Биографии Характеристики Анализ

Как советский флот воевал во время Великой Отечественной. Факты и клевета

В данном разделе изложена информация о качественном и численном составе военно-морских флотов государств, участвовавших в военных действиях Второй мировой войны. Кроме того, приведены данные о флотах некоторых стран, официально занимавших нейтральную позицию, однако фактически оказывавших содействие тем или другим участникам войны. Недостроенные или вступившие в строй после окончания войны корабли не учитывались. Не принимались во внимание и суда, использовавшиеся в военных целях, но находившиеся под гражданским флагом. Суда, переданные или полученные от одной страны другой (в т. ч. и по договорах ленд-лиза) в расчет не принимались, как не учитывались и трофейные или восстановленные корабли. В силу ряда причин, данные о погибших десантных и малых кораблях, а также катерах приведены по минимальных значениях и фактически могут быть значительно больше. Тоже касается и сверхмалых подводных лодок. При описании тактико-технических характеристик приводились данные по времени последней модернизации или перевооружения.

Характеризуя военные корабли как оружие войны на море, следует отметить, что целью такой войны являлась борьба за морские коммуникации, как средство для самых больших, массовых перевозок. Лишение противника возможности использовать море для транспорта, одновременно широко используя его в тех же целях и есть путь к победе в войне. Для завоевания и использования господства на море недостаточно только одного сильного военно-морского флота, для этого необходимы также большой торговый и транспортный флоты, удобно расположенные базы и государственное руководство, обладающее морским мышлением. Лишь совокупность всего этого обеспечивает морское могущество.

Для борьбы с военно-морским флотом приходится сосредоточивать все свои силы, для защиты же торгового судоходства — разделять их. Характер военных действий на море все время колеблется между этими двумя полюсами. Именно характер военных действий определяет потребность в тех или иных военных кораблях, в специфике их вооружения и тактике использования.

Осуществляя подготовку к войне, ведущие морские государства применяли разные военные морские доктрины, однако ни одна из них не оказалась эффективной, правильной. И уже в ходе войны с напряжением всех сил пришлось не только их корректировать, а кардинально изменять под планируемые военные действия.

Так, ВМФ Великобритании, базируясь на устаревших кораблях межвоенного периода, главный упор делал на крупные артиллерийские корабли. Военный флот Германия формировал массовый подводный флот. Королевский Итальянский флот строил скоростные легкие крейсера и эсминцы, а также малые подводные лодки с низкими техническими характеристиками. СССР пытаясь заменить царский флот, ускорено строил корабли всех классов устаревших образцов, опираясь на доктрину прибрежной обороны. Основу флота США составляли тяжелые артиллерийские корабли и устаревшие эсминцы. Франция усиливала свой флот легкими артиллерийскими кораблями с ограниченным запасом хода. В Японии строили линкоры и авианосцы.

Кардинальные изменения в структуре флотов произошли и с массовым внедрением радиолокаторов и гидролокаторов, а также развитием средств связи. Применение систем опознавания самолетов, управления артиллерийским и зенитным огнем, обнаружения подводных, надводных и воздушных целей, радиоразведка также изменили и тактику флотов. Ушли в небытие крупные морские сражения, а война с транспортным флотом стала приоритетом.

Развитие вооружений (появление новых типов палубных самолетов, неуправляемых ракет, новых видов торпед, мин, бомб и т.д.) позволили флотам проводить самостоятельные оперативные и тактические военные операции. Флот из вспомогательных сил сухопутных войск превращался в основную ударную силу. Авиация становилась эффективным средством как борьбы с флотом противника, так и защитой своего.

Рассматривая ход войны в увязке с техническим прогрессом, развитие флотов можно охарактеризовать следующим образом. В начальном этапе войны всевозрастающий германский подводный флот фактически блокировал морские коммуникации Великобритании и ее союзников. Для их защиты потребовалось значительное количество противолодочных кораблей, а их оснащение гидролокаторами, превратило подводные лодки из охотников в мишени. Необходимость защиты крупных надводных кораблей, конвоев и обеспечение проведения будущих наступательных операций потребовали массового строительства авианосцев. Этим характеризуется средний этап войны. На заключительном этапе для проведения массовых десантных операций как в Европе, так и на Тихом океане возникла острая необходимость в высадочных средствах и судах обеспечения.

Все эти задачи смогли решить только США, чья мощная экономика за годы войны превратила союзников в должников на долгие годы, а страну в сверхгосударство. При этом следует отметить, что поставки кораблей по договорам ленд-лиза происходили в рамках перевооружения США, т.е. союзникам передавались устаревшие суда, с низкими ТТХ или без надлежащего оборудования. Это в равной мере касалось всех получателей помощи, в т.ч. и СССР, и Великобритании.

Необходимо упомянуть и то, что как крупные корабли США, так и малые отличались от судов всех других стран наличием комфортных условий жизнеобеспечения экипажей. Если в других странах при строительстве кораблей приоритет отдавался количеству вооружения, боеприпасов, запасам топлива, то американские флотоводцы комфорт экипажа ставили в один ряд с требованиями к боевым качествам судна.


(без переданных/полученных)

Продолжение таблицы

Совокупное количество военных флотов 42 стран (обладающих военными флотами или хотя бы одним кораблем), принимавших участие во Второй мировой войне составляло 16,3 тыс. кораблей, из которых погибло по не полным данным не менее 2,6 тыс. Кроме того, в состав флотов входило 55,3 тыс. малых кораблей, катеров и десантных судов, а также 2,5 тысячи подводных лодок, без учета сверхмалых субмарин.

Пятерку стран, имеющих самые крупные флоты составляли: США, Великобритания, СССР, Германия и Япония, которые имели 90% боевых кораблей от общей численности, 85% подводных лодок и 99% малых и десантных судов.

Обладающие большими флотами Италия и Франция, а также более мелкими Норвегия и Нидерланды не смогли эффективно распорядиться своими кораблями, затопив их часть и став основными поставщиками трофеев противнику.

Определить значимость видов кораблей в военных действиях возможно лишь с учетом этапов войны. Так на начальной стадии войны главенствующую роль играли подводные лодки, блокирующие коммуникации противника. В средней стадии войны основную роль играли эсминцы и противолодочные корабли, которые подавили подводные флоты противников. В завершающей стадии войны на первое место вышли авианосцы с кораблями обеспечения и десантные корабли.

В период войны было потоплено торговый флот тоннажем 34,4 млн. т. При этом на долю подводных лодок приходилось 64%, авиации – 11%, надводных кораблей – 6 %, мин – 5%.

Из общего количества потопленных боевых кораблей флотов примерно 45% заслуги авиации, 30% — подводных лодок, 19% — доля надводных кораблей.

Интересные факты в честь Дня ВМФ РФ

Отправить

Каждое последнее воскресенье июля отмечается День Военно-Морского Флота РФ. В этот день свой профессиональный праздник отмечают все те, кто стоит на страже морских рубежей России, все те, кто связывает годы жизни и службы с обеспечением боеготовности кораблей и частей ВМФ, члены семей военнослужащих, рабочие и служащие флотских учреждений и предприятий, ветераны Великой Отечественной войны. В честь этого праздника мы, совместно с компанией Wargaming, собрали немного интересной информации о флоте времен Второй Мировой Войны.

ВМФ СССР и трофеи Второй Мировой войны

Великая Отечественная война была тяжелым испытанием не только для советского флота, но и для судостроительной промышленности СССР. Флот нес потери, которые восполнялись с большим трудом, так как важнейшие центры кораблестроения были либо потеряны, либо в значительной мере разрушены.

По окончании войны, как держава-победительница, Советский Союз принял участие в разделе ВМС стран Оси. По репарациям СССР достались десятки вполне боеспособных кораблей. Так, списки ВМФ пополнили бывший итальянский линкор, два крейсера им больше полутора десятков эсминцев и миноносцев. Кроме этого был захвачен ряд тяжело поврежденных или разоруженных кораблей, в ом числе два немецки тяжелых крейсера и несколько японских эсминцев и миноносцев. И хотя все эти корабли не могли считаться полноценным пополнением ударной мощи флота. советским морякам и инженерам они дали бесценную возможность познакомиться со многими достижениями иностранной судостроительной промышленности.

Раздел и уничтожение кораблей Кригсмарине

За годы Второй мировой войны флот Германии понёс огромные потери, и тем не менее на момент капитуляции он всё ещё представлял собой внушительную силу — свыше 600 боевых кораблей и около 1500 вспомогательных судов.

После завершения военных действий союзники решили разделить оставшиеся боеспособные корабли Кригсмарине между тремя основными державами-победительницами: СССР, Великобританией и США. Для всех трёх главной целью было, конечно, не пополнение своих ВМС, а возможность изучить немецкие технологии в области вооружения и кораблестроения. А большую часть некогда сеявшего ужас на морских просторах немецкого подводного флота должны были и вовсе уничтожить: затоплению подлежало 165 субмарин. В конечном итоге между союзниками было разделено 452боевых корабля, в том числе 2 крейсера, 25 эсминцев и миноносцев, и 30 подводных лодок.

Британский флот в начале и в конце Второй мировой войны

К началу Второй мировой войны владения Британской империи раскинулись по всему миру. Метрополия, расположенная на отнюдь не изобилующем ресурсами острове, должна была содержать большой флот для защиты своих коммуникаций с колониями, поэтому особенностью состава британских ВМС были многочисленные крейсеры с большой дальностью плавания.

Вторая мировая и шесть лет войны на море заметно изменили Королевский флот. Лишь ценой колоссального напряжения промышленности Великобритании удалось удержать на довоенном уровне численный состав крейсеров, а былая гордость «Владычицы морей» — линкоры — увы, затерялись среди остальных классов кораблей. Количество эсминцев — «рабочих лошадок» войны — выросло в полтора раза, несмотря на огромные их потери. Подводные лодки также доказали свою эффективность и заняли значимое место в составе флота.

Но на первый план выступило новое оружие войны на море — авианосцы. Британское правительство в полной мере осознало их роль: за 1939-1945 годы количество авианесущих кораблей увеличилось в восемь раз, едва не превысив число крейсеров.

ВМС США в начале и конце Второй мировой войны

К моменту вступления во Вторую мировую войну США уже опередили Великобританию по числу линкоров, которые всё ещё считались воплощением могущества любой мировой державы. При этом прагматичные американцы понимали и ценность подводных лодок — оружия относительно дешёвого и эффективного.

За неполные четыре года войны флот США вырос в несколько раз, вплотную приблизившись к тому, чтобы по числу линкоров опередить все остальные страны, вместе взятые. Однако бронированные гиганты к тому времени уже уступили первенство на международной арене: масштабы военных действий на океанских просторах потребовали «универсальных бойцов», и абсолютное число крейсеров и эсминцев резко увеличилось. Впрочем, при сравнении относительного «веса» среди основных классов кораблей и эсминцы, и крейсера лишь сохранили свои позиции. Самой же грозной силой на море стали авианосцы, занявшие главенствующее место в составе ВМС. К 1945 году США не имели себе равных по их количеству во всём мире.

Не забудьте поздравить знакомых моряков и всех причастных!

Начало войны, Балтийский флот СССР во время Великой Отечественной войны, Черноморский флот СССР во время Великой Отечественной войны, Северный флот СССР во время Великой Отечественной войны, Тихоокеанский флот СССР во время Великой Отечественной войны, послевоенное боевое траление

Советский флот до начала войны с Германией, но уже во время Второй мировой войны принял участие в Советско-финской войне 1939-1940 годов, однако оно свелось в основном к артиллерийским дуэлям между советскими кораблями и финскими береговыми укреплениями.

НАЧАЛО ВОЙНЫ.

Гибель крейсера «Червона Украина»

Напав на СССР в 1941 году 22 июня в три часа ночи, военно-воздушные силы нацистской Германии первым делом совершили авианалеты на главную базу Черноморского флота Военно-морских сил СССР в городе Севастополь, также авианалет был осуществлён и на город Измаил.

Немецкой авиацией, с целью заблокировать Черноморский флот в Севастополе, были сброшены электромагнитные мины на главный фарватер базы и в районе Северной бухты.

Фарватер — судовой ход, безопасный в навигационном отношении.

Памятным событием для истории стал приказ, отданный контр-адмиралом И. Д. Елисеевым на 6 минуте того же дня и того же часа — об открытии огня по противникам, вторгшимся в воздушное пространство СССР. Это был первый приказ дать отпор нацистам в Великой Отечественной войне.

Немецкая контактная мина в австралийских водах в годы Второй Мировой Войны

Воздушным атакам нацистов также были подвергнуты большое количество военно-морских баз СССР. Из-за такой стратегии Германии главным противником ВМФ СССР стали не морские силы противника, а воздушные и сухопутные.

Судьба Второй мировой, а также входящей в нее как неотъемлемая часть Великой Отечественной войн решалась в основном на суше, из-за чего планы и действия флота практически полностью зависели от интересов сухопутных войск на приморских территориях. Из личного состава флота моряков по ходу войны часто отправляли в сухопутные силы. Многие вспомогательные и транспортные суда были переоборудованы в боевые корабли, став частью военного флота.

Другими словами, ситуация в этой войне требовала от флота гибкости и нестандартности.

БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ СССР ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Из директивы №21 плана «Барбаросса»: «По отношению к Советскому Союзу военно-морской флот выполняет следующую задачу: охрана собственного побережья, и недопущение прорыва вражеских военно-морских сил из Балтийского моря. Поскольку по достижении германскими войсками Ленинграда русский Балтийский флот лишится последней базы и окажется в безнадежном положении, крупных морских операций до этого следует избегать. После ликвидации русского флота встанет задача полного восстановления сообщения по Балтийскому морю, включая снабжение северного крыла армии, которое необходимо будет обезопасить (траление мин)»

Из-за того, что противнику удалось без помех минировать воды в оперативных зонах советского флота, наши корабли часто шли на дно, не успев сделать даже выстрела по врагу.

Балтийцы идут на фронт. Ленинград, 1 октября 1941 года.

28 августа был захвачена главная на то время база Балтийского флота — город Таллин, это привело к блокаде Балтийского флота минными полями в Ленинграде и Кронштадте. Несмотря на это, надводный флот СССР в Балтийском море еще играл важную роль. Корабли, хотя и были ограничены в передвижениях, однако могли свободно вести огонь по противнику. Во время обороны Ленинграда корабли Балтийского флота активно участвовали в противовоздушной обороне города, обстреливая вражеские самолеты огнем своих крупнокалиберных установок.

Так, линкор «Марат», который 23 сентября подвергся атаке немецких бомбардировщиков, в результате которой был фактически разломлен на две части, тем не менее, длительное время оставался в строю и вел огонь по противнику в качестве несамоходной плавучей батареи.

Подводный флот в Балтийском море действовал весьма успешно: ему, ценой крупных потерь, удавалось прорывать морскую блокаду и вносить большой вклад в разрушение морских коммуникаций противника.

Балтийский флот также содействовал сухопутным войскам в январе 1943 года во время прорыва и последующего снятия сухопутной блокады Ленинграда.

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ СССР ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Как отмечено выше, высокая боевая готовность Черноморского флота сорвала немецкие попытки вывести из строя его основные силы в первые же дни войны.

По ходу войны против Черноморского флота активно действовали румынские, болгарские и германские военно-морские силы.

Флот участвовал в обороне Севастополя и Одессы. Командующий Черноморским флотом возглавлял Севастопольский оборонительный район. Из моряков черноморцев были сформированы оборонительные отряды. Огонь корабельных орудий защищал от вражеской авиации. Снабжение осажденной Одессы шло транспортными судами и боевыми кораблями Черноморского флота.

Несмотря на героическую оборону как Севастополя, так и Одессы, оба города были взяты немцами.


Оборона Севастополя. Картина А. А. Дейнеки.

Десантные баржи на пути к высадке на Керченский п-ов.

Большое значение имела самая крупная в истории войны советская десантная операция на Керченском полуострове в 1941-1942 годах. Эта операция началась вполне успешно, однако в итоге войска СССР попали в окружения и были разбиты.

В 1942-1943 годах Черноморский флот принял участие в битве за Кавказ. Подводные лодки флота из грузинских портов Батуми и Поти совершали 600-мильные переходы с целью нарушения морских коммуникаций противника. Корабли флота и морская пехота сыграли большое значение в битве за Новороссийск.

За всю войну Черноморский флот (не учитывая входящих в него флотилий) высадил 13 десантов. Наиболее известными и полностью успешными для СССР в 1943 году стали десанты в районе Южной Озерейки и Станички, оборона «Малой земли», Новороссийская и Керченско-Эльтигенская десантные операции, а также Констанцский десант.

Азовская флотилия, входящая в состав Черноморского флота, принимала участие в освобождении портов на Азовском море.

Корабли и личный состав Черноморского флота участвовал в 1944 году в освобождении Крыма, а также городов Николаева и Одессы.

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ СССР ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

В ходе войны в задачи Северного флота входило прикрытие приморского фланга 14-й армии от вражеских десантов и обстрелов c моря, защита своих путей морского сообщения, а также нанесение ударов по коммуникациям врага, нарушавших его транспортные перевозки и лишавших инициативы на море.

Высадка десанта в губу Большая Западная Лица.

Северный флот также высаживал десанты и разведывательные отряды в тыл врага. Немалую роль в сражениях при обороне Заполярья сыграли высадки десанта в губе «Большая Западная Лица» в 1941-м и 1942-м годах. Во время советского наступления в 1944-м году флот высаживал десант в губе Малой Волоковой, в порту Линахамари и в Варангер-фьорде.

Необходимо отметить, что корабли Северного флота принимали масштабное участие в противовоздушной и противолодочной защите арктических конвоев союзников, поставлявших СССР помощь по программе «ленд-лиза».

Значение Северного флота в Великой Отечественной войне велико: флотом были уничтожено сверх двухсот боевых кораблей и вспомогательных судов противника, большое количество вражеских транспортов, также было обеспечено прохождение десятков конвоев союзников, личный состав флота на сухопутных фронтах уничтожил десятки тысяч человек живой силы противников.

ТИХООКЕАНСКИЙ ФЛОТ СССР ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Так как до августа 1945 года Советский Союз не принимал участия в войне с Японией на Тихом океане, часть свободных от военных операций кораблей и личного состава Тихоокеанского флота была передана через Северный морской путь в другие, проводящие масштабные военные действия флоты и флотилии.

После начала военных действий против Японии, в ходе Маньчжурской операции в 1945 году авиация Тихоокеанского флота бомбила военно-морские базы, аэродромы и другие различные военные объекты Японии в Северной Корее. Тихоокеанским флотом была выполнена постановка минных заграждений на подступах к Владивостоку (главная база Тихоокеанского флота) и

Петропаловск-Камчатскому, также минные заграждение были поставлены в Татарском проливе. Флот активно атаковал морские перевозки противника, а также содействовал войскам Дальневосточного фронта, проводящим наступление вдоль восточного побережья Северной Кореи.

В августе 1945 года Тихоокеанский флот высадил десанты, которые захватили на северно-восточном побережье Кореи порты Юки, Расин и Одецин. Также была проведена операция по захвату военно-морских баз. С 11 по 25 августа флот участвовал в Южно-Сахалинской операции, в результате которой весь Сахалин стал принадлежать СССР. Параллельно с 18 по 25 августа флот участвовал в Курильской десантной операции, в итоге которой войска СССР заняли 56 островов Курильской гряды (они вошли в состав СССР в 1946 году). Были осуществлены также воздушные десанты в Порт-Артуре и Дальнем, закончившиеся успехом для советских войск.


Советские и американские моряки празднуют капитуляцию Японии. Аляска, 1945 год.

Вторая Мировая война была завершена 2 сентября 1945 капитуляцией Японии перед союзниками, однако мир между СССР и Японией подписан так и не был. Состояние войны прекратилось только в связи с подписанием Совместной декларацией Союза Советских Социалистических Республик и Японии 19 октября 1956 года

ПОСЛЕВОЕННОЕ БОЕВОЕ ТРАЛЕНИЕ

После войны в морях, реках и озерах осталось колоссальное количество мин, которые сильно угрожали безопасности судоходства. Из-за этого моряки продолжали нести тяжелую военную службу занимаясь тралением поставленных в годы войны минных заграждений. Наибольше количество мин было сконцентрировано в Балтийском, Баренцевом и Черном морях, а также в районе Новоземельских проливов.

К примеру, в Финском заливе военно-морскими силами обоих воющих сторон за годы войны было установлено около 67 тыс. минных установок различных типов.

Крупномасштабные действия по тралению мин завершились только к 1953 году, когда была обеспечена практически полная безопасность судоходства во всех морях, реках и озерах. Но, тем не менее, некоторые мины остались там и по сей день. Так, на Балтийском море по разным оценкам было установлено около 150 тыс. мин. Из них за период до 1953 года было обезврежено и учтено только около 50 тыс. Траление мин — правда, не в таких масштабах, как это было после войны, — продолжается и сейчас.

ЧИТАТЬ ВЕСЬ ПРОЕКТ В PDF

Это статья из проекта "История Российского флота". |

Текущая страница: 1 (всего у книги 33 страниц)

Итальянский флот во Второй Мировой войне

Итальянский флот накануне войны

Подготовка

Во время международного кризиса, который разразился с началом Эфиопской кампании весной 1935 года, итальянский флот впервые со времен Первой Мировой войны был отмобилизован. После завершения операции в Эфиопии многие вспомогательные службы флота были сокращены, но в конце 1936 года флот оставался мобилизованным. Гражданская война в Испании, различные международные кризисы и наконец оккупация Албании – все это вынуждало держать флот в состоянии боевой готовности.

Подобные события, конечно, отрицательно повлияли на подготовку к будущему мировому конфликту. Постоянная готовность кораблей приводила к износу механизмов и усталости экипажа, мешала перспективному планированию. Более того, итальянское правительство уведомило вооруженные силы, что начало войны предполагается не ранее 1942 года. Это было подтверждено во время подписания договора «Оси» между Италией и Германией. Флот составлял свои планы, исходя из этой даты.

10 июня 1940 года, когда военные действия должны были вот-вот начаться, многие составляющие того, что называется «готовностью к войне» еще не были завершены. Например, первоначальными планами предусматривалось построить 4 новых мощных линкора и закончить полную модернизацию 4 старых к 1942 году. Такое ядро флота заставило бы уважать себя любого противника. В июне 1940 года в строю находились только «Кавур» и «Чезаре». «Литторио», «Витторио Венето», «Дуилио» и «Дориа» еще завершали оснащение на верфях. Чтобы закончить достройку линкора «Рома» требовалось еще 2 года, для достройки «Имперо» – по крайней мере 3 (В действительности «Рома» был достроен весной 1943 года, работы на «Имперо» так и не были завершены). Преждевременное начало военных действий застало в постройке 12 легких крейсеров, множество эсминцев, эскортных кораблей, подводных лодок и малых судов. Начало войны задержало их достройку и оснащение.

Кроме этого, добавочные 2 года позволили бы устранить недостатки в техническом оснащении и обучении экипажей. Это особенно касается ночных действий, торпедной стрельбы, радара и асдика. Сильнее всего ударило по боеспособности итальянских кораблей отсутствие радара. Вражеские корабли и самолеты безнаказанно атаковали итальянские корабли ночью, когда те были практически слепы. Поэтому враг выработал новые тактические приемы, к которым итальянский флот оказался совершенно не готов.

Технические принципы действия радара и асдика были известны итальянскому флоту с 1936 года. Но война прервала научные работы над этими системами вооружения. Чтобы довести их до практического применения, требовались дорогостоящие промышленные разработки, особенно для радара. Сомнительно, чтобы итальянский флот и промышленность сумели достичь значительных результатом, даже имея те самые 2 года. Тем не менее, противник потерял бы преимущество неожиданности их использования. К концу войны удалось построить только несколько самолетных радаров, и то, скорее, экспериментальных установок.

В годы войны итальянский флот дорого заплатил за эти и другие мелкие недостатки, которые часто мешали использовать благоприятную ситуацию. Тем не менее, итальянский флот хорошо подготовился к войне и полностью оправдал вложенные в него средства.

Подготовительные меры флота включали в себя накопление всевозможных припасов, и когда началась война, резервы многих видов снабжения позволяли удовлетворить любые требования. Например, кораблестроительные верфи работали без задержек всю войну и даже после перемирия почти исключительно на довоенных запасах. Возрастающие требования Ливийского фронта вынуждали флот переоборудовать некоторые порты – вдобавок не по одному разу – и решать подчас неожиданные задачи, прибегая только к собственным резервам. Иногда флот выполнял просьбы и других видов вооруженных сил.

Поставки топлива были совершенно недостаточными, и мы увидим позднее, какой острой стала эта проблема. В июне 1940 года флот имел только 1800000 тонн нефти, собранных буквально по капле. В то время предполагалось, что ежемесячный расход во время войны составит 200000 тонн. Это означало, что флотских запасов хватит только на 9 месяцев войны. Муссолини однако считал, что этого более чем достаточно для «трехмесячной войны». По его мнению, военные действия не могли затянуться дольше. Исходя из такого предположения, он даже заставил флот передать часть запасов – всего 300000 тонн – ВВС и гражданской промышленности уже после начала войны. Поэтому во время войны флот был вынужден ограничивать передвижения кораблей, чтобы сократить расход нефти. В первом квартале 1943 года его пришлось урезать до смехотворной цифры 24000 тонн в месяц. По сравнению с первоначальной оценкой – 200000 тонн как необходимого минимума, легко понять, какое влияние это имело на проведение операций.

Все эти недостатки уравновешивал великолепный дух офицеров и матросов. В течение всех 39 месяцев ожесточенных боев до подписания Италией перемирия личный состав итальянского флота не раз показывал образцы массового и индивидуального героизма. Следуя своим традициям, флот сопротивлялся насаждению фашистских политических взглядов. Трудно было заставить себя ненавидеть Британию, чей флот всегда считался естественным союзником.

Но, когда жребий был брошен, флот, движимый чувством долга, начал битву, напрягая все свои силы. Ему противостояли могущественные противники, однако он выдержал испытание огнем с честью и отвагой.

Оппозиция флота развязыванию войны и его первоначальные планы

В начале 1940 года подозрения, что Италия вступит в войну, уже витали в воздухе. Однако Муссолини еще не говорил конкретно начальникам штабов трех видов вооруженных сил, что намерен вмешаться в конфликт. В первые месяцы этого рокового года правительство, чтобы поддержать экспорт, вынудило флот продать Швеции 2 эсминца и 2 миноносца. Этот факт был совершенно естественно понят флотом как признак нежелания правительства вступать в войну, по крайней мере в ближайшем будущем. Но через несколько дней после визита фон Риббентропа к Муссолини в марте 1940 года, за которым немедленно последовал визит Самнера Уэллеса, начало проясняться действительное отношение правительства к войне. До штабов это решение было доведено 6 апреля 1940 года.

В этот день маршал Бадольо – начальник Генерального Штаба – созвал совещание трех начальников штабов видов вооруженных сил и сообщил им о «твердом решении Дуче вмешаться в то время и в том месте, которые он выберет». Бадольо сказал, что война на суше будет вестись в оборонительном ключе, и в наступательном – на море и в воздухе. Два дня спустя, 11 апреля, начальник Штаба ВМФ адмирал Каваньяри письменно высказал свое отношение к этому заявлению. Среди всего прочего он отмечал трудность таких мероприятий ввиду превосходства противника в силах и неблагоприятной стратегической ситуации. Это делало невозможной наступательную морскую войну. Кроме того, британский флот мог быстро восполнит!» любые потери. Каваньяри заявил, что для итальянского флота это невозможно, и вскоре он окажется в критическом положении. Адмирал предупредил, что невозможно будет добиться первоначальной внезапности, и что невозможны операции против вражеского судоходства в Средиземном море, так как оно уже прекращено.

Адмирал Каваньяри также писал: «Так как не существует возможности решения стратегических задач или нанесения поражения вражеским морским силам, вступление в войну по нашей инициативе не оправдано. Мы сможем вести только оборонительные операции». Действительно, история не знает примеров, чтобы страна, развязавшая войну, немедленно переходила к обороне.

Показав невыгодность ситуации, в которой окажется флот из-за неадекватной воздушной поддержки морских операций, адмирал Каваньяри завершил свой меморандум такими пророческими словами: «Какой бы характер не приняло развитие войны на Средиземном море, в конечном счете наши потери на море будут тяжелыми. Когда начнутся мирные переговоры, Италия вполне может обнаружить себя не только без территориальных приобретений, но также без флота и, возможно, без авиации». Эти слова были не только пророческими, они выражали точку зрения итальянского флота. Все предсказания, сделанные адмиралом Каваньяри в его письме, полностью оправдались, за исключением одного. К концу войны Италия осталась без армии и авиации, уничтоженных могущественными противниками, но все еще обладала довольно сильным флотом.

Муссолини, опасаясь, что мир вернется в Европу раньше, чем Италия скажет свое слово, не обратил внимания на эти предостережения. Более того, он просто отмел их, опираясь ни свою уверенность, что военные действия будут очень короткими – не более трех месяцев. Однако итальянский флот готовился к войне на основе оперативных планов, не раз высказывавшихся ранее. Их можно кратко изложить так: держать морские силы сосредоточенными для получения максимальной оборонительной и наступательной мощи; как следствие – не участвовать в защите торгового судоходства за исключением особых редких случаев; оставить идею снабжения Ливии из-за исходной стратегической ситуации. Имея Францию своим врагом, считалось невозможным проводить суда через Средиземное море.

Муссолини не возражал против этих концепций. Он предполагал, что конфликт не затянется, и потому каботажное судоходство можно сократить, а Ливия продержится шесть месяцев на тех запасах, которые там собраны. Оказалось, что все предположения Муссолини неверны. Итальянский флот обнаружил, что вынужден заниматься тем, что делать совершенно не собирался. Ровно через 3 дня после начала войны в Рим из Ливии пришло требование срочно доставить остро необходимое снабжение. И эти требования, которые возрастали с угрожающей скоростью, пришлось выполнять, разумеется, флоту.

16 июня 1940 года подводная лодка «Зоеа» начала погрузку боеприпасов для доставки в Тобрук. Из-за близости базы к линии фронта и ее удаления от других итальянских баз командование не хотело посылать туда транспорты, даже в сопровождении эскорта. Подводная лодка вышла в море 19 июня. Это был первый из бесчисленных походом в Африку.

Эти операции, проводимые под давлением обстоятельств, стали основным занятием итальянского флота, хотя и не самым любимым. Они привели к серьезному распылению сил. 20 июня флотилия эсминцев во главе с «Артильере» вышла из Аугусты в Бенгази, чтобы перевезти противотанковые орудия и артиллеристов. Через 5 дней первый охраняемый конвой вышел из Неаполя в Триполи, перевозя различные грузы и 1727 солдат. В тот же день подводная лодка «Брагадин» вышла в море с грузом материалов для аэропорта Триполи. Эти несколько примеров ясно показывают, насколько было обеспечено «самоснабжение» Ливии. Начальник Генерального Штаба маршал Бадольо, требуя от адмирала Каваньяри отправки в Ливию первых 3 или 4 конвоев, каждый раз твердо заверял, что «это происходит в последний раз».

Уверенность, что война закончится через 3 месяца, вскоре развеялась. Муссолини был введен в заблуждение заявлениями гитлеровской пропаганды о высадке в Англии. В действительности же в конце августа 1940 года итальянскому Верховному Командованию, на основе информации, полученной из Берлина, пришлось отдать приказ готовиться к затяжной войне, которая продлится несколько лет.

К несчастью для итальянского флота, предпосылки, на которых основывалось его оперативное планирование, оказались в корне неверными. Тем не менее, флот упорно сражался долгие 39 месяцев в тяжелейших – а иногда безнадежных – условиях и нанес тяжелые потери могучему противнику. Несмотря на кровопролитные испытания, итальянские моряки, от адмирала до последнего матроса, всегда хранили верность долгу, дух самопожертвования и неизменную отвагу. Их преданность была просто замечательной, так как была следствием не слепого повиновения, а проявлением осознанной воли, что подтверждалось на каждой стадии борьбы.

В начале войны ядро итальянского флота состояло из 2 старых, но модернизированных линкоров и 19 крейсеров. Англичане и французы имели 11 линкоров, 3 авианосца и 23 крейсера, дислоцированных в Средиземном море. И без того огромное превосходство союзников становилось просто подавляющим, если учесть их силы вне Средиземноморского театра, которые могли быть использованы в качестве подкреплений и для восполнения потерь. Грубо говоря, Италия имела военный флот суммарным водоизмещением около 690000 тонн, а противник – в четыре раза больше.

Важно рассмотреть дислокацию флотов воюющих сторон. Англо-французские силы базировались в Тулоне, Гибралтаре, Бизерте и Александрии. В это время на Мальте кораблей не было. Итальянские корабли в основном делились между Неаполем и Таранто, несколько крейсеров базировались на сициллийские порты. Эти силы могли объединяться, используя Мессинский пролив, хотя и подвергались опасности атак, проходя его. В северной части Тирренского моря базировались лишь несколько подводных лодок и соединений торпедных катеров для береговой обороны.

Адриатика была внутренним морем, стратегическое прикрытие которого осуществлялось из Таранто. Тобрук представлял собой выдвинутый аванпост вблизи от вражеских линий, поэтому гам базировались только легкие патрульные корабли. Додеканезские острова и их главная база на Леросе фактически оказались блокированными, так как греческие воды нельзя было считать нейтральными. Здесь могли базироваться только патрульные и диверсионные соединения. База Массауа в Красном море, где находилась группа устаревших эсминцев, подводных лодок и торпедных катеров, была полностью изолирована с самого начала войны и имела ограниченное значение.

Поэтому можно сказать, что дислокация итальянского флота соответствовала географическому фактору. Главные силы находились в центре Средиземного моря, а остальные – в ряде периферийных пунктов. Ситуация в начале войны не предвещала немедленных столкновений, если только оба противостоящих флота не займут явно агрессивных позиций. Итальянский флот этого сделать не мог и, как было показано ранее, даже не намеревался. Однако, как заявлял противник, его флот будет вести наступательную войну, особенно соединение, которым командовал адмирал сэр Эндрю Браун Каннингхэм.

Решающий фактор воздушной поддержки

Еще одним серьезным вопросом для итальянского флота стило: насколько он может полагаться на сотрудничество с авиацией? Она должна была решать три задачи: проводить разведку; прикрывать свои корабли; наносить удары по вражеским. Четыре крупнейших флота мира после Первой Мировой войны изучали эту проблему и пришли к заключению, что им совершенно необходимо иметь авианосцы и свои собственные специализированные авиационные части.

Итальянский флот также создал свою авиацию в ходе Первой Мировой войны, и она хорошо поработала тогда. После войны флот занимался решением сложных проблем взаимодействия кораблей и самолетов, которые, как предполагалось, неизбежно возникнут в будущем. Но после создания в 1923 году итальянских ВВС флоту приказали прекратить все работы в области авиации из-за радикального расхождения во мнениях между ним и ВВС. Муссолини и ВВС одолели сторонников создания морской авиации. Для Дуче и его сторонников из ВВС Итальянский полуостров представлялся огромным авианосцем в центре Средиземного моря. Они придерживались мнения, что самолеты ВВС, действуя с береговых баз, превосходно справятся с любыми задачами морской войны. Поэтому каждое предложение флота построить авианосец и создать свои собственные специализированные воздушные подразделения встречалось в штыки. Однако следует отметить, что начальник штаба ВМФ в 1938 году дал Муссолини убедить себя в необязательности постройки авианосцев. Но в 1941 году Муссолини сам осознал свою ошибку и отдал приказ переоборудовать два больших лайнера в авианосцы.

Единственным компромиссом, достигнутым в этом споре, был вопрос авиаразведки. В результате была создана так называемая «авиация ДЛЯ флота». В действительности «компромисс» мало что давал флоту. Он получил оперативный контроль над разведывательными самолетами и ему разрешили посылать своих наблюдателей на них. Несмотря на всю неуклюжесть подобной схемы, ее все-таки можно было принять, если бы удалось достичь взаимопонимания между ВМФ и ВВС. Однако летчики сильно преувеличивали свои возможности, и потому флоту так и не удалось добиться серьезного внимания к проблемам взаимодействия кораблей и самолетов. ВВС основывали свои доктрины на постулате «независимая воздушная война по своим собственным законам». Эти законы флот никогда так и не сумел, понять.

По этим причинам в начале войны, когда итальянская авиация была более многочисленна, чем вражеская, эффективного сотрудничества флота и авиации добиться не удалось. Однако такое сотрудничество было абсолютно обязательно для нормального проведения морских операций. Итальянская авиация сражалась с огромной энергией, совершенно не обращая внимания на действия флота. В результате такое отсутствие координации ограничивало успехи операций на море как флотских, так и авиационных.

У противника же британский флот с самого начала контролировал свои собственные авиационные подразделения. Хотя их было не слишком много, они были хорошо обучены совместным действиям с кораблями, и комбинированные операции проходили при самом тесном взаимодействии участников. При таких условиях, вполне понятно, почему итальянский флот не смог провести множество операций, которые просто напрашивались.

Результат таких ограничений можно видеть и в истории создания и использования самолетов-торпедоносцев. Идея такого самолета во флоте возникла на самой заре авиации – в 1913 году. Первые попытки реализовать ее были предприняты в 1918 году, а к 1922 году удалось добиться некоторых успехов. На новое оружие возлагались большие надежды. Практически с самого своего рождения как независимого вида вооруженных сил ВВС категорически отвергали эту идею. ВВС сумели помешать флоту проводить собственные эксперименты. В 1938 году были получены сведения, что британский флот интенсивно работает над созданием самолета-торпедоносца, и итальянский флот вновь попытался преодолеть сопротивление ВВС. Он хотел возродить подразделения самолетов-торпедоносцев. Напрасно. К началу войны не было даже намека на решение этой проблемы.

Следует упомянуть, что итальянский флот создал авиаторпеду, превосходящую по своим характеристикам английскую. Ее можно было сбрасывать с высоты 100 метров на скорости 300 км/час – по сравнению с 20 метрами и 250 км/час для английской авиаторпеды. Флот создал некоторый запас этих торпед, которые использовались торпедными катерами. Когда ВВС в разгар войны решили-таки принять на вооружение самолеты-торпедоносцы, они столкнулись с проблемой создания оружия для них, уже решенной флотом. Поэтому флот передал ВВС большое количество торпед и персонал для их обслуживания.

В ходе войны ВВС предпринимали титанические усилия для улучшения общей ситуации, в том числе своих взаимоотношений с флотом. Однако создание доктрины комбинированных операций и получение практического опыта для успешного ведения такого рода военных действий требовало многих лет работы. Конечно, в ходе войны, перемалывавшей людей и технику, возможностей наверстать упущенное не осталось. Поэтому в плане воздушной поддержки итальянский флот в течение всей войны серьезно уступал своим противникам.

Супермарина

Перед началом хронологического описания событий войны обязательно следует аппарат высшего оперативного командования флота, который отвечал за проведение операций на морс. Этот штаб известен как Супермарина.

Современное состояние средств связи и военного искусства делают совершенно необходимым сосредоточение в одной структуре, находящейся на берегу в хорошо защищенном штабе, функций сбора и координации информации о морских операциях. Это требование особенно существенно при действиях в такой относительно узкой акватории, как Средиземное море. Только такая командная организация может надлежащим образом координировать диспозицию всех имеющихся военных средств. Поэтому итальянская Супермарина имела штаб в министерстве Военно-морского флота до тех пор, пока Рим не был объявлен открытым городом. Позднее ее штаб перебазировался в огромный подземный центр радиосвязи в Сайта Розе на Виз Кассиа.

В большой и сложной организации подобного рода сами военно-морские группы составляют лишь небольшую часть, хотя на примере итальянцев видно, что это самые важные фигуры на шахматной доске морской войны. Подобная система приводит к тому, что адмирал, ранее командовавший флотом на каждом его шаге, раздваивается. Одна его часть становится стратегом, который изучает и планирует предварительные фазы боя и руководит развертыванием сил из постоянного центрального штаба на берегу. А вторая часть является тактиком, который командует флотом непосредственно в бою.

В случае Супермарины эта система, как всякое творение рук человеческих, имела ряд недостатков. Самым главным, по-видимому, было стремление централизовать управление сильнее, чем это действительно требовалось.

Вторым серьезным недостатком было то, что командиры на берегу, так же, как командиры соединений в море, постоянно чувствовал: за спиной незримое присутствие Супермарины, иногда предпочитая ожидать приказов или даже требовать инструкций, хотя они вполне могли, а подчас просто были должны действовать самостоятельно. Однако, как автор мог сам заметить, Супермарина чаще ошибалась воздерживаясь от вмешательства, чем в случаях, когда она брала руководство на себя. Пытаясь не связывать свободу действий высшего командующего в море во время фазы развертывания сил и самого боя. Супермарина часто не передавала директивы, которые требовалось передать, по се же собственным оценкам, или те, которые были продиктованы более полным видением ситуации. Ретроспективное изучение этих боев показывает, что соответствующая директива могла привести к более успешным результатам.

Другим дефектом итальянских командных структур была иерархическая организация Супермарины. На вершине стоял начальник Штаба ВМФ, он же заместитель военно-морского министра, в силу этого сильна загруженный делами министерства. В результате на практике оперативное руководство Супермариной оказывалось в руках заместителя начальника штаба, который часто был единственным человеком, знакомым со всеми деталями текущего положения, но чья активность и инициатива были ограничены. Его положение усложнялось тем, что только его начальник лично обсуждал все оперативные проблемы с Муссолини, являвшимся верховным главнокомандующим вооруженными силами и с итальянским Верховным Командованием. Как упоминалось выше, начальник Штаба ВМФ не всегда хорошо знал нюансы положения, чтобы убедить Верховное Командование принять точку зрения флота. Положение дел становилось еще более плачевным, поскольку само итальянское Верховное Командование, слабо понимало стратегические и технические проблемы морской войны, которая велась на Средиземном море.

Начальник германского Абвера адмирал Канарис, умный и хорошо информированный наблюдатель, сказал маршалу Роммелю: «Итальянский флот, в основном, высокого качества, что позволит ему противостоять лучшим флотам мира. Однако его Верховному Командованию не хватает решительности. Но, скорее всего, это результат того, что ему приходится действовать под руководством итальянского Верховного Командования, которое контролируется армией».

Работа различных отделов складывалась в функционирование Супермарины в целом. Самым важным из них был так называемый Оперативный Центр. Через него проходили все донесения, он отдавал все специальные и экстраординарные приказы. С помощью картотеки больших настенных карт Оперативный Центр отслеживал местонахождение всех кораблей, своих и вражеских, в море и в портах. Оперативный Центр был той точкой, откуда осуществлялось руководство флотом в целом и всеми итальянскими кораблями, начиная от линкоров и кончая последним буксиром. Этот нервный центр итальянского флота непрерывно функционировал с 1 июня 1940 года, когда начала действовать Супермарина, и до 12 сентября 1943 года, когда начальник Морского Генерального Штаба, прибыв после подписания перемирия в Бриндизи, принял там командование флотом.

В целом Супермарина была высокоэффективной организацией, а ее Оперативный Центр вполне удовлетворительно справлялся со своими обязанностями в ходе всей войны. Остальным отделам Супермарины в общем не хватало воображения, чтобы отыскать то остроумные решение среди тысяч вариантов, которое будет ключом к успеху. Эта слабость не была недостатком отдельных офицеров Супермарины. Скорее, она была следствием их перегруженности канцелярской работой, что не оставляло им времени для выработки и четкой формулировки «оперативных идей». Это было особенно верно для офицеров, занимавших высшие посты.

Работа Супермарины была тесно связана и зависела от функционирования систем связи, чья роль столь велика во всех областях современной войны. Итальянский флот с самого начала уделял максимальное внимание всем видам связи. Ведь первые опыты Маркони по радиосвязи на море были проделаны итальянским флотом. В начале войны флот имел свою собственную разветвленную и высокоэффективную сеть связи, в которую входили телефон, радио и телеграф. Сложная «нервная система» имела свой центр в штабе Супермарины. Кроме нее, существовала своя отдельная секретная телефонная сеть, связывавшая все флотские штабы па полуострове и в Сицилии. Из Супермарины можно было связаться с флагманскими кораблями, когда они находились в Специи, Неаполе или Таранто. Этим способом можно было передавать наиболее секретные и срочные сообщения прямо по телефону из Оперативного Центра без постороннего вмешательства. Когда вспоминаешь миллионы телефонных, радио– и телеграфных сообщений, переданных за годы войны по сетям связи флота, легко оценить эффективность их работы. До 8 сентябри 1943 года один только римский центр зарегистрировал более 3000000 сообщений.

Эта система связи использовала различные шифры, секретность которых была особенно важна. Ее следовало сохранять любой ценой. В целом эта служба действовала очень неплохо, особенно когда представляешь огромный объем проделанных работ и большое количество использованных шифров. Итальянский флот также создал высокоэффективную службу радиоперехвата и дешифровки. Этот отдел работал в условиях строгой секретности, и даже сегодня о нем нельзя рассказывать. Криптографическая служба, возглавляемая маленькой группой талантливых офицеров, проделала огромную и исключительно полезную работу в ходе войны. Например, немедленная расшифровка британских разведывательных донесений имела огромное значение и помогала флоту до некоторой степени компенсировать недостатки собственной разведки, так как позволяла Супермарине использовать работу вражеской разведывательной службы.

Вторая мировая война, продолжавшаяся практически 6 лет, обозначила существование в мире 5 сильнейших морских государств, среди которых первое место по-прежнему отводилось Великобритании , а второе Германии. В пятерку сильнейших вошли также Советский Союз, Соединенные Штаты и частично Франция, пытавшаяся с помощью флота оказать влияние на положение дел союзников в Африке.

О скором приближении войны знали многие из правительственных чинов, уже в конце 30- годов в большинстве крупных государств начались экстренные работы по переоснащению армии и флота, строительству новых моделей военных кораблей и подводных лодок .

Во Франции, Англии, Германии и Соединенных Штатах в экстренном порядке приступили к постройке тяжелых военных кораблей и эскадренных подводных лодок, предназначенных сопровождать суда с целью их защиты от нападения надводных и подводных сил противника.

Французский подводный крейсер «Сюрку»

Так, в 1934 году Франция приступила к постройке современного подводного крейсера «Сюрку», на вооружении которого стояли 14 торпедных аппаратов и две 203-миллиметровые пушки. Палуба и командная рубка корабля были покрыты прочной броней, способной выдержать несколько мощных выстрелов.

В начале 40-х годов английский флот оснастили подводными мониторами, часть из которых ближе к началу войны была переоборудована в подводные крейсера, с заменой орудийной башни ангаром для гидросамолета, способного совершать посадку прямо на воду. В принципе, английский флот к началу Второй мировой войны все еще был самым мощным в мире, корабли флота были самыми быстрыми и технически оснащенными, способными передвигаться с хорошей скоростью на большие расстояния. К примеру, английская военная подводная лодка «Х-1» была оборудована дизелем, способным придать ей скорость до 20 узлов в час.

Не отставала от Великобритании и Америка, стремившаяся превзойти все другие государства по силе и мощности своего надводного и подводного флота, для чего в нем постоянно происходили технические изменения, внедрялись технические новинки военной техники и оборудования. Практически на каждом американском военном корабле и подводной лодке имелась система кондиционирования отсеков и кают матросов и офицеров, в этом американцы брали пример с голландцев, давно уже обеспечивающих собственные экипажи свежим притоком воздуха.

На подводных лодках Великобритании были установлены гидролокаторы, позволяющие обнаружить противника и измерить расстояние до него еще до вступления в визуальный контакт. Подобное устройство, кроме всего прочего, облегчило поиск якорных мин. Также, практически на всех современных тому времени подводных лодках были установлены аппараты, уменьшающие количество пузырьков, подымающихся над водной поверхностью после нанесения лодкой подводного удара, и позволяющие тральщикам и самолетам обнаружить ее расположение. Практически все субмарины получили новое вооружение в виде 20-миллиметровых зениток, позволяющих обстреливать воздушные цели.


Гидролокатор подводной лодки

Для оказания помощи подводным лодкам в плане подвоза продовольствия, воды и топлива в открытом море началось массовое строительство танкеров и других транспортных судов. На подводных лодках были установлены мощные электромоторы и аккумуляторные батареи, что совместно с особым оснащением двигателя существенно повышало время нахождения лодки под водой.

Постепенно подводная лодка превращалась в настоящий корабль, способный находиться под водой уже не несколько минут, а нескольких часов. Для улучшения системы наблюдения за противником подводные лодки оборудовались совершенно новыми перископами а радиолокационными антеннами. Лодку с таким перископом было обнаружить достаточно непросто, тогда как она находила противника без особого труда. Связь между судами поддерживалась специальными радиотелефонами.

По мере развития подводного мореходства численность экипажа подводных лодок росла, исключением являлись немецкие субмарины, где предпочтение отдавалось размещению большого количества вооружения, а не людей. Новейшая немецкая субмарина «U-1407» была оснащена сразу тремя парогазовыми турбинами, благодаря которым могла развить скорость до 24 узлов в час. Но из-за технических ошибок эта модель лодки не была пущена в массовое производство.

Одновременно с немцами и англичанами подводные лодки строили также и японцы. Впрочем, субмарины последних, были настолько несовершенными, что шум и вибрация ими производимые были слышны на достаточно большом расстоянии, что заставило правительство практически полностью отказаться от их использования и перейти к строительству авианосцев, первых кораблей подобного типа в мировом флоте. Авианосцы японского флота отличались хорошей маневренностью, но были плохо вооружены и практически не имели брони, потому нуждались в защите со стороны крейсеров и миноносцев.

Англичане, вступая во Вторую мировую войну, также запаслись современным авианосцем. «Арк Роял» - именно так назывался корабль, мог развить скорость в 30 узлов и разместить на своей палубе до 72 самолетов. Авианосец был оборудован большим количеством ангаров, подъемниками, катапультами и сетями для отлавливания самолетов, не сумевших сесть самостоятельно, при этом длина посадочной палубы достигала 244 метров. Подобной палубы не было ни на одном авианосце в мире. Стремясь ни в чем не отставать от европейских государств, японцы к началу 1939 года произвели полное переоснащение и переделку старых кораблей, превратив многие из них в современные авианосцы. К началу войны у Японии имелось целых два авианосца, способных вместить по 92 самолета каждый.


Английский авианосец «Арк Роял»

Тем не менее, несмотря на старания англичан и японцев первенство в авианосном строении принадлежало американцам, авианосцы которых оказались способными размещать на своем борту свыше 80 самолетов. Авианосцы типа «Мидуэй» являлись самими мощными и большими по тому времени, поскольку были способны принять на палубы уже свыше 130 самолетов, но участия в войне они не принимали, поскольку их постройка заметно затягивалась. За 6 же лет войны Америка построила 36 тяжелых авианосцев и 124 легких, на борту которых размещалось до 45 самолетов.

Пока Европа и Америка играли вперегонки, Советский Союз также занимался постройкой собственных подводных лодок и авианосцев. Первой подводной лодкой, способной сравниться в мощности с американской и английской стал «Ленинский комсомол», оказавшийся способным достичь Северного полюса, а также совершить переход вокруг земного шара, не всплывая на поверхность, в составе конвоя из лодок этого же типа.

Большое внимание в Советском Союзе накануне войны уделялось постройке ракетных катеров, десантных кораблей, использующих воздушную подушку и торпедных катеров, оснащенных подводными крыльями. На многих кораблях устанавливалось зенитное и атомное оружие, ракеты различного класса и типа.

Первым авианесущим кораблем Союза стал авианосец «Москва», способный разместить на своем борту несколько военных вертолетов. Успешность его конструкции позволила инженерам и проектировщикам разработать уже спустя несколько лет авианосец «Киев, на борту которого могли размещаться не только вертолеты, но и самолеты в достаточно больших количествах.

Таким образом, ко Второй мировой войне мировые державы основательно подготовились, обзаведясь мощными и хорошо оснащенными морскими флотилиями.