Биографии Характеристики Анализ

Государство африки куда высылали рабов из америки. Эпоха работорговли

Коммуникативный процесс представляет собой необходимую предпосылку становления, развития и функционирования всех социальных систем, потому что именно он обеспечивает связь между людьми и их общностями. С помощью его становится возможной связь между поколениями, накопление и передача социального опыта, его обогащение, разделение труда и обмен его продуктами, организация совместной деятельности, трансляция культуры.

Каждое реальное социально-психологическое явление уходит своими корнями в коммуникацию. Если один человек намерен каким-либо образом повлиять на другого, необходимо, чтобы источник влияния адресовал объекту влияния некое сообщение, будь то красноречивый убедительный довод, мимолетный сердитый взгляд или послание, переданное на большое расстояние с помощью современных средств связи.

Термин "коммуникация" используется во многих науках, общая для всех наук элементарная схема коммуникации приведена на рис.2.4.

Рис.2.4 Элементарная схема коммуникации

Приведенная схема коммуникации оправдывает себя в области проводной и радиосвязи, теории информации, телекоммуникации и в других технических приложениях, но она не является схемой социальной коммуникации. Ее ограничение в том, что здесь не показано как в процессе коммуникации происходит порождение новых смыслов. Поэтому она называется элементарной.

Элементарная схема показывает, что коммуникация предполагает наличие не менее трех участников: передающий субъект (коммуникант) - передаваемый объект (сообщение) - принимающий субъект (реципиент).

По этой схеме коммуникация представляет собой разновидность взаимодействия между субъектами, опосредованного некоторым объектом. Для отграничения коммуникации от других процессов обратим внимание на следующие ее отличительные признаки:

1. В качестве участников коммуникации выступают два субъекта, которыми могут быть: отдельный человек или группа людей, вплоть до общества в целом, а также животные. Согласно этому признаку из понятия коммуникации исключается взаимодействие неодушевленных объектов

2. Обязательно наличие передаваемого объекта, который может иметь материальную форму (книга, речь, жест, подарок и т.д.) или не иметь ее.

3. Коммуникации свойственна целесообразность или функциональность. Целесообразность может проявляться в трех формах:

Перемещение материального объекта в пространстве из пункта А в пункт В - в этом заключается цель транспортной или энергетической коммуникации.

Цель взаимодействующих субъектов заключается не в обмене материальными предметами, а в сообщении друг другу смыслов, обладающих идеальной природой.

Элементарная схема коммуникации (рис.1.) пригодна для понимания генетической связи "дети - родители". В данном случае цель коммуникации заключается в передаче генетического образа от поколения к поколению. Например, как передача "лошадности" от лошади к жеребенку.

Исходя из сказанного, можно дать следующее определение: коммуникация есть опосредованное и целесообразное взаимодействие двух субъектов.

В зависимости от пространственно-временной среды получается типизация коммуникации, представленная на рис.2.5.

Рис.2.5 Типизация коммуникации

Как видно из рисунка (рис.2.5), имеются четыре типа коммуникации, т.е. опосредованного и целесообразного взаимодействия субъектов:

материальная (транспортная, энергетическая, миграция населения, эпидемии и др.);

генетическая (биологическая, видовая);

психическая (внутриличностная, автокоммуникация);

социальная ( общественная).

Последние три типа являются смысловыми. Здесь в качестве передаваемого сообщения выступает не данная в ощущениях вещь или вещественное свойство, а умозрительно постигаемый смысл. При этом соблюдается следующий закон коммуникации: сообщения смысловых коммуникаций всегда имеют идеальное содержание и, как правило, но не всегда материальную, чувственно воспринимаемую форму.

Важно обратить внимание на то, что все виды смысловой коммуникации взаимосвязаны через личность, то есть субъекта социальной коммуникации. Благодаря генетической коммуникации мы получаем свойственные человеку как биологическому виду нейрофизиологические и анатомические предпосылки мыслительной и речевой деятельности. Можно сказать, что наследственность делает способным человека к социальной коммуникации.

Внутриличностная коммуникация формируется в ходе интеллектуального становления человека в социальной среде. Считают, что внутриличностная коммуникация - это интериоризованная социальная коммуникация. При этом внутренняя речь выполняет две функции:

во-первых, функцию "полуфабриката" внешних высказываний, смысл которых окончательно "совершается в слове" ;

во-вторых, функцию особого коммуникационного канала, обращенного к "самости" личности, ее "внутреннему голосу".

Именно этот скрытый диалог с самим собой активизируется при восприятии произведений искусства, которые нужно не просто осмыслить как сообщение о чем-то, а пережить как личный опыт.

Итак, социальная коммуникация неразрывно связана с генетической и психологической смысловыми коммуникациями, которые служат ее необходимыми предпосылками. Вместе с тем она воздействует на их становление и формирование.

Теперь можно дать научное определение социальной коммуникации: социальная коммуникация есть движение смыслов в социальном времени и пространстве. Это движение возможно только между субъектами, так или иначе вовлеченными в социальную среду, поэтому обязательное наличие коммуникантов и реципиентов подразумевается.

Для более глубокого понимания определения социальной коммуникации мы рассмотрим три момента:

что такое смысл, образующий содержание сообщений;

как этот смысл понимается реципиентом;

чем социальное время и социальное пространство отличаются от астрономического времени и геометрического пространства.

Проблема смысла

Мы остановимся на тех смыслах, которые содержатся в социально-коммуникационных соотношениях.

В целесообразной, а не хаотичной социальной коммуникации коммуниканты и реципиенты осознанно преследуют три цели:

познавательную - распространение (коммуникант) или приобретение (реципиент) новых знаний или умений;

побудительную - стимулирование других людей к каким-либо действиям или получение нужных стимулов;

экспрессивную - выражение или обретение определенных переживаний, эмоций.

Начальным источником знаний, умений, стимулов, эмоций является индивидуальная психика. В ней эти стимулы зарождаются и движутся в психическом времени и пространстве. Для того, чтобы началась социальная коммуникация, коммуникант должен опредметить, овеществить свои смыслы. Их нужно выразить в содержании коммуникационного сообщения. Коммуникационное сообщение движется в материальном пространстве и времени, достигая в конце концов своего реципиента. Для того, чтобы завершилась социальная коммуникация, реципиенту нужно распредметить смысловое содержание сообщения. Он должен понять его и включить понятые смыслы в свою психику, в индивидуальную память.

Социальная коммуникация является весьма сложным процессом. В ней происходят операции опредмечивания и распредмечивания смыслов и переход смыслов из психического уровня в материальный и снова впсихический.

Проблема понимания

До этого момента мы обращали внимание на смысловые процессы в сознании отправителя сообщений - коммуниканта. Теперь обратимся к воспринимающему сообщения - реципиенту. Именно реципиент является конечной звеном, определяющим эффективность смысловой коммуникации.

Единственный способ овладеть смыслами сообщения - понять их. Понимание присутствует в двух умственных процессах: в познании и в коммуникации. Когда речь идет о понимании причинно-следственной связи, мотивов поведения человека, особенностей сложившейся ситуации, имеет место познавательное понимание. Когда же речь идет о понимании сообщения, имеется в виду коммуникационное понимание. Познавательное понимание - предмет изучения гносеологии (теории познавания), а коммуникационное понимание со времен античности изучается герменевтикой.

Понимание речи - это процесс, при котором на основании некоторого сообщения создается мысленный образ (представление) информации, содержащейся в этом сообщении. Последовательность произносимых нами звуков должна соответствовать смыслу сообщаемого, если мы хотим, чтобы нас поняли. Кроме того, "отправитель" и "получатель" должны обладать общим знанием значений слов и правил грамматики. Поскольку речь всегда отличается незаконченностью, "получатель", для того чтобы создать верный мысленный образ сообщаемого, должен полагаться на свои предварительные знания, контекст или обстановку и другие "ключи", облегчающие понимание.

Коммуникационное понимание может иметь три формы:

реципиент получает новое для него знание; коммуникационное понимание сливается с познавательным и имеет место коммуникационное познание;

реципиент, получивший сообщение, не постигает его глубинный смысл, ограничиваясь коммуникационным восприятием например, текст басни понят, а мораль не постигнута;

реципиент запоминает, повторяет, переписывает отдельные слова или фразы, не понимая даже поверхностного смысла сообщения; тогда имеет место псевдокоммуникация, так как нет движения смыслов, а есть лишь движение материальной оболочки знаков.

Коммуникационное познание является творческим познавательным актом, потому что воспринимающий не только осознает поверхностный и глубинный смыслы сообщения, но и оценивает их с точки зрения этического долженствования и прагматической пользы.

Мысль, возникшая в уме "адресанта", это внутренняя, структура. Она известна только ему. Задача "адресанта" - создать поверхностную структуру на основании своего глубинного представления, в то время как задача "получателя" - вернуться от поверхностной структуры к глубинному представлению говорящего, или автора текста.

Выдвигаются разные критерии распознавания уровня понимания. Одни ученые считают критерием поведение человека. Если один человек попросил другого выключить свет, то неважны познавательно-коммуникационные операции в головах собеседников, важно, будет ли выключен свет. Если же свет выключен, то имеет место коммуникационное познание.

Другие полагают, что сообщение понято правильно, если реципиент может стать автором разумных утвердительных высказываний по поводу его содержания. Например, обсуждать раскрытие темы, идейно-художественные достоинства, стиль изложения, полезность сообщения и так далее.

