Биографии Характеристики Анализ

Как переместиться в будущее. Возможны ли путешествия во времени? (7 фото)

Обычно под машиной времени понимается перенос сознания в прошлое или будущее таким образом, чтобы Ваше текущее сознание могло испытывать эмоциональные ощущения и мысли, связанные с моментом, который Вы переживали в прошлом или переживете в будущем. Обсуждение возможности изменений прошлого или будущего при этом не имеет смысла, так как любые возможные изменения, которые вы можете произвести в прошлом или будущем, делают невозможным настоящее, из которого вы отправляетесь в путешествие в прошлое или будущее.

Этому парадоксу посвящено множество научно-популярных статей, книг и фильмов, самыми лучшими из которых, по моему скромному мнению, являются работы Стивена Хокинга.

Однако я сейчас не об этом – не о физической замене реальности, которая, как известно физикам, возможна только в миниатюрном масштабе и экстраординарных условиях. Я про настоящее, осуществимое путешествие во времени. Про возможность ощутить в настоящем существенную часть того, что вы ощущаете в прошлом или ощущаете в будущем. Что для этого нужно сделать:

1. Понять, что путешествие во времени возможно в нашем сознании.

2. Путешествие во времени на самом деле всегда происходит одновременно в прошлое и будущее в настоящем.

3. Чтобы прочувствовать настоящее путешествие во времени нужно быть здоровым. Это значит, что Ваше текущее сознание не отождествлено в данном моменте с деятелем и происходящими вокруг событиями – и Ваш организм в автоматическом режиме делает то, что он и должен (согласно нашим научным физиологическим знаниям) делать, – то есть повторяет лучший опыт жизни, изучая ее новые проявления.

Готовы? Поехали!:

4. Реально Вы можете ощутить мысли и эмоции, которые Вы ощущали, например, в недавнем прошлом. Это легко сделать в эксперименте – для этого Вам потребуется любое видеоустройство – например, компьютер с веб-камерой или телефон с видеокамерой.

5. Возьмем обычный день, например, выходной. Совершенно очевидно, что, например, когда я пишу этот пост, у меня на часах 16 часов 45 минут. Ровно через 15 минут я окажусь в будущем, в котором будет 17 часов. Я могу сейчас, в 16-45 записать видео – приветствие от “я” из своего прошлого к “я” в своем будущем. При этом, записывая это видео, я могу действительно честно обратиться к самому себе в будущем – и, например, прочувствовать, что почувствует будущий, более опытный и мудрый “я”, уже участвующий в эксперименте “вашей локальной машины времени”, получив это послание, в этот момент можно прочуствовать то, что вы почувствуете в будущем, просматривая это послание самому себе – и прочувствуете вы это ровно в том настоящем, в котором Вы это видео будете записывать.

6. Таким образом, в момент записи видео, о котором я только что сказал, для Вашего мышления на очень короткое время (время, пока вы общаетесь с самим собой) сформируется туннель, соединяющий в моменте настоящего, Ваше прошлое и Ваше будущее – у всех вас “троих”, участвующих в этом эксперименте – настоящего, прошлого и будущего будут одинаковые переживания… И весьма, кстати, сказать, оригинальные. Очень интересно таким образом познакомиться с самим собой.

7. Ну и, наконец, самое главное. Чтобы это получилось, нужно, чтобы между всеми “троими” участниками эксперимента – “я-настоящего”, “я-прошлого” и “я-будущего” – были честные отношения – если вы договорились об эксперименте – нужно его выполнить – и в означенное время, “я-настоящий” должен привести Вашу машину времени в действие, когда настанет будущее и “я-настоящий” будет проживать “я-будущего” – именно в это время “я-настоящий” должен обязательно просмотреть видеопривествие.

Так получится временная петля – с помощью “я-настоящего” вы переживете в своем настоящем два интересных момента своей жизни – в первом – вы сможете отправиться в настоящем из прошлого в будущее, а во втором – вы завершите эксперимент и прочувствуете из будущего настоящего свое прошлое. Поэкспериментируйте – ничего страшного – просто очень интересный мыслительный эксперимент, открывающий дверь в настоящую природу мышления и его значение для Вашей жизни. Как только научитесь путешествовать на короткие психические расстояния, перед Вами распахнутся двери в настоящие путешествия – и чудеса станут реальностью.

Приятного путешествия во времени!

Идея, что можно попасть в прошлое или будущее, породила целый жанр хронофантастики, - и кажется, что все возможные парадоксы и подводные камни нам давно известны. Теперь мы читаем и смотрим такие произведения не ради того, чтобы взглянуть на другие эпохи, а ради путаницы, которая неизбежно возникает при попытках нарушить ход времени. Какие же фокусы со временем лежат в основе всех хроноопер и какие сюжеты можно собрать из этих кирпичиков? Давайте разбираться.

Разбудите, когда наступит будущее

Самая простая задача для путешественника во времени - попасть в будущее. В таких историях можно даже не продумывать, как именно устроен временной поток: поскольку будущее на наше время не влияет, сюжет почти не будет отличаться от полёта на другую планету или в сказочный мир. В каком-то смысле все мы и так путешествуем во времени - со скоростью одна секунда в секунду. Вопрос только в том, как увеличить скорость.

В XVIII-XIX веках одним из фантастических явлений считались сновидения. Летаргический сон приспособили для путешествий в будущее: Рип ван Винкль (герой одноимённого рассказа Вашингтона Ирвинга) проспал двадцать лет и очутился в мире, где все его близкие уже умерли, а его самого успели забыть. Такой сюжет сродни ирландским мифам о народе холмов, который тоже умел манипулировать временем: тот, кто провёл под холмом одну ночь, возвращался через сотню лет.

Этот метод «попадания» не устаревает

С помощью снов писатели того времени объясняли любые фантастические допущения. Если рассказчик сам допускает, что диковинные миры ему привиделись, какой с него спрос? К такой хитрости прибегнул Луи-Себастьен де Мерсье, описывая «сон» об утопическом обществе («Год 2440»), - а это уже полноценное путешествие во времени!

Впрочем, если путешествие в будущее нужно правдоподобно обосновать, сделать это без противоречий с наукой тоже несложно. Прославленный «Футурамой» метод криогенной заморозки в теории может сработать - поэтому сейчас многие трансгуманисты стараются сохранить свои тела после смерти в надежде, что медицинские технологии будущего позволят их оживить. Правда, по сути это просто адаптированный под современность сон ван Винкля, поэтому сложно сказать, считать ли это «настоящим» путешествием.

Быстрее света

Для тех, кто хочет всерьёз поиграть со временем и углубиться в дебри физики, лучше подойдёт путешествие со скоростью света.


Теория относительности Эйнштейна позволяет на околосветовых скоростях сжимать и растягивать время, чем в фантастике с удовольствием пользуются. Знаменитый «парадокс близнецов» гласит, что если долго носиться по космосу на околосветовой скорости, за год-другой таких полётов на Земле пройдёт пара веков.

Более того: математик Гёдель предложил для уравнений Эйнштейна такое решение, при котором во вселенной могут возникать временные петли - нечто вроде порталов между разными временами. Именно этой моделью воспользовались в фильме « », сперва показав разницу в течении времени возле горизонта чёрной дыры, а потом и прокинув с помощью «кротовой норы» мостик в прошлое.

Все сюжетные повороты, которые сейчас придумывают авторы хроноопер, уже были у Эйнштейна и Гёделя (снято на iPhone 5)

Можно ли таким образом попасть в прошлое? Учёные в этом сильно сомневаются, но фантастам их сомнения не мешают. Достаточно заявить, что превышать скорость света запрещено только простым смертным. А Супермен может сделать вокруг Земли пару оборотов и вернуться в прошлое, чтобы предотвратить гибель Лоис Лейн. Да что там скорость света - даже сон может работать в обратном направлении! А у Марка Твена янки получил ломом по голове и при дворе короля Артура.

Конечно, в прошлое летать интереснее - как раз потому, что оно неразрывно связано с настоящим. Если автор вводит в историю машину времени, он обычно хочет как минимум запутать читателя временными парадоксами. Но чаще всего главная тема в таких историях - борьба с предопределением. Можно ли изменить собственную судьбу, если она уже известна?

Причина или следствие?

Ответ на вопрос о предопределении - как и сама концепция путешествия во времени - зависит от того, по какому принципу устроено время в конкретном фантастическом мире.

Терминаторам законы физики не указ

В реальности главная проблема с путешествием в прошлое не скорость света. Если отправить назад во времени что угодно, хотя бы сообщение, это нарушит фундаментальный закон природы: принцип причинности. Даже самое захудалое пророчество - уже в каком-то смысле путешествие во времени! Все известные нам научные принципы строятся на том, что сперва происходит событие, а потом у него возникают последствия. Если следствие опережает причину, это ломает законы физики.

Чтобы «починить» законы, надо придумать, как мир реагирует на такую аномалию. Тут-то фантасты и дают волю воображению.

Если жанр фильма - комедия, то риска «сломать» время обычно нет: все поступки героев слишком малозначительны, чтобы повлиять на будущее, и главная задача - выпутаться из собственных проблем

Можно заявить, что время - единый и неделимый поток: между прошлым и будущим как бы натянута нить, по которой можно перемещаться.

Именно в такой картине мира возникают самые известные петли и парадоксы: например, если в прошлом убить своего дедушку, можно исчезнуть из вселенной. Появляются парадоксы из-за того, что эта концепция (философы называют её «Б-теорией») утверждает: прошлое, настоящее и будущее столь же реальны и неизменны, как и привычные нам три измерения. Будущее пока что неизвестно - но рано или поздно мы увидим тот единственный вариант событий, который должен произойти.

Такой фатализм порождает самые ироничные истории о путешественниках во времени. Когда пришелец из будущего пытается исправить события прошлого, он внезапно обнаруживает, что сам стал их причиной, - более того, так было всегда. Время в таких мирах не переписывается - в нём просто возникает причинно-следственная петля, и любые попытки что-то изменить лишь закрепляют изначальный вариант. Этот парадокс одним из первых подробно описал в новелле «По собственным следам» (1941), где оказывается, что герой выполнял задание, полученное от самого себя.

Герои мрачного сериала «Тьма» от Netflix отправляются в прошлое, чтобы расследовать преступление, но поневоле вынуждены сами совершать поступки, которые к этому преступлению ведут

Бывает и хуже: в более «гибких» мирах неосторожный поступок путешественника может привести к «эффекту бабочки». Вмешательство в прошлое переписывает разом весь временной поток - и мир не просто меняется, а напрочь забывает, что изменился. Обычно только сам путешественник помнит, что раньше всё было иначе. В трилогии « » за прыжками Марти не мог уследить даже док Браун - но он хотя бы полагался на слова товарища, когда тот описывал изменения, а обычно таким историям просто никто не верит.

В общем, однопоточное время - штука запутанная и безысходная. Многие авторы решают себя не ограничивать и прибегают к помощи параллельных миров.

Сюжет, в котором герой оказывается в мире, где его рождение кто-то отменил, пошёл от рождественского фильма «Эта прекрасная жизнь» (1946)

Раздвоение времени

Эта концепция не только позволяет избавиться от противоречий, но ещё и захватывает воображение. В таком мире возможно всё: каждую секунду он делится на бесконечное множество похожих друг на друга отражений, отличающихся парой мелочей. Путешественник во времени на самом деле ничего не меняет, а лишь скачет между разными гранями мультиверсума. Такой сюжет очень любят в сериалах: почти в любом шоу найдётся серия, где герои оказываются в альтернативном будущем и пытаются вернуть всё на круги своя. На бесконечном поле и резвиться можно бесконечно - и никаких парадоксов!

Сейчас в хронофантастике чаще всего используют модель с параллельными мирами (кадр из «Звёздного пути»)

Но самое интересное начинается, когда авторы отказываются от «Б-теории» и решают, что фиксированного будущего не бывает. Может, неизвестность и неопределённость и есть нормальное состояние времени? В такой картине мира конкретные события происходят только на тех отрезках, на которых есть наблюдатели, а остальные моменты - всего лишь вероятность.

Прекрасный пример такого «квантового времени» показал Стивен Кинг в « ». Когда Стрелок невольно создал временной парадокс, он едва не сошёл с ума, потому что помнил одновременно две линии событий: в одной он путешествовал в одиночку, в другой со спутником. Если герою попадались на глаза свидетельства, напоминавшие о прошлых событиях, воспоминания об этих точках складывались в одну непротиворечивую версию, но промежутки были словно в тумане.

Квантовый подход в последнее время популярен - отчасти благодаря развитию квантовой физики, а отчасти потому, что он позволяет показывать ещё более запутанные и драматичные парадоксы.

Марти Макфлай едва не стёр себя из реальности, помешав своим родителям познакомиться. Пришлось срочно всё исправлять!

Взять, например, фильм «Петля времени» (2012): как только молодое воплощение героя совершало какие-то действия, пришелец из будущего тут же их вспоминал - а до того в его памяти царил туман. Поэтому он старался не вмешиваться лишний раз в своё прошлое - например, не показывал молодому себе фотографию будущей жены, чтобы не сорвать их первую неожиданную встречу.

«Квантовый» подход виден и в « »: раз Доктор предупреждает спутников о специальных «фиксированных точках» - событиях, которые нельзя изменить или обойти, - значит, вся остальная ткань времени подвижна и пластична.

Впрочем, даже вероятностное будущее блекнет по сравнению с мирами, где Время обладает собственной волей - или на его страже стоят существа, подстерегающие путешественников. В такой вселенной законы могут работать как угодно - и хорошо ещё, если со стражами можно договориться! Самый яркий пример - лангольеры , которые после каждой полуночи съедают вчерашний день вместе со всеми, кому не повезло там оказаться.

Как работает машина времени

На фоне такого разнообразия вселенных сама техника путешествий во времени - вопрос второстепенный. Со времён машины времени не изменились: можно придумать новый принцип действия, но вряд ли это повлияет на сюжет, и со стороны путешествие будет выглядеть примерно одинаково.

Машина времени Уэллса в экранизации 1960 года. Вот где стимпанк!

Чаще всего принцип работы вообще не объясняют: человек залезает в кабинку, любуется гудением и спецэффектами, а потом выбирается уже в другом времени. Этот способ можно назвать мгновенным скачком: ткань времени словно прокалывается в одной точке. Нередко для такого прыжка сперва надо разогнаться - набрать скорость в обычном пространстве, а техника уже переведёт этот импульс в скачок во времени. Так поступали и героиня аниме «Девочка, покорившая время», и док Браун на знаменитом DeLorean из трилогии «Назад в будущее». Видимо, ткань времени - из тех препятствий, которые штурмуют с разбега!

DeLorean DMC-12 - редкая машина времени, которая вправе называться машиной (JMortonPhoto.com & OtoGodfrey.com )

Но иногда бывает наоборот: если считать время четвёртым измерением, в трёх обычных измерениях путешественник должен оставаться на месте. Машина времени помчит его по временной оси, и в прошлом или будущем он появится ровно в той же точке. Главное, чтобы там не успели ничего построить, - последствия могут быть очень неприятными! Правда, в такой модели не учитывают вращение Земли - на самом-то деле неподвижных точек не бывает, - но в крайнем случае всё можно списать на магию. Именно так работал : каждый оборот волшебных часов соответствовал одному часу, но с места путешественники не двигались.

Суровее всего с такими «статичными» путешествиями обошлись в фильме «Детонатор» (2004): там машина времени проматывала ровно минуту за минуту. Чтобы попасть во вчерашний день, надо было просидеть в железной коробке целых 24 часа!

Иногда модель, в которой больше трёх измерений, трактуют ещё хитрее. Вспомним теорию Гёделя, согласно которой между разными временами можно прокладывать петли и тоннели. Если она верна, через дополнительные измерения можно попробовать пробраться в другое время - чем и воспользовался герой « ».

В более ранней фантастике по схожему принципу работала «воронка времени»: некое подпространство, куда можно попасть специально (на TARDIS Доктора Кто) или случайно, как произошло с экипажем эсминца в фильме «Филадельфийский эксперимент» (1984). Полёт по воронке обычно сопровождается головокружительными спецэффектами, а выходить из корабля не рекомендуется, чтобы не потеряться во времени навсегда. Но по сути это всё та же обычная машина времени, доставляющая пассажиров из одного года в другой.

Внутри временных воронок почему-то всегда бьют молнии и иногда летают титры

Если же авторы не хотят углубляться в дебри теорий, аномалия времени может существовать сама по себе, без всяких приспособлений. Достаточно войти не в ту дверь, и вот герой уже в далёком прошлом. Тоннель это, точечный прокол или магия - кто его разберёт? Главный вопрос - как выбраться обратно!

Чего сделать нельзя

Впрочем, обычно фантастика всё-таки работает по правилам, пусть и вымышленным, - поэтому для путешествий во времени часто придумывают ограничения. Например, можно вслед за современными физиками заявить, что перемещать тела быстрее скорости света (то есть в прошлое) всё-таки нельзя. Но в некоторых теориях есть частица под названием «тахион», на которую это ограничение не действует, потому что у неё нет массы… Может, сознание или информацию всё-таки можно отправить в прошлое?

Когда за путешествия во времени берётся Макото Синкай, у него всё равно получается трогательная история о дружбе и любви («Твоё имя»)

В реальности, скорее всего, так смухлевать не получится - всё из-за того же принципа причинности, которому до типа частиц нет дела. Но в фантастике «информационный» подход кажется более правдоподобным - да ещё и оригинальным. Он позволяет герою, например, оказаться в собственном молодом теле или отправиться в путешествие по чужим сознаниям, как происходило с героем сериала «Квантовый скачок». А в аниме Steins;Gate поначалу умели отправлять в прошлое только SMS - попробуй измени ход истории с такими ограничениями! Но от ограничений сюжеты только выигрывают: чем сложнее задача, тем интереснее смотреть, как её решают.

Гибрид телефона с микроволновкой для связи с прошлым (Steins;Gate)

Иногда дополнительные условия накладывают и на обычные, физические путешествия во времени. Например, зачастую машина времени не может отправить никого в прошлое раньше того момента, когда она была изобретена. А в аниме «Меланхолия Харухи Судзумии» путешественники во времени разучились отправляться в прошлое дальше определённой даты, потому что в этот день произошла катастрофа, повредившая ткань времени.

И тут начинается самое интересное. Незамысловатые скачки в прошлое и даже временные парадоксы - это лишь вершина айсберга хронофантастики. Если время можно изменить или даже повредить, что ещё с ним можно сделать?

Парадокс на парадоксе

Путешествия во времени мы любим за путаницу. Даже простой скачок в прошлое порождает такие завихрения, как «эффект бабочки» и «парадокс дедушки», - в зависимости от того, как устроено время. Но на этом приёме можно строить куда более сложные комбинации: например, прыгнуть в прошлое не единожды, а несколько раз подряд. Так создаётся стабильная временная петля, или «день сурка».

У вас бывает дежа-вю?
- А разве ты меня об этом уже не спрашивала?

Зациклить можно один день или несколько - главное, чтобы всё заканчивалось «сбросом» всех изменений и путешествием обратно в прошлое. Если мы имеем дело с линейным и неизменным временем, такие петли сами возникают из причинно-следственных парадоксов: герой получает записку, отправляется в прошлое, пишет эту записку, отправляет самому себе… Если же время каждый раз переписывается или порождает параллельные миры, получается идеальная ловушка: человек раз за разом переживает одни и те же события, но любые изменения всё равно заканчиваются сбросом на исходную позицию.

Чаще всего такие сюжеты посвящены попыткам разгадать причину временной петли и вырваться из неё. Иногда петли завязаны на эмоции или трагические судьбы персонажей - особенно этот элемент любят в аниме («Девочка-волшебница Мадока», «Меланхолия Харухи Судзумии», «Когда плачут цикады»).

Но у «дней сурка» есть несомненный плюс: они позволяют за счёт бесконечных попыток рано или поздно добиться успеха в любом начинании. Недаром Доктор Кто, попав в такую ловушку, вспоминал легенду о птичке, которая за многие тысячи лет по крошке сточила каменную скалу, а его коллега ухитрился своими «переговорами» довести до белого каления внеземного демона! В таком случае разрушить петлю можно не геройским поступком или прозрением, а обычным упорством, - и по пути научиться паре-тройке полезных навыков, как случилось с героем «Дня сурка».

В «Грани будущего» инопланетяне используют временные петли в качестве оружия - чтобы просчитать идеальную тактику боя

Ещё один способ построить из обычных прыжков более сложную конструкцию - синхронизировать два отрезка времени. В фильме «Люди Икс: Дни минувшего будущего» и в «Разведчике времени» временной портал умели открывать только на фиксированное расстояние. Грубо говоря, в полдень воскресенья можно переместиться в полдень субботы, а час спустя - уже только в час дня. При таком ограничении в истории о путешествии в прошлое появляется элемент, которого там, казалось бы, не может быть - цейтнот! Да, можно отправиться назад и попытаться что-то исправить, но в будущем время идёт своим чередом - и герой, например, может опоздать вернуться.

Чтобы усложнить путешественнику жизнь, можно сделать прыжки во времени случайными - отобрать у него контроль над происходящим. В сериале «Остаться в живых» такая беда случилась с Десмондом, который слишком плотно взаимодействовал с временной аномалией. Но ещё в 1980-х на той же идее построили сериал «Квантовый скачок». Герой постоянно оказывался в разных телах и эпохах, но не знал, сколько продержится в этом времени, - и уж тем более не мог вернуться «домой».

Крутим время

Героиня игры Life is Strange встаёт перед трудным выбором: отменить все правки, которые она вносила в ткань времени ради спасения подруги, или погубить целый город

Второй приём, с помощью которого разнообразят путешествия во времени, - изменение скорости. Если можно промотать пару лет, чтобы оказаться в прошлом или будущем, почему бы, например, не поставить время «на паузу»?

Как показал ещё Уэллс в рассказе «Новейший ускоритель», даже замедление времени для всех, кроме себя - очень мощный инструмент, а уж если его совсем остановить, можно куда-нибудь тайно проникнуть или выиграть дуэль - причём совершенно незаметно для противника. А в веб-сериале «Червь» один супергерой умел «замораживать» предметы во времени. С помощью этого нехитрого приёма можно было, например, пустить под откос поезд, поставив у него на пути обычный лист бумаги, - ведь застывший во времени объект не может измениться или сдвинуться!

Застывшие во времени враги - это очень удобно. В шутере Quantum Break в этом можно убедиться лично

Скорость можно изменить и на отрицательную, и тогда получатся знакомые читателям Стругацких контрамоты - люди, живущие «в обратную сторону». Такое возможно только в мирах, где работает «Б-теория»: вся временная ось уже предопределена, вопрос только в том, в каком порядке мы её воспринимаем. Чтобы ещё сильнее запутать сюжет, можно запустить в разных направлениях двух путешественников во времени. Так случилось с Доктором и Ривер Сонг в сериале «Доктор Кто»: они скакали по эпохам туда-сюда, но первая (для Доктора) их встреча для Ривер была последней, вторая - предпоследней, и так далее. Чтобы избежать парадоксов, героине приходилось следить, чтобы случайно не проспойлерить Доктору его будущее. Потом, правда, порядок их встреч превратился в полную чехарду, но героям «Доктора Кто» к такому не привыкать!

Миры со «статичным» временем порождают не только контрамотов: нередко в фантастике появляются существа, которые одновременно видят все точки своего жизненного пути. Трафальмадорцы из «Бойни номер пять» благодаря этому относятся к любым злоключениям с философским смирением: для них даже смерть - всего лишь одна из многочисленных деталей общей картины. Доктор Манхэттен из « » из-за такого нечеловеческого восприятия времени отдалился от людей и ударился в фатализм. Абраксас из «Бесконечного путешествия» регулярно путался в грамматике, силясь понять, какое событие уже произошло, а какое будет завтра. А у инопланетян из рассказа Теда Чана «История твоей жизни» возник особенный язык: все, кто его выучил, тоже начинали одновременно видеть прошлое, настоящее и будущее.

Фильм «Прибытие», снятый по мотивам «Истории твоей жизни», начинается с флешбэков… Или нет?

Впрочем, если контрамоты или трафальмадорцы действительно путешествуют во времени, то со способностями Ртути или Флэша всё не так очевидно. Ведь на самом деле это они ускоряются относительно всех остальных - разве можно считать, что на самом деле замедляется весь мир вокруг?

Физики заметят, что теория относительности недаром называется именно так. Можно и мир ускорить, и наблюдателя замедлить - это одно и то же, вопрос только в том, что взять за точку отсчёта. А биологи скажут, что никакой фантастики здесь нет, ведь время - понятие субъективное. Обычная муха тоже видит мир «в слоу-мо» - так быстро её мозг обрабатывает сигналы. Но можно не ограничиваться мухой или Флэшем, ведь в некоторых хронооперах существуют параллельные миры. Кто мешает пустить в них время с разной скоростью - или даже в разные стороны?

Известный пример такого приёма - «Хроники Нарнии», где формально путешествий во времени нет. Но время в Нарнии течёт куда быстрее, чем на Земле, поэтому одни и те же герои попадают в разные эпохи - и наблюдают историю сказочной страны от её создания до падения. А вот в комиксе Homestuck, который, пожалуй, можно назвать самой запутанной историей о путешествиях во времени и параллельных мирах, два мира запустили в разных направлениях - и при контактах между этими вселенными возникала та же неразбериха, что у Доктора с Ривер Сонг.

Если циферблаты ещё не изобрели, песочные часы тоже сойдут («Принц Персии»)

Убить время

На основе любого из этих приёмов можно написать рассказ, от которого даже у Уэллса затрещала бы голова. Но современные авторы с удовольствием пользуются всей палитрой сразу, завязывая в клубок временные петли и параллельные миры. Парадоксы при таком подходе накапливаются пачками. Даже при одном прыжке в прошлое путешественник может ненароком убить своего дедушку и исчезнуть из реальности - а то и стать собственным отцом. Пожалуй, лучше всех над «парадоксом причинности» поиздевался в рассказе «Все вы, зомби», где герой оказывается сам себе и папой, и мамой.

По рассказу «Все вы, зомби» снят фильм «Патруль времени» (2014). Практически все его персонажи - это один и тот же человек

Само собой, парадоксы надо как-то разрешать, - поэтому в мирах с линейным временем оно часто восстанавливается само, по воле судьбы. Например, почти все начинающие путешественники первым делом решают убить Гитлера. В мирах, где время можно переписывать, он погибнет (но по закону подлости получившийся мир будет ещё хуже). У Асприна в «Разведчиках времени» покушение провалится: либо пистолет заклинит, либо ещё что-нибудь произойдёт.

А в мирах, где фатализм не в почёте, приходится следить за сохранностью прошлого самостоятельно: для таких случаев создают специальную «полицию времени», которая отлавливает путешественников, пока они не натворили бед. В фильме «Петля времени» роль такой полиции взяла на себя мафия: прошлое для них - слишком ценный ресурс, чтобы позволять кому-то его портить.

Если нет ни судьбы, ни хронополицейских, путешественники рискуют попросту сломать время. В лучшем случае получится как в цикле Джаспера Ффорде «Четверг Нонетот», где полиция времени доигралась до того, что случайно отменила само изобретение путешествий во времени. В худшем - разрушится ткань реальности.

Как не раз показывали в «Докторе Кто», время - вещь хрупкая: от одного взрыва могут пойти трещины в мироздании по всем эпохам, а из-за попытки переписать «фиксированную точку» может схлопнуться и прошлое, и будущее. В Homestuck после подобного инцидента мир пришлось пересоздавать заново, а в все эпохи смешались воедино, из-за чего события книг теперь невозможно соединить в непротиворечивую хронологию… Ну а в манге Tsubasa: Reservoir Chronicle стёртому из реальности сыну собственного клона пришлось заменить себя новым человеком, чтобы в уже случившихся событиях было хоть какое-то действующее лицо.

Некоторые герои мультиверсума Tsubasa существуют минимум в трёх воплощениях и происходят из других произведений той же студии

Любимое развлечение фанатов - рисовать для самых запутанных произведений хронологии

Звучит безумно? Но за такое безумие мы и любим путешествия во времени - они раздвигают границы логики. Когда-то, должно быть, и обычный скачок в прошлое мог свести непривычного читателя с ума. Сейчас же хронофантастика по-настоящему сияет на длинных дистанциях, когда авторам есть где развернуться, а временные петли и парадоксы наслаиваются друг на друга, порождая самые невообразимые комбинации.

Увы, часто бывает, что конструкция складывается под собственным весом: либо скачков во времени становится слишком много, чтобы был смысл за ними следить, либо авторы на ходу меняют правила вселенной. Сколько раз уже Скайнет переписывал прошлое? И кто сейчас сможет сказать, по каким правилам работает время в «Докторе Кто»?

Зато, если хронофантастика при всех своих парадоксах получается стройной и внутренне непротиворечивой, она запоминается надолго. Именно этим подкупают BioShock Infinite, Tsubasa: Reservoir Chronicle или Homestuck. Чем сложнее и запутаннее сюжет, тем более сильное впечатление остаётся у тех, кто добрался до конца и сумел окинуть взглядом сразу всё полотно.

* * *

Путешествия во времени, параллельные миры и переписывание реальности неразрывно связаны, поэтому сейчас без них не обходится почти ни одно фантастическое произведение - будь то фэнтези наподобие «Игры престолов» или научно-фантастическое исследование новейших теорий физики, как в «Интерстелларе». Мало какой сюжет даёт такой же простор для воображения - ведь в истории, где любое событие можно отменить или повторить несколько раз, возможно всё. При этом элементы, из которых складываются все эти истории, довольно просты.

Похоже, за последние сто лет авторы сделали со временем всё, что только возможно: пускали вперёд, назад, по кругу, в один поток и в несколько… Поэтому лучшие из таких историй, как и во всех жанрах, держатся на персонажах: на пришедшей ещё из древнегреческих трагедий теме борьбы с судьбой, на попытках исправить собственные ошибки и на тяжёлом выборе между разными ветками событий. Но как бы ни скакала хронология, история всё равно будет развиваться только в одном направлении - в том, которое интереснее всего зрителям и читателям.

Чтобы попасть и в прошлое, и в будущее. Хотя многие имеют дерзость не согласиться со светочем и предлагают свои теории. Впрочем, они все сомнительные, потому как не были протестированы; документального подтверждения их успешности нет, да и сами ученые не уверены. Все знают, что это возможно, только не определились, каким способом.

Да и вообще, затея перемещаться во времени – вещь весьма странная. Сколько временных коллапсов нас ждет, плюс появление альтернативных вселенных, в которых мы будем путаться, как психбольные в смирительных рубашках. Да и стоит ли ездить в прошлое, если по возвращении на Землю пройдет 6000 земных лет, тогда как путешествие занимало не больше дня? Разберитесь с настоящим, прежде чем портить прошлое. В конце концов, если бы не было Гитлера и Второй мировой, то большая часть наших дедушек и бабушек вряд ли бы женились друг на друге. Бывали всякие ситуации, романы на фронте и эвакуации. Да и выбора особо не было. Ну да бог с ним, речь не об этом. Речь о том, что в Библии не написано.

1. Пробей будущее лбом

Вот самая примитивная из всех теорий: нужно бежать так быстро, пока не добежишь и не пробьешь лбом будущее. И что самое странное: по сути это утверждение абсолютно верно. Чем быстрее ты шагаешь, тем дальше залетишь.

Этому было посвящено немало опытов. Например, в 1971 был проведен эксперимент. Чтобы не углубляться в техническую составляющую, скажем кратко: исследовательская группа летала вокруг Земли до тех пор, пока не произошло путешествие во времени. Нет, по-настоящему. Они загрузили в самолет атомные часы и полетели на восток, пока не вернулись в то место, откуда начали. Когда исследователи приземлились, часы на Земле опережали на 60 наносекунд часы самолетные. Иными словами, часы в самолете были эффектно перенесены на 60 наносекунд в будущее. Затем исследователи полетели в другом направлении. На этот раз часы авиационные на 270 наносекунд опережали земные.

Это объясняется тем, что часы на Земле не были стационарными, ибо находились на вращающейся поверхности планеты. Часы в самолете, который летел на запад, шли медленнее, так что по сравнению с ними на Земле все замедлялось. Получается, знаменитая сцена, где Супермен летает вокруг Земли и поворачивает время вспять, - всего лишь плод больного мозга сценариста.

Кстати, считай, что этот тип путешествия во времени у нас в кармане. Твой телефон подключен к GPS-спутникам, которые приходится корректировать под замедление (у спутников ведь свой ход времени). Если этого не сделать, навигационная система вместо ближайшего KFC заведет тебя в крэковый притон соседней области.

Давай предположим, что уже придуман автомобиль, который на самом деле позволяет путешествовать таким образом. Мы достигаем скорости и совершаем скачок не на 60 наносекунд, а на 60 лет. Несколько минут или несколько часов вокруг планеты, и затем – бум! – светлое будущее!

Только вот сможешь ли ты жить в этом будущем, где все тебя забыли, а если и помнят, то только как мудака, который без конца крутится вокруг Земли?

2. Плотные дырявые объекты комических масштабов

Если ты видел «Интерстеллар», то суть теории должна быть понятна. Чем ты ближе к большому, плотному объекту, тем медленнее проходит время. Для тебя.

Массовые путешествия во времени уже наблюдаются. Ученые выстрелили из огромного лазера на 10000 километров вверх. Иногда у науки не остается никакого другого выхода, кроме как шмалять из мегапушки в космос. Зато эксперимент подтвердил, что время действительно двигается с разной скоростью в зависимости от расстояния до гравитации.

И что этот выстрел дал? Ничего, в очередной раз подтвердил теорию о том, что вблизи сверхмассивного объекта время течет гораздо медленнее. Ближе к Земле ход времени не так быстр, как в слоях стратосферы. Так что, если кто-то вдруг надумает использовать массу Юпитера для путешествий, то удачи. Достаточно сжать массу планеты до размера консервной банки, и тогда путешествия станут в 2 раза быстрее. И не надо лететь к , которая мало того, что сверхмассивная, так еще и является настоящей галактической машиной времени: время вокруг нее течет ну очень медленно.

Самая странная часть этой теории заключается в том, что подобное путешествие уже происходит с тобой прямо сейчас. На самом деле это происходит везде, не только в волшебных горизонтах какой-то таинственной черной дыры на другом конце галактики. Ядро Земли движется во времени медленнее, чем люди, стоящие на автобусной остановке в Махачкале. Когда ты стоишь, твоя пятая точка стареет медленнее, чем лицо (хотя лучше было бы наоборот). Нам не нужна машина, чтобы путешествовать во времени. Нам просто нужно, чтобы рядом было что-то огромное, как эго Милонова или туша Стаса Барецкого. Хотя, даже если подобная машина, использующая чудовищную массу, и будет создана, то моментально появится толпа протестующих, опасающихся космического коллапса и того, что ось Земли сместится, а Снуп Дог станет президентом.

3. Кротовые норы и трубы Красникова

Ты не можешь путешествовать в пространстве и времени быстрее скорости света, но с трубами Красникова эта проблема моментально решается. Просто прорубаешь тоннель сквозь пространство и время и шляешься туда-сюда, как по одной из тех зеленых труб в «Супер Марио». Тут тоже есть вход, выход, а главное - путешествие проходит ну очень быстро вне зависимости от расстояния, так что наскучить вряд ли успеет.

Подобные «червоточины» – это не физический объект, а искажение пространства и времени. Схематично это выглядит так: два пласта пространства прогибаются в определенном месте до тех пор, пока не соприкасаются друг с другом, как трусы, застрявшие в жопе.

Главные плюсы труб – их можно создать искусственно, а самый большой плюс – путешественник возвращается туда же точно в то время, с которого он начал путешествие. Но помни: прорубая окно к новым звездам, находящимся на расстоянии в 3000 световых лет, ты рискуешь вляпаться в межгалактическую войну.

В 1993 году профессор Веллингтонского университета Мэтт Виссер отметил, что два входа в «кротовые норы» с наведенной разницей во времени не могут быть объединены без возникновения квантового поля и гравитационных эффектов, которые приведут к коллапсу, либо отталкиванию «кротовых нор» друг от друга. Проще говоря, масса будет нарастать, что только разрушит несчастные трубы. К тому же этот способ передвижения, по сути, не нарушает так называемого универсального ограничения скорости, – предельной скорости света – потому что сам корабль не движется быстрее света. Червоточина сокращает путь не только в пространстве, но и во времени.

4. Мексиканские пузыри

Путешествовать быстрее света так же реально, как подоить самку единорога и угостить этим молоком злонравного лепрекона. Так что перестань думать об этом - это глупо и нереально.

Так все считали, пока в 90-х мексиканский ученый Мигель Алькубьерре не задумался о пузыре, сжимающем пространство прямо перед собой и расширяющем его позади себя. Все, что для этого нужно, – тонны отрицательной энергии (речь не о зависти, убийствах, апатии, речах Владимира Соловьева). Идея была чисто теоретической и даже фантастической. При существовании отрицательной энергии перемещение пузыря диаметром в 200 метров потребует энергии, эквивалентной массе Юпитера. Тут Соловьевым не обойдешься - придется Кургиняна подключать.

Однако в последние несколько лет были предложены модификации его идеи, в которой «пузырь» заменили на тор, а отрицательная энергия оказалась и вовсе не нужной. В этом случае расчеты показывают необходимость в энергии, содержащейся всего в сотнях килограмм массы. Даже был проведен эксперимент, который доказал, что пространство прекрасно искривляется и без отрицательной энергии. Но есть одна проблема: пузырь чувствительный, как девственник в первом опыте общения с женщиной, и слишком много посторонних фактов могут сбить его с цели.

5. Цилиндр в какой-то галактике

Что такое цилиндра Типлера? Где-то в космосе, примерно слева от Бетльгейзе, есть вращающийся цилиндр. Берешь корабль и счастливо едешь туда. Когда достаточно приблизишься к поверхности цилиндра (пространство вокруг него будет по большей части деформировано), нужно будет несколько раз обогнуть его и вернуться на Землю. Напоминает бурятский шаманский обряд, но с космосом всегда не все просто. Зато ты прибудешь в прошлое. Насколько далеко – зависит от того, сколько раз обогнешь цилиндр по орбите. Даже если покажется, что твое собственное время движется вперед, как обычно, пока ты огибаешь цилиндр, за пределами искаженного пространства неизбежно будешь двигаться в прошлое. Это как бежать вверх по движущемуся вниз эскалатору.

Осталось только найти этот цилиндр. Судя по всему, это что-то очень большое и длинное, как… фильмы Никиты Михалкова. Но пока их никто не видел. Ни в телескоп, ни во все остальные приборы. У космонавтов спрашивали – они тоже не видели. Цилиндр – вещь гипотетическая, выверенная из уравнений Эйнштейна, а потому никто не знает, чем это путешествие обернется.

Парадоксы путешествий во времени регулярно занимают умы не только ученых, осмысляющих возможные последствия такого перемещения (хоть и гипотетического), но и вполне далеких от науки людей. Наверняка вы не раз спорили с друзьями, что все-таки будет, если увидеть себя в прошлом - как и многие авторы фантастики, писатели и режиссеры. Сегодня в прокат как раз вышел фильм с Итаном Хоуком в главной роли «Патруль времени» по рассказу одного из лучших фантастов всех времен Роберта Хайнлайна. В этом году уже прошло с успехом несколько фильмов, касающихся темы времени вроде «Интерстеллар» или «Грани будущего». Мы решили порассуждать, какие потенциальные опасности могут ждать героев временного сай-фая, от убийства своих предшественников до расщеплений реальности.

Текст: Иван Сорокин

Парадокс убитого дедушки

Самый распространенный, а заодно и самый понятный из парадоксов, настигающих путешественника во времени. Ответ на вопрос «что случится, если в прошлом вы убьете собственного деда (отца, мать и т. п.)?» может звучать по-разному - самым популярным исходом является возникновение параллельной временной последовательности, вычеркивающей виновного из истории. В любом случае для самого темпонавта (этим словом, по аналогии с «космонавтом» и «астронавтом», иногда обозначают пилота машины времени) это не сулит совершенно ничего хорошего.

Пример в кино: Вся история о тинейджере Марти Макфлае, случайно отправившемся в 1955 год, построена на предотвращении аналога этого парадокса. Случайно покорив собственную мать, Марти начинает буквально исчезать - сначала с фотографий, а потом и из ощутимой реальности. Есть много причин, по которым первый фильм трилогии «Назад в будущее» можно считать абсолютной классикой, но одна из них - то, как аккуратно сценарий обходит идею потенциального инцеста. Конечно, по масштабности замысла этот пример вряд ли может сравниться с известным сюжетом из «Футурамы» в результате которого Фрай таки становится собственным дедом, случайно погубив того, кто должен был этим дедом стать; в итоге это событие имело последствия, отразившиеся буквально на всей вселенной мультсериала.

Вытягивание себя за волосы


Второй по распространенности сюжет в кино, связанном с путешествиями во времени: отправляясь в славное прошлое из ужасного будущего и пытаясь изменить его, герой в итоге сам становится причиной своих (или всеобщих) бед. Нечто аналогичное может происходить и в позитивном контексте: сказочный помощник, направляющий сюжет, оказывается самим героем, пришедшим из будущего и обеспечивающим верный ход событий. Эту логику развития происходящего сложно назвать парадоксом: так называемая временная петля здесь замкнута и всё происходит ровно так, как и должно быть, - но в контексте взаимодействия причины и следствия человеческий мозг всё равно не может не воспринимать эту ситуацию как парадоксальную. Назван же этот прием, как несложно догадаться, в честь барона Мюнхгаузена, вытаскивающего самого себя из болота.

Пример в кино: В космической эпопее «Интерстеллар» (осторожно, спойлер) используется огромное множество сюжетных поворотов разной степени предсказуемости, но возникновение «закрытой петли» является чуть ли не главным твистом: гуманистическое послание Кристофера Нолана о том, что любовь сильнее гравитации, получает окончательную форму только в самом конце фильма, когда оказывается, что духом книжной полки, оберегающим астрофизика в исполнении Джессики Честейн, был герой Мэттью МакКонахи, отправляющий послания в прошлое из недр черной дыры.

Парадокс имени Билла Мюррея


Сюжеты о зацикленных временных петлях какое-то время назад уже стали отдельным поджанром сай-фая о темпонавтах - как в литературе, так и в кино. Ничуть не удивительно, что почти любое такое произведение автоматически сравнивают с «Днем сурка», который с годами стал восприниматься не только как притча об экзистенциальном отчаянии и стремлении ценить жизнь, но и как занятное исследование возможностей поведения и саморазвития в крайне ограниченных условиях. Главный парадокс здесь заключается не в самом наличии петли (природа этого процесса затрагивается в подобных сюжетах далеко не всегда), а в невероятной в своем объеме памяти темпонавта (именно она способна обеспечивать какое-либо движение сюжета) и столь же невероятной инертности окружающих ко всем свидетельствам того, что положение главного героя поистине уникально.

Пример в кино: Недоброжелатели окрестили «Грань будущего» чем-то вроде «„Дня сурка“ с инопланетянами», но по факту сценарий одного из лучших фантастических фильмов года (который, кстати говоря, был сверхудачным для этого жанра) обращается со своими петлями куда деликатнее. Парадокс идеальной памяти здесь обойден в результате того, что главный герой записывает и продумывает свои ходы, взаимодействуя с другими героями, а проблема эмпатии решена за счет того, что в фильме присутствует еще один персонаж, в определенный момент обладавший подобными навыками. Кстати, и возникновение петли здесь тоже объясняется.

Обманутые ожидания


Проблема несоответствия результата ожиданиям всегда присутствует в нашей жизни - но в случае путешествий во времени она может ранить особенно сильно. Обычно этот сюжетный прием используется как воплощение пословицы «Будь осторожен в своих желаниях» и работает согласно законам Мерфи: если события могут развиваться по худшему из возможных путей, то так всё и случится. Поскольку сложно предполагать, что путешественник во времени способен заранее оценить, как будет выглядеть дерево возможных результатов его или ее действий, то у зрителя редко возникает сомнение в правдоподобности таких сюжетов.

Пример в кино: Одна из самых печальных сцен в недавнем ромкоме «Бойфренд из будущего» выглядит так: темпонавт в исполнении Донала Глисона пытается вернуться во времена до рождения своего ребенка и в итоге приходит домой к совершенно незнакомому малышу. Это удается исправить, но в результате такой коллизии герой понимает, что на его движения по временной стреле накладывается больше ограничений, чем ему казалось до того.

Аристотель со смартфоном


Этот парадокс представляет частный случай популярного научно-фантастического тропа «продвинутая технология в отсталом мире» - только в качестве «мира» здесь используется не другая планета, а наше собственное прошлое. Нетрудно догадаться, чем чревато внедрение условного пистолета в мир условных дубинок: обожествление пришельцев из будущего, разрушительное насилие, смена уклада жизни в конкретном сообществе и тому подобное.

Пример в кино: Безусловно, самым ярким примером губительного влияния подобного вторжения должна служить франшиза «Терминатор»: именно появление андроидов в США 1980-х в итоге приводит к возникновению искусственного интеллекта «Скайнет», буквально уничтожающего человечество. Более того, главный повод к созданию «Скайнет» дают протагонисты Кайл Риз и Сара Коннор, из-за действий которых основной чип Терминатора попадает в руки компании Cyberdyne, из глубин которой в итоге и выходит «Скайнет».

Тяжелая доля помнящего


Что происходит с памятью темпонавта, когда в результате его же действий меняется сама временная стрела? Гигантский в своих масштабах стресс, который неизбежно должен возникнуть в подобном случае, авторы-фантасты зачастую игнорируют, но вот неоднозначность положения героя игнорировать не получается. Вопросов здесь возникает ну очень много (и все они не имеют однозначного ответа - для адекватной проверки ответов на них нужно буквально заполучить в руки машину времени): помнит ли темпонавт все события или же только их часть? Сосуществуют ли в памяти темпонавта две параллельные вселенные? Не воспринимает ли он своих изменившихся друзей и родственников как других людей? Что будет, если подробно рассказывать людям из нового таймлайна об их аналогах в предыдущем таймлайне?

Пример в кино: Хотя бы один пример подобного состояния есть почти в любом фильме о путешествиях во времени; из недавнего сразу вспоминается Росомаха из последней серии «Людей Икс». Идея того, что в результате успеха операции герой Хью Джекмана станет единственным, кто сможет вспомнить исходное (крайне мрачное) развитие событий, озвучена в фильме несколько раз; в итоге Росомаха настолько рад снова увидеть всех своих друзей, что воспоминания, способные травмировать даже человека с адамантиевым скелетом, отходят на второй план.

Пугающий ты № 2


Нейрофизиологи довольно активно изучают то, как люди воспринимают свою внешность; важным аспектом этого является реакция на близнецов и двойников. Обычно подобные встречи характеризуются повышенным уровнем тревоги, что довольно неудивительно: мозг перестает адекватно воспринимать положение в пространстве и начинает путать внешние и внутренние сигналы. Теперь представьте, что должен чувствовать человек, видящий себя же - но другого возраста.

Пример в кино: Взаимодействие главного героя с собой же отлично обыграно в фильме Райана Джонсона «Петля времени», где молодого Джозефа Симмонса играет Джозеф Гордон-Левитт в хитром гриме, а пожилого, прибывшего из недалекого будущего - Брюс Уиллис. Когнитивный дискомфорт и невозможность наладить нормальный контакт - одна из важных тем картины.

Несбывающиеся предсказания


Ваше мнение по поводу того, являются ли подобные события парадоксальными, напрямую зависит от того, придерживаетесь ли вы лично детерминистской модели Вселенной. Если свободной воли как таковой нет, то умелый темпонавт может спокойно ставить огромные деньги на различные спортивные соревнования, предсказывать итоги выборов и церемоний наград, вкладываться в акции нужных компаний, раскрывать преступления - ну и так далее. Если же, как это обычно бывает в фильмах о путешествиях во времени, действия темпонавта всё же способны менять будущее, то функция и роль предсказаний, основанных на своеобразном инсайте пришельца из будущего, столь же неоднозначны, как и в случае тех прогнозов, что основаны исключительно на логике и прошлом опыте (то есть похожих на те, которые используются и сейчас).

Пример в кино: Несмотря на то, что в «Особом мнении» фигурируют лишь «ментальные» путешествия во времени, сюжет этого фильма служит яркой иллюстрацией для обеих моделей мироздания: и детерминистской, и учитывающей свободу воли. Сюжет вертится вокруг предсказания еще не совершенных преступлений при помощи «ясновидящих», способных визуализировать намерения потенциальных убийц (ситуация предельного детерминизма). Ближе к концу фильма оказывается, что видения всё же способны изменяться во времени - соответственно, человек в какой-то мере сам определяет свою судьбу.

Я был вчера в завтра


В большинстве главных языков мира существует несколько времен для обозначения событий, происходящих в прошлом, настоящем и будущем. Но как быть с темпонавтом, который вчера мог наблюдать гибель Солнца, а сегодня он уже находится в компании динозавров? Какие времена использовать в речи и на письме? В русском, английском, японском и многих других языках подобный функционал попросту отсутствует - а выкручиваться приходится так, что неизбежно происходит нечто комичное.

Пример в кино: «Доктор Кто», конечно же, относится к области телевидения, а не кинематографа (хотя в перечне работ, относящихся к франшизе, можно найти и несколько телевизионных фильмов), но не упомянуть сериал здесь нельзя. Путаное использование Доктором различных времен стало поводом для издевательств еще в доинтернетовские времена, а после возрождения сериала в середине нулевых авторы решили намеренно подчеркнуть эту деталь: теперь и экранный Доктор способен связать свое нелинейное восприятие времени с особенностями языка (а заодно и посмеяться над получающимися фразами).

Мультиверс


Самый фундаментальный парадокс путешествий во времени - не зря он напрямую связан с серьезной понятийной дискуссией в квантовой механике, основанной на принятии или неприятии понятия «мультиверса» (то есть совокупности множественных вселенных). Что на самом деле должно произойти в тот момент, когда вы «меняете будущее»? Остаетесь ли вы самим собой - или становитесь копией себя в ином таймлайне (а соответственно, и в иной вселенной)? Сосуществуют ли все таймлайны параллельно - так, что вы лишь перескакиваете из одного в другой? Если количество решений, меняющих ход событий, бесконечно, то бесконечно ли число параллельных вселенных? Значит ли это, что мультиверс бесконечен по своим размерам?

Пример в кино: Идея множественных параллельных таймлайнов обычно не находит адекватного отображения в кино по одной простой причине: сценаристы и режиссеры начинают бояться, что их никто не поймет. Но Шейн Кэррат, автор «Детонатора», не таков: разобраться в сюжете этого фильма, где одна нелинейность накладывается на другую, а для полного объяснения перемещений героев во времени требуется рисовать схему мультиверса с пересекающимися таймлайнами, можно только после приложения значительных усилий.

В интернете вновь и вновь всплывают сенсационные фотографии, видео и свидетельства очевидцев, которые тут же принимаются как неопровержимые доказательства существования путешественников во времени. Десять самых нелепых аргументов тех, кто пытается обосновать возможность путешествий в прошлое и будущее, собраны в этой статье.

На задней крышке этих «часов» якобы есть гравировка «Swiss»

В декабре 2008 года китайские археологи обнаружили древнее захоронение. Могила в провинции Шаньси, по их убеждению, оставалась нетронутой на протяжении 400 лет.

Прежде, чем археологам удалось вскрыть гроб, в грунте рядом с ним был обнаружен странный металлический предмет, напоминающий кольцо. При ближайшем рассмотрении оказалось, что это крошечные золотые часы, застывшие стрелки которых показывают пять минут одиннадцатого. На задней крышке находки было выгравировано слово «Swiss» («сделано в Швейцарии»). Часам такой модели никак не может быть больше ста лет. Так как же они оказались в земле над запечатанной могилой времён династии Мин (1368 - 1644 гг.)? Неужели здесь действительно замешан путешественник из будущего?

Возможно, китайским археологам просто захотелось привлечь немного внимания к своему тяжёлому и недооценённому труду, а тут как раз очень кстати нашлось обыкновенное кольцо, имеющее забавное сходство с современными часами. Осталось только сделать пару фотографий, старательно избегая ракурса, с которого будет видна заветная задняя крышка с гравировкой «Swiss», и раструбить о сенсационной находке СМИ.

Инцидент Моберли-Журден

Мария-Антуанетта, королева Франции с 1774 по 1792 год, с которой встретились путешественницы во времени из 1901 года

Сообщения о путешествиях во времени, разумеется, не ограничиваются лишь современной эпохой. Описания подобных случаев периодически встречаются на протяжении вот уже многих десятков лет. Один из них датируется 10 августа 1901 года.

Две английские учительницы, Шарлотта Моберли и Элеонора Журден, проводившие отпуск во Франции, решили посетить замок Малый Трианон, но были плохо знакомы с окрестностями Версаля. Сбившись с пути, они всё-таки добрались до места назначения… 112-ю годами ранее.

Путешественницы вспоминают, что видели женщину, вытряхивающую белую скатерть из окна, и заброшенную ферму вдалеке перед тем, как начало происходить нечто странное.

«Всё вокруг вдруг стало неестественным, неприятным, — пишет Журден. - Даже деревья стали как будто плоскими и безжизненными, словно узор на ковре. Не было ни света, ни тени, и воздух был совершенно неподвижен».

Через некоторое время Моберли и Журден столкнулись с группой людей, одетых по моде конца XVIII века, которые и показали им дорогу к дворцу. А на ступеньках дворца им встретилась сама французская королева, Мария-Антуанетта.

Каким-то образом путешественницам удалось вернуться в свою съёмную квартиру 1901 года. Взяв псевдонимы, они написали книгу о своём приключении, которая была воспринята публикой очень неоднозначно. Кто-то считал их историю мистификацией, кто-то - галлюцинацией или встречей с призраками.

Есть и более приземлённые версии: Моберли и Журден стали свидетельницами исторической реконструкции или же просто написали фантастический рассказ, вдохновившись «Машиной времени» Герберта Уэллса, вышедшей в 1895 году.

Путешествие лётчика в Шотландию будущего

Иллюстрация к фильму «Ночь, в которую мне суждено погибнуть», в котором чиновник предсказывает крушение самолёта

Жизнь маршала ВВС Великобритании Виктора Годдарда была полна странных необъяснимых случаев. Например, однажды его самолёт потерпел крушение в точности как во сне, о котором ему незадолго до этого рассказал один из его знакомых. Этот случай лёг в основу фильма «Ночь, в которую мне суждено погибнуть». А в 1975 году Годдард опубликовал фотографию, на которой якобы можно увидеть призрака.

Задолго до выхода фильма и обретения славы среди любителей мистики Годдард был обычным лётчиком ВВС, прошедшим Первую и Вторую мировые войны. Он также читал лекции по инженерному делу в колледже Иисуса в Кембридже и Имперском колледже Лондона. В 1935 году он был назначен заместителем директора по разведывательной информации министерства ВВС Великобритании. По всей видимости, британское правительство считало Годдарда полностью вменяемым человеком без малейшего намёка на паранормальность, однако в поп-культуре сложилось иное мнение.

В своей книге «Путешествия во времени: Новые перспективы» ирландский писатель Д. Х. Бреннан рассказывает о странном случае, якобы произошедшем с Годдардом, когда он в 1935 году осматривал заброшенное лётное поле недалеко от Эдинбурга. Аэродром был ветхим и полуразрушенным; из-под асфальта пробивалась трава, которую жевали местные коровы. На пути домой Годдард попал в бурю и вынужден был вернуться. На подлёте к заброшенному аэродрому он с удивлением обнаружил, что буря вдруг прекратилась, и выглянуло солнце, а сам аэродром полностью преобразился. Он был отремонтирован, по нему сновали механики в синих комбинезонах, а на взлётной полосе стояли четыре жёлтых самолёта неизвестной Годдарду модели. Садиться лётчик не стал и об увиденном никому не рассказывал. Четыре года спустя ВВС Великобритании начали красить самолёты в жёлтый, а механики стали носить синюю форму - в точности как в его видении.

Жаль, всё-таки, что Годдард не приземлился на аэродроме будущего и не привёз оттуда какой-нибудь артефакт. Тогда, возможно, было бы хоть какое-нибудь основание для того, чтобы верить его словам.

Фантазия неизвестного художника на тему того, как мог выглядеть секретный Филадельфийский эксперимент

ВМС США известны своим интересом к опасным футуристическим технологиям: от контроля над разумом и психологического оружия до роботов и путешествий во времени. Легенда о Филадельфийском эксперименте гласит, что 28 октября 1943 года они провели секретный эксперимент под кодовым названием «Проект “Радуга”», во время которого эсминец «Элдридж» должен был стать невидимым для вражеских радаров, но вместо этого отправился на 10 секунд в прошлое .

Отчёты об этом эксперименте несколько туманны, а ВМС США никогда не подтверждали, что он действительно проводился, но, разумеется, правительству США никто не верит, и слухи продолжают распространяться.

Некоторые утверждают, что эксперимент с кораблём основан на единой теории поля, разработанной Альбертом Эйнштейном. Якобы в соответствии с этой теорией вокруг корабля было создано особое электромагнитное поле, которое вызвало «сгибание» света, а вместе с ним и всего пространственно-временного континуума, из-за чего корабль стал невидимым и переместился во времени. Вот только сразу же после эксперимента об этой удивительной технологии почему-то все забыли. В том числе моряки, служившие на том эсминце, в один голос утверждающие, что всю эту историю выдумал какой-то сумасшедший.

Проект Монток

Пугающего вида радар в Монтоке наводит местных жителей на мысль, что где-то рядом проводят секретные эксперименты

И снова о секретах американского правительства, недоверие к которому в народе за последние годы только возросло из-за истории с Эдвардом Сноуденом. Проект Монтак, как и «Радуга», строго засекречен и связан с электромагнитными полями. Пугающие эксперименты, в числе которых и перемещения во времени, якобы проводятся на авиационной станции Camp Hero в городе Монток неподалёку от Нью-Йорка.

Основателем легенды считается американский писатель Престон Николс, утверждающий, что ему удалось восстановить свою память, которая была стёрта после его участия в экспериментах по перемещению во времени. По собственным словам, Николс является обладателем научной степени по парапсихологии. Своему опыту путешествий во времени он посвятил видео на YouTube и оно, надо сказать, довольно странное.

Давайте постараемся быть настолько непредвзятыми, насколько возможно при указанных выше фактах. Николс утверждает, что правительство США проводит секретные эксперименты по контролю над разумом, и это может быть правдой, если вспомнить о проекте «МК Ультра» - секретной программе ЦРУ, направленной на поиск способов манипуляции человеческим сознанием при помощи психотропных препаратов.

Вот только одно дело наркотики и методы допросов и совсем другое - электромагнитные поля и перемещения во времени. Влияние электромагнитных полей на человеческое сознание или пространственно-временной континуум пока нигде и никем не было доказано.

Большой адронный коллайдер

Большой адронный коллайдер - ускоритель частиц, построенный на границе между Францией и Швейцарией

Настоящих экспертов в адронном коллайдере очень мало. Да что там, большинство людей не могут даже правильно произнести его название. И тем не менее у всех есть своё мнение о том, чем занимаются исследователи в ЦЕРНе. Некоторые убеждены, что там строят машину времени - для чего ещё могут быть нужны все эти сложные устройства, если не для воплощения наших фантазий, навеянных фантастическими фильмами?

На сегодняшний день БАК - самая сложная экспериментальная установка в мире. Она находится на глубине 175 метров над землёй. В «кольце» ускорителя протяжённостью почти 27 тыс. метров на скорости, близкой к скорости света, сталкиваются протоны. И учёные, и пресса обеспокоены тем, что работа коллайдера может создать чёрные дыры. Однако после нескольких запусков установки ничего подобного пока не произошло, зато в 2012 году был открыт бозон Хиггса. Именно из-за него и пошёл слух о том, что БАК - первый шаг на пути к построению машины времени.

Физики Том Уэйлер и Чуй Мэн Хо из университета Вандербильта предполагают, что в будущем удастся обнаружить ещё одну частицу - синглет Хиггса, которая обладает невероятными свойствами, нарушающими причинно-следственные связи. Согласно гипотезе учёных, эта частица способна переходить в пятое измерение и перемещаться во времени в любых направлениях, в прошлое и в будущее. «Наша теория может показаться самонадеянной, - говорит Уэйлер, - но она не противоречит законам физики».

К сожалению, обычному человеку, далёкому от физики, сложно проверить, действительно ли это так. Приходится верить авторам теории на слово.

Мобильные телефоны в старых фильмах

Кажется, что эта пожилая женщина, которую можно заметить в дополнительных материалах к фильму Чарли Чаплина «Цирк», разговаривает по мобильному телефону (1928 г.)

Коллектив пользователей интернета - величайший детективный ум в истории. Пользователи Reddit расследовали взрыв в Бостоне в 2013 году, ещё одна группа добровольцев ищет мошенников в сети, а все остальные заняты поисками доказательств путешествий во времени в самых неожиданных местах. Например, на DVD-издании фильма Чарли Чаплина «Цирк» внимательные детективы нашли интересный фрагмент, который они тут же залили на YouTube. Когда в дополнительных материалах к фильму показывают толпу, собравшуюся на премьеру у Китайского театра Граумана в 1928 году, на заднем плане можно заметить женщину, разговаривающую по мобильному телефону .

Вернее, при таком качестве видео с уверенностью можно утверждать только то, что она действительно держит что-то возле уха. Историки охладили всеобщий пыл, сообщив, что это может быть одна из первых моделей слухового аппарата Siemens, но эта версия не показалась конспирологам достаточно убедительной. Они нашли ещё одно видео, на этот раз 1938 года, на котором по мобильному телефону разговаривает уже девушка, которой вряд ли мог бы понадобиться слуховой аппарат. И всё равно это не слишком убедительно. Пожалуй, нам нужно больше старых видео, на которых люди держат что-то возле уха и говорят.

А в следующем отрывке из фильма 1948 года наши современники упорно видят iPhone на 18 секунде . Вы когда-нибудь задавались вопросом, как люди ездили в каретах без GPS? Оказывается, им приходилось пользоваться смартфонами! На самом деле, актёр на видео держит обыкновенный блокнот, а интернет-детективам следует поискать что-то более убедительное.

Бессмертный Николас Кейдж

Двойник Николаса Кейджа из XIX века

Сложно представить, что кто-то может воспринимать это всерьёз, но в интернете довольно популярен поиск старинных фотографий и портретов, на которых изображены люди, похожие на современных знаменитостей. Вот, например, копия Николаса Кейджа из XIX века. Несведущие составители учебника, в котором появилась фотография, утверждают, что на ней запечатлён император Мексики Максимилиан I. Как они могли не заметить такого поразительного сходства с актёром из «Сокровища нации» и «Призрачного гонщика»?



Разумеется, этот случай далеко не первый и не единственный. Широко известны портреты Киану Ривза 1570 и 1875 годов и фотография Джона Траволты из 1860.


Киану Ривз с «двойником» из прошлого

Джон Траволта — вампир или путешественник во времени?

Мнения относительно подобных совпадений расходятся. Кто-то утверждает, что все эти актёры - бессмертные вампиры, а кто-то считает их путешественниками во времени. Сам Кейдж на шоу Дэвида Леттермана опровергнул версию о своём вампиризме, поэтому остаётся только второй вариант.

По всей видимости, в распоряжении у Голливуда есть секретная машина времени специально для того, чтобы помогать актёрам лучше готовиться к ролям в исторических фильмах. Вот только безответственные актёры воспринимают это как дополнительный отпуск: фотографируются, правят Мексикой… Ну что за люди.

Джон Тайтор

Один из чертежей Джона Тайтора, с помощью котрого он пытался объяснить устройство своей машины времени

Оказывается, в интернете можно найти не только доказательства путешествий во времени, но и самих путешественников. Сегодня, впрочем, мы все попадаем в эту категорию: стоит только заглянуть в ленту новостей на пять минут, и трёх часов как не бывало.

В начале нулевых социальные сети были не так популярны. В те времена люди общались на так называемых бордах - форумах, которые сегодня выглядят для нас довольно непривычно. Чтобы начать беседу, нужно было завести новую тему. Автором одной из популярных тем был некий Джон Тайтор, утверждавший, что он прибыл из 2036 года, и приводивший в подтверждение своих слов ряд предсказаний .

Некоторые из них были довольно размытыми, некоторые более конкретными. Тайтор утверждал, что Америка будущего оказалась на грани уничтожения из-за ядерной атаки, после чего распалась на пять регионов. Большинство других стран перестали существовать. Он также постил чертежи своей машины времени, однако никто так и не попытался по ним что-то построить. Ни одно из его предсказаний пока не сбылось.

Что тут скажешь, в интернете действительно можно быть кем угодно. Интересно, почему сегодня никто не притворяется путешественником во времени? Неужели притворяться какой-нибудь знаменитостью интереснее?

Утечка информации из будущего

Исследователь ждёт появления сообщений из будущего в интернете

И снова об интернете. Джон Тайтор и подобные ему просто не могли оставить равнодушными людей науки.

Роберт Немиров и Тереза Уилсон из Мичиганского технологического университета на протяжении нескольких лет исследуют сеть на предмет следов, которые могли оставить путешественники во времени . Для этого они при помощи особой гугломагии ищут упоминания об определённых событиях, датированные раньше, чем эти события произошли на самом деле, например, информацию о комете C/2012 S1, появившуюся до 2012 года, или словосочетание «папа римский Франциск», фигурировавшее где-либо до марта 2013 года, в котором Франциск был избран папой. Предполагается, что если путешественники во времени используют интернет для общения, то где-то должны найтись их фразы, несоответствующие своей дате. Согласитесь, идея довольно интересная. Так что же исследователям удалось найти? — спросите вы.

Ничего. В интернете нет никаких информационных следов путешественников во времени. Словно утешая тех, чьи надежды разрушили, учёные пишут: «Хотя исследование не подтвердило, что среди нас есть путешественники во времени из будущего, использующие для общения интернет, возможно также, что они просто не могут оставить никаких следов своего пребывания в прошлом, даже нематериальных. К тому же, обнаружение информации о них может быть невозможным для нас, поскольку это было бы нарушением некоторых известных на сегодняшний день законов физики. Наконец, путешественники во времени могут не хотеть, чтобы их нашли, и тщательно скрывать свои следы».

Выходит, путешественники во времени существуют, просто они невидимы, скрываются и не могут оставить никаких следов! Очень убедительно, не правда ли?

Путешествие во времени не такая уж таинственная вещь, как кажется. Теоретически, достаточно всего лишь разогнаться до скорости, превышающей скорость света, и вы окажетесь в будущем. Вот только никто пока не знает, как это сделать. Есть и ещё одна проблема: вернуться вы уже не сможете, потому что это нарушило бы причинно-следственные связи. Поэтому, как сказал Стивен Хокинг: «Путешествия во времени возможны, но бесполезны».