине города, на территории городка танкового полка, через дорогу от которого находился тот самый парашютно-десантный полк. Я представился командиру батальона майору Ляхову и начальнику штаба майору Гаврилову.

Мне показали мой кабинет: маленькую комнатушку, разделённую к тому же перегородкой с перекладиной, отделявшей моё рабочее место от посетителей. Всё очень компактно и тесно. Но меня это не особо волновало, было не до простора и эстетики. Важнее было то, что дела принимать было не у кого: мой предшественник убыл к новому месту службы, а мне предстояло осваивать своё новое хозяйство самому.

И я начал входить в курс дел. Поначалу моим основным консультантом был начфин танкового полка, старый знакомый капитан Ковалевский. Он и преподал мне на практике азы работы, подсказал, что надо делать, какие бумаги оформлять, как вести учётные книги и денежный журнал, как наладить деловой контакт с обслуживающим банком и ещё многое другое.

Хозяйство моё, казалось, было невелико: батальон, несмотря на важность решаемых им задач противовоздушной обороны неба над частями и штабами армии, был не полного, а сокращённого состава. Однако, дополнительной нагрузкой для меня, помимо батальонных нужд, было наличие на моём финансовом довольствии также отдельной роты химзащиты, на содержание которой выделялись отдельные средства. И это тоже требовало своего изучения.

И я без проволочек и с трепетом нырнул в новое для меня дело. Финансовые работники не дадут соврать: для любого бухгалтера, будь он в погонах или без оных, конец года – не самое лёгкое время. Особенно для тех из них, кто связан с государственными финансами, со сметами самых разнообразных расходов, которые надо обязательно освоить до конца года.

А в смете Министерстве обороны всё расписано предельно подробно и исчерпывающе, где, как говорят в ином ведомстве: «Шаг вправо, шаг влево считается попыткой к…» (далее – по смыслу, применимому к моей специфике). Это правило, как Отче наш, я принял для себя как должное - один раз и на всю службу! Отступление от него всегда и везде чревато пагубными последствиями, впрочем, так же, как и «прилипание» государственных казначейских билетов к твоим рукам.

Считалось, что если до конца года деньги по какой-нибудь статье сметы не израсходуешь, либо, не дай бог, сдашь в доход бюджета, то на следующий год их обязательно урежут и выделят в меньших объёмах. В этот, прямо скажем, идиотский принцип свято верили все - от командира и начальников служб до самого начфина. Отсюда проистекали и все беды финансовой деятельности каждой части.

Кстати, это заблуждение, возведённое в принцип, процветало не только в армии, о чём я узнал много позже, но благополучно бытует во всём советском и постсоветском экономическом пространстве до настоящих времён. «Просвещённые» демократы во главе с бывшим министром финансов А.Кудриным закрепили этот принцип в основном финансовом законе России - Бюджетном Кодексе РФ ещё в 1998 году, наплодив в стране целое море разных надзорно-финансовых органов: от налоговиков и казначейств до огромной армии надзорных и контрольно-ревизионных органов разных уровней.

Все эти контрольно-счетные палаты, контрольные управления при президенте, губернаторах и мэрах, управления Росфиннадзора в Москве и регионах, - все они, пытаясь оправдать собственную значимость, яростно обозначают нам с вами своё рвение в поисках нарушителей финансовой дисциплины, хвалятся выявленными миллиардными суммами ущерба, якобы нанесённого бюджету страны.

Но при этом скромно умалчивают, что, во-первых, принципы составления и исполнения бюджета страны в целом и отдельного региона в частности, заложенные в Бюджетном Кодексе, допускают их многочисленные искажения и нарушения.

Во-вторых, реальная юридическая ответственность, заложенная в Кодексе, допускается только в отношении выявленных случаев хищения и нецелевого использования средств, а их суммы в общем объёме озвученных нарушений, как правило, весьма незначительны.

В-третьих, освоение средств по бюджетным сметам бывает часто под угрозой срыва именно из-за того, что реальные деньги поступают потребителям в конце года (как результат плохой работы налоговых органов) и сами надзорные органы вынуждены идти на заведомые финансовые нарушения, загоняя эти деньги на другие нужды либо намеренно пряча их в авансы.

Наконец, в-четвёртых, при всем этом обилии ревизоров в стране, все они действуют абсолютно разрозненно, не согласованно, каждый на своём уровне, закреплённом в том самом, хитро составленном, Кодексе.

Отсутствие согласованности, видимо, очень выгодно всем ветвям исполнительной власти, и, прежде всего самому минфину, а не принятие в течение этих лет Федерального Закона о финансовом контроле выхолащивает сам принцип деятельности контрольных органов. Отсутствие предварительного финансового контроля вынуждает их «бить по хвостам», вызывает безнаказанность и позволяет нечистым на руку дельцам беспрепятственно «распиливать» огромные куски бюджетного «пирога», а потом спокойно уходить от ответственности, скрываясь от возмездия беззубой отечественной Фемиды за рубежом либо за родственными связями.

Это лирическое отступление – крик души человека, более 35 лет непосредственно связанного с финансовой и контрольной деятельностью разного уровня: от обычной воинской части до минфиновских высот, на практике сталкивавшегося с тем, что обычно скрыто от взгляда простого обывателя.

Возвращаясь к финансовым бедам конца года, с содроганием вспоминаю, как я каждодневно засиживался за рабочим столом допоздна, а иногда и до утра, мучительно постигая многочисленные документы, инструкции, положения, наставления и т.д. Очень сложным, в моём понимании, было положение о денежном довольствии – основной финансовой науке, которой в совершенстве должен владеть начфин, о составлении финансовой отчётности, а главное, о полном расходовании выделенных средств.

И в самом конце года я стал в спешном порядке вызывать начальников служб батальона, у кого оставались неизрасходованными денежные средства, и выдавать им эти деньги под отчёт. Но все сложности оказались впереди. После новогодних праздников меня ожидала ещё большая проблема – добиться от них авансовых отчётов об израсходовании выданных сумм. Без этого я не мог завершить закрытие бюджетного года.

А они всё тянули с этим. Особенно в этом преуспел зам.по тылу майор Налимов, нахватав кучу денег в конце декабря и не спешивший отчитываться. Он полностью оправдывал свою фамилию: грузный, краснолицый («кровь с коньяком»), шумный, многословный и изворотливый, что твой налим. За его словесной эквилибристикой скрывалось явное нежелание напрягать себя в подтверждении расходов полученных денег, и под надуманными предлогами оттягивались сроки их представления.

Я был в отчаянии. У меня не было никакого опыта в том, чтобы заставить их всех отчитаться. И тут мне на выручку пришёл инспектор-ревизор армии (а наш батальон был армейского подчинения), серьёзный и деловой, умудрённый жизненным и служебным опытом, майор Глушков.

Я вспоминаю с большим теплом и уважением моего первого учителя: это именно он вытащил меня из этого финансового «болота». Он, быстро разобравшись в сложившейся обстановке, вместе со мной зашёл к командиру батальона, доложил ему суть проблемы и потребовал отдать приказание своим подчинённым немедленно отчитаться. При этом намекнул, что оставляет за собой применение данного ему права: задержать выплату денежного довольствия этим нерадивым офицерам.

Это возымело своё действие: все отчёты моментально легли мне на стол. А с майором Налимовым у Глушкова состоялся отдельный нелицеприятный разговор, результатом которого стало кардинальное изменение отношения нашего главного тыловика ко мне и моим требованиям.

Глушков появился у меня и несколько позже, на стадии составления мной самого годового отчёта. Он проверил всю отчётность, внёс изменения там, где были явные ошибки, объяснил все особенности и нюансы, согласованность всех цифр. Это был наглядный урок, давший мне многое для понимания важности моей профессии.

Это он настоятельно предложил мне в конце года повысить свою квалификацию, направив меня в октябре 1975 года на четырёхмесячные курсы в Москву. Я благодарен ему за то, что он подставил своё надёжное плечо в трудные для меня времена вхождения в сложную профессию военного финансиста и не дал разочароваться в ней, что часто встречалось на практике в среде молодых финансистов.

Он, ко всему прочему, был руководителем учебной группы финансистов кишинёвского гарнизона, где мы регулярно повышали знания в своей профессии. На занятиях часто выступал и сам начальник финансового отдела армии полковник Южаков – высокий, худой, измождённого вида и убелённый сединами, старый (как нам всем казалось) офицер. Нам было почему-то немного страшновато от его нарочитой отрешённости и погруженности в какие-то свои заботы, явно далёкие от наших.