Третьи отвергают столь упрощенные критерии, считая, что они не годятся для оценки адекватного понимания художественного, религиозного, научного произведения. Понимать совершенное произведение искусства, значит, заново создавать его в своем внутреннем мире. Дело в том, что глубокое понимание включает сопереживание. Нужно не только узнать знаки и уяснить поверхностный и глубинный смысл сообщения, но также открыть и пережить то эмоциональное состояние, которое владело автором в процессе творчества. Конечно, не каждый человек может заново воссоздавать произведения искусства в своей душе и тем более не любое произведение искусства.

С точки зрения завышенного, практически недостижимого уровня коммуникационного познания скептически видится возможность понимания людьми друг друга.

Наш современник Ю. Б. Борев говорит, что: "Понимание вовсе не есть соприкосновение душ. Мы понимаем мысль автора настолько, насколько мы оказываемся конгениальны ему. Объем духовного мира автора шире самого обширного авторского текста. Понимание имеет дело с текстом, а не с духовным миром человека, хотя они и не чужды друг другу".

Проблему понимания усугубляет еще и тот факт, что оно всегда сопровождается "приписыванием смысла" со стороны реципиента. Получается ситуация "суперпонимания", которую А. А. Потебня описал так: "Слушающий может гораздо лучше говорящего понимать то, что скрыто за словом, и читатель может лучше самого поэта постичь идею его произведения., сущность, сила такого произведения не в том, что разумел под ним автор, а в том, как оно действует на читателя". Действительно, ученый-герменевтик может прочитать в трактате средневекового алхимика такие откровения, о которых тот и не подозревал.

Не доходя до глубинных мотивов и замыслов коммуниканта, реципиент в состоянии поддерживать диалог с ним и даже понимать мысль автора настолько, насколько он его внутренний мир оказывается созвучен миру автора. Что относится к псевдокоммуникации, то, вообще, она представляет собой обычное явление в нашей жизни и является причиной многих недоразумений и конфликтов.

Социальное пространство и время

Существуют разные хронотопы или пространственно-временные координаты. Теперь нужно пояснить, почему для социальной коммуникации мы выбираем социальный хронотоп, а не материальное трехмерное пространство и астрономическое время. Ведь члены общества обитают в географическом пространстве трех измерений и время отсчитывают согласно календарям, согласованным с движением небесных светил. Зачем понадобилось из осязаемого и привычного материального хронотопа удаляться в умозрительный хронотоп?

Все дело в идеальной природе смыслов, которыми оперирует социальная коммуникация. Смыслы принадлежат не материальной, а идеальной реальности, поэтому их движение нельзя проследить или измерить сверхточным хронометром. Его нужно фиксировать идеальными, а не материальными инструментами. Такими "идеальными инструментами" служат понятия социальное пространство и социальное время.

Социальное пространство - это интуитивно ощущаемая людьми система социальных отношений между ними. Социальные отношения многочисленны и разнообразны: родственные, служебные, соседские, случайные знакомства и так далее. Поэтому социальное пространство должно быть многомерным. Когда говорят, что человек "пошел вверх" или "опустился на дно жизни", имеется в виду социальное пространство.

Социальное время - это интуитивное ощущение течения социальной жизни, переживаемое современниками. Это ощущение зависит от интенсивности социальных изменений. Если в обществе изменений мало, социальное время течет медленно; если изменений много, время ускоряет свой ход. Согласно "социальным часам", десятилетия застоя равны году революционной перестройки.

Социальные смыслы: знания, эмоции, стимулы обладают свойством старения, то есть они утрачивают свою ценность со временем. Но это не относится к календарно-астрономическому времени, которое мы измеряем сутками, годами, веками. Здесь имеется в виду социальное время, которое измеряется скоростью общественных преобразований. Смыслы устаревают потому, что появляются новые, более актуальные смыслы, завладевающие вниманием общества. Поэтому такие смыслы как, например математические теоремы, сохраняют свою ценность веками, а другие, например прогнозы погоды на завтра, через один день уже никого не интересуют. Движение смыслов в социальном времени.

Сайт Tehnowar.ru опубликовал весьма интересный перевод статьи канадского исследователя из Монреаля о белых рабах в американских колониях. Оригинал - на . Полный текст: "Джон Мартин. (перевод с английского: Татьяна Буданцева)

ПОЗАБЫТЫЕ БЕЛЫЕ РАБЫ

Они прибывали невольниками: человеческий груз, перевозимый на британских кораблях к берегам обеих Америк. Их грузили сотнями тысяч – мужчин, женщин и даже маленьких детей.

Если они возмущались или не подчинялись приказам, их карали самым жестоким образом. Хозяин мог подвесить своего провинившегося раба за руки и поджечь руки или ноги в качестве наказания. Некоторых сжигали заживо, а их головы, надетые на колья, выставлялись на рыночной площади в поучение прочим невольникам.

Нам не стоит углубляться во все ужасающие подробности, не так ли? Нам хорошо известны все ужасы африканской работорговли.

Но об африканских ли рабах речь? Короли Джеймс VI и Чарльз I также прилагали немало усилий для порабощения ирландцев. Британский Оливер Кромвель продолжил эту практику лишения человеческого статуса ближайших соседей.

Ирландская работорговля началась когда Джеймс VI продал 30.000 ирландских заключенных в качестве рабов Новому Свету. Его Прокламация от 1625 года обязывала высылать политических заключенных за моря и там продавать английским поселенцам Вест-Индии.

В середине 1600-х ирландцы составляли основную массу рабов, продаваемых в Антигуа и Монстеррат. К тому времени 70% от общего населения Монстеррата были ирландскими рабами.

Очень быстро Ирландия превратилась в основной источник человеческого товара для английских купцов. Первые рабы Нового света были в большинстве своем белыми.

С 1641 до 1652 свыше 500.000 ирландцев были убиты англичанами, другие 300.000 были проданы в рабство. Ирландская популяция уменьшилась с 1.500.000 до 600.000 за одно десятилетие.

Разбивались семьи, поскольку британцы не позволяли отцам семейств брать с собой детей и жен в путешествие через Атлантический океан. Это привело к возникновению целой популяции незащищенных бездомных женщин и детей. Британским решением было также и их пустить с молотка.

«Научный» расизм Из Harper’s Weekly, 1899:
"Иберийцы по происхождению относятся к африканской расе, распространившейся на протяжении тысячелетий через Испанию по Западной Европе. Их останки найдены в курганах, или местах захоронения, в различных точках этих земель. Черепа относятся к низкому типу. Они пришли в Ирландию и смешались с местными жителями Юга и Запада, которые в свою очередь предположительно относятся к низшему типу происхождения, являясь потомками дикарей Каменного века, которые, по причине своей изолированности от внешнего мира, не смогли пройти развития в здоровой борьбе за жизнь, а посему уступили место, согласно законам природы, более высоким расам."

В течение 1650-х более 100.000 ирландских детей в возрате от 10 до 14 лет были разлучены с родителями и проданы в рабство в Вести-Индию, Вирджинию и Новую Англию. В это десятилетие 52.000 ирландцев (в большинстве женщины и дети) были проданы в Барбадос и Вирджинию.

Другие 30.000 ирландских мужчин и женщин были также вывезены и проданы покупателям, предложившим самую высокую цену. В 1656 2.000 ирландских детей по приказу Кромвеля были вывезены на Ямайку и там проданы в рабство английским поселенцам.

Многие избегают называть ирландских рабов тем, чем они в действительности были: рабами. Предлагаются термины типа «законтрактованный работник» для описания того, что случилось с ирландцами. На самом деле, в 17 и 18 веках ирландские рабы были, в большинстве случаев, не более, чем человеческим товаром.

К примеру, торговля африканскими рабами только начиналась в тот же период времени. По многочисленным задокументированным свидетельствам, с африканскими рабами, незапятнанными приверженностью к ненавистной католической доктрине, зачастую обращались лучше, чем с их ирландскими товарищами по несчастью.

Африканские рабы в конце 1600-х ценились высоко (50 фунтов стерлингов). Ирландские рабы были намного дешевле (не более 5 фунтов стерлингов). Если плантатор сек, клеймил или забивал ирландского раба до смерти, за преступление это не считалось. Смерть несла финансовый убыток, но намного меньший, чем убийство более дорогостоящего африканца.

Английские рабовладельцы очень быстро занялись размножением ирландских женщин, как для собственного удовольствия, так и для большей выгоды. Дети рабов тоже являлись рабами, что увеличивало бесплатную рабочую силу хозяина.

Даже если ирландской женщине неким образом удавалось получить свободу, ее дети оставались рабами при своем хозяине. Таким образом, ирландские матери, несмотря на новообретенную свободу, зачастую не могли оставить детей и оставались в услужении.

Со временем англичане нашли лучший способ применения этих женщин для улучшения собственной рыночной позиции: поселенцы начали скрещивать ирландских женщин и девочек (в ряде случаев не старше 12) с африканскими мужчинами для выведения рабов с определенной внешностью. Новые рабы-«мулаты» приносили больше прибыли, чем ирландцы, более того, экономили поселенцам деньги, потребовавшиеся бы на приобретение новых африканских рабов.

Практика скрещивания ирландских женщин и африканских мужчин продолжалась несколько десятилетий и стала настолько распространенной, что в 1681 вышел закон «запрещающий спаривание ирландских женщин и африканских мужчин с целью производства рабов на продажу». Вкратце, этот запрет ввели исключительно по причине того, что он наносил урон прибыли одной большой компании-перевозчику рабов .

