К чему приводит высокомерие и гордыня. Гордыня и гордость в чем разница: признаки, избавление и как бороться с чувством
Очередная крайность, которая не приводит ни к чему хорошему. Гордыня и Высокомерие напрямую относятся к , вернее к проблемам самооценки.
Начну с вопроса: как выдумаете, почему Гордыня в Христианстве считается смертным грехом и самым тяжким из всех грехов? Гордыня по степени тяжести приравнивается к убийству другого человека. Задумывались ли вы, сколько судеб, сколько талантливых и умных людей загубила эта спутница успеха (гордыня)? Сколько чувств и взаимоотношений разрушено из-за гордыни?
Сразу хочу вас предостеречь – не стоит Гордыню путать с Гордостью, это кардинально противоположные понятия. Понимание и различение гордыни и гордости достойно отдельной статьи.
Что такое Гордыня?
Для начала, дадим несколько раскрывающих определений. Почему несколько? Потому что гордыня – это очень сложный и многоликий недостаток и очень опасный грех.
Гордыня – это завышенная самооценка, когда человек считает себя лучше, чем он есть на самом деле, а так же, лучше, чем все остальные люди. Проблема в том, что это неадекватная оценка себя, которая ведёт к совершению роковых жизненных ошибок.
Гордыня – это неуважение к другим людям, которое проявляется как высокомерие, бахвальство, неблагодарность, невнимательность к другим и т.п.
Так же мне понравилось христианское определение из Википедии, я бы назвал это определение духовно грамотным:
Гордыня отличается от простой гордости тем, что ослепленный гордыней человек хвалится своими качествами перед , забывая, что получил их от Него. Это самонадеянность человека, вера в то, что он всё может сам и всего добивается самостоятельно, а не с помощью и по . В гордыне человек не благодарит Бога за все то, что имеет (например слух, зрение, жизнь) и получает (например пропитание, кров, детей).
Вот ещё одно определение, которое я считаю адекватным и отражающим суть гордыни:
Горды́ня (лат. superbia) или Высокомерие – желание считать себя самостоятельной и единственной причиной всего хорошего, что есть в тебе и вокруг тебя.
Гипертрофированная и разросшаяся Гордыня превращается в манию величия.
Основные программы (установки) гордыни , с которыми нужно прощаться (заменять на адекватные убеждения). Что обычно думает и говорит человек поражённый гордыней:
“Я самый лучший, самый красивый, самый умный, самый достойный, самый самый”
“Я лучше других, умнее, сильнее, круче, и т.п.”, “А это значит, что я больше других должен иметь, я имею на это право, я ведь лучше…”, “А значит мне другие и весь мир должны на много больше, чем я должен им и этому миру”, “А если я такой классный и мне все должны, значит не обязательно их благодарить, они ведь мне должны… не обязательно их ценить, это они должны ценить меня, я ведь на много лучше, чем все они…”, и т.д.
Знакомо? Думаю знакомо. Если вы будете достаточно искренним с самим собой, то вы вспомните примеры из своей жизни, когда вы так думали, и чем это в конечном итоге заканчивалось. Вспомните примеры других людей, которые вели себя подобным образом, и какая у вас была реакция на такое их отношение и поведение.
Как обычно формируется гордыня или откуда она берётся?
1. Неправильное воспитание. Например, когда родители с детства внушают своему ребенку – “ты у нас самый лучший”, “самый умный”, “самый самый”, “ты лучше других”. Особенно плохо, когда это абсолютная неправда и не подкреплено жизнью. То есть, ребёнок ничего хорошего не сделал, а его хвалят и хвалят. Когда награждают незаслуженно.
2. Когда человек не обучен работать со своей Самооценкой, не обучен работать со своими недостатками, правильно к ним относиться и устранять их. Тогда с первым же успехом, он начинает думать, что это он такой великий, а не Бог, Вселенная и Судьба ему благоприятствуют. То есть, когда человек присваивает себе все заслуги и успехи, что всё это только благодаря ему одному, его уникальности и гениальности.
Есть и другие причины Гордыни, но подробнее борьбу с ними мы рассмотрим в статье – “Как избавиться от Гордыни”.
Проблемы, которые порождает Гордыня
Думаю все для себя отмечали, что когда человека заносит Гордыня, с ним неприятно, а часто вообще невыносимо общаться и иметь дело. Правда неприятно, когда к тебе относятся с высокомерием и надменностью, как к человеку второго сорта? Всем не нравится такое отношение.
Когда человека начинает нести гордыня – с ним становится тяжело общаться, нормальные люди, уважающие себя, начинают сторониться такого человека и всячески избегать общения с ним. В конечно итоге он остаётся один, наедине со своей гордыней, недовольный всеми остальным людьми и их поведением.
Во многих Религиях говорят: Гордыня – это мать всех остальных грехов. Это действительно так и есть. Когда человека понесла гордыня, он начинает требовать незаслуженного к себе внимания – тщетной славы, а это и есть .
Поражённый гордыней человек, в ореоле собственного величия и уникальности – перестаёт видеть достоинства и таланты других людей, теряет ценность всего, что имеет в жизни, всего, что делают для него другие. Его поведение проявляется, как неуважение, высокомерие, надменность, в отдельных случаях, как хамство и драчливость. Такой человек становится невероятно мнительным, обидчивым и конфликтным.
Если вы решите, что вам или вашим близким нужна помощь специалиста, чтобы справиться с данным недостатком и выстроить адекватную самооценку – !
Гордыня и гордость – однокоренные слова, однако значение у них разное. Гордостью называют положительную самооценку, самоуважение. Гордиться можно не только собственными успехами и достижениями. Например, можно испытывать гордость за сына, за свою страну, команду, родителей и т. д. Чем отличается гордыня от гордости? Гордыня имеет негативный окрас и в разных религиях считается причиной всех грехов. Горделивый человек высокомерен, имеет непомерно высокую самооценку, не способен радоваться за успехи других.
Обратимся к толкованию слов
Не зная лексического значения слов гордыня и гордость, человек может вкладывать в них совершенно иной, неправильный смысл. Но прояснить ситуацию никогда не поздно. Обратимся к 3 известным толковым словарям – С.И. Ожегова, Д.Н. Ушакова и В.И. Даля.
Что такое гордость, определение Ожегова:
Определение гордости из словаря Ушакова:
- «Отвлеченное сущ. к гордый (гордость поступи, характера).
- Характер или поведение гордого человека (его гордость не позволяла ему прощать подлость).
- То, чем (тот, кем) гордятся (военные корабли – гордость советского судостроения)»
Теперь перейдем к вопросу, что такое гордыня. Определение этого слова во всех словарях одинаковое, и трактуется, как «непомерная гордость, высокомерие» В.И. Даль так и вовсе различий между гордостью и гордыней не видел, и оба слова определял так: «Гордость, гордыня, горделивость – качество, свойство гордого. Гордым быть, глупым слыть. Гордый – кичливый, надменный, заносчивый; надутый; кто ставит себя самого выше прочих»
И в самом деле, грань между гордыней и гордостью очень тонка. Гордость нередко перерастает в гордыню. Что примечательно, происходит это незаметно. Возгордившийся человек не замечает за собой вины или греха. Ему действительно кажется, что он лучше других, достойнее, выше.
Где проходит грань?
Многие пытаются искоренить в себе гордость, полагая, что это начало гордыни. Однако они забывают, что есть от нее и польза. Так, гордость защищает человека от причинения вреда себе и другим, не дается скатиться на дно. Гордый человек никогда не опустится до воровства, сплетен, хамства, аморального поведения. Как нельзя лучше характеризуют гордость синонимы: честь, достоинство, самоуважение. По отношению к кому-то ее можно заменить словом радость. Например, «я радуюсь успехам сына».
Сама по себе гордость не является грехом, но очень быстро может к нему привести. Возьмем, к примеру, другие страсти. Еду можно использовать, чтобы утолить голод, а можно ей объедаться, и тогда это будет грехом чревоугодия; сексуальность можно использовать для укрепления любви с мужем (женой), а можно впасть в грех блуда. Иными словами, чрезмерная гордость перерастает в грех – гордыню:
«Гордыня… Гордость… корень в них единый.
Оттенков в поведении – не счесть…
И, если в Гордости пороки победимы,
Гордыне незнакомо слово «честь».
Гордыня в Библии
Чтобы ответить на вопрос, что такое гордыня, обратимся к Библии. Бог ненавидит гордыню. Гордецы настолько ослеплены своей гордыней, что думают, будто не нуждаются в Боге, приписывают его заслуги себе и себе же поклоняются. Они перестают видеть свои недостатки. Гордыня – грех души, во всех христианских учениях он считается смертным.
Чтобы понять, насколько глубоко падает одержимый гордыней, вспомним историю Сатаны. До своего изгнания он был одним из самых прекрасных и избранных ангелов. Его звали сияющей звездой и сыном зари. Но от красоты своей возгордилось его сердце, а высокомерие сгубило мудрость. И поверг его Бог на землю, как нечистого. Гордыня была присуща Адаму и Еве. Воображая, что сами станут богами, вкусили они запретный плод и были наказаны. Синоним гордый по Библии – греховный, нечистый, безбожный, лицемер.
«Тот, кто преисполнен гордыни, не знает ничего, а только поражен страстью к спорам и словоблудию. Все это порождает ссоры, злые речи, злобные подозрения» (1-е Тимофею 6:4).
Признаки гордыни
Чтобы окончательно разобраться в определении гордыни, что это такое и как она проявляется, предлагаем изучить ее признаки. Перечислим только самые основные:
Гордецам свойственны и другие отрицательные качества. Гордыня ломает нормы морали. Возгордившийся человек может прибегать к лицемерию, тщеславию, мести, лишь бы еще больше возвысить себя. Скрыть гордыню невозможно. Даже если человек молчит, она читается в его холодном высокомерном взгляде, жестах, высоко поднятой голове.
Гордость для женщины
Женской гордостью исконно считается сохранение целомудрия. И речь идет не столько о девственности, сколько о духовной чистоте и благоразумии. Гордость оберегает женщину от сомнительных связей и отношений. Гордая женщина не терпит неуважение, грубость и хамство, как по отношению к себе, так и другим.
