Биографии Характеристики Анализ

Как должна была проходить выкупная операция. Выкупная сделка

Как известно в 1861 году началась крестьянская реформа, по-поводу которой я немножко расширил на днях свой кругозор (обнаружив некоторое время назад, что знаю про нее прискорбно мало). Затея при внимательном рассмотрении оказалась весьма любопытной и весьма неоднозначной.

Сначала в общих чертах о реформе: по переписи 57-59 годов в РИ было ок 23 млн крепостных (10.9 млн ревизских душ). В результате реформы они получили гражданские права сельского населения (с нюансами обусловленными выкупом земли) и, за некоторыми исключениями, организовывались в сельские общины (как минимальную единицу самоуправления и податную единицу). Оформление общины, как правового института, как я понимаю, именно продукт реформы 1861 года - не такая уж она "исконная традиция". Свобода перемещения была, замечу, очень умеренной - для этого погасить все обязательства перед общиной, сдать надел, и представить приемное свидетельство той общины, куда крестьянин переходил (при переходе в пределах волости процедура была проще).

Теперь собственно о земельной реформе - то есть об условиях передачи земли крестьянам:

По умоланию, крестьяне получали в пользование приусадебные участки, а община - определенный законом надел из помещичьих земель - тоже в польование. Помещик сохранял право собственности на эти земли, а крестьяне были обязаны оплачивать пользование землей оброком или барщиной - то есть в первом приближении сохранялся дореформенный статус кво (это так называемые "временнообязанные крестьяне").

Обязательства перед помещиком прекращались в случае выкупа земли: возможностей выкупа было несколько - были способы сделать это индивидуально, но основной формой было заключение выкупной сделки сельской общиной: и вот это операция весьма любопытная: во-первых - для выкупа была необходима оценка земли - она осуществлялась из расчета доходности 6% как эквивалента текущих оброчных платежей (то есть если помещик имеет 6 тыс. рублей оброка в год, то земля оценивается в 100 тыс рублей).

Выкуп мог совершаться либо по взаимному согласию помещиков и общины, либо по требованию помещика в одностороннем порядке. Правила выкупа были такие - 75-80% выкупной стоимости оплачивало помещику государство ценными бумагами с доходностью 5% сроком на 49 лет. 20-25% помещик получал по соглашению с крестьянами. Обычно эта сумма выплачивалась в рассрочку в течение 3-10 лет, часто - отработками - как я понимаю, в реальности она могла быть и меньше - как получится. Если выкуп производился по одностороннему требованию помещика, он лишался права требовать эти самые 20-25%. Крестьяне выплачивали ссуду государству равными долями по 6% от ее суммы ежегодно.

Община несла солидарную ответственность по долгам, но только "непроизводственным" имуществом. Фискальная функция видимо была основной причиной учреждения общины. Выкуп по инициативе помещика был преобладающей формой, несмотря на ее вроде бы меньшую выгодность - одна из причин на то была простая - помещикам были нужны деньги, а государство приостановило выдачу кредитов под залог земель. Так же стоит отметить, что на момент реформы помещиками было заложено 2/3 (65.5%) душ, а их долги государству составляли 425.5 млн руб (при общем объеме выкупных ссуд в районе 900 млн руб) - что заметно облегчало реформу.

При выкупе 315 млн рублей долга были переоформлены в долг крестьянских хозяйств в счет выкупных платежей, а остальное помещики выплатили (или не выплатили) сами. В основном все. В 1881 невыкупленные земли были выкуплены принудительно. Выкуп был закончен досрочно указом 5 ноября 1905 года (понятно по каким поводам), в соответствии с которым выкупные платежи прекращались с 1 января 1907 года (распространенное мнение, связывающее это со столыпинской реформой неверно). По фактам в основном все.

Теперь комментарии:

Во-первых - из планово-убыточной операции правительство ухитрилось не вложив ни копейки денег (кроме как в начале для покрытия кассового разрыва), сделать довольно прибыльный бизнес -
По состоянию на 1881 год несмотря на 16-17 млн недоимок, чистый профит составил 40 млн ры.

Во-вторых - еще одной из причин распространенности принудительного выкупа был метод оценки: на плохих землях крестьяне довольно часто уходили на заработки и расчитанная от оброка стоимость там заметно превышала реальную стоимость земли. Так что мнение о "грабительском" характере реформы имеют под собой серьезные основания.

В-третьих - именно реформа создала и закрепила сельскую общину в ее предреволюционном виде (столыпинская реформа была половинчатой и значительного влияния на разрушение общины оказать не успела) и создала и проблемы с эффективностью с/х и направила остроту земельного вопроса против власти и землевладельцев.

Короче говоря - imho именно этой реформой (а именно проявленной фискальной жадностью и стремлением наилучшим образом обеспечить поместное дворянство) правительство заложило под себя хорошую бомбу, которая и рванула в 1917.

Upd: мне подсказывают, что затея с общиной была опробована чуть раньше (в 1838 году) на государственных крестьянах.

Upd2: По поводу "бомбы" - поясню тезис: популярная (и правильная) аргументация, что к 1917 году помещичье землевладение уже не играло серьезной роли, никак не отменяет того факта, что при наличии поместья имеются отношения "арендаторы-землевладелец" - а они всегда конфликтные. Но при этом вместо сравнительно разрозненной массы, арендаторы самим же государством организованы в юридически оформленную организацию - своего рода аналог профсоюза.

Выкупная операция

Выкупная операция - государственная кредитная операция, проведённая правительством Российской империи в связи с уничтожением крепостного права (Крестьянская реформа 1861 года). Операция была проведена с целью способствовать переходу надельной земли в собственность крестьян. До выкупа крестьяне, оставаясь лично свободными, продолжали расплачиваться за пользование помещичьей землёй через барщину и оброк (так называемые «Временнообязанные крестьяне »).

Суть операции

Выкупная операция осуществлялась согласно «Положению о выкупе»: «правительство ссужает под приобретаемые крестьянами земли определенную сумму, с рассрочкою уплаты ее на продолжительный срок» (ст. 4-ая). Для получения средств на ссуды правительство выпустило особые процентные бумаги, как это бывает при обыкновенном долгосрочном кредите. Рассрочка была установлена в 49 1/2 лет с ежегодной выплатой крестьянами правительству 6% от суммы задолженности.

Правительство принимало на себя уплату процентов и капитала по выданным помещикам процентным бумагам, а крестьяне делались из временнообязанных крестьянами-собственниками и становились в непосредственное отношение к правительству по уплате процентов и погашения по выданным выкупным ссудам.

Правила выкупа

Крестьяне могли выкупить усадьбу независимо от согласия на то помещика; но при выкупе одной усадьбы выкупную сумму, исчисленную на основании 13 - 19 статей Положения о выкупе, должны были внести сами крестьяне сполна. Выкупная ссуда имела место только при приобретении крестьянами усадебной оседлости вместе с полевыми землями и угодьями. С заключением выкупной сделки обязательные поземельные отношения крестьян к помещикам прекращались.

Выкуп же земли, как общее правило, был поставлен в зависимость от взаимного добровольного соглашения между помещиком и крестьянами. Рядом с этим, выкуп мог быть для крестьян также и обязательный, по требованию помещика; но в последнем случае размер вознаграждения определялся только выкупной ссудой, и помещик терял право на дополнительные платежи. О дополнительных платежах, которые всецело зависели от соглашения между помещиками и крестьянами, статистических данных нет, а потому в настоящее время нельзя выяснить точно действительную стоимость выкупленных крестьянами наделов (по данным БСЭ, дополнительные платежи составляли обычно 20-25 % выкупной ссуды). Для определения размера выкупной ссуды и выкупных платежей делалась выкупная оценка следующим образом. Годовой оброк, установленный в пользу помещика за отведенный в постоянное пользование крестьян надел, капитализировался из шести процентов, то есть помножался на шестнадцать и две трети. Из исчисленной таким образом капитальной суммы, которую называли выкупной оценкой, помещику выдавалось 80% (при приобретении крестьянами полного по уставной грамоте надела) или 75% (при уменьшенном наделе); иногда же допускалась и ссуда полностью (статья 67 Положения о выкупе).

Из 6% ежегодной выплаты 1/2% предназначалось правительством для покрытия расходов по организации и ведению выкупной операции, а остальные 5 1/2% - на уплату процентов по выданным помещикам процентным бумагам и на погашение выкупного долга.

Положение о выкупе допускало также досрочное погашение (статьи 165, 169, 162; 161, 162 и 115). Из этих статей в особенности большое практическое значение имела 165 статья, по которой каждый отдельный домохозяин имел право внести выкупную сумму, следующую с него по расчёту, за находящейся в его пользовании надел, и требовать затем выдела ему соответственного участка, который становился его частной собственностью. Эта статья расшатывала общинное землевладение . Выкуп по 165 стaтье в конце XIX века прогрессивно возрастал: до 1882 года было выкуплено 47 735 душевых наделов в количестве 178 тысяч десятин, а к 1887 году цифра эта поднялась до 101 413 душевых наделов, в количестве 394 504 десятин, то есть за 6 лет (1882-1887) выкуплено больше чем вдвое наделов и земли против того, сколько было выкуплено за 20 предшествовавших лет.

Размер выкупных платежей

Выкупные платежи стали для крестьян самой тяжёлой формой прямых налогов; их размер зависел от прежде существовавшего оброка. Однако, выкупные платежи, как можно видеть по способу их исчисления, были меньше оброчных. Эффективно развитие выкупной операции было равносильно замене бессрочных, возвышаемых через каждые 20 лет оброчных платежей за землю, находящуюся только в постоянном пользовании, относительно умеренными срочными платежами за ту же землю, переходящую в собственность крестьян.

В нечернозёмных промысловых губерниях имела место несоразмерность выкупных платежей за землю, определённых на основе оброка (который крестьяне уплачивали, занимаясь отхожим промыслом) со сравнительно низкой ценностью и доходностью земли. В этих губерниях требование помещиками выкупа представляло для них прямой экономический расчет, так как помещик, несмотря на сопряженный с этим отказ от дополнительных взносов и потерю на курсе в процентных бумагах (если он желал реализовать в деньгах выкупную ссуду), в сущности как бы продавал крестьянам землю за цену, далеко превышавшую действительную ее стоимость. На 1877 год число сделок по требованию помещиков почти вдвое превышало число сделок по обоюдному соглашению, что несомненно доказывает, что оброчные платежи и основанная на них выкупная стоимость наделов были, в общем, гораздо выше действительной ценности и доходности земли и что выкупная операция была весьма выгодною для помещиков. По относительному проценту выкупных сделок, совершенных по требованию помещиков, на первом месте стояли все промысловые губернии, где более половины выкупных сделок были совершены по требованию помещиков.

Несмотря на сделанное по закону 28 декабря 1881 г. значительное понижение выкупных платежей бывших помещичьих крестьян, выкупные платежи бывших государственных крестьян в большинстве губерний были на 20 и более процентов ниже, чем у бывших помещичьих крестьян.

Роль операции в снабжении помещиков капиталом

Крестьянская реформа привела к коренному изменению в способе хозяйничанья или извлечения дохода из земли. Даровой труд отменялся, надо было рассчитывать на наемных рабочих, которые не могли довольствоваться одною натуральной платой. К этому присоединялась еще прежняя задолженность русского землевладения, с одной стороны, и ликвидация, с 1859 года, старых кредитных учреждений - с другой. Ко времени крестьянской реформы в государственных кредитных установлениях состояло в залоге 44 166 имений, на которых числилось долгу 425 503 061 р. При такой громадной задолженности, свидетельствующей о большой нужде помещичьего класса в деньгах, приостановление Высочайшим повелением 16 апреля 1859 года, в видах преобразования государственных кредитных установлений, выдачи из них ссуд под залог помещичьих населенных имений, вызывало настоятельную нужду в новом источнике займов. Устройство частных земельных банков началось только с 1864 году, а до этого времени, с 1861 года, выкупная операция представляла единственный изобильный источник удовлетворения потребности помещиков в капитале.

Положение допускало перевод помещичьего долга прежним кредитным установлениям на надельные земли крестьян, состоявших на оброке, причем с остальной земли снималось запрещение; но этот способ был все-таки менее удобен с точки зрения получения под залог имения возможно большей ссуды, потому что перевод долга допускался лишь в размере 70% выкупной ссуды.

Задолженность дворянского землевладения значительно облегчила финансовую сторону выкупной операции, так как при переводе помещичьих долгов кредитным установлениям на крестьянские наделы не требовалось выпуска процентных бумаг на всю сумму выкупной ссуды. По балансу операции на 1 января 1881 года, на 748 531 385 р. 29 к. выкупной ссуды приходилось 302 666 578 р. 88 к. долга помещиков бывшим кредитным установлениям.

Обязательный выкуп

Действие причин, заставлявших помещиков соглашаться на выкуп или требовать его, с течением времени постепенно ослабевало, так что к 1880-м годам временнообязанных крестьян оставалось еще свыше 15%. Наибольшее число временнообязанных крестьян оставалось в тех местностях, где помещику казалось невыгодным требовать выкупа или согласиться на выкупную сделку при условиях, желательных для крестьян. Положение временнообязанных крестьян, по собранным правительством сведениям, оказывалось крайне неудовлетворительным и в общем гораздо худшим, чем положение крестьян-собственников в той же местности - а между тем надеяться на добровольный выкуп с каждым годом становилось труднее. Временнообязанные отношения крестьян грозили в некоторых местностях превратиться в вечнообязательные. Ввиду такого положения дела, правительство установило, законом 1881 года, обязательный выкуп, с 1 января 1883 года, для всех крестьян, остававшихся еще к тому времени во временнообязанных отношениях.

В 9 Западных губерниях (Виленской, Гродненской, Ковенской, Минской, Витебской, Могилевской, Киевской, Подольской и Волынской) обязательный выкуп был введен указами 1863 года. Применение его началось для некоторых местностей этой области с мая и сентября 1863 года, для других - с 1 января 1864 года.

На Кавказе и в Закавказье обязательный выкуп был введён только в 1912-1913 годах.

