Биографии Характеристики Анализ

Главная мысль рассказа душечка. Анализ рассказа чехова душечка сочинение

Главная черта натуры Чехова – острое чутьё к чужой боли, прирождённая мудрость высокой и доброй души. Чтобы понять его взгляды, мысли, нужно всматриваться в глубины произведений, вслушиваться в звучащие голоса героев его творчества. Писателя интересуют обыкновенные люди, в которых он старается найти то, что делает их исполненными высокой духовности.

В восьмидесятые годы девятнадцатого века Чехов начинает печататься во влиятельной газете «Новое время», владельцем которой был А.С. Суворин. Появляется возможность подписывать рассказы настоящей фамилией. Начиная с 1887 года, почти все работы писателя выходят у Суворина. По этим книжкам Россия узнала Чехова.

Говоря о прототипе Душечки, можно с уверенностью утверждать, что это обобщённый символ, некое общее свойство характера – праматеринское первоначало.

С восторгом принял рассказ Л.Н. Толстой.

Жанр, направление

Чехов продолжает лучшие традиции классического реализма, который переплетается с приёмами высокого натурализма.

Писатель соприкасается и с символизмом, ища в нём современные формы изображения действительности.

«Душечка» — небольшой по объёму рассказ, музыкальность звучания которого позволяет говорить о его камерности. Повествование сопровождается лёгкой иронией, скрывающей насмешливую улыбку.

Суть

В центре внимания обычная жизнь Ольги Семёновны Племянниковой. Сюжетная интрига отсутствует.

В рассказе выделяются две сюжетные линии, обе связанные с историей Оленьки: с одной стороны, «цепь увлечений героини», с другой – «цепь потерь и утрат». Всех троих мужей Душечка любит самозабвенно. Взамен своей любви она ничего не требует. Без страсти просто не может жить. Отними у неё это чувство – жизнь потеряет всякий смысл.

Все мужья покидают эту землю. Она их искренне оплакивает.

Настоящая любовь приходит к Душечке лишь тогда, когда в её судьбе появляется мальчик Саша.

Главные герои и их характеристика

Характеры и души чеховских героев открываются не сразу. Автор учит не спешить с вынесением однозначных оценок его персонажам.

  1. Ольга Семёновна Племянникова – «тихая, добродушная, жалостливая барышня». Всё в облике её было «мягким»: и взгляд, и белая шея. Но визитной карточкой являлась «добрая, наивная улыбка». Особа любвеобильная, в судьбе которой одна за другой появляются три сердечные привязанности: антрепренер Иван Кукин, управляющий лесным складом Василий Андреич Пустовалов, ветеринар Владимир Платоныч Смирнин. Оленька становится их «тенью», «женщиной-эхом». Лишённая своего мнения, она повторяет всегда то, что говорят её мужья. Любящая без оглядки, Душечка не представляет свою жизнь в одиночестве. Ванечка, Васечка, затем Володечка. Всех она называла «голубчик». Оставшись совсем одна, она теряется, ни одна мысль не рождается в уме. Пустота и неизвестность будущего становятся постоянными спутниками жизни. И только появление в её судьбе десятилетнего мальчика Саши, сына Смирнина, «дарит» Ольге Семёновне любовь, которая захватывает всю душу. Общее свойство характера можно определить общим словом «женственность», оно и выражает весь образ Душечки.
  2. Иван Кукин. В основе характеристики героя лежит антитеза: содержит увеселительный сад «Тиволи», но постоянно жалуется на жизнь. Внешность невзрачная: тощий, говорит, кривя рот. Жёлтый цвет лица – признак физического нездоровья и сварливого характера. Несчастный человек. Постоянно идущий дождь – символ отчаявшегося в своей судьбе заложника ситуации.
  3. Василий Андреич Пустовалов – сосед Племянниковой. «Степенный голос», «тёмная борода». Совершенно незапоминающаяся личность. Он не любит никаких развлечений. Совместная жизнь с Оленькой проглядывает через детали: «от обоих хорошо пахло», «возвращались рядышком».
  4. Владимир Платоныч Смирнин – молодой человек, ветеринар. С женой разошёлся, так как её ненавидел, но исправно высылал деньги на содержание сына.
  5. Темы и проблемы

    1. Судьба женщины в обществе всегда волновала Антона Павловича. Незабываемые страницы своего творчества он посвятил ей, создав образ «чеховской женщины»,
    2. Основная тема рассказа – любовь. Любовь к родственникам, любовь к мужчине и материнская любовь. Тема любви – главная в жизни Душечки. Её чувства тихие, грустные. Речь в рассказе идёт о способности русской женщины к самоотверженности ради продолжения и сохранения жизни.
    3. Но вполне ли свободны в своём поведении и суждениях персонажи рассказа? Труднейшим является вопрос о действительной человеческой свободе , о преодолении в себе зависимости от любящих людей.
    4. Проблема счастья. Можно ли назвать счастливым человека, живущего только ради блага и счастья родных и близких? Так ли необходимо обеспечивать их «счастьем» по какой-то своей норме? Автор пытается ответить на эти вопросы с присущей ему деликатностью.
    5. Философская проблема ценности жизни. У человека есть обязательства перед нею и перед её сохранением. Не нужно её разрушать.
    6. Конфликт обыденной бессмысленной жизни и личности , которая должна «убить в себе раба» и начать жить осознанно. Героине предстоит сбросить с себя сонное оцепенение пассивности и взять на себя ответственность за чью-то судьбу.
    7. Смысл

      Писатель обычно не даёт утешительных ответов. Не всё в жизни ясно ему самому. Но есть в прозе такие ценности, в которых мастер уверен. Что же такое любовь? Прежде всего, это чувство, позволяющее человеку раскрыть потенциал своей души. Любить – не значит копировать вторую половинку, слепо повторять её мысли, полностью лишив себя свободы выбора. Любовь дарует личности невидимую энергию, позволяющую разделить с любимым все жизненные невзгоды, преодолеть встречающиеся на пути трудности. Где нет настоящей любви, там и жизнь не до конца настоящая – вот главная мысль писателя.

      Женщина – это не только любящая и заботливая жена. Она мать, которая дарует миру дитя, продолжательница рода человеческого. Любовь у Чехова – глубоко христианское чувство, отсюда и его идея – дать Душечке чувства, возвышающие ее, а не закабаляющие в рутине.

      Подлинная любовь возможна лишь в семейном мире. Материнская любовь позволяет заново пройти с ребёнком путь познания жизни.

      Чему учит?

      Чехов ставит читателя перед необходимостью самому выбрать ответ на вопрос. Основная мысль заключена в сцене «урока географии»: «Островом называется часть суши», — повторяет Оленька. «Острова» — человеческие судьбы, «суша» — наш необъятный мир, который складывается из семейных «островков». Ведь только там можно испытать высшую полноту жизни и обрести самого себя.

      Писатель учит тому, что всякая исповедуемая истина ограниченна. Жизнь в многообразии её проявлений оказывается «мудрее». Писатель хотел, чтобы человек не закрывался от нее, а умел прожить каждый подаренный ею миг.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Скажите оптимальные размеры участка под данный проект.

Добрый день, Ольга,

Можно этот домик но с полуподвальным помещением?

Добрый день, Светлана,

готовый проект с цокольным этажом для этого проекта не разрабатывался. Предлагаем Вам несколько вариантов решения: 1. Экономичный вариант: можем предложить выполнить для Вас вариант с цоколем (под всем домом) в объеме ПАСПОРТА проекта. Паспорт проекта подразумевает планировки, фасады, разрезы и пояснительную записку и используется, в первую очередь, для согласования строительства. Строительная рабочая документация при этом будет предоставлена без корректировки, как есть. К такому Паспорту прикладываются типовые конструктивные узлы по организации цоколя (сечения, схема армирования, спецификации), используя которые (а также опираясь на существующий рабочий проект строители реализуют дом с цоколем). Цокольный этаж под частью дома не проектируется (при необходимости помещения, которые не будет эксплуатироваться, могут быть закрыты или засыпаны). 2. Переработка полной строительной рабочей документации с дополнением цокольного этажа. Стоимость уточняется на момент заказа.

Понравился данный проект, хотим начать строительство в этом году. Когда к вам обращаться? Строите сами?

Татьяна, здравствуйте,

проект имеет 100% готовность всех разделов и может быть предоставлен в кратчайшие сроки. Мы можем доставить Вам проект курьерской службой (доставка входит в стоимость), или Вы можете выкупить его непосредственно у нас в офисе. Если начало строительства планируется весной этого года, то уже сейчас имеет смысл позаботиться о проекте, т.к. потребуется время для проведения тендера между строительными компаниями (бригадами), чтобы выбрать подходящих Вам по качеству и стоимости предоставляемых услуг. Наше бюро занимается проектированием, строят по нашим проектам фирмы, которые выбирают заказчики по своему усмотрению. Для контроля за строительством и закупкой материалов в проекте есть все необходимые размеры, узлы и спецификации.

Вопрос по проекту 109A Здравствуйте! 1. Возможно ли данный проект адаптировать по теплотехническим характеристикам для Тюменской области? 2. Пристроить гараж?

Владислав, добрый день,

Благодарим за внимание к нашим проектам и обращение в нашу студию. Можно увеличить толщину стен, заменить примененный в проекте газоблок 300 мм на 375 или 400 мм + утеплитель и лицевой кирпич. Если суммарно толщина стены получится менее 600 мм, никаких конструктивных изменений не потребуется. Она встанет на фундаментную плиту без изменений. Если ширина стены превысит 600 мм, потребуется увеличить площадь фундаментной плиты. Если аналогичные проекты небольших по площади домов с гаражом или навесом для машины: 108В, 123А, 520А, 103В. Можно пристроить гараж и к 109 проекту.

Здравствуйте! Мне нравится проект "Душечка"100м.кв. Возможно получить этот проект на пострйку каркасного дома. Так же мне не нужна веранда

Татьяна, добрый день,

Проект 109А рассчитан на строительство из газобетона 300мм толщиной. Все спецификации, узлы, детали, сечения выполнены из расчета на этот материал.

Если строительная компания, специализирующаяся на каркасном домостроении, возьмется за строительство по такому проекту — вопрос будет решен.

За переработку проекта под каркасную технологию мы не возьмемся. Обратите внимание на то, что заметного удешевления строительства не достигается, так как речь идет в основном об экономии при возведении стен, а сами стены в общей стоимости дома - не более 15-20% (есть еще фундамент, перекрытия, стропила и кровля, окна и двери, инженерные системы, отделка.).

Вопрос по проекту 109A Назовите пожалуйста толщину наружных стен в этом проете

Написанный в 1898 году, напечатанный в журнале «Семья» рассказ А. П. Чехова «Душечка» вошел в 9 том собрания сочинений писателя. Главная героиня Ольга Семеновна Племянникова проживает в родительском доме неподалеку от сада «Тиволи» в Цыганской слободке. Эта милейшая, приветливая девушка. За ее кроткий нрав и покладистый характер соседи прозвали «душечкой». Чехов раскрывает образ девушки, рассказывает о ее судьбе то с иронией, то с трагическими нотками.

Оленька Племянникова предстает перед нами как человек, для которого смысл жизни заключен в любви к другим людям. Она живет проблемами, заботами родных. Ее любовь искренна, без притворства. Будучи еще юной девушкой, она любит папеньку, тетушку, которая живет в Брянске, своего преподавателя французского. Затем влюбляется в театрального импресарио Кукина, живущего по соседству во флигеле. Человека малопривлекательного: ростом невысоким, худощавого телосложения, с зачесанными висками и желтоватым лицом. Этого вечно недовольного, ворчащего человека. Он постоянно жалуется то на дождливую погоду, на то, что люди не идут в его театр.

Сама не замечая, Оленька буквально растворяется в его проблемах. Она заражается презрительным отношением мужа к посетителям театра, постоянно повторяет дословно его слова. Посещает репетиции и делает замечания, если сцены слишком фривольны. Актеры пользуются ее добротой, берут деньги в долг, но отдавать не спешат. Между собой они называют ее «мы с Ванечкой». Эта фраза постоянно звучит и в разговорах самой девушки. Узнав о смерти мужа, Душечка теряет смысл жизни, ее внутреннее содержание.

Пустоту, образовавшуюся в душе необходимо заполнить, и Оленька находит утешение в новой безрассудной любви к лесоторговцу Пустовалову. Ее буквально поглощают его проблемы. Теперь ее заботами стали продажа леса, цены на него. Но и жизнь с Пустоваловым продолжается не долго, он умирает. И Душечка вновь теряет смысл жизни.

На смену этой любви приходит любовь к ветеринарному врачу Смирнину, который поссорился с женой. Теперь ее проблема – плохой ветеринарный надзор в городе. Но и эта связь длится не долго, врача переводят в другой город. Жизнь Ольги Семеновны вновь теряет смысл, она чахнет и стариться. Однако Смирнин вновь приезжает в город вместе с сыном Сашей. Они поселяются во флигели рядом с домом Оленьки. Мальчик поступает в гимназию. Душечка с головой уходит в гимназические проблемы Саши, живет его радостями и печалями, сетует соседям на сложности обучения. В ее речи звучат слова «мы с Сашенькой», она постоянно цитирует выдержки из учебников. Ее мечты направлены на будущее Саши. Ольга видит его инженером или доктором, в большом доме, женатым, имеющим детей. Одно лишь тревожит женщину, она очень боится, что мальчика могут забрать родители.

«Душечка» - рассказ о человеке, который способен полюбить страстно, всем сердцем. Оленька трогательна в проявлении своих забот, но одновременно и смешна. Для нее любить – не получать, а отдавать себя всецело, жить интересами и проблемами других.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Домашние обязанности

    В любой семье есть свои порядки, правила и традиции. И хотя все семьи отличаются друг от друга, одно остается неизменным – у каждого члена семьи должны быть свои обязанности

  • Сочинение Константин Треплев в пьесе Чайка Чехова (характеристика и образ героя)

    Чехов написал огромное количество разных произведений и многие из них изучаются в школе, как например «Чайка». Здесь главным героем стал молодой человек по имени Треплев Константин Гаврилович. Его отец был актером, которого знал весь мир.

  • Образ и характеристика Сони Ростовой в романе Война и мир Толстого сочинение

    Соня Ростова кажется одной из самых несчастных героинь романа «Война и мир» Льва Николаевича Толстого. Что же представляет из себя эта девушка на самом деле?

  • Анализ рассказа Живая шляпа Носова

    Творчество советского детского писателя Н. Н. Носова проникнуто искренней любовью к детям. Рассказ “Живая шляпа” написан в 1938 году, когда только начиналась карьера писателя.

  • Сочинение Тема Родины в лирике Есенина (в творчестве, стихах, произведениях)

    Тема любви к Родине проходит через всё творчество Есенина. Он родился в Рязанской губернии, в селе Константиново. В молодости, когда мир воспринимается сквозь розовые очки, поэт пишет, что ему не надо никакого рая

ЗАКАЗАТЬ ПРОЕКТ
Характеристики
Тип фундамента монолитная ж/б плита 22.3 м3
Тип перекрытий монолитные ж/б
Тип кровли битумная черепица 154.5 м2
Наружная отделка лицевой кирпич, декоративная штукатурка 109.0/13.2 м2
Наружная отделка цоколя облицовочный камень
Крыша стропильная конструкция
Тип наружных стен газобетонные блоки - 300 мм 35.8 м3
Габаритные размеры дома без крылец 9.6х10.0 м
Высота дома от уровня пола первого этажа 7.33 м
Высота 1-го этажа от пола до потолка 2.75 м
Высота 2-го этажа от пола до потолка 2.75 м
Высота мансардного скоса 1.1 м
Тип внутренних стен кирпич/газобетон 1.1/5.36 м3
Количество этажей 2
Наличие мансардного этажа

Вы мечтаете о своем доме, что бы он был не большой, но со всеми удобствами, чтобы был привлекательный и современный. Присмотритесь к этому проекту, возможно, он и будет вам по душе. Такой маленький уютный домик — миниатюра большого, комфортабельного особняка. В наличие есть все составляющие: эркеры, формирующие облик дома и просторная веранда, и жилая комната на первом этаже, и большая светлая ванная на втором. Только все это миниатюрное - но вполне достаточное для комфортной жизни семьи из 3- 4 человек. В соответствии с проектировкой наружные стены можно возводить из одного материала - трехсотмиллиметровых газобетонных блоков. Так что этот момент дает нам право занести этот коттедж в категорию «проекты газобетонных домов».

Главный вход в дом выполнен двумя арочными проемами и примыкающими к ним ступеньками с перильными ограждениями. Отделка цоколя - облицовочный камень, кровля мансардной крыши - битумная черепица. Вход в прихожую дома идет через небольшой тамбур. В прихожей нашлось место для небольшой гардеробной и санузла. На первом этаже расположены гостиная, кухня-столовая, спальня и душевая. Гостиная и столовая прекрасно освещены окнами эркеров, а дополнительный уют гостиной придает камин. Выход на крытую веранду ведет из кухни. Помещение котельной проектом не предусмотрено. Установить ли электрический котел на кухне или сделать теплые полы решат сами хозяева дома. В проекте предложено два варианта планировки второго этажа с одной и двумя спальнями. Второй этаж - мансардный, он практически полностью спрятан под кровлю, что неизбежно приводит к появлению мансардных окон. Этими окнами освещаются две спальни, ванная комната и лестница в небольшом холле. Данный готовый проект — удачный вариант недорогого, доступного, но при этом достаточного комфортного загородного жилья для небольшой семьи. Следует напомнить, что в проекте учтен объемный просмотр внутренних помещений (так называемая Виртуальная прогулка) и зеркальное изображение строения дома с поэтажной планировкой. По такому же принципу выполнен проект бани со студией в мансарде - проект 223С.

Если, к примеру, какая-то деталь в этом коттедже вас не устроила, и вы хотите найти вариацию на проект 109А либо совершенно уникальный проект, смело смотрите содержимое нашего каталога - там вы найдете самые разные проекты домов и обязательно сделаете свой выбор!

Рассказ «Душечка», написанный в 1899 г., относится к последнему периоду творчества А. П. Чехова.

Особенностью рассказа является многозначность образа главной героини, дающая возможность разностороннего понимания и толкования этого произведения. Именно поэтому один из лучших чеховских рассказов, история «жизни в любви», вызывал и продолжает вызывать сегодня противоречивые мнения и оценки.

Тематика произведения

Основная тема произведения – любовь, которую Чехов противопоставляет ценностному вакууму общества. При этом сущность любовь в понимании главной героини состоит в умении давать любовь, а не получать.

Обладая даром видеть сложное в простом, Чехов в обыденной жизни обыкновенного человека находит и показывает то, что составляет суть этого человека, ради чего он живет.

Сюжетно-композиционное построение рассказа

В «Душечке» четко прослеживаются две сюжетные линии. «Цепочка увлечений» Душечки рисует образ легкомысленной дамы, быстро меняющей сердечные привязанности и растворяющейся в своих избранниках. «Цепочка потерь и утрат» рисует чувства Ольги Семеновны при утрате своих возлюбленных.

Четырехчастная композиция рассказа соответствует смене четырех привязанностей Душечки. Для построения повествования Чехов использует прием повторения: в каждой из четырех частей ситуация развивается по одинаковому сценарию. Душечка понимает чужое положение, проникается сочувствием, затем любовью, становясь «эхом» и «тенью» возлюбленного, затем наступает конец ситуации. Такое однообразие действий и прогнозируемость дальнейшего развития событий создают комический эффект.

Время в рассказе писатель организует путем чередования повторяющихся сцен и однократных событий. Повествование в трех частях касается прошлого героини, только в четвертой части употребляются глаголы настоящего времени.

Финал рассказа Чехов оставил открытым: повторится ли для Душечки снова ситуация потери? Неужели она лишится того, что наполняет ее жизнь и придает ей смысл?

Система образов рассказа

Основными героями произведения являются Ольга Семеновна Племянникова (Душечка), Кукин, Пустовалов, ветеринар, его сын Саша. Образ Кукина имеет комическую направленность. Образы других персонажей выписаны не так ярко.

Наибольшее внимание уделено образу главной героини. Образ Душечки сложен и противоречив. Дар самоотверженной любви, которым одарена героиня, удивительным образом переплетается с полным отсутствием духовных интересов, неспособностью к самостоятельному мышлению («у нее не было никаких мнений»).

В первых трех частях образ Душечки имеет две проекции: Чехов показывает трогательное и милое в этой женщине и одновременно подтрунивает над смешным и ограниченным в ней. Используя прием снижения, писатель сначала дает возможность проникнуться чувствами героини, но при этом показывает ограниченность и относительность этих чувств, и эта ограниченность не может не вызывать улыбки читателя. Ольга целиком растворяется в мире своего избранника, теряя при этом собственную индивидуальность. Не случайно героиня лишена собственной речевой характеристики, а повторяет, словно эхо, слова своих мужей. С помощью речевых деталей Чехов показывает изменение лексики Душечки – беседы на театральную тему при Кукине сменяются употреблением лесотехнических терминов при Пустовалове, а затем – разговорами о болезнях лошадей при ветеринаре Смирнине.

В четвертой части рассказа ирония исчезает. Душечка предстает перед читателем в новом свете – свете материнской любви. С появлением в ее жизни гимназиста Саши, лишенного родительской любви, в Ольге просыпается материнская любовь. «Ах, как она его любит!». Все прежние чувства кажутся ничтожными, ненастоящими в сравнении с этой последней любовью. Душечка реализует свой главный дар, так отличающий ее от мира обывателей, - способность к самоотверженной любви. Женщина в этом чувстве обретает себя. Душечка вырастает из ограниченной мещанки в истинно чеховскую героиню, вызывающую понимание и сочувствие.

Художественное своеобразие рассказа

Рассказ написан в художественном стиле. Художественное построение текста основано на чередовании лирической и комической тональности повествования. Своеобразие рассказа проявляется в повторении уменьшительно-ласкательных суффиксов, использовании приема повторения на всем протяжении рассказа, внимании к речевым деталям.

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»