Биографии Характеристики Анализ

Фрагмент урока на тему род имен существительных. Род имен существительных план-конспект урока (3 класс) на тему

Урок русского языка в 3 классе

Тема урока: Род имён существительных (2-ой урок-закрепление)
Цель урока:
- расширить представления об имени существительном, об определении рода имён существительных, познакомить с осбенностями определения рода некоторых имён существительных
Задачи:
- обогащать словарный запас учащихся;
- развивать связную речь, орфографическую зоркость;
- воспитывать интерес к учению, любовь к природе.

Межпредметные связи: белорусский язык,человек и мир, литературное чтение.

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие друг друга, гостей.

2. Проверка домашнего задания (взаимопроверка в парах)
-Поднимите руки, кто нашёл в тетради соседа ошибки?

Как изменяются имена существительные? (по числам, по родам)
-Какие слова –помощники помогают нам опрелелить род существительных?
-Какое стихотворение королевы из сказки прошлого урока.
Женский род запомню я
И скажу: “Она - моя”.
И запомню род мужской
И опять скажу: “Он - мой”.
Средний род:”Оно - моё”.
Это правило - моё! (твоё)

3. Сообщение темы и цели урока. (на доске)
4. Орфографическая разминка. Чистописание
- Чтобы узнать, какую бкву мы будем писать сегодня на минутке чистописания, мы должны отгадать слова и правильно их записать.
*Мебель для сна, на которую кладут матрац и постельные принадлежности (КРОВАТЬ)
*Утренняя еда, еда до обеда (ЗАВТРАК)
*Городская электрическая дорога, обычно под замлёй (МЕТРО)
*Дерево с оранжево-красными плодами- еда для снегирей (РЯБИНА)
*Огородное растение с продолговато-зелёным плодом (ОГУРЕЦ)
*Плетёное изделие для хранения, упаковки, переноски вещей (КОРЗИНА)
-Что общего у этих слов? (словарные)
-Посмотрите внимательно на все слова и найдите согласную букву, которая встречается во всех этих словах? (р)
Рр ря ру ри ры тростник деревья дорожка рыжик
-Объясните орфограммы в словах.
-С каким новым словарным словом познакомились на прошлом уроке? (неделя- придумать предложения с этим словом) Сколько дней в неделе? (7)
5. Ход урока:
- А чего в жизни бывает 3- по количеству видов рода?(по сказкам, 3 месяца в каждой поре года и т.д.)

3 этапа урока: МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ (открываем на доске плакаты природы с названиями месяцев по очереди)
1) МАРТ (как звучит название месяца на белорусском языке, немного описать природные изменения) Повторение пройденного. На доске- картинки с названиями предметов. Распределить их по группам (определить род)
Проблема:
На доске написаны ещё некоторые слова (или под диктовку)-кенгуру, шампунь, кофе, какао.

Это существительные? Докажите.
– Определите род этого существительного. (Задание, на которое не могут дать ответ.)
– Почему затрудняетесь ответить на вопрос? (Не знаем такого окончания, не можем использовать подсказку: он, она.)
------- Поиск решения.
Такие слова называются заимствованными. Они неизменяемые(не изменяется окончание) Эти слова несут национальный колорит (окраску): кенгуру живёт только в Австралии, кофе выращивают в Бразилии, а какао – в тропических лесах Америки. Понаблюдаем, как они сочетаются с другими словами (Может быть, в них можно найти подсказку?)
– Какие окончания у слов-помощников?
– Какой род?
– Какие слова нужно добавить, чтобы было понятно, какого рода эти существительные? (Нужно добавить имена прилагательные: большого кенгуру, крепкий кофе, сладкое какао, новый шампунь.) Рекомендуем записать и правильно использовать в речи: мыть голову (чем?) шампунем.
– Что предлагается вам в задании в отношении этих слов? (Запомнить род этих существительных.)
2) АПРЕЛЬ Открываем следующий месяц весны. Какой праздник празднуем сегодня? (Всемирный день здоровья)

6. Физкультминутка
Приготовьте свои ладони. Ученики будут приседать, если услышат существительное женского рода. Подниматься на носочки – существительные мужского рода. Будут хлопать, если услышат существительные среднего рода. Будьте внимательны!
(Ягода, улей, болото, озеро, белка, сахар, дождь, календарь, молоко, чайка, радуга, лето, огонь, полотенце, весна)
Проблема: Учитель называет существительные:
староста, плакса, умница, забияка, соня.
Куда их отнесём? Это существительные общего рода. Род их можно определить только в предложении по слову, которое к ним относится. Приведите примеры.

7. Работа с учебником. Упр. 170 (2 ученика -к доске, по 3 словосочетания, 1 –за доской- разбирает 3 выделенных слова по составу)
-Давайте вспомним, какого рода эти существительные в белорусском языке. Делаем вывод (нужно запомнить, как и написание заимствованных слов)
3) МАЙ (как звучит название на белорусском, выводы, описание природы)
Беседа о дружбе, взаимопомощи.
8.Задания по группам(на время-5 минут)
-Молодцы, все справились. Проверка, анализ заданий.

9. Игра «Найди ошибки» (на доске)
10. Итоги урока, рефлексия.
Чему сегодня учились на уроке?
Как доказать, что существительное среднего, женского, мужского рода?
А как определить род, если существительное пришло из другого языка; общего рода; стоит во множественном числе?
Кто доволен своей работой сегодня?

11. Домашнее задание (3 разных задания- вытягивают на листочках (в виде листика с дерева) ***упр.172
***упр.173
***записать по 2 слова –существительных каждого рода
(мужского, женского, среднего)
Задания по группам.

Карточка 1
Даны имена существительные. В каждой группе зачеркните 1 лишнее. В остальных сверху определить род.

Тетрадь, журнал, блокнот, ручка.

Племянник, сестра, школьник, мачеха.

Шкаф, ковёр, диван, полка.

Карточка 2
-Вместо точек вставьте названия животных. Определите их род.

Голоден как… Хитёр как… Труслив как… Грязный как… Здоров

Как… Надут как … Нем как… Болтлив как …

Карточка 3
-Найди слово, в котором не та буква. Напиши, какое слово должно быть в пословице, определи род.
Ус хорошо, а два лучше. Голод – не щётка. Один в золе не воин.

Трус своей лени боится. Жди у горя погоды. Полк в овечьей шкуре.

Трус кормит, а лень портит. Терпение и

Пруд всё перетрут. Не зная броду, не суйся в моду.

Карточка 4.
Вставить пропущенные буквы, определить род существительных.
ар_мат вет_р л_мон

Л_пата орф_грамма б_рёза

С_ребро ябл_ко прав_ло

Т_мат юн_ша ш_ссе

М_шина к_лендарь ч_рёмуха

Конспект урока

по русского языка для 2 класса

на тему:

«Род имён существительных.

Определение рода имён существительных»

Планируемые результаты урока: учащиеся научатся приводить примеры существительных женского, среднего и мужского рода, определять род существительных с использованием личных местоимений.

Метапредметные УУД:

познавательные

- уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Уметь осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;

регулятивные

Ставить цели, ориентированные на понимание учащимися содержания направления учебной работы на уроке и ожидаемых результатов – целеполагание;

Уметь оценивать выполнение действий по заданным внешним и внутренним критериям, вносить необходимые коррективы, уточнения;

коммуникативные

Работать с учителем;

Активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания;

Работать в группе.

Личностные УУД:

Осваивать новую социальную роль «Я - ученик»;

Предоставить учащимся самостоятельность в решении учебных задач;

Создавать ситуацию формирования опыта сотрудничества со взрослым.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки с именами существительными, модель человека, клей-карандаш, цветные кружочки.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приёмы

Самоопределение к деятельности.

С добрым утром!
Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроке не скучать,
А работать и читать!

Начинаем наш урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!

Каждый выполняет пожелания учителя.

Работа в парах.

Презентация.

Актуализация знаний

Внимание, девочки!

Внимание, мальчики!

Приготовьте ваши ручки,

Разомните пальчики.

Итак, откройте свои тетради и аккуратно, каллиграфическим почерком, красиво запишите:

Двадцать шестое января

Классная работа.

На доске запись:

Не стыдно не знать, стыдно не учиться

Ребята, как вы понимаете данное высказывание? Вы с ним согласны?

Сегодняшний урок предлагаю провести под девизом: интересно всё то, что неизвестно. Русский язык богат тайнами. Сегодня на уроке каждый из вас должен провести своё исследование и сделать своё открытие.

Словарная работа

Я предлагаю вам очень интересное задание: я буду загадывать загадки, а отгадки вы будете записывать в свою тетрадь в строчку через запятую.

Вспомним: первое слово пишется с заглавной буквы.

Маленькие домики

По улицам бегут,

Мальчиков и девочек

Домики везут. (а втобус)

Я мчусь, держусь за провода,

Не заблужусь я никогда (тролл ейбус)

В жёлтом море корабль плывёт.

Он идёт, волну сечёт,

Из трубы зерно течёт. (ко мбайн)

Овсом не кормят,

Кнутом не гонят,

А как пашет –

Семь плугов тащит. (тра ктор)

Ни пера, ни крыла,

А быстрее орла.

Только выпустит хвост –

Понесётся до звёзд. (ра кета)

Ребята, что объединяет эти слова?

(они отвечают на вопрос что?)

Что они обозначают?

(обозначают предметы, неодушевлённые, нарицательные, стоят в ед.ч.)

Какой частью речи они являются?

Что такое имя существительное?

Ребята, запомните правописание данных слов, это словарные слова. Давайте выделим орфограммы в словах.

Актуализация знаний.

