Биографии Характеристики Анализ

Фриц тодт с огромной обидой про советские дороги.

Рейхсминистр вооружения и боеприпасов
17 марта - 8 февраля
Предшественник должность учреждена Преемник должность упразднена
Альберт Шпеер Рождение 4 сентября (1891-09-04 )
Пфорцхайм ,
Великое герцогство Баден ,
Германская империя
Смерть 8 февраля (1942-02-08 ) (50 лет)
около Растенбурга , Восточная Пруссия , Третий рейх Место погребения
  • Инвалиденфридхоф
Партия НСДАП (1923) Образование
  • Мюнхенский технический университет
Награды Военная служба Звание обергруппенфюрер СА
генерал-майор Люфтваффе (1935)
Сражения
  • Первая мировая война
  • Вторая мировая война
Фриц Тодт на Викискладе

Биография

В ноябре 1941 года рекомендовал Гитлеру войну против Советского Союза прекратить. Тодт считал, что «в военном и экономическом отношении Германия войну уже проиграла».

Погиб в авиационной катастрофе под Растенбургом 8 февраля 1942 года .

Тодт занимал сразу посты трех министров. В ранге министра он был начальником всего дорожного строительства, начальником всех водных путей рек и мелиоративных сооружений, а также всех электростанций и кроме того - личным уполномоченным Гитлера, министром по производству вооружений и боеприпасов. В рамках четырехлетнего плана Геринга он возглавлял строительную отрасль и сверх того создал Организацию Тодт, которая возвела Западный вал , строила на побережье Атлантики базы-бункеры для подводных лодок, да еще - и дороги в оккупированных странах - от Северной Норвегии до Южной Франции и России. Таким образом Тодт сосредоточил в последние годы жизни в своих руках важнейшие технические программы. Поначалу еще сохраняя видимость различных ведомств, его создание представляло собой будущее министерство по делам техники, тем более, что в партии он возглавлял главный отдел техники и одновременно еще и председательствовал в головном объединении всех технических объединений и союзов.

Из воспоминаний личного пилота Гитлера Ганса Баура:

«Рейхсминистр доктор Тодт был везде желанным гостем, его любили все. Им восхищались, поскольку, несмотря на свои великие таланты, он вел себя достаточно скромно. За день до своей смерти он долго о чем-то докладывал Гитлеру. Я провел с ним вечерние часы. Он сказал мне, что хочет вернуться в Берлин на следующий день рано утром и что может захватить с собой Шпеера, который был вместе с ним у Гитлера.

На следующее утро, как обычно, в 8.30 я поехал на аэродром. Еще издалека я увидел клубы черного дыма, а спустя некоторое время, метрах в 50 от взлетной полосы, – горящий «Хейнкель». Я сразу понял, что это самолет доктора Тодта.

«Хейнкель» только что заправили 3400 литрами бензина, так что пламя все продолжало бушевать. Я послал за длинными шестами, чтобы вытащить тела из огня, пока они не сгорели до угольков. На пламя направили струи пяти огнетушителей, тем самым немного сбив его. Шестами нам удалось вытащить тела. Доктор Тодт лежал лицом вниз, одним боком на земле, его тело все еще было вполне узнаваемо. Я выяснил, что Шпеер не полетел вместе с ним. Помимо доктора Тодта и трех членов экипажа, на борту самолета находились также несколько отпускников. Они все сгорели заживо.

Естественно, я сразу же стал собирать свидетельства очевидцев катастрофы, чтобы попытаться определить ее возможную причину. Погодные условия в тот день были крайне неблагоприятными: сильный ветер, облачность на высоте от 200 до 300 метров, то и дело шел снег. Дежурный на аэродроме сделал отметку о точном времени вылета самолета. Через три минуты после этого он увидел, что «Хейнкель» Тодта возвращается. Это само по себе было странно, но еще больше удивительно то, что самолет шел на посадку с невыпущенным шасси. В голове у дежурного пронеслась мысль, что при таком сильном попутном ветре шансы на успешную посадку невелики – слишком мало места для торможения. Внезапно, когда «Хейнкель» находился всего в 100 метрах от края летного поля, из его хвостовой части вырвался столб голубого пламени. Это видели обитатели соседнего поместья. На «Хейнкелях» топливо закачивалось в крылья, поэтому бензин не мог стать причиной взрыва. Все свидетели единогласно утверждали, что пламя било из задней части самолета.

Мы пришли к выводу, что вряд ли это была диверсия. Летчики погибли сами, и, кроме того, доктора Тодта все очень любили. Вряд ли взрыв мог быть устроен кем-нибудь из посторонних – аэропорт охранялся очень плотно и надежно. Истинная причина гибели самолета представляла собой загадку. Комиссия из министерства авиации исследовала все сохранившиеся фрагменты, но так и не смогла прийти к однозначным выводам.

Были изучены все документы, касающиеся этого «Хейнкеля». У каждого самолета имеется сопровождающая его документация, в которой отмечается все, что с ним происходило: замена двигателей, поломки и ремонтные работы. Вырисовывалась следующая картина. Самолет доктора Тодта отправили на капитальный ремонт, во время которого полностью разобрали, проверили каждый узел, заменяя при этом негодные или поврежденные детали. На четырнадцать дней, которые требовались для капитального ремонта, в распоряжение Тодта предоставили другой «Хейнкель», принадлежавший одному из подразделений военно-воздушных сил. Эта часть некоторое время находилась на фронте, и, как и на всех самолетах, побывавших на фронте, на нем был установлен так называемый взрыватель, представлявший собой небольшую коробочку с килограммом взрывчатки, – его приводили в действие, дернув за веревку с небольшим кольцом. Взрыватель находился под сиденьем летчика. В случае необходимости самолет можно было разнести взрывом на мельчайшие фрагменты. Встроенный часовой механизм позволял летчикам покинуть перед этим самолет в течение трех минут. Возможно, именно взрыватель и сыграл роковую роль в судьбе министра.

Доктор Тодт обычно сидел в кабине рядом с летчиком, на месте бортинженера. Незадолго до вылета он прошел через маленький салон в кабину пилота. Проход был очень узким, и доктор Тодт, одетый в меховое пальто, едва протиснулся в кабину. Он ждал, пока бортинженер, который одновременно исполнял и обязанности радиста, поднимет посадочное шасси и сможет покинуть место рядом с пилотом. Возможно, когда Тодт протискивался к сиденью, колечко от веревки взрывателя зацепилось за одну из пуговиц на его ботинках, и, таким образом, он привел в действие таймер и детонатор. Горение шнура взрывателя привело к появлению в кабине дыма, что в свою очередь автоматически привело к включению сигнала тревоги. За этим последовали поиски источника дыма, который команда, вероятно, нашла довольно быстро. К тому времени самолет находился в воздухе уже около двух минут. Начались гонки со смертью, исход которых решали секунды. Шасси было убрано, а выпустить его уже просто не хватало времени. Предстояло садиться, несмотря на сильный попутный ветер. Самолет подходил к аэродрому, когда до взрыва оставалось несколько секунд. Взрыватель сработал. Самолет подбросило вверх примерно на 30 метров, затем он упал, разбился и полностью сгорел. Гитлер, которому мне пришлось докладывать об этом происшествии со всеми подробностями, очень глубоко переживал эту потерю ».

Преемником Тодта на посту рейхсминистра вооружения неожиданно стал архитектор Альберт Шпеер .

Награды

  • Железный крест 2-го и 1-го класса (Королевство Пруссия)
  • Орден «За военные заслуги» 4-го класса с мечами (Королевство Бавария)
  • Орден Церингенского льва рыцарский крест 2-го класса с мечами (

14 сентября 1936 года, на нацистском съезде в Нюрнберге Фриц Тодт отчитывался о промежуточных итогах программы строительства рейхсавтобанов. В этой речи мне показалась наиболее интересной её заключительная часть, где доктор Тодт от всей нацистской души пнул Советскую Россию, которая на все его успехи презрительно сказала "фи, а разговоров то было..."

Тодт говорил о том, что вся Европа в восхищении:
Вот уже в третий раз я докладываю о ходе строительства наших "дорог фюрера" на съезде партии. Два года назад я сообщал, о начале работ по строительству этих дорог на территории рейха. Год назад я сообщил, что 250000 рабочих, после долгих лет безработицы наконец нашли работу на строительстве дорог Адольфа Гитлера (приврал геноссе Тодт и значительно - М.Д.). Сегодня спустя всего три года после начала работ (видимо год прибавлен на проектирование - М.Д.), я объявляю о завершении первых 1000 километров дорог Адольфа Гитлера!!!... Наша военная мощь была восстановлена за три года и я могу объявить, что новые автомагистрали тоже стали реальностью!Около 600 километров рейхсавтобанов завершены немецкими рабочими и инженерами и открыты для движения. Немецкие автомобилисты в восторге от новых дорог, каждое воскресенье по участку от Мюнхена до Розенхайма проезжает 14000 автомобилей. От 6000 до 10000 автомобилей используют завершённые участки вблизи Франкфурта, Кёльна,Лейпцига, Штеттина, Бреслау и так далее. Автобаны стали самыми используемыми дорогами в мире - в течение двух часов наиболее напряжённого воскресного трафика по ним проезжают 1800 автомобилей,каждые две секунды одно транспортное средство! Количество отечественных и иностранных автомобилей постоянно возрастает и 250000 рабочих каждый день добавляют в нашу транспортную систему несколько километров. Этим летом каждый день давал 10 километров новых дорог. Основные показатели на сегодняшний день - перемещено 170 млн. кубометров земли, залито 5 млн. кубометров бетона. Стройку поддерживал парк из 50000 грузовых автомобилей, 2300 локомотивов, 3000 дорожно-строительных машин и 1000 установок по производству бетона.
Не только восторженные немецкие водители, но и весь мир восхищается этим великим подвигом немецких трудящихся! Многочисленные иностранные гости, посетившие Олимпиаду, были впечатлены нашим дорожным строительством. Глава американской делегации сказал: "Передайте доктору Тодту, что он строит лучшие дороги в мире." Шведы написали в свою столичную ежедневную газету: "Автобаны лучшие дороги в мире." Французские газеты были огорчены: "Франция когда-то лидировала в строительстве автомагистралей, но сейчас значительно отстала от Германии."
Датская пресса: "Они (автобаны-М,Д.) являются выражением национальной энергии, которая вызывает наибольшее восхищение." Заголовок статьи в британской газете: "Англии нужны нацистские дороги!"

Только одна страна и одна система не хотят признать наши достижения - Россия. Они заявляют, что наша дорожная программа работает только на бумаге. Это даёт нам право взглянуть на дорожное строительство в советском раю! Каков его план, его достижения? Контроль над русскими автомагистралями осуществляется не экспертами и специалистами, а государственной полицией. Это понятно, так как строительство дорог в России осуществляется исключительно принудительным трудом. Нет частных собственников и частных компаний. Работа на дорожном строительстве обязательна для всех в возрасте до 45 лет, каждая женщина от 18 до 40 лет, должна определённое количество времени в году проработать на строительстве шоссе. Более зажиточные крестьяне и члены их семей должны проработать вдвое больше! В настоящее время в газетах сообщается, что будет построена крупная военная магистраль Москва-Минск: 30000 заключённых должны выполнить эту работу. Несмотря на массовое использование принудительного труда, фактические достижения крайне скромные, как и вообще у советских пятилетних планов.
Огромная Россия имеет сейчас только 60000 км мощёных дорог, всего 12 метров на один квадратный километр! В Германии и других европейских странах эти показатели в среднем в 40 раз больше, чем в России. Ограниченное количество мощёных дорог свидетельствует о низком уровне автомобильной культуры у этой большой, но бесплодной и отсталой нации. России и не нужно больше дорог, так как в стране осталось только 320000 автомобилей. Всё, что у них есть не превышает годового количества новых автомобилей в Германии. Удручающее положение видно из их целей на второй пятилетний план: количество мощёных дорог должно увеличиться с 60000 до 80000 км (с 12 до 16 км на один кв. километр территории). Второй пятилетний план предполагает также создать 55 крупных и 172 небольших ремонтных центра, 1000 заправочных станций и это в огромной стране!!! Наше положение и достижения просто несравнимы с этими несчастными!!! (Какой накал, какая экспрессия! - М.Д.)
Мы живём не в "советском раю", а в национал-социалистической Германии, в рейхе Адольфа Гитлера. Мы работаем с профессионалами для выполнения задач фюрера!

Вот так они и проиграли, что за лесом не видели деревьев. И СССР конечно имел огромные проблемы с транспортной сетью, но в экономике сделал столько, что "немецким профессионалам" и не снилось.


Рудольф Гесс, Генрих Гиммлер, Филипп Боулер, рейхсминистр Тодт и Рейнхард Гейдрих (слева направо) на выставке «Планирование и построение нового порядка на Востоке». Берлин, 20 марта 1941 года
В ноябре 1941 года, на пике успехов вермахта, через пять лет после этой зажигательной речи Фриц Тодт, по воспоминаниям соратников скажет, что война против Советского Союза "в военном и экономическом отношении уже проиграна".
UPD. Моя любимая иллюстрация на тему немцев и наших дорог во время войны. Морды фрицев доставляют неимоверно.

Вероисповедание: Рождение: 4 сентября (1891-09-04 )
Пфорцхайм , Баден-Вюртемберг , Германская империя Смерть: 8 февраля (1942-02-08 ) (50 лет)
около Растенбурга , Восточная Пруссия , Третий рейх Место погребения: Инвалиденфридхоф Династия: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Имя при рождении: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Отец: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Мать: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Супруг: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Дети: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Партия: НСДАП (1923) Образование: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Учёная степень: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Сайт: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Военная служба Род войск: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Звание: обергруппенфюрер СА
генерал-майор Люфтваффе (1935) Сражения: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Автограф: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Монограмма : Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Награды:
60px
60px 60px Медаль За сооружение Атлантического вала
60px 60px

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Биография

В ноябре 1941 года рекомендовал Гитлеру войну против Советского Союза прекратить. Тодт считал, что «в военном и экономическом отношении Германия войну уже проиграла».

Погиб в авиационной катастрофе под Растенбургом 8 февраля 1942 года .

Тодт занимал сразу посты трех министров. В ранге министра он был начальником всего дорожного строительства, начальником всех водных путей рек и мелиоративных сооружений, а также всех электростанций и кроме того - личным уполномоченным Гитлера, министром по производству вооружений и боеприпасов. В рамках четырехлетнего плана Геринга он возглавлял строительную отрасль и сверх того создал Организацию Тодт, которая возвела Западный вал , строила на побережье Атлантики базы-бункеры для подводных лодок, да еще - и дороги в оккупированных странах - от Северной Норвегии до Южной Франции и России.

Таким образом Тодт сосредоточил в последние годы жизни в своих руках важнейшие технические программы. Поначалу еще сохраняя видимость различных ведомств, его создание представляло собой будущее министерство по делам техники, тем более, что в партии он возглавлял главный отдел техники и одновременно еще и председательствовал в головном объединении всех технических объединений и союзов.

Преемником Тодта на посту рейхсминистра вооружения неожиданно стал архитектор Альберт Шпеер .

Могила

В настоящее время могила Фрица Тодта остается без опознавательного знака из-за распоряжения властей Германии. На изображениях ниже ясно видно месторасположение захоронения на Потом, наконец, всё куда-то исчезло, и я осталась висеть в полной пустоте… Появилось ощущение Полного Покоя, такого богатого своей полнотой, какого невозможно было испытать на Земле... Потом пустота начала наполняться сверкающим всеми цветами радуги туманом, который всё больше и больше уплотнялся, становясь похожим на блестящий и очень плотный клубок звёзд… Плавно и медленно этот «клубок» стал расплетаться и расти, пока не стал похожим на потрясающую по своей красоте, гигантскую сверкающую спираль, конец которой «распылялся» тысячами звёзд и уходил куда-то в невидимую даль… Я остолбенело смотрела на эту сказочную неземную красоту, стараясь понять, каким образом и откуда она взялась?.. Мне даже в голову не могло прийти, что создала это в своём воображении по-настоящему я… И ещё, я никак не могла отвязаться от очень странного чувства, что именно ЭТО и есть мой настоящий дом…
– Что-о это?.. – обалдевшим шёпотом спросил тоненький голосок.
Стелла «заморожено» стояла в ступоре, не в состоянии сделать хотя бы малейшее движение и округлившимися, как большие блюдца глазами, наблюдала эту невероятную, откуда-то неожиданно свалившуюся красоту...
Вдруг воздух вокруг сильно колыхнулся, и прямо перед нами возникло светящееся существо. Оно было очень похожим на моего старого «коронованного» звёздного друга, но это явно был кто-то другой. Оправившись от шока и рассмотрев его повнимательнее, я поняла, что он вообще не был похож на моих старых друзей. Просто первое впечатление «зафиксировало» такой же обруч на лбу и похожую мощь, но в остальном ничего общего между ними не было. Все «гости», до этого приходившие ко мне, были высокими, но это существо было очень высоким, вероятно где-то около целых пяти метров. Его странные сверкающие одежды (если их можно было бы так назвать) всё время развевались, рассыпая за собой искрящиеся хрустальные хвосты, хотя ни малейшего ветерка вокруг не чувствовалось. Длинные, серебряные волосы сияли странным лунным ореолом, создавая впечатление «вечного холода» вокруг его головы… А глаза были такими, на которые лучше никогда бы не выпало смотреть!.. До того, как я их увидела, даже в самой смелой фантазии невозможно было представить подобных глаз!.. Они были невероятно яркого розового цвета и искрились тысячью бриллиантовых звёздочек, как бы зажигающихся каждый раз, когда он на кого-то смотрел. Это было совершенно необычно и до умопомрачения красиво…
От него веяло загадочным далёким Космосом и чем-то ещё, чего мой маленький детский мозг тогда ещё не в состоянии был постичь...
Существо подняло развёрнутую к нам ладонью руку и мысленно сказало:
– Я – Элей. Ты не готова приходить – вернись…
Естественно, меня сразу же дико заинтересовало – кто это, и очень захотелось каким-то образом хоть на короткое время его удержать.
– Не готова к чему? – как могла более спокойно спросила я.
– Вернуться домой. – Ответил он.
От него исходила (как мне тогда казалось) невероятная мощь и в то же время какое-то странное глубокое тепло одиночества. Хотелось, чтобы он никогда не ушёл, и вдруг стало так грустно, что на глаза навернулись слёзы…
– Ты вернёшься, – как будто отвечая на мои грустные мысли произнёс он. – Только это будет ещё не скоро… А теперь уходи.
Сияние вокруг него стало ярче... и, к моему большому огорчению, он исчез…
Сверкающая громадная «спираль» ещё какое-то время продолжала сиять, а потом начала рассыпаться и полностью растаяла, оставляя за собой только глубокую ночь.
Стелла наконец-то «очнулась» от шока, и всё вокруг тут же засияло весёлым светом, окружая нас причудливыми цветами и разноцветными птицами, которых её потрясающее воображение поспешило скорее создать, видимо желая как можно быстрее освободиться от гнетущего впечатления навалившейся на нас вечности.
– Ты думаешь это я?.. – всё ещё не в состоянии поверить в случившееся, ошарашено прошептала я.
– Конечно! – уже опять весёлым голоском прощебетала малышка. – Это ведь то, что ты хотела, да? Оно такое огромное и страшное, хоть и очень красивое. Я бы ни за что не осталась там жить! – с полной уверенностью заявила она.
А я не могла забыть той невероятно-огромной и такой притягательно-величавой красоты, которая, теперь я знала точно, навечно станет моей мечтой, и желание когда-то туда вернуться станет преследовать меня долгие, долгие годы, пока, в один прекрасный день, я не обрету наконец-то мой настоящий, потерянный ДОМ…
– Почему ты грустишь? У тебя ведь так здорово получилось! – удивлённо воскликнула Стелла. – Хочешь, я покажу тебе что-то ещё?
Она заговорщически сморщила носик, от чего стала похожа на милую, смешную маленькую обезьянку.

Фриц Тодт (нем. Fritz Todt; 4 сентября 1891, Пфорцхайм - 8 февраля 1942, около Растенбурга, Восточная Пруссия) - государственный и политический деятель Германии, рейхсминистр вооружения и боеприпасов (1940-1942), обергруппенфюрер СА, генерал-майор Люфтваффе.

Биография

Учился в Высшей технической школе в Мюнхене и в Карлсруэ. Участвовал в Первой мировой войне. Член НСДАП с 1923 года. В 1938 году возглавил организацию Тодта, занимавшуюся строительством важных военных объектов, железных дорог и скоростных автомагистралей. Одновременно, в 1940 г. назначен рейхсминистром вооружения и боеприпасов. В этом качестве принимал участие в проведении операций прикрытия подготовки нападения на СССР, например, в Ауфбау Ост.

Тодт занимал сразу посты трех министров. В ранге министра он был начальником всего дорожного строительства, начальником всех водных путей рек и мелиоративных сооружений, а также всех электростанций и кроме того - личным уполномоченным Гитлера, министром по производству вооружений и боеприпасов. В рамках четырехлетнего плана Геринга он возглавлял строительную отрасль и сверх того создал Организацию Тодт, которая возвела Западный вал, строила на побережье Атлантики базы-бункеры для подводных лодок, да еще - и дороги в оккупированных странах - от Северной Норвегии до Южной Франции и России.

Таким образом Тодт сосредоточил в последние годы жизни в своих руках важнейшие технические программы. Поначалу еще сохраняя видимость различных ведомств, его создание представляло собой будущее министерство по делам техники, тем более, что в партии он возглавлял главный отдел техники и одновременно еще и председательствовал в головном объединении всех технических объединений и союзов.

Преемником Тодта на посту рейхсминистра вооружения неожиданно стал архитектор Альберт Шпеер.

Могила

В настоящее время могила Фрица Тодта остается без опознавательного знака из-за распоряжения властей Германии. На изображениях ниже ясно видно месторасположение захоронения на Инвалиденфридхоф в Берлине, Германия, в зоне захоронений С (нем. Berlin Invalidenfriedhof, Grabfeld C).

Никакие интриги в руководстве люфтваффе не имели большого значения, пока был жив Вальтер Вефер. Все, кто был знаком с этим талантливым офицером Генштаба, вспоминали его как человека, обладавшего не только острым умом, но и невероятным чувством такта, даром предвидения.

«Отец» немецких автобанов, выдающийся инженер и любимец Гитлера Фриц Тодт в Третьем рейхе совершил головокружительную карьеру: в процессе деятельности ему пришлось заниматься не только дорогами, но промышленностью в целом — от строительства электростанций и фортификационных систем до производства техники и вооружений.

Историк Елена Съянова вспоминает этих двух талантливых нацистов, оставшихся в тени своих хитроумных однопартийцев.

Проект был подготовлен для программы «Цена победы » радиостанции «Эхо Москвы».

Два таких столпа гитлеровского режима, как Герман Геринг и Альберт Шпеер, не были ни профессионалами в своем деле, ни вообще выдающимися личностями. А ведь люфтваффе и военное строительство нацистской Германии показали превосходные результаты. Это значит только одно: за раздутыми репутациями двух гениев самовыдвижения стоят по-настоящему продуктивные и талантливые люди.

За крупом Геринга я ясно вижу стремительную фигуру подлинного создателя люфтваффе генерал-лейтенанта Вальтера Вефера, персонажа словно бы из другой пьесы, хотя именно Вефер, по сути-то, и был бы на своем месте в этом жутком перформансе по сценарию под названием «Майн кампф», который он прочел очень внимательно.

Вальтер Вефер, 1934 год

Вефер знал, что реванш над Францией и Британией для Гитлера — это разминка перед тяжелейшим марафоном по завоеванию «жизненного пространства», и что готовить люфтваффе нужно к воздушной войне с СССР. Не поединки асов, а планомерное уничтожение промышленного потенциала России; не огонь с воздуха по полю боя, часто летящий мимо цели, а вывод из строя производящих оружие предприятий, причем и на расстоянии полутора тысяч миль от границ, то есть за Уралом, — вот что потребуется.

На похоронах Вефера Герман Геринг плакал, как ребенок


Так называемый «уральский» четырехмоторный бомбардировщик Вефер пытался создать с 1935 года на двух прототипах: «Юнкерс-89» и «Дорнье-19», но вскоре понял, что нужно искать принципиально новое решение. Он не успел, поскольку погиб в 1936-м. Ни Мильху, ни Кессельрингу, ни тем более Герингу просто не хватило стратегического мышления понять, насколько провально для Рейха будет оставить основные производственные мощности СССР вне зоны досягаемости.

Об «уральском» проекте Вефера Геринг не раз еще вспомнит, когда окажется бессилен над Атлантикой и в битве за Англию, и когда четырехмоторные бомбардировщики англичан начнут стирать с лица земли промышленную мощь Германии. Однако все остальные проекты Вефера Геринг после его смерти будет осуществлять, честно при этом признаваясь, что «наш незабвенный Вефер уже сочинил поэму люфтваффе, и каждое не прописанное в строке слово мной угадывается».


Рейхсминистр вооружения и боеприпасов Фриц Тодт, 1940 год

Вот такую же поэму вооружения Германии успел до своей гибели написать и человек, оставшийся в тени хитроумного Шпеера. Фридрих Тодт — технократ, профессионал, самодостаточный при любом режиме он, как и Вефер, отнюдь не был втянут в служение нацизму, а совершил осознанный выбор.

Тодт — это 3 тысячи километров первоклассных автомобильных дорог, рассчитанных на прохождение тяжелых танков. Тодт — это Западный вал или «Линия Зигфрида» — немецкий ответ на атаку с Линии Мажино. Тодт — это структура четырехлетнего плана, бездарно разрушенная Герингом.

С 1940 по 1942 год Фридрих Тодт возглавлял министерство вооружений и боеприпасов. Шпеер в это время переделывал в цветники заводские помойки, проектировал города будущего, в которых люди перемещались под землей, а машины летали по воздуху, и клеил для Гитлера макеты дворцов в стиле «арийский барочный классицизм». Как можно с таким опытом получить в свои руки всю военную промышленность страны?

В 1942 году, сразу после гибели Тодта, Шпееру оставалось только, образно говоря, сесть в первоклассное авто, движущееся по первоклассному автобану, положить руки на руль и энергично имитировать управление. Позже, правда, машину пришлось разгонять, и вот тут Шпеер показал себя профессионалом, выжимая кровавый пот из немецких рабочих и возводя штабеля из трупов военнопленных.

После смерти Тодта его пост занял «быстро работающий халтурщик» Шпеер


Вальтер Вефер погиб, возможно, из-за собственной небрежности (хотя я в это не верю), но в насильственной гибели Тодта я не сомневаюсь. Официальное заключение было таким: пилот самолета «Хейнкель-111», на котором летел министр, якобы по ошибке включил механизм саморазрушения.

Конечно, в истории, как и в жизни, гораздо больше случайностей, недоразумений, нелепости, чем нам кажется. Но и в жизни, и в истории есть такие закономерности, которые слишком видны. Приходит талантливый человек, творец, запускает дело, перспективы от которого расходятся далеко во все стороны, и вокруг уже толпа готовых развивать, эксплуатировать, возглавить или просто попользоваться; а для того, первого, непременно кто-нибудь да включит механизм саморазрушения. Правда, говоря так, я думала уже о других людях.