Англия продолжала перевозить десятки тысяч порабощенных ирландцев на протяжении более века. Согласно свидетельствам, после ирландского восстания в 1798 тысячи пленных ирландцев были проданы как в Америку, так и в Австралию.

Не вызывает сомнения, что ирландцы испытали все ужасы рабства в той же мере (если не в большей на протяжении 17 века), что и африканцы. Так же не вызывает сомнения, что смуглые местные жители, встречающиеся вам в путешествии по Вест-Индии с большой вероятностью имеют как ирландских, так и африканских предков.

В 1839 Британия наконец-то решила сойти с этого сатанинского пути и прекратила поставки рабов. И хотя это решение никак не влияло на деятельность пиратов, новый закон стал постепенно подводить историю страданий ирландцев к концу.

Однако, если кто-либо, черной или белой расы, считает, что рабство было уделом исключительно африканцев, они глубоко заблуждаются. Ирландское рабство не должно быть стерто из нашей памяти.

Но почему же тогда эта тема так редко обсуждается? Неужели воспоминания сотен тысяч ирландских жертв не достойны большего, чем упоминание какого-нибудь неизвестного писателя?

Или с их историей должно случиться то, чего так желали их хозяева -- полное исчезновения, как будто этого никогда не происходило?

Ни один из пострадавших ирландцев не смог вернуться к родным берегам, чтобы рассказать о своих страданиях. Это пропавшие рабы, те, что удачно забыты временем и подчищенными книгами по истории".

Михаил Делягин отметил: "Данная статья важна не только для объяснения тех чувств, которые и поныне испытывают многие ирландцы к англичанам, но и для понимания социальных технологий, применяемых англосаксонской цивилизацией. Ее представители уже очень давно прекрасно понимали, что поголовное истребление жертв их преступлений позволит избежать огласки и обеспечит им полную безнаказанность. Это особенно актуально для современной России - для понимания тех перспектив, которые готовят нам хозяева управляющего нами либерального клана и в целом класса оффшорной аристократии".

Таблички "No dogs, no Irish", как тут отмечают в комментах, окончательно исчезли из английских пабов аж в 90-е.

zarubezhom.com:

Период с 1688 года и по 1700 год полностью вытерт из Английской истории - ЧЁРНАЯ ДЫРА! Странно? Давайте разбираться.

МОЛЧАНИЕ об оккупации Англии голландскими жыдами и установление на английском троне династии голландских жыдокоролей с одновременным геноцидом шотландцев и ирландцев!

Сегодня надо освежить для нынешнего поколения иверологов некоторые сведения по БРИТ-ании,

Ирландия сказала что она выйдет из ЕС!" ‘They SHAFTED us!’ Ireland will punish Brussels with shock EU exit, says Dublin think tank

В Великобритании вообще, Уотсон, назревает Катастрофа! Скоро её не будет! Мало того, что Великобритания вообще уже проголосовала за выход из ЕС и должна уже выходить; но это ещё спорный вопрос, потому что очень сильны силы которые не хотят БРЕКЗИТА и которым насрать на референдумы!

Но точно выйдет Ирландия, и самый пиздец, что точняк Шотландия выйдет из состава Великобритании! Это Холмсу сказал один шотландский профессор из Эдинбурга, который сказал что это сейчас основной магистральный процесс в Шотландии.

Понимаете, Уотсон, - это непрощаемая национальная обида шотландцев против англичан, и этой обиде 300 лет - на рубеже 1600-1700х годов! Тогда для того чтобы подчинить себе Шотландию, а Шотландия до этого не была в составе Англии и не было Великобритании, и Шотландия имела свой государственный флаг в виде голубого косого КРЕСТА на белом фоне и была как сейчас говорят, - "самостийной и незалежной":
, потом когда не стало Шотландии, это флаг Англичане отдали Петру-1 а тот приспособил для Российского флота!

Для того чтобы колонизировать Шотландию, а шотландцы были свободолюбивые горцы, горский народ! Англия в течение всей истории до этого не могла колонизировать Шотландию! И тогда те кто правят страной, то есть иверожыды высокого уровня, пригласили в Англию голландские войска.

Смехота той ситуации была в том, что Англичане и Голландцы насмерть дрались между собой в окрытой недавно Америке - Новом Свете, но для того чтобы удавить шотландцев, английские и голландские жыды пришли к консенсусу и Голландия на рубеже 1600-1700х годов ввела войска в Англию; разумеется с согласия английских иверов-предателей типа герцога МАРЛБОРО, известность которого идёт как раз с того времени.

И Голландские жыды, а Голландия, у ней и название чисто еврейское - Голландия - это ХОЛИЛЭНДИЯ - то есть по голландски чисто еврейское понятие "ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ" - "СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ"!

Холмс напомнит, что когда испанская королева ИЗабелла выгнала своих хасидов, она совершила роковую ошибку, тогда седалище Евреонала переехало в Голландию, и еврейский Клон стал осваивать новооткрытую Америку не из Испании, как сначала, а из Голландии!

Таким образом с этого момента участь огромной Испанской империи была предрешена, а малюсенькая страна Голландия-Холилэндия стала стремительно набирать силу и первая страна, которую оккупировали жыдоголландцы под мудрым рукодством всемогущего Евреонала - это была Англия.

В Англии жыдоклон сначала отрубили голову королю, затем поубивали всю династию Стюартов, а новую династию жыдокоролей привезли в Англию из Голландиии в лице Вильгельма Оранжского!

Поэтому государственные перевороты производимые в других странах выполняемые под руководством Евреонала, стали называться "оранжевыми", потому что Евреонал всегда ставил своего какого нибудь такого "Вильгельма Оранжского"!

Так вот голландские интервенты "оранжисты" под руководством Вильгельма Оранжского, разумеется при присовокуплении местных английских "жыдобольшевиков" - полностью геноцидировали Шотландию! С того времени, с начала 18 века, в Шотландии живут не те шотландцы, которые жили до этого. Но национальная обида на англичан осталась. И сейчас шотландцы готовят силы чтобы наконец-то освободиться от Английского ига!
Вот что Холмсу рассказал профессор из Эдинбурга!

Вообще эта ситуация с Интервенцией голландских жыдов в Англию и с экстерминацией коренных шотландцев, очень напоминает революцию и Интервенцию 1917 года в России! И также как и в России кровавейшие события которые длились много лет и сопровождались экстерминацией десятков миллионов русских, были названы миленько "Великой Пролетарской, дескать, революцией", ну то есть, Уотсон, чуть ли не есть чем гордиться!

Так и в Англии, вот эта Интервенция жыдоголландцев в Англию и экстерминация шотландцев, и не только шотландцев но и Ирландцев! Была названа, носатыми английскими изТОРИКАМИ


, дескать, "ПРОСЛАВЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИЕЙ! - "ГЛОРИОС РЕВОЛЮШЕН"!

Тогда как на самом деле это была Интервенция и оккупация Голландскими войсками по внутреннему сговору с английскими иверами и геноцид шотландцев и ирландцев!

И очень показательно, Уотсон, Холмс вам сообщит любопытную деталь. Вот эта статья в ВИКИ - это единственно что можно найти на эту тему. Никакие историки включая самих английских не изучают и вообще не пишут на тему этой "ГЛОРИОС РЕВОЛЮШЕН". Никто её даже не касается!

Вот все истории Англии, многотомные, у Холмса даже есть история Англии Давида Юма - класическая работа 18 века! Так вот все курсы историй Англии выпускают из курса "ГЛОРИОС РЕВОЛЮШЕН"! То есть один том оканчивается до 1688 года, то есть до года голландской Интервенции, а следующий том начинается уже ПОСЛЕ Голландской Интервенции, то есть с начала 18 века! А вот этот период "ГЛОРИОС РЕВОЛЮШЕН" с 1688 года и по 1700 год - он полностью выпущен из Английской истории - чёрная дыра! Даже история Англии Давида Юма его не касается!

Холмс ещё добавит, что весьма интересно в этой связи, что в то время как Голландцы были тогда очень "бизи" экстерминируя шотландцев, ирландцев и предыдущую исконюю английскую династию королей и аристократии и заменой её на свою!

Тем не менее у голландских жыдов нашлись деньги чтобы финансировать войну Петра-1 против Шведской империи, потому что Шведская империя была на тот момент самым сильным соперником Голландии. Но сил самим воевать против Шведской империи у голландцев уже не было! Вот они и подписали на это одного совсем молоденького царька одного дикого и до того никому неизвестного маленького царства затерянного на восточном конце европы.
Вот почему Пётр-1 именно в то время в конце 1600 годов посетил именно Голландию и Англию и именно те строили ему флот!

Жыдоголландцы, тогда только захватили Англию и сделали новое государство Великобританию под новой династией своих голландских королей!

И догадайтесь, что первым делом сделали эти "голландцы" в Новой Великобритании? Они возвратили в Англию жыдов-хасидов, которых до этого из Англии в 1290 году, то есть 400 лет до этого, выкинул король Эдуард-2, вот дем:


, которого поэтому еврейский Хуйливуд в фильмах изображает сумасшедшим психом.

Формально, Уотсон, евреев пригласил в Англию после отрубания головы английскому королю наместник Оливер Кромвель (английский Троцкий) в 1657 году , Но тогда ещё заваруха только начиналась.

В 1666 году возвращающиеся но не пускаемые жыды полностью спалили Лондон! Тут даже статья об этом! Она называется "ВЕЛИКИЙ ПОЖАР ЛОНДОНА"!

То есть старые англичане сопротивлялись - жыдов не пускали и стремились вернуть старую королевскую династию Стюартов! Этим сопротивлением англичан возврату жыдов и желанием англичан возвратить старую королевскую династию Стюартов и обсуловилась необходимость Голландской жыдоинтервенции в 1688 году.

Голландские жыды в кооперации с английскими уничтожили старую королевскую династию Стюартов - вырезали под кинжал! И геноцидировали шотландцев и ирландцев, - ну прямо как через 200 лет жыдобольшевики в России с помощью англо-американской Интервенции проделали тоже самое! - РИМЕЙК! То есть, везде, Уотсон, тот же штамп и методы.

Но щас, в начале 21 века шотландцы и ирландцы, осознали, что щас они могут отомстить ненавистным англичанам. Если бы Путин не был полным идиотом, он бы давно уже снабжал бы шотландцев и ирландцев оружием! Но сейчас уже такая ситуация, что Евреонал полностью запутался и в частности в Великобритании, и ирландцы и шотландцы по всей видимости почувствовали, что они наконец-то смогут избавиться от ненавистной им Англии и без вооружённой борьбы!

Однако, Уотсон, они наивные, с момента БРЕКЗИТ - референдума в Англии прошёл уже почти год , а как раз силы против выхода Англии из ЕС-то и давят вспять! Тоже самое будет и когда будет второй референдум в Шотландии по выходу из Великобритании! Один раз уже шотландцы проиграли! Надеюсь они второй раз не дадут себя провести!


Первый этап работорговли (1441 - 1640)

Вывоз невольников из Африки на американское побережье стал осуществляться с начала XVI в. До этого времени европейцы еще не приступили к полной эксплуатации американской территории. Поэтому работорговля шла сначала из Африки в Европу, в отдельные области самой Африки и на острова, прилегающие к западному побережью материка, на которых португальцы уже создали плантационные хозяйства. Первой базой работорговли в районе Западной Африки стали Острова Зеленого Мыса, колонизированные Португалией к 1469 г.

В 1441 г. в Португалию была доставлена первая партия африканцев в количестве 10 человек. С 40-х годов XV в. Лиссабон стал регулярно снаряжать специальные экспедиции за живым товаром. На невольничьих рынках страны началась продажа рабов-африканцев. Их использовали как домашних слуг в городе и для работы в сельском хозяйстве. По мере колонизации островов в Атлантическом океане - Сан-Томе, архипелага Зеленого Мыса, Азорских островов и Фернандо-По - португальцы стали создавать на них плантации по возделыванию сахарного тростника. Требовалась рабочая сила. Главным источником ее в то время стал Бенин, который располагал возможностью продавать военнопленных, захватываемых во время постоянных войн с мелкими племенами дельты Нигера.

С начала XVI в. начинается ввоз рабов из Африки в Новый Свет. Первую партию невольников из Африки в количестве 250-ти человек доставили на рудники Эспаньолы (Гаити) испанцы в 1510 г. За период с 1551 по 1640 г. Испания использовала для перевозки рабов 1222 судна, поставив в свои колониальные владения в Америке до одного миллиона невольников. Не отставала от Испании и Португалия. Получив свое владение по Тордесильясскому договору (1494 г.) Бразилию, она, с 1530 по 1600 г., ввезла в колонию 900 тыс. африканских рабов.

Главными районами вывоза рабов из Африки были Золотой Берег, Конго и Ангола. Торговые форты на западноафриканском побережье превращались в пункты купли-продажи невольников. Основным потребителем живого товара в XVI- XVII в. являлась Испания. Снабжение рабами испанских колониальных владений в Америке осуществлялось на основе специальных договоров - асъенто. По форме это был подряд по обеспечению колоний рабочей силой - невольниками. Между так называемым посредником и испанской королевской властью заключался контракт, по которому первый брал на себя обязательство поставки рабочей силы в королевские колонии. «Корона» от этой системы получала доходы и одновременно сохраняла «чистые руки», поскольку сама не принимала непосредственного участия в приобретении рабов на Гвинейском побережье. За Испанию это делали другие и прежде всего Португалия, заключившая с ней подобный контракт.

Монополия на господствующее положение в мире, предоставленная Испании и Португалии римским папой, со временем стала вызывать резкое неудовольствие у других европейских держав. По мере обретения Голландией, Францией, Англией и другими странами колоний в Новом Свете и создания в них плантационного рабства началась борьба за обладание невольничьими рынками. Первым из прежних «аутсайдеров», кто обратил свои взоры в стороне западного побережья Африки, была Англия. В 1554 г. торговая экспедиция Джона Лока достигла португальского владения Эль-Мина, а в 1557 г. другая экспедиция достигла берегов Бенина. Три первые круп-. ные английские экспедиции за африканскими невольниками в 1559-1567 гг. под началом Дж. Хоукинса частично финансировались самой английской королевой, а сам он впоследствии был возведен в рыцарское достоинство. Английское правительство считало, что «торговлярабами способствует благосостоянию нации», и взяло английских работорговцев под свое покровительство. В 1618 г. в Великобритании была создана специальная Английская компания лондонских предпринимателей по торговле в Гвинеей и Бенином.

Свои торговые сношения с западным побережьем Африки стала налаживать и Франция. С 1571 по 1610 г. и ее портов к «Гвинейским побережьям» (Сьерра-Леоне, Эль-Мина, Бенин, Сан-Томе) было отправлено 228 кораблей. Конечным пунктом многих из них была «Перуанская Индия» или Бразилия.

Наиболее серьезно на подрыв португальской монополии в работорговле нацелились голландцы. С 1610 г. они составили Португалии острую конкуренцию. Преимущество Голландии стало особенно явным с образованием в 1621 г. голландской Вест-Индской компании, которая начала захватывать португальские торговые посты на побережье Западной Африки. К 1642 г. порты Эль-Мина, Аргуин, Гори, Сан-Томе уже находились в руках голландцев. Ими были захвачены и все португальские фактории на Золотом Берегу. Голландия стала в первой половине XVII в. главным поставщиком африканских невольников в испанские и другие колонии в Америке. В 1619 г. голландцы доставили в основанный ими Новый Амстердам (будущий Нью-Йорк) первую партию из 19 рабов, которые положили начало формированию негритянской общины на территории будущих Соединенных Штатов. Франция первых рабов в Америку поставила в 40-х годах XVII в.

С потерей Эль-Мины и других владений португальцы тем не менее не были вытеснены с побережья. Голландцам не удалось завоевать то монопольное положение, которое ранее занимала Португалия. Западное побережье Африки оказалось открытым для европейской конкуренции. Борьба за монополию работорговли стала стержнем ожесточенной конкуренции основных европейских держав во второй половине XVII в. и в течение почти всего XVIII в. Главными в этой борьбе были Англия и Франция.

Второй этап работорговли (1640 - 1807)

Со второй половины XVII в. торговля рабами возрастала и ее организация совершенствовалась. Первые проявления организованной системы торговли африканскими невольниками через Атлантику были связаны с деятельностью крупных коммерческих компаний и их филиалов, явно стремившихся к монопольному положению. Голландия, Англия и Франция организовали крупные торговые компании, которым было предоставлено право монопольной торговли африканскими рабами. Таковы были уже упомянутая голландская Вест-Индская компания, английская Королевская африканская компания (с 1664 г.), французская Вест-Индская компания (с 1672 г.). Несмотря на официальный запрет, работорговлей занимались также частные предприниматели.

Одна из целей компаний - добиться права на «асъентпо» от испанцев (перестало существовать только с 1789 г.). Это право было у португальцев, затем перешло к голландцам, опять вернулось к португальцам. Франция обладала правом асьенто с 1701 по 1712 г., утратив его по Утрехтскому договору в пользу англичан, которые получили монопольное право на снабжение Америки африканскими рабами в течение 30 лет (1713-1743).

Однако расцвет работорговли в XVIII в. был связан в большей степени не с монопольными компаниями, а стал результатом свободного частного предпринимательства. Так, в 1680-1700 гг. Королевская африканская компания вывезла из Западной Африки 140 тысяч невольников, а частные предприниматели - 160 тысяч.

О размахе и масштабности европейской работорговли в XVIII в. говорят такие цифры. С 1707 по 1793 г. французы 3342 раза снаряжали экспедиции за невольниками. При этом одна треть таких экспедиций приходится на первые 11 лет после окончания войны за независимость США. Однако первое место по числу экспедиций за невольниками оставалось за Англией, второе - за Португалией. Английский город Бристоль за XVIII в. послал в Африку около 2700 кораблей, а Ливерпуль за 70 лет - более 5000. В суммарном отношении за век было организовано более 15 тысяч экспедиций за невольниками. К 70-м годам XVIII в. вывоз рабов в Новый Свет достигал 100 тысяч человек в год. Если в XVII в. в Америку было ввезено 2 750 000 рабов, то к началу XIX в. в колониях Нового Света и в США работало около 5 млн африканцев-невольников.

Торговля невольниками приносила немалые доходы работорговцам и купцам. Ее выгодность была для них очевидной: если из трех кораблей с рабами добирался до берегов Америки один, то и тогда владелец не нее убытка. По данным за 1786 г., цена раба в Западной Африке составляла 20-22 ф. ст., в Вест-Индии - около 75-80 ф. ст. Работорговля имела для европейцев и другую более важную, «рациональную» сторону. В целом она способствовала развитию экономики европейских стран и подготовки в них промышленных переворотов.