Продолжение следует.

20 сентября Военному финансово-экономическому университету исполнилось бы 70 лет. К сожалению, его уже нет. Он попал под беспощадные реформы, накрывшие Вооруженные Силы в 2000-е. А ведь опыт подготовки военных финансистов был накоплен уникальный. Он не утратил значения в наши дни, как, впрочем, актуальна и полная ярких страниц рождения и жизни этого учебного заведения.


После Великой Отечественной остро встала задача подготовки финансово-экономических кадров для Вооруженных Сил, особенно руководящего состава. По предложению начальника Финуправления военного ведомства генерала Якова Хотенко при поддержке руководства Минфина 20 сентября 1947 года заместитель министра ВС СССР Маршал Советского Союза Александр Василевский и министр высшего образования Сергей Кафтанов подписали совместный приказ об организации Военного факультета при Московском финансовом институте.

Первопроходцы

В июле 1948-го начальником факультета назначили опытного финансиста генерал-майора Сергея Спиридонова. Участник Гражданской и Великой Отечественной, он стал первым из плеяды руководителей-фронтовиков, вложивших военный опыт в организацию учебного процесса.

В штат факультета вошли управление, четыре курса слушателей, три кафедры и подразделения обслуживания. В 1949-м добавились курсы усовершенствования офицерского состава, а в 1950-м – специальное отделение по подготовке военнослужащих иностранных армий и адъюнктура. К 1960 году сложилась стройная система обучения военных финансистов.

В период с 1955 по 1963-й ученые кафедр издали ряд монографий, выпустили шесть сборников научных записок. В этих трудах нашли отражение вопросы теории и практики финансов ВС СССР, денежного обеспечения войск. В развитие науки о финансах Вооруженных Сил значительный вклад внесли Б. Ривкин, Н. Верба, Б. Кин, Н. Грицынин, И. Лахметкин, В. Подыряка, Б. Савченко, В. Щербак, Ю. Чернов, В. Тиванов, Г. Королев и другие.

В январе 1963 года при кафедре финансов ВС образованы две научно-исследовательские лаборатории – «Автоматизации» и «Проблем финансовой службы». Их деятельность способствовала усилению режима экономии в использовании государственных средств в армии и на флоте, повышению качества финконтроля, борьбе с утратами материальных ценностей и денежных средств.

Характерной особенностью развития факультета в 1963–1972 годах стало повышение уровня военно-экономической подготовки слушателей. Введены новые дисциплины, разработаны курсы по изучению экономики, организации и планированию промпроизводства и капстроительства в МО СССР, анализа хозяйственной деятельности предприятий и строительных организаций.

В 1967 году на факультете приступили к подготовке офицеров руководящего состава в системе полевых учреждений Госбанка СССР для обеспечения финансирования новых видов Вооруженных Сил, прежде всего РВСН.

Профессорско-преподавательский состав принимал активное участие в подготовке к внедрению в войска с 1 января 1970 года системы годового финансового планирования, а также применению обезличенного финансирования, позволившего командирам направлять денежные средства на решение первоочередных задач. Этот шаг, поддержанный Минфином, был революционным для того времени. Примечательно, что в бюджетной сфере страны к такому финансированию перешли только в ХХI веке.

Логическим завершением проводившейся перестройки учебного процесса с уклоном на экономику явилось создание в 1971 году самостоятельной кафедры военно-экономических дисциплин, первым начальником которой стал полковник А. Гришин.

Противостояние и соперничество между блоком НАТО и Варшавским договором сопровождалось разработкой, производством и принятием на вооружение все более сложных комплексов и систем. Это приводило к усилению связей экономики ВС с оборонно-промышленным комплексом, росту военных расходов. Для их оптимизации было принято решение о повышении квалификации руководящего состава военных представительств (ВП): создается кафедра экономики и организации производства оборонных отраслей промышленности, руководителем назначается полковник-инженер В. Жихарев. В первый состав были отобраны ведущие в стране специалисты, ученые, инженеры-практики, финансисты-экономисты. С октября 1974-го на кафедре приступили к обучению офицеров ВП, а в дальнейшем и заказывающих управлений, НИО, промышленных предприятий и организаций Минобороны.

В 1976 году на факультете уже готовили специалистов с высшим военным образованием. Выпускники получили возможность изучать экономический анализ театров военных действий, выбор рациональных вариантов обеспечения потребностей войск. Основные усилия направлялись на практическую сторону обучения и достижение логической связи между учебными процессами Ярославского высшего военно-финансового училища имени генерала А. В. Хрулева и военным факультетом, создание стройной системы подготовки специалистов финслужбы с высшим военным образованием.

Военно-специальная подготовка стала обеспечиваться двумя группами дисциплин: финансовых и экономических, количество которых значительно возросло. В 1979 году состоялся первый выпуск офицеров с высшим военным образованием, которые почти полностью были направлены в центральные органы ВС. А с 1981-го высшее военное образование стали получать выпускники отделения заочного обучения.
Приход в войска таких специалистов сопровождался расширением прав распорядителей кредитов всех степеней в использовании бюджетных средств. В армии и на флоте стали внедряться нормативы расходов, остатки разрешалось использовать в следующем году. Это приводило к значительной экономии бюджета Министерства обороны.

Финансовая стража

При создании Вооруженных Сил новой России и сокращении их численности появились предложения о подготовке военных финансистов в гражданских университетах, хотя такие попытки отвергла сама жизнь еще в 20-е годы прошлого века. Исходили они, как правило, от некоторых реформаторов, которым, видимо, было непонятно, что Вооруженные Силы – специфический государственный организм, предназначенный для обеспечения безопасности страны. А Военный факультет всегда готовил кадры для организации финансового обеспечения войск и сил флота не только в условиях их реальной дислокации, но и применения, а при необходимости и личного участия в боевых действиях, где использование гражданских специалистов фактически невозможно.

В эпоху «приватизации», а попросту – растаскивания государственного, в том числе армейского имущества Военный финансово-экономический факультет оказался лакомым куском для некоторых представителей новой российской элиты, которым вопросы подготовки специалистов такого профиля были чужды, их интересовали личные корыстные цели. От попыток завладения имуществом под видом различных надуманных реорганизаций сотрудники Военного факультета отбивались неоднократно.

При реформировании системы военного образования в соответствии с Указом президента РФ от 13 октября 1998 года был создан Военный финансово-экономический университет в составе Военного финансово-экономического факультета и Ярославского высшего военного финансового училища на правах филиала. Это решение имело целью создать многоуровневый учебно-научный комплекс, сформировать единый системный подход к подготовке кадров финансово-экономической службы. Такое объединение положило начало одному из самых продуктивных периодов деятельности. За короткий период произошли серьезные изменения в образовательном процессе. Внедрены новые технологии, повысилось качество научных работ, выросли квалификация и потенциал преподавательского состава, что положительно сказалось на профессиональном уровне выпускников.

Одной из основных оставалась кафедра финансов и управления банковской деятельностью в ВС. Ее представителей привлекали к проведению занятий даже в других вузах. В Академии Генерального штаба ежегодно читались лекции по проблемам оборонного бюджета. Здесь были подготовлены учебники и монографии, десятки пособий, защищено более 70 диссертаций, выполнялись различные НИР и оперативные задания.

Еще в 1977 году из кафедры финансов ВС РФ для усиления практической направленности обучения слушателей выделилась кафедра управления финансово-экономической деятельностью и контроля (организации финансовой службы и контроля), первым начальником которой назначен полковник Ю. Чернов. На ней преподавали дисциплины прикладного характера – готовили слушателей к работе руководителями финансовой службы соединений и структурных подразделений окружного и армейского звена. Под руководством финансовой инспекции ЦФУ МО РФ здесь был подготовлен первый учебник по финансовому контролю.

Уникальной в своем роде явилась и кафедра управления экономикой и учетно-аналитической деятельностью в ВС РФ (экономики Вооруженных Сил), которая, будучи сравнительно молодой, под руководством первого начальника доктора технических наук профессора Г. Жукова ярко заявила о себе. Здесь издан первый в стране учебник по военно-экономическому анализу, который сразу стал пользоваться высоким спросом как в вузах, так и в научно-исследовательских учреждениях Минобороны. Впервые появились дисциплины: военно-экономический анализ, военно-финансовая информатика. С 2000-го по решению министра обороны здесь готовят инженеров-экономистов ВП с высшим военным образованием. Ее выпускники 2002–2006 годов оказали значительное влияние на развитие промышленности и нынешнее состояние системы управления государственным оборонным заказом. До настоящего времени учебник «Цены и ценообразование», изданный кафедрой в 1985-м, является единственным в стране.

В развитие научных основ военной экономики много труда вложили ученые университета: Р. Фармазян, А. Пожаров, Н. Абросимов, С. Ермаков, В. Жихарев, Г. Жуков, С. Викулов и др.

Университет в эти годы стал интеллектуальным центром ключевых компетенций по планированию и финансированию ГОЗ, экономике НИОКР, управлению ценообразованием продукции оборонного назначения, учету и анализу затрат, управлению интеллектуальной собственностью. Все эти важнейшие направления изучались на кафедре.

Сегодня же накопившиеся за последние десять лет проблемы в перечисленных выше областях деятельности могут представлять собой очень серьезную угрозу при реализации ГОЗ 2017–2019 годов. Но готовить профильных специалистов некому и негде.

Поучительный пример: для усиления НИР в области экономики и финансов Вооруженных Сил в университете под руководством полковника А. Батьковского работал научно-исследовательский центр военно-экономических обоснований. В нем выполнено около 50 научно-исследовательских работ, более 170 оперативных заданий, подготовлено восемь монографий и методических пособий по широкому спектру финансово-экономических проблем. Начали регулярно выпускать научный журнал «Вестник Военного финансово-экономического университета», в котором публиковались статьи по наиболее злободневным вопросам экономики и финансов.

В 2002 году построен музей, оснащенный передовыми технологиями хранения и демонстрации исторических информационных и архивных материалов. Здесь проводились плановые занятия со слушателями, экскурсии для семей военнослужащих, студентов гражданских вузов и школьников, отмечались знаменательные даты и Дни воинской славы России. Музей и труд «Военная финансово-экономическая служба России» были отмечены Государственной премией Российской Федерации имени Маршала Советского Союза Жукова.

Коллектив Военного финансово-экономического факультета всегда шел в ногу со временем. Выполнял задачи финансовой службы исходя из геополитической обстановки, готовил и воспитывал преданных интересам дела офицеров. За годы работы для Министерства обороны, внутренних войск, Федеральной пограничной службы, других силовых ведомств выпущены около 7500 военных специалистов, прошли переподготовку и повышение квалификации более 10 тысяч офицеров.

Объективной оценкой работы стала его аккредитация. По итогам проведенной Министерством образования и науки в 2005 году внешней экспертизы Военный финансово-экономический университет оказался в числе лучших 10 процентов вузов России (включая гражданские) по всем основным показателям. Выпускники успешно выполняли задачи по финансовому обеспечению советских войск, временно дислоцированных в Германии, Польше, Румынии, Венгрии, Чехословакии, на Кубе, в других регионах. Многие приняли участие в боевых действиях и миротворческих операциях в Египте, Сирии, Афганистане, Чеченской Республике, Югославии, Абхазии, Приднестровье. Нередко на службе в горячих точках им приходилось вступать в вооруженные столкновения, защищая финансы, другие ценности от захвата боевиками. Выполнять наряду с профессиональными обязанностями задачи по сопровождению и охране войсковых колонн, принимать вместе с другими военнослужащими личное участие в боевых действиях, проявляя при этом мужество и героизм. За руководство финансовым обеспечением боевых операций в Дагестане и Чечне орденом «За военные заслуги» награждены генерал-лейтенант В. Заставнюк, полковники Е. Полуничев и Ю. Ефимов. Полковник Ефимов, кроме того, отмечен и орденом Мужества. За ратный труд удостоены наград участники боевых действий: А. Ульянчук, И. Семенихин, В. Кириллов, Б. Белоцерковский, О. Беленко, А. Борисов и многие другие.

Нередко выполняя задачи в горячих точках, выпускникам приходилось организовывать социальное обеспечение мирного населения, участвовать в стабилизации финансово-экономической системы регионов. Яркий пример: в 2014 году после госпереворота на Украине, организованного в Крыму экономического террора, блокады банковской и казначейской систем, лишения населения средств к существованию финансовая служба Черноморского флота смогла оперативно и по-боевому провести, без преувеличения сказать, спасательную финансово-экономическую операцию. В итоге для флота и государства сохранено более двух миллиардов рублей, находившихся на счетах Банка Украины, скрытно собраны из гарнизонов сотни миллионов гривен и конвертированы в рубли. Вместе с офицерами полевых отделений банка с материка завезено огромное количество наличных денег для Пенсионного фонда, «Почты России», кредитно-финансовых и других организаций Крыма. При невозможности выплаты денежного довольствия и заработной платы в безналичном порядке по пластиковым картам они при значительном росте численности флота своевременно выдавались наличными. Благодаря в первую очередь офицерам финансовой службы удалось довести до работоспособного состояния в кратчайшие сроки зарплатный проект через новое обслуживающее банковское учреждение. Все это в значительной мере способствовало экономической стабилизации Крыма и социальной защите его населения.

Есть кем гордиться

Среди наших выпускников – 124 генерала, 27 докторов наук и профессоров, три заслуженных деятеля науки Российской Федерации, семь лауреатов Государственной премии им. Маршала Советского Союза Жукова, 59 заслуженных экономистов РФ, 13 офицеров, награжденных знаком «За отличные успехи в работе в области высшего образования СССР», три почетных работника высшего профессионального образования страны.

Жизнь показала, что выпускники университета очень востребованы и после увольнения с военной службы. Они занимали и занимают достойные должности в администрации и Контрольном управлении президента, правительствах России и Москвы, Счетной палате, Министерстве экономики и финансов, других органах власти. Выпускник университета 2005 года, золотой медалист полковник запаса Д. Аристов сегодня на посту директора Федеральной службы судебных приставов. Выпускник 2002-го полковник запаса С. Емельянов – директор Департамента авиационной промышленности Минпромторга. Должность первого заместителя руководителя Департамента финансов Москвы, начальника городского казначейства занимает полковник запаса Е. Меньшов. Финансово-экономическими органами Департаментов здравоохранения и образования Москвы руководят полковники запаса В. Павлов и О. Яковлев. В Контрольном управлении президента ранее проходили государственную службу офицеры С. Аверичев и Ю. Федоров. Успешно трудятся здесь сегодня военные финансисты А. Матюнин, А. Скобелев, И. Ощипков и П. Ромашкан. В Департаменте контроля за оборонными расходами Счетной палаты России, который возглавлял аудитор А. Пискунов, более 85 процентов инспекторского состава являлись выпускниками университета. Многие стали крупными руководителями в банковской системе государства. Так, начальником Дальневосточного Главного управления Банка России является С. Белов, первым заместителем начальника Главного управления Банка России по ЦФО – В. Кныш. Департамент полевых учреждений Банка России возглавляет О. Беленко. Управляющий отделением Белгород Главного управления Банка России по ЦФО – А. Беленко. Наши выпускники руководят почти всеми финансовыми органами Вооруженных Сил государств постсоветского пространства. Многие остаются верными избранному пути, продолжая трудиться в оборонных структурах государства, ОПК, возглавляя НИИ, заводы, финансовые департаменты, управления ценообразования.

С огромным уважением и гордостью мы сегодня вспоминаем начальников Военного факультета – участников Великой Отечественной войны, генералов Н. Найденова, В. Кришкевича, И. Рыжкова, В. Селиха, В. Бурса, В. Семеникова, М. Полищука, которые внесли значительный вклад в развитие и совершенствование деятельности учебного заведения, подготовку достойных кадров для финансовой службы.

Об авторитете Военного университета и военного училища свидетельствуют посещения их президентом страны, дважды – председателями правительства России и министром обороны. Такого внимания и чести не были удостоены и более элитные учебные заведения.

К большому сожалению, в 2009 и 2010 годах Военная финансово-экономическая академия в Ярославле и Военный финансово-экономический институт, повторим, были расформированы. Этот шаг многими ветеранами армии и флота, особенно выпускниками университета, расценен как антигосударственный, направленный на подрыв экономики и боевой готовности Вооруженных Сил, обороноспособности страны. Думается, нынешнее руководство двух Министерств – обороны и финансов придет к выводу о том, что без такого уникального учебного заведения эффективно решать вопросы использования бюджетных средств на оборону страны невозможно.

Всех, кому дорог Военный финансово-экономический университет (Военный финансово-экономический факультет при МФИ), поздравляю с праздником, желаю здоровья, благополучия и успехов в жизни. Убежден, что проделанной работой на благо Вооруженных Сил мы вправе гордиться.