Биографии Характеристики Анализ

К чаадаеву художественные средства. А

А. С. Пушкин, «К Чаадаеву» - тема сегодняшней статьи. Стихотворение написано в 1818 году. Человек, к которому обращено послание, был одним из самых близких друзей поэта. Пушкин познакомился с П. Я. Чаадаевым еще во время пребывания в Царском Селе. В Петербурге их дружба не прекратилась. В 1821 году Чаадаев стал членом «Союза благоденствия» (тайного общества декабристов).

Но вскоре он все же оставил вольнолюбивые идеалы молодых лет. Главное, что хотел выразить в стихотворении «К Чаадаеву» Пушкин, тема, проходящая через него красной нитью, - это борьба с самодержавием, вольность, свобода. Послание получилось страстным, восторженным, темпераментным в вопросах политики, воодушевленным и даже пафосным. Сразу видно, что оно относится к раннему периоду творчества поэта. Однако наряду с элементами, характерными для здесь появляются серьезные ростки будущих зрелых произведений. Вообще, в произведении прослеживается сразу несколько мотивов. Позже они будут не раз в иных вариациях повторяться в творчестве поэта.

Александр Пушкин, «К Чаадаеву »: мотив славы

Во всей лирике, да, пожалуй, и во всей поэзии автора, он - самый устойчивый. Подсчитано, что в творчестве Пушкина существительное «слава» встречается около 500 раз в разных значениях. Конечно, дело не в количестве его употребления, но тем не менее. Всю жизнь, вплоть до написания «Памятника», Пушкин размышлял о том, что же такое слава: широкая известность, результат общепринятого мнения или же просто светские толки и слухи.

А. С. Пушкин, «К Чаадаеву»: мотив ложных надежд

Лирический герой послания обманывается в своих лучших мечтаниях и ожиданиях, однако он не предается отчаянию. Ведь такой «возвышающий обман», такое благородное заблуждение неизбежно в юности, связано с ее безудержными порывами. Под бременем лет они, конечно, рассеиваются, но свой след оставляют в каждой душе, и уж наверняка лучше темных и низких истин. Мотив обмана и ложных, несбывшихся надежд у Пушкина часто сравнивается со сном, что наталкивает на мысль о первых философских стихах Г. Р. Державина. Видимо, воспевать жизнь в блеклых цветах в 17 лет свойственно всем юным поэтам.

А. С. Пушкин, «К Чаадаеву» : мотив политической свободы

Далее, с пессимистической ноты послание переходит в иную тональность, более мажорную, бодрую. Здесь автор в политическом контексте использует характерные для любовной огня, горения. В послании они передают накал чувств. С каждой строкой становится все более явственным политический контекст произведения. Под гнетом власти еще сильнее возлагается надежда и упование на то, что восторжествует свобода и победит справедливость. В политическом рабстве ожидание вольности становится еще нетерпеливее, еще слышнее голос Отчизны. В сознании поэта неразрывно слито служение Родине с борьбой против власти - несправедливой, угнетающей народ. Гражданский пафос послания все более усиливается от одного четверостишия к другому. Все чаще звучат политические слова. Тональность всего произведения определяет мотив вольности. Исключительно емкими в стихотворении делает слова «Отчизна», «честь», «свобода» А. С. Пушкин. «К Чаадаеву» - это призыв к товарищу посвятить всю свою жизнь такому святому делу, как освобождение Родины от самовластья. И за это память потомства будет ему более благодарной, чем за воспевание в стихах забав юности и тихих радостей жизни. Высоким воодушевлением и пафосом, чистой любовью к Родине и свободе исполнены и заключительные строки послания.


Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман;

Но в нас горит еще желанье;

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Обновлено: 2011-05-09

Посмотрите

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Анализ стихотворения А.С.Пушкина «К Чаадаеву»

Историко-биографический материал

История создания и дата написания стихотворения

Стихотворение написано в 1818 году. Еще с лицейских лет, Петр Яковлевич Чаадаев был близким другом поэта, несмотря на разницу в возрасте. В период, когда было создано это стихотворение, Пушкин видел в своем друге человека наделенного свободолюбивыми идеалами, но при этом умудренного жизненным опытом. Чаадаев был членом «Союза благоденствия» (тайное декабристское общество). За публикацию своих взглядов в «Философическом письме», он был объявлен правительством сумасшедшим.

Пушкин адресовал Чаадаеву еще несколько стихотворений, но они уже сильно отличались от созданного в 1818 году по своему настроению.

Главная тема стихотворения

Несмотря на то, что стихотворение написано в жанре дружеского послания, нельзя считать тему дружбы в нем ведущей. Здесь звучит тема свободы и борьбы с самодержавием, надежда на пробуждение России. Отражены политические взгляды и настроения, которые были едиными как для Чаадаева, так и для Пушкина. «К Чаадаеву» служило средством политической агитации, широко распространялось в списках.

Композиция стихотворения

В композиции данного стихотворения можно выделить три части. Первая – анализ прошлого, наивной юности. Вторая – самоанализ в настоящем времени. И третья – взгляд в будущее. Композиция кольцевая: в начале и в конце присутствует мотив пробуждения ото сна.

Лирический герой

Вначале лирический герой вспоминает о прошлом. Он разочарован тем, что его надежды не оправдались. Теперь он очнулся от грез. Но главное его желание служить во благо своей Родины в нем так и не угасло. Оно приободряет его и поднимает настроение. И это стремление герой сравнивает с чувством любви. Своим посланием он не только вселяет веру в других, но и ободряет самого себя.

Преобладающее настроение, его изменение

В начале стихотворения присутствует минорный мотив – мечты героя развеяны явлениями реальной жизни. Далее настроение становится бодрым, надежда все еще есть в герое. Обращение лирического героя звучит как призыв, весьма настойчиво.

Лексика стихотворения

Пушкин использует лексику так называемого «высокого стиля»: «внемлем», «упованья». Также присутствуют общественно-политические понятия: «власть», «вольность», «гнет».

Поэтический синтаксис

В стихотворении присутствуют самые разнообразные средства художественной выразительности. Это и сравнения («как сон, как утренний туман»), и метафоры («горит желанье», «свободою горим», «Россия воспрянет ото сна»), и эпитеты («тихой славы», «вольности святой»).

Произведение написано четырехстопным ямбом, с использованием кольцевой и перекрестной рифмовки. Поделено на четверостишия и в заключении пятистишие. Интонация в каждой из частей самостоятельна.

Известный философ своего времени, П. Я. Чаадаев в жизни А. С. Пушкина играл особенную роль. С этим человеком поэт полемизировал и спорил, но в одном порыве был един: они оба мечтали о свободной и прогрессивной России без деспотизма самодержавия. Поэтому имя отвергнутого и непризнанного таланта увековечено в послании, которое Александр Сергеевич написал в поддержку Петру Яковлевичу.

А.С. Пушкин не мог оставаться равнодушным к тем проблемам, что существовали в обществе после европейской кампании Александра I, в чём открыто признавался и после Декабрьского восстания. Революционными идеями с поэтом делился его близкий, ещё с лицейских лет, друг П. Я. Чаадаев, ему и посвящено стихотворение.

Датируется оно 1818-м годом, когда Пушкин жил в столице, еще не знал наказаний за вольные мысли со стороны властей. «К Чаадаеву» — одно из тех произведений, что спровоцировали первую, южную ссылку Пушкина в 1820 году. Не только это сочинение автор адресовал своему единомышленнику. Кроме «Любви, надежды, тихой славы», ещё существуют стихотворения «В стране, где я забыл тревоги прежних лет…» и «К чему холодные сомненья?..».

Жанр, размер, направление

Жанр произведения «К Чаадаеву» — послание. Для него свойственна прямая адресация стихотворения определённому человеку, изложение определённых идей, рекомендаций или надежд. До XIX века такой жанр назывался эпистолой, от латинского «письмо, «поручение».

«К Чаадаеву» написано четырехстопным ямбом. Данный стихотворный размер делает стих лёгким и воодушевляющим. Так Пушкин придаёт позитивную интонацию произведению о мечтах и надеждах. Эти качества необходимы вольнолюбивой лирике, к которой поэт обращался нередко, особенно в ранний период творчества. Революционное направление в русской литературе начала XIX века разрабатывали многие литераторы: Радищев, Рылеев, Бестужев, Глинка. Все собратья по перу боролись за общую идею – освобождение страны от гнёта «самовластья».

Продолжателями социального направления в лирике стали Лермонтов, Некрасов, Есенин, Блок.

Композиция

Композиция «К Чаадаеву» трёхчастна:

  1. Первая часть ограничивается начальным катреном, который пронизан лирическими интонациями, сожалениями об уходящей юности.
  2. Вторая часть вносит противоположное настроение в стихотворение. Здесь появляется некое чаяние возможного счастья: «Мы ждем с томленьем упованья// Минуты вольности святой».
  3. Третья часть, со слов «пока свободою горим», является кульминацией произведения. Она наполнена призывом, звучит наиболее напряженно и громогласно. Финал носит характер манифеста, побуждающего к героическим поступкам.

Главные герои и их характеристика

Лирический герой стихотворения обращается к своему другу с намерением пробудить в нём желание бороться за свободу. Можно предположить, что адресат подавлен, теряет былой энтузиазм, но его сотоварищ не поддаётся отчаянию. И движет им, главным образом, «отчизны … призыванье».

Этот голос помогает сохранять веру в лучшее, в этом он видит свою миссию, долг. Прислушаться к этому голосу поэт предлагает и собеседнику. Борец хорошо осознаёт, что они оба ещё слишком молоды, чтобы сдаваться. Он считает, что они должны посвятить себя благому делу освобождения, в надежде, что их имена останутся в истории.

Темы

  • Патриотизм. На нем зиждется тематика произведения. Стихотворение проникнуто духом патриотизма. Лирический герой ясно видит все проблемы, существующие в стране. Но это не служит причиной отказаться от родины, напротив, молодой человек намерен посвятить свою жизнь преображению отчизны, он верит в её светлое будущее. Автор слышит голос страждущей страны и жаждет спасти её.
  • Дружба . Поэт не остаётся равнодушным к пессимистичному настрою своего товарища. Он пытается развеять его тоску, обессмысливающую существование. Лирический герой всячески поддерживает своего друга, мотивирует на достижение новых целей. Поэт верит в потенциал своего единомышленника, потому и посвящает ему послание.

Проблемы

  • Самовластие. Поэт осознает бедственную ситуацию в своей стране, сложившуюся в связи с тираническим политическим режимом. Он ощущает гнёт «власти роковой» и жаждет избавления от него. Но герой понимает, что в одиночку ему не справиться, и призывает на помощь своего верного друга.
  • Отчаяние. Автор испытал на себе воздействие юношеский иллюзий, он уже знает, какое бывает разочарование, если обмануться мечтами. Об этом он пишет в первой части. Очевидно, подобные чувства испытывает и адресат послания. Но Пушкин сумел преодолеть сплин, теперь он хочет излечить от него и своего друга. Таковы проблемные вопросы стихотворения «К Чаадаеву».
  • Смысл

    Никогда противостояние не бывает простым, путь, ведущий к заветной цели, может быть тернист. Враг может быть как внешним – самовластье -, так и внутренним – разочарование. Обо всем этом Пушкин напоминает Чаадаеву.

    Идея Пушкина заключается в том, что бороться нужно до конца, проявляя настойчивость, смелость и отвагу. Нельзя усыплять свои силы тоской, нельзя отказываться от мечты при малейшем разочаровании. Подарить родине свободу – истинное счастье для молодого, импульсивного человека.

    Средства выразительности

    Для того чтобы сделать своё послание воодушевляющим и убедительным, Пушкин использует множество различных средств выразительности.

    В стихотворении встречается побудительные предложения с восклицательной интонацией. Интересно, что поэт использует в них глаголы будущего времени («посвятим», «напишут»). В отличие от повелительного наклонения, такие формы глаголов не обладают приказным характером. Так Пушкин ненавязчиво мотивирует своего адресата.

    Чтобы добиться наиболее успешного воздействия на своего читателя, Пушкин обращается к сравнительным оборотам. Наиболее ярким, из представленных в тексте, является сопоставление чаяние свободы с ожиданием свидания. И автор, и его друг на тот момент – молодые люди, со свойственными им сердечными порывами, и такое сравнение весьма актуально для них.

    На композиционном уровне можно наблюдать антитезу, так соотносятся между собой первая и вторая части.

    Критика

    Влиятельный литератор пушкинской эпохи Белинский относил «К Чаадаеву» к тем стихом, что прививает патриотизм, что в том числе помогает воспитать в читателе человека.

    Друзья-декабристы горячо приняли это стихотворение, они видели в нём провозглашение своих идей, к тому же не без восхищения мастерством и талантом самого Пушкина.

    В двадцатом веке С. Л. Франк в статье «Светлая печаль» подчеркивает двойственность пушкинского мышления: импульсивность и умиротворение, веселье и мука. Послание «К Чаадаеву» критик считает одним из тех стихотворений, что иллюстрируют эту особенность.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«О сколько нам открытий чудных» приготовила поэзия Александра Сергеевича Пушкина (1799 - 1837 гг.). Это, поистине, неисчерпаемая сокровищница, как для поклонников, так и для профессионалов мира поэзии. Среди сверкающих бриллиантов творчества великого поэта ни сколько не теряет своего особенного блеска жемчужина — «К Чаадаеву». Попытаемся разобрать стихотворение , кратко рассмотрим обстоятельства его создания, жанр, идею, стилистические особенности.

Вконтакте

Предшествующие события

История создания произведения такова. Дата написания стихотворения — 1818 год, Пушкину тогда было всего 18 лет.

В его стихе слышится не столько посвящение , сколько обращение к Петру Яковлевичу Чаадаеву (1794 - 1856 гг.), как конкретному адресату и другу.

Петр Чаадаев был незаурядной личностью — гусарский офицер, участник Отечественной войны 1812 года, многих (в том числе Бородинского) сражений, публицист, философ, законодатель стиля в салонах Петербурга.

Пушкин познакомился с ним в 1816 году в доме Николая Михайловича Карамзина (1766 - 1826 гг.). Чаадаев оказал большое влияние на формирование молодого поэта, как личности. Кроме того, их связывали теплые дружеские отношения. Все это нашло отражение в творчестве Пушкина, его произведениях:

  • поэме « »,
  • стихотворная подпись «К портрету Чаадаева».

Но именно взгляды, идеи и мечты наиболее объемно представлены в стихотворении «К Чаадаеву». Оно также называлось «Письмо Пушкина» . Стихотворение долгое время нигде не публиковалось, а распространялось в переписанном виде.

Важно! Небольшой отрывок был опубликован в журнале «Сириус» (1827), а в более полном виде (отсутствовало последнее пятистишие) — в альманахе «Северная звезда», причем, без согласия автора, в 1829 году. Кстати, рукопись стихотворения не сохранилась, поэтому существует несколько десятков его вариаций.

Как проводится анализ стихотворения «К Чаадаеву». Вначале нужно составить план, куда входит:

  1. История написания
  2. Особенности жанровой принадлежности.
  3. Идея стихотворения.
  4. Основная тема стихотворения, которую затрагивает поэт.
  5. Описание лирического героя.
  6. Изменение настроения.
  7. Лексический состав. синтаксис, размер.

Жанр

Написано в жанре «послания» или «письма», весьма популярном среди поэтов конца 18-го начала 20-го веков, но в нем отчетливо прослеживаются лирические нотки (главенствующие в творчестве А.С. Пушкина), особенно в первой половине стихотворения, где речь идет о чаяниях героя и отношении к адресату, а ближе к окончанию все больше начинает проявляться тональность манифеста.

Именно там звучат отзвуки прогрессивных идей Чаадаева , скорее всего, и послужившие вдохновляющим фактором для написания произведения.

Переосмысление взглядов друга обрело свое стихотворное выражение в пушкинских строках. Композиция кольцевая и трехчастная — в начале поэт говорит о прошлом, юности, в средине — о настоящем, в третьей части показан взгляд в будущее. Основной мотив пробуждения ото сна слышится в первой и последней части.

Главные темы

В план анализа стоит включить несколько тематических направлений. Основная тема стихотворения — освобождение от порядков существующего строя («под гнетом власти роковой»), который не дает проявиться свободе внутренней, созидающей, направленной на благо Отчизны.

Свобода

Лирический герой в стихотворении, разочаровавшись в наивности прошедших «юности забав», стремится к изменениям давящего государственного уклада из чувства и ответственности перед будущими поколениями. К этому он призывает не только своего адресата, но и любого иного слушателя, которому не безразлична судьба Отечества. В свержении «власти роковой» он видит настоящее освобождение — «минуту вольности святой». И верит в это всей душой, пытаясь передать свой порыв окружающим.

Любовь

Желание свободы у героя стиха сродни чувству любви к женщине (это вечная тема), что и демонстрирует лирическую составляющую(«как ждет любовник молодой»). Душа героя нетерпелива , а помыслы — самые высокие, что характерно для влюбленного. Он жаждет высвобождения своих и помыслов с уверенностью в их непременном исполнении («минуты верного свиданья»).

Единение

В тоже время, поэт говорит не от своего имени, а от лица некой общности, скорее всего, целого поколения («мы ждем с томленьем упованья»), взгляды которого разделяет. Тема единства , пусть не главная, но очень важная!

И это неудивительно, потому что именно в это время начинается подъем освободительного движения против , завершившееся восстанием декабристов в 1825 году (сам Чаадаев стал участником тайного общества в 1821 году, но принять участие в восстании не смог, так как лечился за границей).

Если в первых трех строфах представлены размышления лирического героя о прошлом, настоящем и будущем, то в заключительных двух (четверостишие и пятистишие) звучит прямой призыв. Но к чему? Принято считать, что к свержению самодержавной власти. Наверное, так и есть. Революционные настроения после Отечественной войны 1812 года просто витали в воздухе.

Народ и либерально настроенные представители дворянства, интеллигенции ждали получения больших прав и свобод, но ожидания не оправдались. Лирический герой не представляет служение на благо Родины без озаряющего огня свободы («пока свободою горим»). Только новый, свободный от прошлого человек способен на «души прекрасные порывы».

Дружба

В начале Пушкин обращается к Чаадаеву «мой друг», что говорит о наличии теплых близких отношений, а в заключительной строфе звучит обращение «товарищ», что также свидетельствует о революционности призыва к соратнику по борьбе.

Обратите внимание! В реальной жизни Пушкин называл Чаадаева «единственным другом».

Именно обращение «товарищ» станет одним из символов будущих революций. Поэт призывает верить, что борьба не окажется напрасной и «взойдет звезда пленительного счастья» — символ столь желанной свободы.

Прогрессивность призыва

Горячо любимая Отчизна воспрянет от векового сна самодержавия, на обломках которого соратники или потомки рано или поздно напишут имена всех, кто стремился к освобождению не щадя жизни.

В этом суть идеи стихотворения «К Чаадаеву». Лирический герой свято в это верит и вселяет эту веру окружающим.

Недаром впоследствии стихотворение «К Чаадаеву» стало в либеральной среде 19 века настоящим призывом прокламационного характера. Оно переписывалось и распространялось сотнями копий среди прогрессивно настроенных слоев общества.

В цели данного краткого анализа не входит подробный разбор с точки зрения стихосложения. К вышеуказанному жанру «послания», следует добавить, что написано произведение четырехстопным ямбом, состоит из пяти строф (первые четыре по четыре строки и завершающее пятистишие).

Краткий анализ стиха «К Чаадаеву»

Изучаем стихотворение Пушкина К Чаадаеву

Вывод

Стихотворение «К Чаадаеву» явилось ярким примером гражданской лирики Александра Сергеевича Пушкина, до настоящего времени оно не теряет своей патриотической актуальности и мотивационной составляющей в служении интересам нашей Родины.

Стихотворение “К Чаадаеву” Александра Пушкина проникнуто вольнолюбивым духом и явно выражает политические и гражданские взгляды поэта. Чтобы лучше понять его и увидеть детали, стоит прочесть краткий анализ “К Чаадаеву” по плану. Представленный разбор произведения можно использовать для объяснения материала на уроке литературы в 9 классе.

Краткий анализ

История создания – написано стихотворение в ранний период творчества поэта, в 1818 году. Оно адресовано другу молодого Пушкина, Петру Чаадаеву. Опубликовано альманахе “Северная звезда” в 1829 году, с искажениями и без согласия автора.

Тема стихотворения – свобода и борьба с самодержавным правлением, надежда на то, что Россия “пробудится ото сна”.

Композиция – произведение построено по принципу “теза – антитеза”, основанном на контрасте. Первая часть говорит о прошлом, которое автор считает наивной юностью. Вторая посвящена настоящему, а третья – будущему. Мотив пробуждения ото сна открывает и закрывает произведение, закольцовывая композицию.

Жанр – послание другу, которое становится посланием всему обществу, жанровое новаторство Пушкина.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с кольцевой и перекрестной рифмовкой.

Метафоры – “горит еще желанье “.

Эпитеты – “юные забавы “, “утренний туман “, власти роковой “.

Оксюморон – “тихой славы “.

Сравнение – “как сон, как утренний туман “, “как ждет любовник молодой минуты первого свиданья “.

Обращение – “мой дру г”.

Инверсия – “власти роковой “.

История создания

Написан стих в 1818 году, когда автор, позже несколько разошедшийся со своим старшим другом Петром Чаадаевым во взглядах на жизнь, пока еще видел в нем умудренного годами, мудрого наставника и лицейского друга. Свободолюбивые идеи Петра Яковлевича были близки и Пушкину. Чаадаев состоял в декабристском обществе, а за свое “Философское письмо”, в котором излагались взгляды Петра Яковлевича на общественное устройство, был объявлен сумасшедшим.

Свой отпечаток на произведение наложило и то, что в 1818 году Пушкин состоял в либеральном сообществе “Зеленая лампа”, члены которого критиковали режим правящего российского императора.

Тема

Главная тема произведения – отнюдь не дружба, хотя фактически это дружеское послание. Но это только формально – на самом деле Пушкин говорит о свободе, о свержении самодержавия и возможном пробуждении России ради лучшего будущего. Это действительно политическое произведение, поэтому оно использовалось как средство агитации. До опубликования (версия в журнале “Северная звезда” искажена по сравнению с оригиналом) распространялось в списках. В нем рассмотрены все проблемы, волнующие как Чаадаева, так и самого Пушкина.

Несмотря на доверительный дружеский тон, в стихотворении чувствуется твердая гражданская позиция. Поэт сам готов отойти от частных интересов ради дела восстановления России и призывает к тому же других. Он абсолютно убежден, что в будущем страна станет свободной.

Композиция

Композиционно это произведение подразделяется на три части.

В первой автор, еще юный и наивный, ждет любви и славы, но постепенно “утренний туман ” его жизни рассеивается. Во второй части он уже избавился от иллюзий юности, но это не значит, что он смирился – он ждет и надеется на лучшее будущее. Наконец, третья часть – это взгляд в будущее, где “Россия вспрянет ото сна “.

Мотив пробуждения присутствует и в первой части – таким образом композиция закольцовывается.

Эмоциональный настрой стихотворения также изменяется – если в начале лирический герой печален, он огорчен тем, что надежды его юности не оправдались, то в конце он бодр, несмотря на то, что реальная жизнь пока печальна. Но он настойчиво призывает всех членов общества к тому, чтобы постараться изменить ситуацию.

Лирический герой воплощает собой идеи самого Пушкина, так что его образ можно считать автобиографическим. Поэт считает, что государство может развиваться и преуспевать, но для этого необходимо изменить существующий жизненный уклад.

Средства выразительности

В своем послании Пушкин использует многочисленные средства выразительности. Метафора в нем всего одна – “горит еще желанье “, но также есть и другие:

  • Эпитеты – “юные забавы “, “утренний туман “, власти роковой “, “святая вольность”, “нетерпеливою душой”.
  • Оксюморон – “тихой славы “.
  • Сравнение – “как сон, как утренний туман “, “как ждет любовник молодой минуты верного свиданья “.
  • Обращение – “мой дру г”.
  • Инверсия – “власти роковой “.
  • Метонимия – “звезда пленительного счастья”.

Любимый Пушкиным четырехстопный ямб делает стихотворение максимально простым и одновременно убедительным. Этот стихотворный размер позволяет просто и в то же время ярко выразить мысль. Но особенно выразительным его делает последняя строфа, которая состоит из пяти строк.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 213.