Работорговля требовала постройки и оснащения кораблей, увеличения их количества. Привлекался труд многочисленных людей внутри отдельно взятой европейской страны и вне ее. Масштабы занятости людей, становившихся специалистами в своем деле, были внушительны. Так, в 1788 г. на производстве товаров для работорговли (а она имела, как правило, меновой характер) только в Манчестере было занято 180 тысяч рабочих. Размах работорговли к концу XVIII в. был таким, что в случае ее прекращения на Гвинейском побережье, могли разориться и обнищать около 6 млн только французов. Именно работорговля дала в то время мощный толчок к бурному развитию текстильной промышленности в Европе. Ткани составляли 2 / 3 товарного груза кораблей, шедшего на обмен невольников.

В XVIII в. ежегодно от побережья Африки отправлялось более 200 кораблей с невольниками. Перемещение такой огромной массы людей стало возможным не только потому, что в Западной Европе в сотрудничестве с американскими рабовладельцами сложилась организация торговли невольниками, но и потому, что и в самой Африке возникли соответствующие системы ее обеспечения. Спрос Запада нашел предложение невольников в среде африканцев.

«Работорговая Африка»

В самой Африке, особенно в ее восточных регионах, торговля рабами началась давно. Уже с первых столетий нашего летоисчисления черные рабы и рабыни высоко ценились на азиатских базарах. Но этих рабов и рабынь покупали в азиатских странах не как носителей рабочей силы, а как предметы роскоши для дворцов и гаремов восточных владык в Северной Африке, Аравии, Персии, Индии. Их чернокожих африканцев-рабов правители стран Востока, как правило, делали воинов, которые пополняли ряды их армий. Этим определялся и размер восточноафриканской работорговли, которая была менее масштабной, чем европейская.

До 1795 г. европейцы еще не могли продвинуться внутрь Черного континента. По этой же причине они не могли сами захватывать невольников. Добычей «живого товара» занимались те же африканцы, а размеры его поступления на побережье определялись спросом извне.

В работорговых районах Верхней Гвинеи невольников добывали, а затем продавали преимущественно мулаты, тесно связанные с местным населением. Значительную активность в поставке рабов для европейцев проявляли и африканцы-мусульмане. В районах, колонизованных южнее экватора, в добыче «товара» для невольничьих кораблей участвовали непосредственно и португальцы. Они организовывали специальные «работорговые» военные походы во внутренние районы континента или отправляли в глубь материка караваны, во главе которых ставили своих торговых агентов - «помбейруш». Последние порой сами были из числа невольников. «Помбейруш» совершали далекие экспедиции и приводили много рабов.

Работорговля предшествующих веков привела к полной и повсеместной деградации правовых, иногда очень суровых, норм, регулировавших в прошлом деятельность традиционных обществ. Морально деградировали и втянувшиеся в работорговлю с целью наживы господствующие слои африканских государств и обществ. Постоянно инспирируемые европейцами требования новых невольников приводили к междоусобным войнам с целью захвата каждой стороной пленных, с тем, чтобы их продать в рабство. Деятельность работорговли сделалась со временем чем-то обычным для африканцев. Люди сделали торговлю рабами своей профессией. Самым выгодным стал не производственный труд, а охота за людьми, захват пленных на продажу. Разумеется, никто не хотел быть жертвой, все стремились стать охотниками. Обращение людей в депортируемых рабов происходило и внутри самих африканских обществ. В их число попадали те, кто не повиновался местным властям, не выполнял предписанных поручений, был уличен в насилии и разбое, в супружеской неверности, одним словом был нарушителем тех или иных социальных норм, которыми руководствовалось общество.

За 150 лет нараставшего в европейских странах спроса на африканскую рабочую силу, удовлетворение его, т. е. предложение рынка невольников, оказывало различное влияние на социальную организацию участвовавшей в работорговле Африки. В королевстве Лоанго, западноафриканское побережье, верховный правитель создал для управления работорговыми операциями с европейцами специальную администрацию. Ее возглавлял «мафук» - третье по значению лицо в королевстве. Администрация контролировала весь ход торговых операций в каждой точке товарообмена. Мафук определял налоги и цены в торговле невольниками, выступал арбитром в спорах, обеспечивал поддержание порядка на рынках, ежегодно выплачивал королевской казне плату. Любой житель Лоанго мог привести на рынок невольников - местный ли вождь; просто свободные люди и даже их слуги, если только все соответствовало установленным правилам продажи. Любое отступление от сложившейся системы торговли невольниками вело к аннулированию сделки, будь он африканец или европеец. Такая централизация обеспечивала государству и немногочисленной прослойке посредников рост их богатства. Строгий контроль за продажей невольников на вывоз не нарушал внутренних порядков королевства, поскольку продававшиеся европейцам рабы никогда не происходили из королевства, а доставлялись из-за границ Лоанга. Таким образом, местное население не опасалось работорговли и традиционно занималось земледелием и рыболовством.

Пример королевства Дах-хом (Дагомея-Бенин) демонстрирует зависимость европейских работорговцев от порядков, устанавливаемых в самих африканских государствах в XVIII в.,: в части регулирования работорговли в экономических и культурных интересах государства. Продажа на вывоз дагомейских подданных была строго запрещена. Приток невольников происходил только с сопредельных с Дагомеей территорий. Осуществлялось строгое и обязательное регламентирование торговли, навязанное европейским купцам. Все работорговые операции в королевстве находились под жестким контролем специального лица «йовогана» и разветвленной сети его штатных соглядатаев. Йоваган был одновременно как бы министром иностранных дел и министром торговли, нередко его вое; принимали как вице-короля. В случае с Дагомеей показатель-: но, что не всегда спрос рождал предложение. Йоваган создал > в своей стране такую обстановку для европейских торговцев живым товаром, что с некоторых пор им стало убыточно приобретать его в Дагомее.

Одним из резервуаров, из которого постоянно черпались невольники, причем в большом количестве, являлась восточная часть многонаселенной дельты Нигера. Здесь сложились минигосударства народов ари, игбо, эфик и др. Структура» этих государств и характер их обычаев отличались от моде^: лей Лоанго и Дагомеи. Захват невольников, как правило, производился на их же собственных территориях. Главным «производителем» рабов был оракул Аро-Чуку, которого почитали во всей дельте Нигера. Он по-своему определению требовал жертв - «пожирал» неугодных жителей. Это «пожирание» означало продажу неугодных оракулу людей как невольников на экспорт. Но так как одним подобным путем было невозможно обеспечить спрос на рабов, то вооруженные отряды ари, находившиеся под началом оракула, высаживались на берега Нигера и проводили набеги на близлежащие районы. Захваченных в плен везли к побережью. Регулярность этого торгового грузопотока обеспечивало «тайное общество» Эк-пе, объединявшее местную торговую элиту. В 1711-1810 гг. в результате такой активности Экпе восточная часть дельты Нигера поставила европейским работорговцам до миллиона рабов. Работорговля здесь продолжалась в таких же масштабах вплоть до 1840 г.

Европейцы, в местах своего первого закрепления на западном побережье Африки, могли управлять лишь теми, кто жил в самих фортах. Всего их на всем побережье Западной Африки, исключая Анголу, насчитывалось к концу XVIII в. около трех тысяч человек. Реальная власть всюду еще принадлежала африканцам и проявлялась в необходимых случаях как сила, способная устранить слишком смелые притязания европейцев. Так были сожжены форты в Лоанго и Аккре, а королевство Бенин, например, просто отказалось от всяких контактов с европейцами и имело с ними торговые отношения только через специально искусственно созданное для этой цели образование - «королевство» Оде-Итсекири.

Сопротивление невольников европейским работорговцам и рабовладельцам

Столкнувшись с проявлениями жестокости европейских работорговцев по отношению к невольникам, перспективой навсегда оставить привычные места обитания, невыносимостью условий плавания через Атлантику, вызывавшего высокую смертность среди рабов, многие жители Африки были готовы к сопротивлению. Оно было активным на суше, когда жизнь африканца оказывалась под угрозой захвата, и, как правило, принимало пассивные формы во время пересечения Атлантики.

На суше африканцы демонстрировали европейцам постоянную, повседневную враждебность. Если возникала малейшая возможность для нападения, она использовалась. Внезапные атаки, отравленные стрелы - с этим часто сталкивались евро--пейцы. Не имея возможности порой противостоять в открытом бою, африканцы использовали тактику нападения на отдельных людей, заманивания небольших отрядов работорговцев в леса, где они уничтожались. По мере того как африканцы научились использовать огнестрельное оружие, они стали совершать нападения на форты и фактории. Уже во второй половине XVII в. это было нередким явлением.

Политика европейских работорговцев в духе «разделяй и властвуй» оказывала влияние и на африканцев различных народностей. Были случаи, когда они совместно, например, с англичанами нападали на их конкурентов португальцев, с португальцами - на англичан и французов и т. п.

Пик активности в борьбе против европейской работорговли приходится в основном на период до начала XVIII в. Жизнь африканцев в условиях развращающего хаоса работорговли в последующее время изменила их психологию. Работорговля не объединяла - она разъединяла, обособляла людей. Каждый спасал себя, свою семью, не думая уже о других. Сопротивление работорговле становилось делом отчаянного мужества одиночек и отдельных групп. За всю эпоху работорговли Африканский континент не знал ни одного крупного организованного выступления или восстания против нее.

Тем не менее, с момента захвата в рабство и до конца жизни на плантациях, невольники не переставали бороться за возвращение себе свободы. Если видели, что надежды на освобождение нет, они предпочитали смерть рабству. Частыми были побеги рабов с невольничьих кораблей, находившихся в каботажном плавании вдоль побережья Африки. Во время перехода через Атлантику целые партии невольников на отдельных кораблях объявляли смертельную голодовку. Частыми были и бунты рабов на кораблях, хотя они и осознавали, что, перебив экипаж, обрекали себя на смерть, ибо сами кораблем управлять не могли.

