Биографии Характеристики Анализ

Как избавиться от синдрома отличницы у взрослых. Что такое синдром отличницы (комплекс отличника) у взрослых и как от него избавиться? Общие сведения о синдроме

Вы перфекционист до мозга костей и стремитесь всегда быть лучше всех и прыгнуть выше головы? Наши эксперты знают, как избавиться от ненавистного синдрома отличницы, который отравляет вам жизнь.

Психолог, психодраматерапевт Ольга Митягина считает, что каждый человек имеет право на ошибку.

Этот синдром чаще всего зарождается в детстве, если родители требуют, чтобы ребенок учился только на пятерки. Тот, кто привык бороться за их любовь с помощью оценок, во взрослой жизни зациклен на результате, зависим от мнения окружающих, болезненно переживает свои неудачи. У таких людей занижена самооценка, они вечно копаются в себе, боятся всего нового, незнакомого, потому что не дают себе права на ошибку. «Отличник» не только страдает сам, но и мучает своих близких бесконечными тревогами и придирками. И тут важно не довести до крайности, перевоспитать себя и постараться стать хотя бы хорошистом.

1. Всякий раз определяйте допустимое время на выполнение задачи.

Экономьте время и силы, потому что идеального результата все равно не существует.

2. Делайте регулярно что-то новое.

Важно перестать зацикливаться на результате и начать получать удовольствие от процесса. К примеру, осваивая кулинарный рецепт, обращайте внимание на цвет и текстуру продуктов, запахи, собственные ощущения. Учитесь радоваться всему, что делаете, будь то готовка, работа или занятия спортом.

Фото Getty Images

3. Займитесь тем, в чем вы полный профан.

Можно пойти на танцы – в группе начинающих у всех будет что-то не получаться, и вы свои ошибки не воспримете слишком болезненно. Специально погружайте себя в чуждую среду. Вам нужно научиться совершать ошибки, адекватно воспринимать неудачи и промахи. Для этого специально нарушайте привычный уклад жизни. Занятия рисованием или лепкой также помогают побороть страх ошибиться.

4. Участвуйте в командных играх, коллективных обсуждениях.

Старайтесь работать в группе, прислушивайтесь к другим. Перфекционисты уверены, что лучше них работу никто не сделает, поэтому важно развивать в себе навык взаимодействия с людьми.

5. Не бойтесь выглядеть смешно.

Позволяйте себе просто дурачиться, малевать глупые картинки, измазаться краской, шалить вместе со своими детьми. Это даст вам возможность почувствовать себя неидеальным.

6. Устраивайте себе дни непослушания.

К примеру, раз в месяц ходите целый день в пижаме, или не мойте посуду, или сознательно опоздайте на работу. Продемонстрируйте себе и окружающим, что вы живой человек, а не робот.

7. Составьте список своих достоинств, лучших качеств, на которые вы опираетесь.

Вспомните, какая вы на самом деле, независимо от успехов, неудач, внешних обстоятельств. Если вы любящая жена и мама или заботливый сын – это главное, что будет с вами всегда, не обесценится, даже если вы совершите прокол на работе.

8. Хвалите себя за любые, даже самые маленькие победы и прощайте себе даже самые большие, на ваш взгляд, оплошности.

Посмотрите на себя со стороны: сколько событий произошло от вашего рождения до сегодняшнего дня, и вы со всем справились. К тому же во вселенском масштабе ваши достижения все равно не грандиозны, а провалы не смертельны. Это всего лишь вехи на линии жизни.

9. Вспомните, что вы сделали за последние год-два, какие умения приобрели, чего добились

Наверняка вам есть чем гордиться. А если чего-то важного не осуществили, вам есть к чему стремиться. И перестаньте сравнивать себя с другими. Страдать от того, что кто-то достиг в жизни большего, бессмысленно и непродуктивно.

Как помочь себе, когда боитесь совершить ошибку

Когда чувствуете, что накатывает тревога, в голове навязчивые мысли о том, что вы не справитесь с поставленной задачей, сконцентрируйтесь на своем теле и постарайтесь почувствовать почву под ногами. Примите комфортную позу, распрямите плечи, несколько раз поочередно сфокусируйте взгляд на дальнем и ближнем предметах. Таким образом вы снимете внутренний зажим, расслабите тело и сигнализируете головному мозгу, что ничего страшного не происходит.

Эксперт тренинг-центра «СЕКС.РФ» Наталья Романовская:

Синдром отличницы – это перфекционизм. Но перфекционизм, который навязан родительскими установками: «для того, чтобы получить что-то, нужно быть какой-то специальной, то есть лучшей». На одной из открытых лекций «СЕКС.РФ» я рассказывала про синдром отличницы. Выяснилось, что почти все присутствующие девушки ощутили это в себе. Дело в том, что наш менталитет и воспитание очень этому способствуют. Женщины с этим синдромом стараются сделать все идеально, но не для себя, а больше для других. В основе лежит страх, что если ты не будешь хорошей, полезной, удобной, тебя просто не будут любить. Так и получается, что в сексе стараешься только для мужчины, в жизни – для близких и друзей. А для себя – нет. Зато вроде бы все любят.

Как это в жизни?

Ты делаешь все идеально. Все должно быть под контролем. А еще лучше, если будет четкая инструкция, что и как делать. И скорее всего, ты во многом успешна и все вокруг довольны тобой. Но что за этим стоит? Другие люди чувствуют, что ты все можешь взять на себя, потому что не в силах отпустить контроль. Они начинают пользоваться этим и все на тебя перекладывать. Итог – усталость и ощущение несвободы. Ты не живешь в моменте. Это синдром «отложенной жизни»: сначала надо поработать, а потом что-то будет. Из-за этого ты не наслаждаешься жизнью. Ты не балуешь себя просто так.

Что с этим делать?

Научись себя радовать. Начни с мелочей, например, купи себе платье и не думай о том, заслужила ты его или нет. Это воспитание в себе здорового эгоизма: радовать себя и благодарить просто так. Осознай свои потребности, полюби себя. Когда ты будешь радовать себя, мир начнет меняться. А люди вокруг будут стремиться радовать тебя.

Существуют люди-перфекционисты, которым кажется, что если они не делают все идеально, то не заслуживают любви и лояльного отношения окружающих. Причина тому - синдром отличницы (комплекс отличника), предпосылки которого появляются в детстве. Зависимость от одобрения извне и вечное чувство долга - основные черты их личности. Но такое стремление быть значимыми не всегда совпадает с ответной реакцией социума, где каждый занят собой. Поэтому у этих людей часто возникают негативные эмоции и занижается самооценка.

Есть решение! Не всем подойдёт, но попробовать стоит! Мне помогло избавиться от чёрных точек и прыщей на лице. Пробуйте эту маску для лица! Смотреть →

Психологи предлагают несколько эффективных способов избавиться от такого синдрома.

Что такое синдром отличницы (комплекс отличника)?

Синдром отличницы (комплекс отличника), или перфекционизм, - это желание делать все идеально, преуспевать во всех сферах жизни и обязательно получать высокую оценку окружающих. Чаще этим страдают женщины, которые в детстве были примерными ученицами и всесторонне развитыми детьми. Но этот комплекс присущ и представителям мужского пола. В подсознании откладывается установка "я достоин любви и хорошего отношения, только если я со всем справляюсь идеально". И когда получается выполнить не все или не так, как хочется, или старания остаются незамеченными, назревает внутренний конфликт.

Ярким примером являются женщины, которые изо всех сил пытаются безупречно выглядеть, быть идеальными мамами и хозяйками, строить карьеру и дополнительно развиваться. В реальной жизни держать такую высокую планку крайне трудно - не всегда все получается и рано или поздно одолевает усталость. Невыполнение поставленных задач должным образом расстраивает человека. Эти переживания подкрепляются осуждением и неодобрением окружающих, привыкших к "Мисс-Успеваю-Все-И-Делаю-Это-Идеально" и воспринимающих их достижения как должное, а промахи - как преступление.

Отличительными особенностями личности с синдромом отличницы (комплексом отличника) считаются:

  • гиперответственность - они берут на себя многое: воспитание, материальное благополучие, организацию досуга, ведение хозяйства, контроль всех сфер жизни близких, свой безупречный внешний вид;
  • перфекционизм - все, что они делают, должно быть выполнено идеально, согласно планке, поставленной ими самими, иначе они чувствуют себя угнетенными, разбитыми и ни на что не способными, но в реальном мире не все зависит от одного человека и достичь идеала не просто;
  • зависимость от одобрения окружающих - каждый шаг должен быть признан, каждое достижение сопровождаться похвалой, потому что людям с этим комплексом кажется, что без успешного выполнения всех поставленных задач они не достойны любви, соответственно они не умеют воспринимать и ценить себя такими, какие они есть;
  • неумение проигрывать - женщины и мужчины с этим синдромом болезненно переносят ситуации, в которых кто-то из знакомых оказывается лучше, успешнее, им спокойно только тогда, когда другие оказываются слабее;
  • неумение веселиться от души и посмеяться над собой;
  • невосприятие критики со стороны - каждое замечание, даже объективное, снижает самооценку до минимума и вводит в депрессивное состояние;
  • страх рисковать - они боятся выходить из зоны комфорта и привычного образа "рабочей лошадки", редко открывают собственный бизнес и начинают с "нуля", переезжают в другие места, ведь тогда они не смогут быть в окружении людей, знающих об их репутации. Личности необходимо самой себе давать оценку, а они этого не умеют.

Вопреки стремлению быть идеалом во всем, люди с синдромом отличника зачастую менее успешны, чем их ровесники, относящиеся к жизни значительно проще и время от времени пускающие ситуацию на самотек.

Причины появления комплекса

Синдром отличницы формируется в детстве и связан с процессом социализации. Основные его причины:

  1. 1. Родители и педагоги, имея скудные познания в возрастной психологии или перенимая опыт своих воспитателей, хвалят ребенка только за безупречные результаты, не учитывая индивидуальные особенности личности. Позже максимально качественное выполнение любого задания становится привычным и за это хвалить перестают, победы не обсуждаются как что-то незаурядное, они кажутся нормой. Поэтому делать все наилучшим образом становится для ребенка нормой, других вариантов не рассматривается.
  2. 2. Взрослые часто сравнивают ребенка с его "более успешными" сверстниками, надеясь стимулировать его развитие. Быть лучше других ребят становится самоцелью, девочка или мальчик перестают наслаждаться процессом выполнения задания, для них важнее всего - чтобы результат был самым ярким.
  3. 3. Взрослые и сверстники начинают замечать только неудачи, первые - критиковать и ругать за них, вторые - злорадствовать и дразнить.
  4. 4. Родители навязывают ребенку круг общения, подбирая "ровню" только из числа других "успешных" детей, что впоследствии лишает его возможности выбора, и он знакомится только с "правильными" людьми.

Перфекционисту, находящемуся в среде себе подобных, трудно строить с ними искренние доверительные отношения, потому что каждый хочет быть лучше других и общение сводится к конкуренции.

Как синдром мешает во взрослой жизни?

Комплекс отличника сказывается на всех сферах жизни и мешает ее нормальному течению. Выражается это в следующих проблемах:

  1. 1. В работе. Перфекционисту тяжело переносить успех коллег, он изо всех сил старается быть успешнее, что сказывается на взаимоотношениях в коллективе. Такого человека обычно ставит в пример начальник, а другие сотрудники недолюбливают и обсуждают за спиной. Желая выполнить задание идеально, он задерживается на работе дольше всех, жертвуя отдыхом и сном. Личности с синдромом отличника болезненно реагируют не только на критику, но и на игнорирование, воспринимая его как показатель недостаточно качественного выполнения работы. Поэтому они часто не любят свою работу и боятся каких-то итоговых совещаний, на которых они могут услышать замечания или остаться без оценки. Кроме того, такие люди редко бывают креативными и творческими, они работают в установленных рамках и добросовестно выполняют задания ради одобрения и признания.
  2. 2. В личной жизни. Чаще синдром проявляется у девушек - они думают, что если они не будут выглядеть идеально, готовить как шеф-повара, дарить подарки и делать сюрпризы на праздники, устраивать фееричный секс, зарабатывать наравне с парнем или больше и держать в идеальном порядке дом, то они недостойные жены и не заслуживают любви. Все их старания направлены только на положительную оценку партнера. Он может ее не озвучивать по нескольким причинам: плохое воспитание, несовпадение у супругов понятий об идеале, недовольство ее действиями. В этом случае у женщинывозникает сначала внутренний конфликт, основанный на мыслях о собственном несовершенстве, который переходит в скандалы "ты меня не ценишь и не любишь" или "я плохая и все делаю не так". Усиливается он постоянной нервозностью из-за усталости, которая накапливается в погоне за совершенством. Мужчины часто не понимают, за что именно их так критикуют, нервничают и в половине случаев устают от истерик на пустом (как им кажется) месте и уходят к более беспечным и легким девушкам, с которыми можно смеяться и дурачиться от души, поедая доставленные курьером суши в квартире с грязным полом.
  3. 3. В воспитании детей. Мамы и папы с синдромом отличников слишком требовательны к своим детям. Они часто сравнивают их со сверстниками и делают все, чтобы их ребенок оказался лучше, навязывая ему свои идеалы. Они водят детей в несколько кружков с твердым убеждением, что так надо, ругают их за плохие отметки и оставляют незамеченными хорошие. Стараясь "всесторонне развить" малыша с помощью насыщенного графика секций и репетиторов, тщательно следя за порядком в доме и успехами в работе, они редко уделяют внимание главному - искреннему общению и заботе. Дети с сильной психикой, когда подрастают, преподносят родителям сюрпризы-протесты: общение с ребятами из неугодных родителям компаний, примыканием к субкультурам и сектам, вредные привычки и неожиданно смелые решения, например, бросить школу или стать не тем, кем хотят папа и мама. Дети с более слабой психикой сами приобретают синдром отличника.
  4. 4. Во взаимоотношениях с друзьями и незнакомыми людьми. Основные трудности в общении, возникающие у людей-перфекционистов, основываются на их неискренности, страхах проявить свою настоящую сущность и желании всем доказать, что они лучше. Они критикуют тех, кто не соответствует их требованиям и идеалам, конкурируют с подобными себе, а это отталкивает людей. Поэтому они способны выстроить дружбу только со слабыми ведомыми людьми, которые признают превосходство и не рискуют критиковать. В обществе с незнакомцами, которые не знают о их былых достижениях, женщинам и мужчинам с синдромом отличников трудно, и они начинают вести себя вызывающе, рассказывая о своих победах и достоинствах, рассчитывая на признание. В ситуациях, когда обстановка должна быть непринужденной, подобные личности вызывают антипатию и нежелание общаться. Любое замечание или нелестный отзыв воспринимается болезненно и может испортить настроение на длительное время.

Способы избавиться от синдрома

Избавиться от комплекса отличника можно самостоятельно или прибегнув к помощи квалифицированных специалистов. В большинстве случаев достаточно консультации психолога, но иногда, если масштабы проблемы велики, может понадобиться и психотерапевт. Чаще всего борьба с перфекционизмом включает в себя следующие методы:

  1. 1. Беседовать с психологом, который поможет расставить приоритеты и обьяснить, почему чрезмерное стремление быть идеалом во всем не только не улучшает жизнь, но и портит ее. Он подскажет, как повысить самооценку и избавиться от зависимости от мнения окружающих. Эффективна в этом случае телесно-ориентированная психотерапия. Рекомендуется посещать групповые и семейные сеансы. Первые позволяют посмотреть на людей с такой же проблемой со стороны и более объективно оценить себя, вторые привлекают самых близких людей, которые помогают принять себя без каких-либо достижений. Важно, чтобы члены семьи научились поддерживать перфекциониста в те периоды, когда он волнуется или если у него что-то не получилось.
  2. 2. Ввести правило в семье - каждый день обниматься, целоваться, признаваться в любви и хвалить без повода, просто за то, что близкие есть друг у друга. Перфекционисту, желающему избавиться от своего комплекса, важно понять, что его можно любить за многое: способность выслушать и поддержать разговор, за улыбку, естественную красоту, доброту.
  3. 3. Один день в неделю забывать о всех проблемах и делах и просто отдыхать: веселиться на аттракционах, смотреть комедии, лежать в постели, ходить в рестораны или в гости к друзьям, родственникам.
  4. 4. Заняться чем-то экстремальным, высвободив настоящие эмоции.
  5. 5. Начать что-то с нуля - освоить новую профессию, получить дополнительное образование, открыть собственное дело. Важно перешагнуть черту, потерпеть первые неудачи и осознать, что ничего страшного в них нет и они - неотъемлемая часть личностного развития, нужный опыт.
  6. 6. Заняться искусством, можно в рамках арт-терапии. Прислушаться к своим ощущениям - если это доставляет удовольствие, то продолжить посещать секцию. Выбрать из творческих людей тех, кто близок по духу, а не достижениям, и расширить круг своего общения более искренними отношениями.
  7. 7. Научиться делать что-то для себя: прогулять работу при плохом самочувствии, не сдать отчет вовремя из-за желания выспаться. Выслушивая критику и недовольство начальства, нужно думать о том, что это всего-лишь мнение человека, занимающего свою должность. Перфекциониста как личность такие высказывания не характеризуют, он имеет право действовать, учитывая свои интересы. Действенной практикой для женщины станет "овощной отдых" в свой выходной - отправиться в СПА-салон и убедить себя, что она этого заслуживает, как никто другой, а грязная посуда никуда не денется и ужин можно заказать с доставкой. Действенным способом станет художественная фотосессия в стиле ню у профессионала. Она поможет выйти за рамки, посмотреть на себя со стороны, осознать свою привлекательность, что способствует повышению самооценки.
  8. 8. Кардинально изменить имидж, отказавшись от стереотипов. Афро-косички, стрижка "под мальчика", пирсинг, тату, рваные джинсы вместо офисной одежды и другие "неформальные" новшества помогут почувствовать себя свободнее и беззаботнее.

Главное, что нужно сделать личности с комплексом отличника, это стать для себя главным человеком, быть собой, понять, что ничего плохого в недостатках нет, иначе они не были бы присущи абсолютно всем людям. Принять и полюбить себя в любом образе станет легче, если осознать, что чужим людям достижения перфекциониста безразличны.

Пресловутым синдромом отличника страдают не только отличники и хорошисты. Желание быть лучшим и демонстрировать только позитивные результаты учебы может быть в равной степени присуще и закоренелым троечниками. Педагоги объясняют этот парадокс тем, что страх получить плохую оценку в школе или услышать о себе негативный отзыв заставляют детей активнее включаться в «гонку» школьных достижений.

Стремление ребенка «всегда быть на высоте» и демонстрировать окружающим свою успешность зачастую является проявлением его глубокой неуверенности в себе. Причины этой неуверенности могут быть самыми разными. Обычно это комплексы по поводу своей внешности, отсутствия друзей, недостаточно высокого, по мнению ребенка, статуса семьи. Ребенок также может полагать, что родители недостаточно его любят. В этом случае стремление получать хорошие оценки может стать способом привлечь к себе внимание взрослых и доказать им свою значимость.

Нередко дети становятся продолжением амбиций своих родителей. Многие из них считают, для того чтобы сын или дочь чего-то достигли в жизни, нужно полностью посвятить себя ребенку. давно доказали факт, что поведенческие и психологические проблемы детей являются отражением внутренних установок их родителей и тех моделей поведения, которые приняты в семье. Папы и мамы, предъявляющие повышенные требования к себе, неосознанно переносят собственные качества и проблемы на детей, формируя у них так называемый «синдром отличника». При этом родители могут не предъявлять к ребенку конкретных требований. Дети тонко чувствуют настроение окружающих, интуитивно настраиваясь на их «волну».

Ребенок-перфекционист, как правило, очень остро переживает даже незначительные неудачи. Погоня за успехом и достижениями может обернуться для него депрессией. Ведь быть всегда лучшим – это тяжело как физически, так и морально. Такие дети теряют детскую непосредственность и умение радоваться тому, что есть хорошего в их жизни. У них возникают проблемы в общении со сверстниками.

Страх сделать что-то не так мешает перфекционисту учиться. Ребенок сильно переживает из-за учебных неудач, огорчается, допуская незначительную ошибку, боится ошибиться при ответе на уроке, а получив тройку, страдает. Есть случаи, когда такие дети вовсе бросали учебу.

О том, как правильно выполнять домашнее задание, узнают, посмотрев очередной видеоурок на портале «Я–родитель». Советы дает детский психолог Екатерина Цуканова.

Как помочь ребенку избавиться от комплекса отличника?

Хорошая успеваемость в школе – это не признак того, что ваш ребенок подвержен синдрому отличника. Ему может быть действительно интересно учиться. Однако если за ценой пятерок стоят большие усилия и страх наказания, а школьные неудачи воспринимаются как катастрофы – это симптом того, что ребенку требуется помощь родителя или психолога.

Портал «Я–родитель» дает пять , которые помогут ребенку избавиться от синдрома отличника.

Родителям стоит постоянно корректировать свои ожидания, чтобы они соответствовали способностям детей. Задумайтесь, насколько они соотносятся с возможностями вашего ребенка. Ведь максимум отметки для каждого ученика свой. У одного это пятерка, а у другого – тройка. Если вы хотите изменить что-то в своем ребенке, то начните с себя. Снизьте планку по требованиям к сыну или дочери, отказавшись от амбиций воспитать «идеального ребенка». А главное, пересмотрите свое отношение к успеваемости чада – успех в жизни не всегда зависит от оценок в школе!

2. Воспитывайте правильное отношение к оценкам

Объясните ребенку, что с оценками он будет сталкиваться везде и всегда, а не только в школьной жизни. Однако нельзя, чтобы они полностью определяли его настроение и представление о самом себе. Убедите сына или дочь, что вы цените их независимо от их успехов в школе. Проявляйте к ним свою любовь и заботу вне зависимости от отметок в дневнике.

3. Не сравнивайте ребенка с другими детьми

Если вы не хотите вырастить неудачника, обиженного на весь мир и потерявшего уверенность в своих силах, перестаньте сравнивать своего сына или дочь с другими «успешными и талантливыми» детьми. Ругая одного и хваля другого ребенка, навязывая его как пример первому, вы противопоставляете их друг другу. Сам факт оценки тяжело травмирует психику ребенка, лишает его уверенности в родительской поддержке. Поступая таким образом, вы провоцируете чадо включаться в соперничество с более сильными учениками, что не всегда идет ему на пользу.

4. Дайте право на ошибку

Ожидать, что ребенок не будет совершать никаких ошибок, – значит проявлять по отношению к нему чрезмерную жесткость и давать неверное представление о жизни. Объясните своему чаду, что у него есть право ошибаться. Осознание этого поможет ему преодолеть страх сказать или сделать что-то неправильно.

5. Развивайте у детей чувство юмора

Детям, которые очень остро реагируют на мнение других людей, стоит напоминать, что они не обязаны быть идеальными в глазах окружающих. Постарайтесь . Оптимист легче переживает жизненные невзгоды, лучше сходится со сверстниками и пользуется у них популярностью.

Надежда Малинкина

Пройдите тест на портале «Я–родитель» и узнайте, понимаете ли вы своего ребенка.

Многие родители мечтают о том, чтобы их дети были отличниками. Малыши должны идеально выглядеть, примерно себя вести, получать только пятерки. Таким ребенком можно гордиться. Взрослые и сами не прочь стремиться к успеху во всем и любой ценой. Но за этим красивым фасадом скрывается печальная реальность – ребенок, сидящий за уроками весь день, и взрослый, проводящий все время на работе и добивающийся успехов уже от своих детей. Почему же так происходит? Ответ простой – так себя вести их заставляет синдром отличника.

Общие сведения о синдроме

Синдром отличника – это неоднородное явление. В нем совмещаются стремление добиться признания в любом деле и крайняя неуверенность в себе. Желание заслужить любовь, одобрение родителей с помощью хороших оценок комбинируется с постоянным страхом быть наказанным из-за плохих отметок. Привести это может к развитию психологических проблем и комплексов, например, комплекса неполноценности.

Синдром отличника – это неоднородное явление

Симптомы: как проявляется синдром у взрослых и детей

У детей синдром отличника проявляется в виде таких признаков:

  • изменчивая самооценка. Малыш думает о себе хорошо, если его хвалить, и плохо, если порицать;
  • ребенок старается получить высокую оценку во что бы то ни стало. В ход может пойти и ложь, и сокрытие плохих отметок;
  • злорадное отношение к неудачам других детей и ревность к их успехам;
  • неадекватная эмоциональная реакция на отсутствие похвалы – малыш может заплакать, если выполненная им работа не вызовет одобрения;
  • страх ошибиться. Ребенок может бросить диктант или контрольную в любой момент из-за небольшой помарки, сводящей, как ему кажется, все дальнейшие усилия на нет.

У взрослых с синдромом отличника возникают все те симптомы, но есть и определенные нюансы:

  • постоянное сравнивание себя с остальными людьми. Найденные в процессе такого сравнения ошибки и недостатки причиняют человеку большие страдания;
  • взрослый может поступиться многими удовольствиями жизни или развлечениями ради достижения цели;
  • высоко ценит общественное мнение, а не опыт и удовлетворение от сделанной работы. Готов на многое ради похвалы при всех;
  • развивается невроз под названием перфекционизм – желание иметь идеальную внешность, быть лучшим работником, женой, отцом и многое другое.

Малыш думает о себе хорошо, если его хвалить, и плохо, если порицать

Эти симптомы, выявленные у детей, должны вызвать тревогу у родителей и желание помочь своему ребенку. Взрослый же вправе сам решать, насколько проявления комплекса отличника мешают ему, и хочет ли он от него избавиться.

Причины возникновения синдрома отличника

У ребенка сидром отличника может проявиться по нескольким причинам:

  • Из-за того, что родители хвалят свое чадо только за пятерки.
  • Родители могут пытаться реализовать в детях свои неисполненные мечты и компенсировать таким образом свои неудачи.
  • К проявлению синдрома склонны чаще дети с низкой самооценкой.
  • На малыша может повлиять учитель, выделяя только успешных детей и игнорируя достижения остальных.
  • Также важна атмосфера детского коллектива – как другие дети относятся к оценкам, как относится к ребенку лидер из компании, так и сам ребенок будет реагировать на свои отметки.

У взрослых комплекс отличника берет истоки из детских лет, но не всегда. К нему может привести череда последовательных неудач. Человеку может начать казаться, что если бы он больше старался, то и большего бы достиг. И, хотя не все в нашей жизни зависит от нас самих, в сознании таких людей закрепляется связка: неудача из-за несовершенства.

Может повлиять учитель на ребенка, выделяя только успешных детей и игнорируя достижения остальных

Как справиться с синдромом отличника?

В первую очередь стоит понять, а нужно ли избавляться от комплекса отличника. Ответ – да. Комплекс может иметь у детей такие последствия:

  • Неумение выделить основное и трата времени на мелочи. Ребенок занимается тем, чтобы задача была правильно записана в тетради и не успевает ее решить.
  • Боязнь начать новое дело, если нет уверенности в успехе. В дальнейшем это очень сузит круг возможностей человека.
  • Отсутствие свободного времени и высокие запросы по отношению к другим детям могут оставить ребенка без друзей, разучить его нормально общаться.
  • Постоянное перенапряжение – ребенок все время трудится, доводя себя до физического и морального изнеможения.
  • Депрессии из-за нехватки похвалы. Отличников хвалят реже, чем троечников, отчего они и страдают.

В подростковом, а особенно взрослом возрасте все эти последствия усугубляются, обрастая новыми и новыми эффектами:

  • Максимализм, при котором человек боится совершить ошибку и для снижения груза ответственности отказывается от повышения или личной жизни.
  • Потеря собственной индивидуальности из-за следования выбранному образцу.
  • Люди с синдромом постоянно пытаются других индивидов научить, как правильно жить. Такое поведение приводит к конфликтам.
  • Время тратится на пустяки, а важное – личная жизнь, семья, уходит на третий план.
  • Возникают сложности со здоровьем: головные боли, различные неврозы и психические проблемы (например, анорексия), усталость, бессонница.

Многие из этих последствий – очень серьезные и могут значительно навредить человеку.

При таком заболевании могут возникать головные боли

Помощь ребенку с синдромом отличника

Родители самостоятельно могут помочь побороть комплекс ребенку. Для этого им нужно придерживаться таких рекомендаций:

  • Снизить уровень требований к школьнику, если он не соответствует его способностям. Родителям также стоит понять, что оценки важны, но не они определяют будущее чада, а его способность учиться и открывать для себя что-то новое.
  • Показывать, что вы любите ребенка не из-за отличных оценок, а потому что он есть. Оценивание само по себе не меняет детей в лучшую или худшую сторону.
  • Не сравнивайте своего малыша с теми, кто кажется вам умнее и лучше, это вызовет лишь комплексы и обиду.
  • Расскажите чаду, что ошибаться – не только не страшно, но и нормально.
  • Развивайте у школьника оптимизм и чувство юмора. Так ему не только будет легче воспринимать критику, но и находить общий язык со сверстниками.

Самое главное – любить малыша и дать ему это понять. Счастливые дети реже страдают комплексами и неврозами.

Как избавить себя от комплекса отличника?

Для того чтобы помочь себе самому, следует прислушаться к таким советам:

  • позволить себе иногда небольшую небрежность. Маленькие недоделки никто не увидит, и вы убедитесь, что вас не критикуют и не осуждают постоянно – вы делаете это сами;
  • научитесь получать удовольствие от работы, а не от движения к цели. Любимое дело всегда ходит лучше;
  • отдайте кому-то часть своих обязанностей на работе и дома, не тяните все на себе, учитесь расслабляться;
  • находите даже в критике поводы похвалить себя, не зацикливайтесь на неудачах;
  • развивайте в себе навыки работы в команде. Снисходительнее смотрите на работу товарищей, не пытайтесь ее переделать. Еще лучше – если это будет происходить в незнакомой обстановке или новой сфере деятельности.

Любите себя, и результат не заставит себя ждать. А от отличного результата самого по себе самооценка не вырастет. Да и никто не может нравиться абсолютно всем, так почему бы не начать первым относиться к себе хорошо.

Время на чтение: 2 мин

Синдром отличника – это сочетание психологических специфик личности, характеризующееся тяготением достичь значительных результатов и обрести одобрение окружающих. У малышей обнаруживается в учебной работе либо творческой деятельности, спорте, у взрослых лиц – в быту, семейных взаимоотношениях, профессиональной карьере. Среди явных признаков рассматриваемого синдрома выделяют: потребность в похвале, получении внешнего одобрения, постановку непростых задач и приложение предельных усилий для разрешения их, недостаточная направленность на собственные желания, интересы.

Что это такое

Известно, что чаще дети, недостаточно упорно учащиеся в школах во взрослом бытие оказываются более успешными и смышлёными нежели отличники. В этом и состоит парадокс. Ведь разве плохо стремиться быть первым, желать всегда завоёвывать успех и везде побеждать? В подобной целеустремлённости не содержится отрицательного компонента, но лишь пока она не выходит граничные рамки. Когда достижение успеха и побед становится самоцелью, человек автоматически оказывается в зависимости от отношения к нему социума. Он начинает более болезненно переносить дефицит внимания или критическую оценку.

Синдром отличника психология этого явления заключается не в стремлении неизменно всё делать идеально, а в потребности заработать похвалу окружающих и их одобрение. Его часто ошибочно принимают за взрослый вследствие неспособности человека принять неидеальность собственных достижений, итогов деятельности, что приносит ему страдания. Однако перфекционисту необходим совершенный результат, а людям, имеющим комплекс отличника, значимее одобрение окружения.

Таким образом, данным синдромом называют наличие желание у индивида преуспевать во всём, всё делать идеально, обязательно получать наивысшую оценку окружающих. Женщины, бывшие в детском возрасте всесторонне развитыми крохами и примерными «заучками», больше подвержены рассматриваемому синдрому. Но и сильную половину данный комплекс не миновал. У них в подсознании закрепляется установка «только если я справляюсь со всем идеально, я достоин хорошего отношения и любви». А когда у мужчин не получается выполнить всё задуманное, результат далёк от ожидаемого либо рвения остаются незамеченными, формируется внутренний конфликт.

Название описываемого синдрома обусловлено возрастом его зарождения – проявления синдрома отличника обнаруживаются уже в начальной школе после того, как ведущей деятельностью, в которой кроха может самореализоваться, становится учёба. Ребёнок стремится при помощи хороших отметок к самовыражению и получению похвалы взрослых. Поэтому и среди юных фемин данный синдром чаще встречается, поскольку им характерна направленность на оценку извне в комплексе с усидчивостью, податливостью, эмоциональностью, опрятностью.

Причины возникновения синдрома отличника

Истоки зарождения описываемого нарушения берут собственное начало с детского возрастного периода. Поэтому во взрослом состоянии определить, что же послужило катализатором синдрома отличника довольно сложно.

Чаще всего синдром отличника у ребёнка возникает из-за психологических травм, которые порождает:

– безразличие взрослых;

– непрерывные ссоры с родителями;

– неполная семья;

– чувство одиночества;

– неуверенность;

– родительская похвала исключительно за пятёрки либо укоры родителей за плохие отметки;

– выделение учителем лишь отличников, игнорирование им успехов остальных учеников;

– отношение школьников к отличным оценкам.

Со временем перечисленные причины способны кардинальным образом трансформировать человеческую личность. Данное отклонение особенно опасно возникновением эмоционального перенапряжения либо психического истощения. Люди, оказавшиеся в таком состоянии, лишаются способности адаптации к поражениям, умению преодолевать обычные будничные трудности. Они превращаются в замкнутых, всем недовольных брюзг, становятся неуверенными, что нередко порождает депрессивные настрои.

Ребёнок, страдающий в школе описываемым синдромом, став взрослой личностью, получает множество психопатологий и иных проблем. Поскольку он не может адекватно влиться во взрослую жизнь. Нормальной адаптации во взрослую среду у него не происходит. Зато появляется множество физиологических проблем, поскольку постоянная завышенная нагрузка продуцирует хроническую усталость. Ведь отдыхать такой личности некогда, он пребывает в постоянном режиме самосовершенствования: посещает какие-то лекции, симпозиумы, семинары, занимается самообучением, что приводит к обратному эффекту вследствие высокой загруженности.

При этом у взрослых лиц не всегда синдром отличника укоренился на детском возрастном этапе. Нередко породить его может вереница последовательных невезений, вследствие которых, человек убеждает себя, что в этом он полностью виноват, поскольку если бы он больше работал, занимался отношениями, лучше учился, то достиг бы идеальных результатов. Подобные мысли постепенно закрепляют в человеческом мозге установку, что любая неудача вызвана собственным несовершенством.

Синдром отличника у мужчины чаще формируется на ярусе подсознания, поскольку спровоцирован мнением, что если он будет идеально со всем справляться, то станет достойным одобрения и любви.

Помимо того исследования доказали, что склонность к зарождению рассматриваемого синдрома бывает врождённой, обусловленной типом темперамента и индивидуальными психофизиологическими специфическими чертами индивида.

Диагностика синдрома отличника

Обнаруживается синдром отличника у детей в глубоких переживаниях из-за получения любой отметки ниже отличной. Дети, страдающие рассматриваемым отклонением, легко жертвуют развлечениями, свободным досугом, общением с одногодками ради обретения первенства в учебной деятельности.

Так как ведущей мотивацией в новом виде деятельности для малыша с данным синдромом становится не получение знаний, а достижение любыми усилиями отличной отметки, одобрения учителей, похвалы родителей, то это приводит к зависимости крохи от отношения окружения, от их суждений. Также подобное отношение к отметкам, получаемым на уроках, порождает нестабильность самооценки: она растёт при похвале и резко снижается при стороннем неодобрении.

Помимо того проявлением комплекса отличника можно считать и болезненную ревность, возникающую при похвале других детей.

Малыш, которого значимые взрослые не принимали таким, каков он есть, которому они не выказывали безусловную любовь, вынужден во взрослом состоянии преодолевать колебания самооценки. Став взрослыми, «отличникам» сложно осознать, что их можно полюбить не за что-то, а вопреки всему, просто за то, что они существуют.

Синдром отличника у взрослых чаще проявляется комплексом признаков:

– ощущения вины за гипотетический неуспех;

– сильным чувством ответственности;

– завышенными ожиданиями;

– неумением расставить акценты, попытками стать успешным во всём;

– неумением проигрывать.

Для постановки верного диагноза, рассматриваемый синдром следует дифференцировать от стремления к самореализации либо от перфекционизма. Дифдиагностика, в первый черёд, подразумевает сбор анамнеза, который позволит увидеть полноту клинической картины.

Человек, имеющий данное нарушение, всегда будет сконцентрирован на внешнем аспекте деятельности, непосредственно результате и его признании, заработанных оценках, похвалах или вознаграждениях, на победе над соперниками. А перфекционисты сосредотачиваются именно на качественных характеристиках выполняемой работы, на самой деятельности.

При проведении комплексного диагностирования применяются такие методы, как беседа и использование опросников.

Беседа заключается в проведении опроса, который помогает выяснить все тонкости и специфики симптомов, беспокоящих пациента. Поскольку «отличник», обрисовывая собственный настрой, будет рассказывать о появлении чувства подавленности и напряжения после совершения ошибок, присутствии страха неуспеха и воодушевления вследствие реализации намеченного.

Опросники подразумевают определённый подбор тестов, позволяющих исследовать самооценку «отличника», его взаимоотношения в детстве со значимыми взрослыми лицами (учителями, родителями).

Также применяются проективные методики, заключающиеся в изображении собственной семьи, своих страхов, себя. После чего рисунок интерпретируется психологом. Это позволяет обнаружить страхи, потребности, ожидания, спрятанные в глубине подсознания.

Как избавиться от синдрома отличника

Многие считают, что синдром отличника это благо. Ведь разве плохо, когда человек стремится к успеху? Конечно, нет, когда это не превращается в навязчивость. Люди, страдающие анализируемым нарушением, одобрения не получают именно от себя. Они его всегда ждут от окружения. Например, повзрослев так называемые «отличники» приводят домой свою избранницу и ждут одобрения семьи, пребывая в страхе, что она им не понравится. У таких лиц всё бытие становится сплошным экзаменом. Но ведь жизнь человека не является ежедневным испытанием. А потому каждый должен проживать её в соответствии со своими желаниями, а не идти на поводу родительских ожиданий. Именно поэтому следует освободиться от данного расстройства.

Итак, синдром отличника, как избавиться?

В первый черёд следует освободиться от страха неудачи. Многих людей с синдромом отличника терзает опасение того, что их действия обязательно приведут к промаху или провалу. Однако такие мысли ошибочны. Необходимо осознать, что любые действия являются, прежде всего опытом, помогающим обрести человеку себя, что способствует развитию.

Не существует идеальных людей. А образ, засевший в мозге с детства – лишь иллюзорное представление, ошибка. Не нужно бояться экспериментировать, пробовать, действовать. Ведь именно в этом и заключается жизнь.

Также следует научиться принимать собственную персону без прикрас. Зачем терзать себя бессмысленными переживаниями по причине собственного несовершенства? Ведь это бесполезно и ресурсозатратно. Лучше потратить энергию на самосовершенствование. Идеалов нет, но каждый индивид уникален и наполнен набором положительных черт и отрицательных качеств, равно как и остальные жители планеты. Нужно относиться проще к себе и не стремиться всегда добиваться только значительных результатов, ведь отсутствие результата, тоже является результатом.

Лучшим способом избавиться от рассматриваемого синдрома является умение слышать собственное сердце. В детстве «отличник» слушал родителей, во взрослом состоянии пора ему научиться прислушиваться к себе. Это не подразумевает забыть о близких или не прислушиваться к их мнению. Это значит, что окончательное решение должно приниматься самостоятельно. Не нужно превращаться в заложника чужих надуманных правил.

При синдроме отличника, прежде всего, страдает самооценка. Поэтому дабы освободиться от него, необходимо повысить самооценку, то есть научиться уважать собственные жизненные приоритеты, ценностные ориентиры и следовать им.

Также надобно понять, что здраво лишь то, что в меру. А потому следует под себя подстраивать ситуацию. Порой рассматриваемый синдром может помочь его носителю, поэтому нужно научиться адекватно анализировать и оценивать любую ситуацию бытия.

Главной проблемой людей с синдромом отличника является отождествления себя с плодами своей деятельности. Они забывают, что достижение либо неуспех – это лишь незначительная часть их жизненного пути. В преодолении рассматриваемого комплекса важно трансформировать собственные установки.

Ещё одним действующим средством является безделье. У всех лиц с синдромом отличника наблюдаются излишне завышенные требования к собственной личности. Помимо того они убеждены, что и окружение также ожидает от них высоких результатов.

Отличника приучить чередовать деятельность и отдых довольно сложно. Поэтому не следует ожидать моментальных результатов. Нужно начинать с минимума. Например, позволить себе хотя бы 5 минут придаться сознательному безделью, но при этом, наблюдая за коллегами: смотрят ли они с осуждением или даже не замечают, что рядом сотрудник отдыхает. Делать перерывы в деятельности это нормально. Более того отдых способствует продуктивности труда.

Нужно ввести правило еженедельно совершать нечто экстраординарное, дабы высвободить настоящие эмоции. А услышав критику собственных действий, следует помнить, что данная отрицательная оценка поступка является лишь суждением отдельного индивида. Негативные отзывы со стороны необходимо анализировать на предмет их объективности и полезности. Нельзя воспринимать критику в качестве попытки оскорбить либо унизить. Подобное неправильное отношение является следствием описываемого синдрома.

Хобби является одним из наилучших способов, избавляющих от различного рода психологических комплексов. При этом, занимаясь новым увлечением не нужно ожидать одобрения окружения, следует наслаждаться самим процессом.