Биографии Характеристики Анализ

Как разбирать предложения по составу. Синтаксический разбор предложения онлайн: Лучшие сервисы

Из чего состоит предложение? Как правильно выделять члены предложения? – из статьи ниже, вы научитесь делать разбор предложения по составу, а также узнаете о типичных ошибках при разборе.

Члены предложения

Это интересно: Как сделать правильно проект «Моя семья» для первого класса + ОБРАЗЦЫ, пошаговая ИНСТРУКЦИЯ и 75 ФОТО

Главные

Подлежащее

Отвечает на вопросы: кто? Что?

Примеры: Аня, Мама, Алексей Иванович, погода и т.п.

Подлежащим может быть любое существительное, местоимение, совершающее действие в предложение:

«Я помыл руки»; «Погода нас порадовала»; «Мама попросила сходить в магазин»; «Алексей Иванович не любит гостей»; «Аня посмотрела на письмо и заплакала».

Подлежащее может стоять в начале предложения, в середине, в конце. Его выделяют прямой чертой.

Сказуемое

Отвечает на вопросы: Что делает? Что сделает?

Примеры: пишет, читает, разговаривает, любит.

Сказуемое – это глагол. Сказуемое всегда совершает действие и связано с подлежащим:

«Мы выписали важную информацию в тетрадь»; «Зачем ты испытываешь мое терпение?»; «Я вдруг почувствовала на себе взгляд соседского мальчишки и мне стало не по себе.»

Выделяют двумя чертами.

Подлежащее и сказуемое согласованы между собой в числе, роде и лице. Нельзя выделить основу : «Собака жили»; Можно выделить основу «собака жила». Если подлежащее и сказуемое не согласуются между собой, то либо вы нашли существительное неправильно, либо в предложении несколько грамматических основ.

Второстепенные

Дополнение

Указывает на результат совершенного действия, либо на предмет, с которым совершается действие. Выделяется пунктиром.

«Я устала от одиночества» — процитировала Аню сестра» — фраза принадлежит Ане, сестра ее процитировала, значит, дополнением служит «Аню» (кого?).

«Миша ненавидел среды из-за уроков французского» — Из-за чего Миша ненавидел среды? – из-за уроков французского, значит, это дополнение.

Чтобы не перепутать дополнение с обстоятельством и определением, важно перечитывать предложение и задавать правильные вопросы. Важен контекст, поэтому вслепую выделять дополнение нельзя.

Определение

Показывает качества, свойства и признак предмета. В предложении выделяют волнистой линией.

«Кот Тимофей лег на коврик и показал свой пушистый бочок.» — бочок какой? – пушистый.

«Сотри свои красные губы, они тебе совершенно не идут!» — губы какие? – красные.

«Интересно, как может такой красивый, интересный и интеллигентный человек, согласится на такое отвратительное предложение?» — «красивый, интересный и интеллигентный» — качества, определяющие описываемого человека.

«Отвратительное» — признак, описывающий предложение, поступившее человеку, о котором ведется повествование. Следовательно, в предложении 4 определения.

Обстоятельство

Зависит от сказуемого и выражает признак действия или предмета. Выделяют пунктиром с точкой.

«Встреча была назначена вечером, в холле нашего отеля» — когда была назначена встреча? – вечером; где назначена встреча? – в холле отеля.

«Я путешествую только поездами, так как самолеты кажутся мне небезопасными» — как ты путешествуешь? – только поездами. В предложении одно обстоятельство.

«Он поехал в Европу, ему нужно срочно увидеть что-то красивое» — куда он поехал? – в Европу; увидеть как? – срочно. В предложении два обстоятельства.

Существует несколько видов обстоятельств:

  • Времени
  • Места
  • Сравнения
  • Условия
  • Уступки
  • Меры и степени
  • Причины

Каждый вид выделяется одинаково – пунктиром с точкой.

Как сделать разбор предложения по составу

Выделяем главные члены

Подлежащее и сказуемое должно согласовываться по числу и роду. Если получается нескладная грамматическая основа: она писали, семья решил и т.п. – основа выделена неверно.

Выделяем второстепенные члены

От главных членов задаем вопросы к второстепенным. Они также должны согласовываться между собой.Разбор по составу – несложный процесс, главное – правильно задать вопрос и определить главные члены. Если первый пункт выполнен верно, то найти второстепенные члены будет легко.

Делаем проверку

Обращаем внимание на согласованность каждого члена по роду, числу и падежу.

Топ-5 примеров

1 «Когда я вышла ночью в поле, я впервые ощутила настоящую тишину!»

Я (что сделала?) вышла – первая грамматическая основа; (вышла когда?) ночью (куда?) в поле – обстоятельства;

Я (когда?) впервые (что сделала?) ощутила (какую?) настоящую (что?) тишину – перед нами вторая грамматическая основа, обстоятельство, определение и дополнение.

2 «Я пробуждаюсь несколько раз за ночь и тревожусь в течение всего дня, мне срочно нужно отдохнуть».

Я пробуждаюсь и тревожусь – подлежащее и 2 сказуемых; несколько раз за ночь – обстоятельство; в течение всего дня – обстоятельство времени; мне нужно отдохнуть – 2 грамматическая основа; срочно – обстоятельство.

3 «Когда я перешел порог новой школы, я испытал приступ сильнейшего волнения, все закружилось перед глазами, и я отчаянно пытался успокоиться».

Я перешел – грамматическая основа; порог школы – дополнение; новой – определение;

Я испытал – вторая грамматическая основа; приступ – дополнение; сильнейшего – определение; волнения – дополнение;

Все закружилось – третья грамматическая основа; перед глазами – обстоятельство;

Я пытался успокоиться – четвертая грамматическая основа; отчаянно – обстоятельство.

4 «Лиза чувствовала себя особенной, ведь она единственная в классе умела играть на скрипке и читать 220 слов в минуту».

Лиза чувствовала – первая грамматическая основа; себя – дополнение; особенной – определение;

5 «Леша с удовольствием читал книгу»

Леша читал – грамматическая основа; книгу – дополнение; с удовольствием – обстоятельство.

Типичные ошибки

1 Несколько подлежащих

В сложном предложении действительно может быть несколько подлежащих. Если мысленно поделить предложение на несколько частей, то можно разбить его на короткие предложения:

«Мы уговаривали родителей остаться, но они упрямо нам отказывали, ссылаясь на необходимость уехать».

В данном примере, всего 2 подлежащих – «мы» и «они». Если мысленно разделить предложение на 2 части, то получится: Мы уговаривали родителей остаться. Они упрямо нам отказывали, ссылаясь на необходимость уехать».

Некоторые выделяют в качестве подлежащего все местоимения и существительные:

«Мы не понимали, что могло испортить им вечер, поэтому попросили пришедших гостей удалиться на серьезный разговор».

Подлежащее совершает действие, остальное – второстепенные части речи: обстоятельства, дополнения, определения.

2 Грамматическая основа может быть только одна

В сложных предложениях, может быть более 2 грамматических основ.

3 Если рядом в предложении стоит несколько одинаковых членов предложения, то их нельзя выделять вместе

Например, если стоит несколько определений через запятую: красивый, умный и добрый (человек). В таком случае, выделить все определения одной волнистой линией – не ошибка.

Если между одинаковыми членами предложения стоят запятые, либо они отсутствуют, их можно выделить одной чертой. Оформление в данном случае ни на что не влияет. Однако, будет ошибкой, если между членами предложения есть и другие, но их игнорируют. Пример:

«День был весенний, солнечный, я люблю теплые дни». – В данном случае между определениями есть грамматическая основа, ее игнорировать нельзя.

4 Глагол – всегда сказуемое

«Семья уехала отдыхать на море» — распространенной ошибкой считается выделение сказуемого «уехала отдыхать». Однако, «отдыхать на море» — обстоятельство цели. Семья уехала (куда? с какой целью?) отдыхать на море.

5 Разбор без дополняющих вопросов

Чтобы правильно разбирать предложение, важно задавать вопросы и понимать контекст, а не расставлять грамматические основы по логике «существительное – подлежащее, а глагол – сказуемое».

Перечитывая предложение несколько раз и задавая правильные вопросы, вы сможете безошибочно делать разбор по составу. Обращайте внимание на согласованность каждого члена друг с другом.

Запомни:

Член предложения

Обозначает/ показывает

Отвечает на вопросы

Подчеркивается

Подлежащее

главные члены предложения

о ком или о чем говорится в предложении

кто? что?

Сказуемое

называет то, что совершает предмет, его состояние, каков он

что делает? что делал? что будет делать? каков?

Определение

второстепенные члены предложения

признак предмета

какой? какая? какое? какие? чей? чья?

Дополнение

на какой предмет или явление направлено действие

кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?

Обстоятельство

как совершается действие, когда совершается действие, где совершается действие, по какой причине совершается действие, с какой целью совершается действие

где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как?

Выпиши предложение.

Делай так : С высоких гор побежали звонкие ручейки .

1.Основа предложения:

в предложении говорится о ручейках , следовательно, ручейки - это подлежащее,

побежали , следовательно, побежали – это сказуемое.

2.В предложении есть второстепенные члены.

Задаю вопрос от подлежащего:

ручейки какие?- звонкие – это определение.

Задаю вопрос от сказуемого:

побежали откуда? –с гор – это обстоятельство места.

с гор каких? – высоких – это определение.

39. Схема разбора предложения (синтаксический разбор).

I. Вид предложения по цели высказывания.

II. Вид предложения по интонации.

III. Основа предложения (подлежащее и сказуемое).

IV. Вид предложения по наличию второстепенных членов.

V. Второстепенные члены предложения.

Выпиши предложение.

Делай так : С высоких гор побежали звонкие ручейки . (Повеств., невоскл., распр.)

Это предложение

I. Повествовательное.

II. Невосклицательное.

III.Основа предложения:

в предложении говорится о ручейках , следовательно, ручейки - это подлежащее,

о ручейках говорится, что они побежали , следовательно, побежали – это сказуемое.

IV. В предложении есть второстепенные члены, поэтому оно распространённое.

V. Задаю вопрос от подлежащего:

ручейки какие?- звонкие – это определение.

Задаю вопрос от сказуемого:

побежали откуда? – с гор – это обстоятельство места.

Задаю вопрос от второстепенных членов предложения:

С гор каких? – высоких – это определение.

Запомни:

III. Пунктуация

40.Знаки препинания в конце предложений(.?!).

Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком. Подчеркни знак препинания.

Делай так : Слава нашей Родине ! Слава труду !

41. Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Правильно расставь знаки. Подчеркни однородные члены предложения. Начерти схему предложения.

Делай так : Грачи , скворцы и жаворонки улетели в теплые края. (О,О и О)

Знаки препинания при однородных членах:

О да (=и) О

О, да (= но) О

и О, и О,и О,и О

или О, или О,или О,или О

О, и О,и О,и О

42.Сложное предложение.

Выпиши правильно предложение. Подчеркни грамматические основы. Начерти схемы.

Делай так:

Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.

[ ], [ ].

43.Предложения с прямой речью.

Запиши правильно предложение. Составь схему.

Делай так :

1) Олег успокаивал мать: "Все будет хорошо".

2) Он крикнул: "Вперёд, ребята!"

3) Он спросил: "Ты откуда, парень?"

4) "Я тебя не выдам", - обещал Иван.

5)"Пожар!" – крикнула Таня.

6) "Кто это был?" – спросила Оля.

7) "Я врач, - сказал он,- сегодня дежурю".

"П, - а, - п".

8) "Наше присутствие необходимо, - закончил Петров.- Выезжаем утром".

"П, - а. - П".

9) "Почему в пять? – спросил брат.- Это очень рано".

"П? - а. - П".

10) "Ну и отлично! – воскликнула Аня.- Поедем вместе".

"П! - а. - П".

11) "Он из нашей группы, – сказал Иван.- Садись, Пётр!"

"П, - а. – П!"

УЧИТЕЛЮ И РОДИТЕЛЯМ

«Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку» состоит из трёх разделов: «Правила правописания», «Виды разборов», «Пунктуация».

В первом и третьем разделе даны указания о том, какие операции и в какой последовательности необходимо произвести учащимся при выполнении работы над ошибками. Для того чтобы ученик мог быстро и легко найти в памятке нужную орфограмму, каждое правило имеет свой порядковый номер.

Работу по памятке мы предлагаем проводить следующим образом. К традиционным обозначениям ошибок на полях приписывать номер орфограммы, помещенной в памятке. После проверенной работы пропускать две строчки и на последующих строчках указывать эти номера.

Ученик, получив тетрадь, должен выполнить работу над ошибками строго по памятке. Каждую работу учитель проверяет и оценивает, при этом учитывается правильность и точность исправления.

Например: на улице сильный морос – на полях ученик видит| №20. Он открывает книжку-памятку и читает алгоритм работы:

№20 Мороз – мороз ы .

Таким образом, основными видами самостоятельной работы учащихся над ошибками являются:

Самостоятельное исправление (потом можно предложить самостоятельное отыскивание) ошибок;

Самостоятельное выписывание слов, в которых допущена ошибка;

Подбор проверочных слов;

Повторение правил.

Учитывая необходимость преемственности начальной и средней ступени обучения при составлении третьего раздела «Виды разборов» (морфемный, фонетический, морфологический, синтаксический) мы опирались на учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.

«Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку» может быть использована в учебной работе по любой программе начальной школы, как при групповой форме работы, так и при индивидуальной, самостоятельной работе ученика в классе или дома.

Литература

1.Русский язык: 3 класс: комментарии к урокам/ С.В. Иванов, М.И. Кузнецова.- М.: Вентана-Граф, 2011.-464 с.- (Начальная школа XXI века).

2.Русский язык: Теория: Учебник для 5-9 кл. общеобразоват. учеб. заведений /В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова- М.: Просвещение,1994.-256 с.

3. Русский язык: учеб.для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и др.- М.: Просвещение, 2007.-317 с.

4. Справочник для начальных классов. Пособие для учащихся 3-5 классов, их родителей и учителей. /Т.В. Шклярова - М.: "Грамотей", 2012, 128 с.

Порядок разбора

1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).

2. Определить тип предложения по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).

3. Найти грамматические основы в предложении и доказать, что оно сложное.

4. Определить средства связи простых предложений в составе сложных (союзы, союзные слова, интонация) и установить тип данного сложного предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное, предложение с разными видами связи).

5. Если предложение сложносочиненное , то охарактеризовать смысловые отношения между составляющими его простыми; указать средства связи между простыми предложениями.

Если предложение сложноподчиненное , то назвать главное и придаточное; указать средства связи между простыми предложениями и вид придаточного.

Если предложение бессоюзное , то определить смысловые отношения между составляющими его простыми.

Если предложение с разными видами связи , то выделить смысловые части. Каждую часть разобрать как соответствующее простое или сложное предложение.

6. Составить схему предложения и объяснить постановку знаков препинания.

Образцы разбора

1) Лодка колыхалась на волнах, шаловливо плескавшихся об ее борта, еле двигалась по темному морю, а оно играло все резвей и резвей (Горький).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложносочиненное, состоит из двух простых, связанных между собой интонацией и сочинительным противительным союзом а .

Первое простое предложение лодка колыхалась на волнах, шаловливо плескавшихся об ее борта, еле двигалась по темному морю ; второе - оно играло все резвей и резвей. Грамматическая основа первого предложения - лодка колыхалась, двигалась , грамматическая основа второго предложения - оно играло . Между простыми предложениями в составе сложного отношения противопоставления.

Между простыми предложениями перед союзом а ставится запятая, в конце повествовательного предложения - точка.

2) Но вот однажды, в оттепельный мартовский день, когда аэродром за одно утро вдруг потемнел, а пористый снег осел так, что самолеты оставляли на нем глубокие борозды, Алексей поднялся на своем истребителе (Полевой).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчиненное, состоит из четырех простых предложений, связанных между собой интонацией, союзным словом когда и подчинительным союзом что . В предложении выделяется одно главное и три придаточных предложения: первое и второе придаточные определительные (относятся к слову день в главном предложении и отвечают на вопрос какой ?), связаны между собой противительным союзом а ; третье придаточное образа действия, меры и степени (относится к сочетанию глагола-сказуемого с указательным словом так в главном предложении и отвечает на вопросы как ? в какой мере ?).

Это сложноподчиненное предложение с однородным и последовательным подчинением придаточных.

Придаточные предложения в составе сложного выделяются запятыми, в конце предложения ставится точка.

Предложение – это грамматическая единица, оформляющая высказывание – сообщение, вопрос, побуждение. Оно имеет грамматическую основу, состоящую из основных членов предложения (подлежащего и сказуемого) либо одного из них. В зависимости от этого примитивные предложения делятся на односоставные и двусоставные. Как сделать их разбор?

Инструкция

1. Выделите грамматическую основу предложения. Подлежащее может быть выражено именем существительным в именительном падеже, местоимением-существительным, именем числительным, неопределенной формой глагола, всякий частью речи в значении имени существительного, а также цельным по значению словосочетанием. Сказуемые по типу делятся на примитивные, комбинированные глагольные и комбинированные именные.

2. Подчеркните второстепенные члены предложения, если они есть. К ним относятся определения (его разновидностью является приложение), которые могут быть согласованными либо несогласованными; дополнения (прямые либо косвенное); обстоятельства (времени, места, образа действия и т.д.). Сделайте итог о распространенности (нераспространенности) предложения.

3. Определите полноту предложения: полное либо неполное – по наличию либо частичному отсутствию всех нужных членов данной конструкции предложения.

4. Укажите тип предложения. Если грамматическая основа полная, т.е. состоит из подлежащего и сказуемого, то предложение двусоставное. Предложения с одним основным членом именуются односоставными.

5. Если предложение односоставное, определите его вид:а) назывное – предложение, в котором только один основной член – подлежащее.б) определенно-личное – односоставное предложение со сказуемым, выраженным глаголом в форме 1 либо 2 лица подлинного либо грядущего времени.в) неопределенно-личное – односоставное предложение, в котором глагол-сказуемое стоит в форме 3 лица множественного числа подлинного либо грядущего времени, а также в форме множественного числа прошедшего времени либо условного наклонения.г) обобщенно-личное. В таком предложении сказуемое может быть выражено глаголом в форме 2 лица исключительного лица, изредка в форме 1 либо 3 лица множественного лица.д) безличным именуется односоставное предложение со сказуемым, форма которого не выражает лица.

Когда школьники на уроках русского языка приступают к синтаксическому разбору предложения , они обязаны охарактеризовать его по наличию и числу основных членов предложения . В том случае, если имеется только подлежащее либо сказуемое, им надобно будет также назвать вид односоставного предложения .

Инструкция

1. Обозначьте грамматическую основу предложения (подлежащее и сказуемое).

2. Обратите внимание на то, имеются ли оба основных члена в предложении либо только один из них (подлежащее либо сказуемое). Так, в предложении “Друзья радостно провели время во время поездки в горы” имеется подлежащее “друзья” и комбинированное сказуемое “провели время”. Такое предложение именуется двусоставным. А вот в предложении “Помогите товарищу исполнить домашнее задание” есть только комбинированное глагольное сказуемое “помогите исполнить”. Оно является односоставным.

3. Узнаете, какой именно основной член (подлежащее либо сказуемое) имеется в односоставном предложении. Скажем, в предложении “Раннее утро” вы сумеете найти лишь подлежащее. Такие синтаксические конструкции именуются односоставными, назывными предложения ми.

4. Имейте в вид у, что предложение, в котором имеется только сказуемое, может быть как определенно-личным, так и неопределенно-личным, обобщенно-личным и даже безличным.

5. Определите, в каком лице и времени употребляется глагол, являющийся сказуемым. Для этого испробуйте подставить к нему местоимения. Если вам понадобятся местоимение “я”, “мы”, то это значит, что глагол употребляется в форме первого лица, если местоимения “ты”, “вы” – в форме второго лица, а если “он”, “она”, “оно” либо “они” – в форме третьего лица.

6. Если вы определили, что в односоставном предложении глагол, являющийся сказуемым, употребляется в первом либо во втором лице, в реальном либо в прошедшем времени, то такое предложение будет являться определенно-личным. В нем неимение подлежащего не мешает в понимании смысла предложения . Скажем, в предложении “Люблю грозу в начале мая” глагол “люблю” употребляется в первом лице (я люблю) и в реальном времени (действие происходит в данную минуту). Подлежащего в этом предложении нет. Следственно, оно является определенно-личным.

7. Если вы найдете во время обзора предложения , что имеется только сказуемое (глагол) в форме третьего лица, подлинного либо прошедшего времени, во множественном числе, знайте, что это односоставное неопределенно-личное предложение.

8. Если же вы определили, что сказуемое – это глагол в форме исключительного числа, подлинного времени, а действие обобщено (касается всякого), то делайте итог о том, что это односоставное обобщенно-личное предложение. Скажем, в предложении “Что посеешь, то и пожнешь” глаголы “посеешь” и”пожнешь” находятся в форме исключительного числа. второго лица (ты посеешь и пожнешь). Это обобщенно-личное предложение.

9. Запомните, что в безличном предложении сказуемым является либо безличный глагол, категория состояния (светает, моросило, знобит и т.д.), либо слова со значением отрицания (нет), либо неопределенная форма глагола (инфинитив). В таких синтаксических конструкциях подлежащего нет и быть не может, а лицо у глаголов определить немыслимо. Скажем, в предложении “Знобило меня теснее 2-й день подряд” слово “знобило” – это категория состояния. Лицо определить у него невозможно. В предложении нет подлежащего и восстановить его вам не удастся. Следственно оно является односоставным, безличным предложением.

Совет 3: Как определить неопределенно-личное предложение

Предложение выражает сообщение, побуждение либо вопрос. Двусоставные предложения имеют грамматическую основу, состоящую из подлежащего и сказуемого. Грамматическая основа односоставного предложения представлена либо подлежащим, либо сказуемым.

Инструкция

1. Среди односоставных предложений выделяют назывные и глагольные. В назывных предложениях присутствует только подлежащее, но нет сказуемого: «Сибирская зима». Глагольные подразделяются на определенно-собственные, неопределенно-собственные и безличные.

2. Все глагольные односоставные предложения имеют сказуемое, но не имеют подлежащего. Причем в определенно-личном предложении форма глагола и толк сообщения подсказывают, что действие относится к определенному лицу: «Люблю читать книги», «Обнаружьте верное решение», «Береги платье снову, а честь смолоду».

3. Глагол может стоять в форме первого либо второго лица исключительного либо множественного числа изъявительного либо повелительного наклонения. Первое лицо обозначает, что глагольный вопрос задается от местоимений «я», «мы»; второе лицо – от местоимений «ты», «вы». Повелительное наклон побуждает к действию, изъявительное примитивно уведомляет информацию.

4. В неопределенно-личном предложении действие совершается неопределенными либо необозначенными лицами. Это действие является значимым само по себе. Глагол стоит в форме третьего лица множественного числа подлинного либо прошедшего времени. Примеры: «По телевизору показывают новости», «В пятницу известили о беды», «С двери убрали плакат». Дабы получить глагол в форме третьего лица множественного числа, задайте вопрос к местоимению «они».

5. В безличном предложении сказуемое указывает на процесс либо состояние, которые в тезисе не зависят от энергичного деятеля: «За окном стемнело», «В комнате душно», «В поле пахнет полынью», «Об этом было оговорено предварительно». Сказуемое выражается безличным глаголом (стемнело), безличной формой личного глагола (пахнет), наречием (душно) и коротким страдательным причастием (было оговорено). Наречия и короткие причастия могут идти с глаголом-связкой «быть» либо без него. Также сказуемое в безличном предложении может быть выражено словами «нет», «не было»: «Пробелов в умениях огромнее нет».

Видео по теме

Обратите внимание!
Не путайте односоставные предложения с неполными двусоставными. Пропущенный основный член двусоставного неполного предложения легко восстанавливается по контексту и речевой обстановки. Скажем, если лицо, делающее действие, названо в предыдущих предложениях.

Местоимения владеют некоторыми знаками имен существительных, прилагательных и числительных. Личной морфологической категорией этой части речи является разряд по значению. Знание установить разряд, грамматическое значение местоимения поможет верно определить его знаки. Исполняйте морфологический разбор в соответствии с планом.

Инструкция

1. Для указания на предмет либо лицо, знак либо число, не называя их, применяются местоимения. Аналогично замещаемым ими примечательным словам, местоимения владеют рядом морфологических категорий, выступают в качестве основного либо второстепенного члена предложения. Для местоимений характерны свойства существительных, прилагательных либо числительных. Устанавливайте все имеющиеся знаки, следуя определенному порядку действий.

2. Обнаружьте слово, от которого дозволено задать вопрос к местоимению. Выпишите словосочетание, соответствующее схеме: «основное слово + зависимое местоимение». Указав грамматическую отзыв местоимения, поставьте его в исходную форму. Узнаете, к какой именной части речи принадлежит слово, замещаемое местоимением. Если оно соотносится с именами существительным либо числительным, именительный падеж будет определять исходную форму. Для местоимений-прилагательных она соответствует именительному падежу, мужскому роду, исключительному числу.

3. Разглядите у местоимения все имеющиеся знаки. Начинайте с непрерывных, неизменяемых колляций. Определите, к какому разряду оно относится. В соответствии со значением выдаются: собственные, относительные, вопросительные, возвратное, негативные, неопределенные, притяжательные, определительные и указательные. Собственные отличаются от местоимений-существительных, принадлежащих к иным грамматическим разрядам, неизменяемыми знаками лица и числа (в 1 и 2 лице).

4. Дальше переходите к рассмотрению знаков, которые способны изменяться. Форму падежа устанавливайте у всех местоимений. Другие допустимые непостоянные морфологические колляции будут зависеть от грамматического значения и разряда. Если перед вами местоимения, заменяющие прилагательные, либо собственные (3 лица), определяйте вначале категорию числа. После этого дозволено узнать, к какому роду отнести местоимение (данный знак определяется только в исключительном числе).

5. Данный от основного слова вопрос поможет вам решить, основным либо второстепенным членом выступает местоимение в предложении. Эта часть речи исполняет в предложении различные синтаксические функции. Традиционно подлежащим и дополнением бывают в предложении местоимения-существительные и числительные, а определением – местоимения-прилагательные.

6. Разглядите пример морфологического разбора местоимения по установленному плану:Предложение «Посмотрите на себя со стороны» в своем составе имеет местоимение «себя», указывающее на лицо.I. (Посмотрите «на кого?») – на себя – мест.II. Н. ф. – себя. Пост. – возвратное; непост. – вин. п.III. Дополнение (подчеркивается пунктиром).

Обратите внимание!
Именительный падеж отсутствует у негативного местоимения «некого» и возвратного – «себя». Род местоимений-прилагательных устанавливается только в случаях употребления их в исключительном числе.

Видео по теме

Обратите внимание!
Отличайте от односоставных предложений двусоставные неполные, в которых также один основной член предложения. Предложение является двусоставным неполным, если сказуемое выражено глаголом в форме:а) изъявительного наклонения, прошедшего времени, женского либо мужского рода, исключительного числа;б) условного наклонения;в) изъявительного наклонения, подлинного либо грядущего времени, 3 лица, исключительного числа.

Полезный совет
В трудном предложении по составу определяйте всякое примитивное предложение, входящее в состав трудного.

План разбора:

  • Сложносочинённое.

    Количество частей в составе сложного, их границы (выделить грамматические основы в простых предложениях).

    Средства связи между частями (указать союзы и определить значение сложного предложения).

    Схема предложения.

Образец разбора:

Была зима , но все последние дни стояла оттепель . (И.Бунин).

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложносочинённое, состоит из двух частей, между первой и второй частями выражено противопоставление, части соединены противительным союзом но. )

Схема предложения:

1 , но 2 .

Порядок синтаксического разбора сложноподчинённого предложения

План разбора:

    Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).

    Вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

  • Сложноподчинённое.

    Главная и придаточная части.

    Что распространяет придаточная часть.

    Чем присоединяется придаточная часть.

    Расположение придаточной части.

    Тип придаточной части.

    Схема сложноподчинённого предложения.

Образец разбора:

Когда она играла внизу на рояле 1 , я вставал и слушал 2 . (А.П. Чехов)

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчинённое, состоит из двух частей. 2-я часть главная, 1-я – придаточная, придаточная часть распространяет главную часть и присоединяется к ней союзом когда , придаточная часть располагается перед главной, тип придаточной части – придаточное времени).

Схема предложения:

(союз когда…) 1 , [ … ] 2 .

придаточное

Сущ.. глаг. союз мест. Глаг. пр. прил. сущ.

Путники увидели , что они находятся на маленькой поляне . (Повеств., невоскл., сложное, СПП с прид. изъяснительным, 1) нераспр., двусост., полное. 2) распр., двусост., полдное).

[ ____ ], (что…).

Порядок синтаксического разбора бессоюзного сложного предложения

План разбора:

    Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).

    Вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

  • Бессоюзное.

    Количество частей (выделить грамматические основы в простых предложениях).

    Схема предложения.

Образец разбора:

Песенка кончилась 1 – раздались обычные рукоплескания 2 . (И.С. Тургенев)

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное, состоит из двух частей, первая часть указывает на время действия того, о чём говорится во второй части, между частями ставится тире.)

Схема предложения: