Биографии Характеристики Анализ

Какой город является речным портом пяти морей.

«Москва-порт пяти морей» - высказывание весьма спорное. Хотя если судить по количеству и качеству плавсредств у жителей нашей страны. Название портового города она претендовать всё же может. Москва - город фантастический.

В своём проекте я хочу выяснить смысл выражения «Москва – порт пяти морей».

Задача проекта:

1) Узнать историю названия

2) Узнать какие моря входят в «пять морей»

В Москве нет моря. Однако несмотря ни на что, по сути это верно. В 1933–1937 годах был построен 128-километровый канал имени Москвы, который соединил Москву-реку с Волгой, а через нее – с Белым (через Беломорканал), Балтийским (через Волго-Балтийский канал) и Каспийским морями. А сооружение Волго-Донского канала (1957 год) открыло путь из столицы еще к двум морям – Азовскому и Черному. Вот по этой причине Москву и называют портом пяти морей.

  • История создания Беломорско-Балтийского канала и канала Москва-Волга

Еще по теме:

Африка
Почти вся Африка расположена в низких широтах. Большая часть материка лежит между двумя тропиками. Два раза в году Солнце в этих районах в полдень стоит в зените, а его самое низкое полуденное положение примерно такое же, как в Москве в день летнего солнцестояния. Средние температуры воздуха в летн...

Численность и размещение населения
На 1 января 2009 г. в республике проживает 1296,2 тыс. человек, что составляет 0,9% от общей численности населения страны. В России преобладают субъекты, в которых численность населения варьирует от 1 до 2 млн. человек, к их числу относится и Чувашия. Сельское население в пределах Чувашии размещено...

Физико-географическая характеристика района картографирования
Географическое положение Территория Италии простирается на юг от дуги Альпийских гор и включает обращенные внутрь этойдуги склоны Альп, обширную Паданскую низменность, Апеннинский полуостров, крупные острова Сицилию, Сардинию и многочисленные мелкие острова (Рис 1.1). Рис. 1.1 - Фрагмент политическ...

Многие из нас хотя бы раз в жизни слышали выражение о том, что Москва - порт пяти морей. Но если взять в руки карту Московской области, то никто не найдёт поблизости ни одного моря. Почему же так стали говорить? Начнем по порядку.

Хождение кораблей

В давние времена не существовало ни автомобилей, ни поездов, ни самолетов, а доставлять пищу и другие различные грузы в города нужно было всегда. На помощь пришёл флот. Конечно, корабли в древности были не такие, как сейчас. Сегодня они могут плыть против течения при помощи двигателя, а раньше суда тащили на канатах. Эту работу выполняли лошади. Человек запрягал и вел их по линии берега. Однако лошадям было тяжело, но человеку выполнять такую работу было еще сложнее.

Подтверждением этому факту служит под названием «Бурлаки на Волге». На ней художник изобразил толпу измученных тяжким трудом мужиков-бурлаков, которые тянут корабль на веревках. Их лица сгорели от палящего солнца, лбы покрыты потом, одежда превратилась в клочья от тяжкого труда. Страшно подумать, сколько сил и здоровья было отдано этими людьми для того, чтобы перевезти груз туда, куда необходимо. Порой человеку приходилось таким способом перемещать груженые корабли даже по лесам и лугам для того, чтобы судно продолжило свой путь по реке. С тех пор и пошло выражение, что корабли не плавают, а ходят.

Москвичи знают, что в их области есть городок Волоколамск. Название этого города состоит из двух корней «волок» и «лама». Этот населенный пункт возник именно в том перевалочном месте, где корабль вытаскивали из воды и перетаскивали по земле до русла Волошни. Такое хождение кораблей продолжалось ещё много веков, но в XVIII веке императору Петру Великому пришла в голову мысль о том, чтобы построить специальный канал. Но первое упоминание о порте пяти морей в истории будет еще позже.

Рукотворные реки

Государь Пётр Первый придумал возможность сократить водный путь для корабля. Представьте, что от Москвы до плыть нужно не 200 километров, как автомобилю, а гораздо больше. Всё дело в том, что реки очень извилистые, у них много изгибов и поворотов, поэтому водный путь длиннее, чем автомагистраль.

Наш император придумал выкопать глубокий желоб в тех местах реки, где она очень сильно изгибается, затем закрывать у реки старое русло, не пропуская туда воды, а новый желоб ею наполнять. Вот так идея Петра выпрямила некоторые реки!

И действительно, такая дорога была удобнее и короче прежней. Удивительно, но подобная задумка позволила строить водные пути в тех местах, где их никогда не было. Чтобы человеку не пришлось таскать на себе корабли, достаточно было прокопать глубокий канал, и магистраль для флота была возведена.

Возможно, вы удивитесь, но активный государь всё-таки воплотил в реальность такой проект. Под его руководством был построен Вышневолоцкий канал. соединил две и Цну. Так из Волги корабли попадали в Балтийское море. Порт пяти морей чуть позже возводили аналогичным образом.

Нереализованные планы

Государь Петр Великий в свое время задумал соединить Москву-реку и Волгу. Но этим планам не суждено было исполниться. В XVIII веке император отдал приказ составить смету на строительство, и когда она была подготовлена, ознакомившись с ней, Пётр Первый разочарованно сказал: «Однако!»

Строительство такого канала на тот период оказалось очень дорогим и долгим, так как не было техники, которая могла бы сделать это быстро и без человеческих жертв. А мы с вами все ближе подходим к ответу на вопрос: почему Москву называют портом пяти морей?

Столица хочет пить

Каждый из нас знает, что питьевая вода в кране есть благодаря тому, что город построен на берегах реки. Так было и с Москвой. На пороге ХХ века столица начинает развиваться настолько быстро, что горожане испытывают нехватку чистой воды. Властям города срочно нужно было предпринимать какие-либо меры.

И вот в 1931 году было решено соединить главную реку столицы с Волгой. Только она могла помочь Москве в этой ситуации. На следующий год началось возведение Великого Московского канала. Грандиозная стройка длилась 5 лет, а весной в 1937 году канал был успешно возведен.

Его длина составляла 128 километров. Этой же весной 23 марта Волгу остановили на 3 минуты, а канал заполнили волжской водой. Иваньковское водохранилище наполнилась, 18 апреля вода из Волги напоила столичных жителей!

Оказывается, не все москвичи знают о том, какой длинный путь преодолела вода, которую они пьют.

Москва - город-порт пяти морей

Вот и ответ на вопрос. Открытие канала было в годы правления Иосифа Сталина. Это выражение и прозвучало из уст руководителя советского государства. Смысл этой фразы заключался в том, что после возведения каналов Московского и «Волга-Дон» из главного города по ним можно добраться до:

  • Чёрного моря.
  • Азовского моря.
  • Белого моря.
  • Балтийского моря.
  • Каспийского моря.

Статус «порт пяти морей» можно присвоить не только Москве, но и всем тем городам, у которых есть водное сообщение со столицей. К этим городам можно отнести Углич, Волгоград, Казань и так далее. Генералиссимусу Советского Союза было свойственно возводить подобные масштабные проекты, поэтому сделать порт пяти морей в Москве пришло в голову именно Сталину.


Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Управление городского округа Первоуральск

Тема: «Москва-порт пяти морей»

Ученица 10 «А» класса

Матыкова Дарья Андреевна

Учитель: Кайгородцева Анна Анатольевна

г. Первоуральск, 2011 год.

Введение

Глава 1. История создания

1.1 История создания Беломорско-Балтийского канала и канала Москва-Волга

1.2 Волго-Донской канал

Глава 2. Канал имени Москвы

2.1 Шлюзы канала имени Москвы.

2.2 Состав канала имени Москвы.

Заключение

Приложение

Введение

«Москва-порт пяти морей» - высказывание весьма спорное. Хотя если судить по количеству и качеству плавсредств у жителей нашей страны. Название портового города она претендовать всё же может. Москва - город фантастический.

В своём проекте я хочу выяснить смысл выражения «Москва - порт пяти морей».

Задача проекта:

1) Узнать историю названия

2) Узнать какие моря входят в «пять морей»

В Москве нет моря. Однако несмотря ни на что, по сути это верно. В 1933-1937 годах был построен 128-километровый канал имени Москвы, который соединил Москву-реку с Волгой, а через нее - с Белым (через Беломорканал), Балтийским (через Волго-Балтийский канал) и Каспийским морями. А сооружение Волго-Донского канала (1957 год) открыло путь из столицы еще к двум морям - Азовскому и Черному. Вот по этой причине Москву и называют портом пяти морей.

Глава 1. История создания

1.1 История создания Беломорско-Балтийского канала и канала

Москва-Волга

Ещё в VII веке до нашей эры скифы, населявшие плодородные степи Чёрного и Азовского морей, волоком перетаскивали свои суда через Волго-Донской водораздел. О соединении Чёрного и Каспийского морей мечтал Александр Македонский. Тысячу лет назад киевский князь Игорь, возвращаясь из греческого похода, перешёл "волоком" на Волгу и спустился со своей дружиной к берегам Каспия. Тем же волоком пользовались генуэзские и венецианские купцы. В 1563 году турецкий султан Сулейман, а затем сын его Селим II решили копать "турецкий канал". Эта затея оказалась неудачной. Первая серьёзная попытка создания канала была предпринята на рубеже XVII-XVIII столетий при Петре I. В 1696 году войска Петра освободили Азов от турок. При этом важную роль сыграл Волго-Донской водораздел, через который были переправлены с Волги на Дон лес для строительства военного флота и двадцать тысяч войск. В том же году Пётр решил соорудить канал между Волгой и Доном, рассматривая эту задачу значительно шире, чем просто соединение рек. Был составлен план канала между Камышенкой и Иловлей, начались работы землекопов. Но в 1701 году началась "Северная война" со Швецией, и Пётр вынужден был приостановить строительство. Пройдут столетия, в государстве Российском будут меняться вожди и режимы, но неизменной останется мечта народов о соединении Волги и Дона. Более 30 проектов будут найдены и изучены позднее. Наступила середина XX века, затихли бои в Сталинграде, и наступила весна 1943 года, вместе с первыми строителями в разрушенный Сталинград приехала первая партия геологов и гидростроителей. Работами на трассе руководил Сергей Яковлевич Жук, инженер, директор Гидропроекта, будущий академик и Герой Социалистического труда, опытный и авторитетный специалист, под руководством которого уже были спроектированы и построены известные на весь мир каналы: Беломорск-Балтийский и Москва-Волга. После изыскательных работ и проверки трассы в 1948 году началось грандиозное строительство канала от Волги до Дона. За три с половиной года Волго-Донской судоходный канал длиной 101 километр был построен и введен в эксплуатацию. Было возведено 96 сложных гидротехнических сооружений, из них 13 судоходных шлюзов, 3 насосные станции, 22 судоходных канала, 3 плотины, 17 дамб, 6 поселков для обслуживающего персонала.

1.2 Волго-Донской Канал

Еще одна грандиозная стройка СССР - Волго-Донской канал, соединяющий Волгу и Дон в месте их максимального сближения друг с другом вблизи г. Волгограда. Основным назначением канала являлось воднотранспортное соединение между Москвой -- центром СССР и новыми странами Социалистического блока в Восточной Европе. Первую попытку соединить Волгу и Дон в месте их наибольшего сближения историки относят к середине XVI века. В 1569 турецкий султан Селим II, известный своим походом на Астрахань, направил 22 000 солдат вверх по Дону с целью прорыть канал между двумя реками. Однако, всего спустя месяц турки отступили «с великой бранью», заявив, по словам летописцев, что «даже всем турецким народом тут и за 100 лет ничего не сделать». Вторая известная попытка предпринималась в годы правления Петра I. По плану строительства канал должен был быть прорыт между притоками Волги и Дона, Камышинкой и Иловлей. Начало работ пришлось на 1697 год. Однако в 1701 году внимание Петра I отвлекла Северная война со Швецией. Финансирование было приостановлено.

До 1917 года было создано свыше 30 проектов соединения Волги с Доном. Однако ни одному из них не суждено было реализоваться. В 1920 году правительство страны снова вернулось к проблеме создания канала. Однако проект строительства был создан лишь в середине 1930-х. Реализовать его помешала Великая Отечественная война. В феврале 1948 года, после утверждения схемы Волго-Донского комплекса на заседании Совета Министров СССР, начались земельные работы. Стройка велась силами т. н. «врагов народа» -- политзаключённых, осуждённых по 58 статье действующего в то время Уголовного Кодекса. Канал был построен всего за 4,5 года, что является уникальным сроком в мировой истории гидростроительства. Например, Панамский канал, длиной 81 км, при таком же объёме работ строился 34 года, а Суэцкий канал, длиной 164 километра, строился без малого 11 лет. В ходе строительства было вынуто 150 миллионов кубометров земли и уложено 3 миллиона кубометров бетона. В работах было задействовано 8000 машин и механизмов: шагающие и многоковшовые экскаваторы, землеройные снаряды, мощные скреперы, бульдозеры, автосамосвалы. 31 мая 1952 года в 13 часов 55 минут между 1-м и 2-м шлюзами слились воды Волги и Дона. С 1 июня по каналу уже началось движение судов.

С помощью сети каналов из Москвы можно выйти к пяти морям: Балтийскому, Белому, Каспийскому, Азовскому и Черному. Вопрос соединения Белого моря и Балтийского моря поднимался на правительственном уровне на протяжении многих веков. Впервые идея строительства судоходного канала возникла во время Северной войны и принадлежала царю Петру І, но детально за разработку проекта канала взялись только в XIX веке. Однако все варианты строительства были отклонены царским правительством из-за их высокой стоимости. В 1930-х годах советское правительство обратилось к вопросу строительства канала. Хотя окончательный проект был утверждён в феврале 1932 года, к строительству приступили ещё в конце 1931-го, оно длилось 1 год и 9 месяцев. В рекордно короткие сроки были построены более 100 сложных инженерных сооружений, проложено 2,5 тысячи км железнодорожных путей. Постройка совершалась без современной техники и без поставок от страны. В сооружениях канала применялись главным образом местные недефицитные строительные материалы: дерево, камень, грунт, торф. Строительство велось в основном заключёнными ГУЛАГа, общая численность которых не превышает 126 тысяч человек. Каждый подневольный строитель назывался заключённый каналоармеец, сокращенно «з/к», от чего произошло жаргонное слово «зек». Основным средством влияния на строительство была «котловка», неравное рационирование пайков: чем меньше з/к вырабатывал, тем меньшим был его паёк, а за ударный труд паёк, наоборот, увеличивали. Обычный паёк заключённого-строителя составляли буханка хлеба и баланда из мороженой рыбы.

Глава 2. Канал имени Москвы

2.1 Шлюзы Канала Имени Москвы

Воистину грандиозными сооружениями являются шлюзы Канала им. Москвы, которые находятся в районе Тушино. Канал имени Москвы соединяет реку Москву с Волгой, обеспечивает Москву примерно половиной всей потребляемой питьевой воды. Общая длина канала -- 128 км. Начинается он от Иваньковского водохранилища (близ города Дубна), где находятся шлюз и Иваньковская ГЭС, соединяется с Москвой-рекой в районе Тушино. Первые 74 км канал поднимается по северному склону Клинско-Дмитровской гряды, подъём достигает 38 м. В пределах этого участка -- 5 шлюзов (№ 2 -- 6). Далее канал пересекает волжско-окский водораздел; длина этого участка -- 50 км. Здесь трасса Канала имени Москвы проходит через ряд водохранилищ (при следовании к Москве -- Икшинское, Пестовское, Пяловское, Клязьминское и, наконец, Химкинское); 19,5 км длины канала составляет путь по водохранилищам. Основная судоходная трасса канала оканчивается у Северного речного вокзала и Северного речного порта Москвы.

На последнем участке (самом коротком, длиной 3 км) канал спускается на 36 м к руслу реки Москвы; здесь расположены два шлюза -- № 7 и № 8, между которыми канал проходит по искусственной насыпи (в частности, над Волоколамским шоссе). (Рис.5)

2.2 Состав Канала Имени Москвы

В составе канала имени Москвы -- более 240 различных гидротехнических сооружений. Сооружения канала создают замечательный архитектурный ансамбль; каждый шлюз имеет особый облик. Башни шлюзов имеют завершения в виде декоративных надстроек или скульптур. Крупнейшим сооружением канала имени Москвы является Северный (Химкинский) речной вокзал, построенный по проекту А.М. Рухлядева, В.Ф. Кринского и др. Знаменита так же звезда на шпиле Речного вокзала. До 1935 года правительство СССР работало в Кремле под сенью старорежимных двуглавых орлов. Только после принятия сталинского Генерального плана реконструкции Москвы их решили заменить пятиконечными звездами. Огромные металлические звезды решили покрыть позолотой и украсить полудрагоценными камнями. В результате звезды оказались слишком большими, а самоцветы быстро потускнели и перестали сверкать в лучах прожекторов. Уже в 1937 году их сняли и заменили ныне существующими -- из двухслойного рубинового стекла. Они украшают башни Кремля и по сей день. Из первых кремлевских звезд сохранилась только одна -- она перенесена на шпиль Северного речного вокзала. Самоцветов на ней давно нет -- их растащили вороны и галки. Шпиль, на который установлена звезда, тоже особенный, по идее он раздвигается, словно подзорная труба, поднимая звезду выше для обозначения периода навигации. Но за всю историю его раздвигали лишь дважды.

Есть даже музей Канала им. Москвы, но попасть туда можно только по записи. (Рис.7, 8)

Заключение

Москву принято называть портом пяти морей. Это значит, что из столицы любой желающий может добраться до Белого, Чёрного, Каспийского, Азовского или Балтийского моря. Это стало возможно благодаря каналу имени Москвы, которой соединяет Москву-реку с Волгой глубоководным путём. Строго говоря, дальние речные пути существовали и раньше, Москва-река связана с Окой, Ока с другими российскими реками. Но обе реки достаточно мелкие, что не позволяет использовать их в качестве основных судоходных путей для современных теплоходов. Путешествовать, таким образом, могут, например, туристические двухпалубные теплоходы с небольшой осадкой. Остальные суда следуют через канал Москва-Волга.

После рассмотрения задач и целей, я могу сказать уверенно, что Москва - порт пяти морей. Я узнала как строился Канал имени Москвы, как выстраивались Шлюзы и т.д.

Порт пяти морей - это некий символ Москвы. Но по рекам и каналам действительно из Москвы можно добраться до Белого, Каспийского, Чёрного, Азовского и Балтийских морей.

Я бы очень хотела побывать в Москве и доплыть от туда до какого либо моря.

москва канал шлюз море

Приложение

Рис.1. Речной вокзал (является одним из символов «Москва-порт пяти морей»)

Рис.2. С 1947 года канал называется "канал имени Москвы"

Рис.3. Начиная с 60-х гг. XX в. про Москву с гордостью говорят, что она Порт пяти морей

Рис.4. Шлюзы Канала Имени Москвы

Рис.5. Северный вокзал

Рис.6. Музей

Рис.7. Музей

Рис.8. Карта

Подобные документы

    Мечта народов о соединении Волги и Дона. Канал имени Москвы и управление шлюзами. Шлюзы Канала имени Москвы. Южный и Северный речные вокзалы. Строительство Волго-Донского судоходного канала. Воднотранспортное соединение между Москвой и странами в Европы.

    презентация , добавлен 19.05.2011

    Характеристика одного из выдающихся памятников гидротехнической архитектуры XIX в. – Августовского канала, соединившего реки Неман и Висла. История сооружения Огинского канала. Строительство и реконструкция Днепровско-Бугского канала. Описание р. Муховец.

    эссе , добавлен 15.11.2013

    Географическое положение Московской области. Герб города Москвы. Постоянный рост населения Москвы. Приток населения из других регионов. Железнодорожный транспорт. Красная Площадь, Собор Василия Блаженного, Монумент Победы. История Воробьёвых Гор.

    презентация , добавлен 12.05.2014

    Роль Москвы как центра и столицы русской национальной культуры. Особенности географического положения Москвы, его благоприятное влияние на судьбу города. Памятники истории и архитектуры. Планировка Москвы и ее границы, население и инфраструктура города.

    практическая работа , добавлен 13.04.2012

    История Москвы. Географическое положение. Население. Достопримечательности. Московский Кремль. Мавзолей Ленина. Промышленность. Экологические проблемы и их решения.

    реферат , добавлен 12.01.2004

    Москва - крупнейший в России и один из важнейших в мире политический, промышленный, научный и культурный центр. Особенности климата, геологическое строение и рельеф Москвы. Причины истощения водных запасов. Особенность структуры населения города.

    презентация , добавлен 23.05.2012

    Москва: от Кремля до Мытищ. Москва и вечные вопросы. Транспорт - пульс Москвы. Проблема экологии. Глобализм процесса разрастания агломераций особенно нагляден на примере развивающихся стран.

    реферат , добавлен 21.04.2003

    Необыкновенное подводное озеро в Австрии. Вечный огонь маяка Маре во Франции. Постройка канала шейхом Хамадом. Японские плавучие аэропорты и красота Национального парка Плитвецкие озера в Хорватии. Солевые скульптуры в Польше. Незабываемые места Индии.

    презентация , добавлен 06.04.2011

    Флаг, герб и гимн города Москвы. Динамика коэффициента естественного прироста (убыли) населения. Расчет показателей рождаемости и смертности. Построение графика миграционного прироста. Возрастно-половая структура населения Москвы в 2002 и 2010 гг.

    презентация , добавлен 11.10.2013

    Географическое положение Африки. Расположение материка по отношению к экватору и начальному меридиану. Тепловые пояса материка: северный усеренный, тропический, южный умеренный. Океаны и моря, омывающие Африку. История строительства Суэцкого канала.

Москву, столицу Российской Федерации, один из крупнейших и красивейших мегаполисов в мире, называют множеством различных наименований. Это и «Столица», это и «Третий Рим», и «Златоглавая», и «Белокаменная», но существует и еще одно наименование, которое свойственно Москве. И сегодня мы разберемся в его происхождении, ответив на вопрос о том, почему говорят, что Москва – порт пяти морей.

В Москве нет морей

И действительно, взглянув на карту Москвы или России, становится предельно очевидно, что столицу РФ не омывает пять морей. Мало того, мегаполис не омывается ни 4-мя, ни даже 2-мя морями, их вовсе нет вокруг города.

Из водоемов в столице есть разве что Москва-река, несколько водохранилищ и озер. Однако, как мы уже сказали, ни одного намека на моря.

Возникновение выражения

Итак, но кто же ввел такое сомнительное название для столицы России, которое прижилось и находится в обиходе и по сей день? А придумал его никто иной, кроме как Иосиф Сталин. Именно генералиссимус СССР стал тем человеком, который впервые произнес данное название, тем самым, сделав его одним из неофициальных имен столицы России.

Почему Москву называют портом пяти морей

Данное название было озвучено Сталиным еще в 1936 году, и это событие было приурочено к открытию водного канала, получившего наименование «Москва-Волга». К слову, спустя годы данный канал был переименован и сегодня известен, как Канал имени Москвы.

Дело в том, что строительство данного канала обеспечило соединение Москвы-реки с другой крупной рекой – с Волгой. А появление данной развязки, в результате, повлияло и на то, что с 1936 года из Москвы появилась прямая водная дорога сразу до пяти различных морей.

Речь идет о следующих морях:

  • Азовское;
  • Черное;
  • Каспийское;
  • Белое;
  • Балтийское.

Таким образом, столица России, не омываемая ни одним водоемом морских масштабов, получила такое неофициальное, но очень красивое название, как «Порт пяти морей». Стоит отметить, что Сталин славился умением давать красивые и гласные наименования различным объектам, которые оставляли место в истории и используются и по сей день.

Примечательно, что сама идея проекта, направленного на соединение Волги и Москвы-реки, вынашивалась не один век, ведь еще Петр 1-ый задумывал подобную операцию, однако на этом этапе истории данный проект реализовать было невероятно сложно, следовательно – этого и не произошло.

Все, наверняка, слышали выражение:
"Москва - порт 5 морей".

пишет nosikot в

Это наша "классика", появилась в результате


реализации обширного строительства гидротехнических сооружений в ходе реализации программы создания Единой глубоководной системы в западной части России (кстати, последние годы вследствии климатических аномалий с ней не "все в порядке").
Так вот классика классикой, а логики то НЕТ!
По списку:
Балтийское, Белое, Каспийское, Азовское и Черное моря - вроде бы 5, НО:
Каспийское - озеро, а в Черное попадаешь через Азовское, если продолжать, то дальше то идут Мраморное и Средиземные моря (а у этого еще целый выводок своих "вассальных" морей, для нас начиная с Эгейского) - причем через "наше всё" - Черноморские Проливы!
Из Балтики через не менее важные стратегически для нас Проливы попадаем в Северное море, а через Горло Белого моря - в Баренцево.
А дальше что - дальше океаны - Атлантический и Северный Ледовитый - до Индийского и Тихого, правда, от Москвы далековато!
Но вот морей столице точно можно дюжины две приписать по такой логике - и пару океанов...

=============================
Перепост всего текста

Скопируйте весь текст в рамке и введите его в поле HTML-редактора у себя в ЖЖ, войдя туда через кнопку "Новая запись". И не забудьте внести название в заголовок и нажать на кнопку "Отправить в...".

Html">Москва - порт ПЯТИ морей - почему именно 5 ?! Москва вообще порт всех океанов! Все, наверняка, слышали выражение: "Москва - порт 5 морей".

пишет в Москва - порт ПЯТИ морей - почему именно 5 ?! Москва вообще порт всех океанов! Это наша "классика", появилась в результате реализации обширного строительства гидротехнических сооружений в ходе реализации программы создания Единой глубоководной системы в западной части России (кстати, последние годы вследствии климатических аномалий с ней не "все в порядке"). Так вот классика классикой, а логики то НЕТ! По списку: Балтийское, Белое, Каспийское, Азовское и Черное моря - вроде бы 5, НО: Каспийское - озеро, а в Черное попадаешь через Азовское, если продолжать, то дальше то идут Мраморное и Средиземные моря (а у этого еще целый выводок своих "вассальных" морей, для нас начиная с Эгейского) - причем через "наше всё" - Черноморские Проливы! Из Балтики через не менее важные стратегически для нас Проливы попадаем в Северное море, а через Горло Белого моря - в Баренцево. А дальше что - дальше океаны - Атлантический и Северный Ледовитый - до Индийского и Тихого, правда, от Москвы далековато! Но вот морей столице точно можно дюжины две приписать по такой логике - и пару океанов...

=============================