У нас на уроке сегодня присутствует кот Леопольд, который будет путешествовать с нами весь урок и помогать вам узнавать новое.

Он предлагает интересное задание: у вас на столах лежат карточки с заданиями, необходимо записать эти слова, исключив лишнее слово.

1 группа - мама, девочка, погода, кофта, летит.

2 группа – папа, красивый, мальчик, дядя, свитер.

3 группа – крыло, яркое, солнце, веселье, колесо.

Ребята, а какие же слова можно употреблять в речи вместо существительных? Эти слова указывают на них, но не называют (МЕСТОИМЕНИЯ – они наши помощники сегодня на уроке – ОН, МОЙ, ОНА, МОЯ, ОНО, МОЁ.)

Ребята, дайте продолжим работу с этими же словами. Я предлагаю придумать предложение с одним из данных слов, записать его в тетрадь и подчеркнуть грамматическую основу. Что является грамматической основой?

Например:

Мама пошла лес.

2 группа-

Папа строил дом.

3 группа-

Солнце светит ярко.

А теперь попробуем заменить подлежащее, выраженное существительным местоимением.

Например:

Она пошла лес.

2 группа-

Он строил дом.

3 группа-

Оно светит ярко

Как же определить женский род, мужской или средний? (Заменить местоимением)

Ребята, какие местоимения помогут нам в этом? (он, она, оно)

Дети разбиты на 3 группы.

Осуществляют анализ материала.

Групповая работа, презентация,

Элементы игра «Найди лишнее».

Постановка учебной задачи.

Есть ли отличие у существительных первой группы, второй и третьей?

Какое? (у них разные рода)

О чём же будем говорить сегодня на уроке?

Правильно, мы узнаем новый грамматический признак имени существительного – род.

Сформулируйте тему нашего урока:

«Род имен существительных»

Итак, ребята, какую задачу мы должны поставить перед собой?

(задачи урока – понять, что такое род существительных, научиться определять род имён существительных, выявить признаки каждого рода).

Итак, мы научимся распознавать род имени существительного .

Но чтобы вы лучше разобрались с темой нашего урока, я хочу вас познакомить с одной очень интересной сказкой.

В одном королевстве жили имена существительные. Сначала имена сущ. были очень и очень похожи, что сама королева их путала. И вот королева издаёт указ: «Кто придумает для моих слуг-существительных знаки различия, тот будет награжден.
А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали они указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но сначала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они слова, делили. Да так и не разделили их до конца.
Пришла королева и сказала:
- Пусть те слова, которые забрал себе муж, будут мужского рода (туда попали слова: муж, брат, дядя, стол и др.)
Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода (туда попали слова: жена, дочь, мама, весна и др.) А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода (туда попали слова: окно, солнце, небо и др.)»
С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия имен существительных.

Анализируют, опираясь на собственный опыт, знания.

Беседа с подводящая к теме.

«Открытие нового знания».

(8 минут)

Стихотворение:

Женский род запомню я

И скажу: «Она - моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он – мой».

Средний род: «Оно – моё».

Это правило твоё.

Русский язык-это целая наука. И практические знания должны опираться на науку. Поэтому давайте прочитаем правило на стр. 25

Самостоятельная работа, анализ и синтез, развитие речи.

Работа с учебником.

Групповая работа, диалог, подводящий к открытию знания.

Первичное закрепление

Стр. 25 упр.39.(определение рода сущ.)

1 ученик записывает слова жен. рода (волна, тетя, земля, девочка, метель)

2 ученик записывает слова муж. рода (дядя, стол, дедушка, мальчик, диван)

3 ученик записывает слова ср. рода (гнездо, море, пальто, солнце, платье)

Итак, в какие три группы мы распределили слова? А как мы определили, к какой именно группе относятся слова? Какой вопрос мы задаем, что бы определить род?

Стр. 26 упр.40 (выделение окончаний сущ.)

Вывод: чтение материала об окончаниях на стр. 26.

Дети выходят к доске, определяют род существительных.

Работа у доски, комментированное письмо.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

На слайде записаны существительные. Распределите их по родам в три столбика.

Сверяем свои ответы с ответами Леопольда.

Поднимите руки:

Кто выполнил правильно все задания?

Кто допустил 1-2 ошибки?

Самостоятельно выполняют задание, находят ошибки.

презентация, самооценка.

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Ребята, вот еще одно задание.

Прочитайте народные мудрости, объясните их смысл. Напишите предложения. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.

Мир освещается со…нцем .

Дружба – великая сила.

Делать д…бро спеши.

Подчеркнем имена сущ., попробуем определить род.

Мир - муж. р.

Солнце – ср. р.

Дружба - жен. р.

Сила – жен. р.

Добро - ср. р.

Какого рода бывают имена существительные?

Как определить род имен существительных?

Давайте вспомним секрет запоминания родов:

Женский род - запомню я

И скажу: “она моя”.

И запомню род мужской,

И опять скажу: “он мой”.

Средний род: “оно моё”

Это правило моё!

Выполнение упр. 41 (устно определение рода сущ.) Письменно на доске морфемный разбор слов

Оленька, полюшко.

Дети коллективно объясняют смысл пословиц, находят существительные, определяют род и думают к какому шифру относится предложение. Записывают в тетрадь, помогая друг другу в написании букв.

Проверяем написание, проговаривая орфограммы.

Морфемный разбор слов у доски

Фронтальная работа, комментированное письмо, анализ материала

Рефлексия деятельности.

Вернёмся к началу урока:

Какую тему урока мы сформировали в начале?

Каковы были задачи нашего урока?

А выполнили ли мы с вами эти задачи?

Что нового узнали на уроке?

А какое задание вам понравилось больше всего?

У каждого из вас есть смайлик, я попрошу вас дорисовать его, изобразив ваше настроение на данный момент (улыбка, равнодушие или грусть).

Ответы детей.

Задание на дом.

Стр.26 №42, правила на стр. 25-26

Озвучиваю оценки за урок.

Мне было приятно с вами работать. Вы большие молодцы. Активные и умные ребята! Желаю вам успехов!

Записываем задание в дневник.

Физкультминутка для глаз (с котом Леопольдом).

Открытый урок в3 классе по теме:

«Род имён существительных»

Открытие новых знаний.

Цели и задачи урока:

· познакомить с понятием рода имён существительных; научить его определять путём подстановки личного и притяжательного местоимения;

· развивать умение группировать слова по определённым признакам;

· развивать и обогащать речь учащихся;

· развивать интеллектуальные и коммуникативные навыки;

· воспитывать любовь к родному языку.

1. Оргмомент и запись числа.

2. Чистописание.

Отгадайте букву, которая «заблудилась»

Дрова пололи на дворе.

Остались щепки на траве.

(дети: буква к )

О каких особенностях начертания буквы нужно помнить?

(дети: высота буквы, наклон, правильное закругление элементов)

Запишите пары букв, самую красивую и правильную подчеркните.

Прочитайте запись на доске. Купить ката вмежке

Что заметили? Исправим ошибки.

Сколько букв «к» встретилось здесь?

(дети: 3)

Купитькота в мешке.

Что это?

(дети: фразеологизм)

Отыщите значение фразеологизма в словаре. (Пара детей работает со словарём.) Кто быстрее найдёт.

Кто может объяснить смысл фразеологизма?

(дети:)

(слайд 1 иллюстрация к фразеологизму)

Проверим наши предположения, послушав статью во фразеологическом словаре.

(Дети зачитывают объяснение.)

Приведите примеры ситуаций, когда в речи можно употребить это выражение

(дети:)

Запишите и запомните этот фразеологизм.

Назовите существительные в этой фразе.

(дети: кот, мешок)

Что такое имя существительное?

Что ещё можно сообщить об этих словах?

(дети: слово кот - одушевлённое, мешок - неодушевлённое, оба слова - нарицательные, стоят в единственном числе)

3. Работа по теме урока.

В русском языке много разных тайн, в том числе и об имени существительном. Наша задача - раскрыть сегодня ещё одну тайну этой части речи.

(слайд 2 анимация имя существительное?)

Определите, куда мы сейчас отправимся?

а) Словарная работа. Гимнастика для глаз.

Не водя рукой по линиям, а лишь следя глазами, определите, какие буквы соответствуют цифрам и прочитайте слово.

(слайд 31234567)

игмназа

(слайд 4 магазин)

Что такое магазин?

Какие бывают магазины?

(дети: продуктовый, хозяйственный, книжный, промтоварный)

Какой частью речи является слово? Докажите.

Что запоминаем в слове?

Запишите слово в тетрадях и запомните его.

б) Подводящий диалог к формулированию новой темы.

Первым на пути зоомагазин. Прочитайте, что здесь продаётся.

(слайд 5 ошейник, собака, хомяк, зерно, змея, колесо)

Что это за слова?

На какие 2 группы их можно разделить?

(слайд 6 одушевлённые -неодушевлённые)

собакаошейник

хомякзерно

змеяколесо

(слайд 7 по количеству слогов2 слога3 слога)

зерноколесо

хомяксобака

змеяошейник

(слайд 8 постановка ударения середина словаконец слова)

ошейникколесо

собаказерно

хомяк

змея

в) Открытие нового знания.

Эти слова я разделила на 3 группы. Прочитайте.

(слайд 9 собакахомякколесо)

змеяошейникзерно

Предположите, по какому признаку я разделила слова?

Мы испытываем затруднение. В чём оно?

(слайд 10 собакахомякколесо)

змеяошейникзерно

оноонаон

А эти слова не помогут определить нам признак деления? Как? Попробуем выйти из затруднения.

(слайд 11 собакахомякколесо)

змеяошейникзерно

онаононо

Может кто-то знает или догадывается, как называется такое деление слов? (Если скажут: по местоимениям, кто прячется за этими местоимениями? О ком так говорят: он, она? Оно? (Если скажут: по родам, то см. дальше)

Какой вывод можно сделать? (местоимения помогают нам разделить слова на 3 группы.)

Давайте сходим в книжный магазин и проверим нашу версию. Совпадут ли ваши выводы с выводами авторов учебника?

Обратимся к учебнику. Страница25.

(Дети читают правило вслух. 4 человека.)

Какие цели поставим перед собой?

(Слайд 12Научиться определять …(род существительных.)

Воспитывать …(уважение к чужому мнению, аккуратность, трудолюбие)

Развивать …(грамотность речи, внимание)

Как поймём, что достигли целей?(Сможем сами определять род.)

Сформулируйте тему урока.

(Слайд13 Тема урока: род имён существительных.)

Как понимаете слово род? С каким словом созвучно? (семья, родня)

Физминутка.

Сейчас идём в магазин спорттоваров. Посмотрим, что там продаётся и отдохнём.

(слайд 14 штанга)

(слайд 15 скакалка)

(слайд 16 бревно)

(слайд 17 мяч)

Определите род слов, который обозначают эти предметы.

По какому алгоритму будем действовать?

(После ответа детей слайд 181.Произнесу слово.

2.Подставлю к нему слова-помощники.

Если подходит он мой- это слово М.р.

Если подходит она моя- это слово Ж.р.

Если подходит оно моё- это слово С.р.)

Для убедительности можно говорить он мой, она моя, оно моё. Купил стул- он мой стал.

(слайд 19 спортинвентарь)

Вернёмся к словарному слову - магазин. Определите, какого оно рода.

г) Закрепление.

Вот мы и узнали с вами, как определить род. Теперь попробуем полученные знания применить на практике. Отправляемся в продуктовый магазин. Не купите кота в мешке!

Разделим страничку тетради на 3 колонки. Подпишем: ж.р.м.р.с.р. 3 человека работают у доски.

Картинный диктант.

(слайд 20 продукты: мясо, молоко, сыр, хлеб, масло, соль, торт, рыба, капуста)

Назовите продукты. Распределите по родам названия этих продуктов.

(слайд21)Проверка по эталону. -У кого так же? Есть ли ошибки? В чём? Давайте исправим.

Припишите ещё по одному названию в каждую колонку.

Проверка: назовите слова женского рода, мужского рода, среднего рода.

д) Самостоятельная работа в группах.

А теперь отправляемся в магазин самообслуживания. Что это значит? (там, где покупатели сами отбирают себе покупки.).

(Слайд22Слова,записанные вразброс.

В..классе………

Итог. Рефлексия.

Мы совершили поход по магазинам.

Как его назвать современнымсловом? (шопинг)

Мы видели много предметов, которые в русском языке называются…

(дети.Существительные)

Подведём итог урока.

(слайд 23 . Я узнал…(что существительные имеют род.)

Я запомнил…(как определить род существительного)

Я смог…(определить род существительного))

Для чего мы изучали род? Где нам пригодится это знание?(чтобы грамотно говорить)

Мы достигли целей урока?

Перед вами 3 картинки.

Если вы хорошо поняли, как распознавать род, поднимите картинку с большим количеством покупок, если не всё было понятно, то поднимите сумку с покупками, а если ничего не поняли, поднимите пустую сумку - значит придётся идти по магазинам ещё раз.

(слайд24)

Д.З.

На выбор:

1.Стр. 25 упр. 39.

2.Выписать из словаря 10 существительных и распределить ихпо родам.

3. Придумать 10 существительных и распределить их по родам.

Спасибо за урок.

Класс: 5

Тип урока: объяснение нового материала.

Цели:

  • Повторить известный учащимся из курса начальной школы материал о роде имён существительных; в ходе анализа языкового материала выявить основные способы определения рода существительных; научиться правильно определять род существительных; проверить умение относить существительные к роду, познакомиться с существительными, имеющими нетипичные окончания; повторить орфограмму "Мягкий знак после шипящего на конце существительного"; проверить умение определять род существительных с мягким знаком на конце.
  • Воспитывать интерес к урокам русского языка, языковое чутьё, усидчивость.
  • Способствовать развитию у учащихся речи, логики мышления, творческих способностей, памяти, внимания.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, диск с презентацией, доска, карточки, тесты, учебники, тетради.

Типы электронных ресурсов:

  • Презентация (Приложение 1)
  • Виртуальные уроки (материалы с сайта http://school-collection.edu.ru)
  • ЦОРы: интерактивные таблицы и задания (материалы с сайта http://school-collection.edu.ru)
  • Тестовые интерактивные задания, созданные в программе «HotPotatoes»

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Разминка. Проверка домашнего задания.

Слово учителя:

– Ребята, начнём наш урок с интеллектуальной разминки и проверки домашнего задания.

– О каких существительных мы с вами говорили на прошлом уроке?

Задания (выполняются параллельно):

1) Написать на доске 3 собственных и 3 нарицательных существительных и дать определение этим существительным (1 чел.)

2) Проверка дом. задания: напишите на доске свою фамилию и объясните её происхождение (2 чел.)

3) Задание для всех: продолжите одно из предложений, данных на слайде, запишите в тетради, составьте схему.

Проверка заданий.

– Определите род имени существительного «туристы». Как вы это сделали? Оказывается, это сделать непросто!

III. Слово учителя о теме и целях урока.

– Запишите в тетрадях тему урока: «Род имён существительных».

Наши цели:

  1. Повторить известный материал о роде существительных.
  2. Выявить основные способы определения рода существительных.
  3. Научиться правильно определять род существительных.

Слайды №3, 4

IV. Виртуальный урок. Часть 1.

– Давайте посмотрим, какие проблемы встают при определении рода существительных, и помогут нам виртуальные ученики. (См. Приложение 2)

Рисунок 1.

Рисунок 2.

Вопросы после просмотра:

– Как же определить род существительных?

– Что нам поможет?

Вывод: грамматический показатель рода – окончание.

V. Работа с интерактивной таблицей. ЦОР (Слайд №6).

Рассмотрим таблицу.

– Существительные с какими окончаниями относятся к мужскому, женскому, среднему роду? Назовите исключения. С нижней частью таблицы мы познакомимся позже.

– Запишите окончания существительных мужского, среднего и женского рода в тетрадь (учитель пишет на доске, ученики в тетради). (См. Приложение 3 )

Рисунок 3.

VI. Интерактивное задание. ЦОР (Слайд №7).

– Определите род имён существительных, распределите слова под лучики. Один ученик работает у компьютера, а остальные записывают слова в тетради в 3 столбика, выделяя окончания. (См. Приложение 4 )

Рисунок 4.

VII. Словарный диктант (на доске и в тетрадях).

Задание: запишите слова под диктовку, определите род имен существительных.

Бандероль, вестибюль, рояль, шампунь, бюллетень и др.

Устно желающие ученики помогают объяснить лексическое значение слов и определить род, все записывают слова в тетрадь.

VIII. Физкультминутка. (Слайд №8)

Рисунок 5.

IX. Работа с тестовым заданием «HotPotatoes» . (См. Приложение 5 )

– Я приготовила для вас ещё 3 трудных слова, определите их род. Определите их лексическое значение. Один ученик работает у доски, остальные записывают в тетради (тюль, вуаль, мозоль).

Определить род слова «мозоль» вам поможет стихотворение:

На Гошкиной ладошке
Проклюнулась мозоль –
Чуть больше хлебной крошки,
Чуть меньше, чем фасоль.
Разволновалась мама:
– К директору пойду!
Пусть завтра же отменят
Уроки по труду.
А между тем у Гошки
Мозоль была от ложки.

Какие слова подсказали род?

Рисунок 6.

X. Работа над упражнением из учебника (упр. 501).

Мы умеем определять род трудных существительных, давайте проверим, как мы умеем использовать их в речи. (Выполнение задания упражнения на доске по цепочке – по одному – и в тетрадях).

– С какой трудностью столкнулись при написании слова «молодёжь»?

– Давайте посмотрим виртуальный урок о том, когда нужно и не нужно ставить Ь на конце существительных.

XI. Виртуальный урок. 3 часть. (Мягкий знак после шипящих на конце существительных).

Вопросы во время просмотра:

– Как звучит правило?

– Что означает и как пишется слово «туш_»?

Рисунок 7.

Рисунок 8.

XII. Работа с тестовым заданием «HotPotatoes» . (См. Приложение 7 )

– Дополним правило, выполнив задание:

Найдите соответствие рода (один ученик у компьютера, все остальные записывают в тетради в 2 столбика – м.р. и ж.р.).

Рисунок 9.

Вопросы после задания:

– Всегда ли на конце существительных ж. р. пишется мягкий знак?

Вывод: Только в сущ. 3 склонения, ед. числа.

XIII. Опрос.

– Расскажите, когда на конце существительных после шипящих пишется и не пишется Ь.

XIV. Самостоятельная работа. Проверка в парах. (Слайд №10).

Давайте теперь проверим ваши знания и умение определять род существительных.

Задание: Расселите существительные по домикам, запишите в тетради в 3 столбика – м.р., ср.р., ж. р.

Рисунок 10.

Взаимопроверка:

– Обменяйтесь в парах тетрадями, проверьте, отмечая карандашом правильные и неправильные ответы, поставьте оценку.

– У кого пятёрки, поднимите руку.

XV. Подготовка к домашнему заданию. Работа с фотографией. (Слайд №10).

Задание: Запишите 5-6 существительных, м., ж., и ср. рода, называющие предметы, изображённые на фотографии.

XVI. Подведение итогов.

– А теперь давайте подведём итоги.

Это мы должны были сделать. Слайды №12, 13.

– А что смогли сделать? (Учащиеся называют, учитель открывает в презентации).

– Продолжите мысль:

  • Род – это…
  • Определить род имени существительного можно…
  • После шипящих на конце существительных Ь пишется…
  • Можно ли сказать, что существительное изменяется по родам?

XVII. Рефлексия. (Слайд №14).

– Давайте выразим своё отношение к прошедшему уроку. На полях тетради нарисуйте смайлик:

  • урок полезный, понравился;
  • урок скучный.

XVIII. Дифференцированное домашнее задание. (Слайды №15).

Для всех:

– Составьте текст из 5-6 предложений, используя существительные женского, мужского и среднего рода, которые вы записали, описывая фотографию.

Для желающих на «5» (дополнительно):

– Подберите и запишите не менее 5 существительных, род которых сложно определить, проверьте их род по словарю, составьте с ними предложения.

XIX. Оценки за урок.

Римма Яушева
Урок русского языка в третьем классе «Род имен существительных»

ТЕМА : Род имен существительных .

ЦЕЛЬ : Создать условия для знакомства учащихся с родом имен

существительных .

ЗАДАЧИ : 1. Создать условия для формирования умения у учащихся

различать .

2. Создать условия для развития у учащихся умения образовывать

из слов словосочетания, различать члены предложения.

3. Создать условия для активизации у учащихся познавательной

деятельности на уроке .

4. Создать условия для совершенствования у учащихся умения

работать в группе, определять цели урока , давать самооценку и

взаимооценку деятельности других товарищей.

ОБОРУДОВАНИЕ : Страна трех княжеств, планшеты со словарными словами,

планшет со словом «кенгуру» , наглядный материал к игре

«Построй цветок» , рожицы с настроением.

Ход урока.

I. Мотивация урока .

Ребята вы любите сказки? Сегодня у нас необычный урок – урок сказка .

Все глазки на меня. Начинаю сказку : «За тридевять земель, в тридесятом

царстве - государстве правила часть речи, а какая забыла. Знаю лишь, что

жили в нем слова : остров, календарь, погода, профессия, расстояние,

II. Словарная работа.

Какие это слова? (словарные) . Давайте запишем их с комментированием.

разделите тетрадь на 3 части. Пропустите одну строчку. Записываем слова в

столбики :

остров погода расстояние

календарь профессия счастье

Работа в группах.

Какой частью речи они являются? Обсудите в группе. Приготовьтесь

доказывать.

Так какой частью речи являются эти слова? Доказывайте. Молодцы!

Спасибо за помощь! Продолжаю сказку : «За высокими горами, за широкими морями правила своим государством Имя существительное . Жили в нем слова, которые царица расселила в 3 княжества. А вот как они называются, определите сами, прочитав тему урока .

III. Определение темы, цели урока .

Какова тема урока ? (Учащиеся читают на доске : «Род имен

существительных »).

Что из прочитанного вам уже знакомо? (Что такое «имя существительное » ).

Что вы хотели бы узнать? (Что такое «род» ).

На данный вопрос дома вы должны были найти ответ из толкового

Проверка домашнего задания.

значение данного слова).

Какое это слово? (многозначное) .

О каком роде пойдет речь на уроке ? (о роде, как грамматической категории,

который обозначает отнесенность к мужскому или женскому полу).

Так как называются княжества, в которые Имя существительное расселила

свои слова? (м. р., ж. р., ср. р.)

Запишите на пропущенной строчке сокращенно названия княжеств : в 1-ом

столбике – м. р., во 2-ом столбике – ж. р., в 3-ем столбике – ср. р.

Чему будем учиться на уроке ? (Определять род имени существительного ) .

IV. Знакомство с существительными м . р., ж. р., ср. р.

Открытие учащихся.

Так какого рода является каждое словарное слово? Почему? Обсудите в

Какого же рода является каждое словарное слово? Почему вы так считаете?

Где можно проверить свои предположения? (в учебнике) .

Работа в учебнике.

Откройте учебник на странице 131 –ой. Прочитайте правило, определите из

скольких частей оно состоит и приготовьтесь рассказать его по памяти с

примерами.

Из скольких частей состоит правило?

Кто готов рассказать 1 часть? 2 часть? 3 часть?

Приведите примеры.

Правы мы были в своих предположениях?

Вывод : С чем сейчас познакомились? (Что имена существительные бывают

м. р, ж. р., ср. р.)

V. Определение рода имени существительного .

1. Работа в учебнике.

Найдите в учебнике на странице 131 –ой 1 упражнение. Прочитайте его

Что нужно сделать? Разделите тетрадь на 2 части. В 1-ой части запишите

слово «он» , во 2-ой части слово «она» .

Цель : Будем учиться определять род имени существительных , образовывать

новые слова.

Самостоятельная работа.

Выполните это упражнение самостоятельно.

Взаимопроверка.

Проверьте друг друга. Поставьте карандашом отметки.

Давайте проверим. Слова какого рода записаны в 1-ом столбике? Во 2-ом

столбике? Докажите. Какая часть слова помогла вам образовать новые слова?

(корень) .

К каким словам нельзя подобрать однокоренные слова ж. р. ?

Вывод : Чему учились? (Определять род имени существительных , образовывать

новые слова).

2. Игра «Построй цветок» .

Давайте вернемся в сказку.

Все слова трех княжеств любили ходить друг к другу в гости. Они с

удовольствием играли в различные игры. Когда на улице было лето, слова

принимали активное участие в игре «Построй цветок» .

Давайте тоже сыграем в нее.

Цель : Будем учиться различать имена существительные по родам .

В каждую группу я положила 3 стебелька от цветков и их лепестки.

К одному стебельку вы должны собрать лепестки со словами м. р., к другому –

лепестки со словами ж. р., к третьему – лепестки со словами ср. р.

- Ваша задача : кто вперед и правильнее?

(Учитель проверяет) .

Вывод : Чему учились? (различать имена существительные по родам ) .

VI. Физкультминутка.

Игра «Определи на слух» .

В каждое княжество с каждым годом пополняется все больше слов.

Давайте определим, какие новые слова поселились. Все встаньте.

Цель : Будем учиться на слух различать имена существительные по родам .

Как только услышите имя существительное ж . р. - прыгайте; м. р. – приседайте;

ср. р. – хлопайте.

Итак : ведро, рыба, самолет, машина, волк, озеро, месяц, зебра, мама, стол, болото, животное.

Вывод : Чему учились?

VII. Согласование имени прилагательного с именем существительным .

Однажды в царство Имени Существительного пришли в гости слова из

соседнего царства, которое называлось…Опять забыла. Знаю, что это слова :

чудный, прекрасная, огромный.

Работа в группах.

Обсудите в группах, какой частью речи они являются. Приготовьтесь доказать.

Так какой часть речи они являютя? Почему?

Вспомнила! Их царство называется «Имя Прилагательное» .

Работа в группах.

Так вот каждое из этих слов решило заглянуть в отдельное княжество Имени

Существительного . А вот в какое, определите сами. Обсудите в группах.

В какое княжество отправилось слово «чудный» ? (в княжество «мужской род» ).

А мне кажется, что оно отправилось в княжество «женский род» . Кто из нас

прав? (Нарушится согласование) . В какое княжество отправилось слово

«прекрасная» ? «огромный» ?

Пока слова в каждом княжестве беседовали друг с другом, образовалось что?

(словосочетание) . Докажите. (одно слово является главным, а другое –

зависимым).

Самостоятельная работа.

Спишите словосочетания.

Давайте проверим, что вы написали. Прочитайте первое словосочетание и т. д.

Какое знакомое выражение «чудный остров» . Где встречали эти слова? (В

сказке Пушкина «О царе Салтане…» )

Вывод : Что же происходит с именем прилагательным , которое зависит от имени

существительного ? (оно согласуется с существительным в роде ) .

VIII. Работа с предложением.

Отдохнув в царстве Имени Существительного слова : чудный, прекрасная,

огромный, вернулись к себе домой. В это царство приходили в гости слова из

разных царств : Глагол, Прилагательное и даже Предложение.

Вот сейчас в царство Имени Существительного заглянули предложения за

помощью. У них пропали слова. Давайте поможем им.

- Прочитайте предложения :

На улице дует холодный …

Пролетело жаркое…

Пробежала через поляну хитрая…

В группах устно подберите нужные слова.

Какие слова нужно вставить?

Спишите предложения.

Цель : Будем развивать умение различать члены предложения.

Сделайте разбор предложений по членам. Определите род имен

существиельных .

У доски…

Вывод : Какие умения развивали? Что закрепляли? (Определять род имен

существительных ).

IX. Настрой учащихся на новую тему урока .

В царстве Имени Существительного всегда царили мир , счастье и покой, пока

однажды не прозошло вот что :

в переулке между трех княжеств раздался громкий плач. Все их жители были

взбудоражены. Они выбежали на улицу и увидели слово «КЕНГУРУ» , которое

горько плакало. Оно заблудилось. Жители трех княжеств спросили слово :

А ты какого рода? Если м. р., то можешь оставаться жить в 1 княжестве, если

ж. р. - то все рады тебе будут во 2-ом княжестве, если ср. р. – то оставайся в 3-ем

княжестве.

Задумалось слово «кенгуру» . Какого же оно рода? Но это другая история. С ней

вы познакомитесь на следующем уроке .

X. Итог урока .

А сейчас давайте подведем итог урока .

Что нового узнали?

Чему учились?

XI. Самооценка, взаимооценка.

Покажите свое настроение на уроке .

За урок ставлю оценки…

На этом наш урок закончен .