Биографии Характеристики Анализ

Исполнись волею моей значение слова. «Восстань, пророк, и вождь и внемли, Исполнись волею моей…

Поделюсь сильнейшим из музыкальных впечатлений последних дней. Как ни странно, это не какой-то полусумасшедший фри-джазовый саксофонист или трубач, чего можно было бы ожидать, а вдруг ни с того ни с сего оперная певица-контральто, да ещё и знаменитая настолько, что остаётся лишь удивляться, как ухитрился я дожить до пятидесяти двух лет, ни разу не услышав этого голоса, не зная даже имени, - но всё же это случилось: узнал, услышал и, выражаясь словами Костика из "Покровских ворот", - "влюбился, как малолеток".

Мариан Андерсон - величайшая исполнительница оперных арий и негритянских спиричуэлс. Как видите - афроамериканка, то есть, говоря по-нашему, по-неполиткорректному, негритянка. Между прочим, основательный гвоздь забила эта тётя в гроб расовой сегрегации: широко известно, что когда в тридцать девятом году некая общественная организация "Дочери американской революции" из расистских соображений не позволила Мариан Андерсон участвовать в их праздничном концерте, из состава этой вонючей организации в знак протеста вышла не кто-нибудь, а сама Элеонора Рузвельт.

У Осипа Мандельштама есть стихотворение, написанное под впечатлением от радиотрансляции концерта Мариан Андерсон.

Я в львиный ров и в крепость погружён
И опускаюсь ниже, ниже, ниже
Под этих звуков ливень дрожжевой -
Сильнее льва, мощнее Пятикнижья.

Как близко, близко твой подходит зов -
До заповедей роды и первины -
Океанийских низка жемчугов
И таитянок кроткие корзины...

Не ограничена ещё моя пора:
И я сопровождал восторг вселенский,
Как вполголосная органная игра
Сопровождает голос женский.

Признаться, я никогда не относил Осипа Эмильевича к числу великих поэтов, единственной его несомненной творческой удачей всегда считал "...ударяет мне вырванный с мясом звонок", - но не о моих литературных вкусах сейчас речь. Умный banshur69 обратил моё внимание на загадочное обстоятельство , которое одним может показаться проявлением пророческого дара, а другим - нарушением пространственно-временного континуума. Я имею в виду выделенные строчки, где говорится о "богатых дочерях". Полное впечатление, что речь идёт о тех самых расистках - "дочерях американской революции". Вот только ни фига! Стихотворение датировано тридцать седьмым годом , то есть написано за два года до вышеупомянутых событий, а в тридцать девятом Мандельштама, как известно, уже не было в живых, и ошибкой датировки это, следовательно, тоже нельзя объяснить.

И ещё: наконец-то я услышал тот самый спиричуэл, повторяющаяся строчка из которого - he never said a mumblin" word - стала, переведённая на немецкий, названием романа Генриха Бёлля Und sagte kein einziges Wort (в русском переводе - "И не сказал ни единого слова"). Когда слушаешь, как Мариан Андерсон поёт этот спиричуэл, кажется, что ещё чуть-чуть, и что-то разорвётся у тебя внутри.

Исполнись волею моей…

Что заставляет людей творить, заниматься творчеством? Откуда берется желание создать нечто? В широком смысле - откуда в человеке возникает изначальный импульс вообще действовать? (Ведь любое действие это своего рода творчество. Даже если действие направлено на разрушение, а не на созидание, оно меняет картину мира, а значит в масштабах целого даже акт разрушения выглядит как просто еще одна корректива, еще один мазок на всеобщем полотне.)

Очевидно, что в большинстве случаев для того, чтобы что-то происходило (творилось) должно возникнуть осознанное или неосознанное желание перемен. Например, человек неудовлетворен текущей ситуацией, хочет, чтобы стало по-другому, хочет избежать чего-то или достичь какой-то цели. Хочет изменить свою жизнь (или жизнь, например, своей нации или даже человечества), усовершенствовать ее, преодолеть текущее положение вещей. Это понятно. Но что это за желание «изменить» ситуацию? Откуда берется оно?

Как правило, это выглядит как нечто спонтанное. Человек чувствует сначала какое-то неосознанное неудобство, какой-то зов, что-то стремит его поменять положение, взять в руки ручку, бумагу, краски, фотоаппарат. Он называет это что-то «вдохновением». Или, например, он просто хочет встретиться с кем-то, провести приятно время, приготовить что-то вкусное поесть - короче, что-то изменить, достичь некой цели.

Если приглядеться к таким моментам «вдохновения», предшествующим действию, то можно заметить, что человек в эти моменты не чувствует себя удовлетворенным, самодостаточным, полноценным, целостным. Ему требуется восстановить эту отсутствующую целостность. И он находит цель, достижение которой, гипотетически, поможет ему стать снова целым, целостным.

Что стоит за этим ощущением отсутствия целостности? Ведь человек создан по образу и подобию Бога, а значит и такие качества как совершенство и целостность ему тоже присущи. Откуда тогда чувство несовершенства и желание нечто сотворить?

Дело в том, что у человека, если воспринимать его как отдельное от Бога существо (каким он и сам себя чаще всего воспринимает), есть несовершенные аспекты, существующие во времени, подверженные изменениям, старению, трансформации. Эти аспекты - тело и ум. Для удобства и точности, будем называть их «тело-ум», так как они на самом деле составляют единый механизм.

Проявляясь в образе человека, Бог (он же Сознание, Жизнь, Абсолют и проч.) играет в ограниченность и в преодоление этих границ - отождествляется с телом и с помощью мозга и органов чувств начинает воспринимать себя с позиции восприятия «из этого тела». Он «придумывает» себя как некое отдельное «я», обладающее видимостью свободной воли, индивидуальными потребностями, желаниями и интересами. И как бы забывает о своем совершенстве, безграничности и бессмертии. Бог притворяется человеком со всеми его несовершенствами, принимает самоограничивающую обусловленность, исходя из которой верит в что такое «хорошо» и что такое «плохо», вследствие чего у него тут же появляются предпочтения (в основном - чтобы было как «хорошо» и не было как «плохо»). Так Адам теряет рай (срывает яблоко). Чтобы потом всю историю человечества искать (и в некоторых случаях находить) дорогу назад, домой. Одиссей (тот же Адам) при этом переживает множество приключений, невзгод, страданий, препятствий, опытов. Целая эпопея становления. Чтобы вернуться назад в Итаку бытия.

Большинство событий в проявленном мире становления (в том числе большинство человеческих действий и стимулов к тому, чтобы что-то сотворить или разрушить) возникают как результат (отражение) внутренних психофизиологических процессов. Эти психофизиологические процессы - результат генетических программ, а также во многом обусловленных этими программами эмоциональных состояний, которые, путем многоразовых повторений, стали нашей второй натурой (привычкой). Эти старые эмоции со временем буквально вошли в нашу кровь и плоть, стали чертами наших характеров. Совокупность эмоциональных блоков (и соответствующих им неосознаваемых ментальных программ, установок) и их взаимодействие друг с другом составляет человеческую личность (эго) и образует его судьбу.

Многие из этих эмоциональных блоков и связанных с ними ментальных установок имеют корни в событиях, случившихся с нами глубоком детстве. И наше актуальное поведение (реакции, действия, взаимодействия, образ и контекст жизни) как раз происходят из них. Все эти вещи записаны в мозгу в виде нейронных цепочек, а также в теле - в виде физических напряжений (зажимов) и химических реакций. В итоге жизнь большинства взрослых людей (после 30 лет) представляет из себя процентов на 90 хорошо отлаженный автоматический процесс. Тело буквально становится автоматом по производству строго определенного химического набора веществ и реакций. Результатом же этих реакций оказывается та жизнь, которую проживает данный механизм «тела-ума», те события, которые с ним происходят, и те действия, которые он выполняет. В том числе и его «творения». Так работает наша обусловленность.

Причем предопределенность и автоматичность эту можно изменить, потому что мы всегда свободны перестать отождествляться с этими процессами, осознать их и тем самым перестать их подкармливать, в результате чего они постепенно отмирают. Это очень интересная тема, но я не буду тут это излагать во всех деталях (отошлю заинтересованных к книге доктора Джо Диспензы «Сила подсознания».

Из того, о чем тут говорилось до сих пор, следует вот что: желание стать кем-то, достичь чего-то, обладать чем-то, сделать (создать) что-то (желательно что-то важное и крутое) - это обратная сторона неосознаваемого (в большинстве случаев), но очень сильного ощущения собственной ущербности, неполноценности, неполноты, несостоятельности. И все эти желания "сотворить", все наши стремления "достичь" - это просто попытка сбежать от этих ощущений недостаточности и сопутствующих им эмоциональных состояний. Именно это заставляет большинство людей что-то делать (что бы то ни было — работать с утра до ночи, писать стихи, прозу, публицистику, употреблять наркотики, смотреть и снимать кино, вести блоги, записывать видео-обращения, обновлять фейсбук и инстаграмм, заниматься политикой, заниматься сексом, фотографировать, короче — как-либо самоутверждаться).

Однако такое, вытекающее из попытки к бегству, творчество это не подлинное творчество. И, во всяком случае, оно не чистое.

Лучшие произведения искусства (и достижения) творились вовсе не отсюда. Подлинное творчество основано не на страхе и чувстве неполноценности, а на любви и переполненности. Оно не нуждается в подстегивающих стимулах и мотивах, рождающихся из стремления убежать от своих несовершенств, от боли и агонии. Подлинные произведения искусства (в я писал о них и об их элементах, всплывающих порой даже в «нечистых» произведениях) возникают из полноты, любви и легкости.

Но такова значительная часть процесса человеческой эволюции — мы действуем и движемся, чтобы убежать и скрыться от «себя» (от того, что мы считаем собой, от того, чем мы себя заполнили). От всех наших «нужно» и «нельзя», от всех «хочу» и «не хочу», от всяких «они меня осудят», «я не оправдываю ожиданий», «меня не примут, не оценят, не полюбят».

Скажу прямее: если вас (попробуйте признаться себе в этом) подстегивает к творчеству, например, чувство, что вы не делаете то, что сделать могли бы (или должны были бы), или, скажем, стыд, вина, страх показаться слабым, желание чего-то доказать, достичь, завуалированное или явное желание похвалы и одобрения и т.д. - то и в плодах вашего творчества будет содержаться семя несвободы и горечи. Такое творение будет в основном ненастоящим, неживым, хотя, возможно, технически совершенным и мастерским. Это творчество будет исполнено боли, затхлости прошлого, отчаяния, грязи, разрушения, комплексов. Оно будет как кладбище, как труп. Даже если по форме оно окажется позитивным и «красивым». В нем не будет свежести и новизны (или почти не будет, если Спонтанность спорадически не вмешается в процесс такого творения и не трансформирует моментами грязь в красоту, боль в любовь и так далее, что, к счастью, действительно часто случается).

Обычно в корне этого смутного (а зачастую вполне отчетливого) зова сотворить что-нибудь лежит подспудное желание создать что-то именно важное, оставить значимый след в истории. По сути, это желание ограниченного временем человеческого ума «сохраниться», страх смерти, стремление к бессмертию. К тому бессмертию, которое изначально присуще Источнику ума, Богу, но не присуще уму как маленькому ограниченному инструменту, с помощью которого Бог забывает себя в конкретном индивидуальном теле, а потом заново познает.

Конечно, любой страх это тоже выражение любви - любви к жизни, неосознанное стремление к своей истинной безвременной, нетленной постоянной изначальной природе. То есть все же любое творчество это, в конечном счете, акт любви. Но в основном эта любовь проявляется через страх и спутанность. Можно сказать, что человеческое творчество (значительная его часть) - это акт тоски по изначальной любви, неосознанное стремление к любви, к вечной жизни. Стремление убежать от страхов, сбежать из ада, агония боли и страдания, мольба о прощении и позволении вернуться в потерянный рай. Поэт-песенник Егор Летов, когда его спросили, почему у него нет песен о любви, ответил: «Все мои песни о любви. Точнее о том, как плохо, когда ее нет».

Ошо неоднократно говорил, что «Бог несовершенен». В таком контексте: «Ничто не совершенно. Несовершенству присуща своя красота, потому что в несовершенстве есть жизнь. Если что-либо окажется совершенным, из него исчезнет жизнь. Жизнь может существовать лишь тогда, когда что-то остается несовершенным и нуждается в усовершенствовании. Жизнь - это стремление усовершенствовать несовершенное». Ошо, конечно же, имел в виду способность Бога к отождествлению с формой и временностью, способность играть в это, способность притворяться эволюционирующим отдельным существом. Жизнь как эволюционный процесс становления. Бог настолько совершенен, что может позволить себе даже выразить себя как несовершенное, незаконченное, движущееся, меняющееся, рождающееся и умирающее. Он всеобъемлющ и включает в себя любой потенциал, любую идею и концепцию, даже такие идеи, как «время», «страдание» и «смерть».

Большинством людей управляют эмоции, хотят они того или нет, признаются себе в этом или скрывают это от самих себя. Эмоция изначально это безличностное движение жизненной силы, энергии. Будучи воспринято «телом-умом» личностно (то есть как нечто «происходящее со мной» ), это движение принимает форму конкретного ощущения, а затем мысли-интерпретации, которая постепенно (по мере повторения похожих ситуаций) закрепляется в системе «тела-ума» как неосознаваемая ментальная установка. Ментальные установки - это такие мысли, которые стали убеждениями, причем уже неосознаваемыми, то есть они подкреплены слепой верой, и поэтому действуют подспудно и незаметно, не осознаются, а слепо принимаются как данность. Такие установки-убеждения воспроизводятся обычно вновь и вновь как только происходит что-то, хоть чем-нибудь напоминающее по составу обстоятельств о том событии, которое впервые запустило соответствующую эмоцию. И вслед за этим в теле начинает разворачиваться тот же самый химический сценарий, соответствующий данной эмоции.

Так, интерпретируя происходящее в том же самом ключе, что и когда-то в схожих обстоятельствах (даже если они совсем другие, но имеют что-то общее), мы каждый раз воплощаем в жизнь похожие жизненные условия и день за днем вновь и вновь переживаем свое прошлое. (Особенно если это связано с какой-то нежелательной эмоцией. Мы не хотим повторения того, что было пережито когда-то, но именно наше нежелание притягивает это событие, так как испытывая это нежелание, мы начинаем думать в том же самом ключе, что и тогда, то есть активируем те самые ментальные установки, которые запускают-таки именно эту нежелательную эмоцию и генерируют благоприятную среду для воспроизведения похожего события, которого мы как раз и не хотели. Уроборос.)

Словом, повторение цикла «эмоция-мысль-эмоция» постепенно и исподволь пускает в нас глубокие корни (на нейронном и клеточном уровнях), и эмоция становится частью «тела-ума», образуя очередной слой слоеного пирога под названием «личность», в центре которого - одна единственная ментальная установка, изначальная мысль-вера «я есть это тело».

Можно посмотреть и с другой стороны: отождествление Сознания с «телом-умом» - это и есть вера в реальность пережитых и переживаемых эмоций и их постоянное воспроизведение, вошедшее в привычку и ставшее характером.

Эмоции, засевшие в теле, это и есть история личности, это и есть личность как таковая, верящая в реальность этих историй и вновь и вновь и вновь переживающая и воспроизводящая эти истории. Без этих историй просто нет никакой личности.

Ключ к свободе (и в том числе к свободному, а не автоматическому творчеству) — это перестать верить в значимость этих историй, перестать считать их собой, встав надо всеми эмоциональными и психологическими состояниями и стоящими за ними ментальными установками. Перестать придавать им значение и позволить им проживаться в полной мере - без сопротивления, борьбы и отождествления как с ними, так и с той кажущейся отдельной сущностью, с которой они происходят. То есть в буквальном смысле принять их, «понести свой крест», позволив всему приходить и уходить, но не отождествляясь с этими историями (то есть не принимая эмоции и прочие энергетические движения проявленного мира как свои и себя).

Это и есть Христово «Да будет воля твоя!» - готовность даже пойти на крест, если именно это необходимо прожить как этот конкретный момент. Это даже не самопожертвование, а полное доверие, поиск Царствия Небесного прежде всех земных благ.

"Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы". (Мф. 6:24-34)

Желания и ожидания - это результат обусловленности, то есть прошлого. Они сформировались на основе «знания» о том, что такое «хорошо», а что такое «плохо».

Желания и ожидания укоренены в прошлом (которого уже нет, оно прошло) и переносят внимание в будущее (которого еще нет).

Желания и ожидания связаны с надеждой на то, что будет именно так, как ты хочешь, и верой в то, что должно быть так, как ты хочешь.

Рассуждая и ощущая на основании своих старых знаний о том, что для тебя хорошо, а что нет, ты на основании прошлого опыта генерируешь всё новые ожидания и желания и тем самым отвергаешь то, что есть, не замечаешь настоящего или споришь с ним.

Еще раз повторю: все представления о том, как ДОЛЖНО быть (каким ты должен быть, какой должна быть жизнь, каким должен быть этот момент) это результат ментальных установок из прошлого, то есть результат обусловленности. И пытаясь менять происходящее исходя из этого, пытаясь подстроить момент (саму жизнь) под свои представления и планы - это и есть ад. Спор с тем, что есть. Такое «творчество» обречено на провал.

Только не имея никаких желаний и ожиданий и вообще никаких фиксированных знаний мы возвращаемся в Царствие Небесное.

Иисус Христос «спас человечество от смерти», когда показал своим примером, что это вполне возможно для человеческого существа.

Отказываясь от плода с древа познания добра и зла. Доверяя всецело моменту, Богу, Жизни, говоря «Да будет воля твоя», смиряясь и не зная ничего, кроме того, что Есть, мы снова - Адам и Ева, и мы в раю. И даже не зная того, что есть, а просто пребывая этим, как это (то есть без сравнений, без понимания что происходит, без историй, интерпретаций и комментариев).

Но возможно ли творить из такого состояния? Да.

Когда у тебя остается только одно желание - желание «Да будет воля твоя!», все остальные желания и ожидания отпадают. Сами собой. Только одно желание остается - быть единым с Богом, с жизнью, с потоком жизни. Быть единым с Его волей. И если это оставшееся желание искренне и подлинно и за ним не стоит больше никаких попыток задним числом исполнить заодно что-нибудь еще, то такое желание немедленно удовлетворяется.

Это происходит одновременно (и уже без-временно). Все остальные желания просто теряют свою силу и власть над тобой, потому что все они исходят из обусловленности, из прошлого. Желание быть с Богом, как Бог, быть единым с Ним - если оно желается всем существом, а не на уровне только ума - оно опустошает пространство для того, что Есть, удаляя все страхи и прочие голоса и звуки прошлого. Это и есть принятие и отпускание. Не как какая-то духовная практика, не как упражнение. А как бытие. Это просто чистое не сопротивление каким-либо эмоциям, мыслям и ситуациям, которые раньше казались нежелательными. Это отсутствие борьбы с ними. В этом нет ни намека на желание того, чтобы какая-то эмоция или ситуация ушла или осталась. Это просто чистое осознавание ситуации и проживание ее полностью, без какого бы то ни было контроля, без борьбы, без оценок и сопротивления. И это и есть «Голгофа», это и есть «понести свой крест», «остаться единым с Богом», это и есть «Итака», дом, это и есть «держаться стоп Гуру», «быть как Я Есть», «оставаться пустым».

Это и есть «Да будет воля твоя!» И отсюда, из единства с Богом и его волей - течет подлинное творчество. Потому что ты становишься синхронизирован с Божьей волей, становишься пустой флейтой в руках Кришны, чистым инструментом для Его воплощения, для Его Творения, которое происходит в каждом мгновении. Он творит через тебя. Прямо сейчас, вне времени. Твои творения, твои «намерения», да и каждое твое проявление - вдохновлены Богом. И этот Ты больше не существуешь как «ты». Всё, включая тебя, становится Им.

И только тогда ты по-настоящему творишь, по-настоящему живешь и по-настоящему свободен.

1.1.1. Эпиграф к первой главе повести, из которой взят приведенный отрывок, заканчивается таким вопросом: «Да кто его отец?» Как бы вы ответили на этот вопрос, опираясь на текст отрывка?

1.2.1. Это стихотворение часто сравнивают с притчей. У притчи всегда есть второй, символический, иносказательный смысл, скрытая мудрость, которую читатель (слушатель) должен самостоятельно добыть из рассказанной истории. Какая мудрость этого стихотворения-притчи кажется вам важной и почему?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1-1.1.2.

Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась.

Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки. Батюшка у окна читал Придворный календарь, ежегодно им получаемый. Эта книга имела всегда сильное на него влияние: никогда не перечитывал он ее без особенного участия, и чтение это производило в нем всегда удивительное волнение желчи. Матушка, знавшая наизусть все его свычаи и обычаи, всегда старалась засунуть несчастную книгу как можно подалее, и таким образом Придворный календарь не попадался ему на глаза иногда по целым месяцам. Зато, когда он случайно его находил, то, бывало, по целым часам не выпускал уж из своих рук. Итак, батюшка читал Придворный календарь, изредка пожимая плечами и повторяя вполголоса: «Генерал-поручик!.. Он у меня в роте был сержантом!.. Обоих российских орденов кавалер!.. А давно ли мы...» Наконец батюшка швырнул календарь на диван и погрузился в задумчивость, не предвещавшую ничего доброго.

Вдруг он обратился к матушке: «Авдотья Васильевна, а сколько лет Петруше?»

Да вот пошел семнадцатый годок, - отвечала матушка. - Петруша родился в тот самый год, как окривела тетушка Настасья Гарасимовна, и когда еще...

«Добро, - прервал батюшка, - пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни».

Мысль о скорой разлуке со мною так поразила матушку, что она уронила ложку в кастрюльку, и слезы потекли по ее лицу. Напротив того, трудно описать мое восхищение. Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни. Я воображал себя офицером гвардии, что, по мнению моему, было верхом благополучия человеческого.

Батюшка не любил ни переменять свои намерения, ни откладывать их исполнение. День отъезду моему был назначен. Накануне батюшка объявил, что намерен писать со мною к будущему моему начальнику, и потребовал пера и бумаги.

Не забудь, Андрей Петрович, - сказала матушка, - поклониться и от меня князю Б.; я, дескать, надеюсь, что он не оставит Петрушу своими милостями.

Что за вздор! - отвечал батюшка нахмурясь. - К какой стати стану я писать к князю Б.?

Да ведь ты сказал, что изволишь писать к начальнику Петруши?

Ну, а там что?

Да ведь начальник Петрушин - князь Б. Ведь Петруша записан в Семеновский полк.

Записан! А мне какое дело, что он записан? Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон. Записан в гвардии! Где его пашпорт? подай его сюда.

Матушка отыскала мой паспорт, хранившийся в ее шкатулке вместе с сорочкою, в которой меня крестили, и вручила его батюшке дрожащею рукою. Батюшка прочел его со вниманием, положил перед собою на стол и начал свое письмо.

Любопытство меня мучило: куда ж отправляют меня, если уж не в Петербург? Я не сводил глаз с пера батюшкина, которое двигалось довольно медленно. Наконец он кончил, запечатал письмо в одном пакете с паспортом, снял очки и, подозвав меня, сказал: «Вот тебе письмо к Андрею Карловичу Р., моему старинному товарищу и другу. Ты едешь в Оренбург служить под его начальством».

Итак, все мои блестящие надежды рушились! Вместо веселой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдаленной. Служба, о которой за минуту думал я с таким восторгом, показалась мне тяжким несчастием. Но спорить было нечего. На другой день поутру подвезена была к крыльцу дорожная кибитка; уложили в нее чемодан, погребец с чайным прибором и узлы с булками и пирогами, последними знаками домашнего баловства. Родители мои благословили меня. Батюшка сказал мне: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Матушка в слезах наказывала мне беречь мое здоровье, а Савельичу смотреть за дитятей. Надели на меня заячий тулуп, а сверху лисью шубу. Я сел в кибитку с Савельичем и отправился в дорогу, обливаясь слезами.

А. С. Пушкин, «Капитанская дочка»

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1-1.2.2.

Пророк

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился, -

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

Перстами легкими как сон

Моих зениц коснулся он.

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он, -

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую во двинул.

Как труп в пустыне я лежал,

И Бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

А. С. Пушкин, 1826

1.1.2. Выполнит ли Петруша Гринев данный ему при расставании отцовский наказ (при ответе на этот вопрос приведите примеры из других фрагментов повести).

1.2.2. Почему, на ваш взгляд, в этом стихотворении так много устаревших слов и форм? Зачем они автору?

Пояснение.

1.1.2. Тема чести и бесчестия - одна из главных тем произведения. Уже эпиграф подчеркивает это - «Береги честь смолоду». Понятия чести и долга не чужды дворянину Гриневу. Дворяне присягали на верность императрице. Это значит, что они обязаны защищать ее и ее трон от всевозможных покушений. Гринев так и делает. Следуя завету отца: «Береги честь смолоду», герой до конца остается верен своим принципам и своей клятве. Он смело вступается за честь Маши, вступая в конфликт со Швабриным. Даже перед самим Пугачевым, перед лицом смерти Петр не предает свою императрицу. Он говорит Пугачеву: «Голова моя в твоей власти, - отпустишь меня - спасибо; казнишь - бог тебе судья».

1.2.2. Важная для Пушкина тема пророческого служения поэта людям раскрывается в стихотворении высоким, торжественным слогом, изобилующим церковнославянизмами и устаревшими словами. Это связано, прежде всего, с тем, что в основу сюжета стихотворения легла библейская легенда о пророке Исайе, своеобразно переосмысленная поэтом. Передать замысел Пушкина - показать поэта как пророка, проповедника Всевышней воли на земле - и помогает особый язык стихотворения, обращающий нас к упомянутой части Библии - книге пророка Исайи.

Пояснение.

1.1.1. Отец Петруши Гринева - отставной военный, «старой закалки», воспитанный в духе лучших армейских традиций. Сам служил верой и правдой, оставаясь верен присяге. Понятия чести, долга для него священны. Поэтому он хочет, чтобы его сын стал настоящим человеком, настоящим мужчиной. А добиться этого можно лишь в том случае, если «послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон».

1.2.1. Важная для Пушкина тема пророческого служения поэта людям раскрывается в стихотворении «Пророк», которое часто сравнивают с притчей. Это связано, прежде всего, с тем, что в основу сюжета стихотворения легла библейская легенда о пророке Исайе, своеобразно переосмысленная поэтом. По замыслу Пушкина, упомянутая часть Библии - книга пророка Исайи - как нельзя лучше помогла ему показать поэта как пророка, проповедника Всевышней воли на земле. Поэт должен «петь», «глаголом жечь сердца людей», неся в мир истину, добро и справедливость.

Об истечении скольких-нибудь лет, какого-нибудь срока со времени какого-нибудь события; о достижении какого-нибудь возраста. Мальчику исполнилось семь лет. Уже пять лет исполнилось с тех пор, как мой сын умер.

3. чего или чем . Проникнуться, наполниться каким-нибудь чувством (книжн. устар.). Душа ее исполнилась радости. «Исполнись волею моей.» Пушкин .


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Антонимы :

Смотреть что такое "ИСПОЛНИТЬСЯ" в других словарях:

    Осуществиться, реализоваться, сбыться, материализоваться; минуть, миновать, стукнуть, пробить, выполниться, представиться, проиграться, преисполниться, проникнуться, напеться, прочувствовать, произвестись, проделаться, разработаться,… … Словарь синонимов

    - (нюсь, нишься, 1 и 2 л. не употр.), нится; сов. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    ИСПОЛНИТЬСЯ 2, нюсь, нишься; сов., чего или чем (устар. и книжн.). Проникнуться, наполниться каким н. чувством. И. решимости. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (нюсь, нишься, 1 ое лицо и 2 е лицо не употр.), нится; совер. 1. Осуществиться, претвориться в дело, воплотиться в жизнь. Желание исполнилось. 2. кому (чему). О возрасте, сроке: достигнуть определённого предела. Ребёнку исполнился год.… … Толковый словарь Ожегова

    1. ИСПОЛНИТЬСЯ, нится; св. 1. Осуществиться, выполниться. Желание, обещание исполнилось. 2. кому чему. Достигнуть определённого предела (о возрасте, сроке). Ребёнку исполнился год. □ безл. Мне исполнилось тридцать лет. Исполнилось пятьдесят лет… … Энциклопедический словарь

    исполниться - ИСПОЛНЯТЬСЯ/ИСПОЛНИТЬСЯ ИСПОЛНЯТЬСЯ/ИСПОЛНИТЬСЯ, несов. и сов. миновать, сов. минуть, устар., сов. пробить, разг., сов. стукнуть, разг. сниж., сов. сравняться … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    I сов. неперех. см. исполняться I 1. II сов. неперех. см. исполняться II III сов. неперех. см. исполняться III Толковый словарь Ефремовой … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Исполниться, исполнюсь, исполнимся, исполнишься, исполнитесь, исполнится, исполнятся, исполнясь, исполнился, исполнилась, исполнилось, исполнились, исполнись, исполнитесь, исполнившийся, исполнившаяся, исполнившееся, исполнившиеся, исполнившегося … Формы слов

    Глаг., св., употр. сравн. часто Морфология: он/она/оно исполнится, они исполнятся, исполнился, исполнилась, исполнилось, исполнились, исполнившийся, исполнясь см. нсв. исполняться Толковый словарь русского языка Дмитриева … Толковый словарь Дмитриева

Книги

  • Тонино - невидимка , Джанни Родари. Осторожнее с желаниями, они могут исполниться! Мальчик Тонино, не выучив уроки, захотел стать невидимым. И вот, он - невидимка! Только оказалось, что помимо радости ивеселья это принесло ему…

Поэт всегда вольно или невольно соприкасается с государственной властью. Из этого, как показала история, не получается ничего хорошего для поэта и ничего полезного для власти.

Однако надежда на просвещенного правителя никогда не покидала людей искусства. Поэтому Александр Пушкин обращается к Николаю Первому, только что взошедшему на престол, со своеобразной интерпретацией «Фелицы», адресованной в свое время Г. Державиным Екатерине Второй. Поэт дает советы царю, напоминает, слегка поучает, немного льстит, самую малость просит. Уже не веря в просвещенную монархию, поэт надеется хотя бы на «незлобную». Нужно обладать определенной смелостью и огромным талантом, чтобы поучать монарха, но все же А. Пушкин идет на некоторый моральный компромисс, проводя параллель между «мятежами и казнями» «начала славных дней Петра» и кровавым завершением восстания декабристов, где большинство пострадавших были близкими поэту людьми. Жестоко? Но, во-первых, А. Пушкин был истинным сыном своей эпохи (монархической, ибо вспомним пушкинское же «рабство, падшее по манию царя»). Во-вторых, поэт, ставя столь высокую планку Николаю Первому, желает смягчить участь своих друзей, внушив монарху, что можно «правдой привлечь сердца» и «нравы укротить наукой». Однако нельзя обвинять поэта в желании видеть на троне мудрого душой царя: образованный совестливый самодержец - идеал русского народа.

В наше время мысль о том, что наиболее совершенные произведения поэзии переживают время своего создания и что в духовной жизни человечества поэзия имеет неизмеримо большее значение, чем подвиги царей и завоевателей, кажется само собой разумеющейся. При Пушкине было не так. Правящая Россия ценила человеческое достоинство и гражданские заслуги по табели о рангах, а в ней ее создатель - Петр I - чин поэта не предусмотрел. Отношение к Пушкину эта Россия выразила устами министра просвещения С.С. Уварова. Когда он узнал, что в «Литературных прибавлениях» к газете «Русский инвалид» было напечатано краткое извещение о гибели Пушкина, начинавшееся словами: «Солнце нашей поэзии закатилось!», то приказал вызвать редактора газеты в цензурный комитет и сделать ему строгое внушение. «К чему эта публикация о Пушкине? Что это за черная рамка вокруг известия о кончине человека не чиновного, не занимавшего никакого положения на государственной службе… «Солнце поэзии!!» - помилуйте, за что такая честь? «Пушкин скончался… в середине своего великого поприща!» Какое это такое поприще? Разве Пушкин был полководец, военачальник, министр, государственный муж?! Писать стишки не значит еще… проходить великое поприще!»

Рассматривая стихотворение: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа» мы можем увидеть, что одной из главных темой стихотворения, на мой взгляд, является тема царя и поэта, земного властителя и властителя дум. Гений своим творчеством сам ставит себе при жизни «нерукотворный памятник», потому что он - голос народа, его пророк. Не кто-нибудь, а он сам воздвиг себе памятник. Отсюда многократно повторяемое «Я». Пушкин жил и творил в «жестокий век». Он гордился тем, что его поэзия была свободной, взывала к свободе политической и духовной. Александрийский столп - это самая высокая в мире колонна, олицетворение покорности царю и власти самого царя. Пушкин был придворным низшего чина, и в то же время он был человеком высочайшего призвания и предназначения. Так что же означает «выше Александрийского столпа»? Это можно истолковать и как победу «таинственного певца» над цензурой, победу над самодержавием. Пушкин сопоставляет два памятника, памятник материальный и памятник духовный. Поэт вступает в противоборство с «кумиром» своего времени. Морально Пушкин победил этого самодержавного «кумира» силой поэтического слова и высокой духовностью. Пушкин действительно победил время и пространство

Разочарование в поэзии, навеянное годами ссылки, проходит, и поэт сознает, что поэзия нужна людям. Герой стихотворения «Пророк» перерождается из «духовной жаждою» томимого человека в поэта-пророка. Теперь его цель - «глаголом» жечь «сердца людей», ведь вся сила поэта заключается в глаголе. Стихотворение написано в трудный для поэта период - в 1826 году, в те дни, когда правительством решалась его личная судьба. «Пророк», по смыслу названия, ориентирован на историческую перспективу. «Пророк» - несколько задержавшееся, но зато, может быть, самое яркое свидетельство преодоления духовного кризиса 1823-1825 годов на самом болезненном его участке. Зачастую мы сравниваем два стихотворения Пушкина - «Пророка» и «Поэта». Однако стоит подчеркнуть различие в названиях и различие созданных образов поэтов. Лирический герой в «Поэте» - двойственный персонаж, в «Пророке» же герой - идеальный образ поэта. В «Пророке» герой вначале предстает в образе обычного человека, затем же мы наблюдаем его перевоплощение, собственно, в пророка. Превращение это происходит достаточно быстро, без каких-либо длительных пауз, остановок, о чем свидетельствует постоянно повторяющийся союз «и»:

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

После же так называемого превращения первоначально человек становится совершенным поэтом - умеющим видеть, слышать, говорить, чувствовать иначе, так, как истинный поэт-пророк. Однако стоит помнить, что пророк говорит от имени Бога, а не то, что он чувствует или хочет сказать сам, но также поэту дар дан свыше, от Бога. Лирический герой будет «глаголом жечь сердца людей» по воле Божьей, а это значит, что после перевоплощения больше не принадлежит самому себе, отныне он - глашатай высоких помыслов, неких божественных идей. Стихотворение «Пророк» - торжественное, оно звучит как ода, его лексика высокая («духовной жаждою», «ангелов полет», «Бога глас»). Также в «Пророке» есть образ, являющийся в мифологии символом посланца богов:

Отверзлись вещие зеницы

Как у испуганной орлицы.

В основу произведения положены мотивы VI главы библейской книги пророка Исайи. Древнееврейские провидцы были зачастую смелыми и бесстрашными обличителями, поэтому не зря поэт заговорил на их языке, употребляя грозные, тяжеловесные церковнославянские слова. Однако Пушкин далеко уходит от сюжета Священного Писания, изображая иносказательно пророческое назначение поэта.

В стихотворении появляется мотив путника в пустыне, связанный с личными переживаниями Пушкина, возникшими также на основе его работы над восточными образами Корана. Мотив пророка тоже был не новый, он намечался и в предшествующей лирике поэта. В этом же стихотворении оба мотива объединяются и переосмысливаются.

Путник, влачившийся по мрачной пустыне и уже томимый духовной жаждой, жаждой очищения чувств и мыслей от скверны, превращается в пророка, способного открыть людям высшую правду, жечь сердца людей глаголом. Он проникает в тайны природы, обретая новый слух, новое зрение, новое сердце - «угль», пылающий огнем, то есть преображается, становится совсем другим.

Однако пророк, обрекший новые органы чувств, до поры до времени находится между жизнью и смертью - «как труп в пустыне я лежал». И только «Бога глас» пробуждает его к жизни, вдыхая в него и жизнь, и дух.

Понятно, чтобы стать иным, нужно избавиться от себя прежнего, грешного и слабого человека, точнее сказать, умереть. Только тогда родится другой, исполняющий волю Божью. Поэтому так мощно, приобретая общественную декларацию, звучит конец стихотворения:

Восстань, пророк, и вождь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Необычно построение фраз стихотворения «Пророк». Поскольку поэт воспроизводит библейский сюжет, изображая в нем рождение пророка из простого человека, интересно проследить за синтаксисом. Но поэт всё же является рабом, лишь проводником между миром богов и миром людей. Именно это мы видим в стихотворении «Поэт»:

Но лишь божественный глагол

До слуха чуткого коснется,

Душа поэта встрепенется,

Как пробудившийся орел. Пушкин вновь показывает непостоянство поэта, он не владеет собой и по первому зову подчиняется «божественному глаголу». С другой стороны, именно с этого момента начинается «динамичная жизнь» поэта. До прихода вдохновения он «вкушал хладный сон», бездействовал. Всё, чем он обладает «чуткий слух». Задача поэта - услышать и донести до людей «глагол» богов. Он пророк на земле, ведь именно через него, Боги передают свои веления людям. Это его миссия на земле.