Как обозначается валентность. Современные представления о валентности
Валентность. Определение валентности. Элементы с постоянной валентностью.
Образно говоря, валентность - это число "рук", которыми атом цепляется за другие атомы. Естественно, никаких "рук" у атомов нет; их роль играют т. н. валентные электроны.
Можно сказать иначе: валентность - это способность атома данного элемента присоединять определенное число других атомов.
Необходимо четко усвоить следующие принципы:
Существуют элементы с постоянной валентностью (их относительно немного) и элементы с переменной валентностью (коих большинство).
Элементы с постоянной валентностью необходимо запомнить:
Остальные элементы могут проявлять разную валентность.
Высшая валентность элемента в большинстве случаев совпадает с номером группы, в которой находится данный элемент.
Например, марганец находится в VII группе (побочная подгруппа), высшая валентность Mn равна семи. Кремний расположен в IV группе (главная подгруппа), его высшая валентность равна четырем.
Следует помнить, однако, что высшая валентность не всегда является единственно возможной. Например, высшая валентность хлора равна семи (убедитесь в этом!), но известны соединения, в которых этот элемент проявляет валентности VI, V, IV, III, II, I.
Важно запомнить несколько исключений : максимальная (и единственная) валентность фтора равна I (а не VII), кислорода - II (а не VI), азота - IV (способность азота проявлять валентность V - популярный миф, который встречается даже в некоторых школьных учебниках).
Валентность и степень окисления - это не тождественные понятия.
Эти понятия достаточно близки, но не следует их путать! Степень окисления имеет знак (+ или -), валентность - нет; степень окисления элемента в веществе может быть равна нулю, валентность равна нулю лишь в случае, если мы имеем дело с изолированным атомом; численное значение степени окисления может НЕ совпадать с валентностью. Например, валентность азота в N 2 равна III, а степень окисления = 0. Валентность углерода в муравьиной кислоте = IV, а степень окисления = +2.
Если известна валентность одного из элементов в бинарном соединении, можно найти валентность другого.
Делается это весьма просто. Запомните формальное правило: произведение числа атомов первого элемента в молекуле на его валентность должно быть равно аналогичному произведению для второго элемента .
Пример 1 . Найти валентности всех элементов в соединении NH 3 .
Решение . Валентность водорода нам известна - она постоянна и равна I. Умножаем валентность Н на число атомов водорода в молекуле аммиака: 1 3 = 3. Следовательно, для азота произведение 1 (число атомов N) на X (валентность азота) также должно быть равно 3. Очевидно, что Х = 3. Ответ: N(III), H(I).
Пример 2 . Найти валентности всех элементов в молекуле Cl 2 O 5 .
Решение . У кислорода валентность постоянна (II), в молекуле данного оксида пять атомов кислорода и два атома хлора. Пусть валентность хлора = Х. Составляем уравнение: 5 2 = 2 Х. Очевидно, что Х = 5. Ответ: Cl(V), O(II).
Пример 3 . Найти валентность хлора в молекуле SCl 2 , если известно, что валентность серы равна II.
Решение . Если бы авторы задачи не сообщили нам валентность серы, решить ее было бы невозможно. И S, и Cl - элементы с переменной валентностью. С учетом дополнительной информации, решение строится по схеме примеров 1 и 2. Ответ: Cl(I).
Зная валентности двух элементов, можно составить формулу бинарного соединения.
В примерах 1 - 3 мы по формуле определяли валентность, попробуем теперь проделать обратную процедуру.
Пример 4 . Составьте формулу соединения кальция с водородом.
Решение . Валентности кальция и водорода известны - II и I соответственно. Пусть формула искомого соединения - Ca x H y . Вновь составляем известное уравнение: 2 x = 1 у. В качестве одного из решений этого уравнения можно взять x = 1, y = 2. Ответ: CaH 2 .
"А почему именно CaH 2 ? - спросите вы. - Ведь варианты Ca 2 H 4 и Ca 4 H 8 и даже Ca 10 H 20 не противоречат нашему правилу!"
Ответ прост: берите минимально возможные значения х и у. В приведенном примере эти минимальные (натуральные!) значения как раз и равны 1 и 2.
"Значит, соединения типа N 2 O 4 или C 6 H 6 невозможны? - спросите вы. - Следует заменить эти формулы на NO 2 и CH?"
Нет, возможны. Более того, N 2 O 4 и NO 2 - это совершенно разные вещества. А вот формула СН вообще не соответствует никакому реальному устойчивому веществу (в отличие от С 6 Н 6).
Несмотря на все сказанное, в большинстве случаев можно руководствоваться правилом: берите наименьшие значения индексов.
Пример 5 . Составьте формулу соединения серы с фтором, если известно, что валентность серы равна шести.
Решение . Пусть формула соединения - S x F y . Валентность серы дана (VI), валентность фтора постоянна (I). Вновь составляем уравнение: 6 x = 1 y. Несложно понять, что наименьшие возможные значения переменных - это 1 и 6. Ответ: SF 6 .
Вот, собственно, и все основные моменты.
А теперь проверьте себя! Предлагаю пройти небольшой тест по теме "Валентность" .
Есть элементы, валентность которых всегда постоянна, и их совсем немного. Но все остальные элементы проявляют переменную валентность.
Больше уроков на сайте
С одним атомом одновалентного элемента соединяется один атом другого одновалентного элемента (HСl ). С атомом двухвалентного элемента соединяются два атома одновалентного (H 2 O) или один атом двухвалентного (CaO). Значит, валентность элемента можно представить как число, которое показывает, со сколькими атомами одновалентного элемента может соединяться атом данного элемента. Вал элемента – это число связей, которое образует атом:
Na – одновалентен (одна связь)
H – одновалентен (одна связь)
O – двухвалентен (две связи у каждого атома)
S – шестивалентна (образует шесть связей с соседними атомами)
Правила определения валентности
элементов в соединениях
1. Вал водорода принимают за I (единицу). Тогда в соответствии с формулой воды Н 2 О к одному атому кислорода присоединено два атома водорода.
2. Кислород в своих соединениях всегда проявляет валентность II . Поэтому углерод в соединении СО 2 (углекислый газ) имеет валентность IV.
3. Высшая вал равна номеру группы .
4. Низшая валентность равна разности между числом 8 (количество групп в таблице) и номером группы, в которой находится данный элемент, т.е. 8 — N группы .
5. У металлов, находящихся в «А» подгруппах, вал равна номеру группы.
6. У неметаллов в основном проявляются две валентности: высшая и низшая.
Образно говоря, вал — это число «рук», которыми атом цепляется за другие атомы. Естественно, никаких «рук» у атомов нет; их роль играют т. н. валентные электроны.
Можно сказать иначе: — это способность атома данного элемента присоединять определенное число других атомов.
Необходимо четко усвоить следующие принципы:
Существуют элементы с постоянной валентностью (их относительно немного) и элементы с переменной валентностью (коих большинство).
Элементы с постоянной валентностью необходимо запомнить.
Валентность – это способность атомов присоединять к себе определенное число других атомов.
С одним атомом одновалентного элемента соединяется один атом другого одновалентного элемента (HСl ). С атомом двухвалентного элемента соединяются два атома одновалентного (H 2 O) или один атом двухвалентного (CaO). Значит, валентность элемента можно представить как число, которое показывает, со сколькими атомами одновалентного элемента может соединяться атом данного элемента. Валентность элемента – это число связей, которое образует атом:
Na – одновалентен (одна связь)
H – одновалентен (одна связь)
O – двухвалентен (две связи у каждого атома)
S – шестивалентна (образует шесть связей с соседними атомами)
Правила
определения валентности
элементов в соединениях
1. Валентность водорода принимают за I (единицу). Тогда в соответствии с формулой воды Н 2 О к одному атому кислорода присоединено два атома водорода.
2. Кислород в своих соединениях всегда проявляет валентность II . Поэтому углерод в соединении СО 2 (углекислый газ) имеет валентность IV.
3. Высшая валентность равна номеру группы .
4. Низшая валентность равна разности между числом 8 (количество групп в таблице) и номером группы, в которой находится данный элемент, т.е. 8 - N группы .
5. У металлов, находящихся в «А» подгруппах, валентность равна номеру группы.
6. У неметаллов в основном проявляются две валентности: высшая и низшая.
Например: сера имеет высшую валентность VI и низшую (8 – 6), равную II; фосфор проявляет валентности V и III.
7. Валентность может быть постоянной или переменной.
Валентность элементов необходимо знать, чтобы составлять химические формулы соединений.
Алгоритм составления формулы соединения оксида фосфора
Последовательность действий |
Составление формулы оксида фосфора |
1. Написать символы элементов |
Р О |
2. Определить валентности элементов |
V II
|
3. Найти наименьшее общее кратное численных значений валентностей |
5 2 = 10 |
4. Найти соотношения между атомами элементов путем деления найденного наименьшего кратного на соответствующие валентности элементов |
10: 5 = 2, 10: 2 = 5; P: О = 2: 5 |
5. Записать индексы при символах элементов |
Р 2 О 5 |
6. Формула соединения (оксида) |
Р 2 О 5 |
Запомните!
Особенности составления химических формул соединений.
1) Низшую валентность проявляет тот элемент, который находится в таблице Д.И.Менделеева правее и выше, а высшую валентность – элемент, расположенный левее и ниже.
Например, в соединении с кислородом сера проявляет высшую валентность VI, а кислород – низшую II. Таким образом, формула оксида серы будет SO 3.
В соединении кремния с углеродом первый
проявляет высшую валентность IV, а второй – низшую IV. Значит, формула
– SiC. Это карбид кремния, основа огнеупорных и абразивных материалов.
2) Атом металла стоит в формуле на первом месте.
2) В формулах соединений атом неметалла, проявляющий низшую валентность, всегда стоит на втором месте, а название такого соединения оканчивается на «ид».
Например, СаО – оксид кальция, NaCl – хлорид натрия, PbS – сульфид свинца.
Теперь вы сами можете написать формулы любых соединений металлов с неметаллами.
Тема урока: «Валентность. Определение валентности по формулам их соединений»
Тип урока : изучение и первичное закрепление новых знаний
Организационные формы: беседа, индивидуальные задания, самостоятельная
Цели урока:
Дидактические:
Опираясь на знания учащихся, повторить понятия “химическая формула”;
Способствовать формированию у учащихся понятия “валентность” и умению определять валентность атомов элементов по формулам веществ;
Акцентировать внимание школьников на возможности интеграции курсов химии, математики.
Развивающие:
Продолжить формирование умений формулировать определения;
Разъяснять смысл изученных понятий и объяснять последовательность действий при определении валентности по формуле вещества;
Способствовать обогащению словарного запаса, развитию эмоций, творческих способностей;
Развивать умение выделять главное, существенное, сравнивать, обобщать, развивать дикцию, речь.
Воспитательные:
Воспитывать чувство товарищества, умение работать коллективно;
Повысить уровень эстетического воспитания учащихся;
Ориентировать учащихся на здоровый образ жизни.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: знать определение понятия «валентность».
Уметь определять валентность элементов по формулам бинарных соединений. Знать валентность некоторых химических элементов.
Метапредметные: формировать умение работать по алгоритму для решения учебных и познавательных задач.
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности учащихся к самообразованию на основе мотивации к обучению.
Основные виды деятельности учащихся. Определять валентность элементов в бинарных соединениях.
Основные понятия: валентность, постоянная и переменная валентность.
Оборудование для учащихся: учебник Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман «Химия. 8 класс». - М.: Просвещение, 2015; на каждом столе “Алгоритм определения валентности” (приложение 2); раздаточный материал.
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент | Учитель приветствует учащихся, определяет готовность к уроку, создает благоприятный микроклимат в классе | Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку |
2.Актуализация знаний | Фронтальная беседа с учащимися по пройденной теме “Химическая формула”. Задание 1: Что здесь написано? Учитель демонстрирует формулы, отпечатанные на отдельных листах (приложение 1). Задание 2: индивидуальная работа по карточкам (двое учащихся работают у доски). После окончания расчетов проверка. Карточка № 1. Рассчитайте относительную молекулярную массу данных веществ: NaCl, K2O. Карточка № 2. Рассчитайте относительную молекулярную массу данных веществ: CuO, SO2. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя, читают формулы на «химическом языке» Учащиеся получают карточки: первый вариант - № 1, второй вариант - № 2 и выполняют задания. Двое учащихся выходят к доске и производят расчеты на обратной стороне доски. Когда выполнят задания, проверяют все вместе правильность, если есть ошибки, находят пути их устранения. |
3.Изучение нового материа | 1. Объяснение учителя. Постановка проблемы. Понятие о валентности. До сих пор мы пользовались готовыми формулами, приведёнными в учебнике. Химические формулы можно вывести на основании данных о составе веществ. Но чаще всего при составлении химических формул учитываются закономерности, которым подчиняются элементы, соединяясь между собой. Задание: сравните качественный и количественный состав в молекулах: HCl , H2O, NH3, CH4. Что общего в составе молекул? Чем они отличаются друг от друга? Проблема: Почему различные атомы удерживают различное количество атомов водорода? Вывод: У атомов разная способность удерживать определённое количество других атомов в соединениях. Это и называется валентностью. Слово “валентность” происходит от лат. valentia - сила. Запишите определение в тетрадь: Валентность - это свойство атомов удерживать определённое число других атомов в соединении. Валентность обозначается римскими цифрами. Валентность атома водорода принята за единицу, а у кислорода - два. 1.Отметить валентность известного элемента: I 2. найти общее число единиц валентности известного элемента: 3.общее число единиц валентности делят на количество атомов другого элемента и узнают его валентность: | Слушают учителя Наличие атомов водорода. HCl - один атом хлора удерживает один атом водорода H2O - один атом кислорода удерживает два атома водорода NH3 - один атом азота удерживает три атома водорода CH4 - один атом углерода удерживает четыре атома водорода. Фиксируют проблему, высказывают предположения, совместно с учителем приходят к выводу. Записывают определение, слушают объяснения учителя. Используя алгоритм определения валентности, записывают в тетрадь формулу и определяют валентность элементов Слушают объяснения учителя |
4.Первичная проверка усвоенных знаний | Упражнение 1: определить валентность элементов в веществах. Задание в раздаточном материале. Упражнение 2: В течение трёх минут необходимо выполнить одно из трёх заданий по выбору. Выбирайте только то задание, с которым вы справитесь. Задание в раздаточном материале. Прикладной уровень (“4”). Творческий уровень (“5”). Учитель выборочно проверяет тетради учащихся, за правильно выполненные задания ставит оценки. | тренажёр: ученики цепочкой выходят к доске и определяют валентности элементов в предложенных формулах Учащиеся выполняют предложенные задания, выбирая тот уровень, на который, по их мнению, они способны. Анализируют ответы вместе с учителем |
5.Подведение итогов урока | Беседа с учащимися: Какую проблему мы поставили в начале урока? К какому выводу мы пришли? Дать определение “валентности”. Чему равна валентность атома водорода? Кислорода? Как определить валентность атома в соединении? Оценка работы учащихся в целом и отдельных учащихся. | Отвечают на вопросы учителя. Анализируют свою работу на уроке. |
6.Домашнее задание | § 16, упр. 1, 2, 5, тестовые задания | Записывают задание в дневник |
7.Рефлексия | Организует выбор учащимися адекватной оценки своего отношения к уроку и состояния после проведенного урока (приложение 3, распечатать для каждого) | Выполняют оценку своих ощущений после проведенного урока |
Литература:
Гара Н. Н. Химия: уроки в 8 классе: пособие для учителя / Н. Н. Гара. - М.: Просвещение, 2014.
Контрольно-измерительные материалы. Химия 8 класс/Сост. Н.П. Троегубова. - М.: ВАКО, 2013.
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. «Химия. 8 класс». - М.: Просвещение, 2015.
Троегубова Н.П. Поурочные разработки по химии 8 класс. - М.: ВАКО, 2014.
Журнал «Биология» - www.1september.ru - технология личностно-ориентированного обучения.
Приложение 1
Что означает следующая запись?
а) 4H; 7Fe; H2; 4H2 б) NaCl; AlBr3; FeS
Приложение 2
Алгоритм определения валентности.
Алгоритм определения валентности | Пример |
|
1. Запишите формулу вещества. | ||
2. Обозначьте известную валентность элемента | ||
3. Найдите число единиц валентности атомов известного элемента, умножив валентность элемента на количество его атомов | 2 |
|
4. Поделите число единиц валентности атомов на количество атомов другого элемента. Полученный ответ и является искомой валентностью | 2 | 2 |
5. Сделайте проверку, то есть подсчитайте число единиц валентностей каждого элемента | I II | I II |
На уроке я работал: активно/пассивно
Своей работой на уроке я: доволен/не доволен
Урок для меня показался: коротким/длинным
За урок я: не устал/устал
Мое настроение: стало лучше/стало хуже
Материал урока мне был: понятен/не понятен, интересен/скучен.
Раздаточный материал.
Упражнение 1: определить валентность элементов в веществах:
SiH4, CrO3, H2S, CO2, CO, SO3, SO2, Fe2O3, FeO, HCl, HBr, Cl2O5, Cl2O7, РН3, K2O, Al2O3, P2O5, NO2, N2O5, Cr2O3, SiO2, B2O3, SiH4, Mn2O7, MnO, CuO, N2O3.
Упражнение 2:
В течение трёх минут необходимо выполнить одно из трёх заданий по выбору. Выбирайте только то задание, с которым вы справитесь.
Репродуктивный уровень (“3”). Определите валентность атомов химических элементов по формулам соединений: NH3, Au2O3, SiH4, CuO.
Прикладной уровень (“4”). Из приведённого ряда выпишите только те формулы, в которых атомы металлов двухвалентны: MnO, Fe2O3 , CrO3, CuO, K2O, СаH2.
Творческий уровень (“5”). Найдите закономерность в последовательности формул: N2O, NO, N2O3 и проставьте валентности над каждым элементом.
Одного химического элемента присоединять или замещать определённое количество атомов другого.
За единицу валентности принята валентность атома водорода , равная 1, то есть водород одновалентен. Поэтому валентность элемента указывает на то, со сколькими атомами водорода соединён один атом рассматриваемого элемента. Например, HCl , где хлор - одновалентен; H 2O , где кислород - двухвалентен; NH 3 , где азот - трёхвалентен.
Таблица элементов с постоянной валентностью.
Формулы веществ можно составлять по валентностям входящих в них элементов. И наоборот, зная валентности элементов, можно составить из них химическую формулу.
Алгоритм составления формул веществ по валентности.
1. Записать символы элементов.
2. Определить валентности входящих в формулу элементов.
3. Найти наименьшее общее кратное численных значений валентности.
4. Найти соотношения между атомами элементов путём деления найденного наименьшего общего кратного на соответствующие валентности элементов.
5. Записать индексы элементов в химической формуле.
Пример: составим химическую формулу оксида фосфора.
1. Запишем символы:
2. Определим валентности:
4. Найдём соотношения между атомами:
5. Запишем индексы:
Алгоритм определения валентности по формулам химических элементов.
1. Записать формулу химического соединения.
2. Обозначить известную валентность элементов.
3. Найти наименьшее общее кратное валентности и индекса.
4. Найти соотношение наименьшего общего кратного к количеству атомов второго элемента. Это и есть искомая валентность.
5. Сделать проверку путём перемножения валентности и индекса каждого элемента. Их произведения должны быть равны.
Пример: определим валентность элементов сульфида водорода.
1. Запишем формулу:
H 2 S
2. Обозначим известную валентность:
H 2 S
3. Найдём наименьшее общее кратное:
H 2 S
4. Найдём соотношение наименьшего общего кратного к количеству атомов серы :
H 2 S
5. Сделаем проверку.