Некоторые под женской гордостью понимают неприступность: «женщина не должна знакомиться первой», «мужчина должен добиваться женщину, покорять ее сердце». Однако неприступность и холодность больше свойственны гордыне. Только высокомерная особа может тешить свое самолюбие ухаживаниями мужчины. Гордая женщина проста и прямолинейна.
Мнение автора. Гордыня – это стремление возвыситься над другими. Особенно сильно это желание у людей, которые считают себя в чем-то ущербными и зависят от мнения окружающих. Гордыня идет от нелюбви к себе, неприятия.
«Мальчики в школе дразнили меня «толстухой». Я мечтала стать миниатюрной и стройной, как другие девочки в классе, и ненавидела себя. Когда я выросла, у меня наконец-таки получилось похудеть. Но этого уже было мало. Я хотела доказать всем, как они ошибались, что я лучше других. Я выиграла несколько конкурсов красоты и совершенно незаметно для себя стала высокомерно относиться к полненьким соперницам. Я невероятно гордилась собой. Наверное, поэтому дружба с девочками не ладилась. Только через несколько лет я осознала свою ошибку, полюбила себя и стала проще ко всему относиться. Теперь на душе светло и приятно»
Гордость и гордыня – очень похожие, но, тем не менее, разные качества. Чтобы отличить одно от другого, достаточно посмотреть человеку в глаза. У гордеца они будут холодными, полными презрения и надменности. Глаза гордого человека светятся радостью, он спокоен и совершенно не груб.
Снежана, г. Таганрог
Гордость и Гордыня - веточки одного корня, да плоды на них разные…
Гордыня
- непомерная
гордость
, заносчивость, высокомерие, эгоизм (Толковый словарь)
Гордыня отличается от простой гордости тем, что ослепленный гордыней человек хвалится своими качествами перед Богом, забывая, что получил их от Него. Это самонадеянность человека, вера в то, что он всё может сам и всего добивается самостоятельно, а не с помощью и по воле Бога. Гордец редко бывает благодарным человеком: он всегда убежден, что получает меньше, чем заслуживает. В гордыне человек не благодарит Бога за всё то, что имеет (например слух, зрение, жизнь) и получает (например пропитание, кров, детей).
Другими словами, гордыня - это когда вместо Бога, который находится в центре картины бытия, в этот центр становлюсь я сам. И вся картина мира тогда искажается, потому что в
центре-то
всё равно Бог, это только в моём представлении всё
как-то
по-другому.
Вот и получается, что со своей неправильной картиной мира, я всё время на
что-то
натыкаюсь. Мне кажется, здесь должен быть проход, а здесь колонна, и я буду об неё биться всё время.
Все религии признают это качество одним из самых серьезных смертных грехов.
Оно лежит в основе или пересекается с такими пороками, как алчность, зависть и гнев. Например, стремление к обогащению (Алчность) вызвано тем, что человек хочет стать не просто богатым, а богаче остальных людей, он завидует (Зависть), потому что не допускает мысли, чтобы
кто-то
жил лучше его, он раздражается и сердится (Гнев), когда другой человек не признает его превосходства и т. д. Именно поэтому почти все богословы ставят гордыню на первое место в черном списке грехов.
Но, тем не менее, разглядеть её в себе порою очень сложно. Потому что грань различия между гордостью и гордыней иногда очень тонкая. Как говорится " Уважая своё я - вы можете не заметить, как плюете в души окружающих вас людей… чрезмерно уважаемое эго - это и есть гордыня."
«Гордыня предшествует падению.» (Английская поговорка)
Итак, как говорится, врага нужно знать в лицо. И тщательно изучая признаки гордыни, мы можем начать медитировать на них и отслеживать их проявления в нашем сердце. Это очень поможет нам развивать благоприятные качества, такие как смирение, уважение, и будет способствовать гармонизации наших отношений с этим миром и укреплять нас на духовном пути. Потому что наша гордыня помогает нам видеть в людях плохое и мешает увидеть хорошее.
"Спящие грезят о собственной значительности. Пробужденные же становятся проводниками значительности мироздания для всё ещё спящих."
Данный список "отличительных" признаков гордыни составлен по семинару Шри Джишну прабху (Сергея Тимченко) «54 признака гордыни».
Гордыня - это:
1. Непреложность того факта, что ты всегда прав. Уверенность в собственной постоянной правоте (непогрешимость).
2. Покровительственное отношение к другим, отношение свысока.
3. Чувство собственной важности.
4. Унижение себя и других.
5. Мысль о том, что ты лучше других, хвастовство.
6. Приписывание себе трудов и заслуг других людей.
7. Умение поставить соперника в невыгодное положение, управление людьми для достижения желаемого.
8. Контроль за ситуацией, но без несения ответственности за ситуацию.
9. Надменное отношение, суетность, стремление часто смотреться в зеркало.
10. Выставление напоказ достатка, одежды и пр.
11. Непозволение другим помогать себе и неготовность работать вместе с другими.
12. Привлечение к себе внимания.
13. Болтливость или разговоры о своих проблемах.
14. Обидчивость.
15. Излишняя чувствительность или бесчувственность.
16. Чрезмерная занятость своей персоной.
17. Мысли о том, что другие думают или говорят о тебе.
18. Использование слов, которые слушатель не понимает, и ты об этом
знаешь.
19. Ощущение своей никчемности.
20. Отказ измениться или мысль о том, что тебе не стоит изменяться.
21. Непрощение себя и остальных.
22. Разделение людей на иерархические уровни - кто лучше или важнее,
затем поведение в соответствии с иерархией.
23. Мысль о том,что ты важнее других, когда делаешь конкретную работу.
24. Брать на себя непосильную работу.
25. Недоверие к людям, Богу, Посланникам и Владыкам.
26. Состояние озабоченности тем, какое впечатление ты производишь на
других.
27. Мысль о том, что ты выше закона и есть особый сын Бога.
28. Сотворение кумира из себя и из других.
29. Работа сверх всякой меры, т.е. столько, что физическое тело не
выдерживает.
30. Изменение манеры поведение в зависимости от того, с кем говоришь.
31. Неблагодарность.
32. Игнорирование "малых людей".
33. Невнимание.
34. Неосознание своей гордыни и духовных проблем.
35. Наличие раздражительного тона.
36. Повышение голоса в злобе и досаде.
37. Мысль о том,чтобы проучить кого-либо, или речь о третьем лице в
унизительном тоне.
38. Неподчинение воле Бога.
39. Недостаток самоуважения.
40. "Что ты мог бы для меня сделать?".
41. Безрассудство и безумство.
42. Наличие отношения "мой брат есть хранитель меня", обратная позиция "я есть хранитель моего брата".
43. Нечестность по отношению к себе и другим
44. Неспособность пойти на компромисс.
45. Желание всегда оставить последнее слово за собой.
46. Нежелание делиться своими знаниями с тем, чтобы иметь возможность контроля.
47. Невнимание к физическому телу или чрезмерное внимание к нему. Невнимание к своей душе.
48. Мысль о том,что ты должен это сделать, т.к. никто другой не сможет
сделать это лучше.
49. Указание на ошибки другого в тоне осуждения.
50. Мысль о необходимости спасать других от их проблем (и мысль и действие).
51. Предубежденность к людям в зависимости от внешнего вида, цвета кожи и пр.
52. Гордость от занимаемого положения.
53. Чрезмерное уважение к себе.
54. Сарказм.
Величайший знаток глубин человеческого духа, преп. Исаак Сирин в своем 41-м слове говорит: «Восчувствовавший свой грех выше того, кто молитвою своею воскрешает мертвых; кто сподобился видеть самого себя, тот выше сподобившегося видеть ангелов». Вот к этому познанию самого себя и ведет рассмотрение вопроса, который мы поставили в заголовке.И гордость, и самолюбие, и тщеславие, сюда можно прибавить — высокомерие, надменность, чванство, — все это разные виды одного основного явления — «обращенности на себя». Из всех этих слов наиболее твердым смыслом отличаются два: тщеславие и гордость; они, по «Лествице», как отрок и муж, как зерно и хлеб, как начало и конец.
Симптомы тщеславия, этого начального греха: нетерпение упреков, жажда похвал, искание легких путей, непрерываное ориентирование на других — что они скажут? как это покажется? что подумают? Тщеславие издали видит приближающегося зрителя и гневливых делает ласковыми, легкомысленных — серьезными, рассеянных — сосредоточенными, обжорливых — воздержанными, и т.д. — все это, пока есть зрители. Той же ориентировкой на зрителя объясняется грех самооправдания, который часто вкрадывается незаметно даже в нашу исповедь: «грешен как и все….. только мелкие грехи….. никого не убил, не украл».
Бес тщеславия радуется, говорит преп. Иоанн Лествичник, видя умножение наших добродетелей: чем больше у нас успехов, тем больше пищи для тщеславия. «Когда я храню пост, я тщеславюсь; когда же, для утаения подвига моего, скрываю его — тщеславлюсь о своем благоразумии. Если я красиво одеваюсь, я тщеславлюсь, а переодевшись в худую одежду, тщеславлюсь еще больше. Говорить-ли стану — тщеславием обладаюсь, соблюдаю молчание — еще больше оному предаюсь. Куда это терние не поверни, все станет оно вверх своими спицами». Стоит появиться в душе человека доброму чувству, непосредственному душевному движению, как сейчас же появляется тщеславная оглядка на себя, и вот — драгоценнейшие движения души исчезают, тают, как снег на солнце. Тают, значит, умирают; значит — благодаря тщеславию — умирает лучшее, что есть в нас, значит — мы убиваем себя тщеславием и реальную, простую, добрую жизнь заменяем призраками.
Усилившееся тщеславие рождает гордость .
Гордость есть крайняя самоуверенность, с отвержением всего, что не свое, источник гнева, жестокости и злобы, отказ от Божией помощи, «демонская твердыня». Она — «медная стена» между нами и Богом (Авва Пимен); она — вражда к Богу, начало всякого греха, она — во всяком грехе. Ведь всякий грех есть вольная отдача себя своей страсти, сознательное попрание Божьего закона, дерзость против Бога, хотя «гордости подверженный как раз имеет крайнюю нужду в Боге, ибо люди спасти такого не могут» («Лествица»).
Откуда же берется эта страсть? Как она начинается? Чем питается? Какие степени проходит в своем развитии? По каким признакам можно узнать ее?
Последнее особенно важно, т.к. гордый обычно не видит своего греха. Некий разумный старец увещал на духу одного брата, чтобы тот не гордился; а тот, ослепленный умом своим, отвечал ему: «Прости меня, отче, во мне нет гордости». Мудрый старец ему ответил: «Да чем же ты, чадо, мог лучше доказать свою гордость, как не этим ответом!»
Во всяком случае, если человеку трудно просить прощения, если он обидчив и мнителен, если помнит зло и осуждает других, то это все — несомненно признаки гордости.
В «Слове на язычников» Св. Афанасия Великого есть такое место: «Люди впали в самовожделение, предпочтя собственное созерцание божественному». В этом кратком определении вскрыта самая сущность гордости: человек, для которого доселе центром и предметом вожделения был Бог, отвернулся от Него, впал в «само -вожделение», восхотел и возлюбил себя больше Бога, предпочел божественному созерцанию — созерцание самого себя.
В нашей жизни это обращение к «самосозерцанию» и «самовожделению» сделалось нашей природой и проявляется хотя бы в виде могучего инстинкта самосохранения , как в телесной, так и в душевной нашей жизни.
Как злокачественная опухоль часто начинается с ушиба или продолжительного раздражения определенного места, так и болезнь гордости часто начинается или от внезапного потрясения души (например, большим горем), или от продолжительного личного самочувствия, вследствие, например, успеха, удачи, постоянного упражнения своего таланта.
Часто это — так называемый «темпераментный» человек, увлекающийся, страстный, талантливый. Это — своего рода извергающийся гейзер, своей непрерывной активностью мешающий и Богу, и людям подойти к нему. Он полон, поглощен, упоен собой. Он ничего не видит и не чувствует, кроме своего горения, таланта, которым наслаждается, от которого получает полное счастье и удовлетворение. Едва-ли можно сделать что-нибудь с такими людьми, пока они сами не выдохнутся, пока вулкан не погаснет. В этом опасность всякой одаренности, всякого таланта. Эти качества должны быть уравновешены полной, глубокой духовностью.
В случаях обратных, в переживаниях горя — тот же результат: человек «поглощен» своим горем, окружающий мир тускнеет и меркнет в его глазах; он ни о чем не может ни думать, ни говорить, кроме как о своем горе; он живет им, он держится за него, в конце концов, как за единственное, что у него осталось, как за единственный смысл своей жизни.
Часто эта обращенность на себя развивается у людей тихих, покорных, молчаливых, у которых с детства подавлялась их личная жизнь, и эта «подавленная субъективность порождает, как компенсацию, эгоцентрическую тенденцию» (Юнг, «Психологические типы»), в самых разнообразных проявлениях: обидчивость, мнительность, кокетство, желание обратить на себя внимание, наконец, даже в виде прямых психозов характера навязчивых идей, манией преследования или манией величия.
Итак, сосредоточенность на себя уводит человека от мира и от Бога; он, так сказать, отщепляется от общего ствола мировоззрения и обращается в стружку, завитую вокруг пустого места.
Часть 2. Как проходит эта духовная болезнь
Попробуем наметить главные этапы развития гордости от легкого самодовольства до крайнего душевного омрачения и полной гибели.
Вначале это только занятость собой, почти нормальная, сопровождаемая хорошим настроением переходящим часто в легкомыслие. Человек доволен собой, часто хохочет, посвистывает, напевает, прищелкивает пальцами. Любит казаться оригинальным, поражать парадоксами, острить; проявляет особые вкусы, капризен в еде. Охотно дает советы и вмешивается по-дружески в чужие дела; невольно обнаруживает свой исключительный интерес к себе такими фразами (перебивая чужую речь): «нет, что я вам расскажу», или «нет, я знаю лучше случай», или «у меня обыкновение…», или «я придерживаюсь правила…».
Одновременно, огромная зависимость от чужого одобрения, в зависимости от которого человек то внезапно расцветает, то вянет и скисает. Но в общем, в этой стадии настроении остается светлым. Этот вид эгоцентризма очень свойственен юности, хотя встречается и в зрелом возрасте.
Счастье человеку, если на этой стадии встретят его серьезные заботы, особенно о других (женитьба, семья), работа, труд. Или пленит его религиозный путь и он, привлеченный красотой духовного подвига, увидит свою нищету и убожество и возжелает благодатной помощи. Если этого не случится, болезнь развивается дальше.
Является искренняя уверенность в своем превосходстве. Часто это выражается в неудержимом многословии. Ведь что такое болтливость, как, с одной стороны, отсутствие скромности, а с другой — услаждение самим собой. Эгоистическая природа многословия ничуть не уменьшается от того, что это многословие иногда на серьезную тему; гордый человек может толковать о смирении и молчании, прославлять пост, дебатировать вопрос: что выше — добрые дела или молитва.
Уверенность в себе быстро переходит в страсть командования; он посягает на чужую волю (не вынося ни малейшего посягания на свою), распоряжается чужим вниманием, временем, силами, становится нагл и нахален. Свое дело — важно, чужое — пустяки. Он берется за все, во все вмешивается.
На этой стадии настроение гордого портится. В своей агрессивности он, естественно, встречает противодействие и отпор; является раздражительность, упрямство, сварливость; он убежден, что никто его не понимает, даже его духовник; столкновения с миром обостряются, и гордец окончательно делает выбор: «я» против людей, (но еще не против Бога).
Душа становится темной и холодной, в ней поселяется надменность, презрение, злоба, ненависть. Помрачается ум, различение добра и зла делается путанным, т.к. оно заменяется различением «моего» и «не моего». Он выходит из всякого повиновения, не выносим во всяком обществе; его цель — вести свою линию, посрамить, поразить других; он жадно ищет известности, хотя бы скандальной, мстя этим миру за непризнание. Если он монах, то бросает монастырь, где ему все невыносимо, и ищет собственных путей. Иногда эта сила самоутверждения направлена на материальное стяжание, карьеру, общественную и политическую деятельность, иногда, если есть талант — на творчество, и тут гордец может иметь, благодаря своему напору, некоторые победы. На этой же почве создаются расколы и ереси.
Наконец, на последней ступеньке, человек разрывает и с Богом. Если раньше он делал грех из озорства и бунта, то теперь разрешает себе все: грех его не мучит, он делается его привычкой; если в этой стадии ему может быть легко, то ему легко с диаволом и на темных путях. Состояние души мрачное, беспросветное, одиночество полное, но вместе с тем искреннее убеждение в правоте своего пути и чувство полной безопасности, в то время, как черные крылья мчат его к гибели.
Собственно говоря, такое состояние мало чем отличается от помешательства.
Гордый в этой стадии пребывает в состоянии полной изоляции. Посмотреть, как он беседует, спорит: он или вовсе не слышит того, что ему говорят, или слышит только то, что совпадает с его взглядами; если же ему говорят что-либо несогласное с его мнениями, он злится, как от личной обиды, издевается и яростно отрицает. В окружающих он видит только те свойства, которые он сам им навязал, т.ч. даже в своих похвалах он остается гордым, в себе замкнутым, непроницаемым для объективного.
Характерно, что наиболее распространенные формы душевной болезни — мания величия и мания преследования — прямо вытекают из «повышенного самоощущения» и совершенно немыслимы для смиренных, простых, забывающих себя людей. Ведь и психиатры считают, что к душевной болезни (паранойя) ведут, главным образом, преувеличенное чувство собственной личности, враждебное отношение к людям, потеря нормальной способности приспособления, извращенность суждений. Классический параноик никогда не критикует себя, он всегда прав в своих глазах и остро недоволен окружающими людьми и условиями своей жизни.
Вот где выясняется глубина определения преп. Иоанна Лествичника: «Гордость есть крайнее души убожество».
Гордый терпит поражение на всех фронтах:
Психологически — тоска, мрак, бесплодие.
Морально — одиночество, иссякание любви, злоба.
Физиологически и патологически — нервная и душевная болезнь.
С богословской точки зрения — смерть души, предваряющая смерть телесную, геена еще при жизни.
В заключение естественно поставить вопрос: как бороться с болезнью, что противопоставить гибели, угрожающей идущим по этому пути? Ответ вытекает из сущности вопроса: во-первых — смирение; затем — послушание, по ступенькам — любимым людям, близким, законам мира, объективной правде, красоте, всему доброму в нас и вне нас, послушание Закону Божию, наконец — послушание Церкви, ее уставам, ее заповедям, ее таинственным воздействиям. А для этого — то, что стоит в начале христианского пути: «Кто хочет идти за Мною, пусть отвержется себя».
Отвержется… и отвергается каждый день; пусть каждый день берет человек свой крест — крест терпения обид, поставления себя на последнее место, перенесения огорчений и болезней, молчаливого принятия поношения, полного безоговорочного послушания — немедленного, добровольного, радостного, бесстрашного, постоянного.
И тогда ему откроется путь в царство покоя и глубочайшего смиренномудрия, которое истребляет все страсти.
Богу нашему, Который гордым противится, а смиренным дает благодать, — слава.
Гордыня и причины образования данного личностного порока. В статье предоставляются практические советы по самостоятельному избавлению от проблемы с сопроводительными рекомендациями от специалистов.
Содержание статьи:
Гордыня - это чрезмерная уверенность в себе, заносчивость и высокомерие личности, которая ставит себя на ступеньку выше остальных. При этом пороке человек довольно часто считает себя незаслуженно обиженным, переживает, если его таланты не превозносят, сам же зачастую по-хамски ведет себя с окружающими. Гордыню порицает даже Библия, относя ее к семи смертельным грехам. Завышенное эго в большинстве случаев мешает адекватно оценивать существующую действительность, поэтому необходимо избавляться от такого отношения к себе и социуму.
Основные причины развития гордыни
Формирование надменности и высокомерности обычно базируется на следующих факторах:
- Неправильная модель воспитания . Некоторые родители с самого детства внушают детям, что они лучше по всем параметрам своих сверстников. В итоге ребенок вырастает эгоистом, который уже в более зрелом возрасте начинает считать себя небожителем.
- Везение во всем . Существует такая категория людей, которых любит Фортуна. Удачу по жизни человек начинает воспринимать как должный факт, приписывая ее своим исключительным способностям и становясь в конечном итоге зазнавшейся особой.
- Обладание яркой внешностью . Красивые люди довольно часто откровенно гордятся своими выдающимися внешними данными. И они не упускают возможности получить максимум выгоды, а также подчеркнуть свое превосходство над остальными. В особо тяжелых случаях они превозносят себя настолько, что практически полностью теряют связь с окружающими, поскольку те не в состоянии выдержать надменного отношения и самолюбования.
- Включение защитного механизма . Заниженная самооценка также может привести к показной гордыне, как и при наличии красивой внешности. Боясь быть осмеянным, человек с комплексами начинает демонстрировать свои «уникальные» умственные способности и ставить себя выше простых обывателей.
- Проживание в мегаполисах . Некоторые снобы, имея свое жилище в крупных городах, открыто дают понять провинциалам, что они для них являются людьми второго сорта. Демонстрируют зазнавшиеся особы свое превосходство перед ними, даже не обладая иногда образованием и престижной работой.
- Аристократические корни . Причины гордыни часто заключаются именно в этом факторе. Известные выражения «голубая кровь» и «белая кость» уже сами по себе свидетельствуют о том, что некоторые люди считают себя элитой общества.
Важно! Каковы бы ни были истоки образования гордыни, назвать подобных людей приятными особами довольно сложно. У них практически нет друзей, потому что мало кому понравится пренебрежительное к себе отношение.
Проявления гордыни у человека
Людей с описываемым складом характера вычислить несложно, потому что ведут они себя вызывающе и в некоторых случаях даже агрессивно:
- Игнорирование чужого мнения . Размышления близких и посторонних людей не просто не выслушиваются, а изначально опровергаются спесивцами. Для людей с гордыней не существует авторитетов, кроме точки зрения собственной персоны.
- Стремление быть первым . Можно даже сказать, что человек с подобным складом характера не пытается казаться лучшим из лучших, а считает себя таковым. Соперничество возникает только в том случае, если на его пути оказывается такой же гордец.
- Необоснованная критика людей . Несовершенство всех и каждого довольно четко формулируется человеком с неформатной моделью поведения. Иллюзия величия приводит его в конечном итоге к жестокосердию и полному отсутствию такта при общении с собеседником.
- Эгоизм . Гордецы обычно впадают в крайности, считая себя или центром Вселенной, или обладая множествами скрытых комплексов. При первой проблеме с таким человеком очень сложно поддерживать контакт, потому что он ради удовлетворения собственных потребностей способен совершать недостойные поступки.
- Желание руководить всеми . Считая даже ближайшее окружение мелкими людишками, персоны с признаками гордыни стараются стать лидерами в любом коллективе. Властность в данном случае переходит все границы дозволенных норм морали, вызывая недовольство у самых миролюбивых особ, которые столкнулись с подобным отношением к себе.
- Неумение быть благодарным . Гордецы принимают знаки внимания к своей персоне как должное событие. Разделяя людей по статусам и категориям, они не считают себя обязанными кому-либо по причине причисления их к более низкому рангу в социуме.
- Тщеславие . При существовании у индивидуума такого качества, как гордыня, он не может спокойно наблюдать за счастливыми и успешными людьми. Следовательно, особы со скверным и заносчивым характером будут стараться самоутвердиться за счет других во всех сферах человеческой деятельности.
- Хвастовство . Покрасоваться перед многочисленной аудиторией - отличительная черта гордецов. Множество из их рассказов о быте, любовных связях и стремительном карьерном росте на самом деле оказывается банальной ложью или бесспорным приукрашиванием фактов.
- Пафос . При наличии у человека гордыни все его речи будут наполнены пышными фразами и сложными терминами. Такой демонстрацией ума и начитанности они пытаются показать свое образование, делая акцент на том, что получено оно в известном и престижном учебном заведении.
Способы борьбы с гордыней в себе
Психологи утверждают, что подобный порок со временем может привести к полной деградации личности. Следовательно, необходимо всерьез задуматься, как избавиться от существующей проблемы.
Работа над собой при проявлении гордыни
Человек не может справиться самостоятельно только с теми патологиями, которые серьезно искажают его видение мира и своего места в нем. В иных случаях можно поставить на повестку дня следующие способы реабилитации себя как личности:
- Признание наличия проблемы . Первым шагом к реализации своей мечты стать полноправным членом социума должно стать решение понаблюдать за собственным поведением со стороны. Гордыня не является врожденной особенностью характера, потому что с подобным пороком не появляются на свет, а формируют его у себя сами в течение жизни.
- Анализ собственных амбиций . После признания существования определенной проблемы следует уяснить, что именно раздражает человека в других людях. Можно ограничить общение с такими личностями, не проецируя их недостатки на буквально каждую особу. Однако в большинстве случаев детальный анализ показывает всю необоснованность личных претензий к большинству людей.
- Ведение дневника . Рекомендуется разделить его на две части, в которых будут описываться положительные моменты гордыни и негативные последствия ее появления. После недельного наблюдения по такой схеме многие люди будут неприятно удивлены сопоставлением обоих разделов дневника.
- Обучение смирению . Подобное качество очень помогает в жизни, потому что человек не пытается прыгнуть выше своей головы. Однако гордецу не стоит впадать в крайности и пытаться вместо осмысления своих поступков заниматься самобичеванием, становясь при этом марионеткой в руках некоторых нечистоплотных в помыслах личностей.
- Отказ от оценивания людей . Ближайшее окружение строптивца и посторонние ему люди вовсе не обязаны соответствовать его критериям нравственности и выдуманным нормам поведения в обществе. В ответ на подобное желание изменить знакомых или коллег он получит исключительно волну негатива, которую можно предотвратить путем абстрагирования от чужих недостатков.
- Обучение вежливости . Культура общения подразумевает толерантность и чувство такта по отношению к собеседнику. Это правило должно стать законом для человека с пороком в виде гордыни. Можно при этом ознакомиться с работами Дейла Карнеги «Язык успеха», «Как располагать к себе людей» и «Как завоевывать друзей».
- Работа над самореализацией . Необходимо не страдать от мании величия, а на самом деле ежедневно работать над собой. Гордецам очень часто свойственно чувство зависти к более успешным особам. Такого негативного всплеска эмоций у них не произойдет только в том случае, если они сами состоятся как личности.
- Принятие конструктивной критики . На любое оскорбление сложно не ответить какой-либо колкостью, но при мудрых советах необходимо научиться прислушиваться к ним. В некоторых случаях чужой опыт бывает бесценной информацией. К тому же людей располагает к себе собеседник, который умеет слушать и уважает их мнение.
- Альтруизм . Подобное противостояние собственному эгоизму станет отличным средством борьбы с гордыней. К тому же изменения в поведении в этом направлении позволят расширить круг своего общения и приобрести настоящих друзей.
- Выполнение грязной работы . Некоторые люди, которые считают себя элитой общества, отказываются от каких-либо неприятных для них занятий. При желании избавиться от гордыни можно поработать на огороде или самостоятельно сделать генеральную уборку в доме. Наступил новый этап в жизни, когда необходимо забыть о прежних привычках белоручки.
- Отказ от друзей-льстецов . Гордыня может появиться даже у толерантной особы, перед которой откровенно лебезят лицемерные приятели. Делается это как из желания сблизиться с более популярной в обществе личностью, так и в корыстных целях. Подобное общение не принесет ничего, кроме вреда, поэтому необходимо держаться подальше от неискренних людей.
- Использование молитвы Покаяния . Верующим прихожанам поможет данный способ избавления от гордыни. К тому же во время ее прочтения душа успокаивается, и из сознания уходят все мрачные мысли. Слова молитвы могут быть произвольными при обязательном условии, чтобы они шли от самого сердца.
Помощь психологов при желании избавиться от гордыни
Параллельно с собственными попытками изменить свою жизнь к лучшему можно реализовать на практике следующие советы от специалистов:
- Метод мысленных поклонов . Этот способ довольно популярен в азиатских странах, где также хватает своих гордецов. При встрече даже с более низкой по статусу и достатку особой в сознании необходимо поклониться ей. Таким образом будет выполнен акт уважения, который эффективно борется с амбициями высокомерной личности.
- Метод проецирования . При наличии у себя гордыни необходимо мысленно представить внутренний диалог своих знакомых. В беседе с ними однозначно проскальзывали какие-либо полунамеки на недовольство поведением спесивца. Думая нелестно о других людях, следует предположить, какого мнения со своей стороны они могут быть о высокомерной особе.
- Анализ-сопоставление . Антигерои всех времен и народов всегда были гордецами даже при существующих у них комплексах. Этот список можно начать с Люцифера (Сатаны) и закончить диктаторами, которые виновны в уничтожении огромного количества людей. Небольшому проценту пациентов после такого сеанса у психотерапевта с сопроводительной тематической беседой захочется быть похожими на особ с отрицательной энергетикой.
- Метод анализа тленной славы . Минута триумфа за счет унижения другого человека не стоит одиночества в будущем после осуждения ближайшим окружением. При вопросе, как избавиться от гордыни, следует совершить виртуальное путешествие в будущее, чтобы спуститься с небес на земле и трезво оценить свое отношение к людям.
- Принцип «внутреннее равно внешнему» . Некоторые факторы извне необходимо изменять параллельно с коррекцией собственного «Я». Можно на время сменить обстановку, заменив ее на более скромные апартаменты. Рекомендуется также пересмотреть свой рацион питания, заменив дорогостоящие деликатесы на более дешевые полезные продукты.
- Групповая терапия . В некоторых случаях специалисты рекомендуют гордецам пообщаться с людьми с такой же проблемой. Чужой горький опыт часто воспринимается лучше, чем учеба на собственных ошибках. Во время таких сеансов пациенты рассказывают о себе, признавая факт наличия в своем характере высокомерия и заносчивости.
Поставленный себе вопрос, как бороться с гордыней, уже свидетельствует о желании человека изменить свою жизнь и отношение к другим людям. Остается только прислушаться к озвученным рекомендациям, чтобы раз и навсегда избавиться от существующей проблемы личностного характера.