Как решать степень с действительным показателем. Степень с рациональным и действительным показателем
Степень с рациональным показателем
В множество рациональных чисел входят целые и дробные числа.
Определение 1
Степень числа $а$ с целым показателем $n$ является результатом умножения числа $а$ самого на себя $n$ раз, причем: $a^n=a \cdot a \cdot a \cdot \ldots \cdot a$, при $n>0$; $a^n=\frac{1}{a \cdot a \cdot a \cdot \ldots \cdot a}$, при $n
Определение 2
Степень числа $а$ с показателем в виде дроби $\frac{m}{n}$ называется корнем $n$-ной степени из $a$ в степени $m$: $a^\frac{m}{n}=\sqrt[n]{a^m}$, где $а>0$, $n$ – натуральное число, $m$ – целое число.
Определение 3
Степень нуля с показателем в виде дроби $\frac{m}{n}$ определяется следующим образом: $0^\frac{m}{n}=\sqrt[n]{0^m}=0$, где $m$ – целое число, $m>0$, $n$ – натуральное число.
Существует и другой подход к определению степени числа с дробный показателем, который показывает возможность существования степени отрицательного числа или отрицательного дробного показателя.
Например, выражения $\sqrt{(-3)^6}$, $\sqrt{(-3)^3}$ или $\sqrt{(-7)^{-10}}$ имеют смысл, таким образом, и выражения $(-3)^\frac{6}{7}$, $(-3)^\frac{3}{7}$ и $(-7)^\frac{-10}{6}$ должны иметь смысл, в то время, как согласно определению степени с показателем в виде дроби при отрицательном основании не существуют.
Дадим другое определение:
Степенью числа $a$ с дробным показателем $\frac{m}{n}$ называется $\sqrt[n]{a^m}$ в следующих случаях:
При любом действительном числе $a$, целом $m>0$ и нечетном натуральном $n$.
Например, $13,4^\frac{7}{3}=\sqrt{13,4^7}$, $(-11)^\frac{8}{5}=\sqrt{(-11)^8}$.
При любом отличном от нуля действительном числе $a$, целом отрицательном $m$ и нечетном $n$.
Например, $13,4^\frac{-7}{3}=\sqrt{13,4^{-7}}$, $(-11)^\frac{-8}{5}=\sqrt{(-11)^{-8}}$.
При любом неотрицательном числе $a$, целом положительном $m$ и четном $n$.
Например, $13,4^\frac{7}{4}=\sqrt{13,4^7}$, $11^\frac{3}{16}=\sqrt{11^3}$.
При любом положительном $a$, целом отрицательном $m$ и четном $n$.
Например, $13,4^\frac{-7}{4}=\sqrt{13,4^{-7}}$, $11^\frac{-3}{8}=\sqrt{11^{-3}}$.
При других условиях степень с дробным показателем определить невозможно.
Например, $(-13,4)^\frac{10}{3}=\sqrt{(-13,4)^{10}}$, $(-11)^\frac{5}{4}=\sqrt{(-11)^5}$.
К тому же, при применении данного определения является важным, чтобы дробный показатель $\frac{m}{n}$ был несократимой дробью.
Серьезность данного замечания в том, что степенью отрицательного числа с дробным сократимым показателем, например, $\frac{10}{14}$ будет положительное число, а степенью того же числа с уже сокращенным показателем $\frac{5}{7}$ будет отрицательное число.
Например, $(-1)^\frac{10}{14}=\sqrt{(-1)^{10}}=\sqrt{1^{10}}=1$, а $(-1)^\frac{5}{7}=\sqrt{(-1)^5}=-1$.
Таким образом, при выполнении сокращения дроби $\frac{10}{14}=\frac{5}{7}$ не выполняется равенство $(-1)^\frac{10}{14}=(-1)^\frac{5}{7}$.
Замечание 1
Нужно отметить, что чаще применяется более удобное и простое первое определение степени с показателем в виде дроби.
В случае записи дробного показателя степени в виде смешанной дроби или десятичной, необходимо показатель степени преобразовать к виду обыкновенной дроби.
Например, $(2 \frac{3}{7})^{1 \frac{2}{7}}=(2 \frac{3}{7})^\frac{9}{7}=\sqrt{(2 \frac{3}{7})^9}$, $7^{3,6}=7^\frac{36}{10}=\sqrt{7^{36}}$.
Степень с иррациональным и действительным показателем
К действительным числам относятся рациональные и иррациональные числа.
Разберем понятие степени с иррациональным показателем, т.к. степень с рациональным показателем мы рассмотрели.
Рассмотрим последовательность приближений к числу $\alpha$, которые являются рациональными числами. Т.е. имеем последовательность рациональных чисел $\alpha_1$, $\alpha_2$, $\alpha_3$, $\ldots$, которые определяют число $\alpha$ с любой степенью точности. Если вычислить степени с этими показателями $a^{\alpha_1}$, $a^{\alpha_2}$, $a^{\alpha_3}$, $\ldots$, то окажется, что эти числа являются приближениями к некоторому числу $b$.
Определение 4
Степенью числа $a>0$ с иррациональным показателем $\alpha$ называется выражение $a^\alpha$, которое имеет значение, равное пределу последовательности $a^{\alpha_1}$, $a^{\alpha_2}$, $a^{\alpha_3}$, $\ldots$, где $\alpha_1$, $\alpha_2$, $\alpha_3$, … – последовательные десятичные приближения иррационального числа $\alpha$.
В этой статье мы разберемся, что такое степень числа . Здесь мы дадим определения степени числа, при этом подробно рассмотрим все возможные показатели степени, начиная с натурального показателя, заканчивая иррациональным. В материале Вы найдете массу примеров степеней, покрывающих все возникающие тонкости.
Навигация по странице.
Степень с натуральным показателем, квадрат числа, куб числа
Для начала дадим . Забегая вперед, скажем, что определение степени числа a с натуральным показателем n дается для a , которое будем называть основанием степени , и n , которое будем называть показателем степени . Также отметим, что степень с натуральным показателем определяется через произведение, так что для понимания нижеизложенного материала нужно иметь представление об умножении чисел.
Определение.
Степень числа a
с натуральным показателем n
- это выражение вида a n
, значение которого равно произведению n
множителей, каждый из которых равен a
, то есть, .
В частности, степенью числа a
с показателем 1
называется само число a
, то есть, a 1 =a
.
Сразу стоит сказать о правилах чтения степеней. Универсальный способ чтения записи a n таков: «a в степени n ». В некоторых случаях также допустимы такие варианты: «a в n -ой степени» и «n -ая степень числа a ». Для примера возьмем степень 8 12 , это «восемь в степени двенадцать», или «восемь в двенадцатой степени», или «двенадцатая степень восьми».
Вторая степень числа, а также третья степень числа имеют свои названия. Вторую степень числа называют квадратом числа , например, 7 2 читается как «семь в квадрате» или «квадрат числа семь». Третья степень числа называется кубом числа , к примеру, 5 3 можно прочитать как «пять в кубе» или сказать «куб числа 5 ».
Пришло время привести примеры степеней с натуральными показателями . Начнем со степени 5 7 , здесь 5 – основание степени, а 7 – показатель степени. Приведем еще пример: 4,32 является основанием, а натуральное число 9 – показателем степени (4,32) 9 .
Обратите внимание, что в последнем примере основание степени 4,32 записано в скобках: чтобы избежать разночтений мы будем брать в скобки все основания степени, которые отличны от натуральных чисел. В качестве примера приведем следующие степени с натуральными показателями , их основания не являются натуральными числами, поэтому они записаны в скобках. Ну и для полной ясности в этом моменте покажем разницу, заключенную в записях вида (−2) 3 и −2 3 . Выражение (−2) 3 – это степень −2 с натуральным показателем 3, а выражение −2 3 (его можно записать как −(2 3) ) соответствует числу, значению степени 2 3 .
Заметим, что встречается обозначение степени числа a с показателем n вида a^n . При этом, если n – многозначное натуральное число, то показатель степени берется в скобки. Например, 4^9 – это другая запись степени 4 9 . А вот еще примеры записи степеней при помощи символа «^ »: 14^(21) , (−2,1)^(155) . В дальнейшем мы преимущественно будем пользоваться обозначением степени вида a n .
Одной из задач, обратной возведению в степень с натуральным показателем, является задача нахождения основания степени по известному значению степени и известному показателю. Эта задача приводит к .
Известно, что множество рациональных чисел состоит из целых и дробных чисел, причем каждое дробное число может быть представлено в виде положительной или отрицательной обыкновенной дроби. Степень с целым показателем мы определили в предыдущем пункте, поэтому, чтобы закончить определение степени с рациональным показателем, нужно придать смысл степени числа a с дробным показателем m/n , где m – целое число, а n - натуральное. Сделаем это.
Рассмотрим степень с дробным показателем вида . Чтобы сохраняло силу свойство степени в степени, должно выполняться равенство . Если учесть полученное равенство и то, как мы определили , то логично принять при условии, что при данных m , n и a выражение имеет смысл.
Несложно проверить, что при справедливы все свойства степени с целым показателем (это сделано в разделе свойства степени с рациональным показателем).
Приведенные рассуждения позволяют сделать следующий вывод : если при данных m , n и a выражение имеет смысл, то степенью числа a с дробным показателем m/n называют корень n -ой степени из a в степени m .
Это утверждение вплотную подводит нас к определению степени с дробным показателем. Остается лишь расписать, при каких m , n и a имеет смысл выражение . В зависимости от ограничений, накладываемых на m , n и a существуют два основных подхода.
Проще всего наложить ограничение на a , приняв a≥0 для положительных m и a>0 для отрицательных m (так как при m≤0 степень 0 m не определена). Тогда мы получаем следующее определение степени с дробным показателем.
Определение.
Степенью положительного числа a с дробным показателем m/n , где m – целое, а n – натуральное число, называется корень n -ой из числа a в степени m , то есть, .
Также определяется дробная степень нуля с той лишь оговоркой, что показатель должен быть положительным.
Определение.
Степень нуля с дробным положительным показателем m/n
, где m
– целое положительное, а n
– натуральное число, определяется как .
При степень не определяется, то есть, степень числа нуль с дробным отрицательным показателем не имеет смысла.
Следует отметить, что при таком определении степени с дробным показателем существует один нюанс: при некоторых отрицательных a и некоторых m и n выражение имеет смысл, а мы отбросили эти случаи, введя условие a≥0 . Например, имеют смысл записи или , а данное выше определение заставляет нас говорить, что степени с дробным показателем вида не имеют смысла, так как основание не должно быть отрицательным.
Другой подход к определению степени с дробным показателем m/n заключается в раздельном рассмотрении четных и нечетных показателях корня . Этот подход требует дополнительного условия: степень числа a , показателем которой является , считается степенью числа a , показателем которой является соответствующая несократимая дробь (важность этого условия поясним чуть ниже). То есть, если m/n – несократимая дробь, то для любого натурального числа k степень предварительно заменяется на .
При четных n и положительных m выражение имеет смысл при любом неотрицательном a (корень четной степени из отрицательного числа не имеет смысла), при отрицательных m число a должно быть еще отличным от нуля (иначе будет деление на нуль). А при нечетных n и положительных m число a может быть любым (корень нечетной степени определен для любого действительного числа), а при отрицательных m число a должно быть отличным от нуля (чтобы не было деления на нуль).
Приведенные рассуждения приводят нас к такому определению степени с дробным показателем.
Определение.
Пусть m/n – несократимая дробь, m – целое, а n – натуральное число. Для любой сократимой обыкновенной дроби степень заменяется на . Степень числа a с несократимым дробным показателем m/n - это для
Поясним, зачем степень с сократимым дробным показателем предварительно заменяется степенью с несократимым показателем. Если бы мы просто определили степень как , и не оговорились о несократимости дроби m/n , то мы бы столкнулись с ситуациями, подобными следующей: так как 6/10=3/5 , то должно выполняться равенство , но , а .
Тема урока: Степень с действительным показателем.
Задачи:
- Образовательные
:
- обобщить понятие степени;
- отработать умение находить значение степени с действительным показателем;
- закрепить умения использовать свойства степени при упрощении выражений;
- выработать навык использования свойств степени при вычислениях.
- Развивающие
:
- интеллектуальное, эмоциональное, личностное развитие ученика;
- развивать умение обобщать, систематизировать на основе сравнения, делать вывод;
- активизировать самостоятельную деятельность;
- развивать познавательный интерес.
- Воспитательные
:
- воспитание коммуникативной и информационной культуры обучающихся;
- эстетическое воспитание осуществляется через формирование умения рационально, аккуратно оформлять задание на доске и в тетради.
Учащиеся должны знать: определение и свойства степени с действительным показателем.
Учащиеся должны уметь:
- определять имеет ли смысл выражение со степенью;
- использовать свойства степени при вычислениях и упрощении выражений;
- решать примеры, содержащие степень;
- сравнивать, находить сходства и отличия.
Форма урока: семинар – практикум, с элементами исследования. Компьютерная поддержка.
Форма организации обучения: индивидуальная, групповая.
Тип урока: урок исследовательской и практической работы.
ХОД УРОКА
Организационный момент
«Однажды царь решил выбрать из своих
придворных первого помощника. Он подвёл всех к
огромному замку. «Кто первым откроет, тот и будет
первым помощником». Никто даже не притронулся к
замку. Лишь один визирь подошёл и толкнул замок,
который открылся. Он не был закрыт на ключ.
Тогда царь сказал: «Ты получишь эту должность,
потому что полагаешься не только на то, что
видишь и слышишь, а надеешься на собственные силы
и не боишься сделать попытку».
И мы сегодня будем пытаться, пробовать, чтобы
прийти к правильному решению.
1. С каким математическим понятием связаны слова:
Основание
Показатель (Степень)
Какими словами можно объединить слова:
Рациональное число
Целое число
Натуральное число
Иррациональное число (Действительное
число)
Сформулируйте тему урока. (Степень с
действительным показателем)
2.
Какая наша стратегическая
цель? (ЕГЭ)
Какие цели нашего урока
?
– Обобщить понятие степени.
Задачи:
– повторить свойства степени
– рассмотреть применение свойств степени при
вычислениях и упрощениях выражений
– отработка вычислительных навыков.
3.
Итак, а р, где р – число
действительное.
Приведите примеры (выберете из выражений 5 –2 , 43, ) степени
– с натуральным показателем
– с целым показателем
– с рациональным показателем
– с иррациональным показателем
4. При каких значениях а имеет смысл выражение
аn, где n (а
– любое)
аm, где m (а 0) Как от степени с
отрицательным показателем перейти к степени с
положительным показателем?
, где (а0)
5.
Из данных выражений выберете те,
которые смысла не имеют:
(–3) 2 , , , 0 –3 , , (–3) –1 , .
6.
Вычислите. Ответы в каждом столбике
обладают одним общим свойством. Укажите лишний
ответ (этим свойством не обладающий)
2
=
=
=
6
= (неправ.
др.)
= (нельзя записать дес. др.)
= (дробь)
= =
7. Какие действия (математические операции) можно выполнять со степенями?
Установите соответствие:
Один ученик записывает формулы (свойства) в общем виде.
8. Дополнить степени из п.3 так, чтобы к полученному примеру можно было применить свойства степени.
(Один человек работает у доски, остальные в тетрадях. Для проверки обменяться тетрадями, а ещё один выполняет действия на доске)
9. На доске (работает ученик):
Вычислите : =
Самостоятельно (с проверкой на листах)
Какой из ответов не может получиться в части «В» на ЕГЭ? Если в ответе получилось , то как записать такой ответ в части «В»?
10. Самостоятельное выполнение задания (с проверкой у доски – несколько человек)
Задание с выбором ответа
1 | |||||
2 | : | ||||
3 | 0,3 | ||||
4 |
11. Задание с кратким ответом (решение у доски):
+ + (60)5 2 – 3–4 27 =
Самостоятельно с проверкой на скрытой доске:
– – 322– 4 + (30)4 4 =
12 . Сократите дробь (на доске):
В это время один человек решает на доске самостоятельно: = (класс проверяет)
13. Самостоятельное решение (на проверку)
На отметку «3»: Тест с выбором ответа:
1. Укажите выражение, равное степени
1. | 2. | 3. | 4. |
2. Представьте в виде степени произведение: – Спасибо за урок!
Для любого угла α такого, что α ≠ πk/2 (k принадлежит множеству Z), справедливо:
Для любого угла α справедливы равенства:
Для любого угла α такого, что α ≠ πk (k принадлежит множеству Z), справедливо:
Формулы приведения
В таблице даны формулы приведения для тригонометрических функций.
Функция (угол в º) | 90º - α | 90º + α | 180º - α | 180º + α | 270º - α | 270º + α | 360º - α | 360º + α |
sin | cos α | cos α | sin α | -sin α | -cos α | -cos α | -sin α | sin α |
cos | sin α | -sin α | -cos α | -cos α | -sin α | sin α | cos α | cos α |
tg | ctg α | -ctg α | -tg α | tg α | ctg α | -ctg α | -tg α | tg α |
ctg | tg α | -tg α | -ctg α | ctg α | tg α | -tg α | -ctg α | ctg α |
Функция (угол в рад.) | π/2 – α | π/2 + α | π – α | π + α | 3π/2 – α | 3π/2 + α | 2π – α | 2π + α |
Четность тригонометрических функций. Углы φ и -φ образуются при повороте луча в двух взаимно противоположных направлениях (по часовой стрелке и против часовой стрелки). | |
Поэтому конечные стороны OA 1 и ОА 2 этих углов симметричны относительно оси абсцисс. Координаты векторов единичной длины OA 1 = (х 1 , у 1) и ОА 2 = (х 2 , y 2) удовлетворяют соотношениям: х 2 = х 1 y 2 = -у 1 Поэтому cos(-φ) = cosφ, sin (- φ) = -sin φ, Следовательно, синус является нечетной, а косинус- четной функцией угла. | |
Далее имеем: | |
Поэтому тангенс и котангенс являются нечетными функциями угла. |
8)Обра́тныетригонометри́ческиефу́нкции - математические функции, являющиеся обратными к тригонометрическим функциям. К обратным тригонометрическим функциям обычно относят шесть функций:
§ аркси́нус (обозначение: arcsin)
§ аркко́синус (обозначение: arccos)
§ аркта́нгенс (обозначение: arctg; в иностранной литературе arctan)
§ арккота́нгенс (обозначение: arcctg; в иностранной литературе arccotan)
§ арксе́канс (обозначение: arcsec)
§ арккосе́канс (обозначение: arccosec; в иностранной литературе arccsc)
Название обратной тригонометрической функции образуется от названия соответствующей ей тригонометрической функции добавлением приставки «арк-» (от лат. arc - дуга). Это связано с тем, что геометрически значение обратной тригонометрической функции можно связать с длиной дуги единичной окружности (или углом, стягивающим эту дугу), соответствующей тому или иному отрезку. Изредка в иностранной литературе пользуются обозначениями типа sin −1 для арксинуса и т.п.; это считается неоправданным, так как возможна путаница с возведением функции в степень −1.
Свойства функции arcsin
(функция является нечётной). при .
при
при
Свойства функции arccos[
· (функция центрально-симметрична относительно точки ), является индифферентной.
·
·
·
Свойства функции arctg
·
· , при x > 0.
Свойства функции arcctg
· (график функции центрально-симметричен относительно точки
· при любых
·
12)Степенью числа a > 0 с рациональным показателем является степень, показатель которой представим в виде обыкновенной несократимой дроби x = m/n, где m целое, а n натуральное число, причём n > 1 (x - показатель степени).
Степень с действительным показателем
Пусть дано положительное число и произвольное действительное число . Число называется степенью, число - основанием степени, число - показателем степени.
По определению полагают:
Если и - положительные числа, и - любые действительные числа, то справедливы следующие свойства:
14)Логари́фм числа по основанию (от греч. λόγος - «слово», «отношение» и ἀριθμός - «число» ) определяется какпоказатель степени, в которую надо возвести основание , чтобы получить число . Обозначение: , произносится: "логарифм по основанию ".
Свойства логарифмов:
1° - основное логарифмическое тождество.
Логарифм единицы по любому положительному, отличному от 1, основанию равен нулю. Это возможно потому, что из любого действительного числа можно получить 1 только возведя его в нулевую степень.
4° - логарифм произведения.
Логарифм произведения равен сумме логарифмов сомножителей.
5° - логарифм частного.
Логарифм частного (дроби) равен разности логарифмов сомножителей.
6° - логарифм степени.
Логарифм степени равен произведению показателя степени на логарифм ее основания.
7°
8°
9° - переход к новому основанию.
15)Действительное число - (вещественное число) , любое положительное, отрицательное число или нуль. Посредством действительных чисел выражаются результаты измерения всех физических величин. ;
16)Мнимая единица - обычно комплексное число, квадрат которого равен отрицательной единице. Однако возможны и иные варианты: в конструкции удвоения по Кэли-Диксону или в рамках алгебры по Клиффорду.
Ко́мпле́ксные чи́сла (устар. мнимые числа ) - числа вида , где и - вещественные числа, - мнимая единица; то есть . Множество всех комплексных чисел обычно обозначается от лат. complex - тесно связанный.
Тема урока: Степень с рациональным и действительным показателями.
Цели:
обобщить понятие степени;
отработать умение находить значение степени с действительным показателем;
закрепить умения использовать свойства степени при упрощении выражений;
выработать навык использования свойств степени при вычислениях.
интеллектуальное, эмоциональное, личностное развитие ученика;
развивать умение обобщать, систематизировать на основе сравнения, делать вывод;
активизировать самостоятельную деятельность;
развивать познавательный интерес.
воспитание коммуникативной и информационной культуры обучающихся;
эстетическое воспитание осуществляется через формирование умения рационально, аккуратно оформлять задание на доске и в тетради.
Образовательные :
Развивающие :
Воспитательные :
Учащиеся должны знать: определение и свойства степени с действительным показателем
Учащиеся должны уметь:
определять имеет ли смысл выражение со степенью;
использовать свойства степени при вычислениях и упрощении выражений;
решать примеры, содержащие степень;
сравнивать, находить сходства и отличия.
Форма урока: семинар – практикум, с элементами исследования. Компьютерная поддержка.
Форма организации обучения: индивидуальная, групповая.
Педагогические технологии : проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, личностно - ориентированное обучение, коммуникативное.
Тип урока: урок исследовательской и практической работы.
Наглядность к уроку и раздаточный материал:
презентация
формулы и таблицы (приложение 1,2)
задание для самостоятельной работы (приложение 3)
План урока
№Этап урока
Цель этапа
Время,мин.
Начало урока
Сообщение темы урока, постановка целей урока.
1-2 мин
Устная работа
Повторить формулы степеней.
Свойства степеней.
4-5 мин.
Фронтальное решение у
доски из учебника №57(1,3,5)
№58(1,3,5) с подробным следованием плану решения.
Формирование умений и навыков
у учащихся применять свойства
степеней при нахождениях значений выражения.
8-10 мин.
Работа в микрогруппах.
Выявление пробелов в знаниях
учащихся, создание условий для
индивидуального развития ученика
на уроке.
15-20 мин.
Подведение итогов работы.
Отследить успешность работы
Учащихся при самостоятельном решении задач по теме, выяснить
характер затруднений, их причины,
указать коллективно пути решения.
5-6 мин.
Домашнее задание
Познакомить учащихся с заданием на дом. Дать необходимые пояснения.
1-2 мин.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Здравствуйте ребята! Запишите в тетрадях число, тема урока.
Рассказывают, что изобретатель шахмат в награду за свое изобретение попросил у раджи немного риса: на первую клетку доски он попросил положить одно зерно, на вторую – в 2 раза больше, т. е. 2 зерна, на третью- ещё в 2 раза больше, т. е. 4 зерна, и т. д. до 64 клетки.
Его просьба показалась радже слишком скромной, однако вскоре выяснилось, что выполнить её невозможно. Число зёрн, которые нужно было передать изобретателю шахмат в награду, выражается суммой
1+2+2 2 +2 3 +…+2 63 .
Эта сумма равна огромному числу
18446744073709551615
И она столь велика, что этим количеством зерна можно было бы покрыть слоем в 1 см всю поверхность нашей планеты, включая мировой океан.
Степени используют при записи чисел и выражений, что делает их более компактными и удобными для выполнения действий.
Часто степени употребляются при измерении физических величин, которые могут быть «очень большими» и «очень маленькими».
Масса Земли 6000000000000000000000т записывают в виде произведения 6.10 21 т
Диаметр молекулы воды 0,0000000003м записывают в виде произведения
3.10 -10 м.
1. С каким математическим понятием связаны слова:
Основание
Показатель
(Степень)
Какими словами можно объединить слова:
Рациональное число
Целое число
Натуральное число
Иррациональное число
(Действительное число)
Сформулируйте тему урока.
(Степень с действительным показателем)
2. Итак а x ,где х- действительное число. Выберите из выражений
С натуральным показателем
С целым показателем
С рациональным показателем
С иррациональным показателем
3.
Какая наша цель?
(ЕГЭ)
Какие
цели нашего урока
?
– Обобщить понятие степени.
Задачи:
– повторить свойства степени
– рассмотреть применение свойств степени при вычислениях и упрощениях выражений
– отработка вычислительных навыков
4 . Степень с рациональным показателем
Основаниестепени
Степень с показателем r , основанием а ( n N , m n
r = n
r = - n
r = 0
r = 0
r =0
a n = a . a . … . a
a -n =
a 0 =1
a n =a.a. … .a
a -n =
Не существует
Не существует
a 0 =1
а=0
0 n =0
Не существует
Не существует
Не существует
5 . Из данных выражений выберете те, которые смысла не имеют:
6 . Определение
Если число r - натуральное, то а r есть произведение r чисел, каждое из которых равно а:
a r = a . a . … . a
Если число r - дробное и положительное, то есть, где m и n - натуральные
числа, то
Если показатель r является рациональным и отрицательным, то выражение a r
определяется как величина, обратная к a - r
или
Если
7 . Например
8 . Степени положительных чисел обладают следующими основными свойствами:
9 . Вычислить
10. Какие действия (математические операции) можно выполнять со степенями?
Установите соответствие:
А)При умножении степеней с равными основаниями1)Основания умножаются, а показатель остаётся прежним
Б)При делении степеней с равными основаниями
2)Основания делятся, а показатель остаётся прежним
В)При возведении степени в степень
3)Основание остаётся прежним, а показатели умножаются
Г)При умножении степеней с равными показателями
4)Основание остаётся прежним, а показатели вычитаются
Д)При делении степеней с равными показателями
5)Основание остаётся прежним, а показатели складываются
11 . Из учебника (у доски)
Для решения в классе:
№57 (1,3,5)
№58 (1, 3, 5)
№59 (1, 3)
№60 (1,3)
12 . По материалам ЕГЭ
(самостоятельная работа) на листочках
XIV века.
Ответ: Орезма. 13. Дополнительно (индивидуально) тем, кто быстрее справится с заданиями:14. Домашнее задание
§ 5 (знать определения, формулы)
№57 (2, 4, 6)
№58 (2,4)
№59 (2,4)
№60 (2,4) .
В заключение урока:
«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит»
– Так сказал великий русский математик Михаил Ломоносов.
– Спасибо за урок!
Приложение 1
1.Степени. Основные свойства
Показателем
a 1 =a
a n =a.a. … .a
a R n
3 5 =3 . 3 . 3 . 3 . 3 . 3=243,
(-2) 3 =(-2) . (-2) . (-2)= - 8
Степень с целым показателем
a 0 =1,
где a
0 0 -не определено.
Степень с рациональным
Показателем
где a
m n
Степень с иррациональным показателем
Ответ: ==25,9...
1. a x . a y =a x+y
2.a x : a y = = a x-y
3. .(a x ) y =a x.y
4.(a.b) n =a n .b n
5. (=
6. (
Приложение 2
2. Степень с рациональным показателем
Основаниестепени
Степень с показателем r , основанием а ( n N , m n
r = n
r = - n
r = 0
r = 0
r =0
a n = a . a . … . a
a -n =
a 0 =1
a n =a.a. … .a
a -n =
Не существует
Не существует
a 0 =1
а=0
0 n =0
Не существует
Не существует
Не существует
Приложение 3
3. Самостоятельная работа
Впервые действия над степенями использовал французский математик XIV века.
Расшифруйте фамилию французского ученого.