Биографии Характеристики Анализ

Использование средств современных икт в работе педагога-психолога доу. Использование информационно-коммуникационных технологий в деятельности педагога-психолога

Парахина Елена Владимировна

Педагог-психолог, МБДОУ № 215

Использование ИКТ в работе педагога-психолога

Общение с детьми, наблюдения и размышления над воспитательным и образовательным процессами приводят к пониманию того, что использование компьютера в дошкольном учреждении необходимо.

Исследователи отмечают: чем раньше начнется знакомство ребенка с компьютером, тем свободнее он будет себя чувствовать в мире вычислительной техники. Разумеется, компьютер является не более чем инструментом в руках педагога детского сада.

Грамотное использование компьютера в дошкольном учреждении ставит ребенка в совершенно новую, качественно отличающуюся ситуацию развития. Взаимодействуя с компьютером, открывая для себя его возможности, ребенок в детском саду овладевает новыми формами общения, расширяет границы познаваемого мира.

Активизация мышления, стремление к новым знаниям неизбежно ведут за собой и формирование таких ценных личностных качеств, как самостоятельность, любознательность, активность, инициативность и в то же время усидчивость, внимательность, сосредоточенность.

Компьютерные игры – совершенно новый вид деятельности для дошкольников. Их специфика заключается в том, что ребенок должен самостоятельно найти способы решения какого-либо задания. Но компьютерные игры не изолированы от педагогического процесса. Они предлагаются в сочетании с традиционными играми и обучением, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.

Перед нами стояли задачи: -опробировать механизмы использования ИКТ на занятиях по познавательному развитию у старших дошкольников; в том числе выяснить возможность использования на занятиях развивающих заданий и дидактических игр и использованием компьютерных технологий в условиях отсутствия индивидуальных компьютеров для каждого ребенка.

Экспериментально проверить эффективность применения компьютерных игр в познавательном развитии старших дошкольников: выяснить, как влияет использование ИКТ на развитие познавательной активности дошкольников, формирование знаний и представлений, уровень развития ребенка.

Использование новых форм работы с применением ИКТ, позволяет повысить эффективность образовательной деятельности педагога –психолога ДОУ.

Использования компьютера как средства воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника позволяют расширить возможности педагога-психолога, создает базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам. Существующие программы дают огромные возможности для развития мышления детей. Одним из перспективных средств обучения старших дошкольников зрительно-пространственному восприятию, зрительно-моторной координации, умению классифицировать и обобщать, конструировать, проводить простой анализ, является использование информационно-коммуникационных технологий.

Работа по данному направлению проходила в несколько этапов:

I. Организационно – подготовительный этап.

II. Основной этап.

III. Заключительный этап.

Занятия педагога-психолога проводились по авторской программе «формирование когнитивного развития детей 6-7 лет» и были подобраны и структурированы компьютерные игры с привязкой к тематическому планированию по вышеназванной программе.

Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. В условиях стремительно развивающегося технического прогресса использование компьютерной игровых технологий более чем актуально. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.).

Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий наряду с другими средствами призвано способствовать обогащению представлений детей об окружающем мире, расширению опыта, повышению мотивации к познанию.

На этапе развития от 3-6 лет, который характеризуется интенсивным развитием мышления, компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Мышление, в соответствии с выдвинутой А.В. Запорожцем концепцией амплификации (обогащения), является интеллектуальной базой развития деятельности, а сам процесс овладения обобщенными способами решения задач деятельности ведет к ее осуществлению на все более высоком уровне. И чем выше интеллектуальный уровень осуществления деятельности, тем полнее в ней происходит обогащение всех сторон личности.

В рамках международной программы раннего обучения IBM KidSmart наш детский сад получил обучающий компьютер Kidsmart. Программа раннего обучения Kidsmart предназначена для обучения детей дошкольного возраста путем использования информационных и коммуникационных технологий и создания стимулирующей среды обучения, способствующей социальному и когнитивному развитию детей. Благодаря системе программы раннего обучения IBM KidSmart становится эффективным обучение целеполаганию, планированию, контролю и оценки результатов самостоятельной деятельности ребенка, через сочетание игровых и не игровых моментов. Ребенок выполняет задание, которое предлагается ему в виде игровых ситуаций, усваивает правила игры, стремиться к достиижению результатов. Таким образом, программа раннего обучения IBM KidSmart помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.

Учебная программа KidSmart знакомит детей с понятиями пространства и времени, помогает развить творческие способности, учит логически мыслить, помогает развивать мыслительные операции исключения и обобщения и многое другое, создавая прочную основу дальнейшего познавательного интереса детей.

Полагаясь на личный опыт и опыт своих коллег по вопросу использования компьютерных технологий в познавательном развитии дошкольников на занятиях педагога психолога выделю основные преимущества:

Во-первых, влияние нового вида деятельности на развитие самооценки и уверенности в своих силах, как детей, так и их родителей, а также совершенствование коллективных форм деятельности и взаимодействия между детьми;

В-вторых, хорошо подобранные компьютерные упражнения способствуют ориентировочно поисковому характеру обучения, побуждают к обсуждению возможностей выбора и принятия решений, развивают речевую способность у детей;

В- третьих, познавательный процесс ребенка становится более наглядным, интересным, современным;

В-четвёртых, подобранные игры способствует развитию восприятия, памяти, воображения и других важных психических свойств личности ребенка.

Для выявления результатов использования данной методики внедрения элементов ИКТ в занятия по познавательному развитию за учебный год проводилось диагностирование детей, (в сентябре – входная диагностика, в мае – заключительная). Так же для определения эффективности применения занятия проводились в подготовительной группе А(экспериментальная), а подготовительная группа Б являлась контрольной. Диагностический инструментарий подбирался с учётом развития познавательных процессов на формирование которых подобраны и использованы компьютерные игры.

Результаты входящей диагностики были таковы:

Экспериментальная группа: низкий уровень-26%, средний-67%, высокий -7%

Контрольная группа: низкий уровень-17%, средний-75%, высокий -8%

Результаты итоговой диагностики:

Экспериментальная группа: низкий уровень-2%, средний-47%, высокий -51%

Контрольная группа: низкий уровень-8%, средний-75%, высокий -17%

Проведя сравнительный анализ результатов входной и заключительной диагностики можно сделать следующие выводы, что предложенная методика использования компьютерной игры,как элемента включения в основное занятие по познавательному развитию:

    направлена на повышение познавательной активности

    развивает у ребенка творческое мышление, позволяет в занимательной форме знакомить детей с важными явлениями и понятиями.

    повышает уверенность ребенка в собственных возможностях, развивает самостоятельность, побуждает к исследовательской деятельности.

    развивающие и обучающие игры вызывают интерес и стремление детей достичь поставленную цель, помогают им лучше овладеть знаниями в разных видах деятельности, развивают у детей положительные эмоциональные реакции.

    выявляет пробелы в тех или иных видах деятельности.

    обеспечивает достижение детьми определенного уровня интеллектуального развития, необходимого для дальнейшей учебной деятельности.

В результате применения в работе компьютерных технологий в познавательном развитии старших дошкольников были достигнуты следующие положительные результаты:

Во-первых, расширение возможностей для использования информационных и коммуникационных технологий в раннем обучении в условиях дошкольных образовательных учреждений.

Во-вторых, повышение уровня готовности воспитанников дошкольных образовательных учреждений к использованию информационных и коммуникационных технологий в процессе учебной и досуговой деятельности.

В-третьих, повышение уровня когнитивного развития детей старшего дошкольного возраста, повышение уровня развития логического мышления детей.

В-четвёртых, формирование умения устанавливать элементарные причинно-следственные связи между объектами и явлениями окружающего мира, разнообразные отношения между ними.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды., компьютер может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций., необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики детского сада, т.е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка.

Использование компьютерных технологий и создание стимулирующей среды обучения помогает детям сформировать у детей познавательные и образные представления, творческие способности и многое другое, помогло сформировать прочную основу для дальнейшего освоения школьного курса.

У ребенка развивается: восприятие, зрительно-моторная координация, образное мышление; познавательная мотивация, произвольная память и внимание; произвольность, умение построить план действий, принять и выполнить задание.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

      Габдуллина З.М. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет. Планирование занятий, рекомендации, дидактический материал. Волгоград: Учитель, 2010. С.139 с.

      Дошкольник и компьютер: медико – гигиенические рекомендации/ под. ред. Л. А. Леоновой, А. А.Бирюкович и др. –М.: Воронеж: НПО «МОДЭК». 2004.

      Каралашвили: Е. "Упражнения для оздоровления детей 6-7 лет". //Дошкольное воспитание. 2002г. № 6

      Кривич Е.Я. Компьютер для дошколят. М.: ЭКСМО. 2006.

      Леонова, Л. А. Как подготовить ребенка к общению с компьютером / Л. А. Леонова, Л. В. Маркова. – М.: Центр «Вентана_ Граф». 2004.

      Новоселова, С. Л. Компьютеры в подготовительной к школе группе / С.Л. Новоселова, Л. Габдулисламова, М. Каримов //Дошкольное воспитание. – 1989. №10.

      Новоселова, С. Л. Новая информационная технология в работе с дошкольниками. Приемлима ли она? / С. Л. Новоселова, Г. П. Петку, И. Ю. Пашелите //Дошкольное воспитание. 1989. №9.

      Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. http://standart.edu.ru/.

Использование информационно-коммуникационных технологий

в работе педагога-психолога с детьми

XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии все больше внедряются в различные сферы жизни, становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования. Использование ИКТ открывает широкие возможности в практической деятельности и органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности взаимодействия с детьми.

Интернет проникает во все сферы педагогической работы. Сегодня из Интернета можно узнать самые скачать материалы для работы (презентации, видео-ролики, музыку, литературу) и многое другое; принять участие в интернет-конкурсах, вебинарах; обмениваться опытом работы со своими коллегами в Сети, активно участвуют в сетевых профессиональных сообществах, пользуются электронной библиотекой и т.п..

Возможности и преимущества использования ИКТ в работе педагога-психолога:

    Повышение эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности;

    Повышение мотивации, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов;

    Облегчает процесс развития и коррекции, обогащает занятия эмоциональной окрашенностью;

    Широкие мультимедийные возможности (графика, звук, трехмерное изображение);

    Виртуальное общение во многом повторяет реальное, здесь действует принцип переноса, т. к. взаимодействие протекает в системе «человек-человек»;

    Моделирование продуктивных видов деятельности детей (классификация, конструирование, экспериментирование, прогнозирование), необходимых для освоения развивающих и коррекционных задач;

    Выбор индивидуального темпа, объема получаемой информации и времени обучения.

Информационные технологии активно применяются во многих направлениях деятельности педагога-психолога: в психодиагностике, при организации психологического просвещения и психопрофилактики, в психокоррекционном направлении, а также в организационно-методической работе.

Организационно-методическая работа

    Разработка программ, методических разработок занятий, проектов, обработка результатов диагностики, составление отчетов.

Здесь я пользуюсь программой Microsoft Office Word, применение которой позволяет использовать таблицы, графики, диаграммы, вставлять различные рисунки, картинки, фотографии и др.

    Фиксация и хранение результатов .

Очень важной и часто проблемной для педагогов - психологов является фиксация результатов психологической работы в журнале учета видов деятельности. Некоторые педагоги-психологи заводят отдельные тетради на каждый вид деятельности. Благодаря электронному журналу педагог - психолог может заносить данные о проделанной работе, которые автоматически распределяются по разным направлениям. Кроме того, информация подлежит автоматическому подсчету и ее можно быстро распечатать, если это необходимо. Программы Access и Excel могут создавать разной сложности виды отчетов, как графических, так и текстовых. Электронный журнал можно скачать здесь:http://www.itn.ru/comunities.aspx?cat_no=1941&lib_no=2064&tmpl=lib

    Электронная библиотека .

В своей работе я постоянно сталкиваюсь с обилием информации: книги, методики, практические и методические пособия и пр. В этом случае удобно иметь электронную библиотеку. Таким образом, вся информация будет иметь электронный вид и исчезнет проблема с нехваткой места. Здесь возможны самые различные варианты структурирования: в виде папочек с различной информацией на рабочем столе или через создание внутреннего мини-сайта психолога с проектированием системы поиска информации. Для этих целей подходит программа Front page.

Диагностическая работа

    С помощью программы Microsoft Office Word процесс диагностики становится более доступным, так как компьютер позволяет готовить стимульный материал для каждого ребенка отдельно. Это всевозможные анкеты, тестовые бланки и т.д.

    Использование информационных технологий помогает освободить огромное количество времени, затрачиваемое на обработку полученных данных. Так с помощью программы Microsoft Office Excel, я создаю разные виды отчетов как графических, так и текстовых, делаю различные выборки, составляю аналитические справки, которые потом просто заполняются.

    В процессе такой работы постепенно накапливается своя электронная библиотека, свой банк компьютерных тестов, которые пригодятся в работе со всеми участниками образовательного процесса. За небольшой промежуток времени можно не только исследовать способности учащихся, но и провести консультационную работу, обсудить результаты тестирования, предлагая свои рекомендации и советы.

    Проведение диагностики на компьютере стимулирует у учащихся интерес к психологическим исследованиям, способствует личностному развитию школьников, формированию их учебной, личностной мотивации, развитию рефлексии. В моей копилке собраны тесты на разные темы (готовность к школе, школьная мотивация, адаптация и т.д.). Многие тесты на ниже перечисленных сайтах поддаются автоматизации и переложены на компьютерный вариант. Здесь же содержится информация, как можно приобрести ту или иную методику: psy-files.ru, serendip.ru, mmpi.ru, linkarchive.ru, psihologytest.narod.ru, azps.ru , vsetesti.com.

    Существует еще одна возможность - использование ресурсов MS Excel. Для этого в нем создается шаблон, куда вносятся соответствующие формулы для расчета нужных величин. Можно быстро получить необходимые диаграммы по результатам диагностики, а также можно использовать для работы с массивами данных.

Психологическое просвещение и консультирование.

    Повысить интерес к психолого-педагогическим знаниям, а также поднять уровень психологической культуры всех участников образовательного процесса помогает использование презентации, созданных с помощью программ Microsoft Office PowerPoint, OpenOffice Impress. Данный метод позволяет делать мне любую информацию зрительно наиболее воспринимаемой, так кроме ряда видеослайдов по теме, используются различные диаграммы и графики с результатами диагностирования, подача которых в виде презентаций делает информацию наглядной и запоминающейся. В моем банке презентаций накоплено более 40 авторских разработок родительских собраний, выступлений на педсоветах, совещаниях с использованием презентаций, а также занятий с детьми.

    Использование офисной программы Microsoft Publisher помогает мне делать разного вида буклеты, памятки с необходимой информацией по проблеме. На сайте http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=1941&tmpl=com можно найти готовые медиа-презентации семинаров, родительских собраний.

    Часто для оказания психологической помощи мне приходится использовать ресурсы сети Интернет. Возможность использования данных ресурсов позволяет мне иметь самую новую и современную информацию, без которой невозможно квалифицированно оказать помощь в решении трудных и важных вопросов.

    С помощью ряда видеослайдов слушатели смогут не только получить нужную информацию, но и увидеть важный сюжет, посмотреть интересные фотографии, ознакомиться с мнениями, рекомендациями.

    В медиапрезентациях есть еще один существенный положительный момент: нет необходимости распечатывать и ксерокопировать наглядный материал, все важные моменты отражены на экране. Кроме этого, с помощью презентаций материал может быть красочно оформлен.

CD-фильмы

Применение CD-фильмов в просветительской работе педагога-психолога сделает ее более интересной и продуктивной. Эти фильмы можно использовать на родительских собраниях, семинарах для педагогов.

Страничка педагога-психолога на сайте учреждения в сети Интернет

Здесь я размещаю информацию для педагогов, родителей, детей: психологические особенности детей разных возрастов, различные рекомендации, интересные компьютерные игры, тесты, головоломки для детей, а также развивающие программы.

Персональная страничка педагога-психолога на образовательных сайтах и порталах

Здесь я публикую свои методические разработки, делюсь опытом работы с коллегами, участвую в конкурсах.

Коррекционная и развивающая работа

Широкое применение компьютерные технологии получили и в коррекционно - развивающей работе школьного психолога.

    К подобным технологиям относятся компьютерные программы обучающего и развивающего характера. Их использование способствует развитию познавательных процессов у учащихся; повышению эффективности обучения и учебной мотивации школьников, а также развитию их интеллектуальных и творческих возможностей.

    Неплохо показали себя и развивающие компьютерные игры, которые в первую очередь направлены на развитие какого-то конкретного свойства, качества или навыка. Данные игры удобнее всего использовать в процессе индивидуальной коррекционно-развивающей работы, так как в ходе работы ребенка за компьютером психолог все – таки должен наблюдать за процессом, контролировать правильность выполнения, помогать ребенку, если он испытывает какие – либо затруднения. Тем более что эффективность занятий от этого только возрастает. Большинство таких игр существует под общими названиями, например логические игры, познавательные игры, развивающие игры и пр. Кроме того, ряд игр можно применять при коррекции основных эмоциональных и поведенческих нарушений (агрессивности, замкнутости, страхов и др.). В коррекционно-развивающей работе чаще всего используются отдельные эпизоды какой-либо игры, моделирующие ситуации общения, которые необходимо проиграть педагогу- психологу с ребенком.

Развивающие игры можно скачать на сайтах:

http://gameboss.ru/games/all/; line-height: 100%"> http://www.solnet.ee/games/g1.html

http://logicgame.com.ua/index.php?l=ua

    Развивающие психологические тренажеры

Психологические тренажеры нацелены в первую очередь на развитие какого-то конкретного свойства, качества или навыка. Например, для тренировки внимания, памяти, мышления, восприятия. В основном психологические тренажеры встречаются на сайтах развивающих игр.

    Коррекционно-развивающие занятия

К ним относятся практические индивидуальные и групповые занятия, которые педагог-психолог проводит с детьми в рамках коррекционно-развивающей работы, но с использованием компьютерной техники. Главная идея таких занятий в том, что основные упражнения предъявляются детям не в устном или письменном виде, а на экране монитора, то есть визуально. Плюс таких занятий не только в яркости и красочности предъявляемых заданий, но и в том, что компьютер дает возможность показать движущиеся объекты, анимацию, аудио- и видеоизображения. Конечно, занятие не сводится только к работе за компьютером. Ребенок может чередовать письменные задания с компьютерными, это только повысит его интерес к занятиям и повысит их эффективность.

Для проведения таких занятий психологу необходимо приобрести специальные развивающие компьютерные программы. Чаще всего основным назначением таких программ является развитие комплекса свойств и качеств ребенка. Скачать пример таких программ, а также приобрести их вы можете на сайтах:

http://adalin.mospsy.ru/disc57.shtml

Саморазвитие и самообразование

Расширить профессионально-педагогический кругозор, представить свой профессиональный опыт, создать условия для самовыражения творческой индивидуальности, педагогической культуры и реализации личностного потенциала позволяет участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах

Открытый класс –

Завуч-инфо-

Школьный психолог http://psy.1september.ru/

Психология счастливой жизни http://psycabi.net

Использование информационно – компьютерных технологий становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Внедрение современных компьютерных технологий в школьную психологическую практику позволяет сделать мою работу более продуктивной и эффективной. При этом использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы педагога-психолога, расширяя возможности организации взаимодействия психолога с другими участниками образовательного процесса.

Из всего вышесказанного, делаю следующий вывод:

1. Компьютер является надежным помощником психолога на всех этапах образовательного процесса.

2. Применение современных информационных технологий в работе психолога, помимо решения психологических задач, способствует повышению информационной культуры учащихся, родителей и педагогов.

3. Тесное сотрудничество психологов-теоретиков, психологов-практиков и программистов могут помочь сделать современную информационную среду более созидающей, развивающей и безопасной. А от нашей активности, компетентности и жизненной позиции будет зависеть развитие и закрепление информационных компьютерных технологий в деятельности педагога-психолога.

Литература

    Беспалова Л.В., Болсуновская Н.А. Технологии создания автоматизированных систем обработки результатов диагностики в программе Microsoft Excel. - М.: Владос.- 2006.

    Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. - С-Пб., - 1994.

    Еременко Н. А. Возможности использования ИКТ и Интернет-ресурсов в деятельности педагога-психолога//

    Соловьева Д. Компьютерные технологии для психолога// Школьный психолог-2009.-№24

    Шипунова О.А. Педагогическая целесообразность использования ИКТ в деятельности педагога-психолога//

    Организация деятельности школьного психолога в рамках информатизации системы образования //

Электронное пособие «Диагностическая работа в ДОУ» серии «Дошкольник» создано в помощь воспитателям, психологам дошкольных учреждений, учителям начальных классов, социальным педагогам общеобразовательных учреждений, а также может быть полезным родителям, студентам педагогических учебных заведений.

Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Для успешного решения этой задачи от психолога требуется умение определить уровень психического развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе намечать пути коррекционной работы.

А данное пособие представляет собой комплекс многочисленных методик различных авторов, объединенных в целях эффективной психодиагностической работы в дошкольном образовательном учреждении.

Электронный вариант пособия дает возможность не просто ознакомиться, принять к сведению или использовать в своей работе диагностические материалы, но и оптимизировать свою работу, сэкономить время, используя при необходимости те методики, тесты, анкеты, таблицы, схемы, которые предлагаются на диске, с возможностью редактирования непосредственно в документе. В этом случае создаются свои локальные документы, которые архивируются тут же при работе с данным диском.

Работа с материалами диска строится следующим образом.

При открытии программы предлагается выбор разделов:

1. Организационный аспект

Данный раздел освещает теоретические и практические основы проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования. Доступно изложены принципы проведения и методы психологических исследований, виды диагностики, этические принципы и правила работы практического психолога образования. Здесь же представлены формы документов, необходимых психологу для определения уровня психического развития ребенка (психологическое представление, карта психологического обследования ребенка, психологический паспорт ребенка, анкета особенностей развития ребенка и др.) .

2. Психические процессы и речь

Раздел содержит уникальную подборку диагностических методик и тестов различных авторов по изучению особенностей мышления («Воспроизведи рисунки», «Исключение понятий») , внимания («Найди и вычеркни», «Запомни и расставь точки») , восприятия («Узнай, кто это», «Какие предметы спрятаны в рисунках») , памяти («Запомни цифры», «Запомни фразы») , воображения («Придумай игру», «Нарисуй что-нибудь») и речи («Определение активного словарного запаса», «Расскажи по картинке») дошкольников и младших школьников.

3. Развитие мелкой моторики

В данном разделе можно узнать, как и в каком возрасте нужно определять ведущую руку ребенка и какие существуют правила, соблюдение которых поможет получить более достоверные результаты. Для определения рукости можно использовать систему тестов, разработанную М. Г. Князевой и В. Ю. Вильдавским , или воспользоваться комплексом заданий немецкого исследователя Ф. Кречмера или французской исследовательницы М. Озьяс . Не менее интересен материал самотестирования для детей младшего и среднего школьного возраста по определению ведущего полушария мозга.

4. Готовность к школе

Материал данного раздела поможет педагогам-психологам определить степень готовности с системному школьному обучению детей и при необходимости, провести комплекс коррекционных занятий.

Диагностике готовности к школе и посвящен данный раздел диска.

5. Рисуночные тесты

Рисуночные тесты позволяют провести комплексную диагностику внутреннего мира ребенка. В арсенале психолога-практика рисуночные тесты всегда занимают особое положение. Простота инструментария, процедуры проведения и легкость интерпретации привлекают внимание не только психологов, но и педагогов, социальных работников, врачей-психиатров, а иногда и родителей.

Наиболее популярными являются следующие рисуночные тесты:

«Несуществующее животное»;

«Рисунок семьи»;

«Дом дерево человек».

В разделе также представлены менее известные рисуночные тесты:

тест «Человек под дождем»;

тест диагностики интеллекта Гудинаф-Харриса;

графическая методика М. А. Панфиловой «Кактус» для детей 3 7 лет;

методика «Нарисуй себя».

Огромный интерес вызовет подраздел «Диагностика эмоционального состояния ребенка младшего дошкольного возраста» , который содержит подборку методик, тестов, опросников, анкет по изучению эмоционального состояния ребенка.

СБОРНИК ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ

ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ СЕМЬИ

Это пособие представляет собой сборник психодиагностических методик, направленных на исследование межличностных отношений и психологической атмосферы в семье.
Тесты и методики сопровождаются подробным описанием и дополнены всем набором необходимых бланков и "ключей", что позволяет использовать настоящий сборник как практическое руководство.
Специально созданный аннотированный указатель позволяет быстро находить необходимые материалы в зависимости от целей и возраста участников исследования.

Вся информация, собранная на диске, систематизирована и разбита на 2 основных раздела:
1. Методы диагностики межличностных отношений детей в семье.
2. Методы диагностики родительского отношения и психологической атмосферы в семье.

Внутри первого раздела методики расположены по возрастному принципу: от дошкольного к подростковому возрасту.

Внутри второго раздела методики систематизированы по степени сложности и количеству временных затрат, необходимых для проведения диагностики и обработки полученных результатов: от методов экспресс-диагностики к методам, требующим глубокого погружения и тщательного анализа результатов.

Пособие предназначено для психологов и специалистов Служб психологического сопровождения, работающих с семьей.

Проблемы организации диагностики и коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья

Диагностика взаимодействия воспитателей и детей;

Материалы журнала «Игра и дети»;

Раскраски

Картинки с эмоциями

Тема самообразования: «Возможности использования ИКТ в работе

педагога-психолога Солодкой И.Б., МБОУ СОШ №4, г. Покачи

2011-2012 г.г.


Актуальность темы.


За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, к организации своей деятельности.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. И поэтому сегодня, как никогда ранее, важен переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий во всех областях деятельности школы.

Использование информационно – компьютерных технологий становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Работа педагога-психолога не является здесь исключением . Современная ситуация в новом информационном пространстве школы диктует свои требования к педагогам – психологам. Старые формы работы уже не могут в полной мере обеспечить соответствие быстрому изменению общества и технологий. Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы в работе школьного психолога, решить эту проблему невозможно. Следовательно, необходимо искать эффективные методики и технологии. Одной из наиболее действенных технологий я считаю ИКТ, позволяющие сделать работу педагога-психолога более продуктивной. Однако эффективность их использования зависит от четкого представления о месте, которое они должны занимать в сложнейшем комплексе взаимосвязей, возникающих в системе образования. Необходимость использования компьютерных технологий в обучении очевидна и неоспорима.

Основной насущной проблемой школьного педагога-психолога является оперирование с огромным количеством данных – потоком школьников в разных параллелях; обработке диагностического, коррекционного и творческого продукта, созданного детьми; общение со взрослым контингентом, сопровождающим детей в воспитательно-образовательном процессе. На современном этапе практическая деятельность психолога уже не мыслится без использования компьютерных технологий, позволяет увеличить продуктивность работы школьного психолога.

Непрерывный рост психологических проблем в образовании, повышение требований к качеству и количеству выполняемой педагогом психологом работы приводит к необходимости совершенствования системы психологической службы.
Преимущества использования ИКТ открывают широкие возможности в практической деятельности психолога образования , органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности взаимодействия психолога с другими участниками образовательного процесса.

Цель: повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как педагога-психолога.

Задачи:

  • изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;
  • изучить опыт других психологов;
  • овладеть новыми информационными технологиями путем внедрения их в психологическую деятельность;
  • обобщить опыт работы по теме самообразования.

За время своей работы постоянно совершенствую уровень психологического мастерства, изучаю методическую литературу, в поиске нового, интересного.
В процессе работы над данной темой мною была изучена научно-методическая литература, я познакомилась с опытом работы различных авторов:

1.Соловьева Д. Компьютерные технологии для психолога // Школьный психолог - 2009.-№24. . 8-10.
2. Горячева А. В. Современные информационные технологии в работе педагога-психолога МОУ СОШ № 31 // http://www.ict.edu.ru
3.Организация деятельности школьного психолога в рамках информатизации системы образования // http://www.it-n.ru
4. Шипунова О.А. Педагогическая целесообразность использования ИКТ в деятельности педагога-психолога // http://www.openclass.ru

5. Никитенко С.Г. Интернет для психологов: ресурсы и технологии // Школьные технологии. – 2002. – № 2.

Ежегодно участвую в работе школьного и городского методического объединения, принимаю участие в работе педагогических семинаров, конференций. 2013-2014 уч. г. выступила с докладами: «Взаимодействие учителя и учащегося, как фактор создания комфортных условий образовательного процесса», «Психологическое сопровождение одаренных детей», «Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников введения ФГОС, «Организация деятельности школьной службы примирения».

Разработала программы: « Программа сохранения и укрепления психологического здоровья школьников и педагогов «гармония» (2011г.), «Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения» (2011г.), Психологическое сопровождение детей группы риска «Путь к успеху»(2012 г.), «П сихологическое сопровождение ФГОС НОО в начальной школе» (2012г.)
С целью развития профессиональной компетентности непрерывно и системно повышаю свою квалификацию через курсы повышения квалификации, вебинары.

Широкое поле деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, разнообразие задач, поставленных перед ним сегодня в условиях достаточно жестких временных рамок, делает невозможным их выполнение без привлечения современных информационных технологий. Причем привлечение ИКТ находит себя во всех направлениях деятельности: психодиагностика, психологическое консультирование и просвещение, коррекционная и развивающая работа, совершенствование профессиональной компетентности психолога.

Внедрение современных компьютерных технологий в школьную психологическую практику позволяет сделать мою работу более продуктивной и эффективной. При этом использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия с другими участниками образовательного процесса.

Диагностическая работа занимает большую часть времени психолога, так как требуется в ограниченный промежуток времени обработать и проанализировать результаты тестов, анкет, наблюдений. С помощью программы Microsoft Office Word процесс диагностики становится более доступным, так как компьютер позволяет готовить стимульный материал для каждого ребенка отдельно. Это всевозможные анкеты, тестовые бланки и т.д. В своей работе я использую электронные базы тестовых материалов и заданий, что значительно ускоряет процесс мониторинга групп учащихся. В школе мы используем учебный класс ММЦ, которым мы активно пользуемся, проводя тестирование на компьютерах коллективов детей. Преимущества использования таких технологий - в мгновенном получении анализа проделанного ребенком теста, какой бы огромный и трудозатратный тест ни был. Психологу остается только собрать данные каждого ребенка, систематизировать, проанализировать, сопоставить с целым классом работу, обсудить результаты тестирования, предлагая свои рекомендации и советы.

В своей работе п рименяю компьютерные версии диагностических методик «Иматон», «Амалтея» и

Использование информационных технологий помогает освободить огромное количество времени, затрачиваемое на обработку полученных данных. Так с помощью программы Microsoft Office Excel, я создаю разные виды отчетов как графических, так и текстовых, делаю различные выборки, составляю аналитические справки, которые потом просто заполняются. С помощью электронного обработчика тестов можно быстро, за 10-15 минут, подсчитать результаты тестирования сразу по нескольким классам. Кроме того, поскольку все данные заносятся в таблицы, при желании их можно распечатать и использовать, например, при составлении отчетов, консультировании, составлении статистической справки.

В процессе такой работы постепенно накапливается своя электронная библиотека, свой банк компьютерных тестов, которые пригодятся в работе со всеми участниками образовательного процесса.

Проведение диагностики на компьютере стимулирует у учащихся интерес к психологическим исследованиям, способствует личной заинтересованности учащихся, формированию их учебной, личностной и профессиональной мотивации, развитию рефлексии. В моей копилке собраны тесты на разные темы (готовность к школе, школьная мотивация, адаптация, профориентация и т.д.)

Психологическое консультирование и просвещение участников образовательного процесса .

К психодиагностике тесно примыкают такие виды работы школьного психолога, как психологическое просвещение и консультирование учителей, учащихся и родителей . При подготовке к выступлениям на родительских собраниях, педагогических советах, методических объединениях, психологических классных часах для учащихся, при проведении элективного курса передо мной встает вопрос: как можно нагляднее, доступнее донести информацию до слушателей? И сегодня надо признать, в данной работе невозможно обойтись без информационных технологий.

Повысить интерес к психолого-педагогическим знаниям, а также поднять уровень психологической культуры всех участников образовательного процесса помогает использование мультимедийных презентаций, созданных с помощью программы Microsoft Office Power Point. Мультимедийные презентации – тот инструмент, который помогает донести информацию, который помимо видеослайдов по теме позволяет представить табличную информацию, диаграммы и т.д. Данный метод позволяет делать мне любую информацию зрительно наиболее воспринимаемой, так кроме ряда видеослайдов по теме, используются различные диаграммы и графики с результатами диагностирования, подача которых в виде презентаций делает информацию наглядной и запоминающейся, в него могут быть вставлены музыкальные и видеофрагменты. Как правило, презентации, сопровождаемые красивыми изображениями, рисунками, схемами или анимацией, являются визуально привлекательными, они могут поддерживать должный эмоциональный уровень, удерживают произвольное внимание детей во время занятий, значительно повышают познавательную мотивацию.

В моем банке презентаций накоплено более 60 авторских разработок родительских собраний, выступлений на педсоветах, совещаниях с использованием презентаций

(См. приложение 1). Наглядно демонстрирую в презентациях и фильмах основные проблемы воспитания, способы их разрешения.

В работе с педагогическим коллективом презентации также применяются при реализации программы: «Гармония», для содействия сохранению психологического здоровья, психопрофилактики эмоционального напряжения всех участников педагогического процесса. Также использую презентации на семинарах, конференциях. Тренингах.

Использование офисной программы Microsoft Publisher помогает мне делать разного вида буклеты, памятки с необходимой информацией по проблеме.

Презентации, созданные мною, помогают овладению учащимися курса элективных занятий «Психология и выбор профессии». В моем банке накоплено более 20 презентаций к элективному курсу.

Коррекционная и развивающая работа
Широкое применение компьютерные технологии получили и в коррекционно - развивающей работе школьного психолога.
В коррекционно - развивающей работе информационные технологии использую в различных ракурсах – в зависимости от поставленных задач. К подобным технологиям относятся компьютерные программы обучающего и развивающего характера. Их использование способствует развитию познавательных процессов у учащихся; повышению эффективности обучения и учебной мотивации школьников, а также развитию их интеллектуальных и творческих возможностей. Неплохо показали себя и развивающие компьютерные игры, которые в первую очередь направлены на развитие какого-то конкретного свойства, качества или навыка. Данные игры удобнее всего использовать в процессе индивидуальной коррекционно-развивающей работы, так как в ходе работы ребенка за компьютером психолог все – таки должен наблюдать за процессом, контролировать правильность выполнения, помогать ребенку, если он испытывает какие – либо затруднения. Тем более что эффективность занятий от этого только возрастает. Мотивация детей значительно возрастает, едва они слышат слово «компьютер» или «компьютерная игра», стараются тренировать память, внимание, мышление с удвоенными силами. Я активно использую развивающие компьютерные игры для детей.
В тренинговой работе при коррекции эмоционально-волевой сферы, поведенческих нарушений без использования компьютерных технологий также не обойтись. Использую в работе авторские и разработанные презентации. Для создания сказкотерапевтической оболочки и при работе с учениками методами сказкотерапии используются возможности ЦОР. Благодаря этому сказка «оживляется». Вовремя созданный музыкальный аккомпанемент меняет эмоциональный настрой детей, помогает расслабляться, овладевать методами аутотренинга. Также сейчас можно найти множество профессионально записанных релаксационных программ и тренингов. Использование этих программ значительно экономит силы психолога и позволяет шире использовать коррекционные возможности, так как психолог может одновременно с тренинговой программой использовать наблюдение за детьми. Сегодня существует много коррекционных, развивающих компьютерных игр, психологических тренажеров, которые в условиях индивидуального использования способствуют, развитию определенных процессов учащихся. Особо это значимо для начальных классов.

Организационно-методическая работа

В организационно- методическую работу школьного психолога входят: разработка и оформление психологических программ, составление отчетов, предоставление результатов своей работы, и т.п. Использование информационных технологий помогает мне организовать на высоком уровне сбор, хранение, обработку и накопление информации о личностных характеристиках учащихся с целью отслеживания психологического развития личности и отработки коррекционных программ, которые составляются по результатам диагностики. С целью систематизации данных и возможности быстрого поиска информации, применение информационных технологий позволило мне создать электронную библиотеку, которая включает в себя: психологическую литературу, диагностический материал, коррекционно-развивающие программы, нормативно-правовую документацию, информационную базу контактов.

Психологические паспорта детей - это база данных, где содержится вся информация о тех детях, с которыми уже проводилась психологическая работа. Это очень важная часть деятельности школьного психолога, которая относится к психологическому сопровождению учащихся - особенно тех, кто по каким-либо причинам попал в «группу риска». Компьютерная база данных позволяет быстро отыскать информацию на нужного вам учащегося по фамилии и имени.
Кроме того, неотъемлемой частью работы любого педагога-психолога является саморазвитие. Представление психолого-педагогического опыта отражает профессиональную культуру психолога, его мастерство, компетентность. Это проявляется в выборе собственной позиции в образовательном пространстве, соответствующей его возможностям как специалиста и личности. И здесь использование ИТ тоже возможно: это создание электронного портфолио.
Сетевое взаимодействие сегодня пользуется популярностью в основном среди молодежи. Люди общаются на различные темы, обмениваются фотографиями, музыкой, информацией, опытом каждый день, не выходя из дома или не покидая своего рабочего места.

В нашем же случае этот тип общения включает в себя непосредственное взаимодействие психолога с учителями, учениками, с родителями, коллегами из других образовательных учреждений - через сеть Интернет, с помощью электронной почты, а также благодаря локальной сети школы. Воспользовавшись этими системами, мы можем пересылать необходимую информацию, осуществлять просветительскую работу, как говорится, «не сходя с места». Конечно, сетевое взаимодействие никогда не заменит личного общения с коллегами по работе, но нынешняя действительность такова, что с помощью дистанционных средств зачастую можно намного быстрее добиться ответа, решить проблему, донести информацию до представителей целевых групп .


Использование ресурсов сети Интернет

Интернет – как возможность широкого использования информационных ресурсов сегодня незаменим для специалистов образования. Часто для оказания психологической помощи мне приходится использовать ресурсы сети Интернет. Возможность использования данных ресурсов позволяет мне иметь самую новую и современную информацию, без которой невозможно квалифицированно оказать помощь в решении трудных и важных вопросов. Поиск и отбор информации по различным областям психологии (чтение в сети Интернет книг, статей и электронных периодических изданий по психологии; просмотр психологических словарей, энциклопедий; ознакомление с бланковыми и компьютерными методиками изучения различных психических свойств и характеристик личности, взаимоотношений в коллективе и другими диагностическими материалами и т.д).

Используемые Интернет сайты:

Www.psychol.ras.ru- Институт психологии РАН

Www.imaton.spb.su- Институт практической психологии Иматон

Http:// www.planey.ru/- Психологический Образовательный Тренинговый Центр

Www.psycho.all.ru- проект Психология – Вся Россия

Http:// wwwpsychology.net.ru/- Мир психологии

Http: //www.voppsy.ru/news.htm- Вопросы психологии

Http://www.pbi.ru/dic/t/t_12.htm- Психологический словарь «Планея»

Также необходимо отметить значительную роль информационных технологий в самообразовании психолога, повышении его мастерства и качества работы за счет участия в различных дистанционных курсах, конкурсах, форумах. Специалист получает возможность профессионального роста, находясь в родных стенах, ведь, ни для кого не секрет, что психологи – тоже семейные люди и вырваться от каждодневных забот бывает обременительно.

Из всего вышесказанного, делаю следующий вывод:

Итак, применение ИТК в деятельности педагога-психолога образовательных учреждений сегодня уже не прихоть «продвинутого» специалиста, а обыкновенная необходимость, с которой приходится считаться. Умение применять компьютерные технологии - это насущная потребность современной школы.

Компьютер является надежным помощником психолога при подготовке и проведении психодиагностики, коррекционно-развивающих занятий и просветительской работы среди всех участников образовательного процесса.

Применение современных информационных технологий в работе психолога, помимо решения психологических задач, способствует повышению информационной культуры учащихся, родителей и педагогов.

Тандем психологов-теоретиков, психологов-практиков и программистов могут помочь сделать современную информационную среду более созидающей, развивающей и безопасной. А от нашей активности и жизненной позиции будет зависеть, развитие и закрепление информационных компьютерных технологий в деятельности школьного психолога.

Использование ИКТ способствует подготовке разносторонне развитой личности, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию.
Роль информационных технологий в работе педагога-психолога сложно переоценить. Значение ИКТ постоянно растет. Расширяется спектр используемого в работе психолога арсенала. Качество работы творческого психолога, без сомнения возрастает.

На следующем этапе своей психологической деятельности я планирую самообразование по новой теме, связанной с переходом на новый федеральный стандарт.

Закончить свое выступление я бы хотела словами - Наши знания никогда не могут иметь конца именно потому, что предмет познания бесконечен (Б. Паскаль)

Приложение 1.

Список презентаций

  1. 2011 г. – Презентация к городской конференции для родителей «Активные методы взаимодействия школы с родителями. Психология родителям»
  2. 2011 г. – Презентация ЦОР «Плакат – схемы по теме «Подростковый суицид»
  3. 2011 г. – Презентация семинара для педагогов «Психологический климат в классе»
  4. 2011 г. – Презентация психологического КВН «Психология – это серьезно!?»
  5. 2011 г. – Презентация к анализу работы «Комплексное психологическое сопровождение обучающихся I и II ступени»
  6. 2011 г. – Презентация семинара-практикума для педагогов «Стресс. Встретим его достойно!»
  7. 2011 г. – Презентация семинара для кл. руководителей «Психолого-педагогическая помощь школьникам с проблемами в обучении»
  8. 2011 г.- Презентация семинара для кл. руководителей «Подростковый суицид»
  9. 2011 г. – Презентация программы городского семинара «Психолого- педагогическое сопровождение предпрофильной и профильной подготовки»
  10. 2011 г. – Презентация к родительскому собранию «Как помочь ребенку выбрать профиль».
  11. 2011 г.- Презентация к родительскому собранию «Готовимся к школе».
  12. 2011 г.- Презентация к педагогическому совету «Адаптация первоклассников в рамках введения ФГОС»
  13. 2011 г. Презентация к педсовету «Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения»
  14. 2012 г.- Презентация к родительскому собранию «Ваш ребенок пятиклассник»
  15. 2012г. - Презентация к родительскому собранию «Трудности адаптации первоклассников»
  16. 2012 г. – Презентация к родительскому собранию «Развиваем у ребенка внимание»
  17. 2012 г. - Презентация родительскому собранию «Как развивать память школьника»
  18. 2012 г. – Презентация семинара Одаренные дети: особенности
  19. психического развития»
  20. 21.2012 г. – Презентация родительскому собранию «Четвероклассники – выпускники начальной школы»
  21. 2012 г. – Презентация семинара для педагогов 5-х классов «Начало пятого класса сложный период»
  22. 23.2012г.- Презентация семинара для кл. руководителей «Психолого-педагогическое сопровождение детей с девиантным поведением»
  23. 2012 г. - Презентация КВН для 5-х классов «Культура психологического общения»
  24. 26.2012г. - Презентация к классному часу «Я – школьник»
  25. 27.2013г.- Презентация к родительскому собранию «Ваш ребенок стал учеником»
  26. 28.2013 г.- Презентация к родительскому собранию «Скоро в школу»
  27. 29.2013г. – Презентация к классному часу «Учимся общаться без предрассудков»
  28. 30.2013г.- Презентация к классному часу «Давайте жить дружно!»
  29. 31.2013г.- Презентация к классному часу «Встречаем Олимпиаду в Сочи!»
  30. 2013г. – Презентация к городскому семинару «Психолого-педагогическое сопровождение детей с признаками одаренности»
  31. 2014г. – Взаимодействие учителя и учащегося, как фактор создания комфортных условий образовательного процесса»
  32. 2014г. – Организация деятельности школьной службы примирения»

«Выполнила: Харченко Евгения Сергеевна Использование ИКТ в работе педагога-психолога XXI век называют веком информатизации. Современные информационные компьютерные технологии (ИКТ) все...»

Использование ИКТ в работе

педагога-психолога

Выполнила:

Харченко Евгения Сергеевна

Использование ИКТ в работе педагога-психолога

XXI век называют веком информатизации. Современные информационные

компьютерные технологии (ИКТ) все больше внедряются в различные сферы жизни,

становятся неотъемлемой частью современной культуры.

ИКТ позволяют автоматизировать информационные процессы, долговременно и

компактно хранить, оперативно искать, быстро обрабатывать, продуцировать новую, передавать на любые расстояния и предъявлять в требуемом виде мультимедийную (ММ: текстовую, табличную, графическую, анимированную, звуковую и видео-) информацию.



Не обошла информатизация и сферу образования: детские сады и школы стали делать шаги в этом направлении:

В учреждениях появилась компьютерная техника;

Стало возможно иметь доступ к Интернету;

Информационные технологии используются в учебной, внеучебной, внеклассной деятельности;

Создаются специальные учебно-методические комплексы, ориентированные на использование ИКТ, коллекции цифровых образовательных материалов.

Приоритетные национальные проекты «Образование», федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды» включают:

создание федеральной системы информационного и научнометодического обеспечения развития образования;

предоставление образовательным учреждениям средств вычислительной техники, средств доступа к глобальным информационным ресурсам, общесистемных и прикладных программных средств, технического обслуживания;

применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе, включая: создание и использование в учебном процессе современных электронных учебных материалов наряду с традиционными учебными материалами;

подготовку педагогических, кадров образовательных учреждений, способных эффективно использовать в учебном процессе новейшие информационные технологию.

Все это позволяет разрабатывать и внедрять новые ИКТ – технологии в деятельности педагога-психолога в ОУ.

Использование ИКТ в образовании рассматривается с разных точек зрения;

1. как объекта изучения, начиная с дошкольного звена;

2. как средства автоматизации учебной, внеучебной, методической, управленческой и научной деятельности.

В настоящее время под информационно-коммуникационной технологией мы совокупность методов, алгоритмов и средств обработки и передачи понимаем документированной информации.

С этой точки зрения, к основным информационно-коммуникационным технологиям, используемым в учебном процессе, относятся:

офисные технологии, позволяющие подготовить большинство учебных, нагдядных материалов в Word, Excel, PowerPoint;

сетевые технологии, в рамках глобальной Интернет сети;

телекоммуникационные технологии, организующие взаимодействие между пользователями в рамках электронной почты, телеконференций, форумов и чатов;

широкий спектр специализированных программных средств, обеспечивающих документооборот внутри дошкольного учреждения (электронные формы отчетов, психологических заключений, протоколов консультаций и п.т.);

прикладные программы психологов для тестирования детей (такие как 1С), в которых представлены батареи методик, и обеспечена автоматизированная обработка тестовый данных;

мультимедийное оборудование с возможностью объемного моделирования, интерактивного письма.

В задачу педагога-психолога входит выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствие уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных особенностей возрастным ориентирам, требованиям общества и т.д.

Для качественного выполнения задач, стоящих перед психологом, ему необходимо использовать в своей деятельности передовые технологии, в том числе и информационные.

Компьютерные технологии в профессиональной деятельности психолога можно использовать в таких направлениях:

1. методическое;

2. коррекционно-развивающее;

3. диагностическое;

4. организационно-методическое;

5. просветительское.

Помощь компьютера позволяет увеличить объем выполняемой психологом работы, т. к. высвобождает время и помогает систематизировать и теоретический и диагностический материал. Наиболее распространенным и необходимым применение компьютера является при оформлении и хранении документации. Компьютер дает возможность хранить и корректировать годовое планирование, составлять на его основе месячные и недельные планы. Помогает в планировании и подготовке тренинговых занятий.

Сам процесс диагностики становится более адекватным, так как компьютер позволяет готовить стимульный материал для каждого ребенка отдельно. Это всевозможные анкеты, тестовые бланки и т.д. Результаты психологических диагностик сводятся в сводные таблицы. Наличие компьютера позволяет делать универсальные таблицы, аналитические справки, которые потом просто заполняются.

Использование информационных технологий значительно сокращает время тестирования и обработки полученных результатов. В работе психологической службы используют как готовые методики и программы, так и созданные на основе тестовой оболочки.

Достоинством технологии является то, что психометрические данные по основным показателям можно накапливать и пополнять в течение всего необходимого времени, производить качественный, сравнительный и графический анализ полученных данных.

При этом компьютерные технологии позволяют делать любую информацию зрительно наиболее воспринимаемой, так как сугубо теоретическая подача информации приводит к тому, что сохраняется в памяти всего лишь 30% от всего объема. В этом активно помогает составление различных диаграмм и графиков, подача которых в виде презентаций делает информацию наглядной и запоминающейся.

Кроме программно-методического комплекса, имеется возможность накапливать различные компьютеризированные тесты: тест Равена, тест Люшера, тест Айзенка, тесты профессионального отбора (программа Optant), которые автоматизируют математическую обработку данных психодиагностики, таким образом сокращая время и давая возможность охватить большее количество учащихся.

Компьютер является активным помощником психолога, так как позволяет иллюстрировать и разнообразить любой материал при подготовке и проведении коррекционно-развивающих занятий, научно-исследовательской и психопросветительской работы среди учащихся, педагогов и родителей.

Особенно следует отметить эффективное сочетание и использование возможностей компьютерных технологий.

Также можно отметить как очень эффективный среди информационных технологий метод использования презентаций:

на коррекционно-развивающих занятиях с учащимися;

на семинарах, практикумах с учителями, учащимися;

на педагогических советах.

Сбор информации и обмен опытом работы необходим для профессионального роста и высокого уровня психологической помощи учащимся. Психолог должен быть в курсе всех научных новинок и передового опыта. Поэтому необходим обмен опытом с педагогами-психологами образования, а также сбор и анализ новой информации в области дошкольной психологии. Это невозможно выполнить в настоящее время без использования компьютера. Он позволяет использовать как информационные ресурсы сети Интернет.

Таким образом, использование информационных технологий дало возможность:

классифицировать и систематизировать накопленный психологом теоретический и диагностический материал;

представить к сведению и размышлению наиболее интересные материалы теоретических и практических исследований в области психологии обучения, воспитания не только непосредственным участникам учебно-воспитательного процесса (ученикам, родителям, учителям), но и широкому кругу заинтересованных лиц на сайте детского сада и школы.

Появляется возможность преемственности в передаче психологических данных при переходе ребенка из одного учреждения в другое, особенно в рамках образовательных комплексов, объединяющих дошкольное и школьное обучение.

В чем же преимущество использования ИКТ педагогом-психологом в работе с детьми?

Первое и немало важное – это огромный интерес детей ко всему, что связано с компьютерами. Второе – широкие мультимедийные возможности. Третье – возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка. Четвертое – интерактивность компьютерных программ. Пятое–экономия временных ресурсов.

Вывод:

В любом случае, компьютерные технологии являются надежными помощниками школьной практической психологии. От нашей активности и жизненной позиции зависит, какую информацию будут воспринимать наши дети.

Тандем психологов и программистов может сделать современную информационную среду более созидающей, развивающей и безопасной, а также снизить ее негативное влияние на детей и подростков.

Похожие работы:

« САМОХВАЛОВ ВВЕДЕНИЕ В СИСТЕМЫ БАЗ ДАННЫХ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Под общей редакцией В.В. Григорьева МОСКВА – 2000 ГОРДУНОВСКИЙ Виктор Максимович, ГУТНИК Сергей Александрович, САМОХВАЛОВ Сергей Юрьевич. Введение в системы баз данных: Учебное пособие/ Под редакцией ГРИГОРЬЕВА Владимира Викторовича. Изд. МГИМО (Университет), 2000 г., с. В учебном...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени академика С.П. КОРОЛЕВА (национальный исследовательский университет)» Распределенная обработка данных в современных СУБД Электронные методические указания к лабораторным работам САМАРА Составители: Додонов Михаил Витальевич, Сопченко Елена Вильевна Рецензент: Авсиевич А.В. В пособии приведены методические указания к...»

«Утверждаю Председатель Высшего экспертного совета В.Д. Шадриков «» 2014 г. ОТЧЕТ О РЕЗУЛЬТАТАХ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 02.04.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии. Управление проектами по разработке программного обеспечения ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет» Разработано: Менеджер проекта: /А.Л. Дрондин/ Эксперты АККОРК: _/ А.В. Королькова / /В.Н. Соснин/ /С.А....»

«ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕДАКЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ОБЩЕГЕОГРАФИЧЕСКИХ РЕГИОНАЛЬНЫХ КАРТ Министерство образования и науки Российской Федерации Московский государственный университет геодезии и картографии А.А. Макаренко, В.С. Моисеева, А.Л Степанченко Проектирование и редакционная подготовка общегеографических региональных карт Учебно-методическое пособие по курсовому проектированию для студентов по направлению подготовки «Картография и геоинформатика» Москва УДК 528.93 Рецензенты: кандидат технических...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ» Кафедра автоматизированных систем управления (АСУ) УТВЕРЖДАЮ Зав. кафедрой АСУ, профессор А.М. Кориков СОВРЕМЕННЫЕ ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ Самостоятельная и индивидуальная работа студента Учебно-методическое пособие для студентов уровня основной образовательной...»

«РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт математики, естественных наук и информационных технологий Кафедра экологии и генетики Пак И.В. ИММУНОЛОГИЯ. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020501 – Биоинженерия и биоинформатика, очной формы обучения Тюменский государственный университет Пак И. В....»

«Министерство образования и науки Российской Федерации Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова Кафедра информационных и сетевых технологий Организация и порядок проведения практики студентов факультета информатики и вычислительной техники ЯрГУ им. П. Г. Демидова Методические указания Ярославль ЯрГУ УДК 378.147.88(072) ББК Ч 481я73 О 64 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2012 года. Составитель О. Б. Лавровская...»

2016 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - Методички, методические указания, пособия»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.