Биографии Характеристики Анализ

Кайгородов белое движение. Алтайский "Горец": жизнь и смерть Александра Кайгородова

Пол мужчина Полное имя
от рождения
Александр Петрович Кайгородов Родители Вики-страница wikipedia:ru:Кайгородов,_Александр_Петрович

События

Заметки

Алекса́ндр Петро́вич Кайгоро́дов (1887, Абай, Уймонская волость, Бийский уезд, Томская губерния, Российская империя - 16 апреля 1922, Катанда, Алтайская губерния, Советская Россия) - военный деятель периода гражданской войны в России, участник Белого движения, соратник и союзник генерала барона Р. Ф. Унгерна фон Штернберга.

Принимал участие в боевых действиях против красных частей в Прииртышье и на Алтае. На завершающем этапе гражданской войны, в 1920-1921 годах, отряды Кайгородова дислоцировались на территории Богдо-ханской Монголии, периодически совершая набеги на Советскую Россию.

Кайгородов Александр Петрович (1887-10.04.1922). Родился в селе Абай Уймонской тогда волости (сейчас - Усть-Коксинский район). Родом из крестьян. Отец - русский, мать - алтайка. Отличался огромным ростом и физической силой. До Первой мировой учительствовал в селении Соок-Ярык (селение у слияния Аргуна и Катуни).

В 1902 г. Кайгородов окончил начальную школу в с. Сок-Ярык, в которой преподавал его старший брат Нестор и в которой в то же время учился его будущий сподвижник по борьбе с советской властью алтаец Карман Чекураков. В начале своей самостоятельной жизни Кайгородов крестьянствовал в волостном селе Катанда, а потом служил таможенным объездчиком в с. Кош-Агач на Чуйском тракте, у монгольской границы. Пока он был в армии и воевал с турками, семья его (жена с сыном) проживала в с. Абай. В 1917 г., согласно данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи, у нее было 2 лошади, 2 коровы, 6 овец, негодная телега на деревянном ходу, а также три чужих, т. е. на время позаимствованных, сельхозорудия: однолемешный плуг, железная борона и веялка. По алтайским меркам, имущества не много. Но только на этом основании называть Кайгородова «почти бедняком» нельзя. Сам-то глава семьи находился на фронте, и хозяйство без мужчины-работника могло находиться как бы в свернутом виде. Много ли надо женщине с ребенком?

Кроме того, при определении степени зажиточности или бедности данной семьи надо еще учитывать и жалование таможенного объездчика, и денежное пособие от казны за призыв в армию кормильца.

В первую мировую призван на фронт. Полный Георгиевский кавалер. Окончил Тифлисскую (Тбилиси) школу прапорщиков (1917). В Белом движении: офицер в войсках Сибирской армии, июль- декабрь 1918. С начала 1918 офицер в конвое адмирала Колчака, разжалован за разговоры о необходимости «самостийного» государственного устройства и формирования «территориально-национальных армий», уволен из рядов Русской армии. С ноября 1919- в войсках Алтая, при командующем атамане Алтайского казачества капитане Сатунине Д.В. После разгрома войск Алтая (3-го полка) и отступления из района Каменогорска в горы восточной части Алтая в феврале 1920 штабс-капитан Кайгородов стал командующим Горно-Алтайскими войсками и получил чин подъесаула.

«Простой алтайский казак, есаул, он сумел собрать около двух с половиной сотен бойцов. Повиновались ему беспрекословно. Это был грубый, огромной физической силы человек, во хмелю способный прибить любого из своих офицеров, но обладавший врожденным чувством справедливости. Оно заставляло Кайгородова принимать под защиту бежавших из Урги евреев и не допускать насилий над монголами.», – пишет о Кайгородове писатель Л. Юзефович в книге «Самодержец пустыни»

В нашей семье сохранилось следующее воспоминание о Кайгородове:

Он встал на постой в доме нашего родственника. Сын родственника сочувствовал большевикам, поэтому укрывался в погребе. Кормить его тайком ходила его сестра. Однажды Кайгородов заявил моему родственнику:"Скажи сыну, пусть выходит. Я с пацанами не воюю".

При всем почтении к личности Кайгородова, вы, видимо, совсем темный человек в его биографии. По карточке Всероссийской сельскохозяйственной перписи 1917 г. в Абае жила жена и единственный сын Кайгородова (единственный на 1917 г.). В середине 90-х был знаком с праправнучкой Кайгородова (она тогда работала в "Банкфаксе"). На Великой Отечественной войне погибли и пропали без вести 18 представителей семьи Кайгородовых, ушедших из тогдашней Оротской АО. Пока живы еще те, кто помнит их живыми, в меру сил и возможностей стараюсь помочь им узнать, где служили и похоронены их родные воины.

Как только зацветёт черёмуха, начнутся натурные съёмки нового фильма про Алтай. Сцена в черёмуховом цвету отобразит прощанье Александра Кайгородова с любимой женой Ефросиньей.

Да, центральный герой картины – тот самый борец против большевиков, полный Георгиевский кавалер, прапорщик царской армии, штабс-капитан колчаковской, подъесаул, а потом казачий есаул Александр Кайгородов.

Кайгородов – культовая фигура Горного Алтая. Вместе с художником Григорием Чорос-Гуркиным он был одним из устроителей эсеровской Кара-Корумской управы, планировавшей отделить юг Сибири (включая Кузнецкий уезд) от России. Неважно чьей – колчаковской или советской.

Сам из Абайской межгорной степи, из села Чёрный Ануй. Сын русского переселенца и теленгитки. Нынче это Усть-Канский район Республики Алтай. Получил образование в начальной школе. Служил таможенным стражником в Кош-Агаче. Когда началась Первая мировая война, был призван в действующую армию, воевал против османских войск на Кавказском фронте. Там и выслужил полный бант Георгия и получил первый офицерский чин в Тифлисской школе прапорщиков армейской пехоты.

Возвратившись в Сибирь, служил у адмирала Колчака. Некоторое время был в его личном конвое. Дослужился до штабс-капитана (соответствует званию подъесаула в казачьих войсках), однако за сепаратистские настроении был разжалован и изгнан. В звании его восстановили уже в Кара-Коруме.

Кайгородов и его друзья детства братья Чекураковы стали вождями повстанческого движения, в основном ойротского, их отряд временами собирал свыше тысячи человек. Кайгородов одно время держал антибольшевистский фронт от Телецкого озера до Казахстана. На завершающем этапе Гражданской войны ограничивался вылазками из Монголии, где у него была база.

Погиб в Уймонской долине в селе Катанда. Чтобы изловить и обезвредить Кайгородова, отряд ЧОН под командованием Ивана Долгих совершил опасный переход через Теректинский хребет в апреле, по ещё зимним снегам.

Кстати, у Долгих были личные счёты к Кайгородову: подъесаул аккурат в этих местах устроил в 1918 году засаду партизанскому отряду Петра Сухова, в составе которого воевал Долгих. Партизан перерезали. Долгих, один из немногих, уцелел.

Реванш был взят в 1922 году. Убитому Кайгородову мститель отрезал голову, её обложили льдом и отправили в Бийск для опознания жене Кайгородова Ефросинье, той самой, с которой он прощался черёмуховой весной, уходя на войну.

Потом, как люди говорят, голову заспиртовали в самогоне и возили по Алтаю, показывая затаившимся бунтовщикам против Советов: вот ваш вождь. Так и утишили гражданскую войну на Алтае.

Короче говоря, может получиться вполне романтическая драма в стиле «вестерн» и духе шолоховско-герасимовского «Тихого Дона: Александр Кайгородов – полный аналог Григорию Мелехову, даже с восточной кровью в жилах, только Мелехов выдуманный герой, а Кайгородов – реальная историческая фигура, в ряду многих полузабытых: атамана Соловьёва, бузившего в Хакасии, алтайско-кузбасского анархиста Рогова и других.

Фильм снимается по книге местного краеведа Виктора Третьякова. Он же и режиссёр. Финансируется кино министерством культуры Республики Алтай.

«Я, Березуцкая Галина Петровна, хочу сделать официальное заявление о том, что являюсь прямым потомком Кайгородова Александра Петровича». C этих слов началась встреча корреспондентов «Маркера» и внучки знаменитого алтайского есаула.

О человеке, ставшем легендой, «Маркер-Экспресс» , когда вышла книга Надежды Митягиной «Два лица есаула». Никто тогда не знал, что в Барнауле живет женщина, в венах которой течет русско-теленгитская кровь атамана. Галина Петровна по понятным причинам скрывала свое происхождение: практически вся ее семья была репрессирована. Но после выхода книги и вести о том, что на Алтае будут снимать фильм о казаке, Галина Березуцкая решила открыть правду.

Жертвы репрессий

Возможно, Галина Петровна так и не рассказала бы нам о своем родстве со знаменитым есаулом, если бы ее племянник не узнал о презентации книги Надежды Митягиной.

Анна Зайкова

Что только не рассказывают о Кайгородове различные источники! Например, журналист Петр Ростин в газете «Аргументы недели» пишет о встрече с якобы живым сыном есаула с такой же фамилией. Однако настоящий сын легендарного казака сменил фамилию отца и отчество в 17 лет.

— Мой отец, Петр Березуцкий, был рожден в 1912 году в законном браке. Бабушка Александра Флегонтовна Дорошенко была на несколько лет старше деда(точная дата рождения неизвестна), но, несмотря на разницу в возрасте, они очень любили друг друга.

Родным бравого атамана выпала тяжкая доля: после его убийства они пережили допросы, аресты, лишения. За ними постоянно наблюдали. Через несколько лет Семен Березуцкий уговорил вдову стать его женой и сменить фамилию ребенку. Это спасло их на какое-то время.

Наступил 1937 год. Большой террор прокатился по стране. На основании «спущенных на места» цифр «плановых заданий» по выявлению «врагов народа» расстреливали сотни тысяч людей. Не смогла уберечься и семья Березуцких. Им сразу припомнили все давние «прегрешения», и 17 ноября 1937 года Петр Березуцкий был расстрелян по приказу тройки НКВД за контрреволюционную деятельность. Его жена, Анна Сидоровна, на тот момент была беременна сыном Анатолием, а дочери Галине было 6 лет. Им каким-то чудом удалось спастись. Александра и Семен Березуцкие ненадолго пережили Петра: их расстреляли в 1938 году. Партийная верхушка считала, что они знают о местонахождении «золотого эшелона» Колчака: есаул какое-то время был приближенным великого адмирала, и власти не исключали возможность передачи золота Кайгородову.

Реабилитация

— Я никогда не знала своего отца, никогда не знала деда. Эта тема была запретной в нашей семье: настолько мама боялась карающей руки советской власти. Конечно, когда я повзрослела, думала: «Почему отец не возвращается?» Нам ведь не сказали о расстреле: сообщили, что всех отправили в лагеря без права переписки. Мы ждали.

О судьбе родных семья Березуцких узнала лишь в 1953 году, после смерти Сталина. Галине Петровне тогда был 21 год. На память об отце и бабушке у нее остались сухие справки о родстве и реабилитации и бесценные фотографии: Петр любил и умел держать в руках фотокамеру. Учиться ему не позволяли как сыну врага советской власти, но умный парень работал бухгалтером в Майме.

— Моих родных реабилитировали только в 1962 году. Но мы и так знали, что Александр Петрович не был бандитом, каким рисовала его власть. Для нас он прежде всего родной человек, пострадавший за свой народ. Не хотел он для Алтая ничьей власти: ни красных, ни белых. Он надеялся добраться до Бийска и заставить местные власти подписать его программу автономии. И хоть реализовать грандиозные планы деду не удалось, я горжусь тем, что я его внучка.

Наши дни

Возможно, Галина Петровна так и не рассказала бы нам о своем родстве со знаменитым есаулом, если бы ее племянник не узнал о презентации книги Надежды Митягиной. Энергичная женщина(по ней и не скажешь, что ей уже за 80) разыскала книгу и оставила свой номер телефона для автора. Теперь они дружат. Удивительно, но Надежда Митягина в своем романе, описывая возлюбленную есаула, назвала ее именно Александрой, хотя тогда точно не знала о ее существовании. Словно кто-то подсказал.

— Я послала экземпляр книги своим родственникам, правнукам и праправнукам есаула. На меня она произвела неизгладимое впечатление. Я читала ее и плакала, много плакала. Из книги я узнала то, чего просто не могла знать. Впервые я читала о дедушке как о благородном, порядочном человеке.

В Уймоне о бравом атамане уже мало кто помнит. Надежда Митягина собирается поехать туда со своей книгой, чтобы восполнить этот пробел.

Внучка есаула всю жизнь работала учителем русского языка и литературы. Как и деду, ей довелось поездить по стране: Галина Петровна не жила на Алтае 30 лет, но в 2001 году вернулась. Анатолий, брат Галины, умер в 1991 году, поэтому она самый близкий потомок есаула. У нее был один сын, который не оставил наследников. Внучкой женщине стала дочь племянника Людмила. Девушка интересуется судьбой есаула и собирается написать о нем свой рассказ. Галина Петровна ее в этом только поощряет.

— Вот рассказала вам сейчас все, и как будто камень с души упал.

Книгу Надежды Митягиной «Два лица есаула» можно приобрести в магазине «Книжный мир».

Справка

Анна Зайкова

Александр Петрович Кайгородов родился в 1887 году в селе Абай Уймонской волости Бийского уезда Томской губернии в семье русского крестьянина-переселенца и алтайки. В довоенное время занимался хозяйством в с. Катанда, служил таможенным объездчиком в с. Кош-Агач. В Первую мировую войну воевал на Кавказском фронте. Был ранен. Заслужил «полный бант» — Георгиевские кресты всех четырех степеней. В 1917 году окончил 1-ю Тифлисскую школу прапорщиков. Вернулся домой с первым офицерским чином прапорщика и примкнул к партии эсеров.

В 1918 году вступил в ряды Русской армии, состоял в личном конвое А. В. Колчака. Вскоре был уволен, но добился разрешения сформировать на Алтае инородческие полки и перевести алтайцев в казачье сословие. После разгрома алтайских войск частями Красной армии в феврале 1920 года и гибели атамана Д. В. Сатунина стал командиром Горно-алтайских войск. Красные предлагали есаулу сдаться, но он ответил отказом и 19 апреля 1920 года перешел монгольскую границу через долину Челушман. У есаула была возможность остаться за границей и вывезти туда семью, но он ею не воспользовался.

25 июня 1921 года Кайгородов собрал так называемый Сводный русско-инородческий партизанский отряд войск Горно-Алтайской области и выступил в поход против Советской России. В сентябре 1921 года его войска начали терпеть поражения и распались, а сам атаман ушел с добровольцами в Горный Алтай и стал вождем Горно-Алтайского восстания 1921−1922 гг.

Отряды ЧОНа получили приказ уничтожить атамана до конца весны. 10 апреля 1922 года Александр Петрович погиб при налете отряда ЧОНа в с. Катанда. По одной из версий, он спрыгнул в погреб и принял яд, после чего командир чоновцев Иван Долгих отрезал ему голову. По другой — его застрелил старшина 2-го эскадрона алтайского ЧОНа П. П. Михайлов. Голову есаула возили по алтайским селам еще три месяца. В декабре 1922 года восстание окончательно погасло.

Гражданская война... Это страшно, когда брат идёт на брата, сын - против отца. Это трагедия, где нет правых.

Бабушка моего мужа, коренная жительница республики Алтай, говорит, что атаман Кайгородов - предок моего мужа, и мы должны носить эту фамилию, но это было опасно в те времена и она своему сыну, моему свёкру, дала свою девичью фамилию.

Кто же такой атаман Кайгородов, с именем которого ассоциируется гражданская война на Алтае?

ИНОРОДЧЕСКОЕ ОПОЛЧЕНИЕ

Александр Кайгородов был уроженцем села Абай (современный Усть-Коксинский район республики Алтай) Бийского уезда Томской губернии. В первую мировую войну он воевал в царской армии, дослужился до чина прапорщика, в 1917 году стал полным кавалером Георгиевского креста "за проявленные смелость и отвагу". Летом 1918 года Кайгородов вступил в антибольшевистскую Сибирскую армию.

После того, как руководителем Белого движения стал адмирал Колчак, на подконтрольных ему территориях была объявлена мобилизация. Кайгородов вначале уклонился от нее, но позже вступил в Русскую армию и даже состоял в личном конвое Колчака, однако уже в декабре того же года был уволен и уехал в родные места на Алтай.

По словам помощника ректора Горно-Алтайского госуниверситета, историка Владислава Поклонова, изучающего деятельность Кайгородова, есаул был сподвижником Григория Гуркина, известного алтайского художника, писателя и общественного деятеля, мечтавшего об автономии и независимости алтайского народа. Именно с подачи Гуркина Кайгородов взялся за создание национального инородческого отряда.

Как следует из различных источников, Кайгородов был либо русским, либо метисом. Большинство исследователей говорят о том, что отец его был русским, а мать - алтайкой или теленгиткой (коренной тюркоязычный малочисленный народ). Потомки земляков есаула рассказывают, что Кайгородов "был русским метисного происхождения, но хорошо владел алтайским и казахским языками", знал и уважал местные обычаи, любил свой народ и боролся за его благополучие.

"Прапорщик Кайгородов в Бийске получил разрешение от властей, которые тогда еще не были советскими, на создание инородческого отряда. Поскольку он был местный, знал алтайский язык, местные обычаи, то его с такой идеей поддержали, его популярность среди местных была высока. Сам Кайгородов в разные времена называл себя по-разному - то командующим инородческой армией, то руководителем подполья", - пояснил Поклонов.

Отряд Кайгородова стремительно рос, в некоторые периоды численность его армии, согласно архивным данным, достигала 4 тысяч человек. Это были огромные силы, которые к тому же имели неплохое вооружение, амуницию. Сначала вооружение, лошадей, форму ему предоставили официальные власти, а позже он обеспечивал свое войско из разных источников. В частности, знаменитый «Черный барон» фон Унгерн переписывался с Кайгородовым, посылая ему приказы и деньги. Однако есаул не разделял монархических настроений Унгерна. Часть их переписки сохранилась в архивах.

"После создания отрядов в начале 20-х годов (прошлого века), когда нынешний Алтайский край был уже занят красными, а Ойротия (старое название Горного Алтая) оставалась белой, отряд под командованием Кайгородова схлестнулся с красными и "навалял" им по первое число. Это было в районе села Быстрянка. Позже Красная армия усилилась и стала теснить белые силы. К Кайгородову присоединилось много офицеров", - рассказывает Поклонов.

В 1920-1921 годах, потерпев ряд поражений от Красной армии, Кайгородов с остатками своего отряда отправился в Монголию, где пробыл около полугода. Там он общался с бароном Унгерном и даже участвовал в борьбе монголов против джунгарских (калмыцких) племен.

После долгих скитаний к началу 1921 года Кайгородов с небольшим отрядом осел в местности Оралго по реке Кобдо (монгольский Алтай), к нему присоединились беглецы из нескольких других небольших белогвардейских отрядов, бродивших по Западной Монголии. В это время сюда непрерывно прибывали русские, бежавшие из города Кобдо и его окрестных заимок, спасаясь от китайского погрома, который произошел в ночь на китайский Новый год, 20 февраля 1921 года.

Исследователи утверждают, что погром в Кобдо Кайгородов не только осудил, но и разрешил членам своего отряда грабить китайские торговые караваны, в результате чего в Оралго появились чай, мука и прочие товары.

"Китайский комиссар отправил Кайгородову письмо с требованием остановить "противоречащие международным договорам" грабежи. Тот ответил ему, что "международные договоры одинаково не давали ему основания надругаться над беззащитными русскими", и в качестве мести за кобдоский погром он, Кайгородов, намерен организовать вооруженный поход на Кобдо. Не став дожидаться, пока отряды русских войдут в город", китайцы оставили Кобдо, а через три дня в него въехал Кайгородов с партизанами", - рассказывают исследователи.

В это время в городе полыхал пожар и продолжались мародерства, начавшиеся после ухода китайцев. Заняв Кобдо, кайгородовцы остановили этот произвол.

СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ

Долгие годы скрывался Кайгородов от красных отрядов со своими войсками на алтайских сопках. Местные не только не выдавали его, но даже подкармливали в особо трудные времена, предупреждали об опасности - в условленных местах для людей Кайгородова крестьяне оставляли хлеб, мясо и другую пищу. И дело было даже не в сопротивлении "красным" - у алтайцев было не принято убивать или выдавать "своих".

"Он же наш местный был, все его знали и уважали, учились у него - до войны он в школе директором был. Его бы никогда не сдали, у нас же как было - в семье, допустим, сын вернулся из России уже красным, а брат здесь и за белых - и что им убивать друг друга. Так и жили в мире, не трогали. Часто случалось, что мать топит баню, сегодня моет "красного" сына с товарищами, а на следующий день белого. И они все об этом знают, и не суются, чтобы смертоубийства не получилось", - рассказывает землячка и дальняя родственница Кайгородова, уроженка села Абай Галина Бескончина, посвятившая многие годы своей жизни изучению гражданской войны в Горном Алтае.

По ее словам, красные силы вышли на след войск Кайгородова после того, как его вестовой, недавно присоединившийся к отряду, убил алтайского мальчика из села Катанда, который якобы что-то украл у него. После этого катандинцы "велели отряду уходить", и "сдали их красным". Тогда Кайгородов со своими людьми вернулся в окрестности Абая.

Как гласит народная молва, белый офицер хотел мобилизовать побольше сил, "смести советскую власть" и создать Каракорумскую республику, отделиться от России и присоединиться к Китаю. Якобы он посылал двух вестовых в Китай за помощью. Об этом рассказывают местные жители, однако документальных подтверждений этого не найдено.

ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ?

Как исторический персонаж Кайгородов вызывает много споров, по мнению Поклонова, личность этого человека особенно интересна в наше время.

"Почему? С одной стороны, (этот интерес) обусловлен ростом национального самосознания, с другой стороны, недовольством современной властью, демократией. Ведь то, что предлагал Кайгородов, не было ни коммунизмом, ни демократией. Это нельзя было назвать и монархией. До сих пор одни считают его бандитом, другие борцом за права народа", - говорит историк и добавляет, что в наши дни личность Кайгородова активно героизируется.

Архивные материалы свидетельствуют о том, что Кайгородов совместно с Гуркиным выступали за создание автономии алтайского народа в составе России. И повстанческая армия в Горном Алтае создавалась именно с этой целью, а также для защиты интересов алтайского народа: по данным исследователей, более половины алтайцев было уничтожено красными войсками в годы гражданской войны.

"За эти благодатные земли всегда шли бои. Они помнят историю христианизации в девятнадцатом веке и гражданскую войну двадцатого. На одном и том же обрыве, нависшем над дорогой, вплотную пробивающейся вдоль реки, легко представить и лучника-скифа в высоких войлочных сапогах, и алтайца-партизана из партии Кайгородова, готового угостить камнями как красные, так и белые отряды - кто бы ни шел внизу", - пишет в рассказе "Звезды над Телецким" Ирина Богатырева.

Национальные интересы сильны в регионе и в наши дни. Когда несколько лет назад ряд государственных деятелей высказал идею объединения республики Алтай с Алтайским краем, в регионе начались массовые протесты, проходили многотысячные митинги против этой инициативы. Маленький, но гордый народ спустя столько лет до сих пор отстаивает право на свою независимость.

ЗЕМЛЮ - В СОБСТВЕННОСТЬ, СМЕРНУЮ КАЗНЬ ДОЛОЙ

Есаул то одерживал победы над красными, то терпел поражения и "бегал от большевистских сил из одного алтайского села в другое". При этом он старался привлечь на свою сторону местных жителей. В частности, большой успех имела его политическая программа, которую вполне можно считать популистской и пропагандистской. Полный текст этой программы сохранился до наших дней в архивных делах Управления ФСБ России по республике Алтай.

В частности, одним из удивительнейших пунктов программы является отмена смертной казни, что, в частности, свидетельствует о повседневной реальности террора в годы гражданской войны. Знавший об этом Кайгородов хотел на его отмене получить больше симпатий населения и разностороннюю поддержку.

"Бросается в глаза то, что бывший прапорщик царской армии далеко не монархист. Он не призывает население к "пересмотру" завоеваний революции, но в то же время он настаивает на сохранении права частной собственности на землю, а также "частичного права собственности" в сфере производства, выступает за введение национальной собственности на земли, не занятые в сельском хозяйстве, и на леса. Настаивает он и на отмене смертной казни", - пишет в статье Поклонов.

При этом исследователь подчеркивает, что не все данные, изложенные в программе Кайгородова, согласовывались с его действиями против красной армии и мирного населения. Например, отряды Кайгородова не гнушались грабежами, поскольку "им надо было чем-то питаться". Известны и случаи насильной мобилизации, проводимой есаулом: в частности, "точно известно, что он мобилизовал поселки Малый и Большой Яломан". Это происходило и потому, что с ослаблением Белого движения и с укреплением советской власти, местное население оказывало ему все меньшую поддержку. В то же время, известно, что алтайцы сильно страдали и от грабивших их красных партизан.

"Партизанское движение всей тяжестью обрушилось на алтайское население. Были разорены целые аилы, и там, где проходили партизанские отряды, остались разорение и запустение... (Алтайцы) сначала присоединились к нашим отрядам, но благодаря неумелому подходу, грабежам... и безнаказанности за них, скоро перешли на сторону белых", - пишет в своем очерке "Ойротия" о красных партизанах профессор Лев Мамет.

ЖЕНА, ЛЮБОВНИЦА, ДЕТИ

Был ли Кайгородов женат и остались ли у него дети, достоверно неизвестно. На этот счет существует множество мнений.

Землячка есаула Галина Бескончина рассказывает, что незадолго до гибели он попросил местных жителей спрятать его жену от красных, что они и сделали - увели женщину в абайский ельник на непроходимом болоте и носили ей туда еду почти неделю. А потом якобы увели на китайскую границу и передали пограничникам, отправившим ее в Китай.

"Сам он остался с любовницей, которая была в его отряде не то медсестрой, не то санитаркой", - добавляет она.

По другим данным, Кайгородов был холост, и никаких достоверных сведений о том, что у него были дети, нет. В то же время фамилия Кайгородов на Алтае встречается довольно часто, и многие, носящие ее, заявляют о том, что являются потомками белого офицера.

Как рассказал Владислав Поклонов, известно, что у Кайгородова была невеста, к которой он поехал свататься перед своей гибелью. А адъютант офицера, как следует из протоколов его допросов, рассказывал, что Кайгородов захватил двух молодых девиц и возил их со своим отрядом длительное время. "Как выразился адъютант, "для собственного потребления". Позже он их отпустил, и, вполне возможно, что у Кайгородова остались дети. Но мы этого не знаем", - пояснил он.

По другим данным, у есаула была жена Александра Флегонтовна и сын Петя, в 1921 году ее арестовали и вместе с сыном увезли в Барнаульскую тюрьму.

ВЕРСИИ ГИБЕЛИ

О том, как погиб Кайгородов, также доподлинно неизвестно. Наиболее достоверной считается версия о том, что Кайгородова убили ворвавшиеся в Катанду чоновцы (солдаты частей особого назначения?) 16 апреля (по другим данным - 10 апреля) 1922 года. В бою Кайгородов был тяжело ранен, после чего командир красных Иван Долгих шашкой отрубил ему голову. Воспоминания одного из красноармейцев, ставшего свидетелем событий, публиковали в разных источниках.

"Было раннее утро, всходило солнце, стрельба прекратилась. Посредине пола на кошме лежал Кайгородов. Ростом он был высокий, дышал с хрипом. Долгих (командир отряда ЧОН) велел всем отойти, одной рукой взял за чуб Кайгородова, взмахнул шашкой и отсек ему голову. В течение трех летних месяцев голову возили в ящичке со льдом по всем селам, стойбищам, организовывали по тому случаю митинги, выкрикивая: "Да здравствуют Ленин, Троцкий, Луначарский!", пока не показали ее на заседании губисполкома для опознания жене Кайгородова, которую доставили из барнаульской тюрьмы", - приводятся воспоминания рядового бойца-чоновца в книге Гордиенко "Ойротия".

При этом Владислав Поклонов, также указывающий на эту версию подчеркивает, что "в деревню, где его убили, Кайгородов приехал к невесте свататься по христианскому обычаю".

По другой версии, на которую указывает ряд источников, в октябре 1921 года отряд есаула был окружен во время очередного похода на Алтай, и Кайгородов, чтобы избежать плена, застрелился. Есть сведения и о том, что Кайгородова красные бойцы вытащили из подвала любовницы, где он принял яд, который постоянно носил с собой, но тот не подействовал, и Кайгородова застрелили. По информации, приведенной землячкой есаула Галиной Бескончиной, Кайгородова убил в Усть-Кане местный житель - дед, у которого тот остановился на ночлег "за большие деньги". Якобы дед польстился на награду, объявленную за голову белого офицера, и убил его, отрубив голову шашкой.

ЛЕГЕНДА О КЛАДЕ

"Где похоронили Кайгородова мы не знаем, но есть мнения, что могила его без креста находится на абайском кладбище, там недалеко растут две большие ели", - рассказывает Бескончина и добавляет, что со дня его гибели многие люди искали так называемый клад Кайгородова.

Поклонов подтверждает, что есаул как военный человек делал в разных местах схроны с оружием, боеприпасами, однако он сомневается, что в этих схронах-тайниках могли быть деньги или золото, о которых говорят местные жители. "Все это из области баек и легенд", - смеется он.

В то же время местные жители не теряют надежды обнаружить однажды богатства белого офицера, предназначавшиеся на содержание армии.

"У нас богатеев много было - восемь кулаков и один конезаводчик, так вот их маленькие клады находят, а про Кайгородова говорят, что он все спрятал в горах, много людей в разные годы искали, даже из Москвы экспедиции были, так и не нашли ничего", - говорит дальняя родственница есаула и шутит, что клад, наверное, заколдован, а потому и не дается никому в руки.

В то же время Поклонов рассказал историю, согласно которой в тех местах местный житель уже в годы советской власти нашел тайник с японскими винтовками 1901 года выпуска, и "таскал их оттуда потихоньку". "У него винтовку изымут, а он через некоторое время снова с такой же ходит", - смеется он.

"Оружие, да, могло быть, но деньги? - Подумайте сами, как бы он уходил в Монголию, бросив золото на Алтае. И были времена, когда его армия буквально голодала, а он бы золото зарывал. Неправдоподобно это", - считает историк.

Гражданская война породила много легенд и героев, у "большой" страны это начдив Красной армии Василий Чапаев, а у ее части - белый офицер, есаул Александр Кайгородов. И пусть есаул Кайгородов не известен в масштабах всей страны, но он определил историю части России, где отразилась "большая" история.

В Горно-Алтайске есть улица им. Долгих, комиссара, убившего Кайгородова, в местном музее было выставлено оружие и одежда Долгих. Именно Долгих казнил 50 жителей села Катанда.

статья краеведа Г. Медведевой «КУРГАН ПОКА ЕЩЕ ВИДЕН» источник - газета "Звезда Алтая"

С детства знаком небольшой курган посреди поля на краю села, где были погребены жители Катанды, казненные Иваном Долгих в апреле 1922 года якобы за предательство, за то, что они были на стороне есаула Кайгородова или вообще находились в селе (это касалось мужского населения) в то время, когда в село со стороны Яломанских белков ворвался товарищ Долгих с отрядом красногвардейцев и внезапным ударом ликвидировал повстанческий штаб Кайгородова и его людей.
До сих пор не дает покоя мысль: «Почему так жестоко обошелся товарищ Долгих, командир сводного, истребительного отряда ЧОН, с мирными жителями?». По свидетельству старожилов, когда они были еще живы, в селе Катанда была «рубка мужского населения». Известно, что Иван Долгих сам «рубил головы всех мужчин, которые были в селе, были и молодые 14-16 летние парни, и немощные старики». Об этом вспоминала Анна Чичулина, которой нет в живых уже более 20 лет.
В апреле 1922 года в Катанде было уничтожено более 50 человек - и это в то время, когда на Алтае, можно сказать. Уже повсеместно была установлена Советская власть. Иван Долгих был бойцом из отряда Петра Сухова, разбитого в 1918 году. Ему чудом удалось спастись. Раненого его подобрал житель Курагана (селение близ Катанды, сейчас его уже нет) алтаец
дед Тунсулей, переправил тайком через Катунь, выходил и помог уйти от белогвардейцев горами.
Долгих считал катандинцев виновниками гибели отряда Сухова. Хотя встретили они красногвардейцев хлебом-солью, поменяли лошадей. Дали зерна, продуктов, но затем, по мнению Долгих, организовали совместно с эсерами и колчаковцами засаду за Тюнгуром. Историю гибели отряда Сухова мы знаем, поэтому нет смысла повторяться.
Так не с целью ли мщения катандинцам вернулся на нашу землю товарищ Долгих?
Со школьной скамьи нам, ученикам, твердили, что Иван Долгих - герой, как и Петр Сухов, а есаул Кайгородов - враг и бандит. Попытаемся же разобраться и поразмыслить: могут ли в гражданской войне быть правыми победители, да и вообще, могут ли быть победители?
Из истории известно, что до Октябрьской революции 1917 года село Катанда было богатым.
Люди жили зажиточно. После принятия Декрета о земле все крестьяне были наделены землей, так что бедноты-то почти и не было.
Крестьяне были благодарны Советской власти за землю, но на происходящие события смотрели с недоумением: кто красные. Кто белые? Воевать никто не хотел. Продовольственная политика Советов сыграла только отрицательную роль: зачем наделять землей, если все зерно нужно было сдавать государству?
В эти тяжелые 1920-е годы свою историческую роль сыграл командир повстанческой армии Кайгородов. Это был человек, преданный своим идеалам, алтайскому народу. Если бы он хотел тихой, счастливой жизни только для себя, то мог бы спокойно оставаться в Монголии, куда эмигрировал вместе с остатками белогвардейской армии, затем мог эмигрировать в любую другую страну, но нет…
Кайгородов - сын крестьянина-переселенца. Был призван в царскую армию на службу, участвовал в Первой мировой войне, вернулся в Горный Алтай прапорщиком и полным Георгиевским кавалером (четыре Георгиевских креста) - это говорит уже о многом.
В сентябре 1921-го Кайгородов через Кош-Агач прорвался в Горный Алтай с целью «защитить земляков от грабительской политики, проводимой большевиками».
Товарищ Долгих за операцию по уничтожению банды Кайгородова правительство наградило орденом Красного Знамени, а Кайгородов поныне покоится в безымянной могиле в Катанде…(ТЕЛО ЕГО БЕЗ ГОЛОВЫ, есть некоторые данные, что похоронено тело тайно Прим. Т.П.)
Почему все-таки апрель 1922 года мы считаем трагической датой в истории Горного Алтая, а Катанды в особенности? Как известно, 10 - 11 апреля 1922 года товарищ Долгих учинил в Катанде нестоящую кровавую рубку мирного населения. Обыскивали каждый дом, каждую усадьбу. Много мужского населения было захвачено, причем жестоко. Мирно спавшие после празднования Пасхи сельчане и не подозревали, какая участь ожидает их от рук безбожников-красногвардейцев.
Безоружных мужчин под угрозой оружия, с применением силы выгоняли, вытаскивали из домов. Известен случай, когда сам Долгих стащил с печи немощного, больного старика и, не посмотрев на его возраст, якобы за сопротивление зарубил на глазах многодетной семьи.
Арестованных почти не допрашивали. Однотонные вопросы Долгих: «Почему в деревне? Почему не ушел из села воевать против Кайгородова?»
Не ушел из села - значит, враг народа; значит бандит. Люди в Катанде не хотели воевать. Они, основная масса, не понимали политики ни белых, ни красных… У Кайгородова была своя программа, которая хранится в бывшем краевом партийном архиве. В основном в программе отстаивались интересы крестьян. Например:»Все земли, находившиеся после революции фактически в руках крестьянства, остаются в его неотъемлемом пользовании, все же остальные земли, не занятые крестьянством, составляют национальную собственность и служат источником для наделения землей каждого желающего заняться земледельческим трудом». (Политическая программа А.П.Кайгородова, журнал «Алтай»1993 №1).
Много можно рассуждать о политической программе Кайгородова, его стремлениях, идеалах, военных действиях, но факт, что его считали у нас на Алтае народным защитником и мстителем, остается фактом. Жители сел Горного Алтая, не только Катанды и Тюнгура,
Поддерживали политику Кайгородова, да и сам есаул относился к сельчанам миролюбиво, доброжелательно.
ВЕРНЕМСЯ же к трагическому дню 10 апреля 1922 года. Согнав всех арестованных в одно место, тесное помещение, людям надели деревянные колодки на ноги и на руки, чтобы не могли убежать. Многие были избиты, еле держались на ногах. В основном все были полураздеты, в нижнем белье. Ни у кого из жителей села в то время не было и в мыслях, что все арестованные будут жестоко казнены.
Долгих не разбирался, для него все арестованные были бандиты, враги.
Рубище устроили на краю села, с северо-восточной стороны. Сам казнил, сам отрубал саблей головы людей. В селе стоял не плачь, а вой женщин. Такой жестокости на своем веку не видела Катандинская земля…
Моей бабушке С.Д. Афанасьевой в тот ужасный год исполнилось 12 лет. Она отчетливо запомнила этот кошмар: «Мы, ребятишки, облепили прясло и не понимали, что происходит. Было страшно и было много людей, кровь… Мы разбежались по домам, прятались…»
Товарищ Долгих, по словам старожилов. Отрубал головы людей на глазах населения, не скрывая своей ярости, жестокости, размахивая окровавленной саблей. Публицист В.Гришаев (Из досье КГБ», журнал «Алтай», 1993 г.) описывает, что в приступах свирепости «у Долгих выступала пена на губах».
Казнил «герой», отрубая головы одним профессиональным взмахом, на обыкновенной крепкой чурке. Ручей, бежавший рядом, стал кровавым. По всему селу пробегал тот ручей, и люди кричали, стонали, рвали на себе волосы, видя окровавленную воду, окропленную человеческой кровью. Все это было, и никуда от этого не деться, вот только разобраться трудно - за что казнила новая власть мирных крестьян, подростков и стариков?
После казни тела беспорядочно бросали в одну общую яму. Жителям под угрозой смерти запретили подходить к казненным и хоронить их. Внуки одной женщины рассказывали. Что Долгих остановился в ее доме на ночлег. Придя после рубища, он приказал ей выстирать окровавленную одежду. На нем был длинный кожаный фартук, но все же одежда насквозь пропиталась кровью. Руки по локоть были в крови, лицо. Волосы тоже были обагрены чужой кровью.
Бедная женщина в страхе замочила одежду товарища Долгих в соленой воде в большой деревянной бочке.
Какого невыносимого труда стоило ей отстирывать человеческую кровь, осознавая, что это кровь ее земляков. Она несколько раз за ночь теряла сознание. Всю ночь топила в пристроенной кухоньке камелек, чтобы к утру высушить одежду палача.
А на следующий день кровавая расправа в селе продолжилась. Никогда не понять катандинцам жестокость Долгих. Не понять и того, что товарищ Долгих не понес никакого наказания, учинив расправу над населением без суда и каких-либо разбирательств, а ведь шел уже 1922 год.
1 мая 1922 года Иван Долгих был удостоен высшей награды - ордена Боевого Красного Знамени. Вместе с ним такую же награду за «успешную» операцию получили еще шестеро чоновцев. Весть о расправе в Катанде разнеслась по всему Горному Алтаю и наделала много вреда в том плане, что многие сторонники Кайгородова, такие, как Карман Чекураков, братья Бочкаревы, решили бороться до конца с частями особого назначения. И хотя так называемый «бандитизм» в Горном Алтае после гибели Кайгородова пошел на убыль, отголоски его были вплоть до 30-х годов.
К месту общего захоронения казненных людей одно время ходили ночью, тайком оплакивали погибших сыновей, мужей, братьев, женихов. Запрещалось даже поставить крест, так как казненных считали «врагами народа». Враги кому? Семье? Детям? Земле родной?
Как бы там ни было, трагедия, которая произошла в апреле 1922 года в Катанде, в истории навсегда останется трагедией.
…Зарастает травой общая могила. Кем-то все же поставленный большой крест подгнил и упал. Его попытались поставить заново ребята из краеведческого кружка, но сейчас там нет ничего, кроме кургана, заросшего травой. А ведь наши же люди там погребены, наши предки, и не надо на это закрывать глаза. Пока курган еще виден, и люди знают это захоронение, пока это место не распахано до конца (хотя с каждым годом курган подпахивается все больше и больше, потому, что находится посреди поля), считаю необходимым установить хотя бы скромную памятную доску «Жертвам гражданской войны - апрель 1922 года», огородить место погребения, освятить…
ТОЛЬКО ВОТ КТО ВОЗЬМЕТСЯ ЗА ЭТО БЛАГОЕ ДЕЛО?

Александр Петрович Кайгородов

Кайгородов Александр Петрович (1887-10.1921) Прапорщик (1917). Штабс-капитан (1919). Есаул (01.1921). Окончил Тифлисскую (Тбилиси) школу прапорщиков (1917). В Белом движении: офицер в войсках Сибирской армии, 06 - 12.1918. С начала 1918 офицер в конвое адмирала Колчака , разжалован за разговоры о необходимости «самостийного» государственного устройства и формирования «территориально-национальных армий», уволен из рядов Русской армии. С 11.1919- в войсках Алтая (Горно-Алтайской области), при командующем атамане Алтайского казачества капитане Сагунине Д.В. После разгрома войск Алтая (3-го полка) и отступления из района Каменогорска в горы восточной части Алтая, 02.1920 штабс-капитан Кайгородов стал командующим Горно-Алтайскими войсками и получил чин подъесаула. Перевел войска в Монголию, преобразовав их в Русско-Инородческий отряд Горно-Алтайской области и надеясь на поддержку генерала Унгерна и войска его Азиатского корпуса. Как все белогвардейские отряды (войска) в Монголии (Унгерна, Бакича, Казаганди и другие), отряд Кайгородова периодически совершал набеги на советскую Россию. В одном из походов на советский Алтай 10.1921 отряд Кайгородова попал в окружение. Есаул Кайгородов предпочел смерть (застрелился) пленению большевиками.

Использованы материалы кн.: Валерий Клавинг, Гражданская война в России: Белые армии. Военно-историческая библиотека. М., 2003.