Биографии Характеристики Анализ

История библиография. Список условных сокращений

Библиография историческая - вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся учетом, систематизацией, отбором, описанием и эвристикой исторической литературы, публикаций исторических источников. В этих целях выпускаются указатели, списки, обзоры литературы и др. Текущая историческая библиография фиксирует круг знаний настоящего; ретроспективная - обобщает развитие науки за какой-либо определённый отрезок времени; рекомендательная - помогает в самообразовании. Библиографические пособия дают сведения о книгах, рецензиях, устанавливают фактические сведения о публикациях, являются особого рода источниками достоверных знаний о развитии исторической науки.

Библиография (как описание книг) возникает в России с появлением рукописных книг, созданием их крупных собраний. В 11 в. в составе «Изборника» Святослава был помещен один из древнейших индексов отреченных и запрещенных книг - «Богословца от словес». Позднее в монастырских библиотеках появились книжные описи, росписи богослужебных сборников. Но лишь в 18 в., когда произошло становление истории как науки, с выходом в свет разнообразных по тематике книг, возникли и первые библиографические пособия исторического характера. В 1736 г. был напечатан каталог Адама Бурхарада Селлия, в 1772 г. - «Опыт исторического словаря о российских писателях» просветителя Н. И. Новикова. Первая половина 19 в. ознаменовалась появлением новых форм библиографических пособий. В 1838 г. историк, археолог, нумизмат, библиофил А. Д. Чертков выпустил «Всеобщую библиотеку России, или Каталог книг для изучения истории нашего отечества во всех отношениях и подробностях». В каталоге Черткова (библиотека которого сегодня хранится в Государственной публичной исторической библиотеке России) описана литература по нумизматике, археологии и др.

Стремление создать «сколь возможно полные указатели исторических книг и журнальных статей» реализовали Ламбины - сотрудники русского отделения библиотеки Академии наук, выпустив 10 томов «Русской исторической библиографии», открывших серию исторических библиографических пособий, среди которых труды крупнейшего библиографа В. И. Межова. Библиографические пособия второй половины 19 - начала 20 в. отражали изучение проблем не только всемирной истории, но и истории России, отдельных ее частей, народов, тем. Дальнейшая специализация исторических знаний привела к возникновению новой дисциплины - историографии, тесно связанной с библиографией. В историографических работах, таких, как «Опыт русской историографии» В. С. Иконникова, приводился обширный фактический материал о публикациях исторических источников и литературы.

Многие замыслы отечественных библиографов - создание текущей исторической библиографии, системы учета библиографических пособий по истории осуществились во второй половине 20 в. Библиография стала «государственным делом», и контроль со стороны советских органов за выпуском и содержанием выходящей литературы обусловил возникновение специальных учреждений, готовящих библиографическую информацию по истории. Важную роль в развитии исторической библиографии сыграли Государственная публичная историческая библиотека России, Фундаментальная библиотека общественных наук - Институт научной информации по общественным наукам. Подготовку библиографической информации по истории осуществляют также Российская государственная библиотека, Российская национальная библиотека, областные и краевые библиотеки, научные учреждения Российской академии наук и др. Сложившаяся сегодня система библиографических пособий информирует читателей о громадном литературном материале, который далеко не всегда усвоен, изучен и введен в научный оборот.

История возникновения и развития библиографии

1. История возникновения и развития библиографии

1 Определение понятия "библиография"

2 Проблема эволюции библиографии

3 Основные функции библиографии

4 Закономерности развития библиографии


1. История возникновения и развития библиографии

1 Определение понятия "библиография"

Развитие библиографической науки - это прежде всего процесс осмысления понятий, в том числе ее базового понятия - библиография.

В специальной литературе насчитывается сотни определений библиографии, число их увеличивается, но общего признания научной общественности ни одному из них не получило.

В ходе своей эволюции библиография превратилась в столь сложное и многоаспектное явление, что оно не может быть охарактеризовано одним универсальным определением, даже в стандартах, которые призваны способствовать однозначному пониманию терминов.

В настоящее время термин "библиография" употребляется в разных значениях:

) как наиболее общее понятие, объединяющее всю совокупность библиографических явлений;

) как область практической (или научно-практической) деятельности по подготовке различных источников библиографической информации (библиографических пособий) и библиографическому обслуживанию потребителей информации, в противовес понятию "библиографоведение", которое обозначает науку;

) как отдельное библиографическое издание, например, "Библиография Афганистана", "Библиография Японии" и т.д., или список литературы в выражениях типа "библиография в конце книги", "библиография в конце статьи"; совершенно недопустимо использование термина в таком его значении. Сегодня используется только в единственном случае: как элемент библиографического описания: "Библиогр.: с. ".

) как совокупность библиографических трудов, выделенных по какому-либо признаку, например, библиография стран Азии. Также недопустимо.

Вообще в культуре библиографической среды сложилась традиция нестрогого употребления термина, но в познавательной сфере (т.е. научной и учебной) понятийные контуры библиографии должны быть очерчены достаточно отчетливо, для однозначного их понимания в процессе научных дискурсов (диалогов) и изучения в различных курсах библиографических дисциплин.

Попытаемся дать определение.

При всем разнообразии взглядов на библиографию специалисты едины в одном: у истоков библиографии находится потребность в знании, недостаток знания о чем-либо, стремление человека получить информацию об этом знании. Библиография сформировалась как структура, которая оказалась способной помочь в удовлетворении этой потребности. Она выработала специфические средства, организующие знания, накопленные человеком, и позволяющие человеку ориентироваться в нем. Поэтому, в самом общем виде библиографию можно определить как систему, упорядочивающую пространство информации и знания с целью ориентации в нем.

Информация и знание выступают в единстве, но нетождественны друг другу. Информация накапливается с помощью органов чувств, аналитически обрабатывается, логически осмысляется, закрепляется в суждениях и превращается в знания. Средствами закрепления и сохранения знания является язык и знак. Т.о. знание является феноменом познавательной деятельности человека, результатом переработки полученной информации. Информация же есть передаваемое знание и выступает в качестве способа передачи знания. Следовательно, знание может быть представлено в качестве содержания информации, передаваемой в процессе коммуникации.

В последнее время мы часто апеллируем понятиями "информационное общество", "общество знания". Знание должно выступать в качестве исходного пункта в построении всех информационно-коммуникационных систем. (Где наша мудрость, потерянная ради знаний, где наши знания, потерянные ради информации. Т.е. информация, наиболее упрощенная форма выражения знания, а знания порой бывают избыточными и не всегда используются для благих дел. Мудрость же - исходное состояние человеческого сознания. Младенец - мудр, но мы теряем мудрость в процессе выработанных методик обучения и воспитания. К старости человек становится мудрым, но не всегда, только в том случае, когда в его сердце сохраняется любовь. Злой человек никогда не будет мудрым).

В определении мы говорили о библиографии как системе ориентации в мире знаний и информации. Под ориентацией следует понимать способность библиографии структурировать, организовывать, упорядочивать информацию и знание с целью обеспечения свободного поиска и обнаружения необходимого.

К сожалению, одна из главных проблем XXI века - переизбыток неструктурированной, не превращенной в знания информации. По мнению ученых, даже в самых эффективных организациях используется лишь третья часть полезной информации по профилю их деятельности. Отсюда - важность создания систем по управлению знаниями, разработки интеллектуальных методов, обеспечивающих извлечение, интеграцию и обработку знаний из различных информационных источников. Библиография такими методами структурирования располагает.

Специфика данного метода будет прослежена при дальнейшем рассмотрении сущности библиографии.

1.2 Проблема эволюции библиографии

Для понимания сущности библиографии, причин ее возникновения и перспектив будущего развития важно вернуться к ее истокам.

Слово "библиография" древнегреческого происхождения. Буквально оно означает "книгописание" ("библион" - книга, "графо" - пишу).

Примерно в V в. до Р.Х. в Греции "библиографами" стали называть людей, которые переписывали книги. Это была очень уважаемая профессия, т.к. искусство "писания" книг требовало высокого уровня грамотности и художественно-каллиграфических способностей.

После крушения античного мира слово "библиография" надолго исчезло из употребления. Вспомнили его вскоре после изобретения книгопечатания в середине XV в. и библиографами стали иногда называть типографов. И только в первой половине XVII в. французские ученые Габриель Ноде и Луи Жакоб впервые использовали слово "библиография" в названиях своих работ в смысле "списка литературы". Вскоре оно приобрело и более широкий смысл: "кнгоописание" (по аналогии со словом "география", "биография" и т.п.). Что касается собственно библиографических трудов, то они длительное время именовались "каталогами", "лексиконами", "описями", "реестрами", "инвентарями" и т.д.

Библиография возникла на определенном этапе развития общества и средств общения. Первоначально, в дописьменный период, обмен информацией между людьми осуществлялся посредством устной коммуникации, в процессе непосредственного общения. По мере того, как накапливался объем знаний, появилась необходимость его фиксировать, так как только закрепленное знание создавало возможность его собирать, хранить, передавать.

В соответствии с исследованиями историков, библиография возникла в ІІІ-м тысячелетии до РХ, в Месопотамии и Древнем Египте. История ее начинается с рукописной книги, существующей на разных носителях. В Древнем Египте информация передавалась через письмена на папирусе, в Месопотамии на глиняных табличках. Текст на них был стандартизирован. Создавались таблички сериями, на них размещались выходные сведения о тексте. Т.о., отметим, что первоначальная форма существования библиографии является афинная (т.е. библиографическая информация о содержании текста помещалась непосредственно с текстом и была с ним тесно связана, на одном носителе).

АФИННАЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Информация о документе в самом документе, на основе которой формируется библиографическая запись о нем, предназначенная для использования в библиографической деятельности и включения в самостоятельные (диагенетические) библиографические пособия. К АБИ относятся сведения об авторе, названии, выходных данных, издательская аннотация, оглавление, вспомогательные указатели, примечания и комментарии, фрагменты предисловий и послесловий, позволяющие точнее проводить идентификацию документа и т.д.

В Месопотамии библиотеки появились рано, в них большое развитие получили каталоги (т.е. каталожная форма существования библиографии - суть - связь с хранилищем). В это же время появляются и самостоятельные формы существования библиографии, т.н. диагенетическая форма. Это - списки новых поступлений, гимнов, писем и т.д.

Существует также латентная форма, суть которой в том, что библиографическая информация вкраплена в текст повествования.

Возникновение библиографии на Руси и Беларуси связывают с IX в., и ее эволюцию связывают с появлением письменности и развитием книжной культуры.

Сущность библиографии, несмотря на изменения социальных условий, революционных преобразований в сфере технологий, остается неизменной. Развитие книгопечатания, средств аудио- и видеозаписи, телевидения, компьютерной техники не смогли изменить природу библиографии, поскольку основная потребность общества и человека, которая стала причиной появления библиографии - потребность в знании и информации - сохраняется и остается до нашего времени.

Единственное, что важно отметить, что в ходе изменений социально-экономических и культурных условий изменились способы фиксации и распространения знаний и информации.

Библиография тесно связана с объектом фиксирования информации. В начале таким объектом был рукописный текст (рукописная книга), с началом книгопечатания - печатная книга, потом шире - произведения печати, т.к. включали в себя и другие разновидности печатных изданий (журналы, газеты и т.д.) Во второй половине ХХ в. широкое распространение получили непечатные источники информации (аудио- и видеозаписи), и появилась необходимость в термине, обозначающем более широко источник информации. В качестве такого термина с сер. 70-х годов утвердился "документ". Его понимали как любой материальный носитель, на котором человеком зафиксирована (закреплена) социальная информация.

Необходимо иметь в виду две основные стороны документа - его идеальное содержание и материальную форму. В рамках библиотечно-библиографической терминологии обе стороны важны, поэтому и в библиотечно-библиографическом определении документа они должны быть отражены. Иначе говоря, возникает необходимость иметь две формулировки определения документа, выражающих один и тот же смысл, но с разных сторон: во-первых, со стороны содержания документа, во-вторых со стороны его формы:

Со стороны содержания: документ - это некоторая социальная информация, зафиксированная (закрепленная) человеком на некотором материальном носителе, в целях ее хранения, распространения и использования.

Со стороны формы: документ - это некоторый материальный носитель, на котором человеком зафиксирована (закреплена) некоторая социальная информация в целях ее хранения, распространения и использования.

Различные точки зрения на терминологические производные от "документа".

Ю.Н.Столяров предлагает договориться об использовании двух основных терминологических производных - документный (состоящий их документов) и - документальный (основанный на документах, подтвержденный документами, например, статья с цитированием к.-л. документов, подтверждающих к.-л. эмпирический факт и т.п.). Принят белорусскими учеными.

О.П.Коршунов: документный (в смысле Ю.Н.Столярова), документированный, вместо документальный (хорошо документированная статья), а термин документальный предлагает использовать как наиболее широкий, обобщающий по отношению ко всем предлагаемым терминам, в том числе документарный, т.е. существующий, функционирующий, зафиксированный в форме документа.

Однако в современных условиях внедрения новых информационных технологий в электронной среде значение материальной стороны документа становится второстепенным. Актуальным становится введение такого термина как "медиа", который определяется, применительно к библиографической практике, как источник информации, функционирующий в электронной среде. Производным от слова "медиа" выступает слово "медиадокумент", т.е. документ, который служит объектом библиографической фиксации, но который существует только в виртуальном пространстве. Употребляется также понятие "электронный документ" - это документ на машиночитаемом носителе, для использования которого необходимы средства вычислительной техники. Его разновидностью является электронное издание, рассматриваемое как документ, прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения. "Э.д" нельзя путать с электронным ресурсом, хотя возможны трансформации. Электронные ресурсы - это материалы, закодированные для обработки и управления ими с помощью компьютеров.

Таким образом, выстраивается цепочка, свидетельствующая о трансформации объекта библиографии: рукопись - книга - документ - электронный документ - медиа.

В современном библиографоведении одним из исходных и фундаментальных понятий все-таки является документ. И этим термином мы будем пользоваться.

Документ является центральным звеном системы документальных коммуникаций. Рассмотрим понятия коммуникация, система документных коммуникаций, библиографическая коммуникация.

Коммуникация - это управляемая передача информации между двумя и более лицами и (или) системами. В понятии "коммуникация" всегда подчеркивается наличие связи, взаимодействия с целью обмена информацией.

Система документных коммуникаций - это система, предназначенная для управления процессами функционирования документов в обществе. Она включает в себя документные ресурсы, процессы и методы, обеспечивающие их хранение, обработку, распространение и использование. Важнейшим элементом этой системы является человек: автор документа, издатель, распространитель, потребитель. В системе документных коммуникаций входит также целый ряд специально созданных общественных институтов: издательства, книжные магазины, архивы, библиотеки, научно-информационные центры, СМИ. Все они особым образом выполняют посреднические функции на пути документа с момента его создания до момента использования. К их числу относится и библиография, в рамках которой осуществляется библиографическая коммуникация - система передачи библиографической информации от одного субъекта к другому.

Библиография как социальный институт сформировалась под влиянием факторов, требующих посредничества в системе "документ - потребитель информации". Здесь мы сталкиваемся еще с одним понятием - "потребитель информации" - это тот, кто получает информацию и использует в различных целях. В роли потребителя может выступать один человек, группа людей, коллектив сотрудников, учреждение и т.п.

Однако в процессе взаимодействия документ - потребитель информации могут возникать информационные барьеры, которые связаны со следующими главными моментами. Документы как материальные объекты в процессе распространения попадают в самые различные места (библиотеки, книжные магазины, органы информации, личные собрания и т.д.), т.е. они постоянно "рассеиваются" в пространстве. Естественно, что вместе с материальной формой документов "рассеивается" и их содержание. Это нарушает внутреннюю связь, непрерывность заключенного в них знания. В результате поиск каждого отдельного документа, а тем более документа родственного содержания оказывается очень затруднительным.

Все это усугубляется тем, что содержание документов неоднородно и предназначено определенным категориям потребителей. Потребитель со своей стороны не знает, где находятся нужные ему документы, не знает, в каких именно документах содержится интересующая его информация. Он не в силах следить за появлением всей массы новых документальных источников информации, человек вообще может не подозревать о существовании документов, соответствующих его интересам и т.д.

По мере того как растет число и разнообразие документов, с одной стороны, и потребителей информации, с другой, по мере того как социальная значимость документной информации неуклонно возрастает, а информационные потребности усложняются и дифференцируются, барьеры, препятствия, трудности в системе документальных коммуникаций все более обостряются. Все реальное разнообразие информационных барьеров в системе документальных коммуникаций по причинам их возникновения можно свести к трем основным группам:

Объективные информационные барьеры (не зависящие от самих документов и потребителей):

пространственные, связанные с неизвестностью местонахождения документа, необходимость его поиска в больших документных массивах;

географические, связанные с расстояниями между документом - потребителем информации;

количественные, отражающие физическую невозможность освоить все соответствующие потребителю источники информации;

качественные, связанные с необходимостью сравнительной оценки и выбора лучших из множества имеющихся источников информации.

Субъективные информационные барьеры, зависящие от потребителей:

языковые, как результат незнания потребителей языка, на котором написан документ. Этот барьер в современных условиях представляет собой одно из наиболее мощных препятствий, затрудняющих использование документов (особенно научных). В области научно-технической информации доля литературы на англ., нем., русском и французском яз. в совокупности составляет 88%. В гуманитарных науках литература на англ. яз. составляет 30%, французском - 13%, испанском - 12%, русском - 6% и т.д.

психологические, обусловленные наличием у потребителей предубеждения к тем или иным жанрам, авторам, новым формам источников информации, а также неразвитого художественного вкуса, отсутствием навыков систематического самообразовательного чтения, настроением, влиянием окружающей читательской среды и т.п.;

барьеры воображения, связанные, например, с тем, что ученый уверен в невозможности найти нужную информацию и отказывается от поиска;

стратегически-поисковые барьеры, связанные с неумением потребителей выбрать правильную стратегию документального поиска;

временные барьеры, обусловленные тем, что ученый не может тратить на поиск информации более 20-25% своего рабочего времени;

экономические барьеры, связанные с недостатком средств у потребителя для приобретения источников информации или оплаты соответствующих услуг.

ведомственные барьеры, связанные с административной структурой ведомств, препятствующей движению документов;

режимные барьеры, вводимые во избежание утечки секретной информации в рамках государственных или ведомственных структур;

редакционно-издательские барьеры, связанные с задержанием выхода в свет публикаций, их низким качеством, наличием неряшливых формулировок, избыточной информации и т.п.

барьеры, связанные с отсутствием и (или) несоблюдением стандартов на публикации, что затрудняет библиографический поиск в больших документных массивах;

библиотечно-библиографические барьеры, вызванные задержками и другими недостатками в библиотечном и библиографическом обслуживании потребителей.

Т.о., библиография сформировалась как социальный институт, в рамках которого выработаны специальные средства и методы, позволяющие устранить обозначенные информационные барьеры. Ее главная задача - осуществлять посреднические функции между фиксированной информацией и потребителем, ориентировать человека и общество в пространстве информации и знания.

1.3 Основные функции библиографии

библиография информация знание коммуникационный

Общественные функции библиографии, многообразие их наименований. Мы отмечали, что библиография - это социальный институт, поэтому из всего многообразия определений понятия функция мы выбрали следующую: функция - это роль, выполняемая определенным социальным институтом по отношению к обществу. В специальной литературе имеется более 50 наименований общественных функций библиографии. Они различны по смыслу и широте содержания, зачастую пересекаются между собой. Существующие концепции различных авторов мы рассмотрим позже, где будут раскрыты и предлагаемые ими функции. Сейчас за основу мы приняли одну из концепций, а именно, М.Г.Вохрышевой, как наиболее симпатичную нам и не противоречащей остальным. Функции библиографии по М.Г. Вохрышевой. Маргарита Георгиевна все многообразие функций подразделяет на две категории: общие и частные. Первые характерны для всего многообразия библиографических явлений, вторые связаны с конкретными направлениями библиографической деятельности. Основная функция библиографии - упорядочение документных массивов с целью ориентации в них, т.е. функция упорядочения документов. В зависимости от технологических процедур, с помощью которых реализуется упорядочивание документов, выделяются следующие функции:

отражательно-преобразующая - суть в том, что документ преобразуется, трансформируется в библиографическую форму, которая позволяет идентифицировать, отождествить, опознать документ - первоисточник;

структурирующая, т.е. все документы должны быть определенным образом структурированы, т.е. организованы друг относительно друга, систематизированы, классифицированы;

ценностно-ориентационная, т.е. библиография должна ориентировать потребителей в мире документов с учетом интереса потребителя, а также ценности документа, для чего осуществляется анализ, оценка документа и представление его в соответствующей форме.

В зависимости от целей, которые ставятся перед библиографией различают следующие функции:

познавательная, суть в том, что в следствие перечисленных выше процедур создается новое (библиографическое) знание, которое, в свою очередь, нацелено на поиск, получение и создание нового знания потребителем, что позволяет говорить о познавательной функции библиографии;

информационная - библиография формирует оригинальный вид информации, специфический по форме и содержанию - библиографическую информацию, тем самым она выполняет информационную функцию в обществе. Библиографическая информация дает возможность генерировать новые знания, способствуя решению актуальных научных, социальных и иных задач;

социально-коммуникационная. Библиография выступает в качестве одного из средств социальной коммуникации, выполняя коммуникационную функцию - функцию сообщения, связи и общения людей своими специфическим средствами - особым библиографическим языком, системой кодирования информации, своими правилами осуществления коммуникации в различных процессах библиографической деятельности.

Частные функции, как мы говорили, связанны с конкретными направлениями деятельности (государственная библиография - функции: документная, депозитарная, архивная, фондообразующая, регистрирующая, моделирующая, международная).

4 Закономерности развития библиографии

Соответствие библиографии экономическим и социально-культурным условиям общества.

Библиография не утрачивает ничего ценного, достигнутого за годы своего развития.

Соответствие библиографии уровню современных информационных технологий и возможностям их оптимального использования.

Изменение функций библиографии частного порядка и перераспределение "веса" и значения отдельных звеньев и направлений развития в разные исторические периоды.

Основная функция библиографии конкретизируется в решении двух главных задач и соответственно реализуется по двум направлениям: - максимально полное отражение всех документальных ресурсов; - дифференцированное отражение документов с учетом потребностей различных категорий пользователей.

Наличие глубоких системных связей, которые исторически сложились в системе документных коммуникаций.

Функционирование библиографии связано с формированием системы библиографического знания на основе преобразования любого знания специфическими для библиографии методами.

Список использованных источников

Гречихин, А.А. Общая библиография: учебник для ВУЗов. М.: МГУП, 2000.

Коготков, Д.Я. Библиографическая деятельность библиотеки: организация, управление, технология: учебник / Д.Я.Коготков. - СПб.: Профессия, 2003. - 304 с.

Диомидова Г.Н. Библиографоведение: учебник для средних профессиональных учеб. заведений / Г. Н. Диомидова. - СПб. : Профессия. - 2002. - 288 с.

Моргенштерн, И. Г. Общее библиографоведение: учеб. пособие для студентов / И.Г. Моргенштерн; - Санкт Петербург: Профессия, 2005. - 208 с.

Вохрышева, М. М. Теория библиографии: учеб. пособие / М. Г. Вохрышева. - Самара: Изд-во СГАКИ, 2004. - 368 с.

С.В. Андрюшина

К вопросу об истории библиографии

Итак, в первой четверти ХIХ века получают дальнейшее развитие те виды и жанры библиографической продукции, которые появились ранее (критико-библиографическая информация, библиографические периодические издания, пособия отраслевой библиографии). Издаётся первый ретроспективный указатель русских книг, выходят в свет каталоги платных библиотек, начинает развиваться текущая библиография, продолжаются опыты подготовки биобиблиографических материалов.

В 1810–11 гг. в Петербурге издаётся «Систематическое обозрение литературы в России в течение пятилетия, с 1801 по 1806 год» . Составителями «Обозрения» были известные в то время учёные – А.К. Шторх и Ф.П. Аделунг. Помимо того, что материал в «Обозрении» располагался в систематическом порядке, оно было также снабжено вспомогательными указателями, выкладками и таблицами, касавшимися состава печатной продукции и авторов книг. Всё это помогало наводить всевозможные справки. Данный труд положил начало русской книжной статистике. Он был задуман как продолжающееся издание, регистрирующее и анализирующее литературу за каждое пятилетие. Однако продолжения не последовало.

Значительным явлением в русской библиографии ХIХ в. было составление печатного каталога библиотеки известного книгопродавца В.А. Плавильщикова. Фонды его библиотеки к 1820 г. составляли более 7000 названий русских книг ХVIII и первой половины XIX в., переводов мировой классики и, естественно, как дань своему времени, французских просветителей. Для составления такого каталога Плавильщиков пригласил известного библиографа В.Г. Анастасевича. Главным достоинством «Росписи российским книгам для чтения из библиотеки В. Плавильщикова...» было систематическое расположение материала, делавшее его удобным справочным изданием. Материал располагался по трём большим разделам с последующими более дробными делениями – «Математико-физические науки», «Богословские, нравственные и политические науки», «Словесность». В 1821–1826 гг. выпускались ежегодные прибавления к «Росписи» Плавильщикова.

После смерти Плавильщикова книжная торговля и библиотека перешли к его приказчику А.Ф. Смирдину, который сумел расширить и усовершенствовать предприятие своего патрона. Его книжная лавка стала своеобразным салоном для интеллектуалов, который посещали виднейшие писатели и учёные России. Значительно пополнился фонд библиотеки. И не только новыми изданиями, но и ценными приобретениями за прошлые годы. К 1828 г. фонды библиотеки достигли 20000 названий. Именно в это время и издаётся «Роспись российским книгам для чтения из библиотеки Александра Смирдина» , каталог, не утративший своего справочного значения и в наши дни. В «Росписи» были раскрыты многие анонимы и псевдонимы, она снабжена вспомогательными указателями имён и заглавий, описания источников в ней более точные, чем в «Росписи» Плавильщикова. Эта «Роспись» библиотеки Смирдина получила высокую оценку своих современников. К ней в 1829, 1832, 1847 гг. выпускались дополнительные «Прибавления».

Многими библиографами ХIХ века вновь ставится задача создания репертуара русской книги. Доминирующее положение здесь занимает биобиблиография. Творчески развивает эту проблему митрополит Киевский и Галицкий Евгений (Болховитинов). Ещё будучи учителем и библиотекарем Воронежской духовной семинарии, будущий митрополит задумывает и частично осуществляет составление «Всеобщей хронологии знаменитых мужей, прославившихся искусствами, науками, изобретениями и сочинениями во всём свете от начала мира до наших времён» . В 1802 г. первая часть первого тома была подготовлена к печати и разрешена цензурой, но осталась неизданной. Однако работа продолжалась. И в 1805–06 гг. в журнале графа Д.И. Хвостова «Друг просвещения» митрополит Евгений начинает печатать «Новый опыт исторического словаря о российских писателях, природных и чужестранных, умерших и живых» . Словарь включал около 300 имён и оборвался на букве «К». В течение нескольких лет исправлял и дополнял свой словарь, но попытка издать его через «Общество истории и древностей российских» оказалась неудачной. Тогда владыка Евгений выделил из словаря только духовных писателей и на средства графа Н.П. Румянцева, под наблюдением В.Г. Анастасевича издал в двух частях «Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви» (1818). Однако и здесь его преследовала неудача. Словарь был настолько обезображен многочисленными опечатками, что и автор, и издатель сняли с титула свои имена. Второе издание, исправленное и умноженное, было выпущено в 1827 г. К нему прилагались вспомогательные алфавитный и хронологический указатели. По оценке Н.В. Здобнова, «на этот раз словарь отвечал самым строгим научным требованиям того времени».

Злополучной оказалась судьба второй части словаря, касающаяся светских писателей. Сначала этот материал печатался в журнале Н.И. Греча «Сын отечества» (1821–22), затем в «Опыте краткой истории русской литературы» (1822) того же Греча, но вскоре публикация оборвалась. В 1826 г. граф Хвостов попытался возобновить публикацию словаря светских писателей, но его замыслам не пришлось осуществиться. Сам владыка Евгений за год до своей смерти передал рукопись археологу И.М. Снегирёву, который в переработанном виде издал 1-й том труда . Однако не встретив сочувствия к своим попечениям со стороны публики, передал рукопись известному историку и издателю журнала «Мoсквитянин» М.П. Погодину, который в 1845 г., через восемь лет после смерти митрополита , наконец, издал 2-томный «Словарь светских писателей» .

«Опыт российской словесности» считается классическим трудом в библиографии, а её автор – основоположником русской библиографии.

Во второй четверти ХIХ в. достигает значительных успехов и обогащается новыми жанрами библиографическая информация на страницах периодических изданий. Наряду с критико-библиографической информацией журналы публикуют текущие регистрационные списки литературы, обзоры газет и журналов, труды по отраслевой библиографии. Значительная часть текущей печатной продукции отражалась в «Московском телеграфе» Н.А. Полевого. Редакция стремилась давать «полное понятие о ходе, духе, направлении русской литературы».

По мнению современных библиографоведов, вершиной журнальной библиографии первой половины ХIХ в. стал отдел «Современная библиографическая хроника» в «Отечественных записках». В нём ежегодно регестрировалось до 500 названий новых книг, едва ли не всё, что поступало на российский книжный рынок. А.А. Краевский, редактор журнала, считал необходимым публиковать отзывы о книгах «тотчас по их выходе» и снабжать рецензиями решительно всё, вне зависимости от достоинства произведения. Он сумел придать библиографическому отделу журнала размах, равного которому не было ни у одного русского журнала.

Библиографическая информация проникает и на страницы официальных изданий. Особенно широко она была представлена в «Журнале Министерства народного просвещения». В 1834–55 гг. в нём регулярно публикуются «Обозрения русских газет и журналов», отражавшие наиболее значимые статьи из периодических изданий, положив, таким образом, начало библиографированию статейных материалов в России. Книжная продукция отражалась в отделе «Новые книги, вышедшие в России» . Довольно долгое время в журнале помещались годовые обзоры литературы, сопровождавшиеся статистическими выкладками, а также информация о зарубежных изданиях. В приложении к журналу в 1837–55 гг. выходил «Указатель вновь выходящих книг» , прошедших цензуру в Министерстве народного просвещения и некоторых других цензурных инстанций. Таким образом, «Указатель...» стал первым опытом официальной государственной библиографии. Cередина ХIХ века дала новый импульс развитию науки, культуры, росту грамотности населения, что явно стимулировало книгопечатание. С 1850 по 1867 гг. число книг, издаваемых в России, увеличилось почти в два раза. Возрастает число книг по естественным наукам, социально-экономическим вопросам, расширяется круг изданий для народа, выходят научно-популярные книги. Именно этот период стал исключительно продуктивным для развития рекомендательной библиографии.

В мае 1860 г. журнал «Русский педагогический вестник» (ред. А.И. Григорович) открывает «особый отдел для рассмотрения книг, годных для народного образования» , в виде «Библиографического указателя» . В данном указателе были помещены сведения о 62 книгах с аннотациями.

При Вольном экономическом обществе в 1861 г. создаётся Петербургский комитет грамотности, при котором организуется комиссия по одобрению книг. Эта комиссия регулярно публикует рекомендательные списки литературы для народного чтения. Осознавая огромную важность литературы «как одной из самых сильных пружин воспитания», педагог и писатель Ф.Г. Толль подготовил рекомендательный указатель «Наша детская литература» (1861–62 гг.), где книги компоновались в соответствии с возрастными особенностями ребёнка. С 1863 г. и Министерство народного просвещения регулярно издаёт библиографические списки книг, рекомендованных для школьных и народных библиотек. Учёный комитет Министерства поручает А.Д. Галахову и А.Н. Бекетову составить «Реестр книг, которые могли бы быть с пользою употреблены в начальных народных училищах» . Первая публикация «Реестра» содержала сведения о 37 книгах. В 1865 г. в «Журнале Министерства народного просвещения» был напечатан второй список из 21 названия книг. Его составителями были А.Д. Галахов, П.Л. Чебышев и Н.Х. Вессель.

Выдающимся явлением для своего времени был капитальный указатель в 3-х томах «Что читать народу?» (1884–1906), созданный кружком харьковских учительниц под руководством Х.Д. Алчевской .

В 80–90 гг. получили распространение рекомендательные указатели в помощь самообразованию и образованию людей, либо не имевших возможности поступить в высшие учебные заведения, либо желавших расширить свои знания. Это были «Программы для домашнего чтения», издававшиеся различными комитетами и отделами всевозможных обществ по распространению знаний. Основательнейшим и лучшим был указатель, вышедший под редакцией профессора Московского университета И.И. Янжула, «Книга о книгах» (1892).

Духовные ведомства также выпускали рекомендательные списки литературы для церковных приходов. В 1861 г. в журнале Киевской духовной академии была опубликована работа Е.М. Крыжановского «Книга для народа» , впоследствии продолженная в 1865 г. И.Т. Экземплярским [будущим архиепископом Иеронимом]. Данная работа представляла собой критико-рекомендательный обзор народной и учебной светской и религиозной литературы. «Тульские епархиальные ведомости» с 1864 г. в своих «Прибавлениях» стали публиковать «Указатель книг для народа» священника А. Иванова.

К сожалению, учебные пособия и монографии современных библиографоведов очень мало внимания уделяют библиографической деятельности, которую проводили духовные ведомства и различные религиозные общества. Думаю, что молодые специалисты не оставят без внимания это направление и возьмутся за изучение «белых пятен» библиографии.

Из тематических указателей, связанных с историей Русской Церкви, можно назвать работу Г.Н. Геннади (больше известного как создателя библиографии библиографии, т. е. библиографии 2-й степени) «Список книг о русских монастырях и церквах» (1854). Здесь описано и проанализировано 162 книги из фондов Императорской публичной библиотеки, Географического общества и частного собрания П.С. Шишкина. Книги отражают сведения о 116 русских монастырях и церквях. Материал расположен в алфавите названий городов, в уездах которых они находятся. «Список...» снабжён алфавитным вспомогательным указателем (авторов и издателей, названий монастырей, обителей, пустынь, церквей).

Как отмечалось ранее, интерес к библиографии со стороны читающей публики и всесторонее развитие её обусловили появление трудов по библиографии библиографии. Первым в мире национальным ретроспективным указателем библиографических пособий стала «Литература русской библиографии» Г.Н. Геннади (1858). Цель работы, как писал составитель в предисловии, «приведение в известность и указание в систематическом порядке по возможности всего, что напечатано в России по предмету библиографии». Геннади, кроме непосредственно библиографических трудов, включил в указатель статьи по вопросам библиотечного дела, истории книги, полиграфического производства и т. д. Таким образом «Литература русской библиографии» давала обширнейший материал по истории библиографии и подводила итоги её развития в России до 1855 г.

Исходя из имеющихся источников, можно сделать выводы и о том, что вторая половина ХIХ века была весьма продуктивной для развития тематических библиографических пособий, делающих доступным содержание статей, опубликованных в церковных и других православных периодических изданиях. Раскрываются также фонды библиотек крупных духовных центров России, публикуются их каталоги.

Итак, в 1879–89 гг. И.С. Знаменский публикует «Систематический указатель статей, находящихся в разных духовных журналах и епархиальных ведомостях по предмету Священного Писания Ветхого и Нового Завета» в двух частях. Здесь представлено 51 издание за 1822–87 гг., учтено более 8 тыс. статей, опубликованных в них. Материал расположен в систематическом порядке. [Имеются экземпляры в РГБ и РНБ].

В эти же годы появляется ещё один сводный указатель статей из периодических изданий. Его составителем был П. Карпов. Нам известно лишь 2-е издание «Систематического указателя статей по основному, догматическому, нравственному и сравнительному богословию , помещённых в журналах «Христианское чтение», «Православное обозрение», «Чтения в обществе любителей духовного просвещения», «Православный собеседник», «Прибавления к Творениям святых отцов», «Труды Киевской духовной академии», «Странник», «Вера и разум» и «Душеполезное чтение». Данный «Указатель» был выпущен издательством И.Л. Тузова в Санкт-Петербурге в 1888 г. В нём учтено свыше 2000 статей, материал расположен в алфавите названий журналов. [Имеется экземпляр в РГБ].

БИБЛИОГРАФИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ - (1) вспомогательная историческая дисциплина, формирующая и изучающая комплекс справочных и информационных пособий по социальным и гуманитарным наукам, который сложился в процессе выявления, учета, описания и систематизации публикаций источников, исследовательской литературы, а также различных библиографических пособий; (2) разновидность отраслевой библиографии, которая, являясь видом библиографии, выполняет функции информационного обслуживания от-дельных отраслей знания или практической деятельности; И. б. как разновидность отраслевой библиографии выполняет функцию информационного обслуживания социальных и гуманитарных наук; (3) дисциплина преподавания в высшей школе, входящая, как правило, в комплекс вспомогательных исторических дисциплин или выступающая в качестве самостоятельного курса. Объектом исторической библиографии выступает система библиографических пособий (указателей, списков, обзоров, каталогов и пр.), энциклопедических и справочных изданий по социальным и гуманитарным наукам на различных носителях в ее эволюции. Предметом исторической библиографии является разработка приемов и методов выявления, отбора и систематизации изданий различных типов и видов по социальным и гуманитарным наукам. И. б. разрабатывает специальные приемы и методы представления библиографической информации по социальным и гуманитарным наукам в библиографических пособиях. Выявление, отбор и систематизация изданий различных типов и видов для последующего изучения является необходимым этапом исследовательской деятельности любой науки, таким образом, И. б. предоставляет возможности поиска необходимой информации в ходе исследований по социальным и гуманитарным наукам. И. б. тесно связана с другими вспомогательными историческими дисциплинами, историей исторической науки, источниковедением. Становление и развитие исторической библиографии в России проходило вместе со становлением исторической и смежных наук. За более чем 300 лет развития исторической библиографии сложился корпус библиографических пособий (в котором, однако, имеются существенные лакуны), сформированы основные институты, занимающиеся исторической библиографией (Государственная публичная историческая библиотека) и библиографией по социальным и гуманитарным наукам (Институт научной информации по общественным наукам РАН). Сложилась система учета в библиографических пособиях библиографических изданий по социальным и гуманитарным наукам (библиография библиографии). Ежегодные аналитические обзоры библиографических пособий по социальным и гуманитарным наукам помещаются в издании Российской книжной палаты «Библиография российской библиографии».

Р. Б. Казаков

Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 30-31.

Литература:

Бакун Д. Н. Развитие библиографии исторических источников в России (XVIII - начало XX в.). М., 2006;

Парфенов И. Д. Основы исторической библиографии. М., 1990;

Простоволосова Л. Н., Черемисина Н. М. Историческая библиография: история и современное состояние. М., 1990;

Шапиро А. Л. Библиография истории СССР. М., 1968.

Наименование дисциплины: Историческая библиография

Направление подготовки: 030600 История

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

1.Курс предназначен для студентов направления «История» исторического факультета

Дисциплина «Историческая библиография» обеспечивает приобретение знаний и умений в соответствии с государственным образовательным стандартом, со­действует фундаментализации и гуманизации образования, формирование представлений у студентов о методах и формах исследовательской работы.

2. Дисциплина «Историческая библиография» относится к вариативной части цикла Б3. (Профессиональный цикл) и изучается в 1 семестре 1 курса.

Дисциплина «Историческая библиография» основывается на базовом уровне знаний студентов. Она является важной для лучшего понимания многих дисциплин в рамках направления подготовки «История». Знания и навыки, полученные при изучении основ исторической библиографии, используются обучаемыми при написании курсовых и дипломных работ .

3. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Иметь представление

О существующей системе государственной библиографии;

О приемах составления научно-справочного аппарата;

Знать

Основные методологические принципы исторической библиографии;

Основные принципы современного российского законодательства в данной области;

Историю российских библиографирующих учреждений (как до 1917г., так и советского и постсоветского периода);


Историю становления библиографии как научной дисциплины;

Уметь

Работать с научно-справочным аппаратом;

Определения пути и возможности поиска документов по истории России ;

Искать информацию, систематизировать её.

4.Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

№ п/п

Раздел дисциплины

Предмет и задачи исторической библиографии. Место библиографии в работе исследователя. Предмет исторической библиографии и ее функции в науке. Основные библиографические понятия; библиографическое пособие, библиографический список, библиографический указатель, библиографический обзор. Классификация библиографических

пособий: по целевому назначению, по тематике, по степени свернутости, по форме

публикации, по хронологии. Библиография и информатика. Организация исторической

библиографии.

Текущая библиография по истории. Всероссийская книжная палата , как библиографический центр страны. Время создания. Основные направления деятельности. Издания

книжной палаты. Институт научной информации по общественным наукам РАН. Основные издания ИНИОН. Перечень серий по общественным наукам. Российская

государственная библиотека (г. Москва) и ее текущие библиографические издания. Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы (г. Москва) и ее текущие библиографические издания.

Справочная литература по истории. История развития энциклопедического дела в России. Универсальные энциклопедии. Отраслевые энциклопедии. Универсальные словари.

Толковые и терминологические словари. Биографические словари. Исторические

словари и энциклопедии. Справочники по истории дореволюционной России. Справочники по истории советского общества. Справочники по истории зарубежных стран. Путеводители и каталоги.

Библиография отечественной истории. Историческая библиография XVIII-XIX вв. в России. Библиографическая работа Сопикова. и его «Всеобщая библиотека

России». П. П. и и их работа над «Русской исторической библиографией». и его вклад в разработку русской исторической библиографии.

Тематические библиографии. Библиографическая работа в России в конце

Х1Х-начале XX вв. библиографические издания гг. особенности развития

Исторической библиографии в гг. развитие исторической библиографии в 1990-егг. Ретроспективные указатели по истории дореволюционной России, изданные после 1917 г. Библиография истории советского общества. Указателиисточников и

литературы.

Библиография всеобщей истории.

Библиографические пособия по отдельным периодам всеобщей истории, их специфика

Указатели по новой и новейшей истории. Библиографические указатели по отдельным

регионам: Европа, Америка, Восток. Библиографические указатели по отдельным

зарубежным странам. Библиография по истории исторической науки.

Библиография литературы по смежным с историей наукам. Комплексные

исследования и их специфика с точки зрения библиографического поиска. Методология

истории и философия. Социология и социальная психология. Педагогические науки. Литературоведение. Исскуствоведение. Музееведение и охрана памятников . История

государства и права. Экономические науки. Текущая библиография по смежным наукам.

Зарубежная историческая библиография.

Зарождение исторической библиографии и пути её развития в ХУП-Х1Х вв.

историческая библиография во второй половине Х1Х-начале XX вв. Историческая библиография в странах западной Европы и США в новейшее время. Текущая универсальная библиография за рубежом. Указатели иностранной периодики.

Историческая периодика.

Библиографические указатели по периодике. Указатели русских газет. Указатели

русских журналов и продолжающихся изданий. Современные исторические журналы по отдельным историческим периодам, по отдельным регионам, по отдельным

зарубежным странам. Исторические журналы по отечественной истории. Журналы по

культуре и музейному делу. Общественно-политические журналы.

Краеведческая библиография.

дореволюционной истории Ярославского края. Библиографические издания универсального характера. Издания по истории советского периода: отдельные события и темы.

Библиографические указатели литературы за гг. Текущая краеведческая библиография. Указатель «Ярославская книга».

Оформление библиографического аппарата в научной работе . Оформление реферата в научной работе. Список сокращений. Типы библиографических ссылок:

внутритекстовые, затекстовые, подстрочные. Составление списка использованных источников и литературы: основные разделы, их структура.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

1. ГОСТ. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления.

2. Парфенов, исторической библиографии/ . - М., 1990.

б) дополнительная литература:

4. Виноградов, научной информации в развитии исследований советских историков/ // Новая и новейшая история. – 1989. - №4. – С. 3-13.

6. Здобнов, русской библиографии до начала XX века/ . – М., 1955.

7. Ильичева, общественно-политической литературы/ . – М., 1988.

8. Иениш, поиск в научной работе/ . - М., 1982.

11.Михайлова, Г. М. О некоторых проблемах исторической библиографии/ // Труды ЛИК им. . Т. 18. - Л., 1967. – С. 303-313.

12.Машков, русской библиографии начала XX века/ . – М., 1969.

13.Марковская, историческая библиография/ // Советская библиография. – М., 1960. – С. 195-229.

14.Парфенов, и содержание курса исторической

Библиографии/ //Вопросы истории. – 1983. - №11. – С. 108-112.

15.Черемисина, библиография как научно-вспомогательная дисциплина/ //История СССР. – 1987. - №4. – С. 140-152.

16.Черемисина, научно-вспомогательная библиография

всеобщей истории/ //Вопросы истории. – 1975. - №6. – С. 138-147.

17.Черемисский, советского общества в библиографических

Пособиях/ //Советская библиография. – 1977. – С. 12-26.

18.Симон, К. История иностранной библиографии/ К. Симон. – М., 1963.

19.Эймонтова, и библиография/ // Советская библиография. – 1971. - №3. – С. 52-61