Биографии Характеристики Анализ

Как пройти практику на производстве. Цели и задачи производственной практики на предприятии

Практика – важнейшее звено этап подготовки студента. Это способ изнутри ознакомиться с производственным процессом, закрепить и применить получение в ходе обучения знания. Производственное обучение позволяет ближе познакомиться с особенностями функционирования предприятия, сформировать навыки практической работы, которые во многом отличаются от теоретических познаний. Для предприятий – это шанс пополнить свои ряды молодыми, компетентными специалистами.

Как проходит производственная практика

Прохождение производственной практике обязательно как для учащихся высших, так и профессионально-технических учебных заведений.

Не стоит рассматривать ее, как очередное не интересное задание. Мероприятие может стать началом успешной карьеры , возможностью получить рабочее место сразу после окончания учебного заведения.

Это не формальность, а уникальная возможность сориентироваться в профессии, оценить свои возможности еще на этапе окончания учебы. Поэтому из практических мероприятий нужно постараться извлечь максимальную пользу и показать себя с наилучшей стороны.

Прохождение производственной практики на предприятии предоставляет дипломнику следующие возможности:

Обычно учащиеся направляются для прохождения практики в организации, с которыми у учебного заведения существует договоренность. Основные виды деятельности компании должны соответствовать специализации студента.

Учащимся не запрещено самостоятельно выбирать базу, для осуществления практической деятельности . При согласии руководителя предприятия необходимо заручится одобрением со стороны учебного заведения.

Все организационные моменты по практике лежат на администрации ВУЗа. Кафедра должна разработать методические пособия и план ее прохождения.

На учащегося, в момент получения практического опыта, возлагаются следующие обязанности:

  1. Иметь при себе дневник и все сопроводительные материалы.
  2. Четко следовать всем указаниям закрепленного наставника.
  3. Ознакомится с внутренними инструкциями предприятия по охране труда и внутреннему распорядку. Строго их соблюдать.
  4. Следовать установленному на предприятии рабочему графику, выполнять возложенные на него обязанности и отвечать за их качественное исполнение.
  5. Отчитываться о проделанной работе.

Практикант следует индивидуальному плану с учетом особенностей каждой специальности . За период практической деятельности программа должна быть полностью выполнена. Все действия отражаются в дневнике и отчете , который необходимо защитить у руководителя. Полученные навыки оцениваются, о чем ставиться отметка в зачетной книжке.

С чего начать написание отчета

В независимости от вида практики, ее окончание закрепляется отчетом . Этот документ отражает профессиональную подготовку будущего специалиста, его деловые качества, приобретенные знания.

Качественное выполнение задания очень важно для учащегося, так как место практики подбирается в соответствии с будующей профессией. То есть студент помещается в атмосферу, соответствующую его специальности.

Отношение учащегося к поставленным задачам, его ответственность и хватка, указывают на то, как он будет себя вести при дальнейшем трудоустройстве.

Прежде чем приступать к написанию отчета, необходимо изучить все документы, касающиеся деятельности организации, нормативные акты, структуру компании . Учащийся описывает свою деятельность, не только пользуясь должностными инструкциями, а непосредственно исходя из рабочего процесса.

Молодой, качественно обученный специалист, может внести рекомендации в рабочий процесс. О своих достижениях и взглядах на работу предприятия нужно обязательно написать в отчете .

Вся информация излагается в соответствии с установленными стандартами оформления отчета. Поэтому написания документа начинается с изучения методического пособия, полученного в учебном заведении.

Методичка – это пошаговая инструкция, помогающая студенту структурно составить документ.

Выдается пособие на кафедре. Оно содержит всю информацию о целях практики и правилах оформления отчета.

На основании методички составляется план мероприятия, именно с него и начинается написание документа. Пункты плана – это цели практики. Основываясь на них, студент отбирает ключевую информацию о предприятии, анализирует рабочий процесс и вносит свои рекомендации.

