Биографии Характеристики Анализ

Грандиозные рукотворные формы рельефа. Рельеф рукотворный

Это уже седьмая по счету тема. Кто хотел опубликовать какую то тему из предложенного читателями — не стесняйтесь, делайте. Сообщите мне, и я сделаю репост вашего поста. А теперь перейдем к нашей теме:

Сошествие Огня на Пасху происходит уже около 2 тыс лет. Считается, что год, когда Огонь не возгорится, станет последним в истории человечества

В IV веке по приказу святой равноапостольной Елены над местом распятия и погребения Господа нашего Иисуса Христа был воздвигнут великолепный храм — Базилика. Под ее сводами оказалась и Голгофа, и Святая Гробница. Базилика несколько раз перестраивалась, разрушалась (614 год), восстанавливалась и сейчас известна как Храм Гроба Господня.

Непосредственно над погребальной пещерой Спасителя издревле находится часовня — Кувукпия, что означает «царская опочивальня», где «Царь царствующих и Господь господствующих» был положен для тридневного сна. Святая Гробница состоит из двух комнат: небольшая «погребальная камера» почти наполовину занятая каменным ложем — аркосапием, и входное помещение, называемое приделом Ангела. Посреди придела Ангела расположен пьедестал с частью священного камня, который был отвален от Святой Гробницы Ангелом и на котором он и сидел, обращаясь к женам-мироносицам.

Храм Гроба Господня — это огромный архитектурный комплекс, включающий несколько храмов и приделов, принадлежащих разным христианским конфессиям. Например, Алтарь гвоздей — католическому ордену св. Франциска, храм равноапостольной Елены и придел «Три Марии» — Армянской апостольской церкви, могила св. Иосифа Аримафейского — Эфиопской (Коптской) церкви. Но главные святыни — Голгофа, Кувуклия, Кафопикон (соборный Храм), как и общее руководство, службами в Храме, принадлежат Иерусалимской Православной Церкви.

При схождении Огня необходимо присутствие трех групп участников. Прежде всего — Патриарх Иерусалимской Православной Церкви или один из архиереев Иерусалимского патриархата по его благословению (как было в 1999 и 2000 годах, когда Огонь принимал Хранитель Гроба митрополит Даниил). Только по молитвам этого обязательного участника таинства совершается чудо схождения Благодатного Огня.

Давайте вспомним, как это происходит сейчас …

История помнит два случая, когда пытались получить Огонь представители иных христианских конфессии. «Первый латинский патриарх Арнопьд из Шоке приказал изгнать секты еретиков из принадлежавших им пределов в Храме Гроба Господня, затем он стал пытать православных монахов, добиваясь, где они хранят Крест и другие реликвии. Несколько месяцев спустя Арнольда сменил на престоле Даймберт из Пизы, который пошел еще дальше.

Он попытался изгнать всех местных христиан, даже православных, из Храма Гроба Господня и допускать туда лишь латинян, вообще лишив остальных церковных зданий в Иерусалиме или около него. Скоро грянуло Божье возмездие: уже в 1101 году в Великую субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав».

В 1578 году армянские священники договорились с новым градоначальником о передачи права получения Благодатного Огня представителю Армянской церкви. Православного Патриарха со священнослужителями в 1579 году в Великую субботу даже не пустили в Храм Гроба Господня. Стоя у закрытых дверей Храма православные священники молились ко Господу. Внезапно послышался шум, колонна, находящаяся слева от закрытых дверей Храма, треснула, из нее вышел Огонь и зажег свечи в руках у Иерусалимского Патриарха. С великой радостью православное священство вошло в Храм и восславило Господа. Следы схождения Огня до сих пор можно видеть на одной из колонн, расположенных слева от входа. С тех пор более уже никто из не православных не пытается повторять подобные попытки, опасаясь неизбежного посрамления.

Обязательными участниками таинства схождения Благодатного Огня являются игумен и монахи лавры преподобного Саввы Освященного. Из всех древних монастырей Иудейской пустыни, процветшей когда-то великими подвижниками, сохранилась в первозданном виде лишь эта лавра в семнадцати километрах от Иерусалима, в долине Кедрона, невдалеке от Мертвого моря. В 614 году, во время нашествия шаха Хасроя, персы перебили здесь четырнадцать тысяч иноков. В современном монастыре четырнадцать иноков, включая двух русских.

И, наконец, третья группа обязательных участников — местные православные арабы. В Великую субботу с криком, топаньем, барабанным боем верхом друг на друге врывается в Храм и начинает песни и пляски арабская православная молодежь. О времени установления этого «ритуала нет свидетельств. Возгласы и песни арабской молодежи представляют собой древние молитвы на арабском языке, обращенные к Христу и Божией Матери, Которую просят умолить Сына о ниспослании Огня, к Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке. Они буквально выкрикивают, что они «самые восточные, самые православные, живущие там, где восходит солнце, принесшие с собой свечи для возжигания Огня». По устным преданиям, в годы британского владычества над Иерусалимом (1918-1947) английский губернатор попытался запретить однажды «дикарские» пляски. Патриарх Иерусалимский молился два часа, но безрезультатно. Тогда Патриарх распорядился своей волей пустить арабскую молодежь. После исполнения ими ритуала Огонь сошел.

Где-то к десяти часам дня Великой субботы в Храме тушатся все свечи и лампады. После этого происходит процедура проверки Кувукпии на наличие источников огня и опечатывания входа в нее большой восковой печатью. Свои личные печати на большой восковой ставят осуществлявшие проверку представители мэрии Иерусалима, турецкой стражи, израильской полиции. И вскоре сначала изредка, а затем все сильнее и сильнее все пространство Храма пронизывают световые всполохи. Они имеют голубоватый цвет, их яркость и размеры волнообразно нарастают. Около тринадцати часов начинается литания («молитвенная процессия») Благодатного Огня — крестный ход от алтаря Кафоликона через весь Храм с троекратным обходом Кувуклии. Впереди хоругвеносцы с двенадцатью хоругвями, за ними отроки с рипидами, клирик-крестоносец и, наконец, сам Блаженнейший Патриарх Иерусалимский. В крестном ходе участвуют и игумен с иноками монастыря Саввы Освященного. Затем Патриарх разоблачается, оставаясь в одном белом подризнике. Патриарха обыскивают, и он заходит в Кувуклию. Напряжение достигает наивысшей точки. Интенсивность и частота световых всполохов нарастает.

Наконец, Огонь сходит, Еще прежде, чем в дверях Кувукпии появится Патриарх с зажженными от Благодатного Огня свечами, свещеносцы-скороходы, принявшие Огонь через оконца в приделе Ангела, уже разносят его по всему Храму. И радостный колокольный звон сообщает всем о совершившемся чуде. Огонь молниеносно распространяется по всему Храму. Причем Огонь не обжигает: и не только от Патриаршей свечи, но и от всех обычных свечей, купленных не в Храме (здесь нет никакой торговли), а в обычных арабских лавках Старого города.

Пасхальная свеча Храма Гроба Господня — это тридцать три соединенные свечи. У присутствующих часто в руках по два-три пучка, свечи из других мест Святой земли. В Храме люди стоят так плотно, что, будь Огонь обыкновенным, обязательно кто-нибудь загорелся бы. Однако люди в буквальном смысле омываются Благодатным Огнем, который первое время вовсе не жжет. Пламя у всех настолько обширное, что видно, как оно касается близстоящих людей. И за всю историю нисхождения Огня — ни одного несчастного случая, ни одного пожара.

