Биографии Характеристики Анализ

Интеграция. Как отстоять свою точку зрения и мнение: советы психолога

Некоторые люди страдают из-за манипуляций тех, с кем живут рядом, не научившись этому противостоять. Из-за низкой самооценки и страхов они не решаются изменить жизнь, опасаясь критики и насмешек. Им сложно спорить с другими, если они не могут быстро найти нужные слова, поэтому постоянно отступают. Но свое мнение важно уметь отстаивать, иначе вы так и проживете чужую жизнь, следуя их советам и требованиям, вместо своей. И вряд ли она будет тогда счастливой.

Как научиться отстаивать свое мнение

Чтобы научиться отстаивать свое мнение, оно должно быть. Одно дело, когда его трудно высказать, оппонент агрессивен, громко кричит, впадает в истерику, не дает вставить и слово, пытаясь остановить любые возражения, запугать и сломать морально, и другое, когда нечего сказать, нет никаких мыслей по этому поводу. Ведь, когда нечего сказать, что можно отстоять?

Чувствуете, что вас используют, вами манипулируют, вы делаете не то, что хотите, от исполнения чужих просьб в душе возникает неприятное чувство, значит, пора повышать самооценку и иметь на все собственную точку зрения. И неважно, соответствует ли она чьей-то еще или нет. Ваше мнение имеет право на существование, как и любое другое. А чтобы иметь его, важно повысить свою самооценку.

Научитесь любить себя. Ведь не имеют своего мнения и те, кто привык жить чужим умом, те, кого лишили возможности принимать самостоятельные решения, постоянно критикуя, или говоря, что они ничего не понимают. Пришло время осознать, что без своего мнения вы обречены исполнять лишь пожелания и мечты других, а не свои. Вряд ли это приятно и способно понравиться.

Пусть страшно ошибиться и сделать неверный выбор. Зато это ваш выбор, ваше решение, а значит, для вас они правильны и разумны. Потому что вы делаете то, что считаете лучшим для себя. Если результат будет не такой, как хотелось бы, все равно его можно исправить, а полезный опыт вы точно получите. И об этом стоит говорить, когда кто-то пытается вас убедить, что вы неправы, все делаете не так. Напомните им, что ваше мнение - это прежде всего ваше мнение. Вы не хуже этого человека, пусть он и пытается вас в этом убедить, поэтому имеете право думать, как сами считаете правильным. К тому же, вы же ему не говорите, что делать и как поступать, так на каком основании он позволяет это по отношению к вам. Возраст – не аргумент, больше опыта – тоже. Его опыт получен в других обстоятельствах, с другими людьми, в другой ситуации, пусть ему и кажется, что он полезен. Он не способен точно знать, что будет, если вы поступите, следуя его советам. Так какой тогда смысл слушать его. Лучше уж самому сделать выбор и приобрести собственный опыт.

Узнайте, что хотите от жизни, что нравится, а что нет, какие события достойны вашего внимания, а какие нет. Это позволит понять себя и определить, по каким вопросам вы хотите опираться исключительно на свое мнение, а в каких готовы услышать мнение окружающих ради своей безопасности.


Отстоять свое мнение без уверенности в том, что говорите, тоже не получится. В первую очередь, вы должны сами верить в себя, свои выводы, свое право высказываться, как считаете нужным, не нарушая права других оскорблениями или унизительным отношением. Когда человек сомневается в том, что говорит, страдает от низкой самооценки, очень часто он не способен найти нужные слова и сказать, что хотел, даже если его готовы услышать и дают возможность это сделать.

Хотите, чтобы к вам прислушивались, не нарушали границы все подряд, особенно те, кто является манипулятором, невоспитанными и невнимательными людьми, начните уважать самого себя. Не корите во всех бедах и проблемах, не останавливайтесь за шаг до принятия решения или перед тем, как сделать первый шаг, постоянно сомневаясь, а правильно ли делаете, а не ошибетесь ли, а достойны ли того, чтобы исполнить свои цели, иметь свои мечты.

Окружающие очень легко считывают отношение людей к себе самим, поэтому и ведут себя с ними порой так, как они сами позволяют себе с собой обращаться: не заботиться, упрекать за все, что делают, критиковать, как настоящий враг. При этом они не хотят причинить себе боль, все эти привычки и слова, скорее всего, они слышали в далеком детстве и усвоили, как нормальную манеру общения с самим собой.

Если наконец-то признать свое право на ошибки, заблуждения, недочеты, имеющееся у всех людей, ведь на свете нет идеальных, (а если таковыми кажутся, это всего лишь картинка), то пора признать, что смысла критиковать себя и бояться говорить, что думаешь, нет.


Себя важно любить - и это нормально, это не эгоизм, а здоровое отношение к себе и проявление заботы о себе, о хрупкой человеческой психики, которой нелегко справляться со всем тем, что ждет любого человека в жизни. И кто как не вы должны позаботиться о себе в первую очередь. Уважение начинается только с себя. Окружающие люди никогда не будут уважать человека, который не уважает себя.

Фото: как отстаивать свое мнение

Как отстоять мнение

  • Хотите, чтобы вас услышали - перестаньте испытывать чувство вины, что ваши слова, решения или действия вызвали чье-то неудовольствие. Перестаньте на первое место ставить пожелания других людей. Все решения, которые вы принимаете, должны нравиться вам. И в этом нет ничего плохого, эгоистичного, ужасного и тем более способного навредить кому-то. Вам не за что испытывать вину.
  • Те, кто пытаются вызвать чувство вины из-за того, что вы пытаетесь настоять на своем, на самом деле используют этот прием, чтобы подчинить вас себе, чтобы за ваш счет и ваше время решить свои проблемы.
  • Когда мама ставит ультиматум взрослой дочери, что недовольна её выбором мужчины, она может таким образом проявлять заботу о ней. Тогда её аргументы должны быть действительно убедительны, чтобы она услышала их и может быть изменила свое мнение. Но когда попытки переубедить основаны на том, как ей плохо из-за того что дочь делает, как страдает она и будет страдать, если дочь не отступиться, это говорит о том, что она заботится о себе. Причины могут быть разные, но все они касаются ни дочери, ни её безопасности, а желания матери защитить зону комфорта, из которой приходится выходить, так как дочь повзрослела, и она больше не может её контролировать, а это её расстраивает и заставляет нервничать.
  • Такое поведение способны продемонстрировать любые люди: начальник, желающий, чтобы подчиненный выполнил то, что ему надо, да еще и бесплатно; муж или жених, которые тоже что-то хотят получить для себя, успокоить себя или уберечь от переживаний, что жена опередит их в карьере, поэтому запрещают ей учиться; дети, желающие получить что-то сверх меры и т.д.
  • Понять, что люди пытаются вами манипулировать, можно, если прислушаться к тому, что они говорят: упоминают ли о каких-то реальных угрозах, которые навредят вам, если вы поступите по своему, приводят ли примеры этого, хотя вы совсем другой человек и может, вообще не столкнетесь с теми проблемами, с которыми столкнулся другой человек. Если «да» - таким образом они проявляют заботу. Если же говорят о том, как им будет плохо, тяжело, и другим тоже, хотя знать этого не могут, при этом не забывают упомянуть, а что люди скажут, или вот они смеются над тобой, значит - они заботятся и думают о себе, а не о вас. Делайте выводы.
  • Сложно отстаивать мнение, общаясь с родными людьми, потому что никто не соблюдает норм поведения, общения, личных границ, используют все, что знают друг о друге, и ранят, как никто другой. И здесь понадобится умение демонстрировать уверенность в себе , в том, что говоришь и что собираешься делать.
  • Научитесь ставить себя на место собеседника, чтобы понять, какие слова его убедят и заставят успокоиться. Показывайте ему его выгоду, подводите плавно к тем выводам, которые нужны вам.
  • Если проявлять уважение к самому себе, наконец-то определиться, что хочется от жизни, а не ориентироваться на то, что кто-то считает нужным, важным и полезным, проявлять заботу о себе, делая то, что считаете важным вы, не спрашивая ни у кого разрешения или одобрения, очень скоро вы будете точно иметь мнение по любому вопросу, который считаете важным.

Фото: как отстаивать свое мнение


Хотите жить счастливо, решать самостоятельно важные для себя вопросы, не позволять другим манипулировать и командовать собой, страдать из-за чужих действий - учитесь отстаивать свои интересы и мнение в независимости от того, с кем приходится столкнуться. Только вы имеет право решать, как вам жить, что делать, что для вас лучше, ни родители, когда вы уже взрослый человек, ни партнеры или окружающие, несмотря на их положение и родственные связи. Их право жить так, как они считают нужным, а ваше право жить так, как считаете нужным вы.

Очень важно правильно выражать свои мысли и ни в коем случае не бояться, это делать.

С отстаиванием собственного мнения мы сталкиваемся ежедневно. В данном случае речь идет не о конфликтных ситуациях и спорах, а о способах выражения своей точки зрения. Например, просмотр вечернего кино – вы предпочитаете комедии, а ваш избранник хочет посмотреть боевик. В рабочих моментах отстаивание своего мнения происходит не только с завидной регулярностью, но и вносит коррективы в деловую среду вашего обитания. Очень важно правильно выражать свои мысли и ни в коем случае не бояться, это делать.

Если ваше мнение не соответствует мнению окружающих людей, то автоматически ваши действия воспринимаются, как протест, вызывают критику, некоторые люди всеми способами начинают пытаться вас переубедить, даже в какой-то степени запугивают, указывая не только на ваши заблуждения, но и последствия, к которым они могут привести. В такие моменты главное не поддаваться подобным уговорам и уж тем более не реагировать болезненно на критику.

С точки зрения психологии, существует мнение, что человек может собственными силами менять не только свое поведение, но и особенности характера. Например, если при помощи определенных упражнений устраивать себе ежедневные психологические тренировки и не спорить, как клоун на день рождения к ребенку, то вполне вероятно, что совсем скоро вы освоите многие полезные навыки – методику убеждения людей, избавление от комплексов, повышение самооценки, умение отстаивать свое мнение.

Итак, что следует знать при отстаивании своего мнения:

  • Если окружающие вас люди считают вашу точку зрения ошибочной, не спешите с этим соглашаться. Статус, возраст и должность критика в данном случае не имеет никакого значения. Ошибаться может абсолютно любой человек.
  • Если вас критикуют, постарайтесь извлечь для себя выгоду. Подобные ситуации – это не повод замыкаться в себе из-за непонимания, агрессивно реагировать на обсуждение вашего мнения. В первую очередь – это способ выразить себя и свою точку зрения.
  • Главное правило, которое в данном случае надо запомнить – не кричите, не делайте попыток унизить собеседника, не воспринимайте критику молча и уж тем более не старайтесь никого ударить в момент выяснения отношений.
  • Все ваши аргументы должны быть высказаны в спокойной форме, излагать свою точку зрения надо четко и конкретно.

Очень важно в момент отстаивания своего мнения не стараться найти помощь у единомышленников. Этот процесс вы должны совершить самостоятельно. Возможно, что первые попытки не увенчаются успехом, но не забывайте о том, что опыт приходит с годами.

Наверняка каждый сталкивался с проблемой, . Это невероятное полезное умение, которое поможет нам избавиться от манипуляций, адекватно воспринимать критику, концентрироваться на тех вещах, которые нам нужны. Фактически, умение отстоять свою точку зрения позволяет брать полностью всю ответственность за то, что происходит в вашей жизни.

Как отстоять свое мнение

«Имейте на все собственное мнение. Всегда занимайте совершенно определенную позицию. Иногда вы можете ошибиться, но человек, который не имеет собственной точки зрения, ошибается постоянно». Роберт Хайнлайн.

1. Вначале надо осознать, что независимо от поддержки или неодобрения другими вашего мнения оно имеет право на жизнь. Любое новое мнение будет восприниматься недоверчиво и вам обязательно придется . Помните, что мнение большинства еще не гарантия того, что это мнение самое правильное. Если ваша идея оригинальна и может изменить мир к лучшему, отказываться от нее просто преступление, даже если вас не поддерживают все.

2. Чтобы отстоять свою точку зрения , надо понимать свои личностные права. Например, вы имеете право сказать «нет», иметь выбор, просить других о чем-то. У вас есть право быть самим собой и полностью самостоятельным.

3. Надо понимать, что любое мнение, которое было вам высказано – это всего лишь мнение. Его всегда можно обсудить, потому что другой человек тоже имеет право отстоять свое мнение . Какой бы величины ни был человек, высказавший мнение, надо воспринимать его именно как человека, который тоже может ошибаться. Для вас самое главное, быть уверенным в себе в любой ситуации.

4. Научиться, как отстоять свою точку зрения , можно простым способом. Использовать любую возможность поспорить и обсудить свою идею с дружественными или не очень вам людьми. Таким образом вы обкатаетесь и обретете уверенность к тому моменту, когда вам действительно понадобится отстоять свою точку зрения.

5. Совершенствуйтесь в искусстве общения. Для этого надо осознать свои запросы, потому что люди к нам будут относиться так, как мы на это напрашиваемся. Поэтому, желая отстоять свою точку зрения, необходимо проявлять уважение к себе и другим. Самоуважение подразумевает самоконтроль, управление инициативой и ситуацией. Без этого невозможно выиграть ни один спор.

6. Полезно изучить основы психологии, в частности принципы ведения споров и контактирования с другими людьми. Например, прежде чем аргументировать свою точку зрения , стоит определить систему ценностей оппонента. Зная его потребности, вы сможете говорить с ним на равных, найти точки влияния на него.

7. Отстоять свою точку зрения можно, если пользоваться такими приемами приведения аргументов:

Классическая риторика, которая подходит для беседы с агрессивным оппонентом. Вы полностью соглашаетесь со всеми его аргументами, а затем внезапно опровергаете все выше сказанное одним веским фактом
Положительные ответы. В этом случае важно построить начало разговора так, чтобы оппоненту пришлось все время отвечать утвердительно. В дальнейшем он привыкнет к такой манере ведения беседы и легче будет соглашаться на другие вещи.
Салями. В начале надо добиться согласия в ключевом моменте, а затем в остальных деталях.
Перелицовка. Во время совместного решения проблемы добиться, чтобы собеседник пришел к противоположным выводам.

«У тебя есть враги? Хорошо. Значит, в своей жизни ты что-то когда-то отстаивал». Уинстон Черчилль


8. Когда вы стремитесь отстоять свою точку зрения, важно знать:

Какие нюансы подлежат обсуждению, а на каких лежит табу;
когда стоит, а когда не стоит стремиться отстоять свое мнение;
как правильно возражать, чтобы не вызывать раздражение у собеседника.

Возражать надо тактично, без обвинений и резкости. Если не можете себя сдерживать, отложите разговор на другое время.

9. Когда вы стремитесь отстоять свое мнение, а собеседник никак не принимает вашу идею, неуклонно придерживаясь своего мнения, постарайтесь понять причину его убеждений. Попробуйте посмотреть на ситуацию с его стороны и понять, как бы вы реагировали в этом случае? Искренне постарайтесь оценить ситуацию глазами собеседника. Это сэкономит вам массу нервов и времени.

10. В вопросе, как отстаивать свою точку зрения , важно научиться не обижаться, особенно на самых близких людей. Хотя именно от них мы встречаем самые сложные препоны на пути к успеху. Но делают они это из лучших побуждений, желая сделать нас счастливыми. Правда, иногда делают это довольно резко и авторитарно. Что делать в таких ситуациях? Отстаивать свою позицию, но мягко и дружелюбно. Покажите, что у вас есть опыт, понимание, уверенность в своих силах.

11. Даже если собеседник так и не проникся вашей точкой зрения и остался при своем мнении, не злитесь на него, не показывайте свое недовольство. Это может привести к полному разрыву отношений. Аналогично, если спор был выигран, не надо резюмировать его фразой: а что я говорил, а? Правильней будет высказать свою благодарность собеседнику, что тот принял вашу сторону.

Вот такие нехитрые способы помогут вам ответить на вопрос, как отстаивать свою точку зрения .

Вступая в дискуссию, мы всегда используем соответствующую ситуации, определенную стратегию, подчас даже не задумываясь об этом. Рассмотрим практические приемы аргументации и выражения собственной позиции: различные советы, испытанные и проверенные методы, а также типичные ошибки, которые могут возникнуть при ведении переговоров и помешать успешному завершению дискуссии.

Все мы ведем переговоры каждый день: с друзьями, коллегами по работе, знакомыми. Большую часть времени мы даже и не осознаем, что делаем это, потому что это повседневное занятие. Вступая в дискуссию, мы всегда используем соответствующую ситуации, определенную стратегию, подчас даже не задумываясь об этом.

Для некоторых людей сам факт, что дело, которое они собираются предпринять, названо «переговорами», заставляет их нервничать и беспокоиться. Однако можно выработать «иммунитет» к переговорам как к обычному и повседневному делу. Ниже перечислены практические приемы аргументации и выражения собственной позиции: различные советы, испытанные и проверенные методы. Этот список может быть дополнен по мере накопления коммуникативного опыта.


Тактика аргументации

1. Установка по отношению к партнеру должна быть не только доброжелательной, но и не эгоцентричной. Только при взаимном уважении и учете интересов друг друга общение будет по-настоящему партнерским, основанным на взаимном уважении и учете интересов друг друга. Эгоцентризм препятствует этому, не позволяя человеку сменить угол зрения при восприятии и оценке событий, увидеть их с разных сторон и во всей полноте. Он вынуждает человека действовать в своей «системе координат», подходить к высказываниям партнера с собственной меркой, интерпретировать поступающую от него информацию в выгодном для себя свете. Позицию человека, который общается в такой манере, нельзя назвать объективной, а его аргументы - убедительными.

2. Следует относиться с уважением к собеседнику и его позиции, даже если она неприемлема. Ничто не действует так разрушающе на коммуникацию, как высокомерное и пренебрежительное отношение партнеров друг к другу. Если в ответ на свой довод партнер уловит ноту иронии или презрения в речи оппонента, то вряд ли можно рассчитывать на благоприятный исход беседы.

3. Аргументацию следует вести «на поле» собеседника, т. е. работайте непосредственно с его аргументами. Демонстрируя их несостоятельность или нежелательные последствия их принятия, следует выдвигать взамен свои, более приемлемые в интересах общего дела. Это даст лучший эффект, чем многократные повторы собственных аргументов.

4. Убедить партнера легче человеку убежденному. Отстаивая свою точку зрения, можно быстрее повлиять на собеседника. В этом случае, помимо логики, воздействующей на рациональные пласты психики, подключается механизм эмоционального заражения. Увлеченный своей идеей, человек говорит эмоционально и образно, что играет не последнюю роль в убеждении. Таким образом, апелляция не только к уму, но и к сердцу собеседника дает результат. Однако излишняя эмоциональность, свидетельствующая о недостатке логической аргументации, может вызвать отпор со стороны оппонента.

5. Возбужденность и взволнованность при убеждении интерпретируются как неуверенность убеждающего, и потому снижают эффективность аргументации. Вспышки гнева, крик, брань вызывают негативную реакцию собеседника, заставляя его защищаться. Лучшие средства - вежливость, дипломатичность, тактичность. Но при этом вежливость не должна переходить в лесть.

6. Фразу аргументации лучше начинать с обсуждения тех вопросов, по которым легче достичь согласия с оппонентом. Чем больше партнер будет соглашаться, тем больше шансов добиться желаемого результата. Лишь после этого следует переходить к обсуждению спорных вопросов. Главные, наиболее сильные аргументы следует повторять многократно, в разной формулировке и контексте.

7. Эффективно работает структурирование информации: сортировка, выделение первостепенных аргументов и их организация. Можно скомпоновать аргументы в логические, временные и другие блоки.

8. Полезно разработать подробный план аргументации, принимая в расчет возможные контраргументы оппонента. Наличие плана поможет выстроить логику разговора - стержень для своих аргументов. Это организует внимание и мышление собеседника, облегчит ему понимание позиции партнера.

9. В речи лучше использовать простые, ясные выражения, не злоупотребляя профессиональной терминологией и иностранными словами. Беседа может «утонуть» в «море» размытых по смыслу понятий. Непонимание вызывает у собеседника раздражение и скуку. Легко найти компромисс, если принять в расчет образовательный и культурный уровень своего оппонента. Использовать слова настойчиво, твердо и решительно - такова тактика успешного дипломата.

10. Неуверенность, нечеткость может восприниматься собеседником как неискренность. Следует вести переговоры, используя разум и ощущая свою силу, подчеркивая уверенность в своей точке зрения, но проявляя уважение к точке зрения своего оппонента.

11. Каждая новая мысль должна облекаться в новое предложение. Предложения не должны иметь форму телеграфного сообщения, но и не стоит их слишком растягивать. Растянутые аргументы обычно ассоциируются с наличием сомнений у говорящего. Короткие и простые по конструкции фразы следует строить не по нормам литературного языка, а по законам разговорной речи. Наиболее важные моменты можно выделить интонационно.

12. Поток аргументов в режиме монолога притупляет внимание и интерес собеседника. Активизируют же их умело расставленные паузы. Если необходимо подчеркнуть какую-то мысль, то лучше высказать ее через паузу и чуть задержать речь после обнародования мысли. Партнер сможет воспользоваться вовремя сделанной паузой и вступить в разговор, приводя свои замечания. Нейтрализовать претензии собеседника по ходу дела значительно проще, чем разматывать клубок из них в конце аргументации. Затянувшаяся пауза заставляет собеседника напрягаться, внутренне суетиться.

13. Очень эффективен принцип наглядности при изложении аргументов. Наглядности изображения способствует активизация воображения собеседника. С этой целью полезно использовать яркие сравнения, метафоры, афоризмы, помогающие раскрыть смысл слов и усиливающие их убеждающее воздействие. Выявлению истины способствуют разнообразные аналогии, параллели, ассоциации, когда они уместны и учитывают опыт собеседника. Удачно подобранные примеры и факты самой жизни усилят доводы. Их не должно быть много, но они должны быть наглядны и убедительны.

15. Никогда не следует говорить человеку, что он не прав. Это не убедит его, но лишь заденет его самолюбие, и он займет позицию самообороны. После этого вряд ли удастся его убедить. Лучше действовать дипломатичнее: «Быть может, я не прав, но давайте посмотрим...» Это хороший способ предложить собеседнику свой аргумент. Собственную неправоту лучше признавать сразу и открыто, даже если это невыгодно, зато в дальнейшем можно рассчитывать на аналогичное поведение партнера.

16. Честность или упорство, мягкость или агрессивность - способ поведения в переговорах. Это то, к чему люди будут готовы в следующий раз и с чем они приготовятся иметь дело. У людей долгая память, особенно в тех случаях, когда они чувствуют, что с ними обошлись в какой-то степени нечестно. Человек, прибегающий к агрессивному подходу, всегда старается получить как можно больше от другой стороны и стремится отдавать как можно меньше. Продуктивность такого подхода противоположна: потенциальные партнеры менее склонны к сотрудничеству и обычно не будут иметь дело с этим человеком больше, чем один раз.

16. Грубый подход к ведению переговоров дает ограниченные и недолговременные результаты. Подталкивание или вынуждение партнера принять решение может иметь обратный эффект: оппонент будет упрям и непреклонен. Плавное подведение собеседника к принятию решения, несомненно, потребует больше времени, терпения и настойчивости, но этот путь более вероятен для достижения удовлетворительного и устойчивого результата.

17. Не стоит заранее делать ставку на разрешение проблемы в свою пользу. Когда двое людей вовлечены в дискуссию, они оба чувствуют, что им предоставляется удобный случай и что им нужно получить как можно больше от этих переговоров. Каждый человек может считать, что правда на его стороне, что у него более выгодное положение для обоснования своих предложений или выдвижения требований. Возможно, придется отстаивать свою точку зрения в споре с человеком, ведущим переговоры вызывающе и грубо. Излишняя твердость может при этом помешать: важно быть готовым пойти на уступки, чтобы достичь желаемого результата.

18. Чтобы преодолеть негативное отношение собеседника, можно создать иллюзию, что предлагаемая идея, точка зрения принадлежит ему самому. Для этого достаточно лишь навести его на соответствующую мысль и дать ему возможность сделать из нее вывод. Это отличный способ заручиться его доверием к предлагаемой идее.

19. Опровергнуть замечание собеседника можно еще до того, как оно высказано - это избавит от последующих оправданий. Однако чаще это делается после высказывания. Не следует парировать тотчас же: это может быть воспринято партнером как неуважение к его позиции. Можно отложить свой ответ на замечания и до более подходящего с тактической точки зрения момента. Не исключено, что к тому времени оно утратит свое значение, и тогда необходимость ответа на него вовсе отпадет.

20. При необходимости высказать критические замечания оппоненту следует помнить, что цель критики - помочь собеседнику увидеть ошибку и ее возможные последствия, а не доказать, что он хуже. Критика должна быть направлена не на личность партнера, а на ошибочные действия и поступки. Критику следует предварить признанием каких-либо заслуг партнера, это поможет избавить от обид.

21. Вместо того чтобы выражать свое недовольство, лучше предложить путь устранения ошибки. Этим можно добиться следующего:

  • захватить инициативу в выборе средств решения возникшей проблемы и наилучшим образом защитить свои интересы;
  • оставить возможность для дальнейшей совместной деятельности.

22. Для разрешения конфликтов полезно переменить позицию «я против тебя» на позицию «мы против общей проблемы». Данный подход подразумевает готовность обсуждать условия, но при этом он помогает достичь решения, как можно более удовлетворяющего обе стороны.

23. Умение завершить разговор, если он принял нежелательное направление, тоже имеет немаловажное значение. Необходимо знать пункт, в котором следует отступить, прекратить ведение переговоров в связи с невозможностью принять требуемые условия.

Может случиться и так, что результат переговоров не оправдал надежд одного из партнеров. Вероятно, причина скрывается не в отсутствии взаимопонимания, а в ошибочной тактике ведения дискуссии. Вот несколько типичных ошибок, которые могут возникнуть при ведении переговоров и помешать успешному завершению дискуссии:

  • Импровизация при подготовке к разговору.
  • Неясность цели разговора.
  • Плохая организация речи.
  • Необоснованность аргументов.
  • Недостаток внимания к мелочам.
  • Недостаток искренности.
  • Отсутствие такта.
  • Переоценка собственной позиции.
  • Неуважение к позиции собеседника.
  • Нежелание идти на компромисс.

Особенно следует избегать подобных ошибок тем, кто выступает в активной роли. Это поможет сделать аргумент более убедительным, заручиться доверием слушателя, предстать перед ним цельной личностью.

Александр Владимирович Mopoзoв , заведующий кафедрой социальной психологии Института гуманитарного, член-корреспондент Международной Академии психологических наук.

Споры могут приводить к ссорам. Разногласий в жизни не избежать. Но спорить можно правильно и не потерять лицо, более того, даже расположив оппонента к тому, чтобы принять вашу точку зрения.

Для начала необходимо как можно об оппоненте: на каких позициях онстоит, по каким причинам, а также раскрыть его аргументы в пользу защищаемой им точки зрения. Чем больше информации, тем легче ее использовать для себя. Так вы успеете выявить ваши разногласия и продумать вашу модель поведения, постановку речи и уже дадите понять, что заинтересованы в мнении собеседника, а это всегда плюс.

Никогда не доказывайте, что ваш собеседник не прав. Это в любом случае бесполезно, вы только спровоцируете ссору и негативное отношение, которые абсолютно вам не нужны. Борьбу противоположных мнений необходимо прекращать сразу же, не давая ей развиться, поскольку в эмоциональном запале ни один из вас не услышит другого. Лучше согласиться, даже если вы уверены в том, что человек не прав. Пройдет пара минут и оппонент усмирит эмоции за счет того, что ссориться не из-за чего и нечего доказывать.

Как заставить принять вашу точку зрения?

В большинстве случаев, споры приводят к ссорам по той простой причине, что ни один из участвующих не желает проигрыша: ведь это значит потерять собственное лицо. Любые убеждения, противоположные убеждениям вашего оппонента, заставляют его как бы выставить стенку защиты, обычно при помощи агрессивных и грубых высказываний . Согласиться с правотой собеседника иногда необходимо. В первую очередь, для того, чтобы снять напряжение и разрядить атмосферу. Человек знает, когда и где он не прав, и косвенным, а может, и прямым образом сам выспросит в таком случае вашу точку зрения, увидев, что формально выиграл и вы приняли его сторону.

Используйте отрицания. Употребляя частичку «нет», на самом деле, мы в определенной степени заставляем сделать именно то, что запрещаем. В таком случае, обрисуйте желательный вам вариант как отрицательный, чтобы оппонент имел представление об альтернативном ходе мыслей. Запрет воспринимается как попытка манипуляции, если не подкреплен аргументами и доводами, воспринимаемыми как достаточные данным конкретным оппонентом. А аргументация вам потребуется чуть позднее, для утверждения собственной позиции. Поэтому необходимо в самом начале разговора узнать, чье мнение для него является авторитетным: какие СМИ, люди (ученые, политики или селебрити) или другие источники.

Чем больше положительного говорит ваш оппонент, тем лучше для вас. Иными словами, пусть говорит чаще «да» и соглашается с чем-то. Утвердительно ответив девять раз, он с наибольшей вероятностью согласится и на десятый.