Невозможно написать грамотный отчет без реального включения в рабочую деятельность. Поэтому начинать нужно с практической части, тогда написание документа не составит ни какой сложности.

Любой непонятный вопрос можно выяснить непосредственно у наставника или других сотрудников организации. За любыми разъяснениями можно обратиться к кураторам. Это закрепленный наставник на месте практики и непосредственный руководитель от учебного заведения.

Не стоит пытаться изменить структуру отчета. Она общепринята и не усложняет, а облегчает написание документа.

Структура документа

Следуя методическим указаниям, студент обязан ежедневно вести дневник. В нем отражаются ежедневные действия учащегося:

  • по сбору информации;
  • деятельности на рабочем месте;
  • о типе выполняемой работы;
  • о достижениях, полученном опыте.

Наставник от организации должен завизировать дневник после окончания прохождения производственной практики. Если это предусмотрено программой, руководитель может давать студенту практические задания и по результатам их выполнения выставлять в дневнике оценки и свои замечания.

Дневник – это неотъемлемая часть отчета по практике. Без него задание не принимается на проверку.

Структура документа формируется исходя из методического пособия.

Для высших учебных заведений не запрещена разработка индивидуальной программы отчета по практике. Если ВУЗ использует общепринятую систему, то структура отчета по производственной практике выглядит следующим образом:

  1. Титульный лист.
  2. Содержание.
  3. Введение.
  4. Основная часть.
  5. Заключение.
  6. Приложения.

В зависимости от вида практики могут наблюдаться незначительные различия в структуре.

Каждое учебное заведение имеет стандартное оформление титульного листа. В него в определенном порядке вноситься следующая обязательная информация:

  • наименование вуза;
  • кафедра, специальность, курс, группа и тому подобное;
  • тема отчета и его вид;
  • ссылка на руководителя практики;
  • фамилия, имя отчество студента;
  • место расположения учебного заведения;
  • год сдачи документа.

Изменение названий пунктов плана или перенос их на другие страницы не соответствующие содержанию, запрещен.

Введение формируется из методического пособия. В нем излагаются практические цели и задачи, которые должен был выполнить студент. Описывается место осуществления практической деятельности.

Основная часть содержит два подраздела:

  • теоретический;
  • практический.

Практическая часть начинается с описания технико-экономических показателей предприятия, на котором находился учащийся. Описывается его структура, нормативная документация. Далее следует раздел с расчетами, описанием выполняемых вузовцем функциональных задач.

Заключение – самый важный раздел отчета. В нем учащийся может сделать выводы о проделанной работе, подвести итоговый анализ деятельности организации , описать свои достижения на месте и внести рекомендации для улучшения работы организации в целом или на отдельном участке.

Приложение. Это завершающий раздел документа. При написании основного текста, учащийся мог ссылаться на различные приложения. Они оформляются списком. Начальное по порядку то, на которое идет первая ссылка.

Полноценный отчет по практике должен содержать следующие документы:

  1. Направление на практику (Это документ выдается вузов и заверяется подписью и печатью организации, принявшей студента на практику).
  2. Дневник прохождения практики. (Без подписи и печати предприятия считается недействительным).
  3. Договор на прохождение производственной практики.
  4. План производственной практики (четко разбивается по дням и тематике).
  5. Характеристика или отзыв, написанный наставником от предприятия. Обязательно заверяется подписью и печатью организации.
  6. Отчет о прохождении производственной практики, оформленный в соответствии требованиями учебного заведения.

Данный перечень распространяется на все виды практики и стандартно применяется во всех учебных заведениях.

Виды практики и особенности отчетов после них

В высших учебных заведениях предусмотрено трехразовое прохождение практики. Первые задания появляются уже на первом курсе. Необходимыми для вузовца являются следующие виды практической деятельности:

  1. Учебная.
  2. Производственная.
  3. Преддипломная.

Перед мероприятием руководитель обязан донести до студентов основные моменты обучающего процесса, объяснить смысл и сформулировать ключевые задачи. Каждый вид практики имеет свои определенные особенности и график выполнения.

Учебная

Получить опыт учебной практики студенты могут уже после первого или второго семестра обучения. Программа практических заданий разрабатывается каждым ВУЗом индивидуально. При этом учащиеся не обязательно направляются на какое-нибудь предприятие. Занятия могут проводиться на территории обучающего заведения, в его мастерских или лабораториях.

Учебная практика имеет несколько форм:

  • экскурсия. Будущие специалисты посещают предприятие, наблюдают за процессом производства;
  • самостоятельное ознакомление. Учащимся разрешается индивидуальное посещение организации, общение с персоналом;
  • практические занятия. Могут проводиться как в учебном заведении, так и на предприятии.

Ее основная цель – выработать практический опыт и закрепить изученный теоретический материал.

Производственная

Она организуется на третьем, четвертом курсе . Основная цель задания – позволить студенту изучить особенности, выбранной им профессии на реальном рабочем месте . Там учащийся прикрепляется к наставнику, который контролирует его деятельность, помогает изучить рабочий процесс изнутри.

Вузовец должен стать помощником ведущего специалиста, например ассистентом товароведа или менеджера по персоналу.

Преддипломная

Этот вид практики предусмотрен перед защитой дипломного проекта . Он завершает этап обучения студента.

Цель – получить информацию для написания дипломного проекта, зарекомендовать себя как молодого специалиста и получить навыки трудового общения.

Между учебной и производственной практикой существуют существенные методические отличия. В первом случае студент знакомится с общим процессом, во втором – непосредственно принимает в нем участие . Следовательно, отчет по учебной практике не будет содержать практического раздела.

Разница между дипломной и производственной практикой не настолько существенна. Преддипломная практика – подведение итога, толчок в успешную профессиональную деятельность.

Защита

Когда практика завершена и полностью описана в отчете, необходимо подготовиться к его защите. Студенту, который самостоятельно готовил документ и действительно находился на практике, это сделать будет совершенно не сложно .

Ему даже не придется ничего учить или запоминать. Полученный практический опыт, сбор и обработка полученной информации надолго сохранятся в памяти . Вузовцу необходимо хорошо ориентироваться в собственном отчете, чтобы в случае необходимости посмотреть нужную информацию.

Перед защитой стоит подготовить выступление. Сформулировать грамотный доклад устное изложение, которого не займет более 15 минут . Он должен содержать ключевые моменты отчета, изложенные в деловом стиле.

Полное и конкретное изложение информации позволит свести к минимуму вопросы, задаваемые комиссией.

Часто для защиты документа требуется подготовить небольшую презентацию . Она состоит из нескольких слайдов, которые составит совершенно не сложно. Можно подготовить другую наглядную информацию. Таблицы, графики, списки и формулы в наглядном изображении помогают лучше воспринимать информацию.

Хорошо написанный отчет не является гарантий получения отличной оценки . Внешний вид, поставленная речь, интересная презентация и грамотный доклад являются залогом успешной защиты отчета.

Учебные заведения предъявляют к студентам серьезные требования. Но если к работе подойти внимательно и ответственно, изучить и выполнить все методические рекомендации, составление отчета по практике не покажется очень сложным заданием.

В данном видео наглядно о правилах оформления отчета по производственной практике.

– это практическая часть образовательного процесса в высшем или среднеспециальном учебном заведении, происходящая в организациях в режиме реальной рабочей деятельности. Практика призвана закрепить полученные теоретические знания и навыки, необходимые для присвоения квалификации и итоговой аттестации учащегося как специалиста. Итоги производственной практики оцениваются согласно нормам, принятым в учебном заведении, и вписываются в учебный процесс.

Студенту

Производственная практика для студента часто становится отправной точкой его профессиональной карьеры. Наиболее распространенная ошибка учащихся – это формальное отношение к процессу прохождении практики, как к еще одному учебному заданию. Чтобы извлечь из практики максимум пользы, необходимо иметь правильный настрой и понимать, что это уникальная возможность «прощупать почву», находясь при этом еще под крылом своего образовательного учреждения. Значительно сэкономив таким образом время и силы, вы не будете делать лишних движений по окончании вуза и будете точно знать, куда идти дальше.

Какие возможности дает практика студенту:

    закрепить теоретические знания;

    применить знания и навыки на практике;

    сориентироваться в реальном рабочем процессе и увидеть подводные камни выбранной специальности, которые не видны в теории;

    непосредственно контактировать с профессиональным сообществом;

    получить навык поиска работы и общения с работодателем;

    получить опыта взаимодействия с опытным профессионалом-наставником;

    как можно раньше понять, что специальность или даже область выбраны неверно и не соответствуют вашим требованиям к профессии;

    сориентироваться в профессии и определиться ;

    «прощупать» рынок и понять, что востребовано и чему еще нужно подучиться;

    подыскать себе рабочее место, подходящее для старта карьеры;

    получить начальный опыт, которого так не хватает молодым специалистам при устройстве на работу после обучения, и сделать свою первую запись в трудовой книжке;

    добиться первых успехов и проявить способности в выбранной специальности перед будущим работодателем.

Студенты проходят производственную практику на старших курсах вузов, когда уже выбрана специальность, и обычно тема практики соотносится со знаниями и навыками, полученными в семестре. Практика проходит на базах реальных предприятий, с которыми у вуза есть предварительная договоренность. Направление деятельности организации должно соответствовать специализации студента. Учащийся имеет право выбрать подходящую ему базу практики, а вуз должен предоставить список возможных вариантов. Если студент уже работает по профилю, то он имеет право проходить практику по месту настоящей работы.

Во время практики студент должен вести дневник, который подписывается руководителем его практики. По окончании практики ее итоги оцениваются наравне с экзаменами и зачетами и отмечаются в зачетной книжке. Также работу студента оценивает руководство практической базы, на которой он трудился, и выдает характеристику. Направление производственной практики может быть технологическим (непосредственно практическая работа, приобретение навыков) и научно-исследовательским или преддипломным (проведение научных исследований на практическом материале).

Правовая сторона вопроса должна быть определена в нормативных документах университета, а также регулируется соответствующими статьями ТК РФ. Продолжительность рабочего дня студента-практиканта от 16 до 18 лет должна составлять не более 36 часов в неделю (ст.92 ТК РФ) и в возрасте от 18 лет не более 40 часов в неделю (ст.91 ТК РФ). В период прохождения практики на студентов распространяются правила внутреннего распорядка, принятые в организации, и общие правила охраны труда. В случае, если практикант на время практики принят в штат, то он получает все права работника: право на получение зарплаты, право на оплачиваемый отпуск, на пособие по нетрудоспособности и т.д. Также на него возлагаются соответствующие работнику обязанности.

Работодателю

Несмотря на то, что студенты-практиканты – довольно хлопотное дело для организации, в производственной практике есть неоспоримые плюсы и для компании. Становясь базой практики и взаимодействуя с профильным образовательным учреждением, организация получает возможность:

    «воспитать» молодых специалистов под себя, обучая их в соответствии с необходимыми именно вашей организации требованиями и спецификой;

    скорректировать образовательные программы профильных вузов, взаимодействуя с ними.

Правовая сторона процесса оформления практиканта имеет ряд трудностей, которые, впрочем, вполне преодолимы. Основная загвоздка для кадровиков – это отсутствие статьи, четко регламентирующей принятие практиканта на работу. Понятие договора между студентом и организацией на случай прохождения практики отсутствует в принципе. В этой ситуации есть два варианта действий.

1. Заключение трудового договора с практикантом. В случае производственной практики и при наличии в компании соответствующего вакантного места студент принимается в штат на основании срочного трудового договора и вступает с организацией в трудовые отношения. Обоснование заключения договора можно сформулировать согласно статье 59 ТК РФ примерно так: «Трудовой договор заключается на время прохождения производственной практики». Если для студента это первое официальное трудоустройство, то ему необходимо завести трудовую книжку и свидетельство пенсионного страхования (статья 65 ТК РФ). С момента заключения договора практикант наделяется всеми соответствующими правами и обязанностями полноправного работника.

2. Оформление практиканта без зачисления в штат. В случае, если в договоре между образовательным учреждением и работодателем изначально прописано, что студенты проходят практику без официального трудоустройств, и если отсутствуют вакантные места, то Тогда студент не получает конкретную трудовую функцию, а находится на практике больше ознакомительно, не несет ответственность подобно работнику. Однако, правила внутреннего распорядка, действующие на предприятии, и правила охраны труда на него распространяются. Для зачисления студентов на предприятие издается приказ, в котором прописываются все необходимые подробности (имена студентов, сроки и цели практики, порядок прохождения, ответственный наставник и пр.).

Если студент уже работает, и профиль его работы соответствует специальности, на которую он обучается, то он может проходить практику по месту своей работы, предоставив в вуз соответствующую справку.

Таким образом, производственная практика является взаимовыгодным мероприятием, как для студентов, так и для работодателей, помогая им познакомиться друг с другом и начать профессиональное взаимодействие.

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

Производственная практика является частью учебного плана. Цели и задачи практики могут различаться в зависимости от специальности обучающего, и, обычно, фиксируются в программе, разработанной ВУЗом. В статье мы привели общие цели и задачи производственной практики, которые актуальны для каждой специальности.

Цели производственной практики

Студент направляется на практику с определенной целью, которая способствует получению дополнительных знаний.

Цель практики – повышение качества подготовки выпускников за счет ознакомления с профессией, закрепления навыков, полученных на лекциях. Студент знакомится с реальной практической деятельностью организации, что позволяет ему лучше ориентироваться в профессии. Производственная практики является отличной основой для будущей работы по специальности.

По окончанию практики студент оформляет отчет , в котором излагает информацию о деятельности организации, анализирует ее. На основе этой информации в дальнейшем пишется дипломная работа.

Задачи производственной практики

Задачи практики – это ряд вопросов, с которыми студент сталкивается на производстве.

Достижению основной цели практики способствуют следующие задачи:

  • изучение специфики деятельности организации;
  • знакомство с графиком работы организации, ее структурными подразделениями;
  • знакомство с инструкцией по технике безопасности;
  • формирование профессиональных навыков в конкретной профессиональной области;
  • приобретение опыта работы по специальности;
  • приобретение опыта работы в коллективе;
  • выполнение требований и действий, предусмотренных программой производственной практики и заданий руководителя;
  • выявление недостатков в работе организации и перспектив ее функционирования;
  • разработка предложений по устранению недостатков и совершенствованию деятельности организации.

Что достигается благодаря прохождению производственной практики

В результате производственной практики студент определяет уровень собственной подготовки к профессиональной деятельности. Цели и задачи практики студент указывает в своем отчете. Отчет о практике отражает уровень знаний студента и его способность справляться с профессиональной деятельностью.

Следует помнить, что составлять отчет необходимо во время практики. Далее отчет сдается руководителю практики от предприятия, который, в свою очередь, делает замечания или дает рекомендации, и подписывает отчет. Преподаватели кафедры знакомятся с представленным на проверку отчетом и с отзывом руководителя по практике со стороны предприятия. Студенту отводится время для защиты отчета, где он рассказывает о сроках прохождения практики, о видах выполняемых на предприятии работ и собранных материалах. На основе отчета и его защиты выставляется оценка за производственную практику.

Таким образом, производственная практика, имея своей целью углубление знаний студентов, является важнейшим этапом процесса обучения. Прохождение практики позволяет получить полноценное и качественное высшее образование с перспективой дальнейшего трудоустройства по специальности.

Цели и задачи производственной практики на предприятии обновлено: Февраль 15, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Практика студентов является обязательной составной частью процесса подготовки специалистов в высших учебных заведениях и проводится на оснащенных соответствующим образом базах практики высших учебных заведений, а также на современных предприятиях и в организациях различных отраслей хозяйства, образования, здравоохранения, культуры, торговли и государственного управления. Согласно учебным планам высших учебных заведений сроки профессиональной практики составляют 20-25% всего учебного времени. Организация практической подготовки студентов регламентируется Положениями о проведении практики студентов высших учебных заведений.

Ответственность за организацию и осуществление практической подготовки студентов возложена непосредственно на руководителей высших учебных заведений. Учебно-методическое руководство и выполнение программ практики обеспечивают соответствующие кафедры (предметные или цикловые комиссии). Общую организацию практики студентов и контроль за ее проведением осуществляет руководитель практики. К руководству практикой привлекают также опытных преподавателей и специалистов по определенной профессии, работающих в организации, где проходит практика.

Важным вопросом в практической подготовке будущих специалистов является обеспечение ее непрерывности и последовательности в приобретении необходимого объема практических знаний, умений и навыков в соответствии с разных квалификационных уровней: бакалавр - магистр.

В высших учебных заведениях студенты проходят учебную, учебно-производственную и производственную практику. Учебная практика имеет целью углубить и закрепить теоретические знания студентов, выработать навыки практической и исследовательской работы, ознакомить с современным оборудованием. Ее проводят на младших курсах, как правило, в мастерских, лабораториях, на различных учебных полигонах, в учебно-опытных хозяйствах, в клиниках и других учебно-вспомогательных подразделениях высших учебных заведений. Формы проведения учебной практики могут быть разными: экскурсия на предприятие или в учреждение, самостоятельное изучение их деятельности путем наблюдения или бесед с работниками, практическая работа на производстве на рабочем месте и т.

Учебно-производственная практика имеет своей задачей ознакомить студента с его будущей специальности путем выполнения обязанностей дублера, помощника специалиста. Это позволяет глубже проникнуть в содержание и технологию будущей профессиональной деятельности.

Производственную практику проходят студенты старших курсов. В процессе этой практики они выполняют по специальности весь цикл основных работ, находясь на рабочих местах, изучая значительную по объему участок производства и приобретая навыки организования, управления и контроля. Во время преддипломной практики студенты готовят материалы к дипломному проекту или дипломной работы.

Студент во время производственной практики должен:

Выполнять задания, предусмотренные программой практики и планом-графиком прохождения практики;

Подчиняться действующим на предприятии, в учреждении, организации правилам внутреннего распорядка;

Изучить и строго соблюдать правила охраны труда и производственной санитарии;

Нести ответственность за выполненную работу и ее результаты наравне со штатными работниками;

Вести дневник практики, куда следует систематически записывать проведенной работе;

Предоставить руководителю практики письменный отчет о выполнении всех заданий и сдать отчет о практике.

С целью более глубокого ознакомления практикантов с производством организуют экскурсии на предприятие или в учреждение, которые завершаются обобщающими беседами с руководителями. Во время производственной практики специалисты-производственники читают лекции по вопросам, которые касаются специфики вида производства и новых достижений техники, а также по вопросам экономики организации и управления на основе опыта предприятия.

Руководство по месту производственной практики возлагается на квалифицированных специалистов производства. Преподаватели, предназначенные руководителями производственной практики, заранее составляют и согласовывают ее программу с руководителями производства, при этом обращая особое внимание на график движения практикантов на рабочих местах в соответствии с требованиями программы.

В обязанности руководителя практики от учебного заведения относятся:

До начала практики выехать на предприятие для организации необходимой подготовки к приезду студентов-практикантов;

Объяснить смысл специальности, ее особенности и значение для предприятия;

Разработать план-график прохождения практики;

Создать условия для проведения всех организационных мероприятий перед приходом студентов на практику (инструктаж о порядке прохождения практики, по технике безопасности и режима работы предприятия);

Обеспечить высокое качество прохождения практики студентами и соответствие ее учебным планам и программам;

Организовать, опираясь на учебные планы и программы, на базах практик совместно с руководителями практики от предприятия лекции и семинары по экономике, технологии, стандартизации, правовым вопросам;

Осуществлять контроль за обеспечением нормальных условий труда студентов, проведением им обязательных инструкций по охране труда;

Контролировать соблюдение практикантами правил внутреннего распорядка;

Рассмотреть отчеты студентов по практике, написать отзывы об их работе и представить председателю методической комиссии письменный отчет о проведении практики вместе с замечаниями и предложениями по совершенствованию практической подготовки студентов.

В свою очередь руководитель производственной практики от предприятия обязан:

Организовать прохождение практики закрепленных за ним студентов вместе с руководителем практики от учебного заведения;

Ознакомить студентов с организацией работ на конкретных рабочих местах;

Осуществлять постоянный контроль за работой практикантов, помогать им правильно выполнять все задания на рабочем месте, консультировать по производственным вопросам;

Научить студентов-практикантов безопасным методам работы;

Контролировать ведение дневников, подготовку отчетов и составить на студентов-практикантов характеристики, содержащие данные о выполнении программ практики и индивидуальных заданий, отношение студентов к работе.

По окончании производственной практики студенты составляют и сдают отчеты о выполнении программы практики. К отчету добавляют различные технические материалы: рисунки, чертежи, фотографии, схемы, таблицы, образцы материалов, изделий. Руководитель производственной практики проверяет отчет, после чего практикант составляет зачет, чаще всего в форме защиты отчета в комиссии по месту практики или в высшем учебном заведении. Зачет оценивается по четырехбалльной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно), при этом учитывается характеристика и оценка работы студента руководителем практики от предприятия. В случае неудовлетворительной оценки производственной практики назначается повторное ее прохождение в индивидуальном порядке.

Все виды практики начинаются Установочная конференция, на которых ответственный за практику преподаватель и представители кафедр разъясняют студентам задачи практики, график и объекты ее проведения, распределение по ним групп студентов и закрепления консультантов-представителей кафедр и производства. Завершается производственная практика также конференцией, на которой студенты обмениваются опытом. Руководители практики, представители кафедр и производства указывают на пути совершенствования ее прохождения и профессиональной подготовки студентов.

Не секрет, что даже грамотно выстроенная теоретическая подготовка не способна заменить навыки и знания, полученные в результате реальной деятельности, наработанные методом проб и ошибок. Чтобы повысить квалификацию выпускников и их ценность на рынке труда, организуется практика на предприятии для студентов. Обязанность ее проведения регламентирована законодательно, а правила и способы осуществления прописывает учебное заведение исходя из особенностей реализуемых образовательных программ.

Тонкости организации практической подготовки учащихся вузов прописываются в Положении о практике, принятом приказом Минобразования № 1154 от 2003 года. Документ защищает законные интересы студентов и право на получение качественной теоретической и практической базы. В нем выделены следующие моменты, которым должно отвечать оформление производственной практики:

  • На время ее прохождения студентам обязательно выплачивается стипендия. Неважно, получают ли они зарплату на месте временного трудоустройства.
  • Практика организуется на основании договоров, заключаемых вузами, колледжами и техникумами, с компаниями определенного рода деятельности и отраслевой направленности.
  • Если прохождение практики подразумевает выезд из региона, где находится учебное заведение, вуз обязан возместить своему ученику полную стоимость билетов туда и обратно и выплатить за дни отсутствия командировочные в размере 50% от нормы, установленной законодательно для работников предприятий.

«Правила игры» для колледжей и техникумов, организующих практику, устанавливаются Приказом Минобразования №1991 от 1999 года. Они аналогичны принципам, действующим для вузов.

Чем отличается учебная практика от производственной?

Практика, организуемая для упрочения и углубления теоретических познаний, возможна в трех форматах:

  • Учебная – имеет целью упрочить теоретическую базу, полученную учащимися, привить навыки самостоятельной и исследовательской работы, познакомить с современным оборудованием. Такие программы разрабатываются для студентов младших курсов. Основные мероприятия для их реализации – экскурсии на производство, наблюдение за работой компании, консультации у ее специалистов, практическая деятельность на рабочем месте.
  • Учебно-производственная – чаще всего проводится на 3-4 курсе. Ее цель – познакомить учащегося с содержанием будущей профессии. Для этого он отправляется на предприятие, где выполняет роль помощника основного специалиста (например, помощник бухгалтера, ассистент маркетолога и т.д.).
  • Производственная – предназначена для студентов старших курсов. Они полностью вливаются в работу на конкретном участке в рамках выбранной специальности, учатся управлению и контролю согласно составленному заранее плану и графику. Знания и навыки, полученные в ходе практики, в дальнейшем могут использоваться при написании дипломной работы.

Как правило, любой вид практики предваряется встречей-конференцией с руководителем, на которой до сведения учащихся доводится назначение предстоящего мероприятия, его смысл и график. По завершении цикла студенты подготавливают и сдают преподавателям отчеты, где описывают приобретенные знания и опыт.

Чем отличается производственная практика от преддипломной?

Выводы, сделанные в ходе производственной практики, могут использоваться для написания выпускной работы на степень магистра или бакалавра. Однако она не всегда является заключительной для образовательного цикла и потому не всегда называется преддипломной.

Одна из основных задач преддипломного цикла – провести аналитику и исследование, сделать выводы, на основании которых впоследствии будет написан диплом. Цикл призван стать логическим завершением учебной подготовки, толчком для студента в успешную профессиональную жизнь.

Задачи цикла – это:

  • закрепить знания и опыт, полученные в ходе производственной практики;
  • собрать эмпирические сведения, которые будут положены в основу для написания диплома.

Оформление практики для студентов: пример

Законодательство предусматривает два варианта оформления практики: в виде контракта между студентом и временным работодателем или (сузом) и компанией, готовой взять молодые кадры. Можно использовать любой из этих форматов.

Согласно действующему законодательству, организация практики, предусмотренной образовательной программой, осуществляется на основании договоров вуза или среднего учебного заведения с компаниями соответствующего профиля.

Организации, берущие студентов «под крыло», обязаны заключать с ними трудовые контракты только при условии наличия вакантных позиций. Закон допускает возможность оформления учащегося в штат организации, только если предлагаемая ему должность соответствует программе практики.

Компания не вправе заключить со студентом трудовое соглашение на неопределенный период. Оно обязательно должно быть срочным с обоснованием необходимости трудоустройства. Например, в документе прописывается: «Договор заключен на три месяца в целях прохождения преддипломной практики».

Большое количество нюансов при оформлении студентов традиционно вызывает у «срочных» работодателей вопросы и неясности. Разберем тонкости оформления возникающих правоотношений на примерах.

Ситуация 1

Студент Иванов А.Б. просится в компанию «Ромашка» для прохождения практики на бесплатной основе. Ему необходимо получить знания и опыт, чтобы написать дипломную работу. Нужно ли заключать с ним срочный трудовой договор?

Согласно ст. 37 Конституции России, любой труд должен быть оплачен не ниже минимального уровня, устанавливаемого законодательно. Это означает, что нельзя заключить трудовое соглашение, предполагающее работу на безвозмездной основе.

Закон не обязывает «Ромашку» подписывать договор с практикантом. Он может проходить обучение в компании без этого документа.

Ситуация 2

В компании «Гамма» отсутствуют открытые вакансии. Фирма берет на практику студентов вузов и техникумов. Должна ли она производить оформление преддипломной практики трудовыми договорами? Что следует прописать в приказе о приеме?

Поскольку в организации нет открытых вакансий, она не обязана заключать трудовые контракты со студентами. Они могут трудиться на основании приказа. В последнем недопустимо использовать формулировку «Принять на работу без зачисления в штат». Оптимальный вариант – указать, что человек принимается на прохождение производственной (преддипломной) практики.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .