Биографии Характеристики Анализ

Игровые технологии на уроках биологии - урок. Сказки как художественные средства на уроках биологии Сказка «Путешествие Капельки»

№ п/п

Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП

Этапы урока/занятия (мероприятия), на которых технология применяется

Проблемно-обучающие технологии

Изучение нового материала.

Личностно – ориентированные технологии

Итог урока, самооценивание, домашнее задание

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

На всех этапах урока

Здоровьесберегающие технологии

Физкультминутка, рефлексия.

Технология сотрудничества

Изучение нового материала

Задачи урока:

Образовательные: иметь представление об особенностях строения гидры и дифференцировании клеток ее тела. Сформировать знания о классификации гидры

Развивающие: обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной информации иллюстрациями учебника, наглядными пособиями, микроскопом, сравнивать , выделять главное обобщать делать соответствующие выводы .

Воспитывающие: создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля и самооценивания, умения рефлексировать.

Оборудование урока: Таблица “Пресноводная гидра, мультимедийный проектор, презентация “Пресноводная гидра”, микроскопы, микропрепарат “Гидра”.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

(фронтальный опрос)

3. Изучение нового материала

4.Физкультминутка

5.Возвращается к проблеме

6. Закрепление.

7.Рефлексия

9. Домашнее задание.

1Приветствие учащихся. 2Проверка организации рабочих мест.

3Проводит фронтальный опрос по пройденным темам.

4Постановка проблемы для определения темы и цели урока. Слайд 1. 2.3. Раздает рабочие листы.

5Предлагает обучающимся просмотреть п. 13 и п. 14. и совместно заполнить таблицу «Классификация кишечнополостных»

6Вводит понятие «Лучевой симметрии» опираясь на математические знания обучающихся.

7Ориентирует обучающихся на работу с учебником с.57: найти особенности строения пресноводной гидры и среды ее обитания. Слайд 4.5

8Предлагает зарисовать внешнее строение гидры в тетрадь. Слайд 6.

9Предлагает настроить микроскоп и рассмотреть готовый микропрепарат гидры

10Объяснение учителем внутреннего строения Кишечнополостных на примере гидры с записью в таблицу. Слайд 7- 17

11Проводит гимнастика для глаз. Представить себя гидрой и показать ее движения Слайд 18,19,20

12Дочитывает опыт А.Трамбле и предлагает найти в учебнике название этого процесса

13Фронтальная беседа, заполнение пропусков в тексте.

14Составить синквейн.

Слайд 21

Гидра

2 прилагательных

3 глагола

Вывод одним предложением

Синоним слову Гидра.

15Предлагает самооценивание на уроке. Выставляет оценки в журнал.

16Написано на доске заранее п.13

На выбор: Сообщение о Кишечнополостных (медузы, кораллы, актинии) или сочинить о них сказку.

Слайд 22

1Приветствие учителя.

2Организация рабочих мест.

3Отвечают по поднятой руке.

4Анализируют и с помощью наводящих вопросов выходят на тему урока, формируют цели.

5Самостоятельно ориентируясь в п.13, 14 заполняют основные таксономические группы в рабочих листах. Кишечнополостных. 6Беседа с учителем.

7Работают с учебником. Зачитывают ответы по поднятой руке.

8Делают рисунок в тетради и подписывают основные части тела.

9Настраивают микроскоп и рассматривают.

10Заполняют таблицу в рабочем листе ориентируясь на презентацию, рассказ учителя.

11Делают гимнастику для глаз и фантазируют в движениях движение гидры.

12Обучающиеся находят процесс «регенерация»

13Отвечают на вопросы по поднятой руке. Работают в рабочем листе. Зачитывают предложения по очереди.

14Составляют синквейн, зачитывают по желанию. Говорят насколько поняли материал.

15Проводят самооценивание с выставлением оцено в дневник

16Записывают п.13 и задание на выбор.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос.

1. На какие царства делится все Живое на земле?

2. Какое царство и подцарство мы изучили на предыдущих уроках?

3. Какие классы вы знаете в подцарстве Простейшие? Назовите их особенности.

4.Какое строение имеет клетка простейших? Почему она является самостоятельным организмом?

5.Назовите органеллы простейших. Какие функции они выполняют?

6.Какими способами размножаются простейшие? Кратко охарактеризуйте эти способы.

7.Назовите известные вам заболевания, вызываемые простейшими, и меры предупреждения этих заболеваний?

8. Какое животное называют колониальным и почему?

3. Изучение нового материала.

Учитель подводит итог, повторению отмечая, что на примере изучения простейших учащиеся узнали об одноклеточных микроскопических животных, имеющих большое значение в природе и жизни человека. Важно при этом подчеркнуть, что простейшие представляют собой ранний этап исторического развития органического мира.

Затем учитель читает

Более двух с половиной веков назад из Швейцарии в Голландию приехал молодой человек. Он только что завершил университетское образование в области естествознания. Нуждаясь в деньгах, он решил наняться в гувернеры к одному графу. Эта работа оставляла ему время для проведения собственных исследований. Звали молодого человека Абраам Трамбле. Его имя вскоре стало известно всей просвещенной Европе. А прославился он, изучая то, что было в прямом смысле слова у всех под ногами, - весьма простые организмы, водившиеся в лужах и канавах. Слайд 1. Один организм он описывал так: «Я отрезал голову у восьми матерей, имевших детей, у которых руки еще не появились... Затем я четвертовал одного из них».

С кем же Трамбле так жестоко обращался, описывая свои опыты?

Слайд 2.

«Это действительно настоящее чудовище. Длиннющие, вооруженные особыми стрекательными капсулами на щупальцах. Рот, который растягивается так, что может поглотить жертву, намного превосходящую саму гидру по величине. Гидра ненасытна. Она питается постоянно. Поедает несметное количество добычи. Гидра всеядна.»

Чем же мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?

(постановка цели урока с помощью обучающих)

Учитель записывает тему урока на доске, обучающиеся в тетради.

Приложение 1 у каждого обучающегося Слайд 3.

Тема: Тип Кишечнополостные. Общая характеристика Пресноводная гидра.

Вспоминаем, смотрим п. 13,14 заполняем начало таблицы Классификация Кишечнополостных..

Царство:

Подцарство:

Тип:

Класс

Класс

Класс

Представитель

Представитель

Представитель

Слайд 4.

Пресноводная гидра относится к типу Кишечнополостных животных. Среди представителей типа кишечнополостных, живущих в морях, встречаются сидячие формы – полипы и свободноплавающие – медузы. Гидра пресноводная также является полипом.

Важно раскрыть понятие «лучевая симметрия». В связи с этим целесообразно повторить знания из математики о симметрии, и ее элементах (ось симметрии, плоскость симметрии). Слайд 5.

Учитель объясняет, что полип, в переводе с греческого – многоног, т.е. имеет много щупалец (слайд 3, схема лучевой симметрии слайд 4). Эти щупальца как лучи расходятся во все стороны. Такая симметрия тела называется «лучевой». Она характерна для малоподвижных форм животных.

В учебнике на странице 57 прочитайте и расскажите, какова среда обитания и величина пресноводной гидры (ребята находят, зачитывают.) Слайд 6.

Тело гидры в виде тонкого продолговатого мешочка длиной всего от 2–3 мм до 1 см прикрепляется к растению или другому субстрату нижним концом. Нижняя часть тела называется подошвой. На другом конце тела гидры расположен рот, окруженный венчиком из 6–8 щупалец.

Зарисуйте в тетрадь внешнее строение гидры, подпишите части тела.

Рассмотрим гидру на готовом микропрепарате.

Работа с микропрепаратом. Рассмотрите внешнее строение гидры.

Клеточное строение гидры Слайд 7

Тело гидры имеет вид мешочка, стенки которого состоят из двух слоев клеток: наружного – эктодермы и внутреннего – энтодермы. Между ними имеются слабо дифференцированные клетки - мезоглея. Полость, образованная этим мешком, называется кишечной.

Работаем с п.57, презентацией и вместе заполняем приложение 1 Внутреннее строение

На доске выполняется таблица учителем, а ребята – делают ее в тетради.

Эктодерма (наружный слой)

Энтодерма (внутренний слой)

Кожно-мускульные (покровы тела, сокращение).

Пищеварительные клетки (пищеварение внутри клетки, образование пищеварительных вакуолей).

Стрекательные (нападение, защита)

Железистые клетки (выделение пищеварительного сока).

Половые (размножение).

Нервные (образование диффузной нервной системы).

Промежуточные клетки (регенерация)

Одновременно с заполнением таблицы учитель продолжает объяснение о строении клеток эктодермы и энтодермы.

Слайд 8, 9,10,11

Заполняем схему “Клетки эктодермы”

Работаем самостоятельно. Заполнить схему “Клетки энтодермы” Слайд 12

Какие процессы жизнедеятельности характерны для живых организмов?

Движение гидры. Слайд 13,

Строение нервной систем. Раздражимость. Слайд 14,15.

Питание

Гидра – активный хищник. Об этом сказал еще Абрам Трамбле, наблюдая за гидрой.

Если гидра голодна, ее тело вытягивается во всю длину и щупальца свисают вниз. Проглоченная гидрой пища раздражает чувствительные клетки энтодермы. В ответ на раздражение они выделяют в кишечную полость пищеварительный сок. Под его влиянием происходит частичное переваривание пищи.

Слайд 16,17.

Размножение

Размножается гидра половым и бесполым (почкование) путями. Почкуется она обычно летом. К осени в теле гидры образуются мужские и женские половые клетки, и происходит оплодотворение.

4.Физкультминутка Гимнастика для глаз.

Представить себя гидрой и показать ее движения

5.Возвращается к проблеме Слайд 18,19,20

А. Трамбле писал дальше: «Через десять дней на дне банки сидели, как ни в чем не бывало, две гидры-близняшки. Длинными тонкими щупальцами они ловили мелких рачков и засовывали себе в рот. Следовательно, гидра все-таки животное. Существо, которое можно без вреда для него разрезать надвое! На четыре части! Это невероятно! «Вначале я с трудом верил своим глазам... Кто мог вообразить, что у нее отрастет голова!» – восторженно записывает Трамбле свои впечатления.

Какой процесс описывал А.Трамбле? (найдите в учебнике) Регенерация

6. Закрепление.

  1. Назовите характерные признаки внешнего строения пресноводной гидры.
  2. Из каких клеток состоит эктодерма? Каковы их функции?
  3. Что такое рефлекс? Какова роль нервной системы в жизни гидры?
  4. Что такое регенерация?

2. Заполните пропуски в тексте.

Стенки гидры состоят из _____________ слоёв клеток. Внутри тела имеется________ полость. В ____________ слое располагаются различные клетки. Благодаря наличию мускульных волоконец в основании каждой такой клетки гидра может передвигаться и _______________ длину своего тела. На поверхности тела гидры, особенно на её щупальцах, много _______________ клеток. В этих клетках, в особой ________________ находятся тонкие нити с зазубринками. Когда добыча, проплывающая мимо, коснется чувствительного волоска, ______________ выбрасываются наружу и вонзаются в тело жертвы. Яд _________________ в добычу. Стрекательные клетки ______________ гидру от рыб и крупных водных насекомых.

7.Рефлексия

Составить синквейн. Слайд 21

Гидра

2 прилагательных

3 глагола

Вывод одним предложением

Синоним слову Гидра.

8. Итог урока, самооценивание.

9. Домашнее задание. Слайд 22

  1. Изучить параграф 14.
  2. Повторить признаки кишечнополостных животных.
  3. Подготовить сообщения о кишечнополостных животных (медузах, кораллах, актиниях).
  4. Написать сказку про Гидру.

(3 или 4 на выбор)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Биология – увлекательная и интересная наука. Часто можно видеть, как дети с удовольствием и любовью ухаживают за растениями и животными, смотрят фильмы о живой природе. Но вот приходя на уроки биологии, сталкиваются с необходимостью знакомиться с множеством новых научных терминов, понятий, которые им порой неинтересны и непонятны. Не всем бывает интересно изучать программный материал, постепенно теряется желание изучать предмет, начинаются проблемы с успеваемостью.

В то же время, всем очевидно, что только тот урок будет интересен, на котором царит атмосфера активной мыслительной деятельности, творчества. Одним из способов решения проблемы может оказаться поиск разнообразных, иногда необычных педагогических приёмов. Использование на уроках биологии особенно в 6-7 классах при изучении отдельных тем нестандартных приёмов вызывает удивление, интерес, положительные эмоции, психологическую разгрузку учащихся. К таким приёмам относятся короткие дидактические сказки, где в доступной форме заключена часть информации, биологические понятия и термины. Дети очень отзывчивы и любознательны, поэтому сказка позволяет активизировать познавательные процессы, развивает воображение, творческие способности. Дидактическую сказку отличает большая эмоциональность и образность, в ней есть свои одушевлённые герои, решить задачи, за которых могут только учащиеся.

Дидактические сказки пишутся в соответствии с определённым алгоритмом.

  1. Описание сказочной страны, её героев.
  2. Важное событие в жизни героев, которое изменяет их жизнь или заставляет о чём-то задуматься.
  3. Финал сказки.
  4. Задания для учащихся.

Сказка обязательно должна быть дополнена наглядными источниками информации (таблицы, рисунки, слайды, гербарии)

На уроках можно использовать разные виды сказок: сказки – повествования, которые применяются при изучении нового материала, сказки- загадки – при закреплении и повторении, сказка – ложный рассказ – при проверке и закреплении знаний.

Кроме этого, при составлении сказок учитывается тема урока, тип урока, так как не на каждом уроке сказка будет уместна. Обычно дидактическую сказку я применяю на уроке изучения нового материала и обязательно в сочетании с другими приёмами обучения.

Ниже приводятся дидактические сказки, которые были составлены и опробованы при изучении биологии в 7-м классе. К каждой сказке обязательно составляются задания для самостоятельной работы.

Тема урока: Особенности организации кишечнополостных.

На доске вывешивается учебная таблица с изображением пресноводной гидры или демонстрируется слайд с изображением гидры. Учитель предлагает внимательно рассмотреть гидру, отметить необычные черты в строении её тела и читает сказку.

Сказка про то, как гидра всех удивляла.

В пруду, в подводном царстве на стебле растения жила – была гидра, и вид у неё был такой необычный, что все вокруг, увидев её, удивлялись и даже пугались. Не было у неё головы, а были щупальца, не было у неё ног, а была подошва. И снаружи, и внутри в два слоя располагались клетки. А какой у гидры был необычный рот! Со всех сторон он был окружён щупальцами, которые расходились в разные стороны наподобие лучей. Так и жила она: лениво передвигалась – то подошвой шаг сделает, то щупальцами, словно кувыркается только очень медленно.

Особой гордостью гидры были жгучие клетки. Как выскочит из такой клетки острая стрекательная нить - уносите ноги, или попадёте гидре на обед. Не любили за это гидру обитатели пруда, не хотели с ней связываться и не дружили. Так и жила гидра – непонятная, необычная и очень одинокая.

Учитель предлагает поближе познакомиться с гидрой, выполнив следующие задания.

  • Рассмотрите живую гидру на часовом стекле или на рисунке. Какими необычными особенностями в строении тела обладает гидра?
  • Опишите способ передвижения гидры
  • На рисунке или таблице найдите верхний и нижний концы тела, щупальца, окружающие ротовое отверстие, подошву. Назовите части тела гидры, с помощью которых она добывает пищу и защищается от врагов.
  • Найдите на рисунках 2 слоя клеток тела и кишечную полость. Определите, какие клетки располагаются в наружном и внутреннем слоях тела. В тексте учебника найдите информацию о функциях этих клеток и заполните предложенную таблицу.

Функции клеток тела пресноводной гидры.

Тема: Класс Однодольные. Характерные признаки семейства Злаки.

Сказка о царице Кукурузе.

В некотором царстве в тридевятом государстве жила- была царица Кукуруза: высока, стройна, красива. Не было ей равных на земле. Золотые початки украшали её, мощные придаточные корни удерживали её в почве. Все кругом любили её и поклонялись ей. В початках каждый год созревали драгоценные зерновки. Были они вкусны и полезны для всех.

Было у Кукурузы много родственников, дальних и близких, только об этом она не знала и часто грустила в одиночестве. Приказала она слугам разыскать своих близких и позвать их в гости только с одним условием: они должны доказать своё родство.

И вот однажды со всех концов земли стали приезжать гости и доказывать царице, что они состоят с нею в родстве. Самой смелой оказалась пшеница.

“– Я такая же, как и ты, плод у меня зерновка, стебель – соломина, а уж о знатности моей и так всем известно”

“– А я хоть и по пояс в воде расту, но очень на тебя похож и внешне и внутренне. Посмотри внимательно и убедишься сама” - заявил рис. И тут все вместе заговорили: рожь, овёс, просо, и даже злой сорняк пырей – гроза полей тоже оказался родственником Кукурузы. Поняла Кукуруза, что есть у неё большая и крепкая семья и зовут эту семью Злаки.

В качестве иллюстрации к этой сказке используются таблицы и гербарии – портреты злаков.

Вопросы и задания.

  1. Какие признаки в строении своих органов могли использовать гости кукурузы для доказательства своего родства с ней? При ответе на этот вопрос необходимо отметить и найти на таблицах и рисунках основные биологические особенности растений семейства злаковые: строение стебля, особенности строения листьев, цветка, соцветия.
  2. Какие растения могут претендовать на роль родственников кукурузы? Учащимся предлагается рассмотреть гербарные экземпляры растений и выбрать из них растения семейства злаковые по внешним признакам.
  3. Чем прославились растения этого семейства?

Тема урока: Семейство Бобовые

Как царь Горох загадки загадывал.

В огороде на грядке жил царь Горох. Родом он был из Индии и гор Афганистана, род его считался одним из самых древних на земле. Не боялся он ни холода, ни голода, только без воды не мог долго обойтись. Царь отличался силой, корни у него были мощные, и по секрету надо сказать, что на корнях тех хранилось несметное богатство в особых клубеньках, о которых он никому не рассказывал. Об этом секрете знали лишь родственники гороха, которые сами этим секретом владели. Очень боялся царь, что все узнают про тайну его рода и тогда пропадёт его сила и могущество.

Любил Горох хвалиться своими достоинствами – и цветками-мотыльками, и плодами – лопатками, только стебель у него был слабый и приходилось ему искать опору, цепляться за других. Вот поэтому – то царь и боялся за себя и хранил секрет своей силы и богатства.

Задания к сказке.

  1. Как вы думаете, в чём особый секрет гороха и его родственников? Почему там, где растут бобовые растения, улучшаются условия почвенного питания других растений?
  2. Рассмотрите гербарные экземпляры бобовых, их рисунки в учебнике (стр.85) и опишите их по плану: строение цветка (формула), плод и его название, корневая система, листья(жилкование, простые или сложные)
  3. Вам загадали загадки о бобовых растениях: люпине, горохе, акации.

Лист – перчатка.
Плод – лопатка,
А цветок – мотылёк.

Что же это за подвох?
Вдруг на дереве – горох!

Цветок – крылатка,
Плод – лопатка.
Плод зелен и молод,
Но сладок, как солод.

Какие признаки позволяют отнести их к семейству Бобовые?

Тема: Моховидные. Зелёный мох кукушкин лён.

Лесной карлик.

В чащелеса, где сыро и влажно, жил один удивительный карлик. Был он небольшого роста, сверху зелёный, а снизу коричневый. Небольшой его стебелёк, густо усеянный узкими листочками, очень напоминал росток льна. За это его и прозвали кукушкин лён. Почему кукушкин? Да потому, что в чаще леса по соседству жила кукушка и наш карлик подолгу любил слушать её звонкое ку-ку и радовался тому, что кукушка обещала ему долгую жизнь.

В конце лета вырастала у него длинная тонкая ножка, на которой возвышалась особая коробочка. Эта коробочка прикрывалась до поры до времени колпачком, похожим на крохотную шляпку с полями. Приходило время и живые пылинки, созревавшие в этой коробочке, отправлялись в путешествие, попадали в подходящее место и прорастали. Так продолжался род карлика. Всё в жизни у него шло гладко, только вот не мог он понять, почему другие растения смотрели на него свысока и не хотели с ним общаться. Ты – не настоящее растение, у тебя даже и корней нет”- говорили они ему и смотрели на него свысока. Не мог с этим смириться кукушкин лён, обижался и постоянно доказывал, что он и его родственники – мхи являются настоящими растениями.

Задания:

  • Как вы думаете, мхи – настоящие высшие растения или нет?
  • Какие примитивные черты организации можно отметить у мхов?

Тема урока: Простейшие. Особенности организации.

Один день из жизни амёбы обыкновенной.

В мутной воде старого заброшенного пруда на самом дне жила амёба обыкновенная. Была она крошечная, едва заметная простым глазом, бесцветная и совсем неинтересная. Но она жила, питалась и даже размножалась.

В её маленьком водном царстве всё было просто и понятно. Все куда – то спешили, спасались от хищников, искали себе пищу, продолжали свой род. Так проходил день за днём.

И вот настал день, когда амёба решила изменить свою скучную жизнь и отправиться в путешествие. Сначала она основательно подкрепилась – вытянула свои ложноножки (псевдоподии) и захватила тех, кто был меньше и оказался неподалёку. Затем, не мешкая, отправилась в путь. Передвигалась она медленно, вытягивая свои ложноножки, и довольно скоро устала. Солнце светило ярко, дул лёгкий ветерок, и внезапно небольшая волна выбросила нашу путешественницу на берег. “ Вот и пришёл мой последний час” - успела подумать амёба и заснула крепким сном.

Задания.

  • О каких процессах жизнедеятельности амёбы идёт речь в сказке?
  • Как вы думаете, какова дальнейшая судьба амёбы? Попробуйте дома дописать сказку.
  • Прочитайте по учебнику материал о цисте. Рассмотрите её на рисунке, объясните её значение в жизни амёбы.

Тема Царство Грибы. Особенности организации, их роль в природе и жизни человека.

Как дружат деревья и грибы.

В молодом осиннике среди шума ещё не опавшей листвы однажды появился крепкий, яркий гриб. Был он настоящим красавцем: на толстой упругой ножке красовалась красная шляпка. Шло время, гриб подрастал и не успевал принимать от лесных жителей многочисленные комплименты. Наконец, он так зазнался, что перестал здороваться со своими соседками - молодыми осинками. Они казались ему уродливыми и скучными. Он говорил, что ему стыдно жить рядом с такими соседями. Не выдержали скромные осинки такой неблагодарности и решили проучить зазнайку. Перестали они его кормить, стал наш гриб на глазах таять, болеть и от его былой красоты не осталось и следа. Собрался он с силами и попросил прощения. Обещал, что никогда не обидит тех, кто помог ему вырасти. С тех пор так и живут они, помогая друг другу каждый по - своему.

Задания:

  • Какое биологическое явление описывается в этой сказке?
  • Перескажите содержание этой сказки, используя слова симбиоз, микориза, грибница.

Тема: Размножение и развитие насекомых.

Приключения майского жука.

Задание: найдите ошибки.

Однажды в осенний погожий день на поверхности почвы показался крупный майский жук, расправил все свои 4 крыла, пошевелил всеми своими 4-мя парами ножек и полетел. Встречный ветер обдавал прохладой, свежестью, и майский жук с удовольствием вдыхал лёгкими воздух.

Пролетев немного, он решил отдохнуть и перекусить. Майский жук очень любил сладкий сок цветущих растений, он расправил свой длинный хоботок и, найдя красивый цветок, стал лакомиться сладким нектаром.

Вдруг он увидел на земле какое-то уродливое, грязно-белое, неподвижное тело, которое слабо шевелилось. Присмотревшись, он заметил, что тело изогнуто в виде дуги, на большой голове 3 пары ног, а в задней части брюшка просвечивает что-то тёмное. Майский жук был очень любопытным. Подобравшись поближе, он решил заговорить с неведомым существом. Существо слабо пошевелилось, тяжело вздохнуло и стало с аппетитом поедать молодую травку.

“Кто ты?” - спросил майский жук.

“Я – твоя личинка” - ответила толстая уродина. “Осенью я появляюсь на свет и питаюсь молодой травкой, а через год я превращусь в такого - же майского жука, как и ты.

“Ну и ну”- подумал майский жук и полетел навстречу приключениям.

Сказка – повествование «Про гидру» (7 класс) На дне небольшого пруда, на стебле растения жила-поживала незаметная маленькая гидра. Была она одна-одинешенька. Но по этому поводу совсем не расстраивалась. Несмотря на внешнюю безобидность и непривлекательность. Гидра была настоящей хищницей. Целыми днями это животное терпеливо выжидало свою добычу – мелких пресноводных рачков личинок и насекомых и, если вдруг кто-то из них проплывал мимо, хватала их. Для этого у нее имелись щупальца вокруг рта. Иногда ей хотелось сменить обстановку и подвигаться. Вела она при этом как настоящая гимнастка: изогнув тело и прикрепившись щупальцами к поверхности, подтягивала к переднему концу тела подошву, затем повторяла шагающие движения. Кроме того, гидра умела кувыркаться – для этого поочередно прикреплялась к предметам то щупальцами то подошвой.

Слайд 15 из презентации «Использование игровых технологий на уроках биологии»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Использование игровых технологий на уроках биологии.pptx» можно в zip-архиве размером 2653 КБ.

Скачать презентацию

Обучение

«Учебные предметы» - «История». Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Обществознание. «Обществознание». Иностранный язык. Рекомендуется введение 1 часа/нед. из часов школьного компонента – 11 класс. Физическая культура. Учебные предметы «Музыка» и «Изобразительное искусство» изучаются и в 9 классе:

«Средства обучения» - Светотехнические. Условная классификация ТСО. Средства программированного обучения. Web-технологии. Педагогические основы применения технических средств обучения. Задачи ТСО в педагогической деятельности. Вывод: Сайты, блоги, базы данных, форумы, чаты, тестовые модули и пр. Обучающие программы, обучающие машины и др.

«Практическое обучение» - Ученический метод. Процесс практического обучения. Практические методы. Методы практического обучения. Средства обучения. Особенности процесса учебной практики (производственного обучения). Методические приемы обучения. План урока учебной практики (производственного обучения). Словесные методы. Функции процесса учебной практики.

«Производственное обучение» - Производственное обучение. Обеспечение отраслей экономики кадрами массовых профессий. Оперативная разработка УПД для профессий, востребованных на рынке труда региона. Система организационных форм производственного обучения. Квалифи- кация. Педагогическое сопровождение. Формы организации труда мастеров производственного обучения.

«Требования к обучению» - Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Проведение нулевых уроков не допускается. 10.1. Оптимальный возраст начала школьного обучения - не ранее 7 лет. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 - 4 уроках. В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы.

Сказки на уроках биологии

Одна из задач, которая стоит перед учителем на уроке, - заинтересовать ученика изучаемым материалом. Для этого используются различные методы и формы обучения.

Чтобы уроки были более занимательны и интересны, необходимо вплетать в «канву» урока элементы интерактивных форм деятельности, то есть использовать на определенном этапе урока стихи, загадки, кроссворды, головоломки, чайнворды, дидактические сказки и др. Это активизирует мыслительную деятельность учащихся, повышает интерес.

Предлагаю добавить в эту «методическую копилку» дидактические сказки. Они позволяют установить контакт с ребенком, создать комфортную, соответствующую возрастным особенностям среду, активизировать познавательные и психические процессы, стимулировать детское творчество. Сказки «разговаривают» с ребенком на эмоционально насыщенном, близком ему языке метафор, без прямого наставления.

Дидактическую сказку отличает большая эмоциональность и образность, в ней есть свои одушевленные герои, решать задачи за которых могут только учащиеся .

Сказка – повествование «Про гидру» (7 класс)

На дне небольшого пруда, на стебле растения жила-поживала незаметная маленькая гидра. Была она одна-одинешенька. Но по этому поводу совсем не расстраивалась.

Несмотря на внешнюю безобидность и непривлекательность. Гидра была настоящей хищницей. Целыми днями это животное терпеливо выжидало свою добычу – мелких пресноводных рачков личинок и насекомых и, если вдруг кто-то из них проплывал мимо, хватала их. Для этого у нее имелись щупальца вокруг рта.

Иногда ей хотелось сменить обстановку и подвигаться. Вела она при этом как настоящая гимнастка: изогнув тело и прикрепившись щупальцами к поверхности, подтягивала к переднему концу тела подошву, затем повторяла шагающие движения. Кроме того, гидра умела кувыркаться – для этого поочередно прикреплялась к предметам то щупальцами то подошвой. Особой гордостью гидры были жгучие клетки. Как выскочит из такой клетки острая стрекательная нить - уносите ноги, или попадёте гидре на обед. Не любили за это гидру обитатели пруда, не хотели с ней связываться и не дружили. Так и жила гидра – непонятная, необычная и очень одинокая.

Учитель предлагает поближе познакомиться с гидрой, выполнив следующие задания.

    Рассмотрите живую гидру на часовом стекле или на рисунке. Какими необычными особенностями в строении тела обладает гидра?

    Опишите способ передвижения гидры

    На рисунке или таблице найдите верхний и нижний концы тела, щупальца, окружающие ротовое отверстие, подошву. Назовите части тела гидры, с помощью которых она добывает пищу и защищается от врагов.

    Найдите на рисунках 2 слоя клеток тела и кишечную полость. Определите, какие клетки располагаются в наружном и внутреннем слоях тела. В тексте учебника найдите информацию о функциях этих клеток и заполните предложенную таблицу.

Сказка о царице Кукурузе .

В некотором царстве в тридевятом государстве жила- была царица Кукуруза: высока, стройна, красива. Не было ей равных на земле. Золотые початки украшали её, мощные придаточные корни удерживали её в почве. Все кругом любили её и поклонялись ей. В початках каждый год созревали драгоценные зерновки. Были они вкусны и полезны для всех.

Было у Кукурузы много родственников, дальних и близких, только об этом она не знала и часто грустила в одиночестве. Приказала она слугам разыскать своих близких и позвать их в гости только с одним условием: они должны доказать своё родство.

И вот однажды со всех концов земли стали приезжать гости и доказывать царице, что они состоят с нею в родстве. Самой смелой оказалась пшеница.

“– Я такая же, как и ты, плод у меня зерновка, стебель – соломина, а уж о знатности моей и так всем известно”

“– А я хоть и по пояс в воде расту, но очень на тебя похож и внешне и внутренне. Посмотри внимательно и убедишься сама” - заявил рис. И тут все вместе заговорили: рожь, овёс, просо, и даже злой сорняк пырей – гроза полей тоже оказался родственником Кукурузы. Поняла Кукуруза, что есть у неё большая и крепкая семья и зовут эту семью Злаки.

В качестве иллюстрации к этой сказке используются таблицы и гербарии – портреты злаков.

Вопросы и задания.

    Какие признаки в строении своих органов могли использовать гости кукурузы для доказательства своего родства с ней? При ответе на этот вопрос необходимо отметить и найти на таблицах и рисунках основные биологические особенности растений семейства злаковые: строение стебля, особенности строения листьев, цветка, соцветия.

    Какие растения могут претендовать на роль родственников кукурузы? Учащимся предлагается рассмотреть гербарные экземпляры растений и выбрать из них растения семейства злаковые по внешним признакам.

    Чем прославились растения этого семейства?

Как царь Горох загадки загадывал.

В огороде на грядке жил царь Горох. Родом он был из Индии и гор Афганистана, род его считался одним из самых древних на земле. Не боялся он ни холода, ни голода, только без воды не мог долго обойтись. Царь отличался силой, корни у него были мощные, и по секрету надо сказать, что на корнях тех хранилось несметное богатство в особых клубеньках, о которых он никому не рассказывал. Об этом секрете знали лишь родственники гороха, которые сами этим секретом владели. Очень боялся царь, что все узнают про тайну его рода и тогда пропадёт его сила и могущество.

Любил Горох хвалиться своими достоинствами – и цветками-мотыльками, и плодами – лопатками, только стебель у него был слабый и приходилось ему искать опору, цепляться за других. Вот поэтому – то царь и боялся за себя и хранил секрет своей силы и богатства.

Задания к сказке.

    Как вы думаете, в чём особый секрет гороха и его родственников? Почему там, где растут бобовые растения, улучшаются условия почвенного питания других растений?

    Рассмотрите гербарные экземпляры бобовых, их рисунки в учебнике (стр.85) и опишите их по плану: строение цветка (формула), плод и его название, корневая система, листья(жилкование, простые или сложные)

    Вам загадали загадки о бобовых растениях: люпине, горохе, акации.

Лист – перчатка.
Плод – лопатка,
А цветок – мотылёк.

Что же это за подвох?
Вдруг на дереве – горох!

Цветок – крылатка,
Плод – лопатка.
Плод зелен и молод,
Но сладок, как солод.

Какие признаки позволяют отнести их к семейству Бобовые?

Лесной карлик.

В чаще леса, где сыро и влажно, жил один удивительный карлик. Был он небольшого роста, сверху зелёный, а снизу коричневый. Небольшой его стебелёк, густо усеянный узкими листочками, очень напоминал росток льна. За это его и прозвали кукушкин лён. Почему кукушкин? Да потому, что в чаще леса по соседству жила кукушка и наш карлик подолгу любил слушать её звонкое ку-ку и радовался тому, что кукушка обещала ему долгую жизнь.

В конце лета вырастала у него длинная тонкая ножка, на которой возвышалась особая коробочка. Эта коробочка прикрывалась до поры до времени колпачком, похожим на крохотную шляпку с полями. Приходило время и живые пылинки, созревавшие в этой коробочке, отправлялись в путешествие, попадали в подходящее место и прорастали. Так продолжался род карлика. Всё в жизни у него шло гладко, только вот не мог он понять, почему другие растения смотрели на него свысока и не хотели с ним общаться. «Ты – не настоящее растение, у тебя даже и корней нет»,- говорили они ему и смотрели на него свысока. Не мог с этим смириться кукушкин лён, обижался и постоянно доказывал, что он и его родственники – мхи являются настоящими растениями.

Задания:

    Как вы думаете, мхи – настоящие высшие растения или нет?

    Какие примитивные черты организации можно отметить у мхов?

Один день из жизни амёбы обыкновенной .

В мутной воде старого заброшенного пруда на самом дне жила амёба обыкновенная. Была она крошечная, едва заметная простым глазом, бесцветная и совсем неинтересная. Но она жила, питалась и даже размножалась.

В её маленьком водном царстве всё было просто и понятно. Все куда – то спешили, спасались от хищников, искали себе пищу, продолжали свой род. Так проходил день за днём.

И вот настал день, когда амёба решила изменить свою скучную жизнь и отправиться в путешествие. Сначала она основательно подкрепилась – вытянула свои ложноножки (псевдоподии) и захватила тех, кто был меньше и оказался неподалёку. Затем, не мешкая, отправилась в путь. Передвигалась она медленно, вытягивая свои ложноножки, и довольно скоро устала. Солнце светило ярко, дул лёгкий ветерок, и внезапно небольшая волна выбросила нашу путешественницу на берег. “ Вот и пришёл мой последний час” - успела подумать амёба и заснула крепким сном.

Задания.

    О каких процессах жизнедеятельности амёбы идёт речь в сказке?

    Как вы думаете, какова дальнейшая судьба амёбы? Попробуйте дома дописать сказку.

    Прочитайте по учебнику материал о цисте. Рассмотрите её на рисунке, объясните её значение в жизни амёбы.

Как дружат деревья и грибы.

В молодом осиннике среди шума ещё не опавшей листвы однажды появился крепкий, яркий гриб. Был он настоящим красавцем: на толстой упругой ножке красовалась красная шляпка. Шло время, гриб подрастал и не успевал принимать от лесных жителей многочисленные комплименты. Наконец, он так зазнался, что перестал здороваться со своими соседками - молодыми осинками. Они казались ему уродливыми и скучными. Он говорил, что ему стыдно жить рядом с такими соседями. Не выдержали скромные осинки такой неблагодарности и решили проучить зазнайку. Перестали они его кормить, стал наш гриб на глазах таять, болеть и от его былой красоты не осталось и следа. Собрался он с силами и попросил прощения. Обещал, что никогда не обидит тех, кто помог ему вырасти. С тех пор так и живут они, помогая друг другу каждый по - своему.

Задания:

    Какое биологическое явление описывается в этой сказке?

    Перескажите содержание этой сказки, используя слова симбиоз, микориза, грибница.

Приключения майского жука.

Задание: найдите ошибки.

Однажды в осенний погожий день на поверхности почвы показался крупный майский жук, расправил все свои 4 крыла, пошевелил всеми своими 4-мя парами ножек и полетел. Встречный ветер обдавал прохладой, свежестью, и майский жук с удовольствием вдыхал лёгкими воздух.

Пролетев немного, он решил отдохнуть и перекусить. Майский жук очень любил сладкий сок цветущих растений, он расправил свой длинный хоботок и, найдя красивый цветок, стал лакомиться сладким нектаром.

Вдруг он увидел на земле какое-то уродливое, грязно-белое, неподвижное тело, которое слабо шевелилось. Присмотревшись, он заметил, что тело изогнуто в виде дуги, на большой голове 3 пары ног, а в задней части брюшка просвечивает что-то тёмное. Майский жук был очень любопытным. Подобравшись поближе, он решил заговорить с неведомым существом. Существо слабо пошевелилось, тяжело вздохнуло и стало с аппетитом поедать молодую травку.

Кто ты?” - спросил майский жук.

Я – твоя личинка” - ответила толстая уродина. “Осенью я появляюсь на свет и питаюсь молодой травкой, а через год я превращусь в такого - же майского жука, как и ты.

Ну и ну”- подумал майский жук и полетел навстречу приключениям .

Сказка о спящей царевне и двух богатырях.

(Сказка читается на уроке «Размножение цветковых растений». Слова, помещенные в скобках, не зачитываются, учащимся предлагается самим догадаться, о том, кто является Царевной, Царевичами и т.д.)

В некотором царстве, в некотором государстве Гинецее (Пестике) в глубокой темнице (Завязи ) жила была девица, красавица писаная царевна (Яйцеклетка ). Служили ей службой верною пять служанок. Две служанки Синергиды (Клетки-спутницы ) день и ночь царевну охраняли, а еще три служанки Антиподы в дальнем конце темницы ночевали. Посредине темницы мамка-нянька (Центральная клетка ) дремала, всех покой и сон охраняла.

И все спали сном глубоким, беспробудным. Ничто их покой не тревожило: темница была темная ни окон в ней, ни дверей. Лишь маленькая дверца (Пыльцевход ), да и та до поры до времени крепко-накрепко закрыта была, да для надежности клейкой смолой замазана.

За высокими горами, темными долами в соседнем царстве-государстве Андроцее (Тычинке ) жили-были два царевича-близнеца (Спермии ). Дворец их (Пыльник ) высоко над землей парил (на Тычиночной нити ), а светлица царевичей (Пыльцевое зерно ) всем ветрам была открыта. Жил с царевичами их верный наставник дядька-служка (Вегетативное ядро .)

Прослышали царевичи о том, что в соседнем царстве Гинецее в глубокой темнице спит беспробудным сном красавица девица (Яйцеклетка ). И решили они в то царство добраться, счастье попытаться - царевну разбудить, руку и сердце ей предложить. А кому царевна не откажет – тому и мужем быть.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Как же в то царство попасть? Далеко Гинецей, дорога туда трудная. Решили было на волю ветра положиться, да ветер, как на зло, в ту пору в обратную сторону дул. Обратились они за советом к дядьке (Вегетативному ядру ). Тот подумал, подумал, да и говорит: «А вы, царевичи, дождитесь случая – авось кто к Гинецею полетит в скорости, так может и вас по случаю доставит. Случая долго ждать не пришлось –тут как раз Шмель мимо пролетал. Царевичи и спрашивать не стали, мигом, Шмелю на спину мохнатую запрыгнули, крепко за него ухватились, а следом и дядька прыгнул. Как же он добрых молодцев да в такой путь опасный одних отпустит? Шмель и не заметил. Полетели.

Долго ли коротко летели, а вот уже и Гинецей показался. Спрыгнули царевичи с дядькой на крышу дворца (Пестика ), а дворец какой странный, больше на башню непреступную похож, да и крыша (Рыльце ) какой то липкой смолой намазана. Догадались царевичи, что ждали их, видно, во дворце. Куда же дальше податься? Ни щелочки в крыше, ни отверстия. Да дядька углядел маленькую дверцу, да и туда полезли. Царевичи впереди, дядька следом. Долго царевичи с дядькой по башне (Столбику) пробирались. Лаз узкий, только одному и пролезть. Добрались до темницы и давай дверцу (Пыльцевход ) ломать.

Тем временем в темнице от шума суматоха поднялась. Служанки Синергиды проснулись, давай прихорашиваться. Побежала одна Синергида дверь помочь открыть, тут дверь возми и упади, служанку та и при хлопнула. Вошли царевичи в темницу. Видят- спит царевна (Яйцеклетка ), да так хороша во сне - щечки разрумянились. Не выдержал один царевич, да в щечку царевну и поцеловал. Царевна (Яйцеклетка ) ото сна очнулась, царевича (Спермия) увидала и сразу его полюбила. А второй царевич – не растерялся – подошел к мамке-няньке (Центральной клетке ) и тоже ее поцеловал и она его сразу полюбила. Да второй царевич выгодно женился – приданого за мамкой (Центральной клеткой ) в двое больше взял, богатой она оказалась.

Хватились было дядьки, на свадьбу пригласить, да тот от радости на пороге у темницы и помер.

Родилась у царевны (Яйцеклетки ) и первого царевича (Спермия 1) дочка. Назвали ее Зиготой. А у мамки-няньки (Центральной клетки ) и второго царевича (Спермия2 ) сын. Назвали Эндоспермом. Эндосперм с зиготой дружно жили в доме (Семени) пока не выросла из него новое растение.

Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец!

Вместе с растениями, необработанным грунтом, водой и чаще всего живыми кормами из природного водоема в аквариум попадают различные животные, многие из которых наносят ощутимый ущерб его обитателям. Эти животные не вызывают у рыб болезней в классическом их понимании, но нередко являются причиной их гибели или гибели их потомства. Однако не спешите причислять их к собственным врагам - они опасны только для обитателей аквариума, а для истинно любознательного человека могут стать объектами наблюдений и даже научных открытий. И, наверное, первой в этом ряду следует назвать гидру.

Гидра - типичный представитель кишечнополостных животных, стоящий у самого основания эволюционного древа многоклеточных животных.

Открыл ее с помощью своих удивительных микроскопов крупнейший натуралист XVII-XVIII веков Антони ван Левенгук. Но это уникальное животное не привлекло внимания усеных. И неведомо, сколь долго гидра пребывала бы в безвестности, если бы в 1740 году тридцатилетний швейцарский учитель Трамбле не обнаружил это удивительное существо. Чтобы лучше ознакомиться с ним, любознательный учитель расчленил его на две части. Из Одного куска, названного им «головой», выросло новое тело, на другом - новая «голова». За четырнадцать дней из двух половинок сформировалось два новых живых организма.

После такого открытия Трамбле занялся глубоким и серьезным изучением гидры. Результаты своих исследований он изложил в книге «Мемуары к истории одного рода пресноводных полипов с руками в виде рогов» (1744 год).

Однако простые наблюдения за поведением и размножением (почкованием) животного, конечно же, не могли удовлетворить натуралиста, и он для проверки своих предположений занялся проведением экспериментов.

Один из известнейших опытов Трамбле состоит в том, что с помощью свиной щетинки он вывернул гидру наизнанку, то есть внутренняя ее сторона стала внешней. После этого животное жило, как ни в чем не бывало, но, как оказалось, вовсе не потому, что после выворачивания внешняя сторона стала выполнять функции внутренней, а потому, что клетки внутреннего слоя, который раньше был внешним, просочились через новый внешний слой и заняли свое прежнее место.

В других своих опытах Трамбле все больше измельчал гидру, но она каждый раз восстанавливалась, и предела этому не было. Теперь-то уже известно, что гидра способна восстановиться из 1/200 части своего тела. А тогда это поражало даже самых маститых ученых и побуждало их заниматься такой проблемой биологии, как регенерация.

Со времени проведения Трамбле опытов над гидрой прошло около 250 лет. О гидре написаны сотни статей и книг, но и по сей день она занимает умы исследователей.

Общеизвестно, что животные никак не реагируют на радиоактивные лучи и, попав в их зону, могут получить смертельную дозу и погибнуть. Опыты с зеленой гидрой (Chlorohydra viridissima) показали, что она каким-то образом ощущает смертельную опасность и стремится уйти от источника излучения.

Гибель гидры вызывает и слишком большая доза рентгеновских лучей, уменьшение дозы оставляет ее в живых, но подавляет размножение. Но совершенно неожиданным образом действуют на животных малые дозировки; у них усиливается процесс почкования, повышается способность к самовосстановлению.

Удивительными оказались результаты опытов с окрашиванием стенки аквариума во все цвета спектра. Выяснилось, что гидры, не имеющие каких-либо органов зрения, различают цвета, причем каждый вид предпочитает свой: зеленые гидры, например, «любят» сине-фиоле.товый цвет, бурые (Hydra oligactis) - сине-зеленый.

Что же представляет собой гидра? Внешне она напоминает перчатку, поставленную вертикально, пальцами вверх, только пальцев-щупалец у нее от 5 до 12. У большинства видов сразу под щупальцами имеется небольшое сужение, отделяющее «голову» от туловища. В головной части гидры имеется ротовое отверстие, ведущее в гастральную полость. Стенки тела гидры, как и у всех кишечнополостных, двуслойные. Наружный слой состоит ec клеток нескольких типов: кожно-мускульных, приводящих гидру в движение; нервных, дающих ей возможность ощущать прикосновения, изменения температуры, наличие в воде примесей и другие раздражители; промежуточных, наиболее активно участвующих в восстановлении поврежденных или утраченных частей тела; и наконец, стрекательных, расположенных большей частью на щупальцах.

Кишечнополостные - единственная группа животных, обладающая таким видом оружия, как стрекательные клетки. Кроме обязательной для всех живых клеток протоплазмы, в стрекательной клетке заключена пузыревидная капсула, внутри которой свернута спиралью стрекательная нить.

Прикрепившись подошвой к какому-нибудь субстрату, гидра расставляет щупальца, которые находятся в постоянном движении, При обнаружении жертвы стрекательная нить каждой из стрекательных клеток стремительно распрямляется и вонзается острым концом в добычу. По каналу, идущему внутри нити, из стрекательной капсулы в тело добычи попадает яд, вызывающий ее гибель. Стрекательная капсула может быть использована только один раз; разряженную капсулу гидра сбрасывает и замещает новой, которая образуется из специальных клеток.

Переваривание пищи осуществляет внутренний слой клеток: они выделяют в гастральную полость пищеварительный сок, под влиянием которого добыча гидры размягчается и распадается на мелкие частицы. Конец клетки внутреннего слоя, обращенный в гастральиуй" полость, снабжен, как у жгутиковых простейших, несколькими длинными жгутиками, которые находятся в постоянном движении и подгребают частицы к клеткам. Наподобие амебы, клетки внутреннего слоя способны выпускать ложноножки и захватывать ими пищу. Дальнейшее пищеварение происходит, как у простейших, внутри клетки, в пищеварительных вакуолях.

Оказались правы те ученые, которые считали, что как истинный хищник гидра питается только животными. Детальными исследованиями установлено, что гидра усваивает жиры, белки и углеводы только животного происхождения.

Размножаются гидры двумя способами - вегетативным и половым. Вегетативное размножение происходит почкованием. Отделившись от материнского организма, молодые гидры начинают жить самостоятельно.

После обильного почкования гидра истощается, и в течение некоторого времени почек на ней не образуется. Но при хорошем питании она довольно быстро восстанавливает свои ресурсы и снова начинает почковаться. За пять летних месяцев она способна произвести тридцать поколений из двадцати пяти молодых гидр каждое. Размножение почкованием происходит при благоприятной ситуации.

С наступлением неблагоприятных условий - при осенних холодах, засухе, заболачивании водоема, избытке углекислого газа - гидра переходит к половому размножению. Большинство видов раздельнополы, но есть виды, в теле которых образуются как мужские, так и женские гонады.

Гонады находятся в наружном слое клеток. У женских особей они имеют вид шарообразных тел, в каждом из которых находится по одной яйцеклетке, похожей на амебу; она быстро растет, поедая окружающие ее промежуточные клетки, и достигает в поперечнике полутора миллиметров. Выросшая яйцеклетка округляется и делится на две неравные части, в результате чего число хромосом в ядре яйцеклетки сокращается вдвое. Созревшее яйцо выходит наружу из гонады через разрыв в ее стенке, но остается соединенным с телом гидры при помощи тонкой ножки.

Одновременно в мужских гонадах других гидр образуются спермии, по внешнему виду напоминающие жгутиковых простейших. Покинув гонады. они плавают с помощью длинного жгута и, наконец, один из спермиев, разыскав яйцо, проникает в него. Сразу после этого начинается дробление.

Зародыш гидры покрыт снаружи двумя оболочками, внешняя из которых довольно толстая и пронизана хитином. Под такой защитой он успешно переносит неблагоприятные условия. При наступлении весеннего потепления, сезона дождей и т. п. молодая гидра разрывает стенку защитной оболочки и начинает самостоятельную жизнь.

Если вы хотите понаблюдать за гидрой, поселите ее в аквариуме, где нет других обитателей, иначе будут съедены мелкие животные, служащие кормом для рыб, а самое главное - уничтожены личинки и мальки. Попав в нерестовик или выростной аквариум, гидра, быстро размножившись почкованием, тут же расправится с молодью рыб.

Но использовать этих животных для борьбы с гидрой в аквариуме нецелесообразно: триходины и планарии такие же враги рыб. а добыть гидрамеб и рачков-анхистропусов непросто. Есть у гидр еще один враг - пресноводный моллюск прудовик. но и он не годится, так как является переносчиком некоторых болезней рыб и к тому же любит полакомиться нежными водными растениями.

Некоторые любители сажают в аквариум, куда попала гидра, голодных молодых гурами. Другие борются с ней, используя особенности ее поведения. Так, гидры любят селиться в наиболее освещенных участках аквариума. Достаточно со всех сторон, кроме одной, затенить аквариум, а к единственной освещенной стенке прислонить стекло, и через двое-трое суток почти все гидры соберутся на нем. Затем стекло надо вынуть и очистить.

Гидры весьма чувствительны к присутствию в воде меди. Один из способов борьбы основан на том, что над распылителем помещают клубок медной проволоки без изоляции. После гибели всех гидр проволоку из аквариума убирают.

С успехом применяют и некоторые химические вещества:

сульфат аммония из расчета 5 граммов на 100 литров воды, однократно,

азотнокислый аммоний - 6 граммов на 100 литров воды, трехкратно, с интервалом в трое суток;

перекись водорода (в аквариуме без растений при достаточной искусственной аэрации) из расчета - две чайные ложки на 10 литров воды. Необходимое количество 3%-ного раствора вначале разводят в 200-300 миллилитрах воды, а затем медленно выливают в аквариум над работающим распылителем.

Чтобы борьба с гидрой была более эффективной, нужно применить не один, а два или даже три способа одновременно.

Список литературы

С.Шарабурин. Гидра.