Биографии Характеристики Анализ

Искусство темной материи или укрощение адептов. Темная материя

Искусство темной материи

Или укрощение адептов

Пролог

Уже слышали новость? - обратился к товарищам у стенда с расписанием рыжеволосый пятикурсник.

Её не слышал только глухой, - хмыкнул в ответ блондин, переписывая лекции и время практики на первую учебную неделю. - Сам же видишь изменения в расписании. Искусство темной материи, - насмешливо произнес боевик, убирая длинную челку со лба. - Раньше мы с ней боролись, а теперь изучаем. Мало нам нежити…

Так из-за нежити и будем изучать, чтобы отбить юго-западное побережье у архиличей, - не согласился ещё один пятикурсник. - Мой отец говорит, положение бедственное: сколько их не убивай, они снова возрождаются. Король тратит казну на поддержание армии, а толку ноль.

А твой отец не сказал, что новый предмет будет вести новый ректор? - раздался холодный, чуть насмешливый голос, позади ребят. Все, как по команде, обернулись и заулыбались.

Дарк Ланэр - сын советника короля. Уж он-то точно знает: что, где и когда.

Слышал ректор - женщина, - хмыкнул рыжеволосый. Все посмотрели на Дарка.

Не женщина, - поморщился он. - Дроу. Дроу женского рода, по ошибке, называемая женщиной.

Дроу уже давно служат в королевской гвардии, что в этом такого? - не согласился блондин. - Только, женщина не может управлять Королевской Академией Магии, где большая часть адептов - мужчины, кем она не была.

Дарк Ланэр был не согласен, но и объяснять каждому, что пятнадцать лет назад в войне между людьми и дроу погибла его мать, не собирался.

Как думаете, она гончая, как и остальные дроу? - спросил русоволосый.

Вряд ли, - безразлично пожал плечами Дарк. - Отец ничего не сказал. Только то, что она сделала научное открытие в магии и подчинила темную материю.

Если она инфантильная барышня, нам всем придется туго, и на магический турнир можем не попасть, - здраво рассудил рыжеволосый.

Кто ректора охмурит, тот его и танцует, - скалясь, предложил блондин, сверкая зелеными глазами, уже предвкушая веселье. - Чем быстрее избавимся от женщины-ректора, тем быстрее спасем репутацию академии, и нам вернут нормального мужика, - пояснил он.

Ставлю десятину на то, что я справлюсь с ней первый, - улыбаясь, заявил рыжий.

Я бы поставил на Дарка, - не согласился русоволосый. - У него опыта с юбками больше.

Я не собираюсь её «охмурять», - неприязненно произнес Ланэр. - Мы доведем её, так что она сама уйдет.

А если не уйдет? - подозрительно спросил русоволосый. Как-то ему не верилось, что дроу можно «довести».

Мы не оставим ей выбора, - уверенно заявил Дарк.

Он простился с сокурсниками и направился к себе в комнату разбирать вещи. От мысли, что одной из лучших академий будет управлять женщина, да ещё и дроу… приводила в его в холодное бешенство...

Глава первая

А началось то всё с научного открытия…

Остановилась в воротах замка, осматриваясь, куда завела меня судьба и моё желание помочь Северному Королевству. Ну, что же, Ниана… молодец. Помогла…

Получи должность ректора и распишись.

Тьвить! Тьву, тьву!

Лифуринская степная сова заложила вираж и, выставив когти, села на подставленную руку.

Сидела бы себе дроу девица в отряде и меча полуторного не высовывала. Хорошо тебе было лейтенант Дейф на казенных харчах, да под открытым небом, да у ночного костра, на поле брани рядом с обожжёнными телами нежити. Но нет, решила дроу отличиться и умницу включить. От скуки и, видимо, безделья сделала дроу научное открытие. Взяла и подчинила темную материю. Всё это дело преобразовала, и нежить за несколько дней истребила.

Его Величество Аскер эль Кельв очень обрадовался и проклятый, вечно суровый, советник тоже. Оба они очень радовались, бокалы за меня поднимали, дифирамбы в унисон пели, да так слаженно…

А потом новое назначение, подпишите вот тут и вот тут, мелкий шрифт читать необязательно…

Юмор и ирония это хорошо. В бою помогают, дух закаляют, и отпор достойный сослуживцам дают. Посмотрим, лейтенант Дейф, как они тебе в стенах Академии Королевской Магии помогут.

Фани протяжно запищал, подтверждая мои худшие опасения. Академия меня не ждёт и мне совсем не рады. Я, собственно и не ждала почестей и ковровых дорожек, но хотелось бы банального уважения, о котором тут видимо, не слышали. А зря…

Переступив порог величественного замка, состоящего из нескольких построек и корпусов, высотой в три этажа, я позабыла о всякого рода иронии и снова превратилась в сурового лейтенанта Дейфа, которого воспитывали в лагерях дроу. К слову сказать, о воспитании дроу слагают легенды. И пугают ими детей перед сном…

Первое что мне не понравилось отсутствие постовых и какого-либо контроля на входе. Заходи, кто хочет, бери, что душе угодно. Адептов можно пачками выносить, никто не хватится. Ну, может только каменная горгулья на входе.

Ниана Дейф. Прибыла на должность нового ректора Королевской Академии Магии, - доложила секретарю, протягивай скрученный документ, заверенный подписью и печатью. - Вызовите мне смотрителя, пожалуйста.

Окинула взглядом приемную администрации, слишком красивую и молодую, на мой взгляд, секретаря.

А мистер Туаро… - начала девушка, но стушевалась под моим суровым армейским взглядом, поглядывая на Фани и пискнула, - сейчас найду, - поднялась и бросилась на выход.

Мо Фань вернулся в Гуанчжоу. Пин Чжоулун всем своим видом показывал, что у него есть к Мо Фаню срочное дело.

Мо Фань было подумал, что ему удалось добыть информацию от помощницы Сяо Пин, но маг повел его в подземные этажи.

Мо Фань никогда бы не подумал, что под башней Гуанчжоу находиться магический полигон, а сам Пин Чжоулун оказался его начальником. С загадочным видом он провел Мо Фаня в изолированную комнату из белой стали.

Перед Мо Фанем находилось большое четырех-слойное стекло, сквозь которое он увидел другое помещение. На приспособлении, похожем на операционный стол были разложены почерневшие останки.

— Старина Пин, ты специально привел меня сюда, чтобы показать эту почерневшую мумию? Твой странный взгляд меня нервирует, — Мо Фань обратился к магу.

Пин Чжоулун обладал спокойным добродушным характером. Он не был хорошим боевым магов, но так же, как и директор Сяо, любил проводить магические исследования.

— Не узнаешь его? — спросил маг.

— Твою ж мать! При одном взгляде на эти угли, меня начинает тошнить. Зачем мне узнавать это?

— Эх ты, малец! Это разве не ты притащил останки мастер Бэя? Средь бела дня притащил это в нашу ассоциацию и перепугал кучу народа! — недовольно ответил Пин Чжоулун.

— Я притащил его, чтобы сообщить о произошедшем в суде Линьинь. А вы сохранили это…

— Ты и Бэй Цзян имеет схожую очень специфическую особенность. Знаешь, что это?

— Говори уже, или я пойду. Мне нужно тренироваться, — сказал Мо Фань.

— Да, да. Я хотел сказать, что ваша природная одаренность имеет схожий характер. Он тоже в самом начале пробудил сразу два элемента. Его элементами были тень и хаос, а самое интересное то, что две стихии обладали одним духовным путем! — восторженно выпалили Пин Чжоулун.

— Два элемента с одним духовным путем? — Мо Фань впервые в жизни слышал о таком явлении.

Различные магические элементы совместимы друг с другом. Многие сильные маги, достигнув высокого или высшего уровней, могут переплетать две стихии вместе, но только потому, что могут очень быстро формировать звездные облака. Но никто не может соединять их одновременно.

Самый просто пример — Му Нин Сюэ. Она часто использует вместе элемент ветра и элемент льда. Например она может создать ледяной ураган. Но она использует обе стихи по отдельности и соединяет их с помощью развитой силы контроля.

Но, судя по словам Пин Чжоулуна, два элемента мастера Бэя настолько соединились вместе, что даже имели один духовный путь. Это нарушает все научные теории…

Это нарушает теоретические основы магии. В курсе девятилетнего магического образования четко говорится о том, что каждый элемент имеет свой духовный путь. Это неизменный закон магии.

— Он пробудил два элемента, но они слились воедино. Разве это не означает, что есть еще один элемент — темный хаос? — спросил Мо Фань.

Пин Чжоулун покачал головой и заученно произнес:

— Нет, нет, нет. Это вовсе не новый элемент. Все признаки указывают на наличие двух стихий — тени и хаоса. Но элемент тени сильней. Его необычная одаренность доказывает, что две стихии все-таки могут слиться воедино, что может привести к совершенно неожиданным и необычным эффектам. Например, его темное заражение контролируется элементом тени. Но искажения его сферы тени… если я смогу доказать возможность слияния разных стихий, то это приведет к важнейшему пересмотру всей системы элементов!!

— Что ж, я плохой ученик. Я совсем не понимаю ваши глубокие мысли, — Мо Фаню стало неловко.

Он был полным профаном в истории магии, теории магии и магических исследованиях. На школьных экзаменах он не прошил дальше заголовков.

— Ха-ха! Ничего страшного, я и сам смог понять это, лишь углубившись в вопрос. Но, тот факт, что тебе удалось поймать мастер Бэя, возможно спровоцирует новый этап в исследовании магии. Хотя я все равно не могу понять, что способствовало процессу соединения двух стихий, но я буду продолжать исследования в этом направлении. Ты только подумай, если мы откроем секрет соединения разных стихий, силы магов значительно возрастут! И мы больше не будем отсиживаться за безопасными барьерами городов… — взволновано сказал Пин Чжоулун.

— Я понял. Но я не очень силен в этом — осчастливливать человечество. Оставлю этот долг на ваше усмотрение. Ну, я пошел! — ответил Мо Фань.

— Куда ты торопишься? Я не успел сказать, мы хотим провести на тебе пару исследований. Наша магическая ассоциация уже послала людей для твоей поимки ради исследования. Они хотели посмотреть, можно ли скопировать это свойство. Но мы сразу же отказались от этой идеи, все давно знают, что пробуждение двух элементов относиться к свойству организма человека, и это нельзя скопировать… — продолжил Пин Чжоулун.

Мо Фань закатил глаза. Только сейчас он понял, что все изящные манеры этого пожилого мага объяснялись его страстью к науке. Как только дело касалось технических аспектов магии, он сам мог разыграть целую сцену из сомнений, поисков, воодушевления и нахождения ответа.

— Если это все, то я пойду! — многозначительно повторил Мо Фань.

— Да, да, иди, — Пин Чжоулун вдруг резко стал рассеянным.

Мо Фань поторопился убраться из этого места. Все-таки Пин Чжоулун был главой исследовательского отдела Южной Ассоциации, с ним не стоит ссориться!

Мо Фань направился к выходу, но тут за его спиной раздался таинственный голос Пин Чжоулуна:

— Ну если ты не хочешь получить способности Бэя в магии тени, то, конечно, ступай. В ассоциации есть куча магов тени, которые будут на коленях умолять меня о такой возможности. Я то думал, что раз уж ты притащил его сюда, то если мы что-то найдем, в первую очередь нужно рассматривать тебя. Не думал, что ты окажешься совершенно не заинтересованным и с презрением посмотришь на такую возможность.

Рука Мо Фаня застыла над кнопкой открытия двери. Выражение его лица постепенно изменилось с неприязни до заинтересованности!

— А, я тут подумал, что мне не обязательно торопиться. Старина Пин, можете поужинаем вместе? Я приглашаю. Все время хотел выразить вам признательность от младших поколений, но все не было удобного случая, — Мо Фань обернулся. На его лице уже играла широкая улыбка.

— И правда, никогда не встречал настолько нетерпеливого молодого человека! — воскликнул Пин Чжоулун.

— Вы имеете ввиду, что хотите извлечь темные силы мастера Бэя?? — спросил Мо Фань.

После убийства мастер Бэя, Мо Фань даже не думал о таких вещах, ведь ни духовные, ни душевные семена нельзя извлечь.

— Мой главный элемент — элемент некромантии. Я могу поддерживать связь с умершими. По моему мнению все останки — это целое богатство, — сказал пожилой маг.

— Вот как! Тогда понятно почему вы смогли докопаться до особенностей магии Бэя, — кивнул Мо Фань.

— Извлечение энергии из тел умерших было главным направлением моих исследований во время учебы в университете. Смерть означает увядание всего, это неотложный закон. Мне удалось извлечь из тела сирены токсичные антитела, и добиться появления иммунитета к ее яду у моряков. Также мне удалось достать призывных существ умерших магов, и не позволить им затеряться на задворках призывного мира из-за смерти хозяина. Также я… ну подожди, подожди!! Какой же ты нетерпеливый! Я веду к тому, что мне уже удалось извлечь темную материю из останков Бэя.

Она вовсе не рассеялась после его смерти, а наоборот аккумулировалась, впитала все темную энергия вокруг себя и превратилась в нечто похожее на энергию элементного семени, зависящего от духа Бэя. Сейчас осталась главная сложность: как отделить темную энергия от духа Бэя. Темная материя тесно переплелась с его душой, и вполне возможно, если ты хочешь впитать его темные силы, тебе придется также впитать сущность Бэя. Но я опасаюсь, что она может оказать сильное негативное влияние на тебя.

— То есть я могу использовать эту черную материю?

— Ты не сможешь завладеть его природной одаренностью, но сможешь получить его особенную темную магию. Путем усердных тренировок ты сможешь освоить его специфические способности контроля элемента тени, и даже овладеть способность темного заражения. Ты должен знать, что темная магия очень часто тесно связана с заключением контракта. Эту темную материю ты можешь рассматривать как неживое призывное существо. После смерти хозяина, эта материя может найти нового… Но повторю еще раз, эта материя тесно связана с духом мастера Бэя. А если учесть ненависть киллера по отношению к тебе, то как только ты впитаешь его темную материю, его дух может атаковать тебя! — сказал Пин Чжоулун.

— Контроль магии тени, темное заражение, этого уже достаточно! Быстрей! Говорите, что делать! — взволнованно воскликнул Мо Фань.

Темная материя не излучает и не поглощает свет, практически не взаимодействует с «обычной» материей, ученым пока не удалось поймать ни одной «темной» частицы. Но без нее не могла бы существовать знакомая нам Вселенная, да и мы сами. В День темной материи, который отмечается 31 октября (физики решили, что - как раз подходящее время, чтобы устроить праздник в честь темной и неуловимой субстанции), N + 1 расспросил заведующего отделом теоретической астрофизики Астрокосмического центра ФИАН Андрея Дорошкевича о том, что такое темная материя и почему она так важна.

N + 1: Насколько ученые уверены сегодня, что темная материя действительно существует?

Андрей Дорошкевич: Главное свидетельство - это наблюдения флуктуаций реликтового излучения, то есть результаты, которые за последние 15 лет получили космические аппараты WMAP и « ».

Они с высокой точностью измеряли возмущение температуры космического микроволнового фона, то есть реликтового излучения. Эти возмущения сохранились с эпохи рекомбинации, когда ионизованный водород превратился в нейтральные атомы.

Эти измерения показали присутствие флуктуаций, очень небольших, примерно в одну десятитысячную кельвина. Но когда они стали сравнивать эти данные с теоретическими моделями, то обнаружили важные отличия, которые нельзя объяснить никак иначе, кроме как присутствием темной материи. Благодаря этому они с точностью до процентов смогли посчитать доли темной и обычной материи во Вселенной.

Распределение вещества во Вселенной (слева направо) до и после появления данных телескопа «Планк»


Ученые предпринимали множество попыток избавиться от невидимой и неощущаемой темной материи, создавались теории модифицированной гравитации, например MOND, которые пытаются объяснить наблюдаемые эффекты. Почему модели с темной материей предпочтительнее?

Ситуация очень простая: современная эйнштейновская теория гравитации хорошо выполняется на земных масштабах, спутники летают в строгом соответствии с этой теорией. И она очень хорошо выполняется на космологических масштабах. А все современные модели, которые изменяют гравитацию, не могут объяснить все. Они вносят новые постоянные в закон Ньютона, что позволяет объяснить эффекты присутствия темной материи на уровне галактик, но промахиваются на космологическом масштабе.

А может ли тут помочь открытие гравитационных волн? Может быть, оно поможет отбросить какие-то из теорий?

То, что сейчас измерили гравитационные волны - это громадный технический, а не научный успех. То, что они существуют, было известно 40 лет назад, когда было обнаружено (косвенно) гравитационное излучение от двойного пульсара. Наблюдения гравитационных волн еще раз подтвердили существование черных дыр, хотя мы в этом и раньше не сомневались, но теперь у нас тут есть более или менее прямое свидетельство.

Форма эффекта, изменения гравитационных волн в зависимости от мощности, могут нам дать очень полезную информацию, но нужно ждать еще лет пять-десять, пока у нас накопится достаточно данных для уточнения теорий гравитации.

Как ученые узнали о темной материи

История темной материи началась в 1933 году, когда астроном Фриц Цвикки исследовал распределение скоростей галактик в скоплении, расположенном в созвездии Волосы Вероники. Он обнаружил, что галактики в скоплении двигаются слишком быстро, и если принимать во внимание только видимое вещество, скопление не могло бы быть стабильным - галактики просто разбросало бы в разные стороны.

В статье , опубликованной 16 февраля 1933 года, Цвикки предположил, что их удерживает вместе невидимое тяготеющее вещество - Dunkle Materie.

Чуть позже несоответствие между «видимой» массой галактик и параметрами их движения подтвердили и другие астрономы.

В 1958 году советский астрофизик Виктор Амбарцумян предложил свое решение парадокса Цвикки. По его мнению, скопления галактик не содержат никакой невидимой материи, которая бы удерживала их гравитационно. Мы просто наблюдаем скопления в процессе распада. Однако большинство астрономов не приняло это объяснение, поскольку в этом случае срок жизни скоплений составлял бы не более одного миллиарда лет, а учитывая, что срок существования Вселенной в десять раз больше, к сегодняшнему дню скоплений просто бы не осталось.

Общепринятые представления о темной материи гласят, что она состоит из вимпов (WIMP), массивных частиц, почти не взаимодействующих с частицами обычной материи. Что можно сказать об их свойствах?

У них достаточно большая масса - и это почти все, даже точную массу мы назвать не можем. Они без столкновений пробегают большие расстояния, но возмущения плотности в них не затухают даже на сравнительно малых масштабах - и это единственное, что нам нужно сегодня для моделей.

Реликтовое излучение дает нам характеристики темной материи для больших масштабов, для масштабов скоплений галактик. Но чтобы «спуститься» на масштабы малых галактик, мы вынуждены пользоваться теоретическими моделями.

Само существование небольших галактик говорит о том, что даже в относительно небольших масштабах существовали неоднородности, возникшие вскоре после Большого взрыва. Такие неоднородности могут затухать, разглаживаться, но мы знаем точно, что они не затухли в масштабах маленьких галактик. Это говорит о том, что эти частицы темной материи должны обладать такими свойствами, чтобы эти возмущения сохранились.

Правильно ли говорить, что звезды могли возникать только благодаря темной материи?

Не совсем. Без темной материи не могли возникнуть галактики, а звезды не могут формироваться вне галактик. В отличие от темной материи, барионы всегда горячие, они взаимодействуют с реликтовым излучением. Поэтому самостоятельно они не могут собираться в звезды, гравитация барионов звездной массы не может преодолеть их давление.

Частицы темной материи действуют как невидимый цемент, который стягивает барионы в галактики, а затем уже в них начинается процесс образования звезд. Темной материи в шесть раз больше, чем барионов, она «руководит», а барионы только за ней тянутся.


Ксеноновый детектор частиц темной материи XENON1T

Коллаборация Xenon100

А много ли темной материи вокруг нас?

Она есть везде, вопрос только в том, сколько ее. Считается, что в нашей Галактике масса темной материи - несколько менее 10 процентов.

Но уже в окрестностях Галактики темной материи больше, мы можем видеть признаки присутствия вокруг как нашей, так и других звездных систем. Конечно, мы видим его благодаря барионам, мы их наблюдаем, и понимаем, что они «держатся» там только благодаря присутствию темной материи.

Как ученые ищут темную материю

С конца 80-х годов физики проводят эксперименты на установках глубоко под землей в попытках уловить столкновения отдельных частиц темной материи. За прошедшие 15 лет коллективная чувствительность этих экспериментов росла экспоненциально, удваиваясь в среднем каждый год. Две крупные коллаборации, XENON и PandaX-II, недавно запустили новые, еще более чувствительные детекторы.

Первая из них построила самый большой в мире детектор темной материи XENON1T. В нем используется 2000-килограммовая мишень из жидкого ксенона, помещенная в бак с водой высотой 10 метров. Все это находится под землей на глубине в 1,4 километра в Национальной лаборатории Гран-Сассо (Италия). Установка PandaX-II погребена на глубине 2,4 километра в китайской провинции Сычуань и содержит 584 килограмм жидкого ксенона.

Оба эксперимента используют ксенон, потому что он крайне инертен, а это помогает удерживать низкий уровень шума. Кроме того, ядра атомов ксенона относительно тяжелы (содержат в среднем 131 нуклон на ядро), что дает «бóльшую» мишень для частиц темной материи. Если одна из таких частиц столкнется с ядром атома ксенона, это породит слабую, но уловимую вспышку света (сцинтилляцию) и образование электрического заряда. Наблюдение даже небольшого числа таких событий может дать нам важные данные о природе темной материи.

Пока ни этим, ни каким либо другим экспериментам не удалось обнаружить частиц темной материи, но и это молчание может быть использовано для того, чтобы установить верхний предел вероятности столкновений частиц темной материи с частицами обычной.

Частицы темной материи могут образовывать скопления, как частицы обычной материи?

Могут, но весь вопрос в том, какой плотности. С точки зрения астрофизики и галактики - плотные объекты, их плотность составляет порядка одного протона на кубический сантиметр, и звезды - плотные объекты, с плотностью порядка грамма на кубический сантиметр. Но между ними 24 порядка разницы. Как правило, облака из темной материи имеют «галактическую» плотность.

Есть ли шансы у многочисленных по поиску частиц темной материи?

Они пытаются поймать взаимодействия отдельных частиц темной материи с атомами обычного вещества, как это делают с нейтрино. Но их поймать очень непросто, и не факт, что это вообще возможно.

Телескоп CAST (CERN Axion Solar Telescope) в ЦЕРНе ищет гипотетические частицы - аксионы, из которых может состоять темная материя.

Может быть, темная материя вообще состоит из так называемых «зеркальных» частиц , которые в принципе возможно наблюдать только по их гравитации. Гипотеза второй «зеркальной» Вселенной была предложена полвека назад, это своего рода удвоение реальности.

Реальные наблюдения у нас есть только из космологии.

Беседовал Сергей Кузнецов

Проявление «темной материи» (о самаркандском эзотерическом сообществе 19980х-90х годов) Данная статья была опубликована в «Художественном журнале» №98 в 2016 году Где начинается небо? Там, где парит ястреб, - это небо? Укрывшись от людского глаза, тихо зреет плод. О! Пространство вокруг плода - уже небо. Дзюн Таками1 Каждое утро, стоя у окна, я вижу плотную массу деревьев по ту сторону дороги. Где-то там, на старом ташкентском кладбище, в безымянной могиле, покоится прах Елизаветы Васильевой (Дмитриевой), взбудоражившей в 1917 году поэтическую жизнь России стихотворениями, опубликованными под именем Черубины де Габриак. Ее судьба, во многом показательная для истории российской интеллигенции, попавшей в жернова мировой катастрофы, разразившейся в первой четверти XX века, может также служить иллюстрацией ключевого тезиса объектно- ориентированной онтологии: things withdraw2. Процесс самоустранения Васильевой был многоступенчатым и сложным. После разоблачения ее поэтического фейка, Васильева последовательно самоустранилась сначала из светской жизни, а затем и из литературы вовсе. В 1926 году она была сослана в Ташкент, где и умерла в 1928 году. Ее могила так и не была найдена, а имя практически забыто. Если объекты, в том числе и люди, отступают, самоустраняются, то естественным было бы задать вопрос: куда? Елизавете Васильевой было бы что сказать по этому поводу. Причиной, по которой она была сослана в Туркестан, было ее активной участие в деятельности Антропософского Общества, которое было признано незаконным в советской России, и которое оказало огромное влияние на культуру и искусство Серебряного века. Внешняя история здесь интересует меня значительно менее, чем выводы, вытекающие из того, что можно было бы назвать «антропософским мышлением». Впрочем, наличие исторических и концептуальных связей между различными объектами, позволяет сопоставлять далекие друг от друга явления и приходить к интересным выводам, что я надеюсь продемонстрировать ниже на некоторых примерах из центрально- азиатского контекста. Александр Фроленко. «Чаша Олоферна» (1998) 1 Темная материя искусства Часто о сокрытом говорят, производя различие между сокрытостью метафорической, за которой стоит неявный смысл, требующий прочтения, и метонимической, обусловленной утратой информации, которая нуждается в восстановлении. Однако, рассматривая эту проблему как с позиций объектно- так и антропософски-ориентированного мышления, можно убедиться, что в реальности граница между утратой и непроявленностью смыслов оказывается весьма размытой: «объект никогда не сводится к совокупности наблюдаемых атрибутов»3. Тимоти Мортон объясняет это имманентным свойством объекта быть и одновременно не-быть самим собой. Рудольф Штейнер, основатель антропософии, относит это к неспособности физического сознания среднего человека проникать в глубинные связи между вещами. В этом смысле фрагмент скульптуры Праксителя и «Черный квадрат» Малевича ставят перед сознанием сходные герменевтические проблемы. В обоих случаях проявленного недостаточно, и хотя эта недостаточность различна, она уходит корнями к извечным вопросам отношения имманентного и феноменального. Каким образом сокрытое, непроявленное или утраченное, определяет искусство и его содержание, процесс и результат творчества? Какую роль здесь играет наличие или отсутствие реального или потенциального зрителя? Куда самоустраняется искусство, лишенное зрителя, исторического контекста, части (какой угодно) своей материальной формы? Современные теории познания, как и теории искусств, при всем их видимом разнообразии, стремятся ответить на эти вопросы на основании принятой по умолчанию базовой модели одноразового человека, которую можно упрощенно назвать «3-5-70»4. Тем не менее, мир предоставляет достаточно свидетельств, что он существует, в том числе, за пределами приложения этой модели, и для верификации этого нет необходимости развития ясновидения. Так, по оценкам Робертa Шеррера и Чу Ман Хо, все вещество в космосе состоит на 85% из «темной материи», которая загадочным образом ведет себя пассивно и не оказывает видимого воздействия на процессы, происходящие в доступном нам участке или уровне Вселенной5. Интересно рассмотреть возможные параллели между физической темной материей окружающего мера и различными видами «темной материи» в мире искусства. На что они могут указать? Сергей Яковлев. «Хлеба превращаются в камни» (2000) Вся теория искусства ХХ века так или иначе вращалась вокруг вопроса об онтологическом определении произведения как объекта, признаваемого таковым неким «миром искусства» (art world) – определение, впоследствии неоднократно заклейменное как элитистское, противоречивое и антропоцентричное. Расширению определения художественного произведения позднее сопутствовало беспрецедентное расширение всемирного архива произведений искусства. 2 Художников стало настолько много, что вне зоны доступности оказались не только индивидуальности, не достигшие определенной степени известности, но и целые жанры и направления в искусстве. Приходится мириться с тем, что большинство создаваемых в настоящее время работ останется невостребованным, незамеченным или непонятым в рамках глобальной парадигмы мира искусства. Критики уже не в состоянии иметь дело с чем-либо, кроме как со случайно отобранными из миллионов других работами, иллюстрирующими, или, в идеале – задающими некие тенденции, которые постепенно и становятся главным объектом критического рассмотрения. Именно этим и обусловлен пресловутый «триумф теории», продолжающийся по сей день6. При рассмотрении этой «темной материи» арт-критика пока что исходит главным образом из предположения, что все эти бесчисленные художественные работы в той или иной форме являются вариациями на уже известные темы или представляют собой коллективные феномены, в рамках которых невозможно, да и не нужно, искать того, кто «первым произнес это слово». Глубокий космос признается не содержащим принципиально новых тайн, а пространством, равномерно заполненным бесчисленными, но достаточно однотипными планетами, звездами и галактиками. Все, что мы не можем создавать и наблюдать сейчас, автоматически относится к категории потенциально создаваемого и наблюдаемого в будущем – когда у нас будет еще более сильный телескоп для наблюдения еще большего количества звезд и галактик. Когда у нас появятся более совершенные интернет средства, которые позволят размещать и находить в сети бесконечное количество произведений. Когда наша экономическая жизнь будет окончательно освобождена от гнета нео-либерализма. Будущее тем самым задается в ретроспекции. Григорий Улько. «Диалог со временем» Первый вариант в мастерской (1977) Нетрудно убедиться, что подобные механицистские утопии начисто лишают представления об искусстве какой-либо онтологической содержательности. Эстезис и метафизика выбрасываются за борт вслед за гением, автором и таинством творчества7. Ранний Квентин Мейяссу совершает это анти-корреляционистское очищение во имя недопущения веры в область познания8, поздний 3 Славой Жижек – ради подержания собственного революционного реноме9. Однако, здоровое стремление избавиться от первородного греха кантианства и метафизики в очередной раз заводит современную материалистическую философию в тупик, с одной стороны ограниченный «законом непротиворечивости», а с другой – редукционистской дурной бесконечностью, возникающей в результате экстраполяции базовой модели одноразового человека на мир. Разумеется, безрадостные перспективы, вытекающие из такого рода философствования (а, соответственно, и праксиса), вполне осознаются и порождают различные, в том числе и достаточно радикальные, альтернативы. В антропософских терминах такого рода процессы выхолащивания и закосневания сознания связываются с действиями т.н. ариманических сил, закономерным и необходимым образом открывающих перед человеком перспективы сугубо материального развития, но нуждающихся в преодолении для спасения человечества10. Тимоти Мортон, отличающийся замечательной философской интуицией, вместо материализма говорит о реализме, и одним махом возвращает эстетическое в область легитимного 11 рассмотрения. Более того, он делает эстетическое центром своей системы, отождествляя его с каузальностью, которую он понимает как отношения причинности не между двумя объектами, а между объектом и не-объектом, или между самоустранившейся «сущностью» объекта и его одновременной эманацией12. Переживание эстетического начала в природе у Мортона является не реанимацией классического представления о прекрасном в духе Лессинга, а следствием его интуитивного прозрения в характер созидательных сил самой природы. Здесь он очень близко подходит к убеждению Штейнера в том, что природа творит собственно 13 художественно. Григорий Улько. Проект памятника жертвам Хатыни (1968?) В видении Мортона, каузальность, эстетическим образом эманируемая объектом, находится в философском смысле «перед ним», что, очевидно, происходит в ходе отступления объекта вглубь (withdrawal). Какого рода отношения можно обнаружить, если последовать вслед за 4 устраняющимся объектом, Мортон не поясняет, но об этом можно составить некоторое представление, если обратиться к описываемому Штейнером выходу за предметность в область имагинации, который он связывает с первым посвящением14. Здесь можно усмотреть непосредственную связь с потенциальной ролью «темной материи», возникающей в ходе творческой деятельности, нераспознанной и непроявленной в контексте мира искусства. Примеров художественных произведений, не вошедших, или оставшихся незамеченными в рамках широкого контекста мира искусства, великое множество, но лишь о некоторых из них можно говорить с известной долей уверенности. Часто это – утраченные, но впоследствии найденные работы, ретроспективно признанные в качестве шедевров. Иной раз в этой функции выступают пере-интерпретированные в качестве произведений искусства объекты. Это ретроспективное «обретение» (обратное самоустранению) может осуществляться описанным выше образом, за счет расширения архива работ, или же за счет расширения определения множества объектов, определяемых в качестве произведений искусства. Что же происходит в тех ситуациях, когда произведения искусства не выходят за пределы «темной материи» в проявленное с точки зрения мира искусства бытие? Могут ли самоустраненные произведения функционировать как средства реализации комплексных смыслов, выходящих за пределы, постулируемые миром искусства? Зеркало мира В 1980х-1990х годах Самарканд, когда-то крупнейший город на Шелковом Пути и столица гибридной империи Тамерлана, представлял из себя причудливый культурно-исторический континуум, трансформировавшийся из древних доисламских образований через культуру Мусульманского Ренессанса до статуса колониального форпоста Российской Империи и одного из центров советской программы развития социалистического Востока. Одновременное со- существование различных исторических укладов обусловило специфику культурной жизни города, в основном вращавшейся вокруг университета, протянувшегося вдоль одноименного бульвара 15. Тем не менее, особую для формирования нескольких поколений местной интеллигенции сыграли авторы, не являвшиеся частью официальной академической или художественной среды, хотя и находившиеся с ее представителями в активном диалоге. Их деятельность, при минимальной публичности, обладала высокой степенью каузальности, хотя и различного характера. Альберт Аганесов (1937-1997) получивший философское образование в МГУ, руководил в первой половине 1980х кружком юных кинолюбителей, где помогал молодым энтузиастам кино снимать свои первые короткометражные фильмы в 8мм и 16мм форматах. Он сам сделал всего несколько авторских фильмов, часть из которых осталась незаконченной, и по-видимому, ни один из них не сохранился. Эта деятельность обеспечивала ему занятость и удобный контекст для серьезной философской работы, целью которой работы было создание цельной философской системы, основанной на диалектически интерпретированном принципе триады, в которой соотносились между собой и объяснялись ключевые теории, начиная с христианской Троицы и индуисткой Тримурти, антропософии, психоанализа, экзистенциализма, персонализма. Проработавший много лет в детской психиатрии, Аганесов разработал собственную систему классификации психотипов и этиологии психических расстройств. Он также собрал огромную самиздатовскую библиотеку философских работ, переснятых с оригиналов и микрофильмов. Являясь одним из наиболее известных диссидентов в Самарканде, Аганесов не имел, да и не искал возможности для какого- либо публичного высказывания своих идей или демонстрации своих кинофильмов. Вся его общественная работа велась в узком кругу молодых людей, заинтересованных различными вопросами философии, психологии, религии, музыки и искусства. В конце 1980х он с небольшой 5 группой последователей переехал в Тульскую область, где и скончался несколько лет спустя. Какая часть из его обширного рукописного наследия сохранилась, и где, неизвестно. Хотя кинопроекты составляли лишь незначительную часть творческой работы Аганесова, они стали во многом ключевыми элементами его, по нынешним меркам, элитистской образовательной программы. Основным отношением в фильме «Память» (1981) было взаимодействие между двумя объектами: расколотым напополам камнем и потоком воды. Камень напоминал по форме полушария мозга и содержал отсылку не только к памятникам эпохи палеолита, но и к сознанию, расколотому шизофренической гипертрофией ложного «Эго». Поток воды, этот древний символ эфирной памяти, постепенно стирал окаменевший и разобщенный физический мозг и привязанное к нему бодрствующее сознание. Фильм «Воронье» (1982) нес в себе явный анти-тоталитарный протест, осмысленный как противостояние глобальным силам материалистического разрушения. Сделанный в форме клипа на ныне широко известную песню Pink Floyd Another Brick in the Wall, фильм представлял собой коллаж из фотографий времен Второй Мировой войны, изображений различных богов, ответственных за разрушение и кадров постепенно увеличивающейся стаи ворон. В центре первого кадра фильма была вращающаяся под звук вертолетного винта свастика, в центре последнего – вращающийся в стае ворон земной шар. Метафора вращающегося мира сама проходила полный круг воплощения, завершая свое существование тотальным господством ариманических сил. Последний, так и не оконченный фильм Аванесова должен был стать повествованием о нарастающем мировом кризисе. Был отснят материал лишь для начала первой части, «Сумерки» (1984), посвященной упадку Запада16, переживающему фрустрацию гипертрофированного развития ложного «Я» через экзистенциальный кризис и шизофрению. В первом статичном кадре фильма появлялся старый человек, уходящий (withdrawing) вглубь старого самаркандского кладбища. Формально этот образ был отсылкой к фильмам Бергмана и означал разочарованность европейской интеллигенции в омертвевшей классической культуре, трагичность судьбы которой обозначалась картинами Евгения Спасского. В качестве музыкального сопровождения первой части фигурировала композиция Deep Purple Fool, начинающаяся и завершающаяся характерным «виолончельным» соло. Вторая часть должна была быть посвященной кризису Востока от внутреннего коллапса в бессознательном, сопровождающегося депрессией и упадком цивилизации. В последней части предполагалось обрисовать перспективы гибели Срединной Цивилизации (России) в судорогах маниакально-депрессивного разрыва идентичности. Творчество Евгения Спасского17 (1900-1985), с которым Аганесов познакомился во время учебы в Москве, оказало большое влияние на его понимание изобразительного искусства как формы высшего откровения человеку и одновременно средства переживания человеком катарсиса, выводящего его из подчинения ариманическим силам. Это специфическое отношение к изобразительному искусству, приближающее его к классическому восприятию драмы и переживанию музыки, оказало большое влияние на мировосприятие участников кружка кинолюбителей. Связь Спасского с судьбами интеллигенции в Центральной Азии этим отнюдь не исчерпывается. Он был знаком с Елизаветой Васильевой, и являлся учеником другого антропософа, Бориса Лемана (1882-1945)18 тоже закончившего свои дни в ссылке, в должности заведующего музыкальной частью и дирижера в Музыкально-драматическом театре Алма-Аты. Взаимодействие исторической антропософии как гиперобъекта с центрально-азиатской локацией, прослеживающееся на нескольких уровнях, на мой взгляд, является лишь одной из особенностей 6 региональной «темной материи», проявившей себя и в более радикальном обращении к апокалиптике. Охарактеризовать деятельность и творчество Сергея Яковлева (1962-2014) в конвенциональных терминах достаточно сложно прежде всего потому, что бόльшая его часть происходила в неверифицируемой этими терминами области. В отличие от Аганесова, Яковлев не ставил перед собой никаких образовательных или гуманитарных целей и не стремился к созданию цельной философской системы или к декларации представлений, которые могли бы апеллировать к среднему бодрствующему сознанию. Тем не менее, его влияние на самаркандский архетип сложно переоценить именно в связи с той очевидностью, с которой в его деятельности перед представителями местной интеллигенции и мира искусства выступала «темная материя». Григорий Улько. Проект памятника в честь 2500-летия Самарканда (1970) Яковлев утверждал, что человечество несет ответственность за культивирование в себе «хищнических» качеств и профанного отношения к высшим существам, которые дозволяли этот свободный выбор до некоторого времени, после которого в силу должен был вступить Закон, который, как напрасно воображали себе люди, был «снят» гностицизмом и христианством (withdrawn). Характеризуя настоящее время как период начала воздаяния, он полагал, что человечество, получив определенную долю свободы, прошло точку невозвращения по пути беззакония и обречено, несмотря на многочисленные и разнообразные религиозные и духовные учения. Все свои ранние тексты (т.н. лабораторные журналы) 1980х годов Яковлев уничтожил, а живописные работы перевез из Самарканда в Латвию в 1988г. где он проживал на собственном хуторе вплоть до 1996 года, когда после конфронтации с «АУМ Синрикё» он вернулся в Самарканд. Судьба работ того периода, в том числе «инфернального» портрета Сергея Прокофьева, музыке которого Яковлев уделял исключительное внимание19, неизвестна. После возвращения в Самарканд он радикально меняет свой живописный стиль и делает целый ряд новых работ «для того, чтобы зафиксировать некоторые важные моменты». Эти работы отличает тонкая, хотя и неестественная, техника и странные, проникнутые зловещим юмором, сюжеты. Яковлев постоянно переделывает многие из них, а к концу физической жизни некоторые замазывает. Тем не менее, ключевая работа этого периода, «Хлеба превращаются в камни» (1998-2000), сохранилась. Она представляет собой отсылку к «Тайной вечере» Сальвадора Дали, где шестирукий «Иисус» выкладывает на стол, напоминающий доску для необычной игры, окаменевшие гостии, на что 7 взирают полу-антропоморфные и фантастические фигуры превращающихся в ели апостолов. В последние годы Яковлев пишет несколько сложных текстов, в которых анализирует мифы о Геракле20 и Эдды, фрагменты Евангелий, а также излагает некоторые свои представления о философии, религии, развитии и судьбе человечества. В 2011 году он заявляет о приближающемся завершении работы и о своем намерении покинуть физическое тело, которое и реализует в конце 2014 года по окончанию длительного поста. Другими представителями самаркандского круга 1980х-90х годов были Андрей Кузнецов (р.1964), Александр Фроленко (1968-2001), Александр Благонравов (1970-2009), Геннадий Денисов (1971- 2010). Дмитрий Костюшкин (р. 1975), другие художники, в том числе и автор этих строк. Публичной кульминацией их совместной деятельности стала выставка NEW NVMBER, состоявшаяся осенью 1990г. в Государственном Музее-Заповеднике в Самарканде и даже удостоившаяся положительной рецензии в местной прессе21. Тем не менее, несмотря на окказиональные общественные проявления, искусство и философия, создаваемые в этом сообществе, оказались во многих смыслах гиперобъектами, принадлежащими «темной материи», намеренно устраненными из публичного контекста и насыщенными своими внутренними семантическими кодами. Они оказали исключительно сильное, но не регистрируемое при помощи конвенциональных средств мира искусства (выставки, каталоги, публикации, рецензии, финансовые сделки, повторные экспозиции) каузальное воздействие на несколько поколений интеллигенции Самарканда и вне него, однако с точки зрения внешней культуры, становящейся достоянием ее истории, весь этот интенсивный семантический материал оказывается утраченным как метонимически, так и метафорически22. На исходе дня Разумеется, в существовании утраченных или непонятых художественных произведений нет ничего ни нового, ни необычного. В мире постоянно утрачиваются общественно значимые произведения искусства. Анализируя наследие самаркандского эзотерического сообщества 1980х-90х, можно проследить, каким образом изменяется каузальность, когда «темная материя» искусства так и не выступает в проявление, когда она переходит в своеобразное сумеречное состояние, и когда это проявление имеет место. То, что и творчество, и философия рассмотренных выше авторов носит отчетливо апокалиптический характер, очевидно, и тому есть несколько причин. Одним из контекстов, отличающих этот комплекс смыслов, является, в частности, крах российско-советского колониального проекта, неотъемлемой частью которого была ориентация на европейскую культуру, философскую традицию и сопутствующий им мир искусства. При том, что пост-колониальность современной культуры Центральной Азии и в частности, Узбекистана, является спорным предметом для обсуждения, прежде всего в силу живучести колониального характера доминантного дискурса, определенные культурные явления, выглядевшие укоренившимися в центрально-азиатском обществе, стремительно утратили свою ценность и актуальность без достаточной тому качественной компенсации. Помимо метафорических потерь, разрушению и уничтожению подверглись многочисленные здания, музеи и памятники XIX-XX вв. Хотя проблеме колониальной утраты посвящены такие фильмы, как «Конец эпохи» (М. Вайль, 2000), трилогия «Жить…» (У. Ахмедова, O. Карпов, 2007-2015), публикации в журнале «Восток свыше», интернет-проекты Lenta.ru, Ферганы.Ру, «Письма о Ташкенте», многочисленные страницы в социальных сетях, в целом общество принимает ее как неизбежность. 8 Однако, было бы упрощением сводить эсхатологичность центрально-азиатского эзотерического искусства лишь к ностальгической реакции «культурного арьергарда»23 неудавшегося колониального проекта на изменившиеся общественно-экономические отношения, являющиеся в лучшем случае следствием или коррелятом более глубоких и скрытых причин. Иное качество апокалиптической герменевтики можно было бы почерпнуть из экологического критицизма, который предлагает в частности, Тимоти Мортон, определяющий настоящее как эпоху антропоцена, время необратимых изменений в экологии Земли (Геи), вызванных такими созданными человечеством гиперобъектами, как радиация, загрязнение воды и воздуха, глобальное потепление и так далее. Центральная Азия стала ареной зримого и масштабного экологического бедствия – высыхания в течение жизни одного поколения Аральского моря. Важные выводы по данной теме можно сделать, если сопоставить информацию о ближайших перспективах человечества, сообщаемую Штейнером в начале 1920х годов в ряде своих лекций о карме материализма и в особенности, об Апокалипсисе Св. Иоанна, с кризисом последних пятидесяти лет и реакцией на него сегодняшней мировой интеллектуальной элиты. Разумеется, речь здесь идет не о «предсказаниях конца света», а о попытках составить себе представление о происходящем и о текущих задачах, стоящих, в частности, перед миром искусства24. Алексей Улько. «Планета Хамфри» (1989) На основании различных текстов и имеющихся данных можно сделать вывод, что опасности усугубления материализма в тот самый период, когда от человечества требовались решительные действия и расширения представлений о сознании и связности мира, человечеству избежать не удалось. По большому счету, ни одна из предложенных за последние 150 лет стратегий не сработала. Левый дискурс, питающийся остро осознанной необходимостью достижения социальной справедливости, выродился в то, чему он пытался противостоять – тоталитаризм и вульгарную политическую экономию. Экологический критицизм также не пошел дальше критики политических и экономических решений мировых правительств, и отдельных акций, призванных привлечь внимание публики к проблемам антропоцена. Многочисленные эзотерические движения так и не обрели достаточной глубины и силы, чтобы предложить человечеству нечто большее, чем публикацию гороскопов, совместное скандирование мантр и тренинги по развитию карьеры. Мир искусства, отзывающийся на потребности в деколонизации и наращивании актуальных горизонтальных связей, замкнулся в отношениях любви-ненависти между позерским сектантством современного искусства и самодовольным популизмом искусства коммерческого. Неудача присутствующих в публичном дискурсе доминантных или альтернативных стратегий, похоже, обусловлена тем, что принимаемая по умолчанию модель одноразового человека 9 ограничивает его сознательную деятельность работой с уже созданными формами, последствиями скрытых процессов, что обрекает его на онтологическое отставание от хода времени. В этих условиях любое, даже самое долгосрочное планирование оказывается ретроспективным, поскольку оно относится к событиям будущего как будто они уже произошли в прошлом. Для человека нет возможности иметь дело с еще-не-событием, но в то же самое время его деятельность незримым образом создает это самое будущее. Понимание катастрофических последствий философского и нравственного усугубления материалистических тенденций требует уже выхода представлений за границы чувственно наблюдаемого и контакта с «темной материей», со скрытыми силами, созидающими мир, в том числе новый мир искусства. Думается, что этот выход лежит не в области редукционистского и обскурантистского погружения в бессознательное, как это полагают многие последователи движений new age, а сознательного развития понимания-переживания в зоне ближайшего развития25 за пределами среднего бодрствующего сознания. По-видимому, искусство может сыграть в этом важную роль, но в текущей реальности можно лишь гипотетически предполагать, какие формы оно может принять, чтобы быть в состоянии выполнять эти функции. В современном одноразовом искусстве присутствуют лишь отдельные намеки на то, каким образом погружение в искусство могло бы способствовать актуализации и оживлению того, что повседневное сознание способно воспринять лишь как абстрактные метафизические представления. Это прекрасно чувствует Мортон, возводящий казуальность в ранг эстезиса. Такие художники, как Василий Кандинский, Йозеф Бойс, Аниш Капур, Евгений Спасский, Тони Крэгг, Спенсер Финч в своем творчестве сознательно исходили из более глубокого понимания человека и мира, чем их окружение, но их прозрения часто оставались либо самоустраненными в рамках личного опыта объект-объектного взаимодействия, либо оставались лишь намеками на актуальную метафизику. Но что это за намеки? Многие современные художники тематизируют углубившееся понимание связей в окружающем мире26, но в основном это по-прежнему касается лишь материальных явлений, выступающих как последствия или метафоры скрытой реальности. Определенные перспективы открываются при исследовании различных гиперобъектов, а также маргинальных и фоновых явлений, начиная с глубокого космоса, радиации и физики сверхмалых частиц, и заканчивая т.н. «призрачными голосами» в записанных радиошумах, и преобразованными сверх-высокочастотными или низкочастотными излучениями космических объектов. Очевидно, что одной из наиболее важных, и вполне уже осознанных задач является стимулирование творческой деятельности людей, не входящих в текущие определения мира искусства, превращение его из мира потребителей в мир созидателей. Возможны и иные, более или менее радикальные футурологические концепции искусства, например, основанные на трансгуманизме, анархо-исламе, нео-кибернетике, теологии процесса, или любой иной теории, но, судя по тому, что происходит в настоящее время, они так или иначе станут лишь частями процесса «перебирания возможностей» с заранее-ретроспективно предсказуемым неудачным исходом. У трехмерного человека, замкнутого в периметре своих пяти чувств и своего бодрствующего сознания, нет и, наверное, не должно быть никакого будущего, а средствами одноразового искусства невозможно надеяться его обрести. 10 1Дзюн Таками. Избранная лирика. М.:"Молодая гвардия", 1976. 2 Фраза, сформулированная одним из основателей объектно-ориентированной онтологии Грэмом Харманом и неоднократно используемая его единомышленником Тимоти Мортоном, может быть переведена как «вещи отступают» или «самоустраняются». Таким образом сторонники ООО описывают парадоксальное свойство объектов: существовать в реальности, но не быть сводимым ко всем своим видимым и воспринимаемым аспектам. Withdrawal является переводом хайдеггеровского термина Einzug, предложенным Харманом. 3 Morton, Timothy. Realist Magic: Object, Ontology, Causality. OHP, 2013 4 Три – количество измерений видимого, и по мнению многих, единственно реального пространства, пять – количество органов чувств современного среднего человека, принимаемое как единственно возможное и достаточное для постижения мира, семьдесят – средняя продолжительность существования индивидуального человеческого тела и сознания, измеряемая в солнечных годах. 5 Chui Man Ho and Robert J. Scherrer. Anapole Dark Matter, 2013 http://arxiv.org/abs/1211.0503 6 См. речь президента Ассоциации Современных Языков Дж. Хиллис Миллера в 1986г. 7 Шаталова, Оксана. «Метафизика формы», 2015 http://www.art-initiatives.org/?p=15268 8 Meillassoux, Quentin. After Finitude: An Essay On The Necessity Of Contingency, trans. Ray Brassier (Continuum, 2008) 9 Žižek, Slavoj. Ontological Incompleteness In Painting, Literature and Quantum Theory. 2012 https://www.youtube.com/watch?v=ddctYDCTlIA 10 Штайнер, Рудольф. Апокалипсис. – Евреван: Лонгин, 2009 с.350 11 Morton, там же 12 Morton, там же 13 Кавтарадзе, Г.А. Путь познания в антропософии. http://rhga.ru/science/center/ezo/publications/Kavtaradse.pdf 14 Кавтарадзе, там же. 15 Улько, Алексей «Самарканд: опыт внутренней стратиграфии», 2009. https://www.proza.ru/2010/07/16/243 16 Работа О. Шпенглера «Закат Европы» оказала большое воздействие на культурологическую концепцию Аганесова. 17 О Евгении Спасском см. статью Дмитрия Жукова «Тайнозритель иных миров» (2015) http://www.religiopolis.org/publications/9628-tajnozritel-inykh-mirov.html. Сохранением и изучением творчества Спасского в РФ занимается «Фонд Евгения Спасского» http://e-spassky.ru/html.html 18 О Борисе Лемане и его роли в культуре «Серебряного века» см. очерк Романа Багдасарова «Знавший себя» (2005) http://www.e-spassky.ru/friends/leman1.html 19 Одной из основополагающих категорий эстетики Яковлева конца 1980х годов было понятие «классичности», которое он определял, как имманентное качество произведения, его способность к эманации тонких вибраций «темной материи». Наиболее последовательным воплощением этого принципа он считал музыку Сергея Прокофьева. 20 Яковлев, Сергей. «Что означают некоторые мифы с точки зрения эзотерической философии» в альманахе «АРК №5. Самаркандская школа», Ташкент, 2010. 21 Токарев, Леонард «Палитра познания» в газете «Ленинский путь» №170, Самарканд, 5 сентября 1990г. 22 Разумеется, если принимать хотя бы в качестве гипотетической возможности существование акаши, «океана эфирной памяти», то ничего из феноменального до конца не утрачивается. 23 Определение “культурного арьергарда” в интервью Павла Кравца с Алексеем Улько в статье «Узбекистан: в Ташкенте прошел фестиваль видеоарта «Шорохи культурного арьергарда», 2010 http://www.fergananews.com/article.php?id=6705 24 Штайнер, там же 25 Выготский Л.С., «Мышление и речь», М., «Лабиринт», 1999 г., с. 233-234. 26 Это касается таких экологически ориентированных авторов, как Дон Круг, Тарин Саймон, Лизе Аутоджена, Уве Мартин, Наоми Клейн, Кирилл Преображенский и др. 11