Выкуп земли удельными и государственными крестьянами

Кроме бывших помещичьих крестьян выкуп земель, в силу особых законов и на несколько иных основаниях, был распространен и на две другие обособленные группы: на крестьян удельных и государственных . По положению 26 июня 1863 года о поземельном устройстве крестьян государевых, дворцовых и удельных имений, все находившиеся в пользовании этих крестьян земли были предоставлены им не в постоянное пользование, как при наделении помещичьих крестьян, а в собственность, с применением обязательного выкупа. Удельное ведомство предоставило крестьянам в собственность те земли, которые находились в их пользовании, не увеличивая прежних платежей, а обращая их в выкупные, платимые в течение 49 лет. Для определения выкупной суммы, следующей с удельных крестьян, их прежний оброк за отведенные им земли капитализировался из 6% (умножались на 16 2/3); с полученной таким образом выкупной суммы крестьяне должны вносить в течение 49 лет в доход удельного или дворцового ведомства по 6 коп. с рубля. Таким образом, выкуп земель бывшими удельными крестьянами был совершён без посредства выкупной операции, то есть без выдачи уделу капитальной суммы процентными бумагами.

Вначале по положению 24 ноября 1866 года о поземельном устройстве бывших государственных крестьян, за этими крестьянами были закреплены в постоянное пользование их наделы, с платежом так называемой оброчной подати (и лесного налога за лесные наделы), устанавливаемой в неизменном размере на каждые 20 лет. Таким образом, первая переоброчка должна была наступить в 1886 году; но с приближением этого срока было решено оброчную подать превратить в выкупные платежи. Мнение государственного совета от 28 мая 1885 преобразовало оброчную подать на основаниях, необходимых для окончательного ее выкупа в сорокачетырехлетний срок, с 1 января 1887 года, с тем, чтобы общая сумма имеющих заменить ее выкупных платежей превышала не более чем на 45 процентов нынешнюю общую сумму этой подати и чтобы распределение выкупных платежей между селениями было, по возможности, соразмерно с ценностью и доходностью состоящих в их распоряжении наделов.

Ход операции

Наибольшее число выкупных сделок было заключено в первое время по освобождении. К 1864 году из всего числа бывших крепостных приступило к выкупу 16,7%.

На 1 января 1877 года в 39 губерниях, состоящих на общем положении, число утвержденных выкупных сделок было 61 784; из них состоялось по соглашению с помещиком 21 598 (35%) и по одностороннему требованию помещиков 40 186 (65%).

3 ноября 1905 года (при председателе Совета министров С. Ю. Витте , главноуправляющем землеустройством и земледелием Н. Н. Кутлере) были выпущены Высочайший манифест и сопрововождающий его указ , по которым выкупные платежи бывших помещичьих крестьян с 1 января 1906 года уменьшались наполовину, а с 1 января 1907 года отменялись полностью. Это решение было чрезвычайно важным и для правительства, и для крестьян. Государство отказалось от крупных бюджетных поступлений, причем в тот момент, когда бюджет имел значительный дефицит, покрывавшийся внешними займами. Крестьяне получили налоговую льготу, распространявшуюся на крестьян, но не на прочих владельцев земли; после этого налогообложение всех земель более не зависело от того, к какому сословию принадлежали их собственники. Хотя крестьяне более не платили выкупных платежей, помещики, сохранившие выкупные обязательства государства (к тому моменту имевшие вид 4 % ренты), продолжали их получать.

Отмена выкупных платежей превратила всю выкупную операцию из прибыльной для бюджета в убыточную (суммарный убыток по выкупной операции составил 386 млн руб.). Было сложено 1.674.000 тыс. рублей долга, подлежащих выплате в рассрочку на различных условиях (выплаты по некоторым долгам должны были продолжаться до 1955 года) , при этом текущие выпавшие доходы бюджета составляли около 96 млн руб. в год (5.5 % от доходной части бюджета) . В целом, отмена выкупных платежей представляла собой крупнейшую финансовую жертву государства, направленную к решению аграрной проблемы. Все дальнейшие правительственные мероприятия уже не имели столь затратного характера.

Отмена самих выкупных платежей была более конструктивным мероприятием, чем многократно производимое ранее аннулирование неустоек по просроченным платежам (представлявшее собой прямое стимулирование задержек выплат). Однако и это мероприятие поставило общины, выплачивавшие выкупные платежи с задержками и отсрочками, в более выгодное положение, чем общины, завершившие выкуп досрочно. В результате, данное мероприятие было воспринято крестьянами более как отступление правительства перед натиском аграрных волнений лета 1905 года, чем как полезная субсидия. Невыполнение законных обязательств получило некоторую награду, и это послужило одной из причин того, что данная мера (самая дорогостоящая из всех принятых) не достигла главной цели - аграрные волнения к лету 1906 года возобновились с ещё большей силой (см. далее).

Принципиальным следствием отмены выкупных платежей была потенциальная возможность дальнейшей реформы землевладения. Сельские общества как коллективные владельцы земли и владельцы подворных участков и ранее могли располагать своей землей достаточно свободно, но только при условии, что был завершен её выкуп (или же она была куплена в ходе частных сделок уже после наделения), в противном случае любые операции с землей требовали согласия государства как кредитора. При отмене выкупных платежей сельские общества и владельцы подворных участков улучшили качество своего права собственности .