Вся история рабства в Америке - это история то тайной, то открытой борьбы рабов против рабовладельцев-плантаторов. В 1791 г. в Сан-Доминго (Гаити) началась освободительная борьба негров-рабов под руководством Туссен-Лувер-тюра. Она завершилась образованием в 1804 г. негритянской республики Гаити и ликвидацией рабства. В 1808 г. вспыхнуло восстание в британской Гвиане. В 1816 г. - на Барбадосе, в 1823 г. - вновь в британской Гвиане. На этот раз в восстании приняло участие 12 тысяч рабов. В 1824 и 1831 гг. произошли восстания рабов на Ямайке. Это были восстания заранее подготовленные, руководимые авторитетными среди невольников людьми. Рабы были полны решимости добиться свободы.

Движение европейской общественности. Аболиционизм

Движение за запрещение работорговли в странах Европы и в США началось во второй половине XVIII в. Идеи аболиционизма («запрещение») развивали Гренвил Шарп, Томас Кларксон, Уильям Уилберсон, Ч. Фокс в Великобритании; аббаты Рейналь и Грегуар во Франции; Э. Бенезет, Б. Франклин, Б. Раш в США. Взгляды первых аболиционистов разделялись Дидро, Кондорсэ, Бриссо и др.

Доктрина аболиционизма, суть которой сформулировал квакер Бенезет еще до провозглашения независимости США, основывалась на ряде экономических и гуманитарных положениях. Аболиционистами утверждалось, что работорговля отнюдь не доходное, а очень дорогостоящее предприятие. Она наносит прямой ущерб государственному бюджету европейских стран из-за выплачиваемых за невольников «премий». Работорговля стоит жизни многим морякам, гибнущим у «негостеприимных берегов». Она тормозит развитие мануфактур из-за того, что не требует продукции высокого качества. Оставление невольниками Африки означает для Европы потерю миллионов потенциальных покупателей европейских товаров. С точки зрения морали, аболиционисты выступили с революционным по меркам и взглядам той эпохи откровением - «черный - тоже человек».

Движение аболиционизма наращивало свою активность. В 1787 г. в Великобритании создается «Общество за запрещение африканской работорговли». В 1788 г. во Франции возникает общество «Друзья чернокожих». Многочисленные общества по борьбе с рабством и работорговлей создавались в США. Движение аболиционистов набирало силу и ширилось. В Англии его массовость характеризовалась сбором десятков тысяч подписей под петициями, содержащими требования о запрете работорговли. Во Франции эти требования окрашивались общим настроением революции 1789 г.

В начале XIX в. наметились новые тенденции в отношениях европейских стран с Африкой. Работорговля сыграла важную роль в генезисе капиталистического строя. Она была неотъемлемым элементом процесса первоначального накопления, подготовившего почву для становления и победы капитализма. Промышленные революции, начало которым было положено в Англии в 60-х годах XVIII в., охватили на протяжении XIX в. и другие европейские страны, включая и США после окончания гражданской войны 1861 - 1865 г.

Постоянно растущее производство промышленных и потребительских товаров требовало новых и постоянных рынков для их сбыта. Все большее значение начали приобретать дополнительные источники сырья. В самый разгар промышленного подъема западный мир ощутил, например, острую нехватку масел для машинного производства, бытового освещения, парфюмерии. Такие масла издавна производились во внутренних районах западноафриканского побережья: арахис в области Сенегамбии, масличная пальма в полосе от севера Сьерра-Леоне до юга Анголы. Возникшие потребности Запада определили характер нового экономического интереса к Африке - производить в ней масличные культуры, получать жиры и масла в промышленных масштабах. Если в 1790 г. в Англию были доставлены 132 т пальмового масла, то в 1844 г. она импортирует его уже свыше 21 тыс. т, а за 1851 - 1860 гг. этот импорт возрос еще вдвое. Подобные пропорции наблюдались и по другим видам африканской традиционной сырьевой продукции. Подсчеты показывали, что в денежном выражении торговля ею для коммерсантов становилась более выгодной, чем доходы от работорговли. Перед промышленниками же встала чрезвычайной важности задача сохранения рабочей силы на местах в целях увеличения масштабов африканского сырьевого производства, расширения потребительского рынка.

Англия, первой вступившая на путь промышленного капиталистического развития, первой выступила и за отмену работорговли. В 1772 г. было запрещено использование труда рабов в пределах самой Великобритании. В 1806-1807 гг. британский парламент принял два акта о запрете торговли черными невольниками. В 1833 г. принимается закон об отмене рабства во всех владениях Британской империи. Аналогичные законодательные акты под давлением промышленной буржуазии и ее идеологов стали приниматься и в других странах: США (1808), Швеции (1813), Голландии (1818), Франции (1818), Испании (1820), Португалии (1830). Работорговля была объявлена преступлением против человечества и квалифицирована как уголовное деяние. Однако с момента принятия законов о запрете работорговли и рабства и до их реального воплощения пролегла большая дистанция.

Третий этап. Борьба против «контрабандной работорговли» (1807 - 1870)

В первой половине XIX в. труд рабов на плантациях и рудниках Нового Света был еще рентабельным, позволяя плантаторам и предпринимателям получать высокие прибыли. В США после изобретения хлопкоочистительных машин стремительно расширялись хлопковые плантации. На Кубе увеличивались посадки сахарного тростника. В Бразилии были открыты новые месторождения алмазов и увеличена площадь кофейных плантаций. Сохранение рабства в Новом Свете после запрещения работорговли предопределило широкое развитие контрабандной торговли африканцами. Основными районами вывоза контрабандным путем невольников были: в Западной Африке - Верхнегвинейское побережье, Конго, Ангола, в Восточной Африке - Занзибар и Мозамбик. Доставляя рабов главным образом в Бразилию, на Кубу, откуда большое число невольников реэкспортировалось в США. По данным британской парламентской комиссии, в 1819-1824 гг. из Африки вывозили в среднем ежегодно 103 тысячи рабов, в 1825-1839 гг. - 125 тысяч. Всего же за пятьдесят лет нелегальной работорговли из Африки было вывезено более трех миллионов невольников. Из них в США, с 1808 по 1860 г., было поставлено 500 тысяч.

Поражение Наполеона вывело борьбу с работорговлей на международный уровень. В Парижском мирном договоре впервые было декларировано о необходимости совместной,. консолидированной борьбы с этим явлением. Вопрос о прекращении работорговли обсуждался и на других международных встречах и конференциях: Венском конгрессе (1815), Ахейском (1818), Веронском (1822) и др. Среди стран, участвовавших в подписании работорговли, была и Россия, которая никогда не занималась работорговлей, но использовала свое международное влияние для борьбы против нее.

Запрещение работорговли требовало не только принятия мер юридического характера, но и наличие инструмента по их осуществлению - совместных военных, особенно военно-морских, сил по пресечению контрабандной работорговли. Предложения по созданию «наднациональных» сил провалились. Тогда Англия пошла по пути заключения двусторонних соглашений. Такие соглашения включали в себя два главных пункта: 1) право взаимного контроля и досмотра военным кораблем одной подписавшей соглашение державы торговых судов другой страны - участницы соглашения, если на них перевозятся черные невольники; 2) создание смешанных юридических комиссий с правом вершить суд над захваченными работорговцами.

Такие соглашения в 1817-1818 гг. были заключены Англией с Португалией, Испанией и Голландией. Соглашения с Испанией и Португалией Великобритания добилась лишь благодаря денежной компенсации - более миллиона фунтов стерлингов - за ущерб материально пострадавшим от репрессивных мер. Португальцы при этом сохранили за собой право легально продолжать южнее экватора торговлю рабами, вывозимыми в Бразилию. Бразильский парламент принял закон о полном запрете работорговли только в 1850 г. Испания ввела действенный закон о запрете рабства лишь в 1870 г.

Аболиционистский закон в США был принят еще в 1808 г., но только в 1819 г. американский конгресс стал рассматривать два варианта его применения на практике. В 1824 г. Конгресс принял новый закон, приравнивавший работорговлю к пиратству, а виновных в ней приговаривали к смертной казни. Тем не менее до 1842 г. американское крейсирование у побережий было эпизодическим, а временами вообще не проводилось.

Франция трижды принимала законы о запрете работорговли и борьбе с нею (1818, 1827, 1831 гг.), пока, наконец, в последнем не зафиксировала жесткие меры против работорговцев. В 1814 - 1831 гг. она являлась самой крупной торговой державой среди стран, занимавшихся продажей невольников. Из 729 судов, участвовавших в торговле, 404 - были откровенно невольничьими. Французская морская блокада Африканского побережья оказалась неэффективной. Три невольничьих корабля из четырех свободно проходили через раскинутую на море международную сеть по борьбе с работорговлей.

За период с 1814 по I860 г. было осуществлено около 3300 плаваний за рабами. Общее же число флагов, захваченных во время карательного крейсирования (прежде всего англичанами), составило около 2000. Репрессивные акции против работорговли привели к освобождению приблизительно 160 тысяч африканцев, да еще к избавлению от рабства примерно 200 тысяч человек в Америке. «Производство рабов» в самой Африке снизилось на 600 тысяч человек.

Брюссельская конференция 1889 - 1890 гг

Во второй половине XIX в. на всем побережье Африки продолжали свою открытую деятельность крупные традиционные работорговые центры. Исключение составлял Золотой Берег, где находились английские форты (голландские здесь были скуплены британцами в 1850 - 1870 гг.). Принимаемые официально репрессивные меры существенного ущерба работорговле не наносили. Спрос на рабов и конкуренция покупателей продолжали оставаться большими, как и предложение невольников со стороны африканских работорговцев. Европейские державы решили воспользоваться последним обстоятельством. Появился благовидный предлог для вмешательства во внутриафриканские дела в целях утверждения политики экспансионизма в Африке.

С ноября 1889 г. по июль 1890 г. прошла Брюссельская конференция, в которой приняли участие 17 стран. Главными ее участниками были Бельгия, Великобритания, Португалия, США, Занзибар, «Независимое государство Конго» и др. На конференции обсуждался главный вопрос - ликвидация работорговли в самой Африке. В принятом Генеральном акте по борьбе с ней были определены меры, включая и такие, как ограничение ввоза огнестрельного оружия и боеприпасов на работорговые территории. Брюссельская конференция знаменовала окончание всеобщей работорговли.

По данным Организации Объединенных Наций (ООН), население Африки с 1650 по 1850 г. держалось на одном уровне и составляло 100 млн человек. Небывалый случай в истории, когда население целого континента на протяжении 200 лет не прирастало, несмотря на традиционно высокую рождаемость. Работорговля не только затормозила естественное развитие народов Африки, но и направила его по уродливому пути, не имевшего до этого весомых предпосылок в саморазвивающихся африканских обществах.

Работорговля способствовала имущественному расслоению, социальной дифференциации, распаду общинных связей, подрывала внутриплеменную социальную организацию африканцев, создала из части племенной знати коллаборационистскую прослойку. Работорговля вела к обособлению африканских народов, к агрессивности и недоверию по отношению друг к другу. Она повсеместно привела и к ухудшению положения «домашних» рабов. Угрожая невольникам продажей европейцам за малейшее неповиновение, африканские рабовладельцы усиливали их эксплуатацию на местах.

Работорговля имела также экономическую и политическую стороны. В одном случае она тормозила развитие местного традиционного ремесла (ткачества, плетения, ювелирных дел) и в то же время втягивала Африку в мировой торговый рынок. В другом - служила препятствием на пути развития африканской государственности (распались Бенин, Конго и др.) при одновременном способствовании появлению новых государственных образований, таких как Вида, Ардра и т. д., которые богатели в результате посредничества между европейцами и африканскими работорговцами внутренних областей. Обескровливая Африку, работорговля способствовала экономическому процветанию стран Европы и Америки.

Наиболее тяжелыми последствиями работорговли для Африки были психологические моменты: обесценивание человеческой жизни, деградация как рабовладельцев, так и рабов.

Самым нечеловеческим ее проявлением стал расизм. За четыре столетия в умах многих, прежде всего значительной части европейского общества, слово раб стало ассоциироваться с именем африканца, т. е. черного человека. В течение многих поколений люди познавали Африку через призму работорговли, не зная о самобытных цивилизациях Ганы, Сонгаи, Ванина, Мономотапы и др. Работорговля породила концепцию неисторичности африканских народов, их невысоких умственных способностей. Был создан мифологический политический прецедент при оправдании своих действий по захвату Африки и разделу ее на колонии.



Мы подарили королю корабль «Клеопатра». На нем семнадцать пушек, три мачты, семиярусный трюм в каждый ярус можно набить триста рабов. Правда, они не могут стать во весь рост, да это им и не нужно. Двадцать четыре дня просидеть в таком ярусе, а потом попасть на свежий воздух плантаций – не так уж страшно. Мы подарили королю этот корабль. Четыре раза в год черное дерево – королевский товар – перевозится на нем от берегов Либерии на Гваделупу, Мартинику и Гаити. Это верный доход его величества, более верный, чем королевские домены Франции.

(Виноградов. Черный консул).

Корабли, подобные "Клеопатре", описывали огромный треугольник в Атлантике: от берегов Европы к западноафриканскому побережью, оттуда – к американским берегам, и оттуда – снова в Европу. На Африку шли, в основном, загруженные ромом, там, на огромной территории от Гвинейского залива до Белого Нила, приобретали рабов, и везли их на поля хлопчатника и табака в США, плантации сахарного тростника и кофе на Кубе, мексиканские и бразильские рудники. Домой возвращались с «колониальным» товаром – сахар, патока, кофе, рыба, ценные породы деревьев и т. п.

В Восточной Африке работорговлей издавна занимались арабы. Здесь сложилась своя торговая цепочка: Восточная Африка – Индия – страны Ближнего Востока (Персия, Турция, Левант). Веками на Занзибаре, в Софале, Момбасе и Малинди функционировали невольничьи рынки. В XVI в португальцы захватили все восточноафриканские порты и построили свой административный центр – форт Мозамбик. Тем самым в цепи португальских владений был надолго замкнут Индийский океан. Позднее из этого региона их вытеснили голландцы и англичане. Западное же побережье, напротив, было «ничьим». Отсюда торговали и португальцы, и голландцы и англичане, даже датчане и шведы строили свои фактории (а рядом с факторией всегда высился форт). Люди, как ни страшно это звучит, были основной долей экспорта из Африки, и лишь на втором месте значились золото и слоновая кость.

Начиная с середины XVI в рабы с западного побережья «шли» на Америку, где уже (!) остро чувствовалась нехватка индейцев. По самому грубому подсчету, существенно колебавшемуся по годам, с западного побережья увозили по 100 тыс. чел. в год .

Прибыль в 500% считалась нормальной – как и гибель в пути трети рабов в партии. На работорговле наживались судостроители и банкиры, плантаторы и виноделы, страховые компании и суконные фабрики, всевозможные маклеры, перекупщики и посредники. В Африке за рабов охотно брали не только оружие и ром, но и просто железные и медные бруски, даже раковины-каури и стеклянные бусы! Рабов выгружали в Рио, Баие, Пернамбуку, Монтевидео, на английском Барбадосе, голландском Кюрасао, датском Сен-Томе, в нидерландской и британской Гвианах, на побережье Новой Испании, Вирджинии и Каролины, на всех островах Вест и Ост-Индии. Только в Южной Африке шел обратный процесс – европейцы ввозили сюда индийцев из своих восточных колоний для работы на сахарных плантациях. Помимо «законной» торговли существовала и контрабандная, которой занимались сами колонисты на своих кораблях. Если англичане или испанцы перехватывали такой корабль, они не церемонясь вешали каждого третьего в команде и реквизировали судно, а для рабов, запертых внизу, эти события оставались неизвестными и ничего не значащими.

Различали торговлю «в факториях» и торговлю «с корабля». В первом случае пользовались услугами огромного числа прибрежных рынков, работавших 6 дней в неделю, таких как Аккра, Лагос, Лоанго, Луанда, Бенгела, Сеута, Оран, Алжир, Маюмба, Малембо, Кабинда. Особой популярностью пользовались устья таких рек как Бонни и Калабар (Бенинский залив). Но опустошались не только прибрежные районы и речные бассейны, как можно подумать. Даже в самых глубинах континента люди не чувствовали себя в безопасности. Невольников захватывали везде, и невзирая на дальность пути, тащили на побережье – в Анголу, Конго, Видах, на Золотой Берег, Сенегал, Сьерра-Леоне.

При «торговле с корабля» нужно было ждать минимум три месяца, крейсируя вдоль побережья (пока на берегу захватят нужное количество), но и цена была минимальной (если уж человек был захвачен вдали от рынка, продавцу в любом случае надо было его продать). Люди боялись выходить из дому, если поблизости был виден невольничьий корабль. Те, кого захватили, боролись до конца: бежали по суше, нападали на охрану, прыгали с лодок в море, поднимали бунт на увозивших их кораблях. Примечательно, что на судах, как правило, европейцы, находясь в подавляющем меньшинстве, жестоко расправлялись с восставшими, но даже если негры и побеждали, они все равно проигрывали судьбе – управлять кораблем они не умели и погибали в море.

Ливингстон пишет:

"самая страшная из болезней, какую я наблюдал в этой стране, по-видимому, «разбитое сердце», ею заболевают свободные люди, захваченные в плен и обращенные в рабство… Эти негры жаловались только на боль в сердце и правильно указывали его местоположение, кладя на него руку".

Как же немногочисленные команды с европейских судов, имевшие ограниченный запас воды и провизии (нужно было еще рассчитывать прокормить «товар» на обратном пути), с весьма несовершенными по тому времени ружьями, без проводников, без иммунитета к малярии, без языков смогли добраться до самого сердца Африки и обескровить его?

Секрет прост. Им и ненужно было это делать. Всех (или почти всех) невольников приводили сами африканцы. Они знали, что белые отдают свои удивительные товары только за людей или слоновые бивни. Вот и посудите, кого легче поймать – человека или слона.

П равда, человека нужно захватить живым…

Самые воинственные племена без труда справлялись с этим, захватывая на войне “заказанное” число голов. Те, что послабее, отдавали в рабство своих соотечественников. Даже обычаи африканских племен со временем приспособились к требованиям работорговли, и за все проступки виновного ждало одно наказание: продажа в рабство. Единственным исключением было долговое рабство: оно отбывалось внутри племени, во-первых, потому что имело личную направленность, во-вторых, потому что его можно было отработать.

Самое жуткое в истории работорговли, это то, что европейцам удалось сделать ее частью жизни африканцев, притупить в них сознание того, что это не просто страшно, а неприемлемо . Работорговля стала чем-то обыденным, как жизнь и смерть (все стараются избежать смерти, но никто ведь не протестует против нее как таковой). Многие племена жили работорговлей, а такие как ашанти и фанти, дагомейцы и эве жестоко сражались между собой за право быть главным партнером белых в торге людьми. Показательна судьба племен андоне, которые наживались на продаже людей в рабство, а затем, когда торговые точки на побережье переместились, сами стали предметом охоты.

В начале XIX в Британия официально запретила работорговлю. Это было сделано по простой причине: поскольку к этому времени британцы уже активно продавали миру хлопок, им нужно было как-то ослабить конкурирующие с ними (руками рабов) североамериканские соединенные штаты (САСШ). Английский хлопок выделывали поденщики из Индии и, позднее, Египта, в Америке над хлопком трудились чернокожие рабы. Поэтому англичане рьяно поднялись против перевозок негров из Африки за океан.
Заметим, что, во-первых, отмена работорговли еще не означала отмены рабства . Во-вторых, немедленно началась контрабандная работорговля, принявшая тот же, если не больший размах. Особенно рьяно стали вывозить африканских женщин (своя логика в этом была). С большой неохотой к запрету вскоре присоединились некоторые другие страны, в том числе США, Португалия отказалась его признать, а ряд других стран согласился с ним за… выкуп, уплаченный Британией (поистине, вот уж позорные страницы истории человечества).
Английские корабли, согласно международным договорам, получили право обыскивать все иностранные суда на предмет наличия рабов. При появлении патрульных одни работорговцы поднимали чужой флаг (как правило, португальский), другие сбрасывали живые «улики» за борт, третьи уходили за экватор (южнее экватора англичане не имели права преследовать чужие корабли) или даже бросались на абордаж. Невольничьи суда США заранее брали на борт какого-нибудь испанца, который при приближении патруля, поднимал испанский флаг и общался с преследователями по-испански (всё для того, чтобы уйти от ответственности по американским законам, предусматривавшим смертную казнь для занимающихся работорговлей).

Конец работорговле положил, как ни странно, колониальный захват Африки. Рабочие руки стало выгоднее оставлять дома, кто-то должен был работать на захваченных территориях. Это событие совпало с гражданской войной в США, отменой рабства Линкольном и потерей самого большого, североамериканского рынка рабов. Только благодаря этому к концу XIX в работорговля пошла на убыль и затихла.

Но горькая чаша Африки еще не была испита до дна. Теперь белые не забирали африканцев к себе. Теперь они забирали у них землю из-под ног.

Число жертв работорговли, составило около 100 млн. чел. за 4 столетия. Эта цифра выведена с учетом того, что в рабство удавалось увести не более одного из двух, на которых было совершено нападение, а до побережья добирался один из пяти. Большое количество людей погибало в пути, в битком набитых трюмах, умирая от мгновенно распространявшихся болезней или плохой кормежки (но рабов с точки зрения работорговцев было опасно кормить хорошо).


В марте 1857 года Верховным судом США было принято постановление о том, что рабы не в состоянии быть гражданами, поскольку они ― имущество. Кем же они были, североамериканские невольники?

В начале XVI века англичане основали первое поселение в Северной Америке, а уже через какой-то десяток лет корабли массово начали завозить к колонистам рабов. Прибывали сотни тысяч мужчин и женщин. Их привозили по отдельности и целыми семьями с маленькими детьми. Поселенцы нуждались в рабочей силе. Особенно на Юге континента, где было много земледельческих хозяйств.

Работали на плантациях рабы, не имеющие никаких прав. Хозяева могли делать с ними все, что хотели. В случае неподчинения владельцу, какого-либо возмущения, попытки взбунтоваться их жестоко наказывали. Нередко можно было увидеть раба, подвешенного за руки, с подожженными ногами. Или же невольника, получающего удары плеткой. Но это являлось легким покаранием. Особенно жестокие хозяева за любую провинность могли сжечь раба заживо. Обычной практикой было для устрашения выставлять на городской площади отрубленные головы рабов, надев их на колья.

Хотя при слове раб большинство людей представляет чернокожего африканца, нередко среди наказанных рабов были европейцы. Это неудивительно. Рабов завозили не только с Африки.

При короле Джеймсе VI Англия начала выставлять на продажу в Америку ирландских заключенных. В королевской Прокламации от 1625 года прямо указывалось о необходимости высылки политзаключенных за океан с последующей их продажей в рабство. Чарльз I, Кромвель, также продолжали делать из ирландцев рабов.

К середине XVI столетия в Антигуа и Монстеррат среди рабов было больше всего выходцев из Ирландии. Две трети населения Монстеррата в то время ― ирландские рабы.

Англичане не знали никакой жалости. Корабли с трюмами, набитыми ирландцами, отцами, братьями, сыновьями, безостановочно курсировали через Атлантический океан. Жен и детей не разрешалось брать с собой. Их затем продавали отдельно.

В пятидесятые годы XVI века более ста тысяч таких детей в возрасте от 10 до 14 лет были проданы в заморские колонии.

Только с 1641 по 1651 года триста тысяч ирландцев вывезли в рабство, а более полумиллиона англичане убили. За десять лет население Ирландии уменьшилось более, чем вдвое. С полутора миллионов до шестисот тысяч человек.

В некоторых источниках стараются называть ирландцев «законтрактованными работниками», однако это не соответствует истине. В действительности они являлись белыми рабами и отличались от невольников с «черного» континента только цветом кожи.

Даже нередки были случаи, когда с рабами из Африки обращение было лучше, чем с выходцами из Ирландии. Сказывалась религиозная нетерпимость, проявлялась ненависть к католической вере ирландцев. Белые люди издевались над белыми же людьми. Отношение к ним было, как к недорогой собственности.

Африканские рабы и ценились в то время дороже своих европейских товарищей по несчастью. Поэтому их берегли. Ведь ирландец оценивался в сумму меньшую пяти фунтов стерлингов. За африканца надо было заплатить в десять раз больше. Погибнет темнокожий раб, необходимо хорошо потратиться, чтобы возместить потерю. Ирландца можно особо не жалеть, и для устрашения остальных невольников за небольшую провинность засечь до смерти.

Поэтому занимались еще и размножением рабов. Дети, родившиеся от рабыни, автоматически становились невольниками, приумножая богатства хозяина своим трудом. Еще и продать их можно. К тому же привязывали к поместью женщину. Если ирландка каким-то образом сумела получить свободу, она никуда не могла деться. Оставалась дальше служить хозяину. Оставалась рядом с ребенком, который, родившись в неволе, обречен был на рабскую участь.

Позже плантаторы придумали более изощренный способ, как еще большую выгоду получать на этом. Скрещивание африканских рабов с ирландскими женщинами позволяло получить хороший доход, становилось дополнительным источником прибыли. Можно было планировать заранее, какого раба получить. Родившиеся дети вполне заменяли чистокровных африканских рабов, сохраняя деньги предприимчивых колонистов. Ведь это были готовые рабы, доставшиеся почти даром. Их не надо покупать, оплачивать доставку из-за океана.

Скрещивание широко практиковалось до принятия в 1681 г. специального закона, запрещающего такой бизнес. Приняли его не из-за сочувствия к невольникам. О них не думали. Подобное «разведение» рабов приобрело настолько сильный размах, что стало наносить ущерб одной влиятельной компании, занимающейся перевозкой рабов. Терялись сотни тысяч фунтов стерлингов. В угоду работорговцам правительство и издало запрещающий указ.

Более века англичане отправляли ирландцев в рабство. Тысячи, десятки тысяч белокожих рабов продавались на невольничьих рынках Нового Света. На многих островных и материковых плантациях в Северной Америке трудились белые рабы. Чтобы легче отличить таких рабов от свободных белых, в случае, например, побега, ирландцев клеймили. На теле невольника выжигали хозяйские инициалы.

Если мужчины работали в основном на плантациях, занимаясь сельскохозяйственными работами, то женщины, кроме таких работ и услужения хозяевам в поместьях в качестве прислуги, продавались в бордели.

Часто надсмотрщиками над белыми рабами ставили африканских рабов, поощряя их жестокость по отношению к ирландцам.

В 1798 году ирландцы при поддержке французов восстали против ненавистного английского владычества. Однако попытка оказалась неудачной. Повстанцы были разбиты британскими войсками. Это стало причиной очередного всплеска работорговли. Англичане не жалели побежденных противников. За океан, в Австралию и в Америку были отправлены тысячи новых ирландских рабов.

Только в 1839 году цивилизованная Англия перестала заниматься торговлей людьми. Но еще долгие годы после официального запрета работорговлей продолжали заниматься пираты.

Не менялось и отношение к жителям Ирландии. Так, в 1899 году в политическом журнале Harper’s Weekly была напечатана расистская, по отношению к ирландцам, статья. В публикации описывалась теория происхождения, унижающая этот народ, то есть оправдывающая его притеснения.

Тема про торговлю ирландцами, про ужасную участь сотен тысяч белых рабов в Америке редко поднимается, практически никогда не обсуждается. Ведь эти несчастные люди исчезали бесследно. Никто из них не вернулся домой на родину и не рассказал о творившихся в колониях ужасах. Люди умирали, смертность среди ирландцев была высочайшая. К тому же сказывалось и насаждаемое рабовладельцами смешивание с африканскими рабами. История поэтому о них забывает. Нет свидетельств, не помнят и преступлений.