Биографии Характеристики Анализ

Как мужик двух генералов прокормил план произведения. Пересказ произведения "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" Салтыкова-Щедрина М.Е

На этом уроке вы познакомитесь с понятиями «ирония», «гипербола», «гротеск», «антитеза», разберёте и проанализируете сказку М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

«Заплакали генералы в первый раз после того, как закрыли регистратуру». «Стали искать, где восток и где запад. Вспомнили, как начальник однажды говорил: “Если хочешь сыскать восток, то встань глазами на север, и в правой руке получишь искомое”». Так как генералы всю жизнь служили в регистратуре (рис. 2), в очередной раз подчёркивает Салтыков-Щедрин, то ничего не нашли, просто потому что ничего не умели. Один из них служил ранее учителем каллиграфии, следовательно, отмечает автор, был умнее. А каллиграфия - это всего лишь искусство красиво и чётко писать. Насколько был умнее один из генералов, судите сами.

Рис. 2. Генералы на службе, сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» ()

И вновь сказочный элемент: «Сказано - сделано». Острое чувство голода заставило генералов отправиться на поиски еды. «Пошел один генерал направо и видит - растут деревья, а на деревьях всякие плоды. Хочет генерал достать хоть одно яблоко, да все так высоко висят, что надобно лезть. Попробовал полезть - ничего не вышло, только рубашку изорвал. Пришел генерал к ручью, видит: рыба там, словно в садке на Фонтанке, так и кишит, и кишит». Обратите внимание на иллюстрацию, созданную художниками Кукрыниксами (рис. 3).

Рис. 3. Кукрыниксы. Иллюстрация к сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» ()

«Зашел генерал в лес - а там рябчики свищут, тетерева токуют, зайцы бегают.

Господи! Еды-то! Еды-то! - сказал генерал, почувствовав, что его уже начинает тошнить». Генералы словно оказываются в утраченном земном раю. Но этот рай никак не может им помочь, несмотря на окружающее их изобилие: живность и плоды.

Завязывается между генералами разговор: «- Кто бы мог думать, ваше превосходительство, что человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет? - сказал один генерал.

Да, - отвечал другой генерал, - признаться, и я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают!

Стало быть, если, например, кто хочет куропатку съесть, то должен сначала ее изловить, убить, ощипать, изжарить... Только как все это сделать?» (рис. 4).

Рис. 4. Генералы пытаются добыть еду. Иллюстрация к сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» ()

Предметы из мира цивилизации, детали одежды, которые отличают человека от животного, превращаются в вожделенные блюда в сознании генералов. Например, один из них говорит: «Теперь я бы, кажется, свой собственный сапог съел!». А второй всерьёз начинает рассуждать о том, какие замечательные питательные свойства имеют перчатки: «Хороши тоже перчатки бывают, когда долго ношены!»

Наконец, голод доводит генералов до озверения. «Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их». Удивительно то нарушение смысловой сочетаемости, которое предлагает нам писатель: ассоциация между наградой и частью тела - орден стал как бы принадлежностью, частью генерала, можно понять так, что кровь потекла из раны, оставшейся на месте откушенного ордена. Но в естественном мире на необитаемом острове знаки отличия и указания на иерархию не имеют никакого смысла, и откушенным орденом сыт не будешь.

О чём бы ни начинали генералы говорить, каждый раз разговор сводился к тому, что они возвращались к еде. И вот тут герои вспомнили о найденном номере «Московских ведомостей». Интересные факты излагает Салтыков-Щедрин в газете. Факт первый: ««Вчера … у почтенного начальника нашей древней столицы был парадный обед. Стол сервирован был на сто персон с роскошью изумительною. Дары всех стран назначили себе как бы рандеву на этом волшебном празднике. Тут была и „шекспинска стерлядь золотая“, и … фазан, и … земляника...» Факт второй: «Из Тулы пишут: вчерашнего числа, по случаю поимки в реке Упе осетра, был в здешнем клубе фестиваль. Виновника торжества внесли на громадном деревянном блюде, обложенного огурчиками и держащего в пасти кусок зелени. Доктор П., бывший в тот же день дежурным старшиною, заботливо наблюдал, дабы все гости получили по куску. Подливка была самая разнообразная и даже почти прихотливая...» Факт третий: «Из Вятки пишут: один из здешних старожилов изобрел следующий оригинальный способ приготовления ухи: взяв живого налима, предварительно его высечь; когда же, от огорчения, печень его увеличится...» Генералы поникли головами».

Очень важен факт обращения Салтыкова-Щедрина к газете «Московские ведомости». Автор говорит о реакционной газете, которая была известна своей бессодержательностью, казённой восторженностью, поэтому, кроме фактов о еде, генералы ничего не находят. Да им, собственно, больше ничего и не нужно.

«И вдруг генерала, который был учителем каллиграфии, озарило вдохновение…» Спасает положение, на первый взгляд, глупая мысль генерала найти на необитаемом острове мужика, чтобы он их накормил. Удивительно, но мужик на острове действительно отыскивается. Комизм и пародийность мужика очевидны. Салтыков-Щедрин как будто переиначивает образ чудесного помощника, характерный для народных сказок. Мужик, обнаруженный на острове, наделён сверхъестественными способностями. «Генералы вскочили как встрепанные и пустились отыскивать мужика. Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы. Негодованию генералов предела не было.

Спишь, лежебок! - накинулись они на него, - небось и ухом не ведешь, что тут два генерала вторые сутки с голода умирают! Сейчас марш работать!» (рис. 5).

Рис. 5. Генералы и мужик. Иллюстрация к сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» ()

Интересно, что мужик и не пытается противоречить генералам, а тут же отзывчиво выполняет их требования.

«…нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое. Потом покопался в земле - и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку - и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наконец, развел огонь и напек столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: “Не дать ли и тунеядцу частичку?” (рис. 6).

Рис. 6. Мужик готовит обед генералам. Иллюстрация к сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» ()

Мужик только появился в сказке, а генералы уже назвали его и тунеядцем, и лежебокой. Тунеядец - это человек, живущий за чужой счёт, бездельник. Можно ли считать мужика тунеядцем? Генералы считают, что мужик, здоровый детина, отлынивает от работы, так и норовит удрать, ругают за лень. Но он, несмотря на это, доволен своей жизнью. Сами смотрите: генералам нарвал по десятку самых спелых яблок, а себе взял одно, кислое, питается мякинным хлебом. В то время как генералы ищут мужика, их наводит на след острый запах мякинного хлеба и кислой овчины. Мякинный хлеб готовили из остатков колосьев, отрубей и других отходов. И это на острове, где царит изобилие! Салтыков-Щедрин всячески изобличает и глупость генералов, с одной стороны, и рабскую подчинённость крестьянина - с другой.

«Отдохни, дружок…» - разрешают генералы мужику, - «только свей прежде веревочку. Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял - и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег, а сами легли спать. Прошел день, прошел другой; мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить». Зажилось неплохо генералам на острове, только заскучали они (рис. 7).

Рис. 7. Генералы на острове. Иллюстрация к сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» ()

Каждый день «Московские ведомости» перечитывают. «…усядутся под тенью, прочтут от доски до доски, как ели в Москве, ели в Туле, ели в Пензе, ели в Рязани - и ничего, не тошнит!»

Захотелось им в Петербург. «И начали они нудить мужика: представь да представь их в Подьяческую!» И снова Салтыков-Щедрин использует характерный для народной сказки оборот «И начал мужик на бобах разводить», то есть гадать, «как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися! И выстроил он корабль - не корабль, а такую посудину, чтоб можно было океан-море переплыть вплоть до самой Подьяческой».

Мужик с трепетом ухаживает за генералами. «Набрал мужик пуху лебяжьего мягкого и устлал им дно лодочки. Устлавши, уложил на дно генералов и, перекрестившись, поплыл. Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь да от ветров разных, сколько они ругали мужичину за его тунеядство - этого ни пером описать, ни в сказке сказать» (рис. 8).

Рис. 8. Генералы плывут в лодке. Иллюстрация к сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» ()

И снова автор использует характерный сказочный оборот «ни пером описать, ни в сказке сказать». «Вот, наконец, и Нева-матушка, вот и Екатерининский славный канал, вот и Большая Подьяческая! Всплеснули кухарки руками, увидевши, какие у них генералы стали сытые, белые да веселые! Напились генералы кофею, наелись сдобных булок и надели мундиры. Поехали они в казначейство, и сколько тут денег загребли - того ни в сказке сказать, ни пером описать!» Ведь та пенсия, которая генералам начислялась, собиралась, пока генералы были на острове.

Заканчивает свою сказку Салтыков-Щедрин так: «Однако, и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!»

В самом деле автор возмущается не только поведением генералов, их жизнью за счёт других, но и рабской покорностью мужика. Смех вызывает пассивность, безропотность мужика, но смех этот горький, смешанный с жалостью. Генералы физически слабее мужика, но он подчиняется безропотно: сам себе вьёт верёвку, сам себя привязывает, мог бы убежать, но никогда этого не сделает. Генералы всецело зависят от мужика, он от них не зависит, но всецело подчиняется, а господа господствуют - даже на необитаемом острове генералы остаются для мужика генералами. Автор смеётся над долготерпением мужика, а в образе мужика, конечно, - над долготерпением русского народа, раболепно служащего господам.

Сатирическое звучание сказки подчёркивают такие средства художественного выражения, как ирония, гипербола, гротеск, антитеза. Познакомимся с этими терминами и найдём их в тексте.

Важной для понимания смысла сказки является авторская ирония. Ирония - это речевой оборот, притворно утверждающий противоположное тому, что мыслится о предмете. О генералах Щедрин пишет с едкой иронией: «Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали…»

Активно использует Салтыков-Щедрин гиперболу. Гипербола - это чрезмерное преувеличение свойств предмета или явления. Например, и ловкость мужика, и невежество генералов чрезвычайно преувеличены. Вряд ли генералы не знали, откуда берутся булки, и думали, что они растут на деревьях, а умелый мужик варил суп в пригоршне.

Генерал проглатывает орден своего приятеля, не понимая, что ордена не едят. Орден, который один генерал откусил у другого, - деталь гротескная. Откусить можно часть тела, но вот орден… Гротеск - сочетание реального и фантастического с целью изображения предмета или явления в уродливо-комическом виде.

И конечно, многие сказки Салтыкова-Щедрина, в том числе «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», построены на антитезе , то есть на противопоставлении. Особенно характерен конец: генералы «сколько тут денег загребли - того ни в сказке сказать, ни пером описать!», а мужик получил «рюмку водки да пятак серебра».

Список литературы

  1. Коровина В.Я. и др. Литература. 8 класс. Учебник в 2 ч. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009.
  2. Меркин Г.С. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях. - 9-е изд. - М.: 2013.
  3. Критарова Ж.Н. Анализ произведений русской литературы. 8 класс. - 2-е изд., испр. - М.: 2014.
  1. Интернет портал «Moitvoru.ru» ()
  2. Интернет портал «Ilibrary.ru» ()
  3. Интернет портал «Reshebnik5-11.ru» ()

Домашнее задание

  1. Назовите характерные для жанра сказки особенности и приёмы, которые были использованы автором в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».
  2. Раскройте образ мужика из сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
  3. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Ирония Салтыкова-Щедрина».

План пересказа

1. Два генерала внезапно очутились на необитаемом острове. Их разговоры и бестолковые дела.
2. Генералы нашли мужика, который стал их обслуживать.
3. Мужик строит лодку и доставляет генералов обратно в Петербург.

Пересказ

Два генерала очутились на необитаемом острове. «Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности». Они одеты были в ночные рубашки, а на шее у каждого - по ордену.

Ни один из генералов не может ни определить стороны света, ни сорвать яблоко с дерева, ни поймать рыбу или дичь. Находят они «Московские ведомости». Однако все заметки в газете посвящены званым обедам. А генералов все больше одолевает голод. От голода они набрасываются друг на друга. Генерал, который был учителем каллиграфии, откусывает и съедает орден у своего товарища. Вид крови отрезвляет их.

Спустя несколько дней мужик научился уже «в пригоршне суп варить».

«Веселые, рыхлые, сытые, белые», генералы довольны тем, что в Петербурге им набегает большая пенсия, рассуждают на досуге о Вавилонском столпотворении, читают «Московские ведомости» без отвращения и желудочных колик.

Спустя еще некоторое время генералы требуют доставить их в Петербург. Мужик выстроил корабль, устлал его дно лебяжьим пухом, «и пускаются они в путь». Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь да от ветров разных, сколько они ругали мужика за его тунеядство - этого ни пером описать, ни в сказке сказать. А мужик все гребет да гребет, да кормит генералов селедками.

Прибыв в Петербург, генералы пьют кофе, едят сдобные булки, надевают мундиры, получают огромные пенсии. А мужику высылают «рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!»

Урок 41 М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. «ПОВЕСТЬ О ТОМ, КАК ОДИН МУЖИК ДВУХ ГЕНЕРАЛОВ ПРОКОРМИЛ» (продолжение)

02.02.2012 24887 2090

Урок 41 М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. «ПОВЕСТЬ О ТОМ, КАК ОДИН МУЖИК ДВУХ ГЕНЕРАЛОВ ПРОКОРМИЛ» (продолжение)

Цели : продолжить знакомство с сатирическими сказками; подчеркнуть пороки эксплуататоров и высмеять их высокомерие, никчемность; подвести к критике покорности русского мужика.

Методические приемы : работа с учебником, аналитическая беседа, выразительное чтение.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Что такое юмор?

– Что называется сатирой? (Юмор – изображение чего-либо в смешном, комическом виде: в рассказе А. П. Чехова «Лошадиная фамилия» весь дом и даже знакомые подбирают «лошадиные» фамилии, чтобы написать какому-то шарлатану, вместо того чтобы обратиться к доктору. Это смешно.

III. Изучение «Повести…» (продолжение).

1. Аналитическая беседа по вопросам.

– Почему писатель назвал произведение сказкой? (Назвать фантастические моменты сказки.)

Черты народной сказки, которые использовал Салтыков-Щедрин:

1) сказочный зачин «жили-были»;

2) устойчивые выражения: по щучьему веленью, по моему хотенью; долго ли, коротко ли; прошел день, прошел другой; он там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало; ни пером описать, ни в сказке сказать;

3) различные фантастические события: генералы оказались на необитаемом острове неодетыми и под одним одеялом; остров необитаем, однако мужик-то нашелся.

– Вспомните, что такое гипербола. Какую роль она играет в повести? (Гипербола – это сильное преувеличение тех или иных свойств изображаемого. Например, высказывание одного из генералов о том, что он думал, будто булки в таком виде родятся, как их утром к кофею подают. С помощью гипербол создается аналогичная ситуация, вызывающая у читателя смех или возмущение (например, эпизод с яблоками).

– Где и как служили?

Генералы глупы, ничтожны. Они отупели, проведя всю жизнь в «какой-то регистратуре».

– О чем говорит эпитет «какой-то»? (о н подчеркивает ненужность, бесполезность ее. И все-таки генералы служили там и пенсию теперь получают. За что? Разве за то, что в ненужной регистратуре служили ненужные люди, которые не умели ничего делать, даже слов знали немного: «Примите уверение…» В этом уже слышится насмешка автора.)

Задание: доказать, что генералы не только не умели говорить, но ничего не умели делать. С. 265–266. Разговор о смене дня и ночи. Доказать их невежество. («Стали искать, где восток и где запад». С. 265. «Хочет генерал достать хоть одно яблоко…»)

– Каковы темы их разговоров?

– О чем пишут газеты? (с . 267. «Вчера… земляника», «Из Тулы пишут … Подливка…», «Из Вятки… увеличится». Общество высших классов утонуло в праздности и сытости. Эксплуатацию (угнетение) народа оно считало обычным делом, оно жило за счет народа.)

– О каком отношении к мужику, простому народу говорят эти суждения? (Живя за счет труда народа, они, да и не только они, считают, что мужик должен их кормить, что живет он для того, чтобы их накормить и напоить, угодить им. Не желая и не умея работать, они и его обвиняют в нежелании работать, в лености, называют его тунеядцем». Полное неуважение к мужику-труженику.)

– К кому нужно отнести слово «тунеядец»?

– Как мужик угодил путешественникам-генералам?

– Изменилось ли отношение их к мужику? («Не дать ли и тунеядцу частичку?». «Однако и об мужике не забыли…»)

– Каким мы видим мужика в сказке? (Талантлив, умеет трудиться, всякая работа ему по плечу.)

– Какие чувства вызывает он, когда плетет себе веревку? (Покорный, безропотно выполняющий любую работу, проявляя умение и сноровку, и безропотно слушающий оскорбления генералов.)

– Как вы думаете, одинаков ли смех, который вызывают разговоры и поступки генералов и смех, который вызывает эпизод, когда мужик плетет себе сам веревку? (Смех, связанный с генералами, обличительный (разоблачительный). Автор зло, беспощадно высмеивает никчемность, тунеядство, жадность и пустоту генералов, преувеличивая (преувеличение – гипербола) их неприспособленность и невежество, раскрывая их звериную сущность («…в одно мгновение остервенились… Полетели клочья…»)

Высмеивая робкую покорность мужика, Щедрин испытывает чувство боли, мужик могуч, не пропадет в любой ситуации, обстановке, ловок, находчив (ловкость и находчивость автор, преувеличивает) и… безропотно покорный, поэтому смех писателя горький, смех сквозь слезы, смешанный с настоящей человеческой болью. Рабская покорность мужика вызывает протест у автора и читателя.)

IV. Подведение итогов урока.

– В чем своеобразие языка щедринской сказки? Для чего он использует такой стиль? (В речи генералов перемешаны разные стили: генералы называют друг друга «ваше превосходительство, а используют просторечные слова, «ежели», «теперича». Включаются в повествование канцелярские обороты, здесь, даже целый циркуляр («если хочешь сыскать восток, то встань глазами на север, и в правой руке получишь искомое». Выражение «искать севера», «перепробовали все страны, света» тоже ничего, кроме смеха не вызывают. Конечно, такой «языковой винегрет Щедрин использует специально, с сатирической целью – разоблачить глупость, невежество, тупость своих героев.)

Домашнее задание: подготовиться к внеклассному чтению – прочитать сказку «Дикий помещик» – проработать вопросы и задания на с. 273– 274 учебника.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Конспект урока по проблемной технологии

Тема урока: А.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Цель: обучить самостоятельному решению проблем, открытию новых знаний

Этапы урока

Учитель

Ученики

Доска и оборудование

Создание проблемной ситуации.

На основе какого произведения поставлен мультфильм?

А в какой сборник писателя входит она?

Какое вы заметили противоречие?

« Повесть о том, как один мужик двух генералов накормил»

« Сказки для детей изрядного возраста»

И повесть, и сказка одновременно

Показываем фрагменты мультфильма

Формулирование проблемы

Какой у вас возникает вопрос? Что предстоит выяснить?

Повесть это или сказка?

Нужно выяснить, что это такое?(могут разные предложения)

На слайде:

ПОВЕСТЬ или СКАЗКА?

И на доске

Версии

Какие у вас есть версии решения проблемы?

Все версии детей принимаются

Цель: анализировать текст, выявлять признаки повести и сказки, определить их роль в тексте

Планирование деятельности

Что нужно узнать для решения проблемы?

Вспомнить, что такое повесть, сказка. Найти признаки повести и сказки в тексте

Актуализация знаний

Дайте однокоренные слова –глаголы к слову повесть

А так и было в первоначальном варианте писатель построил так, что ему рассказчик пересказывает эту историю, но он потом убрал его из текста

А что такое сказка?

Выполите следующее задание: Заполните таблицу: Реальное и сказочное в тексте

Повествовать, рассказать о реальном, о действительной жизни

Фантастическое, нереальное, превращения, перемещения в пространстве, сказочные обороты, зачин и концовка

Заполняют таблицу примерами из текста. Делают выводы, каких элементов больше- реальное или сказочное

ПОВЕСТЬ(на одной доске)дополняются записи по мере работы:

Повествовать, рассказать, реальные картины

СКАЗКА

Фантастическое

Сказочные обороты

Зачин, концовка

Смешно, комично

Сатирическое, критикует

На слайде аналогия таблицы показывается после работы ребят

Поиск решения(открытие нового знания).

А теперь знакомьтесь, пожалуйста, схемой «Речевые средства комического»

Какими средствами создается комическое, смешное?

Какие из них есть в тексте Щедрина?

А на какие 2 вида делится комическое?

А наш текст относится к сатире или юмору?

Выполните Задание № 3

В ночных рубашках оказались на необитаемом острове; не знали, где восток, где запад; не могут яблоко сорвать, рыбу ловить; с голоду орден откусил один у другого; что бы они не читали- все было о еде; мужик свил веревку, с которой генералы привязали его к дереву, чтобы он не убежал;

Самостоятельно изучают схему и готовятся комментировать. Выступают кратко. Перечисляют те средства, с помощью которых создается комическое.

Называют те средства, которые есть в данном тексте.

Сатира и юмор. Читают определение.

К сатире. Могут ответить к юмору- тогда корректировать.

Генералов за то, что они ничего не умеют делать, не приспособлены к жизни.

Мужика за то что он свел веревку себе, взял кислое яблоко себе, то есть он не любит себя, он так привык всегда угождать хозяевам, а себе ничего. Это плохо, что он себя не ценит, нет в нем человеческого достоинства

Смех над генералами: злой, горький, побуждает гнев и ненависть.

Смех над мужиком: грустный, сожалеющий,

На столах детей схема.

На слайде схема.

Выражение решения

Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились?

Обобщение: А.Е Салтыков -Щедрин повествует нам интересный случай из жизни генералов, используя форму сказки, обогащая ее разными средствами сатиры, доводит до нас, до читателей, основную идею, основную мысль текста.

Перед нами сказка сатирическая.

Домашнее задание

Попробуйте написать сатирическую сказку

Рефлексия

Подчеркните одно из предложенных слов по оценке урока, своей активности и по материалу, изученному на уроке

Делают рефлексию

Урок

Интересно

Скучно

Безразлично

Я на уроке

Работал

Отдыхал

Помогал

Итог

Понял материал

Узнал больше, чем знал

Не понял

Итог Итог Итог

Не понял не понял не понял

Урок Я на уроке Урок Я на уроке Урок Я на уроке

Интересно работал интересно работал интересно работал

Скучно отдыхал скучно отдыхал скучно отдыхал

Безразлично помогал безразлично помогал безразлично помогал

Итог Итог Итог

Понял материал понял материал понял материал

Узнал больше, чем знал узнал больше, чем знал узнал больше, чем знал

Не понял не понял не понял

Урок Я на уроке Урок Я на уроке Урок Я на уроке

Интересно работал интересно работал интересно работал

Скучно отдыхал скучно отдыхал скучно отдыхал

Безразлично помогал безразлично помогал безразлично помогал

Итог Итог Итог

Понял материал понял материал понял материал

Узнал больше, чем знал узнал больше, чем знал узнал больше, чем знал

Не понял не понял не понял


Урок литературы в 7 классе

Сказка М.Е. Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Тип урока: изучение нового материала, деловая игра

Цели:

Выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность,

Показать художественное своеобразие сказок,

Словарная работа над литературными терминами,

Развивать умение анализировать сказки

Развивать умение работать в группе.

Оформление:

Выставка изданий произведений писателя

Ход урока

1. Слово учителя. Писатель-сатирик. Сатира.

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно, наследия сатирика едва наибольшей популярностью пользуются его сказки. Форму народной сказки использовали многие писатели до Щедрина. Литературные сказки, написанные в стихах или прозе, воссоздавали мир народной поэзии, а иногда заключали в себе и сатирические элементы. Форма сказки отвечала задачам писателя, потому что она была доступна, близка простому народу. Сатирик обратился к этому жанру и из-за цензурных преследований. Сказки Салтыкова-Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика.\

Из 32 сказок 29 были написаны в последнее десятилетие его жизни (с 1882 по 1886 г.), и лишь три сказки были созданы в 1869 г.

Сказки – это итог сорокалетней деятельности писателя, итог всего его творческого пути. В них сплетается комическое и трагическое, сочетаются фантастика с реальностью, широко используется гипербола, гротеск, эзопов язык. В сказках мы встречаем героев его эпохи: свирепых и невежественных правителей; народ, могучий, талантливый, но вместе с тем покорный своим эксплуататорам («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»).

М.Е. Салтыков-Щедрин вводит в мир сказки злободневные политические мотивы, раскрывает сложные проблемы современности. Идейное содержание и художественные особенности сатирических сказок направлены на воспитание уважения к народу.

2. Работа над литературными терминами.

Аллегория - иносказание

Сарказм – едкая язвительная насмешка, с откровенно обличительным, сатирическим смыслом. Сарказм – разновидность иронии.

Ирония – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. Комический эффект достигается тем, что истинный смысл события замаскирован.

Гротеск – изображение действительности в преувеличенном, уродливо-комическом виде, переплетение реального и фантастического.

Гипербола – намеренное преувеличение

Эзопов язык - иносказание и метафоричность

3. Сказка народная и литературная. Сходство и различие.

(Класс делится на две команды)

1 команда рассказывает о народной сказке и ее особенностях.

А.Среди многих жанров устного народного творчества сказки занимают особое место. Издавна она считалась не только самым распространенным, но и самым любимым жанром детей всех возрастов.

Б.Русская народная сказка проникнута пафосом гуманистических и патриотических идей, глубокой верой в победу добра и справедливости, в чудодейственную силу высокой нравственности и героического подвига.

С.Волшебные сказки прославляют героический подвиг, творческий труд, сочетание внутренней и внешней красоты героев.

Народные сказки делятся на три группы:

А.сказки о животных – самый древний вид сказки, в которой животные ведут себя как люди.

Б.бытовые сказки. Их герои живут в реальном мире. Они побеждают в борьбе против барина, помещика, генерала, а помогают им одержать победу ум, находчивость и смелость.

С.Волшебные сказки. Герои этих сказок борются с нечистой силой и побеждают.

Композиция сказки:

1.Зачин («В некотором царстве, в некотором государстве…»)

2. Основная часть (Троекратный повтор действий)

3. Концовка («Стали они жить-поживать…»)

2 команда рассказывает о литературной сказке ее особенностях.

1) Литературная сказка - авторское, художественное или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо придуманное самим писателем, но в любом случае подчиненное его воле. Произведение преимущественно фантастическое, рисующее чудесные приключения вымышленных или традиционных сказочных героев и в некоторых случаях ориентированное на детей; произведение, в котором волшебство, чудо играет роль сюжетообразующего фактора, помогает охарактеризовать персонажей.

2) Литературная сказка - такой жанр литературного произведения, в котором в волшебно-фантастическом или аллегорическом развитии событий, и, как правило, в оригинальных сюжетах и образах в прозе, стихах или драматургии решаются морально-поэтические или эстетические проблемы

4. 1 команда: цитатный план «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в

скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на

необитаемом острове.

Упразднили регистратуру за ненадобностью и выпустили генералов на волю.

Очутились на необитаемом острове, проснулись и видят: оба под одним

одеялом лежат. Разумеется, сначала ничего не поняли…

Стали искать, где восток и где запад.

Сказано - сделано. Пошел один генерал направо…

Делать нечего, пришлось возвращаться на условленное место с пустыми

Легли опять спать генералы, да не спится им натощак.

- …о чем ни начинали генералы разговор, он постоянно

сводился на воспоминание об еде, и это еще более раздражало аппетит.

И вдруг генерала, который был учителем каллиграфии, озарило

вдохновение...

-…мужик везде есть, стоит только поискать его!

Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает!

Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы.

И зачал он перед ними действовать. Смотрели генералы на эти мужицкие старания, и сердца у них весело играли.

Прошел день, прошел другой; мужичина до того изловчился, что стал даже

в пригоршне суп варить. Сделались наши генералы веселые, рыхлые, сытые,

Долго ли, коротко ли, однако генералы соскучились.

И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать

за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!

И выстроил он корабль…

Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь да от ветров разных, сколько они ругали мужичину за его тунеядство - этого ни пером описать, ни в сказке сказать. А мужик все гребет да гребет, да кормит генералов селедками.

Поехали они в казначейство, и сколько тут денег загребли - того ни в сказке сказать, ни пером описать!

Однако и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра:

веселись, мужичина!

2 команда:

5. 2 команда Сказочные выражения и их роль в сказках Салтыкова – Щедрина.

(Найти в текстах сказочные выражения и прокомментировать)

Типичные сказочные зачины: «В некотором царстве, в некотором государстве...»,

Присказки: «По щучьему велению…», «Много ли, мало ли времени прошло...»,

Характерные для народной речи обороты: «думал-думал», «сказано-сделано»,

Постоянные эпитеты: «туча черная», «тело белое»,

Троекратные повторы, лексика народных сказок: глядючи, молвит, кишмя-кишат,

Сказочные персонажи.

6. Беседа по содержанию сказок

Похож ли мужик на себе подобных? Воплощает ли он в себе черты русского народа? Какие?

Можно ли назвать его идеальным героем?

Каково значение сказки? Против чего протестует автор?

Кто из героев достоин уважения?

7. Вопросы для 1-2 команды по 5 вопросов для каждой команды

1. Как два генерала оказались на необитаемом острове?

1.По приказу царя

2.По щучьему велению, по моему хотению

3.Приплыли на пароходе

4.Приехали в карете

2. В чем мужик варил суп для генералов?

1. В котелке

2. В пригоршне

3.В кастрюле

4.В скороварке

3. Какую газету читали генералы на необитаемом острове?

1. «Московскую правду»

2.«Московские ведомости»

3. «Московское обозрение»

4. «Вестник Москвы».

4. Как генералы отыскали мужика на острове?

1. По следам, оставленным на песке

2. По объявлению

3. По запаху мякинного хлеба

4. По его храпу.

5. Кем работал этот мужик в Москве ?

1. Поваром

2. Кузнецом

3. Маляром

4. Извозчиком.

6.В каком виде генералы оказались на острове?

1. В мундирах

2. В ночных рубашках

3. В шубах и валенках

4. В шортах

7.Какое решение приняли генералы, чтобы не умереть с голоду?

1. Все время спать

2. Научиться работать

3. Найти мужика

4. Поймать зверя

8.Как генералы вернулись домой?

1. Заснули и проснулись дома

2. Так же, как и попали на остров

3. Их спасли случайно

4. Мужик построил корабль.

9.На какой улице жили генералы?

1. На Подьяческой

2. На Фонтанке

3. На Литейной

4. На Невском.

10. Чем генералы наградили мужика?

1. Орденом

2. Медалью

3. Плетьми

4. Рюмкой водки и пятаком.

8. Выводы. Работа с классом

1. Жанровые и художественные особенности сказок С-Щедрина

(работа с классом)

- фольклорные мотивы (сказочный сюжет, народная лексика)

Гротеск (переплетение фантастики и реальности)

-" эзопов язык " (иносказание и метафоричность)

Социальная сатира (сарказм и реальная фантазия)

Обличение через отрицание (показ дикости и бездуховности)

Гиперболизация

2. Сказки М.Е.Салтыкова - Щедрина объединяет не только жанр, но и общие темы:

Тема власти («Дикий помещик»)

Тема народа («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»,)

3.Проблематика сказок

Сказки М.Е.Салтыкова - Щедрина отражают то «особенное патологическое состояние », в котором находилось русское общество в 80-е годы XIX века. Однако в них затрагиваются не только социальные проблемы:

Взаимоотношение народа и правящих кругов,

Феномен русского либерализма,

Реформа просвещения,

но и общечеловеческие:

Добро и зло, свобода и долг, правда и ложь, трусость и героизм.

9. Итоги урока, оценки