Биографии Характеристики Анализ

Как вычислить процент в экселе. Как рассчитать процент с помощью формул в Excel

Если вам необходимо работать с процентами, вы будете рады узнать, что в Excel есть инструменты, облегчающие вашу задачу.

Вы можете использовать Excel для подсчета ваших ежемесячных показателей прибыли и убытков в процентах. Будь это рост издержек или процентное соотношение объема продаж из месяца в месяц, вы всегда будете в курсе ключевых показателей вашего бизнеса. Excel поможет вам в этом.

Вы также узнаете, как работать с процентами на продвинутом уровне, вычисляя среднее арифметическое, а также величину процентиля, что может быть полезным во многих случаях.

Шаг за шагом это руководство научит вас рассчитывать проценты в Excel. Давайте посмотрим на некоторые процентные формулы Excel, функции и советы на примере листа с бизнес расходами и листа со школьными оценками.

Вы получите навыки, которые позволят вам умело работать с процентами в Excel.

Деморолик

Вы можете посмотреть полное руководство в деморолике выше или прочитать пошаговое описание ниже. Для начала скачайте исходные бесплатные файлы: Мы будем использовать их в процессе выполнения упражнений.

1. Ввод данных в Excel

Вставьте следующие данные (или откройте загруженный файл "persentages.xlsx ", что находится в исходных файлах этого руководства). В нем есть лист Expenses (Расходы). Позже мы будем использовать лист Grades (Оценки).

Данные листа с процентами

Рассчитайте увеличение процента

Предположим, что вы ожидаете увеличение расходов на 8% в следующем году и вы хотите видеть эти значения.

Перед тем как начать писать формулы, полезно знать, что в Excel вы можете делать расчеты используя и знак процента (20%), и десятичные дроби (0.2 или просто.2). Символ процента для Excel это всего лишь форматирование.

Мы хотим увидеть конечную сумму, не только величину роста.

Шаг 1

В ячейке A18 напишите с 8%-ным ростом. Поскольку в этой ячейке и текст, и число, Excel будет считать, что вся ячейка содержит текст.

Шаг 2

Нажмите Tab , потом в ячейке B18 напишите следующую формулу: =B17 * 1.08

Или вы можете использовать следующую формулу: =B17 * 108%

Полученная сумма будет 71,675, как показано ниже:

Расчет увеличения процента в Excel

3. Расчет уменьшения процента

Может быть, вы думаете, что расходы наоборот уменьшатся на 8%. Чтобы увидеть результат, формула будет похожей. Начните с показа общей уменьшенной суммы, не только величины уменьшения.

Шаг 1

В ячейке A19 , напишите с 8%-ным уменьшением .

Шаг 2

Нажмите Tab , потом в ячейке B19 напишите следующую формулу: =B17 * .92

Или вы можете написать формулу по-другому: =B17 * 92%

Результат будет 61,057.

Расчет уменьшения процента в Excel

Шаг 3

Если нужна возможность менять размер процента роста или уменьшения цены, то вы можете написать формулы следующим образом:

Формула для роста на 8% в ячейке B18 будет =B17 + B17 * 0.08

Шаг 4

Формула для уменьшения на 8% в ячейке B19 будет =B17 – B17 * 0.08

В этих формулах вы сможете просто менять.08 на любое другое число, чтобы получить результат с другим размером процента.

4. Расчет величины процента

Теперь перейдем к формуле расчета величины процента. Что если вы хотите знать сколько составляют эти 8%? Чтобы сделать это, умножьте общую сумму в B17 на 8 процентов.

Шаг 1

В ячейке A20 напишите 8% от итоговой суммы.

Шаг 2

Нажмите клавишу Tab , и в ячейке B20 напишите следующую формулу: =B17 * 0.08

Или вы можете записать эту формулу следующим образом: =B17 * 8%

Результатом будет 5,309.

Расчет величины процента в Excel

5. Внесение изменений без редактирования формул

Если вы хотите изменять процент без редактирования формул, то необходимо поместить его в отдельную ячейку. Начнем с названий строк.

Шаг 1

В ячейке A22 напишите Изменения. Нажмите клавишу Enter.

Шаг 2

В ячейке A23 напишите Наибольшая сумма . Нажмите клавишу Enter.

Шаг 3

В ячейке A24 напишите Наименьшая сумма. Нажмите клавишу Enter.

На листе это должно выглядеть следующим образом:

Лист Excel с дополнительными строками

Теперь добавим проценты и формулы справа от заголовков.

Шаг 4

В ячейке B22 напишите 8% . Нажмите клавишу Enter .

Шаг 5

В ячейке B23 напишите следующую формулу, которая рассчитает итоговую сумму с добавлением 8%: =B17 + B17 * B22

Шаг 6

В ячейке B24 напишите следующую формулу, которая рассчитает итоговую сумму за минусом 8%: =B17 * (100% - B22)

Если в ячейке B22 вы напишите 8%, то Excel автоматически отформатирует эту ячейку в виде процентов. Если же вы напишите.08 или 0.08, Excel сохранит эту ячейку как есть. Вы всегда можете поменять формат ячейки на формат в виде процентов, нажав на ленте кнопку Percent Style:

Кнопка Percent Style и ее действие

Совет: вы также можете отформатировать числа в виде процентов при помощи сочетания клавиш Ctrl + Shift + % для Windows или Command + Shift + % для Ma c.

6. Расчет изменения размера процента

Общее правило для подсчета изменения размера процента следующее:

=(новое значение - старое значение) / новое значение

Если январь - это первый месяц, то у него нет изменения размера процента. Первое изменение по сравнению с январем будет в феврале и рядом с данными февраля мы напишем следующее:

Шаг 1

Шаг 2

Excel отобразит результат как дробь, поэтому нажмите кнопку Percent Style на ленте (или используйте указанное выше сочетание клавиш), чтобы отобразить число в виде процента.

Кнопка Percent Style для отображения в виде процентов

Теперь, когда у нас есть процент разности Февраля с Январем, мы можем автоматически заполнить колонку с формулами, чтобы узнать изменение размера процента для оставшихся месяцев.

Шаг 3

Наведите мышку надо точкой в нижнем правом углу ячейки, в которой стоит значение -7%.

Точка для автозаполнения в Excel

Шаг 4

Когда указатель мыши изменится на перекрестие, выполните двойной щелчок мышью.

Если вы не знакомы с функцией автозаполнения, прочитайте про технику 3 в моей статье о техниках работы с Excel:

Шаг 5

Выберите ячейку B3 (c заголовком "Сумма").

Шаг 6

Наведите указатель мышки на точку для автозаполнения и перетащите ее на одну ячейку вправо, в ячейку С3. Так вы продублируете заголовок вместе с его форматированием.

Шаг 7

В ячейке С3 замените заголовок на % Изменения .

Все изменения размеров процента подсчитаны

7. Расчет процента от общей суммы

Последней техникой на этом лиcте будет расчет процента от общей суммы за каждый месяц. Представьте этот процент как круговую диаграмму, в которой каждый месяц составляет один сектор, а сумма всех секторов составляет 100%.

Неважно, рассчитываете вы его с помощью Excel или на бумаге, будет использоваться следующая простая операция деления:

Значение одного элемента/общая сумма

Которую надо представить в виде процента.

В нашем случае мы разделим каждый месяц на общую сумму, которая находится внизу колонки B.

Шаг 1

Выберите ячейку C3 и выполните автозаполнение одной ячейки, до D3 .

Шаг 2

Поменяйте текст в ячейке D3 на % от общей суммы.

Шаг 3

В ячейке D4 напишите эту формулу, только пока не нажимайте Enter (Ввод) : =B4/B17

Шаг 4

Перед нажатием клавиши ввода, нам надо убедиться, что при автозаполнении не будет ошибок. Поскольку мы будем автоматически заполнять колонки вниз, делитель (сейчас это B17), не должен изменяться. Ведь если он изменится, то все расчеты с февраля по декабрь окажутся неверными.

Убедитесь, что текстовый курсор все еще в ячейке перед делителем "B17".

Шаг 5

Нажмите клавишу F4 (на Mac - Fn + F4 ).

Так вы вставите знак доллара ($) перед значением колонки и строки, и делитель будет иметь следующий вид: $B$17. $B означает что колонка В не изменится на колонку С и т.д., а $17 означает что номер строки 17 не изменится на строку 18 и т.д.

Шаг 6

Убедитесь, что формула в итоге выглядит следующим образом: =B4/$B$17 .

Формула для процента от общей суммы

Шаг 7

Теперь можно нажать клавишу Enter (Ввод) и выполнить автозаполнение.

Нажмите Ctrl + Enter (на Mac - Command + ↩) чтобы ввести формулу не двигая курсор мыши в ячейку снизу.

Шаг 8

Нажмите кнопку Percent Style на ленте или используйте сочетание клавиш Ctrl + Shift + % (Command + Shift + %).

Шаг 9

Наведите указатель курсора мыши над точкой для автозаполнения в ячейке D4 .

Шаг 10

Когда курсор изменится на перекрестие, выполните двойной щелчок мышью, чтобы автоматически заполнить ячейки внизу формулами.

Теперь для каждого месяца будет показываться величина его процента от общей суммы.

Заполненный процент от общей суммы

8. Процентное ранжирование

Ранжирование значений в виде процентного значения является статистическим методом. Вы, наверное, знакомы с ним со школы, когда вычисляется средний бал учеников, и это позволяет ранжировать их в виде процента. Чем выше оценки, тем выше процент.

Список чисел (оценок, в нашем случае) находится в группе ячеек, которые в Excel называются массивом. В массивах нет ничего особенного, поэтому не будем давать им определение. Просто Excel так называет диапазон ячеек, который вы используете в формуле.

В Excel существует две функции для вычисления процентного ранжирования. Одна из них включает начальные и конечные значения массива, а другая нет.

Посмотрите на вторую закладку листа: Grades (Оценки).

Процентное ранжирование в Excel - лист с оценками

Здесь список из 35 средних баллов, отсортированных по возрастанию. Первое, что мы хотим узнать, это процентное ранжирование для каждого среднего балла. Для этого мы будем использовать функцию =PERCENTRANK.INC. "INC" в этой функции значит "включая", поскольку она будет включать первый и последний баллы в списке. Если вы хотите исключить первый и последний баллы массива, то используйте функцию =PERCENTRANK.EXC.

В функции два обязательных аргумента и выглядит она следующим образом: =PERCENTRANK.INC(array, entry)

  • array (массив) - это группа ячеек, которые составляют список (в нашем случае B3:B37 )
  • entry (значение) - это любое значение или ячейка в списке

Шаг 1

Выберите первую ячейку в списке C3 .

Шаг 2

Напишите следующую формулу, но не нажимайте клавишу Enter (Ввод) : =PERCENTRANK.INC(B3:B37

Шаг 3

Этот диапазон должен быть неизменным, чтобы мы могли применить автозаполнение всех ячеек сверху вниз.

Поэтому нажмите клавишу F4 (на Mac - Fn + F4 ), чтобы добавить знак доллара к значениям.

Формула должна выглядеть следующим образом: =PERCENTRANK.INC($B$3:$B$37

Шаг 4

В каждой ячейке в колонке С, мы увидим процентное ранжирование соответствующего значения в колонке B.

Нажмите на ячейку B3 и закройте скобки.

Формула в итоге такая: =PERCENTRANK.INC($B$3:$B$37,B3)

Функция процентного ранжирования

Теперь мы можем внести и отформатировать значения.

Шаг 5

Если необходимо, снова выберите ячейку С3 .

Шаг 6

Выполните двойной щелчок мышью на точке автозаполнения ячейки С3 . Это автоматически заполнит ячейки колонки ниже.

Шаг 7

На ленте, нажмите кнопку Percent Style , чтобы отформатировать колонку в виде процентов. В результате вы должны увидеть следующее:

Заполненная и отформатированная функция процентного ранжирования

Таким образом, если у вас хорошие оценки и ваш средний балл 3.98, то вы находитесь в 94 м процентиле.

9. Вычисление процентиля.

Используя функции PERCENTILE, вы можете рассчитать процентиль. С помощью этой функции вы можете ввести размер процента и получить значение из массива, которое соответствует этому проценту. Если точного значения в диапазоне нет, то Excel покажет то значение, которое "должно" быть в списке.

В каких случаях это необходимо? Например, если вы подаете заявку на университетскую программу, которая принимает только тех студентов, которые относятся к диапазону от 60 го процентиля. И вам надо узнать, какой средний бал соответствует 60%. Посмотрев на список, мы увидим, что 3.22 - это 59%, а 3.25 - это 62%. Используя функцию =PERCENTILE.INC мы узнаем точный ответ.

Формула строится так: =PERCENTILE.INC(array, percent rank)

  • array (массив) - это диапазон ячеек, которые составляют список (как в предыдущем примере, B3:B37 )
  • rank (ранг) - это процент (или десятичная дробь от 0 до 1 включительно)

Также как и для функции процентного ранжированая, вы можете использовать функцию =PERCENTILE.EXC, которая исключает первое и последнее значения массива, но в нашем случае это не нужно.

Шаг 1

Выберите под списком ячейку В39 .

Шаг 2

Вставьте в нее следующую формулу: =PERCENTILE.INC(B3:B37,60%)

Так как нам не надо применять автозаполнение, нет нужды делать массив неизменным.

Шаг 3

На ленте нажмите один раз клавишу Decrease Decimal (Уменьшить разрядность), чтобы округлить число до двух десятичных разрядов после запятой.

В результате в данном массиве 60 м перцентилем будет средний бал 3.23. Теперь вы знаете какие оценки нужны для того, чтобы быть принятым на программу.

Результат функции вычисления процентиля

Заключение

Проценты вовсе не сложные, и Excel рассчитывает их, используя те же правила математики, которые вы бы использовали, считая на бумаге. Excel также использует общепринятый порядок операций в тех случаях, когда в вашей формуле есть сложение, вычитание и умножение:

  1. Скобки
  2. Показатель степени
  3. Умножение
  4. Деление
  5. Сложение
  6. Вычитание

Я запоминаю этот порядок с помощью мнемонической фразы: Ск азал Ст епан: Ум ора, Д авайте Сл овим В ора.

Наверняка сейчас трудно встретить человека, который не пользовался бы программой Microsoft Excel. Эта программа имеет гораздо большую функциональность, нежели обыкновенный калькулятор. Конечно, сейчас существуют специальные инженерные калькуляторы с таким же функционалом, как в excel. Но у них не такой удобный и понятный интерфейс для пользователя. В программе excel существуют встроенные математические функции . Основное достоинство этой программы в том, что можно производить достаточно много расчётов, не затрачивая при этом много времени. В данной статье речь пойдёт о том, как посчитать проценты в excel.

Как в экселе посчитать проценты

Для того чтобы посчитать проценты, необходимо вначале произвести все расчёты . Для расчёта процентов нужно знать часть и целое. Целое - это то число, от которого мы будем брать проценты. Часть - это определённое количество процентов целого, которое нам нужно вычислить. Например, заработная плата сотрудника составляет 50 тыс. рублей в месяц - это целое. А его премия в этом месяцу составляет 15 тыс. рублей — это часть. Нам нужно найти, сколько процентов составляет премия от месячного оклада сотрудника.

Для этого нам нужно в ячейке, где мы хотим получить результат поставить знак равно. Затем нажать на ячейку, где у нас записана часть. Потом выбрать знак деления и после него нажать на ячейку, в которой написано целое. Нажимаем на клавишу Enter. Мы получаем результат равный 0,3. Мы получили, какую часть от оклада составляет премия. Но нам нужно получить этот результат в процентах. Для этого нужно щёлкнуть правой кнопкой мыши по ячейке с результатом и в контекстном меню выбрать пункт «Формат ячеек» . Среди предложенного списка выбрать процентный. Таким образом, мы получим результат в процентах. Мы выяснили, что премия составляет 30 процентов от оклада сотрудника.

Но всё не так просто. Зачастую офисным работникам нужно посчитать не такие элементарные вещи, а например, прирост и уменьшение дохода компании за определённый промежуток времени или в результате какой-нибудь кратковременной сделки.

Рассмотрим данную ситуацию на примере интернет-трейдинга . Как правило, в подобных ситуациях у нас есть два столбца. Первый столбец - это количество денежных средств на счету до совершения сделки. Второй - количество денежных средств после неё. Третий столбец мы выделим под результат - разницу между двумя числами. Для того чтобы узнать, сколько процентов прибыли или убытка нам принесла сделка, необходимо сделать следующее:

  1. Вычесть из числа, записанного во втором столбце, число, записанное в первом столбце. Как сделать это было указано выше.
  2. Полученный результат разделить на число, записанное в первом столбце.
  3. Выбрать процентный формат ячейки.

Мы получили результат нашей сделки. А как поступить в той ситуации, если сделок было много?

В программе microsoft excel всё уже запрограммировано. Чтобы пользователям не приходилось каждый раз вводить всё вручную, здесь можно просто растянусь формулу вниз. Как это сделать?

Для этого следует навести мышью на правый нижний угол ячейки. Там появится маленький чёрный квадратик. Необходимо кликнуть на него и провести курсором вниз. Например, у вас записаны данные по 10 сделкам. Вы вводите формулу в первой строке и потом проводите курсором вниз до десятой строки. Формула автоматически запишется во все следующие ячейки, и расчёт будет произведён за долю секунды. Не нужно забывать о процентном формате ячеек.

Как в эксель прибавить проценты и вычесть их

Для того чтобы прибавить или вычесть процент от числа , сначала необходимо его найти. Если вы введёте в ячейку, например: =50+5%, то excel вас не поймёт. Здесь надо вводить так: =50+50*5%. И тогда программа поймёт, что вы от неё хотите и выдаст вам результат 52,5. Точно так же дело обстоит и с вычитанием. При работе с этой программой очень важно научить правильно вводить формулы. Если вам нужно провести такие операции с несколькими числами, то целесообразнее будет сделать так:

  1. Ввести в ячейку первого столбца числа, процент от которых нужно вычесть или прибавить.
  2. В ячейке справа поставить знак равно.
  3. Щёлкнуть по ячейке слева.
  4. Поставить знак сложения или вычитания.
  5. Ещё раз щёлкнуть по ячейке слева и помножить это число на нужный процент.
  6. Растянуть вниз для всех значений.

Формулы, встроенные в excel для работы с процентами

Выше были перечислены случаи, когда вычислять проценты достаточно просто. Во многих финансовых компаниях требуется вычислять различные данные по финансовым и статистическим функциям , встроенным в excel:

  1. Процентранг.
  2. Процплат.

Процентранг - сложная статистическая функция. Подробнее о ней вы можете узнать в интернете. Процплат - функция, которая используется достаточно часто в бухгалтериях разных компаний. Она вычисляет проценты, которые выплачиваются за определённый инвестиционный период. Для того чтобы вычислить эту величину, необходимо заполнить следующие данные:

  1. Процентная ставка годовых.
  2. Период.
  3. Инвестиционный срок.
  4. Сумма займа.

Затем нужно ввести в ячейку, где вы будете подсчитывать результат, функцию Процплат и в скобках перечислить все параметры, указанные выше. В зависимости от того, какой инвестиционный срок, эти параметры нужно изменять. Основное достоинство в том, что формула уже запрограммирована, и бухгалтерам не нужно вбивать всё вручную.

Теперь вы знаете как работать с процентами в программе microsoft excel. Современные технологии очень быстро развиваются. Ведь раньше компьютеры считали задачи подобного рода довольно долго. При этом размеры таких компьютеров были просто огромными. А сейчас, в информационный век, всё оптимизировано и сделано так, чтобы человеку было удобно. Поэтому каждый уважающий себя пользователь должен быть знаком с современными технологиями.

В процессе решения различного рода задач, как учебных, так и практических, пользователи нередко обращаются к программе Excel.

Электронные таблицы позволяет проводить анализ данных, строить диаграммы и графики, а также выполнять разнообразные вычисления. Одной из распространенных операций является вычисление процентов. Умение грамотно производить необходимые расчеты – полезный навык, который находит успешное применение практически во всех сферах жизни. Какие техники помогут посчитать проценты с помощью таблиц Excel?

Как посчитать проценты в Excel – основная формула расчета

Прежде, чем приступить к вычислению процентов, необходимо определиться с терминологией. Термин «процент» означает количество долей из всех 100 долей целого. Математическое определение процента – дробь, числитель которой определяет искомое количество частей, а знаменатель – общее. Результат умножается на 100 (т.к. целое – 100%). Работая с электронной таблицей, формула для определения процента выглядит следующим образом:

Часть/целое = Процент

От привычной в математике интерпретации отличает лишь отсутствие дальнейшего умножения на 100. Получить необходимый формат значения помогут свойства полей таблицы – достаточно активировать Процентный формат ячейки.

Пример 1

Перед вами ряд данных, внесенных, например, в колонку D (D2, D3, D4, D5, …). Необходимо рассчитать, 5% от каждого значения.

  • Активируете соседнюю с первым значением (или любую другую) ячейку – в ней будет располагаться результат вычислений.
  • В ячейке E2 записываете выражение «=D2/100*5» или «=D2*5%».
  • Жмете Enter.
  • «Протяните» ячейку E2 на необходимое число строк. Благодаря маркеру автозаполнения по указанной выше формуле будет произведен расчет и для остальных значений.

Пример 2

Перед вами находятся 2 колонки значений – например, реализованные пирожные (D2, D3, D4, D5, …) и общее количество выпечки (E2, E3, E4, E5, …) каждого вида. Необходимо определить, какая часть продукции реализована.

  • В ячейке, где будет рассчитан результат (например, F) записываете выражение «=D2/E2».
  • Жмете Enter и «протягиваете» ячейку на необходимое число строк. Использование маркера автозаполнения позволит применить данную формулу для всех последующих ячеек и произвести верные расчеты.
  • Для перевода результата в формат процентов выделите необходимые ячейки и воспользуйтесь командой Percent Style. Для активации последней можно кликнуть правой клавишей мыши и выбрать в появившемся перечне пункт «Формат ячеек» – «Процентный». При этом вы указываете желаемое число десятичных знаков. Или же перейдите в раздел «Главная» – «Число» и выберите вид «Процентный».


Как посчитать проценты в Excel – процент от суммы

Для вычисления доли каждой части относительно общей суммы используйте выражение «=A2/$A$10», где A2 – интересующее значение, общая сумма указана в ячейке A10. Как быть, если интересующая вас позиция встречается в таблице несколько раз? В таком случае воспользуйтесь функцией SUMIF (СУММЕСЛИ) с параметрами:

SUMIF(range,criteria,sum_range)/total

СУММЕСЛИ(диапазон;критерий;диапазон_суммирования)/общая сумма

  • Перемещаетесь в ячейку, где будет получен результат.
  • Записываете выражение «=СУММЕСЛИ(C2:C10;F1;D2:D10)/$D$14» (или =SUMIF (C2:C10;F1;D2:D10)/$D$14), где

C2:C10, D2:D10 – диапазоны значений, в пределах которых происходят вычисления,

F1 – ячейка, в которой указана исследуемая характеристика,

D14 – ячейка, в которой рассчитана сумма.


Как посчитать проценты в Excel – изменение в процентах

Необходимость в таких вычислениях часто возникает в ходе оценки прироста или убыли по результатам деятельности. Итак, объемы продаж по категориям продукции за 2015г. внесены в колонку D, аналогичные данные за 2016г. – в колонку E. Необходимо определить на сколько процентов увеличился или уменьшился объем продаж.

  • В ячейке F2 указываете формулу «=(E2-D2)/D2».
  • Переводите данные ячейки в формат Процентный.
  • Для вычисления прироста или убыли для остальных категорий (ячеек), протяните F2 на необходимое количество строк.
  • Оцениваете результат. Если значение положительное – вы имеете прирост, если отрицательное – убыль.


Всем привет! В этой статье покажу вам как посчитать процент от числа в Excel. Новичкам, которые только начинают осваивать текстовые программы Microsoft Office, редактор Excel кажется самым сложным. Едва ли не бесконечные таблицы, многочисленные функции и формулы, поначалу сбивают с толку даже опытных пользователей ПК, но на самом деле, все гораздо проще, чем может показаться на первый взгляд.

В этой статье, мы на конкретных примерах и задачах, рассмотрим азы и преимущества арифметической работы с excel. В частности, познакомимся с формулой процентного прироста, вычислением процентов от общих сумм, научимся быстро и легко рассчитывать процентные изменения, а также узнаем многие другие вычислительные операции с процентами, которые можно совершить в программе Excel.

Навыки работы с процентами непременно пригодятся вам в разнообразных сферах жизни: узнать точную сумму чаевых в кафе, баре или ресторане, вычислить доходы и расходы предприятия, рассчитать комиссионные платежи, депозитные начисления и т.д. Процентные подсчеты в Excel более эффективные и легкие, чем на калькуляторе; занимают меньше времени и могут систематизироваться в структурированные таблицы для отчетной документации или личного пользования.

Представленное в статье руководство научит вас технике быстрого подсчета процентов без посторонней помощи. Освоив некоторые хитрости, вы отточите свои навыки и сможете продуктивно проводить необходимые вам процентные расчеты, используя максимум возможностей программы Excel.

Основные понятия о проценте

Термин «процент» (с англ. – percent) пришел в современную европейскую терминологию из латинского языка (per centum – досл. «каждая сотня»). Все мы из школьной программы помним, что процент – это некоторая частица от ста долей одного целого. Математический расчет процента проводится путем деления: дробь числителя являет собою искомую часть, а знаменатель – целое число от которого высчитываем; далее, полученный результат умножаем на 100.

В классической формуле расчета процентов это будет выглядеть следующим образом:

Например: фермер собрал с утра 20 куриных яиц, из них 5 он сразу же пустил на приготовление завтрака. Какая часть собранных яиц была использована на завтраке?

Совершив простые подсчеты, получим:

(5/20)*100 = 25%

Именно по такому не сложному алгоритму, нас всех приучили пользоваться в школе, когда нам нужно вычислить проценты из какой-либо общей суммы. Подсчет процентов в программе Microsoft Excel – проходит во многом по аналогичному способу, но в автоматическом режиме. От пользователя требуется минимум дополнительного вмешательства.

Учитывая разные условия потенциальных задач при расчете, существует несколько видов формул вычисления процентов в том или ином случае. Универсальной формулы на все случаи жизни, к сожалению нет. Ниже, мы рассмотрим смоделированные задачи с конкретными примерами, которая ближе познакомят вас с практикой пользования программой Excel для вычисления процентов.

Базовая формула для расчета процентов в Excel

Основная формула подсчета процентов выглядит следующим образом:

Если сравнить данную формулу, которая используется Excel, с той формулой, которую мы рассматривали выше на примере простой задачки, то наверняка вы заметили, что здесь отсутствует операция с умножением на 100. Проводя расчеты с процентами в Microsoft Excel пользователю нет необходимости умножать полученный результат деления на сотню, этот нюанс программа проводит автоматически, если для рабочей ячейки, вы предварительно задали «Процентный формат» .

А сейчас, рассмотрим, как подсчет процентов в Excel наглядно облегчает работу с данными.

К примеру, представим продуктового продавца, который в эксельный столбец «В», записывает определенное количество заказанных ему фруктов (Ordered), а в столбик «С» вносятся записи о количестве уже доставленных товаров (Delivered). Чтобы определить в процентном значении долю выполненных заказов, произведем следующее:

  • Записываем формулу =С2/В2 в ячейку D2 и копируем ее вниз, на необходимое количество строк;
  • Далее, жмем команду Percent Style (Процентный формат), чтобы получить отображение результатов арифметического подсчета в процентном значении. Необходимая нам командная кнопка находится во вкладке Home (Главная) в категории команд Number (Число)
  • Результат сразу же выведется на экран в столбике «D». Мы получили сведения в процентах о доле уже доставленных товаров.

Примечательно, что если для подведения процентных расчетов, вы будете использовать какую-либо другую программную формулу, последовательность шагов при подсчете в Excel, все равно останется та же.

Как посчитать процент от числа в Excel без длинных столбцов

Или рассмотрим еще одну упрощенную задачу. Порою пользователю просто нужно вывести процент от целого числа без дополнительных расчетов и структурных подразделений. Математическая формула будет аналогичная предыдущим примерам:

Задача следующая: найти число, которое составляет 20% от 400.

Что нужно сделать?

Первый этап

Необходимо назначить желаемой ячейке процентный формат, чтобы сразу получить результат в целых числах. Для этого есть несколько способов:

  • Ввести искомое число со знаком «%», тогда программа автоматически определит нужный формат;
  • Щелкнув правой кнопкой мышки по ячейке нажать «Формат ячейки»–«Процентный»;
  • Просто выделяем ячейку, использовав комбинацию горячих клавиш CTRL+SHIFT+5;

Второй этап

  1. Активировать ячейку, в которой желаем увидеть результат подсчета.
  2. В строку с формулой или же сразу, непосредственно в ячейку вводим комбинацию =A2*B2;
  3. В ячейке столбика «С» сразу же получаем готовый результат.

Можно определить проценты и без использования знака «%». Для этого нужно ввести стандартную формулу =A2/100*B2. Это будет выглядеть так:

Данный способ нахождение процентов из суммы, также имеет право на жизнь и часто применяется в работе с Excel.

Особенности расчета процентов от общей суммы в Excel

Приведенные нами выше примеры вычисления процентов – один из немногих способов, которыми пользуется программа Microsoft Excel. Сейчас, мы рассмотрим еще несколько примеров того, как можно произвести вычисления процента от общего числа, используя разные вариации набора данных.

Пример №1. Итоговый подсчет суммы внизу таблицы.

Довольно часто, при создании больших таблиц со сведениями, внизу выделяется отдельная ячейка «Итог», в которую программа вносит результаты суммарных вычислений. Но что делать, если нам необходимо высчитать отдельно долю из каждой части по отношению к общему числу/сумме? При такой задаче, формула процентного расчета будет выглядеть аналогично предыдущему примеру с одной лишь оговоркой – ссылка на ячейку в знаменателе дроби будет абсолютной, то есть мы используем знаки «$» перед названием столбца и перед именем строчки.

Рассмотрим наглядный пример. Если ваши текущие данные зафиксированы в столбике В, а итог их подсчета вводится в ячейку В10, тогда используйте следующую формулу:

=B2/$B$10

Таким образом, в ячейке В2, используется относительная ссылка для того, чтобы она менялась, когда мы будет копировать формулу в другие ячейки столбика В. Стоит помнить, что ссылку на ячейку в знаменателе необходимо оставить неизменной во время копирования формулы, именно поэтому мы запишем ее как $B$10.

Существует несколько способов, чтобы создать абсолютную ссылку на ячейку в знаменателе: или вы вводите символ $ вручную, или выделяете в строчке формул необходимую ссылку на ячейку и нажимаете на клавиатуре клавишу «F4».

На скриншоте мы видим результаты подсчетов процента от общего числа. Данные отображаются в процентном формате с «десятыми» и «сотыми» после запятой.

Пример № 2. Расположение частей суммы в нескольких строках

В данном случае, представляем себе таблицу с числовыми данными, подобно предыдущему примеру, но только здесь, сведения будут рассортированы по нескольким строкам таблицы. Такая структура часто применяется в тех случаях, когда нужно подсчитать долю общей прибыли/растрат от заказов определенного продукта.

В данной задаче будет использоваться функция SUMIF. Даная функция позволит прибавлять только те значения, которые отвечают конкретным, заданным критериям. В нашем примере критерием будет выступать интересующий нас продукт. Когда будут получены результаты подсчетов, можно будет вычислить процент от общей суммы.

«Скелет» формулы для решения поставленной задачи будет выглядеть следующим образом:

Вводим формулу в то же поле, как и в предыдущих примерах.

Для еще большего удобства расчетов, можно в формулу сразу вписать название продукта, ну или того, что вам конкретно нужно. Это будет выглядеть так:

Используя аналогичный алгоритм, пользователь может получить подсчеты сразу нескольких продуктов из одного рабочего списка. Достаточно суммировать результаты расчетов по каждой из позиций, а после – поделить на общую сумму. Так будет выглядеть формула для нашего продавца фруктов, если он захочет вычислить процентные результаты по вишням и яблокам:

Как рассчитываются изменения в процентах

Наиболее популярная и востребованная задача, которую выполняют с помощью программы Excel – расчеты динамики изменений данных в процентном соотношении.

Формула для вычисления прироста/уменьшения процентов суммы

Для быстрого и удобно расчета процентных изменений между двумя значениями – А и В, используют эту формулу:

(B-A)/A = Изменение в процентах

Пользуясь алгоритмом при подсчете реальных данных, пользователь должен четко для себя определить, где будет значение А , и на какое место поставить В .

Например: В прошлом году, фермер собрал 80 тонн урожая с поля, а в этом году – урожай составил 100 тонн. За исходные 100% мы берм 80 тонн прошлогоднего урожая. Поэтому увеличение результатов на 20 тонн, означает 25% прироста. Но если бы в том году, у фермера был урожай на 100 тонн, а в этом – на 80, то убыток составил бы 20% соответственно.

Чтобы провести более сложные математические операции аналогичного формата, придерживаемся следующей схемы:

Цель данной формулы – вычислить процентные колебания (падение и прирост) стоимость интересующих товаров в текущем месяце (столбик С) в сравнении с предыдущим (столбик В). Очень многие представили мелкого бизнеса, ломают голову над многочисленными накладными, динамикой изменения цен, прибыли и расходов, чтобы выйти на точную сумму текущего денежного оборота. На самом деле, все можно решить буквально за пару часов максимум, воспользовавшись функцией Excel по расчету сравнительной процентной динамики.

Запишите формулу в поле первой ячейки, скопируйте ее (формулу) во все необходимые для вас строки – тяните за маркер автозаполнения, а также установите «Процентный формат» для ячеек с нашей формулой. Если все будет выполнено правильно, вы получите таблицу похожую на ту, что изображена ниже. Позитивные данные прироста идентифицируются черным цветом, а негативные тенденции обозначены красным.

По аналогии, вы можете внести в таблицу статьи расходов семейного бюджета или небольшого предприятия / магазина и проследить динамику прибыли и растрат.

Итак, мы рассмотрели с вами самые популярные формулы, с которыми работает редактор Excel при подсчете процентных показателей. Подводя итоги, еще раз обратим внимание, что для успешных арифметических операций по вычислению процентов из числа, вам необходимо вписать в корень формулу, которая будет соответствовать целям вашего расчета.

Далее, заполняйте нужное количество ячеек с данными и не забывайте копировать формулу в соответствующие ячейки для получения систематизированных сведений. Начинайте с малого, и уже через несколько проб, вы сможете без проблем оперировать внушительными таблицами, решая любые производственные или бытовые расчеты.

Проценты в современном мире крутятся повсюду. Не проходит ни дня без их использования. Покупая продукты – мы оплачиваем НДС. Взяв в банке кредит, мы выплачиваем сумму с процентами. Сверяя доходы, мы так же используем проценты.

Работа с процентами в Excel

Перед началом работы в Microsoft Excel вспомним школьные уроки математики, где вы изучали дроби и проценты.

Работая с процентами, помните, что один процент – это сотая часть (1%=0,01).

Выполняя действие прибавления процентов (к примеру, 40+10%), сначала находим 10% от 40, а только потом прибавляем основу (40).

Работая с дробями, не забывайте об элементарных правилах математики:

  1. Умножения на 0.5 равно делению на 2.
  2. Любой процент выражается через дробь (25%=1/4; 50%=1/2 и т.д.).

Считаем процент от числа

Чтобы найти процент от целого числа, разделите искомую долю на целое число и то что получилось умножьте на 100.

Пример №1. На складе хранится 45 единиц товара. 9 единиц товара продали за день. Сколько товара было продано в процентном соотношении?

9 — это часть, 45 — целое. Подставляем данные в формулу:

(9/45)*100=20%

В программе делаем следующее:

Как же это получилось? Задав процентный тип расчетов, программа самостоятельно допишет за вас формулу и поставит знак «%». Если бы мы задавали формулу самостоятельно (с умножением на сто), то знака «%» не было!

Пример №2. Решим обратную задачу.Известно, что на складе 45 единиц товара. Так же указано, что продано только 20%. Сколько всего единиц товара продали?

Пример №3 . Попробуем обретенные знания на практике. Мы знаем цену за товар (см. рисунок ниже) и НДС (18%). Требуется найти сумму НДС.

Умножаем цену товара на процент, по формуле B1*18%.

Совет! Не забываем распространить эту формулу на остальные строчки. Для этого хватаем нижний правый угол ячейки и опускаем его до конца. Таким образом мы получаем ответ сразу на несколько элементарных задач.

Пример №4. Обратная задача. Мы знаем сумму НДС за товар и ставку (18%). Требуется найти цену товара.


Прибавляем и вычитаем

Начнем с прибавления . Будем рассматривать задачу на простом примере:

  1. Нам дана цена товара. Необходимо прибавить к ней проценты НДС (НДС составляет 18%).
  2. Если воспользоваться формулой B1+18%, то результат мы получим не верный. Так происходит потому, что нам необходимо прибавить не просто 18%, а 18% от первой суммы. В итоге мы получаем формулу В1+В1*0,18 либо В1+В1*18%.
  3. Потяните вниз чтобы получить все ответы сразу.
  4. На случай если вы воспользуетесь формулой В1+18 (без значка %), то ответы получатся со знаками «%», а результаты – не такими, как нам нужны.
  5. Но эта формула тоже будет работать, если мы поменяем формат ячейки с «процентного» на «числовой».
  6. Число знаков после запятой можете убрать (0) или выставить по своему усмотрению.

Теперь попробуем вычесть процент из числа . Имея знания о прибавлении, вычитание не составит никакой сложности. Работать все будет при помощи подмены одного знака «+» на «-». Рабочая формула будет выглядеть так: В1-В1*18% или В1-В1*0,18.

Теперь найдем процент от всех продаж. Для этого просуммируем количество проданного товара и воспользуемся формулой B2/$B$7.

Вот такие элементарные задачи получились. Кажется все просто, но много людей допускают при этом ошибки.

Делаем диаграмму с процентами

Существует несколько типов диаграмм. Рассмотрим их по отдельности.

Круговая диаграмма

Попробуем создать круговую диаграмму. Она будет отображать проценты продажи товаров. Для начала ищем проценты от всех продаж.

График

Вместо гистограммы можно использовать график. К примеру, для слежки за прибылью гистограмма не подходит. Более уместным будет использование графика. Вставляется график таким же способом как и гистограмма. Необходимо во вкладке «Вставить» выбрать график. На этот график можно наложить еще один. К примеру, график с убытками.

На этом мы заканчиваем. Теперь вы умеете рационально использовать проценты, строить диаграммы и графики в Microsoft Excel. Если у вас возник вопрос, на который статья не ответила, напишите нам . Постараемся вам помочь.