Биографии Характеристики Анализ

Искусственная гравитация. Искусственная гравитация перестаёт быть фантастикой

Б.В. Раушенбах, соратник Королева, рассказал о том, как у того возникла идея создания искусственной тяжести на космическом корабле: в конце зимы 1963 года главного конструктора, расчищавшего дорожку от снега у своего домика на Останкинской улице, можно сказать, осенило. Не дождавшись понедельника, он позвонил по телефону Раушенбаху, который жил неподалеку, и вскоре они вместе стали «расчищать дорогу» в космос для длительных полетов.
Идея, как чаще всего бывает, оказалась простой; она и должна быть простой, иначе на практике может ничего не получиться.

Для полноты картины. Март 1966, американцы на «Джемини-11»:

В 11:29 «Джемини-11» был отстыкован от «Аджены». Началось самое интересное: как поведут себя два объекта, связанные тросом? Сначала Конрад пытался ввести связку в гравитационную стабилизацию – чтобы ракета висела внизу, корабль вверху и трос был натянут.
Однако отойти на 30 м, не возбудив сильных колебаний, не удалось. В 11:55 перешли ко второй части эксперимента – «искусственная тяжесть». Конрад ввел связку во вращение; трос сначала натянулся по кривой линии, но через 20 мин выпрямился и вращение стало вполне правильным. Конрад довел его скорость до 38 °/мин, а после ужина до 55 °/мин, создав тяжесть на уровне 0,00078g. «На ощупь» это не чувствовалось, но вещи потихоньку осели на дно капсулы. В 14:42 после трех часов вращения штырь был отстрелен, и «Джемини» ушел от ракеты.

Вы можете не интересоваться космосом, но наверняка читали о нем в книгах, видели в фильмах и играх. В большинстве произведений, как правило, присутствует гравитация - мы не обращаем на нее внимания и воспринимаем как данность. Вот только это не так.

Массивные притягивают сильнее, меньшие - слабее.

Матчасть

Земля это как раз такой массивный объект. Поэтому люди, животные, здания, деревья, травинки, смартфон или компьютер - все притягивается к Земле. Мы к этому привыкли и никогда не задумываемся о такой мелочи.

Главное следствие притяжения Земли для нас - ускорение свободного падения, также известное как g. Оно равно 9,8 м/с². Любое тело при отсутствии опоры будет одинаково ускоряться к центру Земли, набирая 9,8 метров скорости каждую секунду.

Благодаря этому эффекту мы ровно стоим на ногах, различаем «верх» и «низ», роняем вещи, и так далее. Убери притяжение Земли - и все привычные действия перевернутся с ног на голову.

Лучше всего это знают космонавты, которые проводят существенную часть своей жизни на МКС. Они заново учатся пить, ходить, справлять базовые нужды.

Вот несколько примеров.

При этом в упомянутых фильмах, сериалах, играх и прочей фантастике гравитация на космических кораблях «просто есть». Создатели даже не объясняют, откуда она там появилась - а если и объясняют, то неубедительно. Какие-то «генераторы гравитации», принцип работы которых неизвестен. Это никак не отличается от «просто есть» - лучше вообще не объяснять в таком случае. Так честнее.

Теоретические модели искусственной гравитации

Создать искусственную гравитацию можно несколькими способами.

Много массы

Первый (и самый «правильный») вариант - увеличить корабль, сделать его очень массивным. Тогда гравитационное взаимодействие будет обеспечивать требуемый эффект.

Но нереальность данного способа очевидна: для такого корабля нужно очень много материи. Да и с равномерностью распределения гравитационного поля нужно что-то делать.

Постоянное ускорение

Так как нам нужно достичь постоянного ускорения свободного падения в 9,8 м/с², то почему бы не сделать космический корабль в виде платформы, которая будет ускоряться перпендикулярно своей плоскости с этим самым g?

Таким образом нужный эффект будет достигнут - но есть несколько проблем.

Во-первых, нужно откуда-то брать топливо для обеспечения постоянного ускорения. И даже если кто-то вдруг придумает двигатель, который не требует выброса материи, закон сохранения энергии никуда не пропадет.

Во-вторых, проблема заключается в самой природе постоянного ускорения. Наши физические законы гласят: ускоряться вечно нельзя. Теория относительности же говорит обратное.

Даже если корабль периодически будет менять направление, для обеспечения искусственной гравитации он должен постоянно куда-то лететь. Никаких зависаний вблизи планет. Если корабль остановится, то гравитация пропадет.

Так что и такой вариант нам не подходит.

Карусель-карусель

А вот тут уже начинается самое интересное. Все знают, как работает карусель - и какие эффекты испытывает человек в ней.

Всё, что находится на ней, стремится выскочить наружу соразмерно скорости вращения. Со стороны карусели же получается, что на все действует сила, направленная вдоль радиуса. Вполне себе «гравитация».

Таким образом, нам нужен корабль в форме бочки, который будет вращаться вокруг продольной оси . Такие варианты довольно часто встречаются в научной фантастике.

При вращении вокруг оси возникает центробежная сила, направленная вдоль радиуса. Поделив силу на массу, мы получим искомое ускорение.

Высчитывается все это по незамысловатой формуле:

A=ω²R,

где a - ускорение, R - радиус вращения, а ω - угловая скорость, измеряемая в радианах в секунду (радиан это примерно 57,3 градуса).

Что нам нужно для нормальной жизни на воображаемом космическом крейсере? Комбинация радиуса корабля и угловой скорости, чье производное выдаст в итоге 9,8 м/с².

Нечто подобное мы видели в ряде произведений: «2001 год: Космическая одиссея» Стэнли Кубрика, сериал «Вавилон 5», «Интерстеллар» Нолана, роман «Мир-Кольцо» Ларри Нивена, вселенная игр Halo.

Во всех них ускорение свободного падения примерно равно g - все логично. Однако и в этих моделях существуют проблемы.

Проблемы «карусели»

Самую явную проблему, пожалуй, проще всего объяснить на примере «Космической одиссеи». Радиус корабля составляет примерно 8 метров - для достижения ускорения, равного g, требуется угловая скорость примерно в 1,1 рад/с. Это примерно 10,5 оборотов в минуту.

При таких параметрах в силу вступает «эффект Кориолиса» - на разной «высоте» от пола на движущиеся тела действует разная сила. И зависит она от угловой скорости.

Так что в нашей виртуальной конструкции мы не можем вращать корабль слишком быстро, поскольку это приведет к внезапным падениям и проблемам с вестибулярным аппаратом. А с учетом формулы ускорения, не можем мы себе позволить и маленький радиус корабля.

Поэтому модель «Космической одиссеи» отпадает. Примерно та же проблема и с кораблями в «Интерстелларе», хотя там с цифрами уже все не так очевидно.

Вторая проблема находится с другой стороны спектра. В романе Ларри Нивена «Мир-Кольцо» корабль представляет собой гигантское кольцо с радиусом, примерно равным радиусу земной орбиты (1 а.е. ≈ 149 млн км). Таким образом он вращается с вполне удовлетворительной скоростью для того, чтобы человек не заметил эффект Кориолиса.

Казалось бы - все сходится, но и тут есть проблема. Один оборот займет 9 дней, что создаст огромные перегрузки при таком диаметре кольца. Для этого нужен очень крепкий материал. На данный момент человечество не может произвести такую прочную конструкцию - не говоря уже о том, что где-то нужно взять столько материи и еще все построить.

В случае с Halo или «Вавилоном 5» все предыдущие проблемы вроде отсутствуют: и скорость вращения достаточная, чтобы эффект Кориолиса не имел негативного воздействия, и построить такой корабль реально (гипотетически).

Но и у этих миров есть свой минус. Имя ему - момент импульса.

Раскручивая корабль вокруг оси, мы превращаем его в гигантский гироскоп. А отклонить гироскоп от своей оси сложно из-за момента импульса, количество которого должно сохраняться в системе. А значит, лететь куда-то в определенном направлении будет тяжело. Но эта проблема решаема.

Как должно быть

Называется это решение «цилиндр О’Нила»: берем два одинаковых корабля-цилиндра, соединенные вдоль оси и вращающиеся каждый в свою сторону. В результате мы имеем нулевой суммарный момент импульса, и проблем с направлением корабля в нужном сторону быть не должно.

При радиусе корабля в 500 метров и более (как в «Вавилоне 5») все должно работать как надо.

Итог

Какие мы можем сделать выводы о реализации искусственной гравитации в космических кораблях?

Изо всех вариантов самым реальным выглядит именно вращающаяся конструкция, в которой сила, направленная «вниз», обеспечивается центростремительным ускорением. Создать же искусственную гравитацию на корабле с плоскими параллельными конструкциями вроде палуб, учитывая наше современные понимание законов физики, невозможно.

Радиус вращающегося корабля должен быть достаточным, чтобы эффект Кориолиса был незначительным для человека. Хорошими примерами из придуманных миров могут служить уже упоминавшиеся Halo и «Вавилон 5».

Для управления такими кораблями нужно построить цилиндр О’Нила - две «бочки», вращающиеся в разном направлении для обеспечения нулевого суммарного момента импульса для системы. Это позволит адекватно управлять кораблем - вполне реальный рецепт обеспечения космонавтов комфортными гравитационными условиями.

И до того момента, как мы сможем построить нечто подобное, хотелось бы, чтобы фантасты уделяли больше внимания физической реалистичности в их произведениях.

Поместите человека в космос, подальше от гравитационных пут земной поверхности, и он будет ощущать невесомость. И все же по телевизору нам показывали, что экипаж космического судна вполне успешно ходит ногами по полу. Для этого используется искусственная гравитация, создаваемая установками на борту фантастического судна. Насколько это близко к реальной науке?


Капитан Габриэль Лорка на мостике «Дискавери» во время имитации битвы с клингонцами. Весь экипаж притягивается искусственной силой тяжести, и это как бы уже канон.

Касательно гравитации. Большим открытием Эйнштейна стал принцип эквивалентности: при равномерном ускорении система отсчета неотличима от гравитационного поля. Если бы вы были на ракете и не могли видеть Вселенную через иллюминатор, вы бы и понятия не имели о том, что происходит: вас тянет вниз сила гравитации или же ускорение ракеты в определенном направлении? Такой была идея, которая привела к общей теории относительности. Спустя 100 лет это самое правильное описание гравитации и ускорения, которое нам известно.


Идентичное поведение мяча, падающего на пол в летящей ракете (слева) и на Земле (справа), демонстрирует принцип эквивалентности Эйнштейна.

Есть и другой трюк, как пишет Итан Зигель, который мы можем использовать, если захотим: мы можем заставить космический корабль вращаться. Вместо линейного ускорения (вроде тяги ракеты) можно заставить работать центростремительное ускорение, чтобы человек на борту чувствовал внешний корпус космического корабля, подталкивающий его к центру. Такой прием был использован в «Космической одиссее 2001 года», и если бы ваш космический корабль был достаточно большим, искусственная сила тяжести была бы неотличима от настоящей.
Только вот одно но. Три этих типа ускорения - гравитационное, линейное и вращательное - единственные, которые мы можем использовать для имитации эффектов гравитации. И это огромная проблема для космического аппарата.


Концепт станции 1969 года, которая должна была собираться на орбите из отработанных этапов программы «Аполлон». Станция должна была вращаться на своей центральной оси для создания искусственной гравитации.

Почему? Потому что если вы хотите отправиться в другую звездную систему, вам нужно будет ускорить ваш корабль, чтобы туда добраться, а затем замедлить его по прибытии. Если вы не сможете оградить себя от этих ускорений, вас ждет катастрофа. Например, чтобы ускориться до полного импульса в «Звездном пути», до нескольких процентов световой скорости, придется испытать ускорение в 4000 g. Это в 100 раз больше ускорения, которое начинает препятствовать кровотоку в теле.


Запуск космического шаттла «Колумбия» в 1992 году показал, что ускорение протекает на протяжении длительного периода. Ускорение космического корабля будет во много раз выше, и человеческое тело не сможет с ним справиться.

Если вы не хотите быть невесомым во время длительного путешествия - чтобы не подвергать себя ужасному биологическому износу вроде потери мышечной и костной массы - на тело постоянно должна действовать сила. Для любой другой силы это вполне легко сделать. В электромагнетизме, например, можно было бы разместить экипаж в проводящей кабине, и множество внешних электрических полей просто исчезли бы. Можно было бы расположить две параллельные пластины внутри и получить постоянное электрическое поле, выталкивающее заряды в определенном направлении.
Если бы гравитация работала таким же образом.
Такого понятия, как гравитационный проводник, просто не существует, как и возможности оградить себя от гравитационной силы. Невозможно создать однородное гравитационное поле в области пространства, например между двумя пластинами. Почему? Потому что в отличие от электрической силы, генерируемой положительными и отрицательными зарядами, существует только один тип гравитационного заряда, и это масса-энергия. Гравитационная сила всегда притягивает, и от нее никуда не скрыться. Вы можете лишь использовать три типа ускорения - гравитационное, линейное и вращательное.


Подавляющее большинство кварков и лептонов во Вселенной состоит из материи, но у каждого из них существуют и античастицы из антиматерии, гравитационные массы которых не определены.

Единственный способ, с помощью которого можно было бы создать искусственную гравитацию, которая защитит вас от последствий ускорения вашего корабля и обеспечит вам постоянную тягу «вниз» без ускорения, будет доступен, если вы откроете частицы отрицательной гравитационной массы. Все частицы и античастицы, которые мы нашли до сих пор, обладают положительной массой, но эти массы инерциальны, то есть о них можно судить только при создании или ускорении частицы. Инерционная масса и гравитационная масса одинаковы для всех частиц, которые мы знаем, но мы никогда не проверяли свою идею на антиматерии или античастицах.
В настоящее время проводятся эксперименты именно по этой части. Эксперимент ALPHA в ЦЕРН создал антиводород: стабильную форму нейтральной антиматерии, и работает над изолированием ее от всех других частиц. Если эксперимент будет достаточно чувствительным, мы сможем измерить, как античастица попадает в гравитационное поле. Если падает вниз, как и обычное вещество, то у нее положительная гравитационная масса и ее можно использовать для строительства гравитационного проводника. Если падает в гравитационном поле вверх, это все меняет. Один лишь результат, и искусственная гравитация может внезапно стать возможной.


Возможность получения искусственной гравитации невероятно манит нас, но основана на существовании отрицательной гравитационной массы. Антиматерия может быть такой массой, но мы пока этого не доказали.

Если антиматерия имеет отрицательную гравитационную массу, то при создании поля из обычного вещества и потолка из антивещества, мы могли бы создать поле искусственной гравитации, которое всегда тянуло бы вас вниз. Создав гравитационно-проводящую оболочку в виде корпуса нашего космического корабля, мы защитили бы экипаж от сил сверхбыстрого ускорения, которые в противном случае стали бы смертельными. И что самое крутое, люди в космосе не испытывали бы больше негативных физиологических эффектов, которые сегодня преследуют астронавтов. Но пока мы не найдем частицу с отрицательной гравитационной массой, искусственная гравитация будет получаться только за счет ускорения.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цели и задачи исследования

Целью моей научно исследовательской работы является рассмотрение такого фундаментального взаимодействия как гравитация, его явлений и проблема космических поселений с искусственным притяжением, рассмотрение особенностей использования различного вида двигателей для создания искусственной гравитации, развитие представлений о жизни в космосе в условия искусственной гравитации и решение проблем, возникающих при создании этого проекта, интеграция патентов передовых технологий к решению проблем искусственной гравитации.

Актуальность исследования.

Космические поселения представляют собой вид космических станций, на которых человек смог бы проживать в течение длительного периода времени или даже всю жизнь. Для создания подобных поселений нужно продумать все необходимые условия для оптимальной жизнедеятельности — систему жизнеобеспечения, искусственную силу тяжести, защиту от космических воздействий и т.д. И хотя реализовать все условия довольно сложно, ряд писателей-фантастов и инженеров уже создали несколько проектов, по которым, возможно, в будущем будут созданы удивительные космические поселения.

Значимость и новизна исследования.

Искусственная гравитация является перспективным направлением для исследований, ведь она обеспечит долговременное пребывание в космосе и возможность дальних космических перелетов. Постройка космических поселений может дать средства для дальнейших исследований; если запустить программу космического туризма, что будет являться весьма дорогим удовольствием, космические корпорации получат дополнительный поток финансирования, и исследования можно будет проводить по всем направлениям, не ограничиваясь возможностями.

Гравитация. Гравитационные явления. Гравитация.

Гравитация - один из четырех типов фундаментальных взаимодействий, или иными словами - такая сила притяжения, направленная к центру массы любого объекта и к центру масс скопления объектов; чем больше масса, тем выше гравитация. При удалении от объекта сила притяжения к нему стремится к нулю, но в идеальных условиях совсем не исчезает никогда. То есть, если представить себе абсолютный вакуум без единой лишней частицы любого происхождения, то в этом пространстве любые объекты, обладающие хоть бесконечно малой массой, при отсутствии любых других внешних сил будут притягиваться друг к другу на любом бесконечно далеком расстоянии.

При малых скоростях гравитация описывается механикой Ньютона. А при скоростях сопоставимых со скоростью света гравитационные явления описываются СТО

А. Эйнштейна.

В рамках механики Ньютона гравитация описывается законом всемирного тяготения, который гласит, что два точечных (или сферических) тела притягиваются друг к другу с силой прямо пропорциональной произведению масс этих тел, обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними и действующей вдоль прямой соединяющей эти тела.

В приближении больших скоростей гравитация объясняется СТО, которая имеет два постулата:

    Принцип относительности Эйнштейна, говорящий о том, что природные явления одинаково протекают во всех инерциальных системах отсчета.

    Принцип постоянства скорости света, говорящий о том, что скорость света в вакууме постоянна (противоречит закону сложения скоростей).

Для описания гравитации разработано особое расширение теории относительности, в котором допускается кривизна пространства-времени. Тем не менее, динамика даже в рамках СТО может включать гравитационное взаимодействие, пока потенциал гравитационного поля намного меньше. Следует также заметить, что СТО перестаёт работать в масштабах всей Вселенной, требуя замены на ОТО.

Гравитационные явления.

Самым ярким гравитационным явлением считается притяжение. Также существует иное явление, связанное с гравитацией - невесомость.

Благодаря гравитационным силам мы ходим по земле, и наша планета существует, как и вся Вселенная. Но что случится если мы покинем планету? Мы будем испытывать одно из ярких гравитационных явлений - невесомость. Невесомость - такое состояние тела, при котором на него не действуют никакие силы кроме гравитационных, либо эти силы скомпенсированы.

Астронавты, пребывающие на МКС, находятся в состоянии невесомости, что негативно сказывается на их здоровье. При переходе из условий земной гравитации к условиям невесомости (в первую очередь, при выходе космического корабля на орбиту), у большинства космонавтов наблюдается реакция организма, называемая синдромом космической адаптации. При длительном (более недели) пребывании человека в космосе отсутствие гравитации начинает вызывать в организме определённые изменения, носящие негативный характер. Первое и самое очевидное последствие невесомости — стремительное атрофирование мышц: мускулатура фактически выключается из деятельности человека, в результате ухудшаются все физические характеристики организма. Кроме того, следствием резкого уменьшения активности мышечных тканей является сокращение потребления организмом кислорода, и из-за возникающего избытка гемоглобина может понизиться деятельность костного мозга, синтезирующего его. Также есть основания полагать, что ограничение подвижности нарушает фосфорный обмен в костях, что приводит к снижению их прочности.

Для того чтобы избавиться от негативных эффектов невесомости необходимо создать искусственное тяготение в космосе.

Искусственная гравитация и космические поселения. Ранние исследования XX в.

Циолковский предложил теорию эфирных поселений, которые представляли собой тор, который медленно вращается вокруг своей оси. Но в то время такие идеи были утопией и все его проекты остались на эскизах.

Первый проработанный проект был предложен австрийским ученым Германом Нордрунгом в 1928 году. Это также была станция в форме тора, включающая в себя жилые модули, электрогенератор и астрономический обсерваторный модуль.

Следующий проект был предложен Вернером фон Брауном, ведущим специалистом американской космической программы, он также представлял собой торообразную станцию, где люди бы жили и работали в помещениях, соединённых в один большой коридор. Проект Вернера был одним из приоритетных направлений НАСА до появления проекта Skylab в 60-х.

Skylab - первая и единственная национальная орбитальная станция США, предназначалась для технологических, астрофизических, медико-биологических исследований, а также для наблюдения Земли. Запущена 14 мая 1973 года, приняла три экспедиции на кораблях «Аполлон» с мая 1973 по февраль 1974 года, сошла с орбиты и разрушилась 11 июля 1979 года.

Далее в 1965 году Американским космическим обществом было выдвинуто предположение, что идеальной формой для космических поселений будет тор, так как все модули расположены вместе, то сила тяжести будет иметь максимальную величину. Проблема искусственной гравитации представлялась во многом решеной.

Следующим проект выдвинул Джерард О’Нилл, он предполагал создание колоний, для которых предлагается использовать два гигантских размеров цилиндра, заключённых в раму и вращающихся в разные стороны. Эти цилиндры вращаются вокруг собственной оси со скоростью около 0,53 оборота в минуту, за счёт чего в колонии создаётся привычная для человека сила тяжести.

В 1975 г. Паркер выдвинул проект создания колонии диаметром 100 м и длиной в 1 км, удалённой на расстояние около 400 000 км от Земли и Луны и рассчитанного на 10 000 человек. Вращение вокруг продольной оси со скоростью 1 оборота за 21 секунду создаст в нём близкую к земной гравитацию.

В 1977 г. научным сотрудником Исследовательского центра Эймса (НАСА) Ричардом Джонсоном и профессором Чарльзом Холброу из Университета Колгейта вышла работа «Космические поселения», в которой рассматривались перспективные исследования поселений в форме тора.

В 1994 году под руководством д-ра Родни Гэлловэя при участии научных сотрудников и лаборантов Лаборатории Филлипса и Лаборатории Сандия, а также других исследовательских центров ВВС США и Космического исследовательского центра Аризонского университета, было составлено объёмное руководство для проектирования космических поселений в форме тора.

Современные исследования.

Одним из современных проектов в области космических поселений является Стэндфордский тор, который является прямым потомком идей Вернера фон Брауна.

Стэнфордский тор был предложен НАСА в течение лета 1975 года студентами Стэнфордского университета с целью осмыслить проект будущих космических колоний. Позже Джерард О’Нил представил свой «Остров Один» или «Сферу Бернала», как альтернативу тору. «Стэнфордский тор», только в более детальной версии, представляющей собой концепцию кольцевидной вращающейся космической станции, был представлен Вернером фон Брауном, а также австрийским инженером словенского происхождения Германом Поточником.

Он представляет собой тор диаметром около 1,8 километра (для проживания 10 тысяч человек, как описывалось в работе 1975 года) и вращается вокруг своей оси (оборот в минуту), создавая на кольце искусственную гравитацию в 0,9 — 1 g за счёт центробежной силы.

Солнечный свет поступает внутрь через систему зеркал. Кольцо соединяется со ступицей через «спицы» -коридоры для движения людей и грузов до оси и обратно. Ступица — ось вращения станции — лучше всего подходит для стыковочного узла приёма космических кораблей, так как искусственная гравитация тут ничтожна: здесь находится неподвижный модуль, пристыкованный к оси станции.

Внутреннее пространство тора является жилым, оно достаточно большое для создания искусственной экосистемы, природного окружения и внутри подобно длинной узкой ледниковой долине, чьи концы, в конечном счете, изгибаются вверх, чтобы сформировать круг. Население живёт здесь в условиях, подобных густонаселенному пригороду, причем, внутри кольца имеются отделения для занятия сельским хозяйством, и жилая часть. (Приложение 1)

Космические поселения и искусственная гравитация в культуре. Elysium

Миры-кольца, какими они представлены, например, в фантастическом боевике «Элизиум» или видеоигре «Halo», являются, пожалуй, одними из самых интересных идей для космических станций будущего. В «Элизиуме» станция находится близко к Земле и, если игнорировать ее размеры, обладает определенной долей реалистичности. Однако самая большая проблема здесь заключается в ее «открытости», что уже только по виду — чистая фантастика.

«Возможно, самым спорным вопросом по поводу станции «Элизиум» является ее открытость для космической среды».

«В фильме показано, как космический корабль просто садится на лужайку после того, как прилетает из открытого космоса. Здесь нет никаких стыковочных шлюзов и тому подобного. А ведь такая станция должна быть полностью изолирована от внешней среды. В противном случае атмосфера здесь долго не задержится. Возможно, открытые участки станции можно будет защитить каким-то невидимым полем, которое позволит солнечному свету проникать внутрь и поддерживать жизнь в высаженных здесь растениях и деревьях. Но пока это всего лишь фантастика. Таких технологий нет».

Самая идея станции в форме колец замечательная, но пока нереализуемая.

Star Wars

Практически каждый любитель научно-фантастических фильмов знает, что такое «Звезда смерти». Это такая большая серая и круглая космическая станция из киноэпопеи «Звездные войны», внешне очень напоминающая Луну. Это межгалактический уничтожитель планет, который по сути сам является искусственной планетой, состоящей из стали и населенной штурмовиками.

Можем ли мы в реальности построить такую искусственную планету и бороздить на ней просторы галактики? В теории — да. Только на это потребуется невероятное количество человеческих и финансовых ресурсов.

Вопрос строительства «Звезды смерти» поднимался даже американским Белым домом, после того как общество отправило соответствующую петицию для рассмотрения. Официальный ответ властей гласил, что только на сталь для строительства потребуется 852 000 000 000 000 000 долларов.

Но даже если вопрос финансов не был бы приоритетным, то у человечества нет технологий чтобы воссоздать «Звезду смерти», так как необходимо огромное количество энергии для ее движения.

(Приложение 2)

Проблемы в реализации проекта космических поселений.

Космические поселения являются перспективным направление в космической отросли будущего, но как всегда есть трудности, которые необходимо преодолеть для выполнения этой задачи.

    Начальные капитальные затраты;

    Внутренние системы жизнеобеспечения;

    Создание искусственной силы тяжести;

    Защиту от враждебных внешних условий:

    1. от радиации;

      обеспечение тепла;

      от инородных объектов;

Решение проблем искусственной гравитации и космических поселений.

    Начальные капитальные затраты - данную проблему можно решить сообща, если люди отложат свои личные амбиции и будут работать во благо великой цели. Ведь только от нас зависит будущее человечества.

    Внутренние системы жизнеобеспечения - уже сейчас на МКС присутствуют системы для повторного использования воды, но этого мало, при условии достаточности места на орбитальной станции можно найти место для оранжереи в которой будут произрастать растения, выделяющие максимум кислорода, также имеет место быть создание гидропонических лабораторий для выращивание ГМО, которые смогут снабжать продовольствием все население станции.

    Создание искусственной силы тяжести не такая уж сложная задача, как доставка огромного количество топлива необходимого для вращения станции.

      1. Есть несколько путей решения проблемы.

          1. Если нужно сравнить эффективность различных типов двигателей, инженеры обычно говорят об удельном импульсе. Удельный импульс определяется как изменение импульса на единицу массы израсходованного топлива. Таким образом, чем эффективнее двигатель, тем меньше топлива требуется для вывода ракеты в космос. Импульс, в свою очередь, есть результат действия силы в течение определенного времени. Химические ракеты, хотя и обладают очень большой тягой, работают всего несколько минут, а потому характеризуются очень низким удельным импульсом. Ионные двигатели, способные работать годами, могут иметь высокий удельный импульс при очень низкой тяге.

Использовать стандартный подход и применить к решению проблемы реактивные двигатели. Расчеты показывают, что при использовании любого известного реактивного двигателя потребуются огромные количества топлива, чтобы содержать станцию хотя бы год.

    Удельный импульс I (ЖРД) = 4,6

    Удельный импульс I (РДТТ) = 2,65

    Удельный импульс I (ЭРД) = 10

    Удельный импульс I (Плазменный двигатель) = 290

Таков расход топлива за 1 год, следовательно, использовать реактивные двигатели неразумно.

          1. Моя идея заключается в следующем.

Рассмотрим элементарный случай.

Пусть у нас есть карусель, которая неподвижна. Тогда, если мы закрепим n число однополярных электромагнитов по краю карусели так, чтобы сила их взаимодействия была максимальной, получим следующее: если мы включим электромагнит №1 так что он будет действовать на электромагнит №2 с силой в x раз больше чем, второй действует на первый, то согласно III закону Ньютона сила действия электромагнита №1 на №2 со стороны №2 будет компенсирована силой реакции опоры карусели, что выведет карусель из состояния покоя. Теперь выключим №1, поднимем силу №2 до №1 и включим №3 с силой равной №2 на предыдущим этапе и если продолжать данную процедуру, то добьемся вращения карусели. Применив данный способ к космической станции мы получим решение проблемы искусственной гравитации.

(Приложение 3).

    Защита от враждебных условий среды

    1. Защита от радиации патент № 2406661

патентообладатель Ребеко Алексей Геннадьевич

Изобретение относится к методам и средствам защиты экипажа и оборудования от ионизирующего излучения (заряженных частиц высокой энергии) при космических полетах. Согласно изобретению вокруг космического аппарата создают защитное статическое электрическое или магнитное поле, которое локализуют в пространстве между двумя вложенными друг в друга замкнутыми несоприкасающимися поверхностями. Защищаемое пространство космического аппарата ограничено внутренней поверхностью, а внешняя поверхность изолирует аппарат и защищаемое пространство от межпланетной плазмы. Форма поверхностей может быть произвольной. При использовании электрического защитного поля на указанных поверхностях создают заряды одной величины и противоположного знака. В таком конденсаторе электрическое поле сосредоточено в пространстве между поверхностями-обкладками. В случае магнитного поля по поверхностям пропускают токи противоположного направления, а соотношение силы токов подбирают так, чтобы минимизировать значение остаточного поля снаружи. Желательная форма поверхностей в этом случае - тороидальная, для обеспечения сплошной защиты. Под действием силы Лоренца заряженные частицы будут двигаться по отклоняющим криволинейным траекториям или замкнутым орбитам между поверхностями. Возможно одновременное применение электрического и магнитного поля между поверхностями. При этом в пространство между поверхностями может быть помещен подходящий материал для поглощения заряженных частиц: например, жидкий водород, вода или полиэтилен. Технический результат изобретения направлен на создание надежной, сплошной (геометрически непрерывной) защиты от космической радиации, на упрощение конструкции средств защиты и снижение энергозатрат на поддержание защитного поля.

    1. Обеспечение тепла патент №2148540

патентообладательОткрытое акционерное общество "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" им. С.П. Королева"

Система терморегулирования космического аппарата и орбитальной станции, содержащая замкнутые контуры охлаждения и обогрева, связанные через, по крайней мере, один промежуточный жидкостно-жидкостный теплообменник, системы управления и измерения, клапанно-распределительную и дренажно-заправочную арматуру, при этом контур обогрева содержит побудитель циркуляции, газожидкостные и змеевиковые теплообменники и термоплаты, а в контуре охлаждения последовательно установлены, по крайней мере, один побудитель циркуляции, регулятор расхода жидкости, один выход которого подключен через первый обратный клапан ко входу смесителя потоков теплоносителя, а другой через второй обратный клапан - ко входу радиационного теплообменника, выход которого подключен ко второму входу смесителя потоков, выход смесителя потоков связан соединительным трубопроводом с теплоприёмной полостью промежуточного жидкостно-жидкостного теплообменника, выход из которой подключен к побудителю циркуляции, на соединительном трубопроводе установлены датчики температуры, электрически связанные через систему управления с регулятором расхода жидкости, отличающаяся тем, что в контур охлаждения дополнительно введены два электронасосных агрегата, причем вход первого электронасосного агрегата через фильтр подключен к выходу теплоносителя из теплоприемной полости промежуточного жидкостно-жидкостного теплообменника, а его выход подключен ко второму обратному клапану и параллельно, через фильтр ко входу второго электронасосного агрегата, выход которого подключен к первому обратному клапану, при этом каждый электронасосный агрегат снабжен датчиком перепада давления, а на трубопроводе, соединяющем выход смесителя потоков с теплоприемной полостью жидкостно-жидкостного теплообменника, установлен дополнительный датчик температуры, электрически связанный через систему управления с первым электронасосным агрегатом.

    1. Защита от инородных объектов

Существует множество способов защиты от инородных тел.

    Использовать нестандартные двигатели, такие как электромагнитный ускоритель с изменяемым удельным импульсом;

    Обернуть астероид отражающим пластиковымсолнечным парусом , используя покрытую алюминием пленку типа PET;

    «Покрасить» или посыпать объект диоксидом титана (белый цвет) или сажей (черный), с тем, чтобы вызвать эффект Ярковского и изменить его траекторию;

    Ученый-планетолог Юджин Шумейкер в 1996 году предложил выпускать облако пара на пути объекта для его осторожного замедления. Ник Забо в 1990 году нарисовал похожий замысел, «аэродинамическое торможение кометы» : комета или ледовая конструкция нацеливается на астероид, после чего ядерные взрывы испаряют лед и формируется временная атмосфера на пути астероида;

    Прикрепить к астероиду тяжелый балласт, чтобы с помощью смещения центра тяжести изменить его траекторию;

    Использовать лазерную абляцию ;

    Использовать ударно-волновой излучатель ;

    Ещё один «бесконтактный» метод был недавно предложен учеными Ц. Бомбардели и Дж. Пелез из Технического университета Мадрида. В нём предлагается использовать ионную пушку с низкой дивергенцией, направленную на астероид с находящегося рядом корабля. Кинетическая энергия, передающаяся через доходящие до поверхности астероида ионы, как и в случае с гравитационным буксиром создаст слабую, но постоянную силу, способную отклонить астероид, и при этом будет использоваться более легкий корабль.

    Подрыв ядерного устройства над, на или под поверхностью астероида является потенциальным вариантом отражения угрозы. Оптимальная высота взрыва зависит от состава и размера объекта. В случае угрозы со стороны груды обломков, чтобы избежать их рассеивания, предлагается произвести радиационную имплозию, то есть подрыв над поверхностью. При взрыве высвободившаяся энергия в виде нейтронов и мягких рентгеновских излучений (которые не проникают сквозь вещество) превращается в тепло при достижении поверхности объекта. Тепло превращает вещество объекта в выброс, и он сойдет с траектории, следуя третьему закону Ньютона, выброс направится в одну сторону, а объект — в противоположную.

    Электромагнитная катапульта — это автоматическая система, располагающаяся на астероиде, выпускающая вещество, из которого он состоит, в космос. Тем самым он медленно сдвигается и теряет массу. Электромагнитная катапульта должна работать в качестве системы с низким удельным импульсом: использовать много топлива, но мало энергии.

Смысл заключается в том, что если использовать вещество астероида в качестве топлива, то количество топлива не так важно, как количество энергии, которая, вероятнее всего, будет ограничена.

Ещё один возможный способ — расположить электромагнитную катапульту на Луне, нацелив её на околоземный объект, с тем, чтобы воспользоваться орбитальной скоростью естественного спутника и его неограниченным запасом «каменных пуль».

Вывод.

Проанализировав представленную информацию становится понятно, что искусственная гравитация — это вполне реальное явление, которое будет иметь широкое применение в космической отросли, как только мы преодолеем все трудности, связанные с этим проектом.

Космические поселения я вижу в том виде, который предложил фон Браун: торообразные миры с оптимальным использованием пространства и с применением передовых технологий для обеспечения продолжительной жизнедеятельности, а именно:

    • Вращение станции будет происходить по принципу, который я описал в разделе Создание искусственной гравитации. Но ввиду того, что помимо вращения будет совершаться движение в пространстве, целесообразно установить на стацию корректировочные двигатели.

    Использование передовых технологий для обеспечения нужд станции:

    • Гидропоника

      • Растения не нужно поливать много. Воды израсходуется намного меньше, чем при выращивании на грунте в огороде. Несмотря на это, при правильном подборе минеральных веществ и компонентов растения не будут пересыхать или гнить. Это происходит за счет получения достаточного количества кислорода.

        Большим плюсом является то, что такой метод позволяет оградить растения от множеств болезней и вредителей. Сами растения не будут впитывать в себя вредные вещества из грунта.

        Следовательно, будет максимальная урожайность, что полностью покроет нужды обитателей станции.

    • Регенерация воды

      • Конденсация влаги из воздуха.

        Очистка использованной воды.

        Переработка урины и твердых отходов.

    За энергообеспечение будет отвечать кластер ядерных реакторов, которые будут экранированы согласно патенту № 2406661 адаптированному на вытеснение радиоактивных частиц за пределы станции.

Задача по созданию космических поселений трудна, но выполнима. Я надеюсь, что в ближайшем будущем, ввиду быстрого развития науки и техники, все необходимы предпосылки для создания и развития космических поселений на основе искусственной гравитации будут выполнены. Мой посильный вклад в это нужное дело будет оценен. Будущее человечества лежит в освоении космоса и перехода на новый, более перспективный, экологически чистый виток спирали развития человечества.

Приложения

Приложение 1. Стэнфордский тор

Приложение 2. Звезда смерти, Эллизиум.

Приложение 3. Схема вращательного движения.

Равнодействующая сил в первом приближении (только взаимодействие магнитов). В итоге станция совершает вращательное движение. Что нам и требуется.

Список литературы

АЛЯКРИНСКИЙ. Человек живёт в космосе. Невесомость: плюс или минус?

Баррер, М. Ракетные двигатели.

Добровольский, М. Жидкостные ракетные двигатели. Основы проектирования.

Дорофеев, А. Основы теории тепловых ракетных двигателей.

Матвеев. Механика и теория относительности: Учебник для студентов вузов.

Мякишев. Молекулярная физика и термодинамика.

Мякишев. Физика. Механика.

Мякишев. Физика. Электродинамика.

Рассел, Д. Гидропоника.

Санько. Астрономический словарь.

Сивухин. Общий курс физики.

Фейнман. Фейнмановские лекции по гравитации.

Циолковский. Труды по ракетной технике.

Шилейко. В океане энергии.

Голубев И.Р. и Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана

Захлебный А.Н. Книга для чтения по охране природы

Зверев И. Охрана природы и экологическое воспитание школьников.

Иванов А.Ф. Физический эксперимент с экологическим содержанием.

Киселев С.В. Демонстрация парникового эффекта.

Интернет-ресурсы:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница

http://www.roscosmos.ru

http://allpatents.ru

— Правда ли, что в космосе нет притяжения?

— НЕТ, не правда: закон Всемирного тяготения действует везде.

Почему же тогда космонавты «летают» внутри своего корабля, пристегиваются к кровати на время сна и ловят «летающие чипсы» по всей каюте?

Они испытывают невесомость потому, что движутся по окружности (вокруг Земли) с огромной скоростью (7,9 километров в секунду); примерно это можно продемонстрировать, налив в маленькое ведерко воды и сильно раскрутив. Вода не будет выливаться, её будет придавливать к донышку «центробежной силой», а точнее — силой инерции: поскольку инерция действует прямолинейно, а «закругление» траектории движения постоянно изменяет направление движения.

Именно инерция движения пр круговой орбите вокруг Земли — и компенсирует силу тяжести. Если бы космический корабль не летел с этой скоростью — а был неподвижным — он тут же рухнул бы на Землю — не важно, что он находится на расстоянии несколько сот километров от Земли: её сила тяготения огромна и распространяется на очень большое (теоретически — бесконечное) расстояние. Если бы из земли торчала огромная башня, высотой 500 километров (примерно на такой высоте постоянно движется МКС), и мы бы стояли на вершине этой башни — то не испытывали бы никакой невесомости, а обычное притяжение Земли (разве что чуть-чуть меньше, чем на поверхности).

Стало быть Космос, в этом плане, ничем особым не отличается; но только в космосе, где нет атмосферы — можно двигаться со столь огромной скоростью, чтобы можно было компенсировать земное притяжение. А возможно ли каким-то способом «получить» невесомость на Земле ? Это, довольно приятное ощущение, когда ничто не заставляет мышцы напрягаться. Когда можно парить, не касаясь предметов, один раз оттолкнуться ногами — и пролететь огромное расстояние — причем быстро, быстрее, чем бегущий человек! Наверное здорово было бы посетить какой-нибудь специальный салон, где предоставляют услуги «невесомости»!

Но на Земле, с этим проблема. Вода отпадает: хоть человек в воде и может «не падать на дно», и в принципе может не всплывать — а как будто «зависать» на месте — это, все же никакая не невесомость. Если под водой долго находиться вниз головой — то кровь прильет к мозгу так же, как и на суше. Мышцы будут так же напряжены, как и в другом месте Земли: на них действует такая же самая сила тяжести, и органы тела, в том числе внутренние — будут имеют обычный вес. Невесомость — это нечто совсем другое!

Пожалуй, единственно возможныйспособ создать полную потерю веса — это находиться на борту быстро снижающегося самолета. И то, продолжительность такого эффекта не больше пары минут. Можно конечно просто подпрыгнуть — но тогда в невесомости тело будет меньше секунды. Во время затяжного прыжка с парашютом, невесомость хоть и будет длиться дольше — но не будет полной, из-за сильно возросшего трения об воздух, который до некоторой степени станет «твердым», как опора и тело чувствует некоторый вес.

А существует ли, хотя бы теоретически способ получить невесомость без

необходимости движения или падения, в неподвижной лаборатории, при чем неограниченно долго?

Да, но чисто теоретически: построить такое заведение в центре Земли ! Да, в самом её центре (в центре масс), в недрах, в ядре: вся масса земного шара будет находиться снаружи и оказывать гравитационное воздействие на посетителя такого «клуба» со всех сторон одновременно и с одинаковой силой. Результирующее направление силы тяжести будет равно НУЛЮ — человек (или любой предмет) зависнет и не будет никуда падать. Фактически, такое конечно не возможно (в ближайшие пару-тройку миллиардов лет) — из за огромной темпе ратуры и колоссального давления в недрах Земли, но на каком-нибудь другом небесном теле, в принципе вероятно.

Ну а если все-же на Земле, и чуть более реальный способ, чем в земном ядре?

Пожалуй можно, но он мало понравится другим земным обитателям: разогнать скорость вращение планеты примерно в 17 раз! Сутки на Земле будут длиться около полутора часов (40 минут день и примерно столько же ночь). Зато — в любом месте на экваторе будет настоящая невесомость! Поверхность Земли, в экваториальной части — будет двигаться с той же скоростью, с которой вращаются спутники, то есть с первой космической; сила инерции на этой широте, полностью компенсирует земное притяжение и можно будет летать! Но, летать будут не только люди, и в этом есть проблема…

Все предметы: ключи, зажигалки, головные уборы, стулья, чемоданы, велосипеды, автомобили — все будет находиться не на земле — а там, где им «заблагорассудится». Мелкие камни, средние камни, огромные булыжники будут плавать в воздухе, сталкиваться, разлетаться, подлетать к земле, ударяться, потом отпрыгивать, подниматься очень высоко, возвращаться — в общем это такой переполох… Вся земля, в общем то — не монолитная скала, а наложенные один на другой камни, песчинки, пылинки и все такое. Все это больше не будет придавлено к земле и станет перемещаться беспорядочно. От пыли ничего не будет видно. Здания, к

оторые стоят на фундаменте, на 90 процентов держатся на притяжении Земли, которое перестанет иметь место. Целые горы, которые подпирает снизу земная мантия — станут отрываться и улетать . А вода? Ну конечно же, вода тоже свернется в мелкие капли или в крупные шары и будет летать, прописанная пылью. Причем, воды будет очень много — все океаны моментально прихлынут туда, где меньше сила веса. Вместе с океанами прилетит всё, со всей планеты, что сможет оторватьс я: все окажется на экваторе или в воздухе около него. Всю планету «раздует» на экваторе — и она из шара превратиться в сильно сплюснутый эллипсоид. Огненно-жидкая мантия из недр тоже поднимется, вслед за всем остальным. А воздух? Воздух огромным фонтаном будет выбрасываться в экваториальной плоскости далеко в космос, часть потом будет возвращаться на полюса — затем вновь притекать к экватору и вырываться наружу. Ураган будет сплошной, непрерывный и зверски-сильный. В купе со всеми легкими — средними и тяжелыми предметами, летающими в воздухе, наверное это будет сплошной ад…

Да, при таком сценарии лучше уж копать в сторону ядра… Может все-таки есть «нормальный» способ «спродуцировать» невесомость? Чтобы не трогать целую планету, а выкопать бункер под какой-нибудь горой: гора сверху, близко: притягивает вверх. А центр Земли далеко — притягивает вниз. Можно ведь достичь «баланса»?

Тогда придется «закопаться» до трети радиуса Земли, а гора, должна быть размером с Луну… Хотя… Нужно, чтобы гора была из такого материала, чтобы он был в сто тысяч раз плотнее золота ! Обычная гора, весом в миллиард тонн — имела размер несколько метров. Вот такую «болванку» положить на крышу бункера — и будет первый в мире пансионат, в котором предлагают развлечься в невесомости! Нужно только хорошо укрепить конструкцию потолка потому, что столь тяжелое тело таких маленьких размеров — продавит все на свете, и постепенно погрузится в самые недра земли… И еще… Нужно как-то отломать миллиард тонн такого вещества от ближайшего потухшего Белого Карлика и привезти его…

И все же, если серьёзней: неужели не существует ни какого реального способа? использовать анти-гравитацию, или заэкранировать немного притяжение снизу, или включить искусственную гравитацию сверху? Нужно-то поднять всего-то тело человека, в несколько десятков килограмм, ведь не нужна для этого огромная энергия? Лифт же поднимает, да и ноги каждый день поднимают ого-го на какую высоту… Увеличить многократно собственный вес можно на центрифуге, или даже на простой карусели. Может можно так же легко как-то уменьшить? Это же, в принципе не будет противоречить закону сохранения энергии? Анти-материю уже давно получили, может её можно как-то использовать?

Анти-материя не дает анти-гравитации: по большому счету это та же материя, только имеющая противоположный электрический заряд. На качелях-каруселях можно получить невесомость — но кратковременно; в целом тот же эффект, что и от обычного «прыжка»: пол-секунды потери веса, а за тем столько же перегрузки. Способ создания долговременной невесомости на Земле пока не известен. Хотя, скорей всего возможность должна быть.

Может кто-то уже придумал? Напишите комментарий или спросите у друзей в соц. сетях: