Биографии Характеристики Анализ

Городская программа по благоустройству дворов. Что входит в благоустройство придомовой территории (двора) многоквартирного дома: элементы, правила

В рамках развития страны государство старается не только оказать поддержку разным слоям населения, но и дать возможности для улучшения внешнего вида всем видам местности. Так появляется программа по благоустройству дворовых территорий с 2019 года, об условиях и особенностях которой мы поговорим далее.

Задачи программы

Благоустройство дворовых территорий 2019 — масштабный проект, разработанный государством для достижения разнообразных целей и решения целого ряда задач государственной важности. Среди них отдельно можно выделить:

  • придать новый облик дворам, а также паркам, скверам и т.д.;
  • придать дворовым территориям статус жилого имущества и сделать жильцов ответственными за него (в результате платить за поддержку нового внешнего вида площадей, а также их ремонт будут граждане, которым данная площадь принадлежит);
  • улучшить условия для организации досуга на дворовых территориях.

Важно! Сумма, выделенная на участие в программе, составляет 20 миллиардов рублей. Следует учитывать, что она будет распределяться в определенном соотношении между разными регионами, окончательное решение о том, как эту сумму потратить, будет приниматься уже непосредственно местным управлением.

Распределение бюджета

Распределение бюджета является наиболее сложным этапом в рамках реализации программы. Дело в том, что количество регионов по стране — 85, однако, размер и количество дворовых территорий в них различается. Нужда в улучшении этих территорий также рознится: в Москве количество облагороженных мест значительно больше, чем в отдаленных регионах.

Так как затруднения возникают уже на первом этапе распределения денег, было принято решение о том, чтобы разработать определенные правила и условия, соблюдением которых люди могут повлиять на результат.

Условия участия

Чтобы благоустроить свою придомовую площадь необходимо выполнить ряд важных условий, в числе которых:

  1. Разработать программу, согласно которой будут в дальнейшем потрачены деньги. То есть, необходимо подробно рассказать о том, как будет проходить благоустройство территорий в 2019 — 2022 году конкретно в вашем случае.
  2. Необходимо внести личный посильный вклад. Данный вклад может быть предоставлен как в денежном, так и в физическом эквиваленте (в виде помощи «руками» и рабочей силой). Если это условие не будет выполнено, то федеральная финансовая поддержка к региону не поступит.


Благоустройство дворовых территорий 2019 — доступная возможность, условия использования которой максимально просты и доступны. Однако очень важна информированность и поддержка граждан.

Распределение в разных регионах

На начальном этапе для участия в муниципальной программе согласие граждан не требуется, однако, после получения бюджета и работы над площадью ответственность за её содержание ложится именно на жильцов. Распределение будет производиться согласно ряду следующих правил:

  1. Количество многоквартирных домов, придомовые территории которых нуждаются в озеленении и ремонтных работах.
  2. Размер площади облагораживаемого региона.
  3. Население. Участвовать в программе могут исключительно те населенные пункты и муниципальные образования, число жителей в которых превышает 1000 человек.
  4. Наличие разработанного проекта. Качественно разработанный проект должен включать в себя подробную ситуацию на сегодняшний день (количество жителей, общее состояние, недочеты и преимущества), грамотно спроектированный дизайн уже отреставрированной территории, а также четкий подробный план, согласно которому будет производиться облагораживание с 2019 года по 2022, то есть, на 5 лет.


После принятия решения о благоустройстве придомовых территорий местные власти должны уведомить об этом жителей региона. После уведомления (через рекламу, объявления, СМИ) жильцы многоквартирных домов должны организовать собрание и продумать план действий по федеральной программе. Персональная отдача граждан важна, поскольку от них потребуется значительный вклад в т.ч. денежный.

Обновленные правила

Представленные ниже правила вступят в силу после того, как федеральная программа будет полностью реализована:

  1. На жильцов ложится ответственность за оплату ремонтных и иных работ в подвалах, подъездах, на крышах и во дворах. То есть с государственных и местных органов управления ответственность за поддержание порядка в данном случае снимается.
  2. Решение об объеме денежных затрат и любых работах на придомовых благоустраиваемых территориях будут приниматься непосредственно жильцами дома по решению общедомового собрания. Это значит, что вся ответственность полностью ляжет на коллектив жильцов, поэтому умение совместно принимать решения станет основополагающей для поддержания высокого качества жизни.

Важно! Для упрощения процедуры дальнейшего контроля на собрании может быть выбрано ответственное лицо, которое впоследствии будет определять объем необходимых работ и вложений, которые требуются для поддержания.

Какие работы могут быть сделаны

Для еще не благоустроенных территорий на общедомовом собрании могут быть выбраны следующие разновидности минимальных и дополнительных работ:

  • установка мусорных урн;
  • оборудование площадок для детского досуга;
  • установка скамеек;
  • оборудование мест для занятий спортом;
  • ремонт проездных площадей;
  • организация облагороженных парковочных мест;
  • необходимо освещение площади.


Также, если есть такая необходимость, можно включать в список и дополнительные работы. Их важность потребуется дополнительно обосновать в проекте.

Как это действовало раньше

До того, как была разработана муниципальная программа по облагораживанию, система работала невыгодно для жильцов дома. Дело обстояло так, что они не были ответственными за придомовые территории: ответственность за обустройство и ремонт лежало на управляющих компаниях либо сотрудниках ЖКХ. Деньги на благоустройство выделялись ежегодно, однако, процедура распоряжения ими решалась по факту не заинтересованными лицами.

Таким образом, средства уходили на минимальные, порой индивидуальные нужды, в то время как дворы оставались в том же состоянии, что и раньше. Программа позволяет полностью устранить эту проблему путем финансовой поддержки и переноса ответственности за поддержание качества жизни на по-настоящему заинтересованных в этом людей — жильцов дома.

Действительно хорошая новость – в действие вступает федеральная программа благоустройства дворовых территорий в период с 2018 по 2022 год. Это название имеет расширенное значение – новый облик приобретут не только дворы, но и площади, парки, скверы, набережные. Но основная часть денег предназначается для улучшения дворовых территорий.

Сумму в 20 миллиардов рублей выделяет из своего бюджета федеральное правительство. Деньги будут распределены по регионам, их администрации должны будут продумать правильную схему дальнейшего использования этих средств.

Предметно выделенные деньги предназначены на благоустройство общественных мест. Разрешения обычных жителей на улучшение площадей и парков не требуется, так как права их нарушены в данном случае не будут. А вот обязательства после благоустройства придомовых территорий у жильцов возникнут. Эти места приобретут статус общедомового имущества. На собственников квартир возлагается обязанность платить за содержание дворов в надлежащем виде.

Распределение по регионам

В Российской Федерации имеется 85 регионов. Различаются они размерами территорий и численностью. Самым большим по количеству населения регионом считается город федерального значения Москва. Однако она – один из самых маленьких регионов по занимаемой площади. Противоположная ситуация в Якутии. Площадей, парков и дворов, видимо, все же больше в крупных населенных пунктах. Как видим, претворение программы в жизнь является непростой задачей уже на первом этапе.

Принятие муниципальных программ

Чтобы получить деньги из федерального бюджета, регионы и муниципалитеты должны разработать собственную программу и утвердить ее. Необычным является то, что на это могут повлиять сами жители. Мероприятия по благоустройству проводятся на дворовых территориях только многоквартирных домов.

Муниципальная программа по благоустройству дворовых территорий, начинающаяся с 2018 года, включает перечень адресов придомовых участков многоквартирных домов, нуждающихся в улучшении. Правительственное постановление РФ № 169 регламентирует, что утверждение должно быть произведено не позже 31 декабря 2017 года.

Какие населенные пункты могут участвовать в программе?

Приказом Минстроя РФ № 691-пр утверждены методические рекомендации, согласно которым в программе участвуют муниципальные образования с численностью населения, превышающей 1 000 человек.

Кто сейчас заботится о дворах

Согласно жилищному кодексу, земельный участок, на котором располагается дом, является общедомовым имуществом. Но для этого должна быть выполнена формальность – официальная передача. На деле эту процедуру большинство дворов не прошло. Поэтому они считаются муниципальной собственностью.

Каждый год выделяются деньги на поддержание порядка в них в соответствии с собственным вкусом и финансовыми возможностями. Опрос жильцов дома не производится и, соответственно, их пожелания не учитываются. Хозяевами жильцы дома себя не считают и особо бережно к имуществу не относятся.

Новые правила

В 2022 году после окончания программы будут введены новые правила. Благоустроенные и радующие глаз ухоженностью дворы начнут считать частью общедомового имущества. Что это означает, жильцам уже известно – они платят за содержание крыш, подвалов и подъездов. Так же придется платить и за поддержание порядка в своих дворах. Но за уже наведенный порядок!

Таким образом, государство сначала помогает немалыми деньгами за длительное время навести порядок во дворе, а затем эта обязанность переходит к владельцам квартир.

Дальнейшая судьба каждого двора зависит от волеизъявления жителей дома. Важно, чтобы они поняли: территорию двора включат в программу только в том случае, если ими будет проявлена инициатива. Решается это на общедомовом собрании, где жильцов ознакомят с перечнем минимальных работ, которые могут быть произведены в их дворе.

На собрании должно быть принято решение, какие именно улучшения следуют произвести. Если предполагаются дополнительные виды работ, надо узнать, готовы ли жильцы участвовать в этом материально и личным участием. На собрании выбирается человек, который в дальнейшем будет представлять интересы жильцов дома и следить за сохранностью приобретенных улучшений.

Примеры минимальных и дополнительных работ указаны в таблице.

Если будет принято решение о проведении дополнительных работ, то следует выяснить количество людей, готовых в этом участвовать.

Участие может быть:

  1. Трудовое. Оно является безвозмездным и добровольным. Это участие в субботниках, строительных и покрасочных работах, установке урн и скамеек, озеленении, уборке территории.
  2. Финансовое. Под этим понимаются средства, собранные в виде единовременных выплат (размер должен быть не менее утвержденного в решении собрания), и привлечение спонсоров.

Организовывать собрания могут: правление ЖКХ, управляющая компания или инициативные жильцы. Для оповещения можно расклеить объявления с указанием повестки, разложить оповещения в почтовые ящики, позвать при личном общении. Все решения, принятые на собрании, фиксируются в протоколе.

На сайте муниципального управления можно узнать, какой конкретно двор включен в программу.

Что необходимо для включения придомовой территории в программу по благоустройству

Для того чтобы конкретный двор попал в программу, надо произвести следующие действия:

  1. Создать инициативную группу.
  2. Составить перечень желаемых изменений.
  3. Оформить схему двора с предполагаемыми улучшениями.
  4. Провести общее собрание жильцов, после которого будет оформлен протокол.
  5. Подать заявку на участие в программе в адрес муниципальных властей.

Если согласно кадастровому паспорту на придомовой территории расположено несколько домов, то в инициативной группе должны быть представители каждого из них.

На чертеже указываются уже существующие объекты и планируемые. Предполагаемые нововведения должны соответствовать муниципальной программе. К примеру, установка во дворе памятника может туда и не входить.

Положительное решение принимается, если за него проголосовало большинство из числа присутствующих на собрании. По итогам собрания составляется протокол.

Затем в муниципалитет подают заявку на благоустройство. Созданная там общественная комиссия рассмотрит ее и организует общественное обсуждение. Муниципальная организация предоставит на рассмотрение дизайн-проект двора, который требует согласования с представителями, выбранными на общем собрании жильцов.

На основании дизайн-проекта муниципалитетом будет организован конкурсный отбор подрядчиков для проведения необходимых работ. Представители из инициативной группы проводят промежуточный контроль над ходом работ.

Дальнейшее содержание двора в порядке может осуществляться силами самих жителей или с привлечением сторонних организаций за дополнительную плату.

Участие в программе и совместное обсуждение деталей имеет дополнительный бонус – это сплочение людей, проживающих в одном доме.

Смотрите видео о программе благоустройства дворовых территорий:

В предыдущих статьях мы рассказали про национальный проект «ЖКХ и городская среда» . Это план Минстроя, как улучшить качество жилищно-коммунальных услуг и создать комфортную городскую среду. Авторы проекта обещают, что к 2020 году города станут уютнее, красивее и удобнее.

«Двигателем» преобразований станут жители, но им не обойтись без помощи специалистов-коммунальщиков. И в первую очередь они обратятся к управляющей организации. Поэтому рекомендуем УО внимательно прочитать сегодняшнюю статью. В ней мы рассказали, как включить дом в программу благоустройства на 2017 год .

Что сделают

  • правила благоустройства и содержания;
  • эффективные системы уборки, освещения и озеленения.

Общественные зоны, которые чаще всего посещают горожане, обустроят в 2017 году. А до 2020 года планируют привести в порядок все городские территории.

Две трети финансирования из федерального бюджета будут потрачены на благоустройство дворов. Поэтому у горожан есть хорошая возможность получить финансирование на обустройство дворовой территории .

Преобразится ли двор, зависит от жителей. Важно донести до них, что территорию включат в программу только в случае, если они проявят заинтересованность и инициативу. Как создать двор вашей мечты, Минстрой РФ рассказал в пошаговой инструкции .

Шаг 1. Узнаём условия программы

Органы местного самоуправления должны разработать и до 1 апреля 2017 года опубликовать проект муниципальной программы благоустройства придомовых территорий . В нём указаны условия участия в программе, минимальный перечень работ и примеры элементов благоустройства, стоимость этих элементов.

Если вы хотите сделать в своём дворе больше, чем предполагает минимальный перечень, можно провести дополнительные работы.

Для этого должны найтись заинтересованные лица среди живущих в домах поблизости, арендаторов и собственников помещений, общественных организаций. Заинтересованные лица участвуют в проведении дополнительных работ .

Минимальную долю и способ участия определяет муниципалитет. Участие в дополнительных работах может быть трудовым или финансовым. В первом случае жители проводят субботники, своими силами сажают растения, делают клумбы, устанавливают уличную мебель. При финансовом участии они частично оплачивают проведение работ.

Собрать средства на дополнительные работы можно следующими способами:

  • использовать накопления по текущему ремонту общего имущества или резервные фонды,
  • получить от использования общего имущества,
  • собрать единовременную целевую плату по решению общего собрания через управляющую организацию или ТСЖ или по ведомости наличными денежными средствами,
  • привлечь спонсоров.

Шаг 2. Составляем план

Из заинтересованных лиц собирается инициативная группа. При этом важно учитывать, в чьей собственности двор. Он может принадлежать:

  • собственникам одного МКД (входит в общее имущество);
  • собственникам нескольких МКД (на земельных участках двух и более МКД);
  • муниципалитету;
  • собственникам нескольких МКД и муниципалитету (между земельными участками МКД расположен муниципальный участок).

Чтобы это выяснить, надо узнать границы земельного участка , если они определены. Сведения о границах земельного участка можно посмотреть в кадастровом паспорте здания или на сайте Росреестра.

Кому бы ни принадлежал двор, обустроить его по программе можно.

Если двор общий для нескольких домов, то в инициативную группу должны входить представители каждого дома. Инициативная группа решает следующие задачи:

  • создать план двора,
  • определить перечень работ и объём участия жильцов,
  • провести ОСС,
  • контролировать воплощение идеи на всех этапах.

В помощь жильцам в каждом муниципалитете работает общественная комиссия . В ней собраны эксперты по благоустройству, строительству, краеведению. Специалисты помогут выполнить чертёж двора и учесть:

  • пожелания собственников,
  • муниципальную программу,
  • природные и другие особенности территории.

Шаг 3. Проводим ОСС

С готовым чертежом инициативная группа выходит на общее собрание собственников. Если в инициативной группе представители нескольких МКД, ОСС проводится в каждом доме с одинаковой повесткой дня.

  • выбрать председателя и секретаря ОСС, счётную комиссию;
  • обратиться в ОМС с предложением о включении дворовой территории в муниципальную программу формирования комфортной городской среды на 2017 год (в этом пункте следует указать планируемый перечень работ, который соответствует установленным минимальному и дополнительному перечням);
  • определить форму и долю участия собственников (размер финансового участия указывается в процентах от стоимости, трудового - в количестве человек, привлечённых к выполнению работ);
  • определить порядок и источник финансирования работ;
  • выбрать ответственного за согласование дизайн-проекта, контроль и приёмку работ;
  • включить установленные объекты в состав общего имущества МКД для их последующего содержания.

На подготовку и проведение общего собрания у жителей будет 1-2 месяца со дня опубликования муниципальной программы. А подготовиться к такому собранию нужно качественно. Ведь если хотя бы в одном из нескольких домов решение на ОСС не будет принято, двор не включат в программу.

Минстрой РФ рекомендует выбрать очно-заочную форму и проводить очную часть собрания во всех дворах одновременно. Так жильцы смогут вместе обсудить вопросы и договориться. На собрании обязательно решить все вынесенные в повестку вопросы.

Шаг 4. Подаём заявку

Для включения двора в программу в органы местного самоуправления направляется протокол ОСС (один или несколько в зависимости от количества МКД, к которым относится дворовая территория) с принятыми решениями. К протоколу можно прикрепить план благоустройства.

Рассматривать заявку будет общественная комиссия. В неё входят представители ОМС, политических партий, общественных организаций и так далее. Порядок рассмотрения должен быть опубликован на сайте муниципалитета до 1 апреля 2017 года.

Проект муниципальной программы выносится на общественное обсуждение. Там и будет решаться судьба каждой заявки. Жители могут принять участие в обсуждении. Как это сделать, определяет муниципалитет.

Шаг 5. Согласовываем дизайн-проект

Если двор включили в план обустройства территорий, на основе плана (чертежа) создаётся дизайн-проект . Он может выглядеть по-разному, смотря какой объём работ запланирован. По необходимости может содержать проектную и сметную документацию или только изображения двора с описанием предложенных работ и мероприятий.

Дизайн-проект не должен нарушать права третьих лиц или препятствовать прохождению инженерных коммуникаций. Его согласует ответственное лицо, выбранное на ОСС.

До 1 июля 2017 года муниципальные власти должны утвердить дизайн-проект на двор. Это произойдёт, если:

  • уполномоченные от лица ОСС согласовали проект;
  • собственники в полном объёме внесли на специальный счёт свою долю финансового участия и/или представили гарантийное письмо о том, что конкретные названные жители будут участвовать в выполнении работ.

После утверждения дизайн-проекта начнётся конкурсный отбор подрядчиков. Обустраивать территорию примутся примерно через 1,5 месяца после объявления конкурса.

Шаг 6. Контролируем работы

Уполномоченный представитель собственников контролирует работы по благоустройству. Если он видит, что подрядчики делают работу некачественно или не в соответствии с проектом, пишет обращение в ОМС.

Работники должны при обустройстве территории соблюдать требования доступности для маломобильных групп населения .

План по двору надо выполнить до конца 2017 года. Работы принимает комиссия, в которой состоит ответственный, выбранный на ОСС. Для оценки выполненных работ можно привлекать экспертов. Если мероприятия проведены качественно и по проекту, подписывается акт сдачи-приёмки.

Шаг 7. Содержим дворовую территорию

И вот перед вашим домом новая, современная площадка, в создание которой вы вложили свой труд и финансы. Подумайте, как долго она сохранится в таком виде: как на картинке дизайн-проекта? Ведь за любым имуществом нужно следить, обслуживать его и ремонтировать. Тут собственникам нужны услуги управляющей организации .

Чтобы принять решение о содержании дворовой территории, инициативная группа собирает предложения от УО, ТСЖ, обслуживающих организаций и выносит их на общее собрание собственников.

На ОСС решаются вопросы, какая организация будет содержать двор и как эти работы будут оплачивать.

Обслуживать двор, общий для нескольких МКД, могут одновременно несколько организаций.

Помните, что при содержании дворовой территории должны учитываться её особенности.

Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.

1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.

2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.

3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.

4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.

5. Электронное обращение не рассматривается при:
- отсутствии фамилии и имени заявителя;
- указании неполного или недостоверного почтового адреса;
- наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
- наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
- отсутствии в тексте знаков препинания, наличии непонятных сокращений;
- наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.

6. Ответ заявителю обращения направляется по почтовому адресу, указанному при заполнении формы.

7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

8. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы в разделах «для жителей» и «для специалистов»

Обычно такие дворы находятся на территориях кварталов, площадь которых не превышает 9 га. Как правило, эти зоны застроены малоэтажными домами, между которыми остается не так много места. По этой причине разработка проектов спортивных площадок и детских игровых зон - достаточно сложная задача.

Дворы домов в зоне исторической застройки часто заняты администрацией, владельцами небольших кафе и магазинов. При составлении проекта благоустройства двора необходимо учитывать пешеходные пути, созданные естественным образом. Их нужно подчеркнуть, выделив тротуарной плиткой, а также с помощью высаженных по обочинам кустарников.

Из-за ограниченности дворового пространства на зоны отдыха нужно выделять минимум места. При этом от участков с шумными видами развлечений следует отказаться.

2. Дворы в низкоэтажной периметральной застройке

Как правило, такие кварталы создавались до 1950 года и имеют площадь не более 9 га. Главные сложности создания дизайн-проекта благоустройства территории в этом случае:

Ограниченное пространство между домами. Очень трудно организовать тихие и шумные зоны отдыха. К примеру, проект детской игровой площадки должен учитывать интересы жильцов, любящих тишину, что сложно осуществить в данных условиях.

Большое количество стихийных парковок во дворах.

Проезды внутри кварталов необходимо делать максимально простыми, ведущими сразу к основной магистрали. Шумных зон отдыха следует избегать или стараться размещать как можно дальше от окон квартир.

3. Дворы в среднеэтажной периметральной застройке

Площадь таких кварталов может достигать 50 га. Этот факт позволяет без труда создавать проекты спортивных площадок. Здания могут достигать 9 этажей. Они формируют небольшие жилые комплексы. Внутри них можно разместить детские площадки, маленькие парковые зоны и объекты социальной инфраструктуры.

Главная проблема дворов со среднеэтажными домами - чрезмерная занятость территории припаркованными автомобилями. Они мешают жильцам нормально перемещаться. Машины пожарной и скорой помощи не могут беспрепятственно проехать на место вызова.

При благоустройстве дворов нужно делать больше парковочных карманов, не забывая о пешеходах, которые должны чувствовать себя в безопасности, перемещаясь возле домов.

4. Дворы в среднеэтажной микрорайонной застройке

Расположены на большой территории (до 50 га). Как правило, сложно выделить границы между дворами соседних домов.

Основные проблемы:

Мало пространства непосредственно между домами. Создание проекта детской игровой площадки требует большого профессионализма.

Большое количество автомобилей затрудняет беспрепятственный выезд из дворов.

Жильцы домов практически не защищены от шума, пыли и выхлопных газов автомобилей.

Проект благоустройства дворов в подобных микрорайонах должен учитывать потребности всех категорий жильцов: пенсионеры, водители, молодые родители, дети дошкольного и школьного возрастов.

По возможности нужно защитить двор от «случайных» автомобилей, чтобы снизить уровень шума и количество пыли. Обязательно наличие хорошей системы сбора талой и дождевой воды.

5. Дворы в высокоэтажной микрорайонной застройке

Кварталы с такими домами могут достигать 65 га. Обычно между первой линией и проезжей частью находятся свободные участки, которые можно применить с пользой. Это нужно учитывать при разработке дизайн-проекта благоустройства территории.

Проблемы:

Между высокими домами образуются плохо просматриваемые из окон пространства. При недостаточном освещении может возникнуть чувство опасности.

Границы между тихими и шумными зонами стерты.

Из-за большого количества автомобилей их ставят даже на газоны.

Проект благоустройства двора должен быть ориентирован на создание четких границ между зонами. Важно обеспечить жильцам чувство безопасности. Места с растительностью должны быть ухоженными.

6. Дворы в современной высокоэтажной застройке

Площадь кварталов в этом случае может достигать 125 га. Это достаточно большая территория, на которой можно легко реализовать проекты спортивных площадок, а также детских игровых зон с учетом возрастных категорий.

Тем не менее в таких дворах имеется много проблем:

Огромная нехватка парковочных мест. Пешеходы чувствуют раздражение и испытывают большие неудобства.

Пешеходные дорожки не связывают отдаленные участки двора. По этой причине люди часто ходят по газонам и вытаптывают их.

Много шума, вызывающего чувство дискомфорта.

При благоустройстве двора нужно позаботиться о безопасности людей и их комфортном проживании. Парковочные места необходимо реорганизовать. Обязательно следует оборудовать детские и спортивные площадки.