В других странах

Выкупной операцией в российской литературе назывался выкуп земельных прав у помещиков в разных странах, в том числе:

Примечания

Источники

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Выкупная операция - статья из Большой советской энциклопедии

Из статьи:

  • Лосицкий А., Выкупная операция, СПб. 1906
  • Зайончковский П. А., Отмена крепостного права в России, 3 изд., М ., 1968.

Выкупная сделка - это в истории нашей страны понятие, относящееся к отмене крепостного права. В середине XIX века Россия проиграла Крымскую войну. Одной из причин этого поражения, как думал новый император Александр Второй, являлось низкое социально-экономическое и техническое развитие.

Главная проблема, которую надо было решить, - отмена крепостного права.

Нарастание социального напряжения в обществе

Задолго до реформы, которая и ввела понятие «выкупная сделка», в стране нарастало социальное напряжение. Страна активно развивалась по капиталистическому сценарию, многие купцы и промышленники начали богатеть. Помещики, которые до сих пор жили за счет крестьянских оброков, начали спускаться вниз по иерархической лестнице. Земля с крестьянами уже не давала доходов и высокого социального положения как ранее. Некоторые помещики нечерноземных земель часто отпускали крестьян за денежный оброк. Помещики же черноземных земель были лишены и этого: крестьяне отказывались уходить на заработки и предпочитали отрабатывать барщину. Естественно, что при кризисе натурального традиционного хозяйства в период развития фабричного капитализма это не приносило прибыли. Многие помещики в одностороннем порядке стали требовать оброк в денежной форме, а крестьяне просто не знали, где достать нужные суммы.

Император Александр Второй понимал все эти проблемы. Ему принадлежит фраза, ставшая крылатой: «Лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели ждать того времени, когда оно начнет само собой уничтожаться снизу». Она била в самое сердце помещикам: у многих на подсознательном уровне сидел страх «пугачевщины». Дворяне - образованный народ, они всегда хорошо помнили уроки истории.

Цель реформы

Для подготовки будущей реформы создавалась редакционная комиссия. Будущий манифест об отмене крепостного права не должен был вызвать революции и крестьянских бунтов. Поэтому он должен выполнять сразу несколько задач: дать свободу крестьянам, не навредить помещикам, не быть затратным для государства. Другими словами, выполнять невыполнимое. Для этого и была придумана выкупная сделка, которая, скорее, ограбила крестьян, нежели дала им реальную свободу.

Знаменитая крылатая фраза В. Черномырдина «Хотели как лучше, а получилось как всегда» лучше всего бы подошла при описании данной реформы.

Отмена крепостного права и выкупные платежи

Манифест 19 февраля 1861 года освобождал крестьян. Хотя понятие «освобождал» здесь условное. Крестьянам давалась личная свобода, но они должны были возместить убытки помещиками, связанные с потерей оброка.

До реформы каждый крестьянин должен был платить примерно 10 рублей в год. Цифры колебались в зависимости от местоположения. Банковский депозитный процент на момент принятия Манифеста составлял 6% годовых. Крестьяне должны были внести такую сумму, которая при размещении ее в банк должна была давать 10 рублей в год в качестве процентов. Конечно, инфляцию и прочие сложные макроэкономические показатели в расчет не брали. Таким образом, отмена крепостного права только улучшала положение помещиков: теперь они получали оброк реальными деньгами в банке, что значительно упрощало им жизнь. Мы подошли к тому, что такое выкупная сделка.

Первые в России ипотеки

Крестьяне фактически выкупали свою свободу. Суммы были огромные для бывших холопов. Для этой цели государство выдавало ссуду. Придумали то, что сегодня называется ипотекой: огромный долг перед государством крестьяне должны были отдавать в течение 49 лет по 6% в год. Фактически переплата составляла около 300%. Т.е. государство не только упрощало жизнь помещикам, но и извлекало прибыль.

Государство «временнобязанных»

Вышеперечисленные кабальные условия - это еще не все сюрпризы, которые приготовило государство: ссуда, выдаваемая на 49 лет, шла помещикам в объеме 80% от необходимой. Остальные 20% должны были вернуть сами должники. Крестьянина, который до совершения выкупной сделки оставался у помещика, называли «временнообязанный». Произошла парадоксальная ситуация: холопы стали должны и помещику, и государству. Их положение значительно ухудшилось: ранее они принадлежали помещику, и те несли за них ответственность, теперь же они получили «свободу» и сами должны были выживать в тех грабительских условиях, в которые их кинуло государство. До реформы помещик хоть и называл холопов «говорящими орудиями», но считал их своими, заботился о них. Теперь «временнообязанный» становился «свободным», поэтому с него необходимо «выжать» как можно больше средств.

Итоги

Выкупная сделка крестьян в ходе реформы по отмене крепостного права - грандиозная афера, которую государство провернуло с собственным народом. Помещики получили суммы за потерю земельных наделов, которые в несколько раз превышали их реальную рыночную стоимость. И это при условии, что продать наделы было практически невозможно. Сами крестьяне всю жизнь должны были отрабатывать свою свободу, их положение только ухудшилось. Однако массовых протестов не было: многие жили ради свободы будущих поколений, понимая, что сами они ее не увидят.


Важным мероприятием финансовых реформ 60-х гг. XIX в. стала выкупная операция. Правительство кредитовало проведение крестьянской реформы на основе Положений от 19 февраля 1861 г., отменявших крепостное право в России. Крестьяне, выкупая усадьбу у помещика, получали от государства ссуду, составлявшую 75-80% стоимости земли. Эта сумма полностью зачислялась на счет помещика. Крестьяне должны были погасить ссуду выкупными платежами в течение 49 лет из расчета 6% годовых. Выкупные ссуды и платежи были рассчитаны по величине дореформенного капитализированного оброка. Помимо ссуды крестьянин вносил сумму, эквивалентную 20-25% стоимости земли. На практике дополнительные платежи выплачивались в рассрочку до 10 лет или вообще не взимались. От дополнительных платежей были освобождены удельные крестьяне, на которых в 1863 г. было распространено выкупное положение.
Правительство, проводя выкупную операцию, преследовало свои финансовые интересы. Выкупные суммы выдавались помещикам только после вычета ипотечных и иных долгов государственным кредитным учреждениям. Выдача осуществлялась 5%-ми банковскими билетами и выкупными свидетельствами. Таким образом, из 902 млн р., предназначенных к выдаче, правительство удержало с помещиков за долги 316 млн р. Выкупная операция, как известно, официально продолжалась до 1 января 1907 г. За первые 20 лет из 10 млн бывших помещичьих крестьян на выкуп перешли почти 8 млн. В декабре 1881 г. правительство принимает решение перевести остальных на обязательный выкуп. С 1886 г. все оброки государственных крестьян увеличились примерно на 60% и превратились в выкупные платежи со сроком их погашения 44 года.
Государство в ходе проведения крестьянской реформы получило ощутимые выгоды - выкупная стоимость земли превышала ее рыночную цену. В черноземных губерниях разница в пользу государства составила 56 млн р., в нечерноземных - 62 млн р. и т.д. Всего за время операции правительство получило с крестьян 1,6 млрд р. Кроме того, частично удалось взыскать многолетнюю ипотечную задолженность помещиков.
Важной чертой финансовой реформы того периода стала отмена винных откупов. Это было не простое решение. С 1781 г. государство получило от них 10 млн р., в начале XIX в. - 12 млн р. (25% всех доходов). В 1859-1863 гг. откупа дали казне 128 млн р. (40% доходов государства). Откупщики в начале 1860-х гг. получали совокупный доход, оцениваемый в 220 млн р. Спаивание населения вызывало резкие протесты, особенно в крестьянской среде, набирало силу движение за трезвость. С 1 января 1863 г. нинные откупа ликвидировались и постепенно (до 1883 г.) заменялись акцизом. Для сбора нового налога создавались губернские и уездные акцизные управления.
Российский внешний долг, состоявший в значительной части из старых 5-6%-х облигаций, к середине 1880-х гг. требовал консолидации. Необходимость конверсии старых займов в новые отмечал еще Н.Х. Бунге. Провел обменную операцию И.А. Вышнеградский. С декабря 1888 г. на парижской бирже выпускались новые 4%-е займы. На выручку от них выкупались облигации старых займов, держатели могли также просто обменять старые на новые. При И.А. Вышнеградском было конвертировано российских облигаций на сумму 1,7 млрд р. Тосударственный долг вырос на 277 млн р. Платежи растягивались на 81 год, что позволяло сократить ежегодные внешние отчисления из бюджета. Ценные российские бумаги переместились на французский рынок. На этом фундаменте окреп будущий политический союз.
Конвертируя внешние обязательства, правительство не забы- нало и о внутренних. К концу 1880-х гг. Минфин уже не имел возможности в полном объеме и в установленные сроки обслуживать государственный долг. Для облегчения внутренних расчетов правительство удлинило сроки погашения займов, проведя их консолидацию, и уменьшило выплаты по процентам, проведя конверсию. За пять лет (1889-1894) было конвертировано займов на 2664 млн р.
Основным видом ценных государственных бумаг стала облигация 4%-й ренты, заменившая многие прежде обращавшиеся свидетельства. Новые бумаги имели купоны с указанием суммы годового платежа владельцу с учетом процентов. С октября 1895 г. купоны со сроком оплаты до 6 месяцев и свидетельства без купонов получили право свободно обращаться наравне с денежными знаками. Постепенно новая рента заменила не только почти все внутренние займы, но и часть казенных железнодорожных акций и облигаций.
Правительство стимулировало распространение ренты, считая ее наиболее подходящей для российских условий. Свидетельства принимались в уплату казенных платежей, под них выдавали ссуды из госбанка на льготных условиях. В 1898 г. был установлен паритет 4%-й ренты на иностранную валюту, что должно было способствовать ее продвижению на внешний рынок. Эта мера, однако, не дала ожидаемого эффекта. В 1900 г. за границей разошлись свидетельства только на 300 млн р. Треть этой суммы вернулась в Россию при первых признаках финансового кризиса в 1900 г.
Политика, проводимая И.А. Вышнеградским, способствовала некоторому улучшению финансового положения государства. В 1888 г. хороший урожай и увеличение экспорта позволили впервые добиться обыкновенного бездефицитного бюджета. Вексельный курс рубля постоянно рос, что вызывало падение доходов экспортеров и снижение цен на импортные товары. Министр финансов опасался обвала рубля в результате международных и внутренних спекуляций. Для укрепления национальной валюты планировалось начать ускоренную подготовку к введению золотого стандарта и свободного размена кредитных билетов на золото по курсу 62,5 к. золотом за 1 бумажный рубль. Вместе с тем разрешалось производить временные выпуски кредитных билетов «во всех случаях, когда по состоянию кассы Госбанка... то признано будет необходимым».
Тем временем карьера И.А. Вышнеградского клонилась к закату. В 1891 г. вывоз хлеба составил 391 млн. пудов. Сильный неурожай этой же осенью поставил российское крестьянство на грань голода. Экспорт сельхозпродукции был запрещен. Голодающим было выделено 160 млн р. Попытка произвести внешний 3%-й золотой заем на 125 млн р. провалилась. Минфин скупал за границей собственные облигации. Деятельность И.А. Вышнеградского подверглась резкой критике в печати. В мае 1892 г. он заболел и был вынужден подать в отставку.

Выкупные платежи в России производились в рамках выкупной операции, которую осуществляло государство в связи с отменой крепостного права, произошедшей в 1861 году. С одной стороны, эта реформа называлась самой значительной из «великих реформ» Александра II, с другой, ее называли «половинчатой» и «крепостнической», так как крестьяне, хотя и объявлялись свободными, освобождались без земли.

Выкупная операция

Чтобы решить вопрос об отношении крестьян к земле, в рамках крестьянской реформы был принят ряд документов, регулирующих порядок ее осуществления. Всего их было 17, и в их числе - положение о выкупных платежах крестьян. Согласно данному законодательному акту и проводилась выкупная операция. Она была призвана способствовать переходу земельных наделов в собственность крестьян.

До того момента, как земля будет выкуплена, крестьяне, будучи свободными лично, должны были продолжать платить оброк и барщину за то, что они пользовались землей помещиков. В таком положении крестьяне рассматривались как временнообязанные. Чтобы земля перешла в собственность к земледельцам, им необходимо было заплатить выкупные платежи, понятие которых будет дано ниже.

Сущность платежей

В соответствии с положением о выкупе, правительство ссужало крестьянам под приобретаемые ими земли определенную сумму, которую они должны были уплачивать в течение продолжительного времени. Для изыскания средств на ссуды правительством были выпущены процентные бумаги для долгосрочного кредита. Срок выкупных платежей составлял 49 с половиной лет. При этом правительству полагалось ежегодная выплата должниками 6 % от суммы долга.

Правительство брало на себя обязательства по уплате капитала и процентов помещикам по выданным им процентным бумагам. А крестьяне из временнообязанных превращались в собственников земли и были должны денежные средства за нее непосредственно правительству в части уплаты процентов и погашения самой ссуды. В этом и заключается сущность выкупных платежей.

Правила выкупа

По общему правилу, выкуп земли совершался по взаимному добровольному соглашению между крестьянами и помещиками. Однако существовал и другой вариант, обязательный, осуществлявшийся по требованию хозяина земли. В последнем случае помещик получал только саму ссуду, не имея права рассчитывать на дополнительные платежи. По некоторым данным, они составляли около 25 % и полностью зависели от условий соглашения сторон.

Чтобы определить размер ссуды и выкупных платежей по ней, производилась оценка. Сумма годового оброка, который был установлен в пользу помещика за надел, отведенный в постоянное пользование крестьян, капитализировалась из расчета 6 %, то есть она умножалась на 16 и 2/3. Полученную сумму называли выкупной оценкой. Из нее помещику государство выдавало 80 %, а 20 % выплачивал крестьянин.

В течение 49,5 года он должен был вносить выкупные платежи равными долями, при этом уплачивая 6 % годовых. В результате получалось, что в общей сумме за землю уплачивалось 294 % выкупной ссуды.

Данные статистики

Самое большое число сделок по выкупу земли было совершено в первые годы после начала реформы. К началу 1864 года к выкупу приступило около 17 % бывших крепостных. На начало 1877 года в тех 39 губерниях, что находились на общем положении, число сделок приближалось к 62 тысячам. Из них по соглашению с помещиками - около 22 тысяч, а по требованию помещиков - около 40 тысяч.

Затем была проведена переоценка земли, в связи с чем по выкупным платежам образовалась недоимка, порядка 17 миллионов рублей. Но, несмотря на это, за первые 20 лет своего проведения выкупная операция принесла прибыли на 40 миллионов рублей. В связи с таким результатом в 1881 году вышел указ о снижении сумм выплат.

Снижение платежей

Было проведено два вида понижений: общее и специальное.

Общее снижение суммы платежей было произведено для всех бывших крепостных, которые уже оформили выкуп и принимали в нем участие, а также и тех, кто имел намерение перейти на выкуп. Вторые должны были сделать этот переход в силу того, что в 1883 году вышел указ, предписывающий прекратить обязательные отношения крестьян.

Для снижения платежей были изданы два положения - «Великороссийское» и «Малороссийское». Снижение равнялось одному рублю с душевого надела в тех губерниях, что находились на великороссийском положении. А для тех, кто состоял на малороссийском, - 6% от годовой суммы выкупного платежа.

Специальное понижение, или добавочное, было проведено для тех местностей, где хозяйство бывших крепостных пришло в упадок из-за ряда неблагоприятных факторов.

Результаты понижения

В совокупности общее и специальное понижение по 49 губерниям составило около 11 миллионов рублей, что равнялось в среднем 27 % годовой суммы платежей, существовавшей до проведения этой операции. Но в отдельных губерниях, уездах и селениях этот процент мог сильно отличаться. Так, например, в Херсонской губернии он составил 16 %, а в Олонецкой - 92 %.

Платежи в 25 уездах понизились наполовину и больше в сравнении с прежним окладом. Тогда как в 57 процент понижения не превышал 16. При этом 58 % всей суммы понижения относились к общему, а 42 - к специальному. Что касается суммарного выражения, то оно выглядело следующим образом. Около 6,3 миллиона рублей - в первом случае и около 4,5 - во втором.

В период с 1861 по 1906 годы с бывших крепостных крестьян было взято более 1,6 миллиарда рублей, при этом общий правительственный доход составлял приблизительно 700 миллионов рублей.

Отмена выкупных платежей

По плану, выкуп всей земли должен был закончиться в 1932 году, однако революционные события 1905 года изменили ситуацию. Под их влиянием началась столыпинская аграрная реформа, и выкупам был положен конец. 03.11.1905 г. был выпущен указ об отмене выкупных платежей, в соответствии с которым с 01.01.1906 г. они снижались наполовину, а с 01.01.1907 г. отменялись окончательно.

Такое решение имело большое значение как для правительства, так и для крестьян. Принимая его, государство тем самым отказывалось от значительных поступлений в бюджет, и делалось это в то время, когда в бюджете имелся большой дефицит, который покрывался внешними заимствованиями.

Сначала налоговую льготу получили только крестьяне, позже она распространилась и на других землевладельцев, независимо от того, к какому сословию они принадлежали. Хотя в обязанности крестьян уже не входила уплата выкупных платежей, помещики, перед которыми у государства сохранялись соответствующие обязательства, продолжали получать ренту в размере 4 % в год.

Финансовые итоги отмены

В результате отмены выкупа земли крестьянами вся операция из приносящей большую прибыль бюджету превратилась в убыточную. Так, суммарный ее убыток достиг 386 миллионов рублей. При этом было списано 1 миллиард 674 миллиона рублей долгов, которые подлежали выплате в рассрочку на тех или иных условиях. В эту сумму входит расчет обязательств, рассчитанных на период вплоть до 1955 года. В это время текущие доходы, выпавшие из бюджета, составили около 96 миллионов рублей в год, что равнялось 5,5 % его доходной части.

Отмена выкупных платежей, в общей сложности, являлась большой финансовой жертвой со стороны государства, которая была направлена на решение аграрного вопроса. Все последующие мероприятия правительства уже не носили настолько затратного характера.

Выгода для крестьян

Мероприятие по полной отмене платежей по выкупу земли было более конструктивным, чем аннулирование неустоек по просроченным выплатам, которое ранее производилось неоднократно. Тем самым прямо стимулировались их задержки. Но и данное мероприятие поставило в более выгодное положение те хозяйства и общины, что производили платежи с отсрочками и задержками, чем те, что совершили досрочный выкуп земли.

В итоге данное мероприятие крестьяне восприняли больше как уступку правительства, сделанную им под натиском волнений, произошедших летом 1905 года, чем как полезную субсидию.

Принципиальным последствием отмены выкупных платежей стала потенциальная возможность проведения дальнейшей реформы землевладения. Ранее сельские крестьянские сообщества как коллективные землевладельцы и владельцы подворных участков могли распоряжаться участками довольно свободно, но с одним условием - если их выкуп был завершен. Это было возможно и тогда, когда земля была выкуплена в процессе частной сделки уже после наделения. В противном же случае какие бы то ни было операции с земельными наделами не могли производиться без согласия государства, являвшегося кредитором. С отменой платежей право собственности на землю приобрело новое, улучшенное качество.