Затем в Старом городе начинается торжественное шествие с Огнем, который, кстати, несут во главе каждой колонны турки-мусульмане. Вся христианская и арабская община Иерусалима (более 300 тысяч человек) участвует в шествиях, причем даже арабы-мусульмане считают необходимым принести Благодатный Огонь в дом и зажечь домашние светильники от него. У них есть легенда, что в год, когда не сойдет Огонь, наступит конец света. Этот день в Иерусалиме не празднуют только иудеи, которые предпочитают не выходить из дома. Именно иудеи в основном и пишут об имитации «нечестными» священниками схождения Благодатного Огня, называя его греческими «хитростями». И это притом, что в последние почти пятьдесят пет иудеи участвуют и в опечатывании Кувуклии, и в обыске Иерусалимского Патриарха.

Здесь надо отметить, что земля, на которой построен Храм, принадлежит турецкой семье. Каждое утро происходит интересный ритуал: священники вручают установленную давным-давно арендную плату и после этого в сопровождении членов турецкой семьи проходят в Храм. Любое шествие в Храме, включая крестный ход на Пасху, происходит в сопровождении кавасов — турок, охраняющих процессии от провокаций мусульман и иудеев. До входа в Кувуклию Иерусалимского Патриарха она стоит запечатанной, под надзором двух турецких стражей и израильской полиции. Сохранность печати на входных дверях Кувуклии проверяется перед входом в нее Патриарха Иерусалимского с армянским первосвященником. Для получения Огня в Кувуклию входят_двое — Иерусалимский Патриарх и представитель Армянской церкви. Последний в ожидании Огня остается в приделе Ангела, видит все действия и имеет возможность вмешаться. Поэтому версия о подлоге может вызвать только улыбку у людей, живущих в Иерусалиме.00″ hspace=»20″>

Вопрос о том, каким образом сходит Благодатный Огонь интересует многих. В послании Арефы, митрополита Кесарии Каппадокийской, к эмиру Дамасскому (начало X века) написано: «Тогда внезапно является молния, и кадила возжигаются, от этого света~5ерут все обитатели Иерусалима и зажигают огонь». Иеромонах Мелетий, совершавший паломничество в Святую Землю в 1793-1794 годах, передает рассказ о сошествии Огня со слов архиепископа Мисаипа, епитропа Патриарха Иерусалимского, получавшего Огонь в течение многих лет. «Вшедшу мне внутрь ко святому Гробу, видим бе на всей» крышке Гробной блистающ свет, подобно рассыпанному мелкому бисеру в виде голубого, белого, алого и других цветов, который потом, совокупляясь, краснел и претворялся в течение времени в вещество огня; но огонь сей в течение времени, как только можно прочесть не спеша четыредесят крат «Господи, помилуй», не жжет, и от сего огня уготованные кандила и свещи возжигаются».

Все источники сообщают или о конденсации жидких мелких капель «огненного бисера» непосредственно на ложе-аркосалии Святого Гроба при существующем куполе над Кувуклией, или о выпадении дождевых капель над Кувуклией и наличии вследствие дождя на крышке Святого Гроба «мелких бисеринок» при открытом куполе Храма и о голубоватых всполохах — молниях, предшествующих сошествию Благодатного Огня. Оба указанных явления одновременно имеют место в течение коленопреклоненной молитвы Патриарха Иерусалимского и в настоящее время. При этом самопроизвольно возжигаются и фитили свечей или лампад на крышке святого Гроба. Возможны также возжигания фитилей православных лампад, висящих около Кувуклии. При всех возможных вариантах во время Чуда схождения Благодатного Огня остаются абсолютно необъяснимыми с точки зрения современной науки следующие явления.

Чудесным или обычным способом появляется огонь?

Верующий человек не нуждается в каких то доказательствах, фактах и теориях. Он верит что это чудо. Это его священное право.

А вот для других людей можно упомянуть вот такие исторические факты.

Первые упоминания о нем датируются IX веком.

Апологеты чуда, часто упоминают свидетельство Сильвии, паломницы 4 века как аргумент в пользу чуда, например:

Существуют два фрагмента из написанного Сильвией:

1. Паломница 4 века, упоминая о вечерней службе пишет:

«В девятый же час (что мы называем вечерней), — пишет эта паломница, — все собираются в храм Воскресения, зажигаются все лампады и свечи и делается большой свет. А огонь не приносится извне, но подается из внутренности пещеры, где денно и нощно горит неугасимая лампада, то есть, внутри преграды» / http://www.orthlib.ru/other/skaballanovich/1_05.html/.

но, как замечал ещё дореволюционный исследователь:

» (…) более ранним свидетельством можно было бы считать разсказ {227} паломницы IV века (Сильвии Аквитанской?), но она говорит еще не о чуде, а лишь об обычае поддерживать неугасимый огонь» /Крачковский/..

2. «Более ранних литургических свидетельств об обряде св. огня мы не имеем, однако некоторые намеки на его возникновение мы находим в описании иерусалимского богослужения паломницы IV века Сильвии Аквитанки. Она о службе великой субботы пишет следующее: «На другой день в субботу правится по обычаю на третьем часе; также и на шестом; на девятом же в субботу не правится, но приготовляется пасхальное бдение в большой церкви, т.е. в мартириуме. Пасхальное же бдение совершается так же, как у нас, только здесь прибавляется еще следующее: дети,воспринявшие крещение, одетые так, как они вышли из купели, ведутся вместе с епископом прежде всего в Воскресение. Епископ идет за преграду Воскресения, поется одна песнь, затем епископ произносит молитву за них и потом идет с ними в большую церковь, где по обычаю бодрствует весь народ. Там совершается то, что обыкновенно бывает и у нас, и по совершении литургии бывает отпуст»/ Проф. Успенский Н. Д. К истории обряда святого огня, совершаемого в Великую Субботу в Иерусалиме. Актовая речь, произнесенная 9 октября 1949г., http://www.golubinski.ru/ecclesia/ogon.htm /.

Собственно говорящее о службе.

Но в обоих не говорится о чуде, в первом о зажигание огня от лампады, вот втором о том, что в обычный час вечерней служба не проводится, а готовятся ко всенощной и также не упоминается чудо на проятжение более ранних служб.

Вплоть до 9 века мы теряем следы БО, можно предполагать, что в этот период оно стало восприниматься уже как чудо и почти с первыми свидетельствами чудесной природы мы встречаем первые свидетельства критики. В этот период критика исходит от мусульман, которые хоть и разоблачали данное «чудо» но по большей части не стремились препятствовать его прохождение.

Тут нужно обратить внимание на два момента.

Во-первых, только после 12-13 века священники стали входить внутрь Кувуклии. Другими словами, огонь не сходил в присутствие человека.

Во-вторых, последующие критики брали информацию у предыдущих, хотя сам ритуал БО уже значительно изменился.

Исходя из этих особенностей ритуала до 12 -13 века свидетельства разоблачителей указывают прежде всего на систему приспособлений доставки огня без участия человека.

Обратимся к свидетельствам:

Ибн-ал-Каланиси (ум. 1162)

«Когда они находятся на Пасху там… то вешают лампады в алтаре и устраивают хитрость, чтобы огонь к ним дошел по маслу бальзамоваго дерева и приспособлений из него, а его свойством является возникновение огня при соединении с жасминовым маслом. он обладает ярким светом и блестящим сиянием. Они ухитряются провести между соседними лампадами натянутую железную проволоку наподобие нити, непрерывно идущую от одной к другой, и натирают ее бальзамовым маслом. скрывая это от взоров. пока нить не пройдет ко всем лампадам. Когда они молятся и наступает время нисхождения, открываются двери жертвенника; а они полагают, что там колыбель Исы, да будет ему мир, и что оттуда он поднялся на небо. Они входят и зажигают много свечей, а в доме от дыхания множества народа становится жарко. Кто-нибудь из стоящих старается приблизить огонь к нити, он зацепляется за нее и переходит по всем лампадам от одной к другой, пока не зажигает все. Кто смотрит на это, думает, что с неба сошел огонь зажглись лампады» /Крачковский/.

ал-Джаубари (ум. 1242)

«А дело в том, что эта лампада величайший из фокусов, устроенных первыми поколениями; я разъясню его тебе и открою тайну. Дело в том, что в вершине купола есть железная шкатулка, соединенная с цепью, на которой подвешена. Она укреплена в самом своде купола, и ее не видит никто кроме этого монаха. На этой цепи и есть шкатулка, внутри которой пустота. А когда наступает вечер субботы света, монах поднимается к шкатулке и кладет в нее серу на подобие «санбусека» , а под ней огонь, разсчитанный до того часа, когда ему нужно нисхождение света. Цепь он смазывает маслом бальзамового дерева и, когда наступает время, огонь зажигает состав в месте соединения цепи с этой прикрепленной шкатулкой. Бальзамовое масло собирается в этой точке и начинает течь по цепи, спускаясь к лампаде. Огонь касается фитиля лампады, а он раньше бывает насыщен бальзамовм маслом, и зажигает его. Уразумей же все это» .»/Крачковский/.

Муджир-ад-дина, писавшаго около 1496 года

«Они устраивают с ним хитрости, так что глупцы среди их невежд думают, что огонь сходит с неба. На самом деле он происходит от смазывания маслом бальзама высоко протянутых шелковых нитей, натертых серой и прочим».

Если опустить некоторые, сомнительные подробности описания Ибн-ал-Каланиси, то из этих трёх описаний можно сделать следующую простую схему получения огня, о которой подозревали мусульманские критики. В Кувуклии, скорее всего в её куполе, была запрятан зажженная свечка (или нечто более сложное, представляющее из себя железный сундук). К свечке подходила шелковая нить (точнее медная проволока и шёлковая нить) или железная цепочка, смазанная горящим веществом. В момент, когда свечка прогорала до места соприкосновения с нитью, огонь переходил на нить и по нити шёл до нужных лампад. Время горения свечки рассчитать нетрудно. Нетрудно и замаскировать горящую свечку внутри Кувуклии. Так как имеется и большое пространство купола, присутствуют ниши, в которых свеча может стоять и спокойно сгорать без риска быть обнаруженной. Кроме того, над самим гробом подвешены на цепочках десятки лампад, и замаскировать ещё одну цепочку не составляет труда.

При обыске, разоблачить такую систему можно только, либо полностью разобрав Кувуклию, либо заранее зная, где находится скрытая ниша.

Этот способ чудотворения можно модифицировать добавив подвижную платформу для свечки, управляемую вне Кувуклии с помощью верёвки отведённой в заднюю часть Кувуклии. И опять, замаскировать эту верёвку не проблема.

Как мы видим, у естествоиспытателей того времени уже были вещества, способные вызывать самовозгорание при взаимодействии. Причем, это далеко не единственный огненный состав, известный с давних времен. Самовоспламенение вызывает смесь концентрированной серной кислоты с порошком марганцовки или хроматом калия. Позолоченные изделия в древних цивилизациях изготавливались при помощи царской водки — смеси азотной и соляной кислот. Обе эти кислоты получались только действием серной кислоты на их соли — селитру и поваренную соль. Значит, серная кислота была известна уже давно. А хромат калия издревле использовался для дубления кожи, то есть также был доступен древним химикам.

В 1834 году драка в храме переросла в жестокое побоище, в которое пришлось вмешиваться турецкой армии. Погибло около 300 паломников (*_*). Английский путешественник оставил воспоминания о разговоре с местным начальником Ибрагим Пашой где описана решимость правителя публично обличить этот обман, но и его боязнь по поводу того, что данное действие может быть воспринято как притеснение христиан на святой земле (*_*)

О действиях предпринятых Ибрагимом Пашой по прошествии 15 лет мы узнаём из дневников видного учёного и деятеля православной церкви, основателя Русской Православной миссии в Иерусалиме епископа Порфирия (Успенского). Порфирий вёл дневник, куда заносил свои впечатления от событий исторического масштаба, размышления на отвлечённые темы, описания памятников и разные мелочи. Изданы они были в 8 томах Императорской академией наук на иждивение Императорского Православного Палестинского Общества под редакцией П. А. Сырку после смерти Успенского, третий том вышел в свет в 1896 году.

Вот точная цитата:

«В тот год, когда знаменитый господин Сирии и Палестины Ибрагим, паша египетский, находился в Иерусалиме, оказалось, что огонь, получаемый с Гроба Господня в великую субботу есть огонь не благодатный, а зажигаемый, как зажигается огонь всякий. Этому паше вздумалось удостовериться, действительно ли внезапно и чудесно является огонь на крышке Гроба Христова или зажигается серною спичкою. Что же он сделал? Объявил наместникам патриарха, что ему угодно сидеть в самой кувуклии во время получения огня и зорко смотреть, как он является, и присовокупил, что в случае правды будут даны им 5000 пунгов (2500000 пиастров), а в случае лжи, пусть они отдадут ему все деньги, собранные с обманываемых поклонников, и что он напечатает во всех газетах Европы о мерзком подлоге. Наместники петроаравийский Мисаил, и назаретский митрополит Даниил, и филадельфийский епископ Дионисий (нынешний вифлеемский) сошлись посоветоваться, что делать. В минуты совещаний Мисаил признался, что он в кувуклии зажигает огонь от лампады, сокрытой за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня. После этого признания решено было смиренно просить Ибрагима, чтобы он не вмешивался в религиозные дела и послан был к нему драгоман Святогробской обители, который и поставил ему на вид, что для его светлости нет никакой пользы открывать тайны христианского богослужения и что русский император Николай будет весьма недоволен обнаружением сих тайн. Ибрагим паша, выслушав это, махнул рукою и замолчал. Но с этой поры святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня. Рассказавши всё это, митрополит домолвил, что от одного Бога ожидается прекращение (нашей) благочестивой лжи. Как он ведает и может, так и успокоит народы, верующие теперь в огненное чудо великой субботы. А нам и начать нельзя сего переворота в умах, нас растерзают у самой часовни Св. Гроба. Мы, – продолжал он, – уведомили патриарха Афанасия, жившего тогда в Царьграде, о домогательстве Ибрагима паши, но в своём послании к нему написали вместо “святый свет”, – “освящённый огонь”. Удивлённый этой переменою, блаженнейший старец спросил нас: “почему вы иначе стали называть святый огонь?”. Мы открыли ему сущую правду, но прибавили, что огонь, зажигаемый на Гробе Господнем от скрытой лампады всё-таки есть огонь священный, получаемый с места священного» (*_*).

В этой записи важно обратить внимание на следующие моменты:

1. Признание было сделано в тесном кругу высших иерархов православной церкви.
2. Рассказал Успенскому происшедшее непосредственный участник событий. Очевидец признания в подлоге.
3. Ибрагиму пригрозили обострением отношений с Россией. Крымская война показала, как опасно властям вмешиваться в религиозную жизнь Православной церкви на Святой земле.
4. «Но с этой поры святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня». А значит, результатом признания стала потеря веры в чудо святогробского духовенства. Чему уже был свидетель сам епископ Порфирий.

Записи в дневнике Епископа Порфирия представляются наиболее ценными из всех источников. Во-первых, они не были предназначены для широкой огласки, во-вторых, епископ имел очень большой авторитет как среди духовенства, так и среди научных кругов, и в-третьих, здесь хорошо описана ситуация признания: «…Мисаил признался, что он в Кувуклии зажигает огонь от лампады…».

«С этой поры святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня». О потере веры святогробского духовенства говорит священник, а не иноверцы.

Что касается необжигающих свойств огня, то и этому чуду есть простое объяснение. Химикам хорошо известен так называемый холодный огонь. Им горят многие эфиры органических и неорганических кислот. Температура такого горения зависит от концентрации эфира в воздухе и условий теплообмена. Горящим эфиром можно обтирать тело, а его облако вполне может перемещаться в пространстве, так как тяжелее воздуха. То есть можно заблаговременно изготовить «специальные» свечи и затем продать приезжим (в храме предлагают зажигать связки свечей по 33 штуки, которые продаются неподалеку). Естественно, эфир быстро сгорает, поэтому «чудо» может длиться только непродолжительное время. Далее «волшебный» огонь приобретает обыкновенные свойства обжигать все, к чему он прикасается. Естественно, данные комментарии не особо популярны, поэтому не известны широкой публике. Чудо Благодатного огоня можно проверить – зажечь от него после несшествия привезенную с собою свечку и потрогать пламя рукой.

То, что чудо существует до сих пор, объясняется, скорее всего, большими доходами, которые получают за него и мусульмане, и израильтяне. Хотя, последние 200 лет немалую роль играет и международный престиж. Стоит только заикнуться о хитростях монахов, как сразу обвинят в разжигание розни, притеснениях и т.п.

Ал-Джаубари (до 1242) под заголовком «Хитрость монахов при зажигание огня в церкви Воскресенья» говорит: «Ал-Мелик ал-Мауззам, сын ал-Мелика ал-Адиля вошёл в церковь Воскресения в день субботы света и сказал монаху, (приставленному) к ней: «Я не уйду, пока не увижу, как сходит этот свет». Монах сказал ему: «Что приятнее царю: это богатство, которое стекается к тебе таким способом, или знакомство с этим (делом)? Если я открою тебе эту тайну, тогда правительство лишится этих денег; оставь же её скрытой и получай это большое богатство». Когда правитель услышал это, он понял скрытую суть дела и оставил его в прежнем положении». (Крачковский, 1915).

Доходы настолько огромны, что, по сути дела, всё население Иерусалима кормилось от них. Проф. Дмитриевский цитирует следующее наблюдение проф. Олесницкого: «В Иерусалиме и Палестине этот праздник принадлежит не православному только населению: в нем принимают участие все местные жители, не исключая и мусульман… Это чувствует все население, и не может не чувствовать, потому что Палестина питается почти только теми дарами, которые приносятся ей поклонниками святого гроба из Европы. (Дмитриевский, 1909).

Из советской литературы до нас дошло свидетельство бывшего известного богослова А.А. Осипова. Он вспоминает о видном богослове, профессоре Ленинградской духовной академии, который заинтересовался проблемой «святого огня» на гробе господнем. «Изучив древние рукописи и тексты, книги и свидетельства паломников, — пишет А.А. Осипов, — он доказал с исчерпывающей точностью, что никакого «чуда» никогда не было, а был и есть древний символический обряд возжигания самими церковнослужителями лампады над гробом». Если бы только читатели могли представить, какой вой подняли церковники после выступления верующего профессора богословия, осмелившегося сказать добытую им правду!

В итоге всего этого дела ныне покойный митрополит Ленинградский Григорий, тоже человек с богословской ученой степенью, собрал ряд богословов Ленинграда и сказал им: «Я тоже знаю, что это только легенда! Что… (здесь он назвап по имени-отчеству автора исследования) абсолютно прав! Но не трогайте благочестивых легенд, а то падет и сама вера!» (Осипов А. А. Откровенный разговор с верующими и неверующими. Размышления бывшего богослова. Л., 1983).

источники

http://www.bibliotekar.ru/ogon/13.htm

http://www.fakt777.ru/2013/01/blog-post_351.html

http://humanism.su/ru/articles.phtml?num=000511

http://holy-fire.ru/modules/pages/Ogon_na_pashu-print.html

http://afaq.narod.ru/society.htm

http://afaq.narod.ru/1.html

Давайте я вам напомню еще что нибудь на тему религий: вот например такие , а вот знаменитая . Вот был такой человек Вспомним еще про . А знаете ли вы, почему этот ? Ну и бывает конечно так, что Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

В преддверии одного из главных христианских праздников в Иерусалим съезжаются люди со всего света, чтобы посмотреть, как сходит благодатный пасхальный огонь. В этот день, в по православному календарю, паломники жаждут воочию увидеть чудо Господне, умыться священным пламенем и получить благословение Божье.

Благодатный огонь - самовозгорающееся пламя на Гробу Господнем, которое затем выносят к людям священники, а патриарх зажигает им лампады и свечи, символизируя тем самым чудо воскрешения Иисуса Христа и его выхода из могилы. Огонь, или Свет (как называют его участники церемонии по аналогии со Светом Истинным - воскресшим Спасителем), появляется в процессе проведения особого ритуала, приуроченного к празднованию Пасхи.

Иерусалим славится тем, что в нём каждый год на протяжении почти двух тысячелетий сходит благодатный огонь. Это происходит в Храме Гроба Господня - величественном сооружении, построенном ещё в IV веке над местом распятия и погребения Иисуса Христа. В настоящее время он отреставрирован и приспособлен под нужды современных конфессий и пышной церемонии схождения святого пламени.

Письменные свидетельства о самовоспламеняющемся огне соответствуют времени возведения храма - IV веку, но в них упомянуты и схождения, произошедшие гораздо раньше. По преданию первыми увидели чудесный свет Апостолы Христа вскоре после его воскрешения. Следующими людьми, которым явился благодатный огонь, были святой монах и православный патриарх, случилось это в I и II веках.

Регулярный характер Господне знамение приняло после постройки Кувуклии (часовни, расположенной над пещерой, где был захоронен Иисус) и проведения специального таинства, способствующего схождению огня.

Церемония, предшествующая чуду, и его явление

Литания (церемония, посвященная схождению пламени) начинается за сутки до Пасхи. Самые важные моменты контролируются полицией и представителями других конфессий. Это делается для исключения зажжения огня вручную.

Основные вехи Литании Цели действий
В храме тушат все лампады и свечи. Храм погружается во тьму.
Специально уполномоченные на то представители власти в городе Иерусалиме тщательно проверяют все помещения храма. Проверяют на отсутствие непогашенных источников огня.
В Кувуклию вносится лампада. Эта лампада впоследствии будет зажжена священным Светом.
Часовню опечатывают. Так делается во избежание фальсификаций свершения чуда.
Начинается шествие греческих священников во главе с Патриархом. Это происходит около полудня в день Великой субботы.
В храм вбегает арабская молодежь. Они эмоционально, с громким выражением своих чувств просят Господа о зажжении огня.
Под своды здания входит процессия. Процессия состоит из иерархов конфессий, празднующих Воскресение Христово, православного и армянского Патриархов, др. священнослужителей.
Патриархи разоблачаются до нижних одежд, чтобы все присутствующие видели, что они не проносят с собой источников огня. Патриархи входят в Кувуклию.
Священники и прихожане молятся Все ждут того момента, когда Патриарх оповестит, что сходит благодатный огонь.
От пламени, сошедшего с небес, зажигают лампаду, предварительно внесенную в часовню, а затем - свечи, находящиеся у людей в руках. На этом обряд завершается. Весь Иерусалим ликует после очередного чуда.


Явление огня видят не только те, кто находится внутри Кувуклии. Стоящие в разных углах храма тоже могут наблюдать за приближением чуда. Ведь за некоторое время до этого воздух начинает искриться и озаряться светом небольших молний, не наносящих вред людям.

Сошедший огонь сразу после своего появления не обжигает, и им можно даже успеть умыться до того, как он приобретет свои обычные свойства.

Причины явления чуда только православным христианам

У многих людей, а особенно представителей других религиозных течений, возникает вопрос, почему же пламя сходит именно на . Особый интерес к этому возник после задокументированных случаев, когда православных выгоняли из храма и не давали провести Литанию или же вводили ограничения в процесс церемонии. В результате таких действий огонь либо не сходил до вмешательства истинно верующих, либо появлялся не в своем привычном месте, а там, где молился православный Патриарх со священниками и прихожанами.

Версии в пользу православия.

  1. Свет сходит православным, потому что православие расшифровывается как «право» и «слава», то есть правильное прославление Бога, правильная вера, за что Он и награждает христиан.
  2. Лишь старый юлианский календарь, по которому молятся и отмечают Пасху православные христиане, является верным, что сказывается на времени схода огня.
  3. Только Патриарх и священники знают последовательность проведения Литании. Лишь они настолько верят в Господа, что являются достойными того, чтобы явилось чудо.

Однако феномен схождения огня интересует и скептически настроенных людей, сделавших свои выводы о том, почему пламя могут получить лишь православные священники. Они полагают, что всё объясняется довольно просто: лишь эта церковь считает нужным идти на фальсификации чудесных знамений ради собственной выгоды и получения еще большего количества последователей.

У её представителей множество возможностей сымитировать сход огня: от простейших (пламя зажигает Патриарх в Кувуклии собственноручно) до более сложных, например, потайных лампад или выверенных технических приемов с протянутыми по храму нитями, обработанными специальным составом и подсоединёнными к ним источниками огня, выведенными за пределы храма. А Иерусалим зарабатывает на этом шоу каждый год баснословные деньги, и в интересах правительства не мешать устраивать «святые знамения» для доверчивого народа, - полагают скептики.

Несмотря на множество наблюдателей за процессом схождения огня и исследования ученых до сих пор нет единого мнения о происхождении святого пламени. Не разгадана и причина того, что огонь является лишь православным верующим. А в это время, пока идет изучение феноменального явления, верующие каждый год наблюдают чудо, свидетельствующее о силе Господа, умываются святым светом и радуются Светлому Христову Воскресению.

"Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом" (Евр. 11, 1)

"Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в рёбра Мои; и не будь неверующим, но верующим" (Ин. 20, 27).

Современное неверие и чудеса

Современный человек, напичканный донельзя установками своего в целом антирелигиозного образования, верит в самые необыкновенные "чудеса" эпохи "просвещения".

Верит в то, что род человеческий произошёл от обезьяны. Хотя "родоначальники" человеческого рода из животных существуют только в сочинениях дарвинистов, а самих реальных останков этих "праотцов" так никто и не нашёл. Но эта теория преподаётся во всех учебных заведениях как установленная научная истина.

Михаил Смолин и Аркадий Мамонтов: Чувства в предвкушении Пасхи

Современный человек верит в то, что всё разнообразие видимой и невидимой жизни произошло случайно, "самозародилось". Об этой глупости удачно выразился профессор Принстонского университета, зоолог Эдвин Конклин (1863-1952 гг.): "То предположение, что жизнь возникла посредством случайности, можно сравнить с предположением, что полноценный словарь является следствием взрыва в типографии".

Всё отрицание религии и всего чудесного можно сравнить с этой "атеистической верой" во "взрыв в типографии". Эта "вера" значительно более "сверхъестественна", чем обычная христианская вера, основанная на осуществлении ожидаемого, обещанного Богом Царствия Небесного.

Гордость верящих во "взрыв в типографии" и отрицающих чудеса Божии лучше всех выразил знаменитый вольнодумец Вольтер. Как говорят, он однажды сказал, что: "Если бы на площади Парижа перед глазами тысячи человек и моими собственными совершилось чудо, то я скорее бы усомнился в свидетельстве двух тысяч глаз, чем поверил бы свершившемуся".

Дела Божии не вмещаются в подобные горделивые человеческие умы.

Во-первых, всякое описание чудес не соответствует ни в коей мере их величию и многоплановому смыслу, заложенному свыше.

Во-вторых, как говорит Святитель Игнатий Брянчанинов:

Чудеса Христовы имели полную определённость. Можно относительно всех их сказать то, что сказал Господь апостолу Фоме: "Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим" (Ин. 20, 27). Чудеса Христовы были осязательны; они были ясны для самых простейших людей; ничего в них не было загадочного; всякий мог удобно рассмотреть их; для сомнения и недоумения, чудо ли это, или только представление чуда, не было места" (О чудесах и знамениях).

Вольтеровское сомнение граничит с безумием. С безумием, противящимся самоочевидным вещам, о которых могут свидетельствовать тысячи глаз, даже и свои собственные. Неверие может видеть и одновременно отрицать видимое, может слышать и не верить услышанному.

Эта слепоглухонемость человеческого ума закрывает современному человечеству возможность по-настоящему ценить земную жизнь и быть её устроителем.

Всё чаще человечество ценит и стремится к развитию таких смертельно-опасных научных направлений, как совершенствование ядерного и подобного оружия, химических отравляющих веществ, биологической генной инженерии, генно-модифицированных продуктов и т. д. Всё это — в какой-то мере суицидальные, безумные стремления.

Это своеобразный бунт против жизни. Мы стремимся вырваться из тех границ Земного мира, в который наши праотцы были помещены после изгнания из Рая.

Мы создали оружие, способное уничтожить человечество, мы стремимся без труда добывать хлеб, изменять физиологическую и половую заданность нашей жизни, хотим переселиться в неведомые внеземные миры.

Есть два слова, важнее которых в мире нет - "Христос Воскресе"!

И всё это стало реальностью нашего мира в последние сто лет, изобретших несколько губительнейших "сверхчеловеческих" проектов будущего: либеральный, коммунистический и национал-социалистический.

Люди попытались с их помощью выпрыгнуть из мира силы притяжения Божия в некое пространство, где человек хочет избежать его владычества и стать самому творцом с большой буквы, автономным от настоящего Творца мира и человека.

Это естественное в земных реалиях безумие человека с каждым веком ослабляет в нём чувствование сверхъестественных событий, называемых нами чудесами. Развивает духовное бесчувствие перед теми чудесными событиями, которые нарушают физические "законы природы" и не поддаются нашим слабым рациональным способностям их объяснить.

Схождение Благодатного огня (или по-другому Святого Света) в Великую Субботу в храме Воскресения Христова и изнесение его из Кувуклии Храма Гроба Господня — чудо, ежегодно происходящее многие столетия.

Схождение Благодатного огня. Фото: www.globallookpress.com

Чудо это не единственное в Святой Земле. Ежегодно чудесное явление происходит и на горе Фавор, где, будучи окутанными в облако перед своими тремя учениками, Господь преобразился и все услышали голос Отца Небесного: "Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте" (Мф 17, 1, 9). Так, каждое 19 августа по новому стилю, в день праздника Преображения Господня, над горой Фавор, на этом самом месте, в тот же самый день и только над православным храмом ежегодно появляется необычное облако и покрывает всех молящихся верующих, передавая им невообразимое чувство присутствия Божия. Хотя, по признанию неоднократно исследовавших это чудесное явление учёных-метеорологов, в этих местах и особенно в это время образование облаков невозможно.

Но чуду нет дела до наших учёных и его сверхъестественные, метафизические характеристики преодолевают физические границы земного бытия ежегодно и там, где Господь этого захочет...

Древние свидетельства о схождении Святого Света

Сложно сказать, всегда ли по Воскресении Христовом сходил Святой Свет у Гроба Господня. Но свидетельства о Святом Свете есть от первых веков.

Так, в IV веке Святой Григорий Нисский в своём слове о Воскресении утверждает, что апостол Пётр видел Святой Свет (Св. Григорий Нисский. Слово второе о Воскресении).

Знаменитый церковный историк Евсевий в том же веке описывал ситуацию при патриархе Наркиссе, во втором веке, когда не хватало масла в лампаде на Св. Пасху. И вместо масла налили воды из Святого Силоамского источника. И эта лампада была зажжена Благодатным Огнём и горела всю пасхальную службу (Евсевий Памфил. Церковная история. Книга 6, Глава 9).

Самовозгорание лампад в храме Гроба Господня происходило не только в Великую Субботу. Так, например, Император Феодосий Великий, посетивший тайно, как простой богомолец, Иерусалим, как только вошёл в Храм Гроба Господня, так все лампады зажглись сами собою. А удивлённому патриарху Ангел открыл, что под видом простого богомольца в храм вошёл Император.

О чудесно блиставшем свете на Святом Гробе в своих церковных песнопениях упоминал и Преподобный Иоанн Дамаскин в VIII веке (Октоих, воскресный седален, глас 8).

Фото: www.globallookpress.com

Чудеса на Святой Земле и католики

Интересно, что католические храмы и их клир на Святой Земле не удостаиваются этих чудес. Ни на горе Фавор, несмотря на то, что католический храм находится всего в каких-нибудь 500 метрах от православного, ни в Храме Воскресения Христова в Иерусалиме, где католические кадила не загораются и при схождении Благодатного огня, хотя висят в том же храме.

Ещё более значимо, что именно со времен серьёзных разногласий между Православными Церквями Востока и католиками, с IX столетия, источники говорят не просто об обряде возжжения вечернего света. А именно о схождении Благодатного Огня как о чуде.

И одним из первых свидетельств об этом чуде мы имеем рассказ католического монаха Бернарда около 865 года.

В Святую Субботу, — свидетельствовал он, — которая есть канун Пасхи, служба начинается рано, и по совершении службы поётся «Господи помилуй» до тех пор, пока с пришествием Ангела возжигается свет в лампадах, висящих над Гробом". (Дмитриевский А. А. Благодать святого Огня на Живоносном Гробе Господнем в Великую Субботу. СПб., 1908. С. VI).

Фото: www.globallookpress.com

После захвата Иерусалима крестоносцами в 1099 году католики попробовали оттеснить православных и других христиан от Гроба Господня, используя радикальные методы:

"Неудачно начал, — пишет один западный хронист, — первый латинский патриарх Арнольд из Шоке: он приказал изгнать секты еретиков из принадлежавших им пределов в Храме Гроба Господня, затем он стал пытать православных монахов, добиваясь, где они хранят Крест и другие реликвии... Несколько месяцев спустя Арнольда сменил на престоле Даймберт из Пизы, который пошёл ещё дальше.

Он попытался изгнать всех местных христиан, даже православных, из Храма Гроба Господня и допускать туда лишь латинян, вообще лишив остальных церковных зданий в Иерусалиме или около него... Скоро грянуло Божье возмездие: уже в 1101 г. в Великую Субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав..." (Стивен Рансимен. Восточная схизма. М., 1998. С. 69-70).

Есть и русские свидетельства о Благодатном Огне из времён владычества крестоносцев. Так, русский игумен Даниил, паломничавший в Святую Землю между 1106-1108 гг., оставил такие воспоминания о Благодатном Огне:

Упросил я ключника... и он открыл мне двери святые, велел мне снять сапоги и так, босого, ввёл меня одного в Святой Гроб Господень с лампадой, которую я нёс с собой, и повелел мне самому поставить лампаду на Гроб Господень. И я её поставил своими руками грешными в ногах, где лежали пречистые ноги Господа нашего Иисуса Христа. Ибо в головах стояла лампада греческая, на грудях же поставлена была лампада от святого Саввы и всех монастырей. Ведь такой здесь обычай: каждый год ставят греческую лампаду и от монастыря святого Саввы. И благодатию Божиею те три лампады загорелись тогда. А фряжские лампады повешены были сверху, и из тех ни одна не загорелась". (Житие и хождение игумена Даниила из Русской Земли).

Интересно, что вплоть до изгнания крестоносцев в 1187 году из Иерусалима, католики тоже служили свою службу в Великую Субботу, но из "фряжских лампад", то есть лампад католиков, так "ни одна и не загорелась".

Есть интересный рассказ русской писательницы Варвары Алексеевны Брюн де-Сент Ипполит (урожденной Копьевой) о реакции иезуитов, и в том числе самого знаменитого русского вероотступника, князя Гагарина, перешедшего из православия в католичество:

"В 10 часов утра, после обедни, наши православные на Гробе Господнем потушили лампады, а в церкви все свечи... На эту пеструю картину смотрели с любопытством католические монахи и иезуиты, между которыми находился и наш русский князь Гагарин... Лицо его мне хорошо было видно: оно выражало грусть. Гагарин пристально всматривался в Кувуклию...

Протоиерей Димитрий Смирнов о чуде явления Благодатного Огня

Вдруг из бокового отверстия показывается пук зажжённых свечей... Все кричат, радуются, крестятся, плачут от радости; сотни, тысячи свечей передают свет одна другой. Общего восторга описать нельзя, изобразить картину невозможно: это чудо неизобразимое. После солнца — тотчас облако, потом роса и вследствие росы — огонь...

Нечаянно я взглянула на князя Гагарина и вижу: у него градом текут слезы и радостью сияет лицо... Как с этим выражением в одном и том же человеке соединить его вчерашнюю проповедь на Голгофе, которую он произнёс на французском языке и заключил так: «Теперь остаётся пожелать одного — чтобы мы все сделались католиками и покорились папе!». Вчера превозносил он преимущества римского исповедания, а сегодня, поражённый видениями небесной благодати, даруемой только Православию, льёт слёзы.

Не есть ли это порыв преданной им веры, возбужденной общим восторгом? Не есть ли это поздний плод тайного раскаяния и отклик души, некогда православной, но легкомысленно отпавшей от Единой истинной и спасительной Церкви Христовой? Где же он, представитель искреннего своего убеждения? Там ли, на возвышении кафедры со словом поборничества за права Папы, или здесь — в толпе народа со слезами на глазах, как с невольной данью родному чувству, призывающему его воздать «Божие Богови»?" (Торжество Пасхи в Иерусалиме//Странник. 1860 г. Апрель. C. 115)

Армяне-монофизиты и Благодатный Огонь


Фото: www.globallookpress.com

Пробовали отодвинуть православных от Гроба Господня и армяне. Они подкупили турок и убедили их, что и при армянах будет сходить Святой Свет. "Наступила великая суббота: армяне все собрались в храм, а греков бедных турецкое воинство выгнало вон… как сам патриарх, так и все стояли со свечами, имели надежду — хотя от армян в окно получить благодать. Но Господь восхотел другое устроить и показать истинную веру Своим огненным перстом и утешить Своих истинных рабов, смиренных греков.

Уже пришло время, в которое сходит благодать, но её нет, армяне испугались, начали плакать и просить Бога, чтобы послал им благодать, но Господь не услышал их. Уже полчаса прошло и более, а святого света нет. День был чистый и красный. Патриарх сидел к правой стране. Вдруг ударил гром, и на левой стране средняя колонна мраморная треснула, и из трещины вышел огонь пламенем. Патриарх встал и зажёг свои свечи, и от него зажгли все православные христиане. Тогда все возрадовались и возвеселились, а православные арабы от радости начали прыгать и скакать и кричать:

Ты еси един Бог наш Иисус Христос; едина наша истинная вера — православных христиан!"

И начали бегать по всему Иерусалиму и сделали по всему граду шум и гам. Они и доднесь творят этому память, прыгают и кричат кругом Божия гроба, хвалят единого истинного Бога, Иисуса Христа, и ублажают православную веру. Воины же турки, кругом стоявшие на страже, видевши сие чудо, весьма удивились и ужаснулись. Из числа их один, именем Омир, стоявший у Авраамиева монастыря на страже, тотчас уверовал во Христа и закричал: «Един истинный Бог Иисус Христос; едина истинная вера — православных христиан!»

А сам прыгнул вниз к христианам, с вышины более 15 аршин, и ноги его ступили на твёрдый мрамор, как на мягкий воск, и доднесь видны два следа его, изображены, как на воску; хотя неправославные и стараются их загладить, но я ещё своими очами видел и своими руками осязал. И колонна с трещиной опаленная стоит. Воин же Омир, спрыгнув, взял своё оружие, железом воткнул в камень, как в мягкий воск, а сам беспрестанно прославлял Христа. За сие турки отсекли ему голову, а тело его сожгли; кости же его греки собрали, положили в раку и поставили в женском монастыре Великой панагии, где и доднесь источают благоухание. Армяне внутри у гроба Божия ничего не получили, остались с одним стыдом.

Паша Иерусалимский и прочие турецкие начальники весьма вознегодовали на них, хотели их всех изрубить, но убоялись султана; только наказали тяжко: говорят, давали каждому есть разной нечистоты при выходе из храма. (Инок Парфений (Агеев). Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле постриженика Святой Горы Афонския)

Мусульмане и Святой Свет


Фото: www.globallookpress.com

До завоевания крестоносцами Иерусалим находился во власти мусульман, и, как пишет митрополит Кесарии Каппадокийской Арефа (X век), Благодатный Огонь сходил, даже когда мусульмане не пускали патриарха в Храм Воскресения Христова:

"Эмир Иерусалима стоит около Святого Гроба при запечатанном им же самим входе, а христиане стоят вне храма Святого Воскресения и восклицают «Господи помилуй». Тогда внезапно является молния, и кандила [лампады] возжигаются". (Православный палестинский сборник. Т. 13. Вып. 2. С. II.)

Гонения продолжились и тогда, когда мусульмане вновь отвоевали Иерусалим у крестоносцев. Но даже и они были потрясаемы чудом Благодатного Огня. Так, английский историк Готьер Винисоуф пишет о случившемся в 1187 году, когда Салах ад-Дин захватил Иерусалим и захотел посмотреть на чудо: "Когда он прибыл, небесный огонь загорелся внезапно и его помощники были глубоко поражены. Христиане проявили радость, восславляя величие Господа, сарацины же, напротив, говорили, что огонь, который как они только что увидели, снизошёл, был зажжён жульническими средствами.

Салах ад-Дин, желая на виду у всех произвести разоблачение, приказал, чтобы лампа, в которой загорелся огонь, ниспосланный с небес, была потушена, но (после этого) лампа сразу же опять загорелась. Он приказал второй раз, третий раз затушить лампу, но она загоралась опять, как будто сама". (Hvidt N.C. Miracles - Encounters Between Heaven And Earth, Gyldendal. Pp. 203-229).

Интересно, что после этого Салах ад-Дин обратил все храмы Иерусалима в мечети. Нетронутой оставил только Церковь Воскресения Христова — так был потрясён увиденным и лично "проверенным" чудом.

Свидетельства того, как выглядит Благодатный Огонь


Фото: www.globallookpress.com

Первенство православных в обретении Благодатного Огня признаётся и некоторыми символическими действиями самих инославных в Великую Субботу. Когда православный патриарх приходит в алтарь Храма Воскресения Христова и садится на патриаршем престоле, то все представители инославных вероисповеданий подходят к нему и прикладываются к его руке.

На то, как выглядит небесный огонь, существует разные свидетельства тех, кто видел его схождение. Зависит это, как кажется, и от степени духовного состояния свидетеля, и от самого Благодатного Огня, являющегося часто по-разному.

Иеромонах Мелетий, благочестивейший саровский старец (умер в 1805 г.), утверждает, что "явление святого Огня не от иначе, кажется, происходит, как только от самого Гроба, освящённого Плотию Христовою, который ежегодно источает оный в знамение сия истины и правоверия". Не будучи сам лично свидетелем схождения святого Огня, иеромонах Мелетий приводит слова архиепископа Мисаила, совершавшего служение, когда сам Мелетий был паломником в Иерусалиме: "Вшедшу мне, — говорил ему архиепископ Мисаил, — внутрь Святого Гроба, видим на всей крышке гробной блистающий свет, подобно рассыпанному мелкому бисеру, в виде белого, голубого, алого и других цветов, который потом, соединяясь, краснел и претворялся в вещество огня ; но Огонь сей в течение времени, как только можно прочесть, не спеша, четыредесят крат «Господи, помилуй», не жжёт и не опаляет, и от сего-то Огня уготованные кадила и свечи возжигаются". "Но впрочем, — присовокупил архиепископ, — как, откуда явление сие бывает, сказать не могу". (Путешествие в Иерусалим СПб., 1798).

Фото: www.globallookpress.com

Благодатный огонь не всегда получался иерусалимскими патриархами, были целые периоды, когда это поручалось другим церковным иерархам.

Так, есть свидетельство Митрополита Петрского Мелетия, который в 1859 году получал Благодатный Огонь, переданный русской паломницей Варварой Брюн де-Сент Ипполит (урождённой Копьевой). Митрополит рассказал следующее: "Ныне благодать уже сошла на Гроб Спасителя, когда я вошёл в кувуклию : видно, вы все усердно молились, и Бог услышал ваши молитвы. Бывало, долго молюсь со слезами, и Огонь Божий не сходит с небес до двух часов, а на этот раз я уже увидел его, лишь только заперли за мною дверь".

За несколько недель до Пасхи обычно начинаются споры, как именно в храме Гроба Господня появится Благодатный огонь: сойдет чудесным образом с небес или зажжется от спички в руках Иерусалимского патриарха. На этот раз большой скандал вызвали откровения армянского священника, сообщившего в интервью израильским журналистам, что все дело в "специальной лампаде". О том, почему Благодатный огонь разжигает нешуточные страсти среди верующих, — в материале РИА Новости.

Чудеса не "на потеху"

"Остановите съемку, он лжет!" — в беседу армянского священника Самуила Агоняна с журналистами вмешивается греческий служитель храма, закрывая руками камеру. Но армянин продолжает рассказывать, как он трижды замечал, что патриарх зажигает связки восковых свечей от масляной лампады и ничего мистического в этом нет. "Бог творит чудеса, но не на потеху людям", — заключает собеседник израильского ТВ.

Церемония схождения Благодатного огня проходит в храме Гроба Господня ежегодно накануне православной Пасхи — в Великую субботу. Согласно наиболее распространенной версии, огонь загорается чудесным образом в результате молитв Иерусалимского патриарха и тысяч верующих внутри храма, в самом священном для христиан месте — Кувуклии, часовне, выстроенной над самим Гробом Господним (каменным ложем, где покоилось тело Христа после крестной смерти и погребения).

Однако есть и иные версии происхождения огня. Например, патриарх Иерусалимский якобы тайно проносит с собой зажигалку. Или же в Кувуклии спрятана лампада с готовым огнем еще за неделю до Пасхи. Либо, если верить некоторым преданиям, эта тайная лампада чудесным образом зажглась где-то в V веке, и с тех пор священнослужители поддерживают ее горение. Иными словами, Благодатный огонь действительно чудесным образом сходил, но лишь однажды.

"Что, если не чудо?"

Историк-востоковед Михаил Якушев с 2003 года ежегодно присутствует на церемонии. И не сомневается в том, что Благодатный огонь — чудо.

"Если бы это было не чудом, я бы даже сказал, не Божиим промыслом, то тогда я бы двадцать раз не участвовал в этом. Любой, кто попал на это событие, испытывает трепет, радость, восторг и постоянно стремится туда вновь, хотя это крайне сложно", — признается он.

А описать переживания во время церемонии иначе как словом "восторг" он не может. "Особенно когда сначала весь храм замирает в ожидании огня, и вот наконец он появляется", — добавляет Якушев.

Известный в Москве реаниматолог-иеромонах Феодорит (Сеньчуков) тоже не раз присутствовал в главном храме христианства в Великую субботу и категорически не согласен с версией отца Самуила Агоняна.

"Конечно, можно предположить, что этот огонь происходит из зажигалки Иерусалимского патриарха Феофила. Но на храмовых стенах перед схождением Огня возникают сполохи, причем в самых неожиданных местах, и описывались они задолго до изобретения фотовспышек. Своими глазами я видел, как сами собой внезапно возгораются свечи. И считаю невозможной популярную идею о том, что человек покупает их в лавке, идет в храм и непосредственно перед схождением Огня специально мажет их белым фосфором (легковоспламеняющимся веществом. — Прим. ред.). Благодатный огонь — это действительно чудо", — рассказывает отец Феодорит.

Примечательно, что в Кувуклию патриарх Иерусалимский заходит в одном полотняном подряснике. Чтобы было видно: он не проносит с собой спички или еще что-либо, способное зажечь огонь. Затем дверь в часовню опечатывается в присутствии израильской полиции.

Другая история

В Армянской апостольской церкви вообще иначе смотрят на историю происхождения Святого огня.
Латинские и арабские источники упоминают о чуде самовозжигания лампад у Гроба Господня начиная с VII века. Армянская же церковь связывает традицию Благодатного огня со своим основателем — святым Григорием Просветителем, жившим гораздо раньше.

По учению Армянской церкви, Григорий, не считая себя достойным войти в Гроб Господень в Иерусалиме, отправился в окрестные пещеры и долго молился. В ответ на его молитву в субботу, за день до Пасхи, уже у Гроба чудесным образом зажглись все свечи и лампады. Именно после этого он был назван Просветителем.

Скандал перед Пасхой

Заявление представителя Армянской церкви о зажигании огня в Кувуклии банально от горящей лампады вызвало негативную реакцию в России, где торжественное принесение Благодатного огня на ночное пасхальное богослужение уже много лет считается одним из кульминационных моментов празднования Воскресения Христова. Так, пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков прямо оставил сказанное "на совести священнослужителей Армянской церкви". А замглавы синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе назвал поступок Агоняна неприемлемым.

"У нас, когда весь православный мир готовится к Пасхе, вызывают большое разочарование попытки скандализировать тему схождения Благодатного огня. Для всего православного мира это духовное событие, в котором участвуют миллионы верующих. Намерение скомпрометировать эту многовековую традицию неприемлемо и имеет своим косвенным результатом нарушение молитвенного состояния, в котором православные верующие пребывают во время приготовления к светлому празднику Воскресения Христова", — подчеркнул Кипшидзе.

Однако нынешнему скандалу не стоит удивляться, считает востоковед Михаил Якушев. Все дело в обиде — Святая земля, увы, не способна вместить всех христиан, вот они и спорят друг с другом. Особенно если дело доходит до присутствия и служения в самом святом для христианского мира месте — у Гроба Господня.

"Когда я работал там дипломатом, патриарх Диодор допускал присутствие армянского священника в приделе Ангела (часть Кувуклии в храме Гроба Господня. — Прим. ред.). И это в Армянской церкви восприняли как устоявшуюся традицию. Но после смерти Диодора в 2000 году, при патриархе Иринее, представителей Армянской церкви вновь перестали туда пускать, что вызывало столкновения вплоть до драки", — вспоминает Якушев.

Как известно, Восток — дело тонкое. Буквально пару недель назад христианские конфессии Иерусалима единодушно устроили "забастовку" против израильских властей, закрыв храм Гроба Господня на три дня. И вот уже христиане темпераментно ссорятся друг с другом из-за Благодатного огня. Впрочем, история неоднократно доказывала: на праздник Пасхи верующие будут обниматься.