Биографии Характеристики Анализ

Где живут крымские татары. Откуда в крыму появились крымские татары

Нашествие

На полях найденной в Судаке греческой рукописной книги религиозного содержания (синаксаря) сделана следующая пометка:

«В этот день (27 января) впервые пришли татары, в 6731 году» (6731 год от Сотворения Мира соответствует 1223 году от Р.Х.). Подробности татарского набега можно прочесть у арабского писателя Ибн-аль-Асира: «Придя к Судаку, татары овладели им, а жители разбрелись, некоторые из них со своими семействами и своим имуществом взобрались на горы, а некоторые отправились в море».

Побывавший в 1253 году в южной Таврике фламандский монах-францисканец Гильом де Рубрук оставил нам жуткие подробности этого нашествия:

«А когда пришли Татары, Команы (половцы), которые все бежали к берегу моря, вошли в эту землю в таком огромном количестве, что они пожирали друг друга взаимно, живые мертвых, как мне рассказывал видевший это некий купец; живые пожирали и разрывали зубами сырое мясо умерших, как собаки - трупы».

Опустошительное нашествие золотоордынских кочевников, без сомнения, кардинально обновило этнический состав населения полуострова. Однако преждевременно утверждать, что тюрки стали основными предками современного крымскотатарского этноса. Таврику издревле заселяли десятки племен и народов, которые благодаря изолированности полуострова, активно смешиваясь, соткали пестрый многонациональный узор. Крым недаром называют «концентрированным Средиземноморьем».

Крымские аборигены

Крымский полуостров никогда не пустел. Во время войн, нашествий, эпидемий или великих исходов его население не исчезало полностью. Вплоть до татарского нашествия земли Крыма обживали греки, римляне, армяне, готы, сарматы, хазары, печенеги, половцы, генуэзцы. Одна волна переселенцев сменяла другую, в разной степени передавая в наследство полиэтнический код, который в конечном итоге и нашел выражение в генотипе современных «крымчан».


С VI века до н. э. по I век н. э. полноправными хозяевами юго-восточного побережья Крымского полуострова были тавры . Христианский апологет Климент Александрийский отмечал: «Живут тавры разбоем и войной ». Еще раньше древнегреческий историк Геродот описывал обычай тавров, в котором они «приносили в жертву Деве потерпевших кораблекрушение мореходов и всех эллинов, кого захватят в открытом море». Как тут не вспомнить, что спустя многие века разбой и война станут постоянными спутниками «крымцев» (как называли крымских татар в Российской империи), а языческие жертвы, согласно духу времени, превратятся в торговлю рабами.

В XIX веке исследователь Крыма Петр Кеппен высказал мысль, что «в жилах всех обитателей территорий богатых находками дольменов» течет кровь тавров. Его гипотеза заключалась в том, что «тавры, будучи в средние века сильно перенаселены татарами, остались жить на старых местах, но уже под иным именем и перейдя постепенно на татарский язык, заимствовав мусульманскую веру». При этом Кеппен обратил внимание, что татары Южного берега имеют греческий тип, в то время как горные татары близки к индоевропейскому типу.

В начале нашей эры тавры были ассимилированы подчинившими почти весь полуостров ираноязычными племенами скифов. Последние хоть и сошли в скором времени с исторической сцены, однако вполне могли оставить свой генетический след в более позднем крымском этносе. Безымянный автор XVI века, хорошо знавший население Крыма своего времени, сообщает: «Хотя мы считаем татар варварами и бедняками, но они гордятся воздержанностью своей жизни и древностью своего скифского происхождения».


Современные ученые допускают мысль, что тавры и скифы не были полностью уничтожены вторгшимися на Крымский полуостров гуннами, а сконцентрировавшись в горах, оказали на позднейших переселенцев заметное влияние.

Из последующих обитателей Крыма особое место отведено готам, которые в III веке пройдясь сокрушительным валом по северо-западному Крыму остались там на долгие века. Русский ученый Станислав Сестреневич-Богуш отмечал, что и на рубеже XVIII-XIX веков живущие близ Мангупа готы по-прежнему сохраняли свой генотип, а их татарский язык был похож на южно-немецкий. Ученый добавил, что «все они мусульмане и татаризованы».

Лингвисты отмечают ряд готских слов, вошедших в фонд крымскотатарского языка. Они также уверенно заявляют и о готском вкладе, пусть относительно небольшом, в крымскотатарский генофонд. «Готия угасла, но ее жители без остатка растворились в массе складывавшейся татарской нации» , – отмечал русский этнограф Алексей Харузин.

Пришельцы из Азии

В 1233г золотоордынцы установили в освобожденном от сельджуков Судаке свое наместничество. Этот год и стал общепризнанной точкой отсчета этнической истории крымских татар. Во второй половине XIII века татары стали хозяевами генуэзского торгового пункта Солхата-Солката (сейчас Старый Крым) и в короткий срок подчинили себе практически весь полуостров. Однако это не помешало ордынцам породниться с местным, в первую очередь итальянско-греческим населением, и даже перенять их язык и культуру.

Вопрос, насколько современные крымские татары могут считаться наследниками ордынских завоевателей, а в какой степени иметь автохтонное либо другое происхождение, по-прежнему актуален. Так, петербургский историк Валерий Возгрин, а также некоторые представители «меджлиса» (парламент крымских татар) пытаются утвердить мнение о преимущественной автохтонности татар в Крыму, однако большинство ученых с этим не согласно.

Еще в средние века путешественники и дипломаты считали татар «пришельцами из глубин Азии». В частности, русский стольник Андрей Лызлов в своей «Скифской истории» (1692 г.) писал, что татары, которые «все страны около Дону, и моря Меотского (Азовского), и Таврики Херсонския (Крыма) окрест Понта Евксинского (Чёрного моря) обладаша и поседоша» были людьми пришлыми.

Во время подъема национально-освободительного движения в 1917 году в татарской печати призывали опираться на «государственную мудрость монголо-татар, которая красной нитью проходит через всю их историю», а также с честью держать «эмблему татар - голубое знамя Чингиса» («кок-байрак» – национальный флаг татар, проживающих в Крыму).

Выступая в 1993г в Симферополе на «курултае» прибывший из Лондона именитый потомок ханов Гиреев Джезар-Гирей заявил, что «мы - сыновья Золотой Орды» , всячески подчеркивая преемственность татар «от Великого Отца, Господина Чингиз-Хана, через его внука Бату и старшего сына Джуче».

Впрочем, подобные заявления не совсем вписываются в этническую картину Крыма, наблюдавшуюся до присоединения полуострова к Российской империи в 1782 году. В то время среди «крымцев» довольно четко различали два субэтноса: узкоглазых татар - ярко выраженного монголоидного типа жителей степных деревень и горных татар - характерных европеоидным строением тела и чертами лица: высоких, нередко светловолосых и голубоглазых людей, говоривших на ином, чем степной, языке.

Что говорит этнография

До депортации крымских татар в 1944 году этнографы обращали внимание, что этот народ, пусть и в разной степени, несёт на себе печать многих генотипов, когда-либо живших на территории Крымского полуострова. Ученые выделяли 3 основные этнографические группы.

«Степняки» («ногаи», «ногайцы») - потомки кочевых племен, входивших в состав Золотой Орды. Еще в XVIIв ногайцы бороздили степи Северного Причерноморья от Молдавии до Северного Кавказа, но позднее, большей частью насильственно, были переселены крымскими ханами в степные районы полуострова. Немалую роль в этногенезе ногаев сыграли западные кыпчаки (половцы). Расовая принадлежность ногаев европеоидная с примесью монголоидности.

«Южнобережные татары» («ялыбойлу») – в большинстве своем выходцы из Малой Азии, сформировались на основе нескольких миграционных волн из Центральной Анатолии. Этногенез этой группы в значительной степени обеспечили греки, готы, малоазийские турки и черкесы; в жителях восточной части Южного берега прослеживалась итальянская (генуэзская) кровь. Хотя большая часть ялыбойлу – мусульмане, некоторые из них долгое время сохраняли элементы христианских обрядов.

«Горцы» («таты») – жили в горах и предгорьях средней полосы Крыма (между степняками и южнобережцами). Этногенез татов сложный, до конца не изученный. По предположению ученых в формировании этого субэтноса поучаствовало большинство населявших Крым народностей.

Все три крымскотатарских субэтноса различались своей культурой, хозяйством, диалектами, антропологией, но, тем не менее, всегда ощущали себя частью единого народа.

Слово генетикам

Совсем недавно ученые решили прояснить непростой вопрос: Где искать генетические корни крымскотатарского народа? Изучение генофонда крымских татар было проведено под эгидой крупнейшего международного проекта «Genographic».

Одной из задач генетиков было обнаружение доказательств существования «экстерриториальной» группы населения, которая могла бы определить общность происхождения крымских, поволжских и сибирских татар. Инструментом исследования стала Y-хромосома , удобная тем, что передается только по одной линии – от отца к сыну, и не «перемешивается» с генетическими вариантами , пришедшими от других предков.

Генетические портреты трех групп оказались не похожи друг на друга, другими словами поиск общих предков для всех татар не увенчался успехом. Так, у поволжских татар преобладают гаплогруппы, распространенные в Восточной Европе и Приуралье, для сибирских татар характерны «паневразийские» гаплогруппы.

Анализ ДНК крымских татар показывает высокую долю южных - «средиземноморских» гаплогрупп и лишь небольшую примесь (около 10%) «переднеазиатских» линий. Это значит, генофонд крымских татар в первую очередь пополнялся выходцами из Малой Азии и Балкан, и в значительно меньшей степени кочевниками степной полосы Евразии.

При этом выявлено неравномерное распределение основных маркёров в генофондах разных субэтносов крымских татар: максимальный вклад «восточного» компонента отмечен у самой северной степной группы, а у двух других (горной и южнобережной) доминирует «южный» генетический компонент.

Любопытно, что ученые не обнаружили сходства генофонда народов Крыма с их географическими соседями – русскими и украинцами.

Вопрос, откуда в Крыму появились татары, до недавнего времени вызывал массу споров. Одни считали, что крымские татары наследники золотоордынских кочевников, другие их называли исконными жителями Тавриды.

Нашествие

На полях найденной в Судаке греческой рукописной книги религиозного содержания (синаксаря) сделана следующая пометка: «В этот день (27 января) впервые пришли татары, в 6731 году» (6731 год от Сотворения Мира соответствует 1223 году от Р.Х.). Подробности татарского набега можно прочесть у арабского писателя Ибн-аль-Асира: «Придя к Судаку, татары овладели им, а жители разбрелись, некоторые из них со своими семействами и своим имуществом взобрались на горы, а некоторые отправились в море».
Побывавший в 1253 году в южной Таврике фламандский монах-францисканец Гильом де Рубрук оставил нам жуткие подробности этого нашествия: «А когда пришли Татары, Команы (половцы), которые все бежали к берегу моря, вошли в эту землю в таком огромном количестве, что они пожирали друг друга взаимно, живые мертвых, как мне рассказывал видевший это некий купец; живые пожирали и разрывали зубами сырое мясо умерших, как собаки - трупы».
Опустошительное нашествие золотоордынских кочевников, без сомнения, кардинально обновило этнический состав населения полуострова. Однако преждевременно утверждать, что тюрки стали основными предками современного крымскотатарского этноса. Таврику издревле заселяли десятки племен и народов, которые благодаря изолированности полуострова, активно смешиваясь, соткали пестрый многонациональный узор. Крым недаром называют «концентрированным Средиземноморьем».

Крымские аборигены

Крымский полуостров никогда не пустел. Во время войн, нашествий, эпидемий или великих исходов его население не исчезало полностью. Вплоть до татарского нашествия земли Крыма обживали греки, римляне, армяне, готы, сарматы, хазары, печенеги, половцы, генуэзцы. Одна волна переселенцев сменяла другую, в разной степени передавая в наследство полиэтнический код, который в конечном итоге и нашел выражение в генотипе современных «крымчан».
С VI века до н. э. по I век н. э. полноправными хозяевами юго-восточного побережья Крымского полуострова были тавры. Христианский апологет Климент Александрийский отмечал: «Живут тавры разбоем и войной». Еще раньше древнегреческий историк Геродот описывал обычай тавров, в котором они «приносили в жертву Деве потерпевших кораблекрушение мореходов и всех эллинов, кого захватят в открытом море». Как тут не вспомнить, что спустя многие века разбой и война станут постоянными спутниками «крымцев» (как называли крымских татар в Российской империи), а языческие жертвы, согласно духу времени, превратятся в торговлю рабами.
В XIX веке исследователь Крыма Петр Кеппен высказал мысль, что «в жилах всех обитателей территорий богатых находками дольменов» течет кровь тавров. Его гипотеза заключалась в том, что «тавры, будучи в средние века сильно перенаселены татарами, остались жить на старых местах, но уже под иным именем и перейдя постепенно на татарский язык, заимствовав мусульманскую веру». При этом Кеппен обратил внимание, что татары Южного берега имеют греческий тип, в то время как горные татары близки к индоевропейскому типу.
В начале нашей эры тавры были ассимилированы подчинившими почти весь полуостров ираноязычными племенами скифов. Последние хоть и сошли в скором времени с исторической сцены, однако вполне могли оставить свой генетический след в более позднем крымском этносе. Безымянный автор XVI века, хорошо знавший население Крыма своего времени, сообщает: «Хотя мы считаем татар варварами и бедняками, но они гордятся воздержанностью своей жизни и древностью своего скифского происхождения».
Современные ученые допускают мысль, что тавры и скифы не были полностью уничтожены вторгшимися на Крымский полуостров гуннами, а сконцентрировавшись в горах, оказали на позднейших переселенцев заметное влияние.
Из последующих обитателей Крыма особое место отведено готам, которые в III веке пройдясь сокрушительным валом по северо-западному Крыму остались там на долгие века. Русский ученый Станислав Сестреневич-Богуш отмечал, что и на рубеже XVIII-XIX веков живущие близ Мангупа готы по-прежнему сохраняли свой генотип, а их татарский язык был похож на южно-немецкий. Ученый добавил, что «все они мусульмане и татаризованы».
Лингвисты отмечают ряд готских слов, вошедших в фонд крымскотатарского языка. Они также уверенно заявляют и о готском вкладе, пусть относительно небольшом, в крымскотатарский генофонд. «Готия угасла, но ее жители без остатка растворились в массе складывавшейся татарской нации», – отмечал русский этнограф Алексей Харузин.

Пришельцы из Азии

В 1233 году золотоордынцы установили в освобожденном от сельджуков Судаке свое наместничество. Этот год и стал общепризнанной точкой отсчета этнической истории крымских татар. Во второй половине XIII века татары стали хозяевами генуэзского торгового пункта Солхата-Солката (сейчас Старый Крым) и в короткий срок подчинили себе практически весь полуостров. Однако это не помешало ордынцам породниться с местным, в первую очередь итальянско-греческим населением, и даже перенять их язык и культуру.
Вопрос, насколько современные крымские татары могут считаться наследниками ордынских завоевателей, а в какой степени иметь автохтонное либо другое происхождение, по-прежнему актуален. Так, петербургский историк Валерий Возгрин, а также некоторые представители «меджлиса» (парламент крымских татар) пытаются утвердить мнение о преимущественной автохтонности татар в Крыму, однако большинство ученых с этим не согласно.
Еще в средние века путешественники и дипломаты считали татар «пришельцами из глубин Азии». В частности, русский стольник Андрей Лызлов в своей «Скифской истории» (1692 г.) писал, что татары, которые «все страны около Дону, и моря Меотского (Азовского), и Таврики Херсонския (Крыма) окрест Понта Евксинского (Чёрного моря) обладаша и поседоша» были людьми пришлыми.
Во время подъема национально-освободительного движения в 1917 году в татарской печати призывали опираться на «государственную мудрость монголо-татар, которая красной нитью проходит через всю их историю», а также с честью держать «эмблему татар - голубое знамя Чингиса» («кок-байрак» – национальный флаг татар, проживающих в Крыму).
Выступая в 1993 году в Симферополе на «курултае» прибывший из Лондона именитый потомок ханов Гиреев Джезар-Гирей заявил, что «мы - сыновья Золотой Орды», всячески подчеркивая преемственность татар «от Великого Отца, Господина Чингиз-Хана, через его внука Бату и старшего сына Джуче».
Впрочем, подобные заявления не совсем вписываются в этническую картину Крыма, наблюдавшуюся до присоединения полуострова к Российской империи в 1782 году. В то время среди «крымцев» довольно четко различали два субэтноса: узкоглазых татар – ярко выраженного монголоидного типа жителей степных деревень и горных татар – характерных европеоидным строением тела и чертами лица: высоких, нередко светловолосых и голубоглазых людей, говоривших на ином, чем степной, языке.

Что говорит этнография

До депортации крымских татар в 1944 году этнографы обращали внимание, что этот народ, пусть и в разной степени, несет на себе печать многих генотипов, когда-либо живших на территории Крымского полуострова. Ученые выделяли три основные этнографические группы.
«Степняки» («ногаи», «ногайцы») – потомки кочевых племен, входивших в состав Золотой Орды. Еще в XVII столетии ногайцы бороздили степи Северного Причерноморья от Молдавии до Северного Кавказа, но позднее, большей частью насильственно, были переселены крымскими ханами в степные районы полуострова. Немалую роль в этногенезе ногаев сыграли западные кыпчаки (половцы). Расовая принадлежность ногаев европеоидная с примесью монголоидности.
«Южнобережные татары» («ялыбойлу») – в большинстве своем выходцы из Малой Азии, сформировались на основе нескольких миграционных волн из Центральной Анатолии. Этногенез этой группы в значительной степени обеспечили греки, готы, малоазийские турки и черкесы; в жителях восточной части Южного берега прослеживалась итальянская (генуэзская) кровь. Хотя большая часть ялыбойлу – мусульмане, некоторые из них долгое время сохраняли элементы христианских обрядов.
«Горцы» («таты») – жили в горах и предгорьях средней полосы Крыма (между степняками и южнобережцами). Этногенез татов сложный, до конца не изученный. По предположению ученых в формировании этого субэтноса поучаствовало большинство населявших Крым народностей.
Все три крымскотатарских субэтноса различались своей культурой, хозяйством, диалектами, антропологией, но, тем не менее, всегда ощущали себя частью единого народа.

Слово генетикам

Совсем недавно ученые решили прояснить непростой вопрос: Где искать генетические корни крымскотатарского народа? Изучение генофонда крымских татар было проведено под эгидой крупнейшего международного проекта «Genographic».
Одной из задач генетиков было обнаружение доказательств существования «экстерриториальной» группы населения, которая могла бы определить общность происхождения крымских, поволжских и сибирских татар. Инструментом исследования стала Y-хромосома, удобная тем, что передается только по одной линии – от отца к сыну, и не «перемешивается» с генетическими вариантами, пришедшими от других предков.
Генетические портреты трех групп оказались не похожи друг на друга, другими словами поиск общих предков для всех татар не увенчался успехом. Так, у поволжских татар преобладают гаплогруппы, распространенные в Восточной Европе и Приуралье, для сибирских татар характерны «паневразийские» гаплогруппы.
Анализ ДНК крымских татар показывает высокую долю южных – «средиземноморских» гаплогрупп и лишь небольшую примесь (около 10%) «переднеазиатских» линий. Это значит, генофонд крымских татар в первую очередь пополнялся выходцами из Малой Азии и Балкан, и в значительно меньшей степени – кочевниками степной полосы Евразии.
При этом выявлено неравномерное распределение основных маркеров в генофондах разных субэтносов крымских татар: максимальный вклад «восточного» компонента отмечен у самой северной степной группы, а у двух других (горной и южнобережной) доминирует «южный» генетический компонент. Любопытно, что ученые не обнаружили сходства генофонда народов Крыма с их географическими соседями – русскими и украинцами.

Итальянцы, черкесы, турки, монголы; особо важную роль в этногенезе крымских татар сыграли западные кыпчаки, известные в Киевской Руси как половцы , а западной Европе под названием куманы или команы . Кыпчаки, придя с берегов Иртыша, с 11-12 веков стали заселять приволжские, приазовские и причерноморские степи (которые с тех пор вплоть до XVIII столетия именовались Дешт-и Кыпчак - «Кыпчакская степь»), и очевидно в это время стали проникать и в Крым. Часть кыпчаков которых возглавил хан Лайпан перекочевало с Крыма на Кавказ, где поучаствовало в этногенезе карачаевцев. Консолидация этого пёстрого этнического конгломерата в единый крымско-татарский народ происходила на протяжении столетий. Объединяющими началами при этом выступали общность территории, язык тюрков-кыпчаков и исламская религия.

Окончательно процесс формирования народа завершился в период Крымского Ханства.

Государство крымских татар - Крымское Ханство существовало с 1441 по 1783 годы. На протяжении большей части своей истории оно находилось в зависимости от Османской Империи и было её союзником. Правящей династией в Крыму был род Гераев (Гиреев), основателем которого был первый хан Хаджи I Герай. Эпоха Крымского Ханства - это период расцвета крымско-татарской культуры, искусства и литературы. Классик крымскотатарской поэзии той эпохи - Ашик Умер. Среди прочих поэтов особо известны Махмуд Кырымлы и хан Газы II Герай Бора. Главный из сохранившихся архитектурных памятников того времени - ханский дворец в Бахчисарае.

Крымское Ханство вело постоянные войны с Московским государством и Речью Посполитой (до 18 века наступательные), что сопровождалось захватом большого количества пленников из числа мирного русского и украинского населения. Захваченные в рабство продавались на крымских невольничьих рынках, среди которых наиболее крупным являлся рынок в городе Кефе (современная Феодосия), в Турцию и на Ближний Восток. В 1571 году 40-тысячное крымское войско под командованием хана Девлета I Герая, обойдя русские укрепления, дошло до Москвы и подожгло её пригороды, после чего город за исключением Кремля сгорел дотла. Однако уже в следующем году повторно пришедшее 120-тысячное войско, надеявшееся окончательно покончить с независимостью Руси, потерпело сокрушительное поражение в Битве при Молодях, что заставило ханство умерить свои политические притязания. Тем не менее, формально находившиеся в подчинении у крымского хана, а фактически почти независимые ногайские орды, кочевавшие в Северном Причерноморье, регулярно совершали набеги на сопредельные российские и украинские территории с целью грабежа и захвата пленников. Для этого, как правило, использовался Муравский шлях, проходивший от Перекопа до Тулы. Эти набеги способствовали формированию казачества, выполнявшего сторожевые и дозорные функции на пограничных территориях Московского Государства и Речи Посполитой.

В 1736 году российские войска во главе с фельдмаршалом Христофором (Кристофом) Минихом сожглиБахчисарай и опустошили предгорный Крым. В 1783 году в результате победы России над Османской Империей Крым был сначала оккупирован, а затем аннексирован Россией. Это ознаменовало начало эпохи в истории крымских татар, которую сами они называют «Чёрным столетием». Притеснения российской администрации и экспроприации земли у крымско-татарских крестьян вызвали массовую эмиграцию крымских татар в Османскую Империю. Именно их потомки сейчас составляют крымско-татарскую диаспору в Турции, Болгарии и Румынии. Две главные волны эмиграции пришлись на 1790-е и 1850-е годы. Это привело к упадку сельского хозяйства и почти полному запустению степной части Крыма. Тогда же Крым покинула большая часть крымско-татарской элиты. Наряду с этим шла колонизация Крыма за счёт привлечения российским правительством переселенцев с территории метрополии. Всё это привело к тому, что из миллиона крымских татар, населявших Крым к моменту аннексии его Россией, к концу XIX века осталось меньше 200 тыс., которые составляли около четверти всего крымского населения.

Крымско-татарское возрождение связано с именем великого просветителяИсмаила Гаспринского. Он приложил огромные усилия, направленные на возрождение и выживание крымскотатарского народа. Он стал фактическим создателем нового литературного крымско-татарского языка. Гаспринский начал издавать первую крымско-татарскую газету «Терджиман» («Переводчик»), которая вскоре стала известна далеко за пределами Крыма. Он же разработал новую методику школьного обучения, что привело, в конечном счёте, к появлению новой крымско-татарской интеллигенции.

Оценки численности крымско-татарского населения в Крыму перед началом Гражданской войны противоречивы. По данным переписи 1917 крымские татары составляли 200 тыс. человек (26,8% населения полуострова). Другие подсчеты указывают на то, что число крымских татар достигало 450 тыс. человек (42% населения полуострова): в Ялтинском уезде — 150 тыс. человек, в Симферопольском — 100 тыс., в Феодосийском — 80 тыс., Евпаторийском — 60 тыс., в Перекопском — 60 тыс.

Февральская революция активизировала попытки крымско-татарского народа подключиться к управлению государством, однако это не встретило поддержки со стороны местных советов. Исполком Симферопольского совета 17 марта 1917 отклонил ходатайство крымских татар о предоставлении им представительства в нем, на основании того, что «национальные организации представительства в Совете не имеют». Это привело к тому, что представители крымско-татарского народа решили действовать самостоятельно. 25 марта 1917 в Симферополе был проведен крымско-татарский курултай на который съехались свыше 2000 делегатов. Курултай избрал Временный крымско-мусульманский исполнительный комитет (ВКМИК), главой которого был избран Ч.Челебиев. Временный крымско-мусульманский исполнительный комитет получил признание Временного правительства как единственный полномочный и законный административный орган, представляющий всех крымских татар. С этого началось претворение в жизнь культурно-национальной автономии крымских татар.

Тяжёлым испытанием для крымских татар стала Гражданская война в России. В 1917 году послеФевральской революции был созван первый Курултай (съезд) крымско-татарского народа, провозгласивший курс на создание независимого многонационального Крыма. Известен лозунг председателя первого Курултая, одного из наиболее чтимых крымскими татарми лидеров,Номана Челебиджихана - «Крым - для крымчан» (подразумевалось всё население полуострова независимо от национальности). «Наша задача, - говорил он, - создание такого государства, какШвейцария. Народы Крыма представляют собой прекрасный букет, и для каждого народа необходимы равные права и условия, ибо нам идти рука об руку». Однако Челебиджихан был пленён и расстрелян большевиками в 1918 году, а интересы крымских татар на протяжении Гражданской войны практически не учитывались как белыми, так и красными. В результате голода 1921-1922 годов погибло около 15% крымских татар.

В 1921 году была создана Крымская АССР в составе РСФСР. Государственными языками в ней былирусский и крымско-татарский, высшее руководство состояло в основном из крымских татар. Но вслед за коротким подъёмом национальной жизни после создания республики (открытие национальных школ, театра, выпуск газет) последовали сталинские репрессии 1937 года. Репрессирована была большая часть крымско-татарской интеллигенции, в том числе известный государственный деятель Вели Ибраимов и учёный Бекир Чобанзаде. Согласно данным переписи 1939 года крымских татар в Крыму насчитывалось 218179 человек, то есть 19,4% от всего населения полуострова.

В декабре 1941 года в Крыму были созданы мусульманские татарские комитеты, поддерживающие немецкую оккупационную администрацию. В Симферополе начал свою работу центральный «Крымский мусульманский комитет». В сентябре 1942 немецкая оккупационная администрация запретила использовать в названии слово «крымский» и комитет начал называться «Симферопольский мусульманский комитет», который в 1943 был в очередной раз переименован в «Симферопольский татарский комитет». Комитет состоял из 6 отделов: по борьбе с советскими партизанами; по комплектованию добровольческих формирований; по предоставлению помощи семьям добровольцев; по культуре и пропаганде; по религии; административно-хозяйственный отдел и канцелярия. Местные комитеты по своей структуре дублировали центральный. Деятельность комитетов была прекращена в конце 1943 года.

Первоначальная программа комитета пред усматривала создание в Крыму государства крымских татар под протекторатом Германии, создание собственного парламента и армии, возобновление деятельности запрещённой в 1920 году большевиками партии «Милли Фирка» (Шаблон:Lang-qr — национальная партия). Однако уже зимой 1941-42 годов немецкое командование дало понять, что не намерено допускать создания какого бы то ни было государственного образования в Крыму. В декабре 1941 года представители крымско-татарской общины Турции Эдиге Кырымал и Мюстеджип Улькюсал посетили Берлин в надежде убедитьГитлера в необходимости создания крымско-татрского государства, но им было отказано. Долгосрочные планы нацистов предусматривали присоединение Крыма непосредственно к Рейху в качестве имперской земли Готенланд и заселение территории немецкими колонистами.

С октября 1941 года было начато создание добровольческих формирований из представителей крымских татар: рот самообороны, главной задачей которых была борьба с партизанами. До января 1942 года этот процесс шел стихийно, но после того, как вербовка добровольцев из числа крымских татар была официально санкционирована Гитлером, решение этой проблемы перешло к руководству айнзатцгруппы«D». В течение января 1942 года было завербовано более 8600 добровольцев, из числа которых было отобрано 1632 человека для службы в ротах самообороны (было сформировано 14 рот). В марте 1942 года в ротах самообороны служило уже 4 тыс. человек, а еще 5 тыс. человек находились в составе резерва. В дальнейшем на основе созданных рот были развернуты батальоны вспомогательной полиции, число которых к ноябрю 1942 года достигло восьми (номера с 147 по 154). В 1943 году было создано еще два батальона. Крымско-татарские формирования использовались при охране военных и гражданских объектов, принимали активное участие в борьбе с партизанами, в 1944 году оказали активное сопротивление освобождавшим Крым соединениям Красной Армии. Остатки крымско-татарских частей вместе с германскими и румынскими войсками были эвакуированы из Крыма морем. Летом 1944 года из остатков крымско-татарских частей в Венгрии был сформирован Татарский горно-егерский полк СС, который вскоре был переформирован в 1-ю Татарскую горно-егерскую бригаду СС, которая была расформирована 31 декабря 1944 и преобразована в боевую группу «Крым» влившуюся в Восточно-тюркское соединение СС. Крымско-татарские добровольцы, не вошедшие в состав Татарского горно-егерского полка СС, были переброшены во Францию и включены в состав запасного батальона Волжско-татарского легиона или (в основном необученная молодёжь) были зачислены в состав вспомогательной службы противовоздушной обороны.

Деятельность партизан в оккупированном Крыму принято делить на три этапа: ноябрь 1941 - октябрь 1942 года, ноябрь 1942 - октябрь 1943 года, октябрь 1943 - апрель 1944 года. На каждом из трёх этапов крымские татары принимали активное участие в партизанском движении. На 20 ноября в Крыму насчитывалось 3734 партизана, среди них 2419 гражданских (в основном жители Крыма) и 1315 военных (главным образом уроженцы других регионов). Крымские татары составляли примерно 1/6 часть гражданских партизан. В основном из крымских татар состоял Судакский партизанский отряд. В связи с плохой организацией партизанской борьбы и постоянной нехваткой продовольствия, медикаментов и оружия, командование приняло решении об эвакуации большей части партизан из Крыма осенью 1942 года. Во время второго периода партизанской войны в лесах Крыма оставалось всего около 400 партизан. Во второй половине 1943 года началась активная переброска в Крым новых кадров для активизации подпольной борьбы. Значительную их часть составляли уроженцы Крыма, в том числе немало крымских татар. В 1943-44 годах командный состав пратизанских отрядов Крыма почти наполовину состоял из крымских татар (Аблязиз Османов, Сеит-Али Аметов, Джеббар Колесников, Мемет Молочников, Рамазан Куртумеров, Сейдамет Ислямов, Осман Аширов, Мустафа Мамутов, Талят Тынчеров, Серанеджин Менаджиев, Рефат Мустафаев, Мустафа Селимов, Измаил Хайруллаев и другие). Из 3472 партизан, находившихся в Крыму к 15 января 1944 года 598 человек (17 %) составляли крымские татары. Доля крымских татар среди партизан-крымчан была больше, так как часть партизан была родом из других регинов страны. Среди партизан, боровшихся с немецкими войсками с первого до последнего дня оккупации (всего их около 20 человек) трое крымских татар: Мемет Молочников, Сеитхалил Кадыев и Куртсеит Муратов. Как писала газета «Красный Крым» в сентябре 1943 года «…в партизанских отрядах сыны и дочери татарского народа вместе с русскими беспощадно уничтожали фашистов…»

В рядах Красной Армии на фронтах Великой Отечественной войны сражалось более 25 тысяч крымских татар. Пятеро крымских татар (Петай Абилов, Тейфук Абдуль, Узеир Абдураманов, Абдуреим Решидов, Сеитнафе Сеитвелиев) были удостоены звания Героя Советского Союза, а один (Аметхан Султан) стал Дважды Героем. Двое (Сеит-Неби Абдураманов и Насибулла Велиляев) являются полными кавалерамиОрдена Славы. В 1949 году в местах депортации насчитывалось 8995 крымских татар-ветеранов войны, в том числе 524 офицера и 1392 сержанта.

Несмотря на то, что представители крымско-татарского народа достойно сражались в рядах Красной Армии и активно участвовали в партизанском движении, факты сотрудничества с оккупантами привели к тому, что в 1944 произошла главная трагедия в истории крымских татар. 18 мая 1944 года по приказу Сталинаначалась операция по депортации крымских татар, обвинённых в сотрудничестве с немецкими оккупантами, в Узбекистан и прилегающие районы Казахстана и Таджикистана, небольшие группы были отправлены вМарийскую АССР, на Урал, в Костромскую область).

Официально основанием для высылки считались массовое дезертирство крымских татар из рядов Красной армии в 1941 году (называлось число около 20 тыс. человек), хороший приём немецких войск и активное участие крымских татар в соединениях германской армии, «СД», полиции, жандармерии, аппарате тюрем и лагерей . При этом депортация не коснулась подавляющего большинства крымско-татарских коллаборационистов. Большая часть тех из них, кто не погиб в боях за освобождение Крыма в апреле 1944 года, были эвакуированы немцами в Германию и в 1945 году сдались в плен западным союзникам. Оставшиеся в Крыму были выявлены органами НКВД во время «зачисток» в апреле-мае 1944 года и осуждены как предатели родины (всего по Крыму за апрель-май 1944 года было выявлено около 5000 коллаборационистов всех национальностей). Крымские татары, сражавшиеся в частях Красной Армии, также были подвергнуты депортации. В 1949 году в местах депортации насчитывалось 8995 крымских татар-ветеранов войны, в том числе 524 офицера и 1392 сержанта.

Значительное число переселенцев, истощённых после трёх лет жизни в оккупации, погибло в местах высылки от голода и болезней в 1944-45 годах. Оценки числа погибших в этот период сильно разнятся: от 15-25 % по оценкам различных советских официальных органов до 46 % по оценкам активистов крымско-татарского движения, собиравших сведения о погибших в 1960-е годы.

В отличие от других депортированных в 1944 году народов, которым разрешили вернуться на родину в 1956году, крымские татары были лишены этого права до 1989 года, несмотря на обращения представителей народа в ЦК КПСС, ЦК КПУ и непосредственно к лидерам советского государства. С 1960-х годов в местах проживания депортированных крымских татар в Узбекистане возникло и начало набирать силу национальное движение за восстановление прав народа и возвращение в Крым.

Массовое возвращение началось в 1989 году, и сегодня в Крыму проживает около 270 тыс. крымских татар. При этом в местах депортации ещё остаётся около 150 тыс. человек. Основные проблемы - это массовая безработица (её уровень среди крымских татар в несколько раз выше, чем в среднем по Крыму), проблемы с выделением земли и развитием инфраструктуры возникших за последние 15 лет крымско-татарских посёлках.

В 1991 году был созван второй Курултай и создана система национального самоуправления крымских татар. Каждые пять лет происходят выборы Курултая (национального парламента), в которых участвует всё взрослое крымско-татарское население, Курултай формирует исполнительный орган - Меджлис Крымско-татарского Народа (подобие национального правительства).

Политические скандалы заставляют людей обращать внимание на регион, который до этого совсем не был так популярен. В 2014 году взгляды всего мира были направлены на Крым, для России это стало главной темой года. А раз уж регион теперь входит в состав нашего государства, стоит разобраться по поводу коренного населения - крымские татары, кто они и откуда взялись на территории полуострова.

Изменения границ государств

Территориальные изменения происходят постоянно:

  • До XX века не проходило и десятилетия, чтоб какое-то государство не изменило свои границы;
  • На протяжении длительного времени у Англии были материковые владения в Европе;
  • Объединения и распады целых империй проходили относительно «безболезненно» для местного населения;
  • В конце прошлого столетия на политической карте Европы появилось слишком много новых стран;
  • Всегда есть те, кто не согласен с переменами и не собирается с этим мириться, пытаясь «откатить» мир к предыдущему состоянию.

То, что произошло в 2014 году - свершившийся факт, от этого уже никуда не деться. Можно долго обсуждать этическую и юридическую части вопроса, но следует принять тот факт, что с произошедшими изменениями придется жить. Как и с их последствиями.

Флаг крымских татар

Символ этого народа представляет собой голубое полотнище с желтым символом в верхнем левом углу. Многие его видели, хоть мельком, но об истории и вложенном смысле знают единицы:

  1. Впервые был утвержден в 1917 году, после свержения монархии;
  2. Не использовался в советское время;
  3. Вошел в обиход в 1991 году, после образования Меджлиса в Симферополе;
  4. Изображенный символ - тамга Гераев.

По поводу последнего пункта:

  • Тамга является символом какого-либо рода, его отличительным знаком;
  • Род Гераев на протяжении столетий правил на территории современного Крыма;
  • Такие символы были у многих народов, в большинстве своем - тюркских;
  • Изображенная на флаге тамга похожа на весы в состоянии равновесия.

Достоверной информации о том, что именно означает этот символ и что было взято за основу при его создании, на сегодняшний день не существует. Это потерялось в глубинах веков, до нас дошло не так уж много образцов самой крымской тамги, несмотря на то, что ее активно использовали на протяжении всего правления - чеканили на монетах и наносили на фасады административных зданий.

Если проводить грубые параллели - это татарский герб , значащий для них столько же, сколько и орел для России и Германии.

Похороны у крымских татар - обычаи

Представители какого-либо народа не обязаны соблюдать все его обычаи. Эта ремарка должна объяснить, что далеко не все крымские татары на сегодняшний день придерживаются тех традиций погребения, что будут приведены дальше.

Но в селах, основанных по этническому принципу, от стандартного ритуала стараются не отходить:

  1. На смертном одре с умирающим всегда остается кто-то из близких, дабы поддержать в последние часы жизни;
  2. После смерти покойнику закрывают глаза и подвязывают нижнюю челюсть при помощи чистого нового платка;
  3. Тело выносят в другую комнату или на улицу, укладывая на специально заготовленный матрас;
  4. Лицо скрывают при помощи шелкового платка;
  5. Накрывают сверху ковром, как правило - зеленого цвета;
  6. Для умершего готовят саван, в длину 18 или 20 метров;
  7. Тело относят в комнату, в которой с ним можно может попрощаться любой желающий;
  8. В специальном деревянном тазу, те люди, что делали саван, совершают омовение покойника;
  9. Заворачивают в саван, для изготовления которого не использовались ножницы;
  10. Погребальный ритуал проводят в течение суток.

Часть традиций обусловлена религией, остальные - культурными и национальными особенностями. Своих умерших стараются похоронить до захода солнца, если смерть была зафиксирована до обеда. Если после - на рассвете следующего дня.

Крымские татары сегодня в Крыму - мнения

Сейчас в Крыму проживает порядка 250 тысяч крымских татар. Возвращение после принудительного переселения не всегда было «гладким» и порой возникали конфликты - переселенцы возвращались на свою старую землю, которая уже была в чьей-то собственности.

Украина не смогла или не захотела решать этот вопрос, что привело к огромному количеству «самозахватов» и периодическим протестам. Напряженная ситуация возникла и в 2014, когда не все представители коренного народа поддержали «смену курса».

Но за несколько прошедших лет:

  • Не было зарегистрировано ни одного массового протеста против вхождения Крыма в состав России;
  • Прекратили свою деятельность наиболее радикально настроенные организации;
  • Все лидеры, настроенные на развитие протестного движения, перебрались на Украину - добровольно или при помощи российских властей;
  • Даже несогласные крымские татары смирились с реальным положением дел.

На самом деле, единого мнения по этому вопросу среди татар не было. Да и не может быть абсолютного единства среди общины в четверть миллиона человек. Но многие ее представители были совсем не против таких изменений, некоторые даже участвовали в агитации за присоединение к Российской Федерации.

Откуда взялись крымские татары?

После депортации коренное население смогло вернуться только в начале 90-х годов.
Это поспособствовало формированию мнения, что на самом деле крымские татары, как народ, зародились совсем не на полуострове.

Бытует мнение, что они:

  1. Пришлый народ;
  2. Являются захватчиками, прибывшими тысячу лет назад;
  3. Полностью ассимилировали или вырезали местное население;
  4. Не могут считаться коренным населением региона.

Но все это не так , крымские татары, как народ, сформировались в XIII-XV столетии, их прародителями можно считать:

  • Половцев;
  • Хазар;
  • Печенегов;
  • Гуннов.

Наибольшее влияние на их формирование оказали тюркские племена, а название сформировалось из-за обобщения. Как в Российской Империи всех иностранцев считали «немцами», так и большинство тюркских народов называли «татарами» . Вот и получилось, что целый народ, имеющий не очень много общего с татарами, получил в свое название эту часть.

Крымские татары: кто и откуда?

Уже более четверти века, после возвращения из принудительного переселения, крымские татары бок о бок обитают со всеми остальными национальностями полуострова. За это время:

  1. Был официально утвержден флаг этого народа;
  2. Сформировался и распустился Меджлис;
  3. Произошло множество самозахватов;
  4. Возникли и разрешились конфликты;
  5. Люди научились жить рядом с новыми соседями.

Глупо скрывать - в первые годы ходили предубеждения, касательно вернувшихся крымских татар. К ним относились неприветно, не спешили принимать на работу и просто в коллективы, татарам приходилось сплачиваться в общины по национальному признаку.

Предрассудки есть и сейчас и будут вечно, пока есть недалекие люди. Но никакой «острой» ситуации давно нет, с фактом случившихся изменений примирились все, приняли и поняли, что придется жить вместе, по новым правилам. Большинство возникающих конфликтов - мелкие и происходят на бытовой почве.

Для многих непосвященных настоящую загадку представляют крымские татары - кто они и откуда взялись в Крыму? Многим забавно будет узнать, что в той же Турции крымских татар, даже по самым скромным подсчетам, в несколько раз больше, чем в Крыму.

Историческая справка о крымских татарах (видео)

В этом видео историк Рубен Абдулин расскажет историю возникновения крымских татар, кто они такие и как возникли на полуострове Крым:

(в Турции, Болгарии и Румынии)

Религия Расовый тип

Южноевропейская - Ялыбойцы;Кавкасионная, среднеевропейская - таты; Европеоидная (20 % монголоидности) - степные.

Входит в

Тюркоязычные народы

Родственные народы Происхождение

готаланы и тюркские племена,все те кто когда-либо населял Крым

мусульмане -сунниты , принадлежат к ханафитскому мазхабу .

Расселение

Этногенез

Крымские татары сформировались как народ в Крыму в XV-XVIII веках на основе различных этнических групп, живших на полуострове ранее.

Исторические предпосылки

Основные этносы, населявшие Крым в древности и средневековье - тавры , скифы , сарматы , аланы , булгары , греки , готы , хазары , печенеги , половцы , итальянцы , адыги (черкесы), малоазийские турки . На протяжении веков вновь приходившие в Крым народы ассимилировали живших здесь до их прихода или сами ассимилировались в их среде .

Важная роль в формировании крымскотатарского народа принадлежит западным кыпчакам , известным в русской историографии под именем половцев . Кыпчаки с -XII веков стали заселять приволжские, приазовские и причерноморские степи (которые с тех пор вплоть до XVIII века именовались Дешт-и Кыпчак - «Кыпчакская степь»). Со второй половины XI века они начали активно проникать в Крым. Значительная часть половцев укрылась в горах Крыма, спасаясь после поражения объединённых половецко-русских войск от монголов и последовавшего разгрома половецких протогосударственных образований в северном Причерноморье.

Ключевым событием, наложившим отпечаток на дальнейшую историю Крыма, стало произошедшее в 1475 году завоевание Османской империей принадлежавших до того Генуэзской республике и княжеству Феодоро южного берега полуострова и прилегающей части Крымских гор, последующее превращение Крымского ханства в вассальное по отношению к Османам государство и вхождение полуострова в Pax Ottomana - «культурное пространство» Османской империи.

Значительное влияние на этническую историю Крыма оказало распространение на полуострове ислама . Согласно местным преданиям, ислам в Крым принесли еще в VII веке сподвижники пророка Мухаммеда Малик Аштер и Газы Мансур . Однако активно распространяться в Крыму мусульманство стало только после принятия в XIV веке золотоордынским ханом Узбеком ислама в качестве государственной религии. Исторически традиционным для крымских татар является ханафитское направление, которое является наиболее «либеральным» из всех четырех канонических толков в суннитском Исламе.

Формирование крымскотатарского этноса

К концу XV века были созданы основные предпосылки, приведшие к формированию самостоятельного крымскотатарского этноса: в Крыму установилось политическое господство Крымского ханства и Османской империи, тюркские языки (половецко-кыпчакский на территории ханства и османский в османских владениях) стали доминирующими, а ислам приобрёл статус государственной религии на всей территории полуострова. В результате преобладания получившего имя «татары» половецкоязычного населения и исламской религии начались процессы ассимиляции и консолидации пёстрого этнического конгломерата, которые привели к появлению крымскотатарского народа . В течение нескольких столетий сложился крымскотатарский язык на основе половецкого языка с заметным огузским влиянием .

Важной составляющей этого процесса была языковая и религиозная ассимиляция весьма смешанного по своему этническому составу христианского населения (греки , аланы , готы , черкесы , половецкоязычные христиане, в том числе потомки ассимилированных перечисленными народами в более ранние эпохи скифов, сарматов и др.), составлявшего к концу XV века большинство в горных и южнобережных регионах Крыма. Ассимиляция местного населения началась ещё в ордынский период, но особенно усилилась она в XVII веке. Об ассимиляционных процессах в ордынской части Крыма писал ещё византийский историк XIV века Пахимер: С течением времени, смешавшись с ними [татарми], народы, обитавшие внутри тех стран, я разумею: аланы, зикхи, и готы, и различные с ними народы, научаются их обычаям, вместе с обычаями усваивают язык и одежду и делаются их союзниками . В этом перечне важно упоминание обитавших в горной части Крыма готов и аланов, которые начали перенимать тюркские обычаи и культуру, что соответствует данным археологических и палеоэтнографических исследований . На подконтрольном османам Южном берегу ассимиляция шла заметно медленнее. Так, результаты переписи населения 1542 года показывают, что подавляющее большинство сельского населения османских владений в Крыму составляли христиане . Археологические исследования крымскотатарских кладбищ на Южном берегу также показывают, что мусульманские надгробия массово начинают появляться в XVII веке . В результате к 1778 году, когда крымские греки (греками тогда называли всех местных православных) были по приказу российского правительства выселены из Крыма в Приазовье, их насчитывалось чуть более 18 тысяч (что составляло порядка 2% от тогдашнего населения Крыма ), причём больше половины этих греков составляли урумы , родным языком для которых является крымскотатарский, грекоязычные же румеи были меньшинством, а носителей аланского, готского и других языков к тому времени не осталось совсем. Тогда же были зафиксированы случаи перехода крымских христиан в ислам с целью избежать выселения.

История

Крымское ханство

Оружие крымских татар XVI-XVII веков

Окончательно процесс формирования народа завершился в период Крымского Ханства .

Государство крымских татар - Крымское ханство существовало с по 1783 годы . На протяжении большей части своей истории оно находилось в зависимости от Османской империи и было её союзником. Правящей династией в Крыму был род Гераев (Гиреев), основателем которого был первый хан Хаджи I Герай . Эпоха Крымского ханства - это период расцвета крымскотатарской культуры, искусства и литературы. Классик крымскотатарской поэзии той эпохи - Ашик Умер . Среди прочих поэтов особо известны Махмуд Кырымлы - конец XII века (до-ордынский период) и хан Газы II Герай Бора . Главный из сохранившихся архитектурных памятников того времени - ханский дворец в Бахчисарае .

В то же время политика российской имперской администрации характеризовалась определенной гибкостью. Российское правительство сделало своей опорой правящие круги Крыма: всё крымско-татарское духовенство и местная феодальная аристократия была приравнена к российской аристократии с сохранением всех прав.

Притеснения российской администрации и экспроприации земли у крымскотатарских крестьян вызвали массовую эмиграцию крымских татар в Османскую империю . Две главные волны эмиграции пришлись на 1790-е и 1850-е годы. По данным исследователей конца XIX века Ф. Лашкова и К Германа население полуостровной части Крымского ханства к 1770-м годам составляло примерно 500 тыс. человек, 92 % из которых были крымские татары. Первая российская перепись 1793 года зафиксировала в Крыму 127,8 тыс. человек населения, в том числе 87,8 % крымских татар. Таким образом, за первые 10 лет российской власти Крым покинуло до 3/4 населения (из турецких данных известно о 250 тыс. крымских татар, поселившихся в конце XVIII в. в Турции, в основном в Румелии). После окончания Крымской войны , в 1850-60-е годы из Крыма эмигрировало около 200 тыс. крымских татар . Именно их потомки сейчас составляют крымскотатарскую диаспору в Турции , Болгарии и Румынии . Это привело к упадку сельского хозяйства и почти полному запустению степной части Крыма . Тогда же Крым покинула большая часть крымскотатарской элиты.

Наряду с этим интенсивно проходила колонизация Крыма , в основном территории степей и крупных городов (Симферополь , Севастополь , Феодосия и др.), за счёт привлечения российским правительством переселенцев с территории Центральной России и Малороссии. Всё это привело к тому, что к концу XIX века крымских татар осталось меньше 200 тыс. (около трети всего крымского населения) и 1917 году около четверти (215 тыс.) от 750-тысячного населения полуострова .

В середине XIX века крымские татары, преодолевая разобщенность, начали переходить от мятежей к новому этапу общенациональной борьбы. Появилось понимание того, что надо искать пути борьбы против эмиграции, которая выгодна Российской империи и ведет к вымиранию крымских татар. Необходима была мобилизация всего народа для коллективной защиты от гнёта царских законов, от русских помещиков, от служащих русскому царю мурзаков. По мнению турецкого историка Зюхаль Юксель, начало этому возрождению положила деятельность Абдурамана Кырым Хавадже и Абдурефи Боданинского . Абдураман Къырым Хавадже работал преподавателем крымскотатарского языка в Симферополе и издал в 1850 году в Казани русско-татарский разговорник. Абдурефи Боданинский, в 1873 году, преодолевая сопротивление властей, издал в Одессе «Русско-татарский букварь», причем необычайно большим тиражом в две тысячи экземпляров. Для работы с населением он привлекал самых способных из молодых своих учеников, определяя им методику и программу занятий. При поддержке прогрессивных мулл удавалось расширять программу традиционных национальных учебных заведений. «Абдурефи Эсадулла был первым просветителем среди крымских татар», пишет Д. Урсу . Личности Абдурамана Къырым Хавадже и Абдурефи Боданинского знаменуют начало этапов трудного возрождения народа, уже много десятилетий изнывающего под политическими, экономическими и культурными репрессиями.

Дальнейшее развитие Крымскотатарского возрождения, которое связано с именем Исмаила Гаспринского, явилось закономерным следствием мобилизации национальных сил, предпринятой многими, безымянными сегодня, представителями светской и духовной интеллигенции крымских татар. Исмаил Гаспринский явился выдающимся просветителем тюркских и других мусульманских народов. Одна из главных его заслуг - создание и распространение среди крымских татар системы светского (нерелигиозного) школьного образования, которое также радикально изменило суть и структуру начального образования во многих мусульманских странах, придав ему более светский характер. Он стал фактическим создателем нового литературного крымскотатарского языка. Гаспринский начал издавать первую крымскотатарскую газету «Терджиман» («Переводчик») с 1883 года, которая вскоре стала известна далеко за пределами Крыма , в том числе в Турции и в Средней Азии. Его просветительская и издательская деятельность привела, в конечном счёте, к появлению новой крымскотатарской интеллигенции. Гаспринский также считается одним из основателей идеологии пантюркизма .

Революция 1917 года

В начале ХХ века Исмаил Гаспринский понял, что его просветительская задача выполнена и необходимо выходить на новый этап национальной борьбы. Этот этап совпал с революционными событиями в России 1905-1907 годов. Гаспринский писал: «Первый долгий период мой и моего „Переводчика“ закончен, и начинается второй, краткий, но, вероятно, более бурный период, когда старый педагог и популяризатор должен явиться политиком».

Период с 1905-го по 1917-й годы являл собой непрерывный нарастающий процесс борьбы, переходящей от гуманитарной к политической. В революцию 1905 года в Крыму были выдвинуты проблемы, касающиеся наделения крымских татар землей, завоевания политических прав, создания современных учебных заведений. Наиболее активные крымскотатарские революционеры сгруппировались вокруг Али Боданинского, эта группа находилась под пристальным вниманием жандармского управления . После смерти Исмаила Гаспринского в 1914 году в качестве старейшего национального лидера остался Али Боданинский. Авторитет Али Боданинского в национально-освободительном движении крымских татар в начале XX века был непререкаем. В феврале 1917 года крымскотатарские революционеры с большой подготовленностью наблюдали за политической обстановкой. Как только стало известно о серьёзных волнениях в Петрограде, уже вечером 27 февраля, то есть в день роспуска Государственной Думы, по инициативе Али Боданинского был создан Крымский Мусульманский Ревком . С десятидневным опозданием симферопольская группа социал-демократов организовала первый Симферопольский Совет. Руководство Мусульманского Ревкома предложило Симферопольскому Совету совместную работу, однако исполком Совета отклонил это предложение. Мусульманский Ревком организовал всенародные выборы по всему Крыму, и уже 25 марта 1917 года состоялся Всекрымский мусульманский съезд, на котором удалось собрать 1500 делегатов и 500 гостей. Съезд избрал Временный крымско-мусульманский исполнительный комитет (Мусисполком) из 50 членов, председателем которого был избран Номан Челебиджихан , управляющим делами избран Али Боданинский. Мусисполком получил признание Временного правительства как единственный полномочный и законный административный орган, представляющий всех крымских татар. Под контролем Мусисполкома находились политическая деятельность, культура, религиозные дела, экономика. Исполком имел во всех уездных городах свои комитеты, в деревнях также были созданы местные комитеты. Центральными печатными органами Мусисполкома становятся газеты «Миллет» (редактор А. С. Айвазов) и более радикальная «Голос Татар» (редакторы А. Боданинский и X. Чапчакчи).

После проведенной Мусисполкомом всекрымской избирательной кампании 26 ноября 1917 года (9 декабря по новому стилю) в Бахчисарае в Ханском дворце был открыт Курултай - Генеральная Ассамблея, главный совещательный, директивный и представительный орган. Курултай открыл Челебиджихан. Он, в частности, сказал: «Наша нация созывает Курултай не для закрепления своего господства. Наша цель трудиться рука об руку, голова к голове со всеми народами Крыма. Наша нация справедлива». Председателем Курултая был избран Асан Сабри Айвазов . В Президиум Курултая вошли Абляким Ильми, Джафер Аблаев, Али Боданинский, Сейтумер Таракчи. Курултай утвердил Конституцию, в которой было сказано: «…Курултай верит, что принятая Конституция может обеспечить национальные и политические права малочисленных народов Крыма только при народно-республиканской форме правления, поэтому Курултай принимает и провозглашает принципы Народной республики как основу национального существования татар». Статья 17 Конституции отменяла титулы и сословные звания, а 18-я - узаконивала равенство мужчины и женщины. Курултай объявил себя национальным парламентом 1-го созыва. Парламент выбрал из своей среды Крымскую национальную Директорию, председателем которой был избран Номан Челебиджихан. Челебиджихан составил свой кабинет. Директором юстиции был сам Номан Челебиджихан. Директором военных и внешних дел стал Джафер Сейдамет. Директором просвещения - Ибраим Озенбашлы. Директором вакуфов и финансов - Сеит-Джелиль Хаттат. Директором религиозных дел - Амет Шукри. 5 декабря (по старому стилю) Крымская национальная Директория объявила себя Крымским Национальным Правительством, выпустила воззвание, в котором, обращаясь ко всем национальностям Крыма, призвала их на совместную работу. Таким образом, в 1917 году в Крыму начали существовать крымскотатарский Парламент (Курултай) - законодательный орган, и крымскотатарское Правительство (Директория) - исполнительный орган.

Гражданская война и Крымская АССР

Доля крымских татар в населении районов Крыма по материалам всесоюзной переписи населения 1939 года

Тяжёлым испытанием для крымских татар стала Гражданская война в России . В 1917 году после Февральской революции был созван первый Курултай (съезд) крымскотатарского народа, провозгласивший курс на создание независимого многонационального Крыма. Известен лозунг председателя первого Курултая, одного из наиболее чтимых крымскими татарми лидеров, Номана Челебиджихана - «Крым - для крымчан» (подразумевалось всё население полуострова независимо от национальности . «Наша задача, - говорил он, - создание такого государства, как Швейцария . Народы Крыма представляют собой прекрасный букет, и для каждого народа необходимы равные права и условия, ибо нам идти рука об руку» . Однако Челебиджихан был пленён и расстрелян большевиками в 1918 году , а интересы крымских татар на протяжении Гражданской войны практически не учитывались как белыми , так и красными.

Крым под немецкой оккупацией

За участие в Великой Отечественной войне пятеро крымских татар (Тейфук Абдуль , Узеир Абдураманов , Абдураим Решидов , Фетислям Абилов , Сеитнафе Сеитвелиев) были удостоены звания Героя Советского Союза , а Аметхан Султан был удостоен этого звания дважды. Двое (Сеит-Неби Абдураманов и Насибулла Велиляев) являются полными кавалерами Ордена Славы . Известны имена двух генералов-крымских татар: Исмаил Булатов и Абляким Гафаров.

Депортация

Обвинение в сотрудничестве крымских татар, а также других народов, с оккупантами стало поводом для выселения этих народов из Крыма в соответствии с Постановлением ГКО СССР № ГОКО-5859 от 11 мая 1944 года . Утром 18 мая 1944 года началась операция по депортации народов, обвиненных в сотрудничестве с немецкими оккупантами, в Узбекистан и прилегающие районы Казахстана и Таджикистана . Небольшие группы были отправлены в Марийскую АССР , на Урал , в Костромскую область .

Всего из Крыма было выселено 228 543 человека, 191 014 из них - крымские татары (более 47 тыс. семей) . С каждого третьего взрослого крымского татарина взяли подписку о том, что он ознакомился с постановлением, и что за побег с места спецпоселения грозил срок 20 лет каторжных работ, как за уголовное преступление .

Официально основанием для высылки было объявлено также массовое дезертирство крымских татар из рядов Красной Армии в 1941 году (называлось число около 20 тыс. человек), хороший приём немецких войск и активное участие крымских татар в соединениях германской армии, «СД », полиции, жандармерии, аппарате тюрем и лагерей . При этом депортация не коснулась подавляющего большинства крымскотатарских коллаборационистов , так как основная масса их была эвакуирована немцами в Германию . Оставшиеся в Крыму были выявлены органами НКВД во время «зачисток» в апреле-мае 1944 года и осуждены как предатели родины (всего по Крыму за апрель-май 1944 года было выявлено около 5000 коллаборационистов всех национальностей). Крымские татары, сражавшиеся в частях Красной Армии, также были подвергнуты депортации после демобилизации и возвращения с фронта домой в Крым. Также были депортированы крымские татары, не жившие в Крыму во время оккупации и успевшие вернуться в Крым к 18 мая 1944 года . В 1949 году в местах депортации насчитывалось 8995 крымских татар - участников войны, в том числе 524 офицера и 1392 сержанта .

Значительное число переселенцев, истощённых после трёх лет жизни в оккупации, погибло в местах высылки от голода и болезней в 1944-45 годах. Оценки числа погибших в этот период сильно разнятся: от 15-25 % по оценкам различных советских официальных органов до 46 % по оценкам активистов крымскотатарского движения, в 1960-е годы собиравших сведения о погибших .

Борьба за возвращение

В отличие от других депортированных в 1944 году народов, которым разрешили вернуться на родину в 1956 году , в «оттепель », крымские татары были лишены этого права до 1989 года («перестройка »), несмотря на обращения представителей народа в ЦК КПСС , ЦК КПУ и непосредственно к руководителям СССР и при том, что 9 января 1974 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов СССР, предусматривающих ограничение в выборе места жительства для некоторых категорий граждан».

С 1960-х годов в местах проживания депортированных крымских татар в Узбекистане возникло и начало набирать силу национальное движение за восстановление прав народа и возвращение в Крым.

ЦК КПУ сообщает, что за последнее время, и особенно в 1965 году, участились посещения Крымской области татарами, отселенными в прошлом из Крыма… Приезжавшие в сентябре 1965 года в Крым некие Сулейманов, Халимов, Бекиров Сеит Мемет и Бекиров Сеит Умер, жители г. Гулистана Узбекской ССР, при встречах со своими знакомыми сообщали, что «сейчас в Москву поехала большая делегация добиваться разрешения вернуться крымским татарам в Крым. Возвращаться будем все или никто». <…>

Из письма в ЦК КПСС о посещениях Крыма крымскими татарами. 12 ноября 1965 г.

Деятельность общественных активистов, настаивавших на возвращении крымских татар на историческую родину, преследовалась административными органами советского государства .

Возвращение в Крым

Массовое возвращение началось в 1989 году , и сегодня в Крыму проживает около 250 тыс. крымских татар (243 433 чел. по всеукраинской переписи 2001 года), из них в Симферополе - свыше 25 тыс., в Симферопольском районе - свыше 33 тыс., или свыше 22 % населения района.

Основными проблемами крымских татар после возвращения стали массовая безработица , проблемы с выделением земли и развитием инфраструктуры возникших за последние 15 лет крымскотатарских посёлков.

Религия

Подавляющее большинство крымских татар - мусульмане -сунниты . Исторически исламизация крымских татар происходила параллельно с формированием самого этноса и была очень длительной. Первым шагом на этом пути был захват Судака и окрестностей сельджуками в XIII веке и начало распространения в регионе суфийских братств, а последним - массовое принятие ислама значительным количеством крымских христиан, желавших избежать выселения из Крыма в 1778 году . Основная же часть населения Крыма приняла ислам в эпоху Крымского ханства и предшествовавший ему золотоордынский период. Сейчас в Крыму насчитывается около трёхсот мусульманских общин, большая часть которых объединена в Духовное управление мусульман Крыма (придерживается ханафитского мазхаба). Именно ханафитское направление, которое является наиболее «либеральным» из всех четырех канонических толков в суннитском Исламе, является исторически традиционным для крымских татар.

Литература крымских татар

Основная статья: Литература крымских татар

Видные крымскотатарские писатели XX века:

  • Бекир Чобан-заде
  • Эшреф Шемьи-заде
  • Дженгиз Дагджи
  • Эмиль Амит
  • Абдула Демерджи

Крымскотатарские музыканты

Крымскотатарские общественные деятели

Субэтносы

Крымскотатарский народ состоит из трёх субэтнических групп: степняков или ногаев (не путать с народом ногайцы) (çöllüler , noğaylar ), горцев или татов (не путать с кавказскими татами) (tatlar ) и южнобережцев или ялыбойских (yalıboylular ).

Южнобережцы - ялыбойлу

До депортации южнобережцы жили на Южном берегу Крыма (крымскотат. Yalı boyu ) - узкой полосе шириной в 2-6 км, протянувшейся вдоль берега моря от Балакалавы на западе до Феодосии на востоке. В этногенезе этой группы основную роль сыграли греки , готы , малоазийские турки и черкесы , а в жителях восточной части Южного берега есть также кровь итальянцев (генуэзцев). У жителей многих деревень Южного берега вплоть до депортации сохранялись элементы христианских обрядов, унаследованных ими от греческих предков. Большая часть ялыбойцев приняла ислам в качестве религии достаточно поздно, по сравнению с двумя другими субэтносами, а именно в 1778. Поскольку Южный берег был под юрисдикцией Османской империи, южнобережцы никогда не жили в Крымском ханстве и могли перемещаться по всей территории империи, об этом свидетельствует большое количество браков южнобережцев с османами и другими гражданами империи. В расовом отношении большинство южнобережцев принадлежат к южноевропейской (средиземноморской) расе (внешне похожи на турок, греков, итальянцев и т. д.). Однако встречаются отдельные представители этой группы с ярко выраженными чертами североевропейской расы (светлая кожа, светлые волосы, голубые глаза). Например, жители деревни Кучук-Ламбат (Кипарисное) и Арпат (Зеленогорье) относились именно к этому типу. Южнобережные татары и по физическому типу заметно отличаются от тюркского: отмечались более высокий рост, отсутствие скул, «в общем, правильные черты лица; тип этот сложен весьма стройно, почему и может быть назван красивым. Женщины отличаются мягкими и правильными чертами лица, темными, с длинными ресницами, большими глазами, тонко очерченными бровями» [откуда? ] . Описанный тип, однако, даже в пределах небольшого пространства Южного берега подвергается значительным колебаниям, в зависимости от преобладания тех или других живших здесь народностей. Так, например, в Симеизе, Лименах, Алупке нередко можно было встретить длинноголовых, с продолговатым лицом, длинным горбатым носом и русыми, иногда рыжими волосами. Обычаи южнобережных татар, свобода их женщин, почитание некоторых христианских праздников и памятников, их любовь к оседлым занятиям, сопоставленные с их наружным видом, не могут не убедить, что эти, так называемые «татары» близки к индоевропейскому племени. Население среднего ялыбоя отличается аналитическим складом ума, восточного - любовью к искусству - это определяется сильным влиянием в средней части готов, а в восточной греков и итальянцев. Диалект южнобережцев относится к огузской группе тюркских языков, очень близок к турецкому . В лексике этого диалекта имеется заметный пласт греческих и некоторое количество итальянских заимствований. Старый крымскотатарский литературный язык, созданный Исмаилом Гаспринским, был основан именно на этом диалекте.

Степняки - ногаи

Горцы - таты

Современная ситуация

Этноним «татары» и крымскотатарский народ

То, что в общепринятом названии крымских татар присутствует слово «татары», часто вызывает недоразумения и вопросы о том, не являются ли крымские татары субэтнической группой татар , а крымскотатарский язык диалектом татарского . Название «крымские татары» осталось в русском языке с тех времён, когда почти все тюркоязычные народы Российской империи именовались татарами : карачаевцы (горские татары), азербайджанцы (закавказские или азербайджанские татары), кумыки (дагестанские татары), хакасы (абаканские татары) и т. д. Крымские татары имеют мало общего в этническом плане с историческими татарами или татаро-монголами (за исключением степных), и являются потомками тюркоязычных, кавказских и других племён, населявших восточную Европу до монгольского нашествия, когда на запад и пришёл этноним «татары». Крымскотатарский и татарский языки являются родственными, поскольку оба относятся к кыпчакской группе тюркских языков, однако не являются внутри этой группы ближайшими родственниками. Из-за достаточно сильно отличающейся фонетики крымские татары почти не понимают на слух татарскую речь. Наиболее близкими к крымскотатарскому являются из огузских турецкий , азербайджанский , а из кыпчакских кумыкский и карачаевский языки . В конце XIX века Исмаилом Гаспринским была предпринята попытка создания на основе крымскотатарского южнобережного диалекта единого литературного языка для всех тюркских народов Российской империи (в том числе и татар Поволжья), однако серьёзного успеха это начинание не имело.

Сами крымские татары на сегодняшний день используют два самоназвания: qırımtatarlar (дословно «крымтатары») и qırımlar (дословно «крымцы») . В обиходной разговорной речи (но не в официальном контексте) может употребляться в качестве самоназвания и слово tatarlar («татары»).

Написание прилагательного «крымскотатарский»

Кухня

Основная статья: Крымскотатарская кухня

Традиционными напитками являются кофе , айран , язма, буза .

Национальные кондитерское изделия шекер къыйыкъ, курабье , пахлава .

Национальными блюдами крымских татар являются чебуреки (жареные пирожки с мясом), янтыкъ (печенные пирожки с мясом), сарыкъ бурма (слоёный пирог с мясом), сарма (фаршированные мясом и рисом листья винограда, капусты), долма (фаршированные мясом и рисом болгарские перцы), кобетэ - изначально греческое блюдо, о чём свидетельствует название (печеный пирог с мясом, луком и картофелем), бурма (слоёный пирог с тыквой и орехами), татараш (буквально татарская еда - пельмени) юфакъ аш (бульон с очень мелкими пельменями), шашлык (само слово крымскотатарского происхождения), плов (рис с мясом и курагой в отличие от узбекского без моркови), пакъла шорбасы (мясной суп с стручками зеленой фасоли, заправленный кислым молоком), шурпа, хайнатма.

Примечания

  1. Всеукраїнський перепис населення 2001. Русская версия. Результаты. Национальность и родной язык . Архивировано из первоисточника 22 августа 2011.
  2. Этноатлас Узбекистана
  3. О миграционном потенциале крымских татар из Узбекистана и др. к 2000 г.
  4. По переписи 1989 г. в Узбекистане было 188 772 крымских татар.() При этом нужно учитывать, что с одной стороны после распада СССР большая часть крымских татар Узбекистана вернулась на свою родину в Крым , а с другой - что значительная часть крымских татар в Узбекистане записывается при переписях как «татары». Есть оценки численности крымских татар в 2000-е годы в Узбекистане до 150 тыс. чел.(). Численность собственно татар в Узбекистане составляла 467 829 чел. в 1989 г. () и около 324 100 чел. в 2000 г.; а татар вместе с крымскими татарами в 1989 году в Узбекистане было 656 601 чел. и в 2000 году - 334 126 чел. Какую долю от этого количества в реальности составляют крымские татары, точно неизвестно. Официально в 2000 г. в Узбекистане было 10 046 крымских татар ()
  5. Joshuaproject. Tatar, Crimean
  6. Crimean Tatar population in Turkey
  7. Перепись населения Румынии 2002 г. Национальный состав
  8. Всероссийская перепись населения 2002 года . Архивировано из первоисточника 21 августа 2011. Проверено 24 декабря 2009.
  9. Перепись населениея Болгарии 2001 г.
  10. Агентство Республики Казахстан по статистике. Перепись 2009. (Национальный состав населения .rar)
  11. Около 500 тыс. в странах бывшего СССР, Румынии и Болгарии, и от 100 тыс. до нескольких сот тысяч в Турции. Статистика по национальному составу населения в Турции не публикуется, поэтому точные данные неизвестны.
  12. Тюркские народы Крыма. Караимы. Крымские татары. Крымчаки. / Отв. ред. С. Я. Козлов, Л. В. Чижова. - М .: Наука, 2003.
  13. Озенбашлы Энвер Мемет-оглу . Крымцы. Сборник работ по истории, этнографии и языку крымских татар. - Акмесджит: Доля, 1997.
  14. Очерки истории и культуры крымских татар. / Под. ред. Э. Чубарова. - Симферополь, Крымучпедгиз, 2005.
  15. Türkiyedeki Qırımtatar milliy areketiniñ seyri, Bahçesaray dergisi, Mayıs 2009
  16. А. И. Айбабин Этническая история ранневизантийского Крыма. Симферополь. Дар. 1999
  17. Мухамедьяров Ш. Ф. Введение в этническую историю Крыма. // Тюркские народы Крыма: Караимы. Крымские татары. Крымчаки. - М .: Наука. 2003.