Биографии Характеристики Анализ

Как понять мораль басни свинья под дубом. Конспект урока на тему: И.А.Крылов "Свинья под дубом"

О неблагодарной Свинье и ее отношении к полезному Дубу расскажет детям басня «Свинья под Дубом» Крылова Ивана Андреевича.

Читать текст басни:

Свинья под Дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала;

Наевшись, выспалась под ним;

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у Дуба корни стала.

"Ведь это дереву вредит",

Ей с Дубу ворон говорит:

"Коль корни обнажишь, оно засохнуть может".-

"Пусть сохнет", говорит Свинья:

"Ничуть меня то не тревожит;

В нем проку мало вижу я;

Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,

Лишь были б желуди: ведь я от них жирею".-

"Неблагодарная!" примолвил Дуб ей тут:

"Когда бы вверх могла поднять ты рыло,

Тебе бы видно было,

Что эти желуди на мне растут".

Невежда также в ослепленье

Бранит науки и ученье,

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Мораль басни Свинья под Дубом:

Мораль басни достаточно проста – часто невежественные люди не ценят тех благ, которые проявляют полное неуважение к общечеловеческим ценностям. Они не почитают труд других людей, принимая все имеющееся в мире как должное, и не заботясь ни о чем, кроме своих потребностей.

Но такие люди забывают о том, что если источник их благ будет уничтожен, то голодная смерть ожидает и их. Это же относится и к тем, кто обесценивает плоды научно-технического прогресса, просвещения. Глупый и ленивый человек, не видящий ничего, кроме собственного носа, никогда не заметит пользы науки и знаний – он только будет пользоваться плодами тяжелого труда других людей.

Басня Крылова Свинья под дубом – оригинальный текст от автора, мораль и анализ басни. Читайте лучшие басни Крылова в этом разделе!

Басня Свинья под дубом читать

Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.

"Ведь это дереву вредит, -
Ей с Дубу Ворон говорит, -
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может".
"Пусть сохнет, - говорит Свинья, -
Ничуть меня то не тревожит,
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею".

"Неблагодарная! - примолвил Дуб ей тут, -
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут".
Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,

Мораль басни Свинья под дубом

Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Басня Свинья под дубом - анализ

Что ни говори, а Крылов умел, с только ему присущей легкостью, да ещё и в шутливой форме преподнести нам на блюдечке пороки людей во всей красе. Вот и басня Свинья под дубом не становится исключением. Кстати говоря, спорный вопрос, кто является главным героем басни. Думаете, логично предположить, что свинья? Скорее всё же дуб, лаконично объясняющий нам мораль истории. Но, рассмотрим всё по порядку. Итак, действующие лица басни:

  • Свинья, не способная увидеть ничего дальше своего носа, а тем более изменить сложившееся мнение. Свинка – образ, высмеивающий лень и невежество людей. Крылов не просто так выбрал именно это животное. Все мы знаем определенную особенность свиней – они не способны поднимать голову вверх. Именно она усиливает образ человека, не только не желающего ничего слушать и знать, но уже и не способного к этому.
  • Ворон – персонаж, пытающийся вразумить свинью по своей наивности и не понимающий, что свинка его вряд ли слушает, а если и слушает, то вряд ли слышит.
  • Дуб отражает образ мудрого человека, скорее даже старца, не пытающегося наставить на путь истинный свинью, а лишь в сердцах говорящий истину. Его устами Крылов и передает нам мораль басни Свинья под дубом.

Свинья под Дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала;

Наевшись, выспалась под ним;

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у Дуба корни стала.

«Ведь это дереву вредит»,

Ей с Дубу ворон говорит:

«Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».-

«Пусть сохнет», говорит Свинья:

«Ничуть меня то не тревожит;

В нем проку мало вижу я;

Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,

Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».-

«Неблагодарная!» примолвил Дуб ей тут:

«Когда бы вверх могла поднять ты рыло,

Тебе бы видно было,

Что эти желуди на мне растут».

Невежда также в ослепленье

Бранит науки и ученье,

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Краткое содержание

Свинья паслась под большим дубом. Ей нравились желуди, падающие с дерева. Как-то раз она стала рыть корни дуба. Ворон, который сидел на дереве, сказал ей, что это принесет вред дубу. Однако свинья в ответ сказала, что ей все равно. Потом дуб обвинил свинью в том, что она не испытывает чувства благодарности по отношению к нему. Он сделал попытку объяснить свинье, что желуди, которые она так любит, растут на дереве. Но свинья не имела возможности посмотреть вверх и посмотреть, что это действительно так. Она осталась при собственном мнении и продолжила наносить вред дубу.

Анализ басни

История создания

Басня «Свинья под дубом» была написана И. А. Крыловым около 1823 г. и впервые напечатана в газете «Северная пчела» за 1825 г.

Смысл названия

В названии заложено центральное противопоставление басни. Свинья символизирует собой жадность и невежество, дуб выступает символом вечности и мудрости.

Основная тема произведения

Основная тема произведения — осуждение слепого невежества.

Жадная Свинья живет только в свое удовольствие. Ее главная цель — побольше набить желудок. Съев упавшие с Дуба желуди и проспавшись, Свинья хочет продлить наслаждение и начинает подрывать корни Дуба. В ее глупой голове образы еды и могучего дерева никак не связаны между собой.

Грязное, невежественное животное может стать причиной гибели исполина. Дуб предлагает Свинье задрать рыло и самой убедиться, откуда она получает еду.

Проблематика

В эпоху Крылова (как, впрочем, и во все времена) находилось множество невежественных людей, резко отрицательно относившихся к знаниям и науке. Они решительно осуждали научный прогресс, объявляя его источником всевозможных бед.

По мнению автора, такие невежды напоминают неблагодарную Свинью из басни. В основе негативного отношения к знаниям лежит простая лень, стремление жить только для себя, не заботясь об остальных. Порицая науку, невежественные люди в то же время нисколько не стесняются пользоваться всеми благами научного и технического прогресса.

Композиция произведения традиционна для жанра басни: аллегорическая основная часть и финальный авторский вывод.

Мораль

На простом и наглядном примере Крылов показывает, что «плодами» научных знаний в той или иной степени пользуются все без исключения. Только самые глупые и ограниченные люди не понимают этого очевидного факта. К сожалению, есть множество примеров того, как обладающие властью невежды становились препятствием на пути развития науки. Только при условии полного искоренения невежества человечество сможет успешно продолжать свое развитие.

Басня «Свинья под Дубом » аллегорически, иносказательно обрисовывает ситуацию, в какой главное действующее лицо не понимает, где причина, а где следствие. Свинья не осознает, что желуди, которые она ест, вырастают на Дубе. Из-за собственного невежества она начинает подрывать корешки Дуба, другими словами разрушать то, что дает ей питание. О таких ситуациях в жизни говорят: «рубить сук, на котором сидишь».




Прослушайте басню

Свинья под Дубом

Свинья под Дубом


‎Свинья под Дубом вековым
Наелась жёлудей до-сыта, до-отвала;
‎Наевшись, выспалась под ним;
‎Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
‎«Ведь это дереву вредит»,
‎Ей с Дубу Ворон говорит:
«Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».—
‎«Пусть сохнет», говорит Свинья:
‎«Ничуть меня то не тревожит;
‎В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею».—
«Неблагодарная!» примолвил Дуб ей тут:
‎«Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
‎Тебе бы видно было,
‎Что эти жёлуди на мне растут».

‎Невежда также в ослепленье
‎Бранит науки и ученье,
‎И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Анализ и мораль басни Крылова
« Свинья под Дубом »
Герои басни:
Свинья — невежда, не способная заглянуть дальше своего носа.
Ворон — наивный персонаж, пытающийся открыть свинье глаза, свинья слушает его, но не слышит.
Дуб — с точки зрения свиньи, всего лишь растение, существование которого свинье глубоко безразлично, но как раз дуб — является тем, кто громогласно вещает истину.

Рассуждая о морали басни "Свинья под дубом" , следует отметить, что удивительной чертой Крылова была та легкость и шутливость, с которой он преподносил пороки людей. Такой же характер носит и эта басня. Неоднозначным становится определение главного героя. На первый взгляд – это Свинья, но скорее всего именно Дуб, объясняющий суть истории.

Среди действующих лиц басни, первым появляется образ Свиньи. Именно в ней автор подчеркивает такие качества, как невежество, неуважение к чужому труду и неблагодарность. Не зря именно это животное выбрал Крылов. Ведь свиньи анатомически не могут поднять голову.

Свинья в басне выступает ленивым и невежественным персонажем. Образ был уж очень удачен тем, что свинки действительно безумно обожают желуди, при этом у них есть привычка — рыть рыльцем землю, без причины, для удовольствия. А так же у них есть одна физиологическая особенность, у свинок особое строение тела, которое не позволяет поднимать им голову высоко вверх, т. е. в данном случае в басне аллегория подобрана, как нельзя лучше.

Это подчеркивает, как не желание что-либо слушать, так и уже не способность к этому. Следующим перед нами появляется Ворон. Он пытается вразумить Свинью и с некой наивностью предполагает, что она его услышит. И вот представляется образ Дуба. Он, как мудрец, старец, знающий истину. Дуб не пытается никого вразумлять, являясь источником питания для Свиньи-невежды.

Крылов описывает Свинью без особой благосклонности. Ее главными чертами становится глупость, ленивость, эгоистичность. Она отображает образ человека услаждающего только свое я.

«Пусть сохнет, – говорит Свинья, –

Ничуть меня то не тревожит».

Слова же истинного просветления озвучивает заботливый Ворон:

«Ведь это дереву вредит, –

Ей с Дубу Ворон говорит, –

Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».

В этой басне Крылов, с помощью удачно подобранной аллегории описывает такие человеческие пороки, как не умение и нежелание находить причинно-следственную связь. Свинья не хочет понять, что ее пища – желуди, напрямую зависят от Дуба. Опираясь на свое невежество, она подрывает корни Дуба, разрушая свой источник питания. В жизни люди часто ведут себя подобным образом. Именно о них гласит русская поговорка «Не руби сук, на котором сидишь». Сам же Иван Крылов несколько сужает в концовке мораль басни "Свинья под дубом" , призывая нас уважительно относиться к науке и учебе, напоминая, что именно их плодами мы пользуемся.

Список литературы на лето для 4-го класса


Это интересно!

Интересные факты о свиньях
Пожалуй, у свиней самая плохая репутация среди животных – мы уже привыкли ассоциировать с ними неряшливых, нечистоплотных и прожорливых человеческих существ. Однако на самом деле удивительные особенности этих животных никак не ограничиваются вышеперечисленными вещами.

Ближайший родственник одомашненной хрюшки – дикий кабан. Сегодня его можно встретить в лесах Европы и Азии, но эта встреча вряд ли будет приятной для человека: кабан очень агрессивное животное и может нанести смертельные травмы не только охотнику, но и просто случайному прохожему. В Африке кабаны исчезли, так как были полностью истреблены. Зато они успешно прижились на американских материках, куда были завезены европейцами.


Дикие свиньи играют важную роль в управлении экосистемой и сохранении биоразнообразия. Помимо того, что они взрыхляют почву в поисках корений, они распространяют семена плодовых деревьев и кустарников.

Один из подвигов мифического Геракла был посвящен ловле Псофиды – огромной и злобной дикой свиньи.

С человеком свинья «подружилась» довольно рано – практически сразу же после собаки. Произошло это естественным образом. Дикие кабаны, дабы не утруждать себя поисками пищи, подходили близко к людским селениям и лакомились посевами. Наши предки начали ловить непрошеных гостей, преимущественно молодь, и выращивать их в домашних условиях.

Древние египтяне и китайцы почитали свиней как священных животных. Считалось, что свиньи приносят в дом счастье и достаток. Поэтому и свинину в Древнем Египте и Китае редко: только по большим религиозным праздникам, когда этих животных приносили в жертву. А профессия свиновода – специалиста, работавшего при дворе правителя, - считалась одной из самых уважаемых.

Оказывается, в мире существует целый свиной остров под названием «Сау», который был обнаружен не так давно – в 2009 году. Расположен он в районе Багамских островов. На острове имеется множество источников пресной воды, а удачное его расположение не даёт ему страдать от тропических штормов. Все эти условия являются идеальными для бездельничанья свиней, которые, подобно путникам, скитаются целый день по берегам пляжа.


У свиней очень хорошее обоняние и их очень часто используют для поиска трюфелей, которые скрыты от человеческих глаз под землей. Такие грибы считаются деликатесом и стоят порядка 600 евро за 1 кг. Свиньи даже находятся на службе у полиции для поиска наркотиков.


Свиньи – животные далеко не глупые, а специальное тестирование показало, что по интеллекту они занимают 4-е место после человека, дельфина и обезьяны. Они даже играют в видеоигры лучше многих приматов, управляя джойстиком с помощью своего пятачка.


Удивительно, но кожа свиньи является идеальным материалом для практики нанесения татуировок. Бельгийский художник Вим Дельвуа занимается рисованием тату на свиной коже. Только его действия можно расценить по-разному – и как искусство, и как жестокое обращение с животными...


В Древней Индии слонов использовали в армии, в основном, против конницы. И однажды было замечено, что великаны до ужаса боятся визга свиней. Позже было принято решение выращивать слонят вместе с поросятами, чтобы первые привыкали к визгу последних с рождения.


Вопреки нам и многим представителям животного мира свиньи совсем не боятся змей. Скорее, наоборот: змеи боятся свиней. Домашние животные борются с гадами ползучими очень просто: затаптывают их, а потом с удовольствием поедают. Когда в США в изобилии плодились гремучие змеи, фермеры использовали хрюшек для защиты владений.

Для охоты на диких свиней ранее использовалась порода собак «катахула». Эти собаки и сейчас охраняют фермы и охотятся на кабанов, а в Америке даже проходят соревнования по загону ими свиней.


В том, что традиционные копилки изготавливаются в форме свиньи, «виновато» созвучие двух английских слов. Глину, из которой когда-то делались первые подобные изделия, называли «pygg». Произношение этого слова полностью совпадало с «pig». И со временем изготовители копилок стали мастерить их в форме хрюшек.
Существуют многочисленные рассказы о свиньях, которые спасли жизни людей. Например, свинья по имнеи Pru вытащила своего хозяина из болота, а другая свинья, по кличке Присцилла, спасла тонущего ребенка.

Свинья является последним из 12-ти животных китайского зодиака. Она олицетворяет, удачу, честность, счастье и мужественность.

Новорожденные поросята умеют понимать голоса своих матерей и откликаются на собственные имена, а во время кормления свинья поет своим поросятам.


Свиньи постоянно общаются друг с другом, ученые выявили более 20 вокализаций, которые свиньи используют в разных ситуациях, от ухаживания до жалоб на голод.

Клещи и блохи, как правило, никогда не бывают спутниками свиней, потому что свиная кожа слишком толстая, что бы насекомое ее смогло прокусить.

У взрослой свиньи насчитывается 44 зуба, которые растут постоянно.



Мораль басни "Свинья под дубом"

Рассуждая о морали басни "Свинья под дубом", следует отметить, что удивительной чертой Крылова была та легкость и шутливость, с которой он преподносил пороки людей. Такой же характер носит и эта басня. Неоднозначным становится определение главного героя. На первый взгляд – это Свинья, но скорее всего именно Дуб, объясняющий суть истории.
Среди действующих лиц басни, первым появляется образ Свиньи. Именно в ней автор подчеркивает такие качества, как невежество, неуважение к чужому труду и неблагодарность. Не зря именно это животное выбрал Крылов. Ведь свиньи анатомически не могут поднять голову. Это подчеркивает, как не желание что-либо слушать, так и уже не способность к этому. Следующим перед нами появляется Ворон. Он пытается вразумить Свинью и с некой наивностью предполагает, что она его услышит. И вот представляется образ Дуба. Он, как мудрец, старец, знающий истину. Дуб не пытается никого вразумлять, являясь источником питания для Свиньи-невежды.
Крылов описывает Свинью без особой благосклонности. Ее главными чертами становится глупость, ленивость, эгоистичность. Она отображает образ человека услаждающего только свое я.
Автор сталкивает истинное просветление и невежество. Невеждой выступает Свинья, не желающая понимать, что является источником ее еды:
«Пусть сохнет, – говорит Свинья, –
Ничуть меня то не тревожит».

Слова же истинного просветления озвучивает заботливый Ворон:
«Ведь это дереву вредит, –
Ей с Дубу Ворон говорит, –
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».
В этой басне Крылов, с помощью удачно подобранной аллегории описывает такие человеческие пороки, как не умение и нежелание находить причинно-следственную связь. Свинья не хочет понять, что ее пища – желуди, напрямую зависят от Дуба. Опираясь на свое невежество, она подрывает корни Дуба, разрушая свой источник питания. В жизни люди часто ведут себя подобным образом. Именно о них гласит русская поговорка «Не руби сук, на котором сидишь». Сам же Иван Крылов несколько сужает в концовке мораль басни "Свинья под дубом", призывая нас уважительно относиться к науке и учебе, напоминая, что именно их плодами мы пользуемся.