Биографии Характеристики Анализ

Как расставляются знаки препинания в прямой речи. Оформление прямой речи на письме: основные правила

Знаки при прямой речи

§ 195. Для выделения прямой речи употребляются тире или кавычки, а именно:

1. Если прямая речь начинается с абзаца, то перед началом ее ставится тире, например:

    Маленькая девочка бежала и кричала:
    – Не видали маму?

    М. Горький

2. Если прямая речь идет в строку, без абзаца, то перед началом и в конце ее ставятся кавычки, например:

    Маленькая девочка бежала и кричала: «Не видали маму?»

Примечание. Цитаты, вставленные в середину предложения, также выделяются кавычками, но перед ними не ставится двоеточие, например:

    Справедливо сказал Гоголь, что «в Пушкине, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, гибкость и сила нашего языка».

    Белинский

§ 196. Предложение, стоящее при прямой речи и указывающее, кому она принадлежит («слова автора»), может:

а) предшествовать прямой речи; в этом случае после него ставится двоеточие, а после прямой речи – знак препинания в соответствии с характером прямой речи, например:

    Он отвернулся и, отходя, пробормотал: «А все-таки это совершенно против правил».

    Лермонтов


    Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдем прогуляться на вал?»

    Лермонтов


    Она взглянула и вскрикнула: «Это Казбич!»

    Лермонтов

б) следовать за прямой речью; в этом случае после прямой речи ставится знак вопросительный, или восклицательный, или многоточие, или запятая (последняя вместо точки), а за этим знаком – тире, например:

    «А что Казбич?» – спросил я нетерпеливо у штабс-капитана.

    Лермонтов

    – А что Казбич? – спросил я нетерпеливо у штабс-капитана.

    «Как это скучно!» – воскликнул я невольно.

    Лермонтов

    – Как это скучно! – воскликнул я невольно.

    «Умерла...» – эхом откликнулась Аксинья.

    Шолохов

    – Умерла... – эхом откликнулась Аксинья.

    «Вон окружной атаман», – шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория.

    Шолохов

    – Вон окружной атаман, – шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория.

в) разрывать прямую речь на две части; в этом случае ставятся:

после слов автора – точка, если первая часть прямой речи представляет собой законченное предложение, и запятая – если незаконченное, далее ставится тире; если при этом прямая речь выделяется кавычками, то они ставятся только перед началом прямой речи и в самом конце ее, например:

    – Не хотите ли подбавить рому? – сказал я моему собеседнику. – У меня есть белый из Тифлиса; теперь холодно.

    Лермонтов


    – Ну, полно, полно! – сказал Печорин, обняв его дружески. – Неужели я не тот же?

    Лермонтов


    – Выслушайте меня... – сказала Надя, – когда-нибудь до конца.

    Чехов


    – Меня зовут Фомой, – отвечал он, – а по прозвищу Бирюк.

    Тургенев


    – Дождь пойдет, – возразил Калиныч, – утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет.

    Тургенев

    – Идем, холодно, – сказал Макаров и угрюмо спросил: – Что молчишь?

    М. Горький

Примечание 2. Правила, изложенные в данном параграфе, относятся также к предложениям, содержащим цитаты с указаниями, кому они принадлежат.

Примечание 3. Внутренний монолог («мысленная речь»), имеющий форму прямой речи, также заключается в кавычки.

§ 197. Если несколько реплик следует в строку без указания, кому они принадлежат, то каждая из них выделяется кавычками и, кроме того, отделяется от соседней посредством тире, например:

    «Скажи-ка мне, красавица, – спросил я, – что ты делала сегодня на кровле?» – «А смотрела, откуда ветер дует». – «Зачем тебе?» – «Откуда ветер, оттуда и счастье». – «Что же, разве ты песнею зазывала счастье?» – «Где поется, там и счастливится».

    1. Если слова автора стоят внутри прямой речи (выделяемой кавычками), то кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи (и не ставятся между прямой речью и словами автора: такая пунктуация встречалась в произведениях писателей XIX в.):

    «Я командовать приехал, — заявил Чапаев, — а не с бумажками возиться» (Фурм.).

    Примечания: 1. Особый случай пунктуационного оформления при «разрыве» заключенных в кавычки слов (названий литературных произведений, различных предприятий и т. д.) находим в таком примере: «Пиковая…» ли это «…дама»? (реплика собеседника в ответ на утверждение, что представленный текст является отрывком из «Пиковой дамы»).

    2. Не выделяется кавычками прямая речь в следующих случаях:

    1) если нет точного указания, кому она принадлежит, или если приводится общеизвестная пословица, поговорка:

    Про Ивашку Бровкина говорили: крепкий (А. Т.); Дома и хворать легче и жить дешевле; и недаром говорится: дома и стены помогают (Ч.);

    2) если прямая речь приводится в таком виде, который может иметь и косвенная речь с тем же лексическим составом:

    Но мне приходит в голову: точно ли стоит рассказывать мою жизнь? (Т.);

    3) если в середину прямой речи вставлен глагол говорит, играющий роль вводного слова, указывающего на источник сообщения:

    Умру, говорит , и слава Богу, говорит ; не желаю, говорит , жить (Т.); Я, говорит , самого вахмистра жандармерии из пистолета убить хочу (Верш.);

    4) если в середину предложения, представляющего собой сообщение из периодической печати, вставлено указание на источник сообщения (такая вставка выделяется запятыми):

    Речь оратора, продолжает корреспондент , вызвала горячую поддержку у большинства присутствующих.

    То же, если высказывание говорящего передается приблизительно (тем самым утрачивается характер прямой речи): Предлагаемый проект, указал докладчик , получил уже апробацию на практике.

    2. Если на месте «разрыва» прямой речи словами автора не должно было бы быть никакого знака препинания или должна была бы стоять запятая, точка с запятой, двоеточие либо тире, то слова автора выделяются с обеих сторон запятыми и тир е, после которых первое слово пишется со строчной буквы:

    «Мы решили, — продолжал заседатель, — с вашего дозволения остаться здесь ночевать» (П.) — на месте «разрыва» не было бы никакого знака; «Нет, — промолвил Ермолай, дело не ладно; надо достать лодку» (Т.) — на месте «разрыва» стояла бы запятая; «Нам придётся здесь ночевать, сказал Максим Максимыч, — в такую метель через горы не переедешь» (Л.) — на месте «разрыва» стояло бы двоеточие.

    3. Если на месте «разрыва» прямой речи словами автора должна была бы стоять точка, то перед этими словами ставятся запятая и тире , а после них — точка и тире , причем вторая часть прямой речи пишется с прописной буквы:

    «Я ни с кем и ни с чем не связан, — напомнил он о себе. — Действительность мне враждебна» (М. Г.); «Искалечить вы меня хотите, Леночка, покачал головой Воропаев. Ну, разве мне дойти?» (Павл.)

    4. Если на месте «разрыва» прямой речи словами автора должен был бы стоять вопросительный или восклицательный знак, то этот знак сохраняется перед словами автора и после него ставится тире . При этом слова автора пишутся со строчной буквы, после них ставятся точка и тире, а вторая часть прямой речи пишется с прописной буквы:

    «Так вас зовут Павкой? — прервала молчание Тоня . — А почему Павка? Это некрасиво звучит, лучше Павел» (Н. О.); «Вот он, край света! воскликнул Мохов. Здорово! Никогда ещё так далеко не ездил!» (Аж.)

    5. Если на месте «разрыва» прямой речи словами автора должно было бы стоять многоточие , то оно сохраняется и после него ставится тире ; после слов автора ставятся или запятая и тире (если вторая часть прямой речи не образует самостоятельного предложения, — пишется со строчной буквы): «Не надо… — сказал Вершинин, не надо, парень!» (Вс. Ив.); или точка и тире (если вторая часть представляет собой новое предложение, — пишется с прописной буквы): «Обожди… — сказал Морозка угрюмо. — Давай письмо…» (Ф.)

    6. Если в словах автора, находящихся внутри прямой речи, имеются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой — ко второй, то после слов автора ставятся двоеточие и тире , причем первое слово второй части пишется с прописной буквы:

    «Я тебя не спрашиваю, — строго сказал офицер и снова спросил: Старуха, отвечай?» (М. Г.); «Покорно благодарю, отозвался Мешков, смиренно снял картузик, но сразу опять надел и поклонился, добавив торопливо: Спасибо вам большое, товарищи» (Фед.).

    Предложения с прямой речью

    Предложения с прямой речью состоят из слов автора и прямой речи:

    «Я послезавтра на Волгу поеду», - сказал Саша. (А. Чехон)

    В этом предложении слова авторв - сказал Саша; прямая речь заключена в кавычки. Авторские слова (слова, вводящие прямую речь) часть включают глаголы сказал, подумал, попросил, написал, прочитал, шепнул, воскликнул и др.

    1) М. Горький писал: «Хорошая книга, --просто праздник.
    2) «Всем хорошим во мне я обязан книгам» - говорил М. Горький.
    3) «Какие книги вы любите?» - спросила Вера Васильевна.
    4) «Удивительное это дело – книга! Вот подлинно уж диво дивное!» - написал Лев Кассиль.

    Схемы предложений с прямой речью

    1) А: «П».
    2) «П», -а.
    3) «П?» - а.
    4) «П!» - а.

    На письме прямая речь заключается в кавычки.

    Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставится двоеточие, прямая речь пишется с большой буквы.

    Прямая речь. Правила

    Из примеров, приведенных на этом уроке, вы уже выяснили для себя, какие могут быть предложения с прямой речью и разобрали схему предложений с прямой речью, а сейчас давайте попробуем сформулировать определение и узнаем, что же называется прямой речью.

    Прямой речью называются принадлежащие кому-либо слова, но которые передаются без изменений.

    По-другому можно еще сказать, что прямая речь – это такая структура, в которой передают дословно слова того человека, которому эти слова или речь принадлежат.

    Давайте приведем пример:

    1. Меня позвала мама: «Саша, иди домой!»;
    2. «Который час?» - спросил Саша;
    3. «Полпервого» - ответила мама.
    4. «Можно я еще немного погуляю?» - попросил Саша.
    5. Мама сказала: «Вначале нужно пообедать и садиться за уроки».

    Каждое предложение, в котором присутствует прямая речь, состоит из таких двух частей, как слова автора и прямая речь. Эти части предложения связаны между собой по смыслу и интонации.

    Еще можно сказать, что прямая речь является чужой речью, хотя она и передана дословно от лица той особы, которому она принадлежит.

    Если говорить о порядке построения предложения с прямой речью, то это не имеет никакого значения, так как слова автора могут быть после прямой речи или же стоять перед ней.

    Приведем пример:

    «Вы не подскажите, где находится аптека?» - спросил незнакомец.
    Я ответил: «Пройдите один квартал, и там будет аптека».
    «Огромное спасибо!» - поблагодарил незнакомец.

    Мы с вами видим, что в первом предложении слова автора находятся после прямой речи, а вот во втором предложении - перед прямой речью.

    А теперь давайте посмотрим на рисунок и вспомним основные схемы, которые бывают в предложениях с прямой речью:

    Упражнение.

    1. Составьте предложения, в которых слова автора будут стоять в конце предложения.

    2. Придумайте небольшой рассказ, в котором прямая речь и слова автора могут быть, как вначале предложения, так и в конце.

    3. Прочитайте предложения, приведенные внизу. Попробуйте переделать их так, чтобы вначале шли слова автора, а за ними следовала прямая речь:



    Знаки препинания

    При написании предложения с прямой речью следует запомнить, что прямая речь всегда пишется в кавычках, а первое слово прямой речи, обязательно пишется с заглавной буквы.

    Например: Никита спросил: «А ты уже сделал уроки?»

    А: «П». А: «П?» А: «П!»

    Если же прямая речь написана перед словами автора, то после прямой речи перед словами автора мы обязательно ставим тире. Но следует заметить, что в этом случае слова автора следует писать с маленькой буквы.

    Также, следует запомнить, что в конце прямой речи перед словами автора, в зависимости от предложения, необходимо поставить запятую, восклицательный или вопросительный знак:

    «П», – а. «П?» – а. «П!» – а.

    Домашнее задание

    1. С помощью приведенных схем придумайте свои предложения и запишите их в тетрадь.
    2. Выберете предложения с прямой речью из известных сказок и составьте схемы по этим предложениям.
    3. Какие знаки препинания стоят в этих предложениях? Попробуйте объяснить, почему в предложении используются именно эти знаки.
    4. Прочитайте внимательно предложения и перепишите их так, чтобы в них присутствовала прямая речь.

    Конкурс Копирайта -К2
    Пунктуация в прямой речи и диалогах.

    В утвердительном предложении после пояснения автора ставится двоеточие, затем в кавычках пишется реплика, в конце предложения ставится точка.
    Пример.
    Андрей подумал: «Все авторы будут правильно оформлять прямую речь».

    В вопросительном или восклицательном предложении картина та же, но кавычки закрываются после вопросительного или восклицательного знака, и после кавычек точка не ставится.
    Примеры.
    Андрей подумал: «Все авторы будут правильно оформлять прямую речь!»
    Андрей подумал: «Все авторы будут правильно оформлять прямую речь?»

    В утвердительном предложении после кавычек ставится запятая и тире, далее с маленькой буквы следует пояснение автора.
    Пример.
    «Все авторы будут правильно оформлять прямую речь», - подумал Андрей.

    В вопросительном или восклицательном предложении, а также если прямая речь заканчивается многоточием, после кавычек ставится тире и следует пояснение автора с маленькой буквы, после чего в конце предложения ставится точка.

    Примеры.
    «Все авторы будут правильно оформлять прямую речь!» - подумал Андрей.
    «Все авторы будут правильно оформлять прямую речь?» - подумал Андрей.
    «Все авторы будут правильно оформлять прямую речь…» - подумал Андрей.

    3) В том случае, когда после пояснения автора предложение продолжается, после авторского пояснения ставится запятая и тире, в конце предложения за кавычками ставится точка. Продолжение предложения за авторским пояснением пишется с маленькой буквы.

    Если предложение вопросительное или восклицательное, кавычки закрываются после вопросительного или восклицательного знака, и после кавычек точка не ставится.

    Если предложение вопросительное или восклицательное, то кавычки закрываются после вопросительного или восклицательного знака, после них точка не ставится.
    Примеры.
    «Все авторы будут правильно оформлять прямую речь, - подумал Андрей. – И я им в этом помогу!»
    «Все авторы будут правильно оформлять прямую речь, - подумал Андрей. – И я им в этом помогу?»

    Если первое предложение прямой речи до пояснения автора вопросительное, восклицательное или заканчивается многоточием, после вопросительного или восклицательного знака либо многоточия ставится тире, потом идет авторское пояснение, затем ставится точка, и следующее предложение начинается с большой буквы.

    Примеры.
    «Все авторы будут правильно оформлять прямую речь! - подумал Андрей. – И я им в этом помогу».
    «Все авторы будут правильно оформлять прямую речь? - подумал Андрей. – И я им в этом помогу».
    «Все авторы будут правильно оформлять прямую речь… - подумал Андрей. – И я им в этом помогу».

    5) Если прямая речь располагается внутри авторского пояснения, оформляется она следующим образом.

    Утвердительное предложение:

    Вопросительное предложение:

    Восклицательное предложение:
    Андрей подумал: «Все авторы будут правильно оформлять прямую речь!» - и написал об этом заметку.

    Предложение, содержащее многоточие:
    Андрей подумал: «Все авторы будут правильно оформлять прямую речь…» - и написал об этом заметку.

    Оформление диалога

    1) В одну строку в кавычках без авторских пояснений. При этом каждая реплика, заключенная в кавычки, отделяется друг от друга при помощи тире. Если предложение утвердительное, после кавычек в конце предложения ставится точка, если восклицательное или вопросительное – не ставится.

    Пример.
    «Когда ты вернёшься?» - «Скоро». – «Будешь писать?» - «Обязательно».

    2) Каждая реплика пишется с новой строки и начинается с тире. Кавычки не ставятся.

    Пример.
    - Когда ты вернешься? – спросила она.
    - Скоро, - ответил я.
    - Будешь писать?
    - Обязательно… - помолчав, пообещал я.

    Остановимся на этом подробнее.

    1. В повествовательном предложении после прямой речи ставится запятая, тире, после чего с маленькой буквы приводится авторское пояснение.

    Пример.
    - Наконец-то мы пришли, - сказал я.
    В вопросительном и восклицательном предложении, а также после многоточия после прямой речи ставится тире, авторское пояснение пишется с маленькой буквы.

    Пример.
    - Мы уже пришли? – спросила она.
    - Мы пришли! – обрадовалась она.
    - Так быстро… - огорчилась она.

    2. Продолжающиеся предложения.

    Повествовательное предложение, продолжающееся после авторского пояснения, оформляется следующим образом: после авторской реплики ставится запятая, тире, прямая речь продолжается с маленькой буквы.
    Пример.
    - Наконец-то мы пришли, - сказал я, - сейчас будем пить чай.

    Пример.
    - Наконец-то мы пришли, - сказал я. – Сейчас будем пить чай.

    В восклицательном и вопросительном предложении это оформляется так:

    Мы пришли? – спросила она. – Тогда угости меня чаем.
    - Мы пришли! – обрадовалась она. – Угости меня чаем.

    Вот, собственно, и все основные правила. Запомнить их несложно.

    Андрей Глобальный

    © Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2012
    Свидетельство о публикации №212101701184
    рецензии

    Сегодняшняя наша тема - предложения с прямой речью. Примеры таких предложений встречаются повсюду: в художественной литературе, журналах, газетах, публицистических материалах. Уже из самого названия «прямая речь» становится понятно, что в данном случае автор текста передаёт слова какого-либо человека в точности так, как они были произнесены.

    Чем отличается прямая речь от косвенной?

    При прямой речи любое высказывание сохраняет свои особенности - синтаксические, лексические и стилистические. Со словами автора она связана только по интонации и смыслу, оставаясь при этом самостоятельной конструкцией.

    Если же речь идёт о предложениях с косвенной речью, то автор передаёт чужую речь без её синтаксических, стилистических и лексических особенностей, сохраняя неизменным лишь содержание высказывания. Причём в зависимости от целей автора и контекста высказывание может быть изменено.

    Рассмотрим детальнее предложения с прямой речью. Примеры подобных конструкций могут выглядеть следующим образом:

    • Иван сказал: «Давайте быстро уберём класс и пойдём в парк!»
    • «Сегодня на улице тепло, - заметила Анна. - Кажется, весна окончательно вступила в свои права».
    • «Желаете выпить чаю?» - спросил гостей Даниил.

    Теперь попробуем переформулировать эти же предложения таким образом, чтобы вместо прямой речи в них использовалась косвенная:

    • Иван предложил побыстрее закончить уборку в классе и отправиться в парк.
    • Анна отметила, что на улице стало необычайно тепло и весна окончательно вступила в свои права.
    • Даниил спросил у гостей, желают ли те выпить чаю.

    Основы правописания предложений с прямой речью

    Пунктуация при передаче прямой речи напрямую зависит от того, как располагается высказывание в предложении относительно слов автора.

    Прямая речь в начале предложения

    Всё высказывание в данном случае выделяется кавычками («»). В зависимости от типа восклицательное или вопросительное) дальнейший переход к словам автора может быть разным:

    • для повествовательных предложений: «ПРЯМАЯ РЕЧЬ», - слова автора;
    • для восклицательных (побудительных) предложений: «ПРЯМАЯ РЕЧЬ!» - слова автора;
    • для вопросительных предложений: «ПРЯМАЯ РЕЧЬ?» - слова автора.

    Обратите внимание! В повествовательных предложениях в конце цитаты НЕ ставится точка. А вот восклицательный или ставить нужно обязательно. Кроме того, в повествовательных предложениях после кавычек ставится запятая, а в остальных случаях - нет.

    Приведём примеры:

    • «В лесу сегодня будет много грибов», - отметил дедушка.
    • «Как думаешь, много сегодня грибов будет в лесу?» - спросил мальчик.
    • «Как же много сегодня грибов в лесу!» - воскликнул Женя.

    Прямая речь в конце предложения

    В другом случае прямая речь может располагаться после авторских слов. Здесь всё гораздо проще: сразу после слов автора ставится двоеточие, а вся цитата опять-таки заключается в кавычки.

    Рассмотрим подобные предложения с прямой речью. Примеры могут выглядеть следующим образом:

    • Аня сказала: «Я прочитала интересную книгу».
    • Библиотекарь спросила: «Вы уже дочитали ту книгу, которую взяли неделю назад?»
    • Дима воскликнул: «Я в жизни не читал более интересной повести!»

    Обратите внимание! В повествовательном предложении сначала закрываются кавычки, и только потом ставится точка. Но если нужно поставить или восклицательный, он должен находиться исключительно внутри кавычек.

    Прямая речь между слов автора

    Если цитата из чьего-то высказывания находится между двумя фрагментами слов автора, вышеперечисленные правила как бы комбинируются.

    Непонятно? Тогда попробуем с прямой речью такого типа:

    • Он произнёс: «Сегодня, похоже, будет дождь», - и положил в сумку зонт.
    • Игорь спросил: «Как твои дела?» - и протянул однокласснице букет полевых цветов.
    • Катя прокричала: «Быстрее! Все сюда!» - и начала сильно махать руками, чтобы привлечь внимание.

    Вы уже знаете эти правила, а потому с подобными предложениями проблем возникать не должно вообще - просто будьте внимательнее!

    Прямая речь, которая прерывается авторским текстом

    А вот это довольно-таки интересный тип предложений.

    Как всегда начинается прямая речь с кавычек. Перед словами автора ставится запятая и тире, а после - точка, тире и продолжение цитаты. При этом прямая речь продолжается с большой буквы ! В конце предложения кавычки закрываются.

    Посмотрим на практике на такие предложения с прямой речью. Примеры, которые можно привести в данном случае:

    • «Давай купим букет цветов, - предложила Лена. - Маме подарим».
    • «Бабушка очень любит этот сервиз, - заметил Роман. - Его дедушка подарил».

    Обратите внимание! Если из-за разрыва прямой речи первая часть теряет свою смысловую завершенность и появляется ощущение недосказанности, то после слов автора нужно поставить запятую, а продолжение прямой речи нужно начинать с маленькой буквы .

    • «Неплохо, - сказал Игорь, - было бы пройтись вечером по набережной».
    • «Кажется, - отметила девушка, - сегодня обещали дождь».

    Проще говоря, если предложение можно разбить на два, и читателю всё равно всё будет понятно - нужна точка. А если один из фрагментов прямой речи по отдельности не несёт в себе никакого смысла, имеет резон поставить запятую и продолжить мысль с маленькой буквы.

    Синтаксический разбор предложений с прямой речью

    С прямой речью практически ничем не отличается от обычного Однако потребуется, кроме всего прочего, назвать автора и прямую речь, разобрать их (как два отдельных предложения), пояснить расстановку знаков препинания, а также начертить схему.

    Вот так на практике с прямой речью оказываются совершенно простыми и понятными. Главное - проанализировать каждый пример и попробовать составить свои варианты по образцу.