Биографии Характеристики Анализ

Император священной римской империи оттон iii. Оттон III перед судом истории

В мае 983 трехлетний Оттон был избран германским королем, а на рождество того же года архиепископы Иоанн Равеннский и Виллигис Майнцский короновали его в Ахене. Поскольку Феофано задерживалась с мужем в Италии, регентство при короле-ребенке стал осуществлять баварский герцог Генрих Забияка. Однако став регентом, Генрих Забияка так явно стремился к присвоению королевских регалий, что вызвал отпор со стороны князей, сплотившихся для сопротивления вокруг архиепископа Виллигиса. На следующий год обязанности регентши приняла на себя Феофано и оставалась в этом качестве до своей смерти в 991. Воспитанием мальчика-короля занимался также и будущий антипапа грек Иоанн Филагат. В 991-994 годах регентшей при короле была его бабушка Адельгейда.

Самостоятельно Оттон III начал править в 994 и сразу обнаружил приверженность итальянской политике своих предшественников. Он замыслил возродить Римскую империю во всем ее могуществе. Получив весной 996 известие о смерти папы Иоанна XV, Оттон тотчас отправился походом в Италию, взяв с собой как кандидата на папский престол своего двоюродного брата Бруно, которому под именем Григория V было суждено стать первым в истории папой из немцев. Из его рук Оттон и принял в том же году императорский венец. Мятеж в Риме и изгнание из города в 998 Григория V побудили Оттона к новому походу. Вступив в Рим, он жестоко расправился с главой заговорщиков Кресценцием (Крешенци) и произведенным в антипапы Иоанном Филагатом, а затем в 999 возвел на апостольский престол своего старшего друга француза Герберта из Орильяка (папа Сильвестр II).

В 998 Оттон III снова приехал в Рим, сделав его своей постоянной резиденцией. При своем дворе он ввел в практику сложный византийский церемониал; возрождая традиции античного Рима, он присвоил себе титулы «слуга Иисуса Христа», «слуга апостолов», «император мира». В том же году была опубликована булла, носившая программное для всей последующей деятельности Оттона название: «Возобновление империи римлян» (лат. «Renovatio imperii Romanorum»). Изложенная в ней концепция предполагала возрождение христианизированной Римской империи, опираясь на которую Оттон надеялся привести в исполнение свои миссионерские планы на Востоке. Обновленная Римская империя должна была формироваться, по замыслу Оттона и его соратников, на основе слияния древних римских и каролингской традиций.

Оттон планомерно шел к тому, чтобы превратить Рим в средоточие именно императорской власти: в подражание римским принцепсам он приказал выстроить свой дворец на Палатине , изменил придворный церемониал на римский манер и восстановил звание патрициев. Все свои дела государь стремился решать в согласии с папой, что не лишало императора первенствующего положения в этих взаимоотношениях. Оттон передал в ведение Римской церкви территории, на которые она претендовала на основании «Константинова дара », подчеркнув при этом, что он сделал это не в силу последнего, в подлинности которого сомневался, но из-за неограниченной полноты собственной власти. Единство характеризовало Оттона III и Сильвестра II также и в вопросах восточной политики: в Польше с миссионерскими целями возникло независимое от имперских духовных князей архиепископство Гнезненское, а на Равеннском синоде 1001 было принято решение об организации аналогичного духовного центра для Венгрии в Эстергоме. Но замыслы Оттона III так и не осуществились в полной мере. В 1001 в Риме вспыхнуло очередное восстание и император был вынужден бежать вместе со своим папой в Равенну. Вскоре император заразился малярией и скончался. Похоронен Оттон III в Ахенской капелле.

Тот факт, что Оттону III минуло всего три года, когда его короновали на германский престол, и он все еще оставался подростком, когда стал править как император, вызывал интересу современников, однако более всего удивляют итоги его царствования. Его непродолжительное, но плодотворное шестилетнее правление изменило облик империи в глазах европейцев - вместо орудия германского господства государство стало напоминать федерацию, чтившую права негерманских стран Центральной и Восточной Европы.

Для средневекового европейского общества с его высокими моральными принципами совсем юные короли, окруженные столь же молодыми придворными и советниками, были не внове. Аристократы нередко занимали высшие посты в юном возрасте вследствие смерти своих предшественников. И именно по этой причине они также не могли рассчитывать на долгое пребывание у власти. Большинству новоизбранных императоров Священной Римской империи ко времени вступления на престол не исполнилось и двадцати пяти лет, что было в порядке вещей, поскольку они должны были пребывать в хорошей физической форме и быстро приспосабливаться к обстоятельствам. Эти странствующие правители проводили жизнь в седле, стараясь удержать свои земли, простиравшиеся от Северного моря до средиземноморских берегов.

Оттониды

Оттон принадлежал к саксонской правящей династии Оттонидов. Германские аристократы избрали его отца Оттона I, герцога саксонского, германским королем в 936 г., а в 962 г., с которого берет отсчет история Священной Римской империи, он был коронован и стал императором. Саксония разбогатела, когда были открыты залежи серебра в Гарце в начале X в. Кроме того, туда потоком текли арендные платежи, дань, крепостные и рабы из покоренных славянских племен. Богатство позволило Оттонидам, первой германской династии, превратившейся со временем в имперскую силу европейского масштаба, выработать уникальную политику королевской власти. Их путешествия по своим владениям сопровождались тщательно продуманными церемониями, торжественными шествиями и праздниками. Саксонская армия, одетая в шлемы и броню, была прекрасно вооружена, что способствовало проведению наступательных операций. От неуклюжих солдат в соломенных головных уборах не осталось и следа, а в бое на мечах саксонцам не было равных.

Решительная победа Оттона I над венграми в битве при Лехе (955 г.) обеспечила ему право на императорскую корону. После военных успехов в Ломбардии его власть распространилась до Южной Италии. Появление там германцев привело к столкновению с Константинополем: византийские императоры по-прежнему отстаивали свои права на этот регион. В 972 г., за год до своей смерти, Оттон I устроил брак своего сына и наследника с греческой принцессой Феофано, племянницей императора Иоанна Цимисхия. Это немного успокоило Византию, но во время царствования Оттона II вооруженное противостояние в Южной Италии возобновилось. Случилось так, что сын, рожденный от этого брака, выказал глубокое понимание своих как византийских, так и саксонских корней.

Детство Оттона III и его регенты

Будучи мальчиком, Оттон III попросил своего наставника француза Герберта Орильякского воспитывать в нем «греческую тонкость, которая теплится как уголек под пеплом моей саксонской незрелости». Другие его наставники, грек Иоанн Филагфос и саксонец Бернвард, дополнили воспитание юного короля смесью греческих и римских, саксонских и франкских представлений о мире. Когда Оттону было всего три года, его двадцативосьмилетний отец скончался после десятилетнего царствования (973-983 гг.), и архиепископы Равеннский и Майнцский немедленно увенчали мальчика германской короной - это произошло на Рождество 983 г. Особенно сильное влияние на Оттона III оказали мечты Карла Великого и Каролингов о европейской христианской империи. Феофано правила империей от имени Оттона до своей смерти в 991 г. Ее сменила Адельгейда, бабка Оттона III и вдова Оттона I, правившая до той поры, пока мальчик подрос и встал у кормила власти. Еще подростком Оттон старался примирить восточные византийские традиции с западными католическими и реформировать институт папства, в конце X в. переживавшего тяжелые времена. Папа Иоанн XII, короновавший Оттона I, был невежественным сластолюбцем и умер на руках своей любовницы, а папу Иоанна XV называли безвольным ставленником Кресцентиев, римской семьи аристократов.

После смерти Иоанна XV Оттон назначил папой своего духовника Бруно, также внука Оттона I. Бруно правил под именем Григория V, а вслед за ним Оттон назначил папой своего наставника Герберта, принявшего имя Сильвестр II. Оба папы разделяли стремление своего покровителя к интеллектуальному и духовному обновлению, процессу, который уже шел полным ходом на западе континента, где возглавляемое монахами реформаторское движение находило все больше сторонников. Однако Оттон полагал, что папство для достижения этих целей нуждается в твердой направляющей руке. Он помнил о Юстиниане, византийском императоре VI в., стоявшем у истоков возрождения Восточной Римской империи и вернувшем италийские провинции, утраченные во времена вторжения варваров.

Поэтому Оттон изображал себя на императорских печатях в виде греческого башпевса, большебородого царя, прекрасно понимая всю важность иконографии и символики. Обувь Оттона была усыпана символическими изображениями орлов, драконов и львов, то есть животных, ассоциировавшихся с императорской властью. В большие церковные праздники он надевал далматику, церковное облачение, обычно из шелка, парчи или бархата. Далматика Оттона была расшита золотыми орлами. На его праздничном облачении было 365 колокольчиков, по одному на каждый день годичного цикла движения небесных тел, поскольку Оттон правил во имя космической гармонии. Эти нововведения свидетельствуют о влиянии на Оттона византийских церемоний с их тягой к четкому ритуальному обозначению ранга персоны. Следуя его примеру, столь же строгое соблюдение обрядов ввели и при папском дворе, и облачению и символике теперь придавали огромное значение.

Новые титулы Оттона

Понимая всю важность титулов, Оттон в 1000 г. начинает именовать себя «слугой Иисуса Христа», спустя год изменив этот титул на «слугу апостолов». Изменение было немаловажным, если вспомнить, что Константин избрал себе титул «равноапостольный». Иначе говоря, ныне Оттон объявлял себя наместником св. Петра и, следовательно, законным правителем земель, подвластных папскому престолу. За этим стояло обнародование фальшивого документа VIII в., известного как «Константинов дар», в котором император якобы одаривал пап правами на земли и духовную и светскую власть. Немаловажно, что этот документ был использован для обоснования папских притязаний на назначение светских правителей в Западной Европе. Оттон оказал папству важную услугу, вернув ему некоторые северо-итальянские земли, о которых говорилось в «Даре». Однако этот акт был лишь личным одолжением Герберту. Оттон недвусмысленно заявил, что, будучи императором, он является верховным властителем не только этих земель, но и любых других, которые Константин мог отдать наследникам св. Петра. Папство, подчеркивал он, правило своими землями неумело, и вследствие этого лишившись большинства наследственных владений, оно прибегло к фальшивке, чтобы захватить императорские земли.

Идеализированные представления Оттона о Риме как о «столице мира» сменились реалистичными взглядами: у него будто раскрылись глаза на беспорядок, царивший там около 1000 г. Он полагал, что Рим должен быть городом императоров, а не пап. Господство над Италией, возрожденный Рим и контроль над папством - вот что составляло политику Оттона в Италии. Однако не менее честолюбивыми были его планы относительно германского ядра империи и роли церкви.

Германская имперская церковь

Германская имперская церковь была творением Оттона, и он использовал ее для консолидации своей власти над знатью, часто капризной. Вдобавок она служила инструментом восточной экспансии Оттонидов. Миссионерские епархии, образованные в Польше, Богемии, Моравии и Венгрии, являлись форпостами церковных центров в Майнце и Магдебурге, Зальцбурге и Пассау. Они были частью политики насильственной германизации, а также центрами колонизации восточных земель под властью Оттонидов. Императорское покровительство церкви на Востоке послужило толчком к возрождению архитектуры и прикладного искусства, а кроме того, имело целью возобновление попыток Карла Великого справиться со славянами, не прекращавшими набеги на восточные границы империи по реке Эльбе.

Визит Оттона в Аахен

Чтобы почтить память Карла Великого, в 1000 г. Оттон посещает Аахен. Он сознавал, что Карлу Великому не удалось ассимилировать славянское население и что для последнего броска на Восток у германского ядра империи недоставало ресурсов. Он также думал, что со стратегической точки зрения это было ошибкой, так как покоренные враждебно настроенные народы могли заручиться поддержкой Византии. Поэтому Оттон отказался от миссионерства и начал проводить на восточных территориях политику федерализации. Он все еще ожидал от этих земель и их правителей уважения к его императорскому титулу, однако теперь они пользовались правами внутренних автономий, и империя стала представлять собой более свободную структуру, чем жесткая модель Оттона I, требовавшая беспрекословного подчинения.

Великодушие Оттона по отношению к Польше

В Польше Оттон создал автономное архиепископство в Гнезно и три викарных епархии в Кольберге, Кракове и Бреслау. Его великодушие простерлось даже до того, что он вернул польским правителям дань, ранее выплаченную ими императору. Эти жесты убедили поляков, что они могут присоединиться к латинскому Западу, не становясь при этом германцами, и глубоко повлияли на венгерского князя Стефана, поглощенного в то время борьбой за верховную власть с другими венгерскими аристократами. Стефан женился на Гизеле, сестре баварского герцога, чтобы приблизить Венгрию к Западу. Поддерживаемый Оттоном, он предпочел подчиниться Риму, когда дело дошло до крещения страны, недавно бывшей языческой. Неудивительно, что в декабре 1000 г. он взошел на престол под именем Стефана I, первого венгерского короля, и принял корону, присланную ему Папой Римским. К Оттон считал себя наместником Петра, и это изменило взгляд и на папство, и на императорскую власть. Когда он скончался в возрасте 21 года, его империя представляла собой синтез европейских культур. Итоги его правления оказали влияние на религиозную лояльность, верность династическим принципам и политическую волю 1 будущих поколений европейцев.

Его первый поход в Рим был успешным. Папа только что скончался, и римские послы встретили Оттона III в Равенне. Он, вероятно по чьему-нибудь совету, указал им на своего близкого родственника Бруно, сына герцога Каринтийского, как на кандидата, и этот 26-летний юноша был избран в папы под именем Григория V. Он короновал Оттона императором в Риме, после чего тот вернулся в Германию. Здесь во время обратного путешествия он поддался влиянию одного из подвижников того времени, епископа Пражского Адальберта [Это был еще совсем молодой человек - родом чех, из знатнейшей фамилии. До поступления в монашество его называли Войтех.], проводившего жизнь в посте и молитве и стремившегося к мученичеству и страданиям за веру Христову. Вскоре после этого он действительно был замучен пруссами-язычниками, которым ревностно проповедовал христианство. Оттон III и после его смерти относился к нему с искренним уважением и в разных местах государства воздвиг храмы и обители в честь Адальберта, причисленного западной церковью к лику святых. Немного позже среди приближенных юного императора появился другой духовный сановник, прямая противоположность Адальберту. Это был архиепископ Герберт Реймсский, француз, человек по тому времени высокоученый, тонкий царедворец и неугомонный честолюбец, постоянно занятый фантастическими планами церковно-политических реформ, к которым он сумел расположить и юного императора. Между тем, юный папа Григорий V начал реформы во внутреннем устройстве западной церкви в духе идей, которые ревностно проводила в обществе религиозная партия, свившая себе прочное гнездо в аквитанском Клюнийском монастыре, основанном в 910 г. Папа Григорий V настойчиво повел борьбу против французских епископов и против короля Роберта, вступившего на престол после смерти Гуго Капета, за то, что Роберт не хотел расторгнуть недозволительный по церковным законам брак. Такими энергичными действиями молодой папа возбудил против себя одну из партий среди римской знати, которая, захватив власть в руки, избрала нового папу при жизни Григория V.

Оттону пришлось вторично двинуться в поход через Альпы в 997 г. Он вернул в Рим папу Григория, вынудил мятежников сдать крепость св. Ангела, где они укрылись, и казнил 12 зачинщиков мятежа. Григорий созвал местный собор, в присутствии которого по его приказанию на антипапе разорвали епископское облачение, затем посадили его задом наперед на осла и возили по улицам Рима для осмеяния и посрамления. Вскоре после этого папа Григорий умер, и император избрал его преемником Герберта, незадолго перед этим назначенного архиепископом Равеннским. Под именем Сильвестра II Герберт вступил на папский престол.

Во время второго пребывания в Италии Оттон ревностно предавался истязаниям плоти в духе св. Адальберта и его многочисленных итальянских последователей. С таким религиозным упражнением он соединял и фантастические политические планы. Так, например, он говорил о восстановлении "Римской республики" и в качестве римского императора оставался на Авентинском холме в Риме. В то же время он окружил себя чисто византийским церемониалом, наряжался в вычурные одежды, носил мантию, расшитую апокалиптическими изображениями и знаками Зодиака, учредил управление Римом на новый лад и всем дал новые титулы, а себе присвоил наименование "царя царей". Появились вестиарии и протовестиарии, логофеты и архилогофеты; епископ Хильдесхаймский Бернвард был возвеличен византийским титулом "примискриния". И император, и папа, очевидно, вынашивали идею о возведении Рима в значение мировой столицы и способны были в этом направлении действовать совместно: кажется, что у этих людей, высоко возмечтавших о себе, появлялась уже мысль об освобождении Гроба Господня из-под власти неверных.

В конце 999 г. Оттон вернулся в Германию вскоре после кончины своей бабки, вдовствующей императрицы Адельхейды. Он тотчас же направился в Гнезно, куда были привезены останки св. Адальберта, чуть ли не на вес золота выкупленные у пруссов. С этим посещением Гнезно было тесно связано церковное устройство Польши, где учреждены одно архиепископство и семь епископств. Герцог Болеслав, понимавший, как следует принять этого юношу-императора, устроил ему великолепную встречу и не скупился на лесть. Император и для него придумал классический титул, назвав его "другом и союзником римского народа". В то же время он развязал ему руки для полной свободы действий в церковных делах, в которых польский князь старался избавиться от немецкого влияния, замещая места священников то итальянцами, то чехами.

Из Польши Оттон направился в Аахен и здесь спустился в могильный склеп своего достославного предшественника Карла Великого. Он вынес с собой оттуда только один зуб Карла в виде реликвии и полгода спустя вновь поспешил в Италию. Ломбардские княжества, как он убедился, все больше ускользали из-под его власти; в Риме он подвергся опасности от буйного населения, восставшего против Оттона за то, что тот не принял его сторону в усобице с городком Тибуром (Тиволи), с которым римляне издавна враждовали. Торжественно примирившись с мятежниками, Оттон отправился в Равенну, по пути переходя от военных приготовлений к благочестивым упражнениям и беседам назидательного свойства. В мае 1001 г. он опять явился под стены Рима, где ветер успел повернуть в другую сторону, но в город не вступил, а пошел к Беневенту, покорившемуся ему, и потом двинулся обратно к Равенне, в окрестностях которой на небольшом островке поселилась небольшая община благочестивых отшельников. Один из них, св. Ромуальд, с которым Оттон общался особенно часто, стремился и юного императора заставить отречься от мира. Однако юноша мечтал об ином - он отправил в Константинополь послов, чтобы просить руки одной из греческих княжон. В это время планы итальянской политики Оттона возбудили недовольство в среде немецкой знати: князья начали съезжаться и вступать друг с другом в опасные для императора переговоры. Даже преданнейший слуга Саксонского дома, архиепископ Виллигис, не скрывал своего крайнего раздражения. Между ним и Бернвардом Хильдесхаймским завязался нескончаемый спор из-за монастыря Гандерсхайм, расположенного на границе Майнцской и Хильдесхаймской епархий. Бернвард, бывший воспитатель Оттона, в это время сильно увлекся его идеями, на которые Виллигис смотрел с точки зрения здравой государственной политики. Император задумал передать распрю германских епископов на обсуждение собора, который решил созвать в окрестностях Сполето. Однако собор не состоялся, что показывает, до какой степени поколебалось значение императорской власти. Не меньше было поколеблено и общее уважение к папе, а в Германии папско-императорская политика Сильвестра встречала в духовенстве открытое порицание. Постепенно юноша убедился, что окончательно утратил внутреннюю связь с народом. Он опять двинулся к Риму, а поскольку ворота Вечного города, вновь охваченного возмущением, ему не открыли, он поселился в окрестностях Рима, в замке Патерно, на горе Соракт (Монте-Соратте).

Здесь 23 января 1002 г. Оттон III и скончался после кратковременной болезни. Духовные и светские сановники, присутствовавшие при этом, приняли его последнюю волю. Они вынуждены были скрыть его смерть, пока не подтянули к замку свое немногочисленное войско: надо было перевезти тело императора Оттона в Германию через местности, взволнованные восстанием и полные мятежного духа. Это удалось не без труда. В Германии согласно воле императора его останки были погребены в Аахене. Год спустя умер и Сильвестр, посаженный Оттоном в папы и после смерти Оттона сумевший помириться с населением Рима.

Оттон III (980 - 23.I.1002) - король с 983 года, император с 996 года. Сын Оттона II . До совершеннолетия Оттон III (995) регентшами при нем были мать Феофано (до 991 года) и бабка Адельгейда. Пытаясь осуществить утопический план воссоздания римской "мировой империи" с центром в Риме, Оттон III с 996 года почти постоянно находился в Италии. В 999 году при его поддержке папой стал один из видных сторонников клюнийской реформы французский богослов Герберт (Сильвестр II ). В 1001 году восстание горожан Рима заставило Оттона III бежать из города, вскоре он умер близ Витербо.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 10. НАХИМСОН - ПЕРГАМ. 1967.

Оттон III немецкий король и император «Священной Римской империи » из рода Людольфингов, правивший в 983-1002 гг. Сын Отгона II и Феофано.

Оттон наследовал своему рано умершему отцу в возрасте всего трех лет. Малолетство нового государя было бы великим несчастьем для страны, если бы мать его, Феофано, женщина редких способностей, не приняла участия в государственных делах и если бы большинство германских герцогов и могущественных вельмож не сохранило верность правящей династии. И все же без смут и волнений не обошлось. Оттон II умер в Италии. Там же находилась Феофано, которую он перед смертью объявил регентшей. Между тем двоюродный дядя маленького императора Генрих Сварливый находился в Германии и немедленно стал действовать в своих интересах. В качестве близкого родственника он стал добиваться опеки над маленьким Отгоном. Архиепископ Кельнский Варин, у которого в это время находился Оттон, передал ему мальчика, и Генрих более года держал его у себя. Только после соединенных усилий друзей императорского дома в июле 984 г, на съезде в Рере Генрих Сварливый принужден был передать Отгона матери и бабке Аделаиде. В том же году на Вормском съезде было достигнуто полное согласие: Генрих и его друзья дали клятву верности. В следующем году Генриху передали Баварское герцогство, он совершенно удовлетворился этим и хранил отныне верность своему племяннику.

Оттон получил самое тщательное образование. Уже с ранней молодости он обнаружил необыкновенную жажду знаний и усвоил такую массу сведений, что приводил в изумление своих современников. Женщины и духовные, в руках которых находилось все его воспитание, внушили ему, с одной стороны, самую высокую идею о его будущем призвании, а с другой - необычайную набожность и глубокомысленный мистицизм, столь свойственной его меланхолической натуре. Эти две противоположные силы рано начали бороться в его молодой душе. Ближайшее и существенное мало привлекало его. Председательствовать на съездах, заведовать текущими делами правления, ездить взад и вперед по бедной, полудикой Германии, мирить грубых вассалов, гоняться за вендами в их непроходимых лесах и болотах - все это казалось Отгону невыразимо скучным и низким. Он с ранних лет мечтал поселиться в Италии, в стране образованности и утонченной культуры, и грезил о воссоздании великой Римской империи. Он с высокомерием и презрением относился к своим соотечественникам. Их простота и наивность казались ему невыносимым варварством.

Когда Отгону исполнилось шестнадцать лет, его бабка, престарелая императрица Аделаида (после смерти Феофано в.991 г. она стала регентшей государства), изъявила желание, чтобы он возложил на себя императорскую корону. В феврале 996 г. Оттон в первый раз отправился в Рим в сопровождении войска, состоявшего из всех немецких племен. 21 мая, в день Вознесения Господня, папа Григорий V , первый немец на папском престоле, венчал Оттона императорской короной. Во время этой поездки император познакомился с реймским архиепископом Гербертом, ученейшим человеком своего времени. Весной 997 г. он приехал к Отгону в Магдебург. Здесь тогда собрались самые известные ученые со всей Германии. Целые дни они проводили в диспутах и беседах. Сам Оттон играл в них не последнюю роль. От этих ученых занятий императора отвлекли известия о смуте в Италии: римляне изгнали из города папу Григория и отдали власть патрицию Крещенцио. Тот посадил на папский престол своего ставленника Иоанна XVI . В конце 997 г. во главе большого войска Оттон во второй раз вступил в Италию. В Павии вместе с папой Григорием он отпраздновал Рождество, а затем через Равенну подошел к Риму. Римляне не оказали ему сопротивления. Крещенцио заперся в замке святого Ангела, антипапа Иоанн бежал в Кампанию. Вскоре немецкие всадники поймали его, выкололи глаза, отрезали нос, уши, язык и в таком виде привезли в Рим. Здесь, после новых унижений, его бросили в темницу. Крещенцио некоторое время оборонялся в замке, но 26 апреля осаждавшие разбили стены машинами и взяли замок приступом. Сам Крещенцио был обезглавлен, а его 12 ближайших сподвижников распяты на крестах. Окрестные бароны были покорены с неумолимой суровостью, и вся папская область передана вновь Григорию. После этого Оттон отправился на богомолье в южную Италию. Он посетил Монте-Кассино, молился у гроба апостола Варфоломея, взошел босой на Гарганскую гору и прожил там некоторое время между монахами, ведя аскетический образ жизни. На обратном пути он посетил Гаэту, где жил в шалаше святой Нил, и молился вместе с ним. В феврале 999 г. умер папа Григорий. Оттон приехал в Рим и возвел на папский престол своего друга Герберта, который принял имя Сильвестра И. Оттон решил не возвращаться пока в Германию и сделал Рим своей резиденцией. Казалось, пришло время для воплощения в жизнь его детской мечты: восстановить Римскую империю во всем ее блеске и могуществе и превратить Рим в центр всего христианского мира. Император, однако, не решился поселиться посреди развалин Палатина, бывших когда-то местом пребывания августов, а устроил себе дворец на Авентине. Здесь он постарался воссоздать пышность и церемониал византийского дворца. Перед подданными он являлся в странной, давно забытой в Италии одежде - в мантии, украшенной изображениями из Апокалипсиса. Обедал он отдельно от своих придворных за особым столом на возвышении. По обычаю древних императоров он присоединил к своему титулу прозвания Саксонского, Римского и Итальянского. Восстановлены были звания римских консулов и сенаторов, а также римских граждан, не имевшие в новой обстановке никакого смысла. Он ввел также многие византийские титулы: магистра, комита, протовестария. Городское управление в Риме было вручено патрицию и префекту. Отгон старался восстановить судебные обычаи древности и заменить право германцев римским. Это же право он хотел в дальнейшем ввести по всей империи.

В декабре 999 г. Отгон отправился в Германию. В 1000 г. он посетил Польшу и совершил паломничество к гробнице святого Адальберта в Гнезно. Из Польши он поехал в Ахен и велел здесь взломать склеп Карла Великого, так как хотел видеть его тело. Было много и других дел, которым надлежало заниматься государю, но у Оттона не лежала к ним душа. Узнав о новых смутах в Италии, он поспешил за Альпы. Обратно в Германию он больше не вернулся. Остаток лета император провел в Ломбардии, ожидая пока спадет жара - здоровье его было расстроено. В октябре он переехал в Рим и поселился в своем дворце на Авентине. Он по-прежнему лелеял великие мечты, но реальность безжалостно разрушила их. В 1001 г. восстал город Тиволи. Римляне давно враждовали с его жителями и надеялись, что император жестоко покарает их за бунт. Но Оттон велел только разрушить часть городской стены. Эта снисходительность возмутила римлян, они взялись за оружие и осадили Оттона в Авентинском дворце. У императора было очень мало солдат, но, воспламенясь гневом, он хотел со священным копьем в руке вести свой небольшой отряд на мятежников и пробиться сквозь их ряды к своему войску. Спутники уговорили его не спешить. Вскоре епископу Бернварду удалось образумить римлян. Они отворили ворота, впустили в город немцев и явились к императору с изъявлением покорности. Оттон говорил с ними с башни, упрекая их в неблагодарности. Его слова произвели такое впечатление, что римляне схватили двух главных вождей восстания и притащили их полунагих к ногам императора. Но минутное впечатление рассеялось, мятежные речи упорных противников немецкого владычества производили новые восстания. Император был глубоко опечален и в унынии вместе с папой покинул 16 февраля неблагодарный город. Римом стал править граф Тускульский Григорий, получивший от Отгона много милостей, но теперь восставший против него. Бернвард и Генрих Баварский поехали в Германию собирать новое войско. Император остановился в Равенне и прожил здесь больше двух месяцев, весь отдавшись молитвам и аскетическим подвигам, которые он совершал в обществе отшельника святого Ромуальда и аббата Одилона. Затем он отправился в Венецию. Беседы с мудрым дожем Орсеоли произвели на него большое впечатление и несколько изменили его умонастроение. Оттон снял с себя вретише отшельника, надел военный плащ и около Троицы объявил новый поход на Рим. Горожа не заперли перед императором ворота и потребовали от него уступок; он не хотел уступать им ни в чем. Война затянулась. Оттон жил в замке Патерно у подошвы Сорак-те, ходил оттуда под стены Рима и по римской Кампанье, опустошая все огнем и мечом; доходил до Бе-невента и Салерно: Но на этом его подвиги окончились. Перемена счастья, казалось, пробудила с новой силой в душе императора его религиозно-мистические склонности. Он вернулся к отшельнику Ромуальду и по целым неделям, за исключением четверга, проводил дни и ночи в молитвах и горячих слезах. Ромуальд убеждал Оттона вовсе отказаться от мира и всего себя посвятить служению Богу. Но император отвечал: «Прежде хочу победить своих врагов и вступить с торжеством в Рим, а тогда уже возвращусь к тебе в Равенну». «Если ты пойдешь на Рим, то не увидишь больше Равенны», - отвечал Ромуальд. Слова его, как и подобает речам святого, оказались пророческими. Во второй половине декабря император оставил Равенну. В то же время явились к нему немецкие епископы со своими вассалами. Но из светских князей почти никто не последовал его призыву. В Германии давно уже смотрели с неудовольствием на противонациональ-ный образ действий Оттона. Его явное презрение к своему народу, видимый упадок государства, пустой блеск и тщеславие, к которому так мало склонны люди севера, - все это ожесточало умы и возбуждало всеобщий ропот. Большинство герцогов и князей не только отказалось поддерживать императора, но даже образовало обширный заговор с целью свергнуть его с престола и возвести на него более достойного. Эти грозные вести не замедлили дойти до Отгона. Подавленный духом и телом, страдая от жестокой лихорадки, он заперся в Патерно. Со стен его он мог видеть непокорный Рим. Но не только этот город, вся страна возмутилась против него: Кампанья и вся южная Италия восстали против немцев, подвоз съестных припасов был очень затруднителен; спутники Оттона и он сам терпели сильные лишения и отказывали себе в самом необходимом. В эту критическую минуту прибыл епископ Кельнский Гериберт с сильным немецким отрядом. Появление верного вассала немного утешило умирающего императора. Перед своей смертью Оттон показал необыкновенную веру и покорность судьбе; он умер 23 января 1002 г. на руках папы Сильвестра с твердой уверенностью в правильности своих стремлений.

Все монархи мира. Западная Европа. Константин Рыжов. Москва, 1999.

Далее читайте:

Оттон II - немецкий король и император «Священной Римской империи», отец Оттона III.

Германия - государство в Центральной Европе, получившее свое название от римлян по имени обитавшего в ней народа.

Оттон III. Годы самостоятельного правления

Сложно сказать что-либо определенное об этом несчастном юноше, который вступил на престол на 15-м году, а умер на 22-м. Он обладал приятной внешностью, был одарен редкими способностями и получил прекрасное по тому времени образование. Приняв бразды правления в таком раннем возрасте, он неудержимо предавался увлечениям юности, то выказывая себя непомерно уповающим на свою императорскую власть, то вдруг переходя к самоуничижению и самобичеванию. Он был слишком молод, чтобы отнестись к своему положению естественно и победить заблуждения, которым он поддался, подчиняясь различным влияниям.

Его первый поход в Рим был успешным. Папа только что скончался, и римские послы встретили Оттона III в Равенне. Он, вероятно по чьему-нибудь совету, указал им на своего близкого родственника Бруно, сына герцога Каринтийского, как на кандидата, и этот 26-летний юноша был избран в папы под именем Григория V. Он короновал Оттона императором в Риме, после чего тот вернулся в Германию. Здесь во время обратного путешествия он поддался влиянию одного из подвижников того времени, епископа Пражского Адальберта [Это был еще совсем молодой человек - родом чех, из знатнейшей фамилии. До поступления в монашество его называли Войтех.], проводившего жизнь в посте и молитве и стремившегося к мученичеству и страданиям за веру Христову. Вскоре после этого он действительно был замучен пруссами-язычниками, которым ревностно проповедовал христианство. Оттон III и после его смерти относился к нему с искренним уважением и в разных местах государства воздвиг храмы и обители в честь Адальберта, причисленного западной церковью к лику святых. Немного позже среди приближенных юного императора появился другой духовный сановник, прямая противоположность Адальберту. Это был архиепископ Герберт Реймсский, француз, человек по тому времени высокоученый, тонкий царедворец и неугомонный честолюбец, постоянно занятый фантастическими планами церковно-политических реформ, к которым он сумел расположить и юного императора. Между тем, юный папа Григорий V начал реформы во внутреннем устройстве западной церкви в духе идей, которые ревностно проводила в обществе религиозная партия, свившая себе прочное гнездо в аквитанском Клюнийском монастыре, основанном в 910 г. Папа Григорий V настойчиво повел борьбу против французских епископов и против короля Роберта, вступившего на престол после смерти Гуго Капета, за то, что Роберт не хотел расторгнуть недозволительный по церковным законам брак. Такими энергичными действиями молодой папа возбудил против себя одну из партий среди римской знати, которая, захватив власть в руки, избрала нового папу при жизни Григория V.

Оттону пришлось вторично двинуться в поход через Альпы в 997 г. Он вернул в Рим папу Григория, вынудил мятежников сдать крепость св. Ангела, где они укрылись, и казнил 12 зачинщиков мятежа. Григорий созвал местный собор, в присутствии которого по его приказанию на антипапе разорвали епископское облачение, затем посадили его задом наперед на осла и возили по улицам Рима для осмеяния и посрамления. Вскоре после этого папа Григорий умер, и император избрал его преемником Герберта, незадолго перед этим назначенного архиепископом Равеннским. Под именем Сильвестра II Герберт вступил на папский престол.

Во время второго пребывания в Италии Оттон ревностно предавался истязаниям плоти в духе св. Адальберта и его многочисленных итальянских последователей. С таким религиозным упражнением он соединял и фантастические политические планы. Так, например, он говорил о восстановлении "Римской республики" и в качестве римского императора оставался на Авентинском холме в Риме. В то же время он окружил себя чисто византийским церемониалом, наряжался в вычурные одежды, носил мантию, расшитую апокалиптическими изображениями и знаками Зодиака, учредил управление Римом на новый лад и всем дал новые титулы, а себе присвоил наименование "царя царей". Появились вестиарии и протовестиарии, логофеты и архилогофеты; епископ Хильдесхаймский Бернвард был возвеличен византийским титулом "примискриния". И император, и папа, очевидно, вынашивали идею о возведении Рима в значение мировой столицы и способны были в этом направлении действовать совместно: кажется, что у этих людей, высоко возмечтавших о себе, появлялась уже мысль об освобождении Гроба Господня из-под власти неверных.

В конце 999 г. Оттон вернулся в Германию вскоре после кончины своей бабки, вдовствующей императрицы Адельхейды. Он тотчас же направился в Гнезно, куда были привезены останки св. Адальберта, чуть ли не на вес золота выкупленные у пруссов. С этим посещением Гнезно было тесно связано церковное устройство Польши, где учреждены одно архиепископство и семь епископств. Герцог Болеслав, понимавший, как следует принять этого юношу-императора, устроил ему великолепную встречу и не скупился на лесть. Император и для него придумал классический титул, назвав его "другом и союзником римского народа". В то же время он развязал ему руки для полной свободы действий в церковных делах, в которых польский князь старался избавиться от немецкого влияния, замещая места священников то итальянцами, то чехами.

Из Польши Оттон направился в Аахен и здесь спустился в могильный склеп своего достославного предшественника Карла Великого. Он вынес с собой оттуда только один зуб Карла в виде реликвии и полгода спустя вновь поспешил в Италию. Ломбардские княжества, как он убедился, все больше ускользали из-под его власти; в Риме он подвергся опасности от буйного населения, восставшего против Оттона за то, что тот не принял его сторону в усобице с городком Тибуром (Тиволи), с которым римляне издавна враждовали. Торжественно примирившись с мятежниками, Оттон отправился в Равенну, по пути переходя от военных приготовлений к благочестивым упражнениям и беседам назидательного свойства. В мае 1001 г. он опять явился под стены Рима, где ветер успел повернуть в другую сторону, но в город не вступил, а пошел к Беневенту, покорившемуся ему, и потом двинулся обратно к Равенне, в окрестностях которой на небольшом островке поселилась небольшая община благочестивых отшельников. Один из них, св. Ромуальд, с которым Оттон общался особенно часто, стремился и юного императора заставить отречься от мира. Однако юноша мечтал об ином - он отправил в Константинополь послов, чтобы просить руки одной из греческих княжон. В это время планы итальянской политики Оттона возбудили недовольство в среде немецкой знати: князья начали съезжаться и вступать друг с другом в опасные для императора переговоры. Даже преданнейший слуга Саксонского дома, архиепископ Виллигис, не скрывал своего крайнего раздражения. Между ним и Бернвардом Хильдесхаймским завязался нескончаемый спор из-за монастыря Гандерсхайм, расположенного на границе Майнцской и Хильдесхаймской епархий. Бернвард, бывший воспитатель Оттона, в это время сильно увлекся его идеями, на которые Виллигис смотрел с точки зрения здравой государственной политики. Император задумал передать распрю германских епископов на обсуждение собора, который решил созвать в окрестностях Сполето. Однако собор не состоялся, что показывает, до какой степени поколебалось значение императорской власти. Не меньше было поколеблено и общее уважение к папе, а в Германии папско-императорская политика Сильвестра встречала в духовенстве открытое порицание. Постепенно юноша убедился, что окончательно утратил внутреннюю связь с народом. Он опять двинулся к Риму, а поскольку ворота Вечного города, вновь охваченного возмущением, ему не открыли, он поселился в окрестностях Рима, в замке Патерно, на горе Соракт (Монте-Соратте).

Здесь 23 января 1002 г. Оттон III и скончался после кратковременной болезни. Духовные и светские сановники, присутствовавшие при этом, приняли его последнюю волю. Они вынуждены были скрыть его смерть, пока не подтянули к замку свое немногочисленное войско: надо было перевезти тело императора Оттона в Германию через местности, взволнованные восстанием и полные мятежного духа. Это удалось не без труда. В Германии согласно воле императора его останки были погребены в Аахене. Год спустя умер и Сильвестр, посаженный Оттоном в папы и после смерти Оттона сумевший помириться с населением Рима.