Биографии Характеристики Анализ

Готовые отчеты по учебной практике. Как написать отчет по практике - инструкция с примерами

Федеральное агентство Российской Федерации по образованию

Казанский Государственный Архитектурно-Строительный Университет

Кафедра профессионального

обучения, психологии и социологии

ОТЧЕТ

по преддипломной практике

Выполнил: студент 4-го курса

гр. 3ПО 01

Фаляхиев Айдар Камилевич

Место прохождения практики:

Образовательное учреждение: КГАСУ

Итоговая оценка за преддипломную практику __________

Руководитель практики по месту прохождения:

Шигапова Д.К. __________________

(должность, подпись)

Руководитель практики от кафедры:

Доцент к.с.н. Шигапова Д.К. ______________

(подпись)

Казань 2017 г.

Содержание

Введение

1. Описание структуры учебного заведения

2.

3. Результаты опытно-экспериментального исследования

Заключение

Список литературы

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Преддипломная практика проходила в КГАСУ , находящегося по адресу: Республика Татарстан, г.Казань, ул. Зеленая, д.1.

Период прохождения практики с 24.04.2017 по 21.05.2017.

Преддипломная практика занимает очень важное место в подготовке компетентного педагога профессионального обучения. Она помогает получить первый опыт, наглядно изучить, как проходят процессы воспитания, обучения и развития. Это так же способ проверить свои знания, умения, а так же развить навыки преподавания.

Цель преддипломной практики - закрепление знаний и умений, приобретенных в результате освоения теоретических курсов, развитие общепрофессиональных и профессиональных компетенций, приобретение опыта самостоятельной практической педагогической и психологической деятельности, становление профессиональной направленности, проведение опытно-экспериментального исследования по изучению мотивации студентов.

Задачами практики выступают:

Совершенствование психолого-педагогических и специальных (по предмету) знаний студентов в процессе их применения для осуществления педагогического процесса;

Развитие у студентов представлений о работе современного образовательного учреждения (о специфике образовательных программ, о направлениях деятельности педагогического коллектива, о функциональных обязанностях представителей администрации и педагогического коллектива);

Становление у студентов педагогических умений (проективных, ораторских, коммуникативных).

Развитие у студентов интереса к профессиональной педагогической деятельности, творческого отношения к педагогической работе;

Развитие у студентов, педагогических способностей, а также профессионально значимых качеств личности преподавателя (расположенность к учащимся, самообладание, педагогический такт, справедливость и т.д.).

6) Сбор и анализ данных, необходимых для подготовки практической экспериментальной части выпускной квалификационной работы на тему: « Изучение мотивации».

1.Описание структуры учебного заведения (КГАСУ)

История. В 1889 году особая комиссия Министерства народного просвещения Российской империи, при инициативном участии волжско-уральского купечества, приняла решение открыть в Казани учебное заведение, готовящее техников — объединенное Промышленное училище с двумя уровнями профессиональной подготовки: средне-химическим и низшим техническим, с механической, химической и строительной специальностями. С образования Промышленного училища, берёт начало строительное образование в Казани и во всём Поволжско-Уральском регионе. Первый камень учебного корпуса был заложен 12 июня 1896 года. Контракт на строительство учебных зданий был заключен с Торговым домом братьев В. и А. Персон . Следить за строительством зданий был назначен архитектор Казанского учебного округа С. В. Бечко-Друзин. Само здание учебного корпуса проектировал известный архитектор Константин Олешкевич .

В соответствии с постановлением Временного правительства России от 30 мая 1917 года N 131 оно было преобразовано в Казанское политехническое училище с тремя отделениями, в том числе строительным (с 30 сентября 1917 года). 21 ноября 1918 года предписанием N 3420 отдела вузов Наркомпроса был создан , в состав которого вошли бывшие: Казанское политехническое училище, Казанское художественное училище, Казанское коммерческое училище и Виленское химико-техническое училище.

2 января 1919 года постановлением N 22 отдела вузов Наркомпроса РСФСР Казанский промышленный, экономический и художественный техникум был преобразован в Казанский политехнический институт , который 9 января начал свою работу в составе 4-х факультетов: архитектурно-строительного, химического, механического, экономического с сельскохозяйственным уклоном (преобразован 23 февраля 1919 года в сельскохозяйственный факультет). Первым ректором политехнического института был избран профессор Казанского государственного университета Д. Н. Зейлигер, проректором стал профессор А. И. Тулпаров. Возглавили факультеты: профессор К. С. Олешкевич (архитектурно-строительный), профессор А. О. Барщевский (химический), профессор П. И. Жаков (механический), профессор Никольский, а впоследствии профессор Д. Н. Зейлигер (экономический).

О кафедре ПОС.

Кафедра Профессионального обучения, педагогики и социологии образована 1 сентября 2014 года путем объединения двух кафедр: «Профессионального обучения и педагогики» и «Социологии».

Кафедра является выпускающей и осуществляет подготовку инженерно-педагогических кадров для строительной отрасли с присвоением квалификации бакалавр профессионального обучения по направлению «Профессиональное обучение (по отраслям)», профиль «Строительство”. В течение 4 лет студенты профессионального обучения так же, как и студенты инженерных специальностей, изучают гуманитарные, социальные и экономические, математические и естественнонаучные (общенаучные), профессиональные дисциплины. В отличие от инженерных специальностей, выпускники направления «Профессиональное обучение (по отраслям)» получают углубленные знания в области психологии и педагогики.

На кафедре работают 11 преподавателей, из них 3 профессора, 6 доцентов, 1 старший преподаватель, 1 ассистент, которые преподают психолого-педагогические и социологические дисциплины. Первый выпуск педагогов профессионального обучения состоялся в 2010 году. Направление подготовки аккредитовано. Уже сегодня выпускники кафедры востребованы на рынке труда в качестве преподавателей общетехнических и специальных дисциплин в профессиональных лицеях, колледжах, техникумах и вузах, а также в строительных организациях.

Кафедру возглавляет Сафин Р.С. , профессор, доктор педагогических наук, заслуженный деятель науки РТ, почетный работник высшего профессионального образования РФ, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, автор более 370 публикаций, в том числе десяти монографий, 25 учебных и научно-методических пособий.

На базе кафедры "Профессионального обучения и педагогики" Казанского государственного архитектурно-строительного университета в 2006 году создана лаборатория по обучению современным технологиям отделочных работ с применением материалов немецкой фирмы «КНАУФ». В лаборатории проводятся учебные занятия по дополнительной подготовке кадров в сфере применения новых строительных материалов технологий и комплектных систем фирмы "КНАУФ" в соответствии с профессиональным стандартом "Мастер сухого строительства". В учебной лаборатории имеется класс для теоретических занятий с соответствующими средствами электронного обучения и мастерская (практическая аудитория) с комплектом специализированных инструментов, приспособлений в соответствии с технологическими нормами и комплектом расходных материалов (листы, профили, сухие смеси, вспомогательные материалы). Обучение всех студентов КГАСУ бесплатное.

В процессе прохождения практик студенты получают рабочие профессии: штукатур-маляр, каменщик, а также осваивают новые технологии фирмы "КНАУФ". Полученные специальности подтверждаются соответствующими удостоверениями и сертификатами.

Все преподаватели кафедры прошли стажировки в ведущих учебных и научных центрах страны и за рубежом, имеют дипломы и сертификаты на право преподавания дисциплин: «Общая психология», «Психология профессионального образования», «Общая и профессиональная педагогика», «Психология социального взаимодействия», «Социология в строительной сфере» и др. В процессе чтения лекций и проведения семинарских занятий широко используются инновационные методы обучения: игровые методы; тренинговые программы; кейс-стади (работа с реальными конкретными ситуациями, для разрешения которых обучающийся предлагает свой план действий, где перспективность подобных решений оценивается в соответствии с экспертной оценкой и т.п.) и др.

Научная работа кафедры выполняется по следующим темам: «Разработка концепции профессионально-педагогического образования в условиях строительного кластера РТ», «Научные основы взаимодействия систем образования и производства», «Научно-методическое обеспечение взаимодействия систем государственного и корпоративного образования», "Социокультурные трансформации в российском обществе". На базе кафедры проведено семь Международных научно-практических конференций с изданием материалов.

В выполнении научной темы участвуют все преподаватели кафедры, а также аспиранты и соискатели. По исследуемым проблемам опубликовано десять монографий, семь сборников материалов Международных научно-практических конференций, двадцать два раздела в коллективных монографиях и более ста статей в республиканских и общероссийских издательствах. Промежуточные результаты научной работы регулярно докладываются на конференциях различного уровня, в том числе и на международных симпозиумах (профессор Падерин В.К., ст. преп. Вильданов И.Э. и др.).

При кафедре функционирует аспирантура по направлениям: 39.00.00 - Социология и социальная работа (научная специальность 22.00.04 - "Социальная структура, социальные институты и процессы") и 44.00.00 - Образование и педагогические науки (научная специальность 13.00.08 - Теория и методика профессионального обучения). Под руководством профессора Падерина В.К. защищено одиннадцать, профессора Корчагина Е.А.- 8, профессора Сафина Р.С. - 2 кандидатских диссертаций. В 2014 году в аспирантуру зачислено 5 выпускников вузов.

Большое внимание уделяется и научной работе студентов. При кафедре функционирует научные кружки СНО (руководители Р.Р. Бикчентаева и Л.Р. Яруллина). Результаты студенческих исследований докладываются на международных, всероссийских и региональных конференциях. Работы студентов направляются для участия на различных конкурсах. Студенты, занимающиеся научной работой по профилю кафедры, неоднократно отмечались грамотами и премиями.

Для повышения эффективности воспитательной работы кафедра систематически практикует проведение социологических и психолого-педагогических исследований как в масштабе отдельных факультетов, так и в масштабе вуза в целом. Разработана программа проведения социологических исследований, которая включает в себя социологические опросы студентов, касающиеся следующих проблем: "Мотивационные предпочтения студентов КГАСУ"; "Нравственные ориентации студентов вуза архитектурно-строительного профиля"; "Делинквентные и наркотические практики в студенческой среде"; "Субкультура студенческой молодежи, проживающей в общежитии"; "Выпускники КГАСУ на рынке труда".

Разработанные рекомендации используются в процессе проведения воспитательной работы со студентами в учебное и во внеучебное время. Кафедра регулярно проводит социологические и психолого-педагогические исследования различных областей общественной жизни по заказам различных предприятий, организаций, административно-управленческих и государственных структур.

С 2010 года кафедрой ежегодно проводится «Декада психологии», приуроченная ко дню психолога. Она включает в себя мероприятия психологической направленности: тренинги, деловые игры, арт-терапия, групповые коллажи, мастер-классы и т.д.

Студенты направления «Профессиональное обучение (по отраслям)» ежегодно участвуют во Всероссийских и республиканских конкурсах выпускных квалификационных работ (ВКР) и олимпиадах по специальности. За последние три года получены два диплома второй и третьей степени во Всероссийском конкурсе ВКР (г. Екатеринбург), дипломом третьей степени отмечена команда КГАСУ на Всероссийской олимпиаде по профессионально-педагогическому образованию. Работы студентов отмечены дипломами на Всероссийских форумах, Международных форумах.

Кафедра поддерживает тесные связи с ведущими российскими и зарубежными учебными и научными центрами психолого-педагогического и социологического профиля. В частности, ряд тем выполнялся кафедрой совместно с Институтом педагогики и психологии профессионального образования РАО, Центром социологии культуры Казанского (Приволжского) федерального университета, Академией наук Республики Татарстан, с учеными социологами, педагогами и психологии США, Великобритании, Италии, Бельгии.

Описание методик опытно-экспериментального исследования

Наше исследование включает следующие этапы:

Первый этап - диагностика учебной мотивации при помощи специальной методики (А.А.Реан, В.Я.Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой) (Приложение 1). В тесте необходимо оценить по 5-балльной системе приведенные мотивы учебной деятельности (7 видов) по значимости для Вас: 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 баллов - максимальной.

Шкалы

Коммуникативные мотивы

Мотивы избегания

Мотивы престижа

Профессиональные мотивы

Мотивы творческой самореализации

Учебно-познавательные мотивы

Социальные мотивы

Второй этап - диагностики ценностных ориентаций мотивации при помощи модифицированного теста «Ценностные ориентации» М. Рокича. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича представляет собой прямое ранжирование двух списков ценностей: терминальные и инструментальные.

Студентам предложен набор из 18 карточек с обозначением ценностей, задача - разложить их по порядку значимости принципов, которыми они руководствуется жизни. Наиболее значимую ценность поместить на первое место, вторую по значимости ценность поместить вслед за первой, далее проделать то же самое со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная ценность останется последней и займет 18 место. Тестовый материал для исследования ценностей Рокича представлен в приложении 2.

Третий этап - методика Ш. Ричи и П. Мартина «Мотивационный профиль».

Данный профиль является удобным инструментом для оценки и последующей корректировки реальных профилей участников. Профиль можно представить в виде диаграммы, которая позволяет наглядно продемонстрировать необходимое распределение мотивационных факторов. Для оценки мотивации обучающихся результаты тестирования сравниваются с базовым профилем. График показывает необходимые направления действий по корректировке профиля для повышения эффективности учебной работы (Приложение 3).

Результаты опытно-экспериментального исследования

Для выявления особенностей мотивации обучающихся КККХиС была использована методика диагностики учебной мотивации студентов А.А. Реана и В.А. Якунина, модификация Н.Ц. Бадмаевой. Анализ результатов исследования показал, что у данной группы испытуемых, преобладающими мотивами являются - коммуникативные (4,2) и профессиональные (4,2). Коммуникативные мотивы связаны с потребностью в общении. Профессиональные мотивы отражают уровень направленности обучающихся на овладение профессией, т.е. стремление к получению профессиональных знаний и развитию профессионально важных личностных качеств.

Для того, чтобы узнать, приоритеты ценностей, нами использовалась методика «Ценностные ориентации» М. Рокича представляющая собой прямое ранжирование двух списков ценностей: терминальные и инструментальные.

Инструментальные - ценности-средства, ценные в качестве средств, инструментов для достижения обычных целей. В качестве инструментальных ценностей обычно рассматриваются личностные черты, помогающие человеку в жизни: вежливый, ответственный, интеллигентный, храбрый, одаренный воображением, честолюбивый, контролирующий, логичный, нежный, честный, полезный, способный, чистый, прощающий, веселый, независимый, послушный, с широким кругозором.

Терминальные - это ценности, ценные сами по себе: самоценности. Ценности, которые нельзя обосновать другими, более общими или более важными ценностями. К таким ценностям обычно относят: полноценная любовь, счастье, безопасность, удовольствие, внутренняя гармония, чувство завершенности, мудрость, спасение, комфортная жизнь, воодушевление, свобода, дружба, красота, признание, уважение, надежная семья, равенство, всеобщий мир.

Изучение ценностных ориентаций обучающихся позволяет выделить среди студентов условно 4 группы. Первую подгруппу связывает то, что на первом месте для них стоят более «духовные» понятия, такие как (49% среди студентов): счастливая семейная жизнь, полное формирование личности, умственные способности, сила воли и собранность, умение общаться, обладание красотой и выразительностью движений, здоровье. Другая группа “материальных ценностей”: (21 % из опрошенных студентов) - материальное благополучие, авторитет среди окружающих. Третья группа ценностей является более «самолюбивой» потому, что главным приоритетом для них являются собственная свобода, уверенность в себе, личностное развитие (21 %). Четвёртая группа ценностей названа “частными” (9 %) - так как для этих студентов на первом месте стоит общественное признание.

На третьем этапе исследования, основным инструментом для анализа мотивационных характеристик стала методика Ш. Ричи и П. Мартина «Мотивационный профиль». Именно данная диагностика, которую можно проводить неоднократно, позволяет построить и проследить индивидуальное сочетание мотивационных факторов и выстроить иерархию с относительно устойчивой доминантой.

Рассмотрим результаты исследования, проведенного в колледже, и занесем данные в диаграмму. Значение фактора показывает степень важности его удовлетворения, а также уровень неудовлетворенности данного фактора в настоящее время. Таким образом, в процессе корректировки действия должны быть сориентированы по этим двум направлениям: во-первых, на корректировку доминант в мотивационном профиля, во-вторых, на удовлетворение избыточно доминирующих факторов и искусственное создание потребности в других факторах, повышая заинтересованность индивида и приближая значения факторов мотивации к определяющим показателям

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате прохождения преддипломной практики в КГАСУ, достигнута поставленная цель и задачи.

1. Ознакомление с учебным заведением, специальностями, группами, структурой.

2. Проведение эксперимента по теме ВКР: Изучение мотивации учащихся (в 2 группах 20-30 чел.)

1) Этап - методика Ш. Ричи и П. Мартина «Мотивационный профиль».

Проведение тестирования;

2) Этап - Диагностика мотивации при помощи модифицированного теста «Ценностные ориентации» М. Рокича;

Проведение тестирования;

Обработка полученных результатов.

3) Этап - Методика диагностики учебной мотивации студентов (А.А.Реан, В.Я.Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой)

Проведение анкетирования;

Обработка полученных результатов.

3. Разработка мероприятий в соответствии с мотивационным профилем группы.

4. Проведение мероприятия по повышению учебной мотивации учащихся.

5. Оформление отчета по практике.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. - М.: Академия, 2009.- 80 с.

Анисимов С. Ф. «Мораль и поведение» Издательство: "Мысль", 2010.-160 с.

Асмолов А.Г. Психология личности. МГУ, 2011. - 367 с.

Вилюнас, В.К.Психологические механизмы биологической мотивации / В.К. Вилюнас. -М., 2009. - 288 с.

Грядунов, М. В. Социокультурная регуляция морально-нравственных ценностей студенческой молодежи в современной России: дис. канд. соц. наук. М., 2009.-122с.

Гурова Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации// Педагогика. - 2010. - №10. - С. 32-38;

Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям / И.А. Зимняя. — 2-е изд., доп., испр. и перераб. — М. : Логос, 2009. — 383 с.

Зубарев В.Ф., Бондарев Г.А. Психолого-педагогический анализ направленности учебной мотивации абитуриентов медицинского вуза // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6.- С.22-29.

Косова Л. Б. Динамика ценностных ориентаций: анализ результатов эмпирического исследования// СОЦИС. - 2014. - №2. - с. 114-118;

Петров, А. В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменения// СОЦИС. - 2009. - №2. - с. 83-90;

Петровский, А.В. Общая психология: учебник для педагогических институтов / под ред. А. В. Петровского. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М. : Просвещение, 2012. - 479 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Методика диагностики учебной мотивации студентов

ИНСТРУКЦИЯ: Оцените по 5-балльной системе приведенные мотивы учебной деятельности по значимости для Вас: 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 баллов - максимальной. При обработке результатов тестирования необходимо подсчитать средний показатель по каждой шкале опросника.

ТЕСТ

1. Учусь, потому что мне нравится избранная профессия.
2. Чтобы обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.
3. Хочу стать специалистом.
4. Чтобы дать ответы на актуальные вопросы, относящиеся к сфере будущей профессиональной деятельности.
5. Хочу в полной мере использовать имеющиеся у меня задатки, способности и склонности к выбранной профессии.
6. Чтобы не отставать от друзей.
7. Чтобы работать с людьми, надо иметь глубокие и всесторонние знания.
8. Потому что хочу быть в числе лучших студентов.
9. Потому что хочу, чтобы наша учебная группа стала лучшей в институте.
10. Чтобы заводить знакомства и общаться с интересными людьми.
11. Потому что полученные знания позволят мне добиться всего необходимого.
12. Необходимо окончить институт, чтобы у знакомых не изменилось мнение обо мне, как способном, перспективном человеке.
13. Чтобы избежать осуждения и наказания за плохую учебу.
14. Хочу быть уважаемым человеком учебного коллектива.
15. Не хочу отставать от сокурсников, не желаю оказаться среди отстающих.
16. Потому что от успехов в учебе зависит уровень моей материальной обеспеченности в будущем.
17. Успешно учиться, сдавать экзамены на «4» и «5».
18. Просто нравится учиться.
19. Попав в институт, вынужден учиться, чтобы окончить его.
20. Быть постоянно готовым к очередным занятиям.
21. Успешно продолжить обучение на последующих курсах, чтобы дать ответы на конкретные учебные вопросы.
22. Чтобы приобрести глубокие и прочные знания.
23. Потому что в будущем думаю заняться научной деятельностью по специальности.
24. Любые знания пригодятся в будущей профессии.
25. Потому что хочу принести больше пользы обществу.
26. Стать высококвалифицированным специалистом.
27. Чтобы узнавать новое, заниматься творческой деятельностью.
28. Чтобы дать ответы на проблемы развития общества, жизнедеятельности людей.
29. Быть на хорошем счету у преподавателей.
30. Добиться одобрения родителей и окружающих.
31. Учусь ради исполнения долга перед родителями, школой.
32. Потому что знания придают мне уверенность в себе.
33. Потому что от успехов в учебе зависит мое будущее служебное положение.
34. Хочу получить диплом с хорошими оценками, чтобы иметь преимущество перед другими.

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

. Шкала 1. Коммуникативные мотивы: 7, 10, 14, 32.
. Шкала 2. Мотивы избегания: 6, 12, 13, 15, 19.
. Шкала 3. Мотивы престижа: 8, 9, 29, 30, 34.
. Шкала 4. Профессиональные мотивы: 1, 2, 3, 4, 5, 26.
. Шкала 5. Мотивы творческой самореализации: 27, 28.
. Шкала 6. Учебно-познавательные мотивы: 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24.
. Шкала 7. Социальные мотивы: 11, 16, 25, 31, 33.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Модифицированный тест М.Рокича

Список А (терминальные ценности):

1) активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

2) жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

3) здоровье (физическое и психическое);

4) интересная работа;

5) красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

6) любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

7) материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

8) наличие хороших и верных друзей;

9) общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

10) познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

11) продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

12) развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

13) развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

14) свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

15) счастливая семейная жизнь;

16) счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

17) творчество (возможность творческой деятельности);

18) уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):

1) аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

2) воспитанность (хорошие манеры);

3) высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

4) жизнерадостность (чувство юмора);

5) исполнительность (дисциплинированность);

6) независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

7) непримиримость к недостаткам в себе и других;

8) образованность (широта знаний, высокая общая культура);

9) ответственность (чувство долга, умение держать слово);

10) рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

11) самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

12) смелость в отстаивании своего мнения, взглядов;

13) твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

14) терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

15) широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

16) честность (правдивость, искренность);

17) эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

18) чуткость (заботливость).

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Методика Ш. Ричи и П. Мартина «Мотивационный профиль»

Для оценки каждого из вариантов (а), (Ь), (с), (d ) утверждений, используйте все 11 баллов.

Я полагаю, что мог бы внести большой вклад на такой работе, где

Я не хотел бы работать там, где

Для меня важно, чтобы моя работа

Я полагаю, что я не был бы очень заинтересован работой, которая

Работа мне нравится, если

Полагаю, что мне бы понравилось, если

Работа, приносящая удовлетворение,

Важно, чтобы работа

Я не считаю, что работа будет приносить удовлетворение, если

Самой хорошей является такая работа, которая

Вероятно, я не буду хорошо работать, если

При определении служебных обязанностей важно

Вероятно, я не захочу работать там, где

Я был бы удовлетворен, если

Работа меньше удовлетворяла бы меня, если

Я полагаю, что должность должна предоставлять

Работа приносила бы меньше удовлетворения, если

Я хотел бы работать там, где

Вряд ли я захотел бы работать там, где

Я полагаю, что приносящая удовлетворение работа должна предусматривать

Работа не будет доставлять удовольствие, если

Я считаю важным, чтобы работа обеспечивала мне

Я не думаю, чтобы мне нравилась бы работа, если

В процессе организации работы важно

Скорее всего я не захотел бы работать там, где

Работа приносит удовлетворение, вероятно, когда

Мне бы не понравилась работа, которая

Я бы проявил стремление работать там, где

Я не считаю, что работа должна

Хорошо спланированная работа обязательно

Я считал бы, что работа не приносит удовлетворения, если

Наиболее важными характеристиками должности являются

  1. хорошая заработная плата и прочие виды вознаграждений;

    имеется возможность установить хорошие взаимоотношения с коллегами по работе;

    я мог бы влиять на принятие решений и демонстрировать свои достоинства как работника;

    у меня есть возможность совершенствоваться и расти как личность.

    отсутствуют четкие указания, что от меня требуется;

    практически отсутствуют обратная связь и оценка эффективности моей работы;

    то, чем я занимаюсь, выглядит малополезным и малоценным;.

    плохие условия работы, слишком шумно или грязно.

    была связана со значительным разнообразием и переменами;

    давала мне возможность работать с широким кругом людей;

    обеспечивала мне четкие указания, чтобы я знал, что от меня требуется;

    позволяла мне хорошо узнать тех людей, с кем я работаю.

    обеспечивала бы мне мало контактов с другими людьми;

    едва ли была бы замечена другими людьми;

    не имела бы конкретных очертаний, так что я не был бы уверен, что от меня требуется;

    была бы сопряжена с определенным объемом рутинных операций.

    я четко представляю себе, что от меня требуется;

    у меня удобное рабочее место, и меня мало отвлекают;

    у меня хорошие вознаграждение и заработная плата;

    позволяет мне совершенствовать свои профессиональные качества.

    были бы хорошие условия работы и отсутствовало бы давление на меня;

    у меня был бы очень хороший оклад;

    работа в действительности была бы полезная и приносила мне удовлетворение;

    мои достижения и работа оценивались бы по достоинству.

    быть слабо структурированной, что непонятно, что же следует делать;

    предоставлять слишком мало возможностей хорошо узнать других людей;

    быть малозначимой и малополезной для общества или неинтересной для выполнения;

    оставаться непризнанной, или ее выполнение должно восприниматься как само собой разумеющееся.

    связана со значительным разнообразием, переменами и стимуляцией энтузиазма;

    дает возможность совершенствовать свои профессиональные качества и развиваться как личность;

    является полезной и значимой для общества;

    позволяет мне быть креативным (проявлять творческий подход) и экспериментировать с новыми идеями.

    признавалась и ценилась организацией, в которой я работаю;

    давала бы возможности для персонального роста и совершенствования;

    была сопряжена с большим разнообразием и переменами;

    позволяла бы работнику оказывать влияние на других.

    в процессе ее выполнения мало возможностей осуществлять контакты с разными людьми;

    оклад и вознаграждение не очень хорошие;

    я не могу установить и поддерживать добрые отношения с коллегами по работе;

    у меня очень мало самостоятельности или возможностей для проявления гибкости.

    обеспечивает хорошие рабочие условия;

    дает четкие инструкции и разъяснения по поводу содержания работы;

    предполагает выполнение интересных и полезных заданий;

    позволяет получить признание личных достижений и качества работы.

    имеется мало возможностей ставить перед собой цели и достигать их;

    я не имею возможности совершенствовать свои личные качества;

    тяжелая работа не получает признания и соответствующего вознаграждения;

    на рабочем месте пыльно, грязно или шумно.

    дать людям возможность лучше узнать друг друга;

    предоставить работнику возможность ставить цели и достигать их;

    обеспечить условия для проявления работниками творческого начала;

    обеспечить комфортность и чистоту места работы.

    у меня будет мало самостоятельности и возможностей для совершенствования своей личности;

    не поощряются исследования и проявление научного любопытства;

    очень мало контактов с широким кругом людей;

    отсутствуют достойные надбавки и дополнительные льготы.

    была бы возможность оказывать влияние на принятие решений другими работниками;

    работа предоставляла бы широкое разнообразие и перемены;

    мои достижения были бы оценены другими людьми;

    я точно знал бы, что от меня требуется и как я должен это выполнять.

    не позволяла бы ставить и добиваться сложных целей;

    четко не знал бы правил и процедур выполнения работы;

    уровень оплаты моего труда не соответствовал бы уровню сложности выполняемой работы;

    я практически не мог бы влиять на принимаемые решения и на то, что делают другие.

    четкие должностные инструкции и указания на то, что от меня требуется;

    возможность лучше узнать своих коллег по работе;

    возможности выполнять сложные производственные задания, требующие напряжения всех сил;

    разнообразие, перемены и поощрения.

    не допускала бы возможности хотя бы небольшого творческого вклада;

    осуществлялась бы изолированно, т.е. работник должен был бы работать в одиночестве;

    отсутствовал бы благоприятный внутренний климат, в котором работник мог бы профессионально расти;

    не давала бы возможности оказывать влияние на принятие решений.

    другие люди признают и ценят выполняемую мной работу;

    у меня будет возможность оказывать влияние на то, что де лают другие;

    имеется достойная система надбавок и дополнительных льгот;

    можно выдвигать и апробировать новые идеи и проявлять креативность.

    не существует разнообразия или перемен в работе;

    у меня будет мало возможностей влиять на принимаемые решения;

    заработная плата не слишком высока;

    условия работы недостаточно хорошие,

    наличие четких указаний, чтобы работники знали, что от них требуется;

    возможность проявлять креативность;

    возможность встречаться с интересными людьми;

    чувство удовлетворения и действительно интересные задания.

    предусмотрены незначительные надбавки и дополнительные льготы;

    условия работы некомфортны или в помещении очень шумно;

    работник не имеет возможности сравнивать свою работу с работой других;

    не поощряются исследования, творческий подход и новые идеи.

    множество контактов с широким кругом интересных людей;

    возможность установления и достижения целей;

    возможность влиять на принятие решений;

    высокий уровень заработной платы.

    условия работы некомфортны, на рабочем месте грязно или шумно;

    мало шансов влиять на других людей;

    мало возможностей для достижения поставленных целей;

    я не мог бы проявлять креативность и предлагать новые идеи.

    обеспечить чистоту и комфортность рабочего места;

    создать условия для проявления работником самостоятельности;

    предусмотреть возможность разнообразия и перемен;

    обеспечить человеку широкие возможности контактов с другими людьми.

    условия работы некомфортны, т.е. шумно или грязно и т.д.;

    мало возможностей осуществлять контакты с другими людьми;

    работа не является интересной или полезной;

    работа рутинная и задания редко меняются.

    люди признают и ценят хорошо выполненную работу;

    существуют широкие возможности для маневра и проявления гибкости;

    можно ставить перед собой сложные и смелые цели;

    существует возможность лучше узнать своих коллег.

    не была бы полезной и не приносила бы чувства удовлетворения;

    не позволяла бы мне устанавливать дружеские отношения с другими;

    была бы неконкретной и не ставила бы сложных задач.

    работа интересная и полезная;

    люди могут устанавливать длительные дружеские взаимоотношения;

    меня окружали бы интересные люди;

    я мог бы оказывать влияние на принятие решений;

    предусматривать, чтобы человек большую часть времени работал в одиночку;

    давать мало шансов на признание личных достижений работника;

    препятствовать установлению взаимоотношений с коллегами;

    состоять в основном из рутинных обязанностей.

    предусматривает достаточный набор льгот и множество надбавок;

    предусматривает возможность ставить цели и достигать их;

    стимулирует и поощряет выдвижение новых идей.

    не мог бы выполнять сложную перспективную работу;

    было бы мало возможностей для проявления креативности;

    допускалась бы лишь малая доля самостоятельности;

    сама суть работы не представлялась бы полезной или нужной.

    возможность для творческого подхода и оригинального нестандартного мышления;

    важные обязанности, выполнение которых приносит удовлетворение;

    возможность устанавливать хорошие взаимоотношения с коллегами;

    наличие значимых целей, которых призван достичь работник.

Преддипломная практика – важная составляющая завершающегося обучения длиной в пять лет. Этот этап является финальным практическим экзаменом для студента-выпускника, а значит, именно он покажет, насколько вы готовы вступить во взрослую жизнь и работать по выбранной специальности. Кстати, на нашем телеграм-канале много материалов о том, как выбрать подходящую профессию и в какой вуз поступить.

Преддипломная практика служит своеобразным окном в профессиональную сферу . На ней вы можете более детально разобраться в производственных процессах, а также научиться внедрять свои теоретические знания на практике. Собственно, на это и направлена вся система высшего образования – дать возможность молодому специалисту окунуться в тайны профессии.

Оформление отчета по преддипломной практике по ГОСТу

Преддипломная практика нужна, чтобы студент мог подготовиться к защите дипломной работы. Именно в процессе стажировки можно собрать весь необходимый материал и успешно использовать его на защите.

Таким образом, вторая глава дипломной работы может быть наполнена исключительно собственным опытом на том или ином предприятии. Также это станет вспомогательным, но очень важным звеном при полном раскрытии темы дипломной работы.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на

Данная практика по сроку может значительно отличаться от всех предыдущих. Она полностью согласована с учебной программой и преследует свои цели и задачи .

Чаще всего их ставит преподаватель, который и будет после окончания принимать результаты практики. Еще в организации вам назначат руководителя практики, который сможет вам помочь в трудных ситуациях и проконсультирует, если будут возникать вопросы.

Длительность прохождения преддипломной практики зависит от требований вуза.

Итак, если вам необходимо написать отчет о преддипломной практике на предприятии, давайте разбираться, как же его правильно оформить.

Правильный отчет о преддипломной практике обязательно будет содержать:

  • титульный лист,
  • перечень целей и задач,
  • полное содержание работы,
  • основную часть,
  • заключение,
  • список литературы,
  • приложения.

Нелишними будут и заключения руководителя с предприятия. А теперь более подробно рассмотрим каждый раздел отчета по практике.

Пример оформления отчета по преддипломной практике

Титульный лист

Оформить титульный лист отчета о преддипломной практике достаточно просто. Никаких новшеств или отличий от других работ практически нет. Шапка должна содержать информацию о министерстве образования вашей страны, а также название учебного заведения.

Чуть ниже указывают кафедру, специальность и название работы. Изобретать велосипед не стоит и здесь. Название следующее: « Отчет о прохождении преддипломной практики » . Не забудьте напечатать свои личные данные, а также преподавателя. Внизу город и год выполнения.

Основная часть

Основная часть содержит описание предприятия, характеристики работы, а также воплощенные в реальность задачи и цели. Ваша задача – полностью отразить все процессы, в которых вы были задействованы во время практики. Это поможет сделать дневник. Если его нет, то будет немного сложнее, но лучше вести его и опираться на данные, которые в нем записаны.

Заключение

Заключение обычно содержит выводы о проделанной работе. Проще всего это сделать, опираясь на цели и задачи, поставленные во введении.

Главное – не забывать о том, что вам необходимо предоставить собственное мнение о работе предприятия и о том, как, по вашему мнению, строиться работа и так далее. К тому же вы можете высказать свои предложения по улучшению и модернизации.

Если грамотно оформить отчет по преддипломной практике у вас не получилось или отсутствует материал, чтобы его написать и успешно защитить работу, не стоит отчаиваться. Вы всегда можете получить профессиональную помощь в

Учебная практика считается одним из видов обучения. Она дает возможность студенту обобщить имеющийся материал и подготовиться к практическим задачам.

Такая практика проводится в вузах, колледжах и техникумах перед производственной и преддипломной. Разберемся, в чем ее особенность, и как правильно написать по ней отчет — документ, который подтверждает ее прохождение.

Особенности, виды, задачи учебной практики

Особенность этой формы обучения заключается в том, что она универсальна и заранее утверждена программой учебного заведения. Об универсальности свидетельствует тот факт, что с ней сталкиваются студенты всех курсов и специальностей — юристы, бухгалтеры, экономисты, те, кто получает образование в сфере строительства и др.

Учебная практика бывает:

  • ознакомительной. Проводится в форме посещений предприятия/завода. Их организационно-правовая форма значения не имеет;
  • предметно-методической. Представляет собой познавательные беседы или лекции;
  • производственной. На ней учащиеся могут получить профессиональные навыки, которые им пригодятся в будущем. Специфика предприятия должна соответствовать учебному профилю и регламентироваться общеобразовательным стандартом.

2 важные цели учебной практики:

  • трансформировать знания в навыки и умения, необходимые для профессиональной деятельности;
  • заложить основу для последующих практик, направленных на применение теоретических знаний на производстве.

Какая информация нужна для отчета?

Чтобы впоследствии правильно и грамотно написать документ, необходимо заранее подумать о том, какую информацию собирать и на что обращать внимание.

Мы советуем тщательно ознакомиться со структурой организации, ее функционированием, достижениями и прочей активностью. Важно разобраться в правилах, специфике и особенностях рабочего процесса. Не только потому, что это пригодится для написания отчета, но и для дальнейшей профессиональной деятельности.

Обязательно нужно выяснить нюансы работы отдела, в котором проходит практика, должностных обязанностях каждого сотрудника. Изучите, хотя бы поверхностно, документацию предприятия: настоящую и архивную. Все это пригодится при составлении дневника учебной практики.

Не лишними будут:

  • научная и учебная литература;
  • нормативно-правовые акты, с помощью которых получается лучше и полнее раскрыть деятельность компании.

Обязательно нужно ознакомиться с:

  • инструкциями, которые используются в настоящее время;
  • методическими рекомендациями;
  • документацией, которой подчиняется работа организации (также документация по бухучету);
  • стандартами оформления отчета, отзывов и характеристики.

Что прописано в программе практики?

Программа содержит список задач, которые ставятся перед практикантом:

  • разобраться со спецификой конкретной профессии;
  • понять, как выбранное направление обучения выглядит в комплексе;
  • приобрести необходимые методы исследования;
  • научиться работать самостоятельно.

Практика предусматривает ментора, который помогает во всем разобраться — это научный руководитель с места учебы. Он же обычно ставит задачи, а также проверяет отчет студента. Если возникнут какие-либо сложности, нужно обращаться именно к нему.

В процессе нельзя отклоняться от программы, если это не согласовано с ментором. Если нужны бланки и образцы, обращайтесь на кафедру учебного заведения.

Что нужно знать о структуре и правилах написания?

Отчет по учебной практике не отличается особой структурой. Как и другие виды аналогичных документов, основной текст включает:

  • введение. Оно знакомит с целями и задачами, которые перед учащимся поставили преподаватель и учебное заведение. В нем кратко описывают структуру и функционирование предприятия или организации;
  • основную часть. Приводится отзыв на компанию, как она помогала или не помогала практиканту. Далее нужно подробно проанализировать свою работу, привести доказательства, цифры и различные сведения в виде графиков, таблиц и т. д.;
  • заключение. Оно отводится под выводы. Это должна быть информация о предприятии, конкретном отделе, полученных знаниях и умениях.

На отдельных листах оформляются:

  • титульник. Не нумеруется. Содержит минимально необходимую информацию о студенте и месте практики. Требования по его оформлению у каждого учебного заведения разные. Лучше всего заранее спросить образец на кафедре;
  • оглавление. Содержит пункты, раскрытые в документе;
  • индивидуальное задание. Пишется полностью. Также здесь нужно указать Ф. И. О. преподавателя, дату, когда задание было выполнено;
  • список использованных источников. Оформляется по ГОСТу: вначале перечисляются источники вроде нормативных актов, законов, а в последнюю очередь — интернет-ресурсы;
  • приложения. К ним относятся использованные образцы и бланки, объемные графики, таблицы, расчеты и т. д.

Какие существуют требования к оформлению?

Оно регламентируется ГОСТом, но может дополняться рекомендациями отдельного учебного заведения.

К основным требованиям относятся:

  • использование шрифта Times New Roman;
  • размер шрифта равен 14 к.;
  • межстрочный интервал равен 1,5;
  • отступ по правому краю — 0,15 см.;
  • отступ по левому краю — 0,3 см.;
  • отступы снизу и сверху — 0,2 см.;
  • применяется сквозная нумерация;
  • титульник не нумеруется;
  • выравнивание заголовков — по центру.

Таблицы и рисунки должны быть названы и пронумерованы.

Что входит в дополнения к отчету?

Дополнительно студенту необходимо написать и сдать на проверку дневник, характеристику и пояснительную записку.

Как оформлять дневник?

Дневник встречается только в отчетах. Средний объем такого документа — от 2 до 4 страниц.

Дневник нужен для ежедневного описания своей деятельности на практике. В большинстве случаев готовая форма выдается практиканту заранее, ее не нужно нигде искать. Но в отдельных случаях студентам приходится оформлять дневник и таблицу в нем самостоятельно.

Каждая запись содержит дату выполнения, подробно расписанную работу, результат выполнения.

В дневнике должна быть важная информация о:

  • пройденных инструктажах, лекциях, семинарах;
  • посещенных экскурсионных мероприятиях;
  • участии во внешней деятельности организации, оказанной профсоюзу помощи;
  • знакомство с документацией организации.

Запись в дневнике должна быть короткой, четкой и только по делу.

Зачем пишут пояснительную записку?

Записка должна отражать все, что вы сделали на учебной практике. Стиль ее написания не отличается от общего стиля документа.

Пояснительная записка нужна для проверяющих. В ней приведены краткие сведения о практике и полученном опыте, поэтому комиссии не нужно читать весь отчет. Объем записки — не более одного листа.

Когда проверяющий прочтет записку, у него должно сложиться впечатление, что вы действительно были на практике и работали над отчетностью самостоятельно.

Как правильно написать характеристику?

Обычно характеристику пишет руководитель организации. В ней он указывает успеваемость студента, приобретенные им навыки, профессиональные черты характера, отмечает достоинства.

Куратор может указывать любую информацию, которую посчитает важной и необходимой.

Чтобы получить хороший отзыв, чаще контактируйте с руководителем, советуйтесь с ним, давайте советы и рекомендации по улучшению работы предприятия или отдела.

Если вам приходится писать характеристику вместо куратора, мы уже рассказывали, как это сделать правильно в статье «Как написать крутую характеристику для отчета по практике: полезные советы и примеры».

Нужна помощь в написании отчета по учебной практике? Свяжитесь с нашими экспертами : они помогают качественно и оперативно.

Обучение в вузе призвано стать мостиком от школьника к специалисту, способному самостоятельно осуществлять профессиональную деятельность. Студент не только получает теоретические знания, но и проходит циклы практики на предприятиях. Первой из таких практик является учебная практика. По итогам проведенного на предприятии времени стажер пишет отчет о прохождении учебно-ознакомительной практики.

Как проходит учебная практика

Введение в профессию требует не только изучения различных предметов на базе вуза, но и посещений мест, где работают специалисты в этой профессии. Первая практика проходит после окончания первого курса (после летней сессии).

В зависимости от специальности, база практики может быть разной:

  • Для экономистов - любое предприятие.
  • Для юристов - государственные органы или юридические отделы компаний.
  • Для технологов - производства.
  • Для будущих врачей - больницы.

Еще одним вариантом является прохождение практики на кафедре. В таком случае от студентов чаще всего требуют выполнения низкоквалифицированной работы - перепечатывания документов, сортировки архивов или вообще поливки цветов.

Пример 1

Учебная практика на предприятии может иметь две формы:

  • Выполнение поручений в отделе, не требующих профессиональных навыков, но позволяющих что-то узнать о будущей специальности.
  • Посещение экскурсий и бесед с сотрудниками предприятия (возможно такое построение практики, что посещается несколько разных организаций).

Независимо от базы практики и формы ее прохождения, по итогам необходимо написать отчет о прохождении учебной практики.

Структура отчета по учебной практике

Сотрудники вузов прекрасно понимают, что первокурсников не допустят к профессиональной деятельности; для проведения глубокого анализа у стажеров тоже еще недостаточно знаний, поэтому выглядит отчет по учебной практике примерно как сочинение на тему «Как я провел лето» - достаточно вольное описание того, что было сделано и увидено за отведенные дни.

Чтобы отчет по практике имел более солидный и научный вид, можно ориентироваться на следующую структуру:

  1. Введение.
  2. Общее описание базы практики - когда предприятие было создано, чем занимается, какую роль играет в регионе. Для государственных органов можно сделать обзор законодательной базы их функционирования (цели, полномочия, место в структуре государственных органов).
  3. Описание работы в отделе, где проходила практика. Можно указать количество сотрудников, их должностные обязанности (привести выдержки из инструкций). Также обязательно нужно сделать акцент на свою деятельность: что доверили сделать самому, за чем была возможность понаблюдать.
  4. Заключение - общие выводы по итогам практики.

Дополнительно к отчету прилагается характеристика и дневник прохождения практики.

Отчет по учебной практике на кафедре

С серьезными затруднениями сталкиваются студенты, которые проходят практику на кафедре: им очень сложно сочинить содержание отчета по учебной практике. Ничего нового (по сравнению с увиденным за год обучения) узнать обычно не удается (за исключением, разве что, нюансов отношений в педагогическом коллективе), интересную работу студентам не доверяют, описывать оказывается нечего. В таком случае нужно постараться узнать максимум информации о деятельности кафедры - учебной, научной, социальной работе, которая ведется. Нет необходимости распыляться на все направления - достаточно выбрать одно и описать его подробно. Преимуществом является доступность различных планов, проектов и отчетов, из которых как из кубиков конструктора по шаблону можно собрать отчет по учебной практике.

Пример 2

В качестве примера можно привести отчет о прохождении учебной практики студентки кафедры государственного и муниципального управления.

  1. Введение.
  2. Характеристика моделей государственного и муниципального управления и его прикладной деятельности на территории Курской области.
  3. Проектная деятельность по продвижению положительного имиджа вуза и направления подготовки.
  4. Разработка и реализация волонтерского проекта в сфере повышения социальной ответственности.
  5. Заключение.
  6. Список использованных источников.

Первая глава этого отчета носит сугубо теоретический характер и служит для понимания, в какой сфере могут быть приложены впоследствии знания, полученные студентами на этой кафедре. Вторая глава послужила отражением участия студентки во вступительной кампании (в вузе летом проходили выступления представителей кафедр перед абитуриентами). В третьей главе получила отражение помощь в подготовке отчета по работе, которая велась кафедрой на протяжении всего года.

Пример написания отчета по учебной практике на предприятии

Если практика сводилась к экскурсии по предприятию, отчет по учебной практике должен начинаться с общей характеристики этого предприятия.

Пример 3

Приведем план отчета по учебной практике студента, обучающегося на специальности «Экономическая безопасность» и проходившего ознакомительную практику на предприятии:

  1. Введение.
  2. Технико-экономическая характеристика предприятия.
  3. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
  4. Факторы, влияющие на экономическую безопасность предприятия.
  5. Заключение.
  6. Список использованных источников.

Первая глава писалась на основании сайта предприятия, подготовленных для участия в выставке брошюр, а также учредительных документов. Вторая глава основывалась на финансовой отчетности компании, также студент продемонстрировал полученные навыки экономического анализа. Для третьей главы использовались сведения, услышанные во время экскурсий и выступлений сотрудников, а также находящиеся в свободном доступе макроэкономические показатели, влияющие на отрасль.

Пример заполнения дневника как части отчета по учебной практике

К отчету по практике должен прилагаться дневник. Если отчет носит обобщающую характеристику, то дневник содержит сведения по дням. Для заполнения дневника важно четко узнать даты прохождения практики (как они указаны в приказе и в договоре на прохождение практики) - недопустимо выходить за границы этого периода, а также пропускать дни, в которые практика должна была проходить.

Дневник представляет собой таблицу из следующих граф:

  1. Дата.
  2. Выполняемая работа.
  3. Подпись руководителя от предприятия.

Подпись за каждую дату может не ставиться - нередко ограничиваются одной подписью в нижней части листа. Расписываться должен руководитель практики от предприятия, с указанием должности, фамилии, имени и отчества. Также подпись заверяется печатью организации, на которой проходилась стажировка.

Рисунок 1. Дневник по учебной практике

Намного проще заполнять дневник ежедневно (это не потребует много времени), чем по окончании практики пытаться вспомнить, что происходило в каждый из дней.

Записи в дневнике могут быть достаточно краткими, нет необходимости расписывать, что именно было выяснено в ходе изучения, к каким выводам удалось прийти - все это отражается в основной части отчета по практике.

Характеристика с места прохождения практики

Если в основной части отчета вы пишете свои впечатления о месте, где проходили практику, то в характеристике оценивают вас.

По идее, характеристику должен писать руководитель от предприятия. Но выполнение этой обязанности сотрудниками организаций являются скорее исключением, обычно студентам предлагают написать все самостоятельно.

В характеристике следует обязательно указать анкетные данные (фамилия, имя, отчество студента, вуз, группу, специальность, курс), даты прохождения практики, вид практики. Далее описывается, чем студент занимался и как себя проявил. Оценке подлежат не только профессиональные, но и личностные характеристики. В заключении пишутся рекомендации по выставлению оценки за практику.

Чтобы получить высокий балл, обязательно принести положительную характеристику, но слишком перехваливать себя тоже не стоит - это может выглядеть смешно и неправдоподобно для преподавателя, который имел возможность оценить уровень ваших знаний в процессе сдачи сессии.

Оформление отчета о прохождении учебной практики

Образец оформления текстовой части отчета по учебной практике лучше всего взять на кафедре: требования в разных вузах очень сильно отличаются. Выпишем наиболее общие требования, не противоречащие взглядам большинства учебных заведений:

  • Распечатка отчета производится на листах формата А4 белого цвета, с одной стороны (вторая сторона остается чистой).
  • Отчет складывается в папку-скоросшиватель.
  • Объемные рисунки, таблицы, а также документация с предприятия выносятся в приложения.
  • Параметры шрифта: Times New Roman, размер 14, цвет черный.
  • Параметры абзаца: междустрочный интервал - 1,5, интервал перед и после 0, первая строка - отступ на 1.25 см.
  • Поля: слева 3 см, сверху и снизу 2 см, справа 1.5 см.
  • Первый лист - титульный (на нем номер не ставится), второй - содержание (автособираемое оглавление).
  • Список литературы в отчете по учебной практике оформляется по ГОСТу, как и в любой научной работе. Источников в списке, как правило, много не требуется - в основном это законы, на которые даются ссылки по тексту, сайт базы прохождения практики.
  • Структурные элементы отчета начинаются с новой страницы, параграфы продолжают ту страницу, на которой закончился предыдущий параграф.

Рисунок 2. Оформление рисунка в отчете по учебной практике

  • Рисунки и таблицы должны иметь подписи (тип объекта - рисунок или таблица, номер со сквозной нумерацией, заголовок, характеризующий содержание). Для таблицы размещается перед таблицей, для рисунка - после самого рисунка. В тексте должны быть ссылки на эти объекты.
  • Нумерация страниц (начиная со второй) производится одинаковым образом - или внизу по центру, или внизу справа, или - реже - вверху справа.

Перед тем, как приступить к оформлению, нужно четко понять, какова цель отчета о прохождении учебной практики: это отличная тренировка в подготовке объемной работы (одной из первых в жизни студента).

Как сдать отчет по учебной практике

Написания отчета по образцу недостаточно для получения высокой оценки (а прохождение практики обязательно оценивается руководителем от вуза, и баллы выставляются в ведомость и в зачетную книжку, а потом идут в приложение к диплому). Отчет по учебной практике - после завершения оформления - необходимо сдать, а в большинстве случаев еще и защитить.

Защита может происходить по-разному:

  • В форме индивидуальной беседы с руководителем.
  • В форме публичного выступления перед одногруппниками.

Пример 4

Индивидуальная беседа сводится к вопросам «где вы проходили практику», «чем занимается компания», «что вы там делали».

Если вы были добросовестны и посещали предприятие, сложностей с рассказом не возникнет даже без специальной подготовки.

К публичному выступлению лучше подготовить тезисы и презентацию. Это сделает речь более живой и интересной.