Биографии Характеристики Анализ

Где находится страстной бульвар. История дома

Российский национальный музей музыки – крупнейшая сокровищница памятников музыкальной культуры, не имеющая аналогов в мире. Здесь хранятся уникальное собрание нотных и литературных авторских рукописей, исследования по истории культуры, редкие книги, нотные издания. Фонды Музея музыки насчитывают около миллиона экспонатов. В филиалах сосредоточены автографы, письма, фотографии и разного рода документы, связанные с жизнью и творчеством деятелей русской и зарубежной музыкальной культуры.

Особое место занимает собрание музыкальных инструментов народов мира. В состав фондов Музея музыки входит Государственная коллекция уникальных музыкальных инструментов: крупнейшее собрание струнных инструментов мастеров разных стран и эпох, среди которых шедевры А. Страдивари, семей Гварнери, Амати.

Обширен фонд аудио- и видеозаписей; в собрании изобразительных материалов – шедевры, которые могли бы украсить экспозиции лучших мировых художественных музеев, - полотна М. Врубеля, К. Коровина, В. Серова и других, известных всему миру художников.

Музей музыки – авторитетный научный центр. Научные сотрудники ведут исследовательскую работу, занимаются поиском, введением в культурный обиход неизвестных, забытых или неопознанных произведений, автографов, музыкальных имен.
В состав Российского национального музея музыки входят:

Музей музыки (ул. Фадеева, 4.)
Музей С.С. Прокофьева (Камергерский пер., 6)
Мемориальная усадьба Ф.И. Шаляпина (Новинский б-р, 25–27)
Музей «П.И. Чайковский и Москва» (Кудринская пл., 46/54)
Музей-квартира Н.С. Голованова (Брюсов переулок, дом 7, кв. 10)
Музей-квартира А.Б. Гольденвейзера (Тверская ул., 17, кв. 110)

Недавно мне на глаза попалось объявление о продаже огромной квартиры в новостройке, расположенной в самом начале Страстного бульвара. Жилплощадь занимала весь последний этаж, а из особых изысков к ней прилагалась двухуровневая... кладовка. При том, что сама квартира — одноэтажная. Но заинтересовали меня не столько причуды планировки, сколько сам факт наличия нового дома в том месте, где, казалось бы, плотность существующей застройки ничего возвести не позволяет.. Так откуда же взялась новостройка?

Недавно мне на глаза попалось объявление о продаже огромной квартиры в новостройке , расположенной в самом начале Страстного бульвара. Жилплощадь занимала весь последний этаж, а из особых изысков к ней прилагалась двухуровневая... кладовка. При том, что сама квартира — одноэтажная. Но заинтересовали меня не столько причуды планировки, сколько сам факт наличия нового дома в том месте, где, казалось бы, плотность существующей застройки ничего возвести не позволяет. Так откуда же взялась новостройка?

Как сын друга Пушкина лошадей на девелопмент променял

Дом, о котором шла речь в объявлении, находится . Этот уголок Москвы издревле принадлежал старинному дворянскому роду Горчаковых. Самый известный из Горчаковых — Александр Михайлович: великий русский дипломат, тайный советник, министр иностранных дел, канцлер Российской Империи, соученик Пушкина по Царскосельскому лицею и его закадычный приятель. Или даже больше, чем приятель: три стихотворения знаменитого поэта, посвященные Горчакову, и несколько портретов, сделанных его рукой, — это ли не доказательство подлинной, хоть и сдержанной дружбы? Лучшие друзья Пушкина, Дельвиг и Пущин, также с симпатией относились к будущему канцлеру, да и было за что. Вот, например, какая история произошла в самом начале его карьеры, сразу после событий на Сенатской площади декабря 1825 года. В которых он сам участия не принимал, в отличие от некоторых своих товарищей по лицею. Проведав, какая участь уготовлена декабристам, на следующий день после восстания Александр Михайлович разыскал Пущина и предложил ему заграничный паспорт для бегства в другое государство. Пущин поступок оценил, но в силу своих убеждений принять помощь отказался. Результат — каторга в Четинском остроге, завершившаяся лишь в 1856 году.

Портрет будущего канцлера Александра Горчакова, выполненный рукой Пушкина

Но это уже другая история. Как, собственно, и история про Александра Михайловича тоже другая. Ведь к Страстному бульвару, 4 имеет отношение не сам канцлер, а его сын, Константин Александрович, шталмейстером Его Императорского Величества, впоследствии получивший титул светлости. Шталмейстер — это начальник конюшни, в подчинении у которого находились все конюхи, табуны и все имения, где царские скакуны содержались и разводились. Последнее для нас особенно важно, ведь, по сути, это означает ни что иное как управление недвижимостью, в чем Константин Александрович поднаторел настолько хорошо, что стал использовать эти навыки не только на службе. Отсюда — и инициированная им постройка доходного дома на том самом Страстном бульваре. Отсюда и другие его «операции с недвижимостью».

Шталмейстер Константин Горчаков

Вот, например, какое объявление было опубликовано в сентябре 1908 года в популярной тогда газете «Русское слово» (исходная орфография сохранена). «Участки под дачи мерою около 600 кв. сажень продаются ценою от 1 до 2 р. кв. саж. На 27 версте (платформа) московско-брестской ж.д. при имении „Власиха“ (бывш. О. М. Вагау), владения светлейшего князя Константина Александровича Горчакова. Местность высокая, сухая, в участках устраиваются тротуары и шоссируются проезды. На участках смешанный лес до 35 лет и 5 прудов для общего пользования...».

Переводя на современный язык, наш герой на своих собственных землях организовал коттеджный поселок с развитой инфраструктурой и продавал в нем участки без подряда. Располагался поселок в 13 км от современного МКАД (хоть верста практически равна километру, но и отсчет дореволюционный загородный девелопер вел не от границы города, а от вокзала), в очень статусном как тогда, так и сейчас районе — между нынешними Минским и Рублевским шоссе. Тем поразительнее выглядят цены (даже с поправкой на их дореволюционное происхождение). Квадратная сажень — это примерно 4,55 кв. м или 0,0455 сотки. То есть, расположенные в престижном месте участки обходились от 22 до 44 рублей за сотку. Для сравнения: в 1908 году заработок среднестатистического рабочего составлял 20 рубублей в месяц, а, например, титулярный советник получал 140 рублей. То есть, последнему, чтобы накопить участок в 27 соток (это эквивалент шестиста квадратным саженям), потребовалось бы 5 — 9 месяцев. Если, конечно, не учитывать текущие расходы на жизнь. А вот еще одна информация для сравнения. Сейчас в окрестностях Власихи цены на участки находятся в пределах 0,65 — 1,2 млн рублей за сотку. Ну, а средний уровень нынешних зарплат вы и сами можете себе представить.

Как храмовый архитектор жилой дом проектировал

Но вернемся из Подмосковья в Москву, на Страстной бульвар самого конца XIX века. Доходные дома тогда были на самом пике популярности: каждая сдаваемая внаем квартира в зависимости от ее габаритов и особенностей дома ежемесячно приносила своему владельцу от 3 до 50 рублей, а то и больше. Не удивительно, что и Константина Александровича заинтересовал этот бизнес. Проектирование своего доходного дома, рассчитанного на довольно состоятельных жильцов, он заказал архитектору Ивану Фелициановичу Мейснеру — по правде сказать, не обласканному особой славой. Куда известнее его брат, Александр Фелицианович, личный архитектор дома Шереметьевых, имеющий, как о нем пишут в современных классификациях архитекторов, «свой узнаваемый стиль».

Впрочем, и Ивану Фелициановичу свой архитектурный почерк был не чужд. Другое дело, что реализовывал себя он на таких объектах, в которых за каноны стиля сильно не выпрыгнешь. Например, по его проекту в селе Ольгово Дмитровского района Московской области была построена церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм, а также церковь Стефана Махрищского в Троицком Стефановом Махрищском монастыре, что во Владимирской области. Возможно, именно поэтому, прорисовывая конуры будущего доходного дома на Страстном бульваре (а по сути — комплекса из пяти зданий, занявшего весь квартал до Козицкого переулка), он был достаточно сдержан. В результате получился шестиэтажный кирпичный дом с симметричным фасадом и центральной аркой для проезда. Главный архитектурный акцент здания — четыре двухколонных портика коринфских колон, которые охватывают по высоте этажи с третьего по пятый и объединены декорированным карнизом над окнами пятого этажа. Это прототип нынешних эркеров, очень популярный в русской архитектуре на стыке XIX и XX веков.

Церковь Стефана Махрищского в Троицком Стефановом Махрищском монастыре, построенная по проекту Ивана Мейснера

В результате получилось простое и довольно лаконичное задние, не лишенное своей прелести. Правда, шесть десятилетий спустя популярный в советские годы москвовед Юрий Федосюк в своих путеводителях «Бульварное кольцо» высказался об этом доме совсем не лестно. «Стоит зайти в глубь двора, чтобы увидеть типично капиталистический принцип застройки этого владения: под жилье используется каждый квадратный метр — ценой лишения жильцов света, воздуха, зелени», — писал он. Любопытно, что «капиталистический принцип застройки» москвовед разглядел в самый разгар эпохи строительного гиперминимализма, так что без политической подоплеки в этом суждении явно не обошлось.

Внутренний двор доходного дома Горчакова, удививший москвоведа Юрия Федосюка

Как доходный дом революцию приближал

Но это было позже. А тогда, в 1899 году, к строительству дома только приступали, но уже в 1991 сюда въехали первые жильцы: актеры, врачи, юристы. В одной из квартир, например, поселилась Клара Розенберг — известный в Москве зубной врач. Впрочем, прославилась она не только умением искусно ставить пломбы и дергать гнилые зубы, но и своей лояльностью к социал-демократам. Именно в этой квартире 8 октября 1902 года представители этой партии встретились с Максимом Горьким, после чего писатель решил оказать им материальную поддержку. Поддержка заключалась в финансировании газеты «Искра», созданной Лениным в Германии. Позднее, после Октябрьского переворота, когда Горький понял, кому и в чем он помогал, его постигло разочарование. Но в начале века ситуация виделась ему иначе.

Страстной бульвар, фотография начала XX века (на заднем плане — доходный дом Горчакова, на переднем — особняк Чижова)

В том же 1902 году в доме князя Горчакова снял квартиру известный журналист и театральный критик Влас Михайлович Дорошевич. Новый доходный дом пришелся ему как нельзя кстати: недалеко от Страстного бульвара в надворном флигеле на Петровке, 22 располагалась редакция газеты «Русское слово» (той самой, в которой Горчаков несколькими годами позже разметит свое объявление о продаже участков), куда его пригласил поработать издатель Иван Сытин. Считается, что каждой своей публикацией в «Русском слове» Влас Михайлович «приближал революцию». Хотя, возможно, это очередное заблуждение еще одного талантливого русского человека. «Он не из тех животных, которые попали в ковчег, — писал Корней Чуковский о Дорошевиче. — Конечно, когда начался революционный потоп, он взобрался на пригорок, но выше не пошел, — и вот он утопленник. Другие — те выпросили у Ноя теплое местечко, и им не горе, что ровная, полая вода залила все душистые сады, все цветущие долины, и что вот уже скоро покроется гладью одинокая вершина — Толстой».

Как Страстной, 4 собственным Электротеатром обзавелся

Дом на Страстном бульваре прославился не только своими революционными настроениями. Летом 1905 года здесь произошло вполне светское событие: мещанин Карл Иванович Алксне открыл тут кинотеатр на 50 зрителей, один из первых в Москве. Заведение владелец назвал «Электротеатром», к зрителям в афишах неизменно обращался «почтеннейшая публика», зазывая посетить его «скромный театр», обещал «действительно полное удовольствие», подписывался всегда словами «С почтением Карл Иванович». Такая «концепция продвижения» быстро принесла свои плоды: Алксне вскоре разбогател и уже к апрелю 1906 года его заведение переехало в соседний дом — двухэтажный особняк Чижова на углу Тверской и Страстного бульвара, в котором он оборудовал кинотеатр попросторнее — уже на 160 посадочных мест. Так Страстной, 4 остался без вежливого и оборотистого арендатора.

После революции дом ждала та же судьба, которая постигла многие строения центра города: старых жильцов выселили, а квартиры превратились в коммуналки. Потом коммуналки постепенно опять стали квартирами, а сам дом жив и поныне. Его никто не сносил и не собирается: хоть статус памятника архитектуры ему не присвоили, но в реестр исторически ценных задний включили. «Так где же тут новостройка?» — спросите вы. А нигде. Просто хозяин продаваемой квартиры ошибся в понятиях и перепутал «новое строительство» с «капитальным ремонтом». Некоторые части здания новые собственники и арендаторы привели в порядок еще несколько лет назад. Кстати, в них теперь размещается аж три хостела — сравнительно дешевых небольших гостиницы. Так что бывший доходный дом отчасти вернул свое исконное предназначение. А вот ту часть дома, где сейчас преимущественно находятся обычные квартиры, капитально отреставрировали лишь в прошлом году, причем — за счет городских бюджетных средств, выделенных по программе «Капитальный ремонт и модернизация жилищного фонда». Вот такая новостройка 1901 года выпуска получилась. Впрочем, по соседству, ближе к Тверской есть реальная новостройка (вернее — «долгостройка»): будущая гостиница с подземным паркингом, которая «приписана» к адресу ул. Тверская, вл.16/2, хотя фасадом развернута к Страстному. Она должна была начать функционировать еще в 2005 году, но до сих пор строится. Но это уж точно совсем другая история.

Рядом с бывшим доходным домом Горчакова сейчас идет строительство гостиницы

Дарья Кузнецова, корреспондент портала ГдеЭтотДом.РУ

Является Страстной бульвар, проложенный в 1820 году на месте бывшей стены Белого города.

Где расположен бульвар

Название свое он получил в честь Страстного монастыря, вдоль юго-восточной стены которого он и шел первоначально от Тверской улицы до Петровки.

Сейчас этот объект культурного наследия, находящийся в самом центре столицы, тянется от площади Петровских ворот (она расположена между улицей Петровкой, Страстным и Петровским бульварами) до Пушкинской площади (находится в Земляном городе между Страстным и Тверским бульварами).

История названия

Страстной бульвар, как любой объект центра столицы, имеет свою интересную историю. В позапрошлом веке одну его половину занимал (в честь которого бульвар и назван), возведенный царем Алексеем Михайловичем в 1654 году. Место было выбрано не случайно - именно здесь у ворот Белого города москвичи встречали Страстную икону Божьей Матери, в честь которой женский монастырь получил свое название. А сама икона называлась так, потому что на ней рядом с ликом Богородицы изображено два ангела, держащих в руках орудия Страстей Христовых, принесших Христу физические и духовные страдания в последние дни его жизни.

Памятники бульвара

Страстной бульвар постоянно реконструировался. В XIX веке узенькую улочку домовладелица Е. А. Нарышкина на свои средства перестроила в бульвар, который и назывался в ее честь Нарышкинским. На протяжении всего бульвара в разные времена устанавливались памятники, которых на сегодняшний день 4:

  • Перенесенный с Тверского бульвара в 1950 году знаменитый памятник А. С. Пушкину.
  • Дальше рядом с редакцией журнала «Новый мир» стоит памятник А. Т. Твардовскому, который долгие годы был главным редактором этого журнала.
  • В 1999 году Страстной бульвар обогатился памятником С. В. Рахманинову, который в 1905-1917 годах жил и работал на Страстном бульваре.
  • Чуть раньше в 1995 году в самом конце бульвара был поставлен памятник В. С. Высоцкому.

Некоторые из знаменитых жильцов

В начале века в бывшем здании Музея наглядных пособий по естествознанию с 1938 года располагался Всесоюзный Радиокомитет. Именно отсюда в 1941-1945 годах Юрий Левитан передавал на всю страну Сводки Информбюро.

В доме № 9 когда-то давным-давно проживал драматург А. В. Сухово-Кобылин. Позднее на Страстном бульваре жил и художник Андрей Гонсаров, который в 1959 году создал четыре главных панно для советской выставки в Нью-Йорке. Проживал здесь и Андрей Андреевич Громыко.

Исторические объекты

Украшением бульвара является особняк С. И. Елагиной, который является памятником архитектуры. В нем с 1920 по 1939 годы располагалась редакция журнала «Огонек», в ней работал Михаил Кольцов. Дом Гагариных (архитектор - знаменитый Осип Бове), кинотеатр «Россия», дом купца Ф. Пика и многие другие объекты связаны с определенным событием в русской истории.

Современные популярные объекты

Нумерация домов на Страстном бульваре начинается от И в доме под номером 4 находится довольно популярная в Москве траттория «Венеция». На Страстном бульваре расположено более 20 различных ресторанов на любой вкус. Свои поклонники есть и у «Венеции».

Траттория - это определенный тип ресторана, оформленного в итальянском стиле с соответствующей кухней. От классического заведения она отличается меньшей чопорностью, отсутствием напечатанных меню, более простым сервисом, соответственно, более низкими ценами.

Семейный ресторанчик

В Италии этот тип ресторанов относится к семейным, и в Москве он ориентирован на постоянную публику. Отзывы «Венеция» имеет хорошие: клиентов устраивает и оформление, и обстановка, и качество обслуживания. Не вызывают нарекания ни кухня, ни винная карта. В каминном зале, рассчитанном на 120 посадочных мест, всегда царит уютная обстановка, располагающая к непринужденному общению. В отделке траттории использованы только натуральные, естественные для Венеции материалы соответствующей цветовой гаммы. Летом работают террасы.

«Венеция» - одна из первых тратторий в городе Москва. Страстной бульвар был выбран для открытия семейного ресторанчика более 10 лет тому назад. И у него действительно появилась своя постоянная клиентура. Опыт был успешным, и сейчас траттории имеются и в Столешниковом переулке, и на Тверской-Ямской улице.

Клуб знакомств

Много разных интересных заведений расположены на центральных улицах мегаполиса. Одно из них находится по адресу Страстной бульвар, 11. «Знакомства» отзывы имеет резко противоположные, ведь учреждение неординарное, поэтому интерес к нему определенный. Подобных клубов сейчас очень много, но к находящемуся в самом центре столицы требования предъявляются повышенные.

А отзывы о нем имеются весьма негативные, особенно касающиеся методов работы отдельных девушек-агентов, которые напоминают иногда работу коллекторов. Говорят о нем как о закрытом клубе знакомств, что тоже не производит благоприятного впечатления. Ходят слухи, что он обслуживает исключительно богатых женихов, которые ищут себе хороших жен.

Лучше увидеть своими глазами

Справедливости ради, надо отметить довольно симпатичную рекламу и эмблему клуба. Также имеются о данном заведении восторженные и благодарные отзывы, фотографии свадеб и благодарности конкретным девушкам-агентам.

Чтобы говорить о чем-либо конкретно, очевидно, стоит посетить заведение, расположенное по адресу Страстной бульвар, 11. «Клуб знакомств» имеет свой сайт, где персонал и руководство готовы выслушать мнения о работе, принять рекомендации и советы.


Страстной бульвар на панораме Яндекса
Страстной бульвар на карте Москвы

Страстной бульвар – бульвар в Тверском районе Центрального административного округа Москвы. Находится между Пушкинской площадью и площадью Петровские ворота . Длина бульвара – 550 м.

Страстной бульвар в Москве – история, название

Страстной бульвар разбит в начале XIX в. Назван по Страстному монастырю, разобранному в 1937 г. В 1820-х гг. бульвар представлял собой узкую аллею между Тверской улицей и Петровскими воротами . Вначале она шла вдоль стены Страстного монастыря, на месте которого сейчас расположена Пушкинская площадь . После нынешнего Нарышкинского проезда до сада у дома 15 к аллее примыкала Сенная площадь, на которой два раза в неделю с возов торговали сеном, соломой, углём и дровами.

В 1872 г. владелица особняка по адресу Страстной бульвар, 9, Елизавета Алексеевна Нарышкина, решила покончить с безобразием под своими окнами и на месте площади на свои средства разбила сквер. В благодарность Городская дума назвала сквер Нарышкинским. В 1937 г. его присоединили к Страстному бульвару.

Длина бульвара – 550 м, однако зелёная его часть не превышает 300 м. Начальные 250 м, расположенные справа от Пушкинской площади , при разборе монастыря стали простым проездом. Зато это самый широкий бульвар Бульварного кольца . Его ширина 123 м.

Памятники на Страстном бульваре:

  • в начале бульвара в 2013 г. открыт памятник А.Т. Твардовскому работы скульптора В.А. Суровцева. В 1950-1954 и 1958-1970 гг. Твардовский был главным редактором журнала "Новый мир", редакция которого в 1947-1964 гг. находилась в угловом доме 1/7 на Малой Дмитровке ;
  • в центре бульвара в 1999 г. установлен памятник С.В. Рахманинову, выполненный О.К. Комовым и А.Н. Ковальчуком. Рахманинов в 1905-1917 гг. жил в доме Страстной бульвар, 5;
  • в конце бульвара в 1995 г. появился памятник Владимиру Высоцкому работы Г.Д. Распопова.

Памятник А.Т. Твардовскому

Памятник С.В. Рахманинову

Памятник Владимиру Высоцкому

Дома на Страстном бульваре

Страстной бульвар, 5. 1-я Женская гимназия . Здание построено в 1874-1878 гг. по проекту архитектора Н.А. Тютюнова для 1-й Женской гимназии. Музыкальной частью гимназии в 1905-1917 гг. руководил С.В. Рахманинов, который жил здесь с семьёй. Часть квартир сдавалась внаём. Одну из них снимал известный акушер Г.Л. Грауэрман.

С 1938 г. в здании размещался Всесоюзный Радиокомитет, из которого в 1941-1945 гг. диктор Юрий Левитан передавал военные сводки Совинформбюро. В 1961-1980 гг. здание занимало агентство печати "Новости".

Страстной бульвар, 8. Многоквартирный дом с угловой ротондой построен Р.И. Клейном в 1888 г. Предназначался для сдачи квартир внаём. Надстроен в 1930 гг. на два этажа.

Страстной бульвар, 9. Особняк Е.А. Нарышкиной в 1849-1850 гг. принадлежал драматургу А.В. Сухово-Кобылину . Он продал дом в 1850 г. после убийства во флигеле усадьбы его любовницы Луизы Симон-Деманш.

В 1872 г. Елизавета Алексеевна Нарышкина, урожденная княжна Куракина, на собственный средства разбила на Сенной площади перед особняком сад, который назвали Нарышкинским сквером. Сейчас о ней напоминает только идущий от дома Нарышкинский проезд.

В 2006 г. при строительстве офисного центра "Пушкинский дом" здание было заменено новоделом.

Страстной бульвар, 11. Дом С.И. Елагина . Особняк построен в 1899 г. по проекту А.А. Драницына для потомственного почётного гражданина Сергея Ивановича Елагина. В 1910 г. архитектор О.О. Шишковский пристроил к зданию два каменных объёма, один из которых занял зимний сад.

При Советской власти в особняке находилась редакция журнала "Огонёк", издание которого было возобновлено в 1923 г. по инициативе М.Е. Кольцова. В 1972 г. на фасаде установлена мемориальная доска со скульптурным портретом и надписью: "В этом здании с 1927 по 1938 год работал выдающийся советский журналист, основатель и главный редактор журнала ОГОНЁК Михаил Ефимович Кольцов".

Страстной бульвар, 12. Дом А.Ф. Редлиха . Многоквартирный дом с магазином построен в 1894 г. по проекту