Биографии Характеристики Анализ

История библиография. К вопросу об истории библиографии

История возникновения и развития библиографии

1. История возникновения и развития библиографии

1 Определение понятия "библиография"

2 Проблема эволюции библиографии

3 Основные функции библиографии

4 Закономерности развития библиографии


1. История возникновения и развития библиографии

1 Определение понятия "библиография"

Развитие библиографической науки - это прежде всего процесс осмысления понятий, в том числе ее базового понятия - библиография.

В специальной литературе насчитывается сотни определений библиографии, число их увеличивается, но общего признания научной общественности ни одному из них не получило.

В ходе своей эволюции библиография превратилась в столь сложное и многоаспектное явление, что оно не может быть охарактеризовано одним универсальным определением, даже в стандартах, которые призваны способствовать однозначному пониманию терминов.

В настоящее время термин "библиография" употребляется в разных значениях:

) как наиболее общее понятие, объединяющее всю совокупность библиографических явлений;

) как область практической (или научно-практической) деятельности по подготовке различных источников библиографической информации (библиографических пособий) и библиографическому обслуживанию потребителей информации, в противовес понятию "библиографоведение", которое обозначает науку;

) как отдельное библиографическое издание, например, "Библиография Афганистана", "Библиография Японии" и т.д., или список литературы в выражениях типа "библиография в конце книги", "библиография в конце статьи"; совершенно недопустимо использование термина в таком его значении. Сегодня используется только в единственном случае: как элемент библиографического описания: "Библиогр.: с. ".

) как совокупность библиографических трудов, выделенных по какому-либо признаку, например, библиография стран Азии. Также недопустимо.

Вообще в культуре библиографической среды сложилась традиция нестрогого употребления термина, но в познавательной сфере (т.е. научной и учебной) понятийные контуры библиографии должны быть очерчены достаточно отчетливо, для однозначного их понимания в процессе научных дискурсов (диалогов) и изучения в различных курсах библиографических дисциплин.

Попытаемся дать определение.

При всем разнообразии взглядов на библиографию специалисты едины в одном: у истоков библиографии находится потребность в знании, недостаток знания о чем-либо, стремление человека получить информацию об этом знании. Библиография сформировалась как структура, которая оказалась способной помочь в удовлетворении этой потребности. Она выработала специфические средства, организующие знания, накопленные человеком, и позволяющие человеку ориентироваться в нем. Поэтому, в самом общем виде библиографию можно определить как систему, упорядочивающую пространство информации и знания с целью ориентации в нем.

Информация и знание выступают в единстве, но нетождественны друг другу. Информация накапливается с помощью органов чувств, аналитически обрабатывается, логически осмысляется, закрепляется в суждениях и превращается в знания. Средствами закрепления и сохранения знания является язык и знак. Т.о. знание является феноменом познавательной деятельности человека, результатом переработки полученной информации. Информация же есть передаваемое знание и выступает в качестве способа передачи знания. Следовательно, знание может быть представлено в качестве содержания информации, передаваемой в процессе коммуникации.

В последнее время мы часто апеллируем понятиями "информационное общество", "общество знания". Знание должно выступать в качестве исходного пункта в построении всех информационно-коммуникационных систем. (Где наша мудрость, потерянная ради знаний, где наши знания, потерянные ради информации. Т.е. информация, наиболее упрощенная форма выражения знания, а знания порой бывают избыточными и не всегда используются для благих дел. Мудрость же - исходное состояние человеческого сознания. Младенец - мудр, но мы теряем мудрость в процессе выработанных методик обучения и воспитания. К старости человек становится мудрым, но не всегда, только в том случае, когда в его сердце сохраняется любовь. Злой человек никогда не будет мудрым).

В определении мы говорили о библиографии как системе ориентации в мире знаний и информации. Под ориентацией следует понимать способность библиографии структурировать, организовывать, упорядочивать информацию и знание с целью обеспечения свободного поиска и обнаружения необходимого.

К сожалению, одна из главных проблем XXI века - переизбыток неструктурированной, не превращенной в знания информации. По мнению ученых, даже в самых эффективных организациях используется лишь третья часть полезной информации по профилю их деятельности. Отсюда - важность создания систем по управлению знаниями, разработки интеллектуальных методов, обеспечивающих извлечение, интеграцию и обработку знаний из различных информационных источников. Библиография такими методами структурирования располагает.

Специфика данного метода будет прослежена при дальнейшем рассмотрении сущности библиографии.

1.2 Проблема эволюции библиографии

Для понимания сущности библиографии, причин ее возникновения и перспектив будущего развития важно вернуться к ее истокам.

Слово "библиография" древнегреческого происхождения. Буквально оно означает "книгописание" ("библион" - книга, "графо" - пишу).

Примерно в V в. до Р.Х. в Греции "библиографами" стали называть людей, которые переписывали книги. Это была очень уважаемая профессия, т.к. искусство "писания" книг требовало высокого уровня грамотности и художественно-каллиграфических способностей.

После крушения античного мира слово "библиография" надолго исчезло из употребления. Вспомнили его вскоре после изобретения книгопечатания в середине XV в. и библиографами стали иногда называть типографов. И только в первой половине XVII в. французские ученые Габриель Ноде и Луи Жакоб впервые использовали слово "библиография" в названиях своих работ в смысле "списка литературы". Вскоре оно приобрело и более широкий смысл: "кнгоописание" (по аналогии со словом "география", "биография" и т.п.). Что касается собственно библиографических трудов, то они длительное время именовались "каталогами", "лексиконами", "описями", "реестрами", "инвентарями" и т.д.

Библиография возникла на определенном этапе развития общества и средств общения. Первоначально, в дописьменный период, обмен информацией между людьми осуществлялся посредством устной коммуникации, в процессе непосредственного общения. По мере того, как накапливался объем знаний, появилась необходимость его фиксировать, так как только закрепленное знание создавало возможность его собирать, хранить, передавать.

В соответствии с исследованиями историков, библиография возникла в ІІІ-м тысячелетии до РХ, в Месопотамии и Древнем Египте. История ее начинается с рукописной книги, существующей на разных носителях. В Древнем Египте информация передавалась через письмена на папирусе, в Месопотамии на глиняных табличках. Текст на них был стандартизирован. Создавались таблички сериями, на них размещались выходные сведения о тексте. Т.о., отметим, что первоначальная форма существования библиографии является афинная (т.е. библиографическая информация о содержании текста помещалась непосредственно с текстом и была с ним тесно связана, на одном носителе).

АФИННАЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Информация о документе в самом документе, на основе которой формируется библиографическая запись о нем, предназначенная для использования в библиографической деятельности и включения в самостоятельные (диагенетические) библиографические пособия. К АБИ относятся сведения об авторе, названии, выходных данных, издательская аннотация, оглавление, вспомогательные указатели, примечания и комментарии, фрагменты предисловий и послесловий, позволяющие точнее проводить идентификацию документа и т.д.

В Месопотамии библиотеки появились рано, в них большое развитие получили каталоги (т.е. каталожная форма существования библиографии - суть - связь с хранилищем). В это же время появляются и самостоятельные формы существования библиографии, т.н. диагенетическая форма. Это - списки новых поступлений, гимнов, писем и т.д.

Существует также латентная форма, суть которой в том, что библиографическая информация вкраплена в текст повествования.

Возникновение библиографии на Руси и Беларуси связывают с IX в., и ее эволюцию связывают с появлением письменности и развитием книжной культуры.

Сущность библиографии, несмотря на изменения социальных условий, революционных преобразований в сфере технологий, остается неизменной. Развитие книгопечатания, средств аудио- и видеозаписи, телевидения, компьютерной техники не смогли изменить природу библиографии, поскольку основная потребность общества и человека, которая стала причиной появления библиографии - потребность в знании и информации - сохраняется и остается до нашего времени.

Единственное, что важно отметить, что в ходе изменений социально-экономических и культурных условий изменились способы фиксации и распространения знаний и информации.

Библиография тесно связана с объектом фиксирования информации. В начале таким объектом был рукописный текст (рукописная книга), с началом книгопечатания - печатная книга, потом шире - произведения печати, т.к. включали в себя и другие разновидности печатных изданий (журналы, газеты и т.д.) Во второй половине ХХ в. широкое распространение получили непечатные источники информации (аудио- и видеозаписи), и появилась необходимость в термине, обозначающем более широко источник информации. В качестве такого термина с сер. 70-х годов утвердился "документ". Его понимали как любой материальный носитель, на котором человеком зафиксирована (закреплена) социальная информация.

Необходимо иметь в виду две основные стороны документа - его идеальное содержание и материальную форму. В рамках библиотечно-библиографической терминологии обе стороны важны, поэтому и в библиотечно-библиографическом определении документа они должны быть отражены. Иначе говоря, возникает необходимость иметь две формулировки определения документа, выражающих один и тот же смысл, но с разных сторон: во-первых, со стороны содержания документа, во-вторых со стороны его формы:

Со стороны содержания: документ - это некоторая социальная информация, зафиксированная (закрепленная) человеком на некотором материальном носителе, в целях ее хранения, распространения и использования.

Со стороны формы: документ - это некоторый материальный носитель, на котором человеком зафиксирована (закреплена) некоторая социальная информация в целях ее хранения, распространения и использования.

Различные точки зрения на терминологические производные от "документа".

Ю.Н.Столяров предлагает договориться об использовании двух основных терминологических производных - документный (состоящий их документов) и - документальный (основанный на документах, подтвержденный документами, например, статья с цитированием к.-л. документов, подтверждающих к.-л. эмпирический факт и т.п.). Принят белорусскими учеными.

О.П.Коршунов: документный (в смысле Ю.Н.Столярова), документированный, вместо документальный (хорошо документированная статья), а термин документальный предлагает использовать как наиболее широкий, обобщающий по отношению ко всем предлагаемым терминам, в том числе документарный, т.е. существующий, функционирующий, зафиксированный в форме документа.

Однако в современных условиях внедрения новых информационных технологий в электронной среде значение материальной стороны документа становится второстепенным. Актуальным становится введение такого термина как "медиа", который определяется, применительно к библиографической практике, как источник информации, функционирующий в электронной среде. Производным от слова "медиа" выступает слово "медиадокумент", т.е. документ, который служит объектом библиографической фиксации, но который существует только в виртуальном пространстве. Употребляется также понятие "электронный документ" - это документ на машиночитаемом носителе, для использования которого необходимы средства вычислительной техники. Его разновидностью является электронное издание, рассматриваемое как документ, прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения. "Э.д" нельзя путать с электронным ресурсом, хотя возможны трансформации. Электронные ресурсы - это материалы, закодированные для обработки и управления ими с помощью компьютеров.

Таким образом, выстраивается цепочка, свидетельствующая о трансформации объекта библиографии: рукопись - книга - документ - электронный документ - медиа.

В современном библиографоведении одним из исходных и фундаментальных понятий все-таки является документ. И этим термином мы будем пользоваться.

Документ является центральным звеном системы документальных коммуникаций. Рассмотрим понятия коммуникация, система документных коммуникаций, библиографическая коммуникация.

Коммуникация - это управляемая передача информации между двумя и более лицами и (или) системами. В понятии "коммуникация" всегда подчеркивается наличие связи, взаимодействия с целью обмена информацией.

Система документных коммуникаций - это система, предназначенная для управления процессами функционирования документов в обществе. Она включает в себя документные ресурсы, процессы и методы, обеспечивающие их хранение, обработку, распространение и использование. Важнейшим элементом этой системы является человек: автор документа, издатель, распространитель, потребитель. В системе документных коммуникаций входит также целый ряд специально созданных общественных институтов: издательства, книжные магазины, архивы, библиотеки, научно-информационные центры, СМИ. Все они особым образом выполняют посреднические функции на пути документа с момента его создания до момента использования. К их числу относится и библиография, в рамках которой осуществляется библиографическая коммуникация - система передачи библиографической информации от одного субъекта к другому.

Библиография как социальный институт сформировалась под влиянием факторов, требующих посредничества в системе "документ - потребитель информации". Здесь мы сталкиваемся еще с одним понятием - "потребитель информации" - это тот, кто получает информацию и использует в различных целях. В роли потребителя может выступать один человек, группа людей, коллектив сотрудников, учреждение и т.п.

Однако в процессе взаимодействия документ - потребитель информации могут возникать информационные барьеры, которые связаны со следующими главными моментами. Документы как материальные объекты в процессе распространения попадают в самые различные места (библиотеки, книжные магазины, органы информации, личные собрания и т.д.), т.е. они постоянно "рассеиваются" в пространстве. Естественно, что вместе с материальной формой документов "рассеивается" и их содержание. Это нарушает внутреннюю связь, непрерывность заключенного в них знания. В результате поиск каждого отдельного документа, а тем более документа родственного содержания оказывается очень затруднительным.

Все это усугубляется тем, что содержание документов неоднородно и предназначено определенным категориям потребителей. Потребитель со своей стороны не знает, где находятся нужные ему документы, не знает, в каких именно документах содержится интересующая его информация. Он не в силах следить за появлением всей массы новых документальных источников информации, человек вообще может не подозревать о существовании документов, соответствующих его интересам и т.д.

По мере того как растет число и разнообразие документов, с одной стороны, и потребителей информации, с другой, по мере того как социальная значимость документной информации неуклонно возрастает, а информационные потребности усложняются и дифференцируются, барьеры, препятствия, трудности в системе документальных коммуникаций все более обостряются. Все реальное разнообразие информационных барьеров в системе документальных коммуникаций по причинам их возникновения можно свести к трем основным группам:

Объективные информационные барьеры (не зависящие от самих документов и потребителей):

пространственные, связанные с неизвестностью местонахождения документа, необходимость его поиска в больших документных массивах;

географические, связанные с расстояниями между документом - потребителем информации;

количественные, отражающие физическую невозможность освоить все соответствующие потребителю источники информации;

качественные, связанные с необходимостью сравнительной оценки и выбора лучших из множества имеющихся источников информации.

Субъективные информационные барьеры, зависящие от потребителей:

языковые, как результат незнания потребителей языка, на котором написан документ. Этот барьер в современных условиях представляет собой одно из наиболее мощных препятствий, затрудняющих использование документов (особенно научных). В области научно-технической информации доля литературы на англ., нем., русском и французском яз. в совокупности составляет 88%. В гуманитарных науках литература на англ. яз. составляет 30%, французском - 13%, испанском - 12%, русском - 6% и т.д.

психологические, обусловленные наличием у потребителей предубеждения к тем или иным жанрам, авторам, новым формам источников информации, а также неразвитого художественного вкуса, отсутствием навыков систематического самообразовательного чтения, настроением, влиянием окружающей читательской среды и т.п.;

барьеры воображения, связанные, например, с тем, что ученый уверен в невозможности найти нужную информацию и отказывается от поиска;

стратегически-поисковые барьеры, связанные с неумением потребителей выбрать правильную стратегию документального поиска;

временные барьеры, обусловленные тем, что ученый не может тратить на поиск информации более 20-25% своего рабочего времени;

экономические барьеры, связанные с недостатком средств у потребителя для приобретения источников информации или оплаты соответствующих услуг.

ведомственные барьеры, связанные с административной структурой ведомств, препятствующей движению документов;

режимные барьеры, вводимые во избежание утечки секретной информации в рамках государственных или ведомственных структур;

редакционно-издательские барьеры, связанные с задержанием выхода в свет публикаций, их низким качеством, наличием неряшливых формулировок, избыточной информации и т.п.

барьеры, связанные с отсутствием и (или) несоблюдением стандартов на публикации, что затрудняет библиографический поиск в больших документных массивах;

библиотечно-библиографические барьеры, вызванные задержками и другими недостатками в библиотечном и библиографическом обслуживании потребителей.

Т.о., библиография сформировалась как социальный институт, в рамках которого выработаны специальные средства и методы, позволяющие устранить обозначенные информационные барьеры. Ее главная задача - осуществлять посреднические функции между фиксированной информацией и потребителем, ориентировать человека и общество в пространстве информации и знания.

1.3 Основные функции библиографии

библиография информация знание коммуникационный

Общественные функции библиографии, многообразие их наименований. Мы отмечали, что библиография - это социальный институт, поэтому из всего многообразия определений понятия функция мы выбрали следующую: функция - это роль, выполняемая определенным социальным институтом по отношению к обществу. В специальной литературе имеется более 50 наименований общественных функций библиографии. Они различны по смыслу и широте содержания, зачастую пересекаются между собой. Существующие концепции различных авторов мы рассмотрим позже, где будут раскрыты и предлагаемые ими функции. Сейчас за основу мы приняли одну из концепций, а именно, М.Г.Вохрышевой, как наиболее симпатичную нам и не противоречащей остальным. Функции библиографии по М.Г. Вохрышевой. Маргарита Георгиевна все многообразие функций подразделяет на две категории: общие и частные. Первые характерны для всего многообразия библиографических явлений, вторые связаны с конкретными направлениями библиографической деятельности. Основная функция библиографии - упорядочение документных массивов с целью ориентации в них, т.е. функция упорядочения документов. В зависимости от технологических процедур, с помощью которых реализуется упорядочивание документов, выделяются следующие функции:

отражательно-преобразующая - суть в том, что документ преобразуется, трансформируется в библиографическую форму, которая позволяет идентифицировать, отождествить, опознать документ - первоисточник;

структурирующая, т.е. все документы должны быть определенным образом структурированы, т.е. организованы друг относительно друга, систематизированы, классифицированы;

ценностно-ориентационная, т.е. библиография должна ориентировать потребителей в мире документов с учетом интереса потребителя, а также ценности документа, для чего осуществляется анализ, оценка документа и представление его в соответствующей форме.

В зависимости от целей, которые ставятся перед библиографией различают следующие функции:

познавательная, суть в том, что в следствие перечисленных выше процедур создается новое (библиографическое) знание, которое, в свою очередь, нацелено на поиск, получение и создание нового знания потребителем, что позволяет говорить о познавательной функции библиографии;

информационная - библиография формирует оригинальный вид информации, специфический по форме и содержанию - библиографическую информацию, тем самым она выполняет информационную функцию в обществе. Библиографическая информация дает возможность генерировать новые знания, способствуя решению актуальных научных, социальных и иных задач;

социально-коммуникационная. Библиография выступает в качестве одного из средств социальной коммуникации, выполняя коммуникационную функцию - функцию сообщения, связи и общения людей своими специфическим средствами - особым библиографическим языком, системой кодирования информации, своими правилами осуществления коммуникации в различных процессах библиографической деятельности.

Частные функции, как мы говорили, связанны с конкретными направлениями деятельности (государственная библиография - функции: документная, депозитарная, архивная, фондообразующая, регистрирующая, моделирующая, международная).

4 Закономерности развития библиографии

Соответствие библиографии экономическим и социально-культурным условиям общества.

Библиография не утрачивает ничего ценного, достигнутого за годы своего развития.

Соответствие библиографии уровню современных информационных технологий и возможностям их оптимального использования.

Изменение функций библиографии частного порядка и перераспределение "веса" и значения отдельных звеньев и направлений развития в разные исторические периоды.

Основная функция библиографии конкретизируется в решении двух главных задач и соответственно реализуется по двум направлениям: - максимально полное отражение всех документальных ресурсов; - дифференцированное отражение документов с учетом потребностей различных категорий пользователей.

Наличие глубоких системных связей, которые исторически сложились в системе документных коммуникаций.

Функционирование библиографии связано с формированием системы библиографического знания на основе преобразования любого знания специфическими для библиографии методами.

Список использованных источников

Гречихин, А.А. Общая библиография: учебник для ВУЗов. М.: МГУП, 2000.

Коготков, Д.Я. Библиографическая деятельность библиотеки: организация, управление, технология: учебник / Д.Я.Коготков. - СПб.: Профессия, 2003. - 304 с.

Диомидова Г.Н. Библиографоведение: учебник для средних профессиональных учеб. заведений / Г. Н. Диомидова. - СПб. : Профессия. - 2002. - 288 с.

Моргенштерн, И. Г. Общее библиографоведение: учеб. пособие для студентов / И.Г. Моргенштерн; - Санкт Петербург: Профессия, 2005. - 208 с.

Вохрышева, М. М. Теория библиографии: учеб. пособие / М. Г. Вохрышева. - Самара: Изд-во СГАКИ, 2004. - 368 с.

Библиография в буквальном смысле - это книговедение. Библиография в общем и целом - это научная дисциплина, занимающаяся описанием, систематизацией и ведением учета книг, а также публицистических изданий, статей, диссертаций и т. п.

Что такое библиография в узком смысле

Это список задействованной в том или ином тексте литературы. Например, при написании реферата указываются источники - откуда была взята информация. Также библиография используется при написании диссертаций и других научных трудов. Автор работы обязан указать, на какие первоисточники он опирался.

Какие бывают виды библиографии

Существуют библиографии писателей. В них входит перечень всех написанных отдельным автором текстов, а также входят все биографические и другие труды, написанные об этом писателе или о его произведениях другими авторами. Огромный список составляет, например, библиография Пушкина А. С. или Толстого Л. Н.

Также существует библиография второй степени. То есть библиография всех библиографических текстов. В ней ведется учет в хронологическом порядке всех библиографий, разделенных по тематикам.

Отдельной наукой считается отраслевая библиография. Она обслуживает определенные отрасли деятельности или теоретических наук.

Ретроспективная библиография (отдел науки) охватывает все печатные произведения художественной литературы и публицистики за определенный промежуток времени. Это может быть как год, так и одна неделя.

Существует также множество других видов библиографии. Например, русская историческая, учитывающая и систематизирующая все тексты по истории, выпущенные на русском языке. Ее можно отнести к отраслевой библиографии. Есть библиография книги, то есть некий чек-лист литературных текстов, касающихся одной отдельно взятой книги. Такие списки можно увидеть, например, в конце учебных или научных изданий.

Из всех этих определений ясно, что такое библиография. В широком смысле - это всегда список литературы по какой-то тематике. Этот или книговедения имеет свою историю. Если понять, что такое библиография, то становится понятно, что такое ее история. Это то, как наука складывалась и развивалась в разных странах.

Краткая история библиографии в России

В России с 18-го века начала развиваться библиография. Началось все с выпусков книготорговых и рекомендательных списков книг или публицистики в журналах. В 18-м веке в России литература очень активно развивалась. Русские писатели и журналисты догоняли и перегоняли развитый в культуре Запад. Понятие, о том, что такое библиография, конечно, тоже пришло из-за рубежа.

Первыми в этом роде были журналы «Библиографические записки» и «Библиограф». В них печатались рецензии на книги, списки различных рукописей, хранящихся в библиотеках, каталоги недавно вышедших книг, а также списки периодики.

В 1889 году появился первый библиографический кружок в Москве. Его инициатором был Торопов. В его преобразовали в Русское библиографическое общество, состоящее при Московском университете. В нем организовали свои журналы. Под редакцией Боднарского выходили «Библиографические известия» и «Книговедение».

В 1907 и 1908 годах обществом издавался «Библиографический сборник», к которому прилагался алфавитный указатель для облегчения поиска нужной информации. В сборнике печатались объективные обзоры на книги и указатели вышедших изданий.

Библиография России 19-20-го веков

За эти два века русская библиография расцвела и расширилась. Ученые более плотно занялись данной наукой. Стали больше опираться на факты, нежели на мнения. И в нашем веке 19-20-го веков очень помогают библиографам и филологам.

В 20-м веке произошло обобщение всех накопленных знаний в библиографии. Книговедение и источниковедение библиографии стали преподавать в университетах. Библиографы поднимали старые архивы и восстанавливали труды давно забытых писателей, а также тех, кого репрессировали и намеренно забыли во времена правления Сталина. Был поднят и восстановлен большой пласт русской литературы и публицистики. Однако история советской библиографии до сих пор изучена не в полной мере, все еще открываются новые источники и архивы. Библиографам предстоит много кропотливой работы.

БИБЛИОГРАФИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ - (1) вспомогательная историческая дисциплина, формирующая и изучающая комплекс справочных и информационных пособий по социальным и гуманитарным наукам, который сложился в процессе выявления, учета, описания и систематизации публикаций источников, исследовательской литературы, а также различных библиографических пособий; (2) разновидность отраслевой библиографии, которая, являясь видом библиографии, выполняет функции информационного обслуживания от-дельных отраслей знания или практической деятельности; И. б. как разновидность отраслевой библиографии выполняет функцию информационного обслуживания социальных и гуманитарных наук; (3) дисциплина преподавания в высшей школе, входящая, как правило, в комплекс вспомогательных исторических дисциплин или выступающая в качестве самостоятельного курса. Объектом исторической библиографии выступает система библиографических пособий (указателей, списков, обзоров, каталогов и пр.), энциклопедических и справочных изданий по социальным и гуманитарным наукам на различных носителях в ее эволюции. Предметом исторической библиографии является разработка приемов и методов выявления, отбора и систематизации изданий различных типов и видов по социальным и гуманитарным наукам. И. б. разрабатывает специальные приемы и методы представления библиографической информации по социальным и гуманитарным наукам в библиографических пособиях. Выявление, отбор и систематизация изданий различных типов и видов для последующего изучения является необходимым этапом исследовательской деятельности любой науки, таким образом, И. б. предоставляет возможности поиска необходимой информации в ходе исследований по социальным и гуманитарным наукам. И. б. тесно связана с другими вспомогательными историческими дисциплинами, историей исторической науки, источниковедением. Становление и развитие исторической библиографии в России проходило вместе со становлением исторической и смежных наук. За более чем 300 лет развития исторической библиографии сложился корпус библиографических пособий (в котором, однако, имеются существенные лакуны), сформированы основные институты, занимающиеся исторической библиографией (Государственная публичная историческая библиотека) и библиографией по социальным и гуманитарным наукам (Институт научной информации по общественным наукам РАН). Сложилась система учета в библиографических пособиях библиографических изданий по социальным и гуманитарным наукам (библиография библиографии). Ежегодные аналитические обзоры библиографических пособий по социальным и гуманитарным наукам помещаются в издании Российской книжной палаты «Библиография российской библиографии».

Р. Б. Казаков

Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 30-31.

Литература:

Бакун Д. Н. Развитие библиографии исторических источников в России (XVIII - начало XX в.). М., 2006;

Парфенов И. Д. Основы исторической библиографии. М., 1990;

Простоволосова Л. Н., Черемисина Н. М. Историческая библиография: история и современное состояние. М., 1990;

Шапиро А. Л. Библиография истории СССР. М., 1968.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ИСТОРИЯ БИБЛИОГРАФИИ

Литература

1. Развитие библиографии за рубежом

Древнейшие формы вторичной информации неразрывно связаны с письменной культурой, что подтверждено исследованиями библиотечных памятников Византии, шумерских библиографических текстов.

Существует несколько подходов к периодизации развития библиографии: с точки зрения носителей информации (письменный, печатный, электронный), с точки зрения исторических этапов, видов библиографии и т.д.

Первый этап развития библиографии за рубежом называют латентный (скрытый), когда тексты содержали неявную библиографическую информацию (ссылки внутри текста на другие книги, сведения об авторах и произведении в начале текстов), а также пинакографический (пинакес - таблицы). Сохранились сведения о таких библиографических памятниках, как: «Таблицы, тех, кто блистал в области культуры и того, что они написали, в 120 книгах», созданные родоначальником библиографии Каллимахом на основе фондов Александрийской библиотеки (250 г. до нашей эры); опись библиотеки ассирийского царя Ашурбанипала (VII в. до н.э.); библиографический указатель «Семь резюме» (Китай, I в. до н.э.).

На втором этапе можно говорить о каталожной библиографии (описание книжных коллекций, собраний библиотек университетов, храмов, монастырей).

На третьем этапе выделяются отраслевая и биобиблиография (описание книг по отраслям знаний, работ отдельных учёных).

Дальнейшее развитие библиографии связано с появлением книгопечатания (XV в. в Европе, XVI в. на Руси) - развивается книготорговая и издательская библиография. В XVII в. появляется система обязательного экземпляра и возникает государственная библиография (Германия). С XVIII в. появляется научно-вспомогательная библиография. Начинает развиваться библиографическая наука, появляются библиографические издания.

В XX в. появляется профессионально-производственная и популярная библиография.

В XXI в. стремительно развивается webлиография (библиография Интернет-ресурсов).

Таким образом, библиография возникла и развивается в соответствии с требованиями общества и человека.

2. Развитие библиографии в России

Библиография в России прошла долгий и сложный путь. В период её становления первыми библиографическими памятниками считают «Списки истинных и ложных книг» в Изборнике XI в., описи княжеских, монастырских библиотек («Описание рукописей Кирилл-Белозерского монастыря», XV в.), «Оглавление книг, кто их сложил» (XVIII в.).

Начало подлинного развития библиографии связано с преобразованиями в эпоху Петра I (введение гражданского шрифта, появление первых газет). Информация о книгах от издателей и книготорговцев появляется на страницах периодических изданий, налаживается государственный учёт книг. В первой половине XVIII в. издан первый печатный каталог библиотеки Академии Наук, «Реестр книгам гражданским», т.д. Во второй половине XVIII в. с подъемом культуры в России создаются первые отраслевые труды, биобиблиографические словари, репертуары русской книги, теоретические работы.

В XIX в. выделяют деятельность отдельных просветителей и ученых, разрабатываются теоретические основы библиографии и создаётся большое число библиографических трудов, значение которых не иссякло со временем. С целью просвещения широких народных масс возрастает роль рекомендательной библиографии. В начале XX в. в России кардинально меняется политический строй, и в советский период библиография развивается интенсивно и противоречиво. Налаживается библиотечно-библиографическое образование (вузы, ссузы), система библиотечно-библиографического обслуживания (более доступна книга) в библиотечно-информационных центрах, появляется множество научных работ в области библиографии, совершенствуется и реализуется технология и методика создания библиографической продукции, т.д. Большим минусом является чрезмерная идеологизация на основе принципа партийности, наличие политической цензуры.

На рубеже XX-XXI вв. после перестройки наступает сложный период: разрушена система центров, библиографических пособий, уменьшается финансирование, резко сокращается выпуск печатных библиографических пособий, т.д. Несомненным плюсом является активное внедрение новых информационных технологий во все процессы библиотечно-библиографической деятельности (создание электронной библиографии), творческая разработка библиографических пособий новых жанров, создание корпоративных союзов для объединения усилий библиографов, т.д.

библиография памятник информационный деятель

3. Вклад выдающихся деятелей в развитие библиографии

Одним из первых библиографов можно назвать Новикова Н.И. (1744-1818) - просветителя, книгоиздателя, журналиста. Он издавал сатирические журналы «Трутень», «Живописец», а также первый русский журнал критической библиографии «Санкт-Петербургские ученые ведомости» и биобиблиографический «Опыт исторического словаря о российских писателях». Сопиков В.С. (1765-1818) - «отец русской библиографии» - впервые реализовал идею создания репертуара русских книг в своём основном труде «Опыт российской библиографии», в котором описал более 13 тыс. книг, журналов, изданных «от начала заведения типографий, до 1813 года». Он же первым изложил теоретические положения об обязанностях библиографа. Анастасевич В.Г. (1775-1845) опубликовал ряд теоретических работы по библиографии, составил каталог «Роспись российским книгам для чтения.., систематическим порядком расположенная», «Библиографические листки» (критическая библиография), т.д.

Неустроев А.Н. (1825-1902) - создал «Историческое разыскание о русских повременных изданиях и сборниках за 1703-1802 гг...», охвативший 138 периодических изданий 18 в.

Геннади Г.Н. (1826-1880) был первым библиографом А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, создал «Справочный словарь о русских писателях и учёных, умерших в XVIII-XIX столетиях», первый ретроспективный указатель второй степени «Литература русской библиографии».

Межов В.И. (1830-1894) - первый русский библиограф-профессионал - создал более 100 библиографических работ: «Сибирскую библиографию», «Библиографию Азии», др..

Лисовский Н.М. (1854-1920) - редактор журналов «Российская библиография», «Библиограф», Теоретические взгляды Лисовского оказали большое влияние на советских библиографов. Его капитальный труд «Библиография русской периодической печати. 1703-1900» остаётся поныне основным справочником по русской периодике.

Венгеров С.А. (1855-1920) - организатор и первый директор Российской книжной палаты, создал «Критико-библиографический словарь русских писателей и ученых» (2 т.), др. труды

Рубакин Н.А. (1862-1946) - русский книговед, библиограф, писатель, создатель науки библиопсихологии, автор научно-популярных книг. Его библиографический указатель в 3-х томах «Среди книг» - крупный вклад в отечественную рекомендательную библиографию.

Дерунов К.Н. (1866-1929) создал в помощь комплектованию и самообразованию «Примерный библиотечный каталог» в 2 ч., «Библиографию русских рецензий», теоретический труд «Жизненный задачи библиографии», т.д..

Литература

1. Библиотечная энциклопедия/ Рос. гос. б-ка. - Москва: Пашков дом, 2007. - 1300с.

2. Диомидова, Г.Н. Библиографоведение: учеб. для сред. спец. проф. учеб. завед. / Г.Н. Диомидова. - Санкт- Петербург: Профессия, 2002. - С. 14-21. - («Библиотека»).

3. Книговедение: энциклопедич. словарь. - Москва: Сов. энциклопедия, 1982. - 664 с.

4. Равич, Л.М. Архивы русских библиографов XIX века / Л.М. Равич // Мир библиогр. - 1998. - № 1.- С. 72-79.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Изучение библиографической деятельности. История и понятие библиографии и ее развитие в России. Информационная инфраструктура, обеспечивающая подготовку, распространение и использование библиографической информации о документах какой-либо страны.

    реферат , добавлен 21.11.2008

    История библиографии в России. Введение гражданского шрифта. Краткая биография И.В. Владиславлева, его основные труды. Роль библиографии в идейно-политической и научной жизни. Проникновение библиографических изданий в широкие демократические круги.

    курсовая работа , добавлен 08.02.2017

    Изучение биографии, творчества, политической деятельности и библиографии Гавриила Романовича Державина. Исследование творчества знаменитого русского поэта и государственного деятеля. Период пребывания Державина в Олонецком крае и в Тамбовской губернии.

    реферат , добавлен 20.08.2016

    Деятельность Н.А. Рубакина в области библиографии и его труд "Среди книг". Убежденность в великой силе книги. Составление рекомендательных списков литературы, каталогов библиотеки. Библиографическая подготовка библиотекаря и список пособий для них.

    реферат , добавлен 30.11.2010

    Общая характеристика города Люберцы: история его возникновения и развития как населенного пункта, занятия населения. Основные достижения известных деятелей культуры исследуемого города: писателей, музыкантов, спортсменов и политических деятелей.

    реферат , добавлен 07.09.2012

    Создание централизованного киевского государства. Влияние Византии на развитие Киевской Руси. Влияние Византии на политические процессы в период феодальной раздробленности. Процесс перемещения центра древнерусского государства из Киева во Владимир.

    монография , добавлен 17.09.2011

    История возведения и расширения Санкт-Петербурга как культурной столицы Российской Федерации, этапы его развития и современное состояние. Архитектура нового города, вклад в нее Ф.-Б. Растрелли. История некоторых архитектурных памятников Петербурга.

    реферат , добавлен 13.09.2011

    Сущность, эволюция, процессы институализации "интеллектуальной истории" как специфического подхода в историческом познании, определение ее теоретико-методологических принципов. Роль историографический исследований Артура Лавджоя в развитии науки.

    реферат , добавлен 20.09.2010

    История Византии занимает особое место в истории средних веков, поскольку это общество существовало на стыке Запада и Востока. Развитие хозяйства и социальный состав населения ранневизантийского города. Причины упадка поздневизантийских городов.

    реферат , добавлен 09.03.2008

    Особенности формирования Византийского государства. Развитие византийского права и его характеристика. Правовой статус населения Византии в IV-середине VII вв. Формирование феодально-зависимого крестьянства. Божественный характер императорской власти.

1. Историческая библиография как часть исследовательского процесса.

2. Этапы развития исторической библиографии.

3. Типы библиографических указателей по истории.

4. Ретроспективный поиск.

5. Оформление библиографического аппарата.

I. Поиск источников и ли­тературы требует значительных затрат времени. С этим просто нельзя было бы справиться, если бы не пришла на помощь историческая биб­лиография, которая разработала особые приемы и методы поиска, создала библиографические пособия. В последние годы в нашей стране и за рубежом создана система научной информации по общественным наукам, в том числе и по истории, которая помогает исследователю рационализировать свою работу, сократить время поиска, обеспечить необходимую полноту собранных материалов, сделать труд более плодотворным и оперативным.

Исто­рическая библиография - вспомогательная историческая дисциплина, предметом которой является разработка приемов и методов поиска, библиографического описания, целевого отбора, научной систематиза­ции источников и литературы и передачи полученной информации ис­следователю.

Историческая библиография является частью исследовательско­го процесса, порождена развитием самой науки и отражает развитие науки. Историческая наука определяет проблематику, содержание и структуру исторической библиографии. В то же время историческая библиография оказывает влияние на развитие исторической науки, выполняя ряд важных функций.

Прежде всего, это поисковая функция - определение приемов и методов разыскания источников "и литературы по определенной теме. Вторая функция - оценочная : отбор из огромного количества разы­сканных материалов наиболее значимого в научном отношении и соот­ветствующего теме поиска. Третья функция - систематизирующая : приведение выявленной и отобранной литературы в определенную си­стему, соответствующую структуре самой науки. Наконец, четвертая функция - коммуникативная : сообщение историку систематизирован­ной информации в виде различных пособий.

Историческая библиография развивается на стыке с двумя специ­альными историческими дисциплинами - источниковедением и исто­риографией.

Источниковедение включает в себя источниковедческую эвристи­ку, т. е. разыскание источников. Именно библиография и помогает ре­шать эту задачу, устанавливать различные издания источников, система­тизировать их.

Историческая библиография тесно связана с историографией, изу­чающей историю исторической науки. Отражая вновь вышедшую ис­торическую литературу или накопившуюся за ряд лет, историческая библиография дает основной материал для историографического ана­лиза. Со своей стороны, историография помогает библиографу оценить те или иные работы, ориентироваться в исторической литературе.



Основные библиографические понятия. Историческая библиогра­фия отражает развитие исторической науки, она не должна и не мо­жет обособляться от последней. Но в отличие от исторической науки библиография имеет дело не с самим научным знанием, а с отражени­ем последнего в произведениях печати и поэтому зависит от развития книгоиздательского дела, библиографии вообще.

Библиография - научно-практическая деятельность по подготовке и передаче информации о произведениях печати и письменности. Основ­ным результатом библиографической деятельности является создание: библиографического пособия. Библиографическое пособие - упоря­доченное множество библиографических записей, объединенных по какому-либо признаку. Оно составляется либо историком, либо профессиональным библиографом, работающим в библиотеке или науч­ном учреждении. Существует множество типов библиографических пособий. Укажем лишь три наиболее важных.

Библиографический список - пособие с простой структурой. Та­кие списки публикуются в виде приложения к книге, диссертации. Автором выступает историк.

Библиографический указатель - пособие со сложной структурой, предполагающей наличие вспомогательных указателей, предисловия, оглавления и т. д. Составляется коллективом библиографов под ре­дакцией историков. Часто издается отдельной книгой, посвящен раз­делу науки.

Библиографический обзор - пособие, представляющее собой связ­ное повествование о документах - книгах и статьях по определенной научной теме. Публикуются также историографические обзоры, кото­рые отличаются от библиографических более глубоким анализом науч­ной литературы. Эти обзоры несут большую библиографическую ин­формацию, что позволяет их рассматривать наряду с библиографиче­скими.



По своему целевому назначению библиографические пособия могут быть учетно-регистрационными , учитывающими выпускающуюся в стра­не печатную продукцию; научно-вспомогательными , рассчитанными на научных работников; наконец, рекомендательными , которые при­званы содействовать образованию, воспитанию и пропаганде знаний среди широких кругов населения.

В рекомендательных указателях литература тщательно отбирается с учетом подготовки читателя. Студент сначала пользуется подобными пособиями, но по мере углубления специализации переходит к научно-вспомогательной библиографии.

Библиография делится на текущую и ретроспективную . Периоди­ческие издания, информирующие о новой литературе по специальности, относятся к текущей библиографии, которая должна удовлетворять требованиям полноты, регулярности и оперативности. Если то или иное издание запаздывает в учете литературы, оно теряет функции текущей библиографии.

Ретроспективные библиографические пособия отражают литера­туру по определенной проблеме, изданную за определенный период. Подобное пособие может стать заметным явлением в науке, если в нём собрано все ценное и систематизировано в соответствии со струк­турой науки.

Библиографы выделяют перспективную библиографию, содержа­щую информацию о выходящей в ближайший год научной литературе. Это тематические планы издательств. Зная о готовящемся издании, можно избежать дублирования тематики, скоординировать исследова­ния, заранее заказать книгу.

Существует персональная библиография, которая имеет своим объектом произведения одного лица и литературу о нем, например, указатели о крупных исто­риках.

Историк часто обращается к краеведческой библиографии, кото­рая имеет дело с литературой, посвященной отдельной местности, краю, городу, или страноведческой - об отдельной стране. Эта библиография не является «чисто» исторической, хотя там есть и разделы по исто­рии. В ней собраны материалы по экономике, культуре и другим сфе­рам общественной жизни. В современных условиях развития комплекс­ного подхода к изучению исторических проблем подобного рода ука­затели имеют особое значение. Они позволяют историку учитывать достижения смежных общественных наук.

В последние годы для подготовки библиографических пособий все чаще применяется вычислительная техника. К числу относительно новых видов указателей относятся пермутационные указатели . Они основаны на выделении из заглавий пуб­ликаций «ключевых» слов, из которых составляется поисковая колон­ка; «ключевые» слова выделяется «автоматически». Второй тип - указатель ци­тированной литературы . В нем под фамилией авторов приводятся све­дения о работах, содержащих ссылки на публикации этих авторов. Эти указатели используются для поиска работ по теме и изучения меж­отраслевых связей ученых. Пока эти указатели применяются чаще в естественных и технических науках, реже в гуманитарных. Позже в рамках других курсов будут разбираться специальные компьютерные поисковые методики.

Историческая библиография имеет дело с различными видами на­учных публикаций по истории: с книгами, статьями, рецензиями. Их разыскание и систематизация возможны только в том случае, если все они будут иметь унифицированное библиографическое описа­ние.

Библиографическое описание - это необходимый минимум сведений о произведении печати, причем элементы этого описания распола­гаются в строго установленном порядке. Важное значение имеют раз­делительные знаки: точка, запятая, двоеточие, косые черты, скобки они ставятся не произвольно, а в определенном порядке. Встречающие­ся сокращения отдельных слов в описании делаются в соответствии с ГОСТом.

История библиографического описания насчитывает не одно сто­летие. Она начинается с возникновением письменности, но приобрета­ет особое значение с изобретением книгопечатания. К концу XVII в. появляются указатели, в которых описания располагаются в алфавит­ном порядке фамилий авторов и названий книг. Нормой стало выде­ление фамилии автора как первого элемента описания и описание за­главия по титульному листу. Указывается издатель, год и место изда­ния. Первый национальный свод правил каталогизации был составлен революционным правительством Франции в конце XVIII в. В России первая инструкция появилась в 1809 г. Значительный шаг вперед был сделан в 1841 г. в связи с составлением каталога Британского музея. К началу XX в. сложились англо-американская и прусская системы описания, которые существуют и сегодня, правда, наблюдается тенден­ция к сглаживанию различий и унификация описаний.

В нашей стране в конце 20-х - начале 30-х годов выходили спе­циальные инструкции, позднее - ГОСТы. Правила библиографического описания долгое время определялись Государственным общесоюзнымстандартом: Библиографическое описание документа. Общие требования и прави­ла составления. ГОСТ 7.1.84. М., 1984. Ныне действует ГОСТ 7.1 – 2003.

Наиболее полным считается описание произведений печати на ка­таложных карточках и в изданиях Книжной палаты. Более сокращенным, при котором опускаются некоторые элементы описания, оно применяется в научных статьях и книгах. В ГОСТе есть специаль­ный раздел, где определены правила сокращенного библиографического описания. С элементами подобного описания мы и познакомимся несколько позднее.

II. Разнообразный фактический материал по данному вопросу достаточно полно представлен в тематических монографиях, учебниках и статьях. В качестве примера можно выделить следующее издание: Парфёнов И.Д. Основы исторической библиографии. Учебное пособие. М., Высшая школа. 1990. -111 с.

При изучении этапов развития исторической библиографии целесообразно обратить внимание на ряд моментов.

Первой исторической библиографией стала «Историческая библиотека», изданная пастором П. Болдуаном в Лейпциге в 1620 г.

Самым крупным явлением в библиографии ХУ111 в. Стала «Историческая библиотека Франции» Жака Лелонга, библиотекаря монашеской сегрегации. Она содержала 18 тыс. описаний книг.

Во Франции 15 мая 1791 г. Была издана инструкция по описанию книг. Аббат Грегуар, глава Комитета общественного спасения, высказал идею создания сводного каталога всех французских книг и написания истории Франции с революционных позиций.

Юрист, историк и библиограф А.Камю выступил с докладом 27 мая 1796 г. В Национальном институте наук и искусств, в котором развил идею о том, что библиография д.б. рассчитана не на собирателей книг, а на учёных.

В начале ХХ в. появляется первое руководство по исторической библиографии, подготовленное известным французским историком-позитивистом Ш. Ланглуа.

Вторая попытка создания руководства связана с именем Пьера Карона, крупного историка и библиографа. Совместно с Г.Бриером он издал 11 выпусков «Систематического указателя по новой и современной истории Франции» (с 1500 г. до нач. ХХ вв.), включившего 45 тыс. описаний книг и статей, опубликованных с 1898 по 1913 гг.

В России первая (на проблему «первоавторства» существуют разные точки зрения) историческая библиография была составлена сотрудником Академии наук, датчанином по происхождению, Адамом Селлием (1679 – 1745). Его «Каталог книг писателей сочинениями своими объясняющими гражданскую и церковную российскую историю» был издан на латинском языке в 1736 г. и переведён на русский язык в 1815 г. (164 работы).

В России в 1759 г. создаётся первое историческое общество В.Крестинина (по данному вопросу есть и другие точки зрения).

Саамам крупным изданием второй половины ХУ111 в. в области исторической библиографии был «Опыт исторического словаря о российских писателях» (1772 г.), изданный Н.И.Новиковым, в который были включены несколько десятков имён русских историков с Х по ХУ111 вв.

Выдающимся памятником русской национальной библиографии явился «Опыт российской библиографии» В.С.Сопикова – книгоиздателя, помощника библиотекаря Публичной библиотеки. Более 13 тыс. книг и журналов, изданных со времени начала книгопечатания до 1813 г. отражены в его 5-ти тт. указателе, опубликованном в 1813 – 1821 гг.

В начале Х1Х в. в 1804 г. создаётся Московское общество истории и древностей российских, которое с 1846 г. начинает выпускать первый исторический журнал «Чтения в обществе истории и древностей российских».

В 30-40-е гг. Х1Х в. создаются исторические кафедры в университетах, историко-филологическое отделение в Академии наук, в 1846 г. – Русское археологическое общество.

В 1838 г. известный историк А.Д.Чертков опубликовал каталог своего книжного собрания «Всеобщая библиотека России» (собраны описания книг, рукописей, периодических изданий с ХУ по первую половину Х1Х в., более 4 тыс. записей).

В 1866 г. создаётся Императорское русское историческое общество, в 1877 г. – Общество любителей древней письменности, в 1895 г. – Общество ревнителей русского исторического просвещения, в 1889 г. – Историческое общество при Петербургском университете…

Среди видных специалистов в области исторической библиографии второй половины Х1Х в. : А.А.Куник, П.П. и Б.П. Ламбины, В.Л.Межов и др…

111. Историк получает ценную библиографическую информацию преж­де всего из исторических сочинений, с которыми он знакомится. Обыч­но книга по истории содержит библиографический аппарат: сноски и ссылки на использованную литературу, а в конце книги прилагается список использованных автором источников и литературы по теме этой книги. В научной статье также имеются ссылки и сноски, по кото­рым можно определить круг материалов, использованных автором.

Но кроме подобных списков источников и литературы, имеющих­ся в самом историческом произведении, существуют и отдельно издан­ные библиографические указатели по отдельным отраслям и разделам науки. Они составляются, как правило, библиографами на материалах крупнейших книгохранилищ страны. Во всем мире их опубликовано несколько тысяч. Исследователю они оказывают огромную помощь, и нужно уметь пользоваться этим богатством.

Существуют несколько типов отдельно изданных библиографиче­ских указателей. Первый тип - указатели литературы по всемирной истории в целом . Они часто носят выборочный характер, так как просто невозможно под одной обложкой собрать всю изданную литературу по всем разделам истории за несколько сот лет. Подобные указатели в основном рассчитаны на начинающих исследователей, фиксируют лишь наиболее существенные публикации. Такова библиография к «Всемирной истории», изданной в нашей стране. Во многих других стра­нах изданы путеводители по исторической литературе.

Указатели по отдельным периодам всемирной истории . В нашей стране изданы указатели литературы по древнему миру, средним векам и по новой истории. За рубе­жом издано немало указателей, путеводителей по истории древнего мира и средних веков. Среди них следует отметить фундаментальные указатели к изданным в Англии «Кембриджским историям» - антич­ности, средних веков, новой истории. Сложнее обстоит дело с указате­лями по новейшей, или, как ее называют на Западе, «современной» истории. Слишком велик географический охват исторических процес­сов и неисчислима изданная литература, чтобы можно было собрать это все даже в серии указателей.

Указатели, охватывающие историю отдельных стран . Как правило, они составляются в тех странах, истории которых посвящены. Так, в СССР издавался многотомный указатель по истории. В Англии и США подобные указатели выпускаются сериями, каждый из указа­телей посвящен определенному периоду. Эти указатели обычно вклю­чают всю имеющуюся научную литературу по всем разделам истории страны, и в этом их особое значение.

Указатели по истории отдельных местностей. Для историков нашей страны это история краев и областей, отдельных городов. Нередко эта отрасль исторической науки носит название „локальной" истории. Издаются библиографии по истории от­дельных графств в Англии, штатов в США, земель в ФРГ, истории круп­ных городов Нью-Йорка, Парижа, Лондона и других.

Тематические указатели по истории отдельных событий и проблем . В отечественной библиографии это указатели по истории гражданской войны, Великой Отечественной войны и другим важнейшим событиям на­шей истории. В зарубежной историографии - по истории французской буржуазной революции конца XVIII в., гражданской войны в США и т. д.

Указатели по отдельным отраслям науки . Отдельно издаются ука­затели по экономической и социальной истории, истории культуры, религии и церкви, истории общественной мысли. В СССР были из­даны библиографии по истории рабочего класса, крестьянства, интеллигенции.

Указатели источников. В названных типах указателей источники и литература собраны вместе. Однако существуют и изданные отдельно библиографии источников: общего характера, отдельных тем, периодов и отдельных видов источников. Изданы указатели документальных публикаций по истории 1917 года и гражданской войны, периода восстановления народного хозяйства, библиография листовок и прокламаций русских социал-демократов, большевистской печати… За рубежом изданы указатели средневековых картуляриев, статистических публикаций и другие.

Указатели по вспомогательным историческим дисциплинам . В СССР(далее в России) эта библиография публиковалась в сборнике «Вспомогательные истори­ческие дисциплины». За рубежом издано немало пособий по нумизма­тике, генеалогии, хронологии.

Указатели по истории исторической науки . Этот тип указателей получил особое развитие в последние десятилетия. Ещё в 80-е годы были изданы два тома: один - по русской историографии дореволюционного периода, вто­рой - по советской историографии. В США изданы весомые указатели, например, по методологии и по историографии науки.

Библиография трудов отдельных историков. Персоналия - важ­ный резерв для подбора литературы по той или иной теме. Обычно она публикуется в связи с юбилейными датами в жизни историка в журналах и сборниках статей. Крупным историкам посвящены специ­альные указатели их трудов и литературы об их творчестве. Изданы биобиблиографические словари, в которых приводятся данные о месте работы, основных трудах этих исследователей. Подобные словари изда­ны в США и Франции. Кроме того, сведения о зарубежных историках можно почерпнуть в национальных биографических словарях и спра­вочниках «Кто есть кто».

Указатели содержания исторических журналов . Однако историческая библиография, другие средства научной ин­формации не освобождают исследователя от самостоятельной библио­графической работы. Историк занимается зачастую относительно узкой темой. В последних же номе­рах журналов за текущий год публикуется перечень всех материалов, опубликованных за год. Кроме того, публикуются указатели к отдель­ным журналам за ряд лет. Есть указатели к некоторым зарубежным журналам. Но в целом этот тип указателей развит недостаточно.

Указатели изданий исторических научных обществ и учреждений. Этот тип, как и предыдущий, не является сугубо историческим, но имеет важное значение. Зная, где работал тот или иной историк, можно разыскать его исследования, его коллег и учеников. Каждый инсти­тут системы Академии Наук, университеты периодически публикуют свод­ные списки опубликованных монографий, статей.

Методика ознакомления с указателями . Мало знать о существовании указателя, который вас интересует, необходимо извлечь из него нужную информацию, суметь разыскать необходимые источники и литературу, не пропустив важного. Очень часто, взяв в руки указатель, студенты не мо­гут им воспользоваться. Конечно, здесь нужна практика. Но некоторые предварительные замечания могут помочь в этой работе.

Прежде всего, следует внимательно ознакомиться с титульным листом. Там указана тема, по которой собраны источники и литература. Сравнив ее со своей темой, нужно определить, насколько они совпадают и насколько различаются. Затем следует уточнить хронологические рамки исторического периода, которому посвящен указатель. Здесь же, на титульном листе, указано, за какой период учтена литература.

После этого надо внимательно прочесть введение. Авторы указы­вают, по каким принципам они подбирали литературу: территориаль­ным, хронологическим, языковым. Очень важно понять, какие библио­течные фонды они обследовали, какие изучили журналы и библиогра­фические источники, например: включались ли статьи из сборников, диссертации, авторефераты последних или депонированные работы. Если в данном указателе подобных работ нет, исследователь разыщет их по другим источникам.

Во введении к указателю формулируются основные принципы его структуры. Следует внимательно изучить оглавление. Если этого не сделать, можно пропустить много ценных материалов.

Наиболее распространенной ошибкой при работе с указателями, является стремление просмотреть только тот раздел, который прямо отвечает теме, не заглядывая в общий и смежные отделы. В этом случае можно пропустить немало интересного и важного материала.

Имея дело с зарубежными указателями, нужно иметь в виду, что там принята иная периодизация - «по королям». Например, в истории Великобритании выделены эпохи Тюдоров, Стюартов, Викторианскаяэпохи. Поэтому часто приходится просматривать «смежные» эпохи, чтобы собрать материал, например, по промышленной революции по­следней трети XIX в.

В этих указателях принято тематическое построение: на первом плане политическая, административная, затем социальная и экономиче­ская история. Зачастую социальная и экономическая выносятся в от­дельные указатели. Поэтому, чтобы комплексно изучить тему, нужно просмотреть ряд смежных указателей.

Работая с указателем, обращайте внимание на приемы библиогра­фического описания. Часто применяются сокращения слов, названий журналов, превращающие указатель в ребус. Следует внимательно изучить список сокращений, который поможет расшифровать запись. В конце имеются вспомогательные указатели - алфавитный, географический, иногда предметный. Ими можно пользоваться для наведения справок, но это не снимает с исследователя задачи внимательно про­смотреть весь указатель.

IУ. Библиографы давно разрабатывают методику библиографического поиска, ищут наиболее оптимальные методы. Еще Ш. Ланглуа, автор первого руководства по исторической библиографии, писал, что «изучить библиографию - изучить пользование библиографическими ин­струментами».

В основном используются два метода - сплошной и выборочный. При сплошном последовательно просматриваются все пособия, в ко­торых может оказаться информация. Способ надежный, сводящий пропуски до минимума, но требующий больших затрат времени.

Исследователи чаще используют выборочный, или концентрический, метод. В этом случае поиск ведется по прикнижным библиографиям с привлечением библиографических пособий.

Библиографический поиск состоит из следующих основных этапов. Начинается он с работы в каталогах и картотеке библиотеки. В выяв­ленной литературе обследуется прикнижная библиография.

Затем историк выясняет, какие библиографические пособия су­ществуют по его проблеме, обращаясь к библиографии исторической библиографии, т. е., как ее называют библиографы, к библиографии второй степени.

Следующий этап - обращение к универсальной библиографии, ко­торая помогает разыскать литературу, не вошедшую в исторические указатели. Например, литература, отраженная в указателе, кончается 1965 годом. В таком случае универсальную библиографию по разделу «История» надо просматривать, начиная с 1965 г.

Историк широко привлекает справочные материалы, словари, эн­циклопедии, используя библиографическую информацию, которая содержится в этих изданиях. Наконец, просматривается библиогра­фия по смежным общественным наукам. Например, работая по исто­рии общественной мысли - по философии, политической истории, иссле­дователь изучает юридическую библиографию и т. д.

Такова примерная схема ретроспективного поиска. Иногда по­следовательность действий может быть иной, но все необходимые этапы должны быть пройдены. И на всех этапах вновь и вновь приходится обращаться к прикнижной и пристатейной библиографии - каждая найденная книга или статья становится ценным источником информа­ции. Главное - не пропустить ничего важного, существенного.

Работа с каталогами и картотеками библиотек. Каталоги и карто­теки библиотек состоят из карточек. На них в соответствии с правилами библиографическогоописания помещены сведения об авторе, названии, месте и годе публикации научного труда. На каждую книгу, хранящуюся в библиотеке, заведена карточка. На карточке указан инвентарный но­мер, под которым она хранится в библиотеке. Инвентарный номер облегчает поиск книги. Поэтому, выписывая название книги, нужно указывать и инвентарный номер.

Работая с каталогами, приходится иметь дело только с той лите­ратурой, которая есть в данной библиотеке, в отличие от библиографи­ческих пособий, в которых собирается вся литература, независимо от места хранения. Часто исследователь работает в нескольких библио­теках. Наиболее полные коллекции источников и литературы сосре­доточились в Москве в Государственной публичной исторической биб­лиотеке, Российской Государственной библиотеке, Всероссийской Государственной библиотеке иностранной литературы, в Институте научной информации по общественным наукам; в Санкт-Петербурге - в Российской Национальной библиотеке, Библиотеке Ака­демии наук и др. Каждый академический институт, университет, педа­гогический институт имеет научные библиотеки. Начинать работу над темой следует в библиотеке своего вуза или города, а литературу, хра­нящуюся в библиотеках других городов, следует выписывать по меж­библиотечному абонементу.

Каждая библиотека имеет свой систематический каталог. Нужно, прежде всего, ознакомиться с его схемой. Так, при десятичной системе классификации весь книжный фонд делится на 10 разделов. История – 9-й раздел. Каждая отрасль знания подразделяется на отделы, которые в свою очередь дробятся на подотделы. При этом каждый подраздел имеет условное обозначение - индекс, помогающий ориентироваться в схеме. Главный принцип каталога - отделы и подотделы располага­ются от общего к частному.

Внутри рубрик карточки расположены по годам издания в обратно-хронологическом порядке: самая новая литература - на первом плане. В пределах года карточки расставлены в алфавитном порядке фамилий, авторов. Сначала литература на русском языке, затем - народов СНГ и, наконец, литература на иностранных языках (в алфавите языков).

К систематическому каталогу имеется алфавитно-предметный указатель, пользуясь которым можно найти индекс нужного подразде­ла. Следует просматривать и другие разделы каталога, где может оказаться историческая литература, «Экономика», «Политология» и т.д.

Предметный каталог позволяет быстрее найти литературу по конкретному вопросу, но следует обязательно выявить как можно больше предметных слов, чтобы полнее подобрать лите­ратуру.

Алфавитный каталог, имеющийся в каждой библиотеке, содержит перечень всех книг, расположенных в едином алфавите на русском ими иностранных языках. Если авторы имеют одинаковые фамилии, карточки располагаются по алфавиту имен и отчеств. Когда у одного автора несколько книг, карточки на них расположены в алфавите названий. Если книга имела несколько изданий, то карточки располага­ются в обратно хронологическом порядке.

Кроме каталогов существуют различные картотеки. Картотека журнальных статей составляется на основе карточек, издаваемых Книжной палатой, и формируется по классификации, принятой в изданиях палаты.

Исследователи часто пользуются краеведческой картотекой, если занимаются историей города, области, региона. Такие картотеки ведутся в областных библиотеках и библиотеках вузов. Существуют и другие виды карточек. Поэтому, начиная работать в библиотеке, историк дол­жен ознакомиться с существующими каталогами и картотеками.

Работа с прикнижной и пристатейной библиографией . Разыскав книгу или статью, нужно выписывать указанную в сносках литературу. Кроме того, в книгах часто прилагается список использованных автором источников и литературы. Прочитав книги и статьи, указанные там, из них вновь выписывают названия книг и статей. Так собирается не­обходимая литература.

Библиографы традиционно, начиная с 20-х годов, критикуют исто­риков за ошибки в библиографическом описании, неточности в систе­матизации материала. Эти упреки справедливы. К оформлению библио­графического аппарата следует относиться так же, как к любой другой стадии исследования. Изучение основ исторической библиографии приви­вает необходимые исследователю навыки.

Прикнижные и пристатейные списки обладают некоторыми преиму­ществами. Во-первых, они дают более оперативные сведения, чем фун­даментальные указатели. Даже в текущих указателях мы получаем сведения о вышедшей литературе с опозданием на 1-2 года (особенно для иностранной литературы). Что касается ретроспективных указате­лей, то граница завершения учета литературы с каждым годом отодви­гается, и даются сведения о вчерашнем дне состояния изучения той или иной проблемы. Из новой же статьи в журнале или книге мы сразу по­лучаем необходимую направленную информацию.

Во-вторых, эти списки составляются специалистом, который из­учал эту литературу и источники. Конечно, возможна субъектив­ность выбора, но она исправляется списками в других статьях и книгах.

Что касается ошибок в описании, то их можно исправить, пользуясь каталогом или пособиями. Если неудачна систематизация, то можно, ознакомившись со всем списком (они обычно невелики), избежать пропуска интересующей нас статьи или книги.

Роль прикнижной и пристатейной библиографии в системе научной информации по истории непрерывно растет. Связано это с возрастаю­щим потоком литературы по истории. Никакие указатели не в состоянии вместить информацию об этой литературе: если даже попытаться собрать все опубликованное по сравнительно узкой теме за 10-20 лет, это потребовало бы многотомного издания. В этих условиях научная книга, ее библиографический аппарат дают наиболее полную направленную и оперативную